На холодном Ямале на полярном урале

Как живут оленеводы Крайнего Севера (38 фото)

В России все еще огромное число людей живет в практически неизменных первобытных условиях. Они обитают на севере в тундре, выпасая оленей как и тысячи лет назад…
Здесь почти всегда холод и снег. Нет никакой цивилизации. Даже компас, и тот, сходит с ума. Эти картинки могут напоминать декорацию, но всё по-настоящему. Смотрите!

1 На этой фотографии — семья оленеводов. Она могла быть сделана и сто лет назад, внешне в их жизни почти ничего не поменялось. Оленеводы до сих пор кочуют по тундре, перебираясь с места на место. А раз в год собираются вместе, приезжают в посёлок, единственный очаг цивилизации на многие километры.

2 Чтобы посмотреть на быт оленеводов, мало прилететь в Новый Порт, нужен проводник по тундре и транспорт. Зимой варианта два, и гости чаще всего добираются на вездеходе.

3 У местных есть быстрый конь-снегоход, Ямаха или Буран. К машине цепляют деревянный ящик на лыжах: в него помещается несколько человек или поклажа.

4 По пути, среди белой пустыни, едва различимы ненецкие кладбища: такие же ящики, но без лыж. Покойников здесь не закапывают, а оставляют на земле. На фотографии — камера хранения для оленеводов. В конце лета все лёгкие вещи оставляют в условном месте на нартах, а когда сходит снег, возвращаются за ними.

5 Одна из семей тундровиков живёт в двадцати километрах от посёлка. Дорога к ним занимает час.

6 Трудно объяснить, почему именно это место выбрали для стоянки. Просто пустыня, просто снег. К нартам привязаны лайки, начавшие истошно гавкать, как только почувствовали чужаков. Самая надёжная сигнализация. Маленькие собачки не способны тянуть упряжку, но отлично справляются с ролью пастухов: их так и зовут, оленегонные лайки.

7 Из чума вышла женщина в традиционном наряде — малице, сшитом из оленьей шкуры. Сам чум тоже собран “из оленя”. “У них же тысячу лет ничего не менялось” — подумал я и решил обойти шалаш вокруг.

8 Спутниковая тарелка у домика из палок и оленьей кожи…нет, всё-таки мы в двадцать первом веке.

9 Хозяйка чума в цветастом халате, приветствовала нас, не отрываясь от экрана, где показывали “Комиссара Рекса”. Возле телевизора заряжались два смартфона. На стене висел автоматический освежитель воздуха.

10 Я бы хотел рассказать об особенностях чумостроения, тем более что там есть интересные детали. Например, как часто нужно менять оленьи шкуры, как быстро они могут собрать или разобрать свой шалаш, но к сожалению, в тот самый момент перестала работать моя фотокамера, и я всячески пытался её вернуть к жизни. К сожалению, не помогло, и большая часть фотографий этого репортажа сделаны не мной, а ямальским фотографом Данилом Колосовым. Спасибо ему огромное, выручил!

12 Оленеводством занимаются в полутора десятках северных регионов России, но именно в Ямало-Ненецком округе самое большое поголовье, в 2010 году насчитывалось 660 тысяч оленей, в три раза больше, чем в следующем по количеству регионе, Якутии.

13 И олень в этих местах — не просто домашняя скотина, а кормилец. Причём, в прямом смысле: оленина составляет основу рациона жителей северных посёлков и самих тундровиков, из оленьих шкур делают дома и одежду.

15 Но олень — не только ценный мех. У каждой семьи непременно есть свой любимец, домашний оленёнок, который даже ночует в чуме.

16 Оленеводы по своему роду занятий напоминают американских ковбоев, только вместо клетчатых рубах навыпуск и широкополых шляп — тёплые непродуваемые малицы, сохраняющие тепло даже при экстремальных морозах. А минус сорок здесь — так, прохладно.

17 Может сложиться впечатление, что они какие-то дикари, непонятно почему живущие посреди тундры, но многие оленеводы умеют читать и писать, среди молодёжи почти все имеют законченное среднее образование, и такая жизнь — их собственный выбор.

18 Раз в год, по весне, на Ямале проходит День оленевода. Праздник кочует, как и сами его “виновники”: из-за огромных территорий и разного климата, он проходит в разных городах и посёлках в течение месяца.

19 И если вы хотите увидеть всю красоту и романтику жизни в тундре, стоит прилетать в эти даты. Яркие впечатления гарантированы!
20 Я оказался на празднике в посёлке Новый Порт, про который рассказывал отдельно. Оленеводы со всех концов бескрайней тундры съезжаются в райцентр. Едут, в прямом смысле, полдня на оленях. Иногда и дольше.

21 Собственное мероприятие в Новом Порту проходило только второй раз за последние 30 лет: долгое время приходилось добираться ещё дальше, в село Яр-Сале. Возродить традицию удалось благодаря “Газпром нефти”, чьё месторождение находится в близости от посёлка. Программа социальных инвестиций “Родные города” действует в Ямало-Ненецком округе и направлена на поддержку коренного населения, на чьи традиционные территории приходит добывающий промысел.

Помимо организации мероприятий в поддержку традиционной культуры народов севера и вложений в образование тундровиков, нефтяники заключают с каждой семьёй социально-экономические соглашения: им полагаются денежные выплаты или покупка техники. Деньги можно потратить на покупку техники, строительство или ремонт. А если в семье оленевода заболевает ребёнок или случается происшествие, к ним вылетает вертолёт: иначе до их трудоноступных мест жительства просто не добраться. Так что, ненцы себя чувствуют не хуже американских индейцев, а то и лучше.

