Почему мы видим цвета?

ОПРОС: Почему курицы перешли через дорогу?
ОТВЕТЫ:
УЧИТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА: Чтобы перейти на другую сторону.
ПЛАТОH: В поисках лучших условий.
АРИСТОТЕЛЬ: Это в природе куриц — переходить через дорогу.
КАРЛ МАРКС: Это было исторически неизбежно.
САДДАМ ХУСЕЙH: Это был не спровоцированный акт восстания и то, что мы
сбросили на них 50 тонн нервно-паралитического газа, было вполне
обоснованно.
ДЖЕК HИКОЛСОH: Потому что они, блин, этого хотели. Вот в чем, блин,
причина.
РОHАЛЬД РЕЙГАH: Я забыл.
ГИППОКРАТ: Из-за избыточного содержания желчи в поджелудочной железе.
МАРТИH ЛЮТЕР КИHГ: Я представляю себе мир, в котором все курицы будут
свободно переходить через улицы и никто не будет спрашивать, зачем они
это сделали.
МОИСЕЙ: И Бог сошел с небес и сказал курицам — вы должны перейти дорогу.
И курицы перешли дорогу и отметили это событие большим праздником.
ФОКС МАЛДЕР: Вы видели их переходящими улицу своими собственными
глазами. Сколько еще куриц должно перейти улицу, чтобы вы поверили в
это?
ФРЕЙД: То, что вы все озабочены на переходе куриц через дорогу, выявляет
ваши скрытые сексуальные комплексы.
БИЛЛ ГЕЙТС: Я только что осуществил релиз нового Курячьего Офиса 2000,
который не только переходит дорогу, но и откладывает яйца, упорядочивает
размещение Ваших файлов и оплачивает Ваши счета
ДАРВИH: Курицы в течение долгого периода времени прошли через
естественный отбор таким образом, что они генетически предрасположены
переходить улицы.
ЭЙHШТЕЙH: Курицы переходили дорогу или дорога двигалась под курицами —
зависит от вашей точки восприятия.
БУДДА: Представьте себя курицей и задайте себе этот вопрос.
ЭРHСТ ХЕМИHГУЭЙ: Чтобы сдохнуть. Промокнуть под дождем и сдохнуть

2003г. Каждый человек по-своему излучает тепло люб

Легенда-
1.Совокупность условных знаков и пояснений
к плану, рисунку, карте и т. д. (Энцикл.)
В дневнике отмечены события постепенного осмысления земного бытия человека,
на тропе Божией. Изучая Святые Писания, вдруг замечаешь, что мир, воспринимаемый
нами с материалистической точки зрения, отличен от понимания духовного невидимого мира.
Даже самые привычные слова – добродушный, великодушный вдруг открывают иное понимание…
1. Я обижаюсь на замечания, какие-то обвинения, начинаю оправдываться. Значит, я начинаю отстаивать свое видение мира, свою точку зрения.
Но у каждого свое видение мира. И каждый по-своему воспринимает события. Следовательно, я должна выслушать мнение других, увидеть иную позицию, принять замечание без обиды, просто как другую точку зрения.
Не нужно оправдываться, навязывать свою точку зрения.
Тогда что – каждый остается при своих интересах? Компромисс? Но не в каждой семье это получается. В основном, кто-то подавляет. А как узнать, где истина? Кто выше по эволюции? И кому необходимо изменить свое мнение в свою же пользу?
2. Каждый человек по-своему излучает тепло любви. Не нужно требовать любить себя, обижаться, что не любят.
Любят тебя, пока ты улыбаешься, заботишься, даришь ласку. Как только начинаешь брюзжать, перестаешь улыбаться – тебя перестают любить. Поддерживай любовь к себе своею теплотою и светом, исходящим от твоей души, от сердца.
3. Я поняла, что все слова – это определенные состояния, которые можно почувствовать. Состояния неизреченные, их можно только ощущать, а ощущать можно, если только настраиваешься на них.
Я подумала, если каждое слово имеет свою сущность, т.е. является состоянием, то каждое состояние имеет свои свойства и качества. Слово, как состояние, как самостоятельная сущность обладает определенными свойствами, способностями, которые производят определенный результат – качество.
Я взяла слово – Любовь. Любовь дает нам счастье, покой, умиротворение – это качества. А свойства Любви? Терпимость, понимание, уважение, смирение, вера, надежда – это свойства Любви.
Выходит, что мы, как квартиру, обставляем свое внутреннее пространство (сердечное. мысленное), словами-сущностями-состояниями. Слова составляют наш образ жизни. Значит, какой багаж слов я беру себе по жизни. Так и живу? Стало очень неуютно. Я не о матах. Но в жизни часто ропщешь, жалуешься. Выходишь из терпения, выходишь из себя – и в этот момент со мной уже слова возмущения, гнева, раздражительности: т.е. в этот момент сбегается нечисть, духи, оживотворяющие такие состояния.
Сила Слова-Бога
Слово мира и любви
Чаще людяи говори.
Бога мира призови.
Мира Ангелов прими.
С ними дружбу веди,
Словом злым не гони.
Слово зла – сатана:
Падших ангелов ведет.
Силой слова злого
В кабалу тебя влечет.
И уж бесы слова-зла
Стали близкие друзья.
Отошли слова добра.
Всех теперь укоряешь.
В неприятностях своих
Обвиняешь ты других.
Но послушай ты себя…
Отгони слова ты зла.
И на помощь поспешат
Силы Ангелов добра.
Когда тяжко – посмотри:
Ты взываешь о любви.
Просишь Бога поспешить,
И спасение явить.
И твои слова добра
Побеждают силу зла.
Снова Ангелы пришли –
От себя их не гони.
Их в сотрудники прими.
Все дела свои веди
Силой Ангелов добра,
Силой Слова Божия.
Раздели свои слова,
На два фронта раздели.
И поставь слова добра:
Это Ангелы твои,
Против силы слова зла.
Победят слова добра.
И с победой мир придет,
Радость в жизни принесет.
(2011 г.)

