Названия групп музыкальных

Музыкальный ансамбль

Музыкальный ансамбль – коллектив людей, занятых общим творчеством. Чаще всего ансамбль объединяет музыкантов. Однако в коллектив также могут войти люди других творческих специальностей: звукорежиссёры, продюсеры, поэты-песенники, иные специалисты.

Сколько человек входит в музыкальный ансамбль?

От двух до десяти человек. В зависимости от количества участников ансамбль может называться:

  • Дуэт. Артистический коллектив представлен двумя участниками. К числу наиболее известных дуэтов можно отнести: Modern Talking, OutKast, Roxette, Pet Shop Boys;
  • Трио. Подразумевает трёх исполнителей-инструменталистов либо певцов. Различают вокальные, инструментальные и инструментально-вокальные ансамбли. Инструментальное трио может быть однородным (к примеру, исполнители используют исключительно смычковые инструменты) или смешанные. Состав инструментов определяется спецификой исполняемой музыки. Так, джазовое трио чаще всего включает фортепиано либо гитару, контрабас и барабаны. Известные ансамбли-трио: 30 Seconds to Mars, Depeche Mode, Nirvana. Российские коллективы: Фабрика, ВИА Гра, Лицей;
  • Квартет. Состоит из четырёх музыкантов, вокалистов, инструменталистов. Квартеты широко распространены во всех музыкальных жанрах: академической музыке, джазе, роке. Произведения для квартетов писали Бетховен, Гайдн, Моцарт, многие другие знаменитые композиторы. Широкую известность получили такие четвёрки, как The Beatles, ABBA, Queen, Led Zeppelin;
  • Квинтет. Временем зарождения струнных и духовых квинтетов считается вторая половина XVIII века. С тех времён академические произведения для пяти музыкантов создаются в виде сонатных циклов. Вокальные квинтеты успешно вписываются в программу оперы, кантаты. Мировую известность приобрели следующие коллективы: AC/DC, Spice Girls, Oasis, Scorpions, Deep Purple, Sex Pistols;
  • Секстет. Подразумевает шестерых исполнителей;
  • Септет: семеро музыкантов, вокалистов, инструменталистов;
  • Октет. К числу известных коллективов, в которых входило восемь участников, можно отнести: Guns N’ Roses, Chicago, The Doobie Brothers. Многие джаз-группы представляют собой октеты;
  • Нонет. Коллектив из девятерых музыкантов, каждый из которых исполняет самостоятельную партию. Известным исполнительским ансамблем является Чешский нонет. В джазе получили известность нонеты Майлза Дэвиса, Джо Ловано;
  • Децимет. Редко встречающийся вид музыкальной группы, в котором каждый из десяти частников исполняет самостоятельную партию. Такие камерные ансамбли являются переходной ступенью к камерным оркестрам.

Ансамбль из 5 исполнителей (музыкантов), 7 букв, сканворд

  • 5 музыкантов
  • Ансамбль из 5 исполнителей
  • Ансамбль из 5 исполнителей (музыкантов)
  • Ансамбль из пяти исполнителей (инструменталистов или вокалистов)
  • Ансамбль из пяти музыкантов
  • ансамбль из пяти человек
  • Гpуппа из пяти исполнителей
  • Группа из пяти участников
  • Дуэт + трио
  • дуэт и трио в одной «упряжке»
  • дуэт и трио на совместных гастролях
  • квартет и солист в одной «упряжке»
  • между квартетом и секстетом
  • музыкальная пятерка
  • музыкальная пятерка на сцене
  • Музыкальное произведение для 5 исполнителей с самостоятельными партиями для каждого
  • музыкальное произведение для ансамбля из 5 исполнителей
  • Музыкальное произведение для пяти инструментов или певческих голосов
  • Музыкальный ансамбль из пяти исполнителей
  • Музыкальный ансамбль из пяти музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов
  • объединение пятерых солистов
  • Поющая пятёрка
  • пятерка
  • пятерка в ансамбле
  • Пятёрка музыкантов
  • Пятеро музицирующих
  • Пять музыкантов
  • пять музыкантов в одной «упряжке»
  • пять музыкантов, решивших сыграть хором
  • пять певцов, поющих вместе
  • пять певцов, решивших спеть хором
  • результат «скрещивания» трио с дуэтом
  • результат союза дуэта и трио
  • результат союза пятерых музыкантов
  • следующий после квартета
  • слияние пятерых солистов
  • слияние трио и двух солистов
  • слияние трио и дуэта
  • слияние трио с дуэтом
  • Соло + квартет
  • союз дуэта и трио
  • союз пятерых музыкантов
  • союз трио и двух солистов

гильдия благородных подонков
союз метёлок и мусоров
клуб хладнокровных чревоугодников
братство рыжих епископов
ассоциация прекрасных безобразниц
аппетитные сердцеедки
любители животных (жиров)
желающие иметь ребёнка
преданные предатели
игривые геймерши
здоровые эгоисты
любящие напоказ
гинеколого-разведывающая партия
ищущие свою третью половинку
пожиратели солнечной энергии
встречающие по заднице
любящие на кладбище
жаждущие стать святыми
не верящие, что она вертится
родившиеся под знаком: «Осторожно, дети!»
остроумные головорезы
тамбовские кролики
поэтессы по вызову
Тимур и его старушки
джентльмены-неудачники
недалёкие ближние
источающие истину
последние люди
работающие ушами
любящие языком
жалостливые гады
рождающие ветрА
заткнувшиеся на время
пока ещё тёпленькие
изначально печальные
склонные к педикюру
любители родинок
умудрённые копытом
рождённые в мире ином
краснеющие от счастья
дышащие с умом
зрящие во все корни
обожающие воздерживаться
воистину заблуждающиеся
лишённые запаха
сестрица Алёнушка и братва
утомлённые солнышки
невинные алкоголики
пока ещё куколки
рождённые лежать
целомудренные головы
ласковые монашки
пупсики со стажем
жертвы фотошопа
наступившие на горло собственному достоинству
влюблённые от скуки
надеющиеся на прошлое
уставшие улыбаться
прекрасные везде
любящие в ботинках
олицетворяющие свинство
думающие забавы ради
убившие в себе модератора
рождённые в гробу
изменившие жене с Лигой чемпионов
потерявшие ориентацию
самодостаточные садомазохисты
педанты в юбках
хорошенькие танцоры
грязные эстетки
аморальные аскеты
редкостные посредственности
человекообразные звёзды
беспринципные принцы
жаждущие чего-то
любящие без рук
немножко божественные
избалованные неудачами
не переваривающие ближних своих
люди с большой буквы Ё
——————
антип ушкин>Группа людей

5 букв

  • Класс — Большая группа людей с определенным положением в исторически сложившейся системе общественного производства и с определенной ролью в общественной организации труда, объединенная одинаковым, обычно законодательно закрепленным, отношением к средствам производства, к распределению общественного богатства и общностью интересов
  • Мафия — Организованная группа людей, тайно и преступно действующих в своих интересах
  • Народ — Люди, группа людей
  • Отряд — Группа людей, организованная для совместной деятельности
  • Смена — Группа людей, работающая, действующая в такой промежуток
  • Шайка — Группа людей, объединившихся для какой-нибудь преступной деятельности
  • Шатия — Компания, группа людей
  • Банда — разговорное Группа людей, деятельность, поведение которых вызывает неодобрение окружающих.
  • Вахта — переносное (значение) Группа людей, продолжительное время работающая в отдаленном районе в отрыве от постоянного места жительства и сменяемая такой же группой.
  • Взвод — переносное (значение) разговорное Группа людей, объединенных какой-либо целью, работой и т.п.
  • Клака — Группа людей, нанятых для аплодирования или освистывания артиста, оратора и т.п., чтобы создать впечатление успеха или провала выступления.
  • Клика — Группа, сообщество людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.
  • Пикет — Группа людей, выставленная для выражения какого-либо протеста.
  • Племя — переносное (значение) Группа, категория людей, объединенных по какому-либо общему признаку.
  • Сброд — устаревшее Группа случайно собравшихся людей.
  • Семья — переносное (значение) Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
  • Стадо — переносное (значение) разговорное Большая, неорганизованная группа людей.
  • Табор — переносное (значение) разговорное Большая группа людей, расположившаяся на временную стоянку.
  • Табун — переносное (значение) разговорное Большая — обычно неорганизованная — группа людей.

Как придумать название музыкальной группы

Выбрать название — занятие не из простых. Неважно, будет оно с изрядной долей юмора или невероятно серьезным — подходить к делу стоит со всей осторожностью. Как придумать название музыкальной группы и не ошибиться с выбором?

Как мы уже сказали, подходить к делу стоит со всей осторожностью: название коллектива будет отображаться на всех официальных страницах в социальных сетях, музыкальных сервисах, на обложках альбомов и, если повезет, на всем мерче — футболках, нашивках, медиаторах, плакатах и многом другом.

Ниже мы стараемся разобраться в этом сложном вопросе и посмотреть на несколько примеров того, какие приемы довольно часто используются при наименовании коллективов. Не осмелимся сказать, что вашей группе стоит делать что-либо подобное. Скорее, примеры ниже — это советы на тему того, как не стоит поступать, придумывая название своему коллективу.

Необъяснимые умлауты

Примеры: Motörhead, Mötley Crüe

Ни один металлист не сможет объяснить вам необходимость постановки этих точек над гласными буквами в немецком языке. Так или иначе, но добавление умлаутов над буквами в названии коллектива, может придать некоторой брутальности группе. И если их наличие не сделает вашу группу по-умолчанию обязательным участником Wacken Open Air, то хотя бы все заговорят о том, что вы позаимствовали этот ход у Лемми.

Умышленные опечатки

Примеры: Megadeth, Led Zeppelin, ЫшоЫшо

Хо-хо, приятель! Ты настолько рок-н-роллен, что плюешь в лицо правописанию и всей грамоте!

По факту, можно выбросить словарь Даля и все грамматические словари и не обращать внимания на ошибки, если они придают названию своеобразную интересность и необычность.

Длиннокот

Примеры: And You Will Know Us By The Trail Of Dead

Такие названия тяжело запомнить, сложно уместить на флаере, проблематично выговорить, нелегко повторить по телефону при бронировании номера в отеле. Не стоит так делать. Поищите что-нибудь другое.

