Недоделанная работа

Содержание

Как стать продуктивной личностью: 10 главных уроков

Крис Бэйли — автор блога A Year of Productivity, в котором ставит эксперименты над собственной эффективностью.

Год назад, когда я закончил свое бизнес-образование, у меня было два потрясающих предложения о работе. Но я отклонил оба, потому что у меня был план.

Ровно год я планировал глотать всю доступную информацию о продуктивности и каждый день в течение этого года писать об усвоенных уроках. За эти 12 месяцев я поставил бесчисленное множество экспериментов над собой, взял интервью у чрезвычайно продуктивных людей, прочел уйму книжек и научных статей о производительности — чтобы понять, насколько продуктивным я могу стать, и поделиться с вами этими уроками. Две сотни статей спустя я подошел к концу моего путешествия.

Чтобы завершить этот год, я выбрал 10 самых важных вещей, которым я научился за год.

10. Чтобы стать продуктивнее, работайте над самыми выгодными задачами

В каждой части вашей жизни (мозг, тело, эмоции, отношения, карьера, финансы, удовольствия) есть лишь несколько задач, которые создают для вас основную ценность в этой области. Например, на кого бы вы ни работали, всего несколько ваших рабочих занятий обеспечивают 80-90% ценности, что вы создаете для работодателя.

Один из лучших способов добиваться большего — определить эти самые ценные функции в каждой сфере вашей жизни. Ведь именно они приносят вам наибольшую отдачу на затраченные время, энергию и внимание.

9. Три самых эффективных пути к продуктивности — самые скучные в мире правила, и вы их уже знаете

За каждым клише кроется истина столь могущественная, что люди просто не могут не повторять ее снова и снова. Это же касается и советов по повышению производительности.

За последний год я экспериментировал с многочисленными новыми привычками и методиками производительности, но в конце концов оказалось, что лучше всего работают три техники:

— хорошо питаться;
— достаточно спать;
— делать физические упражнения.

Эти советы повторяют так часто, что они уже почти утратили смысл. Но поверьте мне — человеку, который экспериментировал с сотнями методик по управлению временем, энергией и вниманием, — ничто не делало меня продуктивнее, чем эти три правила.

8. Всегда сомневайтесь в безапелляционных советах

Некоторые советы отлично работают почти для всех — в том числе правильное питание, хороший сон, занятия спортом и медитация, — но у всякого правила есть исключения.

Если для вас лично что-то работает лучше, нет проблем — забудьте о народной мудрости. У вас получается сделать больше, если вы не заставляете себя просыпаться каждое утро в 5.30? Так спите подольше! Вы работаете продуктивнее, если с утра вы вместо самого важного дела дня занимаетесь ответами на письма? Так отвечайте!

Масса методик производительности для вас окажутся бесполезными. Каждый мыслит по-своему и по-своему же расставляет приоритеты.

7. Правильные привычки автоматически повышают продуктивность

Отличный способ стать продуктивнее — это превращать новое продуктивное поведение в привычки, чтобы все шло автоматически.

По словам Чарльза Дахигга, автора книги «Сила привычки», 40-45% наших повседневных занятий — это привычки, доведенные до автоматизма. Создание новых привычек — дело непростое, порой для этого требуется несколько месяцев. Но как только привычка появляется, ваш уровень производительности автоматически поднимается.

К примеру, потребовалось несколько месяцев, чтобы я привык вставать в 5.30 утра, но как только я привык, это стало элементарно, и я каждое утро просыпался автоматически. У меня ушло несколько недель на внедрение нового режима питания, но после этого он стал просто обычной частью моей жизни. Сначала все шло непросто, но постепенно освоение привычки становится легче и легче, а затем производительность растет сама собой.

6. У производительности три ингредиента: время, энергия и внимание

К концу проекта я осознал, что все написанные мной статьи относятся к одной (или двум-трем) из трех категорий: как управлять временем, как управлять энергией, как управлять вниманием.

Все три ингредиента крайне важны, если вы хотите быть продуктивными постоянно. У некоторых людей огромное количество энергии, они здорово концентрируются, но не умеют управлять своим временем, так что занимаются не тем, чем нужно, и успевают немного. Некоторые отлично управляют временем, у них масса энергии, но они постоянно отвлекаются, прокрастинируют и опять-таки успевают не слишком много. Некоторые умеют предельно сосредоточиваться и управлять временем, но плохо управляют энергией.

Продуктивные люди учатся управлять всеми тремя элементами.

5. Вы можете использовать сотни тактик разом

Если у повышения производительности есть какой-то секрет, то я не раскрыл его за год своих экспериментов. Но я обнаружил сотни приемов, которые помогают лучше управлять временем, энергией и вниманием. Ведь сотни, а то и тысячи факторов влияют на то, что вы успеваете сделать каждый день.

4. Работаете слишком много или слишком упорно? Производительности конец

В порядке эксперимента я в течение месяца работал поочередно то по 90 часов в неделю, то по 20 часов в неделю. Я обнаружил, что как за 90-часовую, так и за 20-часовую неделю я успевал сделать примерно одинаковое количество дел. Почему? Потому что когда я ограничивал время, отведенное на задачу, я заставлял себя уделять ей больше энергии за меньшее время. В более длинные рабочие недели, когда я отводил на задачи больше времени, я больше прокрастинировал, больше работал над менее ценными задачами, тратил впустую больше времени.

Когда вы работаете слишком усердно и уделяете задаче слишком много энергии, вы перегораете. Это уничтожает вашу производительность, лишая вас двух самых ценных ресурсов — времени и энергии.

3. Лучшая мотивация — понимание, почему вы хотите что-то сделать

Самые мотивированные (и самые продуктивные) люди — это те, кто постоянно задается вопросом: а зачем я все это делаю?

Когда вы сосредоточиваетесь на том, чтобы сделать больше дел — а не сделать то, что соответствует вашим ценностям, во что вы верите, — вы можете заставить себя быть продуктивным в короткой перспективе, но в конечном счете вы будете гораздо менее производительны и гораздо менее довольны. Главное — определить то, что вы цените, что вас больше всего мотивирует, а затем браться за задачи и обязанности, которые этим ценностям соответствуют.

Если вы постоянно заняты и много всего производите, это не значит, что вы продуктивны. Я бы даже сказал, что все наоборот.

Производительность — это не сколько вы делаете, а удается ли вам достичь самых важных для вас результатов.

Если вы всегда знаете, зачем делаете что-то, вы будете гораздо более мотивированы и продуктивны.

2. Повышение производительности бессмысленно, если вы не щадите себя по ходу дела

С этим аспектом производительности у меня больше всего проблем. Когда я начал свой проект, я нырнул в него с головой, потому что становиться продуктивнее — мое любимое занятие. Это было легко, и поначалу мне очень нравилось. Я себя не слишком напрягал, и у меня не было проблемы с тем, чтобы довести свои задачи до конца.

Но проект развивался, и когда мой сайт стали посещать 100 тысяч человек в месяц, я все больше и больше давил на себя, думая о текстах, экспериментах и результатах. В итоге я получал гораздо меньше удовольствия.

Многие люди все бы отдали за такую возможность — исследовать любимую тему и рассказывать об этом. Но я хочу подчеркнуть, что важно быть добрым к себе, стараться не слишком давить на себя в плане повышения продуктивности.

Рост производительности невозможен без усилий. Но слишком сильно искушение становиться еще и еще продуктивнее, а значит, повышать давление. Несколько методик, которые помогали мне быть мягче с собой за этот год: медитация, частые перерывы, полное отключение от работы несколько раз в день и освоение привычек, повышающих общий уровень счастья.

1. Продуктивность — это не сколько вы произвели, а чего вы достигли

Начиная проект, я завел страницу со статистикой, где собирался отмечать, насколько я был продуктивен в тот или иной день. Я постил туда количество написанных слов, прочитанных страниц, часы работы — я считал это хорошими показателями производительности.

Я ужасно ошибался.

Измерение производительности — если только вы не руководите заводом, — исключительно исходя из произведенного объема дает поверхностную, ограниченную картину вашей продуктивности. Вообще-то, если вы придумали умный и творческий подход к проблеме — условно говоря, вместить 500 слов в 100, — тогда измерение производительности объемами приведет к меньшей продуктивности!

Легко увязнуть в метриках и статистике, но в личной продуктивности статистика второстепенна. Главное — не сколько вы произвели, а как многого вы достигли.

Важно заниматься ценными и осмысленными задачами. Также важно уметь управлять временем, энергией и вниманием, чтобы у вас были ресурсы для того, чтобы успевать больше. Но в конце концов, когда вы тратите все свое время, энергию и внимание, единственное, что у вас остается — это то, чего вы достигли, и то, что вы изменили в мире, осмысленно проведя один день вашей жизни.

Вот для чего нужна продуктивность.

>15 способов стать продуктивнее

Все мы хотим стать продуктивнее и с пользой распоряжаться своим временем. Однако у кого-то это получается на раз-два, а для других – абсолютно недостижимо.

В чем же секрет первых и как стать продуктивнее, читай в пятнадцати простых пунктах.

1

Мой посуду сразу после приема пищи, не дожидаясь, когда накопится гора тарелок. Мытье посуды – одна из тех процедур, которые кажутся вечными, хотя на деле занимают считаные минуты (если не позволишь ей накапливаться).

2

Постарайся сосредоточиться на одном деле. Если ты переходишь от одной задачи к другой, а не пытаешься сделать все сразу, времени затрачивается гораздо меньше. Мало того, что попытка сделать 500 дел одновременно заставит тебя чувствовать себя сумасшедшей, это почти наверняка означает, что А) что-то пойдет не так или Б) совершенно забудется.

3

Составляй списки. Можно расписать дела на неделю (если ты получаешь особое удовольствие от вычеркивания пунктов) либо расклеить стикеры «выпить воды», «подготовить одежду на завтра». Визуальное напоминание о том, что нужно сделать, заставляет сделать это немедленно.

4

Держи свой рабочий стол / домашний офис / студию / что угодно красивым и аккуратным. Да, на чистый рабочий стол приятно смотреть. А загроможденное рабочее пространство, заполненное безделушками, отвлекает и раздражает. Держи свой стол настолько пустым, насколько это возможно – это очистит твои мысли и станет еще одним шагом к том: чтобы стать продуктивнее.

5

Держи свою спальню в чистоте. Это значит, что одежда не должна висеть на стульях, а на столе не должны собираться кружки, блокноты, ноутбук. Неубранная комната – еще одна причина, по которой ты не можешь сосредоточиться на главном. Как любят говорить родители: чтобы повесить рубашку на плечики, необходимо не больше минуты. Уборка комнаты занимает гораздо больше времени.

6

Распиши «социальное время» в своем календаре. Может показаться странным получать оповещения в календаре «потусить с Айкой!» или «выпить вина с Русом!», но это также предотвращает одну из самых стрессовых ситуаций: двойное бронирование. Кроме того, это позволит тебе заявлять: «Я впишу тебя в свой график». Забавно, правда?

7

Еще один шаг для того, чтобы стать продуктивнее – оставь немного места для перерыва между встречами. Самый большой враг производительности – опоздания. Не обрекай себя на провал заранее, планируя одну встречу за другой в 14:00 и 16:00. По большому счету, если нули заменить на 15 или 20 минут – это никому не испортит день. Спешка только сделает тебя напряженной и, следовательно, менее продуктивной.

8

Готовь обед раньше времени. Это не значит, что тебе нужно сразу наготовить на неделю вперед. Однако очень простой трюк, который могут провернуть все, у кого есть кухня – приготовить столько, чтобы осталось на завтра. Например, из сегодняшней запеченной куриной грудки завтра можно приготовить питу с курицей. Это не только избавит на следующий день от получасовых размышлений, что же приготовить, но и сэкономит деньги.

9

Попробуй засекать время на решение той или иной задачи. Один из главных факторов, способствующих снижению производительности, – потратить 90 минут на 20-минутное дело. Приучи себя не тратить время на незначительные моменты, настроив таймер на телефоне, который напомнит, что пора переходить к следующей задаче.

10

Прими тот факт, что не каждое дело, за которое ты берешься, будет выполнено на 110 процентов идеально. Продуктивность не заключается в том, чтобы усовершенствовать каждый элемент того, что ты делаешь ежедневно. Это невероятно утомительно. Расставь приоритеты и сконцентрируйся на том, что действительно важно. И прими тот факт, что «достаточно хорошо» означает, что все действительно хорошо.

Узнай, как взбодриться без помощи кофе

11

А также признай тот факт, что в делегировании нет ничего плохого. Да-да, просьба о помощи может тебе показаться унизительным мероприятием. Но иногда ты должна на это решаться. Если ты не можешь сделать то, что кто-то другой может не только сделать, но и с радостью готов – попроси о помощи! Скорее всего, ты поможешь выручившему в следующий раз, так что в конечном результате все окажутся довольными, а задачи решенными.

12

Не трать время на изощренную тактику организации, которую ты подглядела в Pinterest, только потому, что все остальные делают это. Жизнь по строгим пунктам может показаться структурированной, но если ты попробовала и поняла, что с тобой это не работает, то и не стоит на это тратить свое время. Существует много направлений, которые призваны сделать твою среду милой и «инстаграмной», но в этом нет необходимости. Откровенно говоря, очень немногие из нас имеют время для такого баловства.

13

Отведи определенное время для ответов на электронные письма. Если ты будешь отвечать на каждое присланное сообщение в режиме реального времени, ты потратишь на это более 50% рабочего времени. Уверены, ты не получаешь ежедневно писем, которые требуют незамедлительного ответа.

14

Включи во всех групповых чатах режим «не беспокоить». Нет ничего более отвлекающего, чем наблюдать за тем, как телефон загорается от миллионов сообщений, где друзья или родственники обсуждают фотографии друг друга. Волшебство телефонов в том, что все эти сообщения будут ждать тебя и не исчезнут, если ты немедленно их не прочтешь. Восторг!

15

Чтобы стать продуктивнее, как бы это не звучало, учись говорить «нет». Это самый популярный совет и в то же время самый игнорируемый. Мы все согласны с этим утверждением, но на деле мало кто может взять его на вооружение. Говорить «нет» – нормально. Не нужно брать на себя слишком много и тратить время на то, что не нужно и абсолютно бесполезно. Только лицемеры обидятся на вежливый отказ.

Источник изображений: Giphy

Статья «Можно задать вопрос!»

Можно задать вопрос!

«Часто и по-разному спрашивать – значит приобретать точные знания». Платон

«Умный вопрос — уже половина знаний». Ф.Бэкон

Можно задать вопрос? Да! Казалось бы, что проще, прочитай текст и сформулируй вопрос. Проблема! Ученики не знают, как правильно и грамотно составлять вопросы. Для многих детей такое задание оказалось очень сложным. А составить несколько вопросов к одному предложению вообще невыполнимым. К сожалению, для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. Вот такое противоречие. Недавно прочитала, что в финских школах используют новую методику — учителя не задают вопросы, ученики должны придумать их сами. Так учитель помогает детям прийти к собственным выводам. Решила, почему бы не попробовать такой прием работы на уроке физики, конечно со своими изменениями и дополнениями. Я думаю, ученикам такое умение составлять вопросы не помешает. Им следует знать о различных методиках постановки вопросов, так как это необходимо для участия в дискуссиях, выступлениях и просто в общении с окружающими людьми.

Посмотрим, какую классификацию вопросов предлагает в своей статье учитель литературы, заведующая кафедрой культурологии экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска Наталья Ванюшева.

1.Знание: вопросы, требующие запомнить информацию.

2.Понимание: вопросы, которые позволяют ученикам понять смысл переданной информации и употребить её не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.

3.Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут ученикам применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого им необходимо предложить выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему.

4.Анализ: ученики должны разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной её структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы “почему” и “зачем”, то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.

5.Синтез: ученикам необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другое решение проблемы) или предсказать развитие событий.

6.Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определённую точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения, как вы считаете?

7. Проблемный вопрос.

Лично мне нравится другая классификация, более простая и понятная ученикам. При работе с текстом можно составить репродуктивные или продуктивные специальные и разделительные вопросы. Чем они отличаются?

Репродуктивные вопросы дают определенную информацию или знания. Продуктивные вопросы активизируют процесс познания, другими словами побуждают нас мыслить.

Как составить такие вопросы?

Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда?

Продуктивные вопросы (специальные):

1. можно ли считать … верным?

2. какие выводы можно сделать из…?

3.каковы причины данного явления, процесса…?

4.вопрос начинается с формулировки тезиса.

Продуктивные вопросы (разделительные):

1.если известно…, то …?

2.если …, то почему …?

3.… или ….?

Когда можно использовать данный прием работы? Для самостоятельного изучения материала или его закрепления. Как назвать такой урок? Урок — самостоятельная работа, урок — вопрос, урок моделирования вопроса.

Этапы такого урока:

1. Мотивационный. Обязательный этап, пренебрегать им нельзя. Ученику необходимо объяснить, а может быть даже убедить, зачем ему необходимо выполнять такую работу.

2. Изучение нового материала или закрепление на основе моделирования вопросов. Предложите ученикам прочитать параграф или определенный текст и составить по нему 20-30 вопросов.

3. Проверка. К сожалению, проверка занимает много времени. Можно предложить ученикам взаимопроверку, можно обсудить вопросы одного ученика в классе, а у других собрать тетради и проверить. Обязательно оцените работу каждого ученика.

4. Рефлексия.

Учителя физики могут возразить мне. Стоит ли тратить время на такой вид деятельности. Умение составлять вопросы — это задача учителей литературы, русского языка, обществознания. Я думаю, стоит! Итог такой работы очевиден. Ученики обретут уверенность в себе, они не станут бояться спрашивать, их самооценка повысится, а самое главное они будут читать, мыслить и говорить.

Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы

Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20.

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты. Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18 Лекция 2. Механизм формирования навыков. Составление рекомендаций, памяток для учащихся по осуществлению различных видов учебной деятельности. Создание алгоритмов для учащихся. Разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
Контрольная работа № 1.
19 Лекция 3. С чего следует начинать работу с текстом. О чём может рассказать любой текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
20 Лекция 4. Чему можно научить и научиться при работе с текстом. Что может послужить указателем в текстовом лабиринте? Чему можно научить ребёнка на одном тексте? Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
21 Лекция 5. Методика обучения постановке вопросов к тексту. Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
22 Лекция 6. Что поможет проверить сформированность навыков. Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями оценивания ответов учащихся.
Контрольная работа № 2.
23 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–7-х классах: история и литература. Технология межпредметной деятельности (история и литература): интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы.
24 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 8–11-х классах: история и литература. Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2010 г.

Лекция № 5.
Методика обучения постановке вопросов к тексту

Человек спрашивает, ищет ответ на вопрос — значит, думает. Об этом знаем мы, взрослые. А дети чаще спрашивают из любопытства. Они задают массу вопросов почти с того момента, когда начинают говорить. А потом они приходят к нам на уроки, и мы “вдруг обнаруживаем”, что вопросов дети либо задают мало, либо совсем не задают. И тогда уже мы себя спрашиваем: что же случилось? Придумываем интересные задания, применяем мотивационные приёмы, развивающие у ребёнка интерес к учёбе, к чтению в частности, и т.п.

Предлагаю на этом занятии вместе поразмышлять над тем, какие вопросы мы сами задаём ученикам и как можно научить их задавать вопросы правильно, по-разному и не бояться спрашивать.

Сейчас много литературы, авторы которой рассказывают о типах вопросов, о том, какие вопросы используются для тестов, какие для экзаменов. Есть и рекомендации по тому, какие вопросы ожидают человека при приёме на работу, а какие необходимо задавать при интервью… Создаётся ощущение, что понятие о вопросе открыли в конце ХХ столетия, а до этого времени как-то обходились без всяких типов и групп или спрашивали друг друга, но не понимали о чём. Между тем роль вопроса в познании и передаче знаний интересовала ещё мыслителей древности. Как они спрашивали?

Сократ: “Правильно ли поступит военачальник, если он, для того чтобы поднять дух войска, солжёт своим воинам, будто бы приближаются союзники? Является ли доблесть чем-то единым, а справедливость, здравомыслие и благочестие — это только отдельные её стороны, или же всё это слова-синонимы, выражающие одно понятие?”

Платон: “Может ли каждая из двух частей этого существующего единого (а именно: единое и бытие) оставаться особняком: единое без бытия как своей части и бытие без единого как своей части?”

Аристотель: “Как же может форма существовать отдельно от вещей? Ведь не может быть чаши отдельно от серебра. И какой смысл удваивать все предметы, говорить, что есть эта чаша и есть «чаша вообще», что есть эти деревья и есть «деревья вообще» в каком-то другом, нездешнем мире? Разве это может нам помочь понять, что такое дерево, почему оно вырастает из семени, почему оно приносит плоды?”

Вопросы древних мыслителей, и не только древних, требуют анализа информации в первую очередь. Если рассматривать все их вопросы по какой-то одной теме, то несложно заметить, что вопросы помимо анализа информации требуют и синтеза, и оценки текста. А какие вопросы в основном задаём мы ученикам, изучающим те же тексты? “Кто”, “что”, “где”, “когда” — то есть требующие запомнить информацию. Эти же типы вопросов содержатся в учебниках по различным школьным предметам — ответы на них требуют только воспроизвести прочитанную информацию.

Звучат на уроках литературы и другие вопросы (примеры взяты из различных номеров газеты «Литература», из рубрики «Я иду на урок»):

— Чем привлекают героиню характеры перечисленных персонажей?

— Как выглядит герой?

— О чём думает герой?

— Какие два мира открывает мотив сна?

— К кому обращается герой стихотворения?

— Что происходит в доме родителей?

— Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас героиня?

— Какими качествами характера наделил автор своего героя?

В этих вопросах только вопросительные слова иные, но сами вопросы тоже требуют лишь воспроизведения информации. Даже если вопрос побуждает к размышлению (см. предпоследний), в нём задан ответ, а у ученика может быть пятый вариант ответа, которого нет в нашем вопросе, следовательно, он промолчит.

Безусловно, подобные вопросы нужны, так как они позволяют нам проверить знания учеников. Методика использования подобных вопросов существует уже давно. Б.Блум в середине ХХ столетия создал теорию педагогических целей, таксономию — это определение целей обучения через последовательность уровней мышления от основного, понимания и приложения знаний, до высоких уровней анализа, синтеза и оценки (Блум, как известно, выделил шесть уровней мышления). Классификация Блума, несмотря на то что она была опубликована в конце 50-х годов ХХ века, до сих пор обсуждается. Многие видят в ней только минусы, так как заданные уровни позволяют оценить только знания (приводятся примеры вопросовтестов). Однако, согласно таксономии Б.Блума, можно ставить вопросы на проверку знаний и одновременно стимулировать мышление.

1. Знание: вопросы, требующие запомнить информацию.

2. Понимание: вопросы, которые позволяют ученикам понять смысл переданной информации и употребить её не так, как в тексте: сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею. Например: какие слова или предложения дают представление о характере героя?

3. Приложение: вопросы на осознание полученной информации, которые помогут ученикам применить полученное знание в аналогичной ситуации. Для этого им необходимо предложить выбрать нужные факты, сообщить их или решить проблему. Например: что бы вы сделали, если бы такой герой повстречался вам на пути?

4. Анализ: ученики должны разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной её структура. Такая операция позволит им увидеть разные точки зрения и обсудить их, затем ответить на вопросы “почему” и “зачем”, то есть определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.

5. Синтез: ученикам необходимо соединить малые части так, чтобы создать что-то новое (другой финал сюжета, решение проблемы) или предсказать развитие событий.

6. Оценка: ученики оценивают информацию на основании личного опыта или данного им критерия, то есть они должны выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определённую точку зрения. Подобные вопросы начинаются с выражения как вы считаете?..

Эта классификация, на наш взгляд, интересна тем, что по сути отражает этапы нашего урока (в классической его форме). Кроме того, она учит нас, взрослых, не только правильно формулировать вопросы, но и соблюдать последовательность, которая отражает сам мыслительный процесс. Однако в таком подходе есть действительно и минусы: метод Блюма позволяет оценить только логику, а наш предмет связан с эмоциями, ассоциациями…

Конечно, на уроках литературы мы стараемся формулировать различные вопросы, включая и те, которые побуждают ученика мыслить, анализировать, исследовать текст, при этом сами порой не зная ни о таксономии Блюма, ни о какой-либо другой методике. Проблема не в нас, а в том, умеют ли они, наши ученики, задавать подобные вопросы, то есть побуждать самих себя к мышлению? И ещё: наверное, старшекласснику следует знать о различных методиках постановки вопросов, так как ему необходимо участвовать в дискуссиях, выступать с докладами на конференциях, защищаться на апелляционной комиссии. А как быть пяти-шестикласснику?

Изучив в своё время литературу о методиках постановки вопросов, суммировав полученные знания, мы составили для пятиклассников урок, который так и называем — «Урок моделирования вопросов». Мы проводим его обязательно примерно в конце первой четверти, когда научим их основным общеучебным навыкам (см. предыдущие лекции).

Вот как может строиться такой урок.

1-й этап: беседа.

Что имел в виду философ, говоря: “Умный вопрос — уже половина знаний” (Ф.Бэкон)?

— Рассуждение учащихся над понятием “умный вопрос”;

— рассуждение над тем, почему “умный вопрос” только половина знаний.

В ходе рассуждения ученики самостоятельно приходят к мысли о том, что “умный” вопрос тот, в формулировке которого есть информация-подсказка к размышлению и ответ на который нельзя дать одним словом или фразой. Возможно, говорят они, нужно будет обратиться за помощью к кому-нибудь или чему-нибудь. А “неумный” вопрос тот, на который можно ответить односложно.

2-й этап: эксперимент, позволяющий обратиться к личному детскому опыту. Вопросы взяты из практики психологов.

• Кто ломал игрушки в детстве?
• Зачем вы их ломали?

Психологи правы, каждый раз дети отвечают безошибочно: интересно было узнать, как устроена машинка, почему глазки у куклы двигаются, что там внутри стучит и т.п. А чтобы действительно был эксперимент, можно принести какую-нибудь ненужную игрушку и, прежде чем задать ученикам вопросы, создать атмосферу, побуждающую сломать игрушку и рассказать всем, что внутри и как “работает”. Этот эксперимент необходим, чтобы ученики осознанно перешли к третьему этапу.

3-й этап: синтез личного детского опыта и новых знаний. Учитель задаёт вопросы, ответы на которые вместе с учениками записывает в виде схемы (приведена ниже).

• Из чего рождается вопрос?
• Когда вы ломали игрушки, кого спрашивали?
• А кому вы адресовали такие вопросы, как: что такое телевизор? почему жук летает? почему желтеют листья?..
• Какие вопросы вам самим интересны?
• Какие из этих вопросов помогают вам думать, а какие — только запомнить ответ?

Что касается вопросов к тексту, учителю необходимо самому объяснить ученикам, что такие же вопросы они могут задавать учителю (узнавать непонятное, неизвестное), автору произведений (вести с ним диалог) и спрашивать себя по поводу прочитанного (вести диалог с собой). И здесь мы вводим только два понятия, которые современным детям ясны: есть репродуктивные вопросы — они дают знания, продуктивные вопросы — побуждают нас мыслить. Модели вопросов тоже записываем в тетрадь. Помимо моделей вопросов мы предлагаем детям подсказки, помогающие “обнаружить” вопрос в тексте или то, что позволит им задать вопрос. Они должны прежде всего обратить внимание на противоречия, на непонятное (труднообъяснимое), что-то удивительное, найти какие-то неубедительные аргументы, неоднозначные объяснения, недостаточные сведения о событии, герое, его поступках и т.п. На наш взгляд, это самое важное: здесь содержится ответ на вопрос, что в тексте побуждает ребёнка задать вопрос. И при самостоятельном чтении дома он будет знать, как вести диалог с автором и с самим собой.

Три этапа работы занимают на уроке не более 20 минут, так как проходят динамично и весело. Следующий этап — практический, где ученики учатся по моделям формулировать вопросы к незнакомому тексту.
Из чего рождается вопрос?

Типы вопросов

Репродуктивный вопрос начинается со слов: Кто? Что? Как? Где? Куда?

Продуктивные вопросы (специальные):

• можно ли считать (то-то) верным?
• какие выводы можно сделать из…?
• каковы мотивы поступков героя (-ев)?
• вопрос начинается с формулировки тезиса.

Продуктивные вопросы (разделительные):

• если известно…, то …?
• если …, то почему …?
• … или ….?

Примечание: когда записываем с учениками модели вопросов, обязательно обращаем внимание на сочетание союзов и знаки препинания. Список моделей можно расширить.

4-й этап: чтение небольшого произведения и формулирование вопросов по моделям. На обучающем этапе мы выбираем в основном восточные сказки: они удобны тем, что в них помимо событий и действий героев есть рассуждения и скрытые вопросы. Кроме того, выбирая тексты, мы намеренно удаляем те фразы или предложения, в которых содержатся ответы (например, в сказке об Искандере Двурогом нет предложения о том, что так в старину на Востоке называли Александра Македонского, а в сказке «Поток красноречия» значительно сокращены описания). Тексты в распечатанном виде раздаются каждому ученику и, поскольку по объёму тексты невелики, вклеиваются в тетради. В текстах ученики подчёркивают то, что побуждает задать вопрос, а затем все вместе задают вопросы. Мы приводим образцы двух текстов; на первом уроке работаем с одним, а второй можно использовать на следующем для самостоятельной работы: проверить умение учеников формулировать вопросы.

С первого урока ученики уходят со схемой в тетради, с моделями репродуктивных и продуктивных вопросов, с текстом и вопросами к нему. Но самое главное — они уходят со знанием того, что такое умный вопрос и как его можно сформулировать.

ПОТОК КРАСНОРЕЧИЯ
Узбекская сказка, в сокращении

Жил в Хорезме знаменитый рассказчик Сейфутдин, по прозвищу Красноречивый. Слава о нём, подобно многоводной реке, текла из одной страны в другую, и многие приезжали в Хорезм издалека, чтобы насладиться мёдом его беседы и напиться из источника его красноречия.

Услыхал о нём один богатый бухарский купец и решил пригласить к себе. Он положил на серебряный поднос богатые подарки, пошёл в караван-сарай и поклонился старому караван-баши, отправлявшемуся с верблюдами в Хорезм. Купец сказал:

— Если ты привезёшь ко мне Сейфутдина Красноречивого, эти подарки станут твоими.

Подаркам не было цены, караван-баши согласился и привёз в Бухару знаменитого Сейфутдина. Купец встретил гостя с величайшим почётом. Осыпал его подарками, а когда гость отдохнул, купец созвал своих родных, друзей и соседей, усадил рассказчика на драгоценный ковёр и попросил его порадовать всех цветами красноречия и алмазами остроумия. Сейфутдин Красноречивый начал свой первый рассказ. Какими похвалами осыпали гости рассказчика, прослушав его первую повесть! Они говорили ему слова лести, подобные сладкому шербету. И ободрённый Сейфутдин начал второй рассказ. Второй вызвал такой восторг, что многие из слушателей попадали с подушек, а сам хозяин стал подобен потерявшему разум и сидел с растрёпанной бородой и выпученными глазами. И хотя старинный обычай запрещал присутствовать при беседе мужчин женщинам и детям, те сбежались со всего дома, чтобы послушать третий рассказ Сейфутдина. Насладиться четвёртым рассказом слетелись птицы со всего сада. Когда же знаменитый рассказчик начал свой пятый рассказ, под окна купцова дома сбежались все верблюды и ишаки с базара.

Ночь шла, а слова золотой рекой лились из уст рассказчика. Настал день, а неутомимый Сейфутдин всё рассказывал, и казалось, не будет конца потоку его красноречия. Когда Сейфутдин начал свой сто первый рассказ, хозяин учтиво предложил ему отдохнуть и подкрепиться чаем, но, увлечённый своим искусством, Сейфутдин уже ничего не видел и ничего не слышал — он продолжал рассказывать. Он рассказывал и рассказывал, но на двести первом рассказе даже самые терпеливые и выносливые потихоньку покинули дом купца. На триста первом разбежались женщины и дети. На четыреста первом ишаки и верблюды попадали замертво. А Сейфутдин всё рассказывал. Только хозяин не смел нарушить долга гостеприимства; он сидел перед неутомимым рассказчиком и щипал себя за уши, чтобы не заснуть и тем не обидеть гостя. Он молил аллаха о скорой смерти и не знал, как избавиться от безжалостного царя рассказчиков.

И вот, когда купец был уже близок к смерти, в окно заглянула его верная жена Салтан-Биби. Бедная женщина не сомневалась, что купец давно захлебнулся от страшного ливня повествований, и пришла похоронить бездыханное тело мужа. Но купец ещё дышал. Увидев жену, он воспрянул духом и, собрав последние силы, простонал:

— Беги скорей к караван-баши и выкупи мою душу у смерти!

Когда седой караван-баши вошёл в дом купца, Сейфутдин рассказывал восемьсот первую сказку! Несчастный хозяин обнял колени старца и завопил:

— Отец мой, за то, что ты привёз ко мне Сейфутдина, я отдал тебе поднос с подарками, но за то, что ты увезёшь его, я готов отдать тебе всё, что у меня есть — и этот дом, и сад, и лавки, и все свои богатства!

Немало видел на своём веку чудес седой караван-баши, не удивился он и купцовой просьбе.

Репродуктивные вопросы к тексту

• Зачем купец приглашает к себе Сейфутдина?
• Кто приходит послушать гостя?
• Кто спасает купца?
• Каковы последствия визита Сейфутдина к купцу? — и подобные вопросы.

Продуктивные вопросы. Специальные

• Какие выводы о герое можно сделать, зная о его прозвище Красноречивый?
• Можно ли поверить в то, что человек в состоянии непрерывно рассказывать, не отвлекаясь на еду и сон?
• Почему улыбается караван-баши?
• Известно, что красноречие услаждает слух. Разве можно от красивой речи умереть? — и подобные вопросы.

Продуктивные вопросы. Разделительные

• Если купец чувствовал, что лишается жизни, почему он всё-таки не уходил? — и другие вопросы.

ВОДА БЕССМЕРТИЯ
Узбекская сказка

В давние времена Искандер Двурогий < …> завоевал весь мир. Но в одном из походов одолели его тяжкие раны, и он почувствовал приближение смерти. Но он хотел жить вечно и царствовать в завоёванных им странах. И приказал найти ему средство для продления жизни на века. Самые мудрые и самые сведущие лекари посоветовали ему испить живой воды из родника, расположенного на краю света. Молва утверждала, что тот, кто попробует этой воды, будет жить вечно.

Самые быстрые воины помчали владыку к заветному источнику. Зачерпнул Искандер золотым ковшом воды из родника, но не успел поднести его к губам, как перед ним появился худой сгорбленный старик. “Сын мой, — промолвил старик, — если ты глотнёшь воды из этого родника, то станешь бессмертным”. “Но я этого хочу!” — воскликнул Искандер. “Не спеши, сын мой, — остановил его старик. — Сначала послушай… Три тысячи лет назад я завоевал все царства на земле. Весь мир лежал у моих ног, и никто не смел поднять на меня глаза. Вот тогда я и решил стать бессмертным, чтобы вечно повелевать народами и государствами. И выпил воды из этого источника. Но прошло всего сто лет, и народы восстали и прогнали меня с трона. И когда я теперь приближаюсь к людям и называю им своё имя, они плюют мне в лицо. < …>”

Старик исчез. А Искандер в глубоком раздумье набрал пузырёк с волшебной водой, спрятал его на груди и приказал воинам нести себя домой.

Смертный час застал его в пути. Достал он пузырёк, но не решился выпить воду бессмертия и выплеснул её на землю.

Репродуктивные вопросы к тексту

• В какую историческую эпоху происходит описываемое событие?
• Куда отправляется герой? Каковы мотивы его поступка?
• С кем встречается герой?
• Каковы последствия этой встречи?

Продуктивные вопросы. Специальные

• Какие выводы о герое можно сделать, зная о его прозвище Двурогий?
• Слава настоящая сохраняется в памяти потомков на века. Разве завоевание стариком всех царств на земле не обеспечивало ему такой славы?

Продуктивные вопросы. Разделительные

• Если Искандер прославился тем, что завоевал весь мир, то разве он не обрёл тем самым бессмертие?
• Если известно, что лекари — самые мудрые и сведущие, то почему они предлагают Искандеру простое и немудрёное решение проблемы?

Как можно провести самостоятельную работу на втором уроке? В своей практике на втором уроке мы читаем египетскую сказку «Потерпевший кораблекрушение» (подробную информацию о сказке и текст см. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Сказка о потерпевшем кораблекрушение). После прочтения ученики получают задание сформулировать три продуктивных вопроса к сказке и записать на листочки (указываем время 5–6 минут). Кто-то работает быстро, кто-то медленно, поэтому учитель успевает проверить вопросы до того момента, пока последний ученик сдаст работу. Цель этой работы — проверить умение, поэтому мы не оцениваем работы, за исключением тех, где нет ошибок, то есть по желанию ученика, а в оставшееся время (примерно 15 минут) анализируем результаты работ. Обращаем внимание на следующие моменты (примеры взяты из детских работ 5-го класса 2008 года).

1. Отсутствие логики между частями предложения. Например: Разве Змей не мог убить его сейчас, ведь его семья тоже погибла на этом острове? Или: Можно ли считать верным то, что Змей остался один, ведь он вызвал дочь молитвой?

Это самая распространённая ошибка. Вместе с учениками мы переформулируем вопрос, чтобы он “звучал” правильно.

2. Неправильное сочетание союзов и союзных слов. Например: Зная, что все спутники погибли, то почему в начале текста говорится, что все вернулись невредимы?

Обращаем внимание учеников на то, что неверное сочетание союзов влечёт за собой чаще всего логические ошибки. Если ученики не владеют понятиями союз и союзное слово, можно заменить на соединительные слова.

3. Нагромождение частей: в одном вопросе содержится несколько. Например: Какие выводы можно сделать об острове, зная, что Змей сказал, что моряк больше не увидит этот остров, он покроется водой?

В этом случае обращаемся к записанным на прошлом уроке моделям и просим найти ту, которая подходит к вопросу ученика. Модели нет. Обращаем внимание, что в вопросе лучше оставлять две части.

4. Неверное употребление личных местоимений. Например: Откуда Змей узнал, что он будет плыть два месяца? Почему он единственный выжил?

Неверное употребление личных местоимений — распространённая речевая ошибка, которую мы часто встречаем в любых детских работах, поэтому не лишним будет обратить внимание на неё и при формулировке вопросов.

1. Подмену продуктивного вопроса репродуктивным. Например: Зачем герой отправился на рудники царя? Где был Змей в тот момент, когда погибла его семья?

На последнем этапе урока мы читаем правильно составленные и в то же время интересные вопросы, а ученики отвечают на них. Вот несколько примеров.

• Можно ли считать верным то, что остров исчезнет?
• Если известно, что моряки были сильными, храбрыми и умели предвещать бурю, то почему выжил только один?
• Почему Змей хотел, чтобы его прославили в Египте?
• Какой вывод можно сделать о характере Змея, если известно, что он отказался от даров человека и отдал ему свои?
• Можно ли по рассказу моряка определить, что он извлёк урок из своего путешествия?
• Является ли случайной встреча одинокого Змея и одинокого моряка или она была предопределена?

После проведённых уроков по моделированию вопросов, как показывает опыт, ученики обретают уверенность и не боятся в первую очередь спрашивать — это основа для живого диалога на уроке. Далее, чтобы закреплять практику постановки вопросов и развивать это умение, мы предлагаем такие домашние задания, выполняя которые ученик обязательно должен формулировать вопрос(-ы).
В заключение обратим ваше внимание на ещё один тип вопроса — проблемный. На уроках мы с вами часто употребляем такие понятия, как проб­лема или проблематика, и задаём проблемные вопросы. Однако самостоятельно сформулировать проблемный вопрос очень сложно, даже взрослому — мы их обдумываем заранее, готовясь к уроку, такие вопросы являются главными в наших беседах с учениками. Основные особенности проблемного вопроса:

• не имеет однозначного решения;
• является многоплановым, решается поэтапно;
• требует привлечения знаний из разных тем, разделов, областей познания.

Ученику 5–6-го класса подобный вопрос сформулировать сложно — сначала нужно овладеть многими навыками и умениями, причём как общеучебными, так и предметными. В своей практике мы обучаем детей работать с проблемным вопросом в 7-м классе на том этапе, когда школьники учатся составлять комментарии к текстам, то есть привлекать различные знания. Вместе с учениками составляем следующий алгоритм.

Алгоритм постановки проблемного вопроса

• Изучите информацию: выделите основные моменты события, задачи, точки зрения, теории…;
• выделите главное: мысли, идеи, особенности, условия…;
• выявите противоречия, несогласованность, не­убедительность аргументов…;
• определите суть противоречий;
• сформулируйте проблемный вопрос.

Кроме того, сам проблемный вопрос должен содержать три обязательных элемента:

• указание на объект изучения;
• указание на направление изучения объекта;
• противоречие (скрытое или явное).

Поскольку объём лекций ограничен, приведу пример проблемного вопроса на тексте «Вода бессмертия», к которому, кстати, можно вернуться в 7-м классе, если даже вы используете его на уроке в 5-м. В этой сказке есть все условия для постановки проблемного вопроса:

• Бессмертие, память потомков.
• Завоевание царств, мира.
• Истинная слава и ложная.

Почему слава и почитание правителя, полученные в ходе завоеваний, оборачиваются для него с обретением бессмертия презрением народов и государств?
Подведём итог: какие компетентностные качества можно развить в дальнейшем у ученика старшего звена, если он научится задавать разные вопросы? Кроме того, что он усвоит, что это умение стимулирует его мыслительный процесс, он поймёт, как легко ему будет самостоятельно работать над проблемным докладом, над исследованием, участвовать в дискуссиях и не бояться апелляции.

Вопросы для повторения

1. Какие уровни мышления выделяет Б.Блум?
2. Как можно объединить вопросы, требующие запомнить информацию, и вопросы, побуждающие мыслить?
3. Чем продуктивный вопрос отличается от репродуктивного?
4. На какие ошибки учеников следует обращать внимание, когда они формулируют вопросы?
5. В чём заключается сложность проблемного вопроса?
6. Почему постановке проблемного вопроса следует учить не ранее 7-го класса?
7. Какие компетентностные качества помогает развить умение формулировать вопросы?

Литература

Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев, 1988.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. М., 1991.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8–11 кл. М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001.

Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.

Продолжение следует

Карсон Тейт

Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности

Carson Tate

Work Simply:

Embracing the Power of Your Personal Productivity Style

Издано с разрешения G.P. Putnam’s Sons, a member of Penguin Group (USA) LLC, a Penguin Random House Company, и литературного агентства Andrew Nurnberg

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»

© Carson Tate, 2015

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Как привести дела в порядок

Дэвид Аллен

Тайм-драйв

Глеб Архангельский

Прокачай себя!

