Одним из самых известных

Вот что стало с актрисой Шелли Дюваль

После более чем десяти лет безвестности Шелли Дюваль, актриса наиболее известная своей ролью в фильме «Сияние», быстро попала в заголовки газет. В ноябре 2016 года она появилась на телешоу Доктора Фила, где призналась, что страдает психическим расстройством. Дюваль верит, что ее покойный друг Робин Уильямс не мертв, а меняет форму; что она подвергается преследованиям со стороны шерифа Ноттингема и что в ее ноге крутится диск. «Я очень больна, — говорит она Филу, — мне нужна помощь».

Более месяца спустя Radar online провел один день с Дюваль на заброшенном ранчо в Бланко, штат Техас, которое она разделяет с давним парнем Даном Гилрой.

В то время Дюваль курила, жаловалась, что она в плену у себя дома, где бродят инопланетяне. «Я несчастна здесь! Я действительно не хочу так умирать», — сказала она. «У меня нет денег. Я сняла пять сериалов и целую кучу фильмов — и у меня ничего нет!»

Она также утверждала, что была «заключена в тюрьму» в неназванном медицинском центре.

«Меня поместили в учреждение. Они не сказали: «Ты пленница», но ты не сможешь выбраться», — рассказала она Radar.

Сейчас Дюваль живет за счет социального обеспечения. Это менее чем 2000 долларов в месяц.

А все так прекрасно начиналось…

Большеглазая, хрупкая дочь выдающегося адвоката Хьюстона Роберта Дюваля никогда не хотела быть актрисой.

Когда она была подростком, к Дюваль подошли люди и предложили сняться в порно фильме. В ужасе она отказалась от такой перспективы. Во второй раз, когда ей предложили сниматься в фильме, всего несколько лет спустя Дюваль подумала, что это еще одно мошенничество, но оно оказалось карьерным предложением.

Дюваль было 20 лет, она жила в своем родном городе Хьюстоне и училась в колледже юга Техаса. Она никогда не ступала за пределы Техаса. В то время Дюваль встречалась с Бернардом Сэмпсоном, художником, которого она отстаивала перед любым, кто слушал. Она часто устраивала вечеринки в доме родителей Сэмпсона.

«Это длинная история, но я расскажу вам. Я жила со своим бойфрендом в доме его родителей в Хьюстоне, и у нас было много вечеринок. Приходили люди, которых мы не знали, и приходили друзья его родителей. Они были действительно хорошими родителями. Однажды пришли эти три джентльмена, и я сказала: «Заходите, будьте как дома», и я показывала картины, рассказывая им, что думает художник. Они сказали, что у них есть друзья, которые были меценатами. Те хотели бы увидеть картины, поэтому я назначила встречу. Я принесла 35 картин. И вместо того, чтобы продавать картины, я попал в кино».

Хотя сначала она сопротивлялась, Дюваль позже призналась, что устала спорить. Подумав что, возможно, она и актриса. «Они сказали мне прийти. Я просто села в самолет и сделала это. Я была в смятении». Это был первый раз, когда она покинула Техас.

Дебют в кино состоялся в 1970 году в комедии Роберта Олтмена «Брюстер Макклауд».

Олтмен был настолько потрясен Дюваль, что пригласил и в следующие свои фильмы: вестерн «Маккейб и миссис Миллер» (1971), криминальную драму «Воры как мы» (1974) и мюзикл «Нэшвилл» (1975).

С 1977 года карьера Дюваль пошла в гору: актриса была награждена призом за лучшую женскую роль на 30-м Каннском кинофестивале за исполнение роли Милли Ламмуре в драме Роберта Олтмена «Три женщины».

За эту же роль Шелли была выдвинута на соискание престижной британской премии BAFTA, но на церемонии вручения проиграла Дайан Китон. В том же году актриса появилась в романтической комедии Вуди Аллена «Энни Холл», получившей премию «Оскар» за лучший фильм года.

Следующая роль Дюваль была наиболее прославленной в ее карьере. Актриса перевоплотилась в Венди Торренс, жену писателя Джека Торренса, постепенно сходящего с ума, в фильме Стэнли Кубрика «Сияние» (экранизация одноименного романа Стивена Кинга). Мужа героини Дюваль сыграл «оскароносный» актер Джек Николсон.

Если работать с Олтменом ей всегда было легко — они понимали друг друга с полуслова, — то сотрудничество с Кубриком превратилось в настоящую пытку. Как вспоминал позднее партнер Шелли по фильму Джек Николсон, с Дюваль режиссер был особенно строг и нетерпим. Он постоянно критиковал ее игру. А некоторые особенно сложные сцены заставлял переснимать рекордное количество раз. Например, знаменитый эпизод, в котором героиня отбивается от спятившего мужа бейсбольной битой, был снят только со сто двадцать седьмого дубля. Сам сценарий фильма (он был поставлен по популярному роману Стивена Кинга) подразумевал множество эмоционально тяжелых сцен, и Кубрик требовал, чтобы актеры играли ужас, смятение, ненависть максимально достоверно — на пределе своих возможностей. Дюваль рассказывает, что почти каждый съемочный день она должна была рыдать по двенадцать часов подряд, а Николсон позже признался журналистам, что однажды Шелли показала ему клочья волос, которые выпали у нее на фоне стресса.

Несмотря на успех и популярность фильма, сама Дюваль удостоилась отрицательных отзывов за актерскую игру в этом фильме и была номинирована на «Золотую малину», но статуэтка отошла к Брук Шилдс. Наиболее значимые роли Дюваль в 1980-х годах — Олив Ойл в «Попае» (1980), Панси в «Бандитах времени» (1981), Сьюзан Франкенштейн в «Франкенвини» (1984) и Дикси в «Роксане» (1987).

За продюсирование телесериалов «Невероятные сказания и легенды» и «Сказки на ночь от Шелли Дюваль» актриса была удостоена двух номинаций на телевизионную премию «Эмми» в 1988 и 1992 годах соответственно. С 2002 года в кино не снимается.

Шелли Дюваль была замужем за художником Бернардом Сэмпсоном с 1970 по 1977 год. C 1976 по 1979 год Дюваль встречалась с известным музыкантом и композитором Полом Саймоном. Они жили вместе два года. Их отношения закончились, когда Дюваль представила Саймона своей подруге, актрисе Кэрри Фишер. Фишер сошлась с Саймоном.

Обновлено 20/08/19 18:44:

14 знаменитостей, которым надоело быть звездами, и они нашли себе другое занятие

Слава и гонорары голливудских знаменитостей будоражат умы людей по всему миру. Но сами звезды не всегда довольны свалившимся на них успехом, и некоторые из них выбирают тихую жизнь вдали от суматохи и осваивают новые профессии.

Мы выбрали 14 известных людей, которые решили оставить карьеру в Голливуде и посвятили себя другим делам.

14. Камерон Диас

Актриса дебютировала в легендарном фильме «Маска» в 1994 году, сразу завоевав популярность и всеобщую любовь. Однако годы постоянных съемок и разъездов утомили Камерон, и в 2017 году она сделала заявление об уходе из кино. С тех пор знаменитая блондинка занимается написанием книг о любви к своему телу и посвящает время семье.

13. Дженсен Эклс

Звезда суперпопулярного сериала «Сверхъестественное» не спешит сниматься в полнометражных фильмах. А все потому, что актер недавно основал семейный бизнес — пивоварню Family Business Beer Co.

12. Фредди Принц — младший

Актер, в 90-х сводивший с ума девушек по всему миру, уже несколько лет не снимается в кино. Он полностью посвятил себя кулинарии и выпустил книгу с рецептами.

11. Сара Мишель Геллар

Актриса более 15 лет замужем за Фредди Принцем — младшим, поэтому неудивительно, что она разделяет увлечение мужа. Сара изредка появляется на большом экране в эпизодах, остальное время посвящая кулинарии. Она также выпустила книгу с рецептами и основала компанию, которая производит утварь для выпечки.

10. Кевин Джонас

Один из братьев Джонас после распада группы в 2013 году оставил шоу-бизнес и занялся недвижимостью, а после — разработкой приложений. Впрочем, в этом году группа воссоединилась, и Кевин снова блистает на сцене.

9. Джек Николсон

Легенда кинематографа тоже сменил образ жизни: он решил уйти на заслуженный отдых и не снимается с 2010 года. Однако сам Николсон не любит, когда его называют пенсионером. Сейчас актер увлекается коллекционированием современных картин XX века.

8. Алисия Сильверстоун

Актриса была на пике популярности 20 лет назад. Сейчас Алисия не снимается в кино, ее последняя работа датирована 2017 годом. Вместо этого девушка сконцентрировалась на активистской деятельности: она защищает окружающую среду и борется за права животных. Также актриса написала книгу «Добрая диета» с веганскими рецептами.

7. Ванилла Айс

После громкого успеха в 90-х рэпер разными способами пытался вернуть популярность. Добиться такой же славы ему не удалось, но, кажется, он нашел свое призвание: Ванилла запустил собственный проект по благоустройству домов.

6. Дилан Спраус

Близнецы Спраус стали знаменитостями еще в детстве, но во взрослой жизни они выбрали разные пути. Пока Коул делал карьеру в кино, Дилан основал довольно необычный бизнес — медоварню.

