На каком языке говорили древние римляне

На каком языке в основном говорили в Древнем Риме?

На греческом, не на латыни.

Lingua franca (лингва-франка) – язык, которым двое пользуются для общения между собой, когда ни один из них не говорит на родном языке. Рим был столицей быстро развивающейся империи, центром торговли для более чем миллиона людей. И хотя родным языком Рима (столицы области Лацио) являлась латынь, фактическим лингва-франка — языком, которым пользовались все, кто покупал, продавал и вообще хотел быть понятым в этом городе, – был койне, или «общий греческий».

Греческий был также преобладающим и наиболее популярным языком в среде образованной элиты Древнего Рима. Рафинированные римляне считали себя наследниками греческой культуры. «Энеида» Вергилия – эпическая поэма, рассказывающая историю основания Рима, – дает понять, что современный Рим вырос из мифической Греции – той, о которой писал великий Гомер. Говорить по-гречески в доме римлянина считалось обязательным. Большая часть литературы, которую читал римский высший свет, была на греческом языке; искусство, архитектура, садоводство, кулинария и мода, коими римляне восхищались, были греческими; да и большинство учителей и домашней прислуги тоже были родом из Греции.

Даже когда римлянин переходил на латынь, это не была та классическая латынь, что известна нам. В разговоре коренной римлянин пользовался формой языка, называемой «вульгарной латынью». Слово «вульгарный» в данном случае не несет никакого отрицательного подтекста, а означает просто «народный». Классическая латынь являлась языком письменным – использовавшимся в судах, риторике и в административных целях, но не для неформальных бесед. Именно эту обиходную версию римская армия пронесла по Европе, и именно «вульгарная», а не классическая латынь породила романские языки – итальянский, французский, испанский.

«Вульгарная латынь», кстати, была повседневным языком только в Лацио, но не во всей империи. Первым языком формировавшейся вокруг Константинополя Восточной империи и городов в Южной Италии был греческий. Название Неаполь (по-латыни: Neapolis) в действительности пришло из греческого языка (пеа, «новый», и polis, «город»). Местный диалект Неаполя, неаполитана, до сих пор носит следы греческого языка, а 30 000 жителей юга Италии сегодня говорят на грико — потомке пелопонесского диалекта. Грико и современный греческий настолько близки, что собеседники без труда понимают друг друга. Именно греческий, а не латынь был выбран для общения на средиземноморских базарах.

Изначально лингва-франка был итальянским (не латинским) термином для обозначения особого языка, на котором с XI по XIX век общался между собой средиземноморский торговый люд. Основанный на итальянской лексике, он объединил элементы провансальского, испанского, португальского, греческого, французского и арабского языков в живой и гибкий жаргон, на котором говорил каждый, и его понимали все.

Лингва-франка не означает «французский язык»; значение термина – «язык франков». Восходит он к арабской привычке называть всех христиан «франками» (так же, как мы когда-то именовали всех мусульман «маврами»), Franji до сих пор остается разговорным арабским словом, описывающим «людей с Запада».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

На каком языке говорили древние римляне

Язык древних римлян: латынь

Язык, на котором говорили древние римляне назывался латинским языком или просто латынью.
На данный момент на латыни в повседневной жизни говорят не более ста человек в Ватикане. Однако он очень широко используется в науке, медицине до сих пор. Многие термины, названия растений, животных, препаратов – это слова латинского происхождения.

История языка

Латынь зародилась приблизительно во II тыс. до н.э. Впервые на нем начали говорить племена, жившие неподалеку современного Рима, которые затем стали называть себя римлянами.
Письменные находки на латыни датируются VI в. до н.э. Наибольшего своего расцвета латынь достигает на рубеже тысячелетий, тогда он достиг своей наибольшей выразительности.
Латынь начинает вытесняться романскими языковыми группами уже в V в. н.э.
Уже в средние века на латыни только пели в церквях и на ней писали все научные деятели, а также врачи. Особенно много на этом языке писали в Эпоху Возрождения, когда культурные деятели возвращались к традициям античности.
Сейчас во многих языках мира, так или иначе встречаются слова латинского происхождения. Латынь активно используется в терминологии абсолютно всех сфер научной деятельности.

Римляне

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Римляне

Современное самоназвание

романи, квириты

Язык

латинский язык

Религия

Римская религия, впоследствии христианство

Входит в

романские народы

Родственные народы

греки, иллирийцы, иберы

Происхождение

латины, сабины, этруски, греки

Ри́мляне (самоназвание — романи (лат. romani) и, реже употребляемое, квириты (лат. Quirites); также римский народ — лат. Populus Romanus) — народ, зародившийся на территории Апеннинского полуострова, в регионе Лациум, в пределах города Рим. Вследствие завоеваний, активной колонизации и политики ассимиляции покорённых народностей, римляне стали основным населением европейской части Римской империи. Римское население провинции Италия стало основой формирования современной итальянской нации.

Значительная часть римских граждан жила вне Апеннинского полуострова и прилегающих островов: к 28 году до н. э. было около 100 колоний и муниципий вне современной Италии.

Язык римлян — латинский язык, получивший название от названия племени латинов. До IV века н. э. римляне придерживались традиционных верований, с IV века большинство населения составляли христиане.

Наука, изучающая римский язык и культуру, называется романистика.

Численность и расселение

Согласно цензам число римских граждан с 70-69 года до нашей эры по 28 год до нашей эры увеличилась с 900 тысяч до 4 миллионов, а к 14 году нашей эры до 4,9 миллиона. Такой рост в 4,5 раза нельзя объяснить естественным приростом, поэтому по мнению некоторых учёных в перепись стали включать женщин и детей, но самая распространённая точка зрения, что в ту эпоху римское гражданство было даровано всем италикам. Стоит отметить, что рост числа римских граждан по цензам не противоречит данным о депопуляции древних римлян, так как увеличение числа римских граждан помимо естественного прироста происходило за счёт предоставления гражданства новым группам населения. Например, при реформе Гракха в ценз вошло большое количество неимущих людей. Законы 90 и 89 года до нашей эры предоставили римское гражданство всем италикам, но процесс практического получения ими гражданства затянулся. В 49 году до нашей эры Цезарь даровал римское гражданство жителям Цизальпинской Галлии, а при Августе продолжилась политика предоставления римского гражданства романизированным провинциям (юг Испании, Сицилия, Нарбонская Галлия).

Распределение римских граждан по территории государства в точности неизвестно, но Белох приводит такой расчёт по Италии уже для 14 года нашей эры: при общем населении в 6-7 миллионов было 2 миллиона рабов и примерно 250 тысяч иностранных граждан. Б. Ц. Урланис пишет о значительном количестве римских граждан, проживающих вне Италии: к 28 году до нашей эры было около 100 колоний и муниципий вне территории современной Италии. Питер Брант оценивает число римских граждан в провинциях примерно в 375 тысяч человек к 28 году до нашей эры. По другим оценкам число римских граждан в провинции колебалось около отметки в 300 тысяч человек в 28-8 году до нашей эры. Точных данных о числе римских граждан в самом Риме тоже нет, но по данным Белоха в Риме было 1 790 особняков римской знати со средним числом жителей в 50 человек и 46 600 инсул со средним числом жителей в 15 человек.

Истоки римского этноса

Известно, что на территории Италии проживало несколько различных народностей — племена италиков, этрусков, лигуров, греки и галльские племена на севере. На территории Лациума, к югу от реки Тибр, проживало одно из крупных племён италиков — латины, к северу от Тибра располагались города этрусков, а к востоку ряд других племён италиков — сабины, умбры, эквы, вольски и другие. Первым, кто основательно попытался изучить вопрос корней римского народа, можно считать Б. Г. Нибура, хотя его теория и имеет весьма специфический характер — так, этрусками он считает пеласгов, латинов считает альбанцами и т. п. Однако он и не отбрасывает возможность троянского происхождения римлян, хотя и не считает возможным это доказать.

