О современной музыке

Популярная музыка

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.
В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Популя́рная му́зыка (англ. popular music) — произведения различных музыкальных жанров, ориентированные на широкую публику. Современная популярная музыка называется поп-музыкой. Возникла в XIX веке как реакция на усложнившиеся формы «серьёзной» музыки. Определяющим фактором является лёгкость для восприятия и часто — расчёт на успех у массового слушателя. К популярной музыке также относят шлягер — развлекательную танцевальную песню, обычно с непритязательным любовно-лирическим текстом — музыкальный жанр, объединяющий различные композиции от весьма сентиментальных баллад с простой, запоминающейся мелодией до лёгких поп-мелодий.

Современные жанры

  • Эстрада — развлекательная музыка 1940-Х, 1950-х и 1960-х (Бинг Кросби, Фрэнк Синатра, Барбра Стрейзанд, Том Джонс). Этот жанр построен на актёрском исполнении широко известных шлягеров (так называемые «поп-стандарты», традиционный поп-репертуар) и рассчитан на возрастную публику. Британская эстрада называлась «мюзик-холл». Несмотря на падение популярности жанра, до сих пор ежегодно вручается премия «Грэмми» за новые записи в этой стилистике.
  • Ритм-н-блюз — различные направления афроамериканской музыки, в частности, соул и фанк, а также гибриды между ними. У истоков стояли Рэй Чарльз, Сэм Кук, Джеймс Браун. Лёгкую коммерческую разновидность ритм-н-блюза в 1960-е культивировали Motown Records и продюсер Фил Спектор. В 1970-е гг. произошла серьёзная стилистическая трансформация этого направления (Стиви Уандер, Марвин Гей, Кёртис Мэйфилд); она привела к рождению танцевальной музыки диско.
  • Рок-н-ролл — первоначально утяжелённая, динамичная разновидность ритм-н-блюза (Чак Берри, Литл Ричард), которая была со временем адаптирована под вкусы белой публики под названием «рокабилли» (Элвис Пресли, Рой Орбисон). На протяжении 1960-х годов формировался жанр поп-рока — облегчённый, мелодичный рок (Beach Boys, Элтон Джон). С другой стороны, происходило сращение рока с фолк-музыкой, получившее название фолк-рока. Дальнейшее развитие этой музыки обсуждается в статье рок-музыка.
  • Изобретение и начало развития электронной музыки (к которому причастны Kraftwerk, Брайан Ино, Depeche Mode) существенно повлияло на поп-культуру 1970-х, открыв по сути новую музыкальную Вселенную. Позже появившиеся поджанры электронной музыки (техно, хаус) снова стали пересекаться с рок-музыкой (Happy Mondays, Prodigy), возникли новые жанры на стыке с танцевальной (eurodance).
  • В середине 1970-х годов возникает особый поджанр поп(улярной-)музыки — диско, развившее на основе фанка, ритм-н-блюза, традиционной поп-музыки особый саунд и ритм. С этим направлением связаны одни из лучших поп-групп в истории музыки — ABBA и Bee Gees. В конце 70-х/80-е возникли новые формы — hi-energy, итало и евро-диско (Modern talking, Bad boys blue, CC Catch, Sandra, Gazebo).
  • В конце 50-х — начале 60-х годов на Ямайке появился стиль ска, который позже стал популярен в Англии. Наиболее известные ска-группы: The Skatalites, The Ethiopians, Byron Lee & The Dragonaires. От него произошёл другой стиль рокстеди, а в 80-х появился стиль 2 Tone, смешавший ска и панк-рок.
  • В 1968 году на Ямайке появился регги (иногда пишется как «рэгги» или «реггей»), отличавшийся от ска и рокстеди более жёстким ритмом (удар бочки и «римшот» на слабую долю каждого такта). Первые направления регги: ранний регги и скинхед-регги, их играли Лорел Эйткен, Judge Dread, Дезмонд Деккер. Самым известным и популярным стал стиль рутс-регги, который играли группы Abyssinians, Burning Spear, Culture и один из самых известных регги-музыкантов — Боб Марли.
  • В начале 70-х гг. ямайский звукорежиссёр Кинг Табби создал особую форму микширования, ставшую крупным поджанром регги — даб. Даб основывался на мощной басовой линии и сильном эффекте эха. Даб стал фактически первым в истории примером ремикса. Крупнейшим представителем даба стал Ли «Скрэтч» Перри, также жанр представляли Mad Professor, Augustus Pablo, Кейт Хадсон. Даб оказал исключительное влияние на последующее развитие поп-музыки.
  • На рубеже 1980-х появляется хип-хоп — афроамериканское музыкальное движение, состоящее из рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами), наложенного на фанк-ритм, который задаётся диджеем при помощи таких приёмов, как программирование на драм-машине, семплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины).
  • В начале 1980-х годов от панк-метала откалывается такое музыкальное течение, как кор. Он перенял черты почти всех вышеперечисленных жанров, сочетая их с металлической основой. Родоначальником направления являются группы Fugazi, Converge и другие.
  • Поп-музыка (Попса). Происходит от Традиционной поп-музыки и др. жанров. Появилась в середине 1950-х гг. на Западе.

