Рассказать о доме

Сочинение Мой дом

Чтобы правильно раскрыть тему сочинения, можно сначала прочитать варианты работ других школьников, которые получили задание на уроке литературы и русского языка написать сочинение «Дом моей мечты». Вот что пишет школьник про свой идеальный дом и семью.

Мне всегда хорошо и приятно находиться в своём доме. Здесь меня окружает любящая и заботливая семья, которая состоит из папы, мамы и бабушки (она живет не с нами). В своем доме мне всегда уютно, спокойно, здесь я ощущаю себя защищенным и любимым. У меня дружная семья.

Для меня идеальный дом — это не только интерьер жилища, но и атмосфера, которая в нем царит. Совсем неважно, какой цвет стен и дизайн в комнате, для меня самое важное — это любовь моих родителей, друзей, которые часто приходят ко мне домой.

Мое жилище — это маленькая трехкомнатная квартира, в которой находятся две спальни. Одна из них моя, а другая принадлежит родителям. Общая комната — это зал. В нем мы все собираемся вечерами, чтобы обсудить события, произошедшие за день, последние новости и просто пообщаться. В зале также мы принимаем гостей:

  • Друзей, которые приходят ко мне.
  • Взрослых, знакомых родителей и родственников.

Мы всегда рады людям, которые посещают наш дом. С ними весело и хорошо.

У моей любимой мамы все основное время после работы проходит на кухне. Она любить печь пироги, готовить. А также мама убирается дома, стирает, следит за порядком. Я часто ей помогаю по дому, чтобы у нас было всегда чисто, уютно. Мама и папа часто мне помогают с уроками. Если мне что-то непонятно, они мне помогают, объясняют. Наша мама очень любит комнатные цветы, поэтому на наших подоконниках стоит множество горшков с красивыми растениями. Некоторые из них цветут круглый год. Они украшают наше жилище, придают ему неповторимый и красивый вид. У нас много видов цветов, среди которых есть следующие:

  • Фиалка.
  • Бегония.
  • Алоэ.
  • Фуксия.
  • Герань.

Но не все цветы посажены для украшения комнаты, многие призваны нам помогать, если кто-то поранился. Например, если я расцарапал кожу на руке, то ранку мне мама обрабатывает соком алоэ или каланхоэ. В зале находится вазочка с любимыми мамиными цветами — розами. Она любит белые, поэтому папа часто приходит с работы с цветами белоснежного оттенка.

Папа работает на мебельной фабрике, поэтому почти вся мебель в доме сделана папиными руками. Все гости, приходящие к нам в первый раз, любуются папиными творениями. Всем нравится стол, стулья и диван, которые сделал папа. Гости любуются нашей мебелью, потому что она красивая, больше такой нет ни у кого. Я очень горжусь моим папой, он для меня герой. С детства папа меня учит мастерить мебель, пытается передать свое ремесло и мне. Если у нас в квартире что-то ломается, то папа все чинит сам, а я ему в этом с удовольствием помогаю.

Своя комната

У меня есть своя отдельная комната. Мне она очень нравится, хотя помещение небольшое, в нем уютно и хорошо. На стенах голубые обои, потолок светло-бирюзового оттенка, он мне напоминает небо в летнюю пору. В одном углу комнаты стоит стол для компьютера и стул. Мебель папа сделал сам, поэтому она мне особенно дорога.

Мне очень приятно писать сочинение «Мой дом — моя крепость», потому что мне повезло с родителями, бабушкой, друзьями и родственниками. Мои папа и мама для меня — это друзья, которые меня всегда пойму и поддержат в трудную минуту. На них я всегда могу положиться. На этом я заканчиваю рассказ о своем доме. Я уверен, что в будущем мое жилье станет местом, куда мне будет хотеться возвращаться снова и снова.

Жилище мечты

А вот другой вариант сочинения, в котором школьник размышляет на тему, какое у него будет жилище в будущем, как он будет помогать своим родителям в старости и поддерживать их в трудной ситуации или если они заболеют. Сочинение очень интересное, в нем описываются планы на будущее.

В моем сочинении описание дома занимает немного места, потому что не так важно само жилище, как люди, которые в нем проживают. Именно от них зависит неповторимая атмосфера тепла и уюта, которая царит в каждой семье. Сейчас я живу вместе с родителями в квартире. Мы — русская семья, для меня родительский дом самый родной и идеальный. В нем я вижу отражение себя, здесь находится частица моей души.

Но как бы мне ни было хорошо жить с родителями, здесь я не чувствую себя хозяином, потому что главная роль отведена моим маме и папе. Внутри семейства мне спокойно и надежно, но и «снаружи» семьи я окружен любящими друзьями и знакомыми. В будущем я хочу для себя собственноручно построить свой дом. Когда мои родители станут старенькими, я заберу их к себе, чтобы ухаживать и лечить их. Они будут сажать цветы, растения, овощи в саду, который будет находиться рядом с моим домом. Они будут много гулять, дышать свежим воздухом.

В квартиру, где раньше проживали бабушка и дедушка, переедет мой сын, когда станет студентом. Потому что каждый человек хочет самостоятельности. Сейчас я проживаю в просторной квартире, в отчем доме. Для меня это самое лучшее место на свете. У меня есть своя большая комната. В квартире большие окна, которые выходят на разные стороны. Из одних можно увидеть городскую дорогу, а в других виден парк.

Наша квартира находится на четвертом этаже, нас окружают тихие, интеллигентные соседи, которые никогда не шумят. Не так давно у нас дома был мини-ремонт. После этого в помещении стало светлее, приятнее и просторнее. В моей комнате тоже произошли изменения в интерьере. Перед этим мне пришлось составить подробный план на листе бумаги, что именно я хочу изменить в моей комнате. Ремонт мне понравился, теперь моя комната более красивая и удобная.

В нашей квартире большая кухня, где мы вечерами собираемся всей семье за ужином. Здесь мы не только кушаем, но и обсуждаем планы на будущее, делимся новостями. На кухне всегда тепло, здесь находится главный домашний очаг.

В моем будущем доме, где я буду жить, когда вырасту, будет такая же большая кухня, где я буду собираться со своей семьёй. Я мечтаю, что у меня будет много детей, семья будет дружной и сплоченной. В моем доме я построю каждому члену семьи свою комнату, потому что у любого человека должно быть свое личное пространство, чтобы отдохнуть и просто побыть одному. Рядом с домом я хочу разбить красивый сад, он будет радовать мою семью и гостей, которые будут нас навещать. Мои рассуждения, почему нельзя забывать дом, где ты родился, даже когда у тебя будет собственное жилище:

  1. Нельзя прожить без теплых воспоминаний из детства.
  2. Родители — это источник тепла, радости и поддержки во всех трудных жизненных ситуациях.
  3. Родители служат примером нравственности и поведения школьника в будущем.
  4. Детство любого ребенка — это начало взрослой жизни.

На этой позитивной ноте я хочу закончить свое эссе, где я написал про свой отчий дом, мое будущее жилище и моих любимых родителей.

Родной очаг

Все люди после работы торопятся домой, чтобы отдохнуть после тяжелого дня. Здесь можно расслабиться, переодеться в удобную одежду. Каждый человек сам для себя создает жилище, о котором он мечтает. Но так происходит только со взрослыми людьми. В детстве каждый ребенок проживает в тех условиях, что ему создают родители. У многих про свое детство остаются теплые и приятные воспоминания, которые школьники описывают в своих сочинениях при подготовке к ЕГЭ. Вот очередное эссе школьника старших классов, которое он написал про свое детство и отчий дом.

У нас семья состоит из четырех человек: мама, папа, старший брат и я. Мы живем в частном доме. У каждого есть своя отдельная комната. Моя комната маленькая, но уютная. В ней находятся все вещи и мебель, которые мне необходимы. Там стоит кровать, письменный стол, за которым я делаю уроки, компьютер, шкаф для одежды, книжная полка. Я с детства увлекаюсь космосом, поэтому дизайн моей комнаты выполнен в «космическом» стиле. На потолке наклеены маленькие звездочки, которые светятся ночью, на стенах обои с пришельцами. А основной тон помещения тёмно-синий, он напоминает о небе и космосе.

Перед сном я люблю рассматривать обои и представлять себя участником межгалактических событий или спортивных игр, в которых участвуют люди и пришельцы. А также я увлекаюсь научной фантастикой, поэтому на моей книжной полке находится много произведений научных фантастов. Я люблю читать. Еще в моей комнате находится удобное кресло-мешок, где я провожу много времени за чтением.

У моего брата комната больше моей, он старше, поэтому ему требуется больше пространства. Он увлекается рок-музыкой, поэтому все стены завешены плакатами с фото исполнителей. У него есть своя электрогитара, усилители к ней и многие другие музыкальные инструменты.

У родителей есть своя комната, где они отдыхают после работы и спят. Там все выполнено в нежно-золотистых тонах — так захотела моя любимая мама. В их комнате очень уютно и хорошо. Мне нравится там находиться. В комнате стоит большая двуспальная кровать, комод с зеркалом, шкаф для одежды и маленький телевизор. Родители перед сном смотрят по нему новости, которые происходят в мире.

Общая комната, где мы принимаем гостей и все вместе собираемся вечерами — это зал. Он большой и просторный, здесь мы самостоятельно недавно сделали ремонт и сменили старую мебель на новую. В зале мы построили камин, правда, в нем огонь не настоящий, а имитация. Но от этого камин не стал менее привлекательным.