Непроизносимая закорючка

Примеры: Prince, Пикник (ранний)

В 1993 году Принс привлек внимание общественности тем, что предложил перестать использовать слово «Prince» для его обозначения, а перейти на использование иероглифа, означающего Символ Любви.

Идея, конечно, неплохая, но вот в чем проблема: попробуйте использовать это для себя и вы с удивлением обнаружите, что никто не может найти вашу группу в любом поисковике. Плюс ко всему, все решат, что вы — понтошлепы.

Восклицательный знак

Примеры: Panic! At The Disco, Hadouken!, Тараканы!

Если для привлечения внимания к своему коллективу вам требуется наличие восклицательного знака в названии, то у нас есть плохие новости для вас. Стоит писать песни получше, восклицательный знак здесь не поможет.

Фамилия

Примеры: Santana, Van Halen, Bon Jovi

Давайте не будем забывать, что вы все-таки группа, а не чей-то сольный проект. Приятель, ты же не эгоманьяк, зацикленный на себе? Не надо смотреть на остальных участников, как на ребят, что называется, «на подсосе». Беда в том, что такое название показывает, что ты недостаточно крут для сольного проекта, но и в группе быть не хочешь.

Ругательство

Примеры: The Shits, Fucked Up, Х*й забей

О, этот непреодолимый дух бунтарства! Вам хочется идти против системы, но быть популярными, как Coldplay? Что ж, удачи.

На деле, все лишь посмеются над вами, а смазливые песни и слабые тексты не покажут и малой толики того протеста, который есть у реальных бунтарей.

Отсылка к животному

Примеры: Def Leppard, Steel Panther, Наутилус Помпилиус

Если у вас появилась идея назвать группу в честь какого-то хищного животного, то стоит десять раз подумать об этом. Конечно, если вы артистичный музыкальный инди-коллектив, то можно взять имя в духе Cat Power или Modest Mouse.

А вот если вы играете что-то более тяжелое, чем поп-рок и инди, то стоит смотреть на брутальных животных и избегать те виды, которые уже заняты. Ну и, напоследок, неплохо соответствовать своему названию внешне: одевайте леопардовые лосины, коротенькие маечки и иже с ними. Эти названия остались в 1980-х, ребятки.

The в начале

Примеры: The Strokes, The Libertines

Дайте угадать, вы носите кеды, штаны в обтяжку и кожаные куртки, украденные в магазине или купленные на рынке? А еще, наверняка, в ваших песнях есть соло на двух нотах, стоны в микрофон. В общем, все то, что скрывает от публики ваше примерное поведение в реальной жизни.

Случайные цифры

Примеры: Blink-182, Sum 41, +44, 30 Seconds To Mars, 1,5кг Отличного Пюре

Нет ничего более забавного, чем наличие в названии коллектива цифры, взятой с потолка. Этой цифре участники коллектива пытаются придать невероятный сакральный смысл, объяснить ее наличие какими-то жалкими псевдофилософскими умозаключениями.

Решили пойти по этому пути? Будьте готовы к тому, что все будут посмеиваться над вами. «38 попугаев», да-да.

Шутки шутками, а вопрос остается открытым: как выбрать название музыкальной группы? Очевидного ответа на эту проблему нет, но несколько советов дать стоит.

Краткость — сестра таланта

Кто бы что ни говорил, но чем короче название коллектива, тем лучше. Не стоит воспринимать данный совет, как аксиому, но десяток слов в названии — не лучшая идея. Постарайтесь ограничиться одним-двумя, максимум тремя словами.

В чем смысл?

Брать в название какие-то философские строчки, понятные одному лишь автору, тоже не лучшая из идей. Если решили взять себе в наименование чью-либо цитату, то постарайтесь хотя бы быть в курсе, о чем речь.

Какая связь?

Как вы лодку назовете, так она и поплывет. Эта фраза работает не только по отношению к плавучим средствам, но и к названиям групп. Согласитесь, странно называть коллектив каким-то скандинавским словом, означающим великую битву богов против всемирового зла, а самим играть глэм или смазливый поп-рок. Название и стиль музыки должны быть связаны между собой.

Над этим часто шутят, но факт остается фактом — связь должна оставаться. Ну или хотя бы отражать суть коллектива.

Русское или английское?

Честно говоря, крайне сложный вопрос. С одной стороны, стоит ориентироваться на рынок (ваша музыка, в первую очередь, продукт, как это ни прискорбно), на которой хочется выйти. Если исполняете англоязычный материал, то нет смысла в названии «Вася и Цветочки». Верно и обратное. Хотя из всех правил бывают исключения. По крайней мере, постарайтесь не усложнять свое название.

Как назвать музыкальную группу?

23.12.2016 | ансамбль | разное

Любой музыкальный коллектив должен иметь собственное, запоминающееся имя. При этом наименование группы не менее важно, чем музыка, которую она будет исполнять. Название – это своего рода визитная карточка коллектива. Благодаря ему у потенциальных слушателей заранее будут возникать какие-то ассоциации, привлекающие внимание к выступлению музыкантов. Так что к данному вопросу стоит подойти со всей серьёзностью.

При выборе названия стоит придерживаться несколько основных правил.

Во-первых, название не должно быть сложным, особенно в плане произношения. Имя должно легко восприниматься на слух. Неплохо, если будущим фанатам будет легко его скандировать.