Для жителей Крайнего Севера день Оленевода даже важнее Олимпиады. Ненцы, коренной малочисленный и азартный народ севера, ждут эти игры весь год.

23 Состязания проводятся по национальным дисциплинам, Одно из самых любимых среди ненцев — метание тынзяна на хорей (забрасывание “лассо”, изображает поимку выбранного из стада оленя).

24 Среди оленей выбирают самых красиво наряженных. Женщины тоже принимают участие, во многих дисциплинах наравне с мужчинами. Кроме борьбы, пожалуй.

25 Традиционное ненецкое единоборство похоже на японское сумо и собирает много зрителей.

26 Борьба идёт не только на ринге, но и рядом с ним. У детей своя атмосфера.

27 Важная деталь гардероба оленевода — кисЫ, ненецкие валенки. Сшиты из оленьих шкур. Необитаемы, непродуваемы, непромокаемы. Только весят немало, поэтому прыжки в них — то ещё состязание!

28 Перетягивание палки чем-то напоминает “наш” армреслинг. Да и вообще, почти все ненецкие состязания перекликаются с тем, что привычно западной культуре. Такие разные народы, но корни — одни.

29 Популярные на крайнем севере детские коляски выглядят странно. Угловатые и топорно сделанные “броневики на санках”. Местные жители на них не обращают внимание, самих в таких в детстве возили. Я же не мог оторвать глаз.

30 Так коляска устроена изнутри.

31 Усталь. Тундровики не привыкли проводить так много времени с другими тундровиками, и к вечеру у многих из них сдают силы.

32 На сцене, тем временем, награждали победителей различных состязаний. Неплохие призы, посуда и бытовая техника. Но этим ненцев не увлечь.

33 Главные призы были куда серьёзнее: победителей “оленьей Олимпиады” ждал новенький снегоход Ямаха, ещё в призовом фонде был отечественный “Буран” и дизель-генераторы.

34 После обеда все переместились на берег Обской губы. На льду уже расчистили трассу для главного и самого зрелищного соревнования, гонок на оленях.

36 Суть соревнований напоминает дрэг-рейсинг: две оленьи упряжки с “пилотами” одновременно стартуют, мчатся как можно быстрее до контрольной точки и возвращаются назад. Кто первый пересёк черту — побеждает.

37 Беговых оленей растят с детства, потом долго подбирают им партнёров по упряжке. Это целая наука, и неплохой бизнес. Чтобы избежать жульничества, участвовавших в гонке оленей помечают маркером.

38 Но даже это не помогает: желание прийти первым так велико, что оленеводы порой идут на настоящие ухищрения. Например, один парень одолжил оленей в соседнем районе: взял парочку из упряжки победителей, которые участвовали парой недель назад, и привёз их в Новый Порт. Вот только тундровики знают не только друг друга, но и соседских оленей. Зрители и другие участники легко определили подвох, и участника сняли с соревнований.

ОЛЕНИЙ НАРОД УМИРАЕТ ВМЕСТЕ С ОЛЕНЯМИ

Чукчи на Чукотке умирают в два раза чаще, чем их собратья на соседней Аляске. Виной всему — губительная политика местных властей, не способных создать минимальные условия для жизни коренных народов
Разведение оленей и рыбная ловля на протяжении веков являлись традиционными занятиями народов Севера. От самого рождения и до смерти жизнь ненца или чукчи немыслима без этих традиционных видов промысла. Когда рождается ребенок, его заворачивают в оленью шкуру в жилище, построенном из тех же шкур и освещенном светом от топленого сала. Но в последние годы оба вида традиционных промыслов оказались под угрозой едва ли не полного исчезновения. За 70 лет советской власти народы Севера не подвергались такой угрозе полного исчезновения, какой они подвергаются на протяжении последних 10 лет.
Так, к примеру, коренные жители Чукотки называют себя «оленьим народом». Олень — это для чукчей не только самое неприхотливое животное из когда-либо прирученных человеком. Олень — это образ жизни, основа выживания в суровых условиях Крайнего Севера.
Ситуацию, сложившуюся сегодня в Чукотском автономном округе, можно назвать катастрофической. Так, средняя продолжительность жизни традиционных народов Севера на Чукотке составляет сегодня 45 лет. За последние годы она сократилась на 10—12 лет. Рождаемость упала на 35%, а смертность, напротив, возросла на 42%. На соседней Аляске, к примеру, продолжительность жизни алеутов в среднем составляет 72 года.
И нельзя сказать, что такая ситуация складывается из-за тяжелого социального положения всех жителей России. Так, на той же Чукотке среди коренного населения показатели эти выше в 2,5 раза, чем у некоренного населения. То есть очевидно, что чукчи как народ постепенно вымирают. В последние годы отмечен резкий рост числа заболеваний туберкулезом. Онкологических больных среди коренных народов больше в 2—3 раза, а алкоголизм стал настоящим бичом, уничтожающим нацию. Его показатели превышают общероссийский уровень в 12—14 раз. Чрезвычайно высока смертность среди детей до одного года.
Совершенно очевидно, говорят специалисты, что ситуация напрямую зависит от социального положения жителей Севера. Государство выделяет средства и на поддержку оленеводства, и на развитие социальной структуры, но деньги до жителей Чукотки не доходят.
В начале ноября разразился скандал с выдачей незаконных квот на вылов рыбы в территориальных водах России, в 200-мильной зоне Чукотки. Совместная операция российских и американских спецслужб выяснила, что квоты на лов краба выдавались местной администрацией незаконно, и при этом совершенно не учитывались интересы коренного населения. Дело в том, что все жители Крайнего Севера по законам Российской Федерации имеют право на лов, к примеру кита, или промысел тюленя. На это выделяются определенные, пусть небольшие, но квоты. Но даже это право у чукчей сегодня отбирается. Губернатор Чукотского автономного округа Александр Назаров два часа провел в Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП). Конкретных обвинений непосредственно ему, судя по словам налоговиков, предъявлено не было.
Видимо, накануне губернаторских выборов правоохранительные органы не захотели выдвигать какие-либо обвинения и попасть под огонь критики в прессе. Но действительность от этого не перестает быть менее удручающей. В этом году, к примеру, федеральный Центр выделил только на поддержку оленеводства, а именно на сохранение поголовья, охрану пастбищ, ветеринарное обслуживание и горюче-смазочные материалы 66 миллионов рублей. Учитывая незначительное число населения чукчей, это очень большая сумма. Но при этом на бескрайних просторах Чукотки ничего не изменилось. Уровень безработицы сегодня составляет 25—30%, а в некоторых районах — до 60% процентов.
В странах Скандинавии — Финляндии и Швеции — оленье мясо считается деликатесом. Один килограмм оленины стоит около 40 долларов. На Чукотке его цена — чуть более полутора долларов. При этом в магазинах Анадыря можно встретить какие угодно продукты, произведенные на Аляске, в Австралии, той же Норвегии, но нельзя найти оленье мясо. Сегодня поголовье оленей критически сократилось. Из полумиллионного стада осталось менее ста тысяч.

