Предметы 18 века

Предметы быта и хозяйства прошлых веков

1.Прялка 2.Сковорода 3 Блинная сковорода

4.Медный ковш 5. Большой ковш 6.Малый ковш

7.Медная мера 8.Медный кувшин 9.Медный чайник

10.Деревянный ковш 11.Чесалка 12.Рубель

13. Толкач макогон 14. Коромысло 15. Дубовая бочка для вина

16. Лапа 17.Капкан 18. Весы. 1910 год.

19.Деревянный совок 22.Ножницы 23.Долото

21. Топоры трех различных видов

20. Серп 24.Инструмент Бондаря 25.Короб 26.Лапти

27. Утюги угольные 28. Утюг железный

29. Утюг электрический начало ХХ века 31. Ступа 33. Корыто

30. Лезвие секиры 32. Конный плуг 34. Жернов

35. Ухват или рогач 36. Кочерга 37. Грабли

38. Садник 39. Деревянная лопата 40. Крюк

41. Цеп 42. Сковородник 43. Бочка

44. Парь эрзянский: три вида с разной декоративной резьбой.

  1. Прялка. Это популярное в прежние века орудие трудя и предмет крестьянского быта. С помощью этого устройства пряли нитки. Вспоминаем Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
  2. Сковорода. Старинная глубокая медная сковорода напоминает, скорее, современный таз для варенья. В ней готовили пищу на всю большую семью.
  3. Блинная сковорода. Наоборот, маленькая, неглубокая сковородка, чей звездный час наступал на масленицу. От современных аналогов отличается, прежде всего, материалом, из которого изготовлена.
  4. Медный ковш. Ковшом можно зачерпнуть воду или другую жидкость из ведра, бочки, в ковше можно сварить яйцо. В наши дни ковши обычно бывают не из меди, а алюминиевые или эмалированные.
  5. Большой ковш.
  6. Малый ковш.
  7. Медная мера. Предмет, похожий на большую кружку, на самом деле являлся мерной емкостью, в которую входило ровно четверть ведра.
  8. Медный кувшин. В кувшинах обычно носили воду от колодца или источника до дома.
  9. Медный чайник. Как и современный чайник, служил для нагрева воды.
  10. Деревянный ковш. Его выдалбливали из цельного куска дерева. С древности и до XIX века такими ковшами разливали брагу, квас, мед.
  11. Чесалка. Экзотический для современного человека инструмент с «ежиком» длинных острых деревянных иголок применялся для чесания шерсти и льна.
  12. Рубель. Далекий предок утюга, с помощью которого женщины гладили белье. Отжатое вручную белье наматывали на скалку или валик и раскатывали рубелем.
  13. Толкач, он же макогон. Практически это был пестик для ступки. Им толокли семена льна, растирали мак, творог, масло. Большими толкачами размельчали корм для свиней.
  14. Коромысло. Популярное в хозяйстве прошлых веков приспособление, позволявшее равномерно распределять тяжесть переносимого груза. Чаще всего при помощи коромысла носили воду из колодца. Коромысло укладывали на плечи, а на крючки по его краям вешали ведра с водой, а иногда и другие грузы. Вспомните русскую загадку: «Крашеное коромысло над рекою повисло» (отгадка — радуга)
  15. Дубовая бочка для вина. Вино в прежние века хранили, носили и возили в бочонках из дуба, в которых пьянящий напиток сохранялся не хуже, чем в глиняных кувшинах. При этом деревянный бочонок был несравненно прочнее, не разбивался от ударов. Заливное отверстие на боковине затыкала пробка, а на торце находился сливной краник. Как и прочие бочки и кадки, винный бочонок стягивали стальные обручи.
  16. Лапа. Сегодня кажется очень необычным это древнее приспособление, при помощи которого сапожники ремонтировали обувь.
  17. Капкан. Популярная у охотников ловушка для поимки крупных животных. Наступившему в капкан зверю зажимало лапу. В двадцатом веке капкан прославился в фильме «Берегись автомобиля», где персонаж Дима Семицветов установил его на педаль «Волги», чтобы зажало ногу угонщика.
  18. Весы. Представленному в Музее прибору для взвешивания исполнилось 100 лет — он изготовлен в 1910 году. Чугунный механизм, медные тарелки.
  19. Деревянный совок. Сего помощью набирали из мешков или других емкостей муку, гречиху и другие крупы.
  20. Серп. Орудие для срезания злаков и трав с закругленным, сужающимся стальным лезвием и короткой деревянной рукояткой. Широко использовался при сборе урожая. В старину тонкий лунный полумесяц сравнивали с серпом. В ХХ веке серп, скрещенный с молотом, превратился в один из основных символов коммунизма, олицетворяя крестьянский труд, единый с молотом, обозначающим труд рабочих.
  21. Топоры трех видов. Много веков подряд топор состоит из острого стального лезвия и деревянной рукоятки. Лесорубы валят топорами деревья и срубают ветки. Плотники с помощью топоров придают форму деревянным изделиям. Мясники топорами разделывают туши. Воинам прошлых веков топоры служили холодным оружием — ими можно бить противников, их можно и метать. Топоры и сегодня верой и правдой служат дачникам, туристам, сельским жителям.
  22. Ножницы. Здесь представлены стальные пряморежущие ножницы для раскройки металла.
  23. Долото. Ручной деревообрабатывающий инструмент. Им можно обтесывать деревянную заготовку, проделывать отверстия, гнезда, пазы и т.п.
  24. Инструмент Бондаря. Для натягивания деревянных колец на бочки.
  25. Короб. Старинная сумка из дуба, бересты, щепы. В коробах крестьяне носили с собой на жнитво и сенокос хлеб, соль, другие продукты. Короб мог служить также для упаковки и хранения чего-либо. Вспомните песню: «Ох, полным-полна коробушка…»
  26. Лапти. Характерная плетеная низкая обувь, очень популярная в российских деревнях с древности и вплоть до 20-х годов ХХ века. Их носили и мужчины и женщины. Лапти плели из лыка (неокрепшего подкорья дерева), бересты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лыком, лозой, веревкой или подшивали кожей. Лапоть подвязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого плели сами лапти.
  27. Угольный утюг. Использовался в хозяйстве с середины XVIII века. Принцип работы очень прост — в корпус закладывали раскаленные угли и закрывали крышкой. Для лучшей тяги в крышке была сделана труба. Чтобы внутрь поступал кислород, в боках и задней панели прорезаны отверстия. При глажении таким утюгом следовало размахивать, чтобы улучшить тягу угля.
  28. Утюг. В России железный утюг впервые упоминается в 1636 году, хотя появился он намного раньше. Утюг изготавливался из чугуна или бронзы и весил до 10 кг. Простые утюги, были самыми распространенными в разных странах и у разных сословий до ХХ века. Они могли иметь различные дизайн и размеры. Разогревали такие утюги на печи, плите или огне.
  29. Электрический утюг. В первых электрических утюгах еще не было спирали накаливания, как в современных утюгах, а их роль исполняли два угольных электрода в обоих концах подошвы. При включении между ними появлялась электрическая дуга, которая и нагревала подошву. Электрические утюги оказались самыми удобными, их конструкция быстро развивалась, и они заменили собой все прежние типы утюгов.
  30. Лезвие секиры. Секира — старинное холодное оружие в виде топора с длинной рукоятью.
  31. Ступа. Деревянная емкость, в которой толкут — размельчают зерно или какие-либо продукты. Ступы бывают различного размера — от больших, примерно в половину роста человека, до совсем маленьких, настольных. К примеру, в больших ступах изготавливали крупы из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Зерно, когда его толкут в ступе, освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступа присутствовала в каждом крестьянском хозяйстве.
  32. Конный плуг. Типичная картина пахоты в прошлые века: по полю неторопливо идет лошадь, запряженная плугом, а за ней, опираясь руками на рукоятки плуга, шагает земледелец. Крестьянский конный плуг имел одно лезвие, которое вспахивало борозду, подготавливая почву. Также, плуг уничтожал корневища растений-сорняков.
  33. Корыто. В прежние века корыто обычно изготавливали из дерева, используя половинку расколотого бревна, в которой выдалбливали емкость. В зависимости от породы использованного дерева, корыта назывались дубовыми, липовыми, осиновыми, ветловыми и др. Деревянное корыто в хозяйстве использовалось не только для стирки или купания. В них собирали урожаи яблок, готовили соленья, остужали пиво. Перевернутое корыто служило крышкой. Также, существовали кормовые корыта, в которые наливали корм скоту и птице.
  34. Жернов. Чтобы перемолоть в муку пшеничные, ржаные или другие зерна, применялись два каменных круга. Они вращались, между ними сыпалось зерно и они растирали зерно в муку. Материал, из которого делали жернова, не был случайным. Обычно круги изготавливали либо из мелкозернистого содержащего кремень пористого песчаника, либо из окремненного, содержащего окаменелости известняка.
  35. Ухват или рогач. Домашний печной инструмент. Приспособление, с помощью которого ставили в печь и вынимали из печи чугунки, в которых варилась еда. Ухват представлял собой длинную деревянную палку с полукруглой металлической рогатиной на конце, за что иногда его звали рогачом. Под каждый размер чугунка использовался свой ухват — побольше или поменьше.
  36. Кочерга. Незаменимый помощник для топки печей. Обычно это длинная палка или металлический стержень с загнутым под прямым углом концом. Такой инструмент позволяет перекладывать, перемешивать дрова в печи или камине, выгребать угли.
  37. Грабли. Незаменимый в саду, огороде, питомнике инструмент, у которого много назначений. Граблями разрыхляют почву, разбивают комья уже разрыхленной земли, очищают землю от выкопанных корней сорной травы, слегка разрыхляют почву между растениями. Также граблями собирают скошенную траву, переворачивают ее, убирают культивируемые растения. В старину преобладали деревянные грабли, а в наше время — металлические.
  38. Садник. Широкая плоская лопата, обычно целиком деревянная, на длинном черенке, с помощью которой вынимают из печи испеченный хлеб.
  39. Деревянная лопата. В отличие от металлической, применялась не для земляных работ, а во время просушки убранного зерна.
  40. Крюк. Сельскохозяйственное приспособление для выдергивания сена из стога.
  41. Цеп. Сельскохозяйственное орудие для молочения. Состоит из двух палок, соединенных кожаным ремешком или веревкой. Одна, та что подлиннее, служила ручкой, другая, что покороче, но потяжелее — ударной частью. Эту, вторую, бьющую часть делали из твердой породы дерева, например, из дуба и часто с утолщением на конце, чтобы удар был сильнее.
  42. Сковородник. Домашний печной инструмент. Если чугунки ставили в печь и поднимали ухватом-рогачом, то сковороды — специальным крюком на длинной ручке.
  43. Бочка.
  44. Парь эрзянский. Эта емкость, размерами и цилиндрической формой напоминающая бочонок, на самом деле не предназначалась для каких-либо жидкостей, а служила сундуком для вещей, причем не простым. Парь — это свадебный долбленый сундук- сундук-кадка. Его изготавливали из цельного ствола липы — из куска бревна выдалбливали середину, оставляя круглые стенки и днище. В средней части тулова кадки прикреплены кованое кольцо из железа, с другой стороны — железная накладка, служившая для закрепления крышки. Такой цилиндрический липовый сундук — парь в мордовской семье считался обязательным предметом утвари. Пари были различных размеров, в среднем их высота достигала 80-90 см, к ним навешивали массивные чугунные скобы для замков. В этих сундуках хранили холст, полотенца, самую ценную одежду и украшения. Парь готовил свекор в подарок невестке. Обычно его заказывали мастерам. Заказчик рассчитывался зерном или работал в хозяйстве мастера столько дней, сколько тот делал парь. Они покрывались богатой резьбой на тему семейной жизни или каких-то трудовых процессов, иногда на нем изображались женские украшения. Эти рисунки несли определенный сакральный смысл и должны были способствовать счастью и благосостоянию молодой семьи. Обряд укладки сундука являлся важным моментом мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Поэтому вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на его дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В конце обряда невеста раздавала подарки тем родственницам, которые принесли ей лепешки. А для усопших родичей она вешала на икону, которой ее благословляли родители перед венцом, полотенце. Во времена, когда выдолбленные сундуки стали заменяться дощатыми, этот обряд продолжал сохраняться. Сундуки также заказывали мастеру, который часть заработанных денег клал внутрь него, «чтобы жизнь не была пустой». У многих пожилых женщин в Мордовии и сейчас сохраняются пари и сундуки, в которых они хранят одежду, ценные вещи.