Во-вторых, имя группы должно быть ёмким, то есть отображать стиль и характер исполняемой музыки.

В-третьих, группа должна именоваться красиво. Конечно, угодить всем потенциальным слушателям вряд ли получится, но зато участникам коллектива выбранное название должно нравиться. Это значительно улучшит психологическую обстановку.

Где брать идеи?

Чтобы несколько человек стали настоящей группой, принимать ключевые решения они должны вместе. Выбора названия этот постулат касается в первую очередь. Так что для начала весь коллектив должен собраться и набросать несколько подходящих вариантов.

Придумывая название вдохновение можно черпать отовсюду. Иногда достаточно просто присмотреться к тому, что находится вокруг. Если этого недостаточно, то можно полистать журналы или вспомнить названия книг. На худой конец подойдут даже энциклопедии и словари. Ну и конечно настоящим кладезем идей может стать интернет. На многочисленных сайтах можно поискать пословицы, поговорки, афоризмы, неологизмы или редкие слова, которые подтолкнут творческую мысль в нужном направлении.

Помочь в выборе имени будущей группы может и так называемый мозговой штурм, в процессе которого будут генерироваться разнообразные идеи. При этом все мысли нужно записывать. Нередко самая абсурдная мысль превращается в то самое, неповторимое и яркое название.

По окончании штурма следует провести обсуждение, выбрав несколько наиболее подходящих и устраивающих всех вариантов.

Параметры окончательного выбора

Размер

Желательно заранее определится, что собой будет представлять название. Точнее, будет ли оно состоять из одного слова либо из сочного словосочетания. В большинстве своём известные музыкальные коллективы редко используют в своих названиях больше трёх слов. Это не случайность. Короткое и ёмкое имя быстрее запоминается публикой.

Стоит отметить, что длинные названия публика предпочитает сокращать. Например, группу «Ночные снайперы» чаще всего называют только по второму слову. Так что, если выбранный вариант достаточно длинный, то имеет смысл сократить его до одного ключевого слова, желательно имени существительного.

Смысловая нагрузка

В идеале название должно хоть немного соответствовать стилистике исполняемой музыки, а также содержать намёк на состав группы. К примеру, название «Голубые береты» намекает на то, что группа, состоящая из бывших десантников, исполняет песни патриотического характера. А вот назвать панк-группу «Ромашки» или «Аленький цветочек» будет нелогично. Не стоит забывать о том, что привязка может быть косвенной. Главное, чтобы у меломанов наименование группы вызывало соответствующие ассоциации.

Прекрасно, если название будет иметь некоторый глубинный смысл. Это даст потенциальным слушателям простор для фантазии при поисках какого-то подтекста или намёка на что-либо.

В некоторых случаях имеет смысл как-то обыграть в названии группы населённый пункт или регион, где проживают или родились музыканты. В этом случае также допустимо использование намёков на местность, а не прямое её упоминание.

Благозвучие

Как уже говорилось выше, название группы должно не только хорошо запоминаться, но и легко произноситься. Определившись с вариантами, имеет смысл проговорить их все вслух. Если ничто не режет слух и не возникает трудностей с произношением, то такой вариант стоит сохранить. А вот плохо выговариваемые абракадабры следует сразу исключать.

Оптимальным считается, если в каждом слове названия содержится не более 4 слогов. Количество согласных звуков должно быть минимальным. При этом подряд должно идти не более двух согласных звуков.

Можно попробовать проскандировать будущее название. Если это получилось, то варианту можно добавить плюс. Ну, кто не помнит, как толпы фанатов кричат: «А-ри-я!». Однако данный фактор не является основополагающим.

Плагиат

Остановившись на каком-либо варианте в обязательном порядке нужно проверить, не используется ли такое или похожее название уже кем-нибудь. Обычно для этого достаточно вбить выбранное слово или фразу в поисковую строку Яндекса или Гугла. Уникальность названия очень важна, особенно если дела у новорождённой группы пойдут в гору.

