Ни к нам

Урок по теме «Обособленные члены»

Открытый урок по теме: Обобщение изученного по теме обособленные второстепенные члены предложения.

Цель: Обучающие:

1.Обобщить знания учащихся об обособленных второстепенных членах предложения;

формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения; закрепить орфографические и орфоэпические навыки;

выявить роль обособленных членов в тексте

  • Развивающие.

    • Развивать

      • навык грамотной устной и письменной связной речи;

      • аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

      • общую культуру, кругозор учащихся;

      • развивать навыки анализа текста.

  • Воспитательные.

  • Привитие любви к родной природе, воспитание способности видеть прекрасное, воспитание внимательного отношения к слову.

  • Повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова.

Ход урока.

1.Организационный момент. У вас на столах лежит лист самооценки. Работу на уроке свою вы будете оценивать сами.

Актуализация:

1. Повторение изученного.

1. Поставь правильно ударение в словах. (слова записаны на доске)

Обеспечение, досуг, августовский, ходатайство, звонит, торты, жалюзи, экспрессия, газопровод, красивее, каталог, банты, ветеринария.

2. Тест по орфографии

1. В каком ряду во всех словах пишется буква ю?

  1. посылающий, реющий, клеящий

  2. отвлекающий, плачущий, видящий

  3. греющий, тлеющий, колеблющийся

2. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишутся е?

  1. зависимый, презираемый

  2. слышимый, видимый

  3. обожа.емый, обижаемый

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. сатирический, благословение, оказаться

  2. стилистический, педагогический, заниматься

  3. семейный, человечество, озарять

-Ребята, кто из вас был на море? Какое впечатление произвела на вас морская стихия?

— Сегодня на уроке я вам предлагаю побывать на прекрасных просторах Чёрного моря.

3.Работа с текстом.

На фоне музыки учитель читает наизусть отрывок из “Песни о Соколе” М.Горького:

Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.

Работа с текстом (у каждого ученика карточка с данным текстом, в котором пропущены все знаки препинания).

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку, графически обозначить.

— Что делает текст выразительным? Какие языковые конструкции и средства выразительности использовал М. Горький при описании моря?

(Инверсия – море огромное;

Метафора –прозрачная ткань перистых облаков, золотых узоров звезд

Олицетворение – море спит, слилось, небо наклоняется, желая понять; лениво вздыхающее у берега,

Эпитеты – неугомонные волны,

Звукопись – ассонанс звук О

Задание: Назовите словосочетания со способом связи

Управление – слилось с небом, наклоняется над морем

согласование – голубым сиянием, огромное море, южным небом

примыкание – крепко спит, сонно всползая.

-Дайте характеристику 2 предложения: повествовательное, невосклиц., прост., двусост., распр., с однород. чл., с обособл. нераспр. опред. и распр.. выраж. Прич. обор.,с обособл. обст , выраж деепр. оборот.

— Сформулируйте тему урока. (“Обособленные члены предложения”)

2. Сообщение целей

На сегодняшнем уроке мы повторим условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения и понаблюдаем над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи.

Вступительная беседа по теме.

— Какие члены предложения называются обособленными?

(Обособленные члены предложения – это такие члены предложения, которые выделяются по смыслу (придают добавочное значение) и интонационно. На письме выделяются запятыми, при устной речи – паузами.)

3. Терминологический диктант с самопроверкой.

— Какие понятия мы используем при изучении темы обособление?

— Проверьте, правильно ли вы написали термины (на экран проецируется запись):

Обособленные члены, обособленные определения, обособленное обстоятельство, приложение, причастный оборот, деепричастие, деепричастный оборот, производный предлог, обособление, существительное.

4. Объяснить постановку знаков препинания при обособленных членах

Я предлагаю вам вспомнить постановку знаков препинания при обособленных членах предложения, анализируя данные предложения.

1. Маленькие игривые волны, легко рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о берег.

2. Шаловливо плескавшаяся на волнах лодка еле двигалась по темному морю.

3. Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца.

4.Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас, и тяжело грести.

5. А он, мятежный, просит бури.

6. Несмотря на объявление шторма, рыбаки отправились в море.

5. Исправь пунктуационные ошибки!

1. Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте, держались в открытом море.

2. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса.