Теория о «троянском происхождении» римлян берёт начало в легенде, повествующей о том, что Эней в XII веке до н. э., после разгрома Трои в результате Троянской войны, прибыл на берег Лациума с остатками своего народа и, объединившись с местным племенем, создал новый народ — Латинов, названый по имени их царя, на дочери которого Эней женился, а также основал город Лавиниум, названый в честь его жены. Энея римляне считали безусловным прародителем своего народа, что отражалось во всех их верованиях. Эта легенда воспроизведена в народно-историческом произведении Тита Ливия «История от основания города» и затем была изложена Вергилием в национальной римской поэме «Энеида». О троянском происхождении римлян говорит Тацит, называя Трою «памятником нашего происхождения». Впоследствии, после захвата римлянами Троады, римский сенат освободил жителей Илиона от налогов, полагая их «родственниками римского народа».

Формирование римского этноса

См. также: История царского Рима

Возникновение римского народа уходит корнями в VIII—V века до н. э. Стратиграфические раскопки на Форуме и Священной дороге, а также на Палатине дали примерное подтверждение традиционной дате основания Рима (753 г. до н. э.). Археологический материал позволяет также решить вопрос о том, развивался ли город из единого центра, как утверждает легенда. Большинство археологов в наше время склоняется к точке зрения, признающей возникновение Рима результатом длительного и сложного процесса слияния (синойкизма) отдельных изолированных общин — поселений на римских холмах.

Согласно легенде, из рода царей, основанного в Лациуме Энеем, происходит «основатель Рима» и собственно римского народа — Ромул. Момент основания им Рима древнеримские историки «вычислили» с большой точностью: они датируют его 21 апреля 753 г. до н. э. Разумеется, дата эта совершенно искусственная, и может быть принята лишь весьма условно. Однако день 21 апреля — древнейший пастушеский праздник Парилии — важен в том плане, что подтверждает приоритет скотоводства над земледелием по отношению к догородскому, «доримскому» населению долины Тибра.

По той же легенде, население Рима формировалось из рабов и беглецов Центральной Италии. Это же обстоятельство подвигло царя Ромула начать войну и захватить женщин соседнего племени Сабинов, поскольку мизерное число новоиспечённых жителей имело жён, а война укрепила бы и сплотила население.

Братья стояли перед выбором: либо распустить беглых рабов, во множестве собравшихся вокруг них и тем самым потерять все своё могущество, либо основать вместе с ними новое поселение. А что жители Альбы не желали ни смешиваться с беглыми рабами, ни предоставлять им права гражданства, с полной очевидностью явствует уже из похищения женщин: люди Ромула отважились на него не из дерзкого озорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шёл. Недаром они с таким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам.

— Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24

Расширение границ римского государства характеризуется одной особенностью: римляне, захватывая поверженный город Лациума переселяли половину его жителей в свой город, а часть коренных римлян во вновь захваченный. Таким образом происходило смешение и ассимиляция жителей соседних городков с римлянами. Об этом упоминает и Тацит. Такая участь постигла Фидены, Вейи, Альба-Лонгу и другие города. Крюков и Нибур в своих работах приводят теорию смешанного этнического характера первоначальных римлян, причём обоих сословий, так что патриции — латины с незначительной примесью сабинов, а плебс — латины с сильной примесью этрусков. Если обобщить весь «царский период» римской истории, когда происходило возникновение римского этноса, можно сказать, что в результате ассимиляции римский народ сформировался из трёх основных составляющих — латинов, этрусков и племён, родственных латинам и проживавших к востоку от Тибра, основным из которых были сабины — как об этом пишет Моммзен. Согласно легенде, древнейшее население Рима делилось на три трибы — Рамны (латины), Тиции (сабины) и Луцеры (этруски).

Согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей: Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, что было следствием активной этрусской экспансии на юг. Имела место этрусская иммиграция, приведшая к возникновению в Риме целого этрусского квартала (лат. vicus Tuscus), и значительное культурное влияние этрусков на римское население. Однако, как указывает Ковалёв в своей «Истории Рима», этрусский элемент по сравнению с латинско-сабинским был не столь значителен.

Римский народ во времена Республики

См. также: Римская республика

Дальнейшее развитие римский народ получил во времена Республики. После свержения царской власти в государстве, два социально обозначившихся класса, патрицианские роды и плебеи, оказались лицом к лицу и начали между собой активную борьбу. Патриции — по-видимому, коренное население города — обладало преимуществом перед плебеями не столько в имущественном, сколько в правовом смысле, поскольку плебеи, по сути пополнявшиеся за счёт пришлых элементов-иммигрантов, вольноотпущенников и т. п. — были полностью лишены политических прав, однако после реформ Сервия Туллия составляли основу римской армии. Постепенно в результате борьбы между сенатом и плебсом, плебеи добились равных прав с патрициями и богатые плебейские роды влились в римскую аристократию, сформировав нобилитет.

Римская аристократия продолжила активную внешнюю политику царей. Постоянные войны с соседями привели Рим к подчинению им всей Италии. Подчиняя соседние народы, римляне регулировали взаимоотношения с ними с помощью права гражданства.

Римский сенат с неохотой раздавал гражданство и старался законсервировать уже существующий статус-кво. Члены Латинского союза получили гражданство после Латинских войн, а большая часть остальных италиков — только после Союзнической войны по закону Луция Юлия Цезаря 90 г. до н. э, и то римляне даровали права гражданства всем италикам, но приписали их лишь к 8 (либо к 10) новым трибам, а не ко всем 35, что не давало им практически никакого социально-политического влияния.

После подчинения Апеннинского полуострова, римляне стали активно набирать в армию италиков. Население города Рима также росло за счёт прибывавшей массы италиков. Этому способствовал процесс разорения и обезземеливания италийского крестьянства. Для ветеранов и части жителей Рима основывались колонии по всей Италии.

Через систему гражданства, военную службу а также сеть римских колоний, раскинувшихся на Апеннинском полуострове, римляне постепенно ассимилировали многочисленные племена и народности, проживавшие в Италии. Латинский язык стал доминирующим и постепенно вытеснил все другие языки. Аристократия италиков постепенно влилась в римскую.

Кроме того, в результате римских завоеваний за пределами Италии, в римский народ постепенно начинают проникать неиталийские народности — главным образом в виде рабов и вольноотпущенников, а также переселенцев в г. Рим из провинций. Эти инородные элементы характеризуются пестротой этнического состава — греки, финикийцы, сирийцы, галлы, германцы и т. п. Все они постепенно вливались в римский плебс.

Численность римлян по переписям

Годы Численность
King Servius Tullius 84,700
80,000
83,000
508 B.C. 130,000
503 B.C. 120,000
498 B.C. 150,700
493 B.C. 110,000
474 B.C. 103,000
465 B.C. 104,714
459 B.C. 117,319
393/92 B.C. 152,573
340 B.C. 165,000
160,000
ca. 334—323 B.C. 250,000
150,000
130,000
294/93 B.C. 262,321
272,320
270,000
220,000
260,000
ca. 290/87 B.C. 272,000
280/79 B.C. 287,000
276/75 B.C. 271,224
271,234
265/64 B.C. 382,234
292,334
252/51 B.C. 297,797
247/46 B.C. 241,212
241/40 B.C. 260,000
250,000
234/3 B.C. 270,212
230/29 or 225/24 B.C. 273,000
209/08 B.C. 137,108
204/03 B.C. 214,000
194/93 B.C. 143,704
189/88 B.C. 258,318
258,310
179/78 B.C. 258,294
174/73 B.C. 269,015
267,231
169/68 B.C. 312,805
164/63 B.C. 337,022
337,452
159/58 B.C. 328,316
154/53 B.C. 324,000
147/46 B.C. 322,000
142/41 B.C. 328,442
136/35 B.C. 317,933
131/30 B.C. 318,823
125/24 B.C. 394,736
115/14 B.C. 394,336
86/85 B.C. 463,000
70/69 B.C. 910,000
900,000
28 B.C. (Augustus) 4,063,000
8 B.C. (Augustus) 4,233,000
A.D. 14 (Augustus) 4,937,000
A.D. 47 5,984,072
6,941,691
6,944,000

В результате гражданских войн погибло очень много представителей старой римской аристократии. Из известных 56 патрицианских родов, к началу III века до н. э. остаётся лишь 18. Их место постепенно занимают выходцы из регионов. Плебс в это время активно постоянно пополняется пришельцами из завоёванных областей и вольноотпущенниками.

Трансформация римского этноса во времена Империи

См. также: Римская империя

В I—II вв. н. э. происходит постепенное растворение римского этноса в ассимилированном им и вновь формирующемся более многочисленном италийском (итало-римском) этносе. Этот процесс усугубляется ещё больше во времена Империи. В связи с тем, что римский народ образовался из италиков, получал из них постоянную подпитку в виде переселенцев, стекавшихся со всей Италии и вливавшихся в плебс, само понятие римский гражданин подразумевало определённую преемственность — как фамильную, так и культурно-этническую.

Во времена империи ситуация начала меняться. Уже не сенат, а император определял, кому даровать гражданство, руководствуясь личными мотивами. Старая римская аристократия исчезала. Её место занимала новая, формирующаяся по принципу богатства, и этническое происхождение её в большинстве случаев было не италийским, а восточным.

Кроме того, средством ассимиляции покорённых неиталийских народностей была служба в римской армии, получившая особую интенсивность после реформы, проведённой Гаем Марием (реформа римской армии 107 г. до н. э.). Перегрины, отслужив во вспомогательных войсках, а впоследствии и в легионах, получали право гражданства. В период империи легионы, располагавшиеся на границах, стали комплектоваться по месту дислокации, что привело к активной романизации близлежащего населения.

Тем не менее, несмотря на то, что собственно римский народ «утонул в массе италиков», римская культура и латинский язык стали доминирующими в западной части империи. Императоры раздавали гражданство жителям империи и вводили в сенат аристократию из провинций. Этот процесс был юридически оформлен эдиктом императора Каракаллы 212 года, предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи (Эдикт Каракаллы). Через систему гражданства, колонии и службу в армии к III веку н. э. неиталийские народности, проживавшие в Галлии, Испании, Северо-западной Африке и Балканах постепенно ассимилировались и стали считать себя римлянами — так называемый «процесс романизации», а эти территории стали называться «Старая Романия». Этот процесс лишь поверхностно затронул Римскую Британию, в связи с её отдалённостью от центра, и практически не затронул восточные провинции, так как их культура, в основном эллинская, ни в чём не уступала римской. Таким образом, в Галлии возникла народность, называемая галло-римляне, в Испании — иберо-римляне, в Италии — итало-римляне, на Балканах — иллиро-римляне, в Дакии — дако-римляне, в Римской Африке — афро-римляне, в Реции — рето-римляне. Всех их объединяла общая культура — римская, единый язык — народная латынь, принадлежность к одному государству, общие законы, и ещё более консолидировало этносы появление единой религии — христианства.

Трансформация римского народа в современные романские народы

После утраты римлянами государственности римский народ продолжил своё существование под управлением германских королей. Характерной этнической особенностью римлян в этот период была неоднократно отмечаемая историками политическая и военная пассивность, а также интенсивная деятельность на религиозном поприще. Во время распада Западной Империи, формально завершившегося в 476 г., а фактически в 480 г., после смерти последнего законного императора Юлия Непота, была нарушена целостность средиземноморских коммуникаций, а римские провинции попали под власть германцев, и каждый из романских регионов бывшей империи начал развиваться самостоятельно на основе автохтонного элемента, римской культуры и пришлых варварских племён.

Прокопий Кесарийский обозначил Аэция Флавия как «последнего римлянина» — последнего выдающегося римского полководца, прославившегося победами. Последним национальным государством римлян считается Суассонская область комита Сиагрия в Галлии, павшая под натиском франков в 486 г. Такие римские анклавы существовали как в Галлии, так и в Испании и, возможно, в Британии — например, Амброзий Аврелиан, прототип короля Артура.

Самосознание населения как римлян и принадлежащих к римскому народу отчасти сохранялось ещё в период раннего средневековья, что видно по «варварским кодексам», где противопоставлялся германец и римлянин, например Салическая правда в Галлии, которая написана на вульгарной латыни. В Галлии романское население после утраты государственности и завоевания франками старалось сблизится с завоевателями, это проявлялось и в смешанных браках и принятии германских имен. Этому же способствовала общая религия и политика франкских королей, что можно наблюдать в «Истории франков» Григория Турского. Такие тенденции наблюдались и в Испании.

Дольше всего римская народность продержалась в Италии, как в связи с тем, что Италия была главным римским и наиболее романизированным регионом и здесь находился г. Рим, так и то, что завоевателям — чужеземцам не удавалось удержаться здесь надолго и создать своё государство. Население Италии и прилегающих областей во времена Остготского королевства было бесспорно римским. В этот период живёт «последний выдающийся римский государственный деятель» (как его обозначила Уколова В. И.) и последний философ античности — Боэций. Римляне не смешиваются с готами, несмотря на попытки Теодориха сблизить оба народа, готы живут обособлено и исповедуют арианство в отличие от местного населения. Тяжёлые войны между византийцами и готами привели к истреблению последних и их уходу в неизвестном направлении из Италии и существенному сокращению римской аристократии, которая беспощадно уничтожалась готами, о чём писал ещё Прокопий Кесарийский. Эта война привела к почти поголовному уничтожению аристократов римского сената — старейших римских родов и снижению численности населения города.

Римское самосознание существовало во времена вторжения и правления лангобардов. Вторжение этого германского племени под предводительством Альбоина нанесло ещё больший ущерб римскому населению Италии. Как пишет Павел Диакон в «Истории Лангобардов»:

«…он (Альбоин) многих знатных римлян истребил мечом, многих изгнал из Италии…»

В этой войне римская аристократия весьма пострадала, особенно в северной Италии, а коренное население было распределено по трибам и вынуждено платить 1/3 часть своих доходов завоевателям. Лангобарды долгое время не смешивались с римским населением, составляя малочисленную правящую верхушку регионов, хоть браки и не были запрещены. Но в конце концов лангобарды растворились среди более многочисленного и культурного романского населения.

Процесс романизации продолжался даже после утраты римлянами национального государства, например — растворились лангобарды в Италии, готы в Испании и т. п. В этот период инструментом романизации была не армия, а религия — христианство, впитавшее все особенности римской культуры и использовавшее латинский язык как общецерковный.

Последним упоминанием о римском народе можно считать правление Карла Великого — около 800 г. н. э. Карл принял титул «Император римлян», пребывая в Риме, о чём можно прочитать у Грегоровиуса. В дальнейшем, после распада империи Карла, жители Италии рассматриваются уже как итальянцы.

Афро-римляне и иллиро-римляне постепенно исчезли, растворившись и ассимилировавшись в народах-завоевателях — арабах и славянах соответственно. Итало-римляне, галло-римляне, дако-римляне и иберо-римляне положили основу современных наций — итальянцев, французов, румын, и испанцев. На Балканском полуострове романизированное население частично сохранилось до сих пор, хоть и не создало своей государственности.

