Песня в голове

Музыкальные галлюцинации: мозг мучает человека песнями

Музыка, сама по себе звучащая в голове. Знакомо? Бывает такое, наверное, с каждым, чего уж там. Прицепится какая-нибудь «девушка Прасковья», покрутится-покрутится и перестанет. Другое дело, когда мелодия начинает звучать беспрерывно и воспринимается, как будто приходит извне. Вот это — беда.

«Песня, время от времени играющая в вашей голове – это нормально. Другое дело, музыкальные галлюцинации, они становятся серьёзной проблемой. Люди не могут спать, не могут думать», — говорит британский психиатр Виктор Азиз (Victor Aziz), который вместе с коллегой Ником Уорнером (Nick Warner) недавно вновь обратил внимание учёных на психопатологическую проблему «музыки в мозге».

Что представляют собой эти галлюцинации, и каково с ними жить — объясним на примере.

Жила-была в Калифорнии 70-летняя женщина, назовём её мисс Мэгги. Однажды ночью она проснулась от небольшого, обычного как дождь в этих краях землетрясения. Наконец, земля перестала трястись, и Мэгги попыталась заснуть. Но тут она услышала мелодию — в голове довольно громко, но не оглушительно зазвучала грустная старая песня в духе «Как молоды мы были».

Когда Мэгги была девочкой, эту песню играл на пианино её отец. И вот теперь пожилая женщина сидит в кровати и слушает, заснуть не может. Песня продолжается, повторяясь в течение многих часов. Неизвестно как, но Мэгги удалось отключиться. Утром она пришла в себя под ту же «Как молоды мы были».

New York Times сравнила мозг человека, страдающего от музыкальных галлюцинаций, с плеером iPod (фото с сайта pcpop.com).

Постепенно, в течение нескольких месяцев репертуар обогатился, зазвучали другие мелодии. Музыка часто начинала звучать, когда Мэгги ложилась спать или когда вела автомобиль. В любом случае «концерт» длился по несколько часов. Звучание всегда было ярким, как будто неподалёку играл оркестр.

Разумеется, женщину это стало напрягать. Через какое-то время она нашла единственный способ выключения музыки в голове — к сожалению, для этого должно было играть радио — клин клином.

Вместе с тем, у мелодий в голове было ещё одно зловещее качество: даже самые любимые музыкальные произведения, единожды прозвучавшие «внутри», невозможно было воспринимать из обычных источников, они дико раздражали.

После нескольких месяцев пытки Мэгги всё-таки решилась обратиться со своей проблемой к врачу. Как ни странно, рассказ пациентки доктора не удивил. Он сообщил женщине, что та страдает от малоизвестного и редкого расстройства — музыкальных галлюцинаций — и относится к небольшому, но существенному количеству людей, которые слышат музыку, которой просто нет.

Большинство страдальцев — пожилые люди. Песни часто являются к ним из самых глубоких «архивов» памяти. У одних звучит итальянская опера, которую в незапамятные времена любили слушать родители. У других грохочут гимны, играет джаз или шумят популярные мелодии.

Кто-то привыкает и даже получает удовольствие, но таких единицы. Основная масса пытается музыку остановить: закрывают окна и двери, засовывают вату в уши или спят с подушкой на голове — не помогает, конечно.

Между тем, музыкальные галлюцинации — не новое явление, они вторгались в умы людей прошлых столетий. Например, знаменитый композитор Роберт Шуман галлюцинировал музыкой в конце жизни и зафиксировал этот факт – сообщил потомкам, что писал под диктовку призрака Шуберта.

Но эти галлюцинации долгое время не признавались медиками как самостоятельное расстройство. Были попытки связать музыкальные галлюцинации с целым диапазоном состояний человека, включая старость, глухоту, мозговые опухоли, передозировки препарата и даже пересадки печени.

Но ясно было только одно: музыкальные нельзя путать и смешивать с другими галлюцинациями, типа голосов и видений, так как человек может слушать мелодии без какого-либо иного искажения реальности.

