Никогда не будет лишним

Почему девушкам не нравятся умные и эрудированные парни?

Screw Антон 217 год назад Смело бью по стереотипам и убеждениям наукой и философией https://vk.com/fall_stereotypes Пользователю можно задать вопрос

Начну издалека.
Развитие человека и общества характеризуется двумя способами: статичным и динамичным. Статичный — это приверженность традициям, динамичный — приверженность развитию.
При статичном методе развития общества, информация внутри него передаётся без искажений. Наивысшая ценность — это традиции, В нем ничего не меняется и никто не выделяется. Личность поощряется за соответствие устоявшимся традициям и наказывается за нарушение. Общество же идущее по такому пути, развивается медленно, изменения незаметны.
Динамичный — это когда информация распространяемая в обществе, соответствует реальности, несет выгоду и распространяется в силу своей ценности. Личность в нем поощряют за изобретение чего-то нового, за достижения, за то, что несет пользу. Такой подход создаёт условия для непрерывного и стремительного развития общества.
Так вот, мы живем в обществе со статичной моделью развития и элементами динамичной. Причем динамичную часть считают временным, промежуточным явлением и общество требует переходить в статичное состояние и создало все условия для этого. Обучение же — это динамичное состояние, когда человек получает навыки, которые ему потребуются в статичный период.
Социальный институт в виде государства вынуждает вас вести оседлый образ жизни на ограниченной территории. Общество требует создавать статичную социальную структуру в виде семьи и обзаводиться якорями в виде детей. Ценность же этого процесса для конкретной личности, обществом во внимание не принимается и выскочки порицаются. При поступлении в учебное заведение вы выбираете статичную специальность, с который вы свяжете свою жизнь. Отучившись же, вы идете на статичную работу, где ценится стаж. А на самой работе вас опять же встретят статичные структуры в виде корпоративной культуры.
А теперь к сути вопроса. Девушка ищет уверенного в себе, успешного, перспективного и способного прокормить её детей партнера. Динамичные личности всем этим характеристикам как раз и соответствуют. В текущей реальности, это и есть умные, эрудированные и рациональные люди, которые были в динамичном состоянии обучения дольше среднего и достигли при этом хороших результатов. Этим так же объясняется и то, почему девушки выбирают плохих парней. Плохой парень — это всегда динамичная личность, просто он больше не вписывается в современное статичное общество, так как его традициям соответствовать не собирается.
Так вот, умный, эрудированный и рациональный человек в один прекрасный момент становится статичным, как того требует общество. Его взгляды костенеют, он точно знает что делать, так как умнее других, и всем начинает рассказывать свою точку зрения. То есть, по сути вводит новые традиции, которым хочет что бы другие следовали. Динамичные черты личности начинают растворятся в статичных характеристиках общества. Это и есть то самое занудство.
В итоге мы имеем, что девушка ищет себе динамичного парня, которого она сама же хочет сделать статичным, а когда это происходит и он приобретает все статичные характеристики — парень перестаёт её устраивает. Вот такое вот колесо сансары.

Screw Антонотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 26 -15

Эрудиция

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011 года.

Эруди́ция (от лат. ēruditio — учёность, просвещённость) — всесторонняя образованность, широкие познания во многих областях.

Слово эрудиция пришло из латинского: учёный считается эрудитом (лат. eruditus), когда занятия и чтение, сопровождаемые осмыслением и выводами, вычеркнули всю его грубость (лат. rudis, e-(ex-)+rudis), то есть «сгладили» его первоначальное невежество. Эрудиция — глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления литературных и не только литературных источников. Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт.

Эрудиция имеет отношение к образованному человеку. Однако это не одно и то же. Человек-эрудит обязательно образован, но образованный человек — не обязательно эрудит. Критическое различие в том, что человек-эрудит стремится преодолеть свою грубость и необразованность, в то время как просто образованный человек не видит в этом особенного достоинства. Человек-эрудит вникает в конкретные темы непосредственно через книги и исследование, а не из курсов обучения предмету.

Известный итальянский поэт Джакомо Леопарди был эрудитом: он читал и изучил классику самостоятельно, и был под глубоким влиянием многих философов. Среди наибольших древнеримских эрудитов был Марк Теренций Варрон. Среди наибольших английских эрудитов был писатель эссеист сэр Томас Браун.

Эрудиция очевидна в литературной работе, когда писатель-эрудит обладает общим знанием, охватывающим несколько различных областей.

Примеры эрудитов — это математики и физики, обладающие обширными знаниями в биологии, каковыми являются многие настоящие учёные современности.