ЭКСКУРСИЯ

Цель: формирование краеведческих знаний на материале музейной практики, создание условий для развития личности путем включения ее в интерактивную деятельность на базе школьного музея.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с предметами крестьянского быта , собранными в школьной музейной комнате.

2. Развивать логическое и образное мышление, воображение, эстетическое восприятие исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта.

3. Способствовать формированию национальной и региональной идентичности.

Оборудование: экспозиция школьного музея.

Ход экскурсии:

Здравствуйте! Рады приветствовать вас в школьной музейной комнате.

Она называется «Русь народная, Русь изначальная» и имеет этнографическую направленность. То есть мы осуществляем сбор, хранение, изучение предметов, характеризующих культуру и быт крестьян. Вашему вниманию представлена экспозиция «Предметы крестьянского быта». В неё входят орудия труда и домашняя утварь конца XIX- середины XX века.

Первый раздел посвящен занятиям крестьян. Здесь мы видим орудия сельскохозяйственного труда: грабли, серпы, косу. А также ножницы для стрижки овец. Ниже, на сундуке — корыто и секач, которые использовали при квашении капусты для её измельчения. Во время работы приговаривали: «Вилки в ведро, руби серебро, сечи — мельчи, в кадку топчи».

Слева представлены копии фотографий конца XIX века, на которых изображены симбирские крестьяне. Фотографии сделаны Петербургским фотографом-портретистом, шотландцем по происхождению, Вильямом Каррик, В поисках сюжетов Каррик несколько раз выезжал в глубинку России. В 1871 году он отправился в фотоэкспедицию по Волге от Нижнего Новгорода до Симбирска и провел месяц в Симбирской губернии, обосновавшись в имении Н. М. Соковнина в Сенгилеевском уезде. За время первого пребывания в Симбирской губернии Каррик сделал более 200 фотографий крестьян во время пахоты, покосов, на ярмарках и деревенских праздниках. Они помогают нам получить представление о жизни и быте крестьян конца XIX века.