Роберт Шуман признался в галлюцинациях (изображение с сайта sapere.it).

Первое масштабное исследование музыкальных галлюцинаций было проведено в японской психиатрической больнице в 1998 году. Там обнаружилось, что слышат музыку в голове 6 из 3 тысяч 678 пациентов. Это соотношение, впрочем, не отражает реального положения дел, так как все пациенты имели серьёзные психические расстройства.

Так вот, японские психиатры и их немногочисленные последователи выяснили, что наш мозг обрабатывают музыку через уникальную сеть нейронов. Сначала звуки при входе в мозг активизируют область около ушей, названную первичной слуховой корой, которая начинает обрабатывать звуки на самом основном их уровне.

Затем слуховая кора передаёт собственные сигналы другим областям, которые могут признать более сложные особенности музыки, типа ритма и мелодии.

Оказалось, что эта сеть нейронов в слуховой коре может начать работать не так, как надо, не затрагивая своим «сбоем» никаких других областей мозга.

Продолжил работу в данном направлении Тимоти Гриффитс (Timothy Griffiths), британский эксперт по расстройствам слуха из медицинской школы университета Ньюкасла (Newcastle University Medical School). В прошлом году он изучил шестерых пожилых пациентов, у которых музыкальные галлюцинации появились вместе с глухотой.

При помощи позитронной эмиссионной томографии учёный обнаружил несколько областей в мозге, который стали более активными во время музыкальных галлюцинаций. Результат доктора озадачил: «Я увидел почти то же, что и у нормальных людей, которые слушают музыку», — признался Гриффитс.

Главное отличие, по его словам, в том, что музыкальные галлюцинации не активизируют первичную слуховую кору, а используют только части мозга, ответственные за превращение простых звуков в сложную музыку.

Согласно гипотезе Гриффитса, обрабатывающие музыку области мозга непрерывно ищут образцы в сигналах, поступающих от ушей. Поскольку этим областям нужна мелодия, они усиливают определённые звуки, которые соответствуют музыке, и минимизируют посторонние шумы.

Когда в уши не поступает никаких звуков, части мозга могут попытаться ухватиться хоть за что-нибудь, за случайные импульсы и сигналы, попробовать создать из них некую структуру, копаясь в воспоминаниях. Так несколько нот могут внезапно превратиться в знакомую мелодию.

Для большинства из нас это может закончиться производством песни, которая с трудом, но выйдет из нашей головы, поскольку постоянный поток информации, входящий в наши уши, подавляет эту музыку. У глухих этого потока, понятно, нет, поэтому они могут слышать музыку всё время.

Допустим, с музыкальными галлюцинациями у глухих Гриффитс разобрался. Но как быть со слышащими людьми, вроде мисс Мэгги? Мы возвращаемся к психиатру Виктору Азизу. Его исследование – самое свежее и, как говорят, самое масштабное за всё время.

По данным британских медиков, в возрасте 65 лет от музыки в голове страдает один из 10 тысяч человек (хотя истинные масштабы установить невозможно – многие свои мелодии скрывают). Тем и ценно исследование Азиза и Уорнера, так как они проанализировали аж 30 случаев музыкальной галлюцинации (в среднем пациенту было 78 лет, треть из них были глухими).

Выяснилось, что у женщин музыка играет в голове чаще, чем у мужчин. В двух третях случаев пожилым слышится религиозная музыка. Но Азиз считает, что «в будущем люди станут галлюцинировать и популярной, и классической музыкой, тем, что сегодня слышат постоянно».

Психиатры думают, что музыкальные галлюцинации происходят, когда люди лишаются богатой звуками окружающей среды, теряют слух или живут в изоляции, а дальше – практически те же объяснения, что и у Гриффитса.

Музыкальные галлюцинации могут быть объяснением того, как Бетховен, уже будучи глухим, писал музыку (изображение с сайта w3.rz-berlin.mpg.de).

При отсутствии звуков, поступающих через уши, мозг производит случайные импульсы, которые интерпретирует как звуки, затем обращается за помощью к воспоминаниям о музыке, и песня начинается.

Азиз полагает, что музыкальные галлюцинации распространены и среди молодёжи, просто мы об этом не знаем. Любопытно, что доктор отыскал одного 28-летнего американца, который научился жить с галлюцинациями и даже нашёл в них источник комфорта — музыка в голове отражает его эмоциональное состояние.

«Она играет на заднем плане, как музыка в кинофильме, — говорит этот молодой человек. — Иногда эта мелодия останавливается, и это заставляет меня чувствовать себя неуверенно, будто я оказался не в том месте не в то время, кажется, будто что-то не так».

Музыкальные галлюцинации только пока считаются редким расстройством, но вскоре, по мнению Азиза, могут стать обычным делом, поскольку современный человек живёт в наводнённом музыкой мире (слыхали о зубной щётке, транслирующей музыку через челюсть?).

Сейчас она звучит почти везде и практически отовсюду — не только из плееров, радиоприёмников, телевизора, но и в лифтах, спортзалах, торговых центрах, на улицах. Не исключено, что потом эта музыка сама по себе заиграет в головах. И ещё хорошо, если это будет не «девушка Прасковья».

  • медицина

Навязчивая мелодия

Необходимо проверить качество перевода и привести статью в соответствие со стилистическими правилами Википедии. Вы можете помочь улучшить эту статью, исправив в ней ошибки.
Оригинал на английском языке — Earworm.

Навязчивая мелодия (earworm или brainworm) — легко запоминающееся музыкальное произведение, которое постоянно повторяется в голове, как только оно перестаёт играть. Обычно описывается как непроизвольное повторение музыкальных образов. Слово earworm — это калька от немецкого Ohrwurm. Самое раннее известные использование — в новелле Десмонда Бэгли 1978 года «Свободные» (Flyaway).

Исследователи, которые изучали этот феномен: Теодор Райк, Шон Беннетт, Оливер Сакс, Дэниел Левитин, Джеймс Келларис, Филипп Бимен Вики Уильямсон и, с более теоретической точки зрения, Питера Szendy. Феномен широко распространён, и не следует путать его с palinacousis — редким заболеванием, вызванным повреждением височной доли головного мозга, что приводит к слуховым галлюцинациям.

Исследования и противодействия

Согласно исследованиям Джеймс Келларис, 98 % людей сталкиваются с навязчивыми мелодиями, женщины и мужчины одинаково часто, но повторение этих мелодий в среднем длится дольше у женщин и раздражает их больше. По этим данным, на песни с текстами пришлось 73,7 %, а на инструментальную музыку — лишь 7,7 % случаев.

Учёные из Западного Вашингтонского университета выяснили, что привлечение рабочей памяти при решении умеренно трудных задач (например анаграмм, судоку, а также чтение романов) эффективно останавливает повторение мелодий и уменьшает их рецидивы. Другое издание отмечает, что мелодичная музыка чаще имеет повторяющийся ритм, который может привести к бесконечным повторениям, и разве что кульминация может разорвать этот порочный круг.

Исследования 2015 года, проведённые в Школе психологии и клинических наук о языке в Университете Рединга, показали, что также может помочь жевательная резинка.

В популярной культуре

Короткий рассказ Эдгара Аллана По «Бес противоречия» (1845).

Рассказ Марка Твена 1876 года «Литературный кошмар» (также известный как «Режьте, братцы, режьте!») — это про звон, от которого можно избавиться только путём передачи его другому лицу.

В коротком рассказ Генри Каттнер «Nothing but gingerbread left» (1943, в русском издании «Хотя держит нос налево») Каттнер воображает секретные усилия союзников, направленные против фашистской Германии, используя броскую рифму для сломления оппозиции концентрации. Англоговорящие были в безопасности от earworm, так как текст не скандировался на английском.

В двадцатом эпизоде 7-го сезона мультсериала «Губка Боб Квадратные Штаны» под названием «Ушной червь» (2010) Губку Боба «заедает» песня под названием «Musical Doodle». Этот эпизод представляет earworm как физическое существо, которое попадает в голову при прослушивании запоминающейся песни.

В эпизоде сериала «Доктор Кто» Under the Lake, Доктор говорит, что он перенёс двухнедельный earworm, прослушав «Mysterious Girl» Питера Андре; он утверждал, что это было так невыносимо, что вскоре он «выпрашивает щётку смерти милостивой руки».

> См. также

  • Идея-фикс (Сверхценная идея)
  • Фонологическая петля
  • Эффект Тетриса

> References > Дополнительная литература

Ссылки

Различные паразитарные заболевания могут поражать те или иных органы человека. Глисты в ушах – большая редкость. Это очень опасное заболевание, которое может привести к воспалению ушного хода и потере слуха. Однако полагать, что причиной такого заболевания являются черви в ушах в корне не верно, поскольку этот недуг провоцирует ушной клещ. Только этот паразит может существовать в слуховых ходах человека.

Разновидности паразитов

Если подозревают, что у человека в ухе червяк, то речь идет о микроскопических клещах, которые могут быстро размножаться и в кратчайшие сроки приводить к обширным поражениям слуховых каналов. Такой клещ не только причиняет непосредственный вред слуховому аппарату человека, но и может стать виновником таких опасных заболеваний, как энцефалит, боррелиоз и тиф, которые нередко приводят к летальному исходу.

Причиной поражения ушей (ушного наружного канала) становятся следующие виды клещей:

  • арагсовые клещи;
  • иксодовые;
  • демодексные.

Называть этих паразитов гельминты, было бы неправильно, поскольку они относятся к другой разновидности паразитов. Все перечисленные виды различаются размером и степень опасности для человека.

Иксодовые клещи

Это временные паразиты человека, поскольку они не могут размножаться в ушном проходе из-за отсутствия там благоприятных условий. Этот клещ отличается относительно большими размерами и может достигать 2 мм в длину, поэтому чаще всего его можно заметить без специального оборудования.

Тельце клеща округлое и имеет коричневатую темную окраску. Спереди на теле расположена небольшая голова, а по бокам 4 пары ног. Когда клещ насыщается кровью, его тельце растягивается и существенно увеличивается в размерах.

Важно! Инфицирование этим видом клещей более вероятно в Индии, Таиланде, Южной Америке, Азии и Африке. Также эта разновидность клещей обитает в наших широтах в лесопарковой зоне.

Этот паразит на теле человека ищет место с самой тонкой кожей, чтобы ему проще было ее прокусить. Иногда в поисках такого места он забирается в ухо.

Симптоматика

При проникновении этого клеща в ушной проход человека беспокоят следующие симптомы:

  • резкая боль в ухе;
  • ощущение ползанья и шевеления паразита в ушном канале;
  • нередко докучает сильный зуд;
  • ткани внутри уха и даже вокруг него могут быть отечными;
  • наблюдается заметное покраснение уха.

Совет! Поскольку иксодовый клещ является переносчиком опасных заболеваний, после его извлечения человеку рекомендуется сдать анализы на выявление энцефалита и боррелиоза.

Аргасовый клещ

Эта разновидность клещей обитает в закрытых темных пространствах, например, на чердаке, в нежилом или заброшенном доме, в чулане или подвале. Нередко их можно обнаружить в с/х постройках для содержания птиц и домашнего скота. Также его можно встретить в птичьих гнездах.

Размер этого паразита чуть меньше и составляет 1 мм. Тельце клеща немного вытянуто, а его окраска достаточно темная. При употреблении крови он может значительно увеличиваться в размерах.

При попадании этого паразита в ушной ход человека развивается заболевание, называемое отоакариоз. При этом в самом начале болезни больной может даже не подозревать о заражении этой разновидностью клещей, поскольку укус паразита совершенно безболезненный.

