Мужчины в женских профессиях

Феминистки и суфражистки боролись за равноправие мужчин и женщин — и в чем-то преуспели. Женщина, обладающая необходимыми знаниями и навыками, может устроиться на любую интересующую ее работу. Впрочем, разделение профессий на «мужские» и «женские» все равно пока никуда не делось. И первые зачастую связаны либо с техникой, либо с физической силой. Четыре женщины — представительницы традиционно мужских профессий рассказали нам, почему они выбрали именно такую работу, что им в ней нравится и какими качествами должен обладать человек (не важно, какого пола), чтобы успешно с ней справляться.

Фото: Shutterstock
Светлана Никитченко, сотрудница разреза «Черногорский» «СУЭК-Хакасия», водитель автосамосвала БелАЗ грузоподъемностью 130 тонн:
«До прихода на БелАЗ работала более 20 лет тоже на не совсем женской должности на железной дороге. На разрез попала после объявления о наборе женщин-водителей, хотелось испытать себя в новом деле. С первой попытки не взяли — желающих очень много, идет строгий отбор претенденток, собеседование. Меня взяли со второй группой. Четыре месяца мы обучались в автошколе на категорию «С» для управления грузовыми автомобилями. После успешной сдачи экзаменов два месяца проходили стажировку на БелАЗах и только после этого начали самостоятельно работать. Это нелегкое дело, требуется выдержка, потому что физически бывает нелегко. Наверное, самое главное, чего потребовала новая работа, это высокая обучаемость. Необходимо усвоить и использовать огромный массив новых сведений не только о машине, о технологии работы, но и по мерам безопасной работы в условиях угольного карьера. Карьер — это не город, и управлять груженым автосамосвалом в любую погоду на поворотах, подъемах и т. д. это совсем не то, что поездка на легковой машине по асфальту. Тем не менее, работаю уже около двух лет. Непонимание, удивление встречать случается. Люди все-таки разные. Но в работе чаще приходится встречать поддержку, помощь. Если с машиной, скажем, случилась проблема, то коллеги-мужчины обязательно помогут, а как иначе, уже свой коллектив — общий результат».
Диана Ашихмина, инженер-конструктор ГК «Вартон»:

«Я родом из Екатеринбурга. И до 25 лет жила там. Однажды поехала на отдых перелетом через Москву. А перед этим размесила резюме на сайте по поиску работы. Проверяя почту во время ожидания очереди на таможенном контроле, обнаружила письмо с приглашением на собеседование в московскую компанию. После этого переехала, здесь и осталась. По образованию я педагог в машиностроительной отрасли, еще с детства была близка к этой теме. Мои бабушка и дедушка работали конструкторами, поэтому и мне стало интересно попробовать себя в технической области. На серьезное большое производство — Уральский турбинный завод — я попала сразу после окончания университета. И тогда я поняла, что работа на производстве — это для меня. Там я начала проектировать оснастку для изготовления турбинных изделий. И так, после машиностроения, а затем тяжелой металлургии, я попала в совершенно новую, но безумно интересную для себя отрасль — свет.
Здесь я работаю в исключительно мужском коллективе, и для меня это комфортная среда. Коллектив вообще очень важный фактор. Когда чувствуешь себя в своей тарелке, то и работается гораздо продуктивнее. У нас в КБ нет постоянных разговоров, тихо и спокойно, что мне импонирует, помогает настроиться на правильные мысли. Здесь главное не слово, а дело. Я, например, никогда не ношу тяжести, хотя образец нового светильника может весить и 10 кг. В таких ситуациях, когда нужно с ними разобраться, мне всегда помогают любимые коллеги. Я в долгу не остаюсь и угощаю их разными сладостями.
В моей профессии, конечно, нужны качества, которые принято считать мужскими, — готовность идти на риск, аналитический подход, упорство, то, когда не боишься экспериментировать и тестировать совершенно новые решения. Это помогает находить выход из ситуации, которая на первый взгляд кажется нерешаемой. В то же время чисто женские характеристики не меньше помогают мне в работе — усидчивость, наблюдательность, интуиция и нестандартный взгляд, на, казалось бы, привычные вещи. Особое видение — то, что дает мне преимущество.
Чтобы стать конструктором нужно иметь профессиональную базу — сопромат, математика, технология производства, оборудования, инженерная графика и т. д. В работе часто необходимо также знание языков, чтобы элементарно взаимодействовать с иностранными коллегами. Но не обойтись и без САПРов, 1С, методической деятельности и, конечно, коммуникативных навыков. А еще никогда не помешают знания государственных регламентов. У нас часто говорят, что у человека должен быть здравый смысл, а для всего остального есть ГОСТ.
Я ни разу не сталкивалась с непониманием, но удивляются окружающие моему выбору довольно часто. Не знаю почему. Наверное, не из-за того, что я девушка-инженер, а, скорее всего, что инженера-конструктора вообще сейчас гораздо реже встретишь, чем даже лет 30 назад. Но относятся всегда с уважением. А вообще я считаю, то самое важное — это любить свою работу, тогда гарантированы успех и удовлетворенность жизнью».
Лидия Перовская, программист, тьютор кафедры компьютерных технологий факультета информационных технологий и программирования Университета ИТМО (кафедра выпускает чемпионов мира по программированию):

