Падение с высоты

Многие люди испытывают страх полета на авиатранспорте, а ведь это средство передвижения – самое быстрое и удобное.

Рассмотрим, стоит ли бояться этого явления, и что чувствует человек, когда падает самолет.Наиболее достоверные сведения о детальных переживаниях можно получить от людей, которые испытали этот опыт на себе.

Почему возникают авиакатастрофы

Каждый несчастный случай – результат влияния нескольких причин, главная из которых – человеческий фактор. То есть традиционно в качестве причины падения воздушного транспорта обычно выступает ошибка, допущенная экипажем.

Еще одна частая причина – авиационный терроризм, что встречается значительно реже. Рассмотрим статистические данные по этому поводу:

  • 60% — аварии, возникшие в ходе ошибок пилотов;
  • 20% — трудности, связанные с техническими неполадками;
  • 15% — ситуации, проявившиеся в ходе погодных условий;
  • 5% — авиационный терроризм и другие факторы.

Главная причина несчастных случаев — человеческий фактор

Самые распространенные ошибки сотрудников авиатранспорта:

  1. Несоблюдение процедур пилотирования по регламенту.
  2. Недостаточно высокий уровень квалификации пилотов.
  3. Ошибка в работе приборов навигации.
  4. Несоблюдение правил технического обслуживания.
  5. Ошибочные ситуации, возникшие по вине наземных диспетчеров.
  6. Проблемы психологического состояния пилота и помощника.

Чаще всего аварии происходят при взлете или посадке самолета, при этом транспортное средство находится в контролируемом управлении, но утрачивает пространственную ориентацию.

По статистике самолет является — самым безопасным средством передвижения. А какой самолет — самый надежный читайте .

Чувства человека при падении самолета

Как показали научные исследования, при возникновении перегрузки транспортного средства человек вряд ли четко запомнит события. Это связано с повышенной защитой сознания.

Пассажиры будут помнить лишь первые секунды, когда самолет начал падать, а на следующих этапах включится защитная реакция организма и сознание отключится.

По данным исследований, в процессе столкновения с землей ни один человек не находился в сознании, это говорит о том, что он не мог испытывать чувства.

Этот факт подтвердили люди, которым удалось выжить в условиях подобного крушения. На вопрос о том, что чувствуют пассажиры падающего самолета, они ответили, что помнят лишь встряску и перегрузку.

Ощущения пассажиров при разгерметизации салона

Давление на столь большой высоте принимает намного более низкие значения, чем над ее поверхностью, как и температурные показатели. Недостаток кислорода препятствует нормальной работе организма.

Современный кинематограф значительно повлиял на общественное сознание, показав, что даже незначительная дырочка на поверхности обшивки приводит к гибели всего пассажирского состава.

На самом деле, все наоборот. Конечно, повреждение обшивки ненормально, но это не говорит о катастрофическом масштабе проблемы.

Основная проблема при разгерметизации салона – недостаток кислорода. Если каждый «путешественник» пристегнут по правилам инструкции, никаких серьезных осложнений возникнуть не должно.

Более того, самолет призван сохранять целостную конструкцию и способен завершить начатый рейс. Главное, чтобы экипаж смог своевременно заметить падение давления и тот факт, что снизился уровень кислорода.

При разгерметизации необходимо надеть маски с кислородом

Что происходит с людьми при столкновении с землей

Если посадка контролируемая, пассажиры могут находиться в сознании, но оно замутнено. Чаще всего, ответ на вопрос о том, что чувствуют люди, когда падает самолет, — «ничего».

Мы уже отмечали, что на высоте включается защитная реакция организма, и он впадает во временную спячку, пока ситуация не стабилизируется.

Непроизвольно люди могут ощущать тряску и небольшой страх.

По показаниям лиц, которым удалось пережить крушение авиалайнера, они практически ничего не помнят.

Действия экипажа при крушении самолета

Чтобы создать благоприятные условия для комфортного самочувствия пассажиров, необходимо провести ряд мероприятий.

Во-первых, предотвратить кислородное голодание среди пассажиров, предложив им надеть специальные маски. Дыхание может быть учащенным, а также люди могут испытывать небольшое головокружение. Затем клетки мозга постепенно умирают, поэтому своевременное принятие верных действий призвано предотвратить летальный исход.

Во-вторых, при обнаружении первых признаков неполадок пилоты спускаются на относительно безопасную высоту, составляющую 3-4 км. На этом уровне предполагается достаточное количество кислорода для полноценного дыхания и нормальной жизнедеятельности организма.