Чёрный цвет

Запрос «Чёрный» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Чёрный

HEX

RGB¹ (r, g, b)

(0, 0, 0)

CMYK (c, m, y, k)

(0, 0, 0, 100 †)

HSV² (h, s, v)

(-°, -%, 0%)

  1. Нормализовано к
  2. Нормализовано к

Чёрная кошка на чёрном фоне

Чёрный — тон, отсутствие светового потока от объекта. В системе RGB обозначается как #000000. Оттенки чёрного цвета именуются серым цветом. Чёрный цвет является ахроматическим цветом, то есть цветом без оттенка, подобно белому и серому. Он часто используется символически или фигурально для обозначения тьмы, а белый — для света. Чёрное и белое часто использовались для описания противоположностей, таких как добро и зло, тёмные века против эпохи Просвещения и ночь против дня. Со времён средневековья чёрный цвет являлся символом торжественности и авторитета, и по этой причине его все ещё часто носят судьи, магистраты и др.

История

Чёрный был одним из первых цветов, который использовался художниками в наскальных рисунках во времена неолита. В XIV веке в большей части Европы его носили члены королевской семьи, духовенства, судьи и правительственные чиновники. Европейские правители видели в этом цвет силы, достоинства, смирения и сдержанности. К концу XVI века это был цвет, который носили почти все монархи Европы и их дворы.

В то время как чёрный цвет был цветом, который носили католические правители Европы, он был также символическим цветом протестантской Реформации в Европе и пуритан в Англии и Америке. Джон Кальвин, Филипп Меланхтон и другие протестантские богословы осудили богато окрашенные и украшенные интерьеры римско-католических церквей. Они видели в красном цвете, который носил Папа и его кардиналы, цвет роскоши, греха и человеческой глупости. В некоторых североевропейских городах толпы людей нападали на церкви и соборы, разбивали витражи и портили статуи и украшения. В протестантской доктрине одежда должна была быть умеренной, простой и сдержанной. Яркие цвета были изгнаны и заменены черными, коричневыми и серыми; женщинам и детям было рекомендовано носить белое..

Во второй половине XVII века в Европе и Америке прошла эпидемия страха перед колдовством. Многие полагали, что дьявол появился в полночь на церемонии, называемой чёрной мессой или чёрной субботой, обычно в форме чёрного животного, часто козы, собаки, волка, медведя, оленя или петуха, в сопровождении их фамильярных духов, чёрной кошки, змеи и других чёрных существа. Отсюда широко распространилось суеверие о черных кошках и других чёрных животных. В средневековой Фландрии на церемонии, называемой Каттенштут (Kattenstoet), для отражения колдовства с колокольни Тканевого Зала Ипра были сброшены черные кошки.

Он стал цветом, который носили английские романтические поэты, бизнесмены и государственные деятели в XIX веке, и цвет высокой моды в XX веке. В Римской империи он стал цветом траура, и на протяжении веков он часто ассоциировался со смертью, злом, ведьмами и магией.

Согласно опросам, проведённым в Европе и Северной Америке, этот цвет чаще всего ассоциируется с трауром, концом, секретами, магией, силой, насилием, злом и элегантностью.

Черные чернила являются наиболее распространенным цветом, используемым для печати книг, газет и документов, поскольку они обеспечивают максимальный контраст с белой бумагой и, следовательно, самый л`гкий цвет для чтения. Точно так же чёрный текст на белом экране является наиболее распространенным форматом, используемым на экранах компьютеров.

Эталоны и образцы оттенков

Физические эталоны

Абсолютно чёрное тело — это физическое тело, которое при любой температуре поглощает всё падающее на него электромагнитное излучение во всех диапазонах. Таким образом, у абсолютно чёрного тела поглощательная способность (отношение поглощённой энергии к энергии падающего излучения) равна 1 для излучения всех частот, направлений распространения и поляризаций. Несмотря на название, абсолютно чёрное тело само может испускать электромагнитное излучение любой частоты и визуально иметь цвет. Спектр излучения абсолютно чёрного тела определяется только его температурой.

