Плакат о мире

По традиции представляем подборку социальных плакатов, которые понравились нам в этом месяце.

Британский благотворительный фонд, помогающий одиноким пожилым людям, выпустил нетривиальную социальную рекламу, сравнив одиночество с курением.

«Одиночество убивает», «Одиночество вредит так же, как 15 сигарет в день».

Каждая автомобильная корпорация считает за долг регулярно выпускать новую социалку о том, что пользоваться гаджетами за рулем опасно. Если вы следите за нашими обзорами, можете убедиться, что ни один не обходиться без пары-тройки примеров на тему «Don’t text and drive». Свежий креатив от Land Rover несколько «сужает» тему. Медведь, олень и обезьяна в рекламе напоминают, что за городом писать сообщения столь же небезопасно, как и в городе. Креатив от агентства Wanderman (Сан-Паулу, Бразилия).

Mersedes-Benz также «выехал» на лесную тропу. Нам понравился слоган: «Дорога пишет тебя» (The road is texting you).

Сильная социальная реклама против семейного насилия от канадского агентства Brad: «Для насилия не может быть извинений». Согласитесь, букет из кулаков – отличный образ.


Высокий уровень визуального ряда превращает следующую социалку против семейного насилия в настоящий арт-объект. Социальная реклама коммерческой компании MinhaMelhorSemana подкупает по-настоящему крутой работой художников и копирайтеров. Рекламное агентство Bolero (Бразилия).

Еще одна бразильская социальная реклама против домашнего насилия: «Каждый час в Бразилии 150 женщин становятся жертвами насилия в семье». В социалке, созданной по заказу государственных органов (штат Парана), просят сообщать о таких случаях по телефону доверия.

Еще несколько лет назад борьба с курением была одной из основных тем социальной рекламы. Сейчас такие плакаты становятся редкостью, а в новой антитабачной социалке повторяются устаревшие штампы. Но этот пример рекламы показался нам достаточно креативным: «Курение вредит не только тебе». Социальная реклама из Иордании предупреждает мужчин о последствиях вредной привычки. Агентство – Y&R.

Социальную рекламу для Amnesty International создали в Miami School Ad. «Женское тело – произведение искусства. Ежегодно 100 женщин в мире убивают из-за одежды». Мона Лиза в парандже – убедительный образ. Пожалуй, Леонардо да Винчи оценил бы подобную интерпретацию своего творения.

Идея не нова, но достойный уровень исполнения радует. «Разрушение природы является разрушением жизни». Социальная реклама экологической организации Robin Wood.

Социальная реклама от Всемирной продовольственной программе ООН. «То, что тебе кажется малым, много значит для других». Агентство CheilMENA (Дубай, ОАЭ).

Яркий пример того, что слоган хорошей социальной рекламы необязательно должен быть мега-креативным. «Это не мех. Это чья-то мама». Социальная реклама против ношения натурального меха от PETA.

Защитники животных радикальной организации PETA всегда выступали против участия животных в цирковых представлениях. В новой социальной рекламе показана «обратная сторона» цирковых афиш. Социалка от Y&R (Шанхай, Китай).

Минимализм в плакатном искусстве почти всегда выглядит круто. Например, WWF в Нидерландах выпустил социальный плакат к «Часу Земли» с полярным мишкой с носом-лампочкой.

Американская социальная реклама от организации, поддерживающей искусство United Performing Arts Fund: «Без вашего участия сцена будет пустой».

В колумбийской социальной рекламе показали, как выглядит для нетрезвого водителя светофор, стройка на дороге и ограничительные знаки. Креатив – McCann (Богота, Колумбия).

> ДИЗАЙН ПЛАКАТА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ, БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И АКТУАЛЬНОСТИ.

Игошина Т.С.

Вряд ли кто-то сегодня будет оспаривать или недооценивать значение дизайнерской деятельности в создании любого рекламного продукта, ведь дизайнер – это прежде всего проектировщик идей, он работает и со смыслосодержащими составляющими рекламы? и со всеми визуальными компонентами, начиная с логотипа и наименования продукта, заканчивая сложными рекламными комплексами и кампаниями. Дизайнер рекламы – это не просто иллюстратор или компьютерный рисовальщик, это специалист, который способен соединить смысловую часть (пользу) и визуальную часть (красоту) рекламного продукта максимально творчески, оригинально и остроумно, как того требует общий замысел, называемый РЕКЛАМНОЙ ИДЕЕЙ, которая? в свою очередь, тоже является объектом разработки для дизайнера. Сфера рекламы широка и разнообразна, специалистами принято разделять рекламу на коммерческую, социальную и политическую. В этой статье пойдет речь о рекламе социальной или гуманитарной. Что же такое социальная реклама сегодня, какова специфика роли дизайнера как проектировщика объектов социальной рекламы?

Что принято называть социальной рекламой.

Такое понятие как социальная реклама существует только в России, на Западе его заменяет «Publik Interest». Крупнейшие западные теоретики рекламы Бове и Аренс в своей книге «Современная реклама» пользуются термином «некоммерческая реклама», которая классифицируется по видам организаций, пользующихся ею. Такая реклама также известна под термином «Объявления общественных служб» (public service advertising и public service announcement, сокращенно PSA). На территории России действует «Закон о рекламе», в котором оговорены возможности производства и размещения социальной рекламы.

По сути, цель социальной рекламы — изменить отношение публики к какой-либо проблеме, привлечь внимание людей к конкретным социальным проблемам или сообщить о социальных инициативах властей, а в долгосрочной перспективе — выработать новые социальные ценности. Известный исследователь рекламы, в том числе социальной, Федотова Л.Н. пишет: «…общество востребовало к жизни очень важный вид рекламы – социальную рекламу, так как столкнулось с проблемами, решение которых зависит от массового поведения. Мультиплицировать модели предпочитаемого обществом поведения стало функцией этого вида рекламы. Этот вид рекламы формирует образ «социально одобряемого и социально неодобряемого действия или мнения (эмоции), сверхзадача такого обращения к массам – это участие людей (участие как действие и участие как соучастие, сопереживание) в решении обозначенной проблемы» .

Пристальное внимание известных дизайнеров к сфере социальной рекламы обусловлено родственной природой целей и базовых принципов дизайна и социальной рекламы – обостренное, чуткое восприятие социальных бед общества; принцип гуманности; неравнодушное отношение к человеку (пользователю, потребителю); стремление находиться «на острие» самых актуальных и злободневных явлений и как следствие – стремление к активной трансформации жизненной действительности в лучшую сторону. Культовая фигура американского дизайна Филипп Старк сказал: «Дизайнер может и должен участвовать в поиске смысла, в конструировании цивилизованного мира» . Особо любимой и популярной формой дизайнерского творчества в этой сфере является плакат социальной рекламы.

С советских времен существует устойчивый вербальный оборот «искусство плаката». Так что же такое плакат – искусство или дизайн? В данной статье рассматривается плакатное творчество как дизайнерская деятельность в сравнении с художественным творчеством в искусстве. Несомненно, общие черты легко обнаружить, они есть, но, по нашему мнению – социальный плакат был, есть и будет объектом дизайна. Убедительны слова исследователя графического дизайна Сергея Серова: «В дизайнерской профессии плакат стоит несколько особняком. С одной стороны, это почти станковая форма графического дизайна, самостоятельная область творчества. С другой – плакат принадлежит самой сердцевине графического дизайна. Здесь развивается проектное воображение, совершенствуется визуальный язык. Для дизайнеров плакат – постоянный спутник профессиональной биографии. Это и учебное задание на первом курсе, и вершина свободного творчества. Поэтому сохранение плаката как жанра – вопрос экологии проектной культуры. Будучи лишенным возможности для плакатного выражения весь графический дизайн измельчает и захиреет» .

Социальный плакат – проверенный временем объект некоммерческой рекламы.

Плакат, как особая форма тиражной полиграфической продукции, является одним из старейших видов рекламы. Социальный плакат, получивший массовое распространение в начале двадцатого века, в первую мировую войну, не утратил актуальности и по сей день. Вообще, слово «плакат» появилось в конце девятнадцатого века, как калька с немецкого «das Plakat». В Англии и США использовалось название «poster», происходящее от слова «почта». Считается, что в этих странах подобные листы появлялись прежде всего около многолюдных почтовых станций. Во Франции прижилось слово «affiche» – афиша . Сейчас в профессиональной рекламной среде «постерами» нередко называют различные по пропорциям и размерам широкоформатные рекламные плакаты, в том числе и в наружной рекламе, поэтому понятие «плакат» можно считать шире, чем это было принято в начале и середине прошлого столетия. Современные рекламисты и дизайнеры любят употреблять сленговое «принт» в значении «плакат» (от англ. Print – печатать).

Таким образом, плакат сегодня это все – от традиционного бумажного полиграфического плаката в помещении до широкоформатных «бигбордов» (от англ. bigboard – большая доска, т. е. большая рекламная плоскость) на фасадах зданий. Выразительный язык социального плаката имеет свои особенности. Существует несколько базовых графических принципов дизайна плаката, знание и владение которыми помогут дизайнеру-графику создать действительно яркий, актуальный эффектный продукт. Рассмотрим эти формальные графические принципы, а также некоторые творческие приемы в проектировании социального плаката.

Однозначность.

Важнейшим принципом плакатного дизайна является необходимость однозначного толкования созданного образа, иначе будет невозможно достичь рекламного эффекта. То, что является достоинством художественного произведения – глубина, многозначность и многоплановость смыслов и образов – совершенно недопустимо в плакате. Все шумы и посторонние смыслы, мешающие восприятию основной мысли, идеи плаката, должны быть безжалостно отброшены. Об этом красноречиво пишет Л.Н. Федотова: «В социальной рекламе должна быть максимально эксплицитно, явственно выражена идея совершения благовидного и/или неблаговидного поступка…сама суть этой дихотомии хорошо – плохо должна отчетливо присутствовать если не текстуально, то как явный мыслительный вывод. Искусство может, воспроизводя все многообразие мира, «искать в злодее положительные черты», но этот прием не годится для такого прагматичного посыла, каким является реклама» . Чаще всего мерой, исключающей множественность толкования, является добавление автором текстового комментария: слогана или лозунга.

Рис. 1. «Равнодушие=убийство». Рекламное агентство
Bates VIAG Saatchi&Saatchi для организации «Врачи без границ». 2002. .

Данный плакат посвящен гибели бездомных людей от холода зимой на улицах Москвы. У зрителя не возникает сомнений в однозначности того, что равнодушие – плохо. Рекламная кампания оказалась эффективной, люди обращали внимание на замерзающих бездомных, звонили по указанным телефонам, сотни жизней были, таким образом, спасены.

Лаконичность.

Совершенно разумно использовать в плакате только лаконичную, хорошо и быстро считываемую графику. Темпы современной жизни требуют ясных и ярких образов, кратких и нескучных фраз, которые люди способны воспринять буквально «на ходу», в суматохе современной городской улицы. Дизайнеру не стоит рассчитывать на возможность спокойного, размеренного созерцания своего продукта.

Среда обитания социального плаката – это не картинная галерея со зрителем, изначально настроенным на вдумчивое созерцание произведения, это насыщенная и агрессивная медийная среда. «Плакат – искусство городское. Он призван привлекать наши бездумно автоматические взгляды, пробуждая от постоянной спешки, возвращая на мгновение смысл жизни», – пишет Сергей Серов . Современная реклама назойлива и активна, она сама находит и «нападает» на человека. Чтобы творческие усилия дизайнера не были потрачены даром, не оказались незамеченными, разработчик должен знать современные эргономические требования в области визуального восприятия графических объектов, умело использовать весь арсенал композиционных и креативных средств для создания конкурентоспособного, запоминающегося и лаконичного плаката.

Принцип синхронности.

Залог эффективности плаката – использование в нем современной по отношению к адресату эстетической системы, другими словами, актуальный плакат требует, чтобы эстетическая система дизайнера была синхронна и современна эстетической системе получателя сообщения. Не случайно, так плотно к социальному плакату прикрепился речевой оборот «на злобу дня», во-первых, потому что «злоба дня» никак не кончается, всегда есть насущные и острые проблемы современности, а во-вторых, специфика плаката, как недолговечного рекламного объекта, требует от него актуальности, остроты и звенящего напряжения, даже в тех случаях, когда речь идет о вневременных, вечных проблемах человечества.

Во вступительной статье к альбому-сборнику «Московский концептуальный плакат 1990-х годов» Сергей Серов рассуждает: «…какие только крайности изобразительного и выразительного, интеллектуального и эмоционального, личного и социального, вечного и сиюминутного здесь (в плакате – прим. автора) не сходятся! Его век недолог, надо спешить – и потому он всегда на острие, улавливает дух времени, а иногда и опережает его, заглядывая в будущее. Плакат – неподкупный свидетель…в нем отпечатываются ритмы повседневности, воплощаются жизненные образы, стили, ценности и смыслы. Плакат часть визуально-символической среды, воздуха, которым оживотворяется современный мир» .

Для дизайнера соблюдение принципа синхронизации дает возможность быть услышанным и понятым современниками, в случае игнорирования этого принципа получатель не сможет правильно декодировать содержание рекламного сообщения, что допустимо в искусстве, но непростительно в реальной рекламной деятельности.

В истории плаката принцип синхронизации можно очень четко проследить. Коммерческая реклама в этом плане более лояльна к историческим цитатам и радикальной стилизацией под эстетику давно минувших дней – это оправдано спецификой товара, фирмы-производителя или особенностями целевой аудитории. Профессионал, занимающейся разработкой социального плаката для массового потребителя, обязан уметь сдерживать свои порывы творческого самовыражения, выливающиеся в использовании исторических стилизаций и графических приемов прошлых эпох, насколько бы виртуозно и грамотно он ими не владел. Осведомленность и эрудированность специалиста в этих вопросах, личные стилевые пристрастия не должны доминировать над актуальной системой эстетических координат, понятной целевой аудитории.

С другой стороны – синхрония тоже не догма! Существует такое противоречивое явление как мода на различные ретро-стили, тематика плаката может потребовать необходимости в диахронном срезе. Иногда столкновение современной и исторической стилистики может дать неожиданное, яркое и остроумное решение социального плаката. В данном случае ключевым фактором успеха является квалификация дизайнера, его культурная интуиция, стремление к поиску новых выразительных приемов совместно с четким и концептуально проработанным проектным прагматизмом. Любое графическое «безумство» должно быть осмысленно и спроектировано в рамках конкретной задачи, для определенной целевой аудитории.

Вербальная (словесная) компонента плаката – возможны варианты.

Рис.2. Ждозеф Мюллер. Das Kind.
1958. Известный плакат
швейцарского автомобильного
клуба о дорожной безопасности. .

Текстовому обращению в социальном плакате, как правило, отводится если не доминирующая, то очень важная роль, при этом возможны любые варианты его соотношения с изобразительной графической компонентой – от полного отсутствия до стопроцентного доминирования при отсутствии графики.

Вариант первый – присутствие текста стремится к нулю. С советских времен все хорошо помнят карикатурные злободневные картинки с подписью «без слов», действительно, зачем лишние слова и комментарии, когда графический образ красноречиво и выразительно доносит мысль автора. По принципу эмоционального воздействия такой плакат можно сравнить с произведением современного искусства, главное, чтобы принцип однозначности прочтения рекламной идеи был соблюден и адекватно обслужен графикой. В коммерческой рекламе тоже могут найтись примеры отсутствия текстовой компоненты рекламного послания, при этом необходимо хотя бы минимальное присутствие лейбла продвигаемого товара. Среди новейших образцов социального плаката от самых известных рекламных агентств и дизайнеров мирового уровня можно обнаружить работы, где текстовое присутствие аналогичным образом ограничивается лишь маркировкой бренда проекта или общественной организации типа Гринпис (GREENPEACE) плюс адрес Интернет-ресурса, весь дизайнерский креатив, вся образная рекламная идея плаката сконцентрирована в изображении.

Рис.3. Реклама берлинского отделения
всемирной организации СHILD HEALTH
FOUNDATION .

Вариант второй – самый распространенный, когда текстовая часть и графическое изображение, дополняя и усиливая друг друга, являются необходимыми и неотъемлемыми компонентами социального плаката. Графическое решение шрифта слогана и в целом шрифтовой композиции может быть от самого простого, как бы незаметного, до самого сложного и вычурного, с использованием зигзагообразных или радиальных траекторий написания, с перетеканием и проникновением в изобразительные элементы. Возможных графических решений – масса, главный критерий качественного продукта – чувство меры дизайнера и соблюдение вышеупомянутых принципов лаконичности, читабельности и соответствия проектной задаче.

Рис.4. Владимир Чайка «Пива – нет».
1995. Культовый плакат 90-х годов. .

Третий вариант – полное доминирование в социальном плакате вербального компонента. В одном случае, подразумевает придание шрифтовой композиции образной выразительности с помощью различных графических приемов, без использования каких-либо активных графических фоновых элементов. В другом случае, весь рекламный креатив, смысл и неповторимая авторская идея заключены и реализованы непосредственно в вербальном виде, шрифтовая композиция в этом случае «принимает удар на себя».

Игра дизайнера со знаками и буквами (Aid — помощь, поддержка, англ.) наглядно показывает, что при внесении в фонд пожертвований можно помочь разбить СПИД, победив болезнь .

Рис.5. Рекламный плакат для
Общества Борьбы со СПИДом под
слоганом «We need your donation to fight
it» («Нам нужна ваша финансовая
поддержка, чтобы победить его»)

Рассмотренные в этой статье принципы, в основном, носят рекомендательный, но не строгий и догматический характер. Поиск творческих отклонений от устоявшихся жанровых нормативов всегда был характерен для беспокойного, неугомонного, вечно неудовлетворенного дизайнерского взгляда на мир, окружающий человека. Суть профессии дизайнера и мера его таланта и квалификации заключается в умении создавать яркие, остроумные и неожиданные решения в ситуации строгих проектных ограничений и огромной ответственности перед потребителем, особенно если заранее известно, что проектируемый продукт будет массовым, крупно-тиражным, таким как плакат социальной рекламы. С другой стороны, у дизайнера даже в самые сложные и нестабильные времена всегда была возможность полноценной творческой реализации в малотиражном авторском плакате, который многие искусствоведы называют «выставочным».

Исследуя российский авторский «концептуальный плакат» конца 1990-х, Сергей Серов пишет: «Выставочная волна перестроечного плаката прокатилась по всей стране. Больше всего общественность удивляли, будоражили, волновали работы тех художников, которые создавали свои плакаты по внутреннему побуждению, а не по тематическим планам, наполняя свои произведения интонациями личными, искренними, исповедальными…Выставка проявила и обозначила существования этого явления – плаката, «заказчиком» которого был автор, плаката для самого себя, плаката, в котором художник стремился раскрепостить свое зажатое правилами, догмами, комплексами мышление, призванное быть творческим. В некотором смысле «авторство» – синоним творчества, и авторский дух необходим всякой работе, сколь жесткими не были бы ее условия и рамки» . В этой цитате Серов не случайно авторов называет художниками, хотя в книге они фигурируют как дизайнеры, дизайнеры по призванию, по проектному подходу, но в силу многих исторических факторов и творческих концептуальных изысканий плакаты тех лет оказались так близки к искусству, а не к массовому рекламному продукту. Авторское плакатное творчество существует и сегодня, и причисляется оно к современному актуальному искусству.

Плакат социальной рекламы всегда был и остается очень благодатной тематикой в учебном процессе. Учебное творчество свободно от строгих, фиксированных внешних установок, поэтому в рамках учебного процесса есть возможность отработать самые экстремальные и выразительные творческие приемы. Социальная реклама для обучающегося студента дизайнера – полигон для отработки своего личного творческого почерка, возможность освоить самые зрелищные и эффектные рекламные ходы и приемы, вплоть до «шоковых» и эпатажных. Тема социального плаката остается актуальной и интересной как для научного исследования, так и для более эффективного и глубокого внедрения в процесс высшего образования учебных заведений, готовящих дизайнеров рекламы и графики.

Литература

  1. Бове К., Аренс У. «Современная реклама». – Тольятти: Довгань, 1995
  2. Воронов Н. В. «Дизайн: русская версия». – М.: Тюмень, 2003.
  3. Лаврентьев А. Н. «История дизайна. Учебное пособие». – М.: Гардарики, 2006.
  4. Серов С. И. «Московский концептуальный плакат 1990-х годов». – М.: Линия График, 2004.
  5. Федотова Л. Н. «Социология рекламной деятельности».– М.: Гардарики, 2002.
  6. Феофанов О. А. «Реклама: новые технологии в России». – Спб: Питер, 2000
  7. Max Gallo. L ‘ AFFICHE. Parangon, 2002
  8. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе». Информационные источники в Интернете:
  9. www.adme.ru – новости рекламной отрасли, крупнейшая библиотека рекламы.
  10. www.knop.ru – сайт Конкурса Нового Отечественного Плаката
  11. www.fsr.su – сайт Московского фестиваля социальной рекламы
  12. www.epica-awards.com – сайт престижного европейского конкурса рекламы «Эпика».

Игошина Татьяна Сергеевна,
аспирант УралГАХА,
старший преподаватель кафедры ГД
Научный руководитель:
доктор искусствоведения,
профессор кафедры ГД УралГАХА
Павловская Е.Э.

ООН реклама — что это?

Подробности Опубликовано: 08.08.2016 07:53 Антон Кореев

Объекты наружной и внутренней рекламы объединяются в общее понятие Out of Home (OOH). Другими словами, все виды рекламы, которые люди видят вне стен своего дома, называются ООН. Реклама Out of home является одним из самых быстро растущих сегментов всего рекламного ряда.

По статистике, большинство активного работоспособного населения проводят 70% времени вне дома, а значит, постоянно сталкивается с объектами ООН рекламы. Это, все виды наружной рекламы: щиты, баннеры, перетяжки, сити-форматы, брэндмауэры, штендеры, лайтбоксы, световые экраны, объемные буквы, вывески, указатели и пр. Это и те рекламные конструкции, которые размещают внутри торговых центров, на транспортных средствах и в салонах автомобилей.

Понятие ООН включает в себя indoor и outdoor рекламу, причем первый сегмент является более перспективным, т.к. считается, что конструкции, размещенные снаружи, портят вид городских улиц. Indoor реклама ежегодно наращивает темпы роста на 30%, тогда как доля наружной рекламы постепенно снижается примерно на 1-2% в год. К примеру, московское агентство Мособлреклама, как раз является полноценным ООН рекламным агентством, способным создать, установить и поддерживать в рабочем состоянии любой вид наружной или внутренней рекламы.

Что происходит на рынке ООН-рекламы

Freepik

На этой неделе АКАР представил итоги первого полугодия на рынке рекламы. Сектор Out Of Home показал падение на 3%. Что стало причиной этого?

AdMetrix

Транзитная реклама показывает положительную динамику +6%. Однако скромные, по сравнению с наружной рекламой, бюджеты не позволяют ей сильно повлиять на сегмент в целом. Наружная и Indoor-реклама упала на 3% и 6% соответственно. Хуже всего приходится рекламе в кинотеатрах — минус 16%.

AdMetrix

Согласно данным AdMetrix, наружная реклама показывает падение на 3,1%. Это на полмиллиарда рублей меньше, чем в 2018 году. В регионах это падение заметнее всего — почти 9%. Только Москва показывает небольшой рост +2,7%. В плюс рынок тянет динамично растущий DOOH (+33% новых экранов в первом полугодии 2019 года в сравнении аналогичным периодом 2018 г.). Однако, это не компенсирует снижение объемов по регионам и статичным конструкциям. Медиа-фасады демонстрируют скромные +4,2%.

По транзитной рекламе, в целом, динамика положительная. Бюджеты на рекламу в метро увеличились на 30%. При этом реклама в петеребургском метро стагнирует, а существенный прирост дает московская подземка. Также растет доля рекламы в аэропортах +15%.

С рекламой на наземном транспорте ситуация так себе — этот сектор показывает падение на 23%. Причина — потеря инвентаря МосГорТранса.

Илья Шершуков, директор AdMetrix:

Снижение объёмов по Москве в основном связано с приостановкой размещений на инвентаре ГУП «Мосгортранс». Частично ситуацию компенсирует рост в Московской области. В Петербурге — положительная динамика. Прогнозируется рост в пределах 5% к концу года, но многое зависит от результатов четвертого квартала. В регионах ситуация практически на уровне прошлого года.

Indoor показывает падение на 6%. Редкие площадки, например, ВУЗы растут на 15%. Реклама в торговых и бизнес-центрах потеряла 15%-20%. Аналогичная ситуация и в кинотеатрах: бюджеты сократились на 16,3%.

Социальные плакаты против нарушения прав женщин.

В России, казалось бы достаточно много социальной рекламы. Но часто ли Вы видели плакаты, призванные обратить внимание людей на такую проблему, как нарушение прав женщин? Мне лично — не очень. Между тем, по сообщениям влиятельных организаций, занимающихся оказанием различных видов помощи женщинам, пережившим насилие, каждая третья женщина в мире хотя бы раз в жизни попадала в ситуацию, когда её права были нарушены. Хочу показать Вам несколько плакатов, которые были частью широких кампаний, направленных на изменение положения женщин в современном мире. Калечащие операции на половых органах У многих народов калечащие операции на женских половых органах (таких как обрезание клитора у девочек) считаются частью традиционных верований и выступают в качестве обряда посвящения в женщины или метода обеспечения целомудрия. Операции проходят в большинстве случаев в антисанитарных условиях без обезболивающих средств. Подобного рода операции проводятся в странах Азии, например в Индии, Индонезии, Малайзии и Шри-Ланке, в Африке. Работорговля и проституция Агентство McCann-Erickson Belgium буквально демонстрирует, насколько женщины, попавшие в рабство, зависимы от своей работы. Слоган: 500 000 девушек ежегодно продаются для работы в секс-индустрии. Рабство должно быть отменено…снова. Домашнее насилие Подавляющее число случаев насилия над женщинами происходит, как это не прискорбно, в семье. Причем, речь ведь идет не только о явных формах физического насилия, которые очевидны, а и о скрытых его формах (физическое, сексуальное, психологическое). Насилие не всегда можно увидеть. Результаты насилия в семье не видны вовсе, потому что спрятаны от посторонних глаз под страхами и чувством стыда. Но если быть внимательными, то шанс распознать его все же есть. Агентство Grey Bangkok предлагает вспомнить детское развлечение — рисунок карандашом по неровной поверхности, когда каждый штрих, каждое движение карандаша вычерчивало объект, находящийся под бумагой BaF — общенациональный негосударственный центр координации и информации помощи и реабилитации жертв насилия, был основан в 2002 в Германии и осуществяет свою бескорыстную деятельность на пожертвования частных лиц. Эти постеры призывают женщин не молчать об этих преступлениях, а обратиться в BaF, где им окажут всевозможную поддержку. Португальская общественная организация APAV, занимающаяся помощью пострадавшим от домашнего насилия и агентство Grey Portugal представили социальную кампанию против бытового насилия, в которой показали, что следы насилия на теле женщин — это не модно. Зачастую мужчины бравируют тем, что никогда и пальцем не дотрагиваются до женщин. Мол, тот, кто ударит женщину женского пола, перестаёт быть мужиком… Но также часто они не задумываются о том, что и грубые слова больно ранят… Сингапурская компания SAATCHI & SAATCHI SINGAPORE решила напомнить об этом… В социальной рекламе против домашнего насилия бренд Benetton непобоялся обыграть с негативной точки зрения свой слоган — United Colors of Benetton (объединенные цвета Benetton) — и превратить его в более жестокий Colors of Domestic Violence (цвета домашнего насилия). Социальная реклама горячей линии поддержки жертв домашнего насилия: На месте «синяка» текст: Вчера я готовила ужин, но забыла, что оставила включенными стиральную и сушильную машины, поэтому у нас вырубилось электричество. В темноте я пошла искать фонарик, но случайно врезалась в буфет. А наверху него лежал старый утюг, он упал и ударил меня по лицу. Поэтому у меня подбит глаз. «Осторожно, злой муж!»

Шаблоны социальных плакатов и постеров общественных кампаний

Эффективное просвещение и благотворительность с помощью социальной рекламы

Удачный плакат может стать олицетворением успешной благотворительной акции или просветительской кампании. Он остановит на себя внимание прохожих или пользователей социальных сетей, рутинно пролистывающих ленту новостей, и заставит задуматься о проблеме, решению которой вы посвятили ваше время и силы.

В коллекции шаблонов социальных плакатов Canva найдутся примеры на самые различные темы: защита окружающей среды, борьба с различными заболеваниями, проблемы, связанные с детьми и пожилыми людьми, постеры благотворительных акций и кампаний по сбору средств для помощи конкретному человеку.

Не стоит недооценивать роль дизайна в успехе сбора денег или объему внимания, которое получает та или иная проблема. Ведь эти изображения в каком-то смысле конкурируют со всеми остальными картинками и видео, окружающими современного человека каждую минуту. Пусть ваша социальная реклама окажется не менее привлекательной и интересной. Выберите понравившийся шаблон и отредактируйте его в онлайн-редакторе Canva прямо в браузере.

Специфика социальной рекламы в России: современное состояние

В настоящее время социальная реклама занимает большее значение в жизни общества, а социальные рекламные кампании находят положительное отношение у респондентов, побуждая их проанализировать свое отношение к жизни.

Первоначально отметим, что на Западе существует ответственность рекламодателей и рекламопроизводителей перед потребителями: ни один социальный проект, не прошедший экспертизу, т.е. не апробирован на целевом сегменте, не получит реализации. В России данного подхода, к сожалению, не существует.

Социальная реклама — специализированная реклама и должна развиваться в рамках одной стратегии, которая позволит изменить сложившую ситуацию.

Проанализируем сложившуюся ситуацию в России, рассматривая возможные пути решения.

Во-первых, в России, развитию данного вила рекламы, мешает отсутствие комплексных технологий, включая диагностики проблем и их решений.

Во-вторых, на наш взгляд, не существует оптимальной коммуникации между участниками рынка социальной рекламы: заказчиками, производителями и потребителями.

В-третьих, отметим, что социальная реклама использует те же самые средства распространения рекламы, что и коммерческая (телевизионные ролики, печатная, наружная, реклама на транспорте и т.д.) и такой же подход к творческой стратегии, но основное отличие социальной рекламы от коммерческой заключается в государственной целевой установке.

Например, в Законе РФ «О рекламе» создал предметное описание данного термина, где раскрывает содержание того, что входит в понятие «социальная реклама» . Вместе с тем, несмотря на позитивную роль социальной рекламы как вида деятельности, четких параметров визуализации и передачи самой информации до сих пор не существует.

Сегодня социальную рекламу можно рассматривать как способ распространения духовных, нравственных, эстетических, социальных ценностей, направленных на обеспечение полной, доступной и достоверной информации о последствиях вредных привычек, таких, как: курение, алкоголизм, наркомания, насилие в семье, СПИД и прочих.

Как пишет Г. Николайшвили в своей книге «Социальная реклама: теория и практика», «социальная реклама – вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества. Предназначение её – гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы – изменение поведенческой модели общества» .

Как видно из приведённых выше определений, российские специалисты пытаются дать феномену «социальная реклама» развёрнутые определения, конкретизируя в них её цели и задачи.

На основе анализа рассмотренных выше формулировок мы предлагаем своё определение: Социальная реклама – это способ передачи коммуникации, представляющий общественные интересы, целью которой является пропаганда различных общественных благ. Социальная реклама призвана доходить до конкретного адресата.

В нашей стране о социальной рекламе впервые заговорили с появлением в 1994-1995 гг. на всех центральных телеканалах проекта «Позвоните родителям». Позднее стало известно, что создателем его стал Рекламный совет, организованный в г. Москве по инициативе рекламной фирмы «Домино».

В Рекламный совет, объединяющий на добровольной основе единомышленников, изначально вошли такие представители СМИ, как: редакции газет «Комсомольская правда», «Семья», «Труд», «Вестник благотворительности»; телекомпании – НТВ, Останкино, МТК; радиостанции – «Европа плюс», «Маяк», «Радио России», «Эхо Москвы»; общественные организации – Женский либеральный фонд, Московский фонд милосердия и здоровья, благотворительный фонд «Сопричастность» и др.

Основной целью совета являлось создание единого рекламного продукта напрямую связанного с социальной проблематикой. Основной позицией совета стало принятие решения о том, чтобы не ставить свою марку на рекламную продукцию. Приведем наиболее известные работы Рекламного совета. К числу таких рекламных кампаний относятся: отношения в семье «дети-родители» – «Они выросли и забыли своих родителей. А вы помните? Позвоните родителям»; отношения к детям в семье – «Чтобы вырастить цветок, нужно много сил. Дети не цветы, подарите им больше любви»; отношение к жизни – «Это пчелы. За них все решила жизнь. Мы же строим свою жизнь сами. Не бойтесь перемен» .

Отметим, что создание и существование подобного Совета стало хорошей отправной точкой для начала развития социальной рекламы в 90-х годах ХХ века, но, на наш взгляд, этого на сегодняшний день недостаточно, так как России необходима централизованная система развития и распространении социальной рекламы, на основании контроля закона «О рекламе».

В 1997 году Международной организацией «Врачи без границ» была проведена социальная рекламная кампания «Безопасный секс – мой выбор!», её целью было продвижение в молодежную среду главных способов защиты от СПИДа. На эту тему была создана печатная реклама и видеоролик. К 1999г. к работе подключилась корпорация выдержки гражданских инициатив «Фокус». Сразу стартовал новый видеоролик «Разумный человек – разумный выбор» с использованием анимационных технологий со сказочно-историческими сюжетами.

В конце 90-х годов рекламодателем социальной рекламы стала выступать государственная организация – Министерство по налогам и сборам РФ (МНС). Оно провело ряд социальных кампаний с 1998 по 2002 год. Среди них можно выделить: «Пожалуйста, заплатите налоги» (1998-1999 гг.), «ИНН – только ваш номер» (1999-2000 гг.), «Пора выйти из тени» (2000-2002 гг.).

По мере развития общества современная социальная реклама использует более широкий спектр носителей, а также увеличилась частота госзаказов, а, следовательно, её распространение. Разработка рекламной идеи – это не только творческий, креативный подход, но и продуманная рекламная стратегия, которая позволит хорошо запомниться социальной проблеме и полно представить потребителю информацию, которая признана наиболее важной.

Сегодня в социальной рекламе поднимаются разнообразные вопросы, но наш взгляд, не менее интересна тема, например, «Безопасность за рулем».

Разберем несколько видеороликов телевизионной рекламы на вышеназванную тему.

Безусловно, следует констатировать, что для телевизионной рекламы характерны большие технические возможности передачи информации и сильное психологическое воздействие на аудиторию (движение, текст, изображение, звук), что и обеспечивает в полном объеме аудиовизуальные средства.

Телевизионная реклама стала доступной в нашей стране с внедрением массового телевизионного вещания. Только трактовалась она не всегда так. Вслед за ней появилась и телевизионная социальная реклама. Как пишут в своей статье «О пользе налогов и вреде курения» А. Благосклонов и М. Уайлдкард : «…по сути телевизионная социальная реклама в нашей стране появилась ещё в середине восьмидесятых годов. На самом деле в связи с практически полным отсутствием в то время телевизионной рекламы как таковой, правильнее было бы применять термин «телевизионная агитация и пропаганда образа жизни». К сказанному относятся ролики, направленные на привлечение внимания к определённым социальным поступкам, таким как: не пить за рулем, уходя гасить свет и т.д. Они были хотя и неприметные по содержанию и по стилю подачи, но обладали достаточно эффективным воздействием на аудиторию.

Может возникнуть вопрос: в чём заключается секрет успеха телевизионной рекламы? В том, что в период «перестройки» значительная доля аудитории воспринимала буквально всё, доносящееся с экранов, как истину, как закон, другими словами, руководство к действию. К сожалению, у современной аудитории, нет такого компонента доверия.

Современные видеоролики социальной рекламы можно разделить на две категории. К первым, относятся ролики, заказанные различными государственными структурами, – Налоговой инспекцией, Минздравом, ГИБДД и т.д. В данной рекламе пропагандируется правильный образ жизни, напоминают о вреде курения и употребления наркотиков, о пользе вовремя платить налоги, не пить за рулем и о многом другом. Ко вторым относятся ролики, снятые по заказу негосударственных общественных организаций. Например, Гринпис, которая занимается защитой животных во всем мире.

Первую телевизионную социальную рекламу в перестроечное время стал делать Фонд «Огонёк-ВИД-Антиспид», который был основан в 1989 г. Целью фонда было собрание денег для лечения СПИДа, а также профилактики данной болезни.

В России на социальную рекламу тратится менее 1% объема рекламного рынка, хотя потребность в подобного рода проектах сегодня уже очевидна и для власти, и для общественности. Так, согласно исследованиям компании РОМИР Мониторинг, 72% опрошенных россиян относится к социальной рекламе в общем положительно, 44% считает, что социальная реклама способна повлиять на решение проблем общества, а 68% респондентов даже критикует государство за плохую пропаганду национальных ценностей и в первую очередь – духовных, нравственных, культурных . Именно поэтому в 2003 году компаниями «Lowe Adventa», «McCann Erickson Russia», «BBDO Moscow» была учреждена некоммерческая организация «Союз Создателей Социальной Рекламы («СССР»), который призван заниматься созданием и проведением социальных рекламных кампаний. Начиная с 2004 г. совместно с МВД России, МЧС, Министерством здравоохранения и социального развития РФ была развернута социально-информационная наглядная программа, в которой упор делался как раз на аудиовизуальные средства социальной рекламы.

С начала августа ролики социальной рекламы появились на мониторах в супермаркетах. Свои возможности предоставил крупнейший столичный оператор indoor-рекламы компания «МАГИТЕЛ». Ролики могли наблюдать покупатели крупных торговых сетей, таких, как: «Перекрёсток», «Паттерсон», «Петровский», «Столица» и других. Такие ролики социальной рекламы, как «Проскочив на красный свет, можно попрощаться с белым» (креатив агентства BBDO) (рисунок 1) и «Пожалуйста, не садитесь за руль пьяными» (креатив агентства Lowe Adventa) (рисунок 2), демонстрируются на телевидении и в сети Интернет.

Рис. 1. Кадры ролика «Проскочив на красный свет, можно попрощаться с белым»


Кадр 1. Показано, как по ночному городу едет машина, проезжая на все зелёные светофоры, не притормаживая. Звук несущегося автомобиля и быстрое мелькание зданий за окном машины свидетельствует о том, что скорость автомобиля высокая.

Кадр 2. На одном из светофоров загорается красный свет, но машина не снижает скорости. Раздаётся звук визга тормозов и бьющегося стекла. Красный свет светофора переходит в белый.

Кадр 3. Белый цвет растворяется в освещении больницы. Люди в хирургических халатах застёгивают мешок. Всё это показано как бы глазами пострадавшего водителя. Мы понимаем, что он умер.

Существует ещё одна важная деталь, третий кадр сопровождается закадровым текстом и звуком остановки сердца. Звучит слоган: «Проскочив на красный свет, можешь попрощаться с белым».

Ниже, на рис. 2, приведена раскадровка другого видеоролика на тему: «Безопасность за рулём».

Рис. 2. Кадры ролика «Пожалуйста, не садитесь за руль пьяными»

Существует не менее интересный рекламный ролик, но на другую социальную тематику, созданный «СССР» по заказу Минздрава РФ (креатив агентства Lowe Adventa), пропагандирует грудное вскармливание детей. Он неоднократно транслировался в эфире канала НТВ и демонстрируется в столичных супермаркетах (рисунок 3).

Рис. 3. Кадры ролика «Грудное вскармливание»

Кадр 1. Показана женщина, которая снимает с себя парик. Данный кадр сопровождается легкой инструментальной музыкой и закадровым текстом, который гласит: «В жизни есть много искусственных вещей…».

Кадр 2. Мужчина в комнате подходит к искусственной ёлке и начинает её разбирать. Текст: «…Иногда искусственные вещи выглядят даже лучше настоящих…».

Кадр 3. Мы видим мальчика, который один сидит на скамейке с игрушкой и смотрит, как мимо него проходит другой мальчик с собакой на поводке. После этого он смотрит жалостно на свою игрушку. Музыка продолжается, а текст звучит следующим образом: «Но настоящими они никогда не станут…».

Кадр 4. Нам сначала показывают спиной молодую женщину, потом ракурс камеры позволяет увидеть её с грудным младенцем на руках. Она его кормит грудью. Закадровый текст: «Так и искусственное питание никогда не сможет заменить грудное молоко…».

Кадр 5. Крупным планом показан малыш. «…Потому что вас заменить невозможно».

Кадр 6. Мы видим один единственный слоган: «Для полноценного развития детям необходимо грудное вскармливание». В последнем кадре мы видим, что данное послание адресное, в нём присутствует название заказчика социальной рекламы – это Министерство здравоохранения России.

Помимо «Союза Создателей Социальной Рекламы» в Москве в 2004 году была создана ещё одна организация, которая должна была курировать и налаживать связи между потребителями и производителями рекламы. Данной организацией выступает Комитет по рекламе при Торгово-промышленной палате РФ. Основными направлениями работы, по мнению председателя Комитета Б. Школьникова, являются законотворчество, контроль за соблюдением этических норм при создании рекламного продукта и социальной рекламы» . В целом данная организация призвана решать те же задачи, что и «СССР».

Резюмируем вышесказанное. Безусловно, в последние пять лет наблюдается интерес к социальной рекламе со стороны не только российских властных структур, но и обычных граждан. Весомый шаг в этом направлении сделала Коммуникативная группа АДВ и Группа компаний BBDO, а также рекламная группа «Лео Бернет – Родная речь». Итогом работы стало принятие единой позиции ведущих рекламных агентств, объединившейся как раз в «СССР».

Из вышесказанного сделаем вывод, что социальную рекламу можно считать неотъемлемой частью нашей современной жизни. Ее можно классифицировать по целевой аудитории, по воздействию на неё, по охвату распространения, по способу исполнения, по методу воздействия и т.д. И с каждым днем она все больше будет находить отклики в жизни общества.

Литература:

  1. Крупнов Р.В. Социальная реклама как инструмент управления социальными процессами: дис. … канд. социол. наук: 22.00.08/Р.В. Крупнов. – М., 2006.

  2. Николашвили Г. Социальная реклама: теория и практика/Г. Николашвили. – М.: Виртуальная галерея, 2006. – 200 с.

  3. Федеральный закон «О рекламе». – 5-е изд. – М.: Ось-89, 2006. – 48 с.