Поезд восточный экспресс

Содержание

Восточный экспресс

Эта статья о поезде; другие значения: Восточный экспресс (значения). Открытка с изображением «Восточного экспресса» (1900) Рекламный плакат Восточного экспресса 1891 года

Восточный экспресс (фр. Orient-Express) — пассажирский поезд класса «люкс» частной компании Orient-Express Hotels, курсирующий между Парижем и Константинополем (Стамбулом) с 1883 года.

В разное время в «Восточном экспрессе» путешествовали Франц-Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль, Агата Кристи и другие знаменитости.

Восточный экспресс известен благодаря ряду литературных и кинематографических произведений, особенно детективному роману Агаты Кристи «Убийство в „Восточном экспрессе“».

История

Жорж Нагельмакерс (фр.) фотографа Надара.

Предпосылки

С расширением железнодорожных сетей с 1850 года возникла необходимость соединить ветки соседних государств для улучшения международного сообщения. Вырос спрос на комфортные поезда, представленные американским предпринимателем Джорджем Пулманом. Жорж Нагельмакерс (фр.) с 1870 года пытается ввести спальные вагоны в Европе.

В это же время национальные железнодорожные управления начали вводить трансграничные скоростные поезда. Первый путь в 1867 году соединил Париж и Вену. При вечернем выезде из Парижа поездка занимала две ночи и один день. Движение временно прекратилось в связи с Франко-прусской войной 1870—1871 годов. Маршрут, однако, остался востребован и стал первым соединением, на основе которого Нагельмакерс приступил к реализации своей идеи европейской люксовой сети поездов.

Создание CIWL и Восточного экспресса

4 октября 1872 года Нагельмакерс основал «Compagnie de Wagons-Lits» и вскоре подписал с соответствующими железнодорожными компаниями первые контракты на поставку спальных вагонов для маршрутов Остенде — Кёльн, Остенде — Берлин, а также Вена — Мюнхен. Финансовые трудности вынудили Нагельмакерса взять в долю американского инвестора Уильяма д’Альтона Манна и переименовать компанию в «Железнодорожную компанию спальных вагонов Манна» (англ. Mann’s Railway Sleeping Carriage Co. Ltd.). В 1874 году установлен первый маршрут из Парижа в Вену. Вагоны перевозились обычными экспресс-поездами, позже названными курьерскими. В 1876 году Манн потерял интерес к делу, и Нагельмакерс 4 декабря 1876 года в Брюсселе основал по сей день существующую «Compagnie Internationale des Wagons-Lits» (CIWL). Главным акционером выступил бельгийский король Леопольд II.

Герб компании CIWL

В Османской империи основанная бароном Морисом де Гиршем «Compagnie des Chemins de fer Orientaux» в 1869 году расширяла сеть от Салоников и Константинополя к европейским областям Османского государства с конечной целью соединиться с европейской железнодорожной системой. Согласно постановлению Берлинского конгресса 1878 года получившее независимость Княжество Болгария обязалось завершить строительство развязки. Также по решению конгресса освобождённые от турецкого ига Румыния и Сербия согласились продолжить строительство своих железнодорожных развязок с целью наладить контакты с Центральной Европой. В 1878 году первые спальные вагоны компании CIWL преодолели путь Вена — Оршова, достигнув Дуная в районе Железных Ворот.

Высокий спрос и успехи развития компании позволили Нагермакерсу в феврале 1883 года заключить контракт на создание Восточного экспресса. Сначала поезд дважды в неделю ходил по маршруту Париж — Джурджу, а от Джурджу пассажиры паромом по Дунаю доплывали до города Русе. Здесь Румелийская железная дорога вела до Варны, где осуществляла перевозки австрийская судоходная компания Австрийский Ллойд. CIWL обеспечивала поезда как минимум двумя спальными, двумя багажными вагонами и вагоном-рестораном, оснащёнными газовым и электрическим освещением, паровым отоплением и воздушным тормозом Вестингауза. Вагоны обслуживали специалисты компаний «Chemin de Fer de l’Est» и «Reichseisenbahn Elsaß-Lothringen». Тарификация подразумевала покупку билета первого класса и доплату 20 % за спальный вагон.

Первое отправление Восточный экспресс, называвшийся тогда «Express d’Orient», совершил 5 июня 1883 года от Восточного вокзала в Париже. Лишь один спальный вагон из прочих вагонов CIWL тогда стоял на вагонной тележке. К укрупнению вагонов Нагельмакерс прибег после выхода с Мюнхенских фабрик собственных новых вагонов на вагонных тележках. Время в пути из Парижа в Константинополь составило 81 час 40 минут.

4 октября 1883 года состоялось торжественное официальное отправление с Восточного вокзала Парижа, собравшее представителей железнодорожных компаний, государственных служащих и журналистов, включая Генриха Бловица и Эдмона Абу. Оба журналиста опубликовали восторженные отзывы о поездке, которые значительно добавили популярности Восточному экспрессу. В каждой стране, которую проезжал экспресс, пассажирам предлагали блюда местных кухонь и фольклорные выступления, а в Румынии король Кароль I принял путешественников в замке Пелеш.

Благодаря спросу на путешествия Восточным экспрессом, с 1 июня 1884 года курсирование поезда из Парижа в Вену стало ежедневным. Компания Нагельмакерса с этого же года изменила своё название на новое — «Compagnie Internationale des Wagons-Lits et des Grands Express Européens». Тогда же в Сербии завершилось строительство линии между Белградом и Нишем, и Восточный экспресс раз в неделю совершал поездки в эти края. Ниш с Софией и далее с Белово связывала лишь труднопроходимая дорога, доступная конному экипажу. В Белово можно было пересесть на румелийский поезд до Константинополя. После соединения сербской железной дороги с линией Салоники-Скопье в 1887 году железная дорога протянулась от Ниша до османских Салоников.

  • Первый Восточный экспресс (1883 г.)

  • Афиша, рекламирующая «Восточный экспресс» 1888 года

  • Убранство вагонов первого класса (из рекламного проспекта 1898 года)

  • Рекламный плакат Simplon-Orient-Express работы Жозефа де Незьера (фр.)

  • Вагон-ресторан (1900 год)

  • Гид 1901 года

  • Конечная остановка Восточного экспресса — вокзал Сиркеджи в Стамбуле

Непрерывное железнодорожное сообщение до Константинополя

В 1888 году Болгарские государственные железные дороги, наконец, проложили пути к сербской границе, где через Цариброд (современный Димитровград) дорога соединялась с Нишем. С 12 августа 1888 года Восточный экспресс вновь курсировал по маршруту Будапешт — Белград — София — Константинополь. В 1890 году константинопольская конечная станция заменена на станцию Müşir-Ahmet-Paşa (современный вокзал Сиркеджи). В сравнении с 1883 годом время в пути до Константинополя сократилось на 14 часов.