Впоследствии, в Средние века, римлянами себя идентифицировали исключительно жители города Рима и прилегающих к городу районов.

> См. также

  • Частная жизнь римлян

Примечания

  1. Б. Ц. УРЛАНИС РОСТ НАСЕЛЕНИЯ В ЕВРОПЕ (опыт исчисления) М., ОГИЗ-Госполитиздат, 1941, 436 стр 5. Италия. страница 63
  2. Arnold J. Toynbee, Hannibal’s Legacy (Oxford 1965) Volume I, Chapter III Annex 10.
  3. Tenney Frank, «Roman Census Statistics from 508 to 225 B.C.,» American Journal of Philology 51 (1930) 313—324.
  4. М. Н. Щетинин. Император Август и распространение римского гражданства в провинциях
  5. Егоров А. Б.. Римское государство и право. Эпоха империи: Учебное пособие. — Санкт-Петербург,2013. — 248 с.. 2013.
  6. Мэддисон Э.. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг. Очерки по макроэкономической истории. 2012
  7. Б. Ц. Урланис рост населения в Европе (опыт исчисления). ОГИЗ Госполитиздат 1941. Часть 2. Феодализм. 5. Италия. Страница 62
  8. М. Н. Щетинин. Император Август и распространение римского гражданства в провинциях
  9. М. Н. Щетинин. Император Август и распространение римского гражданства в провинциях
  10. Мэддисон Э.. Контуры мировой экономики в 1-2030 гг. Очерки по макроэкономической истории. 2012
  11. Тацит, Ann., II, 54, IV, 55; XII, 58, IV, 9; 43; XII, 58; XVI, 27.
  12. Утченко С. Л. Становление Римской державы // Цицерон и его время. — 2-е изд. — М.: Мысль, 1986. — С. 19. — 352 с.
  13. 1 2 Моммзен Т. История Рима, гл. 3, М., 1936.
  14. Тацит, Ann., XI, 24: pleros populos
  15. Крюков Д. Л. Мысли о первоначальном развитии римских патрициев и плебеев в религиозном отношении // Пропилеи, 1854, т. IV
  16. Niebuhr G. В. Römische Geschichte, 5 Aufl., Berlin, 1863, S. 25 — 26, 162—169, 212, 215
  17. ROMAN CENSUS FIGURES

Литература

  • Цицерон «Республика», VI, 22 — Сон Сципиона.
  • История народа римского / Соч. Тита Ливия Падуанского; Пер. А. Клеванова. -5. — Москва : тип. Волкова и К°, 1858—1867. — 5 т.; 24. Содержание утраченных книг от 45 до 140 и все уцелевшие отрывки из них / Пер. и изд. А. Клеванов, канд. Моск. ун-та и член Моск. о-ва истории и древностей. — 1867. — , 474, V с.
  • Дионисий Галикарнасский — «История Рима», I.
  • Плутарх «Сравнительные жизнеописания: Жизнь Ромула, Нумы Помпилия, Камилла».
  • Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. О знаменитых людях (фрагменты). / Пер. и прим. М. Л. Гаспарова, статья Е. М. Штаерман. Отв. ред. С. Л. Утченко. (Серия «Литературные памятники»). М., Наука. 1964
  • Аппиан. Римская история. Гражданские войны
  • Дион Кассий. Римская история
  • Прокопий Кесарийский. Война с готами
  • Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние Века

> Ссылки

Геноцид по-древнеримски: народы и племена уничтоженные древним Римом

Следует сразу сказать, что древние римляне никогда не задавались целью убить всех представителей какого-то народа. Даже самых заклятых врагов они предпочитали завоевать, подчинить и ассимилировать, сделав частью римской державы. Однако их методы ведения войны и практика разграбления вражеских городов, после чего все уцелевшие жители поголовно обращались в рабство, порой приводила к исчезновению с лица Земли как отдельных племён, так и целых народов.

Римская армия в изображении современных реконструкторов.
Первые, с кого начали древние римляне — их ближайшие соседи, этруски. Римляне полностью уничтожили огромный мегаполис, расположенный рядом с Римом — этрусский город Вейи, население которого достигало 350 тыс. человек. После третьей Вейентской войны, в 396 г. до н.э. он был захвачен Римом, все его выжившие граждане стали римскими рабами. Двенадцатиградье древней Этрурии постепенно завоёвывалось и уничтожалось римлянами, пока Риму не подчинились все бывшие этрусские земли. Их население растворилось среди римлян к I веку до н.э.

Город Вейи, современная иллюстрация.
Следующей жертвой римлян стал Карфаген, непримиримый враг Рима, расположенный в Африке. Карфаген был торговой империей, владевшей землями по всему побережью и на многих островах Средиземного моря. Он контролировал практически всю морскую торговлю в этом регионе. Рим провёл с ним три Пунические войны, в финале последней из них, в 146 г. до н.э., Карфаген был разрушен до основания. По свидетельству античных историков, город горел шесть дней. Всех выживших римляне обратили в рабство. Землю, на которой располагался город, посыпали солью, чтобы на ней ничего не росло.

Реконструкция гавани Карфагена.
Во время завоевания Римом Галлии были истреблены многие местные галльские племена. Наиболее показательна история, произошедшая при переселении племени батавов, которых упоминает древнеримский историк Тацит: «Батавы до своего переселения за Рейн составляли часть народа хаттов; из-за внутренних распрей они переселились на самую отдаленную часть галльского побережья, где в ту пору еще не было оседлых жителей, а также заняли расположены поблизости остров, омываемый спереди Океаном, а сзади и сбоку Рейном. Ни богатства, ни могущество Рима, ни союз с другими племенами не укоротили их, и они до сих пор поставляют империи только бойцов и оружие».

Терракотовая маска германца. III в. до н.э.
Батавы были весьма полезны римлянам, которые охотно набирали их в отряды римских союзников при легионах. Однако земли, которые Тацит называет безлюдными, до их заселения батавами принадлежали галльскому племени эбуронов. Прежнее её население зимой 54–53 годов до н.э. по приказу Юлия Цезаря было полностью истреблено. Поводом стало участие эбуронов в антиримском восстании. Все поселения были сожжены, имущество разграблено, само имя эбуронов навсегда исчезло из истории. А ведь эти люди жили здесь, по данным археологов, много веков.

Статуя пленного дакийского воина. II в. н.э.
Ещё более масштабным примером служит Дакия, ставшая римской провинцией в 106 г. н.э. Даки испокон веков жили на землях, в настоящее время находящихся на территории современной Румынии. Они относились к фракийским племенам и имели собственное государство со столицей в городе Сармизегетуза. После опустошительных битв с Римской Империей, местное население сильно сократилось. Римляне сами селились на этих землях, а также переселяли в Дакию союзные племена. Когда в III в. н.э. римскую Дакию захватили готы, сопротивляться им было уже практически некому. Последние римские колонисты, к тому времени смешавшиеся с ассимилированным местным населением, покинули эти земли по приказу императора Аврелиана в 271 г. н.э.

Масада, современное фото.
В 6 г. н.э. Иудея стала очередной провинцией Римской Империи. После серии восстаний и войн, в 135 году она была переименована в Сирию Палестинскую. Местное население не желало сдаваться проклятым язычникам и воевало до конца. В историю вошла осада римлянами знаменитой крепости Масада, расположенной на неприступной вершине. Крепость, значительную часть защитников которой составляло мирное население, держалась три года. Римляне соорудили огромную насыпь и сломали стену. Чтобы избежать потерь при ночном штурме, его отложили до утра. Но за ночь все оставшиеся в живых защитники Масады убили друг друга. Повстанцы в других местах Иудеи сопротивлялись не менее упорно, но не могли на равных противостоять римской армии. Выжившие разошлись по другим странам, их место заняли другие народы.

См.также:
Почему все дороги ведут в Рим?
Откуда пошло выражение «Пиррова победа»?
Битва у Мульвийского моста – главное сражение христианства
Пропаганда во славу Рима – огнем, мечом и зрелищем
Вандалы — кто такие?

Отвод городских нечистот или канализационная система — то, без чего не обойдется не один город. Без электричества можно, без автострад и трамваев, то же можно, а вот без воды и канализации — город задохнется, важнее только воздух. В градоначальники древнего мира уделяли большое внимание системе канализации. Как решался этот вопрос у разных народов в древности?

канализация и сантехника древнего Рима

В древнем Риме археологи насчитали 144 общественных туалета, даже в Челябинске с миллионом жителей столько нет. Общественный туалет для римлянина был местом публичным, у знатных горожан были персональные стульчаки из камня (прообраз современного унитаза), которые обогревали к приходу хозяина специальные рабы — как Вам такой понт? Рублевка нервно курит… Кстати, о дебильных чиновниках, император Веспасиан ввел «налог на мочу», хорошо что в наших тарифах ЖКХ пока нет такой строки.

в туалетах древнего Рима в качестве туалетной бумаги использовали одноразовую губку, которую нанизывали на палочку и по окончании процедур, губку смачивали в желобе с проточной водой и себя приводили в порядок.

Гипокауст — отопительная система древнеримского туалета

В общественных Римских туалетах не только, извините какали, тут совершались сделки, обсуждались вопросы государства и философии, своего рода тусовка. По системе каналов нечистоты сливались в Тибр. Вопрос очистки сточных вод не беспокоил римлян, очистные сооружения не использовались в системе канализации. Основной канал длинной 800 метров назывался Cloaca Maxima (Большая Канализация). Часть Cloaca Maxima проходила под землей, в каменных туннелях высотой до 3х метров. Нечистоты и дождевая вода стекали в Cloaca Maxima по системе ветвлений и туннелей. О длине канализации Римской Империи можно судить потому что, военно начальник Агриппа инспектировавший этот стратегический объект, целый день провел в лодке осматривая систему сточных каналов. Архитекторы древнего Рима немного просчитались с углом наклона основного канала, что вызывало застой и как следствие зловоние.

водопровод древнего Рима — система акведуков

Еще из школьной программы мы знаем о акведуках и термах (банях) великого города. Акведуки — система рукотворных каналов построенных на холмистой местности древнего Рима. Общая протяженность системы акведуков 350 км, большая часть построена над землей. За неполных 400 лет в Риме было построено 11 акведуков. Для строительства использовали цемент состоящий из извести и вулканического пепла и замешивался на морской воде. К сожалению, точный состав цемента не сохранился. Самый большой блок использованный для строительства весит более 6 тонн.

Акведуки древнего Рима:

Аква Аппия — построен в 312г. до нашей эры, основная часть акведука проложена под землей. Источник воды находился в Сабинских горах в 15 км от Рима. Общая длинна 16 км.

построенный в 270 году до новой эры акведук Anio Vetus питался из реки Аниене. Считался неудачным проектом при общей длине более 60 км – речка Аниене пересыхала летом, а зимой была грязной. Акведук использовался только для мелиорации.

Самый теплый акведук Аква Тепула длиной 18 км, построен в 125 году до нашей эры. Температура в нем не опускалась ниже 18 градусов.В последствии был присоединен к другому акведуку.

Акведуки строились римлянами по всей империи, на территории современной Франции — Пон-дю-Гар в Ниме, в Испании — 17 км акведук в Сеговии.

Термы — древнеримские бани

О! бани древнего Рима — неисчерпаемая тема. На самом деле слово, Термы — греческое, изобрели теплые бани в Греции, в III веке до нашей эры Термы набрали популярность в Вечном городе. Термы — центр социальной и деловой активности, жители Рима проводили тут досуг, заключали сделки, занимались спортом. При банях строили гимнастические залы, библиотеки, комнаты для развлечений.

Термы строились для разных социальных слоев, богатые горожане и простолюдины посещали разные термы. Посещение терм для жителя древнего Рима, это не просто гигиеническая процедура, это скорее светский раут. В Римских термах были мужская и женская половина для омовения. Прогревались термы гипокаустом (большая печь) и термальными водами.
Римлянин придя в баню сначала попадал в аподитериум — раздевалку, затем переходил в тепидариум помещение с температурой 40° и бассейном, в котором разогревался и совершал предварительное омовение. Затем, из тепидариума перебирался в каллидариум — это уже более горячее помещение, с температурой 60-70° в котором был бассейн с водой из термальных источников. Далее, в лакониум — это уже парная с температурой 90°. В промежутках между омовениями купальщики находились в фригидариуме, самом большом зале с бассейном. Бассейн фригидариума заполнялся прохладной водой для расслабления. Не забывайте, во времена Римской империи мыла и шампуня еще не было, но натереться ароматическими маслами можно было в специальном лавариуме. Короче, граждане древнего Рима знали толк в банях и подходили к вопросу гигиены очень серьезно.

  • История канализации

    В современном мире канализация развита настолько продуманно и безопасно, что ее работа практически незаметна, исключение составляют лишь аварийные ситуации. Мы пользуемся водой в своих жилищах, а трубы для канализации принимают ее через сантехнические приборы и благополучно уносят на централизованные очистные сооружения. Под землей любого города проложены сотни километров канализационных труб, установлены колодцы, насосные станции и сооружения предварительной очистки, которые делают транспортировку сточных вод безопасной. Работа канализации продумана до мелочей и состоит из множества взаимно дополняемых элементов.

    Канализация стала формироваться много тысячелетий назад вместе с развитием человечества. Использование воды для бытовых и гигиенических нужд неизбежно создавало насущную проблему отведения загрязненной жидкости, но основным толчком к организации разветвленной и всеохватывающей канализационной системы послужило строительство оросительных каналов, возводимых в первую очередь для нужд поливного земледелия. Около 5000 лет назад в Египте, Месопотамии, Ассирии и Вавилоне люди стали сооружать каналы, по которым подавалась вода для полива пшеницы и других насаждений. Наличие пищи и теплый, пусть и засушливый климат, явились благоприятными факторами для увеличения рода человеческого. Небольшие поселения стали превращаться в города, и тут возникла естественная потребность куда-то девать загрязненную воду и нечистоты. Оросительные каналы идеально подошли для данных нужд. Мало этого, люди стали создавать дополнительные каналы для отведения загрязненной воды. Сверху они прикрывались досками, камнями и каменными плитами, засыпались песком и мостились кирпичами. В итоге формировалась и система каналов, и мощеные улицы городов. В некоторых городских районах каналы оставляли открытыми. Они не только уносили бытовые стоки, но и принимали в себя дождевую воду, помогая отводить ее с улиц. Такая канализационная система была развита, прежде всего, в странах Древнего Востока. Великолепие дворцов и храмов, а также комфорт обычных жилищ не омрачался дурным запахом от нечистот и стоков. Грязная вода исправно отводилась из бурно развивающихся городов. Это поддерживало общую чистоту и препятствовало развитию опасных заболеваний.

