Рассказывая читателю почти анекдотичную историю с красноречивым

(1)Мой дядя Пётр Демьяныч как-то, собираясь в гимназию, где он преподавал латинский язык, заметил, что переплёт его синтаксиса изъеден мышами.

— (2)Прасковья, — сказал он, обращаясь к кухарке. — (3)У нас мыши завелись?

— (4)А что ж мне делать? – ответила Прасковья.

— (5)Кошку бы ты завела, что ли…

— (6)Кошка есть; да куда она годится?

(7)И Прасковья указала на угол, где около веника, свернувшись калачиком, дремал худой, как щепка, белый котёнок.

— (8)Отчего же не годится? — спросил Пётр Демьяныч.

— (9)Молодой ещё и глупый. (10)Почитай, ему ещё и двух месяцев нет.

— (11)Так его приучать надо, воспитывать!

(12)Возвращаясь из гимназии, дядюшка зашёл в лавку и купил мышеловку. (13)За обедом он нацепил на крючок кусочек котлеты и поставил западню под диван. (14)Ровно в шесть часов вечера под диваном вдруг раздалось «хлоп!».

— (15)Ага-а! – пробормотал Пётр Демьяныч, достав мышеловку, и так злорадно поглядел на крошечную мышь, как будто собирался поставить ей единицу. — (16)Пойма-а-алась, по-одлая! (17)Прасковья, неси-ка сюда котёнка!

— (18)Сича-ас! — отозвалась Прасковья и через минуту вошла, держа на руках потомка тигров.

— (19)Отлично! — забормотал Пётр Демьяныч, потирая руки. — (20)Ставь его против мышеловки… (21)Вот так…

(22)Котёнок удивлённо поглядел на дядю, на мышь, с недоумением понюхал мышеловку, потом, испугавшись яркого лампового света и человеческого внимания, на него направленного, рванулся и в ужасе побежал к двери.

— (23)Стой! — завопил дядя, хватая его за хвост. — (24)Стой, подлец этакий! (25)Мыши, дурак, испугался! (26)Гляди: это мышь! (27)Гляди же! (28)Ну? (29)Гляди, тебе говорят!

(30)Пётр Демьяныч взял котёнка за шею и потыкал его мордой в мышеловку.

— (31)Гляди, стервец! (32)Возьми-ка его, Прасковья, и держи против дверцы… (33)Как выпущу мышь, ты его тотчас же выпускай!

(34)Дядюшка придал своему лицу таинственное выражение и приподнял дверцу… (35)Мышь нерешительно вышла, понюхала воздух и стрелой полетела под диван… (36)Выпущенный котёнок задрал вверх хвост и побежал под стол.

— (37)Ушла! (38)Ушла! — закричал Пётр Демьяныч, делая свирепое лицо. — (39)Мерзавец! (40)Постой же…

(41)Дядюшка вытащил котёнка из-под стола и потряс его в воздухе.

— (42)Каналья этакая… — забормотал он, трепля его за ухо. — (43)Вот тебе! (44)Вот тебе! (45)Будешь другой раз зевать? (46)Ккканалья…

(47)На другой день котёнка, после вчерашнего оскорбления забившегося под печку и не выходившего оттуда всю ночь, дядюшка снова взялся воспитывать — но история повторилась: после открытия дверцы мышь убежала, котёнок же, почувствовав себя на свободе, сделал отчаянный прыжок от мучителей-воспитателей и забился под диван.

(48)Во время третьего урока котёнок при одном только виде мышеловки и её обитателя затрясся всем телом и поцарапал руки Прасковьи… (49)После четвёртого (и последнего) неудачного урока дядюшка вышел из себя, швырнул ногой котёнка и сказал:

— (50)Ни к чёрту не годится!

(51)Прошёл год. (52)Тощий и хилый котёнок обратился в солидного и рассудительного кота. (53)Однажды, пробираясь задворками, он вдруг услыхал шорох, а вслед за этим увидел мышь… (54)Мой герой, будто припомнив дядюшкино воспитание, ощетинился, зашипел и, задрожав всем телом, малодушно пустился в бегство.

(55)Увы! (56)Иногда и я чувствую себя в смешном положении бегущего кота. (57)Подобно котёнку, в своё время я имел честь учиться у дядюшки — латинскому языку. (58)Теперь, когда мне приходится видеть какое-нибудь произведение классической древности, то вместо того, чтоб жадно восторгаться, я начинаю вспоминать жёлто-серое лицо дядюшки, его крики, бледнею, волосы мои становятся дыбом, и, подобно коту, я ударяюсь в постыдное бегство.