Экспозицию продолжают предметы домашнего убранства и домашняя утварь.

Зеркало — элемент убранства крестьянской избы. В нашем музее форма зеркала — прямоугольная. Обрамление зеркала изготовлено из дерева так, что отражающая поверхность несколько утопает в оправе, которая украшена рельефной резьбой. В русской деревне зеркала появляются и распространяются довольно поздно, в XIX в., являя собой предмет роскоши и показатель зажиточности дома. Согласно своей роли в быту зеркало почти всегда украшается дополнительно к росписи и резьбе нарядными полотенцами с декоративными вышивками (рушниками). При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами. Полотенца представляли собой часть праздничного убранства избы и никогда не применялись для вытирания после мытья или умывания.

Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Сундуки. Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков судили о благосостоянии семьи. У нас представлено 2 сундука.

На одном из них старинная ручная прялка.

Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Кудель закрепляли на лопасти. Прядение шло с помощью веретена. Левой рукой пряха дёргала кудель, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку. Прялки часто декорировали резьбой и росписью, причём в разных губерниях России бытовали отличные друг от друга стили и приёмы украшения. В крестьянской семье девочек пяти–семи лет сажали за прялочку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В тринадцать-четырнадцать лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать — самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха — она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой!

Вот те прялка, вот те лен,
Вот те сорок веретен.
Ты сиди попрядывай,
На меня поглядывай.

Наряду с ручными прялками были распространены и самопрялки (у окна) «русские», у которых колесо располагалось перпендикулярно полу (их еще называли «стояки»).

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь — это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.

Дерево на Руси было излюбленным материалом, который использовали в быту для изготовления посуды, инструментов и, конечно, мебели. При обработке дерева использовали все: и ствол, и сучья, и кору. Ничего не выбрасывали, хотя Россия была богата лесами. Дерево было доступно, легко в обработке. Вещи из дерева были практичны в хозяйстве, долго служили и были недороги. Их мог изготовить любой крестьянин, не тратя на это деньги. Чаще всего из дерева делали посуду. Из дерева охотно делали и орудия домашнего труда (ступы, ведра и т.д.), которые были легки в использовании.

Многие крестьяне сами изготавливали для своего дома из дерева мебель: столы, лавки, посудные шкафы, (один из них здесь представлен). Мебель имела простую форму, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской. Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках.

Традиционной утварью были: кочерга, ухват, это предметы, связанные с очагом и печью. Кочерга — это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата (его еще называли рогач) передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.

Так же, как и дерево, распространенным материалом на Руси была глина. Изделия из глины отличались прочностью, долговечностью, особой красотой. Изготавливали из глины в основном посуду. Это и крынки, и горшки. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Технология изготовления была несложной, но требовала определенных умений и навыков. Хорошо сделанная посуда из глины служила очень долго, в ней не портились продукты. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

Позже появилась железная посуда. Здесь у нас представлены чугунки. Чугунок — крупный сосуд, горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части.

Далее вашему вниманию представлена коллекция утюгов.

Рубе́ль— предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелЁм. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце, а нижняя плоскость его имеет ребристую поверхность.

Другой вид утюга – цельнолитой, изготовлялся из чугуна или бронзы. Такие утюги изначально нагревались на печи, а позже – на электрических и газовых плитах на медленном огне в течение получаса. Поскольку их нельзя было брать без прихватки, со временем цельнолитые утюги были значительно усовершенствованы: их стали делать парными – с одной общей съемной ручкой на два чугунных полотна. Пока одним полотном гладили, второе нагревалось, что делало процесс глажки непрерывным.

Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания — угли меняли на новые. А здесь уже современный электрический утюг.

До широкого внедрения электрического освещения использовались керосиновые лампы. После распространения электрического освещения лампы используются в основном в российской глубинке, где часто отключают электричество, а также дачниками и туристами. Кероси́новая ла́мпа — светильник на основе сгорания керосина.

Керосиновые фонари «Летучая мышь» выполняются в ветрозащитном исполнении. Название «Летучая мышь» происходит от слова «Fledermaus». Так называлась немецкая фирма, которая в XIX веке создала ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой. Позже так стали называть все подобные светильники.

Самовары использовались в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Открытие принципа гальванопластики приводит в 80-е — 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, что удешевляла производство самоваров и их стоимость. С этого времени самоваров становится чрезвычайно много: они появляются и в трактирах, и в магазинах, и в гостиницах, и на постоялых дворах, и в монастырях. Их форма и отделка становится всё интереснее и оригинальнее. Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера.

Вы познакомились с экспозицией «Предметы быта крестьян».

Проведем небольшую викторину.

Викторина

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит.
А любому правду скажет.
Всё, как есть, оно покажет. (зеркало) У бабушки сейф,
Он давно уже не новый.
И к тому же совсем не стальной, а дубовый.
Он скромно стоит у неё в уголочке
В нём бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платья, немножечко пряжи
Пуховый платочек
И пенсию даже. (сундук)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое.
Всегда под рукою.
Что это такое? (полотенце)
Черненькая собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)
Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём не спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (керосиновая лампа)
Ножек четыре, шляпка одна.
Нужен, коль сядет обедать семья. (стол)
Он круглый, но не шар,
Медный, но не монета.
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром,
Ведь зовут его в веках люди … (самоваром)
Немного жил,
Многих кормил.
Упал, пропал,
Костей не собрал. (глиняный горшок)
Из русской печи
Кашу тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил……(ухват)
Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не купить уже на рынке
Нынче глиняную ….(кринку)
На речку пошла за водою сестра
И вскоре приносит два полных ведра.
Ни капельки не было её тяжело.
Скажите, что вёдра нести помогло? (коромысло)
Я, не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу.
Идут ко мне, унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые –
Красивые и гладкие.
Значит, я надёжный друг –
Металлический…….(утюг)
Верчусь. Верчусь – не потею,
Только всё больше толстею. (веретено)
Хор – хорки,
И опять в портки (брусок для заточки косы)
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент –
Самый русский инструмент (балалайка)

Ольга Прокофьева написала целый трактат «Мир забытых вещей» — о предметах быта, многие из которых ныне можно отнести к разряду курьезов. Фрагменты из нее о вещах, вышедшие из обихода и моды, публикуем с разрешения издательства «Кучково поле».

Книга «Мир забытых вещей»

Не путайте бурдалу с соусником

Луи Перо Бурдалу (1632 — 1704), священник-иезуит, был известен очень длинными проповедями, такими длинными, что паства с трудом их выдерживала по причине дискомфорта из-за желания сходить по малой нужде. По легенде, одна из дам не смогла выдержать долгой проповеди Бурдалу и прямо во время нее справила нужду с помощью соусника, да так, что никто этого конфуза и не заметил. С тех пор бурдалу становится незаменимым атрибутом светских дам в поездках и путешествиях и на длительных приемах. Первые сохранившиеся экземпляры датируются 1700 — 1710 годами. С помощью горничной и бурдалу дама легко могла справить свою естественную потребность, не покидая здания и не задирая юбки.