Денег не хватает на самое необходимое — оружие, транспорт, оборудование по переработке мяса и шкуры. При этом губернатор Александр Назаров очень гордится тем, что введена в строй система спутниковой связи. Для десятка богатых бизнесменов это действительно немалое преимущество. Но где взять деньги на спутниковую связь простому оленеводу? За последнее время на деньги, выделенные из федерального бюджета для коренных народов Чукотки, было закуплено 60 катеров, более 150 снегоходов, лодочные моторы и много другого оборудования. Но поступать эти товары на Чукотку начали почему-то аккурат к началу предвыборной кампании, и все они маркированы неким «фондом губернатора». Чукчам, конечно, все равно, что там написано на снегоходе и кто его приобрел, но эти действия Александра Назарова как-то не очень вяжутся с антиправительственной предвыборной риторикой, обвиняющей во всех бедах Москву и далекое федеральное правительство.

Шаманы, запах в чумах и секс с женами: 5 мифов о жизни оленеводов в тундре

Но Алексей Вануйто назвал этот миф странным, так как все тундровики – верующие люди. По его словам, в отношениях мужчины и женщины очень много запретов, тем более с посторонними.

«С древности ненцы делятся на две группы, фратрии, – Вануйто и Окотэтто. Браки между представителями одной фратрии, будь они даже отдельных родов, были запрещены. Жениться полагалось только на представительницах другой фратрии. Кроме этих двух фратрий существует семь родов хантыйского происхождения и два-три рода энецкого происхождения. Так что проблемы «свежей крови» у нас не существует», – заявил Алексей.

По его словам, бывают случаи, когда представители КМНС вступают в брак с русскими. Как рассказал Алексей, некоторые русские, женившиеся на ненках, становились основателями ненецких родов. Так появились фамилии Слепушкины, Шумиловы и Шушаковы.

«Ненцы с русскими фамилиями. Некоторые из них даже – зажиточные оленеводы», – заметил Алексей. Миф № 5. Кочевников становится все меньше

В СМИ нередко встречается информация, что тундровики «завязают» с кочевым образом жизни и уходят в цивилизацию – в поселки и города. Способствует этому обучение детей тундровиков в школе-интернате, которые там привыкают к комфортной и современной жизни, а также желание молодежи поступать в учебные заведения и пробовать себя в разных специальностях.

Однако Алексей Вануйто придерживается совершенно другой точки зрения. Он уверяет, что в тундре с каждым годом становится все больше людей.

«Тундры выталкивает только «лишних» поселок. Например, больных или тех, кто не смог уберечь своих оленей», – заявил Алексей.

Смотрите также: Свингеры Крайнего Севера: почему чукчи меняются женами

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник: ФедералПресс

Рубрики: Российская Федерация Теги: Крайний Север • малые народы • мифы • тундра • чукча • Ямал

Туры на Новый год 2020 и РождествоАктивные и развлекательные

1 день (30 декабря) Снегоходный день — гравитационная сила приливов и отливов
04:06 Встреча на ж/д вокзале станции Чупа у вагона № 10 с табличкой «БЕЛОЕ МОРЕ», поезд № 16, групповой трансфер в деревню Нижняя Пулонга (17 км). Встреча гостей, размещение в коттеджах «Пулонга». Отдых после дороги, чай.
09:30 Завтрак.
10:00 Информационный коктейль.
10:30-12:00 Прогулка по морскому берегу с красивейшими и причудливыми снежными и ледяными торосами, рассказ о животном и растительном мире Севера. Тишина зимнего леса, шум воды порожистой речки Пулонга.
12:00 — горячий чай после прогулки.
12:30-14:00 Школа безопасного вождения снегохода: инструктаж, техника безопасности, Договор материальной ответственности. Обучение практическим навыкам управления снегоходом на тренировочном полигоне, во время движения инструктора объясняют и контролируют прохождение каждым членом группы нового вида препятствий. Снегоходный кольцевой маршрут пролегает по литоральной части Белого моря и лесной трассе. Подготовка к зимней экспедиции по Кольскому полуострову в столицу Русской Лапландии город Кировск в ХИБИНЫ!
14:00-15:00 Обед
После активного дня, замечательно, попариться березовым веником в бане на самом морском берегу. Морсы из лесных ягод и обливания морской водой, купание в белоснежном пушистом снегу после парилки (сеанс бани — 1 час на комнату).
Мастер-класс по изготовлению сувенира!!! Символ года — радость на весь предстоящий год!
В свободное время катание на санках-ледянках, «ватрушках» на горке; катание на лыжах, финках и коньках; природный ледовый каток (по погодным условиям), скандинавская ходьба. Отдых.
20:00 Приветственный ужин. Вечер знакомств.
2 день (31 декабря) Снегоходный день — озерная тайга с высоты птичьего полета
09:30 Завтрак.
10:30 Выезд по лесной трассе на смотровую точку, открывается завораживающая панорама многочисленных лесных озер и окрестной тайги. На маршруте используется комбинированный транспорт: автотранспорт и снегоходы (горячий чай, бутерброды, сладости). У каждого будет возможность выполнить незабываемые фотокадры, найти и взять с собой красивые камни-минералы «обереги». Возвращение в коттедж.
15:00-16:00 Обед.
16:00-18:00 украшение живой новогодней елки на улице, праздничное оформление зала.
19:30 легкий ужин.
23:00 Праздничный ужин при свечах — самый волшебный для всех праздник — НОВЫЙ ГОД! Дары севера на домашнем столе с нашим фирменным десертом!
01:00 Праздничная программа новогоднего вечера с поздравлениями, сюрпризами и подарками от Деда Мороза, Снегурочки и Бабы Яги у костра! Общее веселье, конкурсы, игры и новогодняя дискотека в их резиденции!!! Это праздник для детей и взрослых!!!
3 день (1 января) Снегоходный день — зимняя рыбалка
10:30-11:30 Завтрак.
12:00 Выезд на зимнюю подледную рыбалку по глухой заснеженной карельской тайге на лесное озеро. Транспорт: снегоходы + сани. Важно, чтобы каждый участник рыболовного зимнего сафари был морально готов к пребыванию на открытом воздухе на бескрайнем Севере (хорошо продуманная одежда позволит максимально получить удовольствие от происходящего (см. список одежды). Каждый примет активное участие в освоении навыков бурения лунок, насаживания наживки, снятия улова с крючка — 100% зимняя рыбалка! Участников ждет уха и чай на костре. Возвращение в коттедж.
16:30 Поздний обед. Отдых у камина. Творчество для души — мастер — класс по созданию авторских футболок, нанося свой рисунок на ткань!
20:00 Ужин.
4 день (2 января) Снегоходный день — зимняя экспедиция по Кольскому полуострову в столицу Русской Лапландии город Кировск в Хибины!
06:30 Ранний завтрак.
07:00 Выезд на автотранспорте к Хибинам (280 км) с пересечением Северного Полярного круга в Мурманскую область (за доп. плату — 4150 руб./чел. при группе от 8 чел. заказывается при бронировании).
11:30 обед в кафе
12:00 Экскурсия в Снежную деревню, где вы сможете не только увидеть сооружение из снега и льда, но и прогуляться по залам и галереям, отдохнуть в ледяном баре, посмотреть в снежном кинотеатре фильм о деревне прошлого года и покататься на «ватрушках».
14:00 Желающие отправляются на снегоходное сафари в самое сердце Хибин, где от чистоты воздуха и снега, горных хребтов укрытых белыми покрывалами зимы захватывает дух! Крайний Север — торжество силы и величия + ланч в горном гостевом доме «Куэльпорр»! (сафари за доп. плату: 5000 руб./чел. при двухместном размещении на снегоходе; 6000 руб./чел.при одноместном размещении при наличии свободного снегохода). Перед началом движения участникам подбирается необходимая экипировка — комбинезоны, шлемы, специальная обувь. После этого все участники проходят инструктаж по лавинной безопасности и краткий курс вождения снегохода. Во время тренировочных заездов инструктор сидит сзади за учеником, контролируя движение в пробном заезде. После экипировки и обучения, которые занимают около 30-50 минут (в зависимости от количества человек), группа выдвигается на маршрут. Движение осуществляется в колонне за снегоходом инструктора, дистанция между снегоходами произвольная от 15 до 100 м. Во время движения можно делать остановки для осмотра окрестностей, фотографирования. Маршрут для всех (от 4 лет). Протяженность — около 45 км. Продолжительность экскурсии — 3-4 часа.
Прощание с Хибинами! Посещение сувенирного магазина. Трансфер в Пулонгу.
21:00 Ужин в коттедже, обсуждение итогов дня.
(Для тех, кто не едет в г. Кировск — свободный день с 3-х разовым питанием в коттедже. Для вас лыжи, коньки, ватрушки, финки, душевные фильмы с отдыхом у камина.)
5 день (3 января) Снегоходный день — открытое Белое море!!!
Завтрак. Выезд на снегоходах на маршрут к открытому Белому морю (поездка за доп. плату при группе от 8 чел. (при 2х местном размещении на снегоходе — 4150 руб./чел., заказывается при бронировании). Мы приглашаем ощутить мощь белой стихии и бескрайность просторов! Маршрут пролегает по лесной дороге, лесной трассе, по болоту и озеру. Чай в термосах у штольни Гранатовой варакки (пегматитовая жила по добычи слюды 20е-40е года прошлого века). Подъем на мыс Картеш — Беломорская биологическая станция «Картеш» (вид сверху на маленькую бухту — ответвление фьорда).
Маршрут средней и участки повышенной сложности.
Возвращение в коттедж. (45 км снегоходной трассы за день). Для тех кто не едет «К открытому Белому морю» — свободное время.
Поздний обед. Отдых у камина.
18:00 Мастер класс по приготовлению карельских калиток, желающие могут увидеть весь процесс от начала до конца, попробовать свои силы и отработать навыки.
Ужин с вручением Дипломов Участникам зимней экспедиции по Кольскому полуострову в столицу Русской Лапландии город Кировск в Хибины с пересечением СЕВЕРНОГО ПОЛЯРНОГО КРУГА!!!
01:00 — Групповой трансфер на ж/д вокзал станции Чупа (п. 15, время 03:08).
Прощание с Белым морем.
“Не будет преувеличением сказать, что едва ли найдется человек, который, посетив его хотя бы один единственный раз, не сохранит на всю жизнь неизгладимое впечатление от этой встречи, не сохранит любовь к этому своеобразному уголку нашей Родины.” (Доктор биологических наук В. Я. Бергер).
Фирма оставляет за собой право менять порядок предоставления, корректировки программы по погодным условиям и подготовленности группы.
Турист обязан:
— соблюдать основные положения инструктажа по технике безопасности;
— выполнять распоряжения инструктора — руководителя группы на всем маршруте;
— подписать Договор материальной ответственности перед выездом на маршрут;
— ознакомиться с правилами проживания в коттедже «Пулонга», списком теплых вещей для отдыха на открытом воздухе;
— уважать местные традиции и бережно относиться к ранимой северной природе.
К управлению снегоходом не допускаются люди в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Инструктор имеет право отстранить туриста от маршрута в любой момент в случае грубого или неоднократного нарушения правил техники безопасности.
Стоимость тура на 1 человека в рублях:

Сценарий новогоднего тематического утренника «Северные люди» в средней группе

Бутовченко Екатерина
Сценарий новогоднего тематического утренника «Северные люди» в средней группе

Новогодний праздник

«Северные люди»

(Звучит музыка Севера — заставка 1. На сцену выходит ведущий-Шаман 1. Он держит в руке большой бубен, в который бьет. Подходит к огню. В зале родители. Дети в коридоре. Шаман говорит под звуки музыки 1.)

Шаман 1: -Соберемся у хантыйского огня,

Заведем красивый хоровод.

Рассмеётся дружно ребятня,

Встретим вместе с нами новый год.

Соберемся у хантыйского огня,

Зазвучат легенды, песни для тебя. заставка 2.

(Звучит музыка Севера — заставка 2. В зал входят дети и шаман 2, выстраиваются в полукруг перед огнем)

1. ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ СТИХОВ

Дети: 1. Если человек – гость издалека

Ты ему скажи – вот моя рука!

2. Усади за стол с лучшею едой,

Одари его нежной теплотой,

3. Сердцем щедрым, словно огоньком,

Чтобы стал родным и ему твой дом.

4. Всех людей мы называем ханты,

Ханты – русский, ненец и узбек

Потому, что это слово «ханты»

В переводе значит «человек».

5. Это очень дорогое слово,

Ты его не выпускай из рук,

Не разбей по ветру бестолково,

На него откликнется твой друг.

6. Это слово северным сияньем –

Пусть пылает в заполярной мгле,

Помни наше мудрое названье:

Ханты – все народы на земле!

2. ХАНТЫЙСКИЙ ТАНЕЦ

(Дети рассаживаются у костра)

Шаман 2: — Тепло у костра, нам, ханты,

И вьюга не сможет мешать

Отпраздновать праздник веселый его уж пора нам встречать.

(Заставка 3- вьюга влетает. Звук злой вьюги. Влетает злая вьюга)

Злая вьюга: -Что я слышу, праздник веселый

Хотите встречать без меня?

И помешать вам не сможет

Вьюга, злая пурга? (Бьёт посохом по земле)

Злая вьюга: — Пусть Дед Мороз к вам дорогу не найдет

И никогда не наступит Новый год! (Заставка 3- уход вьюги. улетает под звуки ветра)

Шаман 1: — О, северные люди, вы смелы и сильны,

О, северные люди, вы вольны и храбры!

Поймаем оленей и их запряжем,

Дорогу к Морозу мы с ними найдем.

3. Музыка под игру «ПОЙМАЙ ОЛЕНЯ»

Шаман 2: — Олень, благородный красивый зверь.

От его рогов всегда густая тень.

Чуток, строен и высок,

Гордо голову несет.

Шаман 1: — Споем снежную песню, ханты, к себе его позовем.

4. «Снежная песенка»

(Шаманы и дети сидят на льдине. Слышен топот копыт оленя. Заставка 4-выход оленя. Выходит Северный олень)

Северный Олень:- Я – благородный Северный олень,

Я- житель Севера далекого.

Хожу в снегах я целый день

И знаю о зиме я очень многое.

Шаман 2: — О, наш брат, Северный Олень,

Все пути замела нам злая вьюга.

Шаман 1: — Бродить нам по бескрайнему Северу ни один день

С Дедом Морозом в поисках друг друга.

Северный Олень:- Хоть и сурова злая зима,

Но не везде царит она.

Со мною, ханты, скорее пойдем

И обязательно дорогу к Морозу найдем.