В дополнение к поездам до Константинополя, отправлявшимся дважды в неделю, появился дополнительный маршрут до Бухареста. В это время альтернативой дорогому Восточному экспрессу стал более дешёвый простой поезд с тремя классами, ходивший по маршруту Белград — Константинополь.

Развитие до 1914 года

Восточный экспресс класса С, фото ранее 1914 года

Для повышения привлекательности Восточного экспресса для его пассажиров в Константинополе открыли отель «Пера Палас (англ.)». До 1914 года Восточный экспресс преодолевал расстояние от Парижа до Константинополя на 18 часов быстрее обычного поезда. Вскоре Восточный экспресс пополнился вагонами беспересадочного сообщения и новыми маршрутами. С 1894 года благодаря согласованности расписания пассажиры из Лондона с Остенде-Вена экспресса (нем.) могли в Вене пересесть на Восточный экспресс. Открытый к Всемирной выставке в Париже 1889 года маршрут Кале — Париж на роскошных поездах «Club Train» из-за низкого спроса пришлось остановить в 1893 году. После налаживания железнодорожного сообщения между городами с 1890 года Восточный экспресс начинает совершать постоянные перевозки по маршруту Париж — Вена — Будапешт (иногда София) — Константинополь, а также через Бухарест в Констанцу. До 1909 года Восточный и Остенде-Вена экспрессы были стыковочными. Восточный экспресс называли Королём поездов, Поездом королей. Он связывал Париж с основными портами и пунктами Средней и Восточной Европы и Балканского полуострова.

Восточный экспресс становился предметом политических споров между государствами, ведущими совместно со своими железнодорожными управлениями борьбу за установление прибыльных связей на пролегающих маршрутах. Поезда CIWL были единственными спальными и комфортными на прусских железных дорогах, пока в 1884 году Пруссия не установила контроль над прежде частными железнодорожными путями. Спустя 11 лет переговоров и посредничества различных европейских государств CIWL удалось в 1896 году установить соединение с Норд-Экспрессом. Впервые люксовый поезд Восточного экспресса из Берлина до Будапешта отправился 27 апреля 1900 году с перспективой ежедневного отправления, но впоследствии сохранением частоты отправления — дважды в неделю. До того курсировали поезда по маршруту Берлин — Вена — Будапешт. Уже в 1902 году маршрут остановлен из-за низкого спроса. В 1906 году возобновлённый маршрут Кале — Вена вновь пришлось закрыть из-за низкого спроса. Такие показатели говорят о невысоком спросе на поезда, хотя довоенный Восточный экспресс окупался и с 14 пассажирами.

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны маршруты Восточного экспресса были разрезаны военными фронтами, и движение остановилось. Доминирующая французская компания CIWL не устраивала Центральные державы. На замену 15 января 1916 года компанией Mitropa был проложен балканский маршрут от Берлина до Константинополя с частичным использованием захваченных поездов CIWL от Восточного экспресса. Путь пролегал через оккупированную Сербию и все союзные государства: Германский рейх, Австро-Венгрию, Болгарию и Османскую империю. После выхода Болгарии из войны балканский поезд отправился в свой последний путь 15 октября 1918 года.

Между войнами

Спальный вагон образца 1929 года

После войны CIWL получил назад свои конфискованные поезда, которые пережили войну. Для поддержания связей между Францией и недавно созданными государствами Центральной и Восточной Европы в санитарном кордоне с февраля 1919 года вагоны CIWL были оснащены так называемым «Train de luxe militaire», предназначенным исключительно для высокопоставленных военнослужащих союзников и политиков. Восточный экспресс не шёл теперь по маршруту южной Германии, а через Швейцарию, Арльбербан (нем.) в Вену и далее — в Варшаву. Пересадка на Прагу производилась в Линце. По результатам Парижской мирной конференции 1919 года направление движения в Восточную Европу было перемещено с юга Германии и Австрии на Симплонский тоннель, северную Италию и Триест. По этому маршруту начал ходить поезд «Simplon-Orient-Express». Однако высокий спрос заставил вернуть прежний маршрут Восточного экспресса. Его краткосрочное перенесение на Арльбергскую железную дорогу на время Рурского конфликта 1923 года привело в 1932 году к созданию роскошного рейса через Альпы «Arlberg Orient Express».

В 1920-е годы CIWL экспериментировал с поездами и маршрутами, установив стандарты в 1932 году, просуществовавшие до начала Второй мировой войны.

Вторая мировая война

С началом войны движение Восточного экспресса через южную Германию и Арльбергского Восточного экспресса через Австрию прекратилось. На отрезке Мюнхен — Бухарест Восточный экспресс курсировал до мая 1940 года, также имелся состав из Цюриха. Руководством участка занималась немецкая «Mitropa». До вступления в войну Италии Simplon-Orient-Express продолжал движение по своему маршруту до мая / июня 1940 года. C октября 1940 года все железные дороги курировались «Mitropa», которая определила маршруты Берлин — Белград — Афины — София и Париж — Мюнхен — Вена — Будапешт. Неофициальным преемником Восточного экспресса стал D 148/147 от «Mitropa» с маршрутом Берлин — Вена — София и Париж — Мюнхен — Будапешт. CIWL сохранил за собой пути в Италии и Турции и до 1943 года держал маршрут из Рима и Турина до Белграда и Софии. Пересадка в Турцию осуществлялась в Софии и приграничном Свиленграде. Со свержением Муссолини в 1943 году прекратилось движение поездов CIWL, а с 1944 года и поездов «Mitropa» по Балканам.

После войны

История маршрутов «Восточного экспресса»

После Второй мировой войны Восточный экспресс, «Simplon-Orient-Express» и «Arlberg-Orient-Express» возобновили движение с сентября 1945 года. Поезда перестали быть люксовыми с 1950 года и наряду с другими люксовыми поездами были упразднены и заменены стандартными поездами.

В 1948 году был пущен Balt-Orient-Express (нем.) по маршруту Штутгарт — Белград.

В 1977 году движение по направлению Париж — Стамбул возобновил Direct-Orient. Восточный экспресс возобновил движение во времена железного занавеса, соединив Мюнхен, Вену, Бухарест и Будапешт. С 2002 года как ночной экспресс Париж — Вена Восточный экспресс с июня 2007 года расширил движение в направлении Страсбург — Вена. В декабре 2009 года этот маршрут закрыли из-за изменения расписания, а спустя 126 лет своего существования Восточный экспресс был выключен из системы расписания.