Бурдалу изготавливали из фарфора, серебра, фаянса. Их тонко расписывали и богато украшали. Фото: из книги

Оборона от Дракулы

Путешественники XIX века, отправляясь в дорогу, брали с собой наборы для убийства вампиров, особенно если путь лежал в Восточную Европу через Трансильванию (территория современной Румынии). Считается, что первые такие наборы появились в XVIII веке, когда в Европе, особенно в Восточной, возникла серьезная паника из-за вампиров. А после выхода в 1897 году произведения Брэма Стокера «Дракула» в существование вампиров поверили с новой силой. Как известно, спрос рождает предложение. Потому на рынке Западной Европы и Северной Америки в это время можно было купить или заказать укомплектованные «по всем правилам» наборы для защиты от вампиров. Обязательными предметами были: Евангелие или Библия, распятие, святая вода, зеркала, чеснок, свечи, колья, деревянные молотки для их вбивания и пистолеты с серебряными пулями. Иногда в наборы добавляли шприцы для внутривенных инъекций, серебряные кинжалы, щипцы для вырывания клыков. В красивых ящичках и сундучках, обитых изнутри бархатом, в специальных гнездах располагались бутылочки и различные емкости с таблетками, серой, нитратом серебра, священной землей, чесночной пудрой и даже опиумом. Иногда небольшие наборы маскировали под книги, чаще всего Библию. В наборы обязательно помещали инструкции по распознаванию и уничтожению вампиров.

Особым спросом такие наборы пользовались у священников. Фото: из книги

Ловец слез

История существования этого предмета насчитывает более трех тысячелетий. Их находят в древнеримских захоронениях, о них упоминают в Библии. В Древней Персии и Византии по количеству выплаканных в такие сосуды слез мужья судили о верности и любви своих жен. В XIX веке ловцы слез стали вновь популярны, особенно в Англии в период правления королевы Виктории. По обычаям того времени вдова всегда имела при себе бутылочку для слез по умершему мужу, а через год после похорон собранные слезы выливались на могилу. В Древнем Риме траур заканчивался, когда все слезы в ловцах слез испарялись.

Ловец слез. 100 — 365 гг. Кипр. Фото: из книги

Мушечница

Предмет неразрывно связан с мушками, которые на пике популярности были с конца XVII века. Именно мушка была последним штрихом, без которого туалет модницы или модника того времени считался незаконченным. Мушка могла рассказать много интересного в зависимости от ее местонахождения, формы и даже размера. Например, в середине лба — неприступность; в уголке рта — «я милостива сегодня»; над верхней губой — кокетливость; в складочке улыбки — легкомыслие; на виске у левого глаза — страстность; на виске у правого глаза — «я склонна вас немного потиранить»; на подбородке — «люблю, да не вижу»; на середине щеки — любезность; если чуть выше — «я согласна», а вот под носом — «мы должны расстаться».

Мушечница. Около 1749 — 1754 гг. Фарфор, медь, роспись, позолота. Фото: из книги

Не палка, а распялка

Распялка (расправка) облегчала процесс надевания тонких узеньких перчаток и была просто необходимым предметом в XIX веке. Дело в том, что лайковые перчатки надевали во влажном виде и сначала перчатки аккуратно распяливали и расправляли каждый пальчик, а потом уже осторожно, чтобы не порвать, натягивали на руку. Мокрые перчатки обязательно нужно было распяливать, дабы они не ссохлись и не испортились. Когда перчатка высыхала, она безукоризненно облегала руку, а расстегивающееся отверстие на запястье у длинных перчаток служило надежным тайником для любовной или секретной переписки.

Средняя длина изделия составляла 20 см. Фото: из книги

Грелка для ног

Речь пойдет о таинственном ящичке, который часто встречается на картинах нидерландских художников XVII века. Многие ошибочно принимают эти маленькие предметы за стульчики под ноги, а на самом деле это грелка для ног.

Грелка для ног на картине Яна Стена «Мнимая больная». 1665 год. Ян Стен. Больная и врач. Амстердам, Рийксмузей.

В XVII веке грелки для рук делали из фаянса в форме книги, часто Библии. Такие «книги» были популярны у дам, их клали в муфты во время зимних прогулок и держали в руках во время долгих богослужений в холодных церквях.

Грелки работали за счет горячей воды.

КРАСОТИЩА!

Если небедный, то бледный

На протяжении многих веков загорелая кожа была отличительным признаком простолюдинов. Аристократы прятались от солнца и старались придать коже белизну. Одним из таких средств была пудра. В богатых домах и дворцах знати были придуманы пудрильни — маленькие комнаты для одного человека, использовавшиеся только для нанесения пудры. Процесс происходил так: голову высовывали через специальное отверстие в двери, а стоящий на расстоянии слуга пудрил прическу и лицо. Те, у кого не было пудрильни, использовали для этих целей специальный шкаф, похожий на буфет. В таком шкафу для удобства был табурет или скамеечка. Когда двери закрывались — над шкафом оставалась торчать только голова. Кстати, на протяжении всего XVIII века в моде были «фарфоровые лица» с чрезмерной бледностью. Прозрачность кожи лица и шеи подчеркивали с помощью искусственно нарисованных вен.

Предметы быта русских крестьян XVIII — XX вв: Уникальная этнографическая коллекция Александра Ильина


Уникальная этнографическая коллекция Александра Ильина.

В Ярославле живёт интересный человек – коллекционер Александр Ильин. В суете будней он находит время, чтобы окунутся в историю своего народа и по крупицам собирать наследие былых веков. Благодаря его стараниям и появилась уникальная этнографическая коллекция, в которой собраны предметы быта русских крестьян последних столетий. Выставка, организованная Александром Ильиным в галерее города Данилова Ярославской области стала ярким культурным событием в жизни целого региона.
Давайте знакомиться! Расскажите немного о себе и о том, откуда у вас тяга к коллекционированию, когда вы занялись этим делом?
Меня зовут Александр, фамилия Ильин, отчество Васильевич. Тяга к коллекционированию у многих, подверженных этой страсти, зародилась в детстве. Я не исключение. С ранних лет меня неосознанно привлекали старинные вещи, я находил в них очарование, преемственность поколений. А ведь многие люди на дух не переносят антиквариат. От чего это зависит я не знаю. Могу сказать, что мне повезло с женой, она является единомышленником и соратником. Это счастье, когда близкий человек разделяет твоё увлечение и принимает в нем непосредственное участие.

Предметы русского народного быта и декора.

Кто оказал на вас влияние, есть ли человек, которого вы можете назвать своим Учителем?
Влияние оказали сами предметы крестьянского быта. Вначале они просто красивые, потом их становится всё больше и больше, потом начинаешь их по-настоящему понимать.

Предметы русского народного быта.