5. ТАНЕЦ «МЫ ПОЕДЕМ, МЫ ПОМЧИМСЯ»

(Дети убегают за кулисы, выходят, перед ними большая льдина)

Шаман 2: — О, ханты, перед нами белая земля,

Снегом запорошило дальние края.

Шаман 1: — Как Мороза Деда нам теперь найти,

Кто подскажет путь нам,

Как к нему прийти?

(Звучит заставка – выход Умки 14 секунд. Выходит медвежонок Умка)

Медвежонок Умка: — Ой, наконец-то люди.

Я давно хотел вас, ханты, повстречать,

Может вы хотите с Умкой поиграть? Дети: -Да.

Медвежонок Умка: — Тогда стойте, не зевайте

И за Умкой повторяйте.

6. ИГРА «Новогодняя ПОВТОРЯЛОЧКА»

Медвежонок Умка:- Как я рад, северный народ,

Но я совсем не знаю, что такое Новый год.

Шаман 1: — Ну, что ж, северные девчонки и мальчишки,

Споем про Новый год белому мишке.

7. ПЕСНЯ «Праздник новогодний»

Шаман 2: — Умка, наш белый брат-медведь,

Где живет Дед Мороз, нам ты ответь.

Шаман 1: — Как к нему дорогу найти,

И по какому пойти нам пути?

Медвежонок Умка: — Северное сияние поможет вам.

Идите, ханты, по его следам.

Мне пора возвращаться, к маме идти.

Прощайте, счастливого, люди, пути!

(Звучит заставка – уход Умки 14 секунд. Умка уходит)

Шаман 2: — Чудо — чудо чудеса, загорелись небеса

Ой, горит, пылает пламя над сверкающими льдами,

Ой, горит большой костер выше леса, выше гор,

Он горит, а снег не тает, он блестит, и не сгорает

Мерзнут горы и леса, коченеют небеса.

Шаман 1: — Кто зажег огонь чудесный, золотой огонь небесный?

Не живет ли в вышине великан могучий?

Не печет ли на огне хлеб себе за тучей?

Ничего за тучей нет, не пекут нам хлеба

Это свет, холодный свет, северного неба.

8. ТАНЕЦ «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»

(Дети садятся на льдину. Звучит заставка 6- колокольчики саней Деда Мороза)

Шаман 2: — О, ханты, вы слышите это?

Едут сани Морозушки Деда.

Шаман 1: — Скорее его вы зовите,

И сани Мороза остановите.

(Дети месте с Шаманами зовут Деда Мороза)

Дети: — Дед Мороз! Дед Мороз! Дед Мороз!

(Звук колокольчиков останавливается. Входит Дед Мороз)

Дед Мороз:- Ой, кого я вижу – дети!

Долго Вас искал.

Злой вьюги проказы эти

Я совсем не ожидал.

Хоть на Севере бескрайнем больших елей нет,

От ребят из южных стран вам я привез привет. (Показывает маленькую ель)

Пусть эта ель — невелика, зато красавица зеленая,

Вырастет у нас она. Скоро станет огромная. (Ставит в центре зала)

А ну-ка, ребята, не стойте ко мне за шарами идите

И нашу елку в миг нарядите. (Дает детям коробочку с шарами, дети наряжают ель)

9. заставка «Наряжаем елку»

Ну-ка, северный народ, вокруг ели заведем хоровод.

10.»Буги-вуги)

Шаман 2: — Дедушка Мороз тебя мы искали, Песню спели, а стихи не читали.

Дед Мороз:- А я, ребята, очень встрече рад, Готов послушать северных ребят. Вы стихи мне прочтите, и подарки от меня получите.

(Дед Мороз садится на льдину, дети по очереди читают ему стихи)

10. СТИХИ ДЕТЕЙ ДЛЯ ДЕДА МОРОЗА

Дед Мороз:- Молодцы, ребята, стихами меня одарили

И подарки от деда тоже получили.

Пришло нам время встретить Новый год!

Веселись и радуйся северный народ! С Новым годом! С Новым годом! С Новым годом! 11. ВЕСЕЛАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА в конце

Холодная война

Холод — злейший и сильнейший враг всех теплокровных обитателей Земли, а Крайний Север России — территория вечной мерзлоты и черной пурги. Условия для жизни в Заполярье экстремальные. «Лента.ру» выяснила, как северяне защищают себя от безжалостных холодов и запредельных морозов.

Первая и главная особенность Заполярья — сверхнизкие температуры. Конечно, россиян сложно напугать холодами, но зимы в средней полосе страны кардинально отличаются от тех, что безраздельно властвуют на Крайнем Севере.

Снежный покров держится как минимум 240-250 дней в году, и половину из них температура не поднимается выше минус 30 градусов по Цельсию. Например, на Таймырском полуострове зима фактически начинается в сентябре-октябре и продолжается до конца мая.

Вторая особенность — частые колебания атмосферного давления и сильные ветры при смене циклонов, порой достигающие скорости 40-50 метров в секунду.

Еще один важный аспект жизни на Севере — ультрафиолетовое голодание. Полярная ночь длится более полугода, и даже в полярный день солнце часто пропадает за облаками и смогом, особенно в таких городах, как Норильск.

С точки зрения медицины

Многие исследователи, приезжающие в Заполярье, отмечают некоторые общие проблемы местных обитателей: нарушение сна, повышенная утомляемость, снижение умственной и физической работоспособности, одышка, различные болезни нервной системы и признаки истощения коры головного мозга.

Действительно, для родившегося в южных широтах суровый климат Севера может быть опасен. Но у коренных народов Заполярья за многие века эволюции сформировался ряд особенностей, позволяющих вести полноценную жизнь в невыносимых для южан погодных условиях.

