Один из последних фильмов знаменитого режиссера создал

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку в 11 классе «Лексические нормы»

Задание 6 (новое) ЕГЭ -2019

1.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по- видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.

5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В своей диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований новой вакцины.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чтобы написать недописанное сочинение, учитель дал нам время на уроке литературы.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

«Дальнейшее совместное сотрудничество наших стран будет развиваться», ─ сказал на встрече президент.

9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Он хорошо разбирался в тонких нюансах промышленного строительства.

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Маршрут движения автобуса с тех пор не менялся.

11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Промышленная индустрия развивается всё стремительнее — наш город превращается в крупный экономический центр.

12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В такой благоприятной среде могли возникать различные всевозможные микроорганизмы.

13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Петька стал бойко рассказывать вслух, как ему удалось поймать щуку размером с него самого.

14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.

15. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Миновали те грустные времена, когда поиск нужного слова сопровождался длительной работой с огромными объемами сведений, информации.

16. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию зрителей.

17. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта — одержать первенство в олимпиадной борьбе.

18. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Число девятиклассников, желающих поехать на осенних каникулах в Михайловское, прогрессирует с каждым днём.

19. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

21. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.

22. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астарта».

23. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Жители маленькой иркутской деревушки ещё долго будут вспоминать эту студёную стужу, когда от холода трескались стволы деревьев.

24. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

По сравнению с провинцией столичный регион отличает большой уровень экономической грамотности населения.

25. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

26. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Детализация некоторых позиций баланса имеет большое значение для получения более исчерпывающей информации о ходе выполнения плана и о финансовых результатах.

27. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Целеустремлённый и работоспособный, Борис Леонидович Пастернак стремился всё довести до совершенства, и это повлияло на биографию жизни будущего писателя: несмотря на безграничную любовь к музыке, он отказался от музыкальной карьеры, осознав, что не сможет достичь высот на этом поприще.

28. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Аркадий Александрович Пластов писал портреты преимущественно стариков, на лицах которых запечатлены следы пережитого, и детей — эти ростки надежды с приметами будущей жизни, а в пору наивысшего расцвета творчества часто обращался к созданию своего автопортрета.

29. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово

Из школьной программы убрали уроки НВП, которые давали первые азы воинской службы.

30. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Хочется высказать благодарность генеральному директору предприятия.

Ответы:

1.установить\поставить

2.вырастет, увеличится, повысится

3.хватал

4.минорное, грустное

5.атмосферного

6.своей

7.недописанное

8.совместное

9.тонких

10.движения

11.промышленная

12.различные, всевозможные

13.вслух

14.заранее

15.сведений, информации

16.вызвал

17.победу

18.растёт, увеличивается

19.предложил

20.произведений, текстов

21.вину

22.дать, подготовить

23.сильную, ужасную

24.высокий

25.приняли

26.более

27.жизни

28.своею

29.первые

30.выразить

>ЕГЭ-практика. Исправьте лексические ошибки (ЗАМЕНИТЬ слово). Задание 6

Формулировка задания:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Подборка заданий

  1. Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем. Пояснение
  2. В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция. Пояснение
  3. Выход в свет романа «Обломов» и громадный успех его у читателей дали И.А. Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Пояснение
  4. Врут все, но это не имеет роли, потому что никто не слушает. Пояснение
  5. Важно понять, кому из героев рассказа больше всего импонирует автор произведения. Пояснение
  6. В 1609 г. был заключен договор со Швецией, по которому шведы готовы были дать поддержку России в обмен на ее отказ от претензий на побережье Балтики. Пояснение
  7. Андрей бросил беглый глаз на гостя — тот был аккуратно одет, причёсан. Пояснение
  8. Чтобы стать чемпионом, надо было одержать первенство с определенным, причем крупным счетом. Пояснение
  9. В любом историческом романе присутствует художественны вымысел: реальные лица могут делать поступки, которые не подтверждает ни один исторический документ. Пояснение
  10. Детские страхи – вполне реальные, достаточно сильные переживания, которые могут портить жизнь ребенка, заставляя его постоянно быть в поле внимания родителей. Пояснение
  11. Некоторые образы, эпизоды и идейные мотивы последнего романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» берут истоки во всех последующих произведениях, начиная с «Бедных людей» и заканчивая «Дневником писателя» и «Подростком». Пояснение
  12. Летом обычно идет дождь, состоящий из крупных капель, потому что в это время земная поверхность интенсивно нагревается и насыщенный влагой воздух стремительно ползет вверх. Пояснение
  13. Юрисконсульту фирмы поручили в течение двух недель выразить свой ответ на предложения о сотрудничестве, поступившие от концерна «Астра». Пояснение
  14. Если назначить слишком дешевые цены, то организация не сможет покрыть свои издержки и не сумеет выжить. Пояснение
  15. «Туземцы, — рассказывает Форстер, — сообщили нам, что они собирают растущую на камнях ядовитую траву, смешивают ее с какими-то ракушками и бросают в море, как только увидят стаю рыбы». Пояснение
  16. Изучая архивные материалы, писатель подчас узнает и оценивает такие факты, которым, может быть, даже значения не уделял тот человек, о котором написана книга. Пояснение
  17. Улучшение технологии позволяет национальному хозяйству повысить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства. Пояснение
  18. Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности. Пояснение
  19. Правильная устная и письменная речь поможет приобрести уважение окружающих. Пояснение
  20. В сюжете произведений А.П. Чехова первую скрипку исполняли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине. Пояснение
  21. Для того, чтобы оказать заботу, не так уж много нужно: слово ободрения, когда у кого- то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Пояснение
  22. Договор между странами о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане творит условия для реализации совместных экономических проектов. Пояснение
  23. В этот день Федор Андреич не выходил из своего кабинета, а на другое утро все в доме были поражены его скоропостижным отъездом. Пояснение
  24. Сопоставляя наблюдения, проведенные в разные века, ученые смогли сделать гипотезу о существовании циклов солнечной активности. Пояснение
  25. Делая отвары лекарственных растений, нельзя превышать концентрацию и дозировку, так как активные вещества в больших количествах могут оказать вред здоровью. Пояснение
  26. Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества. Пояснение
  27. Если вы не привыкли принимать сами решения, за вас это могут сделать другие, но они будут учитывать свои интересы, ваши интересы никто не будет брать во внимание. Пояснение
  28. Рядом с Томом сидел его заядлый друг, так же изнывавший от тоски и так же глубоко и благодарно обрадованный развлечением. Пояснение
  29. Добавленное на игру время уже не имело роли в определении победителя. Пояснение
  30. В жизни каждого нормального человека наступают такие моменты, когда необходимо оказать решение не с учетом личных интересов и амбиций, а с учетом дела, которому ты служишь. Пояснение
  31. После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце. Пояснение
  32. Приблизившись с ружьями наготове, путешественники увидели, что собаки остановили целый рой лошадей, бежавших, очевидно, к озеру на водопой. Пояснение
  33. В июне 1668 года «генерал» флибустьеров Ямайки Генри Морган, имея под своим началом всего 460 человек, решил произвести нападение на один из самых укрепленных портовых городов Панамского перешейка. Пояснение
  34. На основе первоначальных наблюдений он сумел выдвинуть догадку о том, что солнце, как правило, появляется с востока. Пояснение
  35. Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта — одержать первенство в олимпиадной борьбе. Пояснение
  36. Он решил не смыкать взгляд всю ночь, потому что ему не удалось запрятать подальше свои пять фунтов золота, и они так и лежали в патронном ящике у его изголовья. Пояснение
  37. Принц произвел на меня уютное впечатление, хотя я с некоторой досадой должен был сознаться, что мое старание быть приятным для него собеседником за столом оказалось бесплодным. Пояснение
  38. На чемпионате мира по легкой атлетике было завоевано несколько мировых рекордов. Пояснение
  39. Чтение и обсуждение вместе с родителями энциклопедических статей, в которых рассказывается обо всем на свете, поможет обогатить речь и повысить кругозор. Пояснение
  40. Один из последних фильмов знаменитого режиссёра создал неоднозначную реакцию зрителей. Пояснение
  41. Жизнь великого учёного нашей страны И. В. Мичурина — прекрасный пример человека сильной воли, умеющего постигать огромные трудности. Пояснение
  42. Скромность и доброжелательность гораздо полезнее высокомерия, трудолюбие значит больше, чем прирожденный талант, а уверенность работает только в паре с компетентностью. Пояснение
  43. Из-за содержания в стеблях и листьях фикуса особых ядов это популярное домашнее растение может навлекать аллергические реакции. Пояснение
  44. Однако недостаточно виртуозное исполнение «Девушки с флейтой» заставило исследователей высказать гипотезу, что полотно принадлежит не Вермееру, а кому-то из его учеников. Пояснение
  45. В преклонном саду яснополянской усадьбы Л. Н. Толстого гости увидели не только привычные яблони, груши, вишни, но и несколько лимонных и апельсиновых деревьев. Пояснение
  46. Стремление во что бы то ни стало обнаружить законы истории приводило иногда к тому, что явно ошибочные концепции излагались в форме отдельных тезисов, а последние выдавались за исторические законы. Пояснение
  47. Поощрять надо не только достигнутые недостатки, но и затраченные на выполнение задания усилия. Пояснение
  48. Императрица Юга и император Севера согласились почтить своим вниманием свадьбу монарха Трех ветров. Пояснение
  49. П. М. Третьяков всю жизнь увлекался собиранием картин и к тридцати пяти годам был уже известным всей России селекционером, к которому с уважением относились не только искусствоведы, но и художники. Пояснение
  50. На месте тропинок укладывается плитка, устанавливаются детские городки, организуются места для отдыха пожилых людей, появятся площадки для выпаса собак, хорошее освещение и много зелени. Пояснение
  51. Отважный защитник набросился на ближайшего юношу, и все пошли врассыпную, не ожидав такой свирепости от маленькой собаки. Пояснение