Примечания

  1. Cловарь музыкальных терминов
  2. Популярная музыка // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
  3. Музыка популярная // Энциклопедия «Кругосвет»
  4. Исторический словарь: Шлягер

Литература

  • Музыка популярная // Энциклопедия «Кругосвет»
  • Музыка популярная // Словарь Кольера
  • Популярная музыка // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
  • 1928—1997 гг. : Иллюстрир. биобиблиогр. справочник / Сост. А. А. Герасимов, Ю. Ю. Герасимова, Н. В. Миронова, В. В. Ястребов: под общ. ред. В. В. Ястребова. — Ульяновск : РИА «Симбвестинфо», 1997. — 462 с. : ил. — (Справочники от «Симбвестинфо»). — ISBN 5-86174-010-0.
  • Ястребов В. В. Женщины в зарубежной популярной музыке: Энциклопедический справочник / В. В. Ястребов. — М. : Изд-во НОТА-Р, 2004. — 912 с. — 1824 стб. : ил. — ISBN 5-98581-004-6.

Современная музыка как искусство

04 апреля 2018г.

Сегодня сфера культуры очень разнообразна, а судить об этом можно по огромному количеству современных картин, музыкальных произведений, книг, театральных постановок и т. п. Отдельно следует рассмотреть развитие музыки и ее особенности сегодня.

Необходимо обратить внимание на то, что большинство современных исполнителей создают свои треки, композиции и песни, вдохновляясь музыкой прошлых лет, а значит, что человечество в музыке идет по системе развития – черпает историю для создания новых уникальных произведений. Но также сегодня популярна классика, что очень важно для кругозора нового поколения, а, например, в музыкальных школах именно основываясь на ней, воспитывают учеников.

Музыка сегодня пестрит разнообразием, потому как эта сфера, как никогда, приносит огромные доходы и позволяет развивать творчество не только самим музыкантам и певцам, но также и слушателям, которых такая музыка вдохновляет.

Конкретно сегодня популярны такие направления как рок, поп, металл, джаз, клубная музыка, а также такие последние новинки в стиле — Drum&Bass, DubStep. Необходимо учитывать также и то, что некоторые представители современного шоу-бизнеса воспринимают музыку как исключительно возможность прибыли и не вкладывают в нее душу, творчество и талант исполнителя.

Но, к счастью, так поступают далеко не все, а значит, что появляются и сегодня абсолютно новые и уникальные произведения мира музыки. Плюсом для современного слушателя является также то, что возможность послушать музыку появилась абсолютно у всех, ведь в сети Интернет можно открыть нужный трек и наслаждаться как творчеством классиков, так и современных артистов и музыкантов, что является прекрасной возможностью широкого выбора.

Масштабные концерты, которые собирают самые популярные и известные артисты современности, позволили расширить досуг слушателя, и помимо простого наслаждения музыкой в наушниках или в колонках, можно пойти и провести отлично время со своими единомышленниками и приблизиться к любимому артисту. В новостях мира музыки постоянно происходят какие-то события, поэтому можно оставаться всегда в курсе новостей, благодаря газетам, журналам, интернету и другим средствам массовой информации.