Близким к единице коэффициентом поглощения обладают сажа и платиновая чернь. Сажа поглощает до 99 % падающего излучения (то есть имеет альбедо, равное 0,01) в видимом диапазоне длин волн, однако инфракрасное излучение поглощается ею значительно хуже. Наиболее чёрное из всех известных веществ — изобретённая в 2014 году субстанция Vantablack, состоящая из параллельно ориентированных углеродных нанотрубок, — поглощает 99,965 % падающего на него излучения в диапазонах видимого света, микроволн и радиоволн.

Среди тел Солнечной системы свойствами абсолютно чёрного тела в наибольшей степени обладает Солнце. Максимум энергии излучения Солнца приходится примерно на длину волны 450 нм, что соответствует температуре наружных слоёв Солнца около 6000 K (если рассматривать Солнце как абсолютно чёрное тело).

Пигменты

  • Углерод различного происхождения: графит, сажа, жжёная кость
  • Марс чёрный

Получение смешанных красителей

Основная статья: CMYK

В типографии, для производства чернил и в других случаях нередко возникает необходимость синтезировать чёрный цвет, создав краситель, подходящий по другим физико-химическим свойствам (растворимость, светостойкость, сродство к заданному материалу поверхности и пр.) — путём смешивания нескольких красителей или пигментов. В частности, чёрный цвет можно получить по субтрактивной схеме при смешивании жёлтого, пурпурного и голубого красителей. Для производства растворимых чернил нередко используют смесь зелёного и красного красителей.

Старинные названия оттенков

  • Антрацитовый — насыщенно-чёрный, с сильным блеском. Как правило, этот цвет использовали при описании цвета глаз.
  • Аспидный — чёрно-серый, от названия сланца — аспида, применявшегося для изготовления учебных досок.
  • Бардадым — бытовое наименование короля чёрной масти в карточных азартных играх.
  • Бычьей крови — чёрный цвет с красным отливом.
  • Карамазый — черномазый, чернявый.
  • Клуши — чёрная карточная масть — пика.

В истории, культуре, искусстве, этнографии

Чёрный человек,
Чёрный, чёрный,
Чёрный человек
На кровать ко мне садится,
Чёрный человек
Спать не даёт мне всю ночь.

Чёрный цвет в истории государственной символики России сыграл весьма примечательную роль: в знаменитой Куликовской битве в 1380 г. русское войско князя Дмитрия Донского сражалось под стягом с образом Спаса Нерукотворного. Цвета стяга были чёрный и золотой.

В 1858 году, Указом императора Александра II от 11 июня 1858 года был введён черно-золотой-белый «флаг гербовых цветов». Первые полосы соответствовали чёрному государственному орлу в жёлтом поле. Нижняя полоса белая или серебряная соответствовали кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II. 28 апреля 1883 года Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Черно-жёлто-белый с этого момента считался династическим флагом царствующего дома Романовых.

В России чёрный был ещё и цветом анархистов — под чёрным знаменем воевали отряды Н. И. Махно.

В культурном контексте чёрный цвет, как правило, символизирует зло, что подтверждают такие, часто используемые, метафоры, как «чёрный день», «чёрный список», «чёрная полоса», «чёрная овца» и др.

Кроме того, в современной западной культуре чёрный цвет ассоциируется с сексуальностью, особенно женской: в частности, по этой причине популярно женское нижнее бельё этого цвета. Корни этого явления, возможно, следует искать в постулируемой в психоанализе и близким к нему направлениям философии связи между смертью (символическим выражением которой является чёрный цвет) и половым влечением, а также в популярном в западном обществе до XX века литературно-художественном образе представителей негроидной расы как сексуально распущенных и доступных (чёрное нательное бельё в этом случае могло рассматриваться как съёмная частица «чёрного» тела).

Крылатые выражения с чёрным

  • Чёрный юмор — особый вид юмора, в котором комический эффект достигается ниспровержением моральных ценностей, а смех вызывается тем, что в другой ситуации должно вызвать ужас. На высмеивании священных или неприкасаемых тем построена английская «чёрная комедия».
  • Нуар (от фр. noir — «чёрный») — литературный субжанр и направление в кинематографе.
  • Блэк-метал («чёрный метал») — музыкальный жанр.
  • Чёрный рыцарь — рыцарь в Средние века, который не имел при себе геральдических опознавательных знаков, что могло быть обусловлено либо отсутствием у рыцаря таковых, либо желанием скрыть собственную личность или личность своего сеньора.
  • Чёрная душа — говорят о коварном, недобром человеке.
  • Чёрная зависть — особенно ненавистное отношение к человеку, к его личным качествам, таланту, красоте, богатству. Именно чёрная зависть побуждает завистника делать злые поступки по отношению к этому человеку (например, Моцарт и Сальери).
  • Чёрная изба — тёплая часть крестьянской избы, с печью без дымохода (чёрной печью). В такой избе было много дыма, поэтому и называлась «чёрной».
  • Чёрная каша — другое название — русская каша, это круто сваренная гречневая каша.
  • Чёрная книга — так в XVIII столетии называли арифметику из-за её трудности.
  • Чёрная комедия — разновидность комедии, в которой едко высмеиваются злободневные, болезненные для общества и серьёзные темы.
  • Чёрная кость — о человеке, принадлежащем к низшему сословию.
  • Очернить — оклеветать кого-либо.
  • Чёрная смерть — о чуме, которая свирепствовала в средние века.
  • Чёрная страница — неудачное время или случай в жизни.
  • Чернедь — чернь, простой народ.
  • Чернобог — божество у славян. Изображался в виде зверя.
  • Черноборец — сборщик чёрной дани на Руси; чёрная дань — подушная подать.
  • Чёрное дело — плохое, нехорошее дело.
  • Чёрное духовенство — монашествующие священники.
  • Чёрное золото — о нефти.
  • Чёрное пятно — о чём-либо порочащем человека.
  • Чернокнижие — в старину: колдовство, основанное на знакомстве с нечистой силой. Колдун пользовался особыми, чёрными, колдовскими книгами. Чернокнижник — тот, кто занимался чернокнижием.
  • Чёрные береты — обозначение бойцов особого подразделения милиции — отрядов специального назначения (ОМОН).
  • Чёрные люди — тяглое население Руси, те, кто платил дань, тягло.
  • Чёрный двор — включённый в посадское тягло. По-другому, тяглый двор.
  • Чёрный передел — народническая организация во второй половине XIX века.
  • Чёрный рынок — торговля товарами и услугами, продажа которых запрещена или существенно ограничена.
  • Чёрный человек — символ господства тёмного начала в человеке, например у Пушкина персонаж поэмы Сергея Есенина.

Мифология, поверья и легенды

  • Чуваши животным чёрного цвета приписывают сверхъестественную силу. Считается, например, что ворон знает злонамеренность всех людей и каждый раз, когда он, каркая, пролетает над людьми, он тем самым предсказывает будущее, предупреждает о бедах. Если у матери-чувашки один за другим умирают малые дети, то новорождённому ребёнку, чтобы он остался в живых, дают имя какого-либо животного чёрной масти. По чувашским же поверьям, петух чёрной масти приносит счастье своему хозяину.
  • Люди в чёрном — городская легенда, распространённая в основном в США. Часто встречается в массовой культуре как элемент различных теорий заговоров, связанных с НЛО и похищением людей инопланетянами.
  • Самое знаменитое поверье с чёрным — это поверье о чёрном коте (кошке), перебегающем дорогу человеку. Особенно якобы плохо, если кошка бежала «за пазуху», то есть по направлению к застёжке на одежде. Чтобы «предотвратить несчастье», нужно пойти другой дорогой или хотя бы трижды сплюнуть через левое плечо и продолжить путь, сложив кукиш в кармане или держась за пуговицу. Русская народная примета гласит, что появление в доме чужого чёрного кота — предвестье беды. Было и такое поверье: во время грозы чёрный кот притягивает на себя молнию, поэтому его непременно выбрасывали на это время на улицу.

Символизм

  • Чёрный цвет часто является символом ухода от земных радостей, смерти, скорби, стресса, траура, неоднозначности, тайны и пугающей неизвестности («тайна покрытая мраком»).
  • В японской культуре чёрный — символ возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует ученичество, молодость. Чёрный цвет символизирует высший ранг во многих боевых искусствах (чёрный пояс).
  • В тюркской истории, топонимике чёрный «кара» означает понятие «великий», «большой», «непобедимый». Империя Караханидов — Великие (Чёрные) ханы, Кара-Кумы (не чёрные пески, а большая пустыня), Кара-Булак, Кара-калпак и даже сказочный «Кара-Бас Барабас» — в переводе «Чёрная голова» с тюркского.
  • Чёрный цвет в узелковой письменности инков кипу обозначал время. То есть на чёрных нитях записывалось «время», «срок», годы, исторические события, понятие «от начала чего-либо (например, от начала правления короля инков)»; чёрный цвет потому, что «кипу сообщало, сколько ночей прошло с момента того или иного события». Также — болезнь (при наличии ключа в главном шнуре). В археологических кипу этот цвет встречается только в комбинации с другими цветами.
  • В Средние века чёрная кошка была одним из атрибутов ведьмы. Суеверные люди и сейчас считают, что если чёрная кошка перейдёт дорогу, то это к несчастью.
  • Чёрный — традиционный цвет анархистов. Под чёрным знаменем воевали отряды Н. И. Махно во время Гражданской войны в России (1917—1922). История чёрного знамени восходит к временам Лионских восстаний (1831 и 1834 годы), когда восставшие красильщики использовали чёрный флаг в противовес монархическому флагу, где преобладал белый цвет.
  • Чёрный цвет ассоциируется с фашизмом, из-за фашистских отрядов в Италии (чернорубашечников) и одного из вариантов формы СС.
  • Чёрный цвет является, наряду с красным, жёлтым и зелёным, одним из панафриканских цветов, символизируя Африканский континент и его коренных жителей.
  • Традиционно во многих странах в чёрный цвет окрашиваются автомобили, выполняющие официально-представительские функции (хотя в южных республиках СССР чиновники ездили, наоборот, на белых машинах).