5. Джина Дэвис

Эта актриса была одной из главных кинозвезд в 90-е. Со временем карьера Дэвис пошла на спад, и сейчас она сосредоточилась на активистской деятельности. Женщина борется за гендерное равенство и основала Институт по гендерным вопросам в СМИ.

4. Хейден Кристенсен

Красавец-актер стал звездой первой величины после съемок в «Звездных войнах». Но чрезмерная популярность быстро наскучила Хейдену, и теперь он появляется в фильмах довольно редко. В 2007 году Кристенсен купил ферму и любит проводить там время, занимаясь ее ремонтом и разведением скота.

3. Шелли Дюваль

После «Сияния» актриса долго восстанавливала психическое здоровье, и ее карьера стремительно катилась вниз. В 2002 году Дюваль заявила о выходе на пенсию и предпочла пропасть из поля зрения общественности.

2. Стивен Сигал

Супергерой на экране, Стивен проявил себя отважным борцом за справедливость и порядок и в реальной жизни: актер работал заместителем начальника запаса в офисе шерифа, принимал участие в нескольких операциях и до сих пор является сотрудником полиции в запасе.

1. Мерьем Узерли

Одна из самых популярных турецких актрис взяла перерыв в карьере на несколько лет. Проблемы в личной жизни, отмена съемок в рекламной кампании и неудачи в работе привели Мерьем к эмоциональному выгоранию, и она решила отдохнуть и заняться воспитанием маленькой дочки.

Будь вы знаменитостью, смогли бы вы отказаться от популярности и начать жить обычной жизнью? Или купались бы в лучах славы?

Московские школы признаны одними из лучших в мире по качеству образования

МОСКВА, 3 декабря. /ТАСС/. Московские школы по итогам международного исследования качества образования PISA (Programme for International Student Assessment) признаны одними из лучших в мире. Об этом на пресс-конференции сообщил руководитель департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер.

PISA — крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений, которая реализуется под эгидой ОЭСР. Исследование оценивает читательскую, математическую и естественно-научную грамотность и проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру. Кроме межстранового исследования, PISA также проводится по отдельным городам и регионам. В 2018 году участие в нем приняли более 7 тыс. учащихся из 151 школы Москвы, отобранные методом случайной выборки.

«По всем направлениям Москва занимает лидирующие позиции и входит в десятку лучших. Результаты исследования показали высокие компетенции и развитый ум московских школьников», — сообщил Шляйхер.

Столица и страны

По его словам, по читательской грамотности результаты московских школьников выросли до 534 баллов по сравнению с 519 баллами в исследовании 2016 года. В сравнении с результатами стран, принимавших участие в исследовании PISA, Москва переместилась с шестого на третье место, обойдя Канаду, Финляндию и Ирландию. Лучший результат по этому направлению показали только школьники из Сингапура и четырех китайских провинций: Пекина, Шанхая, Цзянсу и Гуандуна.

По математической грамотности Москва вошла в пятерку мировых лидеров, результат столичных школ вырос с 531 до 534 баллов. На этот раз московские школьники опередили сверстников из Японии, Нидерландов, Финляндии и Канады, но уступили ученикам Сингапура и китайских провинций.

По естественно-научной грамотности Москва поднялась с 12 на 6 место благодаря росту баллов с 513 до 528. Столица обошла Финляндию, Республику Корея, Канаду, Тайвань и Великобританию. Лучший результат показали лишь школьники из китайских провинций, Сингапура, Эстонии и Японии.

Москва и Россия

Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова выразила надежду, что итоги исследования «поставят окончательную точку в обсуждении» правильности проводимой образовательной политики столицы.

«Базовое условие, которое позволило достичь улучшения результатов, — это выработанная еще в 2011 году стратегия, направленная на то, чтобы не создавать отдельные сильные школы, а создать всем школам города равные возможности и требовать от них хорошего качества образования вне зависимости от того, в каком районе города эта школа располагается», — отметила Ракова.

Она пояснила, что в ходе модернизации системы образования был осуществлен переход на нормативно-подушевое финансирование школ, все школы стали получать одинаковое финансирование в расчете на одного ученика. «В Москве больше не существует лучших школ, средних школ — все школы Москвы имеют возможность давать качественное образование», — сказала заммэра.

В свою очередь глава Рособрнадзора Сергей Кравцов добавил, что опыт Москвы будет проанализирован и использован в российских регионах.

«Московские школы демонстрируют высокие результаты во всех международных сравнительных исследованиях качества образования. Важнейшее достижение Москвы — обеспечение массового качественного образования. Москва заняла первое место среди регионов России в рейтинге управленческих механизмов, который Рособрнадзор впервые составил в этом году», — прокомментировал результаты Кравцов.

