Не по годам

Поиск ответа

Всего найдено: 7

Вопрос № 285195

Вопрос с виду дурацкий, но мне нужен ответ со всей научной серьезностью. Редактор внес в мой текст правку, добавив словосочетание «золотой дождь» в значении «внезапное и легко доставшееся богатство». Меня это словосочетание смутило, т.к. в первую очередь оно ассоциируется с другим, нериличным значением. Можно сказать, пусть каждый воспринимает в меру своей испорченности и дело с концом. Но я спросил несколько сверстников, молодых людей, и все говорят о том, что «золотой дождь» лучше использовать в текстах о сексуальных извращениях. Это, конечно, не репрезентативная выборка, но теперь меня это смущает еще больше. Не стало ли пошлое значение у «золотого дождя» основным, а нормальное значение — второстепенным? Не будет ли большинство читателей запинаться на этом словосочетании в тексте? Не создается ли таким образом комический эффект?

Ответ справочной службы русского языка

Известный российский лингвист Максим Кронгауз, отвечая не так давно на вопрос о допустимости употребления в современной речи глагола кончить, сказал: «Появление «неприличных» значений в жаргонах не должно вытеснять из языка вполне литературные слова и выражения». Эти слова могли бы служить ответом и на Ваш вопрос. Сочетание золотой дождь в знач. ‘о больших денежных средствах’ продолжает быть фактом литературного языка.

Но, конечно, многое зависит от того, на какую аудиторию рассчитан Ваш текст / издание, в котором опубликован текст. Если это преимущественно молодежная аудитория, тогда сочетание золотой дождь, возможно, употреблять действительно не стоит. Если же это читатели среднего и старшего возраста, слова золотой дождь можно смело оставлять: вряд ли кто-то из немолодых читателей знает об их новом значении. Если аудитория неизвестна или состоит из читателей разных возрастов, то сочетание золотой дождь на основании приведенных выше слов лингвиста мы бы рекомендовали оставить.

Вопрос № 284699

Здравствуйте. «Дети разного возраста» или «Дети разных возрастов»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Обе конструкции возможны. Ср.: Здесь горел огонь, вокруг которого теснились женщины и дети разного возраста. В. Обручев, Земля Санникова. «Васька едет на дачу!» – пронеслось по двору, где играли дети разных возрастов. Д. Мамин-Сибиряк, В каменном колодце.

Вопрос № 282378

Доброго дня,
подскажите, почему в СМИ сейчас чаще всего пишут словосочетание «разных возрастов», а ведь так говорить и писать раньше было нельзя. Насколько знаю, ранее считалось правильным только «разного возраста». И только так. Как сегодня правильно написать: «Горожане разных возрастов / разного возраста вышли с плакатами на площадь».
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание разных возрастов ошибочным не является, употреблялось оно и раньше. Вот примеры из художественной литературы: На широкой поляне, окруженной древними дубами и непроходимым ломом, стояло несколько земляных куреней; а между ними на опрокинутых пнях, на вывороченных корнях, на кучах сена и сухих листьев лежало и сидело множество людей разных возрастов, в разных одеждах. А. Толстой, Князь Серебряный (1842–1862). Здесь же, у калитки, на утренней прогулке, семиклассники дожидались проезда ежедневного дилижанса, в котором, вдоль, слева и справа, сидели премиленькие девочки разных возрастов и в разных костюмах. А. Куприн, Юнкера (1932). Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека. К. Паустовский, Повесть о жизни. Беспокойная юность (1954). Под водительством Касьянки подружки ее, девчонки разных возрастов и калибров, обливают водой длинный тесовый стол, поставленный на три опоры. В. Астафьев, Царь-рыба (1974).

Вопрос № 266255

Здравствуйте!
Названия возрастов:
бальзаковский возраст, элегантный возраст, возраст Христа
— нужно писать в кавычках или нет? («Бальзаковский» возраст, «элегантный» возраст, «возраст Христа».)
Подскажите, буду очень признательна за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки во всех названных случаях не требуются.

Вопрос № 236450

Как правильно ставить ударение в слове «возрастов» во фразе «тренировки для разных возрастов»

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: возрастов.

Вопрос № 225882

Состояние имен и возрастов патриархов и исторических событий () какой бы ни было традицией на протяжении столь длительного времени () явно невозможно.- Скажите, пожалуйста, ведь здесь налицо обобщенно-уступительное предложение, а поэтому на месте скобок требуются запятые!?

Ответ справочной службы русского языка

Неясно предложение _Состояние имен и возрастов патриархов и исторических событий… явно невозможно_, может быть, пропущено слово или предложение построено неверно. Поэтому говорить о пунктуации затруднительно.

Вопрос № 209401

Подскажите правильное ударение: люди всех вОзрастов или взрастОв? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _вОзрастов_ (ударение падает на первый слог).

Правда о мудрых не по годам людях: поверьте, они стали такими не от хорошей жизни

Когда вы встречаете кого-то, кто кажется вам серьезным и мудрым не по годам, вы должны знать, что они, как правило, вовсе не родились такими. Не стоит думать, что у них старые души и древние сердца, по какой-то причине попавшие в молодые тела. Когда-то они были такими же, как и все остальные… пока с ними что-то не случилось.

Правда о людях, которые кажутся не по годам взрослыми и мудрыми, хотя им едва за 20, в том, что им пришлось так быстро повзрослеть. Правда в том, что жизнь поместила их в обстоятельства, не соответствующие их возрасту, и им поневоле пришлось учиться принимать не соответствующие их возрасту решения.

Люди, быстро повзрослевшие, делают это для того, чтобы вернуть себе хотя бы относительный контроль над собственными жизнями. И порой это становится для них единственным выходом.

Когда вы проходите через душевные и физические страдания в раннем возрасте, вы поневоле узнаете несколько истин о мире, которые давно и крепко известны взрослым.

Вы узнаете о том, что вы не можете управлять другими людьми, зато можете управлять собой.

Вы узнаете, что достаточное количество денег дает свободу от других людей и большей части жизненных обстоятельств, и делаете своим приоритетом их получение.

Вы узнаете, что люди куда более благосклонно относятся к тем, кого они уважают. Поэтому вы начинаете стремиться к тому, чтобы стать максимально умным и способным человеком, и заслужить их уважение.

Еще ни один счастливый ребенок в мире не просыпался поутру, мечтая о том, чтобы как можно быстрее взять на себя обязанности взрослого. Никто не хочет добровольно изолировать себя, зависеть только от себя или обеспечивать свой кров и пищу самостоятельно, когда сверстники все еще играют в игры.

Это случается лишь тогда, когда вы проходите через серьезные и болезненные испытания, особенно если их практически полностью навлекли на вас другие люди. Вы понимаете, что единственный способ вырваться из-под власти других людей — это стать полностью самодостаточными. Что если вы окружите себя личным пространством, в котором вы будете полным и безраздельным хозяином, это пространство будет служить для вас защитным барьером. Что если вы будете сами заботиться о себе, вам уже не придется бояться, что тот, кто заботится о вас, внезапно перестанет это делать.

Потому что большую, чем что-либо еще, боль причиняет то, когда вы совершенно не можете жить с определенными людьми. И одновременно не можете жить без них, потому что полностью от них зависите.

Нет большего мучения, чем необходимость «подлизываться» и угождать родителям, от которых вы зависите в финансовом плане, и вместе с тем терпеть их перепады настроения и нестабильность. Нет большего страдания, чем необходимость оставаться в разваливающихся отношениях, потому что стоит вам сказать ненавистному человеку, что вы его не любите, и вы окажетесь на улице, а то и хуже. Нет большего страдания, чем быть вынужденным продолжать общаться с «друзьями», с которыми вы просто-напросто боитесь разорвать отношения, потому что знаете — это не обернется для вас ничем хорошим.

Те подростки, которые быстро взрослеют, делают это вовсе не потому, что им так уж хочется побыстрее стать скучнее, серьезнее и сосредоточеннее. Они быстро взрослеют потому, что быть самодостаточным человеком — это настоящая свобода.

Свобода, которая освобождает вас от необходимости полагаться на ненадежных, а то и враждебных вам людей. Которая освобождает вас от их контроля. Которая означает, что если с вас становится довольно, и вы хотите уйти от них, вы можете это сделать в любой момент. Которая означает, что над вашим личным пространством властны лишь вы сами, и только вы определяете, кого в него пускать или не пускать. Которая означает, что лишь вы решаете, в какую сторону двинется ваша жизнь.

В изрядной части современных романтических отношений девушки сплошь и рядом оказываются более взрослыми, уравновешенными и стабильными личностями, чем их партнеры — даже если эти партнеры мужского пола существенно старше, чем они сами.

Так было далеко не всегда. Веками мужчины были безоговорочными главами семейств, теми, на кого всегда возлагалась обязанность быть более ответственными и собранными, чем все остальные домочадцы. Знаете, почему все переменилось? Потому что у современных девушек есть мамы и бабушки, которые почти в один голос твердили им, как важно позаботиться о том, чтобы у них всегда были собственные деньги. Чтобы даже в отношениях они сохраняли известную самостоятельность. Чтобы они всегда сами заботились о своих потребностях, не полагаясь на то, что это сделает за них кто-то другой.

А знаете, почему они учили этому своих дочерей и внучек? Потому что хотели, чтобы, если у них появится необходимость уйти, у них всегда была возможность сделать это.

И именно поэтому в современном мире девушки с каждым годом становятся все более и более способными и самодостаточными, все чаще появляются на лидерских позициях, все больше зарабатывают и больше предлагают этому миру. И самое главное, все чаще твердой рукой удерживают контроль над своей жизнью и будущим.

Большинство детей верят в то, что быть взрослым скучно и неудобно… Большинство, но не те, кому не утирали носы и не целовали разбитые колени в детстве, кому с малых лет приходилось всего добиваться самостоятельно. Они знают, что взросление — это дверь в новый мир, новую жизнь и возможность решать самим за себя.

Признаки психологически зрелой личности

Необходимо понимать, что речь идёт о достаточно «подвижной» модели зрелой личности, допускающей различный набор характерологических признаков, однако, предлагаю рассмотреть определённые факторы, способные составить центральный каркас такой личностной модели:

1. Аутентичность (самобытность)

Известный американский психотерапевт Дж. Бьюдженталь* называет аутентичность важнейшей экзистенциальной ценностью человека. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:
— полное осознавание настоящего момента жизни;
— самостоятельный выбор способа жизни в данный момент;
— принятие личной ответственности за данный выбор.

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности по отношению к другому. Аутентичный человек хочет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведёт себя как влюблённый, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они очень много жизненной энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать её на решение своих реальных проблем. Если человек большую часть времени будет прятаться за маской какой-либо выбранной им роли, то неудивительно, что в ответ он будет получать аналогичное неискреннее отношение других. Аутентичность наиболее полно служит примером гибкого поведения.

2. Открытость собственному опыту (принятие своих чувств)

Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит отрицать, отбрасывать свои чувства, в особенности отрицательные. Давление окружающих заставляет вытеснять или подавлять печаль, раздражительность, злость. «Не плачь», «не нервничай» и пр. Психологически зрелый человек не будет отгонять прочь любые чувства, в том числе отрицательные. Он их будет, как говорится, проживать. Только в таком случае можно успешно контролировать своё поведение, поскольку вытесненные чувства являются иррациональными, то есть становятся источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаём свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в каждой ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Поэтому человека можно считать только тогда психологически зрелым, когда он проявляет терпимость ко всей гамме своих и чужих эмоциональных реакций.

3. Развитие самопознания

Ограниченное самопознание подразумевает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в своей жизни. Чем больше человек знает о себе, тем лучше он поймёт других людей, и наоборот – чем больше человек понимает других, тем он глубже стрессу и понимает себя. Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность в жизни. Очень важно реалистично и осознанно относиться к себе.

4. Сила личности и идентичность

Зрелый человек должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу и что неважно. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни человеку не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

5. Толерантность к неопределённости (умение выдерживать неопределённость)

Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостаёт структуры, ясности, определённости. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», любому человеку совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределённости. Ведь мы, по большому счёту, никогда не знаем, что день грядущий нам готовит, с какой именно проблемой мы столкнёмся и какие придётся нам принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убеждённость в конструктивности принимаемых решений и способность оправданно рисковать – все эти качества помогают человеку переносить напряжение, создаваемое неопределённостью возникновения всей череды жизненных ситуаций.

6. Принятие личной ответственности

Поскольку большинство жизненных ситуаций в жизни возникают под контролем человека, то он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент коммуникации – соглашаться с доводами собеседника или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не запускает в действие механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни человека.

7. Глубина отношений с другими

Личностно зрелый человек, разумеется, оценивает других людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты характера, но делает это без осуждения и наклеивании каких-либо ярлыков. Такой характер отношений с другими весьма важен, тем не менее, следует учитывать все те страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, тёплые отношения со знакомыми. Некоторым кажется, что выражение положительных чувств обязывает и тем самым ограничивает свободу и делает их уязвимыми. Кого-то страшит неприятие партнёром положительных чувств, поэтому для него наиболее безопасной позицией представляется отказ от близких отношений, устраивает общение с партнёром на дальней дистанции. А вот психологически зрелому человеку чужды такие страхи, он способен достаточно свободно выражать свои чувства, как позитивные, так и негативные, при общении с другими людьми.

8. Постановка реалистичных целей в общении
(отказ от перфекционизма)

Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот – опустить ниже планку личных притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет заранее обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит вам никакого удовлетворения. Итак, любому человеку желательно понимать ограниченность своих возможностей. Мы все не всемогущи. В действительности ни один человек не в состоянии построить правильные взаимоотношения с абсолютно каждым человеком. Считать, что он может умело общаться с кем бы то ни было, а в случае если отношения «не идут», то в этом виноват другой, по меньшей мере наивно. Такой наивный оптимизм может стать причиной психологического «холодного душа» в будущем.