Если раньше прослушивать музыку можно было только лишь на домашних проигрывающих устройствах, то сегодня появилось телевидение, радио, компьютеры и прочие гаджеты, а также расширились возможности для каждого слушателя не только в плане новинок от его любимого исполнителя, но также и информации об его жизни.

Кажется ли вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одиноки? (Итоговое сочинение)

В современном мире многие стремятся быть как все. Они боятся выделяться среди других, ведь это неизбежно ведет к непониманию их со стороны общества, осуждению за спиной, насмешкам… Но есть и другие, кто готов бросить вызов обществу, быть не таким как все. По моему мнению, на такой поступок могут решиться только сильные люди. Кто такой сильный человек? Это человек, обладающий крепкой волей и духовной мощью. Справедливо ли мнение о том, что сильные люди часто бывают одиноки? Да, справедливо. Бросая вызов обществу, сильные люди обрекают себя на одиночество.

Герои некоторых произведений русских писателей являют нам пример одиночества. Это Александр Андреевич Чацкий, главный герой произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

Чацкий обречен на непонимание, а затем и на одиночество, потому что осмелился бросить вызов фамусовскому обществу, в котором царят лицемерие и обман, где человека оценивают по количеству денег, занимаемой должности… . Он, сильный и мужественный, изо всех сил отстаивал свои “революционные” идеи и принципы, но общество, не желая понять Чацкого, осмеяло героя, признав его сумасшедшим. А это несправедливо! Вынужденное одиночество Александра Чацкого обусловлено несовместимостью взглядов с окружающим его фамусовским обществом.

Еще один пример одиночества сильного человека являет нам Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”. В произведении у нигилиста Базарова нет единомышленников, нет людей, понимающих и разделяющих его взгляды. Даже Аркадий Кирсанов, считая себя последователем нигилизма, не понимает Евгения Базарова. Герой остается один, и это одиночество способен выдержать человек, обладающий неимоверной внутренней силой, какая и была у главного героя. “Испытание любовью” лишило нигилиста последней возможности обрести рядом с собой человека, способного понять и разделить его взгляды. Главный герой так и остался одиноким, никем не понятым. Но своим нигилистическим взглядам даже перед лицом смерти Базаров остался верным.

Таким образом, рассуждая над темой сочинения, можно сделать следующий вывод: сильные люди, к сожалению, часто бывают одиноки. Имея взгляды, отличающиеся от взглядов общества, они подвергают себя непониманию со стороны окружающих их людей. Этим и объясняется одиночество сильных людей.

Несколько дней назад актриса Эмма Уотсон, многим известная как Гермиона Грейнджер, сделала сенсационное заявление: оказывается, она не испытывает потребности в отношениях и счастлива сама с собой (Уотсон использовала неологизм self-partnered — «самопартнерство»). Вскоре похожим образом высказались Селена Гомес и Ариана Гранде, а англоязычные СМИ принялись исследовать феномен «осознанного одиночества», стараясь при этом избегать слова «одиночество» и сопутствующей ему стигматизации.

Vogue пишет, что процесс этот в целом положительный: селебрити-культура в ее современном виде считает женщину, какой бы популярной она ни была и сколько бы денег ни зарабатывала, довеском к мужу/бойфренду. В пример приводится Дженнифер Энистон — два года как не в отношениях, но всему миру по‑прежнему известная в основном как «бывшая Брэда Питта и Джастина Теру». Неизвестно, что думает по этому поводу сама Энистон, но Селена Гомес прямым текстом говорит, что ей надоело быть «бывшей Джастина Бибера», а не «одной из популярнейший поп-певиц нашего времени». Возможно, вы сейчас снисходительно улыбаетесь девичьим проблемам такого рода; попробуйте вместо этого сделать простое умственное упражнение. Представьте, что ваши коллеги, друзья и просто малознакомые люди знают вас в первую очередь как «позапрошлого бывшего Светки из Питера». Сосчитайте, сколько дней вам в таких обстоятельствах понадобится, чтобы сойти с ума.

Понятно, что магистральные для сегодняшнего Голливуда идеи равенства полов и независимости женщин от мужчин, отношений, ожиданий социума и вообще от чего бы то ни было находят неполное понимание в, так сказать, патриархальных обществах. Одна из первых ссылок в «Яндексе» по запросу «Эмма Уотсон одиночество» выдает заголовок «Уотсон переживает, что встретит тридцатилетие без мужчины»; комментаторы сходятся во мнении, что бедняжке засрали мозг противники семейных ценностей и ее необходимо срочно спасать. Реакция вполне ожидаемая: в России даже на семантическом уровне веками подчеркивалась некоторая неполноценность людей без пары — в том числе мужчин, которым всегда можно было что угодно. «Бобыль», «холостой» (то есть не боевой), «бессемейный» — здесь звучит снисходительная жалость. Дефинитивы женского одиночества имеют намного более истерический и обличительный характер: она и «старая дева» (старость, кажется, наступает примерно после 25 лет), и в то же самое время «в девках», и даже «вековуха». Слово «самодостаточность», явно имевшееся в виду Эммой Уотсон под «самопартнерством», воспринимается как блажь: часики-то тикают. Поколения наших предков ссорились и воевали по широкому кругу вопросов, но сходились, кажется, в одном: человек без пары должен поскорее эту пару себе найти и нарожать побольше крепышей, иначе жизнь пройдет мимо.

Что самое интересное, такой подход к концепции семьи был полностью исторически оправдан вплоть до самого недавнего времени. Мировые войны и сопутствующая им скачкообразная убыль населения, жесткое разделение труда в аграрных обществах и чуть менее жесткое, но все равно ярко выраженное разделение труда в индустриальной экономике — эти и многие другие факторы требовали от человечества как вида относиться к семье и воспроизводству максимально серьезно. Стратегия выживания, выработанная еще сотни тысяч лет назад, прекрасно работала вплоть до конца XX века, после чего вдруг резко утратила актуальность.

Причин этому много, и почти все они изложены в трудах популярного социолога Ноя Харрари: коротко говоря, с современным развитием технологий, почти вековым периодом без глобальной войны, накопленной мощью мировой экономики и другими факторами нам впервые в истории вида homo sapiens не нужно выживать — можно просто жить и получать от этого процесса удовольствие. Семья как социальный конструкт, с сопутствующими ей гласными и негласными обязательствами и кульминацией в виде деторождения, перестала быть гарантией передачи генетического материала потомкам. В смысле, не перестала, но потомки еще когда будут, а у нас тут новые «Звездные войны», Tinder с сексом без обязательств и Таиланд на Новый год. Семья в традиционном ее понимании в таких обстоятельствах кажется (и является) обременением, а высказывания Эммы Уотсон и Селены Гомес — не такими уж и еретическими.

Следует еще учесть, что, несмотря на все коммуникации, интернет и Tinder, второе десятилетие XXI века является эпохой тотального индивидуализма и, да, самодостаточности. Развлечения, предусматривающие физический сбор большого количества человек в одном месте, становятся из мейнстрима экзотикой; «работа в коллективе» де-факто почти всегда является работой в одиночку перед монитором; сама концепция работы перевернулась с ног на голову — впервые в истории человечества вы можете зарабатывать больше и жить лучше, пару часов в день нажимая кнопки, а не вкалывая в три смены на заводе. Семья и, шире, «отношения» подразумевают в теории взаимопонимание, а на практике чаще всего диктат одного из их участников: «вместо футбола едем к маме», «место женщины у плиты» и другие стереотипы подобного рода. Но сегодняшние мы ненавидим диктат (и вообще любую форму офлайновой конфронтации) и не готовы эмоционально вкладываться во взаимопонимание — лучше уж мы будем строить свою жизнь самостоятельно. Или, как выражается Уотсон, в «самопартнерстве» — «самопартнер» точно не будет возражать против суши четыре дня в неделю или спонтанного вторничного вечера в ванне с бутылкой пино-нуар. И уж точно «самопартнер» не будет пилить нас из-за эсхатологического бодуна, а нальет вместо этого компота и включит по телевизору Шварценеггера.

Впрочем, у концепции личной самодостаточности и отношений с самим (самой) собой есть один опасный враг. Этот враг — человек противоположного пола, полностью разделяющий ваши пристрастия к суши, пино, бодуну и даже «Звездным войнам». Таких людей мало — кажется, по одному на миллиард. И если вам вдруг повезет встретиться, то концепция осознанного одиночества незамедлительно отправится на помойку, а семья в самом старорежимном понимании этого термина начнет казаться не такой уж плохой идеей.

Но если не встретится, то и хрен с ним (ней) — и так хорошо.

Статьи о музыке

Почему музыка лечит?
Вероятно, регулирующее влияние музыки на организм связано с тем, что ее акустическое поле накладывается на собственное акустическое поле организма…

Быть ли тебе Эйнштейном?
Скажи мне, что ты слушаешь,и я скажу каков твой IQ

Музыка и здоровье
Лечебно-профилактический метод, названный вокалотерапией, состоит, прежде всего, в правильном певческом дыхании.
Звуки, питающие мозг энергией
«Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, — во всеуслышание заявил Томатис, — ухо предназначено для того, чтобы питать энергией разум и тело».
Огромная сила частот
Музыка помогала растениям усваивать питательные вещества с эффективностью в 700% по сравнению с обычной… за два с половиной года обработки при помощи питательных веществ и специальной музыки десятисантиметровое растение выросло до 400 метров и попало в «Книгу рекордов Гиннесса».
Слуховая терапия А.Томатиса
Цель метода состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, что улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение индивидуума.
В чем секрет завораживающей власти музыки?
Окончательных ответов у нейробиологов пока нет. Однако в последние годы начали появляться некоторые данные о том, где и каким образом происходит переработка музыкальной информации.

Мозг «под джазом»
Джазовые музыканты, импровизируя, создают свои уникальные риффы путем отключения торможения и включения креативности.
Эффект Моцарта
Слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность.

Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека
Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Отсутствие рекомендаций, обоснованных научными исследованиями, позволяет выбирать новоявленным музыкальным «Кашпировским» и «Чумакам» дилетантский подход, при котором позиционируется авторитарность…
Усиление катарсических переживаний с помощью музыки
Согласно Фрейду, метод катарсический — предварительная ступень психоанализа. Фрейд связывал катарсис с тем, что клиент заново переживает травматические события детства, и может отреагировать те чувства, которые были подавлены.
Психосоматические реакции на некоторые виды музыкального искусства
Музыка, как стройный систематизированный звуковой ряд воспринимается сознанием как информация.
Громкая музыка и реакция водителей
Под громкую музыку вероятность проезда на запрещающий сигнал светофора удваивается…
Трехмерный звук
Ушные лучи действуют как голографический радар. Они действуют как вспомогательные лучи, взаимодействующие с приходящими звуками с образованием интерференционной картины…
Звуки, которых нет
Это не реальный внешний звук, а «фантом». Он рождается в мозге человека только при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга…
На пределе возможностей слуха
Согласно теории, ребенок, плавая в амниотической жидкости в период внутриутробного развития, слышит массу звуков, которые ему после рождения становятся недоступны.
В здоровой коже — здоровый слух
В печати нередко появляются сообщения, что тот или иной человек видит кожей, слышит запахи или, наоборот, нюхает звуки. Это явление известно в медицине и психологии как синестезия…
Мы видим звук
А. Скрябин видел музыкальные звуки в цвете. Целое направление в искусстве — цветомузыка — основано на этом свойстве звуков музыки. Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете…
Человек и мелодия (феномены музыкотерапии)
…создатели великих мелодий — это могучие целители, которые способны помочь человеку не хуже любого прославленного экстрасенса…
История нейрофона
Патрик Фланаган, когда будучи еще подростком изобрел прибор, позволяющий любому человеку (даже полностью глухому) слышать через кожу.

Музыка повышает активность мозга
Музыка при обучении детей чтению, письму и математике
Музыка конструирует мозг
Музыкальные галлюцинации
Музыка заставляет мозг работать
Музыка и мозг ребенка
Музыка для мозга — как иностранный язык
Дэниел Левитин — нейробиолог и музыкант
Генетические коды и музыка
Музыка помогает переносить боль
«Суперобучение 2000»
Программа раскроет ваши беспредельные возможности и изменит способ вашего обучения навсегда. (cкачать)

Дон Кэмпбелл «Эффект Моцарта»
Автор книги на личном опыте узнал сколь мощным целительным воздействием обладают звуки музыки и предлагает широкому кругу читателей рассказы и советы, помогающие каждому стать здоровым, жизнерадостным, счастливым человеком.
(cкачать)

Музыкальная терапия в эпоху Водолея
В книге рассказывается о влиянии музыки на сознание человека, есть информация о авторах New Age музыки и их альбомах, в том числе музыке Института Монро, хэмисинке, техниках Ошо, психоактивной музыке…
(cкачать) (источник)

Библиография книг о влиянии музыки на человека

Диски «Тренировка интеллекта»
Музыкальные диски для здоровья


Тренажёр для мозга

Подписаться
Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.

Музыкальные статьи

Ты, разумеется, не мыслишь своей жизни без музыки. В метро и на прогулке ты не расстаёшься с наушниками, и для каждого дня своей беспокойной жизни ты выбираешь новый саундтрек! Но ты ещё и любопытен и хочешь каждый день узнавать что-то новое? Почему не расширять горизонты знаний и в около музыкальных вопросах? «Портал Субкультура» знает о музыке много интересного и готов делиться этими знаниями с тобой!

Наши знатоки расскажут тебе, что такое «клауд-рэп» и кем он приходится Тупаку Шакуру. Мы расскажем, на чьей свадьбе звучала песня Aerosmith «Crazy» и под воздействием каких препаратов создавался альбом «Bleach» бессмертной группы Nirvana. А если ты играешь музыку сам – ребята с «Портал Субкультура» помогут выбрать гитару взамен той, что ты разбил на прошлом концерте в Fish Fabrique. (Вот молодец!) Мы поможем найти пиарщика для твоей молодой, но чертовски перспективной группы и, возможно, даже расскажем, как сшить правильные сценические костюмы. Белые, конечно же! Заглядывай в нашу рубрику «Музыкальные статьи» и просвещайся. Ведь знание – свет!

Статьи о музыке

Рубрика «Статьи о музыке» – твой путеводитель в мире музыки. Он так же интересен и полон сюрпризов, как ядерная физика, и наверняка любопытнее, чем история Древней Греции.
Каждую неделю мы проводим для тебя атомарный анализ музыкальных произведений, вошедших в историю, выясняем, в каком подпольном клубе впервые выступила группа Panic и как она стала группой BlackFlag, а также рассказываем, какие аккорды не умеет зажимать Тома Эрак.
Следи за обновлениями на страницах «Портал Субкультура», заглядывай в рубрику «Музыкальные статьи» и знай больше!

О понятии «современная музыка»

О понятии «современная музыка»

Приступая к очередному разговору о музыке, всегда рискуешь повторить уже сказанное. В самом деле: как рассказывать о музыке, не затрагивая таких вещей, как разнообразие художественного мира, соотношение традиционного и новейшего, взаимодействие музыки с другими искусствами? О какой бы музыке ни шла речь, возвращение к этим проблемам неизбежно.

Однако всё это будет рассмотрено сквозь призму главного вопроса — что такое музыка сегодня?

До сих пор мы говорили преимущественно о музыке академической, т. е. музыке, создаваемой композиторами-профессионалами, а также о фольклорной и духовно-певческой традициях. Все эти виды музыки, будучи главными на протяжении ряда веков, в настоящее время — далеко не исключительные формы музыкального бытия.

В нашу жизнь вторглось огромное количество другой музыки, на которую нельзя не обращать внимания — хотя бы в силу многочисленности её видов, а также востребованности значительной частью слушательской аудитории. Джаз, рок, поп-музыка, диско, авторская песня, рэп и т. д. — всё это новые и новейшие стили музыки, которые живут и развиваются по своим собственным законам. Соответственно современная музыкальная жизнь стала более многообразным и пёстрым явлением, чем это было до сих пор. Теперь она объединяет самые различные музыкальные сферы, направления, стили, жанры, национальные традиции и даже культуры в целом.

Изменилось и само понятие современная музыка. Например, в среде музыкантов-профессионалов современной называют академическую музыку, созданную в последние десятилетия. А за пределами этой среды современной считается как раз музыка неакадемическая. Встречается даже прямое противопоставление «музыка классическая — музыка современная», где место классики занимают композиторы ушедших эпох, а современность ассоциируется исключительно с различными молодёжными направлениями. Усложнение художественной ситуации, как следствие, повлекло и неоднозначность в её определениях.

Такая неоднозначность сказывается и на самом музыкальном творчестве. Всё чаще композиторы в своих произведениях обращаются к воплощению противоречивых образов времени. Среди таких противоречий более заметную роль играет мотив утраченной гармонии посреди шумного, дисгармоничного современного мира.

Прослушивание
Гия Канчели. Симфония №6 (фрагмент)

Послушайте фрагмент из I части Шестой симфонии Гия Канчели. Симфонию предваряет эпиграф альтов, расположенных позади оркестра с двух сторон. Следующая за ним тема в исполнении флейты и клавесина пытается продолжить напев альтов, однако наталкивается на сопротивление резкого звучания оркестра. Таков один из смыслов произведения: не просто контраст, но настоящий конфликт тихой мелодии, заглушаемой пронзительной музыкой современности.

Музыки в наше время стало значительно больше, чем раньше. Больше стало и её разновидностей. Сейчас далеко не каждый музыкальный эрудит сможет даже просто перечислить все существующие на сегодняшний день музыкальные стили и жанры. Более того, не только отдельный человек, но и любая современная энциклопедия не сможет выстроить их исчерпывающий перечень. Одна из причин — непрерывно меняющаяся картина музыкальной жизни, умножающая новые явления со стремительной скоростью.

Это, кстати, относится и к другим видам творчества, например литературе. Ещё полтора столетия назад каждый год издавалось не более пяти-шести сколько-нибудь значительных книг. Понятно, что каждая из них становилась событием. «Евгения Онегина» или «Анну Каренину» знала вся читающая Россия. То же можно сказать и о творчестве композиторов, относящемся к эпохам, когда музыка была одной из важнейших основ жизни человека. Теперь же произведений искусства разного масштаба и уровня появляется такое количество, что даже на поверхностное знакомство со всем этим множеством не хватит целой человеческой жизни.

Именно поэтому необходимо хотя бы в общих чертах представлять ту культурную, и в частности музыкальную, среду, в которой мы находимся. Это — необходимое условие понимания особенностей того времени, в котором мы живём, а также музыки, которую мы слушаем.

Важно также понять, почему за сравнительно короткий исторический период возникло так много различных «музык» и что представляют хотя бы некоторые наиболее заметные из них.

Потому что, какие бы изменения ни претерпевала музыка и музыкальная жизнь в целом, она по-прежнему остаётся важнейшей частью духовной культуры человека, который, несмотря на все успехи научно-технического прогресса, так и не научился без неё обходиться.

Вопросы и задания:

  1. Как ты понимаешь словосочетание «современная музыка»?
  2. Согласен ли ты с противопоставлением классики и современной неакадемической музыки? Постарайся объяснить свой ответ.
  3. Какое из слов — контраст, конфликт, столкновение – наиболее точно передаёт взаимодействие музыкальных тем в Симфонии № 6 Г. Канчели? Что, по-твоему, это взаимодействие выражает?
  4. Во время прослушивания произведения обрати внимание на роль пауз. Как ты думаешь, с чем связаны столь продолжительные, часто повторяющиеся фрагменты тишины?
  5. Можно ли усмотреть моменты образного сходства между Симфонией № 6 Г. Канчели и картиной Г. Климта «Музыка»? В чём это проявляется?