По словам медиков, пищеварительная система коренных жителей Заполярья способна переваривать белки и жиры животного происхождения в огромных количествах без вреда для организма. Это позволяет накапливать необходимый запас энергии для поддержания нормальной температуры тела в самые лютые морозы. Клетки крови обеспечивают весь организм повышенным объемом кислорода, поэтому северяне практически не страдают болезнями сердца и атеросклерозом.

Кстати, несмотря на ослабленный иммунитет, который наблюдается у жителей Севера, все это с лихвой восполняется их закаленностью и более стойкой переносимостью низких температур. Более того, умеренный климат для коренных северян будет проблемным. Холод Заполярья для них — это норма.

У жителей Заполярья и характер другой, не такой, как в средней полосе. Человек, попавший в беду на улице зимой за полярным кругом просто замерзнет насмерть. Люди это понимают и всегда помогают даже незнакомому человеку. Северяне крайне отзывчивы, никого не оставят в беде. Многие туристы, побывавшие за Уралом, не устают рассказывать о самых добрых и сердечных людях, которые живут в зоне вечной мерзлоты.

Как выжить на Севере

В крупных городах, таких как Норильск, Красноярск и Мурманск, действует ряд правил, которым необходимо следовать в зимний период. Причем это касается не только физического здоровья, но и душевного состояния. Например, ярко раскрашенные многоэтажки. Несколько лет назад правительство России распорядилось красить все дома на Севере в теплые яркие цвета: оранжевый, желтый, розовый. Это хотя бы немного скрасит зиму без солнца.

Однако коренные северные народности вроде ненцев следуют традициям своих предков и по сей день. Вне зависимости от погоды они живут в юртах и носят одежду из оленьих и заячьих шкур собственной выделки. У них развито натуральное хозяйство, и располагаются они обычно вдали от городов, в тундре. Им мороз не страшен. Организм коренного северянина с рождения готов к жизни в условиях вечной мерзлоты.

«Лента.ру» побеседовала с Артуром Толстым (имя изменено), жителем Норильска. По его словам, норильчане регулярно попадают в тяжелые ситуации на улице, не в силах добраться до своего пункта назначения из-за экстремально холодных и сильных ветров, метели или бури.

В такие дни администрация города открывает пункты помощи по всему городу, где предлагают горячие напитки, теплую пищу, спальные мешки.

«Квартиры, когда начинаются холода, дополнительно утепляют, даже если стоят стеклопакеты. Хотя в Норильске обособленное отопление, дома все запираются, в подъезды подается повышенное давление горячей воды. Зимой, если все хорошо, я ношу дома спортивные штаны и свитер, и тогда совсем тепло» — рассказывает Артур.

Эксперты и продвинутые полярники выдвигают несколько обязательных правил для выживания на Севере.

Первое — это многослойность одежды. Самый верхний слой должен быть непромокаемым и плотным, чтобы ледяной ветер не добрался до тела. Средний слой — шерстяной. Свитер — лучший вариант: шерсть отлично греет и сохраняет тепло. Последним слоем, в идеале, должна быть термоодежда, которую обычно используют альпинисты и горнолыжники. Надетая на голое тело, она надежно хранит тепло долгое время. Еще одно требование — одежда должна быть свободной, чтобы теплый воздух создавал дополнительную защиту для кожи.

«На улицах Норильска можно увидеть и особых модников. Они так «двинулись» на моде, что и в минус 60 ходят в узких джинсах и коротких курточках. Нормальные люди при температуре ниже минус 30 градусов носят подштанники, теплые непромокаемые штаны сверху, несколько свитеров и длинную пуховую куртку. Зато когда термометр показывает выше минус 20 градусов по Цельсию, можно снимать шапку и немного расчехляться. Для нас это уже тепло», — рассказывает Артур.

Второе правило — правильно подобрать обувь. Она тоже должна в первую очередь защищать от влаги. Полярники, например, предпочитают водонепроницаемые брезентовые сапоги, надетые на несколько пар шерстяных носков.

Третье правило уже от медиков — пить как можно больше воды и есть побольше жирной питательной пищи. Приезжим на Севере соблюдать диету точно не удастся — организму нужно очень много питательных веществ и жидкости, чтобы исправно функционировать и производить энергию.

neferjournal

Многие проявили интерес к этой теме. Поступило несколько вопросов в комментариях. Решила написать подробно, как одеваться зимой в Якутии, чтобы чувствовать себя комфортно во время путешествия. Человека из средней полосы температура ниже -30°C пугает и заставляет ежиться. А цифра -60°C кажется вообще запредельной. Поэтому важно иметь теплую и функциональную одежду, чтобы не было мучительно больно за бездарно потраченное время.

Сразу оговорюсь, я — мерзлячка. Я всегда одеваюсь теплее, чем окружающие меня люди. С тех пор как я сбросила вес, теплообмен изменился, и вместо жировой прослойки у меня теперь дополнительная кофточка 🙂 Где-то с октября я начинаю носить термо-леггинсы. Это под джинсы. И вторые термо-колготки поверх обычных, если я в юбке или платье. Дальше начинаю раскладывать по полочкам, что я брала с собой и что из этого пригодилось.

Мой маст-хэв номер один: термо-футболка. Без нее я никуда. У меня их несколько разных цветов, на смену. Это фирма UNIQLO, серия Heattech. Я — поклонник этой марки. С термо-одеждой я познакомилась в Японии. Не понимаю, как жила раньше.