После нормализации ситуации необходимо принять решение о дальнейших действиях. Как правило, это аварийная посадка в порту, находящемся поблизости.

Большинство аварий самолетов случаются при взлете или посадке

Что должны сделать пассажиры

Немаловажную роль играет поведение пассажиров во время крушения. Мы рассмотрели, что происходит с людьми во время крушения при падении самолета.

Пассажиры, столкнувшись с факторами декомпрессии, должны придерживаться следующих правил:

  1. Сохранять спокойствие и не нагнетать панические состояния.
  2. Выполнять все, что говорят сотрудники экипажа. Внимательно прислушивайтесь к инструктажу со стороны персонала.
  3. Надеть маски с кислородом и при необходимости помочь в выполнении этой задачи окружающим.
  4. Пристегнуться и спокойно сидеть в кресле во время полета, что позволит избежать травматических последствий в зоне турбулентности.

Можно ли выжить в авиакатастрофе?

Кроме вопроса, что чувствует человек во время авиакатастрофы при падении, невольно возникает другой вопрос: «Можно ли выжить в этой ситуации?» Как показывает практика – конечно, можно. Но при условии, что пилоты своевременно заметили неполадки и приступили к их устранению.

Соблюдение техники безопасности и отсутствие панического состояния гарантирует спокойствие и прекрасное самочувствие пассажиров.

Миг падения, или Как падают самолеты?

В воскресенье ночью при заходе на посадку на аэродром Перми разбился «Боинг-737». Страшная трагедия унесла жизни 88 человек. Причины катастрофы сейчас выясняют специалисты. На месте падения обнаружены «черные ящики». Многие местные жители видели, как падал самолет. Сейчас по этому поводу идут споры в Интернете. А как падает самолет на самом деле? Корреспондент «НГ» попытался выяснить это у ульяновских пилотов

Красивая «птица» некрасиво падает

— В основном самолет уходит в штопор, — говорит Николай Дроздов, бывший пилот, налетавший более 20 тысяч часов. — Гул двигателей самолета не меняется. Самолет «клюет» носом и заваливается набок. При этом угол пикирования — 30-40 градусов, угол крена доходит до 70. Бывает, «проваливается» хвост и самолет падает, вращаясь на 180 градусов. Секунды — и сотни тонн металла падают на землю. Раздается взрыв, следом начинается пожар. Хвостовая часть отлетает на несколько метров в сторону. Так самолет срывается в штопор. Если же отказали в полете все двигатели, то любой лайнер будет планировать, снижаться. В таких случаях возможно и удачное приземление.

Место падения самолета называется «ямой». Первыми туда прибегают любопытные. И хотя все понимают, что произошло страшное горе, увы, среди них немало мародеров.

Однажды при взлете с высокогорного аэродрома Хорог (Таджикистан) потерпел катастрофу «Як-40». Из-за большой загрузки лайнер не смог оторваться от взлетной полосы и, сорвавшись в обрыв, упал в горную реку. Все пассажиры погибли. Первыми на месте аварии были жители близлежащего кишлака. Они начали вытаскивать драгоценные вещи из багажа мертвых пассажиров. Когда приехали специалисты, на месте не было ни одного целого груза. И таких примеров — масса.

Что испытывают пассажиры при падении самолета?

Нам удалось отыскать человека, который пережил подобное в начале 70-х на «Ил-18». Вот что рассказал бортрадист Николай Сумаков:

— Мы шли из Краснодара в Москву. Наш борт попал в сильную турбулентность. Самолет страшно бросало. Я был в это время в салоне. И вдруг лайнер словно куда-то провалился. Камнем полетел вниз. У меня, как говорится, сердце в пятки ушло. В салоне поднялся страшный крик. Люди хватались за головы. Падали мы метров 500, но показалось, что вечность. Никаких мыслей о смерти не было. Наверное, не успеваешь осознать происходящее… И вдруг рывок, и самолет вновь «застопорился» на высоте. Реакция людей была неадекватная — кто-то стал плакать, другие истерично смеялись. Кому-то стало дурно, и его принялись откачивать…

Но если катастрофа случилась на большой высоте, то от сильных перегрузок человек в первые секунды теряет сознание. И ничего не чувствует… Страшнее, когда авиакатастрофа происходит на небольшой высоте (до 1000 метров).

Кстати, рекордом по количеству жертв в СССР стало падение с большой высоты «Ту-154» в Средней Азии, близ села Уч-Кудук (начало 80-х гг.). Тогда погибло более 200 человек.

Что касается «аэрофлотовского» «Боинга», насколько известно, он падал с высоты примерно 1800 метров. Сказались страшные перегрузы. Скорее всего, люди ничего не чувствовали, так как многие из них потеряли сознание. Образно говоря, они ничего не узнали…

Все ищут «черный ящик»

Что происходит после падения? Район, где произошла катастрофа, в срочном порядке оцепляется прибывшими для тушения огня пожарными или «силовыми ведомствами». Прибывают спасатели, местные власти, сотрудники СКП. Последними на место трагедии приезжают члены комиссии по расследованию авиационной катастрофы. Начинается поиск «черного ящика» — бортового самописца. По нему можно узнать, что произошло в небе. После на месте проводится «полевая работа». Разрушенный самолет по «косточкам» собирают и отправляют в специальный ангар аэропорта для выяснения всех причин падения. А их может быть много: от ошибки диспетчера до неисправности двигателя. Конечно, проще всю вину свалить на экипаж. Какой с мертвых спрос? Но только в Москве принимается окончательная версия причины катастрофы. Раньше, во времена СССР, на расследование отводилось 10 дней, теперь же этот срок не ограничен. Причины авиакатастроф во все времена были разные. Например, в 30-х годах катастрофы происходили чаще всего в полетах. В 60-х — при посадке, в последнее время — при взлетах (35 процентов) и при заходе на посадку — 45 процентов.

Авиакатастрофы Ульяновска

Увы, наш город входит в число печальных территорий, где произошло несколько авиационных катастроф. В 1960 году при заходе на посадку в аэропорт «Центральный» разбился «Ил-18». Самолет вошел в пике. Пилоты не смогли справиться с ситуацией. Находившиеся на борту слушатели ШВЛП и экипаж погибли. В 1998 году во время учебного полета у самолета «Як-18Т» отказал двигатель. Пилот-инструктор приступил к снижению. Но неудачная посадка на грунт стоила жизни курсанту Ульяновского высшего авиационного училища. Инструктор получил тяжелейшую травму. 20 марта этого года при заходе на посадку в аэропорт «Центральный» разбился вертолет «Ми-8» погранвойск РФ. Весь экипаж погиб.

А тем временем:

Названы причины крушения «Боинга»

Председатель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин заявил, что в качестве основной версии воскресной катастрофы самолета Boeing 737-500 в Перми рассматривается неисправность правого двигателя. По предварительным данным, неисправность двигателя «повлекла его возгорание и, как следствие, взрыв и разрушение авиалайнера». Глава СКП добавил, что версия тер-акта пока также рассматривается следователями, хотя не является основной. Точно причина произошедшего будет названа лишь после того, как все фрагменты самолета исследуют на нескольких экспертизах. Расследование займет «два-три, а может быть, пять-шесть месяцев».

Напомним, что пассажирский Boeing 737-500, прибывший в Пермь из Москвы, упал на пустырь неподалеку от жилых домов в ночь на воскресенье 14 сентября. Лайнер распался на множество фрагментов размером не более чем два на один метр. Обломки были рассеяны по территории в четыре квадратных километра. Никто из 88 находившихся на борту людей не выжил. На месте катастрофы обнаружено более тысячи фрагментов тел погибших. Личности их будут устанавливать с помощью анализа ДНК. Среди погибших пятеро детей младше 12 лет, двое детей младше двух лет (в том числе не зарегистрированный на отдельное место 11-месячный мальчик), а также Герой России, советник президента РФ Геннадий Трошев и вице-президент Федерации самбо РФ Владимир Погодин.

Эксперты говорят, что разбившийся «Боинг-737-500» оставался целым до самого удара о землю. Машина разлетелась на мелкие куски от удара и взрыва керосина, более пяти тонн которого на момент катастрофы оставалось в баках. Если бы самолет взорвался в воздухе, подчеркивают эксперты, его обломки были бы значительно крупнее. Возможно, перед катастрофой оказались неисправны и другие системы самолета. Эксперты отмечают, что в случае отказа систем контроля давления на борту могли быть сильно искажены показания навигационных приборов. Неполадками с давлением может объясняться и «неадекватность» пилота Родиона Медведева, о которой сейчас пишут многие СМИ. Якобы он выполнял указания диспетчера с точностью до наоборот, набрав высоту вместо снижения и уйдя на левый разворот вместо правого.

