Признак большого ума

10 странных показателей ума

Невероятные факты

Будь то фантастическое овладение игрой в шахматы, когда человек может одержать победу за пять ходов, или знание в совершенстве 15 языков до достижения 20-ти летнего возраста, есть несколько способов с помощью которых «средний» человек может продемонстрировать наличие или отсутствие у него признаков гениальности.

Люди с самыми высокими IQ зачастую занимаются не самыми интеллектуальными занятиями. Скорее всего, в вашем окружении есть такие люди, или же вы сами являетесь таковым.

10. Девственность и мастурбация

В обществе давно бытует мнение, что более умные люди тратят меньше времени на интимную близость. Причины этому, однако, гораздо более сложные, чем банальное объяснение, что никому не хочется обниматься с болванами.

Недавние исследования лучших студентов и выпускников престижных университетов показывает, что количество половых партнеров на одного человека гораздо ниже, чем в контрольной группе студентов со средним интеллектом.

Ум или красота? Женщины все еще не могут определиться

Уровень девственности также среди молодых гениев заметно выше – около 45 процентов от общего количества учащихся.

Существует ряд теорий, объясняющих это явление, но всё сводится к нескольким ключевым факторам. Во-первых, гормон тестостерон, который отвечает за выполнение мужских функций, работает в противоречии с химическими веществами, влияющими на интеллект.

Более того, в некотором роде, как было доказано, тестостерон даже подавляет интеллект.

Во-вторых, умные люди более остро осознают риск. Секс в современную эпоху является по своей сути делом опасным, и поэтому более проницательный ум легко воспринимает это как ненужный риск, особенно когда самоудовлетворение или воздержание не представляют никакого риска вообще.

В-третьих, люди, ориентированные на самообразование, ведут затворнический образ жизни, и к общественным мероприятиям относятся как к чему-то не настолько важному. Это, в свою очередь, резко ограничивает количество потенциальных встреч с противоположных полом, а, следовательно, сокращается и вероятность воспроизводства потомства.

Что является результатом всего этого «анти-совокупления»? Источники в Великобритании и США сообщают о том, что за последние годы значительно возросло количество продаж сексуальных игрушек, предназначенных для самоудовлетворения.

Гениальность человека

9. Использование наркотиков

Исследователи были невероятно шокированы результатами интервью, которые они брали у 8000 человек. Обнаружилось, что чем выше у человека IQ, чем вероятнее его «связь» с наркотиками. Здравый смысл подсказывает, что более умные люди должны осознавать опасности, связанные с употреблением наркотиков и понимать потенциальные последствия такого поведения.

Однако, учёные обнаружили, что более умные люди сильнее открыты для переживания новых впечатлений, таких как употребление наркотиков.

Насколько сильно открыты? Более умные мужчины в 50 процентах случаев чаще экспериментируют с амфетамином и в 65 процентах случаев чаще употребляют экстази. Результаты остаются такими же, даже принимая во внимание социально-экономический статус человека.

Любопытно, но такие люди меньше курят, здоровее питаются, чаще занимаются спортом и находятся выше по социальной лестнице. Итак, почему же именно наркотики? Как и в алкоголе, по мнению исследователей, в наркотиках умные люди ищут новые впечатления.

8. Умные люди чаще «совы», чем «жаворонки»

Одной из отличительных черт умных людей является тенденция игнорировать общепринятые правила и не следовать поведению широкой общественности. У умных людей свои собственные планы и графики.

Недавнее исследование, проведённое Лондонской школой экономики, показывает, что бессонница – это естественное состояние интеллектуальной элиты человечества. И это не является случайностью.

Невероятно, но количество сна, необходимое для отдыха, заметно снижается с увеличением IQ. Это приводит нас к мысли, что возможно, тихие ночные часы – это идеальная среда для личностного роста.

7. Алкоголизм

Великие литературные умы 20 века, несомненно, поднимут бокал за этот любопытный индикатор развитого интеллекта. Исследование, проведённое учёным Сатоши Каназава (Satoshi Kanazawa), показывает, что часто алкоголизм – это показатель гениального человека. Аргументация, при этом, несколько неожиданная.

В отличие от вопроса о сексуальном напряжении, о котором говорилось выше, представляется, что употребление алкоголя имеет очень мало общего со снятием стресса.

В докладе, который на широкое обозрение представил учёный, говорится о том, что самые яркие студенческие умы Великобритании более склонны к развитию алкогольной зависимости, по сравнению с их не очень умными коллегами.

Доклад описывает алкоголь как «эволюционную деятельность». Сам акт питья считается роскошью, деятельностью, которая может классифицироваться как досуг, причём на более серьёзных основаниях по сравнению с каким-то хобби или навыками.