Описание огорода

Вокруг нашего дома построен красивый синий забор, который защищает наш сад от посторонних глаз. У нас перед домом есть небольшой земельный участок, где мама сажает цветы. Огород оформлен мамиными руками, она очень любит цветы, поэтому в саду растут разные виды растений. Вечером я люблю выходить на наш огородик и наблюдать за тем, как мама поливает цветы и ухаживает за ними. Очень часто я ей помогаю.

Во дворе у нас стоит стол для пинг-понга, мы часто играем все вместе в настольный теннис. И устраиваем семейные соревнования. Зимой наше любимое занятие во дворе — лепить снеговиков. В конце огорода растёт вишня, малина и черная смородина. Это мои любимые ягоды, летом мама из них готовит на зиму варенье, оно получается ароматным и вкусным.

Я очень люблю свой отчий дом, обожаю с утра просыпаться и видеть лучи солнца на своей подушке, мне нравится наш пол, который всегда слегка поскрипывает, когда по нему ходишь. А еще люблю звук тикающих часов в зале и запахи, которые витают по всему жилищу. Все вещи, вся мебель — здесь все родное, свое. В будущем я обязательно куплю или построю сам свой дом, где буду жить с женой и детьми. Но дом моих родителей навсегда останется в моем сердце, о нем всегда будут приятные и теплые воспоминания, и я говорю не только про свое жилище, но и про маму, папу и брата.

Общее понятие

У каждого человека еще до его рождения есть дом — это жилище его родителей. Все люди появляются на свет в родильном доме, но там задерживаются ненадолго, потом младенца перевозят в дом его родителей. Там проходит его часть жизни, которая называется детство и юность. Некоторые люди навсегда остаются жить вместе с родителями, а другие покидают отчий дом, когда становятся студентами.

Родной дом — это не только квартира родителей, но и город, где родился человек. Жизнь может забросить в разные уголки планеты, но город, где рожден человек, всегда будет оставаться отчим домом, куда всегда тянет.

Волчат держат во дворе частного дома в Карагандинской области

В Карагандинской области сняли на видео волчат, которые живут во дворе частного дома, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Информация о волчатах появилась в Instagram-паблике @5kanal.kz. В описании к посту говорится, что это поселок Суыксу Бухар-Жырауского района.

«Человек держит у себя во дворе волков, гуляет с ними по поселку. При этом без намордников и без привязи. У нас живет много детей, и мы боимся за них. На наши замечания человек не реагирует. Как нам быть?» — пишет автор.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от 5 канал Караганда (@5kanal.kz) 9 Дек 2019 в 10:38 PST

В социальных сетях также есть видео, которое, очевидно, снимает владелец животных. Действие происходит в степи. На кадрах показан зверь с обрывком цепи на шее. Голос за кадром сообщает, что в «Актогае развелось много волков, которые нападают на баранов». Судя по всему, зверь выступает в качестве приманки для них, об этом говорит сам человек.

Выяснилось, что волков держит местный егерь. Он записал видеообращение, в котором рассказывает, откуда у него животные.

«Я содержу волчат в вольере, они никого не кусают, во двор не выходят. Этих волчат изъяли из рук браконьеров, но их на волю нельзя отпускать, они не выживут. Они ведь содержались в неволе. Они уже не волки и не собаки. Я их сам кормлю. Придет время, мы их сдадим, может быть, в зоопарк. Но у меня другая вообще цель — селекция, скрещивание с собакой. Может, и получится вывести тобета (так называемая казахская горная собака — примечание автора). Волк по типу темперамента холерик и флегматик, в дальнейшем мне нужно из него вывести сангвиника. Он как раз и будет тобет», — говорит егерь.

Он отмечает, что «клетка мощная», из которой животное не убежит.

Научный сотрудник Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Алена Кошкина рассказала, в каких случаях звери смогут остаться у своего владельца.

«Во-первых, у хозяина должны быть документы, в которых указано происхождение волчат. Они же должны быть, если мужчина захочет скрещивать их с собаками, это обязательное правило для всех заводчиков. Во-вторых, должны проверить условия их содержания — каков размер вольера, чем кормят, нет ли фактов жестокого обращения. Этим занимаются сотрудники территориальной инспекции Комитета лесного хозяйства и животного мира. Если человек может обеспечить нормальные условия содержания, то лучше всего оставить малышей у него, потому что в природе они действительно, скорее всего, не выживут», — поясняет Алена.

Также специалист добавляет, что далеко не каждый зоопарк согласится принять волков: этих животных в учреждениях много. Зато в России есть специализированный приют, в котором волонтеры помогают именно изъятым и пострадавшим от человека волкам. Туда иногда отправляют животных, в том числе из Казахстана.

Больше никаких шаблонов!

