Паустовский растрепанный воробей краткое содержание

К. Паустовский. Растрепанный воробей. План пересказа (Читательский дневник)

Жили в одной квартире мама, дочка Маша и няня Петровна. Мама была балериной в театре. Папа воевал, он был моряком, сейчас он служил на Камчатке, весной его ждали домой. Папа сделал подарок маме: букетик цветов из стекла. Он попросил ее приколоть букет к платью, когда она станцует Золушку и вспомнить его. Мама запретила Маше трогать букет, чтоб он не разбился.

Был вечер.

Маша стояла у окна. За окном с черного неба сыпал белый снег, а на столе стояли красные цветы. За окном на ветке сидела ворона и ждала, когда откроют форточку и уйдут, чтоб она залетела и что-нибудь утащила. Остатки еды она приносила в заброшенный ларек и забивала по щелям.

Однажды ворона застала в своем заброшенном ларьке воробья Пашку. Воробьев в городе стало мало, потому что люди стали ездить на машинах, стало меньше овса для лошадей, который ели воробьи. Ворона ударила воробья клювом и выкинула. Его подобрал милиционер. Он пожалел воробья и назвал беспризорником.

Утром, когда Маша с няней гуляли в парке, милиционер предложил ей взять на воспитание воробья.


Маша его взяла, накормила, напоила. Как-то залетела опять ворона в дом, украла рыбью голову, а воробей спрятался.

Воробей хотел отблагодарить Машу и принес ей засохшую гусеницу. Маша ее не съела, а выкинула. Тогда воробей стал приносить всякие вещи, которые ворона украла: засохшую еду, бумажки от конфет.

Как-то раз ворона украла папин подарок — букетик. Мама так расстроилась, что долго плакала. Воробей понял, что случилось, и кое-что придумал. Когда вечером все ушли в театр, воробей с помощью дедушки собрал воробьиную стаю и они напали на ларек, в котором жила ворона.

Сначала они дразнили ворону, чтоб она вылетела, но она была хитрая и сидела на месте. Тогда воробьи стали проникать в ларек и затеяли с вороной драку. По всему ларьку летел пух.

А в это время в театре проходил спектакль «Золушка». Была красивая музыка, дворец, сияние. Все дети были в восторге. Только у Золушки на глазах были слезы.

Тут влетел в зал растрепанный воробей, только что из драки, и в клюве у него был стеклянный букетик. Он подлетел к Золушке и кинул ей букетик. Она приколола его на платье и засмеялась. Заиграла музыка, и все захлопали.

Дома Маша спросила маму, вспомнила ли она о папе, и почему она плачет. Мама сказала, что она плачет от радости, что папа есть на свете, и что он такой хороший.

К. Паустовский. Растрепанный воробей. Краткое содержание. План пересказа для читательского дневника.

План пересказа.

1) Семья. Стеклянный букетик.

2) Вечер. Ворона.

3) Раненый воробей. Воробьев в городе мало. Спасение и благодарность воробья.

4) Ворона украла букетик.

5) Драка в ларьке.

6) Спектакль. Появление воробья.

7) Дома.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ. К. Г. ПАУСТОВСКИЙ «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»

Урок литературного чтения 3 класс

Краткий пересказ. К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

Тип урока: решение учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для обучения составлению характеристики героев, нахождению в тексте олицетворений, сравнений (художественные средства изобразительности), соответствующих фрагментов текста для подтверждения ответов, краткому пересказу событий произведения на материале того или иного фрагмента; способствовать развитию ассоциативного мышления, внимания, памяти; содействовать воспитанию чувства любви к природе, окружающему миру

Планируемые результаты

Предметные:

научатся делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные:

познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности

в процессе чтения по ролям и инсценировании;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняя на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; оценивают свои достижения и результаты сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;

коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений
по теме; диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся

в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Образовательные ресурсы: толковый словарь, аудиозапись музыкального фрагмента балета С. Прокофьева «Золушка», тест

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, пи-

Слушают в со-ответствии с целевой уста-

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем.

Но что-то новое, дружок,

Сегодня мы узнаем!

шущих принадлежностей). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал

урока»)

новкой, принимают и сохраняют организационные задачи

I. Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем.

Но что-то новое, дружок,

Сегодня мы узнаем!

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал

урока»)

Слушают в со-ответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (С произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».)

– К какому жанру относится данное произведение – сказка это или рассказ? Обратимся за помощью к толковому словарю. Найдем толкование слов «сказка» и «рассказ» в словаре С. И. Ожегова.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают

о выполненной работе дома. Работают со словарем.

Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

Сказка – повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Речевая разминка

– Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках? (Воробей Пашка – сказочный персонаж, что позволяет нам утверждать, что это произведение – сказка.)

– Кто главные герои сказки?

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте скороговорку про себя:

Ах вы, сени, сени, сени,

Вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня,

И кувырк через ступени.

Отвечают на вопрос.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания. Владеют навыками работы со справочной литературой, четкого и быстрого произнесения слов. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

– Какое слово придает скороговорке веселое настроение?

– Как вы понимаете слово «кувырк»?

– Прочитайте скороговорку шепотом, немного громче, громко и внятно, быстро.

– Представьте, что Сене встретился невежа, он над ним насмехается. Как можно прочитать скороговорку от лица этого человека?

– А теперь Сене встретился вежливый человек. Он подал ему руку, помог встать.

Как вежливый сочувствующий человек прочитает эту скороговорку?

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Послушайте музыкальное произведение – отрывок из балета Сергея Прокофьева «Золушка». Как вы думаете, какому моменту сказки он соответствует. (Золушка убегает с бала и теряет туфельку.)

– Как вы догадались? (Мы услышали бой часов.)

– Если вы когда-нибудь попадете на этот балет, в момент звучания этого отрывка вы обязательно вспомните другое произведение – сказку К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». О чем это произведение? (Автор рассказывает о том, как Маша спасла воробья, а потом воробей помог девочке.)

– Прочитайте тему урока.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и

Формулируют учебные цели урока, ответы на поставленные учителем вопросы. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно

– Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы вспомним…

• Мы будем уметь…

• Мы сможем поразмышлять…

– Сегодня продолжим исследовать произведение К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»

составляют план чтения

и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками конструктивного взаимодей-

ствия

IV. Проверочная работа по содержанию произведения

Предлагает выполнить тест по произведению К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» (см. ресурсный материал)

Выполняют тестовые задания по вариантам.

Осуществляют самопроверку

Планируют действия в соответствии с учебной задачей

V. Работа над содержанием текста: характеристика образа воробья

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Проводит дискуссию, выслушивает мнения обучающихся, подводит итог.

– В рассказе главный герой не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ. Какими были по характеру герои сказки воробей Пашка и ворона? Какими вы их представляете?

– Какой он, воробей Пашка? Какие еще средства для создания персонажа использует автор? Обратите внимание на сравнение, которое автор использует для своего героя: «…как маленький пушистый снаряд».

– Какие качества Пашки он хотел подчеркнуть этими словами? (Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом тельце.)

Высказывают свои мнения.

Заполняют таблицу (см. ресурсный материал).

Вывод: Паустовский

наделяет воробья человеческим характером, его герой верный, мужественный, находчивый и одновременно смешной. О его характере мы узнаем в основном из его поступков.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, формулируют и обо-

сновывают свое мнение по обсуждаемой проблеме. Согласовывают усилия

по решению

– Чем еще необычен рассказ Паустовского? (В нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа».)

– Прочитайте отрывок рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев

у ворот, снег, зима – также одушевлены. Какое настроение создают эти ожившие предметы? (Сказочное, волшебное, приподнятое.)

– У К. Г. Паустовского рассказ получился веселый или печальный? (Веселый, счастливый, смешной.)

– Почему же его персонажи так часто плачут? Вспомните, от чего обычно плачут люди? (Люди плачут от горя, от обиды, от боли и т.д.)

– Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте,

от каких чувств и переживаний они плачут. Работу выполняйте в парах.

– Прочитайте итоговые слова мамы «От маленькой радости смеются, а от большой плачут». Как вы понимаете эти слова? (Без любви не могут жить ни животные,

В результате работы
в парах находят следу-

ющие фрагменты текста:

1. «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе
с ней заплакала и Маша».

2. «А один старый капельдинер даже вытирал глаза. Да и как ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища».

3. «… люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слезы».

Вывод: в произведении очень много сказано о не-

зучебной задачи. Договариваются и приходят к обще-му мнению при работе

в паре. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия аданному эталону. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль по результату.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

Владеют навыками выразительного чтения, способами конструктивного взаимодействия со взрослым

и сверстника

ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)

обыкновенных человеческих чувствах: любви, верности и печали, счастье и боли

ми в ситуациях общения

VI. Пересказ текста

Проводит подготовительную работу к выборочному пересказу текста по плану.

– Прочитайте текст, обращая внимание на то, о чем рассказывается вначале, как развиваются события дальше, чем текст заканчивается.

– Мысленно разделите текст на смысловые части (микротемы).

– Определите главное в каждой части. Отметьте опорные слова или выражения.

1. Трудная жизнь воробьиного племени.

2. Воспоминания старого воробья Чичкина.

3. Спасение Пашки милиционером.

4. Жизнь Пашки в Машиной комнате и его воробьиная благодарность.

5. Нападение на вороний ларек.

6. «Рукопашный бой» воробьев.

7. Пашка на театральной сцене.

– Перечитайте по частям. Выразите своими словами, что является главным в каждой части.

– Расскажите товарищам в классе.

– Оцените качество своего пересказа. Найдите ошибки и неточности

Выполняют задания.

Составляют план пересказа о жизни воробья Пашки.

Выполняют задания

Владеют навыками осо-

знанного чтения. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания, понятные для собеседника

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

• Подготовить творческий пересказ от лица воробья.

• Подобрать пословицы к данному произведению.

• Записать диалог с другом на тему «Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные
задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Отвечают на вопросы.

Владеют навыками самоконтроля учебной деятельности.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением мы работали на уроке? Кто его автор?

– Чему нас учит автор посредством рассказа? (Учит быть послушным, добрым, внимательным, благодарным, заботливым, радоваться за другого.)

– Вспомните начало рассказа и его конец. Что получается? (Начало и конец рассказа похожи.)

– В чем заключается идея произведения?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените итоги своей работы на уроке, используя данные критерии оценивания:

• Чуть-чуть неясно…

• Еще придется потрудиться…

• Урок полезен и понятен…

• Да, трудно все-таки учиться…

Заполняют таблицу (см. ресурсный материал).

Вывод: если в семье все друг друга любят,

то никакие проблемы

не страшны.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Строят речевое высказывание, понятное для собеседника

Ресурсный материал к уроку

ТЕСТ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»

Выбери и подчеркни верный ответ.

Вариант 1

1. Укажи значение слова «торба».

а) Большой мешок из очень прочной ткани;

б) специальная повозка, на которой перевозили вещи, зерно;

в) мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.

2. Какой характер был у вороны?

а) Смелый и решительный;

б) трусливый и злой;

в) скупой и сварливый.

3. Укажите значение слова «капельдинер».

а) Работник театрального буфета;

б) артист, играющий небольшие роли;

в) работник театра, проверяющий билеты и следящий за порядком.

4. Кто отбивал удары на старых часах?

а) Железный солдатик;

б) железный кузнец;

в) железный звонарь.

5. Который был час?

а) Восемь;

б) девять;

в) десять.

6. Почему Маша стояла у окна и не оглядывалась?

а) Ей было страшно;

б) это была такая игра;

в) боялась разбудить нянюшку.

7. Где была Машина мама?

а) На концерте;

б) в театре;

в) в командировке.

8. Что было на крыше театра?

а) Чугунные лошади;

б) огромные колонны;

в) чугунные орлы и лебеди.

9. В каком театре работала Машина мама?

а) Московский Художественный театр;

б) Малый театр;

в) Большой театр.

10. К чему готовилась мама?

а) Танцевать Золушку;

б) танцевать Снегурочку;

в) играть Дюймовочку.

11. Кем был Машин отец?

а) Военным летчиком;

б) пограничником;

в) военным моряком.

12. Где теперь был Машин отец?

а) На Камчатке;

б) на Крайнем Севере;

в) в Антарктиде.

13. Что он привез маме из далекой страны?

а) Янтарные бусы;

б) стеклянный букет;

в) серебряное колечко с бирюзой.

14. Чего ждала ворона?

а) Когда Петровна откроет форточку;

б) когда все уйдут из дома;

в) когда мама откроет тумбочку.

Вариант 2

1. Укажите значение слова «сварливый».

а) Ограниченный, недалекий;

б) жадный, прижимистый;

в) ворчливый, склонный к ссорам.

2. Где жила ворона?

а) В сарае, где раньше хранили овес;

б) в дупле дерева;

в) в заколоченном на зиму ларьке для продажи мороженого.

3. Что делала ворона со своими богатствами?

а) Прятала в дупле;

б) закапывала в солому;

в) забивала клювом в щели своего жилища.

4. Почему раньше воробьям легче было зимовать в городе?

а) Было много лошадиного овса;

б) было много кормушек;

в) было больше хлеба.

5. Почему ворона ударила воробья Пашку?

а) Он хотел помешать вороне украсть мамин подарок;

б) она хотела отнять у него кусок сала;

в) она застала его в ларьке.

6. Кто спас воробья Пашку?

а) Мама;

б) милиционер;

в) Маша.

7. Как Пашка попал к Маше?

а) Она его спасла;

б) ей его отдала мама;

в) ей отдал милиционер.

8. Как воробей пытался отблагодарить Машу?

а) Приносил ей вещи из тайника вороны;

б) чирикал для нее песенки;

в) приносил ей зерна овса.

9. Как ворона унесла мамино украшение?

а) Она разбила стекло форточки клювом;

б) Маша открыла форточку, чтобы посмотреть, как ворона протискивается в комнату;

в) няня забыла закрыть окно.

10. Что было, когда мама узнала о пропаже?

а) Мама долго плакала;

б) мама наказала Машу;

в) мама быстро утешилась.

11. Что решил делать Пашка?

а) Украсть мамино украшение у вороны;

б) отбить мамино украшение у вороны;

в) принести маме новое украшение.

12. Куда мама, няня и Маша отправились вечером?

а) На концерт;

б) в парк;

в) в театр.

13. Что предприняли воробьи?

а) Выманили ворону из ларька и дрались с ней на улице;

б) проникли в ларек и напали на ворону;

в) выманили ворону из ларька и украли украшение.

14. Что сделал милиционер?

а) Помог воробьям;

б) помог вороне;

в) открыл ларек, чтобы прекратить драку.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОРОБЬЯ И ВОРОНЫ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЧАЛА И КОНЦА РАССКАЗА
К. Г. ПАУСТОВСКОГО «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»

Начало

Конец

Ворона за окном

Воробей за окном

Разговор мамы с Машей о папе

Разговор мамы с Машей о папе, о счастье

Маша у окна думает о маме с папой

Мама у окна думает о Маше и о папе

>Паустовский Константин сказка «Растрепанный воробей»

Читательский дневник по сказке «Растрепанный воробей» Константина Паустовского

Паустовский, Константин Георгиевич

Название произведения: «Растрепанный воробей»

Число страниц: 10

Жанр: рассказ

Главные герои: Маша, мама, няня Петровна, седая ворона воробей Пашка.

Краткое содержание сказки «Растрепанный воробей» для читательского дневника

У Машиной мамы был заветный букетик из стекла, в виде красивого цветочка.

Букетик ей подарил машин папа и просил надеть его в тот раз, когда мама впервые станцует Золушке на сцене.

Этот час приближался, и мама подготовила букет, положила его на стол, и просила не трогать хрупкую вещь Машу.

Однако не со стороны Маши грозила опасность букетику.

Рядом с людьми жила в ларьке седая ворона, которая славилась своими воровскими привычками.

Чего только она не воровала!

Ворона эта сильно враждовала с воробьями и однажды здорово пощипала воробья Пашку.

Пашку спас случайный милиционер и подарил воробья Маше, которая его откормила и отпустила.

Пашка мечтал отблагодарить своих спасителей.

Он притаскивал обратно вещи, которые когда-то утащила ворона.

Когда ворона украла мамин букет, Паша увидел, как расстроились и Маша и мама и няня, и решил вернуть подарок.

Он собрал своих друзей и устроил драку с вороной.

Драку прекратил все тот же милиционер.

Пашка принес букет вовремя, когда, мама закончила танцевать и стояла на сцене.

Все были счастливы.

План для пересказа:

1. Семья Маши

2. Разговор мамы с букетиком

3. Ворона-хулиганка

4. Спасение воробья

5. Забота Маши

6. Благодарный Пашка

7. Украденный букетик

8. Битва с вороной

9. Букетик вернулся к своей хозяйке

Рисунок — иллюстрация к сказке «Растрепанный воробей»

Главная мысль сказки:

Если сделать кому-то добро, то этот человек или воробей отплатит тебе добром.

Чему учит произведение:

Сказка «Растрепанный воробей» учит нас быть благодарными другому за проявленное сочувствие и доброту.

Синквейн:

Пашка.

Смелый, верный.

Выжил, подрался, вернул.

Осчастливил маму своей спасительницы.

Благодарность.

Краткий отзыв о сказке «Растрепанный воробей» для читательского дневника

Произведение «Растрепанный воробей» мне очень понравился, потому что в нем описаны замечательный воробей и замечательная девочка Маша.

Потому что в нем мы узнаем о повадках вороватых ворон и понимаем, что маленький воробей может сделать очень много, если обладает бесстрашным сердцем.

Пословицы:

За добро добром и платят

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Хруп — хруст