Пукирев неравный брак

Содержание

Как сложилась реальная судьба невесты с картины «Неравный брак» художника Пукирева



В сентябре 1863 года на очередной Академической выставке в Петербурге разразилась настоящая сенсация. Благодаря своему первому крупному полотну Василий Пукирев, вчерашний выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, сразу же заслужил звание профессора Академии художеств. Москва и Петербург полнились слухами о том, что картина написана в память об истории несчастной любви. Только вот чьей? На этот счет до сих пор существует несколько версий.
Сюжет картины предельно ясен и не вызывает каких-то двойственных толкований. Конечно, симпатии зрителя могут быть только на стороне несчастной девушки – почти ребенка, ее белое платье как будто светится в полумраке церкви. Кажется, что в полотне нет никаких тайн и загадок. Однако ее предыстория остается до сих пор неразгаданной до конца. Художник изобразил на картине несколько реальных людей, сказав при этом то ли слишком много, то ли слишком мало. Например, друг Пукирева художник Петр Михайлович Шмельков стоит за спиной невесты и смотрит прямо на зрителя; можно там найти и голову рамочника Гребенского, обещавшего сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». А вот шафер (крайняя фигура справа), всей своей позой выражающий явное недовольство происходящим, несомненно имеет портретное сходство с самим Василием Пукиревым. С первых дней выставки слухи о том, что эта картина на самом деле рассказывает о личной трагедии самого художника, не утихали.

Василий Пукирев, «Неравный брак», 1862 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Однако, согласно одной из версий, Василий Пукирев изобразил на картине любовную драму своего друга. Молодой купец Сергей Варенцов был влюблен в девушку, но родители предпочли выдать красавицу за человека, на 13 лет старше ее. Причем сам несчастный влюбленный был вынужден исполнять роль шафера на этой свадьбе, так как состоял в родстве с семьей жениха. Правда, как настоящий творец, Василий Пукирев, конечно, придал драматизма своему произведению. Жених тут старше юной невесты как минимум лет на тридцать-сорок. Но на то оно и искусство, чтобы вскрывать пороки человеческого общества. На самом деле, картина «выстрелила» именно потому, что явление неравных браков на тот момент действительно было наболевшей распространенной практикой. Об этом уже начинали говорить в обществе, так как по статистике таковыми являлось уже большинство заключаемых союзов. В феврале 1861 года даже вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте, однако ситуацию он, конечно, не изменил.

Сохранившаяся фотография портрета С. М. Варенцова работы Пукирева., 1860-е годы (местонахождение неизвестно)

О том, что версия Сергея Воронцова имеет право на существование, говорят несколько фактов: Во-первых, об этом рассказал в своих мемуарах его родственник Николай Варенцов. Во-вторых, на сохранившемся эскизе картины за спиной невесты также стоит скрестивший руки на груди шафер, который байроновским взглядом буравит жениха, однако тут изображен явно другой человек, действительно очень похожий на Сергея Варенцова!


Неравный брак. Эскиз одноименной картины

Эту «замену действующих лиц» объясняют тем, что к моменту написания картины ситуация у друга художника уже изменилась. Именно этот жизненный случай не стал показательно-трагическим. Прототип заплаканной невесты был очень счастлив в своем неравном браке, а молодой человек буквально через год собрался делать предложение другой достойной женщине, и свое «участие» в картине в качестве несчастного влюбленного посчитал неуместным. По этому поводу он даже поссорился с Пукиревым, и тот в сердцах пририсовал якобы шаферу бороду… В этом месте мемуарист объясняет получившееся сходство с самим художником случайностью, и вот тут мы подходим ко второй версии истории этой картины.
Известно, что моделью, с которой Пукирев рисовал невесту, была Прасковья Матвеева Варенцова (здесь совпадение фамилий с героем предыдущей версии действительно случайно). Девушка была внебрачным отпрыском очень знатной княжеской семьи, которая принимала в ее судьбе участие. О том, что художник был влюблен в нее и сделал ей предложение, пишет знаменитый описатель московского быта Гиляровский:
«Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.» — В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»
Н. А. Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, также вспоминал: «На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще, вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».
Возможно, что, влюбившийся в свою модель, художник действительно сделал ей предложение и получил отказ от знатной семьи, которая предпочла выбрать для девушки более достойный вариант. После чего полотно на самом деле стало автобиографичным, а молодой живописец своим творчеством, похоже, сумел предсказать нерадостную судьбу возлюбленной. Эта версия получила неожиданное подтверждение в 2002 году, когда в Третьяковскую галерею попал рисунок 1907 года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Карандашный портрет пожилой женщины был подписан самим автором:
«Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».

