Правило в русском языке

Содержание

7 правил русского языка, от которых может полыхнуть

Никита Юкович

Шеф-редактор «Тинькофф-журнала». Автор Telegram-канала «Исправил».

Статей об ошибках, которые всех бесят, много. Поэтому я написал не об ошибках, а о правилах — они иногда бесят ещё сильнее.

1. «По приезде» и «по прилёте», а не «по приезду» и «по прилёту»

В значении «после чего-либо» предлог «по» употребляется с предложным падежом: по приезде, по прилёте, по возвращении.

Предлог «по» употребляется с дательным падежом, если указывает:

  • на поверхность или пространство (ползёт по столу, ездит по Европе);
  • на предмет, на который обращено действие (ударить по лицу);
  • на лицо или предмет, о котором думают или скучают (скучаю по тебе);
  • на причину (по своей глупости);
  • на предмет, на который распространяется действие (нужно что-то решить по правкам).

А ещё употребляется с винительным падежом, когда указывает на предмет, которым ограничивается действие (по самые гланды). Но если мы говорим, что что-то произойдёт только после определённого события, то использовать нужно предложный падеж.

2. «Кофе навынос», а не «кофе на вынос»

Мы используем наречия, когда нам нужно охарактеризовать предмет. К кофе навынос ближе вопрос «какой?», а не «куда?» или «на что?».

В этой ситуации нужно использовать наречие. А наречие «навынос» по словарю пишется слитно.

3. «5,5 рубля», а не «5,5 рублей»

Тут пруф легко найти, например, у Розенталя или Мильчина: при смешанном числе существительным управляет дробь. Поэтому: 8,5 метра (восемь целых пять десятых метра), 9½ недели (девять целых одна вторая недели).

Много возражений: но ведь, когда мы видим «9,5 недель», мы читаем «девять с половиной», а не «девять целых пять десятых». Если придерживаться правил, получается так: если нужно, чтобы прочитали как «девять с половиной», напишите «девять с половиной».

4. «До ско́льких», а не «до скольки́»

У слова «сколько» нет формы «скольки»:

Именительный падеж Ско́лько
Родительный падеж Ско́льких
Дательный падеж Ско́льким
Винительный падеж Ско́льких или ско́лько
Творительный падеж Ско́лькими
Предложный падеж Ско́льких

5. «Экономкласс», а не «эконом-класс»

Слово «экономкласс», в отличие от «бизнес-класса», сложносокращённое, а не сложное: первая основа сокращена («эконом» от «экономичный»).

А сложносокращённые слова пишутся слитно: танцкласс (танцевальный класс), драмкружок (драматический кружок), экономкласс (экономичный класс).

6. Нелогичный дефис в англицизмах

Если верить словарю Института русского языка Российской академии наук, в «дедлайне» дефиса нет, а вот в «фуд-корте» и «чек-листе» есть.

Таких примеров много — кажется, что определённой системы нет и слова попадают в словарь как попало. Создаётся ощущение, что заимствованные слова должны пройти этот путь: мытарство без занесения в словарь; занесение с труднообъяснимым дефисом; изменение нормы на более логичное написание без дефиса.

7. Несклоняемый бариста

В отличие от ранее заимствованных из итальянского giornalista («журналист») и даже fascista («фашист»), «бариста» пока недоассимилировался: сохранил итальянское окончание и не склоняется. Но я думаю, что всё изменится: язык ведь живёт и меняется.

Где пруфы, Лебовски?

В статье я не проставил ссылки, потому что сложно найти источники в открытом доступе и не нарушить чьи-либо авторские права. Но если кому-то принципиально понадобится подтверждение написанному, я подскажу, где искать.

Что делать с этой информацией

Вот несколько вариантов:

  1. Постоянно поправлять собеседников и поэтому всех бесить.
  2. Беситься, что эти нормы дурацкие, занести в редакционную политику варианты, которые кажутся правильными, и жить спокойно.
  3. Кручиниться и доказывать в комментариях, что живые люди так не говорят, поэтому нормы пора переделать.
  4. Говорить так, как привычно.