Правоохранительными органами возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ («нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц»).

Историю чудесного спасения кубанского подростка, который выжил при падении с 14-этажного дома, активно обсуждают в соцсетях. Жизнь юноше спасли высоковольтные провода, за которые он зацепился уже почти у земли. В Интернете спорят, что же это было — колоссальное везение или простая физика. LifeNews произвёл расчёты и выяснил ответ.

Первым делом мы рассчитали высоту падения подростка. По всей видимости, речь идёт о стандартной 14-этажке с потолками 2,5 м. Выходит, что мальчик пролетел расстояние, равное 35 метрам.

Теперь дело за тем, чтобы рассчитать скорость, с которой он преодолевал это расстояние. Сделать это позволяет формула свободного падения, причём для этого массу тела (а точнее, вес подростка) знать вовсе не обязательно: приравниваем потенциальную энергию, которую имело тело на высоте, к равной кинетической энергии у поверхности земли и получаем, что падение с высоты 35 метров имеет среднюю скорость 25 м/с (или 90 км/ч). По силе это можно сравнить с наездом автомобиля на пешехода на полном ходу, причём такое ДТП гарантированно имело бы смертельный исход.

Но здесь следует учесть, что сопротивление воздуха снижает скорость падения на пять-шесть км/ч. А высоковольтные провода, за которые он зацепился на доли секунды, снизили скорость до 75 км/ч — тоже вполне достаточно, чтобы получить несовместимые с жизнью травмы.

На деле мальчик пострадал весьма серьёзно: его бедро медикам пришлось собирать буквально по частям. Для проведения сложной операции его ввели в искусственную кому. Сейчас он по-прежнему без сознания на аппарате ИВЛ, однако в результате падения его мозг и позвоночник не пострадали, что позволяет надеяться на его полное выздоровление.

Кстати, эксперты называют ещё один важный фактор спасения подростка. Профессиональный каскадёр Игорь Панин объясняет, что припаркованный у подъезда автомобиль, на который пришлось спасительное приземление, сыграл роль амортизатора.

— Всевышний его пожалел, это факт. Но здесь не столько провода сыграли свою роль, сколько автомобиль, железо, на которое он упал, — объясняет специалист. — Большое значение имеет и возможность сгруппироваться. Это знают и каскадёры, и бейсджамперы, что мышцы при падении должны быть напряжены для того, чтобы позвоночник не превратился в труху. Но если ты упал случайно, надо стараться в полёте цепляться за всё что можно: стены, карнизы, бельевые верёвки, выступы.

Напомним, ЧП произошло в Краснодаре на улице Рождественская Набережная. По предварительным данным, 15-летний Илья М. пытался перерезать вены, а затем упал с крыши 14-этажного жилого дома из-за того, что расстроил отца. LifeNews публиковал видео падения мальчика.

Начальник Улан-Удэнского поисково-спасательного отряда Александр Норбоев рассказал «Информ Полису», на каком этаже безопаснее жить
Материал, который не горит
Самое первое, чего можно опасаться, даже находясь у себя дома, – это пожар и землетрясение.
Сейсмическую активность земли лучше переживать, находясь на открытом пространстве, вне квартиры. Однако чаще всего землетрясение предсказать невозможно, и оно застает людей врасплох. С этой точки зрения безопаснее находиться все-таки на нижних этажах многоквартирного дома. Отсюда в случае опасности выбежать на улицу проще.

То же самое касается и пожаров.
— При пожаре лучше всего жить как в сказке про трех поросят. Последний сказочный персонаж построил дом из кирпича — из материала, который не горит. Так вот в таком доме и стоит покупать квартиру, — советует Александр Норбоев.
Подушка безопасности не спасет
В плане этажности проще жить на первых трех этажах. В случае пожара можно быстро выбежать на улицу или прыгнуть из окна.
— Ногу сломаешь, бог с ним, зато жив останешься. Прыгая со всех последующих этажей, можно разбиться, — говорит спасатель.
А вот тем, кто поселился выше, придется сложнее. Заходить в лифт в случае опасности ни в коем случае нельзя. Эвакуироваться надо по запасным лестницам.
— В первую очередь надо сообщить в «01», а дальше руководствоваться правилами при возникновении пожара. Попытаться самостоятельно спасти свою жизнь: использовать запасные выходы, подавать знаки из окна.
Но если вы живете, скажем, на 14-м или 15-м этажах, то спасать вас будет очень сложно. Подушка безопасности не спасет.
— С 15-го этажа вы не попадете в нее, да и падая с такой высоты и с массой тела, все равно выжить бесполезно, — объясняет Норбоев.
Правда, есть еще один вариант спасения – использовать пожарные лестницы. К счастью, в Улан-Удэ есть максимальная лестница, которую можно использовать, спасая жителей, например, «Солнечной башни».
А вот самые рискованные этажи — выше 27-го этажа. Современные импортные выдвижные лестницы, которые даже в Москве не у всех пожарных есть на вооружении, дальше 90 метров не дотягиваются. Поэтому жильцов небоскреба придется спасать только с помощью вертолета. К счастью, в Улан-Удэ самое высокое здание насчитывает только 18 этажей.
Средние этажи популярны среди покупателей
Однако и проживание на первом этаже имеет свои минусы. Поэтому покупатели берут такие квартиры неохотно, а их стоимость на порядок ниже. На первом этаже и шумнее, особенно если окна находятся рядом с входом в подъезд, выхлопы от машин, сырость. Да и по статистике самые популярные квартиры у грабителей находятся на первом этаже.
Квартиры на последних этажах старых домов также продаются со скидками. Жить под крышей, которая в любой момент может протечь, не многим нравится. В элитных домах последний этаж, наоборот, самый дорогой, поскольку там можно оборудовать пентхаус.
В стандартных улан-удэнских пятиэтажках самым ходовым товаром являются квартиры, расположенные на 3 – 4-м этажах. Они раскупаются сразу, и продать такие квартиры, разумеется, проще всего. В девятиэтажках покупатели также выбирают средние этажи – с 4-го по 8-й.
1 этаж- самый безопасный в случае пожаров, землетрясений, обрушений и тому подобных серьезных ЧП. Быстро покинуть квартиру на первом этаже несложно. По статистике чаще всего грабят квартиры, расположенные именно на первом этаже. Самый шумный. Дышим самыми отборными выхлопами. В старых домах сыро, запахи из подвала, комары.
2 этаж достаточно безопасен при пожарах, поскольку из квартиры можно выбраться без помощи специальной техники (см. комментарий). Лучший для семей с маленькими детьми и пожилых людей. Все те же проблемы, что и на первом этаже, только в меньшей степени.
3 этаж в старых пятиэтажках всегда считался лучшим. Поскольку равноудален и от сырого подвала, и от протекающей крыши. Для «хрущевок» эти аргументы все еще в силе. Начинаются сложности с затаскиванием в квартиру мебели при неработающем лифте.
4 этаж — начиная с этого этажа и до 7-го жилье считается более безопасным с точки зрения экологии. Выхлопные газы обычно концентрируются на уровне 1 — 3-го этажей, выбросы промпредприятий — 8 — 16-го.
Если вы не в лучшей физической форме, поломка лифта уже превращается в катастрофу. И чем выше этаж, тем вы больше зависите от служб, которые отвечают за исправность лифтов.
7 этаж в большинстве типовых многоэтажек — золотая середина. Достаточно далеко от автомобильных выхлопов, не так шумно, но страха высоты еще, как правило, не ощущается. Выше этого этажа не рекомендуется селиться людям с неуравновешенной психикой и сердечно-сосудистыми заболеваниями.
8 этаж — здесь и выше — самые светлые квартиры. Все деревья внизу. Если поблизости есть промышленные предприятия с коптящими трубами, их влияние сильнее всего сказывается на уровне 8 — 16-го этажей.
25 и выше: самый чистый воздух (если поблизости нет промышленных предприятий) и лучшие панорамные виды. В высотных домах верхние этажи более теплые (тепло вытягивается вверх). Самые опасные в случае пожара. При отключенном лифте быстро не выберешься. Да и токсичные продукты горения распространяются снизу вверх.
Самый верхний этаж: при пожаре помощь могут оказать с крыши. Доступны некоторые дополнительные возможности. Например, только на последнем этаже многоэтажки разрешается оборудовать настоящий камин.
По статистике возрастает риск быть ограбленным (чаще грабят лишь жильцов первых этажей). В старых домах — самая плохая вентиляция, самый слабый напор воды и нередко течет крыша.
Фото: nnm.ru