Под хвостом павлина скрывается

Ее знаменитый юмор – едкий, очень точный и почти всегда циничный – давно считается классикой. Мы используем ее выражения, даже не подозревая, кому принадлежит «копирайт» на них.
Сегодня мы решили похулиганить и вспомнить 10 лучших непристойных фраз легендарной Фаины Георгиевны.
1. Надоедливым поклонникам
Фраза: «ПионЭры, идите в **пу!»

Фаину Георгиевну ужасно раздражало, когда, увидев ее на улице, прохожие (особенно дети) начинали кричать: «Муля, не нервируй меня!» Однажды ее окружила толпа школьников, радостно скандировавших знаменитую фразу из «Подкидыша».
Тогда Раневская и сказала в сердцах: «Пионеры, идите в **пу!»
Схожая участь постигла тимуровцев, заявившихся домой к актрисе с предложением помочь по хозяйству. «ПионЭры! Возьмитесь за руки – и идите в **пу!» — отчеканила она и захлопнула дверь.
К слову, однажды за любовь к шутке про Мулю досталось даже Брежневу. Он не удержался и повторил ее, прикалывая к груди Раневской Орден Ленина, на что получил гневную отповедь: «Леонид Ильич, так меня называют или мальчишки, или хулиганы!» «Простите, но я Вас очень люблю», — смутился генсек.
2. Против пафоса
Фраза: «Под каждым павлиньим хвостом скрывается куриная **па»

Этот афоризм едва ли не самый известный среди высказываний Раневской: «Под самым красивым павлиньим хвостом скрывается самая обычная куриная **па. Так что меньше пафоса, господа!»
Так точно выразить отношение к жизни, к коллегам и к самой себе удавалось мало кому. Кстати, недавно во время очередного твиттер-скандала это выражение прозвучало в адрес телеведущей Ксении Собчак, ранее употребившей афоризм Раневской о пионЭрах в адрес журналистов. В общем, с помощью обмена меткими фразами Фаины Георгиевны нового витка громкой ссоры Собчак с папарацци удалось избежать. По крайней мере, пока.
3. О свободе выбора
Фраза: «Каждый волен распоряжаться свой **пой, как хочет»

Вообще, похабное слово из четырех букв было у Фаины Георгиевны одним из любимых. Однажды она так и ответила некой дотошной журналистке: «Мата я не стесняюсь. И в лексиконе моем любимое слово – «**па», а не «отлично».
Доказала это Раневская на партсобрании в театре, где одного из актеров, заподозренного в гомосексуальных связях, пламенно клеймили за недостойное советского работника искусств поведение. «Каждый волен распоряжаться своей **пой, как ему хочется, — заявила артистка. – Поэтому я свою поднимаю, и у*бываю!»
4. С критикой по жизни
Фраза: «Вы знаете, милочка, что такое говно?… Так вот, оно по сравнению с моей жизнью – повидло».

Так резюмировала Раневская. До глубокой старости она оставалась востребована в кино и театре, созданные ей роли, включая эпизодические, цитировались и были любимы советским зрителем. При этом неуживчивость характера привела к тому, что Фаина Георгиевна жила в полном одиночестве – не считая любимую дворняжку по кличке Мальчик и сиамского кота Тики.
5. Сестрам по разуму
Фраза: «Почему все дуры такие женщины?»

Ответ на этот вопрос можно попробовать найти в книге с одноименным названием. Ее авторство приписывается Раневской, но это до сих пор вызывает у многих справедливые сомнения. Хотя зная насмешливый нрав Фаины Георгиевны, вполне логично было бы предположить, что крылатая фраза принадлежит именно ей.
Острая на язык актриса не щадила никого, и представительниц прекрасного пола – в том числе: «Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь до их уровня».
6. О формах…
Фраза: «С такой **пой надо сидеть дома!»

К слову о критике, которую Раневская обрушивала на своих соотечественниц. Фаина Георгиевна редко стеснялась открыто обсуждать чью-либо внешность – хоть свою, хоть прохожих.
Однажды, провожая взглядом проходящую мимо даму, актриса – то ли язвительно, то ли одобрительно — заявила: «Такая называется «**па-игрунья».
А вот другой прохожей досталось от Раневской по полной программе. «А с такой **пой надо было сидеть дома!» — резко бросила артистка.
7. … и содержании
Фраза: «Знали бы вы, сколько в человеке дерьма!»

Однажды во время проходивших за городом съемок в очередном фильме, у Раневской приключилось серьезнейшее расстройство желудка.
Утомленные долгим ожиданием участники съемочной группы уже заподозрили, что случилось что-то непоправимое, когда дверь деревянного туалета распахнулась и оттуда вышла Фаина Георгиевна. «Братцы вы мои! – заявила актриса. – Если бы вы только знали, сколько в человеке дерьма…»
8. Свой взгляд на официальное искусство
Фраза: «Это какой-то холодильник с бородой!»

В 60-е годы прошлого века на Театральной площади в Москве установили памятник Карлу Марксу. Очевидно, соседство бронзовой фигуры с Большим театром Раневской не понравилось.
Когда актрису спросили, видела ли она монумент великому автору «Капитала», она удивленно вскинула брови и уточнила: «Вы имеете в виду этот холодильник с бородой, что недавно поставили у Большого театра?»
9. В любой неловкой ситуации
Фраза: «Вас не шокирует, что я курю?»

Однажды в гримерку Раневской по какому-то сверхважному делу вбежал один из сотрудников театра. Увиденное там заставило торопливого мужчину буквально потерять дар речи: Фаина Георгиевна курила у окна абсолютно голая.
«Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?» — невинно спросила актриса, повернувшись к незваному гостю и не сделав ни малейшей попытки прикрыться.
10. Деликатно, но далеко
Фраза: «Надеюсь, вас в подворотне искусает ваша мать»

Похабные выражения Раневской, уж конечно, не были показателем отсутствия культуры. Наоборот – они были вызовом косности, можно сказать, маленьким перформансом с ее стороны. И когда Фаина Георгиевна сталкивалась с грубостью на улице, она умела и держать лицо, и подбирать слова.
Однажды на одной из московских улиц немолодую уже актрису толкнул некий молодой человек. Едва не сбив Раневскую с ног, он не только не извинился, но и нецензурно выругался в ее адрес.
Поначалу артистка опешила, но вскоре быстро нашлась и бросила вслед грубияну: «В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает».
30 цитат несравненной Фаины Раневской

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!

Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.
Я как яйца: участвую, но не вхожу.
Почему все дуры такие женщины?
Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
Жизнь — это затяжной прыжок из п*зды в могилу.
Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
Для актрисы не существует никаких нeyдoбcтв, если это нyжно для рoли.
Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается.
Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть.
Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
Красивые люди тоже срут.
Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт».
Каждый волен распоряжаться своей жопой, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и у**ываю.
Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».
Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
Пи-пи в трамвае — все, что он сделал в искусстве.
Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать,что сегодня актеры играли как никогда.
Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
Истории об актрисе
Как-то Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг к ней без стука вошел директор, распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашенно замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила: «Вас не шокирует, что я курю?».
Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила: «Потому что белый цвет полнит».
Раневскую спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки?» Не задумываясь она ответила: «Седые!».
Однажды в театре молодая капризная актриса заявила: «Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим». «Всё будет настоящим», — успокаивает ее Раневская, — «Всё: и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем».

30 цитат несравненной Фаины Раневской

Мы решили вспомнить остроумные высказывания великой актрисы, которые в свое время заставляли надолго умолкать собеседников.

  1. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
  2. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
  3. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям — играй после этого Островского!
  4. Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  5. Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.
  6. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.
  7. Я как яйца: участвую, но не вхожу.
  8. Почему все дуры такие женщины?
  9. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  10. Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
  11. Жизнь — это затяжной прыжок из п*зды в могилу.
  12. Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
  13. Для актрисы не существует никаких нeyдoбcтв, если это нyжно для рoли.
  14. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…» у меня ничего не получается.
  15. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  16. Чтобы получить признание, надо, даже необходимо, умереть.
  17. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
  18. Красивые люди тоже срут.
  19. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
  20. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
  21. Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это „Муля-не-нервируй-меня“ идет».
  22. Каждый волен распоряжаться своей жопой, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и у**ываю.
  23. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
  24. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»
  25. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только оттого, что у мужчины красивые ноги?
  26. «Пи-пи» в трамвае — все, что он сделал в искусстве.
  27. Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
  28. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать,что сегодня актеры играли как никогда.
  29. Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.
  30. Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.

«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на жадных мужчин»: 7 цитат Раневской

Замечательная актриса осталась в нашей памяти в том числе благодаря своим язвительным и откровенным высказываниям. В День рождения Фаины Георгиевны вспоминаем ее «правила жизни».

Поделиться:

О похудении

Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой – морда становится меньше, но грустнее.

Раневская всегда была пышкой, и в силу своей, скажем так, нестандартной внешности не претендовала на романтических героинь – ей доставались характерные и эпизодичные роли. Зато всего пара моментов с ее появлением в кадре «вытягивала» фильм, и после зрители могли не вспомнить, кто был на главных ролях, но ее персонажей забыть было невозможно.

«Дайте девушке правильные туфли – и она сможет покорить мир» – лучшие цитаты Мэрилин Монро >>>>>

Фаина Георгиевна не стала меняться под индустрию – она заставила принимать себя такой, какая есть. Полезный навык и в сегодняшней жизни: уникальность в фигуре, лице, стиле, самоподаче и способностях – и есть твой главный капитал.

О цензуре

Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.

Первое определение – как раз про Фаину Георгиевну. Несдержанность в лексике ставили ей в вину, она послужила причиной конфликтов со многими режиссерами, но она же создала вокруг Раневской образ, который уже не зависел от ее ролей.

Ее меткие фразы становились анекдотами, плюс многие шутки с актрисой в главной роли поклонники придумали за нее. В итоге и сегодня люди, не видевшие ни одного фильма с участием Раневской, точно используют в быту пару-другую ее цитат.

О мнениях

Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.

Если бы Фанни Фельдман прислушивалась к мнению окружающих, она бы никогда не стала великой Фаиной Раневской. В пятнадцать лет, еще не победив заикание, она ушла из дома, потеряла приданое, отцовское содержание и вообще какую-либо помощь со стороны родных, чтобы стать актрисой. Осуждение семьи ее не остановило. На мнение критиков, которые считали, что Фанни нечего делать в профессии, она и вовсе не обращала внимание.

Читай также: «Большим девочкам нужны большие бриллианты» – уроки соблазнения от Элизабет Тейлор >>>>>

Нам всем стоит взять пример с Раневской – и начать прислушиваться прежде всего к себе. Тебя все еще расстраивают язвительные фразы «заклятых подружек» и комментарии в Инстаграме? Ты начинаешь сомневаться в себе каждый раз, когда слышишь «ты этого не сможешь»? Вспоминай совет Раневской – и прекращай это!

О пафосе

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.

В быту и общении Раневская была очень неприхотливой. Буквально занашивала платья до дыр, а к людям относилась без снобизма и легко принимала в свой круг. Но удержаться рядом с ней было непросто, хотя бы потому, что Фаина Георгиевна категорически не воспринимала пафос.

Относиться менее серьезно в себе и с меньшей претензией к окружающим – залог здоровой самооценки и отношений. В конце концов, лейблы и статус немного стоят, если за ними не скрывается настоящий человек.

О гедонизме

Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.

Актриса прекрасно знала, о чем говорит. Она умела получать удовольствие от жизни. Главными слабостями Фаины Георгиевны были ароматические ванны и великолепный кофе, чаще она их совмещала. Раневская старалась себя баловать. В конце концов, согласно другому ее высказыванию: «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение».

Читай также Полюби себя – и полюбят другие: 5 шагов к высокой самооценке >>>>>

Сегодня любой психолог скажет, что устраивать себе праздники необходимо. Даже небольшое удовольствие снимает стресс, ослабляет излишний самоконтроль и примиряет с окружающими. Составь список своих маленьких радостей и в любой непонятной ситуации обращайся к одной из них – а в особо сложных случаях ко всем сразу.

О работе на собой

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

В молодости Раневская заикалась, пугалась зрителей и говорила с таганрогским говором. Чтобы стать актрисой, ей пришлось приложить немало усилий. Она хорошо усвоила уроки малаховского Летнего театра, в котором начинала, и кочевых постреволюционных театров. Принципы Фанни были простыми: она говорила, что глупо оставаться «такой, как есть», над собой надо работать.

Читай также: Начни с себя – 5 признаков, что в жизни надо что-то менять >>>>>

Наша жизнь – это постоянное самосовершенствование. В детстве мы развиваемся «естественно» – нам хочется вырасти и все уметь. Нас учит школа, воспитывают родители, готовит институт. Выбравшись во взрослую жизнь, многие думают, что теперь можно остановиться. Ошибка! Развиваться надо всегда, у самообразования нет «пенсионного возраста» – нужно только найти мотивацию в себе. Ну, или в цитатах великих.

Об успехе

Успех – единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

Как актриса Раневская, без сомнения, состоялась. И дело не только в наградах и официальных регалиях, важнее была зрительская любовь. Мачеха в «Золушке», Ляля в «Подкидыше», таперша в «Александре Пархоменко» – в кино ходили, чтобы пересмотреть несколько минут с ее участием, послушать саркастичный грудной голос. Раневская была образчиком профессионального успеха – и не любила его.

Ведь вместе с успехом приходит зависть и меняется круг общения. Всем светским выходам и преклонению актриса предпочитала компанию старых друзей, хорошей книги и верного пса Мальчика. И, несмотря на всесоюзную славу и острословие, оставалась очень скромным человеком.

Макс Усачев

Фаина Георгиевна Раневская

Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику.

Фаина Георгиевна Раневская

Фаина Георгиевна Раневская,
1929 год

Статья в Википедии

Медиафайлы на Викискладе

Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урождённая Фаи́на Ги́ршевна Фе́льдман; 27 августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — советская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1961), трижды лауреат Сталинской премии (1949, 1951, 1951).

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Цитаты

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

  • 8 марта — мое личное бедствие. С каждой открыткой в цветах и бантиках вырываю клок волос от горя, что я не родилась мужчиной.

Б

  • Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.
  • Бог мой, как я стара — я ещё помню порядочных людей!
  • Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
  • Больше всего в жизни я любила влюбляться.
  • Была сегодня у врача «ухо-горло-жопа»

В

  • В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.
  • В Москве можно выйти на улицу одетой как Бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение — это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная «скупость» — ибо в бедность никто не верит. — 1949 г.
  • В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернётесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает. — В ответ проходящему молодому человеку, который на улице толкнул Раневскую и обругал.
  • В старости главное — чувство достоинства, а его меня лишили.
  • В театр хожу, как в мусоропровод: фальшь, жестокость, лицемерие, ни одного честного слова, ни одного честного глаза! Карьеризм, подлость, алчные старухи!
  • В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части.
  • В чём вас можно будет увидеть, Фаина Георгиевна? — В гробу!
  • — Вам никогда не говорили, что вы похожи на Бриджит Бардо? — Нет, никогда. — И правильно, что не говорили.
  • Вас не смущает, что я курю? — Когда администратор театра увидел её в гримерке абсолютно голой.
  • Воспоминания — это богатства старости.
  • Всё приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
  • Всё сбудется, стоит только расхотеть.
  • Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
  • Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.
  • Вторая половинка есть у мозга, попы и таблетки. А я изначально целая.
  • Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  • — Вы по-прежнему молоды и прекрасно выглядите. — Я не могу ответить вам таким же комплиментом! — А вы бы, как и я, соврали!

Г

  • Главное — живой жизнью жить, а не по закоулкам памяти шарить.
  • Главное в том, чтоб себя сдерживать — или я, или кто-то другой так решил, но это истина. С упоением била бы морды всем халтурщикам, а терплю. Терплю невежество, терплю враньё, терплю убогое существование полунищенки, терплю и буду терпеть до конца дней. Терплю даже Завадского.
  • Говорят, что герой не тот, кто побеждает, а тот, кто смог остаться один. Я выстояла, даже оставаясь среди зверей, чтобы доиграть до конца. Зритель ни в чем не виновен. Меня боятся… — Театр им. Моссовета, 1955 г.
  • — Говорят, что этот спектакль не имеет успеха у зрителей? — Ну, это еще мягко сказано, — заметила Раневская. — Я вчера позвонила в кассу, и спросила, когда начало представления. — И что? — Мне ответили: «А когда вам будет удобно?»
  • Грустной жопой радостно не пукнешь.

Д

  • Дамы, не худейте. Оно вам надо? Уж лучше к старости быть румяной пышкой, чем засушенной мартышкой!
  • Даже за самым красивым павлиньим хвостом скрывается самая обычная куриная жопа. Так что, меньше пафоса, господа.
  • Деньги съедены, а позор остался. — О своих работах в кино.
  • Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли. — На съёмках фильма «Золушка».
  • Для меня всегда было загадкой — как великие актёры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком. Как бы растолковать, бездари: никто к вам не придёт, потому что от вас нечего взять. Понятна моя мысль неглубокая?
    • (Вариант). Как бы растолковать бездарю: никто к вам не придёт, потому что от вас нечего взять. Понятна вам мысль моя неглубокая?
  • Для меня каждый спектакль мой — очередная репетиция. Может быть поэтому я не умею играть одинаково. Иногда репетирую хуже, иногда лучше, но хорошо — никогда.
  • Думайте и говорите обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?
  • Душа не жопа — высраться не может.

Е

  • Еврей ест курицу, когда он болен или когда курица больна.
  • Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  • Если бы я вела дневник, я бы каждый день записывала одну фразу: «Какая смертная тоска», и всё. Я бы ещё записала, что театр стал моей богадельней, а я ещё могла бы что-то сделать.
  • Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга — «Судьба — шлюха».
  • Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне знает всё, а я о ней ничего.
  • Если женщина идёт с опущенной головой — у неё есть любовник! Если женщина идёт с гордо поднятой головой — у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у неё есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!
  • Есть люди, в которых живёт Бог; есть люди, в которых живёт Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.
  • Есть люди, хорошо знающие, «что к чему». В искусстве эти люди сейчас мне представляются бандитами, подбирающими ключи.
  • Есть можно что угодно и когда угодно, но только голой и стоя перед зеркалом.
  • Если ты ждёшь, что кто-то примет тебя «таким, как ты есть», то ты просто ленивое мудло. Потому что, как правило, «такой, как есть» — зрелище печальное. Меняйся, скотина. Работай над собой. Или сдохни в одиночестве.

Ж

  • Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, — требует капризная молодая актриса. — Всё будет настоящим, — успокаивает её Раневская. — Всё: и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем.
  • Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  • Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.
  • Жизнь бьёт ключом… по голове!
  • Жизнь моя… Прожила около, всё не удавалось. Как рыжий у ковра.
  • Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.
  • Жизнь — это затяжной прыжок из утробы матери в могилу.
  • Жизнь — это небольшая прогулка перед вечным сном.
  • Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
  • Женщины — это не слабый пол, слабый пол — это гнилые доски.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
  • Живу только собой — какое самоограничение.

З

  • Запомни на всю жизнь — надо быть такой гордой, чтобы быть выше самолюбия.
  • — Звонок не работает, как придёте, стучите ногами. — Почему ногами? — Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!
  • Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  • Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.

И

  • И что только не делает с человеком природа! И это всё без наркоза!
  • Или я старею и глупею, или нынешняя молодёжь ни на что не похожа! Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чём они спрашивают.

К

  • Каждый волен распоряжаться своей жопой, как ему хочется. Поэтому я свою поднимаю и уёбываю. — На партсобрании в театре Моссовета, на котором обсуждалось немарксистское поведение одного именитого актёра, обвинённого в гомосексуализме.
  • — Как ваша жизнь, Фаина Георгиевна? — Я вам ещё в прошлом году говорила, что говно. Но тогда это был марципанчик.
  • Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актёров.
  • Как я завидую безмозглым!
  • Какой печальный город. Невыносимо красивый и такой печальный с тяжело-болезнетворным климатом. — Ленинград, 1960 г.
  • Кино — заведение босяцкое.
  • Книгу писала 3 года, прочитав, порвала. Книги должны писать писатели, мыслители или же сплетники.
  • Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.
  • Когда мне снится кошмар — это значит, я во сне снимаюсь в кино.
  • Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.
  • Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается.
  • Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».
  • Красивые люди тоже срут.
  • Критикессы — амазонки в климаксе.
  • Кто бы знал моё одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной…
  • Когда Фаину Георгиевну спросили, какие, по её мнению, женщины склонны к большей верности — брюнетки или блондинки, она не задумываясь ответила: «Седые!»
  • Как бы разъяснить… Мата я не стесняюсь, свободно им пользуясь при всех. В лексиконе моём любимое слово — «жопа». А не «отлично». — В ответ на вежливый приветственный вопрос журналистки: «Как дела?»)

Л

  • Лесбиянство, гомосексуализм, садизм, мазохизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
  • Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
  • Люди как свечи, либо горят, либо в жопу их.

М

  • — Милочка, я возьму с собой «Идиота», чтобы не скучать в троллейбусе! — К/ф «Весна», в роли Маргариты Львовны, домработницы.
  • Мне всегда было непонятно: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
  • Мне иногда кажется, что я ещё живу только потому, что очень хочу жить. За 53 года выработалась привычка жить на свете. Сердце работает вяло и всё время делает попытки перестать мне служить, но я ему приказываю: «Бейся, окаянное, и не смей останавливаться».
  • Мне осталось жить всего сорок пять минут. Когда же мне всё-таки дадут интересную роль?
  • Многие получают награды не по способности, а по потребности.
  • Моё богатство, очевидно, в том, что мне оно не нужно.
  • Моя любимая болезнь — чесотка: почесался и ещё хочется. А самая ненавистная — геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать.
  • «Мои похоронные причиндалы» — говорила Фаина Георгиевна о своих наградах.
  • Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу.

Н

  • На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.
  • Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
  • Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это её муж.
  • Не имей сто рублей, а имей двух грудей!
  • Ненавижу, когда блядь строит из себя невинность!
  • Нет болезни мучительнее тоски.
  • Ничего кроме отчаянья от невозможности что-либо изменить в моей судьбе.
  • Ничто так не даёт понять и ощутить своего одиночества, как когда некому рассказать сон.
  • Ночью болит всё, а больше всего совесть.
  • …Ну и лица мне попадаются, не лица, а личное оскорбление!
  • Ну эта, как её… Такая плечистая в заду…

О

  • Орфографические ошибки в письме — как клоп на манишке.
  • Одиноко. Смертная тоска. Мне 81 год… Сижу в Москве, лето, не могу бросить псину. Сняли мне домик за городом и с сортиром. А в мои годы один может быть любовник — домашний клозет.
  • Одиночество как состояние не поддается лечению.
  • Одиночество — это когда дома есть телефон, а звонит только будильник.
  • Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать.
  • Он умрёт от расширения фантазии. (о Юрии Завадском)
  • Оптимизм — это недостаток информации.
  • Отвратительные паспортные данные. Посмотрела в паспорт, увидела, в каком году я родилась, и только ахнула.
  • — Ох, вы знаете, у Завадского такое горе! — Какое горе? — Он умер.
  • Ох уж эти несносные журналисты! Половина лжи, которую они распространяют обо мне, не соответствует действительности.
  • — Очень сожалею, Фаина Георгиевна, что вы не были на премьере моей новой пьесы, — похвастался Раневской Виктор Розов. — Люди у касс устроили форменное побоище! — И как? Удалось им получить деньги обратно?

П

  • Паспорт человека — это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты можешь жить, как восемнадцатилетняя.
  • «Перпетум кобеле». — О режиссёре З.
  • — Пионеры, идите в жопу! — Когда её окружила толпа детей с радостными возгласами: «Муля! Муля!»
  • — ПиОнЭры, возьмитесь за руки и идите в жопу! — Когда пионеры-тимуровцы пришли к ней домой, помогать как престарелой.
  • Пипи в трамвае — всё, что он сделал в искусстве!
  • Питаться в одиночку так же противоестественно, как срать вдвоём!
  • Погода ваша меня огорчила, у нашей планеты явный климакс, поскольку планета — дама! — Из письма А. Щеглову в Кабул, 1983.
  • Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.
  • Получаю письма: «Помогите стать актёром». Отвечаю: «Бог поможет!»
  • Поняла, в чём моё несчастье: скорее поэт, доморощенный философ, «бытовая» дура — не лажу с бытом! Деньги мешают и когда их нет, и когда они есть. Вещи покупаю, чтобы их дарить. Одежду ношу старую, всегда неудачную. Урод я.
  • После спектакля, в котором я играю, я не могу ночью уснуть от волнения. Но если я долго не играю, то совсем перестаю спать.
  • После спектакля Раневская часто смотрела на цветы, корзину с письмами, открытками и записками, полными восхищения — подношения поклонников её игры — и печально замечала: — Как много любви, а в аптеку сходить некому.
  • Посредственность всегда так говорит о себе: «Сегодня я играл изумительно, как никогда! Вы знаете, какой я скромный? Вся Европа знает, какой я скромный!»
  • Похороны — спектакль для любопытствующих обывателей.
  • — Почему вы кочевали из театра в театр? — Искала святое искусство. — Нашли? — Да! В Третьяковской галерее.
  • — Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта? — Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем глупых.
  • Почему все дуры такие женщины?
  • Принесли собаку, старую, с перебитыми ногами. Лечили её добрые собачьи врачи. Собака гораздо добрее человека и благороднее. Теперь она моя большая и, может быть, единственная радость. Она сторожит меня, никого не пускает в дом. Дай ей Бог здоровья!
  • Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
  • Птицы ругаются, как актрисы из-за ролей. Я видела как воробушек явно говорил колкости другому, крохотному и немощному, и в результате ткнул его клювом в голову. Всё как у людей.
  • Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

Р

  • Ребёнка с первого класса школы надо учить науке одиночества.

С

  • Самое страшное, это когда человек уже принадлежит не себе, а своему распаду.
  • Сегодняшний театр — торговая точка. Контора спектаклей… Это не театр, а дачный сортир. Так тошно кончать свою жизнь в сортире.
  • Сегодняшняя молодёжь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней.
  • Сейчас актеры не умеют молчать, а кстати, и говорить!
  • Сейчас все считают, что могут быть артистами только потому, что у них есть голосовые связки.
  • Сейчас долго смотрела фото — глаза собаки человечны удивительно. Люблю их, умны они и добры, но люди делают их злыми.
  • Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать, он говорит так: очень хочется выжить, чтобы посмотреть, что будет потом. Как будто если бы не это, он немедленно был бы готов лечь в гроб.
  • Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.
  • Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.
  • Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть.
  • Сложно быть гением среди козявок.
  • Сняться в плохом фильме — всё равно что плюнуть в вечность.
  • Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт.
  • Спутник славы — одиночество.
  • Стараюсь припомнить, встречала ли в кино за 26 лет человекообразных?
  • Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
  • Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.
  • Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
  • Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я всё живу. Бирман — и та умерла, а уж от неё я этого никак не ожидала.
  • Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и склочницы, и негодяйки, а к старости надо добреть с утра до вечера!
  • Страшно грустна моя жизнь. А вы хотите, чтобы я воткнула в жопу куст сирени и делала перед вами стриптиз.
  • Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить! — Конец 1970-х.

Т

  • Такая задница называется «жопа-игрунья» — О проходящей даме. «А с такой жопой надо сидеть дома!» — О другой.
  • Талант — как бородавка. Либо он есть, либо его нет.
  • Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
  • Театр катится в пропасть по коммерческим рельсам. Бедный, бедный К. С.
  • Теперь, в старости, я поняла, что «играть» ничего не надо.
  • Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы её не было… Лучше бы память навсегда убить.
  • Тот слепой, которому ты подала монетку, не притвора, он действительно не видит. — Почему ты так решила? — Он же сказал тебе: «Спасибо, красотка!»
  • …Тошно от театра. Дачный сортир. Обидно кончать свою жизнь в сортире.

У

  • У меня хватило ума прожить жизнь глупо.
  • У него голос, словно в цинковое ведро ссыт!
  • У неё не лицо, а копыто.
  • У этой актрисы жопа висит и болтается, как сумка у гусара.
  • Угнетает гадость в людях, в себе самой — люди бегают, носятся, скупают, закупают, магазины пусты — слух о денежной реформе — замучалась долгами, нищетой, хожу как оборванка «Народная артистка». К счастью, мне очень мало надо.
  • Узнав, что её знакомые идут сегодня в театр посмотреть её на сцене, Раневская пыталась их отговорить: — Не стоит ходить: и пьеса скучная, и постановка слабая… Но раз уж всё равно идёте, я вам советую уходить после второго акта. — Почему после второго? — После первого очень уж большая давка в гардеробе.
  • Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.
  • Уясните раз и навсегда, что характер вашей женщины — это отражение вашего к ней отношения. Для непонятливых: это не она стерва, это ты мудачьё.

Ф

  • — Фаина Георгиевна, как ваши дела? — Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью — повидло.

Х

  • «Хотелось бы мне иметь её ноги — у неё были прелестные ноги! Жалко — теперь пропадут». — Обсуждая только что умершую подругу-актрису.
  • Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.

Ц

  • Цинизм. Ненавижу за его общедоступность.

Ч

  • Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.
  • Четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актёры играли как никогда.
  • Читаю Даррелла, у меня его душа, а ум курицы. Даррелл писатель изумительный, а его любовь к зверью делает его самым мне близким сегодня в злом мире.
  • Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
  • Чтобы получить признание — надо, даже необходимо — умереть.

Ш

  • Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать!

Э

  • Эпикур говорил — хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался.
  • Эта дама уже столько веков восхищает человечество, что может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление. (На высказанное мнение «На меня Сикстинская Мадонна впечатления не производит».)
  • Эти новаторы погубили русский театр. С приходом режиссуры кончились великие актеры, поэтому режиссуру я ненавижу (кроме Таирова). Они показывают себя.
  • Этим ограничивается моя слава — «улицей» — а начальство не признаёт. Всё, как полагается в таких случаях.
  • Это не театр, а дачный сортир. В нынешний театр я хожу так, как в молодости шла на аборт, а в старости рвать зубы. Ведь знаете, как будто бы Станиславский не рождался. Они удивляются, зачем я каждый раз играю по-новому.

Я

  • — Я была вчера в театре, — рассказывала Раневская. — Актёры играли так плохо, особенно Дездемона, что когда Отелло душил её, то публика очень долго аплодировала.
  • Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.
  • Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это «Муля, не нервируй меня» идёт» — Из разговора с Агнией Барто.
  • Я верю в Бога, который есть в каждом человеке. Когда я совершаю хороший поступок, я думаю, это дело рук Божьих.
  • — Я вчера была в гостях у N. И пела для них два часа… — Так им и надо! Я их тоже терпеть не могу!
  • Я — выкидыш Станиславского.
  • Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.
  • Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.
  • Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой – морда становится меньше, но грустнее.
  • Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
  • Я, как яйца, участвую, но не вхожу.
  • Я не верю в духов, но боюсь их.
  • Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
  • — Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу — потому что у меня его никогда не было. — Так что же, значит, у вас совсем нет никаких недостатков? — В общем, нет. Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю…
  • — Я обожаю природу. — И это после того, что она с тобой сделала?
  • Я обязана друзьям, которые оказывают мне честь своим посещением, и глубоко благодарна друзьям, которые лишают меня этой чести. У них у всех друзья такие же, как они сами, — контактны, дружат на почве покупок, почти живут в комиссионных лавках, ходят друг к другу в гости. Как я завидую им — безмозглым!
  • Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!..
  • Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо… И в театре тоже. Кладбище несыгранных ролей. Все мои лучшие роли сыграли мужчины.
  • Я сегодня играла очень плохо. Огорчилась перед спектаклем и не могла играть: мне сказали, что вымыли сцену для меня. Думали порадовать, а я расстроена, потому что сцена должна быть чистой на каждом спектакле.
  • Я теперь понимаю почему презервативы белого цвета! Говорят, белое полнит…
  • Я уже так стара, что стала забывать собственные мемуары.
  • Я часто думаю о том, что люди ищущие и стремящиеся к славе не понимают, что в так называемой «славе» гнездится то самое одиночество, которого не знает любая уборщица в театре. Это происходит оттого, что человека, пользующегося известностью, считают счастливым, удовлетворенным, а в действительности всё наоборот. Любовь зрителя несёт в себе какую-то жестокость… Однажды после спектакля, когда меня заставили играть «по требованию публики» очень больную, я раз и навсегда возненавидела «свою славу».
  • Захаров И. «Фаина Раневская. Случаи. Шутки. Афоризмы» — М.: Издательство Захаров, 2002.
  • Щеглов А. «Фаина Раневская. Вся жизнь.» — М.: Издательство Захаров, 2005.
  • Гейзер М. М. Фаина Раневская. — Москва: «Молодая гвардия», 2010.

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Есть люди в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.

Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить…

Я себя чувствую, но плохо.

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

Красивые люди тоже срут.

Нет полных женщин, есть тесная одежда

Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу.

Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.

Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.

Я, как яйца, участвую, но не вхожу.

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

Жизнь — это затяжной прыжок из п…зды в могилу.

Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть.

Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.

Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.

Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким…

Жизнь — это небольшая прогулка перед вечным сном.

Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

Мужики от начала дней до их конца за сиськой тянутся.

В моем тучном теле сидит очень даже стройная женщина, но ей никак не удается выбраться наружу. А учитывая мой аппетит, для нее, похоже, это пожизненное заключение.

Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.

Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.

Женщины – это не слабый пол, слабый пол – это гнилые доски.

Оптимизм — это недостаток информации.

Я ведь еще помню порядочных людей… Боже, какая я старая!

Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

У меня хватило ума прожить жизнь глупо.

Питаться в одиночку так же противоестественно, как срать вдвоем!

Душа — не ж*па, высраться не может.

Вы знаете, милочка, что такое говно? Так оно по сравнению с моей жизнью — повидло.

Все сбудется, стоит только расхотеть

Когда Фаине Георгиевне сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова «жопа», она ответила — странно, слова нет, а жопа есть…

— Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок.
— Как вы это определили?
— Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, — объяснила Фаина Георгиевна.

— Старость, — говорила Раневская, — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

Фаина, — спрашивает ее старая подруга, — как ты считаешь, медицина делает успехи?
— А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а Теперь достаточно язык показать.