Я написал этот пост не для того, чтобы обличить кого-то в невежестве или призвать всех писать так, как требуют правила. Что-то из этого мне самому кажется очень странным. Остаётся надеяться, что со временем нормы станут более логичными.

Хорошо писать — это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь — через «Инициал», бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь — будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

На сегодняшний день русский язык является одним из самых распространенных языков по числу говорящих людей. Это национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего СССР и один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым из славянских языков и самым многочисленным языком Европы по числу носителей языка как родного. Он один из самых распространённых индоевропейских языков.

Так же русский язык является самым сложным языком среди всех языков мира, с самой сложной грамматикой. А словарный запас русского языка неимоверно большой.

Главным средством словоизменения в русском языке являются окончания, а средством словообразования — приставки и суффиксы.

Алфавит

Звуки речи

Фонетическая транскрипция

Гласные звуки

Согласные звуки

Части слова

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Инфинитив

Причастие

Деепричастие

Наречие

Предлог

Союзы

Частицы

Связка

Члены предложения

Типы предложений

Простое предложение

Сложное предложение

Грамматические и синтаксические категории

Спряжение

Наклонение

Вид

Время

Залог

Лицо

Падеж

Склонение

Число

Род

Одушевленность / неодушевленность

Лексические и стилистические категории

Правописание гласных

Безударные гласные в корне слова

Непроверяемые безударные гласные

Чередование гласных в корне слова (А – О, Е – И)

Гласные О – А в корне глагола

Сложные слова с соединительной гласной

Сложные слова с количественными числительными в их составе

Гласные после Ц

Гласные после шипящих

Гласные Э – Е

Гласные в окончаниях существительных

Гласные в окончаниях прилагательных

Гласные в личных окончаниях глаголов

Гласные в окончаниях наречных предлогов

Гласные в приставках

Гласные И – Ы после приставок

Гласные в суффиксах существительных и прилагательных

Гласные в суффиксах глагольного инфинитива

Гласные в суффиксах причастий

Гласные в суффиксах наречий

Правописание согласных

Глухие и звонкие согласные в корне

Непроизносимые согласные в корне

Правописание двойных согласных

Правописание приставок

Правописание суффиксов

Правописание Н и НН

Правописание Й

Правописание Ъ и Ь

Прописная или строчная буква

Правописание НЕ и НИ

Правила переноса слов

Слитно, через дефис или раздельно

Сложные слова

Числительные

Наречия

Предлоги

Союзы

Частицы

Знаки препинания

Точка

Вопросительный знак

Восклицательный знак

Многоточие

Двоеточие

Точка с запятой

Запятая

Тире

Скобки

Кавычки

Абзац

Сочетания нескольких знаков препинания

Запятая и тире

Кавычки и другие знаки

Скобки и другие знаки

Многоточие и другие знаки

Вопросительный и восклицательный знаки

Знаки препинания внутри простых предложений

Знаки между подлежащим и сказуемым

Обособление сказуемых

Обособление определений

Обособление приложений

Обособление дополнений

Обособление обстоятельств

Обособление сравнительных членов

Обособление пояснительных членов

Обособление обращений

Обособление вставных и вводных конструкций

Запятая между однородными членами предложений

Двоеточие или тире при однородных членах предложения

Знаки препинания перед союзом КАК

Знаки препинания в неполных предложениях

Знаки препинания в сложных предложениях

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Бессоюзное предложение

Сложное предложение с разными видами связи

Прямая речь и цитаты

Знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания при цитировании

Грамматические ошибки

Существительное

Прилагательное

Числительное

Местоимение

Глагол

Причастие

Деепричастие

Стилистические ошибки

Стилистико-синтаксические ошибки

Нарушение связи между членами простого предложения

Нарушение связи между членами сложного предложения

Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успехов!

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте!

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание»

Около двух лет в Интернете гуляла фотография вопроса из теста по русскому языку для мигрантов, подписанная авторами постов как «Тест. Уровень сложности – Абсолютный ад».

«НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

________ стоит ларёк с надписью «ШАВЕРМА».

  • (А) В Москве на вокзале
  • (Б) На вокзале в Москве
  • (В) На московском вокзале
  • (Г) На Московском вокзале».