    Славился своей канализацией и Древний Рим, где в VII в. до н.э. была успешно возведена канализация Cloaca maxima, что до сих пор используется властями города. Первоначально на месте природного ручья в открытой и глубокой канаве создали водосток, затем постепенно закрыли канаву плитами и сделали подземным каналом. Предназначение канала заключалось в осушении болотистых земель, на которых стоял город Рим. Канал имел внушительную ширину и высоту, поэтому по его водам свободно перемещались на лодках люди, занимающиеся обслуживанием и чисткой канальной территории. Наверху же возводились новые улицы города, поэтому постоянно возникла надобность куда-то девать использованную воду и продукты человеческой жизнедеятельности. Канал стал принимать бытовые и поверхностные стоки и уносить их подальше от Рима в реку Тибр, пролегая между Капитолийским и Палатинским холмами. Для приема стоков даже были созданы вертикальные колодцы на улицах города, а к таким заведениям как цирк, бани, амфитеатры, бассейны и дома зажиточных римлян подводили канализационные трубы для приема и сброса использованных вод в канал. Канализация Cloaca maxima имела богиню-покровительницу по имени Клоакина, которая следила за порядком и беспрепятственным течением сточных вод. Канализационная систем постепенно росла и ширилась, а к основному каналу, русло которого создала сама природа, присоединялись другие, уже рукотворные водостоки. Грамотно созданная канализация словно отражала высокую культуру Древнего Рима и сопутствовала дальнейшему развитию человеческой цивилизации. Инженеры римской канализации по сей день считаются самыми лучшими. Они смогли решить самую важную проблему по отводу сточной воды и подарить Риму великолепие и благоухание.

    Аналогичным образом формировалась канализация и в Древней Руси. Для отвода сточных вод использовались городские реки, которые при помощи древесины и каменных сводов делали закрытыми каналами. Но стоит отметить тот факт, что с приростом населения и расширением городов, существенно увеличивался объем стоков и нечистот, а строительства новых каналов не наблюдалось, поэтому пришло время, когда начались эпидемии и мор. Подобная ситуация возникла и в Европе, где канализации практически не уделялось внимания, вследствие чего нечистотами были завалены улицы Парижа, Лондона и других крупных городов. Было время, когда чума и холера перекосили добрую половину жителей Лондона. Причиной страшного мора стало то, что река Темза уж не могла справиться с тем количеством мусора, фекалий и загрязненных вод, которые образовывались в Лондоне. Отлив оставил на ее берегах все нечистоты, и в городе воцарился невообразимый смрад, который усиливала безветренная погода и тяжелые лондонские туманы. Это страшное время вошло в историю под названием кризис Великого смрада. Как бы ни было печально, но развитие канализации в Европе шло очень медленными темпами, и лишь ужасные эпидемии служили толчком к каким-либо действиям, но и они не всегда были оперативными и эффективными.

    История канализации знала много побед и поражений, но в конечном итоге люди осознали, что без продуманной и четко выверенной системы отвода стоков и нечистот, им грозит банальное вымирание. В настоящее время канализационные сети являются стратегически важной системой жизнеобеспечения. Канализация обеспечивает комфорт и безопасное существование каждого отдельно взятого индивидуума и всего общества в целом, со всей действующей промышленностью и городской инфраструктурой.

    >Наша продукция Расскажите о нас своим друзьям: 0

    Реклама в Древнем Риме

    Легионеры как целевая аудитория

    Раскопки в Помпеях свидетельствуют, что наружная реклама была неотъемлемой частью древнеримских городов и сопровождала горожан на каждом шагу. Хозяева таверн, постоялых дворов, кузниц, гладиаторских школ и даже публичных домов постоянно прибегали к услугам античных маркетологов. А те стремились перещеголять друг друга в умении привлечь клиентов, создавая настоящие художественные произведения, которые чудом сохранились до наших дней. Судя по дошедшим до нас рекламным объявлениям, самыми желанными посетителями для многочисленных трактирщиков Помпей были доблестные римские солдаты. Поскольку далеко не все легионеры умели читать, античные креативщики часто прибегали к визуальным решениям. В ходе раскопок было найдено панно, демонстрирующее, какой сервис ждет мужественного героя в одном из увеселительных заведений города. Реклама обещала бесплатное омовение ног, широкий выбор дешевых, но вкусных блюд, обилие вина, а также приятное общество красивых женщин легкого поведения. Широкое распространение в Древнем Риме получил жанр афиши. Античная афиша сочетала в себе функции рекламы и своеобразной городской газеты, в которой власти сообщали народу о дате и месте проведения того или иного мероприятия. Чаще всего речь шла об очередных гладиаторских боях. На афишах изображались сражающиеся гладиаторы, а картинку сопровождало короткое информационное сообщение, например: «20 пар гладиаторов децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона Цезаря, сына Августа, и десять пар гладиаторов децима Лукреция, сына Валента будут сражаться в Помпеях за 6, 5, 4, 3 дня и накануне апрельских ид, а также будет представлена охота по всем правилам, и натянут навес». Кстати, древнеримские рекламщики обязательно оставляли на афишах авторские подписи. Так некий Эмилий Целер сообщил нам, что он «один при лунном свете» написал эту афишу. Такая вот реклама в рекламе на античный лад.

    Реклама в государствах Древнего мира

    Простейшие формы рекламы существовали еще до нашей эры. Одним из первых дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. Его текст гласил: «Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантирую его умеренность в пище, честность, покорность». Хранится папирус в Британском музее. Современные исследователи также считают одним из древнейших рекламных текстов высеченную на камне надпись, найденную в развалинах древнейшего города Мемфиса: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения» . Однако оперативность рекламы, исполненной на камне и металле, весьма низка по сравнению с настенной рекламой.

    Гораздо более распространенными были надписи, нацарапанные или начертанные краской на стенах. У исследователей античности эти тексты именуются граффити (от ит. «graffito» — нацарапанный). В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях и других местах скопления народа.

    Дошедшие до наших дней памятники письменной истории свидетельствуют, что в Древнем Риме стены расписывались объявлениями о гладиаторских боях, продаже рабов, домашних животных и т. д. Рекламные объявления помещались на специально выстроенных побеленных стенах — «амбусах», на стенах жилых домов, что вызывало протесты жителей этих домов. Городские власти Рима пытались помешать такому размещению рекламы, в связи с чем один из указов гласил: «Запрещается писать здесь. Горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему удачи».

    Древнейший город Помпеи, сохранивший свой первоначальный облик благодаря затопившей его лаве (73 г. н. э.), донес до нас более полутора тысяч различных рекламных обращений, вполне схожих с современной рекламой. Свидетельство тому — обилие и разнообразие предметов рекламирования, богатство приемов и средств, свойственных античной рекламе. Предметы рекламирования охватывают все сферы жизнедеятельности — экономическую, политическую, зрелищную, межличностную рекламу, объявления о различных услугах и т. п.

    Например, изображение учителя, наказывающего розгами ученика, символизировало школьное заведение. Не менее броско, чем в современном городе, рекламировались гостиницы, таверны, кабачки. Как правило, таверну рекламировала вывеска и насаждения плюща или терновника. Помимо вывесок на самих заведениях существовали разбросанные в разных местах надписи-указатели типа: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирикус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи» .

    Рекламировались и термы (античные бани), любимое место отдохновения римских граждан. Один из рекламных текстов предлагает снять «…виллу — хорошую и добротно выстроенную». Далее следует рисунок рекламируемого жилья. Среди графити, открытых в Помпеях, многие относятся к предвыборной борьбе римских политиков и администраторов: «Прошу, чтобы вы сделали Эдилом (т. е. выборным лицом в селекте) Модеста» и даже: «Если кто отвергнет Квинтия, тот да усядется рядом с ослом».

    Античный мудрец и философ Луций Анней Сенека две тысячи лет тому назад в письме к приятелю жаловался на раздражающие и отвлекающие от сосредоточенности многочисленные уличные шумы: «Сейчас вокруг меня со всех сторон многочисленный крик: ведь я живу над самой баней. Вот вообрази себе все многообразие звуков, из-за которых можно возненавидеть собственные уши. <…> К тому же есть еще и пирожники, и колбасники, и торговцы всякими кушаниями, каждый на свой лад выкликающие товар».