СВЕТЕЦ — приспособление, служившее для закрепления горящей лучины. Сначала светец был кованой вилкой небольших размеров, в расщеп которой крепили горящую личину. Конструкция приспособления была такова, что лучину можно было переносить с одного места в другое. Со временем количество вилок в приспособлении увеличилось, и стало возможным освещать горницы большой площади. Традиционно к светцу приклёпывали внизу тяжёлый обруч. Это позволяло ему стоять прямо. И всегда рядом со светцом ставили ведро с водой на случай пожара. С течением времени из простого приспособления светец трансформировался в настоящее художественное изделие, сложность и изящество которого зависели от умения и фантазии кузнеца.
Как формировалась ваша коллекция и что в неё входит?
Если иметь в виду коллекцию народного искусства и быта, приоритет в ней имеет расписное и резное дерево. Попутно металлическая и фаянсовая посуда, кованные изделия — светцы (аналог современного торшера, только вместо лампочки использовалась горящая лучина) напольные, настенные, потолочные и настольные, шпильки для прялок, замки, рыболовные и другие хозяйственные предметы. А так же полотенца, скатерти, образцы тканной продукции, вышивка. Полностью исключён костюм.


Полочка под иконы. XIX век, Вологодская область. / Икона «Георгий Победоносец». Начало XX века, Холуй. / Икона четырехчастная. / Икона «Богоматерь Смоленская». Начало XX века.

ЕНДОВА — медная невысокая и большая, лужёная братина с рыльцем, которую использовали для хранения и употребления пива, браги или мёда. В ендовах на Руси в старину подавали напитки на пирах.
Как вы пополняете коллекцию? Люди часто приносят вам раритеты «из прабабушкиного сундука», запрашивая за них немыслимую сумму? Или чаще это всё же безвозмездные дары?
Люди не приносят ничего. Ни разу. Товарищ подарил расписную деревянную ендову, которую привёз из Вологодской области ещё в шестидесятых годах прошлого века. Он сам художник, именно в их среде в советское время зародилось собирательство икон. В летнее время путешествовали по Русскому Северу, привозили в свои мастерские иконы и какие-то оригинальные бытовые вещи. О продаже не думали, да и не нужны были иконы никому в то время. Это уже потом сформировался рынок, вспомнили, что в середине 19 века богатые купцы-старообрядцы с азартом собирали иконы. В период до Октябрьской революции были сформированы коллекции Лихачева, Васнецова, Остроухова, Рябушинского и других. Интерес подогревала возникшая на Западе мода на русские иконы.

Игрушка «Церковь». Мастер Зазнобин Владимир Николаевич. XX век, Переславль-Залесский.

Ещё случай с ним интересный: с тех-же лет хранилась у него работа известного резчика Зазнобина из Переславля-Залесского — стилизованная церковь с Распятием на внешней стороне, попом машущим кадилом и звонящим в колокол звонарем. Незамысловатый механизм приводил фигуры в движение. После моей просьбы уступить мне это чудо, Слава (так зовут приятеля) запросил немыслимую сумму в три тысячи долларов, около года мы вели с переговоры по обмену на другие предметы и, устав, наконец, от процесса, он подарил мне это произведение на очередной день рождения (экспонируется на выставке).

Туесс, начало XX века. / Рубель, XIX век.

Все предметы я покупаю. Иногда бывают удачи, как например расписное лукошко со знаменитой Пижемской росписью. Я купил его на барахолке за копейки, совершенно чёрное от потемневшей и закопченой олифы (после росписи красками изделия покрывали олифой, она служила защитным слоем от внешней среды для красок). Олифу для бытовых вещей использовали дешевую, которая темнела быстрее качественной, хорошо сваренной, и поэтому на купленном мной лукошке роспись была не видна, но чутьё и опыт не подвели, после реставрации изделие засверкало первозданными красками.

Расписной киот с резными перламутровыми реликвиями из Иерусалима. XIX век, Архангельская область.

Некоторые вещи достаются дорого, как правило, это знаковые экспонаты коллекции, своеобразные жемчужины. Найти их можно только у коллекционеров, пожелавших расстаться с ними за деньги. Случайно таких предметов не найти.
Было время, когда в Европе и США был настоящий бум на всё русское. А сегодня интересна ли ваша коллекция иностранцам?
Это нужно спросить у иностранцев (шутка). Конечно, интересна, как любое серьёзное этнографическое собрание, в какой бы стране оно не собиралось. Настоящие произведения даже не специалисты чувствуют интуитивно.



Есть у вас любимый экспонат в коллекции. Если да, то какой и почему?
Таких «любимчиков» несколько. Прежде всего это расписная межкомнатная перегородка, разделяющая жилое и кухонное пространство крестьянского дома, и в комплекте к ней расписная входная дверь в избу из этого же дома. Вся коллекция при любой экспозиции начинается от неё. Так же в «любимчиках» несколько мелких вещей — небольшая икона «Вознесение Ильи Пророка», написанная неизвестным крестьянским мастером, совершенно бесхитростная, отражающая восприятие мира похожее на восприятие ребёнка, небольшая формочка для заливного в виде лежащего льва, заколочка для прялки.

Расписная межкомнатная перегородка.

Это личное отношение, но в коллекции есть предметы, безусловно, представляющие художественную и научную ценность: северодвинская прялка, роспись которой исполнил Степан Аммосов, представитель известного на Северной Двине семейства Аммосовых. Говорят, что в Русском музее представлено экспонатами всё семейство кроме Степана, а у меня две его работы, одна подписная и датированная.

Набойные доски, с помощью которых наносили орнамент на края полотенец.

КОРОБ — ёмкость, предназначенная для хранения и перевозки мелких предметов домашнего была, одежды, книг.
Какой самый древний экспонат в вашей коллекции?
Вопрос заковыристый, объясню почему: есть несколько предметов меднолитой пластики датируемых временем от XII века, но они совершенно не влияют на качество коллекции. Она ничего не потеряет, если их в ней не окажется. Из бытовых вещей самый древний, пожалуй, холмогорский короб, который можно датировать временем около 1700 года, и обеденный крестьянский стол, примерно этого же времени.

Короба для хранения хлеба и продуктов. / Сундуки для хранения скарба.

Дело в том, что русской мебели 16-17 веков практически не сохранилось, в царских покоях и боярских хоромах мебель была по большей части европейской, привозной. В российской провинции в это время пользовались лавками, столами, вещи хранили в сундуках, мебели в привычном нам понимании просто не было. Поэтому каждый предмет этого времени,имеющий какую-либо художественную обработку совершенно уникален.
Какие находки-приобретения для вас самые желанные?
Мечтаю получить в коллекцию датированную прялку восемнадцатого века, я видел такую только однажды, и не решился купить по причине, что посчитал её скандинавской, хотя продавали как русскую. Странное дело, не сохранилось прялок достоверно изготовленных до 19 века, хотя на иконах даже 16 века прялки встречаются.

Люлька для младенца и сундук. / Зеркальце, закрепленное на прялке.

Знаем, что вы проводите интереснейшие выездные выставки, а есть ли сегодня у вас стационарное помещение, где можно увидеть всё это великолепие? Получаете ли вы какую-то поддержку от властей или спонсоров?
Увидеть коллекцию, кроме выставок, возможности нет, по причине, что нет помещения для экспонирования, да и кроме помещения необходимы средства на содержание (смотрители, уборщица, коммунальные услуги), я к этому не готов. Предлагал городу своё собрание на постоянное экспонирование на безвозмездной основе и не нашёл понимания и заинтересованности у бывшего мэра. Сегодня существуют туристические центры в Русском стиле, но моя коллекция не вписывается в их понимание развлекаловки. Предлагал и в таком заведении экспонировать — отказались. Они считают, что мишура в Русском стиле достаточна для их бизнеса.


Резьба.

СУДНИК — ряд полок для посуды. В суднике хранили как посуду ежедневного пользования, так и гостевую. В некоторых случаях полки были с дверцами.
Не секрет, что многие экспонаты из вашей коллекции весьма крупных размеров. Как вам удается все это хранить без постоянной экспозиции? Наверняка, многое приходится хранить дома? Как к этому относятся члены семьи? Разделяют ли ваше увлечение? Поддерживают вас? Каким образом?
Проблемы с хранением существуют, но они преодолимы. Самое главное — сухое проветриваемое помещение. В разобранном и упакованном виде выставка поместилась в небольшого размера фургон. Кроме приведённых в порядок экспонатов имеются ожидающие своей очереди на реставрацию и приведение в экспозиционный вид, кроме небольших прялок ещё и мебель — расписные шкафы, лавки, судники, наружная домовая резьба, вот с ними настоящая проблема.


Тяжёлые, громоздкие, большие в реставрационном объёме. Один буфет реставрировали больше года. Имея уникальную роспись он был закрашен прежними хозяевами в два слоя белил. С одной стороны это явилось благом для росписи, своеобразным консервантом, живопись под белилами оказалась в прекрасном состоянии, но трудоемким и материально-затратным моментом.

Устюжский ларец XVIII века со сценой кулачного боя на внутренней стороне крышки.


Сцена кулачного боя на внутренней стороне крышки устюжского ларца.

Остались ли еще «в народе» выдающиеся вещи, или всё разошлось по коллекциям?
Остаются, конечно, правда многие под присмотром. К примеру по течению Северной Двины сосчитаны все оставшиеся расписные шкафы. Люди, промышляющие этим на жизнь, время от времени навещают хозяев, справляются, не надумали-ли продать. Так и вымываются постепенно. Но кроме этого и фантастические случаи бывают: пару лет назад мне предлагали расписной устюжский ларец 18 века со сценой кулачного боя на внутренней стороне крышки и окованный просечным железом. Так его вынес из дома мужик, случайно встреченный поисковиками возле сельского магазина.

Русские иконы.

Русские иконы.

В российский глубинке сегодня много старых храмов, которые находятся в плачевном состоянии и восстанавливаются порой только силами энтузиастов. В тоже время в крупных городах строятся всё новые церкви. Как вы относитесь к такой ситуации?
Плохо отношусь, очень переживаю по этому поводу. У меня даже идея есть как спасти для потомков погибающие шедевры деревянного зодчества: учитывая, что серьёзно заниматься сохранением наследия сегодня никто не будет, памятники необходимо разобрать, пронумеровать детали, законсервировать и хранить в помещениях, защищающих от агрессивной природной среды, хотя бы в ангарах. Место вокруг памятников объявлять заповедной зоной для защиты сложившегося веками ландшафта от неконтролируемой застройки и ждать лучших времён, когда понадобиться все это восстановить.

Русские прялки.

В вашей коллекции много прялок. Можно ли сказать, что прялка в русском быте выполняла не только прикладные, но и некие оккультные функции?
Прялка для крестьян имела чисто утилитарное значение, без всяких оккультных заморочек. Украшали для услады глаз — это да, а особо красивые использовали в качестве подарков.


На вашей странице в Фейсбуке опубликованы фотографии расписных дверей. Скажите, насколько и когда была распространена эта традиция? Что обычно рисовали на дверях?
Домовая роспись чаще встречается на Севере, хотя имелась и на Урале, и в южных районах России. Есть версия, что домовая роспись на Севере имеет свои истоки в Скандинавских странах, где она развита чрезвычайно,купцы, путешествуя по торговым надобностям видели это, и возвратившись домой решали сделать не хуже, вроде евроремонта в нашем понимании. Росписи прижились и полюбились. В условиях долгой зимы, небогатой яркими красками северной природы, жаркая роспись дополняла недостающую людям цветовую гамму, привносила уют в дом.

Иконы омывают в источнике.

В разных поселениях существуют свои традиции. В одной из деревень, вы рассказывали, жители раз в год омывают иконы реке, освещая таким образом речную воду. Какие еще интересные традиции вам встречались?
В среднем течении Северной Двины встречаются прялки с одним отломанным городком (резные декоративные элементы в верхней части прялки).

Прялки с отломанными городками.

Местные жители рассказывали, что парни, посещавшие девушек во время посиделок, популярных в деревнях долгими зимними вечерами, у понравившейся девушки (вероятно по обоюдному согласию), отламывали городок у прялки, это означало скорое сватовство и служило знаком возможным претендентам о том, что девушка занята. А отломанный медальончик грел душу и будил фантазию жениха.

Охлупень.

ОХЛУПЕНЬ — деталь крыши в традиционном русском жилище. Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда конёк крыши).
Авот ещё одна интересная история, связанная с традициями. На Севере байка ходит: помирала одна старуха, да никак помереть не могла, мучилась. Говорит сыну: приподними охлупень, душа вылететь не может. Жалко мужику крышу нарушать, да мать ещё больше жалко, полез на крышу, приподнял охлупень, и в тот же миг мать дух испустила.


Коллекционирование для вас — это увлекательный процесс или что-то другое? Есть ли у вас какие-то конечные цели? Допустим, собрать 1000 прялок, организовать постоянный этнографический музей или что-то еще?
Количество экспонатов не является для меня определяющим, во вдумчивом собирательстве оно не имеет решающего значения. Моя задача — по-возможности собрать то лучшее, что определяло высший уровень народной народной культуры, ввести в научный оборот, показать людям и оставить для них память о культуре предков. Ведь до революции 1917 года на 90% Россия была крестьянской. Что касается планов — в какой-то момент я стал собирать экспонаты рассчитанные на музейную экспозицию, отсюда и крупные предметы, вроде домовой резьбы. Для себя я решил, что музей уже существует, просто не имеет пока постоянного помещения, но фонды пополняются, реставрируются, попутно происходит атрибуция. Музей будет.

Часть экспозиции с выставки в городе Данилове Ярославской области.

Недавно вы организовали выставку в городе Данилове Ярославской области, расскажите, пожалуйста, поподробнее. По какому принципу подбирались экспонаты, сколько их было и какие?

Здесь всё просто — я дал всё самое лучшее. По техническим причинам не удалось показать расписную мебель, дело в том, что галерея располагается в старинном здании, и узкое крыльцо не позволило бы доставить мебель в экспозиционные залы. Фрагмент домовой резьбы, к примеру, сотрудникам галереи пришлось заносить через окно. И ещё я показал основное направление нашей коллекции — расписной и резное дерево бытовавшее в крестьянской среде, исключая ковку (отдельный большой пласт), а так же металлическую и фаянсовую посуду.


Часть экспозиции с выставки в городе Данилове Ярославской области.

У этой выставки была какая-то особая цель? Почему вы решили провести её в небольшом городе? Ведь, например, в Ярославле её увидело бы большее количество людей. Как приняли выставку горожане?
Инициатором проведения выставки выступила Даниловская галерея. Её сотрудники нашли меня в фейсбуке, попросили выставиться, и все получилось. Современные способы коммуникации позволили увидеть выставку большому количеству людей. Мне лично подобные выставки позволяют в очередной раз посмотреть на коллекцию в музейном пространстве, определить дальнейшее направление собирательства — на что необходимо обратить особое внимание, что-то исключить, сконцентрировав внимание на более высоких по уровню исполнения предметах. Что касается реакции горожан — она предсказуемо была восторженной. Во время открытия, видя неподдельный интерес зрителей, я провёл для них экскурсию по всей выставке, рассказал почти о каждом предмете.


