Работы пабло пикассо

Содержание

Каpтины Пикассо

Пабло Пикассо ставят на одну ступеньку с великими художниками XX века. Разноплановый и уникальный в своей манере, он считается вдохновителем и создателем кубизма. Он оставил миру около сотни тысячи работ, включая рисунки, скульптуру и керамику. Его произведения искусства хранятся во многих музеях мира. Картины – одни из самых дорогих и часто похищаемых.

Биография Пабло Пикассо

Ниже представлены знаменитые и известные картины Пикассо с названиями и кратким описанием.

Картина: «Любительница абсента» (1901 г.) Холст, масло. 73 × 54

Наряду с другими пятьюдесятью полотнами испанского художника, приобретенными российским эмигрантом Сергеем Щукиным, картина хранится в Эрмитаже. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. Вокруг работы до сих пор не утихают споры, а в Париже на рубеже веков, она вообще шокировала многих. Не только манерой исполнения, смешением красок, но и эмоциональной напряженностью, в которую погружал зрителей художник.

«Старый гитарист» (1903 г.) Холст, масло. 121,3 × 82,5 см

Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей. С 1926 года она хранится в Чикаго. Пикассо написал ее в возрасте 22-х лет, после того, как его друг застрелился из-за несчастной любви. Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. Инструмент он подчеркнул другим цветом в мире грязно-голубого: оттенка, характеризующего бедность и отсутствие надежд. Старика он нарисовал поверх другой работы: кормящей матери, контуры которой можно заметить на холсте.

«Девочка на шаре». (1905 г.) Холст, масло. 147 × 95 см.

Начало оживления жизни. Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. В 1913 году ее приобрел коллекционер и потомок Саввы Морозова у писательницы Гертруды Стайн, которая открыла для молодого художника двери в богемную жизнь. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. Работа хранится в Пушкинском музее, куда она попала из национализированной коллекции Морозовых.

«Мальчик с трубкой» (1905 г.) Холст, масло. 100 × 81 см.

Рекордсменка по стоимости в 2004 году, картина была куплена частным лицом с аукциона за $104 млн у коллекционера, американского посла в Великобритании. Его семья хранила работу более полувека, заработав на ней $74 млн.

Пикассо писал картину в общежитии молодых художников, куда частенько заглядывал подросток, изображенный в венке из роз. Эта деталь пришла в голову художника после мучительных размышлений о том, чем завершить работу.

Ранние картины художника практически все находятся в музеях, так что эта стала редким исключением. Имя частного коллекционера, купившего ее, не разглашается из-за опасений воровства.

«Авиньонские девицы» (1907 г.) Холст, масло. 244 × 234 см

Известна как одно из первых проявлений кубизма в творчестве художника. Обнаженные тела лишены им гибкости умышленно, а по их позам не трудно догадаться, что девушки списаны с обитательниц борделя, куда частенько наведывался автор.

В ней четко виден переход мастера с его увлечения голубым и розовым в африканский период, который вскоре перечеркнул новый жанр. Почти год работы. С этого времени Пикассо узнаваем: фишка, хоть и не понравилась публике и критике, но стала визитной карточкой для художника, а впоследствии послужила отправной точкой для целого направления в искусстве.

С ней художник расстался в 1920 году. Через семнадцать лет мир впервые увидел эту работу, а вскоре ее приобрел музей Нью-Йорка.

«Три музыканта» (1921 г.) Холст, масло. 200 × 222 см

Пикассо был женат на русской балерине Ольге Хохловой и его жизнь, наконец-то утопала в роскоши, когда он писал эту картину.

Никогда не признававший рамки и условности, он и в творчестве старался расширять границы. Картина относится к синтетическому кубизму – очередной самобытной манере художника.

Он изобразил вполне конкретных людей, зашифрованных в символах: это друзья Гийом Аполлинер и Макс Жакоб – свидетели на его свадьбе. Третий персонаж, который с гитарой – сам Пабло. Пьеро уже умер, Монах отрекся от мира, а Арлекин прощается с беззаботностью.

Картина хранится в музее современного искусства в Нью-Йорке.

«Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932 г.) Холст, масло. 162 × 130 см

С 1936 года дважды менялись ее владельцы. Пока она не была выставлена на аукцион. С него в 2010 году «Обнаженная…» ушла за $106,5 млн неизвестному частному лицу.

Еще одна рекордсменка по стоимости, как и многие работы Пикассо.

Ее писал художник тайно от своей жены с Марии Терезы Вальтер, молоденькой возлюбленной, подарившей ему дочь. Художнику было 46 лет, и начало романа было многообещающим.

Существует более полусотни ее портретов и скульптурных бюстов. Эта картина была написана всего за сутки в его сюрреалистической манере.

Вдохновение придает и подготовка к очередной выставке, посвященной 50-летию именитого художника. Он хочет превзойти своего конкурента и друга Матисса, который также намерен поразить публику своими выставочными работами.

«Герника» (1937 г.) Холст, масло. 349 × 776

Самая узнаваемая и трагическая картина, а также самая масштабная по смыслу и размеру. Известны антифашистские взгляды Пикассо, ее вступление в коммунистический союз Франции и смелый ответ нацистам, которые пришли в его мастерскую с обыском и все там перевернули. Один из них спросил, глядя на огромное полотно, сделал ли эту работу именно Пикассо. На что он ответил: «Нет, сделали это вы».

Герника – название городка на родине художника, которое стерла с лица земли немецкая авиация вместе с жителями. Боль, страдания, ужас войны – Пикассо работал над этой объемной картиной месяц.

Все это время его вдохновляла новая возлюбленная Дора Маар. Она же сняла весь процесс работы на фотоаппарат, и эти кадры облетели весь мир.

Картина выставлялась в основном в Америке, только в 1981 году переехала в музей Мадрида.

«Дора Маар с кошкой» (1941 г.) Холст, масло. 128 × 95 см.

Картина хранится у частного лица в Грузии. Миллионер приобрел ее за более $100 млн в 2006 году.

На ней изображена та самая Дора, с которой судьба свела художника на семь лет. Роман был ярким как комета, а закончился ее психическим расстройством. Она никогда не позировала, но ее образ запечатлен во многих портретах. В последние годы их отношений – улыбку на холсте сменили слезы. Плачущая Дора – персонаж целой серии его работ. Но эта дама в шляпке вполне энергична, уверена и чувствует себя победительницей. Черная кошка на плече демонстрирует ее независимый характер.

Сочетание цветов помогает зрителю погрузиться в настроение, разгадывая символы.

«Алжирские женщины. Версия O» 1955 г. Холст, масло. 114 × 146,5 см.

Эта картина побила все рекорды, когда ее купили два года назад за сто семьдесят девять миллионов долларов!

Причем она стала не только хитом творчества Пикассо, но возглавила список самых дорогих картин. Кто выложил за нее баснословную сумму – не раскрывается, но некоторые уверяют, что она была куплена по просьбе экс-министра Катара.

Пикассо создал несколько версий, но знаменитой стала последняя, с инициалом «О».

Образы женщин – собирательные с полотен Делакруа, Ренуара, Матисса. Хотя в одной из них некоторые искусствоведы видят последнюю возлюбленную художника Жаклин Рок.

Пабло Пикассо Picasso, Pablo  

Пикассо

Пабло Пикассо можно по праву назвать одним из самых удивительных и неподражаемых художников. Он всегда был разным, но всегда – шокирующим. Знаменитые картины Пикассо – это необыкновенный тандем традиционной живописи и оригинального искусства. Он настолько отдавался своим произведениям, что не замечал своего стилистического непостоянства. Да и не это главное в произведениях испанского живописца. Пабло Пикассо умело сочетал на холсте такие необыкновенные материалы как металл, камень, гипс, уголь, карандаш или масляные краски. Великолепный художник не останавливался ни перед чем. Возможно, поэтому картины Пикассо так удивляют своей эмоциональностью и смелостью.

Среди многообразия его работ особенно выделяются композиции с образами женщин. Здесь полотна художника поистине шокируют многообразием причуд и неординарных фантазий. Стоит вспомнить хотя бы «Девушку перед зеркалом» (1932). Использованные линии и цвета ещё раз доказывают известный факт, что Пабло Пикассо очень не любил женщин. Именно поэтому так часто в его работах они удивляли несуразностью образов и форм. Особенной нелепостью увенчалась героиня «Утренней серенады» (1942). Здесь Пабло Пикассо постарался, как никогда. Рассеченные и раздутые тела, раздробленный профиль, странные шляпы – бурлескные формы были любимыми для знаменитого художника. Именно поэтому яркие сюжеты, пугающие своей силой и огромной притягательностью, так часто использовались автором, и до сегодняшнего дня не сходят с вершин художественного мира. Все просто. Ведь подобные картины Пикассо вызывают у зрителей неподражаемые, чувственные эмоции. А что ещё нужно для художника, который искренне передавал на холсте всю свою натуральную, подчас шокирующую, жизненную сущность.

Ксюша Корс

Пабло Пикассо – гений современного искусства

В Испании, в небольшом городе Малага, 25 октября 1881 года на свет появился малыш. Роды были тяжелыми, родившийся мальчик не мог дышать. Чтобы его легкие раскрылись, ему в носик вдули сигаретный дым. Так началась жизнь самого юного в мире «курильщика» и вместе с тем величайшего художника девятнадцатого века Пабло Пикассо.

Необычный талант начал проявляться у мальчика ещё в раннем детстве. Его первое слово было «карандаш», и рисовать он научился прежде, чем говорить.

Пабло был избалованным ребёнком. Родители души не чаяли в их единственном и к тому же очень красивом сынишке. Он ненавидел школу и очень часто отказывался туда идти до тех пор, пока отец не разрешал брать ему с собой ручного голубя из домашней голубятни.

Кроме голубей, он очень любил искусство. Когда Пабло было десять лет, отец часто брал его с собой в колледж, где работал учителем рисования. Он мог часами наблюдать, как отец рисовал, и иногда даже помогал ему. Однажды, отец Пабло рисовал голубей и ненадолго вышел из комнаты. Когда он вернулся, то увидел, что Пабло закончил картину. Она была настолько прекрасной и живой, что он отдал сыну свою палитру и кисти и больше никогда не рисовал сам. Тогда Пабло было всего тринадцать, но он уже превзошел своего учителя.

С тех пор краски и кисти стали жизнью Пабло. Было очевидно, что он гениален. Но, к разочарованию многих, его искусство не было классическим. Он всегда ломал правила и каноны традиционного искусства и шокировал своими странными, но такими энергетически мощными картинами. Больше всего он был известен картинами в стиле «кубизм» – живопись с использованием простых геометрических фигур. Например, людей он изображал треугольниками и квадратами, вырисовывая части тела и черты лица совсем не в тех местах, где им положено быть.

Его работы перевернули представление людей о современном искусстве. Теперь оно ассоциируется с именем Пабло Пикассо. Одним из шедевров современного искусства считается его картина «Герника», написанная в 1937 году, на которой художник запечатлел бомбежку небольшого городка во время гражданской войны в Испании.

В общей сложности Пикассо создал более 6000 картин, рисунков и скульптур. Сегодня его работы стоят несколько миллионов долларов. Однажды, когда министр Франции был в гостях у Пикассо, художник случайно пролил немного краски на его штаны. Пабло извинился и предложил оплатить счет за чистку брюк, но министр сказал: «Ни в коем случае! Вы всего лишь расписались на моих штанах!»

Пабло Пикассо ушел из жизни из-за сердечной недостаточности после перенесенного гриппа в 1973 году.

Пабло Пикассо: все эпохи в одном художнике

На сегодняшний день Пабло Пикассо по праву считается одним из самых дорогостоящих художников по результатам современных аукционов. Свои первые работы нетривиальный испанский художник создал на заре 20 века, а всего на его счету – несколько десятков тысяч полотен и скульптур. Он не был «зациклен» на каком-то одном стиле, а искал способы и виды самовыражения в разных художественных направлениях. О работах Пикассо невозможно судить по одной-двум работам: свой богатый внутренний мир он переложил на язык красок, в каждой картине сделав это отличным от предыдущей способом. Внушительный почти столетний век его творчества принято делить на множество периодов:

Ранний период, когда происходила проба кисти, поиск настроений и смелые эксперименты. В это время он живет в Барселоне, затем уезжает в Мадрид, чтобы обучаться искусству, впоследствии – снова в Барселону.

«Голубой» период. Переезд в Париж и знакомство с импрессионистами глубоко способствовали становлению и огранке таланта испанца. В картинах 1900-1903 года он увековечивал различные проявления печали, грусти, меланхолии.

«Розовый» период ознаменовался новыми персонажами в его шедеврах: артистами, циркачами. К этому периоду относится и «Девочка на шаре» из Пушкинского музея. Атмосфера грусти в творчестве Пабло разбавлена более светлыми, романтичными настроениями.

«Африканский» период был первым вестником перехода автора к собственно кубизму.

Кубизм. Пикассо стал скрупулезно разбирать все, что он изображал на картинах, на большие и малые геометрические фигуры. Особенно интересно и новаторски смотрятся портреты, написанные в этой технике.

Классический период. Знакомство с русским балетом и со своей первой женой-балериной вносит некоторое переосмысление в творчество Пикассо, обратившегося в самом начале 20-х годов к догматам художественного искусства и создающего картины, резко отличающиеся от привычного ему кубизма. Одна из первых его работ в классическом стиле – «Портрет Ольги в кресле», где влюбленный художник запечатлел свою жену.

Сюрреализм. С 1925 года автор испытывает большие творческие переживания, которые угадываются в его картинах – персонажи являют собой ирреальную монструозность, художник делает вызов, заигрывает с воображением зрителя, обратившись к сюрреализму. Одна из самых известных сюрреалистичных картин – «Сон» 1932 года.

Военная тематика пришла в его творческую жизнь с гражданской войной, охватившей Испанию, а затем и всю Европу. Наряду с мрачным социальным фоном на жизненную атмосферу художника влияют также новые личные переживания: в его жизни появляется новая женщина.

После войны он создает всемирно известного «Голубя мира» и становится коммунистом. Этот период его художественной деятельности отражает его счастливые годы жизни. В этот период он активно реализует себя также как керамист.

Начиная с 50-х годов трудно отнести его картины к одному жанру и стилю – он реализовывает все недосказанное в разных манерах и техниках. Он также интерпретирует знаменитые полотна других художников, выписывая их в присущем ему восприятии.

Картины Пикассо разных периодов сегодня лидируют на рынке искусства, побив все мыслимые рекорды цен. Так, например, сумма в 104 млн долларов была заплачена в 2004 году за его картину «Мальчик с трубкой» 1905 года, а в 2010-м его картина «Обнажённая, зеленые листья и бюст», написанная им в 1932 году, была продана за 106 млн. Сегодня купить картины Пикассо можно на открытых аукционах, однако самые известные шедевры его творчества уже заняли свои почётные места в частных коллекциях и лучших музеях мира.

Кубизм

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 14.07.2015 13:25 Просмотров: 5849

Возникновение кубизма относят к 1906-1907 гг. Обычно это направление в искусстве связывают с именем Пабло Пикассо и считают его родоначальником кубизма.

Это так. Но новое явление в искусстве никогда не появляется внезапно: всегда есть предшественники и предпосылки. Вот об этом мы и поговорим.

О термине

Термин «кубизм» пришёл в искусство с французского языка: cubismе, cube – куб. А впервые применил его критик Леон Восель в 1908 г., описывая работы Ж. Брака.

Жорж Брак (1882–1963) – французский художник, график, скульптор и декоратор; он является создателем кубизма вместе с Пикассо. В 1908 г. Брак создал серию пейзажей, по тем временам новаторских. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном (объединение деятелей искусства во Франции, основанное в 1903 г.). Анри Матисс сказал тогда, что пейзажи составлены из кубиков. Отсюда и произошло слово «кубизм». Давайте рассмотрим эти работы Ж.Брака.

Ж. Брак «Дорога близ Эстака» (1908)

Ж. Брак «Гавань в Нормандии» (1909)

История кубизма

В 1907 г. П. Пикассо создал картину «Авиньонские девицы», она произвела сильное впечатление на Ж. Брака. В 1908 г. Брак и Пикассо начали работать в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, как бы «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Ж. Брак считал, что «чувства деформируют, рассудок – формирует». Таким образом, можно предполагать, что к кубизму художник пришёл не интуитивно, а рассудочным путём – именно в этом направлении он смог более полно реализовать себя.
В 1912 г. они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом – синтезированием объектов из разнородных элементов.
Как пришёл к кубизму П. Пикассо? Тоже не сразу.

Пабло Пикассо (1881-1973)

П. Пикассо «Автопортрет»

П. Пикассо – испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Его творчество оказало исключительное влияние на развитие изобразительного искусства XX в. Он является известнейшим художником среди живших за последние 100 лет, к тому же очень «популярным» среди похитителей картин.

Х. Грис «Портрет П. Пикассо» (1912). Художественный институт (Чикаго)
Сначала были эксперименты с цветом. С 1901 по 1906 гг. – «голубой» и начало «розового» периода его живописи. Затем было стремление к передаче настроения – это стремление к формулам, отображающим типическое, универсальное в искусстве, что отвечало глубинным процессам европейской цивилизации на рубеже веков. Наконец, Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация и деструкция (от лат. destructio – «разрушение, рассыпание конструкции») натуры.

П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). Холст, масло. 243,9 х 233,7 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк
В 1907 г. им были написаны «Авиньонские девицы». Считается, что эта картина положила начало кубизму в творчестве художника, а затем и целого художественного направления. А истоки его – в односторонней интерпретацией системы Сезанна, который рекомендовал молодому художнику Пикассо «рассматривать натуру как совокупность простых форм – сфер, конусов, цилиндров». Считается, что Пикассо, как и Ж. Брак, этот совет воспринял буквально. К тому же в этот период Пикассо интересовался африканской скульптурой, что также отразилось в его новой работе.
На картине мы видим деформированные, огрубленные фигуры при отсутствии перспективы и светотени. Картина демонстрирует радикальный разрыв с традиционной точкой зрения в живописи. Пять обнаженных женщин с фигурами, состоящими из плоских геометрических фигур и неровных осколков, некоторые из них в африканских масках. Эта картина – стратегия будущего развития кубизма в творчестве Пикассо.
Кубизм отвергал традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства. Он означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Творческой целью Пикассо и Брака было конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Сюжеты картин художников-кубистов (пока мы говорим только о творчестве Пикассо и Брака) незамысловаты, особенно это относится к раннему периоду – его называют «сезанновским» кубизмом (1907-1909). Он сложился под влиянием африканской скульптуры и работ Сезанна. На холсте изображены мощные объёмы, а цвет этот объём усиливает ещё больше.

П. Пикассо «Женщина с веером» (1908)

П. Пикассо «Три женщины» (1909)
Период в кубизме 1910-1912 гг. называют «аналитическим»: предмет дробится на мелкие грани, чётко отделяющиеся друг от друга, предметная форма на холсте теряется, цвет практически отсутствует.

Ж. Брак «Посвящение И.С. Баху» (1912)

П. Пикассо «Портрет Амбруаза Воллара» (1910)

П. Пикассо «Скрипка» (1912)
Последний период известен как «синтетический» кубизм (1913-1914). Для него характерны красочность, бо́льшая декоративность, картины становятся похожими на красочные панно. В рисунке появляются буквенные трафареты, наклейки, образующие коллажи.

П. Пикассо «Харчевня («Ветчина») (1914)

П. Пикассо «Ваза для фруктов и гроздь винограда» (1914)

В этот период к кубистам присоединяется Хуан Грис (1887-1927), испанский живописец, скульптор, график и декоратор. Работал главным образом в Париже, где жил с 1906 г. Именно он считается родоначальником «синтетического» кубизма. В 1920-х гг. Грис отходит от строгих геометрических форм. В числе его работ – ряд книжных иллюстраций и многочисленные театральные декорации и костюмы, в том числе для балетных постановок Дягилева.

Х. Грис «Мужчина в кафе» (1914), Нью-Йорк
Конечно, Пикассо считается наиболее выдающимся представителем кубизма. Он виртуозно превращал формы в целые геометрические блоки, как сделано это на картине «Фабрика в Орта-де-Эбро».

П. Пикассо «Фабрика в Орта-де-Эбро» (1909)
В «Портрете Фернанды Оливье» он рассекает форму на плоскости и грани и заполняет ими всю картину.

П. Пикассо «Портрет Фернарды Оливье» (1909)
Иногда кажется, что Пикассо уже отходит от кубизма – первоначальная цель кубизма состояла в том, чтобы более убедительно воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, но картины Пикассо часто становятся непонятными ребусами. Например, картина «Обнажённая».

П. Пикассо «Обнажённая» (1910)
Первая мировая война положила конец сотрудничеству Брака и Пикассо. В это же время заканчивается и кубистический период в творчестве Пикассо, хотя в некоторых произведениях художник использует отдельные кубистические приёмы вплоть до 1921 г.

П. Пикассо «Три музыканта» (1921).
Наиболее известными художниками-кубистами были, кроме уже названных нами, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптор Александр Архипенко и др.

Ф. Леже «Дама в голубом»

А. Архипенко (1887-1964) – российский и американский скульптор и художник, один из основателей кубизма в скульптуре.

А. Архипенко «Царь Соломон» (1963), Филадельфия
Творчество кубистов оказало большое влияние на другие течения: футуризм, орфизм, пуризм и вортицизм.

Русский кубизм

Русский кубизм был переходным явлением в искусстве авангарда и ограничился в основном ранним, «сезанновским» кубизмом (художники А. Куприн, И. Машков, Р. Фальк). Далее русский кубизм быстро перешёл к кубофутуризму (направление авангарда начала ХХ в. в живописи и поэзии, соединившее в себе творчество французских кубистов и итальянских футуристов).

И. Машков «Натюрморт»
Как известно, «ничто на Земле не проходит бесследно…». Кубизм жив. Он представлен, например, в картинах современного художника Георгия Курасова (р. 1958).

Г. Курасов «Пенелопа»

Болезнь и выздоровление

Сабартес дает написанный «изнутри» отчет о нескольких неделях страданий, пережитых Пикассо во время ледяной зимы 1938 года, когда длительный приступ пояснично-крестцового радикулита, или ишиаса, заставил его лежать, неподвижно в постели, мучаясь от сильных болей. Сабартес описывает неугомонность Пикассо, его бессонные ночи, процессию разнообразных посетителей, которые все до единого знали некое верное средство для лечения напасти и, наконец, появление доктора, сумевшего продемонстрировать почти чудо и мгновенно исцелить своего капризного пациента путем прижигания нерва.

За несколько дней до злополучного приступа Пикассо написал два натюрморта. Они похожи по тематике, за исключением того, что первый содержит два источника света — свечу и своеобразную разновидность солнца, похожего на белый прямоугольник бумажного змея с бахромой из черных лучей. Все другие предметы в обоих полотнах совпадают: на столе, заполняющем собою нижнюю часть каждой из картин, лежат на открытой книге палитра и кисти, а рядом на маленьком постаменте установлена голова быка. В первой версии эта голова — черная, а в краске процарапаны линии, обозначающие ее глаза и рыло. Во втором варианте картины, сделанном неделей позже, голова быка выглядит так, словно с нее живьем содрали кожу. Беззащитные глаза животного напряженно глядят из серо-багровой массы якобы красной плоти, не в силах сопротивляться безжалостному воздействию потока резкого и жесткого света, который слишком силен и слишком универсален, чтобы исходить от свечи.

Пикассо быстро выздоровел после болезни и продолжал изображать людей и животных с неистовой яростью и частыми намеками на жестокость, как это имеет место в картине со свирепым котом, который тащит в пасти растерзанную и трепещущую птицу. Наполовину человеческое лицо (или морда?) кота с его хитрыми, бегающими глазками являет собой ужасающее зрелище расчетливой жистокости, производящее еще более мощное впечатление благодаря непосредственной, почти детской манере, в которой все это нарисовано.

Весной Пикассо работал вечерами в мастерской Ла-курьера. Его замысел состоял в том, чтобы воспроизвести в цветных гравюрах тексты стихов, которые он недавно написал, и украсить их на полях рисунками. Трудности этой сложной техники представляли собою именно то, в чем он нуждался, чтобы его изобретательность возбудилась и получила стимул к действию. Сабартес сообщает нам, как идеи Пикассо систематически становились все более честолюбивыми, по мере того как он все сильнее и сильнее увлекался своей работой и получал от нее все большее удовольствие. В качестве издателя был приглашен Воллар. Он охотно предложил свои услуги, предоставив Пикассо полную свободу в выборе бумаги, компоновки рисунков и всех других производственных вопросов. Чтобы облегчить работу знаменитого художника, печатный пресс забрали из Буажелу и установили под надзором Лакурьера в крыле квартиры Пикассо на рю де Гран-Огюстен, которая была в то время года более пригодна для жилья благодаря наличию центрального отопления. Даже с учетом всех этих приготовлений было сразу видно, что для завершения проекта понадобится долгое время. Когда так оно и случилось, Пикассо стал интересоваться другими средствами выражения, что еще более замедлило весь процесс. Так продолжалось до тех пор, пока однажды, вконец раздраженный техническими проблемами, не позволявшими сложить его работы вместе и сделать из них книгу, а также выведенный из себя необходимостью каких-то расчетов и вообще бесконечностью этой работы, Пикассо решительно объявил Сабартесу, что не может быть и речи о дальнейшей возне по завершению книги. В результате гравюры так и не были тогда опубликованы и оставались лежать сложенными в пачки на рю де Гран-Огюстен еще очень много лет1.