    Звуковая атмосфера античного города была насыщена выкриками зазывал, торговцев, официальных глашатаев, объявляющих правительственные указы, распоряжения и постановления.

    Важнейшим средством распространения информации и рекламы в древних государствах мира являлся так называемый институт глашатаев — один из древнейших установлений государственной власти. Эти должности были установлены в различных древних государствах.

    Профессия глашатая предназначалась для повседневного информирования больших скоплений людей, какими являлись в то время города. Причем информация глашатаев носила разнообразный характер — от политических призывов и обличений, чествований прославленных полководцев, сообщений о прибывающих в город посольствах, цирковых представлениях до сугубо торговой рекламы.

    В Древней Греции глашатаи ходили по улицам с рекламными песнями. Одна из них, например, звучала так: «Чтобы глаза сияли, чтоб щеки алели, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса». Чем не образец современной рекламы косметики?!

    Глашатаям поручалось также оперативно оповещать население о вызове граждан в суд, о вынесенных приговорах и предстоящих казнях. Со временем эта сфера оповещения составила специальную отрасль юридической рекламы, которая существует и в наши дни.

    По свидетельствам античных авторов духовная жизнь общества на ранних ступенях развития проявлялась преимущественно в устной форме. Это подтверждается и безусловным преобладанием именно устных вариантов рекламных текстов.

    Устная реклама уличных зазывал, разносчиков, бродячих ремесленников была распространена в местах постоянного предложения товаров и услуг (торговых рядах, банях, цирюльнях, тавернах, постоялых дворах).

    Объектом устной рекламы античности часто являлись «живые вещи» — рабы. В Риме, например, имелось несколько мест работорговли, где звучали хитроумные рекламные призывы, частично дошедшие до нас в классических сочинениях. Не менее распространенными были рекламные объявления, приглашавшие граждан посетить то или иное зрелище: очередной бой гладиаторов, новый комедийный фарс, выступления жонглеров, фокусников, уличных акробатов и т. п. Доподлинно известно, что древние ремесленники ставили специальное клеймо на свои изделия, заботясь таким образом о своей репутации и рекламируя качественную продукцию.

    Античная культура явилась прекрасным образцом развития рекламной деятельности. В этом смысле нельзя не согласиться с российскими исследователями рекламы, утверждающими, что становление и развитие рекламы началось задолго до появления книгопечатания.

    Уже на ранних этапах развития культуры реклама начинает выступать в форме письменного текста. Конечно, это происходит по мере изобретения самого письма, которое в различных регионах Земного шара датируется 6-8 тысячелетиями до нашей эры.

    Рекламная письменность сочеталась с образцами монументальных надписей, особенно распространенных в ближневосточной культуре. Примерами таких надписей могут служить высекавшиеся на каменных стенах рассказы о деяниях удачливых правителей, полководцев, выгравированные на металле своды законов, поле битвы и т. д.

    Опыт подобного совмещения рисунка и текста находит широкое применение в рекламной деятельности вплоть до настоящего времени.

    Таким образом, истоки рекламной деятельности уходят в первобытную древность. Античная культура порождает уже довольно зрелые формы рекламной деятельности, основой которых являются сгустки оперативной информации. Эти формы рекламной деятельности выражались посредством разнообразных наборов словесных, звуковых, письменных и изобразительных приемов, создающих рекламные образы (имиджи) рекламируемых объектов, чья цель — активно проникать в психику потенциального потребителя, привлекать его внимание и тем самым побуждать совершать выгодные для рекламодателя действия.

    Новый качественный скачок в развитии рекламы начинается с появлением книгопечатания.

    uCrazy.ru


    Древние римляне любили писать на стенах не меньше наших поклонников граффити. Мы сейчас ругаемся и критикуем уличных художников, которые пишут и разрисовывают стены. А ведь это может быть ценной информацией для историков будущего!
    Я попробовал собрать самые интересные примеры надписей на стенах древних городов. Ведь интересно, как говорили и что думали люди далекого прошлого! К сожалению, таких надписей осталось не так уж и много — время стирает их куда усерднее, чем службы ЖКХ.
    Начать этот цикл статей я решил со знаменитых Помпей. Больше всего надписей времен античности осталось именно здесь. По сути, вулкан законсервировал город, который стал ценной находкой для археологов.
    Очень много таких надписей собрано на англоязычном сайте ad79eruption (что переводится, как Извержение в 79 году н. э. — собственно, когда Везувий погубил жителей Помпеи). Стены домов были в белой штукатурке, а надписи писались яркой краской или царапались на стенах. В Помпеях это было нормально и не считалось вандализмом. Ну что ж, перейдем к конкретике — о чем думали и писали жители древнеримского города.
    Очень много надписей в стиле «Здесь был Софокл». Человечество не меняется и формат «Здесь был…» спустя тысячи лет держит уверенное первое место и в наши дни.
    Прямой ругани и оскорблений было не так уж и много. Одним из самых популярных ругательств в адрес мужчин было «Евнух».

    Конечно, во все времена популярны сплетни и Помпеи не исключение. Здесь много надписей в стиле «Стафил был тут с Квиетой» и «Маркус любит Спендузу». Что удивило меня — так это разнообразие имен! Если у нас лидеры Саша и Маша, на которых приходится едва ли не половина надписей, то здесь почти все уникальны. Видимо, в античные времена с фамилиями было туго и люди старались выделиться на уровне имен.
    Исключение — некий Эпафра, который часто упоминается на стенах. «Эпафра не умеет играть в мяч», «Эпафра — ты стал лысым!» и, разумеется, «Эпафра — евнух». Такое ощущение, что это какой-то популярный персонаж тех времен. Своего рода античный Кокорин и Мамаев в одном лице.
    Завершает цикл о Эпафре надпись: «Эпафродитус (возможно, уважительное обращение к тому же персонажу, — прим. автора) спустил все деньги на девушек легкого поведения».
    Что ж, эти надписи нам по-человечески понятны, а вот чего хотела достичь автор надписи на стене местной базилики «Я беременна от Атиметуса» непонятно. Это выражение радости или кляуза в расчете на алименты?
    А под ней надпись — «О, стены базилики! Вы выдержали столько бестолковых надписей, что я поражен тем, что вы еще не рухнули»
    Стены также, видимо, были заменой книге жалоб и предложений. Например, надпись на стене гостиницы гласит: «У нас теперь мокрая кровать! Сделали это мы и, признаюсь, что это неправильно. Если вы хотите знать почему мы это сделали — там не было ночного горшка!».
    Торговые и рекламные предложения упоминать здесь не буду — их и в нашем мире полно. А вот что особенно необычно — в Помпеях оказалось несколько «философских домов». По виду они вполне обычные, хоть и просторнее и богаче среднестатистических. Это не школы и не какие-либо госучреждения. Но их стены пестрят философскими надписями. Что интересно, все эти надписи актуальны и в наши дни.
    «Легкая проблема станет трудной, если на нее не обращать внимания». И не поспоришь. Особенно это касается здоровья, когда лечить болячки в начальной стадии куда проще!
    «Прекрати унылые ссоры. А если не можешь сдержаться — иди и ссорься у себя дома!»
    «Воздержись от глупых высказываний, не бросай кокетливых взглядов на чужих жен. Выражайся скромно!»
    А мне идея с философским домом в центре города очень понравилась. Мне кажется, нам в центре каждого российского города очень не хватает такого дома. Пройдет человек мимо, прочтет, задумается и откажется от какого-нибудь глупого поступка.

    Древнеримские граффити оказались предтечей социальных сетей

    Если в наши дни попытаться средь бела «облагородить» стену, расписав её из баллончика, вероятнее всего, вас оштрафуют. Однако у наших далёких предков выцарапывание разными острыми предметами надписей в чужом жилище отнюдь не считалось неприемлемым. Наоборот, при соблюдении «правил игры» такое творчество даже приветствовалось и вызывало искреннюю радость хозяев.