Джон Норкросс и Кристин Лоберг

Цельная жизнь

Лес Хьюитт, Джек Кэнфилд и Марк Виктор Хансен

Вступление

Схема навигации по книге

Надеюсь, эта книга преобразит вашу жизнь, научит пользоваться подобранным именно под вас инструментарием и сделает вас продуктивнее, креативнее и в итоге счастливее.

Чтобы вам было легче ориентироваться в тексте, я снабдила его «схемой навигации», на которой представлены все главы. Это поможет с одного взгляда понять, чему посвящены различные части книги, и решить, в какой последовательности их читать. «Дорожки», проложенные между отдельными «пунктами», позволят вам проследить связь между идеями, изложенными в разных разделах.

Возможно, кое-какие из этих идей сразу же привлекут ваше внимание своей актуальностью и тем, насколько тесно они перекликаются с проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной практике. Вы вольны перескакивать с одной главы на другую так, как диктуют вам ваши потребности и интересы. И все же я порекомендовала бы вам сначала прочитать первую, вторую и третью главы: «Действуйте разумнее, а не ретивее», «Подготовьтесь к успеху» и «Определите свой стиль продуктивности». Они помогут вам осознать, что именно вызывает у вас стресс, и определить, какой стиль продуктивности присущ лично вам. Далее этот стиль будет упоминаться в книге неоднократно и послужит вам ориентиром, куда и как прокладывать свой личный путь к успеху.

Введение

Утро после Рождества

Это было 26 декабря 2011 года – на следующий день после Рождества и спустя десять дней после первого дня рождения моей прелестной дочурки Иси. Я сидела на полу совершенно без сил, изнывая от боли во всем теле и не зная, смогу ли подняться снова… Я устала. Устала донельзя. Я была уверена, что это нормально для матери ребенка, который только начал ходить, да еще в самое насыщенное хлопотами время года и после такого важного юбилея. И все же один вопрос не давал мне покоя: как я довела себя до подобного состояния?

После свадьбы мы с мужем Эндрю долго не решались создать настоящую семью – целых одиннадцать лет. И когда я забеременела, мы восприняли это просто как очередной вызов двум очень занятым людям, чья жизнь и без того насыщена событиями. Карьера у нас обоих складывалась удачно, нас окружали замечательные друзья, и мы вели активную общественную деятельность. У меня был свой успешный бизнес, который я планировала продать, чтобы заняться самостоятельной консалтинговой практикой, и параллельно я трудилась над получением степени магистра в области организационного развития. Да, временами мне казалось, что это чистое безумие – работать в самолетах, умудряться выполнять домашние задания между встречами с клиентами и говорить супругу «спокойной ночи» по телефону с другого конца страны. Но нам с Эндрю нравилась такая жизнь, и мы не желали в ней что-либо менять – с ребенком или без.

Когда новость о моей беременности подтвердилась, я сразу же решила: в моей жизни все останется по-прежнему. И в следующие несколько месяцев свое слово держала. Я ни на йоту не сбавляла обороты весь срок беременности. Работа, учеба, семья, общественная деятельность – я ни от чего не отказывалась и ничего не «урезала». Даже продолжала выполнять весь комплекс гимнастических упражнений, в том числе и пробежки на открытом воздухе, вплоть до конца седьмого месяца.

Иси родилась 16 декабря, и мы, уже втроем, как семья, провели прекрасный сезон каникул в нашем доме в городе Шарлот. Все было как в сказке. Но в конце января я вернулась к работе над диссертацией, а вскоре полетела и на очередную деловую встречу в Феникс, где предстояло поработать несколько дней с клиентом. Мой отпуск по рождению ребенка составил менее шести недель. Я сказала себе: «Если я не буду заботиться об успехе своего дела, то кто же это будет делать?!».

Такой темп жизни мне удавалось поддерживать весь первый год после появления Иси на свет. Я дописала диссертацию, продолжала работать с клиентами по всей стране и неустанно трудилась над выстраиванием своего консалтингового бизнеса. Конечно, с небольшой поправкой на необходимость выполнять еще и материнские обязанности, да и просто наслаждаться общением с Иси в те редкие свободные минутки, которые выдавались в моем сумасшедшем графике. Мне повезло с мужем: он поддерживал меня и замещал во всем, что находилось в пределах человеческих возможностей. Но усталость накапливалась. Похоже, ночей, когда мне доводилось спать по четыре-пять часов вместо семи или восьми, было многовато. Да и ночных перелетов со сменой часовых поясов – немало. После них, сидя с друзьями или коллегами за обеденным столом, я обычно улыбалась, хотя на самом деле не слышала ни слова из того, что они говорили.

И когда снова наступил декабрь, я поняла, что выдохлась. Выдохлась окончательно. Уверена: весь год и семья, и друзья, и особенно Эндрю, ждали, когда же я наконец сбавлю темп. Но для себя я четко все распланировала. «Нельзя сейчас останавливаться, – думала я. – Мне нужно организовать торжество по случаю дня рождения Иси. К тому же праздники на носу. Необходимо устроить вечеринку для клиентов и сотрудников. А еще пришла пора защищать диссертацию…»

Правда, временами даже мне приходилось признавать: «конструкция» дает трещину. Помню, как однажды в декабре Эндрю долго и озабоченно смотрел на меня, пока я в спешке накрывала на стол перед приходом гостей, а потом выдал мягким ласковым голосом: «Знаешь, а ведь ты кое-что забыла сделать к праздникам в этом году. С тобой все в порядке?».

Я была потрясена до глубины души. Ясно помню, как подумала: «Он говорит, что я кое-что забыла сделать! Разве подобное возможно? Я никогда ничего не забываю! Я не такой человек!». Но постепенно моя первоначальная реакция сошла на нет, и я была вынуждена признать, что он, конечно же, прав. Я забыла отправить подарок его бабушке в Кентукки, еще я забыла позвонить в нашу любимую кейтеринговую компанию и заказать еду для корпоратива у Эндрю на работе – теперь до мероприятия оставалось менее 48 часов, и это в самое горячее для таких фирм время года. Вдобавок я пропустила селекторное совещание с важнейшим клиентом. У меня даже голова закружилась от всех этих мыслей, но я бодро улыбнулась Эндрю, стараясь успокоить его, закончила сервировку стола и тут же побежала выполнять оставшиеся пункты из перечня дел на день.