Согласно результатам исследования, так как относительная новизна самого явления употребления алкоголя давно укоренилось в социальном поведении, люди «высшего интеллекта» тянутся к нему как к времяпрепровождению.

6. Большой бюст

Судя по всему, существует прямая связь между размером женского бюста и IQ. Тщательно озвученное в интернете исследование продемонстрировало, что сравнение 1200 женщин показало наличие корреляции большой женской груди с уровнем интеллекта её обладательницы (в среднем превосходство дам с большой грудью по уровню IQ равнялось 10 баллам).

Но есть и плохие новости – нет абсолютно никаких доказательств того, что исследование действительно имело место быть, при этом, исследовательница, которая его проводила, некая Ивонн Россдейл (Yvonne Rossdale), судя по всему вымышленный персонаж. Хорошая новость?

На самом деле есть научные обоснования такого заключения, даже если обозначенное выше исследование – чистой воды вымысел.

Фактические исследования эволюции человека и естественного отбора показывают вероятность того, что большая грудь, наряду с высоким уровнем интеллекта и другими факторами свойственны идеальному партнеру.

5 факторов, влияющих на человеческий интеллект

Большая грудь, вероятно, воспринимается на инстинктивном уровне более способной вскормить растущий мозг. Вторая потенциальная причина заключается в том, что гормоны, которые контролируют размер и твёрдость груди, будут представлены в большем количестве в хорошо сформированном и лучше функционирующем мозге.

Таким образом, самец выбирает партнершу, которая сможет родить ему самое умное и здоровое потомство. Такие дети наследуют черты своих родителей и продолжают формировать пары с такими же, хорошо развитыми партнерами.

Благодаря этому процессу, самые лучшие умы обладают лучшими генами и в других категориях. Но, безусловно, во всяком правиле есть исключения, потому что генетика очень сложная наука.

5. Голубые глаза

Не стоит воспринимать этот фактор как нечто, что принижает заслуги кареглазых жителей планеты. Всего-навсего факты говорят о том, что есть чёткая зависимость цвета глаз и преимуществами в определённых областях.

Голубоглазые люди, как правило, показывают высокие результаты в области стратегической деятельности и в сферах, требующих жесткого самоконтроля. В основном, это научная деятельность.

10 способов развить свой интеллект

Кареглазые люди более искусны в ситуациях, требующих быстрого реагирования, а также в быстро развивающейся деятельности. Речь может идти, к примеру, о спорте, или о других основанных на быстроте реакции дисциплинах.

Другими словами, каждому своё. Однако, что касается высокого интеллекта, то голубоглазый малыш наверняка скорее поразит вас блестящим умом.

Задатки гениальности

4. Банальное хобби

Изучение общеизвестных гениев, существовавших на протяжении всей истории, свидетельствует о том, что большинство из них занималось, казалось бы, тривиальными и бессмысленными занятиями в свободное время.

Это может быть связано с потребностью мозга сосредоточиться на чём-то очень простом, чтобы восстановится после напряжённой работы. Это также может быть связано с тем, как более умные люди видят свой мир, и как меняется их отношение к тривиальности.

Так или иначе, одно можно сказать наверняка – это общая черта, которая была присуща большинству величайших умов истории. Эйнштейн получал огромное удовольствие от парусного спорта. Стивен Хокинг любит скалолазание, греблю. Он даже написал несколько детских книг.

Возможно, тенденция к увлечению водными видами спорта представляет собой еще один малоизвестный индикатор высокоразвитого интеллекта.

3. Бессмысленная активность

Гении на протяжении всей истории посвящали себя тому, что зачастую их современниками оценивалось как нечто, не имеющее смысла.

К примеру, Джон Александр Ньюлендс (John Alexander Newlands) был осмеян в научных кругах, когда изобрёл первую периодическую систему элементов, в то время как над Братьями Райт (Wright Brothers) также смеялись, когда они не прекращали своих лётных экспериментов. Более того, их называли лжецами.

Грегор Мендель (Gregor Mendel), с которого началось зарождение такой науки, как генетика, просто был проигнорирован научным сообществом. Дело в том, что мозг гения не смотрит на мир через объектив остальной части общества.

Поэтому, для достижения прогресса странные для обычного человека занятия необходимы для проведения.

2. Чертежи, рисунки

Есть вещь, способность к которой разделяют художники и гении – это умение эффективно обрабатывать абстрактное мышление. Люди, обладающие более высоким уровнем интеллекта, умеют самовыражаться абстрактным способом.