Мы живем в очень шаблонном и предсказуемом мире. Почти все в нем аккуратно упаковано и систематизировано. Общество постоянно стремится во что бы то ни стало во всем и везде поддерживать порядок.

Но все это не более, чем иллюзия.

Нас научили поверхностным представлениям о симметрии.

Жизнь на самом деле носит непредсказуемый и хаотический характер, хотя нам кажется, что если все «организовать», то она будет намного лучше.

Но в действительности все наоборот. Например, вы считаете, что вам нужно докупить еще несколько штанов, чтобы их было достаточно «на все времена». Вы докупаете. А потом оказывается, что все вещи уже не вмещаются в шкаф. И он просто обречен на беспорядок. Таким образом, создав «порядок» в одном месте, вы тут же создаете его в другом.

Вы принимаете решение выбросить все лишние вещи в мусорный бак. Дома вроде как получился «порядок», но мир в целом стал грязнее.

Вот что говорит по этому поводу физик Адам Франк:

«Это закон физики. Суровая правда жизни в том, что сама Вселенная — это хаос. Как вы можете навести порядок дома или в своей жизни, если это противоречит природе Вселенной?».

В самом деле, сколько бы мы ни старались держать свою жизнь в порядке, а дом — в опрятности, ничего не выходит. Беспорядок всегда и там и там.

Что же делать? Сказать «да» хаотической природе этого мира. Смириться.

Люди, у которых дома всегда беспорядок, подвергаются стигматизации. Окружающим они кажутся апатичными и ведущими «неправильную» жизнь. Но это просто неправда!

Дезорганизованные люди лучше всех остальных. Хотя бы потому, что они не позволяют ложной иллюзии порядка диктовать им распорядок дня.

На эту тему хорошо высказался Джим Моррисон:

«Я заинтересован в восстании, в бардаке, в хаосе. Мне кажется, это и есть путь к свободе».

Это не значит, что каждый аспект своей жизни нужно погрузить в хаос. Организованность иногда важна и даже полезна. Но вы не имеете права осуждать людей, живущих в беспорядке. Поверьте: порядок сильно переоценен.

Люди, у которых дома постоянный бардак, не ленивы. Они — творческие и смелые.

Здравый смысл подсказывает нам, что чистота — залог эффективности и продуктивности, но это не так.

Эрик Абрахамсон и Дэвид Фридман, авторы научного бестселлера “A Perfect Mess: The Hidden Benefits of Disorder», пишут:

«Беспорядок — это не обязательно признак бессистемности. За столом, на котором все разбросано, можно работать эффективнее, чем за чистым. Когда у человека на столе бардак, это не значит, что он плохо работает. Это значит, что он работает так хорошо, что ему просто некогда убраться».

Иными словами, беспорядок на самом деле может быть признаком эффективности, а не безалаберности.

Доктор философии из университета Миннесоты Кэтлин Вохс провела исследование и доказала, что люди, склонные к разбрасыванию вещей где попало и накоплению мусора, на самом деле более творческие, чем все остальные.

В рамках этой научной работы Вохс провела один любопытный эксперимент. Она разделила 48 добровольцев на две группы и попросила их найти оригинальные способы использования шарика для пинг-понга. Одну половину участников эксперимента поместили в чистую, опрятную комнату, других -в грязную. В конце концов обе группы придумали равное количество идей, но у вторых, по результатам независимой оценки других студентов, оказались более инновационными и творческими.

Вохс делает вывод:

«Мы все хотим стать более творческими людьми, чаще испытывать озарения. Мой вам совет: если у вас ступор, переместитесь в грязную комнату. Это позволит вам выйти за рамки привычного восприятия и быстрее производить свежие идеи. Порядок — результат нашего стремления к безопасности, хаос — нашего стремления к творческому переосмыслению мира».

Беспорядок, конечно, уже давно и плотно ассоциируется с творческим гением. Дезорганизованность и непорятность порицаются в обществе, но в таких условиях всю свою жизнь жили большинство великих умов: Альберт Эйнштейн, Алан Тьюринг, Рональд Даль. Даже Джоан Роулинг не под силу убраться в квартире!

Все они достигли величия, несмотря на то, что вся их жизнь была полна хаоса.

В общем, если родители наказывали вас за нежелание убираться в своей комнате, то совершали ошибку. Общество игнорирует скрытые преимущества хаоса.

Для того, чтобы забить на правила и жить в своем творческом беспорядке, необходимо мужество.

Альберт Эйнштейн как-то заметил:

«Если беспорядок на столе означает беспорядок в голове, то что же тогда означает пустой стол?».

Творческие люди видят картину своей жизни целиком, а не зацикливаются на отдельных ее деталях. Они идут вместе с потоком, а не плывут против течения. Они легко адаптируются к изменениям. Они знают, что временной ресурс слишком ограничен для того, чтобы тратить его на такие скучные вещи, как уборка.