Раневская стояла в своей грим-уборной совершенно голая. И курила. Вдруг К ней без стука вошел директор-распорядитель театра имени Моссовета Валентин Школьников. И ошарашено замер. Фаина Георгиевна спокойно спросила: Вас не шокирует, что я курю?

Звезданутые посредственности

Если в первом случае в 1958 году страну потрясли некрасивые поступки не просто футболистов, а выдающихся спортсменов, принесших славу великолепной сборной СССР, одной из лучших на планете, то сейчас страну взбудоражили посредственные спортсмены, которые хотя и достучались до ворот сборной, но своими там так и не стали, славу ей не принесли.

Если Стрельцов и Иванов были еще совсем юнцами, 20 и 23 лет от роду, то наши сегодняшние «герои» заметно старше (27 и 30), матерее, уже главы семейств и даже отцы.

Есть и более существенные различия. Советские футболисты были спортсменами государственными, то есть деньги им за работу ногами и головой платила страна, наш народ, госказна, заводы, ведомства, даже колхозы и совхозы. И каждый гражданин страны советов мог хотя бы в моральном аспекте требовать от них отчета за свои действия, требовать от имени государства. К тому же от имени государства, его народов, спортсменам с малых лет прививали чувство патриотизма, преданности идеалом, своим клубам.

Переходы из команды в команду были редки, вызвали недоумение и даже возмущение. И уж никому из игроков не могло прийти в голову сделать такое заявление, которое ляпнул бывший игрок «Зенита» Игорь Денисов, сообщивший «что у него нет мотиваций» играть за «Зенит», мол, платят мало. Заявил и просто не вышел на поле в очередном матче в составе того самого «Зенита», где он стал футболистом в своем родном Ленинграде.

Ни у одного советского футболиста не хватило бы бессовестности сделать что-то подобное прилюдно. От стыда бы сгорел. Вот здесь я подхожу к тому главному, что различает мысли, нравственные и моральные критерии, спортсменов двух разных стран — СССР и сегодняшней России.

Это громадные и часто несправедливые деньги, которые буквально валятся в карманы многих футболистов, уродуют и калечат их психику, души. Почти на всех футбольных матчах, а я страстный болельщик, когда какая-то команда не «выкладывается» в игре, слышны ироничные возгласы болельщиков: «Миллионеры, давайте, двигайтесь быстрее».

Миллионеры в трусах на это реагируют слабо. Они продолжают не бегать, а просто передвигаться по полю, зато свои халявные миллионы щедро тратят на шикарные машины, пропивают. Более 2 миллионов рублей Кокорин и Мамаев грохнули в тех самых попойках, где свершились выше указанные драки. По самым спокойным оценкам, облик сих героев мерзок и мелок.

Кулаки, мат, дебош, кальяны, бросанье стульев, пьяная дурь — органические составляющие жизни футболистов, мнящих себя россиянами. Хотя бы юридически. И мне стало понятно, почему так взбудоражились, возмутились, общественность страны, болельщики — от деяний совсем не великих спортсменов. Им просто всем надоело и обрыдло наблюдать, как обожравшиеся деньгами футболеры поганят свои команды, саму суть понятия «спортсмен», позорят свои, пусть неяркие, имена, демонстрируя, как же низок, ниже плинтуса, их моральный и духовный уровень, где нет места культуре, воспитанию, знаниям, достоинству и чести.

Мощной волне возмущения способствовало и то, что проступки Кокорина и Мамаева были совершены на фоне вспыхнувшего у россиян интереса к футболу, его лидерам, истинно народной любви к таким игрокам, как Сергей Игнашевич, Игорь Акинфеев, Денис Черышев, Артем Дзюба… Чемпионат мира 2018 года вернул Россию в ранг футбольной державы, дал могучий импульс дальнейшему развитию этого спорта, самого любимого и массового. Иначе как «ложкой дёгтя» пьяные и тупые деяния, которые острословы уже окрестили как «мамаево кокорище» я назвать не могу.

Конечно, уже появились у наших антигероев и защитники. Первым делом это профессионалы, то бишь адвокаты, второе — представители спортивной общественности, жалеющие «оступившихся ребят».

Уже звучат просьбы не прогонять их из клубов, дать возможность исправиться и т. д. и т. п.

Мне сразу же вспоминается Марк Твен и его «Том Сойер», в котором великий писатель с беспощадной иронией бичует тех, кто готов был со слезами и воплями оправдать любым способом негодяя индейца Джо.

История повторяется все века в разных ракурсах человеческих судеб, возможно, найдут приглашенные и непрошенные защитники Кокорина и Мамаева, как принято говорить, смягчающие обстоятельства, даже оправдают их. Но никто не сможет сделать этих ребят воспитанными и благородными, вежливыми и терпимыми, чуткими и добрыми, знающими и мыслящими. И никто не сделает из посредственных, ни к чему не стремящихся спортсменов, асов футбола, народных любимцев. Вот это и есть настоящая трагедия, которую, скорее всего, пока не сознают ни Мамаев, ни Кокорин.