Письмо для детей

«Письмо любви ребёнку». Совместный проект детей и родителей по теме «Моя семья»

Марина Латовская
«Письмо любви ребёнку». Совместный проект детей и родителей по теме «Моя семья»

Во второй младшей группе я проводила совместный проект с детьми и родителями по теме «Моя семья»

Цель проекта — Развитие чувства самоценности через создания особого микроклимата в детском саду и семье.

Задачи:

— Сформировать представление детей о семье и своём месте в ней.

— Укрепление внутрисемейных связей;

— Воспитывать ласковое и чуткое отношение к своим близким.

— Привить потребность радовать своих близких.

Продолжительность проекта: четыре месяца.

В рамках проекта, так как детки ещё маленькие и они очень скучали по своим рмамам и папам, я предложила родителям написать своему ребёнку «Письмо любви». В приёмной мы повесили почтовый ящик и стали ждать письма. Честно сказать, это задание поставило наших родителей в тупик, они не знали о чём надо писать, как писать. Но прошло немного времени и в нашем ящике оказалось первое письмо, адресованное Кате Колпаковой.

Когда Катя узнала, что именно ей пришло письмо, очень удивилась «Кто же ей написал прямо в детский сад?». Все ребята расселись на коврике, Катюша в первом ряду. Мы начали читать письмо. С каждым словом, с каждым предложением улыбка на её лице становилась всё шире и шире. И вот Катюша счастливая просит: «Марина Геннадьевна прочтите, ещё раз». И я читаю и у самой сердце поёт от того, что вижу перед собой счастливые глаза ребёнка. Мама с папой далеко, работают, но они о ней помнят, любят её.

С этого момента мы стали почти каждый день находить в ящике письма. Дети приходя домой рассказывали кому сегодня пришло письмо и просили своих мам и пап им тоже написать.

Письма были все разные: написанные от руки, напечатанные на компьютере, красиво оформленные, вложенные в конверты или в открытки.

Вот некоторые из них.

Письмо Виталию Патрияк

Письмо Ване Дармограю

Письмо Нилу Рою

Письмо Саше Чуйкову

Письмо Соне Кирпиковой

Письмо Соне Чернуха

Письмо Стёпе Павлову.

В группе мы поставили красивую коробочку в виде сердечка и дети там хранили свои письма. Бывает у ребёнка нет настроения, или он сильно заскучает по родным, мы доставали из коробочки письмо, читали его и ребёнка уже не узнать.

Существует замечательная традиция, которая помогает создавать предновогоднее настроение — «Письма ребёнку в будущее»

Раз в год — это можно сделать накануне Нового Года — пишите письмо своему ребёнку. Это будет письмо, которое он прочитает, когда станет взрослым.

Расскажите ему забавные истории о том, что случилось с ним за этот год, о трудностях и радостях, о том, что было важное в вашей и его жизни, о ваших мыслях о будущем.

Чему он научился за этот год и что узнал, куда вы вместе с ним ездили или ходили. Всё, что чувствуете и считаете нужным написать.

Дополните письмо фотографиями, открытками, записочками и другими памятными вещами, которые иначе со временем исчезнут.

Например, программками из театров, билетами в кино, может быть, его рисунками или записками. И конечно, не забудьте, рассказать в письме, как сильно вы его любите

Сложите это письмо в папку и забудьте на много лет. И так каждый год.

В день совершеннолетия (или позже, когда посчитаете нужным) подарите ребёнку эту папку с письмами. Она станет для него бесценным хранилищем родительской любви и памяти о своем детстве.

Думаю, что многие хотели бы иметь такие папки с письмами о своём детстве, правда? А если у вас несколько детей, то важно писать такое письмо каждому ребёнку отдельно.

Вы уже пишите такие письма? Интересно попробовать?

вам может быть интересно Простые способы стать ближе к своему ребенку

Как терпеливо ждать при каждой встрече в детском доме, когда приемный сын назовет тебя «папой»? Как подружиться с его бабушкой, не готовой отпускать внука в новую семью? Как организовывать путешествия в разные уголки Земли и защищать косаток и их детенышей от отлова в океанариумы? Об этом и о многом другом в интервью рассказал известный фотограф дикой природы, основатель Михаил Коростелев.

Михаил, в прошлом году за развитием событий, связанных с заболеванием вашего сына Тиши, следили, кажется, тысячи людей в разных странах. Как могли, помогали, и, конечно, не могли поверить в то, что современная медицина окажется бессильна. Вашей семье сочувствовали очень многие. Далеко не все люди могут пережить потери и найти силы, чтобы идти дальше. Кто помог или что помогло вам выдержать такое испытание?

Было, конечно, невыносимо тяжело. Мы с Настей в первую очередь помогали друг другу. Срываться старались по очереди. Нас спасала только мысль о том, что мы можем кому-то помочь, что кому-то мы нужны, что ради этого нужно сейчас, стиснув зубы, выживать. А потом просто найти тех, кому мы нужны, и продолжать жить.

Михаил с сыном Тихоном

После похорон мы сразу улетели на три месяца путешествовать, дома было оставаться невыносимо. А по возвращении пошли в ШПР, послав лесом всех, кто советовал не торопиться и подождать хотя бы год.

Как вы с женой пришли к решению взять приемного ребенка? У ваших знакомых, может быть, есть приемные дети? Кто-то послужил примером?

Мы и раньше об этом задумывались, и, думаю, со временем бы пришли к этому. Но в последние годы все силы и энергия уходили на нашего любимого Тихона. Мы много путешествовали, почти не появляясь в Москве, и понимали, что сейчас ещё не готовы к этому.

У нас было пара примеров перед глазами. Один — удачный у наших родственников, второй — очень плохой у наших друзей. Как выяснилось потом, примеров было больше, просто мы не знали об этом. И примеров трагедий, как наша, — тоже, хранящихся тяжелым грузом в других семьях.

Утром, когда сердце Тихона остановилось, мы ехали в машине молча, но оба, не сговариваясь, думали об одном и том же. Единственный способ выжить — делать добрые дела. Не помню даже, кто первый завёл разговор, но это было просто озвучивание мыслей второго. Потом мы уехали из Москвы и ждали времени, когда окажемся в ресурсе для дальнейших действий.

Семья Коростелевых с сыном Тихоном

Как готовились к приемному родительству? Что было легко, а что показалось, может быть, сложным во время сбора документов, прохождения школы приемных родителей, поиска ребенка?

Всё проходило легко и естественно. Ещё путешествуя, прочитали несколько книг Людмилы Петрановской, поэтому в ШПР были «отличниками».

У нас была очень сильная эмоциональная группа с очень разными историями. Было видно, что кому-то будет несложно взять ребёнка, кому-то очень тяжело — нужно будет перестраивать свои взгляды, образ жизни. Но я почему-то был уверен, что после завершения ШПР все один за другим перейдут от теории к практике и в чате только и будет мелькать «-1, +1» (принятое в сообществах приемных родителей символическое обозначение: минус один ребенок в системе детских учреждений, плюс один ребенок в семье — прим. ред). Мы оказались самыми быстрыми, но надеюсь, что скоро получим новости и о других пополнениях в семьях.

