О каких чувствах рассказал моцарт своему другу

Конспект урока и презентация. 5 класс. На тему: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!…»

Музыка 5 класс.

Тема: Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!…»

Тип урока: комбинированный, урок расширения и углубления знаний.

Цель: активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия родной природы, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.

Задачи:

Формирование предметных УУД: исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение); соотносить выразительные и изобразительные интонации; воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, рисуках);

эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Формирование познавательных УУД: развивать умение размышлять, сравнивать, обобщать.

Формирование коммуникативных УУД: воспринимать различные точки зрения; владеть диалогической формой речи.

Формирование регулятивных УУД: организовывать свои действия: ставить перед собой цель; планировать работу в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполненного действия.

Формирование личностных УУД: формировать любовь и бережное отношение к окружающему миру, развивать этические и эстетические чувства

Формирование метапредметных УУД: музыка, литература, изобразительное искусство.

Методы:

Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.

Специально — педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.

Ход урока

Организационная часть урока.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности к уроку.

Технологическая карта

Формирование УУД,

технология оценивания

действия учителя

действия учеников

Создание проблемной ситуации.

— Рассказать о В. Моцарте (стр. 44).

— Слушают.

Познавательные действия

1. Отделять известное от неизвестного.

Коммуникативные действия

1.Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2.Слушать и понимать других.

Регулятивные

Работать по предложенному плану.

Личностные

Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Формулирование проблемы.

— Послушайте фрагменты музыки В. А. Моцарта

1. «Симфония № 40» фрагмент,

2. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро».

— Слушают музыку.

Актуализация знаний.

Просмотр сказки «Тайна запечного сверчка».

— О чем говорится в сказке Г. Цыферова «Тайна запечного сверчка»?

— Понравился ли вам характер музыки, которая озвучивает это литературное произведение?

— Зачитывает слова П. И. Чайковского

«По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно».

— Вам нравится музыка Моцарта, и почему?

— Отвечают на вопросы.

IV.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

1. Вокально – хоровая работа.

Пение:

Споем мелодию хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы В. Моцарта «Волшебная флейта».

— Сравните музыку и сказку по характеру.

2.Слушание произведения:

Значение слова Серенада.

В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» для струнного оркестра.

— Какое жизненное содержание и состояние души композитора запечатлела эта музыка?

— Пропевают мелодию.

— Работа над мелодией.

— Анализируют (музыка светлая, ласковая, добрая созвучна сказке).

— Слушают и анализируют музыкальные произведения.

Коммуникативные действия

1.Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2.Слушать и понимать других.

Регулятивные

Работать по предложенному плану.

Познавательные действия

Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Личностные

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Выражение решения проблемы.

— Дать определение, что такое Реквием

Реквием – (стр. 45).

— Прочитайте письмо В. Моцарта другу, которое он написал в период работы над «Реквием».

— О каких чувствах рассказал Моцарт своему другу?

— Какие строки письма говорят жизненном кредо композитора?

Слушание произведения: «Реквием» — «Lacrimosa».

В переводе с латинского означает ДЕНЬ, ИСПОЛНЕННЫЙ СЛЕЗ.

— Какие интонации определяют образный строй этой музыки?

— Какие средства выразительности усиливают характер печали, скорби, безысходности?

— Выскажи свое отношение к этой музыке.

— Записывают в тетрадь.

— Читают отрывок (стр. 45).

— Ответы детей.

— Ответы детей.

VI.

Итог урока. Рефлексия.

— Что вспомнили и что нового узнали на уроке?

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

— Ответы учащихся.

В тетради ставят себе оценку

красный кружок — работой доволен,

желтый – не совсем,

зеленый — работой не доволен.

Личностные

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Формулировать собственное мнение и позицию.

5 класс. Моцарт. Реквием

Реквием

Реквием — траурная месса (в переводе с латинского — посылаю, отпускаю) — исполняется на традиционный латинский текст, принятый в католической службе. Состоит из нескольких разделов, среди которых, помимо обычных частей любой мессы («Kyrie eleison» — «Господи, помилуй», «Sanctus» («Sanctus dominus Deus Sabaoth») — «Свят» («Свят Господь Бог Саваоф»), «Agnus Dei» («Agnus Dei, qui tollis peccata mundi») — «Агнец Божий» («Агнец Божий, взявший на себя грехи мира»), обязательны части, принадлежащие только траурной мессе: «Requem aeternam» — «Вечный покой», «Dies Irae» — «День гнева» и «Tuba mirum» — «Чудесная труба» (где изображается Страшный суд Господень), «Lacrimosa» («Слёзная»).

По своей музыке Реквием Моцарта выходит за рамки богослужебного культа. Композитор средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний. Здесь душевное смятение, драматизм душевных конфликтов и умиротворённый покой, стихийная, грандиозная картина Страшного суда и великая скорбь и горе по утраченным близким, любовь и вера в человека.

Реквием — лебединая песня композитора — принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Интересно, что сочинять его композитор начал незадолго до окончания оперы «Волшебная флейта». Премьера оперы состоялась 30 сентября 1791 г., а скончался Моцарт в ночь с 4 на 5 декабря на 36-м году жизни. Есть свидетельства, что за несколько часов до смерти он напевал песенку Папагено из «Волшебной флейты».

Посещение человека в чёрном произвело на Моцарта такое впечатление, что композитор, давно испытывая недомогание, воспринял заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Позднее выяснилось, что странный посетитель был слугой одного графа, который нередко заказывал нуждающимся композиторам различные произведения, покупал их за бесценок и издавал под своим именем. Так он собирался поступить и с Реквиемом Моцарта.