Карандашный портрет Прасковьи Матвеевны Варенцовой в старости

Получается, что даже если девушку и выдали замуж за богатого старика, счастья и богатства ей это не принесло. Сам Василий Пукирев в дальнейшем написал еще несколько интересных картин, однако успеха его первого полотна они не повторили. Жизнь художника закончилась также безрадостно. Его уделом стали одинокая старость и нищета. Однако картине Пукирева, похоже, удалось сделать то, что не под силу оказалось Указу Священного Синода. Общественное мнение действительно осудило «продажу» невест богатым старикам. Так, Илья Ефимович Репин писал, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. Хотя проблема неравных браков по расчету, наверное, относится к разряду вечных.

И в продолжение темы история о том, какие секреты скрывают полотна Крамского и Врубеля

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Старик. Невеста. Мертвая жена. «Неравный

брак» Василия Пукирева

Василий Пукирев (1832 — 1890) и Константин Флавицкий известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр — это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы.

Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева — это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.

Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук — всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте — всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:

— Не противен ли я вам?
— Нет, — ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его». Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.

Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.

Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?

И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах Караваджо! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.

Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених — на невесту, невеста — в пол, друзья жениха — тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь — Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.

Неравный брак (картина)

Василий Пукирев

Неравный брак. 1862

Холст, масло. 173 × 136,5 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

(инв. 350)

Медиафайлы на Викискладе

«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За неё Академия наградила его званием профессора.

Предыстория

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.

Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

> Работа над картиной

Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст.

Описание

На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. Среди полумрака церкви падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным выражением морщинистого лица. У него невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствующая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид, и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.

В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.

Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.

Среди гостей выделяется фигура шафера, изображённого у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак, обрекающий героя на страдание.

Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы — группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо — сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Прототипы картины

Версия Николая Варенцова

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии, Сергей Варенцов был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.

Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.

Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.

Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.

— Н. А. Варенцов. «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое»

Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине, является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещёнными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой».

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак» Картина Пукирева «В мастерской художника».
На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор
Андрей Александрович Карзинкин.
Фотография конца XIX века.
Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.
1860-е годы

Версия Грибкова и Мудрогеля

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:

Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещёнными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.

— В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»

Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Прасковья Матвеева Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове. а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича.

На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было».

Голова старика.
Этюд для картины «Неравный брак».
На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Циціанова».
Портрет А. М. Полторацкого работы Пукирева. 1861 год Пётр Михайлович Шмельков (1819—1890) Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Последствия

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспонируется в Третьяковской галерее.

На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налёт сентиментализма и мелодраматичности, снижающее её художественное значение.

В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Приём приданого по росписи» и «Прерванное венчание».

Картина Пукирева «Двоеженец, или Прерванное венчание». 1877 год Картина Пукирева «Приём приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