Маст-хэв номер два: термо-леггинсы. Тоже от UNIQLO. Они тоненькие, не добавляют объема, но сохраняют тепло тела. Очень удобно. Их я тоже посмотрела у японцев. В этом году выпущено несколько новых моделей, например, с более высокой талией, с более ворсистой внутренней стороной.

То был первый термо-слой. Он от холода, но не от мороза. Для Якутии этого конечно недостаточно. В качестве второго термо-слоя мне послужили теплые леггинсы, привезенные из Читы. История приобретения . Далее одевались джинсы и лыжные штаны, которыми я хвалилась в октябре. Вот, пригодились. Очень удобные, теплые, функциональные — отличные вообще.

Теперь верхняя часть тела, торс. Поверх термо-футболки надевалась термо-водолазка. UNIQLO Heattech, ага. У меня их несколько, к примеру, вот такая зелененькая. Картинка кликабельна и ведет на пост, откуда она взята.

Для тепла жилет из верблюжьей шерсти. Куплен по случаю в Монголии. Как сувенир и вообще. Фото кликабельно.

Далее возможны варианты. Например, полушерстяная водолазка + свитер. Или какая-нибудь кофточка и флисовый джемпер. Я брала с собой специальный, сохраняющий тепло тела. Это технология Omni-Heat, с зеркальными точечками на изнаночной стороне. Одно время Columbia активно продвигала эту серию.

В Оймяконе я использовала дополнительно теплое термо-белье для лыжников и сноубордистов. Куплено по случаю в Декатлоне, просто на распродаже в конце сезона. Это фирма WED’ZE. У меня джемпер и брюки.
Вот эти леггинсы они называют брюками 🙂
Руки. Лыжные перчатки были куплены на китайском рынке в Лужниках лет десять назад. Выдалась какая-то очень морозная зима и кожаных перчаток, которые я носила в то время, было недостаточно. Руки мерзли. Видя мои мучения, один знакомый взял меня в охапку и отвез в Лужники, чтобы я купила себе теплые вещи. Тогда загадочные буквы Thinsulate мне ничего не говорили, об утеплителе я узнала недавно, уже после возвращения из Якутии. Стала подыскивать себе варежки и узнала о супер-мега-тинсулейте, который изначально планировалось использовать для космонавтов. Предполагаю, что в моих перчатках его нет. Они конечно теплые, но не для Якутии. От перчаток пришлось отказаться в первый же день. В итоге я использовала толстые шерстяные варежки, связанные в две нити, под которые поддевала тонкие флисовые перчатки из Декатлона.
Перчатки уже были в одном из прошлых постов, на который ведет ссылка-картинка
Ноги. Одна из самых уязвимых частей тела в сильные морозы. У меня были дутики Alaska (фотографии ниже кликабельны), которые прошли испытания в Сибири зимой прошлого года. Стельки я сразу заменила на Astro Therm, купленные в Спортмастере. Можно положить толстый войлок. Ходить-гулять в такой обуви нормально. Однако стоит остановиться минут на пять, ноги сразу мерзнут. Многие были в валенках, отличный вариант — унты. На самом деле это очень важный пункт для путешествия по Якутии. К утеплению ног надо отнестись очень серьезно.
Вот стельки. Про грелки напишу отдельный пост. Хотите узнать, прошли ли они испытания, как говорится, не переключайтесь.
Как одевать ноги: сначала термо-носки, потом толстые теплые шерстяные. Брала еще несколько запасных: вязанные из шерсти и такие, которые махровые внутри. Комбинировала их в зависимости от мороза и обуви. Кстати, обувь должна быть на пару размеров больше. Да-да, на-два-размера, иначе все эти носки просто не влезут. Балаклава нужна для поездок на снегоходах или в нартах на собачьей упряжке. Также крайне пригодится в Оймяконе, чтобы не дышать холодным воздухом.
Меня спасли вот такие меховые сапоги. Дали поносить. Это вещь!!! Многие называют их унтами, но это не они. Предполагаю, что такая обувь называется «пимы». На Чукотке — торбаса. Обратите внимание, что жесткой подошвы у них нет, они полностью меховые. Размер был гораздо больше моего, но это позволило мне надевать трое носков. В результате мне было ТЕПЛО. В них у меня ни разу не замерзли ноги. Они мягенькие, удобные — в общем оценила. Спасибо компании «Визит Якутия» за предоставленное «оборудование» 🙂 Еще мне дали куртку Canada Goose. Размер также не соответствовал. Поэтому в самые холодные моменты путешествия я одевала ее поверх своей, и мне был кайф))
Итак, подытожим.
Верх: термо-футболка, термо-водолазка, верблюжий жилет, шерстяная водолазка или кофточка, свитер или теплый флисовый джемпер.
Шарф, пуховая куртка.
Шапка + капюшон.
Флисовые перчатки + толстые варежки. Можно просто теплые пуховые рукавицы.
Низ: термо-леггинсы, утепленные леггинсы, джинсы, лыжные штаны.
Термо-носки, толстые шерстяные носки.
Сапоги, валенки или унты.
На Ленских столбах, где ветер и в Оймяконе, где мега-мороз, добавляем еще один слой: теплое термо-белье, носки, балаклава.
На фото мой самый теплый комплект одежды. Это на Ленских столбах. Также я была одета в Оймяконе.
П.С. Шапка кстати исландская. Шерсть с флисовой подкладкой. Видна на заглавной фотографии.
МНЕ НРАВИТСЯ ЭТОТ ЖУРНАЛ, ВНЕСУ ВО ФРЕНДЛЕНТУ!

Метки: НГ в Якутии, Россия