Точнее, они используют для этого наглядную форму. Человек с высоким IQ, как правило, хочет поделиться своими идеями и представить их таким образом, что облегчило бы процесс понимания другим людям.

Пища для ума: как она действует?

Поэтому художественные занятия, такие как рассеянный рисунок, способствует выходу этого вдохновения и обретения им физической формы. Ван Гог и Пикассо, безусловно, являются «продвинутыми» представителями этого фактора, в то время как музыкальные гении, такие как Бетховен и Моцарт, выбрали другой путь для реализации творческого инстинкта.

Гениальность и помешательство

1. Ментальное заболевание

Зачастую умные люди – чудаки. Практически каждый руководитель в академической сфере обладает некой эксцентричностью, что отличает его от окружающих.

Само собой разумеется, что мозг, развивающийся вне «нормального» спектра человеческого понимания также может по-разному адаптироваться к окружающей среде.

Это включает в себя и психические расстройства всех видов. К примеру, Никола Тесла боялся человеческих волос, в то время как Да Винчи страдал от прокрастинации (понятие в психологии, которое обозначает постоянное откладывание «на потом» важных действий, при этом человек концентрируется на абсолютно неважных бытовых мелочах).

Как быть с любопытными?

— Привет!
— Привет!
Неожиданная встреча двух подруг произошла в магазине, когда Лена подходила к кассе. Да даже и не подруг, так иногда вместе встречались в одной компании, учились в одном институте, но близких отношений никогда не было, так приятельское привет, пока.
Расплатившись, Лена было уже направилась к выходу, но не тут-то было. Ирина подлетела к ней, схватила за руку и потащила в ближайшее кафе, выпить чашечку кофе. Не успев промолвить и слова в ответ, девушки очутились за столиком.
— Ну, рассказывай — сказала Ирина.
— Что? — удивилась Елена.
— Чем занимаешься, как дела, где работаешь, семейное положение, дети… а сколько зарабатывает муж, а когда последний раз видела девчонок и т.п.
Елена растеряно смотрела на совершенно незнакомого человека и не понимала, что хочет от нее услышать Ирина, изливать душу постороннему человеку совсем не хотелось.
Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда чужие люди пытаются влезть в нашу жизнь. Еще Бернард Шоу заметил, что больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается. Не всегда человек напрямую может сказать о том, что ему не хочется обсуждать те или иные вопросы, потому что, во-первых, не позволяет воспитание, во-вторых, не хочется обижать людей. И вообще, как следует поступить в том случае, когда степень вторжения посторонних людей в нашу жизнь становится слишком угрожающей. Мы сейчас не говорим о близких людях, мы говорим о тех, кто редко появляется в наших жизнях, но при этом всегда все знает про всех и про все. Они никогда не пройдут мимо, они вцепятся в тебя и не успокоятся, пока не вытащат всю интересующую их информацию. Главная проблема заключается в том, что «навязчивые» друзья и подруги, знакомые и соседи очень часто не замечают, как переходят грань дозволенного и суют свой длинный нос туда. Куда не следовало. Вот несколько советов, как решить эту проблему без лишних эмоциональных переживаний и оставить свои тайны при себе.
Поставьте блокаду
Если вы оказались в таком положении, когда нет возможности отказаться от общения с неприятными для вас людьми, придерживайтесь менее официального тона, сразу дайте понять человеку, что не желаете панибратских отношений. Тогда все ваше общение ограничится приветственным диалогом, обсуждением погоды и ростом цен. Если вы не хотите посвящать собеседника в события вашей жизни, надо дать вовремя ему понять, что вы не будете обсуждать с ним никакие подробности.
Предупредите угрозу
Предвидя вопросы при встрече с «любопытной Варварой», заранее продумайте стратегию поведения. Не дайте время «врагу» опомниться и вывалите нейтральную информацию первой. Ведите себя непринужденно и через некоторое время сделайте вид. Что вы спешите, а поболтаете вы обязательно в другое время.
Смените тему
Иногда даже близкие люди ненароком касаются больных тем, не замечая при этом, что делают нам больно или из-за желания помочь. Винить их в этом нельзя, но и давать разрешение «капаться» у себя в душе тоже не хочется. В этом случае нужно честно сказать, что вы не расположены откровенничать и обозначить запретные темы. Но не надо отталкивать от себя людей. Это не поможет ни решению проблем, ни налаживанию контакта. Поэтому предложите поговорить о чем-нибудь другом или просто скажите, что в данный момент вы не готовы к разговорам.
Оденьте маску
Лицемерие в отношениях никогда не приводит к добру. Большинство из любопытствующих не ставят целью сделать больно или обидеть. И все же, некоторые люди испытывают особое наслаждение, нарочно касаясь проблемных тем или задавая вопросы, ставящие вас в неловкое положение. В этом случае лучшим решением будет не принимать близко к сердцу все то, что они говорят и свести все общение к минимуму, не показывая своих эмоций и переживаний.
Отказавшись вообще отвечать на личные вопросы, вы рискуете лишить себя радости общения и прослыть нелюдимым человеком. Нужно оставаться открытой, но в известных пределах.