Если следовать логике и выбирать из четырех зол меньшее, то наиболее корректный ответ – (Г), так как «шавермой» шаурму в основном называют в Санкт-Петербурге, и там как раз есть Московский вокзал. Очевидно, что русский язык остается загадкой не только для иностранцев, но и для его же носителей.

Поэтому мы не будем говорить о русском, как об иностранном – вы читаете эту статью на русском языке, а значит, владеете его основами. Материал будет полезен тем, кто еще не обрел чувство грамматики, недоволен своим словарным запасом и паникует перед экзаменом вроде ГИА, ЕГЭ или теста в ВУЗе. Поговорим о том, как быстро выучить правила русского языка, запомнить падежи и написание новых слов. Также приведем 10 советов, которые помогут учиться легко и получать удовольствие от процесса.

5 причин плохого знания русского языка

Еще в начальной школе мы совершаем массу ошибок, которые мешают нам запоминать правила русского языка и чувствовать грамотное написание большинства слов. Знаете, почему вы так часто допускаете по 2-3 ошибки в одном предложении и не замечаете их? Ключевые причины:

  1. Вы мало читаете.
  2. Вы слишком часто общаетесь в социальных сетях.
  3. Вы считаете русский язык сводом навязанных правил.
  4. Вы не любите писать и предпочитаете общаться устно.
  5. Вы не интересуетесь историей.

«Хорошо писать будет не тот, кто пьет много пива, а тот, кто много читает» – эта бородатая шутка достойна стать главным советом по изучению русского языка. Предпочтение стоит отдать классической или современной литературе, без множества жаргонов и заимствований.

Что же касается общения в социальных сетях, то многое зависит от лингвистического качества речи собеседников. В юном, да и во взрослом возрасте большинство наших соперников по «важным переговорам» в комментариях не отличаются высокой грамотностью. Тем не менее, мы вступаем в длительные диалоги, и слова с ошибками в написании отпечатываются в памяти.

Отсутствие интереса к русскому языку и искреннее непонимание того, почему «жи» и «ши» нужно писать именно с буквой «и» – еще одна причина низкой грамотности. Вы должны понимать, что грамматика помогает узнать правду, погружает вас в огромный культурный пласт и открывает массу интересного. Ведь за каждым современным словом стоит тысячелетняя история его образования.

Как быстро выучить правила русского языка

Педагоги считают наиболее эффективным методом «Правило пяти повторений». Его суть заключается в том, чтобы прочитать и осмыслить правило, после чего применить его 5 раз подряд. С помощью данного способа легко запомнить падежи имен существительных. Воспользуйтесь таблицей ниже – прочитайте вопросы и слова из первого столбика, а затем поставьте в нужный падеж предложенные имена существительные, каждый раз повторяя вопросы:

Падеж Яблоко Девочка Собака Солнце Пирог Дом
Именительный
(Кто? Что?)
Яблоко Девочка Собака Солнце Пирог Дом
Родительный(Кого? Чего?) Яблока Девочки Собаки Солнца Пирога Дома
Дательный(Кому? Чему?) Яблоку Девочке Собаке Солнцу Пирогу Дому
Винительный(Кого? Что?) Яблоко Девочку Собаку Солнце Пирог Дом
Творительный(Кем? Чем?) Яблоком Девочкой Собакой Солнцем Пирогом Домом
Предложный(О ком? О чем?) О яблоке О девочке О собаке О солнце О пироге О доме

Также ищите способ упростить себе жизнь при запоминании любого правила. Так в случае с падежами стоит задавать полные вопросы: например для родительного подходит конструкция «не хватает (кого? чего?) яблока, девочки, собаки, солнца», для дательного «доверяю (кому? чему?) яблоку, девочке, собаке, солнцу» и так далее. Пусть доверять яблокам и странно, но поставить слово в правильном падеже это обстоятельство точно поможет.

Что же касается слов-исключений, то их проще всего запоминать методами мнемоники или частого визуального контакта. Мнемоника предполагает поиск ассоциаций – вспомните, как детей учат запоминать слова с буквой «Ы» после «Ц», при помощи коротенькой истории: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!». Или мнемоническое правило для детей постарше, объясняющее разницу между словами «надеть» и «одеть»:

Мы пошли с Надюшей в душ,
Вдруг приперся Надин муж.
То ли мне надеть одежду?
То ли мне одеть Надежду?

Метод визуального контакта предполагает активное использование стикеров. Он особенно эффективен в ситуациях, когда вы готовитесь самостоятельно. Необходимо записывать на них схемы правил, слова-исключения и фрагменты таблиц, после чего приклеивать листочки с ценными данными на обои перед рабочим столом, на верхнюю часть монитора, на холодильник и на поверхности любых других предметов, с которыми вы часто встречаетесь глазами. При подготовке к экзамену, а также при активном изучении как можно чаще используйте знания на практике – проходите тесты, выполняйте упражнения. Помните, что наш мозг быстро забывает информацию, которую не использует.

ТОП-10 советов по изучению русского языка

Мы собрали рекомендации от педагогов и лингвистов, которые упростят процесс «зазубривания» правил и помогут обогатить словарный запас. Попробуйте применять их в ходе обучения, чтобы понять, как быстро выучить русский язык, и начать получать удовольствие от его изучения.

Больше читайте

Возьмите за правило чаще читать то, что вам нравится. Это не обязательно должны быть книги классиков – будет достаточно даже постов из пабликов в социальных сетях. Главное, чтобы тексты в них были написаны грамотно и с использованием широкой лексики.

Создавайте образы языка

Когда вы читаете, вы запоминаете написание слов. Но только при условии, если обращаете на них внимание. Сформируйте в себе то, что называют «врожденной грамотностью». Видите слово, которое написали бы иначе? Запомните его и больше никогда не пишите «симпатичный» с буквой «о» или «девчонка» с «е».

Не пропустите: Сочинение на тему: «Зачем я изучаю русский язык?»

Интересуйтесь историей

Вы знаете историю слова «образованный»? А ведь есть интересная теория о том, что оно происходит от слова «образ», то есть образованный человек становится едва ли не подобным Богу. И таких интересных историй тысячи – просто найдите их.

Научитесь видеть структуру слова

Разбивайте слова на морфемы – выделяйте корни, приставки, суффиксы и окончания, подбирайте однокоренные слова. Это поможет видеть «проблемные» области и работать над ошибками.

Задействуйте мнемонику

Мнемоника предполагает поиск ассоциаций. Не можете запомнить правило написания слова? Подберите ассоциацию, найдите мнемонические маркеры. Можно использовать даже те, которые будут казаться сумасшедшими или странными.

Чаще общайтесь с грамотными людьми

Больше общайтесь письменно и старайтесь выбирать в собеседники грамотных людей. Это не значит, что вы должны отстраниться от друзей. Просто чаще вступайте в диалоги с теми, кто пишет грамотно и обладает большим словарным запасом.

Используйте обучающие приложения

Установите на смартфон обучающие приложения вроде «Слова дня», «Отличника по русскому» или «Глазария языка». Как можно чаще открывайте их в свободное время – например, в обеденный перерыв или в общественном транспорте.

Объявляйте охоту на незнакомые слова

Во время чтения или серфинга в Интернете старайтесь сознательно искать незнакомые слова и слова, в правильном написании которых вы сомневаетесь.

Высмеивайте ошибки

Добавьте к запоминанию эмоций: напишите слово неправильно и посмотрите на него. Искренне возненавидьте ошибку и задайте себе риторический вопрос: «Ну как же можно так писать?». Затем напишите слово правильно и оцените красоту его грамотной формы.

Создайте свой словарь

Соберите вместе слова, написание которых часто вызывает у вас проблемы. Возьмите блокнот или тетрадь, запишите туда их и их словоформы. Как можно чаще обращайтесь к своему словарю и напоминайте себе о правильном написании «проблемных слов».

Резюме

Как выучить русский язык быстро, легко и самостоятельно? Полюбить сам процесс его изучения. Постарайтесь как можно больше читать, разбирать и повторять правила, использовать мнемонические приемы и создавать образы слов. Отдавайте предпочтение в письменном общении грамотным людям, у которых есть чему поучиться. Создайте собственный словарь «проблемных» слов и чаще обращайтесь к нему. Не забывайте применять знания на практике – регулярно проверяйте себя на грамотность с помощью тестов.