Интересные факты

  • В оформлении обложки альбома «Клубника со льдом» группы «Крематорий» использована картина Василия Пукирева «Неравный брак». Картину создатели оформления дополнили фигурой в белом халате.
  1. Сергей Михайлович Варенцов (1833—1874) — московский купец II гильдии (торговал москательным товаром), был гильдейским старостой Купеческой управы в 1867—1869 годах, попечителем мещанского училища. Женился на Ольге Никитичне Урусовой, также происходившей из купеческой семьи.
  2. Софья Николаевна Рыбникова (1836—1911) — дочь богородского купца, владельца суконной фабрики в Чудинках близ Купавны Николая Абрамовича Рыбникова. В браке с А. А. Карзинкиным она родила троих детей: дочь Елена — окончила Училище живописи и ваяния, стала художницей и вышла замуж за писателя Телешова, старший сын Александр — являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях, дружил с П. М. Третьяковым. Софья Николаевна много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулёзом и туберкулёзный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища.
  3. По одним данным (Анисова Н. П., Анисов Л. М. «Неравный брак» // Журнал «Русский дом». — 2012. — № 6.) это её девичья фамилия и она приходилась однофамилицей Сергею Варенцову, по другим (Полозова Л. Неравный брак. По следам судеб главных героев знаменитой картины // Родина. — 2001. — № 10.) — её девичья фамилия не известна, а позже она была выдана замуж за друга художника Сергея Варенцова

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Анисова Н. П., Анисов Л. М. «Неравный брак» // Журнал «Русский дом». — 2012. — № 6.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Полозова Л. Неравный брак. По следам судеб главных героев знаменитой картины // Родина. — 2001. — № 10.
  3. Отдел рукописей ГТГ. 4/254, 4/255; РГАЛИ. Ф. 2819. Оп. 1. Д. 98. Ф. 2322. Оп. 1. Д. 241.
  4. Наше наследие. 1997. С. 82-83. Прим. № 18
  5. Отдел рукописей. ГТГ. 4/254; 4/255
  6. 1 2 3 Мудрогель Н. А. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. Л. 1966. С. 149.
  7. «Среды художников» // Гиляровский В. А. «Москва и москвичи». М. 1983. С. 119
  8. Шестакова Н. Жертвы неравного брака. // Моя Москва. — 1991. — № 3. — С. 26
  9. Кац Л. К истории картины В. Пукирева «Неравный брак» // Художник. — 1878. — № 12. — С. 52.
  10. Голова старика
  11. Отдел рукописей ГТГ
  12. В. Зименко. Неравный брак. М. — Л. 1947. С. 12.
  13. К 165-летию Василия Владимировича Пукирева (1832—1890) (недоступная ссылка). Дата обращения 23 декабря 2011. Архивировано 22 февраля 2010 года.

Ссылки

  • Картина на сайте государственной Третьяковской галереи
  • Неравный брак
  • Неравный брак
  • Семь тайн Третьяковской галереи
  • Пародия

«Неравный брак» Василия Пукирева — картина, на которую не советуют смотреть женихам в возрасте (8 фото)

Картина российского художника Василия Пукирева «Неравный брак», написанная им в 1862 году, породила в свое время немало слухов и даже легенд. Подобные браки в то время встречались сплошь и рядом, поэтому сам сюжет оказался всем очень знакомым. Примечательно, что в образе шафера художник изобразил самого себя, а в обществе ходили слухи о необычном воздействии картины на пожилых женихов, которые из-за нее якобы отказывались от своих намерений.

Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму – якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.

Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.

Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением – молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.
Эдмунд Блейр-Лейтон. Пока смерть не разлучит нас, 1878

Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание – головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».
Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя – и отказывались повторять его ошибку.
Павел Федотов. Сватовство майора, 1848
Аким Карнеев. Неравный брак, 1866
Фирс Журавлев. Перед венцом, 1874
Отсюда

Тайна картины Василия Пукирёва «Неравный брак»

Посетители Третьяковской галереи даже спустя 157 лет невольно останавливаются у этого шедевра. Внимание людей неизменно «цепляет» полный спокойствия и глубокого трагизма облик невесты из далёкого XIX века. Так тонко подметил безысходную печаль юной девушки выпускник Московского училища живописи Василий Пукирёв (1832–1890). Написанная в 1863 году, картина произвела огромное впечатление на дворянство, буквально перевернув общественные представления о семейном счастье.

В чём кроется её магнетизм? Кто скрывается за масками художественных персонажей? Об этом и другом расскажем ниже.

Сломанные судьбы нищих девушек

Это явление было обыденно для того времени. Материальное благополучие волновало родителей больше, чем симпатии юной дочери. Зачастую ради этого они старались выдать её за богатого, хоть и уже пожилого мужчину, годившегося ей разве что в дедушки. Забота о личном счастье девушки была для них на последнем месте.

Василий Пукирёв «Неравный брак»

Бывало и так, что и сама молодка, стремясь преодолеть изматывающую нищету, искала себе зажиточного старика.

Итогом свадьбы по расчёту нередко становилась сломанная судьба невесты. Подтверждение тому – множество песен и произведений литературы, сюжетом которых стало это негативное социальное явление. Ещё наши бабушки нередко во время застолий пели задушевную «У церкви стояла карета».

Важно! Картина была написана художником уже после того, как неравный брак был осуждён церковью. Но для «старых» женихов это не было помехой. Уменьшение числа таких мезальянсов стало реальностью только после того, как дворянству была представлена эта картина.

Версии, кем была невеста?

Вариантов два:

  • изображена драма одного из друзей художника;
  • трагедия касается его лично.

Сын купца средней гильдии Варенцова, Сергей, безумно влюбился в утончённую Соню Рыбникову. Но её родители посчитали парня недостойным руки своей дочери.

Сергей Варенцов — друг художника

Чтобы прекратить всякие ухаживания, они нашли ей более выгодного жениха. Это был Андрей Карзинкин – известный в ту пору предприниматель. Разница в возрасте была без малого тринадцать лет. А так как между Варенцовыми и Карзинкиными существовало родство, Сергею пришлось выполнять роль шафера на венчании любимой.

Хотя сам Варенцов безоговорочно отметает эту историю. На самом деле он собирался жениться, но совсем не на этой девушке. А прославиться как отвергнутый жених Сергей совсем не хотел.

Если исходить, что это трагедия самого Пукирёва, то версия одна: Василий влюбился в Прасковью Варенцову.

Она была из знатного рода и предложение молодого художника всякий раз натыкалось на отказ её родных. Они считали союз дворянки с крестьянином, коим был талантливый художник, неприемлемым для себя. Для дочери же ими был найден пусть и пожилой, но обеспеченный человек из их сословия.

Явился ли Пукирёв на свадьбу к любимой? Никаких свидетельств этому нет. Но позади невесты им нарисован персонаж, поражающий зрителей своим автопортретным сходством.

Василий Пукирёв

К написанию седовласого жениха художник подошёл творчески. Если смотреть в профиль, то заметно сходство с князем Павлом Цициановым, в области торса – вылитый предводитель дворянства Алексей Полторацкий, укладка волос – знакомый барский повар.

Трагическая судьба натурщицы

Споры историков и искусствоведов о личности невесты не утихали до самого 2002 года, когда «Третьяковкой» был куплен набросок, сделанный карандашом. Под изображением престарелой женщины в траурной одежде было написано, что она является Прасковьей Матвеевной Варенцовой, и именно с неё сорок четыре года тому назад писал свой известный холст Василий Пукирёв. Когда писался этот портрет, госпожа жила в столичной богадельне Мазурина.

Поговаривали, что судьба Прасковьи сложилась трагично. Рано овдовев, она не получила ни богатства, ни влияния в обществе. В последние годы женщина одиноко жила в приюте. Хранителем её тайн оказался художник Василий Сухов. Что стало причиной её пребывания в богадельне – так и осталось не известно.

Прасковья Матвеевна Варенцова

Автобиографическая картина

Внимание поклонников притягивает и силуэт статного мрачного красавца, скрестившего руки на груди, что расположился позади невесты. Найти в нём черты, схожие с самим Василием, не составляет труда. Подле него находится тот, кто единственный смотрит прямо на посетителей музея. Считают, что это образ Петра Шмелькова – друга художника по училищу.

Может быть, это и есть объяснение тому, что сюжет так трогает зрителя, хотя картина написана художником практически одномоментно. И вот почему автор отсутствовал на ставшей успешной для него выставке осенью 1863 года, а вместо этого скрылся за границей. Это подтверждает и рисунок карандашом с собственноручной надписью Владимира Сухова.

Скорее всего, так оно и есть, ведь доподлинно известно, что девушка Софья прожила с Карзинкиным долгую и счастливую жизнь, родив ему троих детей.

Как картина смогла изменить общество?

Заключённый родителями Прасковьи мезальянс перечеркнул жизнь самой юной особы, и разрушил счастье отвергнутого художника.

Сам Василий Пукирёв служил преподавателем в училище, много времени уделял иконописи и картинам религиозного содержания.

Семья его была невенчанной. Женщина по имени Софья была с ним ласкова и хорошо справлялась с бытовыми женскими обязанностями. По всей видимости, с её стороны любовь была. А вот Василий и не думал сочетаться с ней браком. Хотя в те времена сожительствовать с мужчиной было большим грехом.

Под конец своей жизни Пукирёв нищенствовал, пристрастился к спиртному. Похоронили художника на кладбище в Ваганьково.

Важно! Это был единственный шедевр автора, который оказался очень значимым и для его творчества, и для дворянского сообщества. Тогда мужчины в большинстве своём стали отказываться от брака с юными красотками.

Не зря сам Репин утверждал, что Пукирёв испортил настроение не одному генералу в почтенном возрасте. И на самом деле, картина, появившаяся на выставке, способствовала снижению числа неравных браков в России.

Многие живописцы пытались повторить успех Пукирёва, но безуспешно.

Ф. Журавлев «Перед венцом», 1874

Рассматривая картины… «Неравный брак»