Итак, выбран верный путь, решено: делаем рок-группу! Но как театр начинается с гардероба, так группа начинается с названия. И тут возникает новая проблема: как выбрать название, чтобы и ёмко было, и кратко, и чтобы запоминалось сразу, да чтобы концептуальность невооруженным ухом была слышна. Много красивых слов в русском языке — как нужное найти? И вот тогда обкладываются рокеры толстенными словарями, дотоле годами лежавшими на верхних полках книжных шкафов, — слово ищут. День и ночь, сутки прочь. Мамы радуются: наконец-то сынуля за ум взялся, к экзамену, видно, готовится!
Да уж, это экзамен почище институтского — название группе придумать.
И выписываются на бумажку понравившиеся слова и фразы, растет столбик названий. На каком же остановиться? Все хороши!
Почему бы не назваться «Стеклянными Кактусами»? Рок — он ведь и тонкий, и хрупкий, а в то же время и колючий…
А вот отличное название — «Команчи». В нем и штурм, и натиск, и хитрость, а гитарный рифф — сам как индейская стрела…
Еще лучше название — «Чайф». Здесь все переплелось: и кайф, и долгие зимние сидения за чаем в поисках названия…
Именно так, в муках и беспокойных ночных размышлениях, придумывалось название для группы «Ария» , лидера отчественного тяжелого металла. Володя Холстинин не раз рассказывал, как он сидел среди словарей и других толстых и умных книжек. Другие участники команды тоже усиленно размышляли, как назвать новую группу. Продолжалось все это очень долго, поскольку назваться в «металлическом» стиле им бы не разрешили, а бессмысленно напялить на себя первое попавшееся слово не хотелось. В конце концов Холстинин выписал на листок столбик из слов кратких, броских и, главное, одинаково звучавших и по-русски, и по-английски. Слово «Ария» шло в этом списке первым.
«Привлекло в слове то обстоятельство, что это был музыкальный термин, пусть даже и прямо противоположный тому, чем мы решили заниматься, — комментировал выбор «арийский» лидер. — А перед худсоветом решили оправдаться неуемной любовью к опере и тем, что будем работать на «стыке жанров» — было такое модное в 80-е годы выражение». Правда, Виктор Векштейн, директор группы, настаивал на другом названии — «Вулкан», — но худсовет категорически отверг, по его мнению, чересчур энергетическое слово, отдав предпочтение «гораздо более спокойной» «Арии». «Они не подумали, что и музыканты, и их фаны неизбежно будут называться «арийцами»!» — смеется Холстинин.
Интересно, что в названиях групп 60-х очень ярко проявилось русское национальное самосознание: «Скифы», «Славяне», «Скоморохи», «Бобры», «Четыре Витязя», «Красные Дьяволята», «Москвичи», «Московиты», «Русь», «Наследники», «Садко», «Гусляры»… Была еще группа «Русский Бит» — и это несмотря на то, что первые группы исполняли исключительно кавер-версии международных хитов. Но заложенный в названиях посыл со временем сделал свое дело: группы начали соревноваться друг с другом, у кого больше песен на русском языке. От того времени сохранилось немного аудиодокументов, но то, что удалось найти, раскопать, реставрировать, — впечатляет. Сквозь скрип и скрежет осыпающейся пленки явно слышны и красивые мелодии, и тонкие аранжировки, да и в плане профессионализма наши музыканты были ничуть не хуже своих коллег из «Kinks», «Hollies», «Freddie And The Dreamers», «Gerry And The Pacemakers», «Brian Pool And The Tremeloes», чьи хиты оккупировали хит-парады всего мира. Слушая записи, оставшиеся от 60-х годов, думается, что если бы в свое время первых наших рокеров поддержали бы на государственном уровне, если бы им обломилось нефтедолларов хоть с понюшку табаку, если бы они выехали в Европу, имея государственный промоушн и менеджемент, то — кто знает?! — может быть, и ABBA, и Boney М запели бы по-русски! И тогда в мире был бы совершенно иной геополитический расклад. И жизнь наша была бы, видимо, совершенно иной, может быть, более спокойной, более комфортной… Но ничего этого не случилось, поэтому мы продолжаем рассказ о повседневной жизни русского рокера, как она есть…
Кстати, в приведенный выше «русофильский» список можно отнести и группу «Сокол»: название которой обозначает отнюдь не только хищную птицу, обитающую почти повсеместно в Европе — просто участники этой группы жили в московском районе Сокол, на Ленинградском проспекте, там же была их первая база. Эта география и нашла отражение в названии группы. И именно группа «Сокол» исполнила первую песню на русском языке.
Очень любопытную, можно сказать, поэтическую трактовку названия группы «Рифы», исполнявшую хард-рок, дает ее бас-гитарист, а ныне — известный звукорежиссер Константин Зверев: «Мы все жили на Красной Пресне. Рядом с нами, в клубе «Трехгорка» репетировали «Скифы», в ДК «Красная Пресня» — «Мифы», где-то на Хорошевке жили «Грифы». Мы решили не отставать от традиции и в рифму назвались «Рифы».
В Ленинградском роке 60-х тоже доминировали национальные чувства. Две основные питерские команды тех времен назывались «Россияне» и «Санкт-Петербург» , и в их названиях тоже чувствовалось желание доказать, что мы не лыком шиты.