Документы мы собрали без проблем. В середине ноября закончили ШПР, а 17 декабря имели уже заключение на руках. Могли и раньше, но не сообразили начать собирать всё ещё до завершения ШПР.

В школе на одном из тренингов мы анализировали, как кто выбирает дорогие вещи при покупке. Настя у меня всегда очень серьёзно подходит к выбору. Проводит большой research. Сравнивает характеристики, цены, читает отзывы и так далее. Я же, наоборот, обычно действую на эмоциях. Выбор происходит часто спонтанно.

Проанализировав после наш подход к выбору ребенка, поняли, что стратегии оказались схожи. Настя изучала анкеты, а я руководствовался эмоциями.

Мы хотели найти кого-то, кому действительно можем помочь, кто ждёт именно нас. Нам не хотелось вставать на учёт в Москве и Подмосковье и ждать, когда нам предложат идеального ребёнка, которого и без нас сразу заберут в семью, где он будет счастлив. Настя взялась за регионы. Где-то неделю она обзванивала регион за регионом, узнавая про десятки детей из федерального банка данных. У нас было заключение, но нас ещё не занесли в реестр. Тем не менее, нам, как правило, шли навстречу и давали информацию.

Неделю мы вставали рано утром и вместе с солнцем двигались с востока на запад. Сначала звонки в Хабаровск, Владивосток, на Камчатку. Затем там вечерело, и мы перемещались в Сибирь: Иркутск, Екатеринбург, Новосибирск. И так постепенно походили до Брянска. На следующий день снова, уточняя детали, подробности, изменения.

Чуть не сорвались в Хабаровск, где было три пары братьев, которые нам приглянулись. У нас заключение от опеки на двух детей. Но в итоге решили не спешить, тем более, накануне праздников, когда никто не работает из госорганов. Мы записались на приём в Федеральный Банк Данных в Москве и пришли туда уже с подготовленным списком из 30 детей с сайта

Но мне уже тогда запал в душу Илья. Грустные глаза на фотографии, история с лишённой прав матерью, отцом в тюрьме и бабушкой, которая взяла внука, но через месяц вернула, сказала, что возраст и здоровье у нее уже не те, она с ребенком не справляется. В последние дни больше всего мы говорили о нем.Илья

На приеме смотрели анкеты, получали более детальную информацию. Открыли анкету Ильи. «Ой, посмотрите, на него не только никто не получал направления, даже просмотров анкеты ни одного», — сказала милая женщина, принимающая нас.

В базе отражается вся история по ребёнку, даже просмотр анкет (не в Интернете, а на приемах). У некоторых детей были десятки просмотров, направлений на знакомство, отказов. В итоге мы отправили запросы на 16 детей. Начали приходить ответы. Как только пришла информация, что по Илье можно брать направление, мы сразу это сделали и взяли билеты в Красноярск.

Были ли знакомые или специалисты, кто, возможно, отговаривал вас с женой от приемного родительства? Если были, то объясняли, почему?

Конечно, были! Наше общество ещё не совсем осознало, что нет чужих детей и усыновляют не только потому, что не могут иметь своего ребенка. Особенно это касается старшего поколения. Работники поликлиник, диспансеров и прочих заведений, где нужно было собрать всякие справки, считали своим долгом сказать: «Зачем вам это нужно? Что, своих нет шансов родить совсем?»

Илья

Всё это вызывало у нас просто улыбки. В основном это были люди, мнение которых нас мало интересовало. Все близкие и друзья, конечно, поддерживали нас. Да и вообще, нас мало интересовало мнение кого-то, хотя поддержка, конечно, была важна.

Михаил, расскажите, о вашем приемном сыне, как вы с ним встретились, как общались, пока готовили документы, как добирались в Москву?

Нашего сына зовут Илья, ему 3 года 5 месяцев. 9 января в первый рабочий день 2019 года рано утром мы прилетели в Красноярск. Забросили вещи в гостиницу и пришли в детдом. Первой нас встретила вахтёрша и сразу вопрос:

— Ой, а вы к кому? — К Илье. — Ой, к Илюше. А вы откуда? — Из Москвы. — Как далеко-то приехали! — Редко приезжают из Москвы? — Редко. Раньше было много иностранцев. Забирали даже очень больных детей, которых в России почти никто не берет. Вот Ваня в Испанию уехал, и там его вылечили! Сейчас фотографии присылают. Мальчик изменился до неузнаваемости. Теперь иностранцам запретили, и многие дети почти не имеют шансов на семью и лечение за границей.

Нас пригласили в кабинет директора. Директор и работник социального воспитания встретили нас очень радушно. Хорошие добрые женщины. Познакомили нас с документами.

— Ой, у вас заключение на усыновление. Вы знаете, что Илья только под опеку?

— Да, мы знаем. Мы готовы на опеку. — Ну, тогда будем сегодня вас знакомить. Ещё у нас его бабушка с дедушкой очень активные. Вам надо будет познакомиться. Пригласим их завтра.

Привели Илюшу. Немного потерян, пальцы во рту. «Илюша, поздоровайся с дядей и тетей». Недоверчиво протягивает руку. Пошли в музыкальный зал общаться. Подарили машинку. Заинтересовался. Начал с нами играть. Понемногу раскрепощался. Минут через 20 пришло время прощаться. «Илюша, ну что, приходить нам завтра?» — «Да, приходить». Помахали друг другу ручками.

На следующее утро уже на пороге встретили бабушку с дедушкой.

— Это вы посредники? — выстреливает бабушка. — Эээ, кто? Мы приемные родители, приехали знакомиться с Ильей. — Нее, его вам не отдадут. Я его не отдаю. И не стыдно вам, ребёнка забирать?

Мы немного ошарашены, но в принципе были готовы к такому сценарию. Разговор продолжился в кабинете директора, которая нас познакомила официально, напомнила бабушке, что предупреждала много раз, что ребёнок будет пристроен в семью и очень быстро.

— Нет, я не отдаю. Если бы ещё здесь в Красноярск, а то в Москву! Чего придумали! Я заберу его домой.

— Так забирайте, — парирует директор. — Собирайте документы, приходите. Идите в опеку, идите скорее.

— Так у нас все документы есть! Мы заберём.

— Забирайте!

Настя и Илья

Я слушаю, сильно напрягаясь. Настя мимо ушей, понимая, что это всё слова и разговоры. Пошли вместе к Илюше. Бабушка делает всё, что нельзя, конечно, делать при ребёнке. Ревёт навзрыд, причитая:

— Что, Илюша, бросаешь меня? Ты что, уедешь с Мишей и Настей?

— Уеду! — Что? Поедешь с ними в Москву? — Поеду! — Бросишь бабушку?

Мы пытаемся сгладить. Никого он не бросит. Бабушка с дедушкой останутся бабушкой с дедушкой, мы будем приезжать к ним в гости, а они — к нам.

Дедушка нам сразу понравился. Было видно, что он понимает, что ребёнку так лучше. Он отвёл Настю в сторону: «Не волнуйся, бабушка поистерит и успокоится. Всё будет хорошо».