На знаменитой картине Василий Владимирович Пукирев изобразил свою несостоявшуюся невесту, Прасковью Матвеевну Варенцову.
Девушку выдали тогда замуж за богатого князя Цицианова. Первым об этой любовной трагедии рассказал Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи», точнее, пересказал историю со слов друга детства Пукирева – живописца Сергея Грибкова:»Этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий рядом со скрещенными руками — это сам В.В.Пукирев, как живой»…
А в 2002-ом году в Третьяковку принесли рисунок 1907-го года работы известного московского художника и педагога Владимира Дмитриевича Сухова. Это был карандашный портрет уже пожилой Прасковьи Матвеевны Варенцовой.
Художник даже подписал его:»Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В.Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне».
Судьба распорядилась так, что бывшая невеста Пукирева, а позже вдова Цицианова, закончила свою жизнь в Мазуринской богадельне…
Это одна версия истории создания картины, широко известная. В продолжении темы приведу более реальную версию, которую знают в основном искусствоведы и любители живописи и истории.)
Начнём с того, что раньше такой брак считался прекрасной партией. Почему? Даже если не было любви, то девушка, вышедшая замуж за старика, автоматически освобождается от опеки отца. Старичок умирает, молодая вдова полив слёзы положенное время, как правило, выходит замуж за кого ей хочется.
Потом, мы видим, что на купеческой дочке женится князь из очень древнего грузинского рода! И вот тут этот брак действительно неравный, ибо сословия разные. В этом случае оказана очень большая честь купеческой семье. Такой брак считался за счастьем, ибо давал больше возможностей и открывал двери в мир, куда ранее не было доступа.
Конечно сейчас тут же приведёте доводы, что старичок может прожить ещё достаточно долго, тем самым отравив жизнь своей молоденькой жене … Но я бы на вашем месте не торопилась. И вот почему.
Давайте по порядку. Начнём с князя. Самое интересное, что князь Цицианов к этой свадьбе не имеет никакого отношения. С него художник просто списал образ, а точнее лицо, и можно сказать, что сложил жениха: фигура и одежда — от Полторацкого (тверского предводителя дворянства), голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых.
Когда искусствоведы Третьяковки подняли архивные материалы, то они пришли к выводу, что на момент написания картины это мог быть Павел Иванович Цицианов, ибо из мужчин рода Цициановых только он один находился в Москве. Но к тому времени князь уже был женат. Кстати, у него с женой была ещё бОльшая разница в возрасте. Дальше я не копала, скажу только, что супруга у него была австриячка из Вены. Но это уже другая история и с нашей она никак не перекликается.
Изначально сюжет картины был связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым, который был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову, но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого 37-летнего Андрея Александровича Карзинкина. Причём, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трёх святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.
Нужно сказать, что этот брак оказался счастливым. Карзинкин не только был богат, но и обладал очень хорошим характером. Софья Николаевна в этом браке родила трёх детей: Леночку, через год Сашеньку, а через 5 лет Сонечку. Лена когда выросла, пошла учиться в то же самое училище живописи, которое закончил сам Пукирев и была ученицей Поленова. А Саша когда вырос, был дружен с Павлом Михайловичем Третьяковым.
Но, увидев своё изображение на картине, Сергей Варенцов устроил другу скандал, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. А в купеческих семьях не было принято выносить сор на всеобщее обозрение. В результате художник переработал портрет и изобразил на картине самого себя.
Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» рассказывал об этой истории так:
«Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблён в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать её замуж за Андрея Александровича Карзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.»
И вот тут мы подходим к самому интересному моменту. Картину Пукирев написал в 1862-ом. И исполнял он её как-то очень быстро, горячо, жарко. А на следующий год вдруг почему-то, без особых казалось бы причин, начинает проситься за границу для обозрения живописных галерей и живописных произведений, и уезжает в самый что ни на есть учебный год, в октябре, и возвращается только в январе. И отдаёт свою картину на выставку, где получает звание очень высокое по тем временам, за бытовой жанр он получает профессора, славу и почет.
Так почему же Пукирев так внезапно уезжает? Да потому, что он влюбился. А влюбился он в то время, когда писал картину. Позировала ему Прасковья Матвеевна Варенцова, внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Прасковья Матвеевна и друг художника были однофамильцами. И кстати, я нигде не нашла подтвержение тому, что любовь была взаимной. Тут я тоже подробно останавливаться не буду, скажу только ещё несколько слов о самом Пукиреве.
Одни исследователи утверждают, что он так и не женился, другие говорят, что он был женат на какой-то малограмотной женщине. И действительно, некий художник Неврев в записке, адресованной Павлу Михайловичу Третьякову, называет эту женщину, которая непонятно, в каком была она, так сказать, звании, госпожа Пукирева. Значит, у нашего художника был не венчанный брак. Это была мессианка Софья Петровна Терехова, она была младше его на 13 лет. И вот тут действительно настоящая драма и из всех действующих лиц пожалеть нужно именно Софью Терехову. Что такое не венчанный брак в то время? А это значит — нет колечка на пальчике, нужно всегда как-то очень робко себя вести. По существу ты никто и даже не имела права на наследство, а уж о каком-нибудь пособии, в случае смерти супруга, и говорить не приходится. Нужно отметить, что она приняла на себя очень непростую ношу, потому что ей пришлось тянуть по жизни очень больного человека. Он очень стал сильно болеть, так сильно, что ему пришлось оставить преподавание. Сначала он распродавал свои работы, но в конце концов всё же нужда навалилась на эту семью. Все говорили о том, что он всегда был, всегда(!) чисто одет, выглажен… А это значит, что она его любила всю жизнь, не докучала ему, не говорила, что ей очень больно и тяжело… А он ее получается не любил…

Летом 2016-го в Третьяковке проходила одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Проект состоял из 17 таинственных сюжетов — 17 шедевров музея с их историями, загадками и тайнами. Каждая история заслуживала особого, трепетного внимания, но больше всех мне понравилась «тайна» «Неравного брака» В. Пукирева.

За «картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории», за огромное полотно с непривычным взглядом художника на вещи, В. Пукирев получает звание профессора. Случай был беспрецедентный — всех взволновала новая тема, современная и актуальная — тема власти денег.

Для тех, кто не помнит сюжет картины, предлагаю ознакомиться — потрясающее презентационное видео от «Третьяковки»:

Догадок всё больше…

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? И наконец, правда ли, что картина автобиографическая? Попробуем разобраться.

Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: полумрак церкви, падающий из окна свет ярко освещает трех главных героев картины — жениха, невесту и священника… Юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу.

Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная…

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — Невеста и кольцо

Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены.

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ невесты

А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты. На шее его — орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. (орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.)

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ жениха

Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених…

Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.

Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А слева от священника не еще ли одна старуха выглядывает? Обратите внимание — в тусклые тона художник «обмакнул» только этих двух старушек.

«Неравный брак» В. Пукирева

Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе.

А с каким интересом смотрят глаза человека, находящийся за спиной у первой старухи — он единственный, кто смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец. И каким мертвым, саркастическим взглядом взирают на невесту старушки.

Привлекает к себе внимание и мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками.

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — «молодой человек позади невесты»

В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.

Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу?

Прасковья Матвеевна Варенцова

В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.

Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак».

Неравный брак. Эскиз одноименной картины

И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это уже другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение?

Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.

Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого.

Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.

Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.

Критика

Картину приняли восторженно. Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». Критик считал, полотно Пукирева «…одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Помимо восторженности были и нападки. Художника упрекали за мелкотемье, нападали за то, что он применил дерзкий, небывалый приём, изобразив обычных, из повседневности героев, да ещё и в полный рост. Такое позволялось только по отношению к античным героям.

А Н. Дмитриев писал в «Современной летописи»: «У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического».

Мотив

Мотив «неравного брака» пришёл в изобразительное искусство из жизни, из истории. В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”.

В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. И вот, в 1863 году на выставке появляется картина «неравный брак» и сгорбленный священник, вопрошающий к невесте исподлобья… В картине священник изображен, как человек не осуждающий союз двух абсолютно разных и не равных друг другу людей, а как «человек купленный» старым и влиятельным женихом, и его неблагородный образ особо подчеркивается художником…

Автобиографична ли она?

Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал:

«О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: — Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского — и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В.В.Пукирев, как живой».

Пукирев же так и не обзавёлся семьёй. Что-то будто сломалось в нём. Дела не ладились. Удача отвернулась от него. Он писал новые картины, но они не находили покупателя. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года. Так, написав на картине чужую судьбу, он будто предсказал свою.

Алена Эсаулова, при участии сайта «Русский дом» и Википедии

Рекомендуем также:

  • «Цена любви». Василий Кандинский и Габриэль Мюнтер
  • Бурлаки Репина под микроскопом
  • Загадки художника В. Серова — Портрет Генриетты Гиршман
  • «А был ли траур?» — загадка картины Николая Ге: «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

«Неравный брак»: какую тайну хранит скандальная картина Василия Пукирева.