Автор статьи Евгения Мельникова Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор. Написано статей 39

На всю оставшуюся жизнь

Смотреть что такое «На всю оставшуюся жизнь» в других словарях:

  • На всю оставшуюся жизнь — На всю оставшуюся жизнь … Википедия

  • НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ… — «НА ВСЮ ОСТАВШУЮСЯ ЖИЗНЬ…», СССР, Лентелефильм, 1975, ч/б, 270 мин. Телесериал, военная драма. По повести Веры Пановой «Спутники». В ролях: Алексей Эйбоженко (см. ЭЙБОЖЕНКО Алексей Сергеевич), Эрнст Романов (см. РОМАНОВ Эрнст Иванович), Людмила … Энциклопедия кино

  • На всю оставшуюся жизнь (фильм) — «На всю оставшуюся жизнь…» Жанр драма Режиссёр … Википедия

  • Как прожить с родителями всю оставшуюся жизнь — Эта статья или раздел содержат информацию об одном или нескольких запланированных или ожидаемых телесериалах. Содержание может меняться коренным образом по мере приближения даты выхода сериала и появления новой информации … Википедия

  • Жизнь преподобного Амвросия Оптинского — Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков) родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Его отец, Михаил Федорович, был пономарем, дед, Федор Гренков священником.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Личная жизнь Майкла Джексона — Майкл Джексон в 1988 Личная жизнь Майкла Джексона была объектом внимания общественности и СМИ несколько десятилетий … Википедия

  • Список эпизодов телесериала «Всё тип-топ, или Жизнь Зака и Коди» — Основная статья: Всё тип топ, или Жизнь Зака и Коди Содержание 1 Список эпизодов 2 Сезон 1 3 Сезон 2 4 … Википедия

  • Рокфеллеры — (Rockefellers) Рокфеллеры это династия крупнейших американских предпринимателей, политических и общественных деятелей История династии Рокфеллеров, представители династии Рокфеллеров, Джон Дэвисон Рокфеллер, Рокфеллеры сегодня, Рокфеллеры и… … Энциклопедия инвестора

  • Гарринча — Гарринча … Википедия

  • Хиггинс, Алекс — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хиггинс. Алекс Хиггинс … Википедия

На всю оставшуюся жизнь…

На всю оставшуюся жизнь…

Жанр

драма

Режиссёр

Пётр Фоменко

Автор
сценария

Борис Вахтин
Пётр Фоменко

В главных
ролях

Алексей Эйбоженко
Эрнст Романов
Людмила Аринина

Оператор

Вячеслав Бабенков

Композитор

Вениамин Баснер

Кинокомпания

Ленинградское телевидение

Длительность

270 мин.

Страна

СССР

Язык

русский

Год

IMDb

ID 0198798

«На всю оставшуюся жизнь…» — телевизионный, чёрно-белый художественный фильм 1975 года, вторая экранизация повести Веры Пановой «Спутники».

Этот фильм, выпущенный к 30-летней годовщине Победы, представляет собой ремейк фильма «Поезд милосердия» (1965 год). В нём 4 серии, повествующие о фронтовом санитарном поезде, который называют «поездом милосердия». Четыре года там спасают раненых. Тонкая режиссёрская работа Петра Фоменко и хорошее воплощение актёрами ярких и точных образов медиков и пациентов воссоздают все страшные ощущения кровавой войны, которая стараниями врачей и медсестёр стала милосердной для солдат. Одним из сценаристов фильма стал Борис Вахтин, родной сын писательницы Веры Пановой, автора литературной первоосновы фильма.

Сюжет

Зрители знакомятся с героями в самом начале фильма, когда комиссар Данилов, проходя по санитарному поезду, заглядывает в купе. При этом проходят воспоминания комиссара Данилова, молодой и очаровательной Леночки Огородниковой, доктора Белова о мирной, спокойной и, главное, счастливой жизни. Когда появляется известие о начале войны, комиссар Данилов формирует поезд и подбирает персонал.

