Настоящий человек

Содержание

Кто такой настоящий человек?

Как часто мы слышим и сами употребляем такие формулировки, как Настоящий человек, Человек с большой буквы. Но кто этот человек?

Описать Настоящего человека можно такими качествами: совесть, честь, доброта, честность, нравственность, мудрость. А также доброжелательность, уважение и принятие каждого человека, понимая и зная, что все мы жители одной нашей общей планеты Земля.

В подтверждение этому в книге Анастасии Новых «АллатРа» нахожу такую фразу:

«Настоящий Человек он и в древности был Человек! Как говорится, настоящие люди это не те, что красиво говорят, а те, что правильно живут.»

Что значит «правильно живут»? Это жить в каждое мгновение, основываясь на духовно-нравственных ценностях, жить по совести, в согласии со своим внутренним чувством, идущим от Души. Это как образ жизни, это жизнь.

В самом слове «настоящий» или «исконный» — «истинный человек» уже заложена подсказка. Человек четко знает, кто он. Он уже идет по жизни, проявляя свою истинную суть. Это постоянный путь к Богу с Богом. Это созвучно с известной фразой: «Кто в Любви, тот в Боге и Бог в нем, ибо Бог и есть Любовь».

Как же стать настоящим, истинным человеком?

Все начинается с выбора быть человеком в каждом мгновении, потому что человек двойственен по своей природе. В каждом есть духовное (созидательное, доброе) начало и материальное (злое, агрессивное) начало. Например, в христианстве это описывается как божественная и человеческая природа человека. У каждого есть право выбора кого слушать. И кем быть: человеком, который постоянно привязан к вещам, статусу, людям, случайным ситуациям. Человеком, который живет в постоянном страхе, гневе, жадности, тщеславии, лжи. Или быть Свободным внутри по духу, жить в любви, счастье, радости, добре, щедрости, смелости и единстве.

Наш выбор проявляется во всем, даже в мелочах. Всегда можно приобрести опыт и скорректировать свой курс на маяк Души. Если мы поступаем иначе, чем подсказывает наше внутреннее чувство, наша совесть, то это тоже наш выбор. Причем, если не врать себе, это всегда чувствуется. Сложно признаться себе честно, но именно это помогает увидеть, что же мешает поступать по-человечески и исправить это в себе. Важно наблюдать, изучать и ограничивать проявления своего материального начала. Например, не реагировать на пришедшую в голову мысль или нахлынувшую эмоцию, убрать в себе желание получить сиюминутную выгоду и желание доминировать. Это позволяет переключиться на Созидание и Единение. И появляется чувство Свободы.

Свобода – это естественное состояние человека, как и счастье. Если человек не свободен внутри от своих приземленных желаний и ублажения тела, то он раб мыслей, эмоций, желаний. Истинная свобода не зависит от внешних условий, ведь все ключи-знания уже даны.

Мне была интересна исконная этимология слова «человек», поэтому обратилась к книге «АллатРа»:

«Само слово «Человек» весьма непростое. «Чело» изначально имело значение «высший», почему в старину этим словом и обозначали «лоб». А слово «век» — «сила», в первоначальном значении «исполненный силой», «вечный». Человек — это преисполненный (наполненный) высшей (духовной) силой. А Настоящий Человек или Исконный Человек — это тот преисполненный, в ком доминирует эта высшая, вечная сила — Духовное начало.»

Получается, что пребывая на волне духовного начала, испытываем чувства свободы, гармонии, необъятного покоя и единства с окружающим миром и людьми – мы живем с Богом. И это начинает проявляться в доброжелательных взаимоотношениях с окружающими людьми, уважении и принятии выбора каждого.

В противном случае проявляется оценка, значимость статуса в этом мире, желание что-то получить или использовать других в корыстных целях. И в этот момент все окружающие люди становятся соперниками, проявляются животные законы. Изначальная причина этого – отделение себя от Бога. Но в каждом человеке есть частица Бога – Душа. Это нас объединяет и в этом мы все равны, едины.

Что может помочь нам прийти к истинной свободе? Для начала важно понять «Кто Я», разотождествить себя с телом и сознанием. Прочувствовать себя Личностью, а также ощутить постоянную связь с Богом – свою Душу. Т.е. понять, изучить и прочувствовать иллюзию мира материального и соприкоснуться с реальностью мира духовного.

У нас изначально есть возможность выйти из этой иллюзии, стать духовным существом и пребывать с Богом всегда. И в этом нам помогают два направления приложения внимания. Во-первых, это развитие чувственного восприятия благодаря духовным практикам. Во-вторых, наблюдение за собой в дне и целенаправленное стремление постоянно пребывать в диалоге с Богом.

Как написано в книге «АллатРа»:

«Духовные практики способствуют совершенствованию человека в этом Диалоге с Богом на глубоком чувственном уровне, там, где царит чистота намерений… Они сопровождают Личность от первого робкого шага познания до совершенного перехода в духовный мир, от желания изменить себя до понимания необходимости постоянно пребывать в Боге…

Нужно как минимум два раза в день делать духовные практики, а в течение дня не утрачивать связь со своим внутренним миром, с Душой, с ощущением присутствия Бога. И тогда это станет не просто образом жизни, это станет той духовной дорогой, которая с каждым шагом будет приближать тебя в Вечность.»

Вечность или иллюзия, Жизнь или смерть? Именно неустанная работа над собой и утверждение в выборе быть Человеком может привести нас к обретению настоящей Жизни, не жизни временной и быстро заканчивающейся, а к Жизни вечной в Боге, с Богом. И к чему мы в итоге идем: к заточению в иллюзии материального мира или к обретению Жизни вечной? Выбор остается за каждым.