Есть картины с явно агрессивными сюжетами, с изображением битв и сражений, но ещё более страшны и печальны те сюжеты, в которых беда скрывается под невинным обличием. Одной из таких картин является произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Какую же тайну хранит известное полотно и чем так привлекает зрителей?
Увы, не всегда браки заключались по любви. Иногда юные красавицы попадали в руки «Кощеев Бессмертных», вот только в отличие от сказок принц не являлся для того, чтобы освободить из плена. И девичья красота вынуждена была постепенно вянуть в заточении и в объятиях нелюбимого старца. Такие ситуации были далеко не редкими. Возможно, именно поэтому и суждено было увидеть свет этому шедевру.
Но для тех, кто ещё не знаком с работой известного художника следует рассказать, в чём заключается сюжет «Неравного брака».
На первом плане изображена милая и печальная невеста. И сами по себе вспоминаются слова некогда популярной песни «невеста печальная, надела кольцо обручальное…». Девушка обречённо протягивает пальчик в сторону священника, который вот-вот должен провести обряд обручения. И душой угадывается как дороги невесте эти последние секунды свободы. Её ещё детское лицо, белоснежное платье говорят о невинности чувств и мыслей и словно окружают невесту особым светом.
Но в церкви присутствует и тот, для которого данное таинство схоже с истинным наслаждением. Это обеспеченный жених, преклонного возраста, который вот-вот поймает голубку в свои сети. Он с нетерпением взирает на девушку, осознавая свою власть.
Старец держит свечу, следуя общепринятым традициям и демонстрируя своё уважение к ним. Но на самом деле его вид настолько надменен, что несложно догадаться – он ставит себя выше всяческих людских законов.
Он бросает жёсткий взгляд на юную красавицу и явно недоволен тем, что она не может сдержать слёз. Не сложно догадаться, что едва уединившись, девушка получить серьёзный разговор со своим новым мужем. И будет обязана во всём ему подчинять и даже улыбаться и плакать тоже по приказу своего супруга. Но сейчас её душа никак не может добровольно расстаться с юностью и слёзы невесты непослушно капают на платье.
Неприятным является выражение лица самого священника, который знает или во всяком случае догадывается, что подобный союз навряд ли был бы угоден Богу. И всё равно соглашается провести венчание.
Помимо центральных фигур на картине есть и те, которые с первого взгляда не привлекают к себе внимания, но на самом деле изображены здесь вовсе не случайно. Видимо невесту выдают «за деньги», то есть по расчёту и те, кто присутствует в церкви имеют в этом деле свой интерес.
Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Поэтому, при разгадке тайны картины была выдвинута версия, что эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха. Но «вышли в отставку» потеряв свою юность. И не такая ли судьба была уготовлена очередной красавице, на которую пал выбор сладострасца?
Молодой человек молча стоит за спиной юной девушки. Он скрестил руки на груди, словно пытаясь совладать с собой или оградить себя от происходящего пафоса. Он статен и красив и похож на самого художника. Поэтому закрадывается мысль о том, что на полотне разворачивается сюжет печальной истории из жизни самого мастера.
Сначала подобная история сложилась у его близкого друга. Девушка вышла замуж за человека, который был старше её на 13 лет. И друг художника был приглашён на венчание в качестве шафера. Такой сюжет подарила художнику сама жизнь и он не мог его пропустить.
Но когда сам приятель узнал, что его страдания могут быть увековечены, то он устроил скандал и поэтому мастер придал мужской фигуре своё лицо. Тем более, что к тому времени он и в самом деле испытывал те же терзания, что и персонаж с его плотна.
Картина была принята критиками совершенно грандиозно. Потому, что автору удалось отобразить актуальную проблему, о которой так старательно умалчивало высшее общество.
Правда художника критиковали за использование запрещённых приёмов, например, изображение персонажей в полный рост. На тот момент так позволительно было рисовать только античных героев. А вот Пукирёв взял и решился на это и сделал подобный шаг совершенно не зря, ведь творение поражает нас спустя десятилетия.
Тема бесправия женщин волновала не только художников, но и поэтов, и писателей. Ведь именно в то время появились такие произведения, как «Бесприданница», «Дубровский», «Гроза» и др.
Молодых девушек из несостоятельных семей выдавали замуж насильно. А руководило родственниками только одно — жажда наживы. Но сам художник, который так талантливо рассказал о чужой судьбе, будто продал дьяволу свою собственную.
Его новые картины не находили покупателей. И личная жизнь молодого человека не ладилась. Он так и не смог встретить женщину всей своей жизни. Бросил работу и стал искать утешение в алкоголе, постепенно и безвозвратно спиваясь.
Мастер, чьё имя было известно на всю Россию теперь был вынужден жить только на те деньги, которые давали ему друзья. И умер он так же неприметно, как и провёл последние годы своей жизни.
Вот уж на самом деле права народная мудрость – за всё надо платить.
См.также:
О знаменитой картине «Сватовство майора»
История в картинах
Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
Приезд учительницы в деревню: что на самом деле изображено на картине
Сколько раз видел эту картину, но никогда не задумывался, почему этот казак без рубашки