Простота и красота жизни важнее видимого «успеха» и деланной «дисциплинированности». Страсть лучше скуки.

Жизнь — это растрепанный, непредсказуемый и чудесный дар. Наслаждайтесь поездкой.

Валерий Розанов

Люди, которые встречаются нам на жизненном пути, играют различную роль. Кого-то мы можем назвать любимыми. близкими, кого-то уважаемыми, а кого-то значимыми. Тождественны ли эти понятия? Давайте разберемся.

Сразу определимся: значимый не есть любимый или уважаемый. Значимый Человек – это тот, кто сыграл определенную роль в нашей жизни. Это может быть как член семьи, так и близкий приятель или даже просто случайный человек на улице.

Для ребенка значимыми людьми безусловно являются родители. На подсознательном уровне он перенимает их манеру поведения, общения с окружающими, реакцию на внешние стимулы и пр. В какие-то мгновения ребенок может ненавидеть папу или маму (особенно после наказания), но это не влияет на их значимость для него в целом, ибо в юном возрасте человек зависит от родителей практически во всём.

Папа постоянно кричит на маму, выражая своё недовольство? Мальчик перенимает этот стереотип поведения, потому что папа ЗНАЧИМ для него. Женившись, он точно также будет кричать на свою жену, сам не понимая откуда в нем это.

Становясь взрослее, ребенок начинает искать другие образцы для подражания, поэтому для подростков чаще всего в роли значимой личности выступает какая-то знаменитость, например, популярный певец. Подросток копирует его манеру говорить, одеваться, прическу, даже философию.

Вспомните сколько молодых людей в своё время мечтали быть похожими на Виктора Цоя, повторяя его прическу, манеру одеваться и стиль разговора. Сыграл ли он, пусть и заочную, роль в их становления как личностей? С этим трудно поспорить.

Другой пример: Женя, будучи скромным по натуре, боится сам начинать разговор с девочками. Но при этом после уроков он видит, как его одноклассник Саша абсолютно непринужденно обнимает девочек за талию и позволяет себе иные непристойности. При этом Саша уже курит и иногда в беседке пьет пиво с друзьями со двора.

Стремясь перенять с Саши одну черту (непринужденное общение с девочками), Женя непременно будет неосознанно «перетягивать» на себя и другие (вредные привычки), думая, что одно от другого неотделимо. Был ли Саша ЗНАЧИМ для Жени на определенном этапе его развития? Сомнений нет. Любил ли он его или уважал? Вовсе необязательно.

Во взрослой жизни для человека значимыми становятся как правило те, кто имеют на него какое-либо влияние. Например, начальник, который говорит, что и как ему делать на работе. Начальника уважать вовсе необязательно – достаточно выполнять его требования.

Значимыми становятся также люди, к мнению которых человек прислушивается и которые формируют его жизненную позицию, отношение к тем или иным вещам и событиям, либо к жизни в целом. Это могут быть какие-то известные ведущие на ТВ, политические деятели, актеры и т.д. В зрелом возрасте уже отсутствует стремление подражать значимому человеку чисто внешне, как было в юности – на первых план выходит именно уважение, то есть принятие ВАЖНОСТИ для себя, как личности.

Бывает и так, что какая-то мимолетная встреча переворачивает буквально всю жизнь… Валерий был успешным бизнесменом. После очередной командировки он возвращался домой поездом, а на одной из станций к нему в купе сел священник – скромный батюшка из деревенского прихода. Дело было вечером, хотелось поговорить, и ненароком завязалась беседа. Сначала о погоде, потом о семье, работе, и дошло наконец до смысла жизни.

Эти четыре часа пока они ехали вместе, изменили всю жизнь Валерия. Он понял, что деньги не самое главное в жизни, что можно быть вполне счастливым и без них, что жизнь очень мимолетна, и что главная наша задача состоит в том, чтобы просто радоваться каждому дню…

Спустя полгода после этого мимолетного разговора Валерий продал бизнес и улетел в Индию, чтобы попытаться найти себя. Вот так скромный деревенский священник всего за несколько часов изменил жизнь Валерия, сыграв ЗНАЧИМУЮ роль в его судьбе.

В психологии для обозначения Значимого Человека принято использовать выражение Значимый Другой (от англ. Significant Other), которое ввел американский психиатр Гарри Стек Салливан. Под этим термином он подразумевал личность, на мнение которой ориентируется другая личность, формируя тем самым образ самой себя.