    Сделать этот и другие неожиданные выводы позволили сохранившиеся до наших дней в Помпеях «граффити». Кавычки не случайны, ибо аналогия не полная. Но, надо признать, представители любой культуры испытывают радость, находя схожие со своими черты в давно уже погибших цивилизациях.

    Однако доселе археологов, которые пытались изучать жизнь римских низов по надписям на стенах, неизменно ставили в тупик различные детали, не коррелирующие с представлениями учёных о том времени.

    Хотя законсервированные вулканическим пеплом Везувия в 79 году нашей эры надписи сами по себе давно были известны учёным, новое исследование расширяет область их возможного назначения и даёт новые предположения, кто именно мог быть автором. Выясняется, что в отличие от условного современного гарлема в Помпеях стены увлечённо расписывали как бедные, так и богатые, как знатные, так и рабы, по поводу и без такового.

    Надписи и рисунки на стенах в Помпеях не только царапали (вверху), но и рисовали – да так, что краска в иных местах и сейчас превосходно сохранилась (фото Stu Rapley, jafsegal/flickr.com).

    Эксперт по классической античности Ребекка Бенефил (Rebecca Benefiel) из университета Вашингтона и Ли трудится в Помпеях уже шесть сезонов. Главное доказательство её тезиса о немаргинальности граффити в обществе древнего Рима – недавно обследованные стены четырёхэтажной виллы гражданина по имени Май Кастриций.

    Стены домов в Помпеях были оштукатурены белым. Сверху же наносилась яркая краска. Потому граффити, обнажавшие нижний слой, были заметны очень хорошо. Так учёные обнаружили, что в главной комнате виллы Кастриция, в пространстве между фресками, его друзья оставили выцарапанные чем-то острым добрые пожелания. На стенах лестничного колодца нашлись остроумно переиначенные популярные стихи, причём письмо, что любопытно, явно носило состязательный характер.

    Также в разных местах дома его давние посетители не раз наносили рисунки, судя по тщательности исполнения тоже санкционированные хозяином. Таковы лодка, павлин и прыгающий олень. Штудирование же надписей на внешних стенах, в кухне и комнатах слуг помогло Бенефил вскрыть ряд любопытных фактов и выдвинуть смелое предположение: в древнем Риме надписи на стенах были прообразом нынешних социальных сетей.

    Не только надписи успешно дожили до наших дней – расчищенные здания сами по себе выглядят очень неплохо. На снимках запечатлены склеп, амфитеатр и вилла. А на последней фотографии – Везувий, будто с недоумением «поглядывающий» на уже однажды разрушенный им город (фото Rebecca Benefiel/WLU).

    Если отталкиваться от этой гипотезы и принять, что для обитателей Помпей всех классов каждая стена была в каком-то смысле одновременно форумом, ЖЖ и ICQ, древние граффити становятся много интереснее и понятнее.

    Содержание надписей могло быть каким угодно и варьироваться от всем знакомых заверений в любви и изощрённых ругательств до досок объявлений и вполне любопытных философских пассажей. Ниже мы приводим некоторые примеры граффити из Помпей. (Расшифровку большинства расчищенных на данный момент надписей можно посмотреть .)

    • У «Ворот Везувия»: «Маркус любит Спендузу»;
    • Атриум у дома Пинария: «Если кто-то не верит в Венеру, им определённо следует поглядеть на мою подругу»;
    • Дом Капрасия Примуса: «Никогда не пожелала бы продать своего мужа, даже за всё золото мира!»;
    • Коридор в театре: «Мете, рабыня Коминии из Ателлы, любит Кресуса. Пусть Венера, покровительница Помпей, будет благосклонна к ним обоим, и пусть жизнь их будет в гармонии»;
    • Улица Театров: «Из моего магазина пропал медный горшок. Любому, кто его возвратит, я пожертвую 65 сестерицев. Ещё 20 он получит, ежели предоставит информацию об укравшем»;
    • Фасад дома Центенария: «Однажды ты умираешь и становишься просто ничем»;
    • У двери дома Геркулеса и Нессуса: «Запомни: пока ты жив, ненавистная смерть надвигается».

    Как выяснилось благодаря Ребекке, сходство между культурами может быть обманчиво в мелочах (фото Rebecca Benefiel).

    Относительная анонимность, уравнивающая всех в правах, обнажала душу и давала свободу первичным порывам, сохранившимся почти неизменными и до наших дней.

    И речь не только о хрестоматийном «Здесь были Вася и Саша», две тысячи лет назад имевшем вид «Мы, два добрых человека, друзья навеки, посещали это место. Если вам нужны имена наши, то знайте – они Гай и Аул».

    Или возьмём, к примеру, высказывание «Я удивлен! О, стена! Только потому не пала ты в руинах, что разгоняла скуку всех писателей твоих». За его высоким слогом, вероятно, кроется всё тот же самый импульс, который ныне подбивает обитателей Интернета посоветовать собеседнику выпить яду или громко вопрошать в виртуальное пространство «кто все эти люди?»

    Из других любопытных находок Бенфил в Помпеях – «приватный чат». Это сообщения романтического толка, которыми довольно долго обменивались мужчина (под «ником» Secundus или «второй») и женщина (Prima, «первая»). Они, по всей видимости, жили в разных концах квартала и то ли хотели соблюсти тайну, то ли просто наслаждались такого рода игрой.

    Расцвеченные граффити Помпеи в период своего расцвета (в представлении художника) и сейчас, когда облик города постепенно восстанавливают (фото The Art Archive/Alamy).

    Также весьма популярным оказалось «возвышенного» характера буриме. Похожую версию до сих пор можно встретить на просторах современных онлайн-дневников: кто-то начинает со строфы, другой продолжает и так пока всем не надоест. Раньше, надо признать, надоедало довольно быстро — самый длинный обнаруженный Ребеккой пример состоял из 8 сообщений, нацарапанных разным почерком.

    Ещё интересный факт: оказывается, император Нерон (по крайней мере, до того как он расправился со своей первой женой) был весьма популярен в народе, вопреки тому хрестоматийному образу, который мы знаем. По оценкам Бенефил, из 100 найденных ей граффити, прославлявших различных императоров, больше половины прямо или аллегорически посвящены Нерону.

    «Он был невероятно популярным, и люди действительно любили его. Я находила эти надписи не только у входов в дома богатых, которые были вполне естественным образом заинтересованы в проявлении лояльности правителю. Граффити попадались мне и в таких местах, где их могли написать только слуги или рабы», — говорит исследовательница.

    Ещё одна функция надписей на стенах была аналогична гостевой книге. Так, приезжие часто выражали с помощью граффити отношение к посещённому ими городу. На стенах Помпей удалось найти множество надписей Felicter Pompeii (приблизительно «Здравия вам, населяющие Помпеи» — общепринятая формула прославления места).

    Больше снимков с последней экспедиции Бенефил в Помпеи можно увидеть на этом сайте (фото Joseph Mogavero).

    Как говорит Ребекка, уже сейчас проделанная работа позволяет утверждать: почти все фасады на каждой улице Помпей были исписаны будто гигантские доски объявлений. Легко представить, как радовались древние римляне такой простой «интерактивной игре», особенно с участием нескольких человек из разных классов.

    Вряд ли «писатели» предполагали, что уже совсем скоро многие из них погибнут в результате извержения, а их наследие будет «опечатано» лавой и пеплом, чтобы в XXI веке оказаться предметом изучения. И кто знает, какой Везувий ждёт нас самих, потому, пока «Рим» современного мира ещё процветает, лучше следить за тем, что мы пишем, где бы то ни было.

    • археология
    • древние люди