Посмертная маска

Незнакомка из Сены

Незнакомка из Сены

фр. inconnue de la Seine


Незнакомка из Сены

Имя при рождении

неизвестно

Дата рождения

прибл. 1865

Дата смерти

прибл. 1885

Место смерти

  • Париж, Франция

Страна

  • Франция

Род деятельности

артистка

Незнакомка из Сены (фр. L’Inconnue de la Seine) — неопознанная девушка, найденная в реке Сена, с лица которой был выполнен гипсовый слепок. Впоследствии он стал знаменит как образец женской загадочности и красоты.

История

Тело молодой девушки было найдено в Сене, близ набережной Лувра, в конце XIX века. На нём не было обнаружено никаких следов насилия, поэтому в качестве наиболее вероятной причины смерти было предположено самоубийство. Тело было отправлено в морг для последующего опознания. В то время около двух третей трупов, привозимых в парижский морг, были утопленниками, извлечёнными из Сены; они выставлялись в специальной витрине, где любой прохожий мог рассмотреть и попытаться опознать их. Согласно легенде, патологоанатом в морге был так очарован внешностью девушки, чью красоту не тронуло разложение и на чьих губах, казалось, застыла улыбка, что он распорядился снять с её лица гипсовый слепок. Впоследствии со слепка были сделаны копии, и они поступили в продажу в качестве предмета искусства.

Тело девушки так и не было опознано. Позднее неоднократно предпринимались попытки установить её личность, однако они ни к чему не привели. Неизвестна и точная дата находки тела: впервые слепок упоминается в новелле Ричарда ле Гальенна, написанной в 1898 году и опубликованной в 1900 году, однако возможно, что утопленница была найдена намного раньше. Исследователи отмечают, что её причёска характерна скорее для 1860-х годов; другие полагают, что обнаружение тела имело место в 1870-х или 1880-х годах.

Более того, сама история появления слепка нередко ставится под сомнение. Так, Клэр Форестье, потомок владельцев лавки, где был продан первый слепок, утверждает, что он не мог быть сделан с мёртвого человека. На её взгляд, моделью послужила живая девушка не старше 16 лет.

В культуре

На протяжении нескольких лет в Париже распространились многочисленные копии слепка, которые стали модным атрибутом в богемном обществе. Культ «незнакомки» начался в 1890-х годах и достиг своего пика в 1920-х — 1930-х годах; её образ остаётся притягательным и в наше время. Писатели, поэты, художники и фотографы черпали в нём вдохновение и посвящали незнакомке свои работы.

Альбер Камю сравнивал её улыбку с улыбкой Моны Лизы. Одноимённые рассказы незнакомке из Сены посвятили Жюль Сюпервьель (1931) и Клэр Голль (1936). Герой «Записок Мальте Лауриса Бригге» Рильке ежедневно любуется выставленной в лавке маской и описывает «лицо юной утопленницы, отлитое в морге за то, что оно так прекрасно и улыбается странной, обманной улыбкой, будто улыбкой знанья». Поэт и культурный критик Аль Альварес писал в своей книге, посвящённой самоубийству, что целое поколение немецких модниц сверяло свою внешность с ней как с идеалом. По заказу Луи Арагона Ман Рэй сделал серию фотографий и фотоколлажей с гипсового слепка. Морис Бланшо держал копию маски у себя дома; по его словам, юная утопленница улыбается такой живой и светлой улыбкой, что кажется, будто она умерла в момент наивысшего счастья. Фотограф Альберт Рудомин использовал маску для создания фотографии, названной им «Неизвестная Богоматерь из Уркского канала» (фр. La Vierge inconnue du canal de l’Ourcq, 1927), в которой он совместил черты незнакомки и Девы Марии.

Владимир Набоков посвятил неизвестной утопленнице стихотворение L’Inconnue de la Seine (1934), открывающееся следующими строфами:

Торопя этой жизни развязку,
не любя на земле ничего,
все гляжу я на белую маску
неживого лица твоего.
В без конца замирающих струнах
Слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
Всех бледней и пленительней ты.

Resusci Anne

Основная статья: Resusci Anne

В 1955 году норвежец Осмунн Лердал, владелец крупной фирмы игрушек, спас жизнь своему утопавшему сыну, вовремя вытащив его из воды и сделав ему искусственное дыхание. Поэтому он охотно откликнулся, когда к нему обратились с заказом на манекен, необходимый для обучения технике сердечно-лёгочной реанимации. Лердал хотел придать манекену естественные черты; кроме того, он считал, что обучаемым будет менее неприятно работать с женским манекеном. Ему вспомнилась маска Незнакомки, висевшая в доме его бабушки и дедушки, и он решил придать манекену её черты. Манекен-тренажёр получил имя Resusсi Anne («Воскреси Анну»). Подобные манекены широко используются при обучении спасателей методам реанимации, например «рот в рот», в связи с чем утопленница получила неофициальный титул «самой целуемой девушки в мире».

Примечания

  1. Anne-Gaëlle Saliot, 2015, с. 1.
  2. 1 2 3 4 Angelique Chrisafis. Ophelia of the Seine (англ.). The Guardian. Дата обращения 22 апреля 2018.
  3. 1 2 3 4 Hélène Pinet.
  4. 1 2 3 4 Anna Zeidler.
  5. 1 2 3 4 Jeremy Grange.
  6. Anne-Gaëlle Saliot, 2015, с. 2.
  7. Le dernier portrait. Musée d’Orsay. Дата обращения 22 апреля 2018.
  8. L’Inconnue de la Seine. Дата обращения 26 марта 2018.
  9. Tijana Radeska. The Unknown Woman of the Seine – The most kissed face on Earth (англ.). Дата обращения 22 апреля 2018.

> Литература

Ссылки

  • Hélène Pinet. L’eau, la femme, la mort. Le mythe de l’Inconnue de la Seine (фр.). BNF. Дата обращения 22 апреля 2018.
  • Jeremy Grange. Resusci Anne and L’Inconnue: The Mona Lisa of the Seine (англ.). BBC News (16 October 2013). Дата обращения 22 апреля 2018.
  • Anna Zeidler. Influence and authenticity of l’Inconnue de la Seine (англ.). Дата обращения 22 апреля 2018.
  • Beauté macabre (фр.). Artips. Дата обращения 22 апреля 2018.

Незнакомка из Сены

Под этим именем в истории остался неопознанный труп 16-летней девушки, найденный в реке Сена в конце 1880 года, с лица которой был выполнен гипсовый слепок. Слепок стал знаменит как образец женской загадочности и красоты.

На теле не было обнаружено никаких следов насилия. В качестве наиболее вероятной причины смерти было предположено самоубийство. Патологоанатом был настолько очарован внешностью девушки, что выполнил гипсовый слепок. По другой версии, слепок выполнен с живого прототипа, а история с мертвой девушкой была придумана автором слепка.

На протяжении нескольких лет в Париже распространились копии отпечатка, которые стали модным атрибутом в богемном обществе. Писатели, поэты и художники черпали вдохновение из образа девушки и посвящали ей свои работы. Альбер Камю сравнивает её улыбку с улыбкой Моны Лизы, поэт и культурный критик Аль Альварес пишет в своей книге, что целое поколение немецких модниц сверяло свою внешность с ней как с идеалом.

Одним из самых ранних поклонников незнакомки из Сены стал английский писатель Ричард ле Гальен, благодаря которому образ мёрт­вой незнакомки впервые появился в европейской литературе. Ле Гальен на­писал повесть «Поклонник образа», где весьма ярко и, скорее всего, очень точ­но описал странное действие, которое оказывал слепок утонувшей незнаком­ки на людей того времени.

Владимир Набоков посвятил неизвестной утопленнице стихотворение «L’Inconnue de la Seine» (1934), в котором говорится, в частности:

«… В без конца замирающих струнах
Слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
Всех бледней и пленительней ты.

Ты со мною хоть в звуках помешкай,
Жребий твой был на счастие скуп,
Так ответь же посмертной усмешкой
Очарованных гипсовых губ.»

Неожиданный поворот произошел в конце 50-х годов 20 века, норвеж­ца по имени Асмунд Аэрдап осенила гениальная идея. Он за­нимался весьма прибыльным делом: владел фирмой игрушек и изготовлял чрезвычайно правдоподобных резино­вых кукол. Именно Аэрдап вдохнул новую жизнь в дело таинственной незнакомки.

Что же он сделал? Всего лишь использовал образ девушки для модульных манекенов-тренажёров по имени Resusсi Anne («Спасённая Анни»), которые широко использовались при обучении спасателей методам реанимации — например, методу «рот-в-рот». Можно смело утверждать, что таким образом лицо прекрасной мёртвой девушки стало самым целуемым в мире.

nebitie

В конце 1880-х на стол парижского патологоанатома попало тело молодой 16-летней девушки, выловленное из Сены. Видимо она была самоубийцей — на теле не было ни следа насилия. Её улыбка побудила врача сделать посмертную маску с её лица.

Интереснейшая история развивается вокруг этого слепка … Гипсовый слепок быстро признается произведением искусства сначала французкой, потом немецкой а затем и мировой культурной богемой.
Писатели и художники черпают в ней вдохновение, артисты украшают копиями слепка стены своих домов. Альберт Камю сравнивает её улыбку с улыбкой Моны Лизы, поэт и культурный критик Аль Альварес пишет в своей книге, что целое поколение немецких модниц сверяло свою внешность с ней как с идеалом.
Упоминания о L’Inconnue de la Seine есть в английском, немецком, американском, французком и русском литературном наследии … К примеру, вы сможете найти стих L’Inconnue de la Seine у Владимира Набокова.
L’Inconnue de la Seine
Торопя этой жизни развязку,
не любя на земле ничего,
все гляжу я на белую маску
неживого лица твоего.
В без конца замирающих струнах
слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
всех бледней и пленительней ты.
Ты со мною хоть в звуках помешкай,
жребий твой был на счастие скуп,
так ответь же посмертной усмешкой
очарованных гипсовых губ.
Неподвижны и выпуклы веки,
густо слиплись ресницы. Ответь,
неужели навеки, навеки?
А ведь как ты умела глядеть!
Плечи худенькие, молодые,
черный крест шерстяного платка,
фонари, ветер, тучи ночные,
в темных яблоках злая река.
Кто он был, умоляю, поведай,
соблазнитель таинственный твой?
Кудреватый племянник соседа —
пестрый галстучек, зуб золотой?
Или звездных небес завсегдатай,
друг бутылки, костей и кия,
вот такой же гуляка проклятый,
прогоревший мечтатель, как я?
И теперь, сотрясаясь всем телом,
он, как я, на кровати сидит
в черном мире, давно опустелом,
и на белую маску глядит.
1934, Берлин
И, действительно есть, что–то магическое в этой маске, она завораживает.
Продолжение истории появилось в 1958 году. Питер Ламар и Асмуд Лаердал, создатели модульного манекена Resusci Anne, на котором проводят обучение искусственному дыханию, взяли за основу лица манекена черты лица с гипсовой маски L’Inconnue de la Seine.
C тех пор L’Inconnue de la Seine считается самым целуемым лицом в мире.
Напомню что пост волшебным образом окажется в вашем журнале если вы нажмете кнопку «Поделиться» или на значок +.Метки: Содержательно, Странно