«В какие бы условия ты здесь не попал, какие бы препятствия не ставила тебе судьба, жить нужно так, как подобает Человеку с большой буквы. То есть самому становиться Человеком и помогать окружающим людям. Главное в этой жизни — быть свободным внутри по Духу, свободным от мира материи, идти к Богу, не сворачивая с этого пути. Тогда во внешней жизни вы сможете максимально принести пользу людям и прожить жизнь, достойную звания Человека. И в этом кроется великая тайна! Стань человеком здесь и сейчас в этом эгоистичном, материальном мире. Будь подобен Лотосу, который произрастает из грязи болота, но несмотря на это приобретает идеальную чистоту! Ты же Человек и в тебе есть Его зерно!»

А.Новых «Сэнсэй-IV»

Екатерина, Москва

10 признаков настоящих людей

Невероятные факты

Аутентичность сегодня для многих – это просто броское слово. Но что оно значит? Что такое быть аутентичным человеком?

Аутентичный – это настоящий, подлинный, реальный. Быть настоящим значит обладать мужеством быть собой, невзирая на то, что о вас подумают люди, и что они будут говорить у вас за спиной.

Подлинных людей легко узнать по их поступкам, особенностям, а также по тому, как они взаимодействуют с миром.

Вот они, 10 признаков, свойственных настоящим людям.

1. У настоящих людей есть самоопределение

Настоящие люди постоянно анализируют себя со стороны, пытаясь понять, кто и что они. Они всё время думают о том, что им нужно от жизни, и какого человека им хотелось бы встретить на своём пути.

Они изучают свои промахи и ошибки, но не зацикливаются на них. Полученный опыт будет использоваться ими в качестве базы, которая поможет им в их стремлении стать лучше.

2. Настоящие люди не осуждают

Так как настоящий человек постоянно смотрит со стороны на себя и свои ошибки, ему абсолютно не присуще осуждать других людей.

10 историй уникальных людей с необычными способностями

Они знают, что ошибки нужно изучать, так как это очень ценный инструмент для собственного роста и перемен в будущем. Настоящие люди принимают других, невзирая на их цвет кожи, ориентацию, религию, национальность и т.д.

3. Настоящие люди живут в настоящем времени

Такие люди не вспоминают постоянно о прошлом, о своих ошибках и о несбывшихся надеждах. Более того, они не тратят время на фантазии о том, что произойдёт в будущем.

Они живут в сегодняшнем дне и принимают все события настоящего. Аутентичная личность понимает, что нет ничего постоянного, поэтому из своей жизни такой человек пытается извлечь по максимуму.

Качества хорошего человека

4. Настоящие люди прагматичны

Несмотря на предыдущий пункт, настоящим людям свойственно планировать своё будущее. Они ориентируются на долгосрочные цели, а не на сиюминутные выгоды, достигающиеся путём воровства, лжи и обмана.

10 незначительных деталей, по которым люди могут судить о вас

Они вкладывают своё время в долгосрочную прибыль и не следуют за толпой. Эти люди знают, кто они, чего хотят, поэтому планируют достижение своих целей в разумные сроки.

5. У настоящих людей есть характер

Они ценят свой характер и свою честь, а не умение или неумение зарабатывать быстрые деньги. Они всегда делают то, что сказали, потому что они надёжные и честные.

На таких людей всегда можно рассчитывать, потому что на их плечах лежит полная ответственность за свои слова и действия.

6. Настоящие люди умеют слушать

Они будут с вами разговаривать только в том случае, если захотят услышать то, что вы скажете. В ином случае они не станут тратить своё время на ненужные беседы.

7 черт личности, которые можно определить по лицу

Другими словами, они не только ждут ответной реакции на их мнение, но и пытаются осознать то, что слышат. Эти люди всегда обращают своё внимание на мелочи, фигурирующие в разговоре, чтобы уловить суть.

Особенности настоящего человека

7. Настоящие люди последовательны

Так как аутентичный человек проводит много времени размышляя о собственных поступках и неся за них полную ответственность, ему свойственна более высокая степень эмоциональности и последовательности.

Такие люди всегда знают, чего хотят, также как им всегда понятно кем и чем они являются в жизни. Настоящий человек движется в том направлении, которое он сам себе задал, потому он не гоняется за такими непостоянными вещами, как богатство и статус.

Они всегда позиционируют себя в сегодняшнем дне, пока осуществляются их планы, и они идут свои путем. Они никогда не будут примером нерешительности и ветрености, так как всегда знают, что им нужно от жизни.

8. Настоящие люди честные

Эти люди честны, прежде всего с собой, в том, кем они хотят быть и чего хотят от своей жизни. В случае с такими людьми другого выбора у них нет, кроме как быть честными со всеми.

Мысли и бездействия, которые разрушают личность

Они не привыкли сдерживаться и называют вещи своими именами, как они это видят. В своих мнениях и мыслях они полностью открыты и честны. Им не нужно обманывать других в своих намерениях, ведь им не свойственна неуверенность в себе и чувство конкуренции.

Единственное, что толкает их на дальнейшие достижения – это самомотивация.

9. Настоящие люди уважают себя

Так как они честны с собой, занимаются самоанализом и ценят свой характер, у них есть самоуважение. Многое из того, что они делают, всякий раз подтверждает наличие у них чувства уважения к себе.