В общем, ситуация была понятна. Бабушка с дедушкой были хорошие, но именно как бабушка с дедушкой. С ролью родителей они справиться никак не могли. Поэтому оба и слегли через месяц, как его взяли, когда он им показал дома, где раки зимуют. Это же не милый внучок, который приехал на месяц в деревню летом. Ребёнок с двух лет в детдоме с набором соответствующих проблем. Да и до двух лет жизнь была не сахар, но все же в семье, что, безусловно, очень важно. Вроде больших проблем с нарушением привязанности и последствий депривации нет.

Бабушка продолжала «зажигать», бросая ребёнка из огня да в полымя:

— Ну что, Илюша, это твои мама и папа, поедешь с ними в Москву?

— Где мама и папа? — оглядывается по сторонам, ищет глазами.

Отвлекаем машинками. Пора было уходить. Выжаты как лимоны.

Мы приходили к Илье 2 раза в день. И второй раз уже общались с Ильей наедине. День третий. Приходим утром, у детей елка. Дед Мороз, все в костюмчиках животных. Илюша — хрюшка. Водят хоровод вокруг елки. Тихо заходим, садимся смотреть. Увидел нас, бросает хоровод, бежит к нам. На ходу сбрасывает с себя сначала голову свиньи, потом розовую курточку, добежал до нас, уже почти сняв розовые штанишки. Выглядело как замедленные кадры из спасателей Малибу. «Машинки!»

Илья и Настя

Уговорили вернуться в хоровод. Согласился только вместе с Настей. Наконец, пришло время вручения подарков Дедом Морозом. Доходит очередь до Илюши. Дедушка Мороз достаёт из мешка плюшевого зайца. Заяц презрительно возвращается Деду Морозу: «Мишку». Ребёнок знает, чего хочет, и добивается этого. Деду Морозу пришлось найти мишку.

Приходят Бабушка с дедушкой. «Ой, вы ещё не уехали в Москву? Вам ещё не сказали, что приостановили вам всё?» Меня опять бросает в холод. Настя даже бровью не повела. Ну как у неё получается не вестись?! Дальше всё примерно повторилось, как вчера.

Во второй половине дня мы подписали согласие. Поиграли с Илюшей. С каждым днём нам давали всё больше и больше времени на общение. Закончилась пятница, впереди были мучительные выходные — посещения запрещены. Занялись делами. Купили бабе-деде планшет для общения с ребёнком по скайпу, поехали к ним в гости.

Общались часа три, попивая чай с тремя видами варенья. Смотрели фотографии семейные, слушали истории про Илюшу, родителей его. Узнали очень много нового.

Периодически всплывало:

«Откажитесь, не берите грех на душу», «душу мою забираете». Дед рявкал в ответ. Ещё был перл: «Вот мы сейчас соберём документы, заберём его и вам доверенность напишем — забирайте воспитывать в Москву».

Потренировались со скайпом. Видно было, что бабушке мы нравимся, и она головой понимает, что так правильно, но сердце не даёт.

Дожили до понедельника. Бабушка в этот раз пришла к нам. Опять встречает нас с удивлением: «Вы? Ещё не уехали? Я забираю ребёнка. Ходили в опеку, нам сказали, что, конечно, не должны в Москву отдавать, и всё отменят». Я уже начал понемногу вырабатывать иммунитет и уже почти получилось пропустить мимо ушей. Но надо было ещё отрабатывать.

Бабушка добавляет: «Прихожу сегодня к Илюше, говорю ему: поедешь к бабе домой? А он мне в ответ — Миша! И пальчиком так вверх».

Вообще мы старались не торопить события и перед Илюшей не позиционировали себя, как мама и папа. Не знали, как всё сложится в итоге, хоть и сдаваться не собирались. Настя и Миша.

Но помимо бабушки «старались» все. Воспитатели: «Илюша, одевайся, мама и папа за тобой пришли». Дети, видя, как мы приходим за Илюшей, мечтательно восклицали: «мама и папа!». Наблюдать это было больно. В детском доме 26 детей. Мы сказали директору: «Давайте мы ещё кого-нибудь возьмём, у нас на двоих заключение».

«А нет свободных детей. У кого-то мать восстанавливается, у кого-то родственники собирают документы. У кого-то по трое-четверо братьев и сестёр и разделять из нельзя — только всех вместе брать». А дети сидят в учреждении…

Михаил, Настя и Илья

В один из вечеров среди беготни, машинок и разбрасывания шариков по комнате, вдруг случилась минутка тишины. Подошёл к Насте, молча обнял.

— Илюша, ты что, признал нас? — Мама и папа, — услышали мы в ответ…

Сначала нам сказали, что документы будут готовить 3−4 недели. Мы сказали, что при любом раскладе будем здесь ждать и без ребёнка не улетим. Но к счастью медицина у Ильи вся была свежая, и всё подготовили очень быстро. 9-го января мы прилетели, а 17-го нам уже отдали ребёнка. Прошёл ровно месяц с того дня, как мы получили заключение в московской опеке. Четыре месяца, как пришли на первое занятие в ШПР. Семья месяцев, как мы остались вдвоём…

Билеты взяли на 18 января, на утро, и решили ребёнка забирать сразу из детдома на самолёт. Вечером накануне поехали опять в гости к бабушке и дедушке. Снова долго сидели, болтали, отрабатывали навыки в скайпе. Взяли мешок вещей и игрушек Илюши. Хорошо, что утром бабушка решила не приходить прощаться. Очень правильное ее решение.

Утром Илья был готов и не скрывал радости: «Я поеду, я поеду!» Всё интересно. Такси, дома и краны в окошке, аэропорт, самолёты! В самолете столько всего интересного! Лампочки, кнопочки, еда, журналы, туалет! Тут уж точно не до дневного сна! В Москве снова машина! Батарейка села, по пути домой уснул!

Дома новый заряд эмоций: бабушка, кошка!

Поесть на кухне не получалось. Глотал быстро одну ложку и нёсся обратно к игрушкам, кошке, новой бабушке. Энергия и эмоции били через край.

Мы опасались, если честно, больше всего за взаимоотношения с кошкой. Она у нас дама с характером. Тоже приемная. Подобрали в Ростове-на-Дону без когтей на передних лапах. Ангорская красавица. Все, кроме меня, её боятся — может наброситься из-за угла на ноги. «Илюша, осторожно, кошечка злая, может укусить, не нужно её трогать».

«Кошка! Кошка! Погладить!» Кошка кусает в ответ. «Ой, что это было?»

Дальше было что-то невероятное. Мы поняли, что внушать Илье что-то бесполезно, и отпустили ситуацию. Я терпеливо ждал, когда Дымча ответит Илье, остудив его пыл. Но не тут-то было. Они махались лапами-руками. Дымча рычала, шипела, кусала, но в ответ максимум: «Ой, что это было».

Илья с кошкой Дымчей

Как опытный дрессировщик, Илюша поднимал руку выше кошки, водил из стороны в сторону и гипнотизировал её, как кобру. Если Дымча хотела сбежать, то Илья хватал ее за хвост. Несколько раз кошка за хвост висела в воздухе. Такого в ее жизни ещё, наверное, не было. Но кто знает, мы не знаем о ее судьбе до нашего посещения Ростова.

Когда, по‑вашему, приходит любовь к приемному ребенку?

Думаю, любовь у всех приходит по‑разному. Мы полюбили Илью ещё до того, как познакомились. Да что там, мы любили его ещё до того, как нашли в базе, до того, как пошли в ШПР. Не было вообще ни одного волнения и тревоги: «А полюбим ли, а что будет, когда увидим, потрогаем, понюхаем?» Мы ехали забирать сына, а не присматриваться, принюхиваться. Настя, правда, действительно первым делом понюхала убедиться, что точно свой.

Как сейчас примерно строится ваш день, когда в семье появился такой веселый мальчик? Как проходит адаптация, чему Илья учится, от чего, может, надо, наоборот, отучать?

Первые несколько дней Илюша жил четко по Красноярскому времени. То есть, подъем в 3 ночи по Москве… Дальше постепенно перестраивались и теперь уже просыпаемся в 8−9. Гуляем, играем, купаемся в ванной. Ходим в магазин за покупками. Пару раз ходили в бассейн. В восторге. Научился опускать голову под воду, обожает прыгать с бортика. Отлично играет с детьми на площадке, ходим в гости к соседской девочке. Надо брать второго!

Включилось отрицание. Делает всё наоборот. Говорим «нельзя одеваться самому, нельзя какать в унитаз, нельзя самому играть». Удивительно, но это работает. Посмотрим, долго ли продлится.

К кошке немного охладел. Не совсем ещё, но у Дымчи уже есть время поспать. То, что ее таскают за хвост по квартире, она уже привыкла.

У Илюши появилось три новых бабушки. Точнее, две бабушки и прабабушка. Отлично с ними проводит время. Случается лучше, чем с нами. А мы для него мама и папа, с кем можно побаловаться и покапризничать. Спит в своей кроватке, но среди ночи или к утру перебегает, как жучок, к нам. Говорит, но обычно отдельными словами или короткими фразами. Повторяет за нами незнакомые слова. Впитывает новые знания, как губка.

Михаил с Ильей

С кем-то вы консультируетесь, необходимо ли вам сопровождение семьи? У нас в фонде есть бесплатные психологи — они же приемные родители, есть проект .

Пока справляемся сами, иногда бабушки выполняют роль беббиситтеров. Но будем иметь в виду.

Михаил, вы известный фотограф, путешественник, очень открытый человек. У вас с детства такая открытость миру?

Наверное, нет. Но мне интересно делиться тем, что может вдохновить или помочь кому-то. Я знаю, как это бывает важно. Недавно получил сообщение от подписчицы в фейсбуке: «Мы после первой неудачной попытки поиска ребёнка как-то замкнулись. Вроде свой растёт и хорошо. С вами всю трагедию переживали, а теперь следим за судьбой Илюши. Муж говорит: «Чего сидим-то? Надо плюс один!»

Звонят люди, столкнувшиеся с трудностями в поиске ребёнка. Рассказываю о том, как мы искали, консультирую. В такие моменты есть твёрдая уверенность, что надо делиться, не держать в себе, как трагедии, так и радости.

Как вы нашли свое любимое дело, как поняли, какая деятельность, какие люди для вас важны? Как познакомились с женой, в чем совпали ваши взгляды?

Любимое дело нашло меня само. Это долгая история, которая привела к тому, что офисная работа в Москве сменилась постоянными путешествиями по миру, месяцами в дикой природе с животными. С Настей мы познакомились сто лет назад в 2003 году. В интернете. Тогда взгляды и жизнь были совершенно другими. Мы вместе взрослели, вместе начали путешествовать.

Тиша путешествовал с вами, он был очень важной частью вашей семейной команды. И вы очень много и подробно рассказывали о том, как здорово, когда дети могут быть вместе с родителями, вместе познавать мир. Расскажите, как вы воспитывали Тихона, что старались дать ему, о чем говорили с ним, о чем мечтали?

Рождение Тихона было безграничным счастьем для нас. Мы были не только семьёй, мы были командой. Он объездил с нами полмира. Мы до сих пор, наверное, не осознали до конца, что случившееся — реальность. Это вообще очень сложно осознать и принять, когда в один день ты теряешь смысл жизни и потом надо со слезами на глазах искать новый. Но жизнь продолжается.

Анастасия Коростелева и Тихон Михаил Коростелев и Тихон

Мы хотим со временем понять, зачем всё случилось именно так, смотря в глаза детям, которым мы поможем, слушая истории других людей, которых мы вдохновили на помощь детям.

Вы организуете путешествия в разные уголки мира, учитывая соприкосновение человека с природой. Вы наблюдали за разными животными — косатками, китами, медведями. В чем их схожесть с человеком? Может, был какой-то момент, который вам запомнился?

Что касается сравнения с животным миром, я бы отметил косаток. Эта тема мне очень близка. У косаток очень крепкие социальные связи семейные. Крепче даже, чем у людей. Дети всю жизнь проводят в семье с мамой. У косаток очень богатая эмоциональная жизнь, есть отдельно часть в мозге, отвечающая за эмоции, которой нет у человека. Если косатка лишается ребёнка, она испытывает горе и стресс в разы выше, чем у человека. Это невозможно даже представить.

Россия — единственная страна, отлавливающая косаток для продажи в китайские океанариумы. Отлавливаются дети. Это невероятно жестоко. Семья сражается за малыша, часто насмерть.

В этом году нам (биологам, защитникам животных, фотографам) наконец впервые удалось привлечь внимание общественности и властей к незаконному отлову и продажи животных.

Косатки

Прокуратура наложила арест на животных и запретила продажу. 12 косатёнков и 90 (!!!) белушат стали заложниками судебного разбирательства в китовой тюрьме в бухте Средняя под Находкой. Зимой бухта покрылась льдом. Животные замерзают, болеют. Три самых маленьких белушонка уже погибли (по версии отловщиков — сбежали).

Все с нетерпением ждут решения суда о выпуске животных на волю, что на практике будет сделать чрезвычайно сложно. Многие больны, психика, скорее всего, уже сломлена из-за кормления с рук человеком. Надеюсь, когда-нибудь общество в России придёт осознанию, что животные, особенно такие, как китообразные, испытывают эмоции и перестанет так жестоко обращаться с ними. В этом году впервые появилась надежда, что мы доживём до этого дня.

Какие у вас сейчас планы? В какое путешествие отправляетесь в ближайшее время? Что по курсу?

Мы точно хотим большую семью. Купили участок в под Троицком и будем строить там . Планов пока нет, но они обязательно появятся. Сидеть дома не планируем!

Текст — Иоланта Качаева ​Фото — семейный архив Коростелевых

Читать также «Сын был для нас ангелом». Опыт родителей, потерявших ребенка

Раз в год пишите письмо своему ребенку!