Религия

В христианстве считается, что вселенная была чёрной до того, как Бог создал свет. Во многих религиях говорится о том, что мир был создан из изначальной тьмы. В Библии свет веры и христианства часто противопоставляется тьме невежества и язычества. Христианского дьявола называют «князем тьмы».

Православные, католические и протестантские священники носят чёрные облачения. Чёрный в христианской символике противостоит белому. Он поглощает все цвета и свет, символизирует ад, удалённость от Бога. В православной иконописи чёрный поэтому используется крайне редко: в композиции «Распятие» под Голгофским крестом обнажается чёрная дыра в которой видна голова Адама — первого согрешившего человека; чёрным пишется пещера, из которой выползает змей, поражённый Георгием. В остальных случаях используется тёмно-красный, коричневый, иногда даже и синий. Например, чёрных коней изображали синим, чтобы избежать чёрного.

Однако символика чёрного цвета приобретает совершенно иное звучание в самой церковной жизни. Чёрный — цвет монашества. Монашество — это «церковь в церкви», Это «сугубая церковь», это «соль» нового общества, открывшегося во Христе. Вступающий на монашеский путь, отрекается от мира и всех земных интересов. Так как монах умирает для мира, то и цвет монашеских одежд — чёрный, цвет траура и смерти. Но в данном случае чёрный цвет — это глубокий символ будущих «белых одежд», будущего просветления. Чёрными монашескими одеждами выражается символика предельного унижения и умирания на пути к свету и славе по примеру Христа, спустившегося во ад, чтобы прорубить врата смерти. Чернота должна преобразиться в белое и золотое сияние апокалипсического будущего века.

В исламе чёрному, как и зелёному, придаётся большое значение. Чёрным было знамя, которое несли воины Пророка Мухаммеда, также оно присутствует у шиитов (предвещая приход Махди).

В индуизме Кали, богиня времени и изменений, изображается с чёрной или тёмно-синей кожей. Её имя значит «чёрная».

Функциональность

В XIX и XX веке технику и машины (например, телефоны, швейные машины, пароходы, локомотивы, автомобили) часто выпускали в чёрном цвете, чтобы подчеркнуть их функциональность. Первый серийный автомобиль с 1914 до 1926 года был доступен только в чёрном цвете. Из всех средств передвижения только самолёты редко красят в чёрный цвет.

В названиях

  • Фамилия Чёрный и другие производные: Чернов, Черняев и тому подобные.
  • Фауна: чёрный журавль, чёрный лебедь, чёрная игуана, чёрный кайман, чёрный лещ, чёрный носорог, чёрная пантера.
  • Топонимы: Чёрная речка, Чёрный Яр, Чёрный Мыс, Чёрное море, Чёрная Русь.
  • Политика: «Чёрный блок», «Чёрный передел», «Партия чёрных пантер», «Чёрный лев», «Чёрная армия».
  • Искусство: «Чёрный квадрат».
  • Литература: «Красное и чёрное», «Черный монах», «Чёрный человек», «Чёрный обелиск», «Чёрный стерх».
  • Кинематография: «Чёрный Пётр», «Чёрный рыцарь», «Чёрный котёл», «Чёрный Плащ».
  • Музыкальные группы: «Чёрный обелиск», «Чёрный кофе».
  • Музыка: «Чёрный ворон», «Чёрный кот», «Чёрный альбом».
  • Комиксы: Корпус Чёрных Фонарей.
  • Анатомия: чёрная субстанция (часть среднего мозга).

Загадки с чёрным

  • Чёрная корова весь мир поборола (ночь).
  • Черненько, маленько, в платье вскочило, царя разбудило (блоха).
  • Черненько, маленько, на всех садится, царя не боится (блоха).
  • Ворон, да не конь, чёрен, да не медведь, шесть ног без копыт, рогат, а не бык (чёрный таракан).

> См. также

  • Eigengrau
  • Темнота

Примечания

  1. Definition of achromatic. Free Dictionary. Дата обращения 30 августа 2015.
  2. 1 2 3 4 5 Heller, 2009.
  3. St. Clair, Kassia. The Secret Lives of Colour. — London : John Murray, 2016. — ISBN 9781473630819.
  4. Pastoureau, 2008, p. 121—25.
  5. Pastoureau, 2008, p. 146—47.
  6. Pastoureau, 2008, p. 152—53.
  7. Zuffi, 2012, p. 279.
  8. St. Clair, 2016, p. 261.
  9. Heller, 2009.
  10. Абсолютно чёрное тело // Большой энциклопедический политехнический словарь. — 2004.
  11. М. А. Ельяшевич. Абсолютно чёрное тело // Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. / Главный редактор А. М. Прохоров.. — М.: Советская энциклопедия, 1988.
  12. 1 2 Абсолютно чёрное тело // Физический энциклопедический словарь / Главный редактор А. М. Прохоров.. — М.: Советская энциклопедия., 1983.
  13. Кочаров Г. Е. Солнце // Физическая энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — Т. 4. — С. 594. — 704 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-85270-087-8.
  14. Русский цвет. М.: Издательский Дом «Экономическая газета», 2011. С. 160—162
  15. Русский цвет. М.: Издательский Дом «Экономическая газета», 2011. С. 186
  16. Тальма Лобель. Тёплая чашка в холодный день: Как физические ощущения влияют на наши решения = Sensation The New Science of Physical Intelligence. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 259 с. — ISBN 978-5-9614-4698-2.
  17. Jill Fields. The Meaning of Black Lingerie//Ibidem. An Intimate Affair: Women, Lingerie, and Sexuality. — Oakland, California: University of California Press, 2007. — PP. 113—173.
  18. Антонио де ла Каланча. Моральная хроника Ордена Святого Августина в Перу. Том 1., стр. 176. Архивировано 21 августа 2011 года.
  19. Милослав Стингл. Индейцы без томагавков. — Москва: Прогресс, 1984, стр. 165
  20. Советского чиновника на дороге можно было узнать сразу — по чёрной «Волге» (или белой — в южных республиках)
  21. Чёрная-чёрная машина Архивировано 27 июня 2012 года.
  22. «…партийные чиновники предпочитают ездить на чёрных „волгах“…» Архивировано 8 декабря 2012 года.
  23. Zuffi, 2012, p. 268–69.
  24. Русский цвет… С. 183
  25. Zuffi, 2012, p. 275.
  26. Древние русские земли с городами Гродно, Волковыск, Слоним, Несвижск (ныне это всё города Белоруссии), в верховьях реки Неман.

Литература

Чёрный цвет:

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Портал «Цвет»

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4180332-2 · LCCN: sh85014515

Основные цвета (список)

Неспектральная группа (ахроматическая)

Спектральная группа (хроматическая)

HTML

См. также: Основные цвета • Дополнительные цвета • Спектральные цвета • Цветовая модель

Интересные факты о черном цвете

Большинство людей воспринимают черный цвет как негатив, и в нем видят что-то таинственное и опасное. Каждый по-разному к нему относится, и не всегда он обозначает что-либо негативное. Наоборот, с ним связано очень много светлого, чего не скажешь на первый взгляд.

Черная кошка

Издавна животным приписывают мистические силы, и в средние века кошка считалась атрибутом ведьмы. Люди, которые верили в существование сверхъестественного, были убеждены, что если кот такого цвета перейдет через дорогу, то это знак, обозначающий несчастье. Такое поверье сохранилось и до наших дней.

Мнение психологов

Психологи уверены, что люди, которые любят этот цвет, видят в нем власть и уверены в собственных силах. Рядом с ними всегда будет комфортно в отличие от тех, кто отдает свое предпочтение светлым тонам. Если женщина выбирает черный цвет, то она подчеркивает свою силу и независимость.

Как относится Восток

На Востоке люди положительно воспринимают этот мрачный цвет. Более того, они считают его символом жизненных перемен, началом новой жизни и воскрешения. Африканские народы приписывают ему женственность.

Злой ли обладатель такой одежды?

Если человек испытывает тягу к одежде темных оттенков, то нельзя сказать, что он какой-то злой либо необщительный. Как раз наоборот, чаще обладатели именно этих цветов более доброжелательные, мудрые и интеллектуальные личности. Среди них можно повстречать бизнес-леди и бизнесменов, у которых в жизни, на работе и в семье все отлично.

Цвет всегда в тренде

Чтобы выглядеть стильно, нужно постоянно следить за новинками моды, и зачастую цвета сменяют друг друга. Так происходит постоянно, но, как правило, черный используется за счет его актуальности и универсальности. Если носить платье такого цвета один сезон, то не стоит выбрасывать его, достаточно в следующий раз дополнить его различными аксессуарами.

Покупка одежды в интернет-магазине

Многие любители именного этого цвета пользуются фильтрами при просмотре одежды в интернете, чтобы им предоставлялся выбор наиболее темных вещей. К счастью, его используют практически во всех моделях ввиду популярности, и он является основным.

Японские представления

В японской культуре принято считать цвет символом мудрости. Он — прямая противоположность белому, который обозначает юность и ученичество. Также всем известно, что высший разряд во многих видах борьбы это пояс черного цвета.