См. также

  • Дилетантизм — рассматривается и как антоним эрудиции (всё знает — ничего не знает), и как особенность эрудиции: эрудит знает всё о ничтожном предмете, а дилетант — ничего обо всём; также последняя антитеза строится — глубоко эрудированный против широко эрудированный
  • Мозаичная культура

> Примечания

  1. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Русский язык, 2000.

Ссылки

  • «Логическая грубость» («Logical Rudeness»)

Подготовка к изложению в формате ОГЭ.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. Подготовка к изложению в формате ОГЭ.

Тема урока: ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.

План-конспект

1.Организационый момент.

2.Цели и задачи.

— Сформулируйте, пожалуйста, наши цели и задачи на сегодняшний урок, исходя из темы занятия. (Суворовцы формулируют цели и задачи, которые необходимо решить для достижения оставленных целей).

Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.

3. Актуализация знаний.

— Давайте вспомним, что такое изложение?

— Какие виды изложений мы знаем?

Подробное, выборочное и сжатое.

-Что такое подробное изложение?

Подробное изложение — максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей.

— Какое изложение мы называем сжатым?

Сжатое изложение — краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности

— Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений. (максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации)

— Скажите, почему в сжатом изложении сохранение языковых особенностей не считается обязательным?

4. Знакомство с приемами и способами сжатия текста.

-Давайте вспомним, какие приемы сжатия текса мы знаем? (слайд №4)

  • Свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее)

  • Замена

  • Исключение

  • Обобщение информации

С содержательными приемами мы уже знакомы, поэтому сегодня обратим внимание на языковые приемы.

Слайд №5 Разновидности обобщения и исключения.

  • замена фрагмента предложения синонимическими выражениями;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • замена сложноподчиненного предложения простым

  • исключение повторов;

  • исключение фрагмента;

  • исключение одного или нескольких синонимов

— Практическая работа (коллективная)

Замена однородных членов обобщающим наименованием;

В это лето я узнал наново, на вкус, на запах, на ощупь много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми.

Варианты ответа

В это лето я узнал наново много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далеко не пережитыми

В это лето я узнал наново, понял много слов, известных мне ранее

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 л. воды

Вариант ответа

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 л. воды).

— Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой.

Выполняем первое задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометки) Каждый ряд работает со своим заданием. 4-5 минут.

1 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием слияния

А) Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, только гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах при свете коптилок из тюленевого жира, на сорокапятиградусном морозе замерзшей и усталой рукой.

Вариант ответа

Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но очень трудно было

читать эти дневники, написанные на привалах при свете замерзшей и

усталой рукой.

Б) Знаете ли вы, что многие птицы получили свое название по их крику или

по цвету оперенья? Иногда об этом нетрудно догадаться, только надо немного подумать над словом, иногда посмотреть в словаре, внимательно посмотреть на перышки птиц.

Вариант ответа

Многие птицы получили свое название по их крику или по цвету оперения,

о чем нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть на птиц.

В) О значении любого слова можно узнать в справочной литературе. Где можно узнать о значении любого общеупотребительного слова? Конечно, в толковом словаре русского языка. А где можно узнать о значении слов общенаучной лексики? Наиболее полно эта лексика отражена в энциклопедических словарях.

Вариант ответа

О значении любого слова можно узнать в справочной литературе, а о значении любого общеупотребительного слова – в толковом словаре русского языка, о значении слов общенаучной лексики – в энциклопедических словарях.

2 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием замены

А) Песня тихая, тягучая, заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли.

Вариант ответа

Тихая и печальная песня слышалась отовсюду.

Б) Великие качества человечности – любовь к жизни, ненависть к трусости, благородство, людское товарищество, ясная доброта — все эти нравственные качества возникают, прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются: время оттачивает и проверяет их.

Вариант ответа

Великие качества человечности возникают и прочно закладываются в детстве, а потом лишь шлифуются.

В) М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.

Вариант ответа

Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры. Он был ученым, философом, поэтом.

3 ряд: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения

А) Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Боярские дворцы встречались в Китай-городе только как исключение. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому социальному развитию.

Вариант ответа

Кремль – центр боярства и духовенства, правящих сословий. Китай-город – сосредоточие посадского люда, тяглового сословия. Различие во внешности Кремля и Китай-города соответствовало этому социальному развитию.