С середины 1970-х годов различные туристические компании занимались восстановлением старых маршрутов, по которым курсируют поезда, не включённые в стандартное расписание европейских железных дорог, и носят название Восточного экспресса.

Катастрофы

Восточный экспресс неоднократно становился участником транспортных катастроф, как случилось 9 апреля 1910 года в Витри-ле-Франсуа и 7 декабря 1927 года в Стамбуле.

3 ноября 1919 года поезд маршрута «Simplon-Orient-Express» внепланово задержался в Пон-сюр-Йонн (нем.), а машинист следом идущего локомотива пропустил предупреждающий сигнал и допустил столкновение с поездом. В результате аварии погибло не менее 18 человек, пострадало от 42 до 60 человек.

В 1921 году в Румынии поезд сошёл с рельсов; в 1924 году у Белграда поезд столкнулся с грузовым поездом. 6 ноября 1929 года Восточный экспресс в Витри-ле-Франсуа наехал на стоящий грузовой поезд, в результате чего машинист локомотива, кочегар и кондуктор погибли.

21 октября 1957 года недалеко от Стамбула произошло лобовое столкновение с пригородным поездом (Железнодорожная катастрофа в Ярымбургазе (англ.)). Погибли 95 человек, 150 получили ранения.

Восточный экспресс в массовой культуре

Плакат к театральной постановке «Восточный экспресс» 1896 года

  • 1997 — The Last Express (компьютерная игра)

Литература

  • 1934 — «Убийство в „Восточном экспрессе“» Агаты Кристи
  • «Стамбульский экспресс» Грэма Грина
  • «Если наступит завтра» Сидни Шелдона
  • 1957 — «Из России с любовью» Яна Флеминга
  • «Колдун из клана Смерти» Алексея Пехова
  • «Ночь в „Восточном экспрессе“» Вероники Генри

Кинематограф

  • 1963 — Из России с любовью
  • 1974 — Убийство в «Восточном экспрессе»
  • 1984—1993 — телесериал «Санта Барбара» (США)
  • 1985 — Любовь в восточном экспрессе
  • 1989 — Мой XX век
  • 1999 — Сабрина — маленькая ведьма (4 сезон, 6 серия)
  • 2000 — 102 далматинца
  • 2001 — Убийство в «Восточном экспрессе»
  • 2005 — Турецкий гамбит
  • 2014 — Мумия в «Восточном экспрессе» (эпизод сериала «Доктор Кто»)
  • 2017 — Убийство в «Восточном экспрессе»
  • Серия «Таинственный поезд» в мультсериале Adventure Time
  • 2019 — конец фильма Загадочное убийство

> См. также

  • Транссибирская магистраль
  • The Last Express

> Примечания > Литература

Ссылки

В другом языковом разделе есть более полная статья Orient-Express (нем.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

«Восточный экспресс» и еще 7 сверхдорогих поездов

Осенью 2018 года 135-ю годовщину отметит легендарный «Восточный экспресс», — свой первый рейс между Парижем и Константинополем он совершил в 1883 году. Пик популярности состава пришелся на начало XX века, после Второй мировой войны многие участки железнодорожных путей были разрушены или пострадали, и вплоть до 80-х годов поистрепавшийся поезд курсировал практически пустым. В 1982 году обновленный состав отправился по маршруту «Лондон – Венеция», который опередил по популярности своего турецкого предшественника.

Сегодня можно приобрести билеты по обоим направлениям: поездка из Британии в Италию будет стоить от £3 500 (около 300 000 рублей) — к слову, все билеты на начало сентября уже раскуплены. Маршрут Агаты Кристи — еще дороже: приготовьтесь отдать за 5 ночей £8 684 (684 000 рублей). В обмен вы получите ретро-вагоны в стиле ар-деко, 3 вагона-ресторана и купе со всеми удобствами. Как обычно, за одноместное размещение придется доплатить. А вот еще 7 поездов, которые не уступают в цене «Orient Express».

«Train Suite Shiki-shima»

Этот роскошный поезд появился на железных дорогах Японии только в прошлом году, но билетов уже не достать — продажа открыта только на 2019 год. Он отправляется из Токио и следует по северо-востоку страны. Состав состоит из 10 вагонов и рассчитан на 34 пассажира. Внутреннее оформление соответствует духу Японии – этакий мир футуризма, изготовленный из новейших материалов, — все ради предоставления пассажирам максимально возможного комфорта.

Самые интересные места «Train Suite Shiki-shima» находятся в начале и конце состава – поскольку поезд экскурсионный, там расположились смотровые площадки с огромными панорамными окнами. И именно для того, чтобы туристы успели полюбоваться пейзажами, поезд движется с откровенно небольшой скоростью – до 110 км/ч. Самые роскошные купе состоят из спальни, гостиной и ванной. Стоимость удовольствия — 740 000 йен (448 000 рублей).

«Maharajas’ Express»

«Maharajas’ Express» — еще один экскурсионный поезд, но на этот раз туристам предстоит насладиться панорамой индийского мира. Экспресс был запущен в 2010 году и несколько лет становился лучшим поездом класса «люкс» по версии The World Travel Awards, а также был высоко оценен на премии Conde Nast. Состав состоит из 23 вагонов, 14 из них предназначены для 84 пассажиров. Также на «Maharajas’ Express» есть вагон-ресторан, бар и магазин с сувенирами. Купе оборудованы телевизорами, беспроводным Интернетом, кондиционерами и индивидуальными уборными. В самых дорогих вариантах установлена ванная с гидромассажем.

Популярный среди туристов 8-дневный маршрут берет начало в Дели и проходит через несколько городов, в том числе через Джайпур и Лакхнау. На каждой остановке запланированы экскурсии; за дополнительную плату удастся попасть и в местные SPA-салоны. Минимальная стоимость такого экзотического удовольствия — $5 980 (практически 400 000 рублей).

«Royal Scotsman»

«Royal Scotsman», рассчитанный всего на 36 пассажиров, курсирует по разным маршрутам Шотландии, в том числе и из Эдинбурга в Лондон. Всю «избранность» пассажирам дают ощутить еще на вокзале: состав отправляется в путь под звуки волынок и взмывающие к облакам пробки шампанского. «Royal Scotsman» состоит из 9 вагонов — поскольку поезд туристический, в нем есть специальный вагончик со смотровой площадкой и мягкими диванами. Усевшись на одном из них, можно зачарованно наблюдать, как за окном проносятся северные пейзажи.

Особая гордость «королевского шотландца» — вагоны-рестораны Victory (Виктория) и Raven (Ворон): в них подают национальные блюда, приготовленные из местных продуктов — лососины, оленины, голубей, фазанов. Купе в «Royal Scotsman» оформлены в классическом стиле и украшены роскошной резьбой. Проходя по каждому маршруту, поезд совершает остановки, во время которых пассажирам предлагается посетить экскурсии, поиграть в гольф и даже… порыбачить! Вся цена вопроса — £10 102 (863 000 рублей), но на ближайшие месяцы полный sold out.

«Императорская Россия» и «Золотой oрел»

Сверхдорогие поезда есть не только за рубежом, но и в России (правда, пользуются ими как раз-таки иностранцы). Оба рекордсмена курсируют по Транссибирской магистрали, демонстрируя пассажирам красоту отечественных просторов. «Императорская Россия», запущенная в 2016 году к 400-летию дома Романовых, следует из Москвы в Пекин. Вся поездка занимает 15 дней, во время остановок – Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Байкал, Улан-Удэ, Улан-Батор – пассажиров ждут экскурсионная программа и трапезы в местных ресторанах.

К слову, о ресторанах: два вагона переоборудованы в роскошные залы, оформленные в стиле императорского дворца, с пушистыми коврами, белоснежными скатертями и живыми звуками фортепьяно. Поездки «Императорской России» проходят лишь несколько раз в год, а потому желающие выстраиваются в очереди за право стать обладателями заветных билетов. Стоят они весьма недешево: в 2018 году эконом-вариант обойдется в €5 350 (410 000 рублей), вариант премиум — в €9 805 (752 000 рублей).

«Золотой Орел» идет тем же маршрутом, но прибывает во Владивосток. По роскоши он не уступает «России»: к услугам путешественников 2 ресторана, бар, тренажерный зал и даже SPA-салон. Поезд, курсирующий вот уже 11 лет, предлагает несколько вариантов размещения (и в каждом из них предусмотрены телевизор, гардероб, собственная уборная). Стоимость билетов начинается от €16 195 (более 1 242 000 рублей), за «Императорский сьют» придется выложить €32 395 (более 2 485 000 рублей).

«Danube Express»

«Дунайский экспресс» — это отель на колесах, подходящий для изучения стран Центральной и Восточной Европы. Первый состав из Берлина в Будапешт отправился в 2008 году, и с тех пор карта маршрутов заметно подросла. Поездки проходят через Венгрию, Румынию, Болгарию, Турцию, Сербию, Словакию, Польшу, Чехию и Германию. Но в большинстве своем все они берут начало в Будапеште.

Особый интерес вызывает маршрут до Стамбула — он идет через Трансильванию. К сожалению, трудно сказать, сколько будет стоить такая поездка, — в настоящее время среди актуальных предложений ее нет. Зато известна стоимость самого дешевого билета из Будапешта в Венецию – €8 395 (644 000 рублей). За эти деньги путешественник получит уютное купе с удлиненными полками-кроватями, которые при необходимости превращаются в кресла, собственную ванную комнату и проход в вагон-ресторан, где подают традиционные венгерские блюда из сезонных продуктов, а также местные вина.

«Pride of Africa»

«Гордость Африки» не зря получила такое название: она считается одним из самых роскошных поездов в мире и соединяет Кейптаун с Каиром. В номерах, оформленных в стиле эдвардианской эпохи, имеется все необходимое для приятного отдыха, в том числе и ванная комната. А вот технику здесь не особо жалуют: телевизоров и радио в вагонах нет. Хочешь сидеть всю дорогу в телефоне? Пожалуйста, но только в своем купе (такие уж тут правила).

В вагонах-ресторанах подаются южноафриканские вина и блюда местной кухни вроде антилоп, причем непременно в фарфоре. В ходе долгих поездок «Pride of Africa» провозит пассажиров мимо нескольких водопадов (в т. ч. и Виктории). Как и положено такому поезду, последний вагон переоборудован в смотровую площадку — и да, из окон «Гордости Африки» действительно можно увидеть диких животных. Билеты на короткие маршруты стоят «всего» 100 000 рублей, а вот 9-дневное «Сафари по Намибии» обойдется в 314 000 рублей за самый дешевый вариант размещения.

1. «Восточный экспресс»

Рекомендуемые маршруты: Лондон — Венеция, Венеция — Париж, Брюссель — Венеция, Стамбул — Бухарест — Будапешт — Венеция

Цена билета: от $2100

Легендарный поезд, воспетый Агатой Кристи, Грэмом Грином и Сидни Шелдоном, воплощение роскоши и красоты: блестящие в прямом и переносном смысле вагоны, отделанные в стиле ар-деко, стюардессы (назвать этих женщин проводницами было бы кощунством) в фирменной униформе, столовые приборы из серебра, плюшевая обивка. В «Восточном экспрессе» целых три вагона-ресторана: Côte d’Azur с витражами от Рене Лалика, Etoile du Nord и L’Oriental. За меню отвечает французский шеф Кристиан Бодигель и его команда. Если вам захочется выгулять свежекупленные сорочки, а вашей спутнице — новое вечернее платье, то лучшим местом для этого станет вагон-бар Bar Car.

Забронировать

2. «Ледниковый экспресс»

Рекомендуемый маршрут: Санкт-Мориц — Церматт

Цена билета (1-й класс): $267

Хотите полюбоваться на горные вершины под снежными шапками, знаменитые альпийские луга, старинные замки и милые деревушки? Тогда садитесь в швейцарский «Ледниковый экспресс» и просто смотрите в окно. Этот поезд называют самым медленным скоростным поездом в мире — путешествие из Санкт-Морица в Церматт длится около восьми часов. Зато путешественники успевают вдоволь налюбоваться пейзажами Швейцарии из огромных панорамных окон. «Ледниковый экспресс» проезжает 91 тоннель, 291 мост и следует через перевал Оберальп, расположенный на высоте 2033 м над уровнем моря.

Забронировать

3. Royal Scotsman

Рекомендуемые маршруты: Лондон — Эдинбург, Эдинбург — Кит — Данди — Эдинбург, Эдинбург — Глазго — Кит — Перт — Скарборо — Йорк — Кембридж — Оксфорд — Бат — Честер — Эдинбург

Цена билета: от $1350

Чтобы увидеть все красоты Шотландии, включая горы и долины, нужно сесть на Royal Scotsman. В поезде 16 двуспальных и четыре односпальных, украшенных инкрустацией по дереву, купе. И каждое оборудовано всем, что нужно цивилизованному человеку, включая душ и гардероб. Здесь есть также специальный смотровой вагон с удобными диванами, а в вагонах-ресторанах подаются блюда из местных продуктов вроде семги или стейков из мяса породы ангус.