Как ТАСС сообщили в пресс-службе столичного департамента образования, в школах Москвы на сегодняшний день у учеников есть широкий выбор профилей обучения и кружков дополнительного образования. В рамках проекта по предпрофессиональному образованию в 307 школах Москвы открыты инженерные, академические, медицинские, кадетские и IT-классы, в которых обучаются более 35 тыс. человек. Задача проекта — сформировать у учеников навыки, которые помогут им стать востребованными специалистами в мегаполисе. В департаменте добавили, что за последние несколько лет выросла зарплата учителей, они получают гранты за успешную работу и интересные сценарии уроков в «Московской электронной школе», доплату за классное руководство, повышают квалификацию в вузе по своему выбору.

В новость были внесены изменения (14:12 время мск) — добавлены подробности по тексту.

Фил Айви назвал российских покеристов одними из лучших в мире

Недавно Айви впервые приехал в Россию для участие в турнирной серии MILLIONS Russia 2018 в Сочи. Фил Айви сыграл в турнире Triton за 3 миллиона рублей и в Triton за 6 миллионов рублей. Однако ни в одном из турниров не смог попасть в призовые места.

Айви чувствовал себя на мероприятии довольно свободно: общался с журналистами и фотографировался с поклонниками.

По словам звезды покера, он ожидал, что в России будет гораздо прохладнее, однако погода приятно удивила его. Атмосфера, место проведения и масштаб мероприятия также пришлись по вкусу искушенному игроку в покер.

Конечно же, журналисты не опустили вопрос о русских девушках, на что Фил Айви ответил, что все слухи о красоте русских – не выдумка, и они действительно прекрасны. Также, по словам Фила Айви, русские игроки являются одними из самых лучших в мире.

Опроверг Айви и бытующее в покерной вселенной мнение, что он категорически не любит журналистов и очень редко соглашается на интервью. Американец откровенно заявил, что все всегда зависит от его настроения, степени усталости и общей атмосферы мероприятия.

Орфоэпические и акцентологические нормы (стр. 3 )

Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, шапочки.

Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного.

В классе нерегулярно вентилируют помещение.

Выступающий оперирует положительными примерами из жизни группы.

Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические занятия.

7. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

Один поступок Чацкого привел меня в неясность.

Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.

Ученики пристально слушали выступление артиста.

Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове.

Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли.

Все это и рисует представление о «Слове о полку Игореве».

Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение.

Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.

«Гранатовый браслет» — одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

8. В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.

Большая половина игры уже прошла.

Все дети страшно обрадовались.

Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.

Этот актер уже давно заслужил славу зрителей.

Подавляющее количество заданий было выполнено.

Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

9. Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга.

Особа, персона, лицо, фигура, птица.

Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.

Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленительный, обворожительный, чарующий.

Удачный, успешный, счастливый, благополучный.

Удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудный.

10.Составьте небольшой рассказ, в который вошли бы предложенные синонимы.

Красный, алый, пунцовый, рдяный, кровавый, кумачовый, карминный, киноварный, рубиновый (рубинный), гранатовый, червонный.

11. С приведенными синонимами (иноязычными и русскими) составьте словосочетания и отметьте смысловые и стилистические различия.

1. Натуральный— естественный, фальшивый— искусственный, вакуум — пустота, антагонистический — враждебный, вибрировать — дрожать, дискутировать — спорить.

2. Демонстрировать— показывать, дистанция — расстояние, оптимистический — жизнерадостный, индифферентный — равнодушный, монолитный — единый.

12.Объясните значение заимствованных слов, укажите их русские синонимы. Составьте словосочетания с любыми пятью словами каждой группы.

а) адаптация, альтернатива, антагонизм, апелляция, атрибут, бойкот, дефицит, дивиденд, дилемма, дискриминация, консенсус, лимит, оппозиция, приоритет, протекция, резюме, суверенитет, юрисдикция;

б) адекватный, актуальный, аналогичный, вакантный, гипертрофированный, капитальный, колоссальный, компактный, конкретный, негативный, оптимальный, потенциальный, радикальный, спонтанный, тотальный, феноменальный, эквивалентный;

в) аргументировать, баллотироваться, дезинформировать, дискутировать, доминировать, дублировать, имитировать, интерпретировать, компенсировать, конкурировать, корректировать, монополизировать, санкционировать, функционировать.

13. Используя словарь иностранных слов, укажите лексическое значение слов иноязычного происхождения и составьте с каждым словом предложение.

Инвестор, прерогатива, квота, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, менталитет, мораторий, адекватный, индифферентный, амбиции, прецедент, протеже, пунктуальный, эпатаж, эскорт.

14. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм современного русского литературного языка. Определите вид ошибки. Сделайте стилистическую правку этих предложений.

1. При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей его поколения.

2. Родителям предоставили отпуск в июле месяце.

3. Раскольников уже давно не получал зарплаты.

4. Многие наши фильмы получили признательность за рубежом.

5. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм.

6. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

7. Среди митингующих превалировали люди пенсионного возраста.

15. Найдите и исправьте ошибки, возникшие при употреблении фразеологизмов.

1. Успехи этого ученика желают лучшего.

2. Пора приподнять занавес над этой историей.

3. Известие о приезде ревизора было как гроза среди ясного неба.

4. Все возвращается на круги свои.

5. В подготовке спортсмена большое значение играют систематические тренировки.

4. ГРАММАТИЧЕСКИЕ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ) НОРМЫ

Методические указания

Известно, что в ходе постоянного развития языка, изменяются не только произносительные и лексические, но и его грамматические нормы: морфологические и синтаксические. Нарушения грамматических норм литературного языка относятся к грубым речевым ошибкам. Они многообразны: неправильный выбор формы, слова, нарушения в структуре словосочетания, предложения.

Как и в системе ударения, основная трудность изучения морфологических норм заключается в наличии вариантных форм. Необходимо рассмотреть эти формы по их принадлежности к той или иной части речи. При определении рода у сложносокращенных слов нужно помнить: род сложносокращенных слов, аббревиатур, образованных посредством соединения начальных букв слов, определяется по роду опорного слова: МГУ (Московский государственный университет – муж. род), но ЖЭК – муж. род (как у обычного слова), РОНО – ср. род.

1. К среднему роду относятся существительные, обозначающие неодушевленные предметы (совместное коммюнике; строгое жюри).

2. К мужскому роду относятся существительные, обозначающие лиц мужского пола (строгий рефери, расторопный портье) и животных (крикливый какаду).

3. К женскому роду относятся существительные, обозначающие лиц женского пола (леди, мадам).

Нередко вызывает затруднения склонение сложных слов, которые все активное проникает в деловую речь.

1. Склоняются обе части слова, если они обозначают рабочие профессии (летчик-испытатель – летчика-испытателя).

2. В двух случаях склоняются обе части слова, если они выражены склоняемыми частями (из письма-запроса, от фирмы-партнера, по телексу-предложению).

3. Склоняется только вторая часть сложного слова, если первая – неизменяемое слово (по соло-векселю).4. Склоняется только вторая часть, если первая – иностранное слово, недавно вошедшее в состав русской лексики (о бизнес-центре, из шоп-тура).

Нельзя забывать о том, что самой распространенной ошибкой является использование в письменной речи разговорных форм множественного числа существительных на — а/-я вместо нормативных на — ы/-и.

Литературная норма

Разговорная норма

договoры

договорa

слecари

слесаря

тoрты

тортa

Также наблюдается колебания при выборе нужной формы множественного числа существительных в родительном падеже: килограммов /килограмм. Форму с нулевым окончанием имеет следующая группа существительных:

1. Названия парных предметов: ботинок, валенок, погон, сапог, чулок (но носков) и др.

2. Названия национальностей, территориальной принадлежности: англичан, армян, башкир, болгар, бурат, грузин, лезгин, осетин, румын, татар, турок, туркмен, цыган, южан и др.

3. Названия единиц измерения: ампер, аршин, бит, ватт, вольт, аршин, радиан, рентген, микрон и др.

Форму с окончанием –ов в Р. п. мн. ч. имеет следующая группа существительных:

1. Названия национальностей: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов.

2. Существительные, обозначающие овощи, фрукты, ягоды: абрикосов, ананасов, апельсинов, бананов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов.

3. Единицы измерения: байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров.

У прилагательных распространенной бывает ошибка при образовании краткой формы (безнравствен – безнравственен) и сравнительной степени (более убедительнее, более нагляднее).

Будьте внимательны при употреблении собирательных числительных (двое школьников, пятеро лисят, трое судей). Собирательные числительные. Оба (м. р., ср. р.), обе (ж. р.). Числительное тысяча (и. п.), т. п. – одной тысячью (не тысячей).

Вопросы для обсуждения (необходимо повторить правила):

1. Морфологические нормы русского языка.

2. Род имен существительных. Трудности при определении родовой принадлежности имен существительных. Родовые корреляты у одушевленных существительных. Род неизменяемых имен существительных. Род аббревиатур.

3. Конкуренция окончаний в форме именительного падежа множественного числа имен существительных.

4. Конкуренция окончаний в форме родительного падежа множественного числа имен существительных.

Задания для выполнения на практическом занятии:

1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.

Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, кино

2. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина, вокалистка, гонщица, доярка, маникюрша, массажистка, машинистка, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.

3.Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Адвокат, аквалангист, бакалавр, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный сотрудник, педагог, слесарь, солист.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Лексические и фразеологические нормы

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 19

Лексические нормы регулируют правила употребления слов, т.е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях. При определении лексических норм следует учитывать изменения в словарном составе языка: многозначность слова, явления синонимии, антонимии, стилистическое рассмотрение лексики, понятие активного и пассивного лексического запаса, социальную сферу употребления лексики, необходимость оправданного выбора слова в конкретной речевой ситуации и многие другие.

Изменения в словарном составе русского языка происходят параллельно с изменением в жизни общества, для обозначения новых явлений в социальной жизни может быть или создано новое слово с помощью существующих в языке словообразовательных средств, или заимствовано иноязычное слово, или образовано сложное, составное наименование, или же, наконец, приспособлено слово, уже существующее в языке, которое в таком случае определённым образом видоизменяет своё значение (а часто при этом и стилистическую окраску).

Многозначностью называется наличие у слова нескольких ( двух или более ) значений. Следствиями небрежного отношения к многозначным словам являются неясность и двусмысленность выражения, а также неправомерное, чрезмерное расширение значений известных слов.

От многозначности следует различать омонимию. Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по своей форме, но значения которых никак не связаны друг с другом, т.е. не содержат никаких общих элементов смысла. Выделяют лексические омонимы (слова, совпадающие во всех грамматических формах), омофоны (слова, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково, например: луг – лук), омоформы (слова, совпадающие по звучанию в какой-либо грамматической форме, например: чистое стекло – стекло по крыше) и омографы (слова, имеющие одинаковую форму, но разное звучание, например: замок – замок). Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов – слов, близких, похожих по звучанию и написанию, но разных по значению (например: экскаватор – эскалатор).

Синонимия противоположна многозначности и омонимии. При синонимии разная форма выражает одинаковое (или сходное) содержание. Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Они бывают понятийными (близкими, не совсем тождественными по значению ) и стилистическими (тождественными по значению, но имеющими различную стилистическую окраску). Наличие синонимов обеспечивает выразительность речи и в то же время обязывает всех говорящих и пишущих внимательно относиться к выбору слова из ряда близких, похожих.

Антонимы – это слова с противоположным значением. Они издавна используются как приём для создания контрастных образцов, для резкого противопоставления признаков, явлений.

Целый ряд слов снабжён в толковых словарях пометами “ высокое”, “книжное”, с одной стороны, и “разговорное”, “просторечное” – с другой. Эти пометы указывают на стилистическое расслоение лексики. Основную часть словарного фонда составляет так называемая “нейтральная” лексика, на фоне которой проявляются выразительные возможности стилистически окрашенных слов, использование которых в речи требует развитого языкового чутья и эстетического вкуса.

Лексику можно рассматривать с точки зрения активного и пассивного словарного запаса. К пассивной лексике относятся устаревшие слова: архаизмы (устаревшие синонимы современных слов) и историзмы (устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия), а также новые слова (неологизмы). Отдельные устаревшие слова “возвращаются” в активный фонд словаря, иногда приобретая новые значения, например: дума, губернатор, банкир, вратарь.

С точки зрения социальной сферы употребления все слова русского языка можно разделить на лексику неограниченной сферы употребления и лексику ограниченной сферы употребления, к которой относятся профессионализмы (слова и выражения, используемые в устной речи людьми одной профессии), диалектизмы (элементы территориальных диалектов, употребляемые носителями литературного языка), термины (точные обозначения определённых понятий какой-либо специальной области науки, техники, искусства), жаргонизмы (элементы различных социальных диалектов в литературной речи). Слова ограниченного употребления могут входить со временем в лексический состав литературного языка. При этом областные слова утрачивают диалектную окраску (например: околица, пахать, стерня), а термины детерминологизируются (например: общественная реакция, среда, атмосфера).

Ясность и понятность речи зависит от правильного употребления в ней заимствованных (иноязычных) слов. Ошибки в их использовании связаны прежде всего с незнанием точного смысла слова, что часто приводит к плеоназму (речевой избыточности), например: первый дебют, памятные сувениры. Разновидностью плеоназма является тавтология – употребление в речи рядом стоящих однокоренных слов.

Фразеологические нормы – это правила употребления фразеологизмов, несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи, а воспроизводятся в ней. Фразеологизмы отличаются устойчивым соотношением смыслового содержания, лексического состава и грамматического строения, поэтому любые изменения в составе и структуре этих выражений приводят к речевым ошибкам.

Вопросы:

1. Какое содержание вкладывается в понятие “лексические нормы современного русского литературного языка”? Какие языковые и социальные факторы следует учитывать при определении лексических норм?

2. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

3. В чем проявляется богатство лексики современного русского языка?

4. Дайте характеристику лексических речевых ошибок, связанных с нарушением требования оправданного выбора слова в определенной речевой ситуации.

5. Каковы особенности фразеологических норм? Охарактеризуйте основные виды фразеологических речевых ошибок.

Задания:

Задание 1.Определите значение следующих слов. Составьте с ними несколько словосочетаний.

Апелляция, концентрат, апогей, аранжировка, акустика, абонемент, баллотироваться, баланс, вернисаж, витраж, гравитация, габарит, гамма, гипотеза, вакуум, газон, грильяж, гурман, деградация, декада, диапазон, детектор, десерт, ералаш, заурядный, идеограмма, иллюзия, инстинкт, интонация, кавалькада, кинофицировать, кредо, кулуары, коллизия, лексикон, лейтмотив, манекен, мемуары, матрица, меридиан, мизерный, невежда, околица, орнамент, плеяда, претензия, просодия, фикция, эстетика, титульный.

Задание 2. Выпишите сначала однозначные, затем многозначные слова. Мотивируйте свой ответ.

А. Автор, барсук, белый, венец, гиря, добрый, барьер, апрель, адрес.

Б. Адмирал, водолаз, год, грач, вуз, бежать, вторник, стажёр, абажур.

В. Беглец, гусли, биолог, заря, вещь, герой, идти, почва, огонь, дом.

Задание 3.Определите, какие из выделенных слов употреблены в переносном значении.

1. Так своеволием пылая, роптала юность удалая.(А. Пушкин.). 2. Я хочу подышать возле тёплого тела искусства. (М. Светлов). 3. Яростный ветер подталкивал путника в спину. (М. Матусовский). 4. Книга – это духовное завещание одного поколения другому. (А. Герцен) 5. Имел слова любимые, и выпускал их дедушка по слову через час. (Н. Некрасов).

Задание 4.Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 3.Ученики пристально слушали выступление артиста. 4. Но перед тем как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове. 5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 6. Всё это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». 7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение. 8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 9. «Гранатовый браслет» — одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

Задание 5. Укажите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина. 2. Повесть «Поединок» Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии. 3. «Слово о полку Игореве» поймет каждый человек, который подлинно любит свою родину. 4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина. 5. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности. 6. В образе Игоря отличается беззаветная храбрость, воинский пыл. 7. Подскажите, который час. 8. Каждый ученик высказал своё кредо.

Задание 6. Определите значение следующих слов паронимов. Объясните, с чем связаны ошибки при их употреблении.

Абонент – абонемент, одеть – надеть, дипломат – дипломант, ро­мантичный – романтический, основание – обоснование, веский – ве­сомый, бережный – бережливый, адресат – адресант, придворный – притворный, крепостной – крепостник, статут – статус.

Задание 7. Распределите синонимы по группам: 1) семантические, 2) стилистические.

Безветрие, тишь, затишье, штиль; аплодировать, рукоплескать, хлопать; вынимать, извлекать; бледный, неяркий, блеклый, тусклый; долг, обязанность; любовь, влюблённость, страсть, увлечение; перерыв, передышка, перемена, перекур; поэт, стихотворец, пиит, бард, певец; серый, дымчатый, пепельный, мышиный.

Задание 8. Определите, с какими словами, данными в скобках, могут сочетаться члены одного синонимического ряда. Укажите, с какими другими словами могут они сочетаться.

А. Безмолвный, молчаливый, немой (признание, лес, горе, человек); большой, крупный, здоровый (ребенок, зерно, дуб, город, сумма, борец); заграничный, зарубежный, иностранный (товар, язык, события); изысканный, утонченный (манеры, кушанья).

Б. Личный, индивидуальный, персональный (транспорт, машина, свобода, право); невероятный, невообразимый, немыслимый, несусветный (лень, шум, напряжение, тара); оживленный, живой, бойкий (улица, разговор, торговля, игра); неприятный, досадный, обидный (ошибка, упущение, недосмотр, промах, происшествие).

Задание 9. Прочитайте следующие примеры из прозведений М.Ю. Лермонтова. Выпишите из них антонимы. Определите, к какой части речи они относятся и какую стилистическую функцию выполняют в художественном тексте. Есть ли среди приведенных примеров контекстуальные антонимы?

1. Но долго это сердце увядало, и мир ему! – в единый миг оно любить и ненавидеть перестало: не всем такое счастье суждено! 2. Нет! охладить любовь гоненье еще ни разу не могло; она сама свое добро и зло! 3. Взгляни туда, где бранный дым краснее, где гуще пыль и смерти крик сильнее, где кровью облит мертвый и живой… 4. Направо темные кусты висят, за шапки задевая… налево –пропасть; по краям ряд красных камней, здесь и там всегда обрушиться готовый . 5. И вы не смоете своею черной кровью поэта праведную кровь.

Задание 10. Выделите слова-архаизмы. Объясните, чем они от­личаются от историзмов. Определите, какую роль в речи играют уста­ревшие слова.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми.

2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный.

3. Шествовать, воздвигнуть, глаголить, внушить.

4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия.

5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица.

6. Пристав, бурса, балда, наипаче (особенно).

Задание 11. Проанализируйте выделенные слова и укажите, к какой лексической группе с точки зрения сферы её употребления они относятся: 1) слово общенародного языка; 2) диалектизм; 3) жаргонизм; 4) профессионализм.

1. Сколько в юности недолюблено, недопето (А. Сурков). 2. Полк шел переменным аллюром, и лошади заметно припотели (М. Шолохов). 3. Сокровища музыки неисчерпаемы (Д. Шостакович) 4. Шапка русых кудрей колыхалась на его большой голове (М. Горький). 5. Задыхаясь, тянет Андрей повод, вводит на баз шатающегося от усталости коня (М. Шолохов). 6. Сокол сапсан бьёт сверху летящее стадо уток (Н. Пржевальский). 7. Пароход отходил, чтобы пристать к дебаркадеру (К. Федин). 8. Князю лебедь отвечает: «Свет о белке правду бает» (А. Пушкин) 9. Драка – драка не игрушка; хоть огнём горит лицо, хоть и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо (А. Твардовский).

Задание 12.Выясните, с какой целью используется профессионально-терминологическая лексика в приведённых примерах: 1)для описания технических процессов; 2) как средство образной характеристики.

1. Покровский завод направляет нам лемехи тракторных плугов, зубья для борон (П. Проскурин). 2. Лицо у него некрасивое, но очень располагающее. Ноздри мясистые, подвижные, а глазищи – как два светофора (Г. Николаева). 3. Севообороты утверждены, сев на носу (Г. Николаева). 4. В сосновом бору начинался ветер. Явно транзитный ветер, пришедший сюда с другого континента (И. Петров). 5. Внутренняя полость вентиля изолирована от внешней среды сильфонным устройством. 6. Быстродействующий регулятор интегральной мощности оказывает сильное стабилизирующее влияние на систему регулирования распределения мощности. 7. Мартены, блюминги, кессоны –вот племя идолов твоих. Ты жил физически бессонно, а нравственно трусливо дрых (Е. Евтушенко). 8. Я – трубадур турбогенераторов (А. Вознесенский). 10. Гидравлические турбины строят только стационарными и используют на ГЭС для привода гидрогенераторов.

Задание 13. Составьте предложения со следующими иноязычными по происхождению словами,. Укажите для каждого из них язык-источник, используя сведения из «Словаря иностранных слов».

Циркуль, фантазия, деспот, вакансия, штурм, паштет, патриот, шашлык, престиж, туннель, офицер, консерватор, тенденция, караул, талант, космополит, базар, рояль, экран, аромат.

Задание 14.Найдите канцеляризмы, отредактируйте предложения.

1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 2. Всем ученикам надлежит знать об изменениях в расписании уроков. 3. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 4. Необходимо довести до сведения всех учеников о проведении общего собрания. 5. На собрании остро стоял вопрос о дисциплине.

Задание 15. Исправьте ошибки, связанные с многословием, определите их вид.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У неё были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистически и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

Задание 16.Объясните значения заимствованных слов. Оцените уместность их употребления.

1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики дефицит –товаров и услуг. 5. Задача правительства – сдержать, обуздать инфляцию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо придать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл). 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

Задание 17.Дайте стилистическую характеристику приведённым фразеологическим выражениям.

Ахиллесова пята, белая ворона, умыть руки, марионеточное правительство, валять дурака, море по колено, первая ласточка, попасть впросак, средь бела дня, водить за нос, попасться на удочку, кот наплакал, задать баню.

Задание 18. Пользуясь словарями, определите значение фразеологических единиц и сферу их употребления. Подберите к ним фразеологизмы-синонимы.

Втирать очки, раз-два и обчёлся, в ажуре, во весь дух, умывать руки, под сапогом, капля в море, не по зубам, лезть на рожон, след простыл, чуть свет, стричь под одну гребёнку.