Организация выставки – это всегда сложно, уходит много сил. А вы лично получили моральное удовлетворение?
Моральное удовлетворение — это пока единственная награда которую я получаю от своей деятельности.

Александр Ильин выступает перед посетителями выставки, научными сотрудниками и специалистами.

Если ли уже какие-то идеи по поводу будущих выставок? Где ждать следующую?
За короткое время уже поступило несколько предложений — это Подмосковье, Суздаль и Санкт-Петербург. Учитывая уникальность материала, в том смысле, что имеющиеся в государственных музеях аналогичные экспонаты по причине бюрократических проволочек не могут так мобильно перемещаться, эта выставка могла бы стать постоянно-действующей гастролирующей. Было бы кому этим заниматься.
Спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы и успехов в вашем нелёгком деле.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Антикварные предметы сельского быта

Предметы деревенского быта. Русскую избу или русский быт невозможно представить без разнообразной утвари. Деревенская посуда изготовлялась из дерева, обуславливалось это прежде всего дешевизной, доступностью и пластичностью материала. Одной из самых древних принадлежностей является ложка. В подавляющем большинстве она была деревянной. Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов.

Старинные сундуки

Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков судили о благосостоянии семьи.

Стол –одна из основных частей избы. «Божья ладонь» – называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. » Когда семья вместе, и душа на месте» – говорили наши предки.

Вся жизнь русской женщины была так или иначе связана с прялкой. Обычно обучать прядению начинали с 5 лет. Девочкам дарили детскую маленькую прялку. Первая спряденная нить хранилась в качестве оберега.

Антикварная ручная прялка и прочая старинная утварь

Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Кудель закрепляли на лопасти. Прядение шло с помощью веретена. Левой рукой пряха дёргала кудель, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку. Прялки часто декорировали резьбой и росписью, причём в разных губерниях России бытовали отличные друг от друга стили и приёмы украшения. В крестьянской семье девочек пяти–семи лет сажали за прялочку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В тринадцать-четырнадцать лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать — самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха — она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой!

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель к горизонтальной донце, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали. Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

Пряслице (или прясло) — грузик в форме диска или невысокого цилиндра со сквозным отверстием по продольной оси, применявшийся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. Пряслица обычно изготавливались из камня. Благодаря малым размерам и прочности пряслица хорошо сохраняются, и их нередко обнаруживают при археологических раскопках.

Посреди избы ставили печь. О ней говорили: «Печь всему голова». Голова – значит, самая главная. Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, обсушит и вылечит.

Ухват или рогач — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват. Другое название ухвата — рогач.

Кочерга — инструмент из железа или другого огнестойкого материала. Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.

Серп (др.-русск. сьрпъ) — ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Обычно используется для уборки зерновых культур (жатва хлебов) и резки трав (при заготовке фуражных кормов для скота). Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти.

Раньше утюги были совсем другими. В России бытовал способ глажки с помощью рубеля и валька. На ровно обструганную палку наматывали просушенное белье и прокатывали его по столешнице с помощью рифленой доски.

Старинные русские самовары

Самовары использовались в быту, на праздничных мероприятиях. Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Открытие принципа гальванопластики приводит в 80-е — 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, что удешевляла производство самоваров и их стоимость. С этого времени самоваров становится чрезвычайно много: они появляются и в трактирах, и в магазинах, и в гостиницах, и на постоялых дворах, и в монастырях. Их форма и отделка становится всё интереснее и оригинальнее. Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера.

Самые древние предметы из жизни человека

Самые древние предметы из жизни человека

Трудно представить, но многие предметы из повседневной жизни современного человека существовали уже сотни, а то и тысячи лет назад. Мы подготовили обзор, в котором представили лишь самые древние экземпляры привычных нам вещей, сохранившиеся до наших дней. Однако, вполне вероятно, что некоторые из перечисленных предметов могли появиться гораздо раньше названных датировок.

Самые древние в мире носки (Возраст 1500 лет)

Эти необычные шерстяные носки жителя Древнего Египта были связаны полторы тысячи лет назад между трехсотым и четыреста девяносто девятым годами от рождества Христова. Носки одевались специально под сандалии, отсюда их оригинальный внешний вид. Что интересно, даже через полторы тысячи лет эти носки смотрятся вполне конкурентоспособно на фоне даже самых оригинальных носков современных дизайнеров.

Самая древняя в мире обувь (Возраст 5500 лет)

В одной из пещер Армении была обнаружена самая древняя в мире кожаная обувь. Несколько слоев овечьего навоза и травы, под которыми была сделана находка, выполнили роль консерванта. Обувь прекрасно сохранилась, пролежав в сухой и прохладной пещере около 5,5 тысяч лет. Удивительно, насколько сильно древний мокасин напоминает некоторые модели современной обуви!

Самые древние в мире штаны (Возраст 3400 лет)

На территории древнего некрополя в Западном Китае археологи обнаружили самые старые штаны в мире. Они сотканы из шерстяной ткани и украшены сложным орнаментом. Вероятно, штаны принадлежали кому-то из азиатских кочевников, живших примерно 3400 лет назад. По мнению ученых, эта находка подтверждает, что именно кочевники первыми придумали штаны для удобной езды на лошадях.

Самый старый в мире бюстгалтер (Возраст 500 лет)

Этот бюстгальтер носили в Австрии в период между 1390 и 1485 годами. Хотя это самый старый из сохранившихся бюстгалтеров, в летописях встречаются и более ранние описания «мешочков для груди». За 500 лет самые оригинальные современные бюстгалтеры далеко ушли от своего прародителя, но первая модель тоже может вполне сойти за винтажную ретро-классику.

Самая древняя в мире сумочка (Возраст 4500 лет)

На территории Германии в захоронении бронзового века, датируемом 2500-2200 годами до нашей эры, была найдена небольшая сумочка. За тысячи лет кожа и ткань, из которых она была изготовлена, разрушились. Сохранились лишь собачьи зубы, которые, вероятно, служили сумочке украшением и защитой.

Самые древние в мире солнцезащитные очки (Возраст 800 лет)

Изобретателями первых в мире солнцезащитных очков можно считать эскимосов. «Снежные» очки, как называли их сами эскимосы, создавались из кости, кожи или дерева. Тонкие щели на очках были предназначены для защиты глаз от «снежной слепоты», вызванной ярким солнечным светом. Первые подобные очки, как утверждают ученые, появились еще несколько тысяч лет назад. Самый древний из существующих экземпляров был изготовлен из моржовой кости «всего лишь» между 1200 и 1600 годами нашей эры на острове Баффин в Канаде. Конечно, древние очки не обладают крутыми функциями современных высокотехнологичных солнцезащитных очков, зато благодаря простоте и надежности они спокойно просуществуют еще 800 лет.