Они не станут компрометировать свои взгляды и убеждения, ведь на следующий день они не смогут посмотреть себе в глаза. Они ответственны за свои слова и действия, это, в свою очередь, даёт им силу характера и целостность, что ценится ими намного больше, чем деньги.

10. Настоящие люди мужественны

У настоящего человека хватает мужества быть собой и хранить верность своим идеалам, даже когда это не пользуется популярностью. Они знают, что такое сила своих убеждений.

Они также могут придерживаться силовых методов тогда, когда весь мир против них и пытается их склонить к своей воле. Такие люди не склонны поддаваться давлению общества, они действуют согласно собственной логике.

Аутентичный человек выделяется из-за того, что он отказывается подчиняться тому, что ему следует делать по мнению других людей. У него на самом деле хватает мужества быть уникальным, каким он и является в действительности.

Солипсизм

Солипси́зм (от лат. solus — «одинокий» и ipse — «сам») — философская доктрина и позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Может рассматриваться как крайняя форма субъективного идеализма.

Определение

Логическим основанием солипсизма служит суждение, согласно которому единственная реальность, существующая достоверно, — это собственное сознание (которое доступно человеку непосредственно) и ощущения (которые также воспринимаются непосредственно). Вопрос адекватности отображения окружающего мира в нашем сознании всегда упирается в вопрос о достоверности восприятия; если ощущения достоверны, то мир таков, каким мы его видим, но достоверность ощущений мы не можем доказать бесспорно, ибо, кроме ощущений и сознания, нам ничего не доступно непосредственно. В таком случае можно предположить, что ощущения искажены либо порождены нашим же сознанием, а окружающий мир совершенно не таков, каким мы его видим, либо даже вовсе не существует.

В различных трактовках солипсизм подразумевает:

  • Сомнение в реальности и/или достоверности всего сущего;
  • Отрицание реальности всего, кроме собственного сознания;
  • Отрицание духовности всего, кроме собственного сознания.

В этике термином «солипсизм» обозначают крайние формы эгоизма и эгоцентризма. Отрицание материалистического воззрения само по себе не является солипсизмом.

С эпистемологической позиции солипсизм утверждает, что нет уверенности в том, существует ли знание за пределами собственного сознания; неизвестно о мире вне нас (внешнем мире) и о сознании других, которые, может быть, и не существуют вне сознания. С метафизической позиции солипсизм приходит дальше к заключению, что мир и сознание других не существуют (других разумов не существует и тела других людей неразумны). Спорной особенностью метафизического мировоззрения солипсизма является отрицание существования сознания других. Поскольку личный опыт является частным и не выражаемым, об опыте другого существа можно узнать лишь по аналогии.

Философы пытаются построить знания на чём-то более глубоком, чем просто логические выводы или аналогии. Неудача эпистемологической предприимчивости Декарта способствовала популярности идеи о том, что все достоверные знания не могут идти дальше тезиса «Я мыслю, — значит, я существую» и содержать какие-либо дополнительные сведения о природе «Я», существование которого было доказано.

Теория солипсизма также заслуживает внимательного изучения, поскольку относится к трём широко распространённым философским предпосылкам, каждая из которых сама по себе фундаментальна и имеет большое значение:

  1. Моё самое достоверное знание — это знание о содержании моего собственного сознания: о моих мыслях, переживаниях, аффектах и т. д.
  2. Не существует никакого концептуального или логически необходимого перехода между умственным и физическим — между возникновением достоверного сознательного опыта или психических состояний и «обладанием» поведенческими диспозициями «тела» определённого вида (см. мозг в колбе).
  3. Опыт конкретного человека обязательно является личным по отношению к данному лицу.

Виды солипсизма

Метафизический солипсизм

Метафизический солипсизм является разновидностью субъективного идеализма, основывающейся на положении, что нет никакой реальности, кроме реальности собственных ментальных состояний; индивидуальное сознание представляет собой всю реальность, а внешний мир не имеет самостоятельного (независимого) существования. Это выражается утверждением «Существую только я один», означающим, что нет никакой реальности, кроме собственного сознания. Существуют более слабые варианты метафизического солипсизма, такие как эгоцентрический презентизм (или перспективный реализм) Каспара Харе.

Гносеологический солипсизм

Гносеологический солипсизм представляет собой вид идеализма, согласно которому известно может быть только непосредственно доступное содержание ментальных состояний философа-солипсиста. Существование сознания других и внешнего мира в целом рассматривается как неразрешимый вопрос, хотя вероятность их существования не исключается.

Гносеологические солипсисты утверждают, что реализм задаётся вопросом: если предположить, что существует вселенная, не зависящая от сознания субъекта, субъект может что-то узнать о вселенной только через органы чувств; как можно научно доказать существование независимой вселенной? Если человек устанавливает камеру, чтобы сфотографировать Луну в то время, когда он не смотрит на неё, то в лучшем случае он определяет, что изображение Луны присутствует на снимке, когда он в итоге смотрит на него. Логически это не гарантирует, что сама Луна (или даже камера) существовала в момент фотографирования. Чтобы установить, что перед ним изображение Луны, существующей независимо от сознания человека, требуется много других предположений, которые представляют собой предвосхищения оснований.

Методологический солипсизм

Методологический солипсизм является агностическим вариантом солипсизма. Он стоит в оппозиции к строгим гносеологическим требованиям для «знания» (например, требование, что знание должно быть достоверным). Этот вид солипсизма считает, что любое индуктивное умозаключение может быть ошибочным, и что мы, возможно, являемся мозгом в колбе. Иногда методологический солипсизм идёт ещё дальше, утверждая, что даже то, что мы воспринимаем как мозг, фактически является частью внешнего мира, поскольку воспринимать мы можем только через наше сознание. Наверняка известно только наличие мыслей.