Чуть позже этот термин начали неофициально употреблять в бытовой жизни для обозначения сексуального партнера. Например, пара рассылает приглашения друзьям на свою свадьбу. В приглашении предлагается прийти на торжество со своим Значимым Другим, а не подругой, женой, мужем и пр. Особое распространение понятие Significant Other получил среди лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, так как позволяет не акцентировать внимание на поле партнера.

b) Ностальгия как фундаментальное настроение философствования и вопросы о мире, конечности, отъединенности

«Философия — последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно. Но что такое человек, что он философствует в недрах своего существа, и что такое это философствование? Что мы такое при нем? Куда мы стремимся? Не случайно ли мы забрели однажды во вселенную? Новалис говорит в одном фрагменте: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома»‘. Удивительная дефиниция, романтическая, естественно. Ностальгия — существует ли сегодня вообще такое? Не стала ли она невразумительным словом, даже в повседневной жизни? В самом деле, разве нынешний городской человек, обезьяна цивилизации, не разделался давно уже с ностальгией? А тут еще ностальгия как определение философии! И главное, кого это мы приводим в свидетели о философии? Новалис — все-таки лишь поэт и отнюдь не научный философ. Разве Аристотель не говорит в своей «Метафизике»: πολλά φεύδονται άοδοι… ,2 много лжи сочиняют поэты?

И все же, не затевая спора о правоте и весомости этого свидетеля, вспомним о том одном, что искусство — к нему принадлежит и поэзия — сестра философии и что всякая наука по отношению к философии, возможно, только служанка.

Останемся при своем и спросим: в чем тут дело — философия ностальгия? Новалис сам поясняет: «тяга повсюду быть дома». Подобной тягой философия может быть, только когда мы, философствующие, повсюду не дома. По чему тоскует тоска этой тяги? Повсюду быть дома — что это значит? Не только здесь и там, и не просто на каждом месте, на всех подряд, но быть дома повсюду значит: всегда и, главное, в целом. Это «в целом» и его целое мы называем миром. Мы существуем, и пока мы существуем, мы всегда ожидаем чего-то. Нас всегда зовет Нечто как целое. Это «в целом» есть мир. — Мы спрашиваем: что это такое — мир?

Туда, к бытию, в целом тянет нас в нашей ностальгии. Наше бытие есть это притяжение. Мы всегда уже так или иначе направились к этому целому, или, лучше, мы на пути к нему. Но «нас тянет» — это значит нас одновременно что-то неким образом тащит назад, мы пребываем в некоей оттягивающей тяготе. Мы на пути к этому «в целом». Мы сами же и есть переход, «ни то, ни другое». Что такое это наше колебание между «ни то — ни то»? Ни одно, ни, равным образом, другое, вечное «пожалуй, и все-таки нет, и однако же». Что такое этот непокой неизменного отказа? Мы называем это конечностью. — Мы спрашиваем: что это такое — конечность?

Конечность не свойство, просто приданное нам, но фундаментальный способ нашего бытия. Если мы хотим стать тем, что мы есть, мы не можем отбросить эту конечность или обмануть себя на ее счет, но должны ее сохранить. Ее соблюдение — сокровеннейший процесс нашего конечного бытия, т. е. нашей сокровеннейшей обращенности к концу. Конечность существует только в истинной обращенности к концу. А в этой последней совершается в конечном итоге уединение человека до его неповторимого вот-бытия. Смысл уединения не в том, что человек упорствует в своем тщедушном и маленьком Я, раздувающемся в замахе на ту или иную мнимость, которую считает миром. Такое уединение есть, наоборот, то одиночество, в котором каждый человек только и достигает близости к существу всех вещей, к миру. Что такое это одиночество, в котором человек всегда будет оказываться словно единственным? — Что это такое — уединение?

Что это такое вместе: мир, конечность, уединение? Что тут с нами происходит? Что такое человек, что с ним в основании его существа совершается такое? Не есть ли то, что мы знаем о человеке, — животное, шут цивилизации, хранитель культуры, даже личность, — не есть ли все это в нем только тень чего-то совсем другого, того, что мы именуем вот-бытием (Dasein)? Философия, метафизика есть ностальгия, стремление быть повсюду дома, потребность — не слепая и растерянная, но пробуждающаяся в нас и побуждающая именно к таким вопросам в их единстве, какие мы только что ставили: что такое мир, конечность, уединение? Каждый подобный вопрос нацелен на целое. Нам мало знакомства с подобными вопросами, решающим оказывается то, действительно ли мы задаемся ими, имеем ли силу пронести их через всю нашу экзистенцию. Мало неуверенно и шатко плестись в хвосте у этих вопросов; нет, эта тяга быть повсюду дома есть одновременно искание ходов, открывающих подобным вопросам верный путь. Для этого нужен еще и молот понимания, таких понятий, которые способны пробить подобный путь. Это — понимание и понятия исконного рода. Метафизические понятия для внутренне равнодушной и необязывающей остроты научного ума остаются вечно на замке. Метафизические понятия совсем не то, что можно было бы выучить, повторять за учителем или человеком, именующим себя философом, и применять на практике.