Самый древний в мире презерватив (Возраст 370 лет)

Самый старый из сохранившихся презервативов был найден в Швеции, в городе Лунд. Древний конрацептив, датируемый 1640 годом, был сделан из свиной кишки и мог использоваться многократно. До наших дней дошла инструкция на латыни, рекомендующая стирать презерватив в теплом молоке после каждого использования. Презервативы 17-го века, изготавливаемые из овечьих и свиных кишок, плохо защищали от венерических заболеваний, поэтому ученые считают, что в основном их использовали для предотвращения беременности. Вообще, первое упоминание презерватива датируется 1564 годом. Итальянский врач и изобретатель Габриэле Фаллопио придумал надевать на мужской половой орган льняной мешочек, пропитанный всевозможными химикатами.

Самая древняя в мире жвачка (Возраст 5000 лет)

Самой древней из известных жвачек считается кусочек окаменевшей березовой смолы времен Неолита, найденный на территории Финляндии. Жвачка, сохранившая следы зубов человека Каменного века, датируется концом четвертого тысячелетием до нашей эры. Древесная смола содержит фенолы, обладающие антисептическими свойствами. Поэтому древние люди жевали смолу и кору деревьев, чтобы избавиться от болезней полости рта. Кроме того, часто смолу деревьев использовали как клей, чтобы, например, склеить разбившуюся глиняную посуду.

Самый древний в мире сыр (Возраст 3600 лет)

В 20-м веке в пустыне Такла-Макан на северо-западе Китая были найдены прекрасно сохранившиеся мумии, на груди и шее которых находились небольшие комочки сыра. Ученые уверены, что этот сыр был приготовлен на основе закваски. Аналогичным образом и в наше время изготавливаются некоторые сорта сыра и кефир. Результаты исследований показали, что найденный сыр датируется приблизительно 1615 годом до нашей эры, что делает его самым древним сыром на планете.

Самый древний в мире протез (Возраст 3000 лет)

При изучении древнеегипетской мумии, похороненной примерно три тысячи лет назад, археологи обнаружили, что на ее правой ноге вместо отсутствующих пальцев были прикреплены деревянные. Чтобы подтвердить свою догадку, исследователи создали точную копию найденного артефакта и протестировали ее с помощью добровольца, имеющего подобное увечье. Испытания показали, что деревянные пальцы применялись именно для ходьбы, а не в косметических целях. Благодаря им человек мог не только свободно передвигаться, но и носить сандалии, которые являлись основной обувью в Древнем Египте. Догадка ученых оказалась верна: им удалось обнаружить самый древний из известных протезов. Сегодня, когда существуют даже оригинальные протезы для животных, вряд ли кого-то можно удивить протезированием части ступни, однако, появление подобного протеза три тысячи лет можно смело назвать фантастическим научным прорывом того времени.

Самый древний в мире общественный туалет со смывом (Возраст 2000 лет)

В древнем городе Эфес, находящимся на территории Турции, был обнаружен самый старый общественный туалет со смывом. Под плитой с отверстиями для «нужды» была скрыта яма с дренажной системой. Примечательно, что там же нашли орудие, напоминающее весло. Вероятно, в жаркие дни с помощью этого весла слуги ускоряли очистку туалетной ямы, подталкивая ее содержимое к дренажу. Следует признать, что туалетная тема близка человечеству, как никакая другая, возможно, поэтому оно постоянно изобретает все новые и новые оригинальные общественные туалеты.

Самая древняя в мире монета (Возраст 2700 лет)

Старейшая из известных ныне монет была обнаружена среди руин того же древнегреческого города Эфес, некогда процветающего центра торговли на побережье Малой Азии. Монета была изготовлена более 2700 лет назад из сплава золота и серебра. Металлическая заготовка помещалась на матрицу с вырезанной львиной головой, после чего мастер наносил удар молотком по обратной стороне заготовки. В результате получалась монета с выпуклым изображением львиной головы на аверсе и вдавленным следом от удара на реверсе.

Самая древняя карта мира (Возраст 2800 лет)

Глиняная табличка из Месопотамии, датируемая рубежом восьмого и седьмого веков до нашей эры, считается самой древней картой мира. Примечательно, что карта Вавилона содержит не только реальные, но и вымышленные географические объекты.

Самый старый глобус (Возраст 510 лет)

Для того чтобы первый известный глобус, сохранившийся до наших дней, имел сферическую форму, его собрали из широких частей двух страусиных яиц. Затем гравер кропотливо перенес на поверхность шара известную карту Старого и Нового света. Ученые считают, что этот глобус был изготовлен в итальянской Флоренции, возможно даже в мастерской самого Леонардо да Винчи. Первый глобус настолько оригинален, что и в наше время он не затерялся бы среди самых необычных современных глобусов.

Самая старая книга в мире, отпечатанная типографским способом (Возраст 637 лет)

Самая старая книга в мире, напечатанная типографским способом, появилась в Корее в 1377 году, за целых 78 лет до появления Библии Гутенберга, долгое время считавшейся первым печатным изданием. Это был буддийский документ под названием «Чикчи», содержащий жизнеописания великих буддийских монахов и избранные места из их проповедей, помогающие постичь суть великого учения Будды. Сегодня эта книга находится в Парижской Национальной библиотеке.

Самый древний в мире записанный рецепт (Возраст более 5000 лет)

Древние Шумеры, проживавшие в Южном Междуречье, оставили после себя самый древний рецепт пива, датируемый 3000 годом до нашей эры. При точном соблюдении рецепта получается крепкий пивной напиток, в котором должны плавать кусочки хлеба.

Самый древний в мире музыкальный инструмент (Возраст 42000 лет)

Ученые утверждают, что возраст костяной флейты, найденной в пещере на юго-западе Германии, составляет не менее 42 тысяч лет. Первые музыкальные инструменты изготовлялись древними людьми из костей птиц и бивней мамонта. Есть мнение, что именно музыка позволила получить преимущество Хомо Сапиенс над Неандертальцами.

Самая древняя в мире записанная мелодия (Возраст 3400 лет)

Хурритский Гимн, записанный на при помощи клинописи на глиняной табличке, является старейшей записанной мелодией в истории человечества. Артефакт, датируемый 1400-ми годами до нашей эры, был обнаружен в городе Угарит (Северной Ханаан) на территории современной Сирии. Мелодия исполнялась на лире во славу жены Лунного бога.

Самая древняя в мире антропоморфная статуэтка (Возраст 35000 — 40000 лет)

фная статуэтка. Ученые считают, что неизвестный скульптор вырезал ее из бивня мамонта примерно 35-40 тысяч лет назад. Есть мнение, что выразительная фигурка женщины с гротескно преувеличенными половыми признаками использовалась нашими предками, как символизировал плодородия. Безусловно, эта статуэтка обладает огромной исторической и коллекционной стоимостью, если бы она продавалась, то вполне могла бы попасть в число 10 самых дорогих статуй мира.

Самая древняя в мире анимация (Возраст 5000 лет)

В Национальном музее Ирана хранится 10-сантиметровый глиняный кубок для питья, на котором по кругу изображены пять последовательных сцен движения козы. Сначала животное скачет в направлении дерева, затем поедает с него листву. Вращая кубок вокруг вертикальной оси, можно увидеть простейшую анимацию. Ученые датируют это изделие третьим тысячелетием до нашей эры.