Важно отметить, что методологические солипсисты не намереваются заключить, что на самом деле более сильные формы солипсизма истинны. Они просто подчеркивают, что обоснования внешнего мира должны быть основаны на неоспоримых фактах их собственного сознания.

В эпистемологии и философии сознания методологический солипсизм имеет, по крайней мере, два различных определения:

  1. Методологический солипсизм — эпистемологическое положение, согласно которому индивидуальное я, его субъективные впечатления (эмпиризм) и его состояние или врожденное знание (рационализм) являются единственно возможными или собственно отправной точкой для философского построения. Вокруг этих рассуждений скептически настроен декартов скептицизм.
  2. Методологический солипсизм — тезис о том, что ментальные свойства или психические состояния организма могут быть индивидуализированы исключительно на основе этого состояния или собственными отношениями с другими внутренними состояниями самого организма, без каких-либо ссылок на общество или физический мир, в который встроен организм.

Часто методологический солипсизм не предполагается как система верований, и используется в качестве мысленного эксперимента, чтобы помочь скептицизму.

Этический солипсизм

Этический солипсизм относителен к этике эгоизма. Однако, существует разница в этих близких понятиях. В то время как этический эгоист думает, что другие должны соблюдать социальный порядок, пока это в его интересах, и чтобы сделать то, что лучше всего подходит ему как личности, а этический солипсист — имеет убеждение, что ни одно другое моральное суждение не существует или не имеет значения, кроме как его индивидуальное моральное суждение.

Ярким представителем этического солипсизма был Макс Штирнер.

Проблема солипсизма в истории философии

В западной философии

В античной философии

Солипсизм впервые отмечен у греческого софиста-досократика Горгия из Леонтины (483—375 г. до н. э.), которого цитирует римский скептик Секст Эмпирик:

  1. Ничего не существует;
  2. Даже если нечто существует, то оно непознаваемо;
  3. Даже если и познаваемо, необъяснимо другому.

В средневековой философии

Августин Блаженный Аврелий

Солипсизм в гносеологическом смысле был выдвинут многими философами, начиная с Августина и Декарта, оба из которых рассматривали аргумент «Cogito ergo sum», в переводе с лат. — »Мыслю, следовательно существую» (у Августина в книге «О Граде Божьем», кн. XI, 26: «Si fallor, ergo sum» — «Если я ошибаюсь, я существую»). В любом случае это предположение заключается в том, что существовать должен я, а существование чего-нибудь ещё сомнительно.

В Новое время

Рене Декарт. Художник Франс Халс, 1648. Рене Декарт

Основы солипсизма составляют, в свою очередь, фундаментальные взгляды, что понимание индивидом любых и всех психологических понятий (мышление, воля, восприятие и т. д.) осуществляется путём аналогии со своими собственными ментальными состояниями, то есть на основе абстрагирования понятий из содержания внутренних переживаний. Это мнение, или какой-то его вариант, было влиятельным в философии, так как Рене Декарт возвысил поиск неопровержимой достоверности до положения основной задачи познания, в то же время возвышая эпистемологию до «первой философии».

Представляя «методическое сомнение» в философии, Декарт создал фон, на котором был создан и развивался впоследствии солипсизм, чтобы казаться если даже не правдоподобным, то по крайней мере, неопровержимым. Эго, обнаруживающееся в связи с cogito, является одиночным сознанием, мыслящим (лат. res cogitans), которое не протяжённо в пространстве, не обязательно находится в любом организме и может быть уверено в своём собственном существовании исключительно как сознания. («Рассуждение о методе» и «Размышления…»).

Это взгляд на самость в действительности является солипсистским, но Декарт уклоняется от солипсистских последствий своего методического сомнения в отчаянной попытке апеллировать к благосклонности Бога. Поскольку Бог не обманщик, Декарт утверждает, что так как Он создал человека с врожденным расположением к предположению о существовании внешнего, социального мира, соответствующего внутреннему миру «идей», являющихся единственными непосредственными объектами сознания, следует что такой социальный мир действительно существует (Шестое размышление: О существовании материальных вещей и о реальном различии между умом и телом). Таким образом, преодолел ли Бог пропасть между одиночным сознанием, обнаруженным на основе методического сомнения, и интерсубъективным миром социальных объектов и другими людьми? Современный философ не может уклониться от солипсизма под впечатлением от декартовой картины сознания, не принимая функцию, свойственную Богу Декарта.

Далее Декарт рассуждает о природе сознания, подразумевая, что человек приобретает психологические понятия, которыми он овладевает, из собственного опыта, заключая, что каждый человек имеет уникальный и привилегированный доступ к своему сознанию, которого нет у всех остальных. Хотя эта точка зрения использует язык и применяет концептуальные категории («личность», «сознание других» и так далее), являющиеся враждебными к солипсизму, но, тем не менее, принципиально способствует историческому развитию солипсистских схем мышления.

Брюне

В Париже, действительно, проживал мыслитель, проповедовавший солипсистическую точку зрения. Это был Клод Брюне, по профессии врач и довольно плодовитый медицинский писатель… В 1703 г. Брюне издал отдельной брошюрой «Projet d’une nouvelle metaphysique» (Проект новой метафизики). Этот проект представляет ныне величайшую библиографическую редкость, и его опубликование (если только его ещё можно будет отыскать) было бы, конечно, весьма желательным. Пока же нам приходится довольствоваться главным образом теми сведениями о философских взглядах Брюне, которые мы находим во второй части изданных Flashat de St Sauveur «Pieces fugitives d’histoire et de litterature, Paris 1704».

Джордж БерклиДжордж Беркли. Художник Джон Смиберт, 1721

Аргументы Джорджа Беркли против материализма в пользу идеализма обеспечивают солипсисту множество аргументов, не встречающихся у Декарта. В отличие от Декарта, который защищает онтологический дуализм, признавая существование материального мира (res extensa), а также нематериального сознания (res cogitans) и Бога, Беркли отрицает существование материи, но не сознаний, одним из которых является Бог.

По Беркли, нет такого бытия как физический мир, или материя, в смысле независимо существующего объекта. Скорее, всё то, что мы обычно называем физическими объектами, на самом деле является совокупностью идей в сознании. Чувственные восприятия предметов, которые мы переживаем, и есть те самые объекты и явления, которые являются ощущениями или восприятием мыслящего существа. Его наиболее известное высказывание «esse est percipi» — «существовать — значит быть воспринимаемым». Согласно тезису «esse est percipi», все вещи, окружающие нас, это ничто иное как наши идеи. Чувственные вещи не имеют никакого другого существования кроме их бытия, воспринимаемого нами. Также это относится и к человеческим организмам. Когда мы видим наш организм или двигаем нашими конечностями, мы воспринимаем только определённые ощущения в нашем сознании. Используя ряд рассуждений, часто называемых философами «завесой восприятия», Беркли утверждал, что мы никогда не воспринимаем ничего называемого «материей», а только идеи. Точка зрения, что существует материальная субстанция, находящаяся по ту сторону, и поддержка этих представлений, являются несостоятельными. По Беркли, все зависит от сознания: если человек не может составить образ чего-то в уме, то это что-то не существует — отсюда его тезис «существовать — значит быть воспринятым». Тем, кто говорит, что если бы не было материального субстрата, стоящего за нашими идеями, то как же тогда воспринимались бы вещи, когда никто не воспринимает их, Беркли отвечает, что все наши представления являются идеями, вызванными в нас Богом. Как написал Беркли в «Трактате о принципах человеческого знания», параграф 29:

Но какую бы власть я ни имел над моими собственными мыслями, я нахожу, что идеи, действительно воспринимаемые в ощущении, не находятся в такой же зависимости от моей воли. Когда я открываю глаза при полном дневном свете, то не от моей воли зависит выбрать между ви́дением или невидением, а также определить, какие именно объекты представятся моему взгляду; то же самое относится к слуху и другим ощущениям: запечатлённые ими идеи не суть создания моей воли. Существует, следовательно, другая воля или другой дух, который производит их.

— Трактат о принципах человеческого знания, 1710

Таким образом, поскольку утверждается, что вещи существуют посредством восприятия их Богом, а не только через наше индивидуальное восприятие, может показаться, что Беркли успешно избегает обвинений в солипсизме. Тем не менее, по этой причине его мысль попадает в категорию, которую можно было бы назвать божественным солипсизмом: во вселенной Беркли нет больше ничего, кроме одного Бога. И кажется, что попытка уважаемого ирландского епископа отвергнуть указанный ярлык, возможно, не была столь успешна, как он хотел. В конечном счёте, представляя концепцию Бога подобным образом, Беркли в действительности создаёт в своём сознании представление о Боге, в чьём уме все вещи существуют как идеи: Бог в качестве солипсиста. Более того, его концепция Бога представляет собой идею, находящуюся в его собственном уме (фактически делает его Богом для Бога), и поскольку, по его собственному признанию, он соглашается с тем, что все вещи являются лишь идеями, возникающими в сознании человека, можно сделать вывод, что Беркли был действительно солипсистом.

В 1719 г. об «эгоистах» писал Х. Вольф.

XX век

С видимостью солипсизма сталкивается феноменология, осуществляя редукцию предметного мира, в том числе других субъектов, к чистому сознанию трансцендентального Я; для преодоления этого «препятствия» осуществляется исследование проблемы интерсубъективности; эта проблема, однако, по мнению некоторых критиков Гуссерля, не получает аподиктически достоверного прояснения.

«Просвещённый» солипсизм

Философ Даниель Колак считает, что открытый индивидуализм (взгляд, что мы все одна и та же личность) может быть назван просвещённым (англ. enlightened) или «дружественным к независимости» (англ. «independence-friendly») солипсизмом.

В отличие от солипсизма, согласно которому других разумов не существует и тела других людей неразумны, открытый индивидуализм утверждает, что других разумов не существует, но тела других людей разумны.

В восточной философии

В чём-то похожие на солипсизм идеи присутствуют в восточной философии, в частности, в даосизме, некоторых интерпретациях буддизма (особенно дзене) и некоторых индуистских моделях реальности.

Критика

Солипсизм как радикальный субъективный идеализм часто подвергался критике со стороны известных философов («солипсизм может иметь успех только в сумасшедшем доме» (А. Шопенгауэр), «солипсизм — это безумие» (М. Гарднер)). Однако достаточного обоснования, которое позволяло бы однозначно утверждать существование объективной реальности вне воспринимающего субъекта, дано не было. Одной из позднейших попыток привести такого рода основания была статья В. Ю. Аргонова и С. И. Атиной «Определение материи на основе понятия временной локальности: практический смысл онтологических проблем».

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Последствия солипсизма

Чтобы чётко обсудить последствия — требуется альтернатива: солипсизм по сравнению с чем? Солипсизм противопоставляется всем формам реализма и многим формам идеализма (поскольку они утверждают, что что-то есть за пределами сознания идеалиста, который сам по себе является другим сознанием). Реализм в минимальном смысле утверждает, что внешний мир существует, и вероятнее всего, он не наблюдается солипсизмом. Возражения против солипсизма, следовательно, имеют теоретическую, чем эмпирическую нагрузку.

Солипсисты могут рассматривать своё собственное просоциальное поведение как имеющее более прочную основу, чем непоследовательные просоциальности других философий: ведь они могут быть более просоциальными, поскольку рассматривают других людей как действительную часть себя. Кроме того, радость и страдание, возникающие из сопереживания, являются такой же реальностью, как радость и страдания, вытекающих из физических ощущений. Они рассматривают своего собственное существование как человеческого существа, являющееся таким же спекулятивным, как и существование кого-либо ещё как человеческое существо. Гносеологические солипсисты могут возразить, что эти философские различия не имеют значения, поскольку заявленное просоциальное знание других является иллюзией.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Психология и психиатрия

Солипсизм часто представляют в контексте его связи с психологическими условиями патологии. Австрийский невропатолог Зигмунд Фрейд утверждал, что другие сознания (англ. other minds) неизвестны, но только умозаключают своё существование. Он заявил, что сознание заставляет каждого из нас осведомить только его собственные душевные состояния, что другие люди тоже обладают сознанием, представляющие собой заключение, которые мы рисуем аналогично их наблюдаемым высказываниям и действиям, для того чтобы сделать их поведение понятным для нас. Несомненно, было бы психологически более правильно выразиться, что без специального размышления мы приписываем всем остальным нашу конституцию и, следовательно, наше сознание тоже, и что это отождествление является «непременным условием» (лат. sine qua non) понимания.

Синдром солипсизма

Синдром солипсизма является диссоциативным состоянием, в котором человек чувствует, что внешний мир не воспринимается его сознанием. Он случайно связан с философским солипсизмом. Отсутствие способности доказывать существование других сознаний само по себе не приводит к психическому состоянию отрешённости от действительности.

Синдром характеризуется чувством одиночества, отрешенности и безразличия к внешнему миру. Синдром солипсизма в настоящее время не признается в качестве психического расстройства Американской психиатрической ассоциацией, хотя она и разделяет общие черты с деперсонализационным расстройством. Сторонники философской позиции не обязательно страдают от синдрома солипсизма, также и страдающие не обязательно присоединяются к солипсизму как школе интеллектуальной мысли. Периоды продолжительной изоляции могут предрасполагать людей к синдрому солипсизма. В частности, синдром определили в качестве потенциальной проблемы для астронавтов и космонавтов, отправленных на длительные полёты, и эти опасения влияют на разработку искусственной среды обитания.

Младенческий солипсизм

Некоторые психологи считают, что младенцы являются солипсистами.

В произведениях искусства

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 июня 2016 года.

В художественной литературе

  • «Око небесное» — Филип Киндред Дик
  • «Чёрный принц» — А. Мёрдок
  • «Они» — Р. Хайнлайн
  • «Дон Жуан» — Байрон
  • «Телеграфист Надькин» — А. Аверченко
  • «Чапаев и Пустота» — В. Пелевин
  • «Девятый сон Веры Павловны» — В. Пелевин
  • «Галатея» — Ольга Капилова
  • «Секта эгоистов» — Эрик-Эммануэль Шмитт
  • «Создатель Чёрного Корабля»; «В прицеле Чёрного Корабля» — Березин Ф. Д. (шторм-капитан Стат Косакри)
  • «Шатуны» — Юрий Мамлеев
  • «Футурологический конгресс» — С. Лем
  • «Профессор Коркоран» — С. Лем
  • «Страх» — Рон. Л. Хаббард
  • «Сумерки» — Д. Глуховский
  • «То ли ночь, то ли утро» — Р. Брэдбери
  • «Голова Якова» — Любко Дереш
  • «Девять принцев Амбера» — Р. Желязны

…Немногие могут признать, что им полностью чужда идея о том, что мир, который они видят вокруг себя, на самом деле плод их воображения. Довольны ли мы им, горды ли?

Оригинальный текст (англ.) … Few people can say of themselves that they are free of the belief that this world which they see around them is in reality the work of their own imagination. Are we pleased with it, proud of it, then? — цитата из Исака Динесена, приведённая в книге «Владения Хаоса» Р. Желязны

  • «Храм на рассвете» — Юкио Мисима
  • «Таинственный незнакомец» — М. Твен
  • «Амнезия творца» — Д. Летем
  • Серии «Лабиринты Ехо», «Хроники Ехо» и «Сновидения Ехо» — Макс Фрай

В кинематографе

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 июня 2016 года.
  • Вспомнить всё (1990)
  • Тёмный город (1998)
  • Тринадцатый этаж
  • Матрица
  • Экзистенция (1999)
  • Ванильное небо
  • Исходный код
  • Дежа вю (2006)
  • Господин Никто (2009)
  • Начало (2010)
  • Смешарики (серия «Создатель»)

> См. также

  • Субъективный идеализм
  • Открытый индивидуализм
  • Агностицизм
  • Скептицизм
  • Мозг в колбе
  • Проекция
  1. 1 2 Edward Craig; Routledge (Firm) (1998). Routledge Encyclopedia of Philosophy: Genealogy to Iqbal. Taylor & Francis US. pp. 146-. ISBN 978-0-415-18709-1. Retrieved 16 October 2010.
  2. Donald A. Crosby. The Philosophy of William James: Radical Empiricism and Radical Materialism, 2013.
  3. Angeles, Peter A. (1992), Harper Collins Dictionary of Philosophy, 2nd edition, Harper Perennial, New York, NY.
  4. Hare, Caspar (July 2007). «Self-Bias, Time-Bias, and the Metaphysics of Self and Time». The Journal of Philosophy 104 (7): 350—373.
  5. Wood, Ledger (1962), «Solipsism», p. 295 in Runes (ed.), Dictionary of Philosophy, Littlefield, Adams, and Company, Totowa, NJ.
  6. Heath, Joseph (2005), «Methodological Individualism», Stanford Encyclopedia of Philosophy, Edward N. Zalta (ed.), Eprint.
  7. Fodor, Jerry (1980), «Methodological Solipsism Considered as a Research Strategy in Cognitive Science, » Behavioral and Brain Sciences, 3: 63-73.
  8. DENNIS E. BRADFORD. Solipsism
  9. Maarten Maartensz. Philosophical Dictionary | Filosofisch Woordenboek.
  10. Malcolm, N. (a) Problems of Mind: Descartes to Wittgenstein, Allen & Unwin, 1971.
  11. Descartes R. Discourse on Method and the Meditations (trans. F. E. Sutcliffe). Penguin, 1968.
  12. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP). Solipsism and the Problem of Other Minds. ISSN 2161-0002.
  13. Робинсон Л. Солипсизм в восемнадцатом столетии // Робинсон Л. Историко-философские этюды. СПб., 1908. С. С. 48—49.
  14. Jones, N.; Berkeley, G. (2009). Starting with Berkeley. Starting with. Continuum. p. 105. ISBN 978-1-84706-186-7. LCCN 2008053026
  15. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. 1710. Сочинения. М.: Наука, 1978. С. 152—247, пар. 29.
  16. Tony Fahey. Berkeley as solipsist
  17. Грязнов А. Ф. Кантовская оценка идеализма // Историко-философский ежегодник. — М.: Наука, 1987. — С. 105. — ISBN 5-02-008013-6.
  18. К. А. Свасьян. ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ // Феноменологическое познание. — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1987.
  19. Kolak, Daniel. I Am You: The Metaphysical Foundations for Global Ethics, p. 90. — Springer, 2005. — ISBN 1402029993.
  20. The Basics of Philosophy. History of Solipsism
  21. Определение материи на основе понятия временной локальности // Российское Трансгуманистическое Движение
  22. Solipsistic. World Public Library.
  23. Freud, Sigmund Gay, Peter edit. The Freud Reader 1995 New York WW Norton page 575
  24. Angelo, Joseph A. Space technology. — Greenwood Press, 2003. — P. 239. — ISBN 1-57356-335-8.
  25. Slemen, Thomas. Strange but true: mysterious and bizarre people. — Barnes & Noble, 1999. — «Psychologists have noted how astronauts and cosmonauts exhibit symptoms of ‘Solipsism Syndrome’ — a mental condition». — ISBN 0-7607-1244-1.
  26. Scuri, Piera. Design of enclosed spaces. — Chapman & Hall, 1995. — «emphasize the importance of what they call the ‘solipsism syndrome in an artificial environment’: that is, the fact that such environments create». — ISBN 0-412-98961-1.
  27. Flanagan, Owen J. The Science of the Mind. — MIT Press, 1991. — P. 144. — ISBN 9780262560566.
  28. Солипсизм.Ру » Иллюзорность мира в произведениях Виктора Пелевина. solipsism.ru. Дата обращения 30 ноября 2016.
  29. Создатель — Смешарики 2D | Мультфильмы для детей. Дата обращения 21 сентября 2019.

Литература

  • Габрилович Л. Е. О крайнем солипсизме // Вопросы философии и психологии. 1912. Кн. 112. С. 213—249.
  • Гасилин В. Н. Солипсизм и его основные постулаты // Человек и его мир. Саратов, 1992. С. 20—29.
  • Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Пол. собр. соч, 5-е изд., т. 18 // Глава 1. Теория познания эмпириокритицизма и диалектического материализма. I. С. 33-96.
  • Невважай И. Д. Сознание и признание сознания «другого» // Философия сознания: классика и современность: Вторые Грязновские чтения / В.В. Миронов, В.В. Васильев, В.И. Маркин. — М.: Издатель Савин С.А., 2007. — С. 250—254. — 480 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-902121-13-8.
  • Робинсон Л. Солипсизм в восемнадцатом столетии // Робинсон Л. Историко-философские этюды. СПб., 1908. С. 44—53.
  • Шуппе В. Солипсизм // Новые идеи в философии. Сборник № 6. СПб.: изд-во «Образование», 1913. С. 99—136.
  • Grey, Denis. The Solipsism of Bishop Berkeley // «The Philosophical Quarterly» 1952 Volume 2. Number 9. pp. 338—349.
  • Lenman J. Beliefs about Other Minds: a Pragmatic Justification // «American Philosophical Quarterly». — 1984/ — vol. 31. — № 3.
  • Lepore E., Loewer B. Solipsistic Semantics. // In: «Midwest Studies in Philosophy», Minneapolis, 1986, vol. 10.
  • Levin M. Why We Believe in Other Minds. // «Philosophy and Phenomenological Research» — 1984. vol. 44. — № 3.
  • Stemmer N. The Hypothesis of Other Minds: Is It the Best Explanation? // «Philosophical Studies.» — 1987. — vol. 51. — № 1.
  • Sturgeon N. L. Altruism, Solipsism and the Objectivity of Reasons. // «Philosophical Review.» — 1974. — № 3.
  • Солипсизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Солипсизм в Энциклопедии История философии
  • Солипсизм // humanities.edu.ru
  • Солипсизм.Ру — сайт, посвящённый солипсизму

5 предупреждающих знаков, что в вашей жизни присутствуют фальшивые люди

Нам всем приходится время от времени надевать маску, чтобы в определенных ситуациях быть любезными и просто взаимодействовать с людьми, к которым мы особой симпатии не испытываем.