Эксперименты

Абсолютного черного цвета в природе не существует, и физики на этот счет проводят разные эксперименты. К примеру, может быть использована замкнутая плоскость с малым отверстием и свет, который будет через него проходить внутрь, станет мгновенно поглотим темнотой. Однако, нагрев ее, она начнет излучать освещение.

Свадебные платья в древности

С начала XVI века и до настоящего времени свадебные платья испанских невест имели черный цвет. В наших же краях его часто символизируют с трауром, так как он является классическим в одеянии на похороны. В то время именно этот цвет был приемлемым для испанских придворных.

Гербовый флаг Российской Империи

По указу Александра II, изданного 11 июня 1858 года, в России “гербовый флаг” был выполнен в черно-желтых цветах и по поводу того, что сверху преобладал темный оттенок, у граждан не возникало никакого смущения и недовольства.

Любители черного комбинируют цвета

Люди, которые нормально воспринимают взгляды со стороны окружающих по поводу их одежды, зачастую склонны к разнообразию своего внешнего вида, комбинируя черную с другими цветами. Как правило, желание в сочетании разных оттенков связано с критикой со стороны других людей, и делают они это в знак протеста. Любители чисто черного почувствуют себя в такой одежде не очень хорошо, но зато окружающие будут удовлетворены. Не стоит этого делать, так как это самообман, и нужно всегда быть индивидуальностью, не зависящей от чужого мнения.

Теплый цвет

Черный цвет ассоциируется у многих с теплом, и не зря. В жаркую погоду он способен притягивать жар и согревать еще сильнее, чем белый, который, наоборот, холодный и отталкивает солнечные лучи.

Красители

Для того, чтобы произвести чернила и в других случаях часто возникает необходимость синтезировать черный цвет, при этом создавая краситель, который будет наиболее подходящим по другим физико-химическим свойствам, путем смешивания в единой емкости нескольких пигментов. Чтобы получить классический вариант черного, нужно соединить желтый, пурпурный и голубой. В производстве растворимых чернил часто применяют смесь красного и зеленого красителей.

Еще факты

  • Черный цвет большинству людей наводит такие ассоциации как стресс, утрата чего-либо, скорбь, смерть и прочее.
  • У многих народов фашизм ассоциируется с черным цветом. Ранее были отряды, которые назывались чернорубашечниками, они являлись фашистами и орудовали в Италии. Также черный цвет был у формы солдат СС.
  • У племени ндембу лучшими любовницами считаются те, у кого кожа более темная.
  • История черного знамени начинается с 1831 и 1834 годов, известных как времена Лионских восстаний. Тогда красильщики применяли флаг этого цвета в противовес монархическому, где доминировал белый.
  • Подобный цвет используется в машиностроительной промышленности и им окрашивают уже готовые модели.
  • В китайской культуре принято считать, что мир состоит из 5 элементов, и для каждого из них характерен собственный цвет. Так, черный обозначает воду.
  • Этот цвет — символ войны, так принято считать у ацтеков. Подобное утверждение оправдано за счет того, что используемое ими оружие было сделано из черного стекла.
  • В наши дни популярными считают черные деловые костюмы, и они более подходят для ведения серьезных переговоров, так как человек в таком одеянии вызывает к себе уважение и подчеркивает твердость намерений.
  • Черный цвет в христианской религии был символом покаяния и смирения. Этому подтверждением является одежда священнослужителей.
  • Для многих людей одежда из черного цвета кажется однообразной. Однако она сложно сочетается с себеподобными нарядами. Чтобы подобрать что-либо подходящее, человеку потребуется приложить немало усилий.

Физика цвета

Что такое цвет с точки зрения физики? Вопрос не такой уж простой, как кажется на первый взгляд. Цвет есть физическое свойство света. С точки зрения физики разные цвета предметов не существуют сами по себе.

Физика рассматривает цвет как электромагнитную волну. Любая волна имеет длину – расстояние между гребнями. Длина волны обратно пропорциональна ее частоте. Та длина волны, которую способен воспринимать человеческий глаз является видимым светом. Свет с большой длиной волны(низкочастотные волны) наш глаз воспринимает как красный, а свет с наименьшей длиной(высокочастотные волны) — как фиолетовый. Да, звучит немного заумно, но из этого следует, что цвета которые мы воспринимаем различаются в зависимости от длины волны(частоты) видимого света. Каждому цвету спектра соответствует свой диапазон частот.

Почему мы видим цвет так?

Природа подарила человеку радость цветового восприятия: мы видим всё окружающее в многообразии цветов и оттенков и даже не задумываемся о том, что может быть иначе. Основная причина того, что мы видим цвет именно таким, заключается в воздействии света с определенной длиной волн на сетчатку глаза. Свет с самой большой длиной волны называется инфракрасным, а свет с максимально короткой длиной волны – ультрафиолетовым. Но, человеческому глазу не доступен ни инфракрасный, ни ультрафиолетовый свет, при этом мы воспринимаем большой диапазон волн других цветов.

Например, при падении на предмет белого светового луча большинство из составляющих его световых волн поглощается поверхностью, и лишь некоторая часть, находящаяся в определённом диапазоне, отражается. Световые волны этого диапазона мы и воспринимаем как цвет, присущий предмету. Фактически цвет у предметов появляется только при попадании на них света. К примеру, достаточно посмотреть на банан – этот фрукт поглощает весь свет кроме желтого, который собственно вы обычно и видите.

Анатомия человека

Особенности восприятия наших зрительных органов и преобразования зрительных импульсов мозгом позволяет человеку увидеть яркую цветную картинку. Свет воспринимается в слое клеток, который покрывает заднюю поверхность глазного яблока и называется сетчаткой. Имеются три типа воспринимающих свет клеток — колбочек, которые реагируют примерно на красный, зеленый и синий свет. Каждая колбочка отправляет в мозг сигнал — и вы видите какой-то цвет. Остальные цвета получаются путем совместной передачи сигналов от нескольких типов колбочек и их смешивания нашим мозгом. Например: красный + зеленый = желтый

Когда света недостаточно, в сетчатке активизируется клетки-палочки. Так как их существует только одна разновидность, то только один тип сигнала может поступить в мозг: есть свет или нет. Глаз не может выделить в отражаемых волнах цветовые диапазоны и все предметы кажутся серыми либо чёрными. Вспомним народную поговорку: «Ночью все кошки серы».

Невидимые цвета

Человеческий глаз способен воспринимать как длинные, так и короткие волны, но, с обеих сторон диапазона существуют излучения, свет от которых мы попросту не можем увидеть. Более короткие чем ультрафиолетовые и более длинные чем инфракрасные волны мы попросту не замечаем. Дальтоники, из-за различного рода отклонений в восприятии света, не способны воспринимать даже видимую часть светового спектра.

Существуют так же цвета, которые человек не может увидеть из-за особенности функционирования нашего мозга. Человеку трудно увидеть красный с зеленым оттенком и желтый с синим оттенком. Почему так происходит можно узнать из статьиНевозможные цвета.

И кстати, по мнению ученых, мир выглядит либо абсолютно черным, либо полностью белым, то есть без цветового восприятия наша жизнь была бы крайне мрачной и скорее походила бы на декорации какого-то фантастического фильма.

Почему мы видим мир цветным

Многих интересует вопрос о том, почему тот или иной предмет имеет определённые цвета, или вообще, почему мир цветной? При этом в освещении мы видим всё в различных цветах, а при его отсутствии мир становиться чёрно белым. На этот счёт существует несколько теорий, каждая из которых имеет право на существование. Но всё же, большинство учёных сходны в том, что такого понятия как цвет нет вовсе. Нас окружают электромагнитные волны, каждая из которых имеет определённую длину. Каждый вид электромагнитной волны воздействует на наш глаз возбуждающе, и те ощущения, которые при этом возникают, порождают нашим зрением некие «воображаемые цвета».
Большинство из вышесказанного уже получило научное доказательство. Так, точно установлено, что сетчатка нашего глаза имеет три типа специальных рецепторов – колбочек. Каждый тип таких рецепторов настроен на восприятие определённого типа участка спектра ( существует три основных участка: синий, красный и зелёный). Из указанных трёх цветов путём сочетаний можно получить все существующие оттенки в мире. Это вполне обычно для нашего зрения, которое является трихроматическим цветным.
Наш глаз способен улавливать только видимый диапазон спектра, то есть, только часть электромагнитных колебаний. Так, чтобы появился синий цвет, на сетчатку должны попадать электромагнитные волны, длина которых равна 440 нанометров, для красного цвета – 570 нанометров, а зелёного – 535 нанометров. Нетрудно заметить, что у красного и зелёного цвета очень близкие диапазоны волн, что приводит к тому, что некоторые люди с нарушением в строении сетчатки, не могут различать именно эти два цвета.
Но как происходит смешение этих цветов и получение уникальных оттенков? Этим свойством наградила нас природа. Это происходит автоматически, причём мы не сможем увидеть, как происходит смешение, или из каких цветов состоит тот или иной оттенок. Рецепторы в сетчатке воспринимают спектры, и посылают сигналы в мозг, который и завершает процесс переработки и выдаёт тот или иной цвет. Именно благодаря мозгу мы получаем чёткие очертания предметов, их цветовые детали. Такое свойство взяли на вооружение художники, которые подобно колбочкам смешивают основные цвета, получая всевозможные оттенки для своих произведений.
Почему же ночью мы всё видим в чёрно белых тонах? Всему виной свет, без которого мы не сможем увидеть абсолютно ничего. Рецепторы – колбочки, о которых рассказывалось выше, и которые собственно и отвечают за цветное зрение, имеют очень низкую светочувствительность, и при низком освещении, они просто «не работают».