Что делать с любопытными?

Вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела, каждый решает в меру своей коммуникабельности и актерских способностей. Прежде всего нужно решить, полезен зритель при поиске или вреден. Однозначного ответа нет. Зритель полезен, видимо, тогда, когда проявляет искренний интерес и любознательность к процессу или вам лично. А вот если интерес только к количеству золота, которое вы нашли за сегодняшний день, то нужно освежить в памяти раздел «вопросы безопасности». Сориентироваться на месте вам поможет личный жизненный опыт и приведенные ниже поучительные истории из практики моих знакомых.
Один мой приятель, страстный поклонник поиска на пляжах, в парках и других общественных местах приспособился извлекать из зрителей материальную выгоду. Всем зрителям он подробно объяснял: что, зачем, и как ищет. Ну и конечно, о том, как он поправил свое материальное положение. Народ у нас любопытный. Прибор металлоискатель многие видят впервые. Естественно, кому-то хочется купить подобный прибор. Таких людей мой приятель налаживал в фирму «Родонит», где за приведенного покупателя получал определенный процент от суммы покупки.
Алексей Р. рассказывал, как случилось ему однажды искать под Подольском на берегу речки Протвы, вблизи небольшой деревеньки. Невдалеке бабка пасла козу. Подошла с вопросом: «Когда же мост через речку начнут строить?» Приятель пробормотал что-то невразумительное и бабка отстала. Но не прошло и получаса, как собралось полдеревни. Вопрос один: «Когда мост начнут строить?» Как не разубеждал их Алексей, что не строитель он, что ищет потерянные монеты и клады, — ничего не помогало. Народ был в полной уверенности, что основная его задача — разведка места под строительство нового моста. Алексея оставили в покое только после того, как он дал клятвенное обещание ускорить строительство всеми силами.
Однако, эти примеры — скорее исключение. Наибольшее число «встреч со зрителями» приходится на обычных жителей деревенской глубинки, пастухов и огородников, которые впервые видят металлоискатель и только самые смышленые догадываются что «это прибор для поиска мин». С ними общаться проще всего. Прикиньтесь человеком от науки: почвоведом, радиометристом, геологом, и т. д. Главное — со знанием дела заявить, что здесь, в этой местности обстановка нормальная, радиации нет и огурцами с огорода можно закусывать безбоязненно. Нагруженный подобной информацией зритель радостно убегает поделиться ею с соседом, а вы спокойно продолжаете заниматься любимым делом.
Если деревенские зрители маленькие, лет до 15-ти, то тут напротив, лучше рассказать поправдоподобнее — какие и когда здесь жили люди, и что после них можно найти. Любознательный ребенок после этого может целый день носить за вами лопату и помогать в процессе раскопок. Простая монета века восемнадцатого, подаренная ему в благодарность за помощь, не обеднит вас, а мальчишка будет хранить ее как реликвию и вспоминать «дядю археолога» добрым словом. Пустяк, а приятно.

Все люди разные. Эта набившая оскомину банальность объясняет наши мысли и поступки. Что определяет ум человека? От чего зависит наш интеллект?

Психологическая литература на данную тему сложна для восприятия неподготовленного к терминам читателя. Но данная статья посвящена не личностным коррелятам интеллекта и не анализу причин когнитивной ригидности. Мы будем рассуждать о том, какие факторы влияют на умственное развитие и мышление.

1. Врождённые индивидуальные генетические данные

Это ключевой фактор, именно от него в наибольшей степени зависит потенциал умственного развития индивида. Уникальность каждого человека определяется той комбинацией генов, которая формируется в результате слияния конкретной яйцеклетки с единственным из нескольких сотен миллионов сперматозоидов, выделившихся при семяизвержении.

2. Наследственность

Наши родители, помимо внешней схожести, передают нам свои способности и задатки. Причём эти свойства могут проявиться и спустя несколько поколений. И если проследить передачу характерных фамильных черт довольно просто, то наследование интеллектуальных данных выражено менее ярко. Поэтому обычно человек знает о недюжинном уме своего предка по генеалогическому древу только в том случае, если тот стал известной, выдающейся личностью.