Письмо, которое он прочитает, когда станет взрослым. Расскажите ему забавные истории о том, что случилось с ним за этот год, о трудностях и радостях, о том, что было важного в вашей и его жизни, о ваших мыслях о будущем и так далее. Дополните письмо фотографиями, открытками, записочками и другими памятными вещами, которые иначе со временем исчезнут. И не забудьте рассказать, как сильно вы его любите.
Сложите в папку и забудьте на много лет. И так каждый год. В день совершеннолетия подарите ребенку эту папку. Она станет для него бесценным хранилищем родительской любви и памяти о детстве. И в радостные, и в тяжелые минуты она будет для него напоминанием, что ваша любовь оберегает его всегда.

P.S. Жаль что я наткнулась на эту статейку когда моей крохе уже 5 лет (( Но никогда не поздно начать, до совершеннолетия еще ого-го. Первое письмо я уже написала, вернее продолжаю писать (чуть позже но все таки), т.к. вкладываю в него все воспоминания, все что происходило в жизни доченьки за 5 лет, следующее письмо напишу уже в 6 лет (24 мая 2016). На мой взгляд это замечательная идея и ей будет очень приятно прочесть обо всем, что с ней происходило

Кто не успел с детками, можно для внуков сотворить такое ))

Как вам идея??

Письмо ребенку | у нас будет ребенок письмо

Главная / Полезная информация / Конкурсы / Письмо ребенку

По итогам онлайн-голосования победителями признаны:

1 место — Анна и Денис. Супруги набрали 8000 баллов
2 место — Дарья и Валентин. У пары 4235 баллов
3 место — Елена и Илья. 1099 баллов.
4 место — Жанна и Николай, которые набрали 226 голосов
Поздравляем победителей!

1. Анна и Денис (по результатам обследования и лечения в нашей клинике +2400 баллов)

Мы любим своих не рожденных пока детей настолько сильно, насколько ждем их… Любви не бывает много, любовь безгранична, реальна и осязаема. Куда мы можем деть свою нерастраченную пока любовь к будущим детям? Мы можем писать письма – искренние, теплые и трогательные. Рассказывая в них о том, как сильно желаем увидеть и обнять своих долгожданных деток, как верим и ждем, что они скоро у нас появятся.

Сегодня у нас появилось очень сильное желание написать письмо своему ребенку в будущее. И не важно, что малыш еще не родился, что мы еще не знаем, появления кого нам ждать на этот свет, сыночка или лапочки-дочки.
Это письмо в будущее, чтобы наш малыш знал, как сильно было наше желание поскорее его увидеть, прижать хрупкое, маленькое тельце к своему сердцу.
Малыш, пишут тебе твои будущие родители. Каждую секунду нашей жизни мы думаем о тебе. Анализируя свою жизнь, мы мечтаем о том дне, когда будем с тобой вместе!
Наверное, тебе пока еще не понять, что в этой жизни самое главное для двух любящих сердец узнать новость о зарождении ими новой жизни, твоей жизни. Это не просто самая важная новость, это божье благословение. Мы тебя очень ждем и верим, что скоро настанет тот день, когда Мама почувствует твое тепло в своем животике и сообщит эту важную новость папе, и папа, окрыленный этим известием, будет целовать мамин животик и говорить самые нежные и ласковые слова. Это радостное событие наполнит нашу жизнь смыслом. А иначе для чего мы живем? У нас с папой есть все для нормальной жизни: уютная квартира, хорошая работа, но не хватает лишь одного самого главного, того, без кого семья не может являться полноценной, это конечно же тебя, нашего ребенка.
Когда мы с умилением смотрим на чужих детей, играющих в нашем дворе, мы представляем в мечтах тебя, нашего собственного будущего ребенка, самого красивого и
лучшего на свете, представляем, как бы мы радовались твоим успехам, наблюдали за твоим взрослением, чему бы хорошему мы тебя смогли научить. Ведь изначально любой ребенок рождается чистым, святым и первым делом от родителей зависит, каким он будет в будущем. Мы постараемся стать лучшими из всех родителей на свете и сумеем окружить тебя своей любовью, заботой и лаской.
Сегодня, когда мы пишем тебе это письмо, на улице царит ночь и наверняка на небе сияют миллионы звезд. Совсем скоро Новый год! Мы просим бога лишь об одном. «Боженька пошли нам с неба великую милость — нашу маленькую звёздочку!» А тебя Малыш просим, прилетай к нам поскорей. Мы еще не видели твое личико, но уже точно знаем, что ты будешь самым красивым и счастливым на свете. Как же не терпится поскорей прижать тебя к себе и почувствовать твой сладкий молочный аромат. Как же мы мечтаем взять твою крошечную ладошку и поцеловать ее. Мы ждем встречи каждый день, каждый час, каждое мгновение. Ты долгожданный и очень-очень любимый ребенок! Знаешь, а ведь тебя ждет целый огромный мир! Мир, который ты увидишь, когда появишься на этот свет!
Мы верим, что бог наконец услышит наши молитвы, и в скором времени в нашем доме заискрится детский смех.
С любовью. Твои родители…

2. Елена и Илья (за лечение и подготовку к программе ЭКО в нашей клинике +1000 баллов)

Здравствуй, наш родной сыночек! Мы с папой тебя заждались! У нас уже все готово твоему появлению!Мы тебя очень любим и ждем!Папа приготовил для тебя лыжи и санки. Он у нас спортсмен, любит плавать, ходить коньковым ходом по зимнему лесу. По выходным мы с друзьями катаемся на коньках, бубликах, санках. Я научу тебя быть сильным, мужественным и мягким, честным и справедливым. Я люблю рисовать и фотографировать, я научу тебя видеть мир прекрасным.

Тебя ждет еще и наша собака. Это наш Верный. Он добрый и любит играть с детьми. Он отличная нянька и тебе с ним будет весело.

А еще у тебя появятся бабушки, дедушки, братики и сестренки. Все приготовили тебе подарки, хотят с тобой поиграть, побаловаться, пошалить. Они очень веселые, дружные и любят собираться вместе.

Бабушки готовят очень вкусные пирожки с капустой, картошкой, яйцом и луком. Они научат тебя подружиться с растениями, животными, полюбить лес, ягоды и грибы.

У тебя тоже будет много друзей. Это мальчики и девочки, они есть почти в каждой семье в нашей компании. Мы любим путешествовать. За нашими плечами уже 24 страны. Это новые открытия, города, люди. Ты поймешь, как здорово открывать для себя что-то новое, знакомиться с национальным колоритом, узнавать мир. Частенько мы собираемся с друзьями, чтобы обсудить, куда будем держать путь на очередные праздники. Садимся на машины и нас не останавливает погода, ветер, снег. Мы держим путь в горы, к рекам, на озера. У нас такая большая красивая страна и мы с папой ее очень любим! Мы обязательно тебя с ней познакомим! Алтай, Байкал, Уральские горы, Пермский край, Камчатка, Курилы, Казахстан и пр! Впереди у нас с тобой еще много открытий и приключений!

Мы с папой приготовили тебе детскую комнату, игрушки, кроватку, коляску. у нас есть все, кроме тебя! И мы знаем, что ты тоже хочешь поскорее встретиться с нам

Мы ждем тебя, наш любимый!

3. Дарья и Валентин (за лечение и подготовку к программе ЭКО в нашей клинике +1000 баллов)

Здравствуй, наш любимый, долгожданный малыш!
Пишут тебе твои будущие родители. Мы ждем тебя уже очень долго и делаем все, чтобы ты поскорее был с нами.Уже так хочется поскорее услышать твой первый плач, прижать к груди, обнять, поцеловать…Слушать бесконечные, но очень милые споры о том, на кого же ты больше похож на маму или на папу… Мы не знаем, кем ты будешь: мальчиком или девочкой, но это и не важно… важно то, что ты будешь самым любимым, желанным и счастливым ребенком на свете. А мы будем самыми счастливыми родителями. Еще тебя очень ждут твои бабушки и дедушки, они уже для тебя и игрушки приготовили и даже памперсы! А если ты появишься не один, а с братиком или сестренкой, то мы вообще будем на седьмом небе от счастья!
Ты мне очень часто снишься — то в моем животике, то уже в пеленках у меня на руках… Спасибо тебе за это! Это дает мне силы не опускать руки, не терять надежду.
Мы очень постараемся стать лучшими из всех родителей на свете и сделаем все, зависящее от нас для твоего счастливого будущего. Мы тебя очень-очень ждем и всем сердцем верим, что скоро тебя увидим!

4. Жанна и Николай

Говорят, в облаках, где живут ангелочки,

Добрый аист детей пеленает в мешочки.

Вот вам рыцарь-сынок! Вам красавица-дочка!

Хочешь счастья комок ?!- Шлите письма по почте.

И, быть может, тогда краснощёкое счастье,

Опустившись с небес, отодвинет ненастья.

К вам прижмется щекой, засопит, улыбнется…

Ваша пара сердец нежным трио забьется!

Здравствуй любимый наш долгожданный малыш! Мы ждем тебя уже долгие годы. Стараемся, делаем все для того, что бы ты появился на свет. Мы не сдаемся! Надеемся, что чудо придет в нашу семью, и забьется твое крохотное сердечко. Верим , что день нашей встречи уже не за горами. Мы мечтаем, как будем петь тебе колыбельные песенки, качать на руках, купать, гулять ,играть с тобою.Всю нашу жизнь мы посвящаем тебе. Желаем наслаждаться каждым твоим движением, ловить твое нежное дыхание, радоваться твоим первым словам .Мы будем тебе опорой, когда ты сделаешь свой первый шаг. И знай, что не зрима мы будем держать тебя за руки на протяжение всего твоего жизненного пути. Вечерами мы составляем список покупок к твоему первому Дню рождения. А любовь, заботу, внимание и всю нашу нежность мы будем дарить тебе с первым ударом твоего сердечка. Малыш, мы очень тебя ждем! А если вас будет двое, возможно трое , то вы станете нашем двойным или даже тройным счастьем! Мы ждем! Мы любим! Надеемся и верим, что это чудо в нашей семье свершиться. И уже все вместе мы сможем сказать огромное спасибо докторам, которые помогут нам встретиться . Любящие и очень скучающие родители.

письмо от будущего малыша (нашла вконтакте)

Очень трогательно написано, решила с вами поделиться. Дает надежду.

«Дорогая мамочка!

Сегодня к нам прилетали аисты. Я знал об их прилёте ещё за неделю, готовился. С самого утра достал чемодан, сложил туда все мои вещи. А потом решил подкрепиться на дорожку, путь-то предстоял неблизкий. Замешкался. Прибегаю, а стая уже в небе…
Мамулечка, прости меня, я знаю, как сильно ты меня ждёшь, переживаешь, когда же я прилечу, а меня всё нет и нет. Поэтому я сразу решил написать тебе письмо и рассказать, как мы, малыши, тут живём-поживаем в ожидании своего аиста.
Милая моя мамочка! Ты не беспокойся, я тут не один, нас тут тысячи, миллионы, не сосчитать. И все ждут своего аиста. Некоторые малыши такие нетерпеливые, так сильно хотят поскорее попасть к своим родителям, что упрашивают залётных аистов отнести их к ним. А аисты не могут отказать, добрые они, да и работа у них такая. Мы провожаем этих малышей, надеемся, что родители их ждут. Но случается, что их родители ещё сами почти дети или мамочки не очень хорошо себя чувствуют и не могут пока их принять, и тогда отказываются от деток. Мама, ты бы видела, какими грустными возвращаются эти малыши. Мы, как можем, стараемся их утешить, развеселить. Ведь все тут знают, что через какое-то время эти же малыши попадут к родителям, которые уже будут их ждать с нетерпением.
Мамуля, ты у меня такая смешная, веришь каким-то странным приметам. Уже даже соску приготовила. Неужели ты думаешь, что я позарюсь на какую-то там соску?! Хотя она красивая, я не спорю. На самом деле я уже давным-давно выбрал именно тебя, моя любимая, самая добрая, милая мамочка. И приду именно к тебе. Уже очень скоро. Но, если тебе так легче, то покупай соски, вяжи носочки и шапочки, может, и вправду это как-то поторопит нашего аиста.
Моя любимая мамочка, ты только не переживай за меня, не плачь, не грусти. В следующий раз я не провороню своего аиста. Уж лучше голодным прилечу! Ты меня накормишь, знаю. Я, мамуль, как сяду на аиста, сразу тебе телеграммой две полосочки вышлю, и ты будешь знать, в каких числах меня примерно ожидать.
А встретимся мы с тобой в Доме Свиданий, там обычно все мамы своих малышей встречают. Я, хоть, сказать ещё ничего не смогу, но посмотрю в твои нежные глаза, и ты поймёшь, как сильно Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, МАМОЧКА.
До скорой встречи, Твой Малыш»

Похожие статьи

Татьяна Бурцева

Вы можете представить себе родителя, который утром встает с мыслью «Как бы мне сегодня подорвать самооценку своего ребенка, обессмыслить его усилия и достижения»? Вряд ли.

Большинство родителей хотят видеть своих детей успешными и счастливыми. Но проявляя заботу и любовь, не всегда доносят до ребенка верное послание.

Установки

Автор книги «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк уверена: наш успех зависит от наших установок. Их всего две: на данность и на рост. Установка на данность заставляет нас думать, что человеческие качества неизменны. Установка на рост позволяет нам развивать то, что у нас уже есть, и верить, что другие способны на то же. От того, какая установка преобладает у вас и ваших детей, зависит насколько успешными они будут в будущем. Во всех сферах жизни: на работе, в семье, в учебе, творчестве и спорте.

Послания

Любое наше слово и действие может нести послание. Оно подсказывает детям, как им воспринимать себя. Послания могут идти с установкой на данность: «Твои качества неизменны, и я их оцениваю». Или с установкой на рост: «Ты развивающаяся личность, и я заинтересован в твоем развитии». Иногда мы сами не замечаем, что именно доносим до своих детей, но они очень чутко реагируют на все эти послания и принимают их близко к сердцу.

История про мальчика, который пошел в детский сад

Пятилетний Боря отправился с мамой в новый детский сад. Там он увидел на стенах детские рисунки и спросил: «Кто нарисовал эти уродские картинки?» Его мама поспешила поправить его: «Нехорошо называть картины уродскими, если они такие красивые». Но воспитательница отлично поняла, о чем думает ребенок. «Здесь, — сказала она, — тебе не придется рисовать красивые картины. Если захочешь, можешь и сам рисовать противные картинки». Боря улыбнулся. Ведь воспитательница ответила на вопрос, который в действительности его волновал: что происходит с мальчиками, которые не умеют хорошо рисовать?

Затем Боря поднял сломанную пожарную машинку и спросил самодовольным тоном: «Кто сломал эту машинку?» Его мама опять засуетилась: «Какая тебе разница, кто ее сломал? Ты же здесь никого не знаешь». Но воспитательница снова все поняла. «Игрушки для того и существуют, чтобы с ними играть, — ответила она ему. — Иногда они ломаются. Такое бывает». Она и на этот раз уловила его невысказанный вопрос: что происходит с мальчиками, которые ломают игрушки? Боря с радостью отправился в детский сад, поняв, что здесь его не будут оценивать и осуждать.

Послания в случае успеха

Вот примеры реплик. Какие послания в них заложены?

  • «Ты выучил урок так быстро! Какой ты умный!»;
  • «Ты только посмотри на эту картину, Марта! Ну разве он не второй Пикассо?!»;
  • «Ты такая умница! Получила пятерку, хотя даже не готовилась!»

Если вы похожи на большинство родителей, вы услышите в этих фразах послания, направленные на поддержку ребенка и повышение его самооценки. Но внимательнее. Вот что при этом слышит сам ребенок:

  • «Если я не смогу быстро выучить урок, значит я не умный»;
  • «Мне не следует рисовать ничего сложного, а не то они поймут, что я не Пикассо»;
  • «Мне лучше перестать готовиться, иначе они подумают, что я не такая уж и умница».

Дети с установкой на данность уже зациклены на своих качествах. Поэтому фразы «Ты такой умный! Ты такой талантливый! Ты прирожденный спортсмен!» могут нанести вред. Исследования показали, что похвала в адрес интеллекта детей подрывает их мотивацию и снижает их результаты. Если успех означает, что они умны, тогда провал означает, что они глупы.

Как хвалить?

Стоит избегать похвал, дающих оценку их уму или таланту. От похвал, в которых подразумевается, что мы гордимся прежде всего интеллектом или талантом ребенка, а не тем трудом, который он вложил.

Мы можем хвалить детей сколько угодно за процесс, ориентированный на рост, — за то, чего они добились упражнениями, учебой, настойчивостью и выбором правильной стратегии.

  • «Это домашнее задание такое большое и сложное. Я восхищаюсь тем, как ты сосредоточенно над ним работал, и тем, что ты выполнил его до конца».
  • «У этой картины такие красивые цвета. Расскажи мне о них».
  • «Ты столько размышляла в своем сочинении. После него я и вправду стала понимать Шекспира по-новому».
  • «Ты сыграл эту пьесу на фортепьяно с таким чувством, что я испытала настоящий восторг. А какие у тебя возникают эмоции, когда ты ее играешь?»

А если что-то не получается?

  • «Мне понравилось, с каким усердием ты работал, но давай попробуем еще раз вместе и посмотрим, что именно тебе непонятно».
  • «Тебе может понадобиться больше времени на то, чтобы разобраться и усвоить этот материал, но если ты будешь так же упорно работать и впредь, то ты справишься».
  • «У каждого человека процесс обучения проходит по-разному. Давай продолжим искать тактику, которая для тебя окажется наилучшей».

Чек-лист родителя

  • Стоит внимательно относиться к тому, что говорю ребенку, и улавливать скрытые послания в своих словах.
  • Не думать, что качества ребенка неизменны и не оценивать их. Мой ребенок — развивающаяся личность и мне важно его развитие.
  • Восхваляя интеллект или талант ребенка, я навязиваю ему установку на данность. Этого делать не стоит.
  • Похвала ослабляет и подрывает самооценку и мотивацию ребенка. Лучше сосредоточиться на процессе его действий — на тактиках, которые ребенок применяет для достижения каких-то целей, на его усилиях или на его выборе.
  • Стоит понаблюдать за своим ребенком и послушать, что он говорит, когда делает что-нибудь неправильно. Конструктивная критика — тот тип обратной связи, которая поможет ребенку понять, как исправить последствия содеянного.
  • Можно ставить своему ребенку цели, но врожденный талант не может ей быть. А развитие умений и обретение знаний — может.

На родителей возложена важная миссия: развивать потенциал людей. Давайте применять уроки установки на рост — и все остальное, что только можно, — чтобы эту миссию исполнить.

По материалам книги «Гибкое сознание».

Обложка поста:

Урок письма в 3-м классе по теме «Это маленькое чудо – письмо»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с историей развития письменности, разными видами писем и правилами написания письма.
  • Научить заполнять конверт, писать письма личного характера.
  • Повторить написание словарных слов.
  • Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, воспитывать потребность в общении посредством письма.

Оборудование:

  • выставка книг С. Маршака “Почта”, Э. Успенского “Путешествие в Простоквашино”;
  • сказка Р. Киплинга “Как было написано первое письмо”;
  • Г. Кублицкий “Письмо шло пять тысячелетий”;
  • образцы знаков, словарь русского языка С.И. Ожегова;
  • карточки со словами-подсказками для написания письма;
  • лепестки для цветка с восклицательными и вопросительными знаками.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Прослушайте отрывок из стихотворения и определите его автора.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей, форменной фуражке?
Это он, это он …

(раздается стук в дверь и входит почтальон со словами Тимашевский почтальон)

Учитель. Ой! У нас в гостях почтальон!

Ответы учащихся (Это из стихотворения С. Маршака “Почта”, только там был Ленинградский почтальон).

— Какую работу выполняет почтальон?

Ответы учащихся (Он доставляет письма, газеты, журналы).

Почтальон. Ребята! К нам на почту уже давно пришло письмо, а я не знаю, что с ним делать. Вот что написано на конверте: Москва, Печная улица, д.8, кв. 3, маме.

— Вы не знаете, кто написал это письмо?

Учитель. Мы с ребятами постараемся вам помочь. У нас сегодня интересный урок, на котором мы узнаем, какими были первые письма, о правилах написания письма, научимся правильно заполнять конверт. Почтальон побудет у нас в гостях и поможет отправить ваши письма.

— Скажите, ребята, что надо знать, чтобы правильно написать и отправить письмо?

— Всё ли вы, ребята, знаете о письме? Тогда немного истории о том, как раньше писали письма.

Экскурсия в прошлое.

Учитель. В назидание вам, ребята, я хочу прочитать рассказ про умного пингвиненка. Он хоть и ошибался, но очень старался писать правильно. И быстро научился. Вот как это было.

Пинь пишет письмо.

Однажды пингвиненку Пиню принесли большой конверт. Это было письмо от пингвинят из Московского зоопарка.

“Вот беда, — подумал Пинь. – Как же я напишу ответ, если не на чем писать? Ведь у меня нет бумаги!”

Но тут он увидел большой камень, который лежал на берегу океана.