Ответы с пояснением

  1. Приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело
  2. Роль – играть роль, но иметь значение
  3. Принесли – принести славу, дать возможность, ощущение, уверенность и т.д.
  4. Значения – иметь значение, играть роль
  5. Симпатизирует – Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление.
  6. Оказать – нельзя дать поддержку, можно ее оказать, найти, обеспечить, получить
  7. Взгляд – бросить взгляд
  8. Победу – одержать победу, завоевать первенство
  9. Совершать – совершать поступки, делать вывод, глупости , движения
  10. Зрения – быть в поле зрения, в центре внимания
  11. Предшествующих
  12. Поднимается – нельзя стремительно ползти
  13. Дать – дать ответ, выразить благодарность, мнение, мысль
  14. Низкие – низкие цены, дешевые товары
  15. Косяк – косяк рыб, стая птиц
  16. Придавал – придавать значение, уделять внимание
  17. Увеличить – увеличить выпуск продукции, повысить уровень качества
  18. Вину – загладить вину, брать ответственность
  19. Заслужить – заслужить уважение
  20. Играли – играть первую скрипку
  21. Проявить – проявить заботу, оказать внимание
  22. Создает – создавать условия, творить дела, добро, чудеса
  23. Неожиданным- неожиданный, внезапный отъезд, скоропостижная смерть
  24. Выдвинуть – выдвинуть гипотезу
  25. Нанести – нанести вред, оказать влияние
  26. Произведений – отрывки из произведений
  27. Принимать – принимать во внимание
  28. Закадычный – закадычный друг, заядлый картежник
  29. Значения – иметь значение, играть роль
  30. Принимать – принимать/принять решение, оказать воздействие
  31. Предложил – предложить руку и сердце
  32. Табун – табун лошадей, рой пчел
  33. Совершить – совершить нападение, произвести осмотр, замену, впечатление
  34. Высказать – высказать догадку, выдвинуть гипотезу
  35. Победу – одержать победу, первенство принадлежит к.-л.
  36. Глаз – не смыкать глаз
  37. Приятное – приятное впечатление
  38. Установлено – установить рекорд, завоевать уважение, доверие, популярность
  39. Расширить – расширить кругозор, повысить уровень знаний
  40. Вызвал – вызвать реакцию, создать образ, условия, видимость
  41. Преодолевать – преодолевать трудности, беда постигла
  42. Врожденный – врожденный талант, прирожденный ум
  43. Вызывать – вызывать аллергические реакции, навлекать беду
  44. Выдвинуть – выдвинуть гипотезу, высказать мнение
  45. Старом – старый сад, преклонный возраст
  46. Открыть – открыть закон, обнаружить большое количество, пропажу
  47. Успехи – достигнутые успехи
  48. Присутствием – почтить присутствием
  49. Коллекционером – коллекционер — тот, кто собирает коллекции, селекционер – человек, выводящий и совершенствующий сорта растений, породу животных или штаммы
  50. Выгула – выгул собак, выпас овец
  51. Бросились – броситься врассыпную

Топ-12 фактов о странах, снимающих фильмы

Бразильская сексуальная триада, «Годзилла» Ким Чен Ира и «Вареники с вишней» — знакомимся с мировой киноиндустрией.

Великобритания (117 фильмов в год). Когда правительство щедро раздавало налоговые льготы, местная киноиндустрия дышала в затылок Голливуду. Но льготы давно отменены, а студии закрыты. Как метко сострил один журналист, посещение Shepperton Studios похож на сеанс общения с призраками, ведь там снимался всего один фильм. Расходы на британское кино постоянно падают.

Франция (228 фильмов в год). Больше десяти лет французские киношники боролись с засильем американцев. Но тяга к искусству тут ни при чем. По правде говоря, они, скорее, беспокоились о собственной старости, поэтому и начали лоббировать в правительстве закон о защите национального кино. Это сработало – и теперь главные телеканалы страны должны перечислять киноиндустрии около 3 % от оборота, а также включать в эфир определенное количество родных фильмов.

США (603 фильма в год). Это самая большая киноиндустрия на планете стоимостью 10 млрд. долларов в год. Кинопроизводство здесь поставлено на конвейер, отчего с каждым годом фильмы становятся все хуже и хуже. Однако, по последним данным, около 80 % голливудских киношников лишились работы: экономика пришла в негодность, сократились бюджеты фильмов и это отразилось на всех по цепочке. Ходят слухи, что изначально Микки Рурку предложили за роль в «Железном человеке – 2» смехотворные 250 тысяч долларов.

Бразилия (82 фильма в год). Знаменита причудливыми картинами В-класса, сюжет которых держится на трех китах: насилии, сексе и каннибализме. Самый яркий пример – фильм «24 часа явного секса» с незабываемой сценой, где дама развлекается с собачкой. А несколько лет назад во время показа «Отряда элиты» зрители улюлюкали, с одобрением встречая сцены полицейского произвола.

Нигерия (более 1000 фильмов в год). Самые плодовитые среди африканцев, нигерийцы каждый месяц выпускают около 200 фильмов для внутреннего рынка. На внешний эту непотребную ерунду про ужасы и колдовство никто и не возьмет. Известный как Нолливуд, еще недавно этот кинобизнес занимал третье место в мире.

Саудовская Аравия (2 фильма в год). Хватит жаловаться на скудный репертуар наших кинотеатров. Лучше поживите в Эр-Рияде. Там 30 лет действовал запрет на кино. Лишь не так давно власти смягчились, разрешив показывать избранные мультики. А еще комедию Menahi – кинотеатры в Джидде и Таифе были заполнены до отказа, причем мужчины и женщины сидели строго раздельно. Но и это ни о чем не говорит: крутить фильм в столице запретили.

Ирак (25 фильмов в год). В 1980-м Саддам Хусейн приказал снять эпопею о собственной жизни «Долгие лета». Помогал в этом британец Теренс Юнг, автор трех фильмов о Бонде. Главную роль дали кузену диктатора, но, видимо, он оказался плохим актером, потому как в 1996 году его казнили. Сегодня большинство иракских фильмов, конечно, о войне. Хотя нет, был один о шершне, поедающем пчелу.

Россия (150 фильмов в год). Да, по числу фильмов Россия приближается к Советскому Союзу, но кто сможет вспомнить хотя бы треть картин, выпущенных в прошлом году? У таких лент, как «Адель», «Беркут», «Вареники с вишней», «Догнать брюнетку», нет шансов засветиться на большом экране, ведь публике нужны хиты вроде «Адмирала» или «Тараса Бульбы».

Северная Корея (3 фильма в год). Стать звездой в Пхеньяне – большая удача, ведь в Интернет-базе IMDb значится всего 30 национальных фильмов. Странный факт, если учесть, что великий руководитель Ким Чен Ир – большой знаток кино, в видеотеке которого хранится более 20 тысяч картин, в основном голливудских. Он даже написал книгу о кино. Но звездный час товарища Кима настал в 1985-м, когда он приказал похитить южнокорейского режиссера Син Сан Ока, чтобы тот снял «Пульгасари», местный аналог «Годзиллы», который известный больше благодаря скандалу, связанному с его появлением, чем своей кинематографической ценностью.

Индия (1146 фильмов в год). Болливуд огромен, но не слишком оригинален. И дело не только в идиотских танцах. В 2008 году юристы компании «20 век Фокс» обвинили индийцев в плагиате: их очередная захватывающая картина слишком уж смахивает на оскароносный фильм «Мой кузен Вини». Таким образом индустрия зарабатывает около 55 млрд. рупий в год, а это больше миллиарда долларов.

Бирма (10 фильмов в год). На словах военная хунта в этой стране, также снимающей фильмы, гордится своим прогрессивным подходом к цензуре, а на деле фильмов там запрещают куда больше, чем разрешают. В длинный список того, что бирманские подданные никогда не увидят, попали «Код да Винчи», «Симпсоны» и комедия с Беном Стиллером «Образцовый самец». Хотя последнюю запретили поделом.

Австралия (27 фильмов в год). Самый старый кинотеатр под открытым небом – 93-летний Sun Pictures Screen в городе Бруме. Находится он в непосредственной близости от аэропорта, поэтому вон уже много лет фильмы здесь постоянно прерывает оглушительный рев лайнеров. Из-за этого, видимо, люди в Бруме уверены, что «Горбатая гора» — хороший фильм о двух товарищах.

Дата публикации статьи 2014-08-13

Культура и наука

20:42 29.11.2015 Вы слышали о «Нолливуде»? Как выяснилось из отчёта ЮНЕСКО, это вторая крупнейшая в мире «фабрика грёз» после индийского Болливуда: Нигерия по количеству произведённых в год фильмов обгоняет даже американский Голливуд. По данным CNN, индустрия кинофильмов, бум которой в Нигерии пришёлся на 1990–2000-е годы, сейчас производит по 200 фильмов ежемесячно. За год Болливуд выпустил 1091 полнометражный фильм, «Нолливуд» – 872 фильма, а США произвели лишь 485 художественных лент.
Если считать вместе с короткометражными фильмами, в Нигерии ежегодно снимается примерно 2400 кинокартин. На съёмки одного фильма уходит около двух недель. Интересно, что Россия по количеству произведённых фильмов не попадает даже в первую десятку: на четвёртом месте стоит Япония с её 417 картинами за 2009 год, затем Китай – 330 лент, Франция – 203 ленты, Германия – 174, Испания – 150, Италия – 116, Южная Корея – 110 и Великобритания – 104.
Впрочем, одним только немыслимым количеством произведённых фильмов отличия «Нолливуда» от остальных «фабрик грёз» не заканчиваются. По сравнению с другими странами хлеб и зрелища в Нигерии обходятся крайне дёшево: на один фильм редко тратится более 15 тыс. долларов, а объём всего рынка оценивается в 250 млн долларов. Это столько же, сколько потребовалось голливудским продюсерам, чтобы снять фильм «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Бюджет голливудского «Человека-паука-3» составил 258 млн долларов. А «Пираты Карибского моря» снимались за 300 млн долларов.
В Германии и Испании средний фильм обходится в 5,44 млн долларов, во Франции – в 6,8 миллиона. При этом отечественные компании предпочитают снимать кино на деньги инвесторов. По данным российской компании RFilms, за прошлый год отечественные компании получили из бюджета в восемь раз меньше денег, чем немецкие, и в два раза меньше, чем французские и испанские. А результат по сравнению с иностранными коллегами вполне приличный.
«По итогам 2009 года в Испании только 13 национальных фильмов собрали более 2 млн евро, а в Германии кассовые сборы лишь 14 фильмов превысили 5 млн евро. Только 20% европейских фильмов приносят прибыль, 20% покрывают расходы на производство, а оставшиеся 60% оказываются убыточными», – заявил гендиректор RFilms Константин Нафиков в интервью российским СМИ.
Тем временем до выхода «Чёрной молнии», по данным отечественных СМИ, кассовые сборы пяти фильмов только режиссёра Бекмамбетова по всему миру превысили 500 млн долларов. Примерно такую же сумму собрали все остальные российские фильмы с 2005 по 2009 год.
Нигерии такие прибыли пока даже не снились. Тем не менее, если успех мерить на деньги, в процентном отношении с доходами от вполне среднего фильма в Нигерии сравнятся только доходы от последних голливудских блокбастеров. Так, один из важных способов экономии для нигерийцев – они снимают фильмы не на плёнку, а на видео. Потом кинокартины распродаются на видеоносителях. Поэтому в Нигерии почти нет кинотеатров: кино смотрят дома, собираясь целыми деревнями. Одна видеокассета стоит 1,5 доллара. В среднем продаётся от 25 до 50 тыс. экземпляров, некоторые особенно удавшиеся картины расходятся тиражом в 200 тыс. экземпляров. Несложный подсчёт показывает, что доход от обычного фильма составляет в среднем 60 тыс. долларов, а окупаемость – 400%. Американским производителям остаётся только позавидовать успеху нигерийских коллег. Окупаемость фильма «Аватар», на создание которого потратили 237–280 млн долларов, по официальным данным, и ещё около 150 млн долларов на его «раскрутку», по неофициальной информации, составила около 465%. Но он на сегодняшний день считается самым успешным фильмом Голливуда после «Титаника». А в России такого успеха ещё и вовсе не было.

>
Краткая история кино: от XIX века до 1940-х годов

1830-1890-е

На протяжении почти всего XIX века (и даже раньше) предпринимались многочисленные попытки «оживить» рисованное изображение, а затем и фотографию. Наиболее удачных результатов удалось добиться Томасу Эдисону с кинетоскопом и братьям Люмьер с синематографом. Отличие двух систем состояло в следующем: кинетоскоп предполагал съемку в специальных помещениях и индивидуальный просмотр с использованием ящика и специального окуляра, а синематограф — съемку в любом месте и коллективный просмотр при проекции на экран. Вторая модель в итоге победила, а датой рождения кинематографа стало считаться 28 декабря 1895 года, когда состоялся первый в истории коммерческий киносеанс (то есть произошла встреча кино и зрителя, который производство этого кино позволяет окупить).

Кинетоскоп Томаса Эдисона

1895-1900-е

Хотя некоторые признают за кинематографом будущее, в то же время многие рассматривают его лишь как низкое, «балаганное» искусство. Укреплению такой точки зрения способствует очевидная несамостоятельность раннего кино, его зависимость от более зрелых искусств. В первые годы кинематограф развивается, ориентируясь на театр, литературу, живопись. Фильмы снимаются только общими планами статичной камерой длинным кадром, мизансцены часто копируют известные картины, а основой становятся сюжеты популярных книг. Кроме того, в кино почти не снимаются профессиональные актеры — они считают это недостойным. А необходимые действия (реплики и мимика почти не используются и не показываются) выполняют работники театров, цирка и эстрады.

Сцена из фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (1896)
Тем не менее, закладываются основы некоторых в будущем ключевых жанров и направлений. Люмьеры, по сути снимают первое документальное кино («Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота») и первую игровую комедию («Политый поливальщик»). Жорж Мельес открывает жанр научной фантастики и ужаса («Путешествие на Луну» и «Замок дьявола»). Эдвин Портер закладывает основу вестерна («Большое ограбление поезда»).
Также формируются первые чисто кинематографические приемы. Люмьеры применяют тревеллинг (съемка в движении). Мельес осваивает стоп-кадр, многократную экспозицию, съемку с различной скоростью. А Портер одним из первых сломал «четвертую стену» (знаменитый кадр с бандитом, стреляющим в камеру, то есть как бы в зрителя).

Сцена из фильма «Большое ограбление поезда» (1903)
Во многих странах складывается студийная система и конвейерный подход к производству фильмов. Появляются компании, специализирующиеся на кинопроизводстве, среди них постепенно выделяются лидеры (например, во Франции — «Пате» и «Гомон», в Дании — «Нордиск Филм», в России — «Торговый дом Ханжонкова»).

1910-е

Продолжается формирование основ киноязыка. Наибольший вклад делает американский режиссер Дэвид Уорк Гриффит. Он творчески переосмыслил такие техники как крупный план, ракурс, движение камеры, наплывы, каше, применял многокамерную съемку и один из первых вариантов крана, а также много снимал при естественном освещении. Гриффит разрабатывал новые монтажные практики, например, параллельный и перекрестный монтаж. Он же усложнил драматургическую структуру, перемешав в эпической «Нетерпимости» четыре разные истории, разворачивающиеся в разных эпохах. Гриффитовские «Рождение нации», «Нетерпимость», «Сломанные побеги» показали, что кино дозрело до уровня серьезного искусства.

Фильм «Нетерпимость» (1916)
Повсеместно начинает складываться система звезд, «королей экрана», известных актеров, имена которых особенно привлекают зрителей. Причем за ранними звездами зачастую закрепляется определенное амплуа: Мэри Пикфорд — невинная дева, Дуглас Фербенкс — романтический герой, Теда Бара — женщина-вамп, Чарли Чаплин — маленький бродяга, Вера Холодная — страдающая женщина. Звезды без устоявшегося амплуа — скорее исключение. Например, Иван Мозжухин. В целом кинематограф этого периода можно назвать актерским.

Фильм «Бродяга» (1915)
В США формируется явление, которое со временем станет оказывать огромное влияние на кинематограф всего мира — в калифорнийском местечке Голливуд начинают концентрироваться киностудии. Кинематографистов привлекает большое количество солнечных дней, разнообразие локаций и желание скрыться от преследований монополии Томаса Эдисона, у которого был патент на кинооборудование. Среди первых появившихся в Голливуде студий можно отметить Universal, Paramount, United Artists. Укрепление мировых позиций голливудских студий произошло после Первой мировой войны, когда многие студии Европы были в упадке.

Фильм «Таинственный X» (1913)
Также в 1910-е годы формируются самые первые экспериментальные направления в кинематографе: итальянский футуризм (начало 1910-х) и французский импрессионизм или «первый авангард» (конец 1910-х). И то и другое направление преследовали цель развивать визуальные возможности кинематографа и противостоять коммерциализации киноискусства и его бездумному копированию театра и литературы. Также переживают расцвет «шведская школа» и «новое датское кино», которым был свойственен психологизм и интерес к вечным проблемам.

1920-е

Период расцвета и заката немого кино. Кинематограф достигает пика изобразительных возможностей, доступных на тот момент. Крупные и средние планы, панорамирование, ракурсная съемка и многие-многие другие операторские и монтажные приемы становятся постоянными инструментами кинематографистов всего мира и позволяют решать все более сложные художественные задачи. Кроме того, кинематограф получает дополнительную подпитку в развитии благодаря появлению кинотеории. Ее разработкой занимаются такие люди, как Луи Деллюк (концепция киногении), Лев Кулешов («эффект Кулешова», географический эксперимент, «творимый человек», теория «натурщика»), Сергей Эйзенштейн (монтажная теория, актеры-типажи, звукозрительный контрапункт и многое другое).

Эксперимент режиссера Льва Кулешова
Вновь период отмечен появлением некоторых ярких течений, каждое из которых сформировало свои подходы к драматургии, визуальному решению и идейному наполнению. Направления отличались между собой, но все их объединяло намерение дистанцироваться от канонов кинематографа прошлого. Выделим следующие течения:
Немецкий экспрессионизм (Фриц Ланг, Фридрих Вильгельм Мурнау, Роберт Вине) — кинематограф страха и безумия, построенный на криминальных и мистико-романтических сюжетах и выполненный в вычурной эстетике с обилием теней, острых ракурсов, деформированных, нарочито условных декораций и экзальтированной актерской игрой. Среди ключевых фильмов стоит выделить «Кабинет доктора Калигари», «Усталую смерть», «Носферату», а также более коммерческие адаптации стиля, вроде «Доктора Мабузе», «Нибелунгов», «Метрополиса».

Фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920)
Советский революционный авангард (Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Александр Довженко, Лев Кулешов, Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, Дзига Вертов) — кинематограф революции, призванный в новой форме выразить идеи новой, коммунистической эпохи. В контексте мировой истории кино особое значение имеет монтажно-типажное направление, где особое внимание уделялось экспериментам с камерой и монтажом, а актер использовался преимущественно в качестве типажа. Среди особенно важных фильмов можно назвать «Стачку», «Броненосец „Потемкин“», «Октябрь», «Мать», «Новый Вавилон», «Обломок империи», «Земля», «Человек с киноаппаратом».

Фильм «Человек с киноаппаратом» (1929)
Французский авангард или «второй авангард», включающий импрессионизм (Жан Эпштейн, Жан Ренуар, Дмитрий Кирсанов), сюрреализм (Жермен Дюлак, Луис Бунюэль) и дадаизм, «чистое кино» (Мэн Рэй, Фернан Леже, Марсель Дюшан, Рене Клер) — кинематограф эксперимента, где акцент сделан на форме, а не на содержании. Авторы или обращаются к передаче личных впечатлений, чувств, эмоций, воспоминаний, снов, грез, или и вовсе отказываются от какого-либо сюжетостроения, литературно-повествовательного элемента, работая только с визуальным рядом и монтажом. Среди важных фильмов можно выделить «Трехстворчатое зеркало», «Дочь воды», «Менильмонтан» (импрессионизм), «Андалузский пес», «Раковина и священник» (сюрреализм), «Механический балет», «Антракт» (дадаизм). Абель Ганс в своих эпопеях «Колесо» и «Наполеон» удачно адаптировал экспериментальные опыты авангарда к коммерческому кино.

Фильм «Раковина и священник» (1928)

1930-40-е

В 1927 году в кинематограф приходит звук («Певец джаза»). За пару лет немое кино полностью вытесняется с экранов и к 1930-м годам наличие звука в фильме становится стандартом. Сам факт появления звука и соответственно перенесения акцента на диалог, а также то обстоятельство, что ранняя техника для его записи была громоздкой и чрезвычайно неудобной, привели к отказу от многочисленных эстетических наработок немого кино, к упрощению стиля и приемов. Во многом кино вернулось к тому, с чего начинало — к традициям театра и литературы и отказу от формальных экспериментов.

Трейлер фильма «Певец джаза» (1927)
Крест на авангарде ставит начало «великой депрессии» в 1929 году, глубокого экономического кризиса, начавшегося в США и стремительно распространившегося почти по всему миру. За кинематографом закрепляется эскапистская функция развлечения, возможности уйти от повседневных проблем. Это в свою очередь способствует развитию, закреплению и стандартизации киножанров.
В Голливуде начинается Золотой век (или классический Голливуд), и на его примере удобнее всего рассмотреть сложившуюся систему популярных жанров:

  • комедия: лирическая комедия Эрнста Любича, Джорджа Кьюкора; бурлескная или эксцентрическая комедия Говарда Хоукса и Фрэнка Капры; абсурдистская комедия братьев Маркс; и особняком стоит выделить комедии Чарли Чаплина;

Сцена из фильма «Воспитание крошки» (1938)

  • криминальный триллер Говарда Хоукса и Альфреда Хичкока; в 40-е годы его ответвлением становится фильм-нуар, малобюджетное кино с криминальным сюжетом и характерным стилем, тяготеющим к немецкому экспрессионизму 20-х годов;

Трейлер фильма «Тень сомнения» (1943)

  • хоррор, в особенности серии фильмов студии Universal о Дракуле, Франкенштейне, Мумии и других;
  • мюзиклы с участием Джина Келли, Джоан Кроуфорд, Фреда Астера, Джинджер Роджерс;
  • вестерн Джона Форда, Говарда Хоукса;

Трейлер фильма «Дилижанс» (1939)

  • социальная драма Фрэнка Капры, Джона Форда, Уильяма Уайлера, Билли Уайлдера.

Также популярностью пользовалась любовная мелодрама, историческая драма, экранизации классики и фильмы-сказки. Среди последних можно выделить кинохиты «Унесенные ветром» и «Волшебник страны Оз». Они, кстати, сняты в цвете, который постепенно стал соседствовать с черно-белым изображением с конца 30-х годов. Особый шарм цветным голливудским картинам 1930-50-х придавала трехцветная технология Technicolor.

Трейлер фильма «Унесенные ветром» (1939)
Кроме того происходит расцвет анимации. На студии Уолта Диснея утверждается «канон диснеевской анимации», а авторы от короткометражных мультфильмов переходят к полнометражному формату («Белоснежка и семь гномов», «Пиноккио», «Фантазия», «Дамбо», «Бэмби»).
Плохо вписывается в какие-либо градации Орсон Уэллс, чей «Гражданин Кейн», несмотря на то, что прошел почти незамеченным в прокате, стал важнейшим фильмом эпохи и энциклопедией кинематографических приемов (мозаичная драматургия, глубинная мизансцена, длинные кадры, ракурсы, «невидимые» спецэффекты и так далее).

Сцена из фильма «Гражданин Кейн» (1941)
В некоторых странах формируются свои специфические жанры. Если в США — это вестерн, повествующий о покорении Дикого Запада, то в СССР появляется историко-революционное кино, связанное с темой Октябрьской революции.
Укрепляется институт звезд, а среди известнейших актеров того времени можно отметить Джеймса Стюарта, Гэри Купера, Кэри Гранта, Джеймса Кэгни, Кларка Гейбла, Хамфри Богарта, Джона Уэйна, Кэтрин Хепберн, Бэтт Дэвис, Грету Гарбо, Марлен Дитрих, Аву Гарднер, Риту Хэйворт, Джуди Гарленд, Белу Лугоши, Бориса Карлоффа, Чарли Чаплина. В европейском кино были популярны Лоуренс Оливье, Жан Габен, Эмиль Яннингс. В СССР — Леонид Утесов, Любовь Орлова, Борис Чирков, Николай Черкасов, Николай Баталов, Валентина Серова, Игорь Ильинский и другие.
Кадр из фильма «Волга, Волга» (1938) / Фото: Мосфильм»
Еще одна тенденция — рост зависимости кинематографа от политики. Например, в США в начале 30-х годов вводится кодекс Хейса, по сути, свод цензурных ограничений. Но особенно это проявилось в странах с тоталитарными диктатурами. В Италии фашистский режим Муссолини и в Германии нацистский режим Гитлера привели к вырождению и провинциализации кинематографа. В Италии сформировался «кинематограф белых телефонов» — мелодраматические зарисовки о жизни элиты. В Германии сложилось нечто похожее, а единственные значимые достижения были сделаны Лени Рифеншталь в пропагандистском документальном кино («Триумф воли», «Олимпия»). В сталинском СССР формальные эксперименты завершились под влиянием очередного идеологического поворота. Утвердился курс на «народное» кино, под который так или иначе были вынуждены подстроиться все значимые авторы 20-х годов.

Фильм «Олимпия» (1938)
Значимым течением эпохи можно считать французский поэтический реализм. В этом кинематографе сочетался лиризм и жизнеподобие, повседневная действительности демонстрировалась в романтизированном ключе. В таком направлении работали Жан Виго, Жан Ренуар, Марсель Карне и Жюльен Дювевье, а к характерным фильмам необходимо отнести «Аталанту», «Набережную туманов», «День начинается», «Великую иллюзию», «Правила игры».

Трейлер фильма «Набережная туманов» (1938)
С наступлением Второй мировой войны особое значение приобрело документальное кино и хроника. С одной стороны, такие материалы имели важное пропагандистское значение. С другой — необходимость съемки войны двигала развитие техники, в том числе способствовала появлению более мобильных камер, что сыграет большую роль в развитии кинематографа в послевоенный период.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: кадр из фильма «Большое ограбление поезда» (1903) / Warner Bros.

История кинематографа

«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк.»
Владимир Ленин

Кинематограф не возник в один миг после чьего-то громкого крика «Эврика!». На дорогу мировой истории он аккуратно въехал за фотографией, как спешащий в пробке водитель, крадущийся за автобусом по выделенной полосе. Но хорошая идея становится отличной тогда, когда она проработана на всех этапах и за нее готовы заплатить деньги. И не только потому, что жадность присуща некоторым людям, а потому что при быстром наборе популярности эти деньги тратятся на сверхбыстрое развитие отрасли.

Дело техники

Этьен-Жюль Маре — президент французской Академии наук, физиолог и изобретатель «фоторужья» и «хронофотографического аппарата»

Сразу несколько технических изобретений, появившихся в конце XIX века, дали возможность создать аппарат, фиксирующий не только один статичный кадр, а последовательную смену почти двух десятков кадров в секунду. Кроме того, были сконструированы проекторы с таким же быстродействием, что позволило просматривать результаты съемок. Первая специальная техника была создана в 1880-х годах сразу несколькими личностями: Этьеном-Жюлем Маре и Луи Лепренсом во Франции, Уильямом Фриз-Грином и Морисом Эвансом в Англии. Но они не позволяли использовать результаты съемки для массового просмотра.

Серия фотографий Этьена-Жюля Маре «Падающая кошка». Данная серия снимков впервые показала, как кошка приземляется на лапы

В 1887 году Ганнибал Гудвин создал гибкую целлулоидную основу длякинопленки с противоскручивающим контрслоем. Два года спустя Джордж Истмен, основатель компании Kodak, наладил производство фотоматериалов из нитроцеллюлозы. Технический бум и разработки различных изобретателей создали основу для записи и показа фильмов.

Проблемный синематограф

«Синематограф» — изобретение братьев Люмьер, впервые представленное в 1895 году

Уделять внимание технической стороне вопроса, может, не так интересно, но все же развитие отрасли напрямую зависело от прогресса. 4 мая 1897 года на благотворительном базаре в Париже во время сеанса погасла спиртовая лампа в проекторе. В то время пленку производили из легковоспламеняющегося целлулоида. По одной из версий, лампа разбилась, по другой, пока заливали новую порцию спирта, неопытный ассистент механика зажег спичку. Пленка немедленно вспыхнула, и начался пожар, в котором погибли 126 человек, в том числе представители аристократии. Трагедия имела серьезные последствия: резонанс в прессе заставил власти задуматься о запрете синематографа. Это дало колоссальный толчок к развитию технологий, и вскоре была выпущена пленка из безопасного ацетата.

Революция братьев Люмьер

Огюст и Луи Люмьеры

Аппарат И. А. Тимченко, «хронофотограф» Ж. Демени, проектор Ж. А. Ле Роя, «паноптиком» У. Латама, «плеограф» К. Прушинского, «аниматограф» Р. У. Пола, «биоскоп» М. Склада-новского и другие аппараты для записи или проекции динамичных изображений появлялись с разницей в один-два года в разных странах.

Интересно то, что к моменту появления люмьеровского «синематографа» в США уже почти год использовался «кинетоскоп», разработанный Томасом Эдисоном и Уильямом Диксоном. Тот самый, который увидел в Париже отец семейства Люмьер. Устройство этого аппарата позволяло смотреть на движущееся изображение через окуляр только одному человеку. В отличие от «кинетоскопа», «синематограф» проецировал изображение на экран, и фильмы одновременно могло смотреть множество зрителей. Коммерческий провал Т. Эдисона связан с несвоевременным созданием проектора для фильмов и весьма посредственными сюжетами самих «фильмов», которые демонстрировались с помощью аппарата: они скорее были похожи на движущиеся фотографии.

Но первый шаг к массовому зрителю кино сделал впечатленный отец Луи и Огюста, Антуан Люмьер. Он вошел домой после того, как впервые увидел «кинетоскоп» Томаса Эдисона, и рассказал сыновьям о новинке. К этому времени семейный фотобизнес уже мог стать основой для дальнейшего развития. Кстати, Антуана Люмьера можно увидеть в одном из фильмов его сына Луи — «Игрок в карты» (1895) в роли игрока в карты.

«Синематограф» был запатентован в феврале 1895 года. Описание патента включало фразу: «Аппарат, служащий для получения и рассматривания изображений». Уже 22 марта в Париже устройство было представлено публике, а 28 декабря в одном из залов «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий киносеанс для зрителей. Существует неофициальный миф, что кинематограф родился именно в этот день. Та буря эмоций, которая захватила первых зрителей, была невообразима. Люди вскакивали с мест, видя на экране движущийся им навстречу поезд.

На фото: Джордж Истмен и Томас Эдисон, 1925 год. Изобретатель Томас Эдисон (справа) занимался в том числе и усовершенствованием кинокамеры

На первый показ было продано всего 35 билетов. Но уже к концу недели новость об изобретении разошлась по Парижу, и вдоль бульвара Капуцинок начали выстраиваться огромные очереди из желающих своими глазами посмотреть на «движущиеся фотографии». Забегая вперед, можно сказать, что с первого дня и по сей день французский кинематограф можно считать одним из самых стабильных в мире.

Устройство «кинетоскопа» обязывало зрителя смотреть не на экран с проекцией, а в окуляр, что делало невозможным массовые показы

Вскоре демонстрации первых фильмов прошли в большинстве столиц мира. В 1896 году первые короткометражные фильмы были показаны в Санкт-Петербурге в саду «Аквариум», в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Уже в следующем году были проведены первые киносъемки в Российской империи.

Братья Люмьер, считающиеся основателями кинематографа, расценивали кино как развлечение балаганного уровня. Они не задумывались о будущем индустрии, считая, что интерес к коротким сценкам из жизни быстро пропадет

Размер имеет значение

Появление техники стимулировало зарождение не только документального, но и игрового кино. Одним из первых фильмов, представленных братьями Люмьер, стала комедийная инсценировка «Политый поливальщик», уже похожая на художественную работу режиссера. Но длина кинопленки в то время составляла примерно 15 метров, а это всего полторы минуты просмотра. В течение нескольких лет длительность картин увеличилась до 15-20 минут, что позволило на основе технических усовершенствований развивать и художественную составляющую. Уже к 1920-м годам немое кино достигло своего расцвета и сформировалось как искусство со своими жанрами и приемами.

Процесс приготовления эмульсий на фабрике братьев Люмьер, 1894 год

Беззвучный режим

Технический бум позволил добиться картинки вполне приличного качества. Но сочетание изображения и синхронного звука было если не недостижимой, то очень трудной задачей. Более того — возможное появление звука не нравилось многим, и даже пугало их. Во-первых, кинопроизводители могли потерять часть доходов из-за ограничения международного проката. Интернациональное немое кино могло быть заменено на фильмы, в которых актеры будут говорить на вполне определенном языке, непонятном зарубежной аудитории. Другие, в том числе Чарли Чаплин, скептически считали затею с озвучкой бессмысленным аттракционом, омрачающим чистое искусство кино. Многие видные деятели кинематографии, в том числе советские кинематографисты, весьма резко высказывались на тему появления звукового кино. Действительно, немое кино на первых порах даже не сопровождалось интертитрами (текстовыми вставками), и актеры могли объясняться только мимикой и жестами. Характерную для немого кино экспрессию многие до сих пор считают проявлением настоящего актерского таланта. Актеров немого кино, начавших сниматься в первых звуковых фильмах, можно узнать не только по мимике: богатый язык тела отличает их от других исполнителей.

До появления звукового кино немые фильмы сопровождались живой музыкой. Для этого владельцы кинотеатров приглашали на работу таперов и даже целые оркестры

Но технический прогресс и деньги в карманах публики не прислушиваются к мнению критиков и даже мэтров. Растущая популярность радиовещания стала сокращать доходы кинотеатров. Пусть и несовершенные, но все же начинающие появляться в 1920-х годах синхронные звуковые дорожки к фильмам привлекали аудиторию. Молодое звуковое кино наступило своим начищенным ботинком на горло немого кино. А то в свою очередь просто не смогло произнести ни звука.

«Все-таки жаль немого кино. До чего приятно было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно!» Чарли Чаплин

Звуковое кино

1928 год, звуковая синхронная съемка рычащего льва для заставки кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer

Звуковое кино забрало весь багаж, накопленный немым кинематографом. В том числе такие изобразительные приемы, как крупный и средний планы, движение камеры, ракурсная съемка и панорамирование. Профессия тапера в кинотеатре исчезла, но зато монтаж обогатился монтажом звука и выделился в отдельный вид деятельности, за достижения в котором Американская киноакадемия теперь ежегодно выдает статуэтку «Оскар».

Уже в 1929 году большинство картин сопровождалось звуковыми дорожками. Технически это происходило так: звук записывался отдельно на пластинке и воспроизводился синхронно с изображением на экране. Особые трудности вызывала синхронизация речи. Да, звуковое кино внесло в индустрию много нового. Но поначалу техника была столь несовершенна, что нивелировала даже достижения немого кино. Например, слабые микрофоны не позволяли актерам перемещаться по площадке.

Цветное кино

Кинематограф обрел цвет не сразу. Как и с появлением в целом, в процессе обретения цвета кино следовало по пятам за фотографией. Впрочем, все проходило не так просто, как кажется. Первые фильмы в цвете нельзя назвать цветными, они были колоризованы. Черно-белые кадры вручную раскрашивались красками с 1895 года, когда на студии Томаса Эдисона для «кинетоскопа» подготовили фильм «Танец Лои Фуллер».

Для того чтобы в «Броненосце„Потемкине»» Сергея Эйзенштейна (1925) сцена подъема красного флага была экспрессивнее, режиссер решил прибегнуть к хитрости. На съемках использовался белый флаг, дающий на пленке прозрачную основу для дальнейшего раскрашивания. На каждом кадре флаг раскрашивался вручную.

Позже в некоторых случаях использовались трафареты, через которые техникой «Патеколор» можно было прогнать пленку, а также фильтры для тонирования.

Технологии различных процессов были сложными и дорогими. Для того, чтобы цветное кино могло конкурировать с черно-белым, стоимость съемок, копий фильма, а также проекторов для показов должна была быть не очень высокой. Поначалу цвет воспринимался больше как дополнительное развлечение, отвлекающее от простого сюжета, как красивая ассистентка фокусника — от секрета фокуса. Большие режиссеры зачастую избегали цветных съемок, продолжая снимать на монохромную пленку.

Не стоит забывать и о внешних факторах, тормозивших развитие отрасли: Великой депрессии в США, повлиявшей на Голливуд, и, конечно, Второй мировой войне, оставившей свой неизгладимый след на развитии кинематографа в целом.

Процессы Kinemacolor, Technicolor, Cinecolor, многослойные кинопленки и другие новшества в отрасли в итоге к сегодняшнему дню пришли к двум основным достижениям: цветной кинопленке и цифровой видеосъемке. Оба изобретения основаны на совокупности тех или иных принципов, изученных за последнее столетие.

«Фотография — это правда. А кино — это правда 24 кадра в секунду.» Жан-Люк Годар

Каждое изобретение в индустрии кино когда-то было новацией. Десять коротких фильмов, показанных в начальной программе братьев Люмьер, были для зрителей даже более зрелищны, чем для нас виртуальная реальность. К хорошему можно быстро привыкнуть, но только лучшее становится популярным среди зрителей. Успешные технические новинки не нуждаются в выборах — за них все говорят кассовые сборы.

3D-кино

Разница между новым и хорошо забытым старым в кино размыта: обычно все новое создается на уже придуманном. Особенность бинокулярного зрения человека дает возможность вызывать у зрителя иллюзию глубины пространства. Эксперименты с объемным изображением были начаты еще в 1920-х. Братья Люмьер и Уильям Фриз-Грин пробовали создавать трехмерное изображение на экране. Поначалу нужно было окрашивать две пленки в синий и зеленый цвета и одновременно проецировать их на экран для зрителей в очках с соответствующими цветами линз.

Очки со специальными светофильтрами

Первый стереоскопический игровой фильм «Сила любви» вышел в 1922 году. В 50-е годы XX века киностудии очень хотели вернуть массового зрителя в кинотеатры. Так спустя три десятилетия появился и первый 3D-фильм «Дьявол Бвана» Арча Облера. Вплоть до конца 1990-х интерес к стереокино был слабым. Но с развитием технологий уже современные 3D-фильмы заняли свое место не только в кинотеатрах, но и в домашних телевизорах.

Одно сплошное телевидение

Кино отлично чувствовало себя почти сто лет. Зрители ходили в кинотеатры, ели попкорн и знали свое место, как в прямом, так и в переносном смысле. Но потом череда мощных ударов загнала прежний кинематограф в угол ринга.

Первым ударом стало распространение телевидения. Оно привело к маленькой революции в кино: телевидение увело большое количество зрителей. Гораздо проще было остаться дома и посмотреть бесплатное ТВ, чем платить деньги за показы.

Несколько последующих «ударов» обрушились один за другим. Все они связаны с домашними кинопросмотрами. В 1990-м видеомагнитофон могли позволить себе многие. Десятилетием позже «видики» оказались на помойках и были заменены DVD-плеерами. А с увеличением скорости передачи данных через Интернет даже необходимость покупки физического носителя информации отпала. Телевидение и Интернет стали серьезными конкурентами киноискусства в культурно-экономическом плане.

Есть спрос — есть и предложение. Волна пиратских кассет, затем дисков и, наконец, торрентов и онлайн-просмотров сделала свое дело. Она унесла людей из кинотеатров, и они осели дома. А оторвать рядового зрителя в тренировочных штанах от дивана, заставить прийти в кинотеатр и купить попкорн, тем самым заплатив за хлеб и зрелища, теперь могут только суперблокбастеры, которые не так приятно смотреть на маленьком экране.

Высокие и широкие технологии

Сделать кинопоказ как можно более эффектным — вполне понятное желание тех, кто хочет повысить кассовые сборы. А за высокотехнологичные фильмы зрители готовы платить, ведь по телевизору такого эффекта не будет. То, что огромный экран нравится публике, стало понятно еще в 1929 году, во время первых форматных экспериментов Fox Grandeurи Magna. Но тогда 35-мм пленка была доступнее и проще в техническом исполнении.

Первой широкоэкранной системой стала «Синерама» 1952 года. Она применялась не только в развлекательных целях, но, по слухам, и для обучения военных

Второй скачок популярности относится к 1952 году, когда была создана панорамная кинематографическая система «Синерама», широкоэкранный «Синемаскоп» и другие. Позже, в 1970-х, вышли проекционные системы OMNIMAXи IMAX (Image Maximum). Пленка подается в гигантский проектор весом полторы тонны горизонтально. Большой формат кадра для IMAX имеет размеры 69,6 на 48,5 мм и дает высокое разрешение и качество картинки. В этом формате снимаются почти все суперблокбастеры.

Непростые цифры

Слово «видео» прочно вошло в современный лексикон. Хотя с момента изобретения кинематографа до начала эпохи видео прошло 74 года, а сама эта эпоха еще не отпразднует и первые полвека существования. Технология видеозаписи, а с ней и обработки, передачи и хранения подвижного изображения имеет множество стандартов, причем как цифровых, так и аналоговых. Первый формат U-Matic появился в 1969 году, и видео, претерпев множество технических нововведений, прошло различные стадии: от записи на магнитные ленты до цифрового кинематографа, не требующего использования кинопленки вовсе.

Но заявлять о достижении пика технологического развития цифрового кинематографа пока рано: первый фильм, снятый на цифровую камеру («Видок» Питофа), вышел только в 2001 году. Многие копии цифровых фильмов по-прежнему записываются на пленку для показа в кинотеатрах. Первой картиной, не только почти целиком снятой на цифровые носители, но и впервые не перезаписанной на пленку, стал вышедший в 2007 году фильм «300» Зака Снайдера. Его показывали с помощью специальных цифровых проекторов.

Более того — торжество применения цифровых технологий во время съемок привело к тому, что многие актеры так и не увидели «живых» декораций.

Эффект 25 кадра

Развитие технологий иногда приводит к возникновению мифов. Многие слышали о так называемом эффекте 25 кадра. Якобы человеческий глаз может воспринять исключительно 24 кадра в секунду, а все кадры сверх нормы уходят сразу в подсознание. Но на самом деле это не так. Да, кинопленка фиксирует определенное количество последовательных фотоснимков. Иллюзия движения возникает, только когда интервал смены изображений меньше, чем показатель инерции зрения (0,1 секунды). Соответственно частота выше 10 кадров в секунду уже создает эффект движения. На этом основан кинематографический принцип. Первые фильмы Томаса Эдисона имели частоту 30-40 кадров в секунду. В случае с немым кино частота проекции на экране составляла 16 кадров в секунду, это стандарт начала XX века. С момента появления звукового кино это число увеличилось до 24 кадров в секунду, в современных кинотеатрах при двойном мелькании обтюратора это 48 кадров, телевизионный стандарт — 25 кадров в секунду, а американский телевизионный стандарт — 30 кадров в секунду. Поэтому не стоит обращать внимания на вымыслы маркетологов.

Несмотря на то что даже создатель мифа о 25 кадре Джеймс Вайкери еще в 1962 году признал результаты своего эксперимента сфабрикованными, до сих пор существует множество программ, гарантирующих невероятный эффект, способный заставить человека и похудеть, и бросить курить, и выучить иностранный язык, а возможно — и все это вместе

На заре кинематографа, в отсутствие звука, обязавшего к определенной частоте кадров(иначе есть риск исказить звуковую дорожку), скорость прокрутки пленки определял механик. Именно он вручную вращал ручку проектора и, в зависимости от темперамента публики, делал это быстрее или медленнее. Подбор темпа проекции считался практически искусством, символически сравнимым с режиссерским.

Пожалуй, один из немногих удачных опытов использования врезки 25 кадра удалось провести в 1957 году режиссеру фильма «Пикник» Джеймсу Вайкери. Он не только вставил на стык «видимых» кадров слоган «Ешьте попкорн», но и запатентовал эту идею.

Поделиться ссылкой