Забронировать

4. «Дунайский экспресс»

Рекомендуемый маршрут: Стамбул — Прага через Болгарию, Трансильванию, Венгрию, Австрию, Словакию и Польшу

Цена билета: от $9406 за 10-дневное путешествие с трехдневной остановкой в Будапеште

Еще один «отель на колесах», как нельзя более подходящий для исследования живописных уголков Восточной Европы. Стены вагонов облицованы деревом, сиденья обиты тканью, в каждом купе есть удобства, а свежие полотенца и туалетные принадлежности прилагаются. Обменяться впечатлениями и пропустить стаканчик чего-нибудь прохладительного можно в лаундж-вагоне (причем чай, кофе, газированные напитки и домашнее вино вам подадут в качестве комплимента), а сытно отобедать блюдами из местных и сезонных продуктов — в вагоне-ресторане. Поезд следует и другими маршрутами — к примеру, из Стамбула в Будапешт через западную Трансильванию, и такое путешествие обойдется значительно дешевле, нежели 10-дневный тур.

Забронировать
5. Фломская железная дорога

Маршрут: Флом — Мюрдал

Цена билета: $65

Если проехать на поезде 20-километровый отрезок Фломской железной дороги от высокогорной станции Мюрдал до долины Флом, можно, в принципе, больше никуда не ехать — хотя бы в течение месяца. Водопады, отвесные скалы, реки, ущелья — все это ожидает пассажиров поездов, ежедневно курсирующих между двумя этими точками. Поезда, конечно, не такие роскошные, как «Дунайский экспресс» или Royal Scotsman, зато виды из окон открываются такие, что легко можно пережить отсутствие всех прелестей экспрессов класса люкс.

Забронировать

АК

Шикарные поезда, за билетами на которые люди месяцами стоят в очереди

Прокатиться на этих поездах не так просто. Билеты на них стоят неприлично дорого по сравнению с другими поездами, но разумно для самого запоминающегося приключения в жизни. И это только полбеды. Некоторые экспрессы отправляются в путь только раз в году, и любителям авантюр приходится ждать в очереди месяцами в надежде занять одно из мест.

Восточный экспресс

Он стал вдохновением и местом действия романов Грэма Грина, Сидни Шелдон, Яна Флеминга и Вероники Генри. Большинство знают его благодаря роману «Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи. Говорят, похожий инцидент произошел в 1929 году, когда поезд попал в снежную бурю.
Восточный экспресс начал курсировать между Стамбулом и Парижем в 1883 году. Это первый железнодорожный маршрут, соединивший Запад и Восток. Роскошный, современный, отделанный в стиле ар-деко. Восточный экспресс — первый поезд, в каждом купе которого появилась комната с горячей и холодной водой.
В 1977 году, когда поезд уже сняли с рельсов, вагоны выкупил Джеймс Шервуд и заплатил еще 16 млн долларов, чтобы разыскать и восстановить 35 оригинальных вагонов со всей Европы. И спустя 99 лет после своего рождения обновленный Venice Simplon Orient Express тронулся в путь.
На борту Восточного экспресса запрещено носить джинсы. А ужин в вагоне-ресторане требует строгого дресс-кода: вечерние платья, смокинги, галстуки-бабочки.
Рекомендуемые маршруты: Лондон — Венеция, Венеция — Париж, Брюссель — Венеция, Стамбул — Бухарест — Будапешт — Венеция.
Цена билета: от £ 929

Экспресс Eastern & Oriental Express

Поезд построен в Японии в 1973 году, чтобы соединить Окленд и Веллингтон в Новой Зеландии. Два десятилетия спустя дизайнеры, работавшие над Восточным экспрессом, полностью преобразили и его, воссоздав колониальный стиль 1920-х годов. Теперь пассажирский поезд Eastern & Orient Express, похожий на пятизвездочный отель, курсирует из Сингапура в Малайзию и Бангкок.
Рекомендуемые маршруты: Сингапур — Бангкок или Бангкок — Сингапур, Куала-Лумпур — Бангкок или Бангкок — Куала-Лумпур, маршрут «Сказки полуострова» (Fables Of The Peninsula), новогодний рейс из Сингапура в Бангкок.
Цена билета: от £ 1775

Экспресс Blue Train

Поезд Blue Train курсирует между Кейптауном, Порт-Элизабетом и Преторией. Экспресс идет вдоль живописного южного побережья ЮАР, и можно разглядывать антилоп, жирафов и буйволов, пасущихся в саваннах национального парка Крюгера.
Один из маршрутов заканчивается в Зимбабве, рядом со знаменитым водопадом Виктория. Пассажиров ждут старинные интерьеры и шикарная мебель, мраморные ванные в каждом купе, богатая программа развлечений на всем маршруте и изысканные блюда шеф-повара.
Цена билета: от $ 740

Экспресс The Golden Chariot

Один из самых красивых пассажирских поездов, созданный по образу старинного «Голубого экспресса» английской королевы. Викторианский стиль, элегантность, первоклассный сервис — отель на колесах, удовлетворяющий самым изысканным вкусам. Пассажирский поезд, курсирующий по Южной Индии
Golden Chariot — это роскошь с индийским акцентом. Один из редких поездов, где есть спа-центр. На протяжении маршрута пассажиры посещают дворцы и храмы в Майсуре, Хасане и Хампи, национальный парк «Нагархол», золотистые пляжи Гоа.
Маршруты: рейс Southern Splendour (Бангалор — Ченнаи — Махабалипурам — Пондичерри — Тируччираппалли — Танджавур — Мадурай — Канниякумари — Тривандрам — заводи Кералы — Коччи — Аллеппи — Бангалор) или рейс Pride Of The South (Бангалор — Кабини — Майсур — Хассан — Хоспет — Бадами — Гоа — Бангалор)
Цена билета: от $ 5730

Экспресс Rovos Rail

Большинство вагонов собраны в 1911 году в Европе как транспортное средство королевской семьи. Десятилетия спустя одна компания решила отреставрировать составы и запустить поезда класса люкс, превратив их в новое развлечение для богатых и обеспеченных людей.
Пассажирам предлагают лучшие блюда из мяса диких животных и деликатесы африканской кухни. В конце состава — вагон с открытой панорамой observation car, откуда можно наблюдать за великолепными ландшафтами.
Рекомендуемые маршруты: Претория — парк Крюгера, Кейптаун — Джордж (путешествие в популярный среди туристов район Гарден-Рут или Садовый путь), Претория — водопад Виктория, Претория — Кейптаун, Претория — Дар-эс-Салам (Танзания), но это путешествие длиной 13 дней возможно только раз в году.
Цена билета: от $ 1200

Экспресс Royal Scotsman

Самый уютный пассажирский поезд, который катится по Шотландии. Один из вагонов превращен в спа-центр. Другой, в прошлом вагон с кухней, — в вагон с панорамным видом и стилизован под эпоху Эдвардов.
В цену билета включены посещение старинных замков, заводов по производству виски и его дегустация, экскурсии и участие в традиционных шотландских играх (стрельба по тарелочкам, соколиная охота).
Рекомендуемые маршруты: помимо классического тура, безусловно, тур для гурманов, тур для любителей виски и большое турне по Северо-Западному нагорью.
Цена билета: от £ 2350

Экспресс The Maharaja’s Express

Самый дорогой пассажирский поезд в Азии. Копия индийского королевского дворца, адаптированного для далеких путешествий.
У каждого пассажира есть личный лакей, готовый помочь 24 часа в сутки. В программу включены развлечения, выступления артистов и экскурсии к самым главным достопримечательностям по маршруту следования поезда.
Рекомендуемые маршруты: из 6 маршрутов большой популярностью пользуются туры The Indian Panorama, The Indian Splendour и The Heritage of India.
Цена билета: от $ 6840

Поезд «Императорская Россия»

Самый известный и роскошный поезд, курсирующий из Москвы через Монголию до Пекина. «Императорская Россия» ходит по каждому маршруту только 1 раз в год. Своим названием поезд обязан уникальным интерьерам. Они воссозданы по дизайну состава, в котором путешествовала царская семья.
Для современных путешественников приготовлены экскурсии и развлекательная программа, которая знакомит иностранных гостей с Россией: кулинарные мастер-классы, уроки игры на русских национальных инструментах, творческие мастерские и многое другое.
Маршрут: Москва — Пекин, Пекин — Москва, Владивосток — Москва, Москва — Владивосток, Улан-Батор — Москва, Москва — Улан-Батор.
Цена билета: от € 4900

Экспресс «Золотой орел»

Самый дорогой туристический поезд в мире, курсирующий по двум маршрутам: между Москвой и Пекином и между Москвой и Владивостоком. Во главе экспресса паровоз, но на всякий случай к поезду крепят электровоз. В день отправления на вокзале живой оркестр играет «Прощание славянки». Часть пассажирских вагонов в поезде — модернизированные купейные вагоны из ГДР.
Есть отдельный вагон-бар с пианино и библиотекой. В сервисном вагоне работает врач, парикмахер, в составе есть прачечная.
Маршрут: Москва — Пекин, Пекин — Москва, Владивосток — Москва, Москва — Владивосток.
Цена билета: от € 14 395

Путешествуем по железной дороге: поезда для богатых


Путешествуем по железной дороге: поезда для богатых

До появления самолётов самым быстрым видом транспорта считался поезд. Первоначально назвать его комфортным можно было с трудом, это был просто способ добраться из одного места в другое. Но со временем появились и роскошные составы, предлагающие комфортное путешествие в отдельном купе с вкусным обедом. Поезд повышенного комфорта ‒ это путешествие на машине времени в эпоху элегантности, романтики и волшебства. Стоит лишь вспомнить «Восточный экспресс» Агаты Кристи.

Голубой экспресс: $1850


Голубой экспресс: купе


Голубой экспресс: ванная

Связывающий Преторию и Кейптаун поезд смело можно назвать совершенством. Здесь ожидает обслуживание на самом высоком уровне: личный лакей, роскошные купе и изумительная кухня. Во время путешествия можно наблюдать за чудесными пейзажами за окном. В каждом люксе есть отдельная ванная с мраморным полом с подогревом, мраморной раковиной с золотой фурнитурой.

Голубой экспресс: конференц-зал


Голубой экспресс: бар

В вагоне-ресторане подают изысканные блюда, приготовленные из лучших местных продуктов. Предлагают отличные вина в хрустальных бокалах. Цена билета Претория-Кейптаун в высокий сезон составляет $1850, включая питание, напитки и даже гаванские сигары Montecristo.

Восточный экспресс: $2170


Восточный экспресс: купе


Восточный экспресс: спальные места

Длина маршрута экспресса между Сингапуром и Бангкоком составляет 2000 километров. Все купе оборудованы кондиционерами, ванными комнатами. Стены отделаны вишнёвым деревом, украшены сложной мозаикой и инкрустацией. В стоимость билета, которая в низкий сезон составляет $2170 за три ночи пути, входит круглосуточное обслуживание.


Восточный экспресс: ресторан

Питание в поезде просто великолепное. Французский шеф повар придумал новые блюда, получившие мировое признание за гармоничное сочетание восточного и западного стиля. Стоимость бутылки вина от$40. Завтрак подаётся в купе, а вот чаем можно насладиться в любом месте.

Восточный экспресс Венеция-Лондон: $3140


Восточный экспресс Венеция-Лондон


Восточный экспресс Венеция-Лондон

Самый известный железнодорожный маршрут «Восточный экспресс» пролегал между Парижем и Стамбулом. 25 мая 1982 года впервые из Лондона в Венецию отправился поезд, среди пассажиров которого были члены королевской семьи, всемирно известные люди. Это стало началом удивительного маршрута, соединившего Лондон, Париж и Венецию, впрочем, есть состав и на Стамбул.

Восточный экспресс Венеция-Лондон: ресторан

Вагоны в стиле ар деко 20-30-х годов прошлого столетия были отреставрированы и приобрели свой первоначальный вид, передающий элегантность прошедшей эпохи. Завтрак и чай приносят прямо в купе, которое легко превращается гостиную. Каждый вечер в одном из вагонов-ресторанов можно подают изысканный ужин из четырёх блюд. Минимальная стоимость билета составляет $3140 за три ночи путешествия.

Экспресс «Ghan»: $3,390


Экспресс «Ghan»


Экспресс «Ghan»

Названный в честь афганских погонщиков верблюдов, которые когда-то водили караваны по этому маршруту, экспресс «Ghan» пересекает Австралию на протяжении уже 80 лет, соединяя Аделаиду и Дарвин. Все купе отделаны тасманийским миртом. Днём купе представляет собой удобную гостиную, а ночью превращается в уютную спальню. В люксах есть ванные с душем. Огромные окна позволяют любоваться постоянно меняющимся ландшафтом материка.

