Подобрать однокоренные слова

Что такое однокоренные слова

Однокоренные слова – это слова разных частей речи с одним корнем (пример: белый, белеет, набело) или одной части речи, но с некоторыми оттенками, при котором используются приставки и суффиксы (пример: белый, белёсый, беленький).

Однокоренные слова так названы, потому что их морфемный состав состоит из одного корня. Корень – это не просто одинаковые буквы и звуки, но и общий смысл, то есть лексическое значение. Например: вода, водица, водяной, водянистый, водянка и тд; сравнить: водить, водитель, водит. У данных слов буквенный состав корня одинаковый, но значения разные, и смысл совершенно другой, а значит, что эти слова однокоренными не являются.

Подтвердим это примерами:

Дом, домишко, домашний, домовитый, домосед, домовой( мифическое существо), домовладелец, домина( огромный дом) и тд. Все эти слова объединяет один корень и одно понятие — дом. Значит, это слова-родственники. Птица, птичка, пичужка, птенчик, птичий, по-птичьи, птичница, птицелов, птицеед и тд. Здесь собраны слова с корнем –пт (не употребляется самостоятельно) имеющие отношение к птице. Поэтому, они тоже однокоренные или родственные. Сдедующий пример. Улица, уличный, улочка, переулок, закоулочек, заулочек и тд. Слова с общим корнем – ул, который тоже не употребляется отдельно, а только окружённый приставками и суффиксами являются однокоренными или родственными.

Таким образом, можно сделать вывод:

  • Все однокоренные слова имеют общий корень (главную морфему)

  • Они являются близкими по смыслу

  • Корень в однокоренных словах пишется одинаково, за исключением встречающихся случаев с чередованием. Примеры: пух- пушок, мука- мучной, лёд- ледяной и тд.

Однокоренные слова и словообразование

Процесс образования слов происходит постоянно. Новые единицы в нашем языке формируются исходя из нескольких причин:

  • С целью упростить синтаксические конструкции ( например: зажигалка- предмет, которым можно зажечь огонь)

  • Зафиксировать смысл в различных моделях синтаксиса (стирка – существительное, образованное от глагола, обозначает весь процесс действия)

  • Новые слова создаются, чтобы передать эмоционально и стилистически окрашенные оттенки значений ( душа –душонка, волк –волчище, берёза –берёзонька)

Словообразование выполняет также функции:

  • Номинативную : обозначает какие-либо объекты и процессы

  • Конструктивную: изменяет слова с целью правильно употребления в синтаксисе

  • Стилистическую: выражает стилистическую окрашенность словоформы

Компрессивную: упрощает слова-обозначения, то есть создаёт аббревиатуры из двух-трёх и более слов.

Экспрессивную: передаёт субъективное, собственное отношение к чему-либо.

Виды словообразования:

  1. Приставочный. Способ свойственен обычно глаголам и отглагольным формам, но употребляется и в других случаях. Читать – прочитать, ходить –переходить.

  2. Суффиксальный – применяется для создания имён, а также других частей речи: зелёный –зелень, дым – дымок.

  3. Приставочно- суффиксальный. При помощи этого способа образуются обычно существительные и наречия. Двое – вдвоём, окно- подоконник.

  4. Бессуффиксный – данным способом обычно преобразуются глаголы: строить –стройка, шагать –шаг.

  5. Сложение основ (сращение): земля + ведать –землеведение, завуч- заведующий учебной частью, морепродукты, вуз- высшее учебное заведение.

  6. Переход в другую часть речи. Например: рабочий класс – рабочий встаёт к станку

  7. Некоторые сложные конструкции. Например: снег+ чисто+ суффиксы -тель, -н- снегоочистительная техника.

Следует добавить ещё один. Возвратные глаголы, а также показывающие взаимность действия образуются постфиксальным способом. Пример: показать-показаться, толкать – толкаться.

Родственные слова и слова с омонимичными корнями

Корни слов, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимичными.

Рассмотрим следующие примеры:

Дело

Делец

Деловой

Сделать

Корень дел –в значении «работа», «труд»

Делить

Предел

Неделимое

Корень дел – в значении «разбить на части»

Речь

Речевой

Речёвка

Корень реч- в значении «относящийся к речи»

Речка

Речной

Реченька

Корень – реч- в значении «река»

Носить

Отнёс

Поднос

Носильщик

Корень –нос- в значении «нести»

Нос

Носик

Носовой

Переносица

Корень – нос- в значении «относящийся к носу»

Горный

Гора

Пригорок

Корень – гор – в значении «относящийся к горе»

Горе

Горевать

Пригорюнился

Корень – гор- в значении «горе»

Можно сделать вывод о том, что совершенно одинаковые по написанию корни, могут обозначать разные понятия, так как относятся к разным словообразовательным гнёздам, не являются родственными.

Словообразование – процесс, подобный живому организму: словарный запас постоянно обновляется, появляются новые слова и конструкции. Но некоторые вещи живут в языке достаточно долго. Поэтому в школе изучают правописание корней с первого класса.

Как отличить однокоренные слова от форм слов

Возьмем для иссле­до­ва­ния сло­во «дом», кото­рое име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

дом — корень/окончание.

  • что? дом_, дом-а;
  • крыль­цо (чего?) дом-а, мно­го (чего?) дом-ов;
  • направ­ля­юсь к чему? к дом-у, к дом-ам;
  • опи­шу что? дом_, дом-а;
  • любу­юсь (чем?) дом-ом, дом-ами;
  • рас­ска­жу о чём? о дом-е, о дом-ах.

Перед нами не род­ствен­ные сло­ва, а падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го «дом», у кото­рых корень оста­ет­ся один и тот же, а толь­ко меня­ют­ся падеж­ные окон­ча­ния. Это одно и то же сло­во, толь­ко в дру­гой грам­ма­ти­че­ской «одёж­ке», что назо­вем его фор­мой.

Сравним с рядом одно­ко­рен­ных слов с кор­нем дом-, при­ве­ден­ных выше.

Темный — тем­нее, тем­ней­ший, тем­нее всех.

В этом ряду пред­став­ле­ны фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «тем­ный».

Болеть — болел, боле­ла, боле­ло, болев­ший, болея.

Эти сло­ва явля­ют­ся родо­вы­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, осо­бы­ми фор­ма­ми — при­ча­сти­ем и дее­при­ча­сти­ем — гла­го­ла «болеть».

Сравним с фор­ма­ми гла­го­ла «болеть» ряд одно­ко­рен­ных слов:

боль, больница, больной (суще­стви­тель­ное), больнич­ный, заболеть, приболеть, заболева­ние и пр.

Вывод

Однокоренные сло­ва, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи. А фор­мы сло­ва пред­став­ля­ют собой одну и ту же часть речи в дру­гой грам­ма­ти­че­ской фор­ме. >Видеоурок Однокоренные сло­ва, что это такое? Примеры 3.3 (65%) 4 votes