Опыт с марганцовкой

Свойства воды.

Цели работы:

1. Познакомить учащихся со свойствами воды.

2. Пробудить интерес и любовь к окружающей природе.

3. Усилить мотивацию к учебной добровольческой деятельности без приказов, заинтересовать

детей.

4. Воспитывать чувство коллективизма, позитивное отношение к окружающему миру.

Задачи: 1. Познакомить, как опытным путём можно установить некоторые свойства воды:

бесцветность, прозрачность, плохую теплопроводность, способность воды растворять

вещества.

2. Учить детей наблюдать, экспериментировать.

3. Отработать основные навыки планирования.

4. Изучить литературу по теме, отработать навыки анализа и выделения главного в литературе.

5. Творчески подходить к проблемной ситуации.

6.Отработать умения структурировать информацию.

Ушедший 2011 год – год великого русского человека, учёного, гражданина России Михаила Васильевича Ломоносова.

Это Александр Сергеевич Пушкин сказал о Ломоносове: «Он был первым нашим университетом». Перечислить всё сделанное великим человеком представляет сегодня немалую трудность.

Михаил Васильевич Ломоносов – это первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного литературного языка, художник, историк, энциклопедист, химик. Он заложил основы термодинамики, науки о стекле. Ломоносов астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог. Разработал проект Московского университета, который назван в его честь.

Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Заложил основы физической химии, выдвинул учение о цвете. Описал строение Земли. Возродил искусство мозаики и производство смальты (цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластин, которое применяется для изготовления мозаик.)

Ломоносов был обременён множеством дел и обуреваем множеством замыслов. Он говорил так: «Хоть голова моя и много значит да руки одни».

Есть у Ломоносова достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. «Он был верным и преданным сыном России. И был он высоким гражданином Отечества. Умел за себя постоять и не дорожить покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей.

Среди всех наук, которыми занимался Ломоносов, 1 место принадлежало химии. В 1748 году по инициативе М.В.Ломоносова была построена 1 в России химическая лаборатория, в которой он провёл более 3000 опытов.

Мы пошли по стопам Ломоносова и создали в этом кабинете свою химическую лабораторию.

Изучая в 3 классе окружающий мир, мы узнали, что явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение тела в пространстве, учёные называют физическими. Например, можно из одного большого пластилинового шара вылепить три маленьких. Изменится число шаров и их размер, но вещество, из которого они вылеплены, останется прежним.

Явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие, называют химическими. Вчера я положил железный гвоздь в банку с водой. Что произошло с моим гвоздём? Он покрылся ржавчиной. Ржавчина по своему составу отличается от железа, это совсем другое вещество.

Каждое тело имеет определённую форму (кусок мела, спичечная коробка, кусочек ткани). Твёрдые тела сохраняют свою форму. Для того, чтобы изменить форму твёрдого тела, нужно применить силу. (Демонстрирует). А вот жидкости не сохраняют свою форму. Я наливаю жидкость в сосуды разной формы. Жидкость принимают форму того сосуда, в котором находится.

На уроках окружающего мира мы проводили много опытов, для проведения которых нужна химическая лаборатория. Для чего нужна химическая лаборатория? (Для проведения опытов). Что в ней есть? Учитель показывает колбы.

Сейчас мы хотим вам продемонстрировать другие опыты. Опыты.

Вода – самое распространённое в природе вещество.

Вода – уникальный материал для хранения и передачи информации. Последние исследования свойств воды доказывают, что вода проявляет себя как живое вещество.

Японский учёный Эмото Масару доказал, что вода обладает мощными целительными свойствами, а её структура может воспринимать и хранить огромные объёмы информации. Вода как зеркало, сохраняет информацию, которая в неё поступает. Когда вода попадает внутрь человека, животного или растения, информация передаётся в него и потом попадает в каждую клеточку нашего организма.

Эмото Масару сфотографировал очень много кристаллов воды, оказывая на неё различное влияние. Посмотрите фрагмент фильма. Красивые кристаллы, нежные, хрупкие, светлые, кроме последнего, который слушал тяжёлый рок – это тяжёлая музыка. А вот так выглядит кристалл воды, который подвергся нападению мобильного телефона. Его звонок настолько не понравился воде, что на кристаллах образовались агрессивные тёмные пятна.

А я хочу рассказать о святой воде. Рассказ ученицы о свойствах святой воды.

Вода обладает памятью. Исследования учёных доказывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Вместе со словами положительного содержания мы передаём ей благоприятное состояние, и при замерзании в ней образуются красивые кристаллы. Наши добрые слова дают воде положительную энергию. На слайдах мы сейчас увидим, как меняются кристаллы воды в зависимости от того, что мы ей говорим. Показ слайдов. Вам нравятся кристаллы?

Так давайте говорить друг другу только приятные, добрые, ласковые, хорошие слова!

Звучит произведение Слонимского «Под дождём мы поём». Исполняет на пианино ученица класса. Какие картины природы вы себе представили?

Вы знаете, что вода, как и всякая другая жидкость, текуча. Она принимает форму того сосуда, в который её налили. Попробуем с помощью опытов установить и другие свойства воды.

Опыт №1. В миску с чистой водой мы бросаем монетку. Ваня подойди и брось монетку. Ты видишь её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне миски? Вода — прозрачное бесцветное вещество.

Опыт№2. У воды есть одно важное свойство – теплопроводность. Теплопроводностью называется свойство тел и веществ передавать тепло. Проделаем опыт. Нальём в пробирку воды и начнём нагревать её пламенем спиртовки, взяв пробирку за донышко. Вскоре вода в пробирке закипит. Но только в том месте, где её нагревали, а в нижней части пробирки она по – прежнему будет холодной.

Что мы узнали из этого опыта? Вода плохо проводит тепло.

Опыт №3. Мы насыпали в стакан с водой немного соли. Размешали соль в воде. Что произошло? Вода в стакане осталась прозрачной и бесцветной. Попробуйте воду на вкус. Она стала какой? Солёной. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде. Мы получили раствор соли.

Насыплем в воду немного песка, размешаем воду. Что вы видите? Песок не растворился в воде.

Положим в стакан с водой немного кристалликов марганцовки и размешаем воду. Какого цвета стала вода? Марганцовка растворилась или нет? Да! Молекулы марганцовки, которые придали розоватый цвет воде, равномерно распределились между молекулами воды, так же как и молекулы соли.

Теперь попробуем растворить в воде глину. Положим ложку глины в стакан с водой. Размешаем. Что замечаем? Вода поменяла цвет, на дне стакана осадок (глина). Глина плохо растворяется в воде.

С помощью опытов мы установили, что одни вещества хорошо растворяются в воде, другие – плохо, а третьи почти не растворяются. Вода с растворёнными в ней веществами называется раствором.

Опыт №4. Нальём подкрашенную воду в колбу с длинной трубкой. Отметили место на трубке, до которого дошла вода. Будем нагревать воду. Что мы видим? Вода в трубке поднялась выше нашей метки. Теперь поставим колбу остывать. Что произошло? Вода в трубке опустилась ниже метки.

Все твёрдые и жидкие вещества при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Мы это доказали на примере воды.

Вода, как и все окружающие нас вещества, состоит из атомов. Атомы объединены в молекулы. В твёрдых, жидких и газообразных веществах молекулы располагаются по – разному.

Мы покажем вам, как расположены молекулы в этих веществах. Ученики наглядно показывают расположение атомов в разных веществах.

А теперь представьте, что каждый ученик нашего класса – это молекула. Молекулы нашего класса тесно связаны друг с другом, нас не сломить. А кто попытается изменить наш класс, тому надо приложить значительные усилия. Наш класс «Апельсин. Он один и не делим».

Мыльные карандаши. Мастер-класс

Друзья, сегодня я хочу рассказать об одном весьма нетипичном применении картона, а именно — об изготовлении макетов, с помощью которых можно отлить из силиконового компаунда формы для мыла ручной работы. Конечно, с воссозданием какого-нибудь затейливого рельефа и сложных объёмных форм ему не совладать, но зато с простыми геометрическими фигурами — например, с такими, которые так удачно воплотились в таких вот забавных мыльных карандашиках, —

картон справляется на «отлично». Более того, позволю себе утверждать, что лучшего материала для решения такой задачи не сыскать.

В пользу этих слов говорит не только вопиющая дешевизна картона и простота работы с ним, но и возможность сэкономить столь ценный для нас силиконовый компаунд. Но не буду забегать вперёд — всё увидите сами.

Набор шаблонов для изготовления макетов для наших мыльных карандашиков я для вас уже приготовила. Смело скачивайте и за дело:

Как открыть pdf-файл? Инструкция.

С помощью этих шаблонов мы сделаем 3 формы — для стержня, для «деревянного» слоя и для цветной оболочки — рассчитанных на карандашик толщиной (это расстояние между противоположными гранями) 3 см и высотой 8 см (после заточки — 7,5 см).

Для работы нам понадобится дежурный набор материалов и инструментов:

— 3 листа мелованного картона для детского творчества формата А4 (картон должен быть именно мелованным, чтобы впоследствии поверхность мыльного карандаша получилась гладкой и глянцевой);

— линейка;

— канцелярский нож;

— инструмент для биговки (исписанный стержень от шариковой ручки, вязальная спица, пилка для ногтей, циркуль “козья ножка” и т.п.);

— ножницы;

— двусторонний скотч;

— подложка, на которой будем резать картон (если есть самовосстанавливающийся коврик — просто замечательно).

В полученном pdf-файле вы увидите 3 листа с шаблонами. Для удобства я их пронумеровала: первая цифра — это номер макета, а вторая — номер детали макета. Чтобы на завершающем этапе не запутаться, рекомендую продублировать маркировку деталей 1-2 и 2-2 сразу после их вырезания.