При чтении текста на полях расставь пометки

Пометки должны быть следующие:

v если то, что ты читал, соответствует тому, что ты знал;

+ если то, что ты читаешь, является для тебя новым;

– если то, что ты читал, противоречит тому, что ты уже знал, или думал, что знал;

? если то, что ты читаешь, непонятно, или же ты хотел бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

уже знал

+

узнал новое

думал иначе

?

есть вопросы

  • О каких чувствах рассказал В.-А.Моцарт своему другу? (стр. 45 учебника) Какие строки письма говорят о жизненном кредо композитора?

  • Как ты понимаешь смысл высказывания норвежского композитора Э.Грига «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена»?

Биография Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – великий австрийский композитор, дирижер. Представитель Венской классической школы музыки, автор более 600 музыкальных произведений.

Ранние годы

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Расцвет творчества

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Пик славы

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер.

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

>Хронологическая таблица Если вам нужна биография Моцарта по датам – советуем посмотреть страницу хронологическая таблица Моцарта. >Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна.
  • Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.
  • Моцарт присоединился к масонству в 1784 году, писал музыку для их ритуалов. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд.
  • По совету друга Моцарта, барона ван Свитена, композитору не устраивали дорогих похорон. Вольфганга Амадея Моцарта похоронили по третьему разряду, как бедняка: его гроб зарыли в общей могиле.
  • Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Моцарта

Тест по биографии

А вы хорошо запомнили краткую биографию Моцарта? Узнайте это прямо сейчас:

Оценка по биографии

Вольфганг Амадей Моцарт

Национальная гордость Австрии, величайшая загадка Творца, символ Гения – Вольфганг Амадей Моцарт. Его жизнь и смерть оставили больше вопросов, чем ответов. Его история обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. Но вряд ли мы когда-нибудь приблизимся к разгадке этого феномена. Тайн у гениального композитора действительно много и одна из них — это так называемый «Эффект Моцарта». Учёные ломают голову, стараясь найти ответ на вопрос, почему именно музыка гения так благотворно влияет за здоровье человека? Почему, слушая его произведения, мы успокаиваемся и начинаем лучше мыслить? Почем больным, страдающим тяжёлыми заболеваниями, от музыки Моцарта становится легче? Сто тысяч почему, на которые даже спустя сотни лет никто не может дать вразумительный ответ.

Краткую биографию Вольфганга Амадея Моцарта и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография

Обычно в биографии известных людей детские годы описывают вскользь, упоминают какие-то забавные или трагические случаи, повлиявшие на формирование характера. Но в случае с Моцартом рассказ о его детских годах – это повествование о концертной и композиторской деятельности полноценного музыканта и виртуозного исполнителя, автора инструментальных сочинений.

Он родился 27 января 1756 года в семье скрипача и педагога Леопольда Моцарта. Отец оказал огромное влияние на становление сына как личности и музыканта. Всю жизнь их связывала нежнейшая привязанность, даже известна фраза Вольфганга: «После папы – только Господь». Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна, которую дома звали Наннерль, никогда не посещали общественную школу, все образование, включая не только музыку, но и счет, письмо, чтение, им дал отец. Он был прирожденным педагогом, его методическое пособие по обучению игре на скрипке издавали десятки раз и долгое время считали лучшим.

С рождения маленького Вольфганга окружала атмосфера творчества, музыкальных звуков и постоянной занятости. Отец занимался с Наннерль на клавесине и скрипке, 3-летний Вольфи наблюдал за ними с ревностью и восторгом: ну, когда же папа позволит ему упражняться? Для него это все была игра – подбирать на слух мелодии, созвучия. Так, играя, и начались его занятия музыкой, которым он отдавался полностью.

Согласно биографии Моцарта уже в 4 года он рисует каракули на нотной бумаге, чем приводит в ярость отца, однако гнев быстро сменяется изумлением – выглядящие хаотично на бумаге ноты складываются в незатейливую, но грамотную с точки зрения гармонии пьесу. Леопольд сразу понимает высочайшую одаренность, которой наградил бог его сына.

В те времена музыкант мог рассчитывать на вполне хорошую жизнь, если найдет покровителя и получит постоянную работу. Например, заняв должность капельмейстера при дворе или доме знатного вельможи. Тогда музыка являлась неотъемлемой частью социальной и светской жизни. И Леопольд принимает решение отправиться с выступлениями по городам Европы с целью снискать славу сыну для того, чтобы позднее он смог удостоиться лучшей судьбы. Он рассчитывал уже сейчас заручиться вниманием к необычайному таланту ребенка.

В первое путешествие Моцарты (отец, сын и дочь) отправились в начале 1762 года, когда Вольфгангу было 6 лет, а его сестре – 10. Чудо-дети везде встречали самый восторженный прием, они поражали слушателей своими исполнительскими умениями и навыками. Отец стремился придать их выступлениям как можно больше эффектности. Мария Анна исполняла сложнейшие технически музыкальные пьесы, подвластные не каждому опытному клавесинисту. Вольфганг и вовсе играл не просто виртуозно – ему завязывали глаза, покрывали клавиатуру платком, он играл с листа, импровизировал. Все силы были брошены на то, чтобы произвести сенсацию и запасть в память слушателям. И их действительно приглашали много и часто. В основном это были дома аристократов и даже коронованных особ.

Но был в этом еще один интересный момент. Во время всех этих путешествий от Лондона до Неаполя Вольфганг не только демонстрировал публике свое щедрое дарование – он также впитывал в себя все культурные и музыкальные достижения, которые мог ему предоставить тот или иной город. Тогда Европа была разрознена, очаги культуры вспыхивали в разных городах – и в каждом были свои течения, музыкальные стили, жанры, предпочтения. Маленький Вольфганг мог все это слушать, поглощать, перерабатывать своим гениальным умом. И в итоге синтез всех этих музыкальных пластов дал толчок к тому мощному движению, что являло собой творчество Моцарта.

Зальцбург и Вена

Увы, планам Леопольда не суждено было сбыться. Дети выросли и больше уже не производили такого яркого впечатления. Вольфганг превратился в невысокого юношу, «такого же как все», а прошлая популярность скорее даже мешала. Ни его членство в Болонской Академии, которое он получил в 12 лет, блестяще справившись с заданием, ни орден Золотой шпоры, врученный самим католическим Папой, ни всеевропейская известность не сделали легким карьерный рост молодого композитора.

Какое-то время он состоял капельмейстером у архиепископа в Зальцбурге. Непростые отношения с этим высокомерным человеком вынуждали Вольфганга браться за заказы из Вены, Праги, Лондона. Он стремился к независимости, неуважительное обращение больно ранило его. Частые разъезды привели к желанной цели – однажды архиепископ Коллоредо уволил Моцарта, сопроводив увольнение унизительным жестом.

В конечном итоге он переезжает в Вену в 1781 году. Здесь он проведет последние 10 лет жизни. На этот период придется расцвет его творчества, женитьба на Констанце Вебер, здесь он напишет самые знаменательные свои произведения. Венцы не сразу его приняли, и вообще, после успеха «Свадьбы Фигаро» в 1786 году остальные премьеры проходили спокойно.Гораздо теплее его всегда принимали в Праге.

В то время Вена была музыкальной столицей Европы, жители ее были избалованы обилием музыкальных событий, туда стекались музыканты со всего света. Конкуренция среди композиторов была очень высокой. Но не соответствует действительности то противостояние между Моцартом и Антонио Сальери, которое мы можем увидеть в знаменитом фильме «Амадей» Милоша Формана, а еще ранее – у Пушкина. Напротив, они с большим уважением относились друг к другу.

Также близкую и трогательную дружбу он водил с Йозефом Гайдном, посвятил ему прекрасные струнные квартеты. Гайдн, в свою очередь, бесконечно восхищался талантом и тонким музыкальным вкусом Вольфганга, его необыкновенной способностью чувствовать и передавать чувства как истинный Художник.

Несмотря на то, что должности при дворе Моцарту так и не удалось добиться, его творчество постепенно стало приносить ему немалый доход. Он был независимый человек, превыше всего ставящий честь и достоинство человека. Не лез в карман за острым словом, и вообще напрямую говорил все, что думает. Такое отношение не могло оставить равнодушным никого, появлялись завистники, недоброжелатели.

Болезнь и смерть

Небольшой творческий спад, наметившийся было в 1789-90 годах, в начале 91-го быстро сменился активной работой. В конце зимы он внес изменения в симфонию №40. Весной была написана и затем летом поставлена опера «Милосердие Тита» по заказу чешского двора на день коронации Леопольда II. В сентябре был завершен совместный проект с Эмануэлем Шиканедером, товарищем по масонской ложе – зингшпиль «Волшебная флейта». В июле этого года он получил заказ на заупокойную мессу от таинственного посланника…

В начале осени Вольфганг начинает жаловаться на недомогания. Постепенно они усиливаются. Последнее выступление Моцарта датировано 18 ноября – на день открытия очередной ложи Тайного Общества. После этого он слег и уже не вставал. До сих пор ученые медики ведут споры о причинах болезни, диагнозе. Чаще всего версию об отравлении отвергают, но не исключают полностью. За прошедшие столетия подлинных документов больше не стало, наоборот, все меньше доверия вызывают многие утверждения Констанцы и других свидетелей.

Лечил композитора лучший врач Вены на тот момент, многие его методы сейчас представляются как усугубившие состояние больного, но тогда они широко применялись в медицине. В ночь с 4 на 5 декабря он умирает…

При жизни это был щеголеватый модник, ведущий несколько более свободный образ жизни, чем мог себе позволить. Сохранились многие записки, в которых он обращался к друзьям с просьбой занять денег – под очередной музыкальный проект. Но разумно распоряжаться деньгами он так и не научился. И когда встал вопрос о похоронах, оказалось, что денег у семьи на это нет.

Полностью оплатил похороны барон ван Свитен, он дал сумму, достаточную на погребение по 3-му разряду – в отдельном гробу, но в общей могиле. Тогда это была распространенная практика, ничего странного в этом не было. Кроме одного – даже место захоронения величайшего сына человеческого не сохранилось. Тогда погребальные памятники ставили за оградой кладбища.

Интересные факты о Моцарте

  • Половину от общего количества симфоний Моцарт написал в возрасте от 8 до 19 лет.
  • В 2002 году, в годовщину 11 сентября, по всей планете хоры исполняли «Реквием» Моцарта в течение суток, дабы почтить память погибших.
  • В крупнейшем в истории проекте записей, посвященных одиночеству, Philips Classic в 1991 году выпустил 180 компакт-дисков, содержащих полный набор аутентичных работ Моцарта. Он включает более 200 часов музыки.
  • Моцарт написал больше музыки в своей короткой карьере, чем многие другие композиторы, которые прожили намного дольше.
  • Отношения с архиепископом Зальцбургским закончились, когда его секретарь дал Моцарту пинок в спину.
  • Из биографии Моцарта мы узнаём, что в путешествиях гениальный композитор провел в общей сложности 14 из 35 лет.
  • Леопольд Моцарт описал рождение сына как «чудо от Бога», потому что тот казался слишком маленьким и слабым, чтобы выжить.
  • Термин «ухо Моцарта» описывает дефект уха. Исследователи полагают, что у Моцарта и его сына, Франца, был врожденный дефект уха.
  • Композитор обладал феноменальным слухом и памятью, даже в детстве мог с одного прослушивания запомнить сложное по форме и гармонии произведение, и затем записать его без единой ошибки.
  • В 1950-х годах французский врач-фониатр Альфред Томатис проводил научные эксперименты, в ходе которых доказал, что прослушивание музыки Моцарта может улучшить IQ человека, ему принадлежит термин «Эффект Моцарта»; ее также признали оказывающей терапевтическое воздействие при ДЦП, эпилепсии, аутизме и многих неврологических заболеваниях, это научно доказано.
  • Второе имя Вольфганга Моцарта, Феофил, означает «любимый Богом» по-гречески.
  • Влияние Моцарта на западную музыку глубоко. Джозеф Хейдон отметил, что «потомство не увидит такой талант даже через 100 лет».
  • Моцарт написал свою первую симфонию, когда ему было всего 8 лет, а оперу – в 12.
  • Отец запрещал Вольфгангу жениться на Констанце Вебер, подозревая корыстный интерес ее семьи к делающему первые уверенные шаги в Вене Моцарту. Но тот не послушался впервые в жизни, и вопреки воле отца женился в августе 1782. Некоторые ученые изображают ее как непостоянную, другие смотрят на нее с большей симпатией. Через восемнадцать лет после смерти Вольфганга она снова вышла замуж и помогла своему новому мужу написать книгу о Моцарте.