Симптомы

В дальнейшем с развитием отоакариоза появляются следующие характерные симптомы:

  • отечность слухового хода и самой ушной раковины;
  • в ухе больной ощущает сильный зуд;
  • кожные покровы органа краснеют.

Аргасовый клещ также является переносчиком опасных для человека заболеваний, поэтому, как и в случае с иксодовым клещом, после постановки диагноза необходимо пройти обследование относительно этих недугов.

Демодексный клещ

Это очень мелкое членистоногое, которое вырастает в длину до 0,5 мм. Тельце паразита очень светлое, практически полупрозрачное. Этот клещ может длительное время обитать в сальных железах и волосяных фолликулах ушного канала.

Стоит знать! Демодексным клещом инфицировано около 70 процентов населения земного шара. Однако этот паразит обычно не причиняет людям никакого дискомфорта.

Беспокойство и вред человеку клещ может нанести в случае его активного размножения на фоне снижения защитных сил человеческого организма. Также толчком к активному размножению клещей может стать:

  • неправильное питание;
  • сильный стресс;
  • переутомление;
  • вредные привычки;
  • тяжелые вирусные и бактериальные инфекции;
  • попадание косметического средства в ухо;
  • прием биодобавок.

Если первые два вида клещей не могут размножаться в ухе человека, то демодексный клещ легко справляется с этим, поскольку такие условия являются для него максимально благоприятными. Как правило, самка откладывает яйца в подкожном слое в области ушного канала. И через неделю из яиц выходят новые особи этого клеща. При ускоренном размножении клещей у человека диагностируют демодекоз.

Симптомы демодекоза

Для данного недуга характерны следующие клинические проявления:

  • сильный зуд в ушах, усиливающийся по ночам;
  • покраснение кожных покровов внутри ушного хода и за его пределами;
  • воспалительный процесс;
  • ощущение шевеления насекомых;
  • резкая боль в ухе;
  • при присоединении бактериальной инфекции в ушном ходе появляются очаги гнойного воспалительного процесса.

Если это заболевание не лечить, то оно может привести к опасным последствиям, вплоть до полной потери слуха. При появлении первых симптомов демодекоза нужно срочно обратиться к отоларингологу.

masterok

Мы уже с вами как то разбирали что такое Дежавю, Жамевю и Прескевю и даже выясняли, как называется то, когда слово «вертится на языке», а вспомнить мы его не можем. Но есть еще одна «ужасная проблема» над которой бьются британские ученые — Почему песни «застревают» в голове и как от них избавиться?
Сейчас мы об этом и узнаем …
Представьте – вы едете на работу, включаете свою любимую радиостанцию, а там какая-нибудь звонкоголосая певица начинает исполнять очередной заводной хит. Приступив к работе, вы понимаете, что мотив песни намертво засел в голове и весь день не даёт о себе забыть, заставляя постоянно подпевать про себя уже поднадоевший мотив. В конце концов, навязчивый цикличный отрывок начинает раздражать, но продолжает настойчиво прорываться сквозь поток мыслей, и так до тех пор, пока вы совершенно измотанный, наконец, не уснёте.
Так почему же песни буквально застревают в нашей голове? Эксперты говорят, что приставучая мелодия является своеобразным «паразитом», который, проникая в голову, создаёт нечто вроде «мозговой чесотки» и заполняет голову навязчивым музыкальным ритмом. Единственным способом унять этот «зуд» является необходимость снова и снова повторять в голове надоевший мотив. К сожалению, как и в случае с комариными укусами, чем больше чешешь – тем больше зудит.
Эксперты говорят, что приставучая мелодия – это своеобразный «паразит», который создаёт нечто вроде «мозговой чесотки» и заполняет голову навязчивым музыкальным ритмом.
При прослушивании песни у человека активируется слуховая зона коры головного мозга. Исследователи из Дартмутского колледжа обнаружили, что при проигрывании части уже известного куска песни испытуемым субъектам, слуховая зона участников автоматически дополняла остальное. Другими словами, мозг продолжал «петь» после того песня завершалась.
Существует несколько других теорий о том, почему песни «застревают» в голове. Некоторые исследователи утверждают, что застрявшие песни подобны мыслям, которые мы пытаемся подавлять. Чем старательней мы пытаемся о них не думать, тем больше они завладевают нашим сознанием. Другие учёные считают, что навязчивые мелодии являются просто средством занять мозг в то время, пока он «бездельничает». И сколько этому явлению посвящено гипотез, столько же оно имеет и названий, начиная от «повторитиуса» до «мелодиомании».
Так почему же одни песни у нас «застревают», а другие нет?

Навязчивые мелодии индивидуальны
«Я не могла поверить, как мало внимания уделяли этому феномену ученые», – говорит доктор Вики Уильямсон, музыкальный психолог, начавшая изучать этот вопрос несколько лет назад.
Доктор Уильямсон, изучающая механизмы работы нашей памяти в Колледже Голдсмита в Лондоне, говорит, что ученые используют целый спектр терминов для описания этого явления: «синдром застрявшей песни», «прилипчивая музыка», «когнитивная чесотка» или, наиболее распространенный, – «ушной червь» (англ. earworms). Нередко этот термин истолковывают превратно, хотя он не имеет ни малейшего отношения к миру паразитов.
Уильямсон в сотрудничестве с ведущим утреннего шоу на музыкальной радиостанции Би-би-си 6 Music Шоном Кивни провела опрос слушателей на тему, с какими «ушными червями» те просыпаются.
Помимо этого, она собирала рассказы из личной жизни на своем сайте.
На основе этих данных было сделано несколько удивительных открытий. «Когда в моей базе данных набралась тысяча навязчивых песен, оказалось, что среди них было лишь около пяти штук таких, которые упоминались чаще одного раза – настолько разнородными оказались отклики. Этот феномен очень индивидуален», – говорит исследователь.
Избавляемся от навязчивых мелодий
Преподаватель маркетинга в университете бизнес-управления Цинциннати Джеймс Келларис провёл исследование, посвящённое навязчивым мелодиям и «мозговой чесотке», в ходе которого выяснил, что 99% людей периодически становятся заложниками такого «зуда». Джеймс утверждает, что женщины, музыканты, люди в состоянии нервного напряжения и стресса наиболее уязвимы для этой напасти. И если с музыкантами всё ясно (им явно часто приходится слушать музыку), то почему женщины более подвержены этой «чесотке», он пока не может дать ответ.
Обычно такие песни обладают простым и бодрым мотивом, а также незаурядными, постоянно повторяющимися словами или необычным ритмом.
Исследователи также не имеют единого мнения насчёт того, почему одна музыка охотно застревает в головах людей, а другая нет. Хотя вероятно у каждого человека имеется композиция, которая может просто сводить его с ума своей надоедливостью. Обычно такие песни обладают простым и бодрым мотивом, а также незаурядными, постоянно повторяющимися словами или необычным ритмом.

Многие люди (74%) «страдают» от песен со словами, однако (15%) людей могут изнывать и от рекламных мотивчиков или фоновых инструментальных тем (11%).
В противовес распространённому утверждению, будто «мозговую чесотку» вызывают песни, которые мы ненавидим, было проведено исследование, доказавшее, что это не совсем так. Более половины опрошенных участников, которые подвергались «мозговому зуду» от мелодий-паразитов, утверждали, что они им нравятся, а 30% относились к ним равнодушно. И только 15% отметили, что им ненавистны мелодии, звучащие в их головах.

Причина в эволюции?
Уильямсон говорит, что все это вероятно является элементом феномена «непроизвольной памяти», согласно этой концепции происходящие в течение дня события вызывают в мозгу ассоциации с прошлым без сознательного усилия со стороны человека.
Явление прилипчивой мелодии может быть связано с историей эволюции человека, полагает Дэниэл Левитин из Университета МакГилл в Монреале.
Он отмечает, что современные люди живут на планете около 200 тысяч лет, тогда как письменность появилась примерно пять тысяч лет назад. В течение тысячелетий люди запоминали нужные им сведения, перекладывая их на музыку – таковы истоки поэзии, опиравшейся на устную традицию.
Сочетание ритма, рифмы и мелодии запоминается гораздо лучше, чем отдельные слова. Во многих обществах, где устное творчество по-прежнему играет важную роль, люди хорошо запоминают слова длинных песен и поэм, но сталкиваются с трудностями при восприятии и запоминании текстов.
Итак, как же избавиться от песни, паразитирующей в вашей голове:
К сожалению, не существует однозначно верных и проверенных методов избавления от навязчивых мелодий. Бывает, что мелодия повторяется всего пару минут, бывает и несколько дней. Разумеется, особых беспокойств мелодии-паразиты обычно не доставляют, но если они вам чрезмерно досаждают, то попробуйте такие варианты:
— Спойте другую песню или, если умеете, сыграйте какую-нибудь мелодию на инструменте.
— Переключитесь на другой вид деятельности – например, можно пойти отжиматься или покачать пресс.
— Постоянно слушайте различную музыку (это эффективно работает для некоторых людей).
— Включите радио или проигрыватель, чтобы ваш мозг «сменил пластинку».
— Поделитесь песней с другом (но не удивляйтесь, если после этого он вас возненавидит).
— Представьте песню-паразита как реально существующую тварь, поселившуюся в вашей голове, и попытайтесь убить её как можно изощрённей.
В любом случае, не переживайте, если мелодии-паразиты так и липнут к вашей голове – это нормально! Хотя если вы слышите музыку (не прокручиваете её в голове, а именно слышите), которая на самом деле не играет в этот момент, то вам следует непременно показаться психиатру – возможно, у вас слуховые галлюцинации, которые могут быть верным признаком серьёзного заболевания.
источники
http://www.spring.org.uk/
http://shkolazhizni.ru/article/4851/

Почему музыка заедает
в голове — и как это прекратить

Текст: Вероника Кушнарева

Практически каждому человеку доводилось страдать от одолевающей его песни, звучащей в голове час, два, а порой чуть ли не сутки напролёт. Будь то очередной поп-хит или детская песенка — мотив прокручивается снова и снова, что мешает сосредоточиться, отвлекает от работы или не даёт уснуть. Давно известно, что этот приём успешно используют рекламные агентства, вставляя несложные мелодии в рекламу для донесения своего послания. Мы решили разобраться в природе синдрома застрявшей песни и в том, как от него избавиться.

Несколько песен, которые не раз мучали членов редакции

Когнитивный зуд, или «ушной червь», — так называют этот эффект учёные. Одним из первых исследователей, взявшихся рассмотреть феномен, был Джеймс Джей Келарис из Университета Цинциннати. В своей статье 2003 года он исследовал самые заедающие варианты мотивов, отношение к ним людей и аудиторию, которая испытывает подобный синдром. В итоге Келарис пришёл к выводу, что за восприятие музыки в нашем мозгу отвечает слуховая зона коры головного мозга, которая активируется в момент прослушивания мелодии и реактивируется, когда вы представляете её звучание у себя в голове. Этот процесс и принято считать тем, что называется синдромом застрявшей песни. Особенно он свойственен людям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, невротией; женщины испытывают его чаще, нежели мужчины.

Исследователи из Дартмутского колледжа в Нью-Гэмпшире с помощью эксперимента продемонстрировали, как тишина активизирует слуховой кортекс. В ходе исследования группе испытуемых проигрывали хорошо известную композицию, которую затем резко выключали без предупреждения. В этот момент МРТ-сканер фиксировал, как слуховая кора продолжала «допевать» недостающую часть песни. При этом при прослушивании незнакомого трека такой активности в мозгу не было.

В 2012 году Айра Хайман с командой учёных предпринял серию экспериментов и обнаружил, что застрявшая у вас в голове песня, скорее всего, вам искренне нравится. Люди склонны проигрывать в голове самые разные мелодии, и, поскольку каждый слушает чаще то, что ему ближе по духу, на свою подкорку мозга он «записывает» именно свой уникальный набор любимых треков. Поэтому если внутри вы часто слышите Джастина Бибера, то, скорее всего, вы неравнодушны к его творчеству. С этим утверждением соглашается нейропсихолог Валери Салимпур. Хотя музыкальная индустрия против воли навязывает нам очередную вирусную композицию, те из них, что заедают в голове, отражают наши индивидуальные вкусы, хотим мы этого или нет.

Застрявшая в голове песня, скорее всего, вам искренне нравится

Со многими песнями у нас связаны определённые воспоминания, и, чтобы звуковой ряд зазвучал в голове, бывает достаточно просто намёка или отрывка фразы. Соответственно, с песней, которую вы слышали десятки или сотни раз, вы успели создать солидный ряд ассоциаций. Так, она чаще будет всплывать в вашей памяти и с большей вероятностью станет вашим «ушным червём».

Извлечение аудиообразов может быть намеренным или спонтанным и также связано с реверсивным восприятием. В случае, если вдруг в настоящий момент в мозгу человека цепочка нейронов активизируется в том же порядке, что и в прошлом, в памяти может всплыть визуальный образ, а зачастую и конкретная песня. Какие триггеры заставляют её застревать в голове, точно не известно. Это может быть что угодно: имя, мысль или напоминание о прошлом опыте, так или иначе связанном с мелодией.

Часто повторяющийся синдром застрявшей песни говорит также о том, что вы недостаточно напрягаете свой мозг. Такая относительно простая деятельность, как мытьё посуды или уборка, оставляет большое пространство для когнитивной работы, и скучающее сознание тут же засоряется различной второстепенной информацией. С другой стороны, большие умственные нагрузки, например решение головоломки или прохождение трудного экзамена, также могут дать вашему сознанию завязнуть в посторонних мыслях и заставят его включить заевшую пластинку. Специалисты считают, что прокрутка мелодий в голове позволяет сохранять баланс между творческой и аналитической деятельностью, а также поддерживать уровень производительности мозга.

Как правило, мы не повторяем песни, которые совсем не можем терпеть, однако даже приятная мелодия на рипите рискует свести с ума. Мы обнаружили в Сети самые действенные советы, которые помогут вытеснить такие треки из сознания.

Как избавиться от заевшей песни

Попробуйте спеть другую песню или сыграть любой другой отвлечённый мотив на музыкальном инструменте.

Переключитесь на занятие, которое вовлечёт ваш разум и тело в другой режим. Идеальный вариант — пробежка или набор простых упражнений.

Прослушайте заевшую песню от начала до конца. Вероятно, песня застряла, потому что вы не можете вспомнить некоторые слова или концовку.

Включите радио или поставьте любую другую музыку, чтобы отвлечься от надоевшего музыкального мотива.

Поделитесь песней с кем-нибудь ещё, как бы передав её таким образом по цепочке. Многим это помогает.

Нарисуйте в своём воображении «ушного червя», пробирающегося сквозь ваш мозг, и представьте, как вы от него избавляетесь.

Попробуйте пожевать что-нибудь агрессивное для ваших вкусовых рецепторов — к примеру, палочку корицы. Это может помочь избавиться от навязчивой мелодии.

Если вы всё равно продолжаете слышать мелодии в своей голове на протяжении нескольких дней, вам следует обратиться к психологу или другому специалисту по психическому здоровью. Это может быть признаком таких заболеваний, как сильная невротия или обсессия — возможно, вам понадобится соответствующая терапия.

Материал был впервые опубликован на сайте Look At Me