Экспресс «Ghan»: спальня

Стоимость билета в одну сторону при обслуживании класса Platinum составляет $3390 за три ночи поездки. В вагоне-ресторане подают блюда австралийской и международной кухни. Каждый год здесь съедают 70288 булочек, 69000 яиц, 5980 литров супа.

Экспресс «Danube»: $4975


Экспресс «Danube»: купе


Экспресс «Danube»: спальные места

Путешествие, как правило, начинается в Будапеште или Франкфурте. Причем, в отличие от большинства туристических поездов, маршрутов может быть несколько. Купе представляют собой уединённые помещения с кроватями, складывающимися днём в кресла, и ванными комнатами.

Экспресс «Danube»: ресторан

В вагоне-ресторане можно продегустировать известные венгерские вина из Szeremley Wine House. Все блюда готовятся тут же опытными шеф поварами из местных сезонных продуктов. Путешествие, длящееся трое суток, обойдётся минимум в $4975 с человека.

Поезд «Royal Scotsman»: $5180


Поезд «Royal Scotsman»


Поезд «Royal Scotsman»: спальные места

Рассчитанный всего лишь на 36 пассажиров поезд проносится мимо спокойных озёр и широких долин шотландского нагорья. В купе всё продумано для максимального комфорта путешествующих: удобные кровати, пледы, отдельные ванные, качественные туалетные принадлежности, халаты.

Поезд «Royal Scotsman»

В вагонах-ресторанах подают национальные блюда из местных продуктов. Можно попробовать необычные блюда, например, тёплый салат с голубиной грудкой, соусом из чёрной смородины и нежным яблочным муссом. Цена билета составляет $5180 с человека, сюда входит и стоимость экскурсий и развлечений, таких как стендовая стрельба.

Экспресс Махараджа: $7700


Экспресс Махараджа

Maharajas Express состоит из 23 роскошных вагонов, рассчитанных на 88 пассажиров. Здесь есть СПА салон, фитнес центр, бизнес центр, кондиционеры и WI-FI. Два ресторана предлагают блюда всевозможных кухонь, в т.ч. индийской, китайской и аутентичной мевари. Стоимость путешествия в купе-люкс, длящегося трое суток, составляет $7700. А можно раскошелиться при наличии средств даже на президентский номер. Его цена ‒ $25800 с человека.

Поезд «Rocky Mountaineer»: $7878


Поезд «Rocky Mountaineer»


Поезд «Rocky Mountaineer»: второй этаж

Связавший провинции Британскую Колумбию и Альберту поезд «Rocky Mountaineer» проносится через Канадские Скалистые горы, национальный парк Банф, мимо озера Луиз. На втором этаже вагонов со стеклянной крышей можно рассмотреть все прелести окружающей природы, а на первом этаже ‒ вкусно пообедать. Блюда в основном готовятся из местных ингредиентов, например, известной говядины из Альберты, дикого тихоокеанского лосося. К ним подаются известные оканаганские вина. На ночь всех пассажиров селят в отель, а утром путешествие продолжается. Семидневное путешествие по маршруту Калгари-Ванкувер обойдётся минимум в $7878.

Поезд «Золотой орёл»: $15,495


Поезд «Золотой орёл»: купе


Поезд «Золотой орёл»

Поезд «Золотой орёл» ‒ это состав из вагонов класса люкс. Его маршрутом является известная Транссибирская магистраль, соединяющая Москву и Владивосток. Кроме того, «Золотой орёл» совершает специальные рейсы по Шёлковому пути, «Русской Арктике» и Крыму. Для очень богатых людей оборудованы два императорских номера с огромной кроватью, ванной и зоной отдыха. Пообедать можно в одном из двух ресторанов.

Поезд Pride of Africa: $52500


Поезд Pride of Africa


Поезд Pride of Africa: ресторан

Считающийся одним из самых роскошных поездов в мире «Гордость Африки» соединяет Кейптаун (Южной Африке) и Каир (Египет). Это удивительная комбинация золотого века железнодорожных путешествий и современных возможностей. Номера люкс, оформленные в стиле эдвардианской эпохи, просто роскошны. В ванной можно принять горячий душ и высушить волосы феном. В мини-баре всегда есть любимые напитки. Предусмотрено круглосуточное обслуживание номеров. Зато здесь нет ни радио, ни телевизоров. Пользоваться мобильным телефоном, ноутбуком и другими техническими средствами можно только у себя в номере, чтобы не мешать другим.

Поезд Pride of Africa: спальное место

В двух вагонах-ресторанах, оформленных в стиле викторианской эпохи, подают изысканные традиционные блюда из местных ингредиентов. Обед и ужин состоит из нескольких блюд, которые подаются на лучшем фарфоре. К ним подаются южноафриканские вина. Цена билета за номер люкс составляет $52500 с человека.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