  • Известное партнерство Моцарта с Лоренцо да Понте привело к созданию оперы «Свадьба Фигаро», основанной на пьесе Бомарше. Их сотрудничество является одним из самых известных в истории музыки;
  • Однажды в Вене маленький Вольфганг выступал во дворце для императрицы Марии Терезии. После выступления он играл с ее дочерьми, одна из которых отнеслась к нему особенно нежно. Вольфганг на полном серьезе стал тогда просить ее руки. Это была Мария-Антуанетта, будущая королева Франции.
  • Моцарт состоял в масонской ложе, это было тайное общество, объединяющее наиболее прогрессивных людей своего времени. Со временем Вольфганг стал отдаляться от идей братьев, в основном, из-за религиозных противоречий.
  • Последнее слово композитора Густава Малера (1860-1911) перед смертью было «Моцарт».
  • В 1801 году могильщик Джозеф Ротмайер якобы выкопал череп Моцарта с кладбища в Вене. Тем не менее, даже после различных испытаний, остается неизвестным, принадлежал ли череп, по сути, Моцарту. В настоящее время он заперт в Фонде Моцартеум в Зальцбурге, Австрия;
  • Барон ван Свитен дал на похороны Моцарта 8 флоринов 56 крейцеров – именно это сумму когда-то потратил Вольфганг на шутливые похороны своего скворца.
  • Моцарт был похоронен в «братской могиле» на Кладбище св. Маркса. «Общая могила» — это не то же самое, что могила нищего или братская могила, но могила для людей, которые не были аристократией. Одно из главных отличий состоит в том, что через 10 лет общие могилы подвергались раскопкам, а могил аристократов – нет.
  • Исследователи выдвинули в качестве гипотезы по меньшей мере 118 причин смерти Моцарта, включая ревматическую лихорадку, грипп, трихинеллез, отравление ртутью, почечную недостаточность и стрептококковую инфекцию.
  • По мнению нескольких биографов, Моцарт был маленьким человеком с сильными глазами. В детстве Вольфганг переболел оспой, которая оставила на лице шрамы. Он был худой и бледный с прекрасными волосами и любил элегантную одежду.
  • Согласно утверждениям жены Моцарта, Констанцы, в конце жизни Моцарт считал, что его отравили, и что он сочинял свой «Реквием» для себя.
  • Считается, что в «Реквиеме» он успел написать только первые 7 частей, а остальное дописал его ученик Франц Ксавер Зюсмайр. Но есть версия, по которой Вольфганг мог завершить «Реквием» несколькими годами ранее. Ученые все еще спорят о том, какие части Моцарт действительно написал.
  • У Моцарта и его жены было шестеро детей, из которых только двое пережили младенчество. Оба сына не имели семьи и детей.
  • Моцарт становился все более популярным после смерти. На самом деле, как отмечает биограф 20-го века Мейнард Соломон, его музыку по-настоящему оценили посмертно.
  • Композитор родился католиком и оставался им всю жизнь.
  • Моцарт был тенор. Во время камерных концертов в ансамбле он обычно играл на альте. А также был левшой.
  • Известный физик Альберт Эйнштейн очень любил музыку. Он обучался игре на скрипке, но по-настоящему сумел проникнуться ею только после того, как «влюбился в сонаты Моцарта».
  • Эйнштейн считал, что музыка Моцарта потребовала от него технического совершенства, и тогда стал усиленно заниматься.
  • Констанца, супруга Моцарта, уничтожила многие его зарисовки и чертежи после смерти композитора.
  • У Моцарта было несколько домашних животных, включая собаку, скворца, канарейку и лошадь.

Моцарт. Письма

Время сохранило множество портретов Моцарта, выполненных разными художниками, но все они между собой сильно различаются, трудно определить, были ли среди них наиболее близкие к оригиналу. Зато прекрасно сохранились письма композитора, которые он писал всю свою жизнь, будучи в постоянных разъездах – письма матери, сестре, «дражайшему папа», кузине, супруге Констанце.

Читая их, можно составить подлинный психологический образ гения, он словно живой предстает перед нами. Вот 9-летний мальчуган искренне радуется удобной бричке и тому, что извозчик мчит быстро. Вот он передает пламенный привет и низкий поклон всем, кого знает. Это был галантный век, но Моцарт умеет без излишней напыщенности и витиеватости проявить уважение, не теряя достоинства. Письма, обращенные к родным, полны искренности и доверительности, эмоциональности и вольного обращения с синтаксисом, ведь они писались не для истории. В этом их настоящая ценность.

В зрелые годы у Вольфганга формируется собственный эпистолярный стиль. Очевидно, что литературный дар ему присущ не в меньшей степени, что и музыкальный. Владея поверхностно несколькими языками (немецким, французским, итальянский, латинским), он легко составляет из них новые словоформы, с юмором играет словами, острит, рифмует. Его мысль скользит легко и непринужденно.

Следует отметить, что со времени написания писем немецкий язык прошел большой путь развития от локальных диалектов до национального языка. Поэтому многое в них современникам покажется не совсем понятным. Например, тогда было принято обсуждать публично проблемы пищеварения. Ничего, выбивающегося из нормы, в этом не было. То же с грамматикой и орфографией – Моцарт следовал своим правилам, а возможно, даже не задумывался об этом. В одном абзаце мог трижды написать имя какой-то персоны – и все 3 раза по-разному.

В России в советское время моцартоведы лишь частично цитировали некоторые из его писем – тщательно отредактированные. В 2000-м году вышло полное издание переписки семьи Моцартов.

Личные цитаты

  • «Я пишу как свинья» (по поводу того, как много пишет).
  • «Я не обращаю внимания на чью-либо похвалу или вину. Я просто следую своим собственным чувствам»;
  • «Поскольку смерть, когда мы подошли к ее рассмотрению, является истинной целью нашего существования, я выработал в течение последних нескольких лет такие близкие отношения с этим лучшим и самым верным другом человечества, что его образ не только больше не пугает меня, но действительно очень успокаивает и утешает! И я благодарю моего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность узнать, что смерть — это ключ, который открывает дверь нашему истинному счастью».
  • «Всякий раз, ложась спать, я помню, что возможно (как бы Молод я ни был), мне не суждено будет увидеть завтрашний день. И все же ни один человек из всех, кто меня знает, не скажет, что я в общении мрачен или печален…»(4 апреля 1787).
  • «Люди ошибаются, считая, что мое искусство легко приходит ко мне. Уверяю вас, никто не посвятил столько времени и размышлений композиции, как я».

Творческое наследие

Исследователей и биографов поражает чудовищная работоспособность Моцарта. Учитывая его занятость на службе, репетиции, концерты, гастроли, частные уроки, он успевал при этом писать – на заказ и по собственному велению души. Он сочинял музыку во всех существовавших тогда жанрах. Некоторые сочинения, особенно ранние, детских лет, утеряны. Всего за свои неполные 36 лет он написал более 600 произведений. Почти все они являются абсолютными жемчужинами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. За прошедшие 2 века интерес к ним только усиливается. Многие жанры он существенно развил и преобразовал, задав новую планку и ориентиры в искусстве.

Так, например, в его операх «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» драматургия шагнула далеко за пределы традиционных для того времени музыкальных спектаклей. Более сильную смысловую нагрузку приобретает сюжет, часто композитор принимает самое горячее участие в разработке либретто, дает рекомендации по построению фабулы. Каждый образ действующих лиц получает более детальную психологическую прорисовку, становится «живым» не только с помощью текстов, но и через выразительные музыкальные средства.

Также сильное драматургическое развитие получает у него симфония. Во многих из них можно увидеть сходство с оперным принципом построения – опора на конфликт, противостояние, сквозное развитие. С другой стороны, увертюра к «Свадьбе Фигаро» настолько совершенна по форме, что ее исполняют отдельно в концертах как оркестровое произведение.

Симфонизм как высший тип музыкального мышления в творчестве Моцарта утверждает каноны классического стиля. Однако в целом весь его творческий путь прошел эволюцию от рококо (в основном, в детских сочинениях), затем через венский классицизм до предпосылок к раннему романтизму. Остается лишь предполагать, какой бы была музыка этого гения, столь эмоционального, восторженного, искреннего, если бы ему довелось дожить до эпохи романтического расцвета.

Среди музыкальных произведений Моцарта 41 симфония, 27 фортепианных концертов, 5 скрипичных концертов, 27 концертных арий, 23 струнных квартета и 22 оперы.

Образ Моцарта в театре, кино, телевидении и других медийных проектах

Музыку гениального композитора можно услышать везде. По биографии Моцарта, его творчестве сняты сотни художественных и документальных фильмов, телевизионных проектов и поставлена театральная пьеса. Наиболее значимыми произведениями о нем считают:

  • «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина (цикл коротких пьес);
  • «Амадей» (1979) пьеса Питера Шаффера, которая легла в основу сценария знаменитого фильма Милоша Формана
  • «Амадей» — 8 премий Оскара и множество наград и номинаций в области киноискусства, в главной роли снялись Том Халс (Моцарт) и Ф.Мюррей Абрахам (Сальери).

Вот лишь неполный перечень телепроектов о Моцарте:

  • т/с «Моцарт в джунглях» — США (оригинальное название);
  • т/с «Avventura Romantica» (2016), в исполнении Лоренцо Зингоне (в роли молодого Моцарта);
  • т/с «Теперь я буду петь» (2016), в исполнении Лоренцо Зингоне;
  • т/с «La Fiamma» (2016), исполненная Лоренцо Зингоне;
  • «Стерн-папа (2015)» ТВ-эпизод, в исполнении Криса Маркетта (в роли Моцарта);
  • «Мистер Пибоди и Шерман Шоу»;
  • «Моцарт» (2016), исполненный Авнером Пересом (взрослый В. Моцарт);
  • «Фантастика» (2015);
  • «Моцарт против Скриллекс (2013) Телевизионный эпизод, в исполнении Ницца Питер (Моцарт);
  • Моцарт l’opéra Rock 3D (2011) (TV) В исполнении Микеланджело Локонте;
  • «Сестра Моцарта» (2010), в исполнении Дэвида Моро;
  • «Etida» (2010), Лука Хргович в роли Моцарта;
  • «Моцарт» (2008) Телесериал;
  • «В поисках Моцарта» (2006);
  • «Гений Моцарта», исполненный Джеком Тарлтоном»;
  • т/с «Симпсоны»;
  • т/с «Вольфганг Амадей Моцарт» (2002);
  • «Вольфганг А. Моцарт» (1991);
  • «Моцарт и Сальери» (1986) Телевизионный эпизод;
  • «Моцарт — его жизнь с музыкой» д/ф.

08. Моцарт, страница 13

А Дворец в Мангейме, где выступал знаменитый в XVIII веке Мангеймский оркестр.

Когда они с матерью заехали навестить родственников в Аугсбург, Моцарт познакомился со своей кузиной — Марией Анной Теклой (1758— 1841). Затем между ними завязалась не слишком приличная переписка. Трудно поверить, что такие письма мог писать человек, которого принято считать «солнечным гением».

В конце октября Моцарт с матерью прибыл в Мангейм. Здесь они задержались на целых шесть месяцев, и Моцарт тут впервые по-настоя-щему влюбился — в Алоизию Вебер, певицу-сопрано и вторую из четырех дочерей местного переписчика нот. Их чувства оказались взаимными, и вскоре они решили пожениться. Однако их надежды не осуществились. Когда Моцарт написал отцу о своих намерениях, то получил жесткий ответ: «Отправляйся в Париж! Немедленно! Ищи себе место среди великих людей и помни девиз Цезаря «Все или ничего»».

Смерть матери

Не смея перечить воле отца, Моцарт в марте 1778 года отправился в Париж. Сначала он собирался ехать один, но по приказу отца ему пришлось взять с собою мать: Леопольд перестал сыну доверять. Тем не менее Амадей пустился в путь полным надежд. Он хорошо помнил, как тепло принимали его во время последнего приезда в Париж. Казалось, что там он найдет достойное его таланту занятие. Но композитора ожидало разочарование: король Людовик XV, благосклонно относившийся к Моцарту, к тому времени скончался, а новый король, Людовик XVI, женатый на Марии Антуанетте,

Моцарт

дочери австрийской императрицы Марии Терезии, не пригласил Моцарта к себе в Версаль. Не помогли ни прекрасные выступления, ни визиты к аристократам: никакой пристойной должности маэстро так и не предложили. Правда, он получил в Париже несколько заказов и сочинил произведения, тепло принятые публикой. Но все это не удовлетворяло ни самого Амадея, ни — самое важное! — его отца.

Через три месяца после прибытия в Париж его мать, Мария Анна Моцарт, неожиданно заболела и вскоре скончалась. Амадей решил написать с небольшими интервалами несколько писем отцу с тем, чтобы исподволь подготовить его к тяжелому известию. В первом письме Амадей сообщил о серьезной болезни матери, во втором — о ее смерти. Есть предположение, что в третьем письме Амадей раскрывал всю правду и просил у отца прощения за свою ложь. По другой версии, Амадей попросил священника, друга их семьи, чтобы тот от его имени сообщил отцу и сестре о смерти матери.

HBRR UNIXMAIMMV; I,ANGE лЖсШсг^ег dej . t $ C-^atiorutL Jicji/wabrs m Jf n n

Певица из Мангейма Алоизия Вебер, покорившая сердце молодого Моцарта.

► Портрет императрицы Марии Терезы, покровительницы искусств.

Ключевая фигура

ИМПЕРАТРИЦА

В сентябре 1762 года шестилетний Моцарт впервые приехал в Вену и выступил с сольным концертом перед императрицей Марией Терезой. Отец его делал все возможное, чтобы добиться расположения императрицы, покровительницы искусств, но его слишком большое усердие вызвало противоположный эффект. Тем не менее императрица и ее сын оказали определенное влияние на дальнейшую судьбу Моцарта.

Мария Терезия, дочь императора Священной Римской империи Карла VI, умершего в 1740 году, в 23 года унаследовала все владения Габсбургов, что привело к так называемой «войне за австрийское наследство». В 1736 году она вышла замуж за Франца Стефана Лотаринг-ского, после смерти Карла VI ставшего новым императором Священной Римской империи. В 1749 году

МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ

Мария Терезия, одна из «просвещенных монархов» той эпохи, самостоятельно провела ряд административных и экономических реформ, опиравшихся на теорию меркантилизма. Они сопровождались преобразованиями в социальной, правовой и религиозной сферах. Начатые Марией Терезией реформы без особого успеха пытался продолжить ее старший сын Иосиф II, ставший ее соправителем после смерти в 1765 году ее мужа.

У Марии Терезии и Франца Стефана было 16 детей, десять из которых выжили. Умерла она в 1780 году, в возрасте шестидесяти трех лет.

– Прежде всего, вы должны много учиться, немного вырасти и тогда уже думать о сочинительстве, – ответил Моцарт.

– Да ведь вы сами сочиняли в пять лет! – возразил мальчишка.

– Это правда, – смеясь, согласился Моцарт, – только я ни у кого не спрашивал, как мне начинать.

Встреча юных гениев

Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, после выступления к нему подошёл мальчик постарше, лет четырнадцати. И сказал юному музыканту: — Ты так замечательно играешь! Мне никогда так не научиться…

— Да что ты! — удивился маленький Вольфганг. — Это ведь так просто!… А ты не пробовал писать ноты? Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову.

— Не знаю… Мне в голову приходят только стихи… – ответил собеседник.

Тут уже восхитился Моцарт: — Вот это да! Наверно, писать стихи очень трудно?

— Да нет, это совсем легко. Ты только попробуй!… – воодушевлённо произнёс неизвестный юноша.

Собеседником гениального мальчика Моцарта был юный талант Гёте.

Моцарт и кошка

Всё детство Моцарта было непрерывной чередой музыкальных занятий и бесконечных выступлений. Надо отметить, что его отец (Леопольд Моцарт, тоже скрипач и композитор) «загонял» своего юного сына по всевозможным гастролям. На многочисленных концертах в разных уголках Европы чудо-ребёнок развлекал великосветскую публику.

Огромным успехом у зрителей пользовалась «игра вслепую» юного таланта: отец закрывал ему лицо платком, и Вольфганг без всяких затруднений продолжал играть сложнейшие пьесы. Затем музыкальный трюк усложнялся – ещё одним платком закрывали клавиатуру, и малыш вполне справлялся с игрой.

Как-то раз на одном из концертов на эстраду вдруг вышла… кошка…

Моцарт бросил играть на клавесине и со всех ног помчался к кисе. Забыв о публике, юный гений стал забавляться с животным. На сердитый окрик отца мальчишка отвечал: — Ну, папочка, ещё чуть-чуть, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдёт…

Публика от этой милой сцены была в бо́льшем восторге, чем от виртуозной «игры вслепую».

Моцарт снизошёл – пожелал жениться на принцессе

В октябре 1763 года (в возрасте семи лет) маленький виртуоз Вольфганг Амадей Моцарт покорил австрийскую столицу Вену. Он дал в ней несколько концертов, на которых очаровал привередливую столичную публику. От его великолепной игры слушатели приходили в неистовый восторг. Вся венская аристократия только и говорила о юном гении. Рассказы о восхитительной игре Моцарта дошли до императрицы Марии Терезии, и отец Вольфганга получил приглашение выступить его сыну в Шёнбрунне – летней резиденции австрийского императорского двора. Естественно, Мария Терезия была восхищена игрой музыкального вундеркинда. После концерта она усадила Вольфганга себе на колени и даже позволила поцеловать себя в щёку. А затем произошёл забавный анекдот, над которым потом очень долго потешался весь королевский двор.

Юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта, дочь императрицы, решила показать Моцарту роскошный фамильный дворец династии Габсбургов. В одном из залов мальчик поскользнулся на натёртом до зеркального блеска паркете и упал. Принцесса Мария-Антуанетта, которая была старше Моцарта всего на три месяца, помогла ему подняться. После чего Вольфганг обратился к очаровательной девочке: – Вы так добры ко мне… Вы славная, я хочу на Вас жениться, когда вырасту. И, пожалуй, я на вас всё-таки женюсь!

Семилетняя Мария-Антуанетта со смехом рассказала о заманчивом предложении своей матери. Императрица с улыбкой спросила маленького «жениха»: – Почему ты хочешь жениться на её высочестве?

И юный кавалер ответил: — Из благодарности.

Вот всё-таки зря Габсбурги отвергли предложение руки и сердца талантливого музыканта и отдали Марию-Антуанетту замуж за француза Людовика XVI. Помните, чем закончилась жизнь этой королевской четы? Она закончилась гильотиной.

Желание академика Моцарта

Гениальный мальчик Вольфганг Моцарт свои самые первые музыкальные произведения сочинил, когда ему было всего 5 лет. Две коротенькие пьесы назывались Анданте До мажор и Аллегро До мажор. Малыш тогда ещё не умел писать, и поэтому все ноты за него внёс в тетрадь его отец – Леопольд Моцарт. Когда Вольфгангу исполнилось восемь лет, он написал свою первую симфонию ми-бемоль мажор.

Очень интересен и показателен один случай из детства Моцарта. Когда любящий отец закончил записывать ноты первого серьёзного концерта своего гениального малыша, он изумленно воскликнул: — Но этот концерт так труден, что его никто не сможет сыграть!

— Какие глупости, папа! — возразил малолетний музыкант,- его может сыграть даже ребёнок. Например, я.

В двенадцать лет юный талант сочинил первую оперу под названием «Бастьен и Бастьена», которая рассказывала о трогательной любви молодого пастуха к очаровательной пастушке. А к 14-ти годам молодой гений стал автором 135 музыкальных произведений! Вы только вдумайтесь: мальчишке было всего 14 лет, а он уже сочинил 135 пьес, сонат, менуэтов, контрдансов и концертов! В том числе и 14-ть симфоний!

В те времена в Болонской филармонической академии существовало правило: не принимать в свои почётные ряды никого моложе двадцати шести лет. Но для удивительного вундеркинда Вольфганга Амадея Моцарта было сделано исключение. В 14 лет он стал самым молодым членом Болонской академии за всю её историю. А это, прошу заметить, очень авторитетное музыкально-образовательное учреждение Европы.

Так вот, когда счастливый отец Леопольд Моцарт поздравил своего отрока с этим событием, тот заявил: – Ну, теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я выйду на улицу, всего на полчасика, и просто погуляю?

Рыцарь Золотой шпоры

А ещё (мало кто об этом знает) 14-летний Моцарт стал самым молодым во всемирной истории кавалером ордена Золотой шпоры.

Эта, неизвестная для многих из нас награда, является весьма ценным католическим рыцарским орденом. Его жалует лично Папа Римский, причём исключительно по собственной инициативе. В наградной иерархии Святого Престола орден Золотой шпоры занимает вторую позицию после Верховного ордена Христа.

У вас наверняка возник вопрос – за что же юный музыкант Моцарт был удостоен столь высокой награды? А вот за что.

В столице католического мира Ватикане, в его знаменитой Сикстинской капелле, всего один раз в год во время Страстной недели исполнялось торжественное девятиголосное сочинение композитора Грегорио Аллегри для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения под названием «Мизерере» (что переводится с латыни как «Помилуй») тщательно охранялась. Под угрозой сурового наказания (вплоть до отлучения от церкви!) запрещалось показывать ноты посторонним лицам, переписывать их, а тем более выносить. Но, в общем-то, желающих украсть партитуру этого гигантского творения не было вовсе – слишком уж сложна эта музыка.

В 1770 году во время концертного тура по Италии Моцарт впервые услышал хоровую композицию «Мизерере». Он был поражён и потрясён её величием. А потом взял, и записал услышанную музыку по памяти. Ещё раз акцентирую ваше внимание: услышав сложнейшее произведение всего один раз, гениальный мальчик Моцарт записал его на слух. Просто он очень хотел сделать подарок для своей сестры Наннель – преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского.

Вот лично для меня его поступок – это как переписать по памяти «Войну и мир» Толстого…

Спустя несколько дней во время концертов Моцарт использовал отдельные темы из «Мизерере» в своих вариациях на клавире. Так общественности стало известно о «похищении» секретных нот. Слух о «краже» дошёл до Папы Римского Климента XIV, и он пригласил Моцарта к себе. Обнаружив отсутствие состава преступления, Папа сначала пришёл в крайнее изумление, а потом, убедившись, что нотная запись безупречна, был безгранично поражён юным дарованием. После чего Климент XIV счёл допустимым наградить юного Вольфганга Амадея Моцарта орденом Золотой шпоры.

Вот так 14-летний мальчик и стал самым молодым рыцарем Святого Престола.

Сылка на Miserere Allegri — https://www.youtube.com/watch?v=yDRoL7ziDP4

Милостыня по-моцартовски

Как-то раз на одной из улиц Вены к композитору Моцарту обратился бедняк. Он просил милостыню. Но денег при себе у музыканта не оказалось, и Моцарт пригласил несчастного зайти в кафе. Там, сев за столик, он вынул из кармана бумагу и за несколько минут написал менуэт. Моцарт отдал это сочинение нищему, и посоветовал зайти к одному известному издателю.

Бедняк, не очень-то веря в успех, взял бумагу с нотами и отправился по указанному адресу. Издатель взглянул на менуэт и… дал нищему пять золотых монет. После чего сказал, что можно приносить подобные сочинения ещё.

Меня в этой истории интересует вот что: 1) как часто бедолага подкарауливал Моцарта на улицах Вены?… и 2) после какого по счёту сердобольного менуэта великий музыкант стал оглядываться по сторонам?

Зато у меня есть Констанция!

Зарабатывая вполне приличные гонорары, Моцарт, как ни странно, вечно был вынужден занимать деньги. Получив за выступление на концерте одну тысячу гульденов (баснословную сумму по тем временам!), он уже через две недели сидел без денег. Один аристократический приятель Вольфганга, у которого тот попытался занять, с удивлением заметил: — У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей… Куда же ты деваешь деньги, мой дорогой?

— Но зато у меня есть жена Констанция! — весело напомнил Моцарт. — Она — мой фамильный замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей…

Замечательный красный бантик

И ещё одна интересная история о любимой женщине великого музыканта.

Однажды ясным летним вечером Вольфганг Моцарт и его жена Констанция вышли на прогулку. На главной улице Вены у известного модного магазина им повстречалась щегольская коляска, из которой выпорхнула восхитительно одетая девушка.

— Какая она нарядная! — воскликнула Констанция, — мне больше всего на свете нравится её пояс, а особенно красный бантик, которым он застегнут.

— Я очень рад, — отозвался гениальный муж, широко улыбаясь,- что тебе нравится именно бантик. Потому что только на него у нас и хватит денег…

Это не было скупердяйством или чрезмерной бережливостью. Несмотря на свою известность и связи в высшем обществе Моцарт был беден. Его расходы значительно превышали доходы. Что ж, как говорят французы C’est La Vie – такова жизнь.

Камень от Моцарта как ответная любезность

Каждый из нас в своей жизни разыгрывал друзей и близких пустопорожними сюрпризами: это когда упаковки слишком много, а сам подарок чересчур маленький, ну, или когда несколько коробочек входят одна в другую как матрёшки. Тот, кто так не шутил, наверняка мечтал об этом. В жизни великих людей приключались весьма затейливые розыгрыши, связанные со странными подарками. Вот один пример.

Один близкий приятель Вольфганга Амадея Моцарта был большим шутником. Как-то раз он разыграл музыканта весьма изощрённым способом: прислал ему огромный свёрток, в котором не было ничего, кроме обёрточной бумаги. Внутри гигантской бумажной посылки лежала маленькая записка: «Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!»

Так себе прикол, не правда ли!? Не стоило его даже вспоминать, если бы не остроумный ответ Моцарта.

Через несколько дней шутник получил огромный тяжёлый ящик. Открыв его, он обнаружил большой камень, на котором было написано: «Дорогой друг! Когда я получил твою записку, этот камень свалился у меня с сердца!»…

Необычный розыгрыш Моцарта над Гайдном

Ещё одна, блестящая, да просто уникальная, шутка великого Моцарта.

Однажды композитор и музыкант-виртуоз Моцарт решил подшутить над своим товарищем – композитором Гайдном. Он сообщил приятелю следующее: — Я написал такую вещицу для клавира, которую не сможет исполнить ни один человек в мире, кроме… меня!

Тогда Йозеф Гайдн сел за клавесин, начал играть по рукописи, но вдруг неожиданно остановился.

Оказывается, Моцартом были написаны несколько нот в середине клавиатуры, в то время, как правая рука играла в верхнем регистре, а левая в басу. И тогда Гайдн воскликнул: – Никто в мире не сможет сыграть это только двумя руками! Тут нужна ещё одна — третья рука!

Моцарт, весьма довольный своим розыгрышем, рассмеялся, сел за клавир и… исполнил пьесу в точности так, как она была написана. А сложные ноты посередине клавиатуры он взял… носом!