На самом деле человеку вполне возможно отказаться от нереального стремления стать совершенным и преодолеть все грядущие сложности в уже имеющихся и в будущих коммуникациях. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живёт иллюзиями, что способен познать и понять другого человека. Человек будет винить себя за допущенные им ошибки вместо извлечения полезных уроков. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины перед другими. В этом случае отношения с другими становятся более глубокими и одновременно реалистичными. Точная оценка собственных возможностей позволяет нам ставить перед собой достижимые цели.

9. Чувство эмпатии к другим

Эмпатия – это сочувствие и понимание чувств партнёра по общению, а также обязательный учёт их в процессе общения. С точки зрения психологии, способность к эмпатии не считается чем-то особенным для человека. И диапазон её проявления варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее. Психологи считают, что человек проявляющий эмпатию осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Психологическая зрелость предполагает обязательное владение данным навыком проявления эмпатии.

* Джеймс Бьюдженталь (англ. James F.T. Bugental), род. 25 декабря 1915, ум. 17 сентября 2008, — американский психолог и психотерапевт, один из основателей экзистенциального гуманистического подхода в психологии и психотерапии. Был профессором Сэйбрукского Института, Почетным преподавателем Стэнфордского университета и Почетным профессором Института Гуманистических Исследований. Удостоен награды «За выдающийся вклад в клиническую психологию» Американской психологической ассоциации и первой награды Ролло Мэя за вклад в гуманистическую

Целью работы с психологом является как снижение эмоциональной напряженности, так и обучение человека умению осознавать свои переживания, управлять ими, становиться психологически взрослым. Что на самом деле имеется в виду, когда говорят о психологической зрелости? Вот несколько идей.

Решать проблемы

Зрелый человек способен решать стоящие перед ним проблемы. Его отличает умение мыслить самостоятельно; но если потребуется, он может принять помощь от другого. Иными словами, он умеет удовлетворять собственные потребности.

Свой путь

Психологически зрелый человек понимает, что является в своем роде уникальным, поэтому он способен найти свой путь в жизни. Он не станет поступать по указке других. Поступки зрелого человека соответствуют его системе ценностей.

Ошибки – это естественно

Он понимает, что на жизненном пути не избежать ошибок. Зрелый человек не скрывается от них – скорее, он сделает правильные выводы и в следующий раз поступит по-другому.

Щелкать пальцами – не поможет

anarosadebastiani /

Он умеет ждать, осознавая, что нельзя получить желаемое по щелчку пальцев, даже если очень хочется. Он осознает, какие из его желаний находятся в приоритете, а какие – менее важны. Ему понятен и тот факт, что никто не обязан исполнять его прихоти.

У каждого есть индивидуальность

Он понимает, что является личностью со своими особенностями, и что он отличается от других людей. Это очень помогает справляться с трудностями в семейной жизни. Немало юношей и девушек считают, что супруги являются двумя «половинками». Но муж и жена – два совершенно разных человека. У них разное прошлое, разные привычки. Осознание своего отличия позволяет понимать, что многое человек будет переживать абсолютно индивидуально.

Диалог – залог понимания

Также зрелая личность понимает, что взаимодействие двух людей не может быть односторонним – оно всегда зависит от диалога, взаимодействия двух сторон. Зрелый человек спокойно принимает тот факт, что другой человек чего-то ему может и не дать. Неумение выстраивать диалог также является трудностью для многих супружеских пар. Иногда нам кажется, что любимый человек должен «читать» наши мысли, без слов догадываясь о том, что нам нужно. Но для инфантильного, психологического незрелого человека отсутствие взаимопонимания – отнюдь не показатель собственной незрелости и неумения общаться. Он просто считает, что не нашел того человека, который его будет идеальным партнером для него.

Гибкость

WerbeFabrik /

Психологически взрослый человек обладает и таким качеством, как гибкость. Он способен приспосабливаться под меняющиеся обстоятельства. Но, с другой стороны, у него есть и сформированная система ценностей, согласно которой он живет. Именно она позволяет ему адекватно относиться к чужой критике. Если критика справедлива, зрелый человек прислушается к ней и сделает свои выводы. Если же нет, она не окажет никакого влияния на его самоощущение.

Ни дня без работы над собой

Достижение психологической зрелости – это результат длительной работы над собой. Но результат стоит того, чтобы к нему стремиться. Только психологически взрослый – это тот, кто может испытывать настоящее удовольствие от своего бытия в мире и от отношений с другими.

1 954 Поделись: