О хороших манерах

О ХОРОШИХ МАНЕРАХ

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорит и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, сто в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол- опять- таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не только манеры, сколько то, что выражается в них- бережное отношение к людям, к природе.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим… тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умения их применять. (220 слов.)

Задание. Продолжить рассуждение на данную тему.

«Письма о добром и прекрасном» – одна из самых душевных книг академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. В ней он щедро делится своими размышлениями о том, что кажется ему самым важным: о смысле жизни, о мудрости, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. Стоит прочитать каждому:

«О воспитанности»

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек.

Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.

Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все? В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл.

Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (АН СССР до 1991 года). Председатель правления Российского (Советского до 1991 года) фонда культуры (1986–1993). Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Ниже приведен фрагмент из книги: Лихачев Д.С. Письма о добром. — СПб.: Наука, Logos, 2006.
О воспитанности
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями. Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.
Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, — он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, — он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, — он невоспитанный человек. Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), — он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.
Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.
Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность — вежливость королей» — говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же — дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях. Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть.
Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.(с)

Манеры поведения в жизни человека;

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить, лишь соблюдая правила вежливости и сдержанности. Однако в жизни нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина тому — недооценка культуры поведения человека, его манер.

Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявление откровенной недоброжелательности к окружающим, пренебрежении к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек и прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям независимо от их должности и общественного положения. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведения за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность.
Деликатность не должна быть излишней, доходить до откровенной лести, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас
сочтут невеждой.

Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких
жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми
мы вступаем в те или иные жизненные отношения. Как метко заметил
Сервантес, ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Истинная вежливость может быть только доброжелательной,
поскольку является одним из проявлений искренней, бескорыстной
благожелательности по отношению ко всем, с кем человеку приходится встречаться на работе, дома, в общественных местах. Вежливость
может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям
вообще — обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот что об этом говорит Д. Карнеги: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться. Ф. Рузвельт знал, что один из самых
простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать
расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить
им сознание собственной значительности».

Следующие два благородных человеческих качеств — тактичность и чуткость — предполагают внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.

Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которое необходимо при
разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать
границу, нарушив которую (словами или поступками), можно незаслуженно обидеть, огорчить человека, а иногда и причинить ему боль.
Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Уважение к другим — обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда на совещании кто-то небрежно бросает во время
выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда». Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения аудитория встречает с холодком. О таких людях говорят: «Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя».

Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплине, а также в уважительном,вежливом, тактичном поведении по отношению к руководителю. То же — по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом, отвечаете ли вы людям тем же.

Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на высказывание
или поступки и при необходимости самокритично, без чувства ложного
стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но и укрепит собеседника в том, что вы обладаете исключительно ценным человеческим качеством — скромностью.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше,
способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

Вместе с тем скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто в критических обстоятельствах скромные люди оказываются намного тверже и активнее.
Доказательства своей точки зрения никогда не следует начинать с заявления: «Я вам докажу то-то и то-то». По мнению психологов, это все равно, что заявить: «Я умнее вас, я собираюсь вам сказать то, что заставит вас изменить свое мнение». По сути, это вызов, который порождает у собеседника внутреннее сопротивление и желание «сразиться» с вами еще до начала спора. Доказывать что-либо следует настолько тонко и искусно, чтобы никто этого даже не почувствовал.

Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах, позволяют разрешить противоречия между требованиями «хорошего тона» в дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

Каждому человеку нужно стараться вести себя правильно и быть культурным при общении с другими людьми. Без хороших манер, мы выглядим в глазах других неуважительно. А в некоторых случаях, очень плохое поведение может привести к оскорблениям, ссорам или дракам.

Какие есть хорошие манеры поведения

Нас всех учат быть вежливыми с самого детства. Родители нам объясняют как правильно благодарить других людей и как вести себя в различных жизненных ситуациях. Например:

  • Уступать место в автобусе пожилым людям;
  • Пропускать вперед женщин;
  • Помочь открыть двери инвалиду или женщине с маленьким ребенком;
  • Если человек что-то уронил, то помочь ему это поднять.

Это не все хорошие манеры поведения, но одни из основных.

Общественные и личные манеры поведения

Мы должны придерживаться хорошего поведения с нашими родными, друзьями и коллегами по работе. С незнакомыми людьми, мы также должны вести себя надлежащим образом. Например:

  • Не игнорировать прохожих, когда к вам обращаются;
  • Отвечать на все звонки от ваших знакомых и близких;
  • Выполнять все свои обязательства;
  • Уведомлять других людей если вы задерживаетесь.

У каждого из нас есть плохие и хорошие манеры поведения, которые могут проявляться сами по себе. Я хочу, чтобы вы всегда следили за ними и контролировали их. Ниже представлен список плохих и хороших манер поведения, за которыми вы должны следить в первую очередь.

Хорошие манеры поведения

  • Отвечать на все звонки и сообщения;
  • Придерживать двери перед другими людьми;
  • Пропустить другого водителя на дороге;
  • Отключать мобильный телефон на собраниях или конференциях;
  • Не опаздывать на встречу или мероприятие;
  • Не перебивать человека при разговоре;
  • Прежде чем прийти в гости, обязательно позвонить и предупредить.

Плохие манеры поведения

  • Не отвечать на телефонные звонки;
  • Нецензурно выражаться;
  • Слишком громко разговаривать по телефону;
  • Опаздывать на встречи или вовсе не приходить;
  • Курить в общественном месте;
  • Приходить в гости без приглашения;
  • Размахивать руками при разговоре;
  • Употреблять пищу в общественном транспорте.

Как вы себя чувствуете, когда сталкиваетесь с невоспитанными людьми?

Давайте смотреть правде в глаза. Мы все люди и все совершаем ошибки, мы постоянно куда-то спешим и часто забываем культурно себя вести. Мы можем не пропустить другого водителя на дороге, или после тяжелого рабочего дня отказаться от встречи с кем-то и поехать домой отдыхать.

Однако, люди, которые ведут себя таким образом, являются эгоистичными. И мне действительно не нравится, когда перед моим лицом хлопают дверью или мне приходится дышать сигаретным дымом в общественном месте. Конечно, бывают разные ситуации, но я сомневаюсь, что люди, которые делают это ежедневно, задумываются о хороших манерах поведения.

Мои родители обучали меня правилам этикета с самого детства. И основное правило которое я запомнила: «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»

Держите свое слово

Мне всегда говорили, если ты обещаешь что-то сделать, будь то в семье или на работе, то должна непременно это выполнить. Если у вас есть привычка менять свое мнение или не выполнять обещания, то вы приобретете репутацию ненадежного человека.

Неважно, пусть вы выполните свое обещание с задержкой, но вам нужно всегда держать свое слово. Единственным исключением из этого, являются проблемы связанные с вашей семьей. В тех случаях, когда кто-то из ваших родных заболел, на первом месте должна быть семья.

Люди, которые имеют хорошие манеры поведения, всегда предупреждают, что они не смогут выполнить свое обещания вовремя, так как, их ребенок или кто-то из родных заболел. И поверьте мне, в таком случае вас поймут и не будут ни в чем обвинять.

Если вы договорились с кем-то встретится, но вдруг у вас появилась более важные дела, постарайтесь немного изменить свое расписание, чтобы присутствовать на первой и второй встрече. Только предупредите заранее, что вам нужно будет уйти к определенному времени. Старайтесь всегда сообщать о своем опоздании или преждевременном уходе.

Бывают случаи, когда человека можно оправдать за то, что он не пришел на встречу или не выполнил обещание. Например:

  • Помощь вашему близкому другому;
  • У вас сломалась машина и вы не можете добраться;
  • Кто-то из вашей семьи заболел;
  • Смерть в вашей семьи или среди близких людей;

Только, пожалуйста, не нужно использовать эти случаи в качестве оправданий. Если вы не будете приходить на встречи, потому что у вас часто ломается машина или вам нужно каждый день помогать другу. Это будет выглядеть подозрительно и вы завоюете репутацию лжеца.

Итак, какие оправдания вам не следует использовать. Если у вас нет ситуаций из вышеперечисленных, тогда любое другое оправдание будет выглядеть как обман. Например:

  • Мой друг неожиданно пригласил меня на его день рождения;
  • Мне нужно сделать новую прическу;
  • Ко мне неожиданно пришли гости;
  • Я себя плохо чувствую.

Все это не сделает вас пунктуальным человеком. Так что старайтесь не использовать эти оправдания в своей жизни.

Признавать и ценить хорошие манеры в других

Культурное поведение и взаимное общение. Если кто-то придержал перед вами дверь, скажите «спасибо». Если вам нужно что-то на продуктовой полке в магазине, а кто-то мешает, скажите «извините пожалуйста» или спросите «не могли бы вы передать мне это?», а затем обязательно поблагодарите человека.

Точно также необходимо вести себя с молодежью, которая в наши дни кажется не культурной. Очень важно подавать хороший пример и давать им положительные отзывы, когда они поступают правильно. Вот два примера:

Недавно я была в магазине, ко мне подошла маленькая девочка и сказала: «Извините, пожалуйста, можете помочь мне достать вот это мороженное?» Я была очень приятно удивлена. Когда я заметила женщину, которая была её мамой. Подошла к ней вместе с девочкой и поблагодарила, за то, что она воспитала такого ребенка. Она улыбнулась и с такой же широкой улыбкой, поблагодарила меня.

А вот второй случай. Я была на одном мероприятии и увидела компанию молодых людей, которые громко о чем-то говорили и спорили. Через некоторое время я услышала с их стороны оскорбления и насмешки над другими людьми. Когда я подошла, чтобы сделать им замечание, то они мне грубо и не красиво ответили, чем меня сильно обидели. Но здесь, я снова хочу вспомнить фразу — «что посеешь, то и пожнешь». Точно также происходит и с нашим поведением и манерами. Используйте их правильно и будьте добры, тогда люди ответят вам аналогичным образом. А если вы будете относиться к другим людям неуважительно, тогда не удивляйтесь, если к вам будет такое же отношение.

Публицистический стиль. Есть много книг о «хороших манерах»

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятным надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.

(Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»)

Анализ текста.

Данный текст – это отрывок из обращенных к молодежи «Писем о добром и прекрасном» академика Д.С.Лихачева. Текст относится к публицистическому стилю.Цель текста – привлечь внимание молодых к вопросам этики. Автор не просто рассказывает о хороших манерах, а объясняет их смысл, воздействуя на читателя примерами, призывает задуматься над сказанным, последовать советам. Свое обращение Д.С. Лихачев облекает в форму письма; текст носит призывный характер, он убедителен, эмоционален. Достигается это средствами языка, характерными для публицистической речи.

Лексические черты:

— преобладает нейтральная лексика (жанр письма предполагает доверительность, отсутствие пафосности), хотя есть и слово высокого стиля («черпать» знания); термин («рецепты» поведения) употреблен в переносном значении

Морфологические черты:

-широкое использование градационных союзов и усилительных частиц (и, а, ли, все-таки; не столько-сколько и др.)

-употребление инфинитива в значении повелительного наклонения глаголов (надо не мешать, не шуметь, не говорить и др.), что способствует призывности текста

Синтаксические черты:

-риторические вопросы, которые должны привлечь внимание читателя к проблеме (Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?)

— настойчивые повторы мысли («..чтобы не мешать соседу,..»), а также повторы слов и сочетаний ( в том числе «призывного» слова надо/не надо)

— ряды однородных членов с противительным значением (в гостях и дома, со старшими и младшими и др.)

— обратный порядок слов вносит экспрессивность в рассуждение («Быть опрятно одетым надо потому..», «И воспитывать в себе надо…»)

— вводные слова, обращения к читателю (я думаю, как видите; на вас, вам и др.)

— простота синтаксических конструкций (Есть много книг о «хороших манерах»; Но люди обычно мало черпают из этих книг)