В июле обычная тяга покинуть Париж властно влекла Пикассо к средиземноморскому побережью. Он снял себе квартиру в Антибе2, но едва уладил все дела и устроился там, как услышал о внезапной смерти Воллара3. На следующее утро Сабартес был удивлен, обнаружив своего патрона снова в Париже. Пикассо, однако, не задержался здесь надолго. Через несколько дней после похорон ему пришла телеграмма от одного испанского друга, оповещавшая о бое быков во Фрежюсе4. Это снова сорвало художника с места и заставило провести еще одну поспешную ночную поездку по дорогам Франции с неизменным Марселем за рулем. Впервые вместе с ними поехал и Сабартес, преодолевший свое отвращение к путешествиям такого рода.

Первые несколько дней после их прибытия в Антиб были потрачены на показ старому другу многочисленных соблазнов Лазурного берега вроде Монте-Карло, Ниццы, Канна и Мужена. После этого Пикассо начал работать. Их квартиру, обставленную в обычном буржуазном стиле, переполняли всевозможные чайные столики и наводящие тоску финтифлюшки. Вся эта дребедень внезапно стала казаться Пикассо не просто унылой, но и оскорбительной для него лично, так что с помощью Сабартеса и Марселя весь этот липовый антиквариат, безделушки и картины в золоченых рамах были убраны куда подальше, оставив художнику место для того, чтобы он мог навести в комнате свой собственный беспорядок. Нагота больших стен, с которых были безжалостно содраны обои в цветочек, служила стимулом написать еще одно полотно большого размера. Пикассо купил громадный рулон холста, прибил его к стене и начал с невероятной скоростью покрывать красками, рисуя картину на тему, которую нашел неподалеку. Регулярные вечерние прогулки с Дорой Маар привели его к открытию маленькой рыбацкой гавани, где мужчины готовили свои лодки к ночному лову рыбы с помощью сильных карбидных ламп. Лампы, ярко сиявшие в воде, привлекали рыбу, которую можно было загарпунить трезубцем с лодки. Подобным способом удавалось даже неподалеку от берега, среди скал, извлекать из моря существ замечательных цветов и странной формы, блестевших и искрившихся под мощным светом, в то время как в его ярких лучах трепетали разные насекомые вроде жуков и больших мотыльков. Именно эту сцену Пикассо выбрал для создания большого холста5, и каждый день он активно над ним трудился.

Работа над этой картиной не мешала ему, однако, каждое утро купаться в море. Поскольку я тоже был тогда в Антибе, мы ежедневно встречались на пляже и обменивались мнениями по поводу политической ситуации. Капитуляция Барселоны и крах последних слабых надежд на республиканцев погрузил нас всех в сильную депрессию, которую в некоторой степени смягчил приезд Фина и Хавьера Вилато, двух племянников Пикассо. Молодые люди, перейдя Пиренеи вместе с побежденной армией республиканцев, недолго думая, сбежали из лагеря, где их интернировали французы. Радость парней от того, что им удалось найти дядю, да и те многочисленные проделки и шалости, что они вытворяли на пляже, демонстрируя неотразимо прекрасное настроение, помогали хотя бы временно рассеять сгущающийся мрак.

Хотя никто не был настолько безумен, чтобы испытывать оптимизм по поводу будущего, новости о взаимном обмене ультиматумами и последующей мобилизации, поступившие через несколько дней6, явились для всех внезапными и шокирующими. Пикассо приходил каждый вечер посидеть с друзьями в кафе на главной площади Антиба и под прохладным дуновением ветерка понаслаждаться часок или чуть больше своим неизменно скромным, как у абстинента, выбором между кофе и минеральной водой. Беседа, которая когда-то перескакивала с предмета на предмет и была переполнена шутками, теперь вертелась только вокруг одной темы. Всесторонне обсуждались планы отъезда. Чуть ли не в один день большинство общих друзей уехало, и город начал заполняться войсками, в то время как на скалах вблизи фешенебельных отелей и бассейнов для купания солдаты-сенегальцы уже устанавливали свои пулеметы.

Пикассо оставался в нерешительности. Художника особенно раздражало, что его прервали как раз в тот момент, когда он начал яснее видеть, каким путем следует продвигать свою новую работу. В шутку он сказал нам, что им обязательно нужно устроить войну только для того, чтобы позлить его, когда он начал выходить на верный путь. По этому поводу очень верно сказал Сабартес: «Что Пикассо действительно пугало в войне, так это угроза его творчеству; мир оказывался совершенно обязательным для этого человека, который сам не мог жить без внутренней борьбы».