А главное, мы никогда не схватим эти понятия в их понятийной строгости, если заранее не захвачены тем, что они призваны охватить. Этой захваченности, ее пробуждению и насаждению, служит главное усилие философствования. Но всякая захваченность исходит из настроения и пребывает в таковом. Поскольку понимание и философствование не рядовое занятие в числе других, но совершается в основании человеческого бытия, то настроения, из которых вырастают философская захваченность и хватка философских понятий с необходимостью и всегда суть основные настроения нашего бытия, такие, которые постоянно и сущностно пронизывают своей мелодией человека, хотя он совсем не обязательно должен всегда и распознавать их как таковые. Философия осуществляется всегда в некоем фундаментальном настроении. Философское схватывание коренится в захваченное™, а эта последняя — в фундаментальном настроении. Не о том ли думает в конечном счете Новалис, называя философию ностальгией? Тогда, может быть, изречение поэта никоим образом не лживо, стоит только добраться до его сути.

Но опять же все, что нами здесь добыто, конечно, никакое не определение метафизики, а чуть ли не наоборот. Мы видели: в наших начальных попытках характеристики метафизики мы на наших кружных путях снова и снова оказывались отброшены назад и принуждены к пониманию метафизики из нее же самой. Она от нас все время ускользала. Но куда она нас за собой влекла? Метафизика влекла и влечет нас назад, в темноту человеческого существа. Наш вопрос: что такое метафизика? превратился в вопрос: что такое человек?

На него мы, разумеется, тоже не получили никакого ответа. Напротив, сам человек стал для нас загадочнее. Мы снова спрашиваем: что такое человек? Переходное звено, вектор, буря, проносящаяся по планете, возвращение богов или надругательство над ними? Мы этого не знаем. Но мы видели, что в этом загадочном существе происходит событие философии.

§ 3. Метафизическое мышление как мышление в предельных понятиях, охватывающих целое и захватывающих экзистенцию

Мы остаемся при предварительном рассмотрении. Оно призвано подвести нас к задаче курса и одновременно прояснить его целостную установку. Вопреки первоначальной ясности заглавия «Основные понятия метафизики» мы скоро увидели, что стоим перед этой целью, по существу, в растерянности, постигшей нас, как только мы понастойчивее задались вопросом, что это такое, метафизика, — вещь, которую должны же мы все-таки в основных чертах знать, чтобы занять какую-то позицию по отношению к тому, с чем имеем дело. Когда в вопросе, что такое метафизика, мы пробуем идти проторенными путями, которые напрашиваются сами собой и которыми все исстари ходят, когда определяем философию как науку, или как мировоззренческую пропаганду, или пытаемся сравнивать философию с искусством и религией, или, наконец, пускаемся в определение философии путем историографической ориентировки, то оказывается, что каждый раз мы движемся окольным путем, — окольным не просто потому, что можно было бы короче, но потому, что мы только ходим вокруг да около нашего дела. Эти окольные пути, собственно, — лесные тропы (Holzwege), пути, которые внезапно прерываются, ведут в тупик.