“Напишу на камне”, — решил Пинь.

Он разыскал старый корабельный гвоздь и принялся торопливо выцарапывать буквы.

Вдруг камень зашевелился и произнес:

— Глупый Пинь, зачем ты меня щекочешь?

( Вы, ребята, конечно, догадались, что это был не камень, а обычный тюлень.)

Пинь ответил:

— Я пишу письмо пингвинятам в Москву!

— Почему же ты пишешь на моей спине?

Я ошибся, я думал, что это камень!

— Что же, по-твоему, на камне можно писать безграмотно? – Посмотри, вместо слова Москва ты написал “Масхва”. В одном слове две ошибки сделал, а еще пингвиненок!

Пиню стало стыдно-стыдно, и он убежал…

Недалеко от своего дома Пинь увидел огромную льдину.

“Напишу на льдине, — решил Пинь. – Льдина будет плыть, плыть и доплывет до Московского зоопарка”.

Он долго долбил холодные бока льдины, старательно выводя крупные буквы:

Москва, зоопарк, пингвинятам.

Писал вам на тюлене – не получилось. Пишу на льдине

Передаю вам антарктический привет от всех пингвинят!

Из-за тучи выглянуло веселое солнышко и так сильно пригрело, что льдина начала таять.

— Что ты делаешь, солнышко? – закричал Пинь. – Мое письмо сейчас совсем растает!

Солнышко ласково улыбнулось и снова спряталось за тучу. А льдина с письмом плыла по океану, покачиваясь на волнах.

Все смотрели и говорили:

— Это письмо написал пингвиненок Пинь! Наверное, он хорошо учится потому, что не сделал в письме ни одной ошибки. (И. Холин)

Учитель. Что интересного вы узнали из этого письма?

Ответы учащихся.

Учитель. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма различные материалы. О некоторых вы только что услышали.

— Знаете ли вы, из чего было изготовлено первое письмо?

(Из глины, морских ракушек, веревок, а позднее появилось пиктографическое письмо).

— Что такое пиктограмма?

Ответы учащихся.

— Вспомните сказку Киплинга “Как было написано первое письмо”, которую мы читали на уроке чтения. Как вы думаете, почему получившее письмо тегумайское племя неверно истолковало его смысл?

Ответы учащихся.

— Как только возникла письменность, возник вопрос: а как читать? Если, написавший придавал знакам одно значение, а читающие – другое, то ничего хорошего не получалось. Так и случилось в данном случае.

— Ребята, скажите, а используется ли пиктографическое письмо в наше время?

(Знаки уличного движения, знак на аптеке, больнице, трансформаторных будках и т.д.)

— Прошло время, и люди научились писать и посылать друг другу письма, отправлять их при помощи почтальонов, которые сначала ходили пешком, перемещались на ходулях, затем ездили в специальных почтовых каретах. Это очень ответственная работа: доставлять письма людям.

II. Объяснение нового материала.

Учитель. Ребята, а зачем пишут письма? Почему в наше время им нет цены?

— Какие виды писем вам известны?

(на доске появляется схема, приложение 1.)

— Кто из вас, ребята, знает, какой вид письма появился в наше время? (Электронное письмо)

— Послушайте отрывки из писем и определите, к какому виду письма они относятся? (Подготовленные учащиеся зачитывают отрывки из писем, а остальные определяют их вид).

“…Дорогой сынок! Твои рисунки… получил. Ты, родной, уже стал большой мальчик. Мне пишут, что ты не ладишь с сестрой. Война кончится, я приеду домой и разберусь… У нас здесь весело. Летают самолеты, бросают бомбы, стреляют пушки…” (Личное письмо-рассказ)

Анна Константиновна!
Пишет Вам послание,
Вам желает радости
И хороших слов
Ваш не отличившийся
По чистописанию
С третьей парты — помните –
Леша Иванов.
(Личное, благодарственное)

Многоуважаемый Вукол Михайлович!

Я буду у Вас в редакции 15 числа в половину второго дня. Принесу свою работу. Если к этому времени Вас не будет в редакции или я опоздаю к поезду и приеду часом позже, то оставьте записку – где можно отыскать Вас?
Желаю Вам всего хорошего. Ваш А.Чехов.
(Деловое)

III. Словарный диктант — кроссворд.

(Приложение 2)

Учитель. А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. Отгаданные слова записываем и объясняем орфограммы.

По горизонтали.

Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.

4. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

5. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

По вертикали.

2. Цифровое условное обозначение населенного пункта.

3. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

Учитель. Подумайте и назовите слова, без которых не обойдется ни одно письмо.

Ответы учащихся: здравствуйте и до свидания.

— Как вы думаете, какое значение имеет слово письмо.

В словаре Ожегова письмо имеет два значения:

1. Письменность

2. Письменное сообщение — пересылаемое на далекое расстояние (или написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь).

— Значение других слов из кроссворда вы можете также посмотреть в словаре.

— Придумайте родственные слова к слову письмо.

Составьте и запишите предложение с этим словом.

(Записывают в тетради письмо – письмецо, письмишко, письменный и составленное предложение)

IV. Работа в группах.

Учитель. Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сейчас вы будете учиться писать письма личного характера и научитесь правильно заполнять конверт. Для этой работы разделимся на 4 группы. Каждая группа получит свое задание, алгоритм написания письма, слова-подсказки и правила заполнения конверта.

(Приложение 3, Приложение 4).

Учитель. Чтобы вам легче было писать письма, давайте составим план написания письма.

Учитель. Итак, для того, чтобы письмо дошло до адресата, что еще очень важно?

Ответы учащихся. Важно, чтобы адрес на конверте был точный и написан правильно.

— Сейчас мы научимся заполнять адрес на конверте.

Учитель. Кто скажет, чем отличается адресат от адресанта?

Ответы учащихся. Адресат – человек, которому адресовано письмо.

Адресант – кто его написал

Чтение лучших работ учащихся.

V. Итог урока. Домашнее задание.

Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

(Узнали много об истории письма, познакомились с правилами заполнения конверта, писали письма разных видов).

— А что же объединяет ваши письма?

(Все они относятся к личным).

Учитель. Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло по ошибке, написал герой рассказа Н. Носова своей маме. Постарайтесь найти и прочитать этот рассказ.

— Наш урок подходит к концу. Я благодарю всех за активное участие в уроке.

На ваших партах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме “Письмо” и урок понравился, то выберите лепесток с (!). А если есть вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с (?).

Размещение на доске лепестков и построение цветка.

Учитель. Наш цветок готов. Оказывается, вы не всё смогли узнать. Это не случайно, потому, что много интересного нам предстоит узнать о письме, почте и почтальонах. Мы еще продолжим изучение этой темы в дальнейшем. А сейчас передайте свои письма почтальону.

Почтальон прощается с ребятами, принимает письма со словами

Прошу я вас, пишите письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлева.

Учитель. Дома нужно повторить написание словарных слов, о которых мы говорили на уроке. Думаю, что вам будет интересно прочитать рассказ Н. Носова о том, как Миша писал маме письмо, повторите все о письме.

Урок окончен.