Б) За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные: самые большие дома были бревенчатые двухэтажные срубы, где наверху жил сам купец, а внизу под навесом располагалась его торговля; но таких домов было немного, и преобладали одноэтажные домики или просто сколоченные из досок палатки. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

Вариант ответа

За Красной площадью шли торговые помещения и далее купеческие дома. До конца 17 века торговые помещения были почти исключительно деревянные. Каменные ряды были построены в 1596 году, после страшного пожара 1596 года.

В) Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви – «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я впервые познал аромат цветов и сотового меда, синеву меда и глубину рек, блеск снега и холодок родниковой воды.

Вариант ответа

Я люблю на своей великой Родине все. Но душа этой любви – «тот уголок земли» на берегу матушки-Волги, где я познал красоту родной земли.

Время истекло. Внимание на доску. Слушаем первый ряд, второй ряд, третий ряд.

Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать предложения.

— Теперь перед нами небольшой фрагмент текста, состоящий из 45 слов, который необходимо сжать до 35 слов.(Слайд № 18)

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Варианты ответа

Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

— Есть вопросы?

5. Анализ текста.

Тогда перейдем непосредственно к анализу текста.

-Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.

Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.

В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество потребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.

.Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.

К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около

половины земной суши: 26% — под пастбища, по 11% — под пашни и лесоводство, остальные 2-3% — для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта

и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию

искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.

Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.

Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться

из которого все труднее.

— А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста. (Слайд №19)

  • Человек – высокоорганизованный организм, у которого есть, в отличие от других живых существ, интеллект. Благодаря интеллекту, человек расселился по всей поверхности Земли и приспосабливает ее для своих нужд. Но его деятельность плохо влияет на природу: загрязняются водоемы, гибнут растения и животные.

— Удачно ли это изложение? Почему?

Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.

— Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.

— Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайд №20)

  • Определение темы текста

  • Определение идеи текста

  • Определение структуры текста

  • Определение микротем текста как частей общей темы

  • Моделирование сжатого изложения

— Какова тема текста? (Слайд № 21)

Человек и природа

— Какова идея?

Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе

— Выделите микротемы.

  • Человек взаимодействует на экосистему Земли.

  • Воздействие человека несравнимо с другими воздействиями

  • Люди ради своих целей нарушают экологическое равновесие

  • Неразумное использование природных ресурсов может привести к катастрофе

— Соотнесите микротемы и абзацы.

Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Постарайтесь использовать различные приемы сжатия.

1 ряд – 1,2абзац (1,2 микротемы)

2 ряд – 3,4 абзац (3 микротема)

3 ряд – 5,6 абзац (4 микротема)

-Проверяем работу (Слайд № 22-25)

Человек – организм высокоорганизованный, наделенный мощным интеллектом – ощутимо воздействует на экосистему Земли.

Сжатый вариант

Человек воздействует на экологическую систему Земли.

В отличие от всех других биологических видов, имеющих более или менее ограниченную среду обитания, люди расселились по всей земной поверхности, невзирая на почвенно-климатические, геологические, биологические и прочие условия. Уже поэтому степень их влияния на природу несопоставима с влиянием любых других существ. В течение многих тысячелетий люди почти не ощущали ограничений со стороны окружающей среды. А если и видели, что в ближайшей округе уменьшилось количество потребляемой ими дичи, истощились обрабатываемые почвы или луга для выпаса скота, то перекочевывали на новое место. И все повторялось. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми.

Сжатый вариант

Степень влияния человека на экологию несопоставима с влиянием других живых существ. Человек расселился по всей земной поверхности, невзирая на различия климатических, геологических, биологических условий. Если где-то становилось меньше дичи или почвы истощались, то люди перекочевывали на другое место. Ресурсы казались неисчерпаемыми.

Благодаря своему интеллекту люди не столько приспосабливаются к природной среде, сколько приспосабливают эту среду к своим потребностям. И такое приспособление, которое еще недавно с гордостью называли «покорением природы», приобретает все более наступательный, даже агрессивный характер.

К настоящему времени человек приспособил для своих надобностей около

половины земной суши: 26% — под пастбища, по 11% — под пашни и лесоводство, остальные 2-3% — для строительства жилья, промышленных объектов, транспорта

и сферы услуг. Из доступных источников свежей пресной воды человечество использует больше половины. При этом почти половина рек планеты существенно обмелела или загрязнена, а около 60% из 277 крупнейших водных артерий перегорожены плотинами и прочими инженерными сооружениями, что привело к созданию

искусственных озер, изменению экологии водоемов и устьев рек.

Сжатый вариант

Люди благодаря интеллекту не столько приспосабливаются к среде обитания,

сколько приспосабливали саму среду. И это приспособление делается все более агрессивным. Около половины земной суши человек приспособил под пастбища, пашни и лесоводство, а 2-3% — под строительство. Сегодня освоены около половины всех источников пресной воды, причем из-за возведения плотин на реках изменяется экология водоемов, реки мелеют и загрязняются.

Люди ухудшили либо уничтожили места обитания множества представителей флоры и фауны. Только с 1600 года на Земле исчезли 484 вида животных и 654 вида растений.

Человек все больше загоняет природу и самого себя в тупик, выбраться

из которого все труднее.

Сжатый вариант

Люди ухудшили или уничтожили места обитания растений и животных, многие из которых вымерли. Загрязняя природу, человек ставит самого себя в тупик.

Вот наше сжатое изложение. Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями.

К-1 экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)

К-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

К-3 работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)

Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной.

Задание на самостоятельную подготовку: произвести сжатие текста варианта №2 (сборник Цыбулько).

Электронная библиотекаBooksBurg.net

Оказалось, что доктор приехал в Заполярье с первым пароходом и весь город был построен у него на глазах.

— Здесь в двадцать восьмом году была тайга, — сказал он. — А вот на этом месте, где мы сейчас сидим и пьем чай, били зайцев.

— А теперь стоит один дом, — сказала Анна Степановна, — а улицу собирались построить, да так и не собрались.

— А театр, скажешь, плохой?

— Театр хороший.

— К нам в прошлом году приезжал МХАТ, — сказал Володя и покраснел. — Мы их встречали с цветами. Они удивлялись, откуда у нас цветы, а у нас сколько угодно.

Все посмотрели на него, и он еще больше покраснел.

— Володя любит театр, — сказала Анна Степановна, — и еще очень любит…

— Мама!

Доктор засмеялся.

— Мамочка, можно тебя на минуту? — грозно сказал Володя и вышел.

Анна Степановна тоже засмеялась и пошла за ним.

— Стихи пишет, — шепотом сказал доктор. — Нет, теперь, когда вспоминаешь, очень интересно, — продолжал он. — Это было здорово! Когда первый лесозавод строили — в газете вместо даты печатали: столько—то дней до пуска лесозавода. Двадцать дней. Девятнадцать дней. И наконец — один день! А первые самолеты! Как их встречали! А ты? — вдруг спохватился доктор. — Как ты? Что собираешься делать?

— Собираюсь летать.

— Куда?

— Еще не знаю. Планы большие, а пока буду возить в Красноярск пушнину.

— А планы — новая трасса?

— Да… Иван Иваныч, — сказал я, когда было съедено все, что было на столе, и мы принялись за очень вкусное самодельное вино из морошки, — помните ли вы те письма, которыми мы обменялись, когда я еще был в Ленинграде?

— Помню.

— Вы написали мне очень интересное письмо об этом штурмане, — продолжал я, — и мне, прежде всего, хочется узнать, сохранились ли его черновые тетради?

— Сохранились.

— Очень хорошо. А теперь выслушайте меня. Это довольно длинная история, но я все—таки расскажу ее вам. Как известно, не кто иной, как вы, в свое время научили меня говорить. Вот и расплачивайтесь.

И я рассказал ему все — начиная с чужих писем, которые когда—то читала мне вслух тетя Даша. О Кате я сказал только несколько слов — в порядке информации. Но доктор в этом месте почему—то улыбнулся и сейчас же принял равнодушный вид.

— …Это был очень усталый человек, — сказал он о штурмане. — В сущности, он умер не от гангрены, а от усталости. Он истратил слишком много сил, чтобы избежать смерти, и на жизнь уже не осталось. Такое он производил впечатление.

— Вы говорили с ним?

— Говорил.

— О чем?

— По—моему, о каком—то южном городе, — сказал доктор, — не то о Сухуме, не то о Баку. Это у него была просто навязчивая идея. Все тогда говорили о войне: только что началась война. А он о Сухуме — как там хорошо, тепло. Должно быть, он был оттуда родом.

— Иван Иваныч, эти дневники, они у вас здесь? В этом доме?

— Здесь.

— Покажите.

Я часто думал об этих дневниках, и в конце концов, они стали казаться мне какими—то толстыми, в черном клеенчатом переплете. Но доктор вышел и через несколько минут вернулся с двумя узенькими тетрадочками, похожими на школьные словари иностранных слов. Невольное волнение охватило меня, когда я наудачу открыл одну из тетрадок:

«Штурману Ив. Дм. Климову.

Предлагаю Вам и всем нижепоименованным, согласно Вашего и их желания, покинуть судно с целью достижение обитаемой земли…»

— Доктор, но ведь у него превосходный почерк! Я читаю совершенно свободно!

— Нет, это у меня превосходный почерк, — возразил доктор. — Ты читаешь то, что мне удалось разобрать. Я в нескольких местах вложил листочки с прочитанным текстом. А все остальное — взгляни!

И он открыл тетрадку на первой странице.

Мне случалось видеть неразборчивые почерки: например, Валя Жуков писал так, что педагоги долгое время думали, что он над ними смеется. Но такой почерк я видел впервые: это были настоящие рыболовные крючки, величиной с булавочную головку, рассыпанные по странице в полном беспорядке.

Первые же страницы были залиты каким—то жиром, и карандаш чуть проступал на желтой прозрачной бумаге. Дальше шла какая—то каша из начатых и брошенных слов, потом набросок карты и снова каша, в которой не мог бы разобраться никакой графолог.

— Ладно, — сказал я и закрыл тетрадку. — Я это прочитаю.

Доктор с удовольствием посмотрел на меня.

— Желаю успеха, — сердечно сказал он.

Я остался у него ночевать, потому что стало темно, пока я сидел в гостях, и начиналась вьюга, а в Заполярье не принято выходить на улицу, когда начинается вьюга. Анна Степановна приготовила мне постель в Володиной комнате, на складной кровати, и я перед сном долго рассматривал Володю, который спал на боку, подложив под щеку аккуратно сложенные ладони. Во сне это был настоящий маленький доктор, только бороды не хватало. Складная кровать громко заскрипела, когда я сел на нее, собираясь снять сапоги. Он на мгновение открыл большие синие глаза и что—то пробормотал не просыпаясь.

Глава 7.
ЧИТАЮ ДНЕВНИКИ.

Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажется, только гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах, при свете коптилок из тюленьего жира, на сорока пятиградусном морозе, замерзшей и усталой рукой. Видно было, как в некоторых местах рука срывалась и шла вниз, чертя длинную, беспомощную, бессмысленную линию.

Но я должен был прочитать их!

И снова я принимался за эту мучительную работу. Каждую ночь — а в свободные от полетов дни с утра — я с лупой в руках садился за стол, и вот начиналось это напряженное, медленное превращение рыболовных крючков в человеческие слова — то слова отчаяния, то надежды. Сперва я шел напролом — просто садился и читал. Но потом одна хитрая мысль пришла мне в голову, и я сразу стал читать целыми страницами, а прежде — отдельными словами.

Мой дед прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Многое повидал и испытал, что называется, на «своей шкуре». Он умер несколько лет назад, но образ его уже не изгладится из моей памяти, как бы ни старалось время превратить все былое в пыль и пустить воспоминания по ветру. Истории из жизни, участником или свидетелем коих являлся дедушка, и которые он рассказывал мне между делом, возвращают ему очертания живого человека в моем воображении каждый раз, как я обращаюсь к ним и перечитываю. Он как будто сходит со страниц, исписанных моим неровным, корявым почерком. Все его истории у меня записаны и очень бережно хранятся. Итак, одну из таких историй хочу сейчас поведать Вам, уважаемые читатели.

***

Помню, в шестидесятом году приехал я в деревню, родителей навестить. Летом дело было, я тогда уже на заводе работал в городе, молодым специалистом был. На хорошем счету держался, и вот дали мне в качестве поощрения неделю отгула. Недолго думая, поехал я в деревню. Около года на тот момент уже не был, мать все время звала, да только никак у меня не получалось: то одно, то другое. Собрался, наконец.

На поезде добрался до районного центра; в вагоне отоспался за двое суток, чувствовал себя превосходно. В шесть вечера приехал в город, оставалось автобуса до деревни дождаться. Своим ходом никак, часа два-три только на транспорте. Погулял по городу, за час успел обойти его полностью. Ну что говорить, провинция.

Пока прогуливался, уже и автобус подошел. Человек тридцать набилось в душный автобус, большая часть дачники, рассады какие-то везут, сумки огромные, еще не пойми чего. И запах как в теплице или оранжерее. Прошел в конец салона и уселся там у окна, подальше от толкотни этой и шума. Так бы и просидел до конца пути, разглядывая родные места за окном и ни с кем не вступая в беседы, если бы через час или полтора езды автобус не заглох посреди леса. Вот так просто взял и сломался. Поковырявшись какое-то время под капотом, шофер зашел в салон и сообщил всем интересующимся, что автобус сломался (а то мы не поняли!), и что починить его смогут не раньше, чем к утру завтрашнего дня. Ропот среди граждан пошел неимоверный, что о себе нового только не узнал водитель. Поругали да успокоились, смирились все. Мне вот только провести тут остаток вечера и всю ночь совсем не хотелось. Подумал я и решил дальше идти пешком. Места эти я знаю, погода располагает. Хоть и ночью поздно, но дойду все же.

Прошел через лес, вышел на полянку. Иду себе, каждому шагу радуюсь. Как-никак, здесь родился и вырос, места все родные, чувствую единение особое с этой землей. Кроны у деревьев шумят от ветра, птицы щебечут разные: от кукушки вдалеке до дрозда, который по дереву стучит, пытаясь оттуда червяка выковырять. Все близкие сердцу лесные звуки.

Продолжаю свой путь, не заметил даже, как стемнело. Небо над головой словно бархатный мешочек, на который маленькие алмазы блестящие просыпали. Красиво, торжественно. Засмотрелся я и не заметил корягу под ногой, зацепился и упал. Упал неудачно, ногу подвернул. Посидел на земле, подождал, пока боль утихнет. А как встал, так понял, что до дома точно не дойду. Сустав голеностопный потянул, видимо. Теперь созерцательно-восхищенное мое настроение сменилось тревогой, как же добираться хромым. Сразу же я вспомнил, что, проходя минут двадцать назад по полянке, как будто очертания избы видел, свет уж точно был из окон, тусклый хоть, но все же. Может, сторожка охотничья. Решил, что туда нужно, хорошо бы переночевать там. Естественно, уже пожалел, что из автобуса ушел. Но делать нечего, нужно выкручиваться.

Кое-как добрел я до того дома, а это оказался именно дом, с огородом даже. Значит, люди в нем живут постоянно, и можно попроситься на ночлег. Не откажут уж, надеюсь.

Спустя десять минут сидел я за столом, хозяйка дома кормила меня ужином. Хозяйкой была старенькая бабушка, хозяином — соответственно, дед, тоже довольно преклонного возраста. Выглядели оба как крестьяне с архивных фотокарточек, уж очень были похожи если не на старообрядцев, то на жителей деревни царских времен. На ней надета сорочка, клетчатое платье или сарафан, перетянутый простой веревкой выше живота, цветная косынка поверх пепельно-седой головы. На нем были черные штаны-шаровары, черные сапоги, свободная серая рубаха навыпуск, черный сюртук поверх нее, застегнутый на все пуговицы. Очень уж любезными и разговорчивыми их назвать нельзя, зато пустили на ночлег, покормили — и на том спасибо.

Постелили мне за перегородкой, у печи, в самом углу избы. Свечи потушили, ставни закрыли, — тьма кромешная. Слышу, как бабка с дедом в противоположном углу переговариваются о чем-то, шепчутся. А я уснуть не могу, то ли потому что в незнакомом месте ночую, то ли из-за того, что в поезде выспался. Лежу и думаю о своем, представляю, как родители встретят. Хозяева, судя по звукам, с постели встали, топчутся по избе. Все же странные они какие-то, думаю. Дом отдельно ото всех стоит, посреди леса. Зачем, если до деревни рукой подать, а там и электрификация, и удобства какие-никакие.

Незаметно для себя я на какое-то время уснул, разбудил меня голос бабки, как будто откуда-то снизу. На этот раз я различил сказанное, что-то вроде «лишним не будет». По хозяйству, наверно, уже хлопочут, — подумал, открывая глаза. Тут же заметил полоску света, исходила она из зазора между досками на полу. Это бабка с дедом в подпол спустились. Наклоняюсь посмотреть, что они там делают. Они зажгли несколько свечей, расставили по углам. Помимо банок с соленьями разными стояли у них несколько бочек дубовых, вот из одной такой они доставали куски засоленного мяса. Доставали и по тазикам раскладывали, освобождали, что ли, эту бочку. Все бы ничего, да только я перепугался не на жизнь и чуть не вскрикнул, когда увидел, как среди кусков мяса попалась человеческая рука, аккуратно по суставу обрезанная. Тут же вспомнил истории из детства про ужасы голодного времени. Не теряя ни минуты, я тихонько оделся, взял свои вещи. Когда чиркнул спичкой, дабы обеспечить себе свет, увидел на их лежанке неубранную постель, сдвинутую подушку, из-под которой торчало блестящее лезвие хорошо заточенного топора. Не мешкая, я пулей вылетел из проклятой избы и бежал подальше, забыв от страха про больную ногу.

То, что я увидел в той избе, конечно, оставить просто так не мог. В тот же день приехали туда с местным участковым и еще с двумя ребятами. Бабка с дедом были очень удивлены нашим появлением, меня же не узнали. В подполе нашли четыре бочки с засоленным человеческим мясом, разделанным, надо сказать, довольно умело. Когда отпираться стало бесполезно, они спокойно признались, что уже давно занимаются каннибализмом.

Как ни старались сохранить арест этих двух втайне, пошли слухи и толки по деревне. Мне удалось выяснить, что эти двое всегда были несколько странными людьми, и не любили их местные. А когда настал послевоенный голод в деревне, все как-то перебивались, пережили, а эти начали человечину есть. Пропал тогда один человек, инвалид, так и не нашли его. Ни следа. Говорили, что они его убили и съели. Говорили, да за руку-то не поймали и не нашли ничего. Тогда и прогнали их свои же соседи, чтобы уходили подальше отсюда. Да вот недалеко ушли только. Знали люди, что людоеды где-то неподалеку избу срубили, да только со временем и забыли о них совсем. Даже когда люди пропадали (чаще дети), не вспоминали и не думали на них.

Помню, когда уводили их, старуха бросилась к одной из бочек, просила, чтобы дали ей с собой хоть кусочек мяса. Просила, умоляла, требовала. «Лишним не будет», — подумал я про себя, пытаясь разглядеть что-то человеческое в этих безумных, но расчетливых глазах убийцы.

Тест по обществознанию Долг и совесть для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Сфера духовной культуры. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания и в части 3 — 3 задания.

Часть 1

1. Личностное ответственное следование нравственным цен­ностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

1) долга
2) совести
3) чести
4) достоинства

2. Достойные уважения моральные качества личности, про­являющиеся во всей её деятельности, в этике определя­ются категорией

1) долга
2) совести
3) чести
4) достоинства

3. Способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми в этике определяется категорией

1) долга
2) совести
3) чести
4) достоинства

4. Совокупность высоких моральных качеств, а также ува­жение этих качеств в самом себе в этике определяется ка­тегорией

1) долга
2) совести
3) чести
4) достоинства

5. Внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство можно определить как

1) идеал
2) долг
3) мораль
4) ответственность

6. К внешнему контролю исполнения человеком своего долга можно отнести

1) совесть
2) общественное мнение
3) правосознание
4) мораль

7. Объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять, называют

1) общественным долгом
2) правовой культурой
3) ответственностью
4) механизмом правового регулирования

8. Понимание морального долга как врождённого закона для человека близко философским взглядам

1) Демокрита
2) Карла Маркса
3) Иммануила Канта
4) Адама Смита

9. Верны ли следующие суждения о совести?

А. Совесть — это потребность человека нести ответствен­ность за свои действия.
Б. Совесть, как правило, осознается через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. В Новейшее время проблема совести нашла своё отраже­ние в трудах

1) Владимира Ленина
2) Уильяма Петти
3) Фридриха Ницше
4) Джона Мейнарда Кейнси

Часть 2

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Считается, что термин, обозначающий «совесть», появился в Древней Греции благодаря учению стоиков. (2)Стоицизм как философская школа возник во времена раннего эллинизма и сохранил своё влияние вплоть до конца античного мира. (3)Стоики утверждали, что чело­век, совершающий грехи и безнравственные поступки, занимается саморазрушением. (4)Философию стоицизма исповедовали Сенека, Марк Аврелий, Диоген Лаэртский.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты
Б) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «долг».
Ответственность, гносеология, необходимость, деонто­логия, нравственность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Совесть — это глубокое осознание своего __________ и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Осознание безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным __________(1), называется долгом. В представлении большинства людей выполнять долг — значит следовать по пути __________(2), делать по возможности __________(3), не допускать в себе порочности, противостоять __________(4). Но порой в долге усматривают лишь __________(5). Психологически он в самом деле воспринимается как не­обходимость совершения определённых действий. И более того — как данная необходимость, как внутреннее побуж­дение. …Требование долга самоценно, поскольку человек исполняет его бескорыстно и тем самым демонстрирует свою __________(6) от извне данных норм и правил. Кроме того, исполняя долг, люди утверждают его приори­тетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе, желанию славы и т.д.».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) добро
Б) добродетель
В) идеал
Г) ответственность
Д) принуждение
Е) независимость
Ж) зло

Часть 3

1. Прочитайте отрывок из романа В. Каверина «Два капита­на» и выполните задания.

«Не могу назвать себя нетерпеливым человеком. Но, кажет­ся, только гений терпения мог прочитать эти дневники! Без сомнения, они писались на привалах, при свете коптилок из тюленьего жира, на сорока — пятиградусном морозе, замерзшей и усталой рукой. Видно было, как в некоторых местах ру­ка срывалась и шла вниз, чертя длинную, беспомощную, бес­смысленную линию. Но я должен был прочитать их! …
«Волей-неволей мы должны были отказаться от первона­чального намерения пройти во Владивосток вдоль берегов Си­бири. Но нет худа без добра! Совсем другая мысль теперь за­нимает меня. Надеюсь, что она не покажется тебе, как
некоторым моим спутникам, «детской или безрассудной…»
Страница кончалась на этих словах, а следующего листа не хватало. Теперь я знал, что это за мысль: он хотел покинуть корабль и направиться к этой земле. Экспедиция, которая была главной целью его жизни, не удалась. Он не мог вернуться домой «с пустыми руками». Он стремился к своей земле, и для меня было ясно, что если где-либо ещё сохрани­лись следы его экспедиции, то их нужно искать на этой зем­ле! Но, может быть, это было ясно только для меня? Может быть, это казалось мне таким ясным потому, что я знал жен­щину, именем которой была названа эта земля, и видел, как она умирала, и очень хотел найти следы этой экспедиции, и ещё больше хотел доказать Кате, что я люблю её и никогда не перестану любить.
Поздней ночью в марте 1935 года я переписал последнюю страницу этого дневника, последнюю, которую мне удалось разобрать. …
…С необыкновенной ясностью, во всей жизненной полноте, я увидел вокруг себя этих людей с их страхами и болезнями, с отчаяньем, видениями и надеждами. Когда они покинули корабль, он стоял в ста семидесяти километрах от берега, а они прошли около двух тысяч километров по ледяной пусты­не, потому что их проносило мимо земли. Среди них не было капитана, но этот страшный дневник был полон им — его словами, любовью к нему и опасениями за его жизнь! Про­щальная речь была написана карандашом, врезавшимся в бу­магу, — и это было самое разборчивое место во всём дневни­ке. «Но вместо слов вырвался чуть слышный стон, и в углу глаз сверкнули слёзы…»
Узнаю ли я когда-нибудь, что случилось с этим человеком, как будто поручившим мне рассказать историю его жизни, его смерти? Оставил ли он корабль, чтобы изучить открытую им землю, или погиб от голода вместе со своими людьми, и шхуна, замёрзшая во льдах у берегов Ямала, годами шла пу­тем Нансена к Гренландии с мёртвой командой? Или в холод­ную бурную ночь, когда не видно ни звезд, ни луны, ни се­верного сияния, она была раздавлена льдами, и с грохотом полетели вниз мачты, стеньги и реи, ломая всё на палубе и убивая людей, в предсмертных судорогах затрещал корпус, и через два часа пурга уже занесла снегом место катастрофы?
Или ещё живут где-нибудь на безлюдном полярном острове люди со «Св. Марии», которые могли бы рассказать о судьбе корабля, о судьбе капитана?..
Да нет, куда там! Минуло двадцать лет, как была высказа­на «детская», «безрассудная» мысль покинуть корабль и идти на Землю Марии. Пошли ли они на эту землю? Дошли ли?»

1) Дайте определение понятия «моральный долг» и составьте с ним два предложения, раскрывающих его смысл.
2) Главный герой романа «Два капитана» Александр Григорь­ев занят поисками пропавшей в Арктике экспедиции по нескольким причинам: он чувствует свой моральный долг перед Катей Татариновой, дочерью главы этой экспедиции, и считает, что должен восстановить историческую справед­ливость, так как именно капитан Татаринов открыл новый путь в Арктике. Является ли это общественным долгом? Используя текст, приведите не менее двух доказательств.

2. Приведите не менее двух примеров выполнения морально­го долга из литературы, истории или кинематографа.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом» (Л.Н. Толстой).
2. «Будь хозяином своей воли и слугой своей совести» (М. Эбнер-Эшенбах).
3. «Долг — это уважение к праву другого» (И. Кант).

Ответы на тест обществознанию Долг и совесть
Часть 1
1-1, 2-3, 3-2, 4-4, 5-2, 6-2, 7-1, 8-3, 9-3, 10-3
Часть 2
1. БАБА
2. гносеология
3. долга
4. ВБАЖДЕ