3. И бледный луч, расплесканный волной,
Скользит, дробясь, над мутной глубиной.

4. Всходит солнце, бодрое от холода.

5. Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

6. Освещенное лучами солнца море лежало неподвижно.

7. Уставшие от долгой дороги, моряки сошли на берег.

Какие случаи обособления второстепенных членов вам не встретились? Назовите их, приведите примеры.

6. Физкультминутка

Для улучшения мозгового кровообращения: сидя на стуле плавно наклонить голову назад. Вперёд (4-6 раз)

Руки на поясе. Голова вправо. Влево (4-6 раз)

Для глаз:

Крепко зажмурьте глаза (до 3 раз посчитайте), откройте и посмотрите вдаль (считать до 5 раз) повторить 4-6 раз.

Для рук: руки вверх, в кулак зажать, разжать (4-6 раз).

7. Творческая работа.

Морская стихия – это что-то необычное, загадочное, волнующее. К образу моря обращались поэты, писатели, музыканты, художники. Море бывает разное: игривое, спокойное, романтичное, (как у М. Горького), величественное и бушующее, своенравное, угрожающее, как на картине И. Айвазовского «Девятый вал».

И.К. Айвазовский — известный русский художник – маринист (художник, изображающий морские пейзажи). Он стремился запечатлеть синие просторы моря бурного и сурового, спокойного и ласкового. Перед вами картина «Девятый вал», написанная в 1850 году.

Задание:

  1. Редактирование текста: Прочитайте текст об этой картине. Попробуйте осложнить данный текст обособленными и необособленными второстепенными членами предложения, вписав их на месте пропусков.

  2. Или написать собственный текст.

Вы можете использовать в своей работе обособленные члены предложения, которые встретились в анализированных нами предложениях.

И.К.Айвазовский «Девятый вал» 1850 г.

Айвазовский был поистине певцом моря. На его картине “Девятый вал” изображено раннее утро после______________________ бури.

Первые лучи солнца освещают море__________________________________. Вода______________________________ как бы светится изнутри.

Громадная волна вот-вот обрушится на группу людей________________________________________.

Море кипит, стихия неумолима…

Картина вселяет уверенность в то, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы со стихией.

Для учащихся, которые испытывают затруднения, предлагаются слова для справок: еще бушующее, кажущаяся прозрачной, судорожно цепляющихся за обломок мачты, пронизанная ярким солнечным светом, залитыми лучами утреннего солнца, бушующий океан,»девятый вал», готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт. Глядя на картину, Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; Яркая красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной

-Какова роль обособленных членов предложения в тексте?

(они вносят добавочные действия, конкретизируют текст, делают его ярче, эмоциональнее)

8. Тест – найти предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания

1. Осенняя погода хмурая, с частыми дождями, не радовала нас.

2. Вдали увеличивалось и, уносясь по ветру, поднималось голубоватое облако дыма.

3. Как поэт Пушкин не мог остаться равнодушным к красоте южной ночи.

4. Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал.

5. Покрытые инеем скалы уходили в туманную даль.

6. Костер давно догорел и распавшись на угли, угасал.

7. Весна, как трель серебряного горна.

Ответ: 1, 3, 6, 7.

9. Итоги урока. Домашнее задание.

— Поставьте итоговую оценку за урок.

— Чем полезен для вас был урок, что нового и интересного вы узнали?

Лист самооценки

Орфоэпические нормы

Тест по орфографии

Знаки препинания и орфограммы в тексте

Анализ предложений

Творческая работа

Итоговый тест

Итоговая оценка

Самоанализ урока

Тема: Обобщение изученного по теме обособленные второстепенные члены предложения.

Моя методическая тема «Комплексный анализ текста как воспитание творческой личности». Поэтому работу с текстом я провожу на уроках всех типов.

По типу – это урок обобщения и закрепления изученного материала с компьютерной поддержкой. Основным методом урока я выбрала эвристическую беседу.

Чтобы успешно провести урок данного типа, я поставила следующие дидактические цели:

  • Обучающие: Обобщить знания учащихся об обособленных второстепенных членах предложения;

формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных второстепенных членах предложения; закрепить орфографические и орфоэпические навыки;

выявить роль обособленных членов в тексте

  • Развивающие.

    • Развивать

      • навык грамотной устной и письменной связной речи;

      • аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;

      • общую культуру, кругозор учащихся;

      • развивать навыки анализа текста.

  • Воспитательные.

  • Привитие любви к природе, воспитание способности видеть прекрасное, воспитание внимательного отношения к слову.

  • Повышать культурный уровень через обращения к образцовым текстам художников слова.

На организационном этапе урока мною была поставлена цель: повторить и обобщить правила с целью применения их в ходе урока. Дети повторили орфоэпические нормы, правописание суффиксов причастий и безударных гласных, который встретились в анализируемом тексте, способы связи слов в словосочетании, частично синтаксический разбор предложения. В ходе анализа текста был сделан переход к теме урока. Дети должны были сами определить его тему. Цель работы с текстом – умение находить обособленные и необособленные члены предложения, верно ставить знаки препинания, определять их роль, пополнить словарный запас и применять их в творческой работе.

Повторение темы я построила на анализе предложений, в ходе которого выяснили теоретические сведения и закрепили их практическими навыками.

Предложения были подобраны на тему «Морская стихия» с целью применения обособленных членов в творческой работе.

Таким образом, учащиеся к творческой работе были подготовлены.

Работа с репродукцией картины Айвазовского «Девятый вал» особых трудностей не составила. Цель данной работы: обогащение словарного запаса учащихся, развитие творческих способностей, умение применять обособленные члены предложения в текстах собственного сочинения.

Цель использования музыкального фрагмента – погружение в атмосферу творчества. Задание было предложено дифференцированное, исходя из уровня подготовленности учащихся.

Лист самооценки помог выявить уровень знаний учащихся.

При выборе содержания урока старалась учитывать соотношение нагрузки на память и мышление, а также соотношение воспроизводящей деятельности и творческой. Во время проведения занятия старалась создавать соответствующий психологический климат в классе: атмосферу радостного, искреннего делового общения детей друг с другом, атмосферу доброжелательности и взаимопонимания между учителем и учащимися.

В ходе урока я старалась обеспечить условия для продуктивной работы мышления за счет смены различных видов деятельности, что является одним из условий здоровьесберегающих технологий: норма 4-7 видов. Я использовала в ходе урока письмо, чтение, устное словесное рисование, беседу, работу с текстом, работу с репродукцией картины, самостоятельную работу, физкультминутка, контрольный тест.

В течение всего урока шло чередование словесных и наглядных методов, решение проблемных задач, я работала над развитием следующих компетенций: умение монологически высказываться, умение вести учебный диалог, умение отвечать на вопросы, создавать собственный текст, умение действовать по алгоритму.

Я считаю, что триединая дидактическая задача урока через его структуру, содержание, выбор организационных форм реализована.

Данные уроки с применением инновационных технологий мультимедиа создают обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников, а также осуществляется интеграция значительных объёмов информации на едином носителе.

Условия обособления (необособления) членов предложения

Примеры предложений

1. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляется всегда

Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром. Геолог, он исколесил всю Сибирь.

2. Согласованные распространённые определения и приложения обособляются, если они стоят после определяемого существительного.

Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало. Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь.

3. Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого существительного.

Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

4.Согласованные определения и приложения, стоящие перед определяемым существительным, обособляются, если имеют обстоятельственное значение причины.

Оглушённый тяжким шумом, Тёркин никнет головой.

5. Обособляются согласованные приложения, в том числе и одиночные, стоящие после определяемого слова – существительного собственного.

Тут был Онисим Михайлович, фельдфебель.

6. Приложения с союзом как, имеющим значение причины, обособляются

Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руки косу.

7. Если союз как имеет значение «в качестве», то приложение запятыми не выделяется.

Все знают Семёнова как хорошего слесаря.

8. Деепричастные обороты и одиночные деепричастия, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу-сказуемому

Пошумев, река успокоилась. Войдя в юрту, Макар подошёл к камельку.

9. Деепричастия, полностью перешедшие в наречия (стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя и т.д.), не обособляются

Перевозчик грёб стоя.

10.Не обособляются фразеологические обороты.

Они работали спустя рукава.

11. Всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогами несмотря на …, невзирая на …

Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.

12. Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине. Ввиду, вследствие.

Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте, держались в открытом море.

Айвазовский изобразил раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца освещают бушующий океан и громадный «девятый вал», готовый обрушиться на группу людей, ищущих спасение на обломках мачт.

Глядя на картину, можно представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля и как гибли моряки. Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца. Она написана самыми яркими красками палитры. Колорит ее включает широкую гамму оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым — в воде. Яркая красочная гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

Проверка пунктуации онлайн – знаки препинания

Группа, где только полезные материалы. Подпишитесь, если хотите поступить на бюджет:

  • Сервисы

    • Морфологический разбор слова онлайн
    • Проверить орфографию онлайн, мгновенно
    • Онлайн ЕГЭ по русскому языку бесплатно
  • Рубрики

    • ЕГЭ – химия для чайников
    • Подготовка к ЕГЭ по английскому языку
    • Подготовка к ЕГЭ по истории
    • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
    • Подготовка к ЕГЭ по физике
    • Подготовка к ЕГЭ. Разные предметы
    • Подготовка к обществознанию
    • Подготовка к экзаменам ОГЭ по русскому языку
    • Сервисы
  • Материалы ЕГЭ

    • Морфологический разбор слова онлайн
    • Проверка пунктуации онлайн – знаки препинания
    • Электронные формулы атомов химических элементов (109)
    • Аудиозаписи для подготовки к сжатому изложению ОГЭ
    • Написание письма на английском языке – как писать
    • Написание сочинения по английскому языку, готовые эссе
    • Шпаргалки по русскому языку ЕГЭ и ОГЭ
    • Решение части C ЕГЭ по биологии
  • Самое популярное

    • Проверить орфографию онлайн, мгновенно
    • Проверка пунктуации онлайн — знаки препинания
    • Формулы по физике для ЕГЭ и 7-11 класса
    • Деепричастный оборот, примеры предложений
    • Написание письма на английском языке — как писать
    • Правильное ударение в словах
    • Как решать задачи по химии, готовые решения
    • Предложения с причастным оборотом, примеры
    • Написание сочинения по английскому языку, готовые эссе
    • Виды, примеры тропов – таблицы
    • Грамматическая основа предложения с примерами
    • Шкала перевода баллов ЕГЭ 2019
    • Даты по истории России: хронология
    • Электронные формулы атомов химических элементов (109)
    • Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения

Может ли человек отвести зло? Да. Однажды он отвел взгляд – и я спасся.

Чтобы добраться до источника, надо плыть против течения.

Общечеловеческие ценности – это те, перевозка которых контрабандой из одной страны в другую не окупается.

Почему люди осудили каннибализм?

Так хотелось утвердить кулинарный прогресс человечества!

Карликам надо кланяться особенно низко.

Закон физики: чем выше поднимается вода, тем больший вес приобретает жизнь человека.

Надутый? А как же иначе, если он абсолютно бесхребетен!

Разложению подвержены даже несложные натуры.

Порой с барского стола падает и кто-то из пирующих.

Не смешите беззубых тиранов!

Помните: у человека нет выбора – он должен оставаться человеком!

Две силы набирают мощь под влиянием интеллекта: изощренность и бессмыслица. Отсюда вывод: нельзя допустить рождения гибрида – изощренной бессмыслицы.

У народа может быть одна общая душа, одно сердце, одна грудь, чтобы подставить под удар, но беда, если у него всего один мозг.

По жизни надо пройти с гордым прищуром – это докажет неведомому Великому демиургу, что вы поняли его изощренную шутку.

Даже на нудистском пляже найдутся свои arbitеr elegantiarum.

И все же человечество идет по пути прогресса – оно все гуманнее судит своих собственных палачей.

Если спишь и видишь власть во сне, не храпи громко – а то спугнешь сон.

Не бросай всё в один мешок – не унесешь!

Антропоморфное воображение человека заставляет его даже о своих угнетателях думать как о людях.

Формулы нас деформируют.

Не отставай от времени – не сбивай тех, кто идет с ним в ногу.

Не огорчайтесь! Даже гомункулусу можно сказать: ах ты, сын такой-то матери!

Сумма накопленного человечеством опыта обрастает совершенно чуждыми ей нулями.

Тюрьма – не самая удачная точка отправления.

Некоторые и правым, и левым глазом видят совершенно одно и то же. И думают, что именно это – объективность.

Повернешься к людям задом – сразу кричат: «Двуличный!»

Не забывайте, что «определение» и «предел» – слова однокоренные.

Железный человек. Потому и не воспринимает цепи как инородное тело.

Если вырастешь выше других на целую голову, ее могут срубить.

Разрушители чужих легенд часто используют их обломки для создания своих собственных.

Традиция – потомственная аристократия плагиата.

Марионетки тщетно мечтают о монологе Гамлета.

Ничего не могу о нем сказать. Я его видел только обнаженным.

Он служил, как пес, и убили его, как собаку.

Мы все ближе к открытию наукой Бога. Боюсь, за Его судьбу.

Трудно гладить зверя, когда он в человеческой шкуре.

Дорожные указатели способны превратить в лабиринт любое шоссе.

аскет

человек, которому чужды земные блага

Альтернативные описания

• добровольный лишенец комфорта

• крайне воздержанный человек, ведущий строгий образ жизни, отказывающийся от жизненных благ

• не пьет, не курит, почти не ест, женщины для него не существуют

• полная противоположность сибариту

• релегиозный подвижник, отшельник

• религиозный подвижник, отказывающийся от жизненных благ

• синоним праведник

• человек ведущий в высшей степени воздержанный образ жизни

• человек самой строгой воздержанной жизни

• человек, ведущий крайне воздержанный образ жизни, не приемлющий удовольствий и жизненных благ

• человек, ведущий строгий образ жизни, отказывающийся от человеческих благ

• чересчур непритязательный человек

• чревоугодник духа

• религиозный лишенец

• кто такой дервиш

• кто изнуряет свою бренную плоть разнообразными страданиями и испытаниями ради спасения души

• отказник от благ жизни

• человек строгого образа жизни, отказавшийся от всех благ

• типичный пуританин

• минималист по части потребностей

• дервиш

• человек, подавляющий все чувственные желания

• отшельник

• всем монахам пример

• монах строгих правил

• строгий монах

• живет без благ земных

• вся его жизнь — пост

• лишивший себя всего

• живет в лишениях

• религиозный подвижник

• минималист по потребностям

• ему чужд комфорт

• отказавшийся от всех благ

• личность, не нуждающаяся в благах

• отказник от прелестей жизни

• монах

• и йог, и отшельник, и Диоген, и Суворов

• монах строгого режима

• кто изнуряет плоть свою?

• отрицающий всякую роскошь

• отказался от благ мирских

• минималист по образу жизни

• другое название стоика

• человек очень строгих правил

• монах-отшельник

• пустынник

• человек, отвергающий комфорт

• противник мирских благ

• монах строгих нравов

• ведущий строгий образ жизни

• инок строгих правил

• презрел блага мирские

• изнуряющий свою плоть

• религиозный отшельник

• уединенный монах

• живущий по-спартански

• ведет строгий образ жизни

• вся его жизнь постная

• Отшельник

• Человек, отказывающий себе в жизненных удовольствиях

• Человек ведущий в высшей степени воздержанный образ жизни

• Крайне воздержанный человек

• Человек, который ведет аскетическую жизнь

Страх неизбежной смерти — для многих людей это одно из самых неприятных ощущений, особенно это касается тех, кто боится умереть в одиночестве. И как выяснили ученые, для таких страхов у людей есть все основания.

Согласно исследованию ученых из Медицинского центра Лангоне при Нью-Йоркском университете (NYU Langone School of Medicine), момент умирания — если это можно теперь так назвать – нечто совершенно иное, чем люди считали прежде.

Оказывается, умершие некоторое время даже после официальной констатации смерти все еще находятся в сознании. И более того – они понимают, что они умерли и полностью чувствуют окружающий мир.

Это выяснила группа исследователей под руководством профессора Сэма Парниа. На протяжении многих лет его команда наблюдает за состоянием умирающих, а также собирает показания тех, кто пережил клиническую смерть. После долгих лет работы авторы собрали воедино данные, обобщили их и опубликовали первые итоги.

Главный вывод исследования: после официальной констатации смерти — то есть, после остановки сердца — человеческий мозг все еще функционирует и остается активным. Ум живет. А значит, в большинстве таких случаев люди могут понимать, что они скончались.

При этом умерший чувствует, что его тело больше не реагирует на внешние раздражители. Даже если он захочет пошевелить рукой, его собственное тело не послушается. Человек как бы чувствует себя заключенным в собственном теле. Слышит слова, видит окружающих, но уже не может подать им знак.