3. Протекание беременности

Общеизвестно, что серьёзные заболевания будущей матери (например, диабет, краснуха, сифилис) пагубно отражаются на развитии ребёнка. Так, заражение краснухой в первом триместре беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций плода. Употребление некоторых лекарственных веществ и больших доз алкоголя также приводит к задержке умственного развития будущего ребёнка.

3. Образование, в том числе музыкальное

Процесс получения знаний сопряжён с психической стимуляцией интеллектуальной активности ребёнка со стороны взрослых. При отсутствии такого взаимодействия умственное развитие затормаживается, что можно наблюдать по детям, живущим в детских домах.

Многолетние исследования учёных доказали, что на вероятность развития болезни Альцгеймера влияет уровень образования человека. У людей, занимающихся интеллектуальным трудом в зрелом и пожилом возрасте, риск деменции (старческого слабоумия) существенно ниже.

4. Воспитание и пребывание в адекватной социальной среде

Благожелательность и здоровая психологическая атмосфера в семье способствует гармоничному развитию ребёнка. При этом фактор многодетности играет отрицательную роль: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

5. Материальное благополучие

Безусловно, материальное благополучие семьи, в которой он растёт, положительно скажется на его будущем. Речь идёт о возможности реализовать заложенные природой способности, получить высшее образование, престижную профессию, интересную работу.

6. Раса и национальность

Самый высокий средний национальный показатель IQ в мире принадлежит представителям монголоидной расы — японцам — 111 баллов. У 10-ти процентов японцев этот коэффициент выше 130. Среди европейцев, по данным ирландского профессора Ричарда Линна, 1-ое место со 107 баллами делят немцы и голландцы. Далее следуют поляки (106 баллов), шведы (104 балла) и итальянцы (102 балла). Россияне демонстрируют уровень IQ в 96 «интеллектуальных баллов», что соответствует 17-му месту. Замыкают список сербы, набрав лишь 89 пунктов.

7. Пол

Большинствол статистических исследований, опирающихся на тесты, свидетельствуют о том, что в среднем мужчины немного умнее женщин. Тем не менее, самым умным человеком в мире является женщина. По данным Википедии, это американская писательница, драматург и журналист Мэрилин вос Савант. Другие источники утверждают, что самой умной на планете является болгарка Даниэла Симидчиева: она имеет 5 степеней магистра, IQ 192 и 3 детей. Кстати говоря, последняя, несмотря на высочайший интеллект, длительное время была безработной и никогда не зарабатывала более 150 долларов в месяц.

Как пишет в своём исследовании профессор новозеландского Университета Отаго Джеймс Флинн, если 100 лет назад в большинстве стран женщины отставали от мужчин по общему интеллекту в среднем на 5 единиц, то постепенно разрыв уменьшался, и сегодня во многих странах по показателю ума женщины уже обгоняют мужчин. Другой учёный, изучавший этот вопрос, — доктор наук в области социальной психологии англичанин Джон Филипп Раштон, проведя тесты среди 100 тысяч студентов в возрасте 17-18 лет, пришёл к выводу, что у сильного пола IQ в среднем на 3,63 пункта выше, чем у девушек.

8. Возраст

Сложно вычислить средний возраст, в котором человек находится на пике своих когнитивных способностей. Это физические возможности оценивать просто: пик карьеры большинства спортсменов приходится на 20 лет. Что касается апогея умственного развития, тут всё очень индивидуально. Даже в одной и той же сфере, скажем, писательской деятельности, одни люди обнаруживают в себе талант ещё в юности, в то время как другие раскрывают этот дар лишь на склоне лет. Например, известный баснописец Иван Андреевич Крылов начал создавать свои гениальные произведения уже будучи в зрелом возрасте.

Различные умственные способности достигают пика активности в очень разное время. По данным недавнего исследования, некоторые составляющие нашего интеллекта находятся на вершине развития, когда мы еще учимся в средней школе или университете, тогда как другие продолжают совершенствоваться, когда нам за 40, 50 лет и выше. Если же говорить обобщённо, уровень интеллекта достигает максимума в возрасте от 20 до 34 лет, затем последовательно снижается до возраста 60 лет, после чего резко падает. Но так происходит не со всеми, причём исключений немало.

9. Образ жизни и вкусовые предпочтения.

Общеизвестно, что правильный образ жизни и соблюдение принципов здорового питания положительным образом влияют на организм человека в целом и функционирование его головного мозга в частности. С другой стороны, умные люди склонны ценить своё здоровье и не иметь вредных привычек. Несмотря на очевидную связь, определить, что является первопричиной, а что — следствием, весьма затруднительно.

10. Вес (в большей степени касается женщин)

Точно не известна причина такого результата, однако обнаружена статистически достоверная корреляция между весом женщины и коэффициентом её интеллекта. Установлено, что сообразительные и рассудительные представительницы слабого пола чаще имеют лишний вес. Отсюда не следует, что увеличение избыточной массы тела женщины сопряжено с пропорциональным увеличением её ума. Когда вес начинает превышать возрастную норму индекса массы тела более чем на 30 %, наблюдается обратная тенденция — снижение интеллектуального уровня.

Кстати, цвет волос не оказывает определяющего влияния на ум человека. Так что распространённое представление о весьма скромных умственных способностях блондинок является всего лишь мифом. К тому же подавляющее большинство обладательниц светлой шевелюры — лжеблондинки, имеющие тёмный натуральный цвет волос.

11. Сфера деятельности (профессия, работа)

Доказано, что представители профессий, связанных с интеллектуальным трудом, умнее своих работающих физически сверстников. Более того, они гораздо дольше сохраняют здравомыслие и хорошую память. В этом смысле наш мозг сродни мышцам, которые нуждаются в постоянной тренировке. Поэтому те люди, которые регулярно «тренируют голову» умственными нагрузками, часто в зрелом и даже пожилом возрасте демонстрируют стабильно высокие показатели интеллекта.

12. Жизненный опыт

Развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда — на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений. Чтение новых книг, освоение новых видов спорта, путешествия по новым местам, самообучение в любой сфере значительно стимулируют умственное развитие.

Каждый человек должен стремиться к постоянному интеллектуальному росту, хотя бы потому, что, как доказали ученые из Лондонского университетского колледжа, среди людей умных гораздо больше людей счастливых. А разве не в достижении счастья заключается смысл жизни?

>Невозможно фальсифицировать:

существование Бога

>Поддается фальсификации гипотеза о:

существовании жизни на Марсе

Когерентность – это

Самосогласованность знания

Эвристичность относится к

Вероятностным критериям научности

Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность

Истина

Критерий истины в марксистской философии

Практика

В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы

Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам

Интуиция

В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути

Абстрагирования от личностных качеств человека

ДИАЛЕКТИКА

Диалектика – это

Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях

Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий

Диалектика

Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики

Гераклит

Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей

Диалектика

Диалектический материализм — учение

Марксизма

Диалектика отличается от метафизики

Пониманием развития

Метафизика – это

Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные

Наиболее общие фундаментальные понятия

Категории

Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга

Принцип единства и борьбы противоположностей

Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется

Законом

Законы диалектики впервые сформулировал

Г. В.Ф. Гегель

Один из основных принципов диалектики

Принцип развития

Не является законом диалектики

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания

Противоречие

Ключевым моментом диалектической концепции является принцип

Противоречия

Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания,

Единство и борьба противоположностей

Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития

Единство и борьба противоположностей

Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития

Переход количественных изменений в качественные

Направленное, качественное изменение

Развитие

Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:

Качество

Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория

Сущности

Теория самоорганизации сложных систем

Синергетика

ПРИРОДА НАУКИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Теория научного познания именуется

Эпистемологией

Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

Неопровержимость

По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на

Фундаментальные и прикладные

Один из основоположников философии техники

П. Энгельмейер

Греческое слово «технэ» первоначально имело значение

искусство, мастерство

Чувственное познание отличается от рационального тем, что

Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

Исходная, простейшая форма чувственного познания

Ощущение

Форма рационального познания:

Понятие

Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства

Понятие

Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается

Опровержение

Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета

Суждение

Форма эмпирического познания

Факт

Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов

Эмпирическое обобщение

Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании

Гипотеза

Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности

Теория

Историю невозможно фальсифицировать

Евсеев Антон23.09.2010 в 15:00

Современным историкам не позавидуешь. Их постоянно обвиняют то в неправильной оценке «дел давно минувших дней», то даже в фальсификации истории. Обвинения эти обычно абсолютно голословны, поскольку никакой методики, позволяющей с большой вероятностью избежать ошибок, «критики» не предлагают. Наоборот, они зачастую сами невольно подбрасывают пищу для новых фальсификаций.

Что же в современном мире понимается под фальсификацией истории? Судя по определению, взятому из энциклопедического словаря, это «ложное описание исторических событий в угоду предвзятой идее». Получается, что если описывать события в угоду «непредвзятой» идее или вообще просто так, без всякой идеи, то фальсификации не будет. Однако вместе с этим не будет и истории, как науки.

Само по себе описание событий, конечно, интересно (для любителей хронологий), но никакой научной ценности оно не представляет. Собственно говоря, история рождается не тогда, когда ученый составляет подробные хроники, а когда пытается проанализировать причины какого-либо события и выяснить, случайно оно или закономерно. Но здесь не получается быть объективным.

Происходит это потому, что любое историческое «расследование» опирается в первую очередь на письменные источники и данные археологии. При этом последние историку мало чего сообщают, ведь кости, обломки камней и металла ничего не могут сказать о том, кому они принадлежали, как и почему оказались в этом кургане. Подобные находки, скорее, являются подтверждающей версию уликой, а не отправной точкой расследования.

Читайте также: Война с памятниками, или Как переписать историю

Поэтому в основном приходится полагаться на письменные источники. А вот здесь-то как раз и кроется причина, почему ни один историк, к сожалению, не может быть объективен. Ведь автором каждого подобного источника является человек, излагавший свои взгляды на то или иное событие. И при этом зачастую не являющийся его очевидцем.

Все это похоже на допрос следователем людей, которые не только не являются свидетелями преступления, но и излагают ему не сами факты, а их собственную трактовку случившегося. Если доверять подобным показаниям, то невозможно будет раскрыть ни одного преступления. Однако у следователя по крайней мере есть возможность проверить показания. А вот у историка такой привилегии нет.

Фото: AP

Как, например, проверить, была троянская война или нет, если все античные авторы, писавшие о ней, опирались исключительно на известную поэму Гомера (которая к тому же написана через 5 веков после самого события)? Правильно, никак. Самое интересное, что даже обнаружение Шлиманом города, который он посчитал Троей, не дало повода считать троянскую войну свершившимся фактом, поскольку до сих пор непонятно, та это Троя или, может быть, другая.

И это касается не только «преданий старины глубокой». Когда речь идет о событиях недавнего прошлого, возникает такая же путаница. Так, все мы знаем о подвиге 28 панфиловцев, которые 16 ноября 1941 года, когда началось новое наступление противника на Москву, в ходе 4-часового боя у разъезда Дубосеково уничтожили 18 вражеских танков. При этом, как сообщает официальная версия, все 28 героев погибли.

Эта история опирается всего на один единственный источник — очерк в газете «Красная звезда» журналиста Кривицкого, опубликованный 22 января 1942 года под заголовком «О 28 павших героях». В нем Кривицкий уверенно, как очевидец или человек, слышавший рассказ участников боя, писал о личных переживаниях и поведении 28 гвардейцев, при этом называл их фамилии. Позже он, правда, признался, что сам в этом бое не участвовал, а слышал о нем от командира 1075-го стрелкового полка.

Когда же началась проверка данных, изложенных в очерке, выяснилось, что этот бой не упоминается ни в каких советских официальных документах. Ничего не сообщают о нем и немецкие источники (а ведь потеря в одном бою 18 танков для конца 1941 была для немцев заметным событием). Удалось установить, что в тот день действительно произошло столкновение у Дубосеково воинов 4-й роты второго батальона 1075-го стрелкового полка с частями 11-й танковой дивизией немцев.

Однако мистика здесь не кончается. Согласно показаниям командира 1075-го полка, в четвертой роте на момент боя было 120-140 человек, а после него осталось 20-25 (обратите внимание, сам командир полка точно не знал численности этого подразделения!). Получается, погибло около сотни советских военных. Но местные жители, хоронившие павших участников боя, говорят о том, что их было всего… 6! И кому тут, спрашивается, следует верить?

Кроме того, Кривицкий и некоторые офицеры героического панфиловского полка утверждают, что картину боя, отраженную в очерке, им рассказал раненый рядовой Натаров, который позже скончался в госпитале. Тем не менее, согласно выписке из документов этого самого госпиталя, вышеупомянутый Натаров умер от ранения 14 ноября, то есть за два дня до сражения. О каком же бое он мог рассказать журналисту?

Также остается не совсем понятным, сколько именно немецких танков удалось подбить. Командир полка сообщил о 15-16 подбитых машинах, а немцы вообще ни о каких потерях в донесениях не упоминают. Что касается местных жителей, то они признаются, что во время боя прятались в погребах, но после его окончания остовов сгоревших машин нигде не видели.

Фото: AP

А что же говорили выжившие участники боя? Они все, не сговариваясь, повторяли ту версию, которую изложил Кривицкий. Возможно потому, что из-за чудовищного напряжения, которое не покидало их во время отражения атаки немцев, они сами толком не помнили, как все было (подобный феномен полной или частичной потери памяти в стрессовой ситуации давно известен ученым). Когда же вышел очерк в «Красной звезде», они безоговорочно поверили этой информации, поскольку она была единственной, способной хоть как-то заполнить этот провал их памяти.

Теперь, кажется, всем понятно, с каким материалом приходится работать историку. Нередко даже простую последовательность событий одного дня установить невозможно! Поэтому, с формальной точки зрения, все существующие «модели» исторического развития следует считать достоверными в равной степени (и здесь напрашивается вывод, что степень недостоверности версии исторического развития цивилизаций, изложенной Фоменко и Носовским, точно такая же, как и у официальной версии).

Исходя из этого, логично предположить, что историю вообще невозможно фальсифицировать, поскольку сами данные, на которые опирается исследователь, достоверными назвать никак нельзя. Можно лишь говорить об относительно правильной или неправильной интерпретации тех или иных версий событий. Однако и тут ученых подстерегают самые неожиданные ловушки. Вот пример одной из них.

Как вы думаете, когда началась Вторая мировая война? Большинство отечественных читателей, не задумываясь, ответят: 1 сентября 1939 года, когда войска Германии напали на Польшу. А вот китайские любители истории, также, не задумываясь, выдвинут другую версию: 7 июля 1937 года, когда Япония напала на Китай. И попробуйте обвинить их в неправильной трактовке фактов — ведь если данная война трактуется как вооруженный конфликт Германии и ее союзников с СССР, Великобританией, Францией и США (и их союзниками), то формально такая дата действительно является началом Второй мировой войны (Китай, напомним, был союзником Великобритании и СССР, а Япония — нацистской Германии).

Читайте также: Кто поджёг Москву?

Получается, что в истории, в отличие от естественных наук, нет критерия, который позволял бы точно определить, является данная трактовка правильной или неправильной. Возможно, так происходит потому, что эта наука не имеет под собой некоей базовой теории, объясняющей, почему исторический процесс идет именно так, а не иначе (вроде теории эволюции в биологии или теории относительности в физике).

Раньше в СССР и некоторых других странах место подобной основы занимала марксистская теория развития общества. Однако она, по мнению множества ученых, грешила умозрительностью, поэтому часто ее положения не соответствовали реальным событиям (хороший тому пример — несбывшийся прогноз Маркса о том, что социалистические революции должны произойти сначала в промышленно развитых странах). В итоге сейчас ее практически никто не воспринимает как базовую. Но замену ей пока еще не придумали.

В результате каждый исследователь предлагает исключительно свой взгляд на те, или иные события. И ошибочно мнение, что при этом всегда он выполняет заказ какого-нибудь правительства. Просто зачастую он не может поступить иначе. Конечно же, любую точку зрения можно и нужно критиковать. Но обвинять исследователей в том, что они фальсифицируют историю, весьма некорректно.

Все модели исторических событий являются не истинами в последней инстанции, а всего лишь версиями. И относиться к ним стоит соответствующе, с юмором, а не устраивать «судилищ над фальсификаторами». Вроде того, что было недавно устроено над историками Вдовиным и Барсенковым, авторами учебника «История России 1917-2009». Ведь они тоже имеют право на изложение своей версии…

Что, по-вашему, является показателем ума?

Всеволод Зайков 733 4 года назад программист, интересующийся гуманитарными вещами в самых разных проявлениях t.me/life_whining blog.bloomca.me

Очень интересно, что в вопросе фигурирует слово «ум», а в тегах стоят «интеллект» и «разум».

Собственно, все эти слова являются практически синонимами (особенно в повседневной речи), но лично я их разделяю.

Интеллект в моём понимании – это как раз эрудированность, способность оперировать массивами данных в своей голове. Это здорово, но мне кажется, что это совсем не главное.

Разум – это своеобразный «здравый смысл». То есть смешение разных вещей в их ежедневном применении, например, как лучше взять кредит, где отдохнуть в это время года с каким-то набором исходных параметров и т.д. Это очень хорошая штука, и уже гораздо ближе к «уму» – потому что тут мы оперируем совершенно разными областями и стыкуем их буквально «на ходу», но всё же не совсем то.

Ум – я называю это «живость ума», то есть способность при минимальном наборе данных получить максимальные выводы. То есть вся диалектика практически невозможна без вот этого ума – с помощью интеллекта мы можем понять результаты других и оценить их, но только с помощью ума можно осознать и прийти к этому самостоятельно. Собственно, я думаю, что это самое главное – с таким человеком всегда интересно говорить, даже если он вообще ничего не знает (он будет находить очень интересные связи и проводить параллели там, где даже и не подумаешь).