Мир как дом

Философия — это ностальгия, тяга повсюду быть дома.
Новалис.
Самый болезненный, самый мучительный вопрос, идущий из самой глубины сердца: где я смогу почувствовать себя дома?
Ф.Ницше.
Да повсюду могу, если я сам не убит. Вроде звучит как неразборчивость, но если уж судьба приговорила меня к одиночеству и скитаниям, к бесплодному поиску дома, то видно нет меня, не найденный я. Если же мой дом найдётся, то я его нигде не потеряю. Вот Новалис и пишет, что философия и есть такой сложный поиск и распознавание дома — стремление, тяга, ностальгия, склонность — «у меня к тебе наклон слуха» — у философа наклон слуха во всём услышать, признать — родное, дом, близь.
Поиск дома в мире — не как своего частного двора или хатки — как универсального дома. Например, как у Хайдеггера — «язык — дом Бытия» — вот взять и ощутить язык домом своего местожительства — быть в языке как дома — писателям же наверное удаётся это, их ещё попробуй из такого дома вытащи! В языке живу — в его пульсации и склонности, вместе с ним собираю плоды свои и приношу домой, вместе с ним умираю.
А у философа нечто подобное — наблюдается повсюду, дом у него везде, ведь везде — мир, для философа весь мир — дом, ну в крайнем случае так должно быть, если философ он не по корочке, а по рождению в философию, ну а родиться в неё, конечно, далеко не у всех получается.
Мир как дом — вот что философия. Весь мир, во всей его необъятности — ближайший мне, открытый, родной; для большинства — далёкий, чужой, неосвоенный, даже страшный от незнания «что» и «какой», отталкивающий осознанием своей чуждости, непрояснённости, неисхоженности, а для философа — манящий, таинственный, удивительный — свой. Вот с этого «свой» или » не свой» — всё и начинается. Кому-то не важно знать дальше пределов своего проживания, а кому-то усидеть в маленьком отмеренном круге бытования — ну просто невозможно. Он становится словно бы повсюду, чувствует всё, мыслит всё, но не методом перебора и многознания(такой метод присущ скорее ограниченным людям, пытающимся дурной бесконечностью нанизывания одного на другое уравновесить замкнутое пространство обжитого ими мирка), а методом «приближения» — близи — я к этому подхожу, подступаю близко, я с этим рядом, тесно, смежно — вместе мы…
Мир как моя родина — вот что такое философия… Весь мир — как мой дом!
Много ли есть на свете таких людей, которые встречая на улице случайного прохожего относятся к нему не как к «постороннему»? Да, мы не задумываемся об этом — как мы относимся — не предмет нашего мышления, нашего чувства. Ну как, КАК, относимся? — Как все… Это люди, это человек, к нему требуется какое-то отношение, но какое? Конечно же такое — что этот человек для нас «посторонний» — не близкий же он, не родной — близкие и родные у нас по домам сидят, других нет. Вот как привычно происходит, вот как происходит «как принято», «как заведено», «как положено». Кем заведено, кем принято, кем положено? — Мы не знаем. Ну уж не нами, точно — мы лишь в русле, в течении плывём. То-то и оно…
И только удивительно, что находятся такие люди, которые встречая незнакомого человека могут отнестись к нему как к близкому, родному, словно нет никакой дистанции, словно не столь значима она, как нам «само собой разумеется». Цветаева вот например, все её стихотворения полны таких встреч с людьми, совершенно ей незнакомыми, но почему-то абсолютно родными — им последнюю рубаху словно нет «своих» родных, им в ответ на их случайные чувства и переживания — всё — всё — мысль, порыв, душу — всё, что потребуется. Почему у Цветаевой ТАК? А у нас не так?
Мне скажут: Цветаева не была философом, Цветаева была поэтом. А вот я так не считаю, я считаю, что и философом Цветаева была таким, до которого ещё многим нашим «современным философам» ползти, ползти и не доползти… Что будучи поэтом, Цветаева была настолько философом во всех своих произведениях и во всей своей жизни, что даже когда она переставала писать свои философичные, размышляющие на каждой строчке и мыслящие каждым своим словом стихи, и начинала например, вести дневник или писала вольную прозу, то там мы у неё встречали всё ТО ЖЕ самое — всё те же самые размышления, всю ту же самую близость ко всем — званным и незванным, законным и случайным. И следовательно, поэт в ней отступал, отсутствовал, а философ продолжал жить, и следовательно, философ лежал в ней гораздо глубже, быть может, чем даже поэт.
Аналогично, Пессоа. Признан как литературный человек — как писатель и поэт. Но Пессоа — философ? Это нам, ЧТО, кажется странным, так? Но похоже, что Новалис как раз думает именно так, когда пишет о близости, родине и тоске по всему миру. Похоже, что Новалис считает таких людей, ВСЕХ таких людей — именно философами, потому что это и есть некоторая чистая субстанция философии, её основной субстрат — быть в самом далёком как в близком, всё иметь вот так запросто как родное.
И знаете ли — я считаю также как Новалис!
Я считаю, что и Пессоа — философичнее наших традиционных философов с наших традиционных кафедр, считаю, что он — философ будущего, а они, в лучшем случае, лишь — философы своего времени. И знаете почему я так считаю? Потому что Пессоа философствует не на секунду не расставаясь с реальной жизнью и миром, и нашими чувствами, и поступками, и «глазами людей», а наши традиционные философы, которых мы привыкли называть философами и считаем, что иных нет и не дано, и не будет пожалуй, философствуют лишь тогда, когда улетают в свои «абстрактные мощи», когда отключаются от всего остального и движутся в понятиях, считая последнее ещё и за превеликое достоинство по сравнению с грешными и маленькими «эмпирическими» людьми.
Пессоа философствует «посреди» мира, да ещё и пишет стихи — славословит мир. Там же и на том же стоит и Цветаева — их не повалить — никакому времени…
А наши философы сильны лишь тем, что смотрят на обыденный мир сверху вниз, иначе у них и не получается вообще хоть что-то сказать, сделать хоть какое-нибудь «триумфальное открытие».
Да мы не знаем ещё сколько подлинных открытий, рассыпанных в коротких фразах, а не в длинных теоретических положениях, сверкают ненайденными алмазами по всем стихам и словесам Пессоа, Цветаевой, Рильке, Хименеса, Пруста… Я не назвала ни одно из философских имён, а утверждаю, что там хранится до будущих, более прозорливых времён, гораздо более обширное философское богатство, чем в литературе, быть может, классической философии, — о «доцентах» и «их многочленных кандидатских» я не говорю…