Некоторые из пациентов после клинической смерти смогли рассказать ученым, что во время «отключки» слышали врачей и могли отрывочно пересказать переговоры персонала.

Как оказалось, смерть — нечто совершенно иное, чем мы считали прежде.

Ученые объясняют свои выводы тем, что мозг умирает медленнее, чем сердце, поэтому человек, его разум, живет некоторое время даже после констатации смерти.

По данным Американской ассоциации сердца (AHA), термины «остановка сердца» и «сердечный приступ» часто используются взаимозаменяемо, но они не являются идентичными. Во время сердечного приступа блокированная артерия нередко предотвращает попадание крови только в одну часть сердца, что может привести к смерти именно этого участка — хотя в целом сердце продолжает биться. Во время остановки сердца электрические сигналы, приводящие к его работе, нарушаются, сердце перестает биться, наступает смерть.

В подавляющем большинстве случаев врачи определяют смерть, основываясь на том, что сердце больше не бьется, поясняет профессор Сэм Парния, руководитель отделения критической медицины и реанимации в NYU Langone School of Medicine: «Именно так в большинстве случаев устанавливается время смерти человека».

И именно с момента остановки сердца кровь перестает поступать в мозг — его работа замедляются.

Замедляется — но не останавливается!

Такое замедление цепной реакции клеточных процессов, которые в конечном итоге приводят к гибели клеток всего мозга, может занять несколько часов после смерти сердца.

И работа коры головного мозга — так называемая «мыслящая часть» — все это время будет хоть и замедленно, но продолжаться. А человек жить и чувствовать.

И значит то, что обычно называется смертью (остановка сердца), по словам врачей, является всего лишь первой ее фазой.

Мозг умирает медленнее, чем сердце, поэтому некоторое время человек живет даже после констатации смерти.

Исследование ученых из Нью-Йорка подтверждает итоги более раннего открытия, которое сделали канадские специалисты из Университета Западного Онтарио. Тогда также заявлялось, что жизнь после смерти далека от завершения: после прекращения работы многих органов мозг все еще продолжает работать, и довольно долго.

КСТАТИ

Современной медицине, впрочем, и ранее было известно, что мозг умирает позднее сердца (благодаря чему стала возможна, например, трансплантация сердца, сегодня эта операция проводится успешно во многих странах). Однако считалось, что если жизнедеятельность мозга не поддерживать специальными медицинскими препаратами, то мозг скоро умрет вслед за сердцем. И вот теперь исследование ученых из Нью-Йорка показало, что это время значительно больше.

А вот команда врачей из больницы в Иерусалиме Haddassah проанализировала истории людей, которые оказались близки к смерти, и обнаружила, что возвращение к воспоминаниям о жизни может быть связанно с той частью мозга, которая хранит воспоминания. Врачи полагают, что эта часть мозга — последняя часть, затронутая дефицитом кислорода и потерей крови. А потому способна работать, даже когда человек теряет сознание и медленно умирает.

Медики отмечают, что часто воспоминания умирающих людей особенно эмоциональны. При этом между воспоминаниями не существуют линейной прогрессии, человек не может ответить, почему к нему пришли именно эти воспоминания, а не другие.

Жизнь после смерти далека от завершенияФото: GLOBAL LOOK PRESS

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

Главный предвестник приближающейся смерти назвали ученые

Люди, которые в зрелом и более старшем возрасте теряют чувство запаха, должны насторожиться — такие ощущения могут быть предвестником приближающейся смерти. Об этом говорят итоги нового 10-летнего исследования, которое провели ученые из Стокгольмского университета с участием 1774 шведов в возрасте от 40 до 90 лет ()

Ученые выяснили, сколько человек живет после смерти

Они провели длительное исследование, во время которого фиксировали состояние 2060 человек в тот самый момент, как у тех останавливается сердце. Датчики фиксировали состояние человека независимо от того, смогли врачи вернуть пациента к жизни или нет. Всего в ходе эксперимента «с того света» вернулись 40 процентов людей. И впоследствии они (не все, но примерно половина) рассказали, что именно чувствовали в тот момент, когда все показатели говорили об их кончине — сознание на момент клинической смерти продолжало работать ()