Во второй серии появляются новые герои — тяжелораненые солдаты, сохранившие после многочисленных операций и ампутаций надежду и оптимизм — их большинство, они не пришли в отчаяние и продолжают жить и радоваться жизни. На их фоне выделяется трагичный персонаж Жигалова — морской офицер, не желающий жить калекой. В купе оптимистов ярко выделяется парализованный младший лейтенант Крамин (его играет Валентин Гафт), частенько повторяющий словечко «прелестно», невольно остающееся в памяти зрителей. Встреча Крамина с женой стала одной из самых ярких сцен картины.

Третья серия повествует о тяжёлых военных буднях медиков, которые разбавлены несколькими весёлыми и интересными эпизодами — о курятнике на колёсах, большими и небольшими романами (Юлии Дмитриевны, старшей медсестры, с доктором Супруговым, медсестры Фаины с Низвецким). Всё это дополняется трагическими вставками о печальных событиях в жизни многих героев и их семей, резких трагических поворотах в их судьбах. На этом фоне выделяется эпизод, когда Данилов узнаёт о гибели жены и дочери Белова в осаждённом Ленинграде осенью 1941 года.

Четвёртая серия рассказывает о том, как горьки для главных героев оказались дни в преддверии Победы. Леночка Огородникова узнаёт, что Даня, которого она любила, женился на другой. Белов, оказавшись наконец в своём любимом городе, Ленинграде, на месте своего дома видит одни развалины. Юлия Дмитриевна поймёт истинную сущность прежде любимого ею Супругова в эпизоде с небольшим скромным пайком.

Однако все эти трудности, большие и маленькие горести в жизни главных героев будут заслонены чувством надежды, радостью общего дела во имя Победы, и на всю оставшуюся жизнь небольшой поезд милосердия станет целительным бальзамом для душ, соприкоснувшихся с ним.

В ролях

  • Алексей Эйбоженко — комиссар Данилов
  • Эрнст Романов — начальник поезда доктор Белов
  • Людмила Аринина — Юлия Дмитриевна
  • Таисия Калинченко — Лена Огородникова
  • Светлана Карпинская — операционная сестра Фаина
  • Михаил Данилов — доктор Супругов
  • Григорий Гай — завхоз Соболь
  • Пантелеймон Крымов — Сухоедов
  • Глеб Стриженов — Кравцов
  • Георгий Штиль — Горемыкин
  • Татьяна Чернецова — медсестра Смирнова
  • Владимир Богин — Нифонов
  • Евгений Соляков — Даня
  • Майя Булгакова — Дуся
  • Валентин Гафт — парализованный младший лейтенант Крамин
  • Кира Головко — Сонечка
  • Михаил Жигалов — капитан-лейтенант без ноги
  • Сергей Заморев — Низвецкий
  • Маргарита Захарова — Васка
  • Валерий Золотухин — Саша
  • Николай Пеньков — Лутохин
  • Владимир Пучков — Колька Пухов
  • Маргарита Терехова — учительница Фаина, позднее — беременная с ампутированной ногой
  • Нина Ургант — тётя Таня
  • Татьяна Щуко — жена Кравцова

Съёмочная группа

  • Сценарий: Бориса Вахтина, Петра Фоменко
  • Режиссёр-постановщик — Пётр Фоменко
  • Оператор-постановщик — Вячеслав Бабенков
  • Художники-постановщики: Владимир Лебедев, Николай Субботин, Генриетта Джагизян
  • Композитор — Вениамин Баснер
  • Звукооператор — Морис Вендров
  • Монтаж: Лидии Денисовой, Ларисы Нестеровой
  • Исполнение песен: Петр Фоменко и Таисия Калинченко
  • Авторы слов песни: Борис Вахтин, Пётр Фоменко

> Призы

  • 1976 — Приз Всесоюзного фестиваля телефильмов в Тбилиси.

Ссылки

  • Песня из к/ф
  • Лев Мархасёв. С Петром Фоменко. «На всю оставшуюся жизнь»
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Викифицировать статью.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Это заготовка статьи о советском кинофильме. Вы можете помочь проекту, дополнив её.