The Blue Train, Претория: отзывы

    • Туризм в Претории
    • Отели Претории
    • B&B/мини-отели в Претории
    • Турпакеты в Преторию
    • Авиабилеты в Преторию
    • Рестораны Претории
    • Развлечения Претории
    • Форум путешественников о Претории
    • Фото Претории
    • Карта Претории
    • Все отели Претории
    • Спецпредложения отелей в Претории
    • Горящие туры в Претории
    • По типу отеля
        • Претория: кемпинги
        • Хостелы: Претория
        • Претория: отели бизнес-класса
        • Претория: спа-курорты
        • Лучшие семейные отели Претории
        • Отели класса «люкс» в Претории
        • Романтические отели Претории
        • Казино: Претория
    • По классу отеля
        • Претория: 5-звездочные отели
        • Претория: 4-звездочные отели
        • Претория: 3-звездочные отели
    • По сети отелей
        • Отели Protea Hotels в Претории
        • Отели Tsogo Sun Hotels в Претории
    • Популярные удобства
        • Oтели с бассейном в Претории
        • Отели с бесплатной парковкой в Претории
        • Отели в Претории, где разрешено проживание домашних животных
    • Популярные категории в Претории
        • Отели с балконами в Претории
        • Отели Для Медового Месяца в Претории
        • Современные Отели в Претории
        • Отели Класса Люкс в Претории
        • Отели С Джакузи в Претории
        • Дизайнерские Отели в Претории
        • Свадебные Отели в Претории
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — The Blue Train
        • Отели рядом — Здания Союза
        • Отели рядом — Rietvlei Nature Reserve
        • Отели рядом — National Zoological Gardens of South Africa
        • Отели рядом — Pretoria National Botanical Garden
        • Отели рядом — Kruger House Museum
        • Отели рядом — Rovos Rail
        • Отели рядом — Groenkloof Nature Reserve
        • Отели рядом — Loftus Versfeld Stadium
        • Отели рядом — Horseback Africa
    • Аэропорты поблизости
        • (JNB) Международный аэропорт имени О. Р. Тамбо: отели поблизости
        • (HLA) Аэропорт Лансерия: отели поблизости
    • Претория: все рестораны
    • Рестораны поблизости The Blue Train
    • Популярные блюда
        • Претория: Тефтели лучшего качества
        • Претория: Фокачча лучшего качества
        • Претория: Говяжьи бифштексы на косточке лучшего качества
        • Претория: Краб лучшего качества
        • Претория: Халлуми лучшего качества
        • Претория: Мороженое лучшего качества
        • Претория: Гребешки лучшего качества
        • Претория: Лосось лучшего качества
        • Претория: Тунец лучшего качества
        • Претория: Джелато лучшего качества
        • Претория: Сом лучшего качества
        • Претория: Перепелка лучшего качества
        • Претория: Tempura лучшего качества
        • Претория: Ризотто лучшего качества
        • Претория: Меренга лучшего качества
    • Претория: все развлечения
    • Претория: чем заняться на этих выходных
    • The Blue Train: развлечения поблизости.
        • Time 4 Wine
        • Rovos Rail
        • All Wellness Spa
        • National Zoological Gardens of South Africa
        • Hap
        • Sammy Marks House
        • Statue of Nelson Mandela
        • Kruger House Museum
        • Здания Союза
        • Mmilo Tours — Day Tours
        • Loftus Versfeld Stadium
        • Melrose House
        • Hazel Food Market
        • Памятник и исторический центр Фоортреккер
        • Market @ the Sheds
    • Претория: Транспорт
        • Претория: Системы общественного транспорта
        • Претория: Такси и маршрутные автобусы
        • Претория: Автобусные перевозки
        • Претория: Железные дороги
    • Популярные категории в Претории
        • Претория: Активный отдых на открытом воздухе
            • Претория: Конные экскурсии
            • Претория: Велотрассы
            • Претория: Маршруты для верховой езды
            • Претория: Пешеходные маршруты
            • Претория: Зоопарки
            • Претория: Погружение к акулам
            • Претория: Плавание с дельфинами
            • Претория: Экстремальный туризм
            • Претория: Велотуры
            • Претория: Туры с восхождением на горы
            • Претория: Туры по природным и заповедным зонам
            • Претория: Сафари
            • Претория: Зиплайны и веревочные городки
            • Претория: Другие виды активного отдыха на открытом воздухе
            • Претория: Туры с каньонингом и дюльфером
        • Претория: Туры
            • Претория: Обзорные экскурсии
            • Претория: Погружение к акулам
            • Претория: Пивные дегустации и туры
            • Претория: Гастрономические туры
            • Претория: Экстремальный туризм
            • Претория: Туры с восхождением на горы
            • Претория: Туры по местам с привидениями и вампирами
            • Претория: Вертолетные туры
            • Претория: Туры по местам культурно-исторического наследия
            • Претория: Частные туры
            • Претория: Самостоятельные туры и аренда
            • Претория: Шопинг-туры
            • Претория: Зиплайны и веревочные городки
            • Претория: Фототуры
            • Претория: Парашютизм
        • Претория: Природа и парки
            • Претория: Игровые площадки
            • Претория: Сады
            • Претория: Природные и заповедные зоны
            • Претория: Парки
            • Претория: Велотрассы
            • Претория: Маршруты для верховой езды
            • Претория: Пешеходные маршруты
            • Претория: Зоопарки
        • Претория: Покупки
            • Претория: Художественные галереи
            • Претория: Блошиные и уличные рынки
            • Претория: Торговые центры
            • Претория: Магазины сувениров и деликатесов
            • Претория: Фермерские рынки
            • Претория: Шопинг-туры
        • Претория: Спа и оздоровление
            • Претория: Спа
            • Претория: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
            • Претория: Термальные спа-центры
            • Претория: Йога и пилатес
        • Претория: Достопримечательности и культурные объекты
            • Претория: Архитектурные достопримечательности
            • Претория: Поля сражений
            • Претория: Кладбища
            • Претория: Священные места и религиозные достопримечательности
            • Претория: Исторические достопримечательности
            • Претория: Военные базы и объекты
            • Претория: Памятники и статуи
            • Претория: Смотровые площадки и башни
            • Претория: Арены и стадионы
            • Претория: Фермы
            • Претория: Культурные объекты и достопримечательности
            • Претория: Церкви и соборы
        • Претория: Музеи
            • Претория: Художественные галереи
            • Претория: Музеи искусств
            • Претория: Исторические музеи
            • Претория: Военные музеи
            • Претория: Музеи естествознания
            • Претория: Специализированные музеи
        • Претория: Развлечения и игры
            • Претория: Игровые площадки
            • Претория: Кинотеатры
            • Претория: Казино
            • Претория: Игровые и развлекательные центры
            • Претория: Боулинг
            • Претория: Спортивные комплексы
            • Претория: Стрелковые тиры/полигоны
            • Претория: Мини-гольф
            • Претория: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Претория: Концерты и представления
            • Претория: Представления
            • Претория: Театры
            • Претория: Театр и ужин
        • Претория: Еда и напитки
            • Претория: Пивоварни
            • Претория: Пивные дегустации и туры
            • Претория: Кулинарные мастер-классы
            • Претория: Гастрономические туры
            • Претория: Винные туры и дегустации
            • Претория: Фермерские рынки
            • Претория: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
        • Претория: Мастер-классы и семинары
            • Претория: Уроки и мастер-классы
            • Претория: Кулинарные мастер-классы
            • Претория: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Претория: Лодочные туры и водные виды спорта
            • Претория: Лодочные туры
            • Претория: Аренда лодок
            • Претория: Парасейлинг и парапланеризм
            • Претория: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
            • Претория: Погружение к акулам
            • Претория: Плавание с дельфинами
        • Претория: Ночная жизнь
            • Претория: Бары и клубы
            • Претория: Танцевальные клубы и дискотеки
        • Претория: Зоопарки и океанариумы
            • Претория: Зоопарки
        • Претория: Аквапарки и парки развлечений
            • Претория: Аквапарки
    • Что обычно ищут в Претории
        • Место для медового месяца
        • Скрытые жемчужины
        • Приключения
        • Подходит для любителей адреналина
        • Бесплатный вход
        • Подходит для дождливого дня
        • Подходит для пар
        • Подходит для детей
        • Недорого
        • Подходит для больших групп
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры