Паноптикум

Содержание

паноптикум

В Википедии есть страница «Паноптикум (значения)».

Русский

В Викиданных есть лексема паноптикум (L140294).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. пано́птикум пано́птикумы
Р. пано́птикума пано́птикумов
Д. пано́птикуму пано́птикумам
В. пано́птикум пано́птикумы
Тв. пано́птикумом пано́птикумами
Пр. пано́птикуме пано́птикумах

па-но́п-ти-кум

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. собрание коллекций разнообразных необычных, уникальных предметов, выставленных для наглядного ознакомления ◆ В паноптикумах публика больше всего рассматривает не красавицу Клеопатру со змеей, а душительницу детей Марианну Скублинскую! А. Т. Аверченко, «Подходцев и двое других», 1917 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен., разг. сборище чего-либо невероятного, жуткого ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. перен., ирон. беспорядочный набор всякой всячины ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. выставка, коллекция, музей, паноптикон
  2. пандемониум, паноптикон
  3. паноптикон

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от др.-греч. πανόπτας «всевидящий», далее от др.-греч. παν- + др.-греч. ὀπτικόν ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: panopticon

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      Паноптикум

      Паноптикон. Чертёж Иеремии Бентама 1791 года. У этого термина существуют и другие значения, см. Паноптикум (значения).

      Пано́птикум (от др.-греч. πᾶν «всё» + ὀπτικός «зрительный») — музей, коллекция разнообразных необычайных предметов (например, восковых фигур, причудливых живых существ, редкостей, кукол и т. п.). В переносном смысле — сборище чего-то невероятного, жуткого (см. толковый словарь Ефремовой).

      Проект идеальной тюрьмы И. Бентама

      Внутренний двор бывшей тюрьмы Килмэнхем в Дублине

      Паноптикумом называется проект идеальной тюрьмы Иеремии Бентама, в которой один стражник может наблюдать за всеми заключёнными одновременно; этот проект был изложен Бентамом в труде «Паноптикон, или инспекционное учреждение: описание идеи нового принципа строительства, применимого к предназначенным для содержания под надзором любых категорий граждан учреждениям любого типа. А именно: пенитенциарных учреждений, тюрем, промышленных предприятий, работных домов, домов призрения, лазаретов, фабрик, больниц, домов сумасшедших, а также школ с планом управления, созданным для этого принципа. Сочинение представляет собой серию писем, отправленных выпускником линкольновского университета господином Джереми Бентамом своему другу в Англию из города Кричев в 1787 году».

      Тюрьма «Пресидио Модело», внутренний дворик одного из зданий — декабрь 2005

      В проекте тюрьма представляет собой цилиндрическое строение со стеклянными внутренними перегородками. Стражник находится в центре, но невидим для заключённых. Узники не знают, в какой именно момент за ними наблюдают, и у них создаётся впечатление постоянного контроля. Таким образом они становятся идеальными заключёнными. Эту систему наблюдения можно применять и в тюрьмах, и во всех других учреждениях, где объединено большое количество людей: работных домах, фабриках, заводах, школах, сумасшедших домах, чему посвящён ряд глав трактата Бентама (письма № 17—20). Центральная идея организации всех этих социальных институтов сводится к контролю над деятельностью людей в целях наблюдения за их воспитанием и перевоспитанием, а также воплощения принципа «общественного блага».

      Одна из известных реализаций подобного проекта — тюрьма Пресидио Модело на кубинском острове Пинос (ныне — Хувентуд), где с 1953 по 1955 год содержался Фидель Кастро. По принципу паноптикума была построена испанская тюрьма Карабанчель в одном из предместий Мадрида, где во времена диктатуры генерала Франко содержали политзаключённых, а также барселонская мужская тюрьма Модело.

      Паноптикум в философии М. Фуко

      При разработке концепта власти французский философ Мишель Фуко использовал принципы паноптикума Бентама. Паноптикум придаёт социальной реальности свойство прозрачности, но сама власть при этом становится невидимой. Фуко обращает внимание на то, что паноптикум изначально был моделью для многих государственных учреждений, и видит в нём технику контроля над всеми формами деятельности. В представлении Фуко власть оказывается простым ограничителем свободы, границей её осуществления. Власть прежде всего представлена в больницах, тюрьмах, учебных заведениях. Тюрьма — идеальное пространство для осуществления власти. Определённым образом организованные помещения тюрем позволяют осуществлять надзор над заключёнными (объектами власти). Фуко приводит пример «дисциплинарной мечты», в которой воплощается стремление власти всё видеть, оставаясь невидимой, и всё учитывать, оставаясь анонимной, где паноптикум — это не просто инструмент, используемый вне и независимо от него сформировавшимися властными отношениями, но и сам способ организации и функционирования власти. Фуко видит в паноптикуме наиболее концентрированное выражение принципов дисциплинарной власти. Он отмечал в своей работе «Око власти» (1977):

      Поражает однако же то, что подобная забота существовала задолго до Бентама. Кажется, что один из первых образцов подобной обособляющей видимости был использован в Парижском военном училище в 1751 году в отношении дортуаров воспитанников. Каждому из слушателей полагалась застеклённая клетка, где его можно было бы видеть на протяжении всей ночи, однако сам он не мог иметь никаких контактов со своими однокашниками, ни тем более с родными. Кроме того, чтобы у парикмахера была возможность причёсывать каждого из воспитанников, не соприкасаясь с ним телесно, существовал весьма сложный механизм: голова ученика просовывалась через особое окошко, а тело оставалось по другую сторону стеклянной перегородки, позволявшей видеть всё, что там происходит. Бентам рассказывал, что мысль о паноптикуме пришла в голову именно его брату, посещавшему военное училище.

      По мнению Фуко, прообразом паноптикума Бентама также могли послужить зверинцы, предназначенные для развлечения царственных особ. В Версале некогда существовал один такой зверинец, построенный архитектором Луи Лево.

      Трактовка паноптикума в работах Фуко дала возможность антиглобалистам, критикам Google и социальных сетей усматривать воплощение замысла Бентама в виде «общества наблюдения», установившегося благодаря современным системам контроля (камеры наружного наблюдения и системы сбора информации о пользователях).

      > См. также

      • Кунсткамера
      • Пенитенциарная система
      • Надзирать и наказывать
      • Власть (концепт)

      Примечания

  1. Борис Голдовский. Художественные куклы. Большая иллюстрированная энциклопедия. — Litres, 2017-09-05. — 297 с. — ISBN 9785457760059.
  2. Бывшая барселонская тюрьма Model
  3. Автономова Н., Степин В. Психоанализ и науки о человеке: по материалам российско-французской конференции «Психоанализ и науки о человеке»: 30 марта — 3 апреля 1992 г.. — Институт философии РАН, 1995. — 420 с.
  4. Леонид Нисман. Русский язык. Трудности, тайны, тонкости и не только…. — Litres, 2018-03-21. — 450 с. — ISBN 9785041064297.

Литература

  • Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. — M.: Ad Marginem, 1999.
  • Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970—1984: В 3 ч.: Ч. 1. / Пер. с фр. С. Ч. Офертаса под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова. — М.: Праксис, 2002. — (Новая наука политики.) — 381 с. ISBN 5-901574-23-0.

Что такое паноптикум или как Google превратил интернет в идеальную тюрьму

Слово паноптикум бувально расшифровывается с греческого как «пространство, в котором видно все». Сейчас оно чаще всего употребляется в переносном значении — так говорят, когда описывают сборище уродов или как синоним кунсткамеры. Это значение происходит от распространенных XIX веке коммерческих паноптикумов — многие из которых стали позже первыми кинотеатрами. Знаменитый пример — Britannia Music Hall в Глазго, который раньше назывался Britannia Panopticon. Его экспозиция славилась уродцами и восковыми фигурами, а в подвале умещался зверинец. Весной этого года боксер Владимир Кличко назвал предстоящий бой паяца Дерека Чисоры и уже ушедшего с ринга Дэвида Хэя «паноптикумом с уродливыми правилами».

Седьмая серия пятого сезона сериала Lost называется «Жизнь и смерть Иеремии Бентама». Сценаристы здесь играют с классической традицией: главное действующее лицо серии — тезка великого философа Джон Локк, а Иеремия Бентам — его альтер-эго.

Другая традиция паноптикума связана с проектом идеальной тюрьмы, предложенным английскийм философом Иеремией Бентамом в конце XVIII века. Бентам писал много и по всем возможным темам, так что его работы вошли в историю философии и историю права. Даже в своем «Капитале» Карл Маркс уделил несколько строк этому «трезво-педантичному, тоскливо-болтливому оракулу пошлого буржуазного рассудка». Возможно, классик ошибался, и Бентам был не таким трезвым педантом, потому что шестнадцать лет своей жизни посвятил воплощению идеи идеальной тюрьмы.

В этой идее явно прослеживается русский след. Во время того, как брат философа — Сэмюэль Бентам — делал блестящую карьеру в России на службе у князя Григория Потемкина, Иеремия навещал его для того, чтобы вместе разработать проект паноптикума. Первоначально этим греческим словом планировалось назвать модель любого общественного пространства, но паноптикуму суждено было обрести славу идеальной тюрьмы.

© Евгения Онегина

Бентам был помешан на идее постройки кругообразного здания, в котором заключенные в полностью просматриваемых камерах не видели бы стражей и не знали, в какой момент за ними наблюдают. Слежка в такой тюрьме велась бы из центральной башни, чтобы у узников складывалось ощущение, что они находятся под контролем в каждый момент. Эта система позволила бы снизить до минимума персонал тюремного заведения, в идеале — до одного человека. Для философа эта была вакансия мечты — на роль надзирателя он до самой старости предлагал себя.

Екатерину Великую гениальный стартап не впечатлил, и Иеремия Бентам вернулся в Англию. Там он написал теоретическое обоснование своего проекта и принялся за его практическое осуществление. Он предлагал свои услуги английской короне, французскому революционному правительству и ирландским властям, но спонсоров так и не нашел. В конце концов Бентам получил финансирование от британского правительства, но из-за непонимания и бюрократических преград проект был свернут — государству пришлось возмещать философу убытки за годы напрасного труда.

Модель паноптикума повлияла на все последующее тюремное строительство, но нигде она не была воплощена так полно, как в кубинской тюрьме Пресидио Модело, которая ныне работает как музей. Проект Бентама там был осуществлен довольно точно: например, стража попадала в центральные башни четырех паноптикумов через подземные тоннели, которые в случае опасности бунта минировали. В этой тюрьме с 1953 по 1955 годы томились в неволе Фидель и Рауль Кастро.

  • © Friman.

  • © Friman.

Связь между неизвестным проектом XVIII века и современным обществом провел Мишель Фуко, усмотревший в паноптикуме нечто большее, чем архитектурный план. В его интерпретации паноптикум становится дисциплинарным принципом, выходящим далеко за рамки круглого по форме здания. Он обращает внимание на то, что паноптикум изначально был моделью для многих государственных учреждений, и видит в нем технику контроля над всеми формами деятельности. Фуко цитирует слова Бентама о том, что паноптикум призван «возродить мораль, сохранить здоровье, укрепить промышленность, распространить просвещение, уменьшить налоги, упрочить экономику, развязать, а не разрубить гордиев узел законов о бедных — и все это благодаря простой архитектурной идее». Именно доверие технологии Фуко считал свидетельством актуальности мысли Бентама.

Такая трактовка паноптикума дала возможность единомышленникам Фуко — антиглобалистам, критикам Google и социальных сетей — усматривать триумф замысла Бентама в «обществе наблюдения», установившемуся благодаря современным системам контроля. В первую очередь, это проявляется в камерах наружного наблюдения и системах сбора информации о пользователях. Типичные в этой среде заголовки: «Электронный паноптикум» или «Паноптикум 1.0».

Бентам был не таким трезвым педантом, потому что шестнадцать лет своей жизни посвятил воплощению идеи идеальной тюрьмы. В этой идее явно прослеживается русский след.

Вопрос о том, насколько общество наблюдения ограничивает права человека, в Великобритании обсуждается на правительственном уровне — Палата общин выпускает ежегодный отчет по этому вопросу. Кроме того, группа британских академиков (чтобы не сказать британских ученых) Surveillance Studies Network собирает и продвигает информацию по вопросам технологического наблюдения, а также вручает ежегодную книжную премию.

Габриэль Гарсиа Маркес использовал образ паноптикума в нескольких произведениях. В романе Чарльза Стросса «Стеклянный дом», который относят к стилю «посткиберпанк», действие происходит в оснащенном современными технологиями паноптикуме. В научно-фантастическом сериале «Доктор Кто» на планете Галлифрей находится Цитадель. В главном зале Цитадели, называемом Паноптикумом, заседают повелители времени, наблюдающие за всей вселенной.

Как говорить

Неправильно «Наш Витя — настоящий паноптикум, он решил теорему Ферма уже во втором классе». Правильно — уникум.

Правильно «Хамовнический суд — это, конечно, чистый паноптикум».

Правильно «Ненавижу переговорки со стеклянными стенами — чувствуешь себя не то в аквариуме, не то в паноптикуме».

Значение слова паноптикум

Примеры употребления слова паноптикум в литературе.

Но вот зачем люди такого высокого общественного положения принижают свой титул, выступая в паноптикуме, Дусе было не совсем понятно.

Та самая изнаночная жизнь постепенно вытеснила здоровые ее формы, и в душе Хлыбова с некоторых пор воцарился этот ужасный паноптикум.

Мир с подачи Хлыбова, вывернутый своей изнаночной стороной, на глазах превращался в чудовищный паноптикум.

Международного цирка Уленбека и паноптикума братьев Фоке — женщину с роскошными формами, крашеными соломенными волосами, невероятной физической силой и умом мангусты.

Сегодня утром, — говорила взволнованная корреспондентка, — железный гном вошел в город Паноптикум.

Каждый диалог, независимо от темы, заключался одной и той же моралью, которая внушала читателям, что все они должны как можно скорее посетить паноптикум Джарли и что дети и прислуга платят за вход полцены.

Ведь это же целый паноптикум, а здесь все на виду, кроме того, что хранится в ларе да в ящиках.

За все время, что мы здесь, — сказала миссис Джарли, когда трапеза была закончена, — паноптикум посетили только восемь девиц из пансиона мисс Монфлэтерс, а их там двадцать шесть, как мне сообщила ее кухарка, когда я поговорила с ней о том о сем и дала бесплатный билет.

Эта угроза осуществилась: ровно через сутки паноптикум был закрыт, ибо, как известно, все объявления, касающиеся общедоступных зрелищ, отличаются крайней точностью и не подлежат отмене.

И она развернула перед ней другое объявление, в котором говорилось, что, снисходя к настойчивым просьбам публики, толпами осаждающей паноптикум, он остается в городе еще на одну неделю и будет снова открыт с завтрашнего дня.

Висячий замок на воротах и опущенные жалюзи свидетельствовали о том, что паноптикум не работает.

Громко стуча колесами по булыжнику, фургон подъехал к снятому под выставку помещению, и Нелл сразу же очутилась в толпе восхищенных ребятишек, которые, наверно, приняли ее за одну из главных диковинок паноптикума, а при виде старика твердо уверились, что это какая-то хитрая штуковина, слепленная из воска.

Подготовка к открытию паноптикума этим не ограничилась: на маленьком балкончике над входом стояла чрезвычайно миловидная монахиня, перебиравшая четки, а по городским улицам уже разъезжал в тележке корсиканский бандит с черной как смоль копной волос и с белоснежным цветом лица, не сводивший глаз с миниатюры, на которой была изображена какая-то красавица.

Поскольку эта экспедиция имела первостепенное значение, миссис Джарли собственноручно надела на Нелли капор, заявила во всеуслышание, что такая хорошенькая девочка не уронит чести паноптикума, и, снабдив свою посланницу множеством советов и необходимых наставлений относительно поворотов направо, которых надо придерживаться, и поворотов налево, которых следует избегать, отправила ее в путь.

Если вы не испытываете законного чувства гордости, сравнивая себя со всякими девчонками из паноптикума, то вот этим молодым леди оно присуще в полной мере, и вам придется посчитаться с ними, а в противном случае будьте любезны покинуть мой пансион.

Источник: библиотека Максима Мошкова

>Социологический словарь

(panopticon) — проект для тюрем, позволяющий надзирателям наблюдать за каждым аспектом жизни заключенных. часто рассматривается как симптом усиления надзора и социального контроля в современном обществе (см. также Фуко) . Изобретенный английским утилитаристским философом Иеремией Бентамом в начале 19-го столетия, паноптикум задумывался как новый, рациональный проект наказания, ускоряющий исправление личности. Идея касалась не только архитектуры здания, но и философии заключения, включая идеологические и организационные особенности: строго организованный распорядок дня на базе исправительного воздействия тяжелого труда и молитв; система одиночных камер, дабы избежать нравственной инфекции от общения с другими преступниками; непрерывное наблюдение и контроль. Во многих отношениях она резко отличалась от прежних концепций, модернизируя и переосмысливая роль заключения с точки зрения новых теорий о ценности труда. Многие авторы доказывали наличие неразрывной связи между развивающейся фабричной системой и упорядочиванием положения бедняков посредством Закона о бедных и реорганизованной тюремной системы, хотя подобные подходы иногда считаются преувеличенными. Ясно одно: паноптикум — радикальный пересмотр идеологии наказания и «исправления», нашедший признание в Англии, США и в других странах. См. также Криминология.

Смотреть значение Паноптикум в других словарях

Паноптикум — паноптикума, м. (от греч. pan — всё и optikos — зрительный). Музей восковых фигур и разных достопримечательностей.
Толковый словарь Ушакова

Паноптикум М. — 1. Музей разных примечательных вещей (восковых фигур, каких-л. редкостей и т.п.). 2. перен. разг. Сборище чего-л. невероятного, жуткого.
Толковый словарь Ефремовой

Паноптикум — -а; м. Музей или собрание, коллекция разнообразных необычных, уникальных предметов, редкостей (восковых фигур, диковинных, причудливых существ).
Толковый словарь Кузнецова

Паноптикум — (от пан… и греч. optikos — зрительный) — собраниеразнообразных необычайных предметов (напр., восковых фигур), причудливыхживых существ и т. п.
Большой энциклопедический словарь

Паноптикум — — собрание необычайных предметов, восковых фигур. В переносном смысле — представители ушедших времен, собрание людей с крайне отсталыми взглядами.
Исторический словарь

ПАНОПТИКУМ — ПАНОПТИКУМ, -а, м. Музей или коллекция разнообразных редкостей, причудливых существ, восковых фигур.
Толковый словарь Ожегова

Новое публичное управление

МИШЕЛЬ ФУКО

(15.10.1926 – 25.06.1984)

французский философ и политический мыслитель

Основные работы

Надзирать и наказывать

Правительственность

(идея государственного интереса и ее генезис)

Книги о М. Фуко и его философии

The Cambridge Companion to Foucault

Мишель Фуко о теле как объ­екте власти

В классический век произошло открытие тела как объ­екта и мишени власти. Не составляет труда найти призна­ки пристального внимания к телу – телу, которое подвергается манипуляциям, формированию, муштре, которое повинуется, реагирует, становится ловким и набирает си­лу… Послушное тело можно подчинить, использовать, преоб­разовать и усовершенствовать.

…Исторический момент дис­циплин – момент, когда рождается искусство владения человеческим телом, направленное не только на увеличе­ние его ловкости и сноровки, не только на усиление его подчинения, но и на формирование отношения, которое в самом механизме делает тело тем более послушным, чем более полезным оно становится, и наоборот. Тогда фор­мируется политика принуждений – работы над телом, рассчитанного манипулирования его элементами, жеста­ми, поступками. Человеческое тело вступает в механизмы власти, которые тщательно обрабатывают его, разрушают его порядок и собирают заново. Рождается «политическая анатомия», являющаяся одновременно «механикой влас­ти». Она определяет, как можно подчинить себе тела дру­гих, с тем чтобы заставить их не только делать что-то оп­ределенное, но действовать определенным образом, с применением определенных техник, с необходимой быст­ротой и эффективностью. Так дисциплина производит подчиненные и упражняемые тела, «послушные» тела. Дисциплина увеличивает силы тела (с точки зрения эко­номической полезности) и уменьшает те же силы (с точки зрения политического послушания). Короче говоря, она отделяет силы от тела: с одной стороны, превращает его в «способность», «пригодность», которые стремится увели­чить, а с другой – меняет направление энергии, могущест­ва, которое может быть ее результатом, и превращает его в отношение неукоснительного подчинения. Если эконо­мическая эксплуатация разделяет силу и продукт труда, то дисциплинарное принуждение, можно сказать, устанав­ливает в теле принудительную связь между увеличиваю­щейся пригодностью и возрастающим господством.

Мишель Фуко о дисциплинарной влас­ти

В самом начале XVII века Валхаузен говорил о «собствен­но дисциплине» как искусстве «выверенной муштры». Действительно, основная функция дисциплинарной влас­ти – не изъятие и взимание, а «муштра»; точнее говоря, муштра, нацеленная на то, чтобы изымать и взимать боль­ше. Дисциплинарная власть не координирует силы для то­го, чтобы их ограничить, – она стремится объединить их таким образом, чтобы преумножить и использовать. Вме­сто того чтобы насильственно превращать все подчинен­ное ей в однородную массу, она разделяет, анализирует, различает и доводит процессы подразделения до необходимых и достаточных единиц. Она «муштрует» подвиж­ные, расплывчатые, бесполезные массы тел и сил, превра­щая их в множественность индивидуальных элементов – отдельных клеточек, органических автономий, генетиче­ских тождеств и непрерывностей, комбинационных сегментов. Дисциплина «фабрикует» личности, она – специ­фическая техника власти, которая рассматривает индиви­дов и как объекты власти, и как орудия ее отправления. Не торжествующей власти, которая из-за собственной чрез­мерности может гордиться своим всемогуществом, – а ти­хой, подозрительной власти, действующей как рассчитан­ная, но постоянная экономия.

Мишель Фуко о власти иерархического надзора

Власть в иерархизированном надзоре дисциплин – не вещь, которой можно обла­дать, она не передается как свойство; она действует как механизм. И хотя пирамидальная организация действи­тельно предполагает наличие «главы», именно механизм в целом производит «власть» и распределяет индивидов в постоянном и непрерывном поле. Это позволяет дисциплинарной власти быть одновременно чрезвычайно не­скромной, поскольку она повсюду и всегда начеку, по­скольку в силу самого своего принципа она не оставляет ни малейшей теневой зоны и постоянно надзирает за теми самыми индивидами, на которых возложена функция надзора, – и крайне «скромной», поскольку она действует постоянно и главным образом безмолвно. Дисциплина делает возможным функционирование власти через отно­шения, власти, которая поддерживает себя собственными механизмами и заменяет зрелищные публичные ритуалы непрерывной игрой рассчитанных взглядов. Благодаря методам надзора «физика» власти – господство над телом – осуществляется по законам оптики и механики, по правилам игры пространств, линий, экранов, пучков, сте­пеней и не прибегает, по крайней мере в принципе, к чрезмерности, силе или насилию. Это власть, которая ка­жется тем менее «телесной», чем более искусно она орга­низована как «физическая».

Мишель Фуко о паноптикуме

…основная цель паноптикона: привести за­ключенного в состояние сознаваемой и постоянной види­мости, которая обеспечивает автоматическое функциони­рование власти. Устроить таким образом, чтобы надзор был постоянным в своих результатах, даже если он осуще­ствляется с перерывами, чтобы совершенство власти дела­ло необязательным ее действительное отправление и что­бы архитектурный аппарат паноптикона был машиной, создающей и поддерживающей отношение власти незави­симо от человека, который ее отправляет, – короче гово­ря, чтобы заключенные были вовлечены в ситуацию влас­ти, носителями которой они сами же являются. Для до­стижения этого результата постоянного надзора за заклю­ченным одновременно слишком много и слишком мало: слишком мало, поскольку важно лишь то, чтобы заклю­ченный знал, что за ним наблюдают; слишком много – поскольку нет нужды в постоянном надзоре. Поэтому Бентам сформулировал принцип, согласно которому власть должна быть видимой и недоступной для проверки. Видимой: заключенный всегда должен иметь перед глазами длинную тень центральной башни, откуда за ним наблюдают. Недоступной для проверки: заключенный никогда не должен знать, наблюдают ли за ним в данный; конкретный момент, но должен быть уверен, что такое наблюдение всегда возможно. Для того чтобы сделать присутствие или отсутствие надзирателя неустановимым и чтобы заключенные в своих камерах не могли видеть даже его тень или очертания, Бентам предусмотрел не только решетчатые ставни на окнах центрального зала наблюде­ния, но и внутренние перегородки, пересекающие этот зал под прямым углом. Между секторами – не двери, а зигзагообразные перегородки: ведь малейший шум, про­блеск света в дверном проеме могут выдать присутствие охранника. Паноптикон – машина для разбиения пары «видеть – быть видимым»: человек в кольцеобразном зда­нии полностью видим, но сам никогда не видит; из цент­ральной башни надзиратель видит все, но сам невидим.

Это важный механизм, ведь он автоматизирует власть и лишает ее индивидуальности. Принцип власти заключа­ется не столько в человеке, сколько в определенном, продуманном распределении тел, поверхностей, света и взглядов; в расстановке, внутренние механизмы которой производят отношение, вовлекающее индивидов. Цере­монии, ритуалы, знаки, посредством которых суверен проявлял «избыток власти», теперь бесполезны. Действу­ют механизмы, поддерживающие асимметрию, дисба­ланс, различие. Следовательно, не имеет значения, кто отправляет власть. Любой индивид, выбранный почти на­угад, может запустить машину: в отсутствие начальника – члены его семьи, его друзья, посетители и даже слуги. Точно так же неважно, каков движущий мотив: нескром­ное любопытство, хитрость ребенка, жажда знания фило­софа, желающего осмотреть этот музей человеческой при­роды, или злость тех, кто находит удовольствие в высле­живании и наказании. Чем больше этих анонимных и сменяющихся наблюдателей, тем больше заключенный рискует быть застигнутым врасплох, тем острее становит­ся тревожное сознание поднадзорности. Паноптикон – чудодейственная машина, которая, как бы ее ни исполь­зовали, производит однородные воздействия власти.

Документальный фильм о Мишеле Фуко и его философии из серии «Великие философы»