Петр мамонов цитаты

Всё происходящее сегодня в мире поразительно противоречит здравому смыслу. «Всё» — это и политические события, часто перерастающие в кровопролитные войны, поражающие своей абсурдностью и безнравственностью, и экономическая агрессия транснациональных корпораций, наполненная извращённой алчностью, и научная революция, которая никак не вписывается в наши привычные представления четырёхмерного пространства–времени, и, конечно, противоестественный экологический кризис, угрожающий уже всему живому на нашей планете.

Иван Ильин в статье «О наших задачах» ещё в 1950 году писал: «Мы переживаем мировой кризис, невиданный в истории человечества. Потрясена вся духовная культура до основания; замутились самые источники её; всё, чем люди живы, поставлено под сомнение и угрозу».

Проблемы, конечно, всегда были, но в настоящее время они, как и вновь порождённые человеческой деятельностью, приобретают глобальное измерение и такие масштабы, которые заставляют уже со всей ответственностью задуматься об их истоках и средствах спасения.

Сегодня едва ли не первостепенное значение в жизни планеты приобретает экологическая проблема.

В экологическом кризисе повинна прежде всего западно-христианская богословская мысль, которая глубоко искажённо истолковала слова Бога, обращённые к первому человеку: «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28). Эта заповедь, призывающая человека к любвеобильной и разумной заботе о всём подчинённом ему природном мире, была интерпретирована как получение власти на безраздельное господство над ним, что определило характер всего последующего развития науки, ибо учёными и исследователями природы первоначально, как правило, были католические священнослужители, монахи и другие церковные деятели. Поэтому вся европейская наука приобрела откровенно потребительский характер по отношению ко всему окружающему миру.

Американский историк культуры Линн Уайт, отмечая различия между восточным и западным христианством, утверждал, что специфическое прочтение Библии на Западе привело к возникновению такой технологической цивилизации, которая при всей своей эффектности, прежде всего, определило развитие наблюдаемого сегодня губительного для своего творца экологического кризиса.

Западный человек стал на путь эксплуататорского отношения к природе, стал рассматривать её как бездушный объект, служащий лишь удовлетворению его всевозрастающих потребностей и страстей. Такой эгоистический взгляд на неё привёл к тому, что из экономической науки оказалось исключённым нравственное начало, и это поставило её на рельсы чисто прагматического отношения к природе. Российский экономист-международник, академик Российской академии наук Д. С. Львов писал, что мировая (то есть западная) экономическая наука идёт «не в русле морально-этического развития. Нет таких направлений в западной экономической мысли».

Подтверждением этих слов может служить, например, следующее сообщение в докладе научного центра Global Footprint Network, который базируется в США, Бельгии и Швейцарии. Население Земли уже ко 2 августа 2017 года преодолело границу допустимого использования возобновляемых ресурсов, которые планета может воспроизвести за год. Это означает, что остальную часть года население Земли будет потреблять эти ресурсы «в кредит».

Рубежный день, когда человечество начинает жить «в кредит» у будущих поколений, учёные назвали «Всемирным днём экологического долга». При этом эксперты добавляют, что с каждым разом этот день сдвигается всё ближе к началу года, потому что растёт население Земли, и оно стало расходовать ресурсы быстрее, чем раньше. Так, в 2016 году человечество начало жить «в долг» с 3 августа, в 2015-м — с 4 августа, а 10 лет назад эта дата пришлась на 15 августа.

Учёные отмечают, что «перерасход» ресурсов приводит к исчезновению лесов, засухе, нехватке питьевой воды, эрозии почв, потере биоразнообразия и повышенному содержанию углекислого газа в атмосфере.

Каждый час на Земле исчезает около трёх видов флоры и фауны. К такому выводу пришли специалисты из Иберо-Американского центра биологического разнообразия. С 1970 по 2000 год число видов диких животных сократилось на 40%.

В скобках можно заметить, что параллельно уничтожению человеком низшей живой природы растёт число самоубийств. В настоящее время во всём мире оно превосходит количество людей, погибших в результате военных действий и ставших жертвами убийц. Об этом говорится в обнародованном в Австрии экспертном докладе Всемирной организации здравоохранения. По данным экспертов, ежегодно в мире заканчивает жизнь самоубийством почти один миллион человек.

Один из крупнейших современных русских учёных Н. Н. Моисеев в своей книге, недвусмысленно озаглавленной: «Быть или не быть… человечеству», прямо предупреждает о надвигающейся экологической катастрофе и её последствиях: «Глобальная катастрофа может подкрасться совершенно незаметно и разразиться совершенно неожиданно и столь стремительно, что никакие действия людей уже ничего не смогут изменить <…> Человечество как биологический вид смертно, и в этом смысле конец человеческой истории однажды наступит. И не в каком-нибудь совершенно неопределённом будущем, а, может быть, уже в середине ХХI века <…> Могущество цивилизации многим начинает казаться неотвратимым бедствием, а весь искусственный мир, т. е. вторая природа или техносфера, — каким-то монстром, с которым человечество, его породившее, не в состоянии справиться <…> Глобальная катастрофа может разразиться столь стремительно, что люди окажутся бессильны. Надежды на технику совершенно напрасны, нас уже не спасут новые технологии… Необходимы новые заповеди…».

Множество учёных и философов сегодня приходят к единому заключению: причиной экологического кризиса, грозящего уничтожением всего живого на планете, является сам человек. Об этом говорит и основной религиозный закон: «Дух творит себе формы», то есть именно духовное состояние человека обусловливает все стороны человеческой жизни и деятельности. Русскому композитору Глинке принадлежат такие слова: «Чтобы красоту создать, нужно самому быть чистым душой». Однако мышление современного человека, можно сказать, полностью основывается на примате науки во всех сферах жизни. При этом под наукой подразумевается лишь очень малая часть человеческого познания, главным образом естественнонаучное. Понятия души, совести, любви, страдания оказываются не только вне науки, но и вообще вытесняются на периферию сознания, как малозначащие и даже мешающие научно-техническому развитию и «реальной» жизни.

С религиозной точки зрения решение экологической проблемы имеет два основных вектора. Первый отвечает специфике религиозного понимания духовной жизни и деятельности человека и общества. Второй связан с теми идеологическими тенденциями и манипуляциями сознанием в современном мире, которые представляют наибольшую опасность.

Говоря о законах духовной жизни, невозможно не вспомнить о том, что главной силой, разрушающей и самого человека, и окружающий мир, являются его страсти: стремление к наслаждениям, богатству, славе, власти, которыми подавляются все его духовные запросы; столь же очевидно, что и сохранение целостности творения возможно лишь через восстановление духовной целостности самого человека. «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. Сол. 1, 4). Только жизнь, согласная с волей Божией, может принести соответствующие плоды и в земной деятельности верующего. В Православии эта мысль ясно выражена Христом: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Под словами: «Это всё приложится» — подразумевается то, что необходимо для нашей земной жизни.

В Церкви, как мы знаем, существует наука о том, как охранить целостность души и тела человека, называемая аскетикой. В ней рассматриваются законы духовной жизни и проверенные на опыте огромного числа святых средства и условия исцеления человека от страстей и от возможных заблуждений. Она одинаково применима для всех условий жизни и труда, хотя степень успеха (совершенства), естественно, различна. Эта наука с полной достоверностью приводит человека к главной цели жизни — приобретению любви не только по отношению к людям, но и ко всему окружающему миру, ибо человек и природа в православном понимании нераздельны в едином, целостном организме творения, как душа и тело в самом человеке.

Преподобный Исаак Сирин описывает состояние любви как «возгорение сердца человека о всём творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари <…> и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву <…> с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу <…> Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся этим». Ясно, что человек в таком состоянии не может причинить какого-либо вреда не только другому человеку, но и никакому творению Божию.

К сожалению, аскетика, которую святые называли «наукой из наук» и «искусством из искусств», менее всего известна современным людям. Но именно она, исцеляя человека от эгоизма, алчности, жажды богатства, власти и славы, делает его самым надёжным хранителем всего сотворённого Богом.

Второй вектор религиозной деятельности в настоящее время открывается из ви́дения той тяжёлой реальности, которая на глазах всего мира агрессивно исходит из США и Западной Европы и которая откровенно направлена на разрушение прежде всего религиозных, нравственных и культурных традиций жизни всех других народов с целью их полного порабощения. Поэтому предотвращение своих верующих от пагубных явлений этой агрессии является одной из самых насущных задач наших религий.

Ещё в 1991 году об этой угрозе заявлял Архиерейский Собор Русской Православной Церкви: «Не всё однозначно в этой новой культурной ситуации. С одной стороны, увеличивающийся культурный обмен способствует взаимообогащению культур, а с другой — возникает опасность забвения национальных культур, господство унифицированной, т. е. “массовой” культуры, обезличивающей человека».

Западом активно эксплуатируется идея свободы. Эта идея в настоящий момент является одним из самых эффективных средств манипулирования сознанием не просто большого числа людей, но целых народов; разрушая их традиционную культуру, религиозность, хозяйственную жизнь, организуя военные конфликты, она уничтожает всё живое. О какой экологии можно сейчас, например, говорить в Ираке, Сирии?!

Западное понимание свободы сфокусировано, можно сказать, исключительно на области прав человека. Но такой узкий подход к столь серьёзному вопросу далеко не отвечает духовным и нравственным требованиям человека, его религиозным воззрениям. Такое узкое её понимание ведёт ко многим самым негативным последствиям в семейной, общественной и политической жизни. Более того, пропагандируя фактически нравственную вседозволенность, эта свобода приводит к свободной пропаганде всевозможных пороков, извращений, насилия, ненависти, оккультных идей, сатанизма, идеологии тоталитарных религиозных сект и т. д. и, конечно, к варварскому отношению к природе.

Что, например, делает свобода телеинформации? Не одухотворённая идеей любви к человеку, она становится «телевизионной чумой насилия». Один психолог следующим образом охарактеризовал телевидение в своей стране: «Когда вы включаете телевизор, вы автоматически выключаете в себе процесс становления Человека». Это очень точно. Есть статистические данные о том, что в США к 18 годам человек умудряется стать свидетелем 150 тысяч случаев насилия, из которых, по крайней мере, 25 тысяч — убийства. О каком духовном и нравственно-воспитательном значении такой свободы можно говорить? Что развивается в человеке этой свободой: высокая нравственность, честность, милосердие или низменные инстинкты, жестокость, гордыня и прочие самые тёмные демонические свойства?

Очевидно, когда под свободой понимается фрейдовская «реализация подавленных желаний» и человеческие права становятся инструментом раскрепощения инстинктов, то общество оказывается на пути саморазложения. Крупнейший психоаналитик первой половины двадцатого века К. Юнг хорошо это сформулировал: «Сознание не может безнаказанно мириться с торжеством аморального, и возникают самые тёмные, подлые, низменные инстинкты, не только уродующие человека, но и приводящие к психическим патологиям».

Современный русский писатель М. Антонов проницательно обратил внимание на взаимосвязь между комфортом внешней жизни и духовным состоянием человека: «Человек, который в материальных благах уже не нуждается, а потребности в духовном развитии не воспитал, страшен <…> Очевидно, существует некий, ещё не сформулированный наукой закон меры, согласно которому человек, минимум потребностей которого удовлетворён, обязан во избежание саморазрушения подниматься на более высокий уровень духовной жизни. Если этот закон не соблюдается, то материальные, плотские потребности получают гипертрофированное развитие в ущерб духовной сущности, причём это справедливо как для индивида, так и для общества».

И сейчас весь мир реально оказывается перед лицом выбора между жизнью и смертью, между своей религией, моралью, традиционной культурой и той «свободой» западной пропаганды, которая открыто развращает народы.

Об этой свободе, обличая её проповедников и показывая аморальные истоки, очень точно и ярко сказал апостол Пётр: «Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления, ибо, кто кем побеждён, тот тому и раб» (2 Пет. 2; 18–19). Святой Исаак Сирин называл подобную свободу невежественной, поскольку она не только не делает человека святее, чище, лучше, но, напротив, становится инструментом развития в нём гордыни, зависти, алчности и прочих безобразных страстей. Он писал: «Невежественная (необузданная) свобода есть мать страстей». И предупреждал: «Неуместной этой свободы конец — жестокое рабство».

Вся абсурдность и противоестественность такой свободы ярко раскрываются в так называемой толерантности к таким явлениям жизни, которые прямо губительны для самого человека. Когда, например, открывают «сатанинские клубы» для детей, или законодательно разрешают так называемые однополые браки, или не пресекаются публичные кощунства над Христом, Мухаммедом, то терпимость к подобному злу, его общественная свобода становится орудием разрушения морального состояния нации и, естественно, приводит к самому опасному явлению — экологическому кризису её духа. А где поражается дух, там за ним, как тень, следует и разрушение всего окружающего мира: и человеческого, и природного. Поэтому наш великий русский мыслитель А. С. Хомяков призывал к единству в свободе по закону любви.

Подмена же свободы по закону любви западной идеей свободы ради свободы является для любой нации смертельной угрозой.

О подобной серьёзной опасности для религии, для всей культуры предупреждал и Патриарх Кирилл, когда говорил о модели мультикультурализма, возникшей в США и принятой Западной Европой. Эта концепция, направленная на создание единой мировой культуры и единой всемирной религии, исключающей какие бы то ни было безусловные догматические и нравственные истины, ведёт к полной утрате народами как своей национальной и культурной идентичности, так и своих религий, в первую очередь монотеистических, в которых эти истины являются основой всей их веры и жизни. Прежде всего это относится к христианству и исламу.

Сумеем ли мы сохранить целостность и нравственную чистоту своего народа? Если да, то это не замедлит отразиться и на окружающей среде, ибо дух творит себе формы.

Содержание

Дух творит себе формы.

Надо призадуматься над глубиной слов многострадального Иова: От духа Его — великолепие неба.

Велико и глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы.

Это ярко выражено в формах тел человеческих. Они, правда, не всегда соответствуют духовной сущности человека. Не только глаза — зеркало души, но все формы тела и его движения соответствуют душе, духу его, как в образе человека лукавого у Соломона (Притч. 6, 12-14). Во всей внешности человека ярко отражается духовная сущность его. Дух грубый и жестокий уже в процессе эмбриогенеза направляет развитие соматических элементов и создает отражающие его грубые и отталкивающие формы. Дух чистый и кроткий творит себе полное красоты и нежности жилище. Вспомните Мадонн Рафаэля, Джоконду Леонардо да Винчи.

Чем, как не формирующим влиянием духа, можно объяснить удивительную тончайшую разницу между двумя очень похожими физиономиями, особенно женскими: одни и те же чрезвычайно похожие очертания глаз, носа, рта, почти равные размеры и соотношения частей лица и головы, но одно лицо вульгарно, а другое тонко и красиво.

Внимательный анализ показывает, что эта разница духовного облика при почти одинаковых соматических формах зависит от очень малых и тонких различий: чуть иной абрис бровей, неуловимо тонкая складка губ, величина и форма глазной щели — и совсем другой духовный облик. Поразительный образ Моны Лизы создан теми тончайшими чертами, которые Леонардо да Винчи в течение нескольких лет придавал этому женскому лицу.

Подобно гению Леонардо да Винчи, действует в эмбриональном развитии духовная энергия, присущая хромосомам половых клеток, и создает живые образы красоты и безобразия, нежности, чистоты, любви и грубости, отталкивающей животности и злобы. Эти врожденные внешние формы становятся все более ярко выраженными в постэмбриональной жизни по мере развития духа в том или ином направлении.

Многосторонне значение красоты в природе, и, конечно, она не исчерпывается только целями полового подбора. Не только для привлечения самок одеты ярким и красивым оперением и прекрасно поют самцы птиц. Не только для привлечения насекомых, несущих на себе оплодотворяющую пыльцу, сияют красотой и благоуханием цветы. Великие красоты природы имеют, конечно, не одни утилитарные цели.

Ансамбли и элементы красоты и безобразия в природе, воспринятые духом человеческим, трансформируются в нем в произведения искусства и науки, эти великие двигатели духовного развития человечества. От простейших форм красоты, от ласкающей наш взор округлости и плавности линий, соразмерности и симметрии форм, прелести и силы светотени, гармонических сочетаний красок и звуков, природа восходит до грандиозных ансамблей красоты, полных духовной силы и величия.

Духом грандиозной силы и мощи проникнуты окутанные мрачными тучами массивы гор и скал, гонимые ураганом громады волн океана, штурмующие прибрежные скалы. Дух вечности и беспредельности изливается в души наши от мириад звезд ночного неба. Такую радость и покой навевают нежные краски зари и озаренные лунным светом поля и озера. Высшую ценность нравственной красоты и мерзость безобразия являет природа в кротких и чистых глазах добрых людей, в отталкивающем виде злодеев и бесчестных.

И если так очевидно, что в этих формах нравственной красоты и безобразия мы реально воспринимаем излучение духа красоты и духа злобы, волнующие сердца наши, то не вправе ли мы сказать, что в основе тех глубоких духовных восприятий, которые получаем мы от красоты и безобразия форм неорганической природы, лежат подобные же воздействия на нас духовной энергии, присущей всей природе?

Неважно, что материя аморфная («бесформенная», μορφη — «форма» греч.) совсем не производит на нас такого впечатления духовного порядка, важно то, что дух связан с формой.

Мы говорим, что Дух направляет развитие тел человеческих в соответствующих себе формах. Теперь скажем, что не без творческого воздействия духа созидаются и формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас овеянные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты форм, созидаемой духом.

Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат.

Ну разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты?

Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы. Естественно, что женщины особенно любят цветы, и это делает честь их сердцам

Изречения Святых Отцев, высказывания и цитаты священников, монахов, старцев, цитаты из Священного Писания

Преподобный Амвросий Оптинский называет целомудрием свойство души не сопровождать никакими комментариями действия, появление и уход ближнего. Если внутри тебя живёт этот цензор или какой-то комментатор, который сопровождает обильными рассуждениями действия ближних, – это свойство падшей натуры. При сохранении даже внешней благовидности, презентабельности внутри человека могут происходить всякие мерзкие вещи, уничижительные характеристики ближних.
Тот человек, который действительно стремится быть под благодатью, всё вверяет Господу, со всеми потрохами отдаёт ближнего Богу, – это называется умереть для людей. Как говорят, если не умрёшь для людей, не оживёшь для Бога. Это древо, как говорит Пимен Великий, древо познания добра и зла, от которого ты не должен вкушать. Ближний – это не твоя епархия. Это не твоё хозяйство. «Знай себя, и довольно с тебя». Внимай себе. «Сиди, лягушка, в своей луже и не квакай, чтобы не вышло чего хуже». И это, конечно, идеал, к которому нужно стремиться, чтобы этого внутреннего комментатора длинноязыкого, с раздвоенным языком, выгонять из души.

Протоиерей Артемий Владимиров

Из наставлений о. Андроника*

У келейника о. Андроника сохранилась тетрадь, в которой старец делал выписки из прочитанного. Судя по дате, он начал ее в то время, когда был назначен благочинным. В этой тетради есть большие выписки из Евангелия, Апостола. Не помню, чтобы он цитировал их на ходу, потому выписала те краткие изречения святых отцов, которые чаще всего слышались и которые вместе со словами псаломскими были ему, видимо, более по душе. Здесь же и его передача общего святоотеческого опыта.

1. «Знай себя и будет с тебя».

2. «Сон моея лености ходатайствует души моей муку».

3. «День и ночь молиться надо».

4. «Книги читаем, а сами не исполняем. Горе нам, если внезапная смерть настигнет».

5. «В церкви не говори».

6. «В молитве надо просить: «Господи, даждь ми слезы и память смертную», иначе ад нас ожидает».

7. «Возлюби труд и скоро пошлется тебе спокойствие от Бога .

8. «Приятнее Богу смирение грешника, чем гордость праведника».

9. «Понуждай себя в рукоделии и будет обитать в тебе страх Божий».

10. «Не тщеславься и не смейся».

11. «Что в юности посеешь, то в старости пожнешь».

12. “Не подражай фарисею, который все держал напоказ».

13. «Да не возглаголют уста твои дел человеческих».

14. «Спи мало, в меру, и будут наблюдать за тобою ангелы».

15. «Если хочешь обрести покой в этом и будущем веке, то при всяком случае говори: «Кто я?» И не осуждай никого». Авва Пимен.

16. «Боюсь трех вещей: когда умру, как умру и где обрящусь».

17. «Пред небом и землей мы должны отдать Богу ответ во всей жизни, а ты смеешься.. «.

18. «Люби более молчать, нежели говорить, ибо молчание собирает сокровище, а говорливость расточает». Авва Исаия.

19. «Старчество наше состоит в том, чтобы человек обуздал язык свой». Авва Тимофей.

20. «Монах, не удерживающий языка своего, во время гнева, никогда не удержит своих страстей».

21. «Всяким хранением блюди каждый свое сердце». Авва Геронтий.

22. «Монах должен носить такую одежду, которую никто не взял бы, если бы выбросить ее из кельи». Авва Памва.

23. «Если желаешь Царства Небесного, презирай богатство и ищи воздаяния Божия». Авва Исидор.

24. «Жить тебе по Богу невозможно, когда ты сластолюбив и сребролюбив». Авва Исидор.

25. «Простота и немечтание о себе очищает от злых помыслов». Авва Исаия.

26. «Если кто обращается с братом с хитростью, не минует печали сердечной».

27. «Если желаешь спасения, делай все то, что приводит к нему».

28. «Не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют, иначе не будешь иметь успеха». Авва Пимен.

29. «Не монах тот, кто жалуется на свой жребий. Не монах тот, кто воздает злом за зло. Не монах тот, кто гневается». Авва Пимен.

30. «Сила Божия не может обитать в человеке, преданном страстям». Авва Пимен.

31. Поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом».

32. «Старец сказал, что если дерево не будет колебать ветер, то оно не будет расти и не даст корней. Так и монах, если не будет терпеть искушений, не станет мужественным».

33. «Много значит молиться без развлечения, а еще более – петь без развлечения».

34. «Малодушие и порицание кого-либо в мысли не позволяет человеку видеть свет Божественный»,

35. «Старец сказал, что начало спасения – познание самого себя».

36. «Любовь славы человеческой рождает ложь». Авва Исаия.

37. «Подражай мытарю, чтобы не подвергнуться осуждению с фарисеем».

38. «Старца спросили: «Почему так восстают против нас демоны?» Он ответил: «Потому что мы отвергли наше оружие: бесчестие, смирение, нестяжательность и терпение».

39. «Старца спросили: «Что такое смирение?» Он сказал: «Когда согрешит против тебя брат твой и ты простишь ему прежде, нежели он перед тобою раскается».

40. «Старцы говорили: «Когда мы не имеем брани, тогда должны смиряться, ибо Бог, знает нашу немощь, охраняет нас. А если будем хвалиться этим, то отнимется у нас охранение и мы погибнем».

41. «…Если тебе действительно явится ангел, не принимай, говоря: «Я, живущий в грехах не достоин видеть ангела».

42. «В чем преуспевание духовное. – В смирении. Насколько кто смирился, настолько преуспел».

43. «Чистота сердца доказывается нерассеянною молитвою».

44. «Мир души от повиновения сил ее уму».

45. «Душевный пост состоит в отвержении попечений».

46. «Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего». Авва Моисей.

47. «Три главных делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему». Авва Пимен.

48. «Человек, познавший сладость кельи, избегает ближнего, хотя любит и почитает его» «. Авва Феодор.

49. «Кротость является в терпении».

50. «Все, что выше сил – от бесов». Авва Пимен.

51. «Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой».

52. «Страх Божий хранит человека от греха».

53. «Многие говорят о совершенстве, но мало кто достигает его на самом деле». Авва Пимен.

54. «Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык свой».

55. «Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил». Авва Пимен.

56. «Все грехи мерзость перед Богом, но мерзостнее всех гордость сердца».

57. «Страсти рождаются от нерадения».

58. «От многих попечений и рассеянности рождаются страсти».

59. «Где бы ты ни был не высказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр, и Бог дарует тебе умиление. Авва Пимен.

60. «Не любопытствуй и не расспрашивай о суетных делах мира».

61. «Люби молиться часто, чтобы просветилось сердце твое».

62. «Любяй же неправду, ненавидит свою душу».

63. «Необходимо заботиться о стяжании духовного делания («умной молитвы»)».

64. «Если не будем осторожно вести себя внешне, то не сможем сохранить и внутреннее».

65. «Не позволяй себе ни слышать, ни говорить о чем-нибудь неполезном для души».

66. «Этот век дан для покаяния. Если истратишь его попусту, живя худо, то очень пожалеешь потом, не найдя его вторично».

67. «Если ты не смиришься, то Я смирю тебя», – сказал Господь.

68. «Молитва, совершаемая с небрежением и леностью – празднословие».

69. «Предпочитаю правило легкое, но постоянное, правилу трудному вначале, потому вскоре оставленному».

70. Венец монаха – смиренномудрие. Злословие есть смерть души». Авва Ор.

71. Берегись лености, она потребит весь плод трудов твоих».

72. «Телесные труды охраняют человека от врагов его: грехов и демонов».

73. «Во всем себя принуждать – путь Божий».

74. «Какое дело монаха? – Рассуждение! «

75. «Нет ничего хуже осуждения».

76. «Послушание бывает за послушание. Кто Бога слушает, того Бог послушает».

77. «Люби смирение и оно покроет тебя от грехов».

78. «Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя и ты впадешь в руки врагов твоих».

Мнемотехника для развития памяти взрослым

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники запоминаются такие объемы информации, которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций. Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка. Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Представив в уме такую веселую картинку вы быстрее запомните пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций. Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.

Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.

Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:

  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

  1. Орден, Бог Один;
  2. Тварь;
  3. Трио;
  4. Черт;
  5. Пятка;
  6. Шест;
  7. Семечки;
  8. Осы;
  9. Дева;
  10. Деспот.

Нам надо запомнить список:

  1. Шуба;
  2. Свекла;
  3. Селедка;
  4. Картошка;
  5. Велосипед;
  6. Колбаса;
  7. Конфеты;
  8. Газировка;
  9. Варенье;
  10. Молоко.

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

  1. Телефон;
  2. Карета;
  3. Телевизор;
  4. Кровать;
  5. Осьминог;
  6. Рубашка;
  7. Варежки;
  8. Мышеловка;
  9. Пирог;
  10. Мед.

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

Артур Думчев «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти»

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Пользуясь советами автора, читатели учатся находить решение сложнейших задач в уме, оперировать цифровыми длиннющими цепочками. Интеллект переходит на новую ступеньку.

Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти

Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей»

В сборнике знаменитого автора, преподавателя стратегий и тактики саморазвития, представлен ряд новшеств и способов, для лучшего запоминания, скорого чтения.

Цены на Роджер Сайп Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей

Джошуа Фоер «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания»

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

Цены на Джошуа Фоер Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

Тони Бьюзен «Суперпамять»

Автор предлагает читателю развить способности запоминать, сохранять, воспроизводить. Указания и советы Тони Бьюзена приводят к таким результатам, когда механизм памяти служит долго и безотказно.

Цены на Тони Бьюзен Суперпамять

Доминик О’Брайен «Как развить Суперпамять»

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Цены на Доминик О’Брайен Как развить Суперпамять

Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Цены на Денис Букин Развитие памяти по методикам спецслужб

Станислав Матвеев «Феноменальная память. Методы запоминания информации»

Ученые доказали, что способность помнить тренируется еще успешнее, чем бицепсы. Когда вы начали забывать что-либо, надо потренировать головной мозг. Этот пробел биографии легко исправить, если почитать рекомендации чемпиона запоминания среди россиян.

Цены на Станислав Матвеев Феноменальная память. Методы запоминания информации

Кристин Лоберг, Майк Байстер «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное»

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Цены на Кристин Лоберг, Майк Байстер Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное

Нил Барнард «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти»

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Цены на Нил Барнард Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти

Анхельс Наварро «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти»

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Цены на Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Гарри Лорейн, Джерри Лукас «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти»

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Цены на Гарри Лорейн, Джерри Лукас Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти

Мнемотехники на практике

Человеческий мозг использует только 10% своих способностей, остальная часть потенциала мозга остается незадействованной. Человек, у которого хорошая память и который может запоминать огромное количество бессвязной информации, не использует никаких секретов по раскрытию остальных 90% способностей мозга.

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Немного информации о самом механизме памяти

Память человека имеет достаточно изученные границы. Психологи выяснили, что память делится на оперативную, долговременную и кратковременную. С сенсорных рецепторов восприятия (зрения, слуха) в кратковременную память поступает отпечаток реального мира. С помощью целенаправленного внимания информация запечатлевается, распознается и сравнивается в оперативной памяти. В оперативной памяти, как и в кратковременной удерживается ограниченное число элементов, семь плюс-минус два элемента на 30 секунд.

Затем информация кодируется в когнитивные структуры(смысл) или подвергается перекодированию и отправляется в долговременную память, где хранится всю жизнь.

Чем лучше и эффективнее кодирование информации, тем дольше она помнится и тем быстрее извлекается из этого хранилища. Содержимое кратковременной памяти постоянно меняется, новые элементы вытесняют старые. Временное стирание уже обработанной информации в ходе мышления является защитной функцией мозга от постоянно поступающих сенсорных стимулов из внешнего мира.

Если бы не происходило стирание старых следов информации, то мозг был бы сильно перегружен. И по этой причине объем памяти никогда не меняется. Иногда происходит накладывание одной информации на другую, и информация смешивается, например, при бесперерывном просматривании разных текстов. При этом могут возникать ошибки запоминания. Отсутствие пользования той или иной заученной информации ведет к её абсолютному стиранию. Часто мысленное её повторение наоборот ведет к постоянному стимулированию соответствующих нейронных связей в мозге.

Существуют различные приемы мнемотехники, позволяющие эффективно использовать все возможности памяти.

Школьные методики запоминания учебного материала основывались на многократном повторении. Такое механическое заучивание требовало много времени при низких результатах. А неполное понимании материала вело к тому, что он быстро разрушался и стирался в памяти. Поэтому одно из правил прочного запоминания – это осмысление запоминаемой информации.

Быстрому усвоению новой информации способствует уже знакомая информация, которая имеет какое-либо отношение к ней. Например, если человек изучает медицину или психологию, то новые сведения о болезнях или психических расстройствах лягут в тот же самый контекст поблизости. Информация ассимилируется в те же самые ячейки памяти, что и прежде освоенные знания.

Такое быстрое освоение новой информации обусловлено тем, что в нашем сознании уже имеются готовые обобщения – понятия, нужный набор ассоциаций, на которые нанизываются другие.

Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением.

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок по основам мнемотехник по индивидуальной программе

Тренировка внимания

Упражнение 1.
Сведите ладони рук вместе, оставив между ними расстояние в 1 сантиметр. Через некоторое время между ладонями появиться ощущение тепла. Старайтесь сконцентрироваться на этом ощущении, остановив течение мыслей. В этот момент ни о чем не думайте.

Упражнение 2.
Упражнение на внимание с помощью дыхания. Устройтесь поудобнее в кресле. Дыхание должно быть ровным и спокойным. Затем старайтесь следить за ритмом своего дыхания. Медленно наблюдайте момент вдоха, выдоха.

Упражнение 3.
Другой метод помогает в тренировке внимания. Необходимо сконцентрироваться на всем образе своего тела. Мысленно пройдитесь по телу: как лежат и расслаблены руки, какие ощущения в ногах. Постарайтесь ощутить тепло своего тела с ног до головы.

Манипуляция с образами. Основные приемы мнемотехник

Основные приемы мнемотехники основаны на визуализации запоминаемой информации. При чтении, чтобы запомнить весь текст, старайтесь каждое слово перевести в картинку в своем воображении. С помощью мыслительных действий попробуйте рассмотреть полученный образ со всех сторон. Например, представьте себе книгу. Мысленно переверните её другой стороной. Рассмотрите какого она цвета, по толщине.

Зрительные образы можно соединять между собой. Связь между ними запоминается мозгом, и при необходимости вспомнить всю цепочку образов, достаточно вспомнить один из ключевых. В этом случае мозг выдаст на стимул весь запомнившийся в образах материал.

Прием наложения образов

Существует методика создания матрицы наложением образов. Создается связка, которая позволяется вспомнить слабые связи между стимулом и запоминаемой информацией. Такой мнемонический прием используется для изучения иностранных слов. В этом случае накладываются образы разных модальностей – визуальный и акустический.

Прием увеличения и уменьшения образов

Необходимо взять более сложный образ и поместить туда более простой. Сложный образ при необходимости можно уменьшить. Например, представить себе градусник, рассмотреть его детально: деления, цифры, ртутный столбик. Увеличиваем ртутный столбит и на него можно повесить ведро. Затем все мелкие детали свернуть обратно до нормальных размеров.

Прием трансформации образов

Воображаемые предметы можно также трансформировать. Утолщать, удлинять. Добавлять разные детали. Это необходимо для того, чтобы можно было использовать их повторно.

Мнемотехника и приемы запоминания

Создание искусственных ассоциаций

Соедините несколько разных образов в одну картинку, которую можно запомнить, как один элемент. Одновременно можно соединить от 3 до 5 образов вместе.

Естественные ассоциации

Естественные ассоциации создаются мозгом в повседневной жизни. Все объекты, которые мы видим в своем окружении уже создают между собой определенную связь. Обстановка хорошо изученной комнаты, или известный путь от дома на работу через парк может стать опорной ассоциацией к запоминанию нужной информации, нанизывая её на предметы обстановки. Чтобы воспроизвести данную информацию, необходимо вспомнить знакомую местность или комнату.

Символизация

Символизация – это метод для запоминания абстрактных слов, которые сложно представить визуально. Используйте известные символы:

  • символ мира — голубь;
  • символ смерти — череп;
  • и так далее.

Для создания символов можно прибегнуть к свободным ассоциациям. Далее можно использовать обобщенный образ (символ) для нанизывания более мелких и конкретных ассоциаций, увеличивая семантическое поле.

Запоминание числовой информации

Для этого заранее подготавливается готовая матрица образов. На которые будут соответствовать цифрам. К примеру:

  • 1 – карта;
  • 2 – стакан;
  • 3 – птица.

Но эффективнее использовать для обозначения цифр их графический образ и схожесть с другими предметами. Допустим:

  • 0 – можно обозначить как часы, глобус, которые имеют круглый контур напоминающий данную цифру.
  • 1 – свеча, карандаш, гвоздь;
  • 2 – лебедь, шахматный конь;
  • и так далее.

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.