Вечером того дня, когда объявили о вторжении Гитлера в Польшу, я зашел в квартиру Пикассо. Новая картина о ночной ловле рыбы казалась законченной, но другие большие куски холста, прикрепленные к стенам, оставались нетронутыми. В центре готовой картины за двумя находившимися в лодке рыбаками, один из которых с отвратительной гримасой вперился в воду, а другой предпринимал неимоверные усилия, чтобы как-то закрепить их улов и не дать ему свалиться в море, наблюдали две девушки в пестрых платьях. Одна из них, ведя за руль свой велосипед вдоль причала, острым синим язычком лизала рожок с двойным мороженым, напоминая пчелу, пьющую нектар из цветка. Лампа, служившая приманкой для рыбы и выступавшая в качестве предательской замены солнца, двусмысленно висела на горизонте. На ее желтой поверхности Пикассо нарисовал красную спираль, свой давний символ источника пищи. Когда я выглянул из окон, башни дворца Гримальди7 едва-едва выделялись на фоне неба, подкрашенные сумрачными синими, пурпурными и зелеными тонами, — точно так же, как они выглядели на картине Пикассо. С балкона можно было видеть старый город, уличные фонари которого были частично притушены в целях светомаскировки.

Угловатые формы выложенных из камня стен, освещавшихся со стороны уличных перекрестков, казались поразительно похожими на картины аналитического кубизма. Архитектура этих древних зданий, казалось, дорастала до того, чтобы стать похожей на указанные картины, — так же, как, по мнению многих, Гертруда Стайн дорастала до того, чтобы стать похожей на свой портрет кисти Пикассо.

Мы попрощались, взаимно утешая друг друга обещаниями поддерживать контакт, и я покинул Пикассо, который стал укладывать вещи. Он решил рискнуть и поехать назад в Париж на переполненном поезде, предоставив Марселю возвращаться на машине, загруженной запасом бензина, дорожными сундуками, коробками и картиной «Ночной лов рыбы в Антибе», скатанной в рулон, на заднем сиденье. Должно было пройти шесть лет, прежде чем Пикассо снова увидел Средиземное море.

Примечания

1. В беседе, проходившей в Канне между Пикассо и д-ром Бернхардом Гайзером (редактором catalogue raisonne графического творчества Пикассо), д-р Гайзер поинтересовался, каким образом он мог бы получить доступ к тем или иным работам, чтобы их сфотографировать и сделать свой каталог полным. Пикассо с очаровательной беспечностью сказал: «Да как же это возможно, ведь все они в Париже, многие сложены, связаны и увезены в банк; даже здесь я испытываю трудности, когда надо что-то найти, а уж там никто не сможет этого сделать без меня!» И добавил: «Мне было бы легче сделать их все снова. Ведь как часто случалось, что кто-то приходил ко мне за рисунком, который я обещал для него сделать, и хотя он действительно был сделан, но я был не в состоянии найти его, так что во избежание проблем я вроде бы как выходил из комнаты разыскать его, а сам в это время быстро делал другой, который воспринимался ничуть не хуже».

2. Антиб — средиземноморский курорт и порт во Франции, близ Ниццы. — Прим. перев.

3. 22 июля 1939 г. Воллар погиб в результате аварии. — Прим. перев.

4. Городок на Лазурном берегу в нескольких десятках километров от Антиба и совсем рядом с Сен-Рафаэлем. — Прим. перев.

5. Действительно большого — 206 х 345 см. — Прим. перев.

6. Это было преддверием уже упоминавшейся т. н. «странной войны» между Францией и Англией, с одной стороны, и Германией — с другой. — Прим. перев.

7. Гримальди — одно из старинных генуэзских семейств, ставшее в XV в. правителями Монако; их династия правит этим княжеством и поныне. — Прим. перев.

Предыдущая страница Следующая страница

Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.

«Розовый» период

«Розовый период» в творчестве Пикассо был относительно недолгим (с осени 1904 года до конца 1906-го) и не вполне однородным. Однако большое количество картин отмечено светлым колоритом, появлением жемчужно-серых, охристых и розово-красных тонов; появляются и становятся доминирующими новые темы – актеры, акробаты, атлеты. Цирк Медрано, располагавшийся у подножия Монмартрского холма, безусловно, давал массу материала для художника. Театральность во многих ее проявлениях (костюмы, акцентированные жесты), разнообразие типов людей, прекрасных и безобразных, юных и взрослых, будто вернули художника в мир несколько преображенных, но реальных форм, объемов, пространств; образы вновь наполнились жизнью в противоположность персонажам «голубого периода».
Уже на выставке в галерее Серюрье (25 февраля — 6 марта 1905 года) были показаны картины, знаменующие начало нового этапа творчества мастера: «Актер» и «Сидящая обнаженная». Также к началу «розового периода» относятся замечательные «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын». Одним из признанных шедевров этого периода является полотно «Семейство комедиантов», которое отличает также и значительный размер (более двух метров по высоте и ширине) и соответствующая ему амбициозность замысла.
Интерес к классической форме проявился в «Обнаженных» 1906 года. Образы молодых людей, женщин (например, в «Мальчике, ведущем лошадь» или в «Туалете») демонстрируют красоту и редкую в творчестве Пикассо безмятежность, что вполне укладывается в традиционную эстетику прекрасного.
Однако в том же 1906 г. путешествие в Испанию, в Госоль — небольшую деревню в каталонских Пиренеях — дало толчок новым поискам художника. Лицо, которое стремится стать маской уже дает знать об этих импульсах.

Женщина в рубашке, 1904 год — 1905 год
Актер, 1904 год
Девочка на шаре, 1905 год
В кабаре «Проворный кролик» или Арлекин с бокалом, 1905 год
Сидящий на красной скамье Арлекин, 1905 год
Акробаты (Мать и сын), 1905 год
Семейство комедиантов, 1905 год
Два брата, 1905 год
Два юноши, 1905 год
Акробат и молодой Арлекин, 1905 год
Фокусник и натюрморт, 1905 год
Дама с веером, 1905 год
Девушка с цветочной корзиной, 1905 год
Девочка с козлом, 1906 год
Крестьяне. Композиция, 1906 год
Обнаженный юноша, 1906 год
Стеклянная посуда, 1906 год
Мальчик, ведущий лошадь, 1906 год
Туалет, 1906 год
Причесывание, 1906 год
Автопортрет с палитрой, 1906 год
Голова молодого человека, 1906 год

Все работы «розового» периода по годам

Забрендированый сервиз, с чашками,чайничком для заварки и сахарницей.. Поверхность чашек может быть матовой и глянцевой, тут уже что вам больше понравится, яркая или тусклая кружка, все они симпатичны лично нам. Так же мы можем предложить вам чашки кофейные с блюдцем, причём мы можем наносить логотип как и на чашку так и на поверхность блюдца, и даже можем напечатать ваш логотип внутри чайной чашки. Если Вы часто проводите деловые встречи и Ваш офис посещают делегации партнёров, новых и старых клиентов, то для вас будет очень престижно напоить…

Картины Пикассо: розовый период (Picasso)

Розовый период Пабло Пикассо

Пабло Пикассо (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг.) — французский художник, испанец по происхождению. Скульптор, график, живописец, керамист и дизайнер. Совместно с Жоржем Браком является основоположником кубизма.

В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар; отсюда в многом проистекает настроение его работ тех лет. «Розовый период» — условное название периода в творчестве Пабло Пикассо. Этот период ограничивают 1905—1906 годами. Название возникло по контрасту с определением предыдущего «голубого периода» в творчестве художника (1904— 1905 гг.), когда в его палитре преобладали грустные голубые краски. В «розовый период» художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами были странствующие комедианты, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных. Печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка и колорит его картин стали определять нежные розовые, охристые, красные тона. Переходной от «голубого» к «розовому» периоду считают знаменитую картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Для работ «розового периода» массу материала давал цирк Медрано, располагавшийся у подножия Монмартрского холма. Путешествие же в Испанию в 1906 году дало новый толчок поискам художника и послужило окончанием «розового периода».

P.S. Смотрите здесь -> картины Пикассо голубого периода.

Акробаты (Мать и сын)

Семейство комедиантов

Автопортрет с палитрой

Девочка с козлом

Мальчик, ведущий лошадь

Портрет Гертруды Стайн

Акробат и молодой Арлекин

Сидящий на красной скамье Арлекин

Дама с веером

Два брата

Стеклянная посуда

Крестьяне. Композиция

Актёр

Два юноши

В кабаре Лапин Агиль или Арлекин с бокалом

Девочка на шаре

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

Полотно, которое на первый взгляд слегка удивляет и берёт оторопь от того, что не знаешь о чём именно тут можно или нужно говорить. Странная и неестественная фигура акробата вызывает недоумение и неприятие. Но потом, когда первые негативные эмоции начинают рассеиваться, то начинаешь понимать, о чём же это полотно.

Фигура действительно странная и явно схвачена во время самой работы акробата: или кувырок, или какое-нибудь сальто…

Непонятно только что именно хотел нам сказать этим, можно сказать, портретом, Пикассо. И если не получается его понять, то надо снова включать воображение или фантазию, или и то и другое сразу…

Но если представить что это не акробат, а простой человек, которого сломила судьба. От всех невзгод, проблем и неприятностей он сломился и превратился в ничто или в нечто не понятное. И в результате перед нами трагедия человека. И учитывая, что написана она была 1930 году, то можно представить, что именно хотел сказать этим полотном художник.

В Европе шёл надлом наций, в воздухе чувствовалось что-то явно опасное и неприятное. Потихоньку назревало что-то негативное, а Пикассо, между прочим, очень лояльно относился к Советской России. Он какое-то время был уверен, что такое же может наступить и в Европе, но позже он поймет, как же он был прав, изображая акробата в этой нелепой позе. Позже в 1939 году начнётся Вторая Мировая война. А это ломка, ломка целых наций, это новый поворот истории, который ничего хорошего не сулил. Годы спустя Пикассо именно поэтому и заговорит о картине, как о полотне с печальным началом.

Но фантазия может привести и к другому решению: он просто хотел изобразить каково это быть акробатом в цирке и как должно быть сложно им быть. И это кстати, тоже будет верно, так как европейцы держатся именно этой версии при пересказе полотна.