А уже в 70-е питерские рокеры выделили себя в отдельную среду, перенесли игру на собственное поле, отгородившись собственными трибунами от другого мира. Симптоматично в этом смысле название культовой питерской группы «Аквариум» : вроде бы все видно, все прозрачно, можно руку протянуть и дотронуться, но стекло не пускает, да и внутри стекла среда иная, не для всех, а «только для сумасшедших», как говаривал известный немецкий писатель Герман Гессе, чей «Степной волк» стал эталоном, поведенческим образцом для всего рок-сообщества. Тот же контекст и у других питерских групп «поколения дворников и сторожей» — «Кино», «Зоопарк», «Странные Игры», «Телевизор», «Союз Любителей Музыки Рок», «Секрет», «Мифы» и так далее.
(Сегодня БГ утверждает, что название для группы «Аквариум» выбрано из соображений мистического характера и ответ на вопрос «Почему так называется группа?» следует искать в некоторых астрологических трактатах, а также — в книгах Лунь Си Куна «Непроверенные Старые Записи о Чае и Вишневом Вине», Hermetius Zmey Coschck «Ad Infinitum», «И Цзин», «Дхаммападе» и «Воробьиной книге».)
Интересно, что в начале нашей рок-эры названия многих групп по образцу «Beatles» или «Kinks» имели множественное число: «Скифы», «Мифы», «Рифы», «Меломаны», «Безбожники», «Странники», «Святые» и т.п. Даже название группы Андрея Макаревича тоже имело сначала множественное число — «МашинЫ Времени» …
В конце 60-х — начале 70-х на наших рок-полях обосновались идеи хиппи, что сразу же отразилось в названиях новых групп.
Название группы Стаса Намина Цветы» — это прямая отсылка к идеям хиппи, к «Flowers Power», ведь цветок — основной символ хиппи. Удивительно, но группа с таким названием очень долго и очень успешно работала в Московской областной филармонии, пока какой-то «доброжелатель» не раскрыл высокому начальству глаза на смысл безобиднейшего из названий. Тогда, после хорошего скандала, ансамбль стал называться просто «Группой Стаса Намина».
Группа «Оловянные Солдатики» сначала называлась «Бегемоты», а между строк читалось английское: «Hippopotamus». А это слово уже имело филологическую связь с таким явлением как хиппи! «Бегемоты» исполняли песни из репертуара «Shadows», «Bee Gees» и других английских бит-ансамблей.
Хипповое настроение присутствовало и в названии первого ансамбля будущего лидера «Воскресенья» Алексея Романова — «Ребята, которые начинают играть, когда полосатый гиппопотам переходит реку Замбези». В его состав кроме самого Романова входил басист Александр Шадрин (позже — заведующий кафедрой физподготовки МАРХИ), клавишник Виктор Кистанов, а вот постоянного барабанщика у них не было, потому с группой на барабанах иногда играл Юрий Борзов из «Машины Времени». Исполняли «фирму» — The Beatles, «Creedence CR» и т.п., причем предпочтение отдавалось тем композициям, которые можно было разложить на голоса.
В начале 80-х Армен Григорян и Виктор Троегубов основали группу «Крематорий». Первоначально их дуэт не назывался никак, но так быть не могло? и Троегубов, будучи человеком скрупулезным, на неделю с головой нырнул в словарно-энциклопедический омут, дабы найти какое-то сильное название. Однако решающую роль здесь сыграл случай. Однажды Армен Григорян набрал номер своей подружки, но вместо ее ласкового голоса из телефонной трубки донеслось: «Крематорий слушает!» От неожиданности Армен трубку, конечно, бросил, но услышанное слово запало в голову. К тому же название «Крематорий» хорошо ложилось на хипповскую идею, ставшую фундаментом мировоззрения в группе: «Жить быстро — умереть молодым!». Идея очищения души через музыку и сожжение красной нитью пролегла через все дальнейшее творчество «Крематория»: «Ведь мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть», — поет Армен Григорян в «Безобразной Эльзе». — «Но все, что было, не смыть ни водкой, ни мылом с наших душ». Это основной постулат экзистенциализма: если жизнь прекрасна, то и смерть должна быть не менее прекрасной…
Согласно рокерской легенде, название культовой группы 70-х «Високосное Лето» придумал Владимир Рацкевич, музыкант из конкурирующего ансамбля «Рубиновая Атака». Летом 1972 года, когда басист и барабанщик «Атаки» Сергей Ляшенко и Александр Самойлов уехали отдыхать на юг, Рацкевичу захотелось поиграть жесткое буги — дух Вудстока был тогда силен в Москве. Для этого он позвал ритм-секцию из группы «Садко», базировавшейся вместе с «Атакой»: Александра Зайцева (бас) и Сергея Шевелева (ударные). Их коллеги — Александр Ситковецкий и Крис Кельми — также свалили на море. Проект получил название «Високосное Лето», да так и остался, когда двое других музыкантов «Садко» вернулись в столицу, а Рацкевич вновь присоединился к Ляшенко и Самойлову. Тем более, что москвичи до сих пор хорошо помнят то знойное лето високосного 1972 года, когда в Подмосковье горели торфяники и Москву заволокло пугающим дымом…
Когда у нас в стране худо-бедно возникла инфраструктура шоу-бизнеса, изменился и характер названий групп. У моряков есть поговорка: «Как корабль назовешь, так он и плавать будет: назовешь его «Топором», так он со стапелей под воду уйдет…» Вот и рокеры старались придумать такое название, чтобы судьба услышала в нем намек на будущий непременный успех. Хороший тому пример — название группы «Автограф» . Как известно, автографы сопутствуют успеху и массовой популярности. Того же порядка названия у «Браво», «Удачного Приобретения», «Круиза», «Центра» .
Название «Центр» обозначает на самом деле не географическое месторасположение группы Василия Шумова, тем паче, что жил Вася не в центре Москвы, а с краю, на Ленинском проспекте. Слово «центр, «центровой» на сленге 70-х и начала 80-х годов обозначало «лучший» или, как бы сейчас сказали, «крутой».
А что такое «Удачное Приобретение» ? Это же блюз! Алексей «Вайт» Белов объясняет: «У нас не получалось петь, как The Beatles: голоса у нас не «лились», у нас не было необходимой вокальной техники, и — мало того — на тот момент, на конец 70-го — начало 71-го, нас в группе было только трое. И мудрый Матецкий (автор «Лаванды» начинал как бас-гитарист в рок-группе «Удачное Приобретение» — Прим. автора) сказал, что если мы будем играть блюз, то мы выиграем». Так в названии новой группы был закреплен будущий выигрыш. К слову, все так и произошло, как говорилось в названии группы.
Музыканты «Мастера» , придумывая название своей группе, искали такое слово, которое читалось бы на всех языках. Удачно выбранное название очень помогло группе, когда в конце 80-х она уехала на заработки в Западную Европу. Именно благодаря названию «Мастер» там почувствовал себя комфортно. «Прежде всего нам понравилось звучание этого слова, — рассказывает Алик Грановский, — а о том, что за ним стоит, — никто об этом тогда не думал». Позже досужие журналисты пытались как-то обыгрывать название группы, вспоминая роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» или древнее значение этого слова, согласно которому Мастер – это человек, воспринимающий и воспроизводящий музыкальные послания свыше, как, скажем, И.С.Бах, которого называли «маэстро», то есть «мастер». Алик всегда ругался, когда при нем заводили подобные разговоры: «Обыграть это можно как угодну, и фабулу подвести можно любую, но я против этого!» — говорил он. Когда же его окончательно доставали рассуждения о подоплеке названия группы, он рассказывал, что в 60-е годы по квартирам ходил человек и «вырезал» людей: «Он звонил в дверь и представлялся мастером-водопроводчиком или мастером из Мосгаза. Вот он и называл себя Мастером…»
Что же касается названия группы «Мастер», то его придумал барабанщик группы Игорь Молчанов в метро, когда вместе с Аликом Грановским возвращался домой с репетиции. Говорят, что эта удачная мысль пришла к нему в голову где-то на перегоне между станциями «Новокузнецкая» и «Павелецкая»…
При выборке названия не обходится и без мистики. Слово на Руси всегда имело сакральное значение, и в конце ХХ века начали сбываться пророчества, заложенные в песнях и даже названиях наших групп. Главное из них — воскрешение «Воскресения» . На эту группу в середине 80-х обрушились страшные несчастья, ее уничтожили и растерзали, а песни велели забыть. Казалось, не было никакой надежды, но вышло все так, как пелось в песне:
«Если надежду сгложут сомненья,
Снова закроет собою весь мир неизвестность одна,
Все ж неизбежно мое Воскресенье,
Тянется сердце к новой мечте,
Словно солнце сверкает она…»
Все так и случилось: песни «Воскресения» прошли сквозь годы запретов, в 1992 году вышла в свет пластинка с хитами, в «Горбушке» состоялся концерт золотого состава, и все 90-е прошли под знаком возвращения этой величайшей русской рок-группы.
В отечественном рок-сообществе есть две группы, названия которых состоят из аббревиатуры. Это — «СВ» и «ДК» . И вот уже много лет наш рокерский народ пытается расшифровать заложенные в этих названиях послания.
По оценкам самих музыкантов, расшифровок аббревиатуры «СВ» существует около сотни и каждая из них имеет право на существование. Самые распространенные расшифровки: «Снова Вместе», «Суббота\Воскресенье», «Спальный Вагон» и даже — «Советская Власть». Название группы послужило удачной аббревиатурой программной песни Алексея Романова «Солдат Вселенной», в которой он создал образ рок-музыканта — Солдата Вселенной, вечного странника и борца со злом.
Название группы «ДК» многие расшифровывают как «дека», или «диван-кровать», или даже «девичий кал», поскольку в 80-е годы доминировало желание видеть во всем панковское неприличие. Но лучше всего отражает концепцию группы, наверное, название «Дом Культуры», ибо, как в Доме Культуры, в музыке группы собраны воедино стиль высокой и уличный жаргон, классика и рок-н-ролл, песни советских композиторов и авангардный джаз.
А первая группа Сергея Жарикова, появившаяся на свет божий в середине 70-х, называлась «5001». В какой-то явно секретной папочке Жариков вычитал, что в Москве, в ее школах, ЖЭКах и институтах, тогда насчитывалось пять тысяч рок-групп. «Что ж, — сказал Сергей, — пусть мы будем пять тысяч первой группой!»
Группы называют и по именам участников. Помните расшифровку названия знаменитой шведской группы «АББА» — «Агнета-Бенни-Бьерн-Аннафрида»?
Примерно по такому же принципу составлено и название уральской группы «деревенского рока» «ВОДОПАД имени Вахтанга Кикабидзе» . Слово «ВОДОПАД» — это аббревиатура, которая расшифровывается как «Верхотурьинское Общество Дебильных Отщепенцев Похалуев Аптекин Демин». Как, наверное, уже догадался читатель, здесь зашифрованы фамилии отцов-основателей группы. Юрий Демин был местным дискотетчиком, монополизировавшим всю магнитофонную культуру в округе, Юрий Аптекин — гитаристом местного ВИА, а Валерий Похалуев — водителем тепловоза и одновременно обладателем восхитительного баритона. Когда же к группе присоединился поэт Сергей Лукашин, он внес в название дополнение — «имени Вахтанга Кикабидзе». (Говорят, что когда у Вахтанга Кикабидзе спросили, как он относится к тому, что «Водопад» использует его имя, он ответил: «Мой «Водопад» — мое богатство!»).
Группа «Алиса» носит прозвище своего создателя, питерского музыканта Станислава Задерия. Коллектив возник в 1983 году, когда Станислав Задерий, тогда еще бас-гитарист хард-рокового состава «Хрустальный Шар», собрал музыкантов, разделявших переполнявшую его любовь к «новой волне», рэггей и неорокабилли. Сменив название на «Алиса» и подготовив программу «Кривозеркалье», в которой сказочные сюжеты Льюиса Кэролла переплелись с реалиями современной питерской жизни, группа выступила на Втором ленинградском рок-фестивале и сразу же привлекла к себе внимание публики. Там же «Алису» впервые увидел и Константин Кинчев. Он тогда еще подумал: «Вот группа, в которой неплохо бы играть». Так оно вскоре и случилось. Спустя еще два года Слава Задерий покинул «Алису» и собрал новую группу «Нате!», а его бывшее прозвище осталось за Кинчевым. А вскоре и вовсе забылось, что название «Алиса» связано с кличкой Славы Задерия…
В названии «Бригада С» буква «С», как несложно догадаться, имеет прямое отношение к Гарику Сукачеву, ее лидеру и фронтмену. Но мало кто знает, что у группы была когда-то в названии еще одна буква — «Г», то есть ансамбль назывался «Бригада СГ». Это относится к тому периоду, когда Гарик Сукачев и Сергей Галанин боролись за первенство в коллективе. Сначала победил Гарик, да и название «Бригада С» уже существовало, когда Галанин (экс-«Гулливер») пришел в команду. Но при первых же разногласиях Галанин от Гарика ушел и увел с собой состав, который получил название «Бригадиры» (так называли себя музыканты «Бригады С» в неформальной обстановке). Когда «Бригадиры» от Галанина вновь вернулись под крыло Сукачева, Сергей собрал новую группу «СерьГа», название которой было, наконец, составлено исключительно из его имени и фамилии.
Группа «Черный Обелиск» использовала название одноименного романа Э.М.Ремарка. Появившиеся в конце 80-х сольные проекты музыкантов «Обелиска» тоже несли на себе след Ремарка: Триумфальная арка», «Три товарища»…
Был, кстати, еще один ансамбль — дитя Ремарка: «На Западном Фронте Без Перемен» . Но его рождение не имеет отношения к «Черному Обелиску», это — какая-то столичная альтернативная молодежь…
Название челябинской андерграундной группы «Братья по Разуму» — это цитата из братьев Стругацких, а «Электросудорожная Терапия» — цитата из «Полета над гнездом кукушки» Кена Кизи.
Егор Летов так рассказывал о происхождении названия «Гражданская Оборона» : «Мы перебирали кучу самых эпатажных названий, считая, что сейчас работает только то, что «через край», что носит самый радикальный характер, не вписывается ни в какие рамки. У меня по чистой случайности висел на стене плакат с надписью «Гражданская оборона». Вот я и предложил это название… оно отражает суть того, чем мы являемся до сих пор».
Певец Николай Арутюнов делится технологией придумывания названия для рок-группы: «Я сразу решил, что в названии должно быть слово «блюз». Цель была не столько громко заявить о своем стиле, сколько сразу же отсеять ненужную публику. Тем более, что тогда, в начале 80-х, слово «блюз» многих отрезвляло: не модно, не современно, и, если человек «не врубался» в эту музыку, он просто не шел не концерт. Поначалу мы хотели назваться «Доктор Блюз». Очень символично. Но вдруг узнали, что в России уже существует группа с подобным названием — «Доктор Джаз». Мы стали мозговать, а так как все увлекались футболом, то всплыло слово «лига». Сначала мы назывались «Высшая лига блюза». А потом — просто «Лига Блюза» …»
В 90-е годы простые односложные, взятые из орфографического словаря названия отошли в прошлое. Все чаще во времена информационного буйства в качестве названия используются фразы из рекламы, информационных буклетов, и даже из телесериалов. Вырванный из грубого и банального контекста кусочек фразы, перенесенный в иную среду, моментально получает острое рок-н-ролльное звучание. Как говорится, почувствуйте разницу:
«1,5 килограмма картофельного пюре» (цитата из рекламы в метро),
«Ландыши сдулись»,
«Съешь мои шорты,
«Ели Добсона» (цитата из популярного в 90-х годах сериала «Твин Пикс»),
«Я и друг мой Грузовик»,
«Капибары Хлор»,
«Медвежуть»,
«Фрекен Бок» (имя домомучительницы, вернее домоправительницы, из книги А.Линдгрен «Приключения Малыша и Карлсона, который живет на крыше»),
«Паника в Лифте»,
«Новые Праздники»…
При таком подходе поле заимствований оказывается настолько велико, что под его давлением бессмысленными становятся любые запреты, даже исходящие из самых что ни на есть добрых намерений. Это важно, потому что и музыка, и текст в нашем роке часто бывают вторичны, зато контекст оригинален всегда.
Из сегодняшних названий мне больше всего по душе название «Время Альбиносов» . В нем наиболее ярко выражен дух истинного рок-н-ролла, ведь ясно и
понятно, что «Время Альбиносов» — это время Иных людей, то есть тех, которые должны вернуть романтику в наше скучное рациональное настоящее…