Итак, по порядку:

1. Распечатываем на картоне шаблоны:

Важно: лист №2 следует распечатывать на изнаночной стороне мелованного картона (именно деталь 2-2 отвечает за качество поверхности карандаша). Что касается листов №1 и №3, то здесь это не принципиально, поскольку в данном случае сторона картона повлияет только на качество наружной поверхности самих форм.

Не забудьте также удостовериться, что в настройках печати документа установлена печать по фактическим размерам, а в свойствах принтера указана бумага формата А4 (210×297 мм).

2. С помощью линейки и канцелярского ножа вырезаем детали по внешнему контуру (зубчики на деталях 1-1, 1-2, 2-1, 2-2 и 3-1 пока можно не вырезать):

Вот, что должно получиться:

Впечатляет? 🙂

3. Бигуем по штриховым линиям:

4. Сгибаем заготовки…

… наклеиваем полоски двустороннего скотча на участки склеивания (детали 1-1, 1-2, 1-2 (крышка), 2-1, 2-2, 2-2 (крышка) и 3-1), вырезаем зубчики и обрезаем излишки скотча

5. Теперь складываем и склеиваем детали 1-1, 1-2, 2-1, 2-2 и 3-1 и приклеиваем детали 1-1 (дно наруж.), 2-1 (дно наруж.), 3-1 (дно наруж.), 1-2 (дно и крышку) и 2-2 (дно и крышку) в соответствующие места:

6. Сворачиваем деталь 3-2 в трубочку таким образом, чтобы её диаметр был равен 15 мм и фиксируем её с помощью наклеенного ранее скотча

Обклеиваем трубочку прозрачным скотчем (это нужно, чтобы сгладить образовавшийся шов),…

…лишнее обрезаем ножом

7. Наклеиваем на круглые детали под номером 3-2 двусторонний скотч…

… и заклеиваем трубочку с торцов

8. Наклеиваем двусторонний скотч на внутренние донышки деталей 1-1, 2-1 и 3-1, а также на торцы деталей 1-2, 2-2 (лучше со стороны крышек) и 3-2…

… и склеиваем эти детали попарно таким вот образом

9. И, наконец, просто вставляем детали 1-2, 2-2 и 3-2 в соответствующие контейнеры, приклеивая их ко дну

Вот такие макеты из картона у нас получились

Всё готово, и можно заливать силиконовый компаунд. Теперь вы и сами можете убедиться, насколько экономичен такой способ изготовления форм с точки зрения расхода компаунда.

На том, как отливать формы для мыла из силиконового компаунда, я останавливаться не буду — информации об этом в сети предостаточно (сама училась там же). Добавлю лишь, что, поскольку объём пустот в получившихся макетах небольшой, консистенция компаунда должна быть достаточно жидкой. Иначе компаунд не успеет заполнить всё пространство, и придётся опять плясать от принтера (.

Я надеюсь, что с компаундом у вас проблем не будет, и, после того, как он застынет, вам останется только извлечь готовые формы. Это сделать очень легко: внешний картон можно просто разорвать, внутренний тоже хорошо вынимается, если его хорошенько промять (формочка-то у нас гибкая).

Вот так выглядят готовые силиконовые формы:

Остался последний штрих (точнее — росчерк ножа) прежде, чем можно будет приступить к мыловарению:

в каждой форме делаем разрез от верхнего края и до дна (в шестигранных формах удобнее разрезать вдоль одного из рёбер)

— это позволит вынимать застывшее мыло без потерь для нервной системы.

А дальше вообще всё элементарно просто:

заливаем стержень

… вынимаем и устанавливаем его в следующую по размеру форму по центру

… заливаем «дерево» (где ещё такое возможно?! :))

… вынимаем полученную заготовку и устанавливаем по центру в последнюю форму

… заливаем внешний слой

… достаём карандашик, затачиваем и полируем

Вот он какой этот мыльный карандаш:

Более подробно этот процесс я описала в своём блоге в Стране Мастеров. Кому интересно — заглядывайте.

Важный момент: обязательно сделайте гаджеты для мыльных карандашей! Эти приспособления помогут вам легко и точно устанавливать детали мыльного карандаша по центру форм.

А как можно упаковать мыльный карандаш, смотрите .

Не знаю, как вам, друзья, но мне эта технология изготовления мыльных карандашей кажется наиболее оптимальной и по временным, и по материальным затратам. К тому же не требует каких-то особых умений, ну, разве что навыка попадать в центр при установке частей карандаша в формы (ох, и намучалась же я с этим поначалу :)) Но возможно кому-то известны другие интересные способы — было бы очень любопытно о них узнать. Как говорится, одна голова — хорошо, а не одна — ещё лучше)))

Благодарю за внимание!

И до новых встреч в КАРТОНКИНО!