Это такое же невинное притворство, как и демонстрация того, что вам якобы нравится общаться с супругой вашего босса, что позволяет поддерживать приятную и позитивную атмосферу на рабочем месте. Или ваш «живой» интерес к погоде за окном в тот момент, когда вы разговариваете с незнакомцем в очереди в банке.

Такое притворное поведение можно назвать «фальшивым», и мы все время от времени ведем себя подобным образом.

Но существует большая разница между притворным поведением с благими намерениями в определенных ситуациях и тем, когда человек фальшив по своей сущности.

Нет ничего плохого в том, чтобы демонстрировать вежливость в сторону человека, которого вы никогда больше увидите. Но когда дело доходит до друзей и членов семьи, мы снимаем маску и становимся самими собой. А вот у фальшивого человека маска на лице остается всегда.

Они могут вести себя так по самым разным причинам, в том числе, и из-за того, что чувствуют неуверенность в себе. Тем не менее если в вашей жизни присутствует фальшивый человек, это плохо. Со временем он может начать вести себя как токсичная личность или даже стать манипулятором.

Вот 5 признаков, которые позволят определить, есть ли в вашей жизни фальшивые люди.

Фальшивый человек эгоцентричен

В нашей жизни зачастую присутствуют люди, любящие внимание и демонстрирующие в поведении некоторую степень эгоцентризма. Но даже человек с такими чертами характера, если он является настоящим, проявит искреннее внимание и поможет вам в трудные времена.

Фальшивые люди никогда этого не сделают. Они думают только о себе, поэтому их не волнуют ваши проблемы, и помогать они вам никогда не будут.

Он не будет прилагать усилий для поддержания отношений

Зачастую мы настолько завалены делами, что нам приходится перекраивать свое расписание и отменять договоренности о дружеских встречах. Искренний человек всегда сможет войти в положение и договориться о новой встрече, на которую обязательно придет.

Фальшивый человек предложит вам встретиться снова, но его предложение будет выглядеть весьма туманно.

Например, «Давай встретимся и попьем кофе», но при этом он не будет называть конкретного времени, а просто скажет «когда-нибудь», что на самом деле будет означать «никогда».

Он и палец о палец не ударит, чтобы эта встреча в итоге случилась. И если вы попытаетесь ее спланировать сами и спросите его об удобном времени, он начнет увиливать: «На этой неделе у меня много работы, я дам тебе знать, когда освобожусь», или «Выходные – хороший вариант, я посмотрю свое расписание и позвоню тебе» – но его звонка вы так и не дождетесь.

Он не станет вам помогать

На самом деле вряд ли кто-то прямо горит желанием помочь с переездом другу, живущему на третьем этаже. Но искренний человек в такой ситуации всегда выручит своего друга (даже если сложно со свободным временем).

Фальшивый человек будет игнорировать вас вообще.

Если у вас был неудачный день, и вы хотите выговориться, или если вам нужно повесить шторы и вам требуется тот, кто будет корректировать этот процесс, – то в таком в деле вы можете не рассчитывать на фальшивого человека.

Он либо придумает множество оправданий, чтобы не встречаться, или вообще не ответит на звонок.

Они могут быть хорошими друзьями, но только в хорошие времена. И если у вас появятся для такого «друга» бесплатные билеты на концерт, вы удивитесь тому, насколько быстро очистится его сверхзанятое расписание.

Такие люди не заинтересованы в более глубоких взаимоотношениях, которые предполагают не только совместное веселье, но и помощь друг другу.

Это человек-угодник

Правдивым людям приятно делать других счастливыми, но при этом они не идут против своих убеждений.

Фальшивый человек скажет, что полностью согласен с вашим мнением по какой-либо теме, после чего подойдет к вашему оппоненту, чтобы сказать ему то же самое.

Он будет притворяться, что ему очень интересно какое-либо ваше увлечение, но в действительности, если вы захотите рассказать об этом поподробнее, он не станет вас слушать и не захочет научиться этому.

Он не признает своих ошибок

Нам всем бывает трудно взять на себя ответственность за свои действия, особенно при неудачных результатах.

Правдивый человек найдет в себе силы признать за вину в том случае, если он совершил ошибку или принял неудачное решение. После чего, он, скорее всего, попытается найти способ, чтобы все исправить.

А вот фальшивый человек ни за что не признается в том, что он не прав. Он постарается оправдаться или вовсе будет отрицать причастность ко всему произошедшему.

Когда кто-то не в состоянии взять на себя ответственность за совершенные действия или принятые решения, которые могут причинить боль или осложнить ситуацию, тогда он просто не способен сделать работу над ошибками и все исправить. В таком случае ответственность, скорее всего, ляжет на плечи невиновного человека.

Все немного фальшивим время от времени, но следует быть осторожными с людьми, которые всегда живут такой жизнью. С фальшивым человеком практически невозможно искренне дружить.