История №-10031119

Данная история не для утонченного читателя. Рассказали мне ее работяги
одного металлургического завода, так что сделаем скидку на их
неизысканные нравы. Думаю, что она правдива, поскольку выдумать такое
под силу, наверное, только писателю Владимиру Сорокину.
Работали в смене два закадычных друга, назовем их Толя и Вася. Толя
начитанный, смекалистый парень и хороший психолог, а Вася, наоборот,
простодушный и туповатый, вот только спорить любит до потери остатков
разума. Естественно, что все споры заканчивались его проигрышем,
особенно с другом Толей. И вот как-то Толя подбрасывет Васе следующий
мотив: «А спорим, говорит, ты мне не сможешь в рот наср@ть». Тот
отвечает: «Конечно, не смогу, разве только связать тебя так, чтобы ты не
шевелился». «Да нет, говорит Толя, я спокойно лягу на спину и гарантирую
полную неподвижность всех своих конечностей». Короче говоря, заспорили
они на солидную сумму, а Вася в предвкушении неотвратимой победы сделал
суть спора достоянием всей смены. Заинтригованные работяги тут же
подключились и сколотили тотализатор, причем Вася настоял, чтобы процент
от банка достался победителю. Назначили день и время «Ч» — ближайший
выходной и договорились совместить шоу с пикником на природе. Вася
занялся серьезными приготовлениями, много кушал и не справлял большую
нужду — в общем, копил в себе это. Пришло время, собрались они все (смена
— человек сорок, не меньше) на пленэре, выпили как полагается, Вася еще
раз хорошенько заправился. Подошел кульминационный момент — работяги
оформили тесный круг заинтресованных рож, в центр которого на спину
ложится Толя. Еле терпящий позывы Вася снимает штаны и устраивается
покакать прямо в рот несчастному Толе. Но тут происходит следующее…
Абсолютно неподвижный Толя тихонечко начинает выдувать тонкую струйку
воздуха прямо в анус своего друга. От холода мышцы ануса рефлекторно
сжимаются и предотвращают любую попытку опорожнить кишечник, даже ценой
неимоверных усилий мышц пресса бедолаги Васи. По словам умиравших от
хохота работяг, сцена продолжалсь минут десять, после чего Вася был
вынужден признать свое очередное поражение. Вот как бывает, оказывается,
знать анатомию и физиологию полезно и в быту.

Слово педагога

Работа над речевыми

ошибками. Лексические

нормы языка.

» В е р н е й ш и й

с п о с о б

узнать

человека

его

умственное

развитие,

его

моральный

облик,

его

характер – прислушаться

к тому, как он говорит».

(Лихачев Д.С.)

Д.С.Лихачев

Действительно, через язык выражается вся

сущность человека: его мысли, чувства, воля,

дела.

Перефразировав известную пословицу,

можно сказать: встречают по одёжке, а

провожают по уму, выраженному через слово.

Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с

горечью осознаёшь: мы живём в век речевого

бескультурья…

Можно ли сегодняшним школьникам

изменить ситуацию?

Да, лаконичная, грамотная, ясная речь – это не талант от

рождения, а результат долгой и плодотворной работы над

собой.

В современном обществе хорошо развитая речь

способствует обретению индивидуального стиля,

карьерному росту.

Успех переговоров и любых деловых контактов во

многом зависит от того, насколько вы владеете искусством

слова, своим языком.

Основные понятия

Эпиграф – это цитата, помещаемая во главе сочинения или её

части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему

автора.

Эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек

Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка

после них не ставится.

Интеллект -мыслительная способность, умственное начало у

человека. Высокий интеллект, интеллектуальные способности.

Нравственность — внутренние, духовное качества, которыми

руководствуется человек, этические нормы; правила

поведения, определяемые этими качествами

Хорошая речь – показатель

интеллектуального и нравственного развития

человека.

Д.С. Лихачев

Задание № 1:

1.Объяснить постановку тире, определить вид

сказуемого.

2.Объяснить трудные орфограммы в словах

3.Объяснить лексическое значение слов

«интеллектуального», «нравственного»

Вывод: Автор хотел подчеркнуть значимость умения правильно и

грамотно говорить.

Что такое тезис?

Тезис – это положение, утверждение, которое затем доказывается

в рассуждении.

Какова схема рассуждения?

Хорошая речь – показатель интеллектуального и

нравственного развития человека.

Схема построения текста – рассуждения.

1 Вступление

2 Тезис (основная мысль, которая будет доказываться)

3.Аргументы (доказательства):

а) доводы;

б) примеры, случаи, факты, цифры;

в) мнения авторитетных людей, цитаты.

4. Вывод.

Паронимы — слова, похожие по звучанию, близкие по значению или

частично совпадающие в своем значении.

Задание. Выберите одно из двух слов, данных в скобках.

При необходимости обращайтесь к словарю.

Часть1

Концертный (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

Часть2

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто

Какие ошибки называются

речевыми?

Речевая ошибка – это нарушение лексических норм,

то есть норм словоупотребления и лексико –

семантической сочетаемости слова

(повторы; употребление слова иной стилевой окраски;

употребление слова в несвойственном ему значении…)

Виды речевых ошибок

1.Употребление слова в несвойственном ему значении

2. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов.

3. Неудачное употребление местоимений

4. Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох;

неуместное употребление канцелярита (канцеляри́

т — канцелярско-бюрократический

стиль речи ), экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики,

жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов.

5. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

6.Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при

построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно

организованном контексте

7. Нарушение лексической сочетаемости

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

9. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

10. Неоправданное повторение слова

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

12.Употребление лишних слов, лексическая избыточность

Задание

Выберите один из вариантов, который вы считаете

правильным. Объясните, почему этот вариант лучше другого.

1.Он учился в музыкальной

консерватории.

1.Он учился в консерватории

2. Налицо разбазаривание

государственного имущества.

2. Налицо незаконное

разбазаривание

государственного имущества.

3.Перед смертью он долго болел

3.Перед своей смертью он

долго болел

4.Состоялся обмен имеющимся

опытом.

4.Состоялся обмен опытом.

5. Они окончательно закончили

работу

5.Они закончили работу

Задание № 4

Исправить речевые ошибки,

классифицировать их и записать в

исправленном виде.

1.Мы были шокированы прекрасной игрой

футболистов.

2.Смуглолицая молодая девушка вошла в

горницу. 3.Писатель ярко описывает события

того дня.

4.Анна Сергеевна и князь поехали венчаться

в загс.

1.Мы были шокированы прекрасной

игрой футболистов.

Мы были шокированы прекрасной игрой

футболистов (удивлены)

Употребление слова в несвойственном

ему значении.

Шокировать — приводить в смущение

компрометирующим поведением,

несоблюдением общепринятых норм

приличия.

2. Писатель ярко описывает события

того дня.

Писатель ярко описывает события того

дня. (Автор)

Повторение однокоренных слов в одном

предложении (тавтология)

4.Анна Сергеевна и князь поехали

венчаться в загс.

Анна Сергеевна и князь поехали венчаться в загс.

Смешение лексики разных исторических эпох.

Задание

Скорректируйте представленные

примеры и запишите исправленный

вариант.

Примеры

Исправленный вариант

1.Если мы обратимся к творчеству

Толстого, то

и там можно найти происки

патриотизма

2.Вряд ли это можно считать

эффектным способом решения проблемы

3.В конечном предложении автор

подводит итоги

4.Не следует слишком зацикливаться на

своих проблемах.

5.Астафьев то и дело прибегает к

употреблению метафор и олицетворений

6.По ящику сейчас показывают

одни разборки

7.Книги занимают очень важную

роль в жизни человека

8.Сегодня прейскурант цен можно

увидеть в любом кафе

9.Писатель мастерски описывает

своего героя; В своём рассказе

автор рассказывает о событиях

войны

10.В прочитанном мною тексте автором

поднимается проблема патриотизма.

Автор очень ярко, точно и смело

рассказывает о героизме солдат. Позиция

автора мне близка и понятна.

11.Когда началась война, его отправили

на фронт. Когда он оказался на фронте,

он командовал ротой солдат.

12.Данный текст написал В.Белов. В нём

поднимается важная проблема.

Проверка задания № 6.

Примеры

Исправленный вариант

1.Если мы обратимся к творчеству

Толстого, то

и там можно найти происки

патриотизма (вместо

слова происки («интриги») следовало

использовать существительное

примеры)

(Употребление слова в

несвойственном ему значении)

Если мы обратимся к творчеству

Толстого, то и там можно

найти примеры патриотизма.

2.Вряд ли это можно считать

эффектным способом решения

проблемы.(правильно эффективным)

(Неразличение оттенков значения,

вносимых в слово приставкой и

суффиксом)

Вряд ли это можно считать

эффективным способом решения

проблемы)(стр.252 тесты

Зелёный сб.)

3.В конечном предложении автор

подводит итоги (правильно: в

последнем)

(Неразличение синонимичных слов)

В последнем предложении автор

подводит итоги

4.Не следует слишком

зацикливаться на своих проблемах.

(Употребление слов иной стилевой

окраски)

Не следует слишком

погружаться в свои проблемы

5.Астафьев то и дело прибегает к

употреблению метафор и олицетворений

(Неуместное употребление эмоционально

–окрашенных слов и фразеологизмов)

Астафьев часто прибегает

к употреблению метафор и

олицетворений

6.По ящику сейчас показывают одни

разборки

(Неоправданное употребление

просторечных, жаргонных слов)

По телевизору сейчас

показывают одни

7.Книги занимают очень важную роль в

жизни человека

(правильно: играют важную роль или

занимают важное место)

(Нарушение лексической сочетаемости)

Книги играют важную

роль в жизни человека

8.Сегодня прейскурант цен можно

увидеть в любом кафе (слово

прейскурант означает «справочник

цен»)

(Употребление лишних слов, в том

числе плеоназм)

Сегодня прейскурант

можно увидеть в любом

кафе

9.Писатель мастерски описывает

своего героя; В своём рассказе автор

рассказывает о событиях войны

(Употребление рядом или близко

однокоренных слов (тавтология))

Писатель мастерски

показывает своего героя; В

своём рассказе автор

повествует о событиях

войны

10.В прочитанном мною тексте автором

поднимается проблема патриотизма.

Автор очень ярко, точно и смело

рассказывает о героизме солдат. Позиция

автора мне близка и понятна.

(Неоправданное повторение слова)

В прочитанном мною тексте

автором поднимается проблема

патриотизма. Он очень ярко,

точно и смело рассказывает о

героизме солдат. Позиция

публициста мне близка и

понятна

11.Когда началась война, его отправили

на фронт. Когда он оказался на фронте,

он командовал ротой солдат.

(Бедность и однообразие

синтаксических конструкций)

Когда началась война, его

отправили на фронт и назначили

командиром роты солдат.

12.Данный текст написал В.Белов. В нём

поднимается важная проблема.

(Неудачное употребление

местоимений)

Данный текст, в котором

поднимается важная проблема,

написал В.Белов.

Задание. Лингвистический анализ текста

Отрывок из рассказа М.М.Зощенко «Аристократка».

(1)А денег у меня – кот наплакал.

(2) Самое большое, что на три пирожных.

(3) Она кушает, а я с беспокойством по карманам

шарю…

(4) А денег – с гулькин нос.

(5) Съела она с кремом, цоп другое.

(6) Я аж крякнул…

(7) Взяла меня этакая буржуйская стыдливость.

(8) Дескать, кавалер, а не при деньгах…и говорю:

(9) – Не пора ли нам в театр сесть?…

(10) А она говорит:

(11) – Нет.

(12) И берёт третье.

(13) Я говорю:

(14) – Натощак – не много ли? (15) Может

вытошнить.

(15) А она:

(16) – Нет, говорит, мы привыкшие.

(17) И берёт четвёртое.

(18) Тут ударила мне кровь в голову.

(19) — Ложи, говорю, взад!

(20) А она испужалась. (21) Открыла рот, а во рте

зуб блестит…

(22)Положила она назад. (23) А я говорю хозяину:

(23) – Сколько с нас за скушенные три пирожные?

(24) А хозяин держится индифферентно – ваньку

валяет.

Задания по тексту:

1.Найдите предложения, в которых допущены

нарушения лексических и синтаксических норм

русского языка.

2.Укажите стиль текста. Поясните ответ.

3.Какие средства выразительности используются в 1,

4, 24 предложениях? Дайте толкование их значения.

4.Что можно сказать о герое данного отрывка? Каков

его облик, характер? Ответ подтвердите примерами

из текста.

Вопрос. Что такое лексические нормы ?

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила

использования и сочетания слов в речи.

Существуют лексические нормы в аспекте точности.

Лексические нормы, регулирующие аспект точности, предписывают

избегать речевых ошибок – нарушений лексических норм.

Рассмотрим кратко, каковы эти основные речевые ошибки.

1.Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость

слов – это способность слов соединяться друг с другом. Например, есть

слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана:

черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый

друг.

2.В некоторых других случаях мы невнимательны к лексическому

значению слов, которые мы соединяем в словосочетание. Например, беседа

прочитана (это же устный жанр!), вместо: беседа проведена, прочитана

книга / лекция.

3. Смешение паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие

по значению (останки – остатки)

4. Неточность словоупотребления. Точность словоупотребления –

правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением.

Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о

значении слова, либо не принимает это значение во внимание. Например:

Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена).

5. Использование плеоназмов. Плеоназмы – слова, близкие по смыслу и

поэтому логически лишние. Например: Смелый и храбрый человек (вместо:

смелый человек) – это явный, открытый плеоназм.

6. Тавтология. Тавтология – повторение однокоренных или одинаковых слов.

Например: организовать организацию, изобразить образ.

7. Речевая недостаточность. Речевая недостаточность – немотивированный

пропуск слов в ущерб содержанию высказывания. Например: В кабинете

висят русские писатели (вместо: В кабинете висят портреты русских

писателей). Все эти речевые нарушения лексических языковых норм

появляются не только в результате плохого знания языка, но и в результате

небрежного отношения к слову, невнимательности.

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила

построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими

нормами они формируют грамматические нормы.

Лингвистический анализ текста

Ответ на задание 1 Ошибки подчёркиваются, комментируются и исправляются. Затем

отмечаются и особенности разговорного стиля речи (см. следующие задания)

(1)А денег у меня – кот наплакал. (фразеологизм)

(2) Самое большое, что на три пирожных. (нарушение синтаксической

нормы) Исправленный вариант. Хватит на три пирожных

(3) Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю…(Разная

стилевая окраска слов)

(4) А денег – с гулькин нос. (фразеологизм) (лишний повтор, об этом уже

говорилось в1 предложении)

(5) Съела она с кремом, цоп другое.(разговорный стиль)

(6) Я аж крякнул…(разговорный)

(7) Взяла меня этакая буржуйская стыдливость.(

Нарушение лексической

сочетаемости слов)

(8)(разг.)Дескать, кавалер, а не при деньгах (жаргонные слова)

(правильно без денег, нарушение синтаксической нормы)…и говорю:

(9) – Не пора ли нам в театр сесть?..(нарушение лексической

сочетаемости)

(10) А она говорит:

(11) – Нет.

(12) И берёт третье.

(13) Я говорю:

(14) – Натощак – не много ли? (15) Может вытошнить.(разг., правильно:

стошнить

,

неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой)

(15) А она:

(16) – Нет, говорит, мы привыкшие (разг., правильно: привыкли)

(17) И берёт четвёртое.

(18) Тут ударила мне кровь в голову

.(

фразеологизм, неверный порядок слов, нужно:

кровь ударила мне в голову)

(19) — Ложи, говорю, взад! (употр. просторечных слов) (клади,назад)

(20) А она испужалась.(разг., правильно: испугалась) (21) Открыла рот, а

во рте зуб блестит…(просторечн)

(нарушение синтаксической нормы, правильно:

во рту)

(22)Положила она назад.

(мороженое)(нарушение лексической нормы, речевая

недостаточность)

(23) А я говорю хозяину

: (спрашиваю хозяина)

(23) – Сколько с нас (разг) за скушанные три пирожные?

за три пирожных

(нарушение синтаксической нормы)

(разные стили)

(24) А хозяин держится индифферентно – ваньку валяет.(разг

) (

слово

индифферентно научного стиля, смешение стилей)

Задание 2 Укажите стиль текста. Поясните ответ.

Учащиеся Стиль текста — разговорный

Речевая ситуация: Диалог

Где ? н/о

С какой целью? общение.

Задание 3 Какие средства выразительности используются в 1, 4, 24

предложениях? Дайте толкование их значения.

Ответ учащихся:

(1)А денег у меня – кот наплакал (разг) (фразеологизм)= мало.

(4) А денег – с гулькин нос (разг)(фразеологизм)= мало.

(24) А хозяин держится индифферентно (книжн., научн. стиль)–

ваньку валяет.(разг. фразеологизм) (используется разностилевая

лексика)

Учащиеся объясняют значение слов индифферентный и

фразеологизма ваньку валять, пользуясь Толковым и

Фразеологическим словарями.

Значения слов

Индифферентный — 1. Не проявляющий интереса к

кому-л., чему-л.; равнодушный, безучастный,

безразличный. // Выражающий равнодушие, безучастие,

безразличие.

2. Не оказывающий влияния, воздействия на кого-л., что-

л., не вступающий в контакт с кем-л., чем-л.

3. устар. Не представляющий интереса, не вызывающий

интереса к себе.

Ваньку валять- дурачиться, поясничать, потешать

глупыми выходками.

Задание 4

Учитель.

Наш

урок

мы

начали

со

слов

Д.С.Лихачёва:

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие,

его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как

он говорит». Что можно сказать о герое данного отрывка? Каков

его облик, характер? Ответ подтвердите примерами из текста.

Ответ учащегося.

На мой взгляд, герой обладает чувством юмора, пытается

рассказать интересно:

«…- 6) Я аж крякнул… (7) Взяла меня этакая буржуйская

стыдливость. (8) Дескать, кавалер, а не при деньгах…и говорю:

(9) – Не пора ли нам в театр сесть?..»

У него яркая, выразительная речь: «(1)А денег у меня – кот

наплакал.»

Но при этом рассказчик допускает речевые и

грамматические ошибки (мы их разбирали), он недостаточно

образованный, ему не хватает слов, чтобы выразить чувства и

эмоции.

Рефлексия

Задание № 9. Составьте синквейн по теме «Речевые ошибки»

Синквейн — это пятистрочье. Составляется по определённому

принципу:

1строка – существительное,

2строка – два прилагательных к данному существительному,

3 строка – три глагола к данному существительному,

4 строка – смысловое предложение,

5 строка – эмоциональное отношение.

Вариант синквейна:

Речевые ошибки.

Устные, письменные.

Учимся говорить, писать и исправлять.

Кропотливая работа над речевыми

ошибками помогает сформировать

правильную речь – показатель

интеллектуального и нравственного

развития человека.

Проблема современности

Задание № 10

Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера.

Какую проблему поднимает поэт?

Что вы думаете о будущем русского языка?

Свой ответ проиллюстрируйте.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

Ученики. Александр Кушнер, думается, поднимает

важную проблему современности.

Он задумывается о том, как будет проходить

процесс развития русского языка в XXI веке.

В стихотворении заучит тревога: «Русский язык,

как латынь, постепенно сойдёт на нет»

И одновременно поэт предостерегает, что можно

потерять самобытность и красоту русского языка:

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

(оценок: 1, среднее: 5,00 из 5)

О человеке можно узнать многое благодаря его почерку. Графологический анализ рукописных текстов позволяет ученым узнать особенности характера личности. Сопоставляя объективные и субъективные факторы формирования почерка (внешние условия и особенности системы движений каждого человека), специалисты могут составить целостную характеристику личности. Мы не претендуем на научный анализ почерка писателей, однако надеемся, что вам будет интересно посмотреть на их рукописи.

У Льва Толстого, к примеру, почерк настоящего врача. На странице с трудом можно разобрать хоть что-то. Возможно, Лев Николаевич просто настолько быстро писал? Гипотеза вполне реальная, если учесть объем его произведений.

Почерк Толкиена напоминает изящные эльфийские письмена. Профессор, к тому же, писал очень аккуратно.

Рукописи Александра Пушкина выглядят очень красиво. Настолько красиво, что прочесть текст практически невозможно.

Интересно, Владимир Набоков сам понимал свои правки? Или работа с рукописями доставалась исключительно его жене? В любом случае, прочесть и понять текст на этой странице очень тяжело.

Эта рукопись принадлежит Францу Кафке. Что ни говори, а не нужно быть специалистом, чтобы описать характер человека с таким почерком.

Почерк вспыльчивого Эрнеста Хемингуэя спокойный и опрятный. От него, как и от произведений, веет легкостью.

Издатели, наверное, не раз благодарили Сергея Есенина за его разборчивый почерк.

Абсолютно простым и понятным почерком писал Эдгар Аллан По.

Маленькие буковки, много «воздуха» между строками – это Виктор Гюго.