«Мне всегда было интересно работать с компьютером. К тому же в семье многие занимаются программированием, поэтому и мне было легко рано начать увлекаться этим. В восьмом классе в школе начались уроки программирования, мне очень повезло с преподавателем — с самых первых «hello world» нам задавали высокую планку аккуратности кода и программ: правильные тексты, правильные названия переменных, читаемый код. Училась я в Университете ИТМО, в одной группе с чемпионами России, соседней с чемпионами мира.
Вообще, выбор профессии — вне зависимости от пола — это сочетание собственных способностей, интересов и хобби, социальных стереотипов и пожеланий родителей. И хотя женщин среди программистов действительно меньше, чем мужчин, они точно так же занимаются тем, что им нравится и что хорошо получается. Мне не приходят в голову никакие трудности, с которыми могли бы сталкиваться программистки в работе — компьютеры одинаково хорошо приспособлены для представителей обоих полов, а коллеги уделяют больше внимания профессиональным навыкам, а не полу. Даже наоборот, женщине-специалисту часто бывает проще проявить себя.
Считается, что в программировании женщины внимательнее относятся к проектированию и из-за этого допускают меньше ошибок, но мне кажется, что еще более важным для эффективной работы «женским» качеством является умение работать в команде и находить компромисс, которое так ценится в разработке.
Так как основной мой круг общения находится в области IT, то новых знакомых сложно удивить техническим образованием и правильным использованием терминов. Часто интересуются, нравится ли, приходится ли сталкиваться с пренебрежительным отношением из-за области деятельности. В профессиональной среде хватает первого разговора, чтобы убедить собеседников в профессионализме.
Чтобы быть женщиной-программистом, надо обладать настойчивостью, аккуратностью, уверенностью в себе и тягой к знаниям».
Ольга Селезнева, собственник бизнеса и генеральный директор «Технического Центра и Бош Автосервиса ВОЛИН» с 2003 года:

«Как ни странно, профессия выбрала меня сама. Я по природе и по образованию — управленец, организовать могу практически любой бизнес. Так сложилось, что начала заниматься автомобильным бизнесом с двух боксов: автомойки и шиномонтажа. В 2003 году предпринимательская деятельность по оказанию услуг населению в автомобильной сфере только начала развиваться, автомоек и шиномонтажных мастерских было единицы. Появилась возможность попробовать себя в новом амплуа. Через 13 лет уже можно оценить результат. В компании я работала мастером-приемщиком, кассиром, бухгалтером, кладовщиком, мойщиком авто. Крутить гайки не могу.
Коллектив состоит на 80% из мужчин, на 20% — из женщин. Часто приходится контролировать исполнение и соблюдение заводских технологий ремонта, прописанных в регламентах автопроизводителей. Контроль на местах — функция мастеров цехов, а я контролирую исполнение мастерами своих обязанностей. Стараюсь настроить механизм работы в ТЦ до автоматизма, чтобы исключить «человеческий фактор». Очень сложно