Павел кучинский художник

Взгляните на 20 картин польского художника, который видит мир насквозь

  • 110 16 117 40k

    12 вещей, которые опасно выбрасывать в мусор. Но большинство продолжает так делать

  • 225 34 237 99k

    19 странных, но полезных в хозяйстве предметов, которыми почему-то не пользуются в России

  • 131 14 67 92k

    18 воспоминаний об одноклассниках, которых пользователи сети точно не забудут

  • 343 25 199 105k

    20+ фотографий, которые не найдешь даже в самой полной энциклопедии

  • 131 36 145 56k

    Тест: Выберите изображение и узнайте, о чем говорит ваш бессознательный страх

  • 192 33 110 53k

    10 привычек новоиспеченных мам, которые раздражают окружающих

  • 195 37 108 52k

    Как снять с себя груз ответственности, при этом всем угодить и никого не подставить

  • 142 52 300 91k

    Мы провели 6 салонных процедур дома и узнали, на чем можно сэкономить, а что лучше делать у мастера

  • 213 22 106 107k

    20+ доказательств того, что быть леди в XXI веке — настоящее испытание

  • 164 16 82 37k

    19 исторических фотографий, которые хочется рассмотреть до мельчайших подробностей

  • 100 15 70 32k

    9 стран, которые изменили свои названия

  • 131 16 76 41k

    Пользователи сети обсудили звучные имена своих питомцев (Подзывая к кормушке Полундру и Вермишель, трудно не улыбнуться)

  • 126 19 79 118k

    17 переписок с родителями, в которых иронии и юмора примерно поровну

  • 223 17 110 57k

    20 суровых котов, которые ничего не спустят с лап

  • 85 21 80 41k

    9 приемов, которые использует магазин ASOS, чтобы его товар разбирали как горячие пирожки

  • 101 29 29 35k

    13 звезд, которые считают, что хороший наряд можно надеть несколько раз

Выдающиеся польские художники. Современное польское искусство

Польша славится большим количеством галерей и центров современного искусства. Почти в каждом городе можно найти арт-тусовку, которая развивает современные жанры искусства. Польская Школа «Розмовляй» знакомит студентов и читателей сайта с наиболее выдающимися польскими художниками ХХ и ХХІ века.

Алина Шапочников (Alinа Szapocznikow)

Алина Шапочников — известный польский скульптор, которая жила в 1926-1973 гг. В 60-х гг. в Париже активно стали применять в скульптуре искусственные материалы (пластмасса, полиэстер), это вдохновило художницу на творческие эксперименты, в которых она преуспела. Алина начала отливать собственное тело в цветных синтетических смолах, что придавало необычный световой эффект. Довольно личный характер носят циклы работ, выполненные в последние годы ее жизни: Tumerus (1969-1971) и Herbarium (1972), которые являются слепками тела ее сына.

Хотите выбрать хорошие польского языка в Киеве? Посетите страницу polish-course/ на нашем сайте.

Одна из самых известных работ — скульптура Portret zwielokrotniony (1967 г.). Работа представляет собой бюст женщины, на котором изображены лица четырех женщин разных рас. Скульптура является слепком тела художницы — лицо отлитое в смоле, а бюст в бронзе. Цвета, используемые в этой работе, придают скульптуре особо глубинный смысл и способствуют философским размышлениям.

Мирослав Балка (Mirosław Bałka)

Родился в 1958 г. Скульптор, автор художественных акций, инсталляций и видео. Дебютировал скульптурой, где интегрировалось искусство в нехудожественную ситуацию, создав арт-обьект в интерьере заброшенного дома. (Pamiątka I Komunii Św., 1985 г.). В последующий период создал метафорические скульптуры, памятники из джута, искусственного камня и скульптурные композиции из бетона (Zła nowina, 1986 г.; Kominek, 1986 г., Św. Wojciech, 1987 г.). В конце восьмидесятых годов, изменился язык выражения скульптора — человеческие фигуры уступили место антропометрическим композициям.

Скульптор часто использует собственные тело и студию в качестве первоначальной точки отсчета, поэтому его работы могут включать личные или самореферентные вещества, такие как зола, войлок, волосы и мыла. Материалы, которые использует Мирослав Балка удивляют простотой — это обыденные предметы и вещи, но это не мешает творческой провокации, так как художник актуализирует тему прошлого.

Тадеуш Кантор (Tadeusz Kantor)

Тадеуш Кантор — один из самых выдающихся польских художников XX века. Художник, иллюстратор, теоретик искусства, художник-постановщик, и режиссер, реформатор театра, автор известных спектаклей (Umarła klasa, Wielopole, Wielopole, Niech sczezną artyści, Dziś są moje urodziny, Nigdy tu już nie powrócę), хеппенингов, видео, художественных комментариев, создатель художественного сообщества «Grupa Krakowska».

Творчество Тадеуша Кантора считается одним из самых интересных явлений послевоенной Европы. С 1933 г. и до конца жизни, Кантор был связан с Краковом. Однажды он написал: «Своим художественным существованием подтверждаю принадлежность данной эпохи, данному народу, данному месту. Я думаю о Кракове, к которому я принадлежу».

Творчество художника оказало влияние на таких известных деятелей культуры и искусства, как Ансельм Кифер, Кристиан Болтанский, Антони Тапиес, Роберт Уилсон. Работы Тадеуша Кантора выставлялись в столь престижных местах, как парижский Центр Помпиду, Дворец Питти во Флоренции, в Каса-Мила в Барселоне, Музей Изящных Искусств в Праге.

Тадеуш Кантор умер в Кракове, в который всегда возвращался из многочисленных путешествий по миру, и был похоронен на Раковицком кладбище в могиле матери.

Ежи Новосельский (Jerzy Nowosielski)

Ежи Новосельский — это не только один из самых интересных польских современных художников, иллюстратор, сценограф, автор многих теоретических работ об иконе и живописи, но и выдающийся мыслитель и православный богослов. Декорируя стены многих храмов и церквей, Ежи Новосельский является одним из очень немногих, если не единственным современным художником, который оставил после себя настолько монументальные произведения.

Художник родился в украино-немецкой семье, такая бикультурность имела огромное влияние на его дальнейшую жизнь, творчество, национальную идентичность и религиозные взгляды.

Смелое пространственное воображение позволило художнику создать уникальные произведения используя польский фольклор. К ним относятся украшения (фрески, витражи, мозаики) в храмах восточного и западного обряда. Одним из последних образцов творчества художника является архитектурно-декоративный ансамбль, выполненный в сотрудничестве с архитектором Богданом Котарбой, в г. Бялы-Бур в Западно-Поморском воеводстве (1992-1997).

Магдалена Абаканович (Magdalena Abakanowicz)

Магдалена Абаканович (20 июня 1930 г. — 20 апреля 2017 г.) – польский скульптор и художник. Особенностью ее творчества является использование текстиля в скульптуре. Она по праву считается одним из самых известных польских художников. Магдалена Абаканович была профессором в Академии изящных искусств в Познани, была приглашенным профессором в университете Калифорнии в Лос-Анджелесе в 1984 году.

Самые заметные работы художницы представляют собой серии человеческих фигур, в которых зритель видит однообразные изваяния. Работы Магдалены Абаканович актуализируют тему потери идентичности в условиях доминирующего коллектива. Художница намекает на период коммунистического режима в Польше. «Искусство не решает проблем, но помогает нам осознать их существование», — говорит Магдалена.

Таким является краткий обзор творчества лишь нескольких выдающихся художников Польши. Каждый из них стал неотъемлемой частью европейской культуры, которую можно обсудить на занятиях в Польской Школе «Розмовляй». Конечно же, на польском языке.

◄ 30 интересных фактов о Польше, о которых большинство не знают | Первая биография барда варшавских улиц Станислава Гжесюка. Книга Бартоша Янишевского ‘Гжесюк. Король жизни’ ►

Реальная История в картинах польских художников…

В польской живописи много картин на исторические темы, в т.ч. про Россию и русских. Ниже — подборка наиболее интересных из них. Эти картины стоит увидеть, друзья. Они довольно ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.
Художник по-польски — artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его «романтический национализм» 19 века, баталист Войцех Коссак и др. Некоторые картины антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.
Чтобы хорошо понять все то, что отразили художники на картинах, нужно усвоить одно, самое важное : не было никаких Польши и России. Было одно государство на всю планету, в котором шла великая война между войсками Правительства этого Государства (Белая Гвардия, Белое Дело, Белый Орден) и взбунтовавшимися казаками, состоявшими на службе у этого Правительства. То есть впоследствии Красной Армией, пополнившей свои войска неведомо откуда взявшимися неграми slave..
01.
Ян Матейко. «Станчик». 1862 г.
1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля — бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.

Важный момент. Война начинается в 1853 году. Поэтому все представленные на картинах события автоматически переносим во вторую половину 19 или в начало 20 века.
А выдуманные персонажи и хронологию безвозмездно возвращаем тем, кто это все сочиняли. На память.

Занятная деталь: бал — европейское развлечение. 1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.
Деталь про бал, действительно, занятная.. Во-первых, Польская Шляхта-это и есть Белая Гвардия. Войска Правительства. Законного. У них в Армии бунт. Сомневаюсь, что в таких обстоятельствах им будет до балов. По крайней мере в том виде безудержного веселья, как нам представляют. Значит, вероятнее, что речь идет о красных. Вот там балы да с переодеваниями любили просто маниакально. Кто на картине сказать не берусь. Но не удивлюсь, если художник изобразил главаря бунтовщиков Эльстона. Этому до балов точно дела не было, да и лицо незначительное для сюжета картины вряд ли бы кого-то интересовало..
02.
Ян Матейко. «Стефан Баторий под Псковом». 1872 г.
Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине — Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.

Занятная деталь. Слева от Стефана — мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория по Падуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.
Давайте раз и навсегда забудем о Иване Грозном и Петре 1.. не было таких. Совсем. Лучше о том, что происходит на картине. Как это вижу я. На картине побежденные предатели. Что за клоуны бьются лбом о землю не скажу, видимо, кому-то своей шкурки очень жаль, думают уберечь. Интереснее фигуры воинов. Справа стоящий с понурым видом латник(там же рядом интересное казацкое лицо), и фигура в черном. К слову сказать, у меня ощущение, что этот персонаж замазывали черным. Слишком выбивается это пятно из всей картины, контуры прорисованы топорно. С руками вообще непонятно что. А фигура на картине важная. Я бы сказала, ключевая. Именно на этого человнка направлены взгляды и внимание всех остальных персонажей. Кто-то с интересом пытается посмотреть на него из-за стоящих ближе, два казака язвительно перешептывается, еще один нарочито отвернулся, у стоящего позади крылатого воина презрение на лице. (К слову заметить, что крылатые ангелы и воины — никакой не символизм и аллегория. Крылья- военная амуниция, просто мы понятия не имеем, как это работало и в каких случаях применялось. Перед нами целое крылатое воинство на историческом! полотне. Автор писал то, что хорошо знал, будучи участником тех военных событий). Смотрите дальше. У казака рядом с человеком в черном на лице целый шквал эмоций. Кажется, что вопреки Уставу и Дисциплине сейчас набросится на предателя. В общем весь вид говорит одно:»Держите меня, ребята! Я за себя не отвечаю.» У казака постарше чуть позади боль и упрек на лице.. В общем, рассмотрите всех сами хорошенько. Практически каждый персонаж сконцентрирован художником именно на этого человека в черном. Даже то, что Стефан и Ян Замойский (имена очень условны) нарочито избегают прямого взгляда на этого человека в черном, лишний раз подчеркивает то, что все происходящее на картине сосредоточено именно на этом персонаже. Стефан якобы смотрит на спутника этого человека, хотя взгляд достаточно отсутствующий. С Яном Замойским и вовсе интересно. Во-первых, он фигура с переднего плана и отделенная от остальных. Важен. Во-вторых, в глаза бросается его внешнее сходство с человеком в черном. Брат-предатель? Судя по левой руке, судорожно во что-то вцепившейся, и взгляду в «никуда», этот Ян более, чем неравнодушен к происходящему, но старается себя сдерживать. В общем, не буду своими домысламии дальше увеличивать количество текста, обращу внимание еще только на одну деталь. Что возвращают Стефану на золотом подносе? Согласитесь, что для «даров» от «просителей мира» это выглядит достаточно убого. А вот если это важный предмет, который был прихвачен и теперь возвращен, то все вполне реально выглядит. Интересно, ЧТО ЭТО?…

03.
Царь Лжедмитрий I, портрет неизвестного художника. Нач. 17 в.
Эта картина также известна как «Портрет из Вишневецкого замка» (замок семьи Марины Мнишек — жены Лжедмитрия). В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни Demetrius IMPERATOR), на столе — корона и рыцарский шлем.

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг. А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа — поколений через 5-7.
Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.
04.
Карл Вениг. «Последние минуты жизни Лжедмитрия I». 1879 г.

Здесь мне особо сказать нечего, разве что герой картины весьма напомнил Феликса Юсупова младшего..
Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России 🙂

Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия) вместе с братьями, и всех вывезли в Варшаву. Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.
05.
Ян Матейко. «Царь Шуйский в Сейме в Варшаве». 1892 г.
Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Здесь, на мой взгляд, события перекликаются с картиной «Стефан Баторий под Псковом». Рассмотрите внимательно.
Это событие получило в Польше название «Hołd Ruski» (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: «29.10.2011 — 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись».
На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена — и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.
Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты. Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир — все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош. Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную («война чернильниц» и обсуждение в блогах), так и не-мирную.
06.
Вацлав Павлишак. «Казацкий подарок». 1885 г.
Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичам, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно — в войнах против России. Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен…

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их называли chlopi (хлопы), а также bydlo (скот). Слово «быдло» потом из Польши через Украину попало в русский язык.
07.
Йозеф Хельмонский. «Выдача оплаты (суббота на фольварке)».1869 г.
Фольварк — польская барщина. Пан заставлял хлопов работать на себя бесплатно или в порядке принудительного найма (например, предварительно согнав с земли и оставив без средств). На картине — фольварк в день получки. Группа крестьян в центре получила копейки и в ужасе — как кормить детей на эти гроши? Двое хлопов слева, наоборот, веселы. Уже успели нажраться.
Занятно, что дом у пана при такой обдираловке — все равно убогий, крыша совсем развалилась. Это тонкий намек художника — шляхта славилась своим транжирством. Выжимали из фольварков хлеб, гнали за границу, деньги тратили на всякую фигню. Война, попойки и понты — вот был менталитет шляхтича. Дорогой экипаж, соболиная шуба с золотыми пуговицами, и на бал, полонез танцевать 🙂
08.
Александр Коцис. «В шинке». Ок. 1870 г.
Пока шляхта плясала на балах, хлопу оставалось только идти в шинок (кабак). Это был популярный бизнес. Шинкарем был, например, прадед В.И.Ленина Моше Бланк из г. Староконстантинов на Волыни. В 1795 г. по третьему разделу Польши Волынь вместе Моше Бланком и его таверной отошла к России.
Впрочем, в триаде «война, пьянка и понты» у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. Нет, поляки никогда не были трусами на войне. Проблема была в организации. Война — это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения), а это — через сейм. И деньги на войну — тоже сейм. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши. Когда в 1648 г. всю Украину охватило восстание Хмельницкого, поляки первоначально смогли выставить скромную армию всего в 40 тыс. чел. За ней ехал обоз из 100 тысяч подвод с барахлом и 5000 женщин легкого поведения. Ехали на войну как на свадьбу. И были наголову разбиты казаками.
С восстания Хмельницкого начался закат Польши. Соседи стали откусывать от неё по кусочку то тут, то там. И в итоге в конце 18 века поделили полностью. Причем подкупили сейм и он сам за это проголосовал!
09.
Ян Матейко. «Рейтан — упадок Польши». 1866 г.
Сейм в 1773 г. принимает решение согласиться с разделом Польши. Шляхтич Тадеуш Рейтан, последний патриот Польши, в отчаянии пытается этому помешать: ложиться на выходе не давая депутатам разойтись после заседания. Депутатам многим стыдно, они только что продали свою страну. На стене — портрет Екатерины II (их спонсора), за дверью — русские гренадеры, наверху в ложе — русский посол Репнин с двумя дамами. Вот уж действительно — упадок Польши!
Интересная картина. Что же здесь происходит на самом деле?
Польский народ, конечно, с упадком Польши не смирился. Было несколько крупных восстаний, подавленных державами — участниками раздела. 100 000 поляков-добровольцев участвовали в походе «Великой Армии» Наполеона на Москву в 1812 г., надеялись получить независимость.

10.
Войцех Коссак. «Гусар Великой Армии». 1907 г.
На картине — поляк из армии Наполеона. Художник сам служил уланом в армии, так что кавалерию рисовал со знанием дела.
Наполеоны у нас из компании Грозного, Петра и Екатерины. Забыли. Перед нами войска Правительства. Про «рисовал со знанием дела» полностью согласна..
11.
Еще Войцех Коссак. «Весна 1813 г.». 1903 г.
Снег сошел… А там остатки бравых кавалеристов.
Коссак передавал реальность. 100%. Посмотрите на трупы. Справа торчат не просто ноги, а ноги черных. Негров в войсках Эльстона -Сумарокова было хоть отбавляй. И списать на то, что это просто трупы почернели, не получится. В левом углу ноги еще одного трупа. И они белые. С одного сражения под одним снегом лежали.
Еще один занятный факт: поляки воевали за Наполеона не только в России, но и в Испании, давили герилью (испанское сопротивление французам). Чтоб заслужить независимость себе, поляки лишали её испанцев.
12.
Януарий Суходольский. «Штурм стен Сарагосы». 1845 г.
В 1808 г. Сарагоса восстала против французских оккупантов. Её осаждали 9 месяцев. Сражались все, женщины, дети. Погибло 50 тысяч человек. На картине — поляки врываются в город.
Немножко подправим: оккупанты-эльстонские бандиты-захватчики. Против них, действительно, сражались все. И женщины, и дети.
13.
Януарий Суходольский. «Битва на Сан-Доминго». 1845 г.
Это не Испания. Это карательная экспедиция Наполеона на остров Гаити (тогда — колония Сан-Доминго). Там против французов восстали местные негры, а усмирять негров вместе с французами приехали поляки.
Опять все то же :войска Белого Правительства и эльстонские негры-головорезы. Причем здесь в буквальном смысле. Забавная униформа у «местных восставших гаитян» получилась )
Это все к тому, что дальше у нас будет серия картин про то, как восстания самих поляков за свободу своей страны давили разные нехорошие люди 🙂
14.
Войцех Коссак. «Ноябрьская ночь». 1898 г.
Это антирусское восстание 1830-31 гг. Началось в ноябре 1830 с нападения повстанцев на дворец Бельведер в Варшаве (резиденция наместника Польши). На картине — бой между повстанцами и русскими кирасирами в ночь с 29 на 30 ноября 1830 г.
Все как есть. Бунтовщики захватывают одну из резиденций Белого Правительства.
Дворец повстанцы взяли, но наместник сбежал. Восстание было подавлено в 1831 войсками фельдмаршала Ивана Паскевича, который получил за это титул «Князь Иван Варшавский». Паскевич, был, пожалуй, первый украинцем в русской армии, который дослужился до маршала.
15.
Войцех Коссак. «Эмилия Плятер в битве под Шауляем». 1904 г.
Это снова восстание 1830-31 г. В центре картины — графиня Эмилия Плятер, нечто типа польской Жанны Д`Арк. Графиня командовала отрядом повстанцев, лично участвовала в боях. Во время одного из походов заболела и умерла в возрасте 25 лет. Легендарная личность в Польше ( а также среди белорусских националистов).
Очень интересная девушка. Из древнего рыцарского аристократического рода. Даже с учетом ранней гибели столько сделала для освобождения Родины от захватчиков, что и по сей день о ней ходят легенды, а Польша, Беларусь, Литва, Латвия претендуют на принадлежность этой женщины своей земле. И ведь никто не врет и не ошибается. Потому что отдельных таких государств в то время не было и в помине и даже в планах. Защищали одну великую Родину все, включая женщин.

16.
Войцех Коссак. «Черкесы в Краковском предместье». 1912 г.
Это антирусское восстание 1863 г. Его еще называют Январское восстание. Краковское предместье — это проспект в Варшаве. В город врываются российские войска. Последних художник изобразил в виде орды черкесов, несущихся по городу с православным знаменем. Правда, черкесы — мусульмане, но это не важно. Черкесы палят в воздух из всех видов оружия, машут плетками, прохожие разбегаются.
Сильная вещь…Кстати, первоначально картина называлась «Дагестанская свадьба на Тверской» (шутка).
Очень хорошо изобразил художник, кто был бунтовщиками и что они из себя представляли в деле. Казаки. О православии и мусульманстве в отношении казаков того времени я бы не стала говорить. Религии в нашем понимании у них не было. Показательна их одержимость. Лежащий на мостовой ребенок, по которому вот-вот пройдутся копытами, говорит о многом.
17.
«Русская армия грабит польское поместье во время Январского восстания». Неизв. польский художник 19 в.
Автор постарался изобразить русских солдат и офицеров как можно более отталкивающе. Орда дикарей буйствует в культурном европейском доме, ребенка выбросили из коляски, колят картины штыками.
Очень яркий пример того, что творили эльстонские войска. С той оговоркой, что они только ворвались в дом и весь ужас еще впереди..
18.
Артур Гротгер. «Путь в Сибирь». 1867 г.
Участников восстания 1863 г. гонят в Сибирь.
19.
Александр Сохачевский. «Прощание с Европой». 1894 г.
Польские повстанцы 1863 г. на пути в Сибирь. Дошли до обелиска на границе Европы и Азии. Художник сам был участником восстания, получил 20 лет каторги (он где-то тут есть на картине, кстати, возле обелиска).
Один из сильных фрагментов.
20.
Александр Сохачевский. «Пани Гудзинская». 1894 г.
Это реальный персонаж, участница восстания, которая была сослана на солеварни под Иркутск (как и автор картины). В Варшаве у неё остался муж и 2 детей. На солеварнях работала прачкой, целыми днями стирала в проруби, в Ангаре.Умерла на каторге в 1866г.
21.
Яцек Мальчевский. «Смерть на этапе». 1891 г.
Еще ужасы царского гулага.
22.
Яцек Марчельский.»Вигилия в Сибири». 1892 г.
Вигилия — ночное бдение у католиков перед Пасхой или Рождеством. Польские ссыльные в Сибири верны родной католической вере. Кстати, ссыльные за столом выглядят вполне прилично — упитанные, в костюмах, белых рубашках.
23.
Станислав Масловский.»Весна 1905 года.» 1906 г.
Это уже революция 1905-1907 гг. Она охватила и Польшу тоже. На картине казаки, выполнявшие роль царского ОМОНа, ведут арестованного. Контраст конвоя и арестанта: четверо лбов на конях ведут одного маленького человечка.
24.
Войцех Коссак. «Погром». 1907 г.
Революция 1905 г. сопровождалась волной еврейских погромов, в т.ч. в Польше. На картине — русский казак в форме и с оружием на фоне погрома. Горят дома, на мостовой лежат трупы. Однако казак в данном случае — НЕ представитель сил правопорядка. Он сам погромщик и есть. Именно это хотел сказать художник Войцех Коссак. Вот, мол, она, русская армия: бандиты и убийцы.
Солдаты и царская полиция действительно были участниками ряда погромов, например, в Белостоке (1906 г.). Однако погромщиков хватало и среди местного населения. Просто на картину Коссака они не попали… А революция 1905 г. так и не принесла Польше свободы. Пришлось ждать до 1918.

Все так, только Погромы по всей земле шли не еврейские. Убивали и грабили Белых Людей. Все те же бунтари-казаки со своей ордой негров-slave.
25.
Войцех Коссак. «Улан конвоирует русских пленных». 1916 г.
Это первая мировая война. На коне — доброволец из т.н. польского легиона австрийской армии. Примерно 25 тыс. польских националистов пошли на службу к австрийцам и воевали на их стороне на Восточном фронте. Эти легионеры потом составили костяк офицерского корпуса независимой Польши.
Заметим для себя, что один ведет троих пленных! Вспомните картину выше с другим конвоем, когда на одного пленного несколько конвоиров. Вот и разница в качественном составе обеих армий налицо. Белые и Красные. К слову сказать, лицо первого из плененных на картине просто страшно.
В ноябре 1918 г. после капитуляции Германии и Австрии независимость Польши была, наконец, восстановлена. И сразу началась серия войн за границы на Востоке. Сначала польско-украинская война 1918-19 гг., в которой поляки наголову разбили украинских националистов. Потом советско-польская война 1920 г., в которой поляки разбили и Красную армию тоже. Война была с переменным успехом, а перелом наступил, когда войска Тухачевского дошли уже до Варшавы («Чудо на Висле»). Эта война, которая в Польше назывется польско-большевисткой, оставила немалый след в местном искусстве.
26.
Войцех Коссак. «Советский враг».
Снова орда дикарей, один с бутылкой вместо шашки. Обратите внимание на фигуру убитого мирного жителя слева (над которым плачет девочка). Фигура один к одному с картины «Погром».
Просто без слов. Красная Советская армия как есть.
27.
Ежи Коссак. «Чудо на Висле 15 сентября 1920 года».1930 г.
Ежи Коссак — это сын Войцеха Коссака. Картина посвящена контрнаступлению польской армии у Варшавы в августе 1920 г. Советские войска были окружены, польская столица спасена. На картине — неудержимая атака поляков, поддерживаемая с воздуха авиацией и Иисусом Христом.
Эта картина просто что-то сногсшибательное по своей информативности. И это уже 20 век. Даже с учетом того, что ее «правили» и замыливали то, что людям видеть не положено, проглядывает очень многое! Начнем с того, что здесь нет и близко никакого Христа. Ни реального, ни символического. В небе над наступающими войсками изображена девушка-воительница. Та же самая, что нынче возвышается на Александровской колонне в Питере. Предводительница ангельского воинства, появление которой не сулило противнику ничего хорошего. Посмотрите внимательно, увеличив изображение. Не было там никаких самолетов. Вспомните крылатые войска с картины о Стефане и объедините обе картины в рамках одних военно-исторических событий. Какое использовалось оружие, транспорт и иные гаджеты,как мы это сейчас называем, можно только догадываться.
И эту картину тоже переделывали. Сравниваем варианты.
28.
Ежи Коссак. «Погоня за убегающим комиссаром». 1934 г.
Комиссар в красной рубахе тикает от польских уланов.
Возрожденная Польша (Вторая Речь Посполитая, как её называют) просуществовала всего 21 год. Закончилось все в 1939.
29.
Ежи Коссак. «Битва под Кутно». 1939 г.
С шашками на танки: уланы против Вермахта. Это из серии «одна винтовка на пятерых», польский вариант. Танки непонятной модели, сбоку люки, куда кавалеристы метают пики…
Очень интересная работа. Что за удивительные, ранее невиданные танки-это разговор отдельный и больше для мужчин, в этим вещах разбирающихся. Меня заинтересовало, что эти танки атакуют воины налегке.. и очень интересный приближающийся отряд справа. Уж не крылья ли снова маячат на головами всадников? И что характерно, из ближайшего к ним танка вояки уже выбрались и всячески демонстрируют дальнейшее непротивление.
30.
Ежи Коссак. «Битва под Кутно». 1943 г.
Отдельные непонятные моменты в первом варианте картины заставили художника переписать её спустя несколько лет.
По моему убеждению, эта картина не принадлежит Ежи Коссаку! Во-первых, нет подписи, в отличие от всех его работ. Во-вторых, вряд ли художник станет переделывать свое творение в угоду тем, кому что-то непонятно. Это уже позднейшая «политкорректная» переделка. Народу в Союзе художников хватало. Поработать было кому.
После 1945 г. Польша входит в советский блок и там начинается соцреализм. Примерно вот такой:
31.
Юлиус Студницкий. «Стахановка Гертруда Высоцкая». 1950 г.
На ящике слева написано Centrala rybna. Главрыба!
Не все было, правда, так весело ..
32.
Феликс Кай-Кржевинский. «Польские пленные на пути в Сибирь». 1940 г.
33.
Феликс Кай-Кржевинский. «Голодная степь. Казахстан». 1945 г.
Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно сестра художника Элизабет Кржевинская.
34.
Ежи Зелинский. «Улыбка, или 30 лет, или ха-ха-ха», 1974 г.
Знаменитая картина в стиле поп-арт. Зашитые губы символизируют цензуру и коммунистическую диктатуру в тогдашней Польше. При этом три креста — это 30 римскими цифрами, как раз в 1974 г. исполнилось тридцать лет приходу советской армии в Польшу (1944), которая принесла и новую власть. Ну и наконец, если читать по-русски, это просто: Ха-Ха-Ха 🙂
Оригинал взят у uglich_jj в История России в картинах польских художников…
Спасибо автору за хорошую подборку материала. А от меня еще и низкий поклон художникам Войцеху и Ежи Коссакам. Отцу и сыну. За историческую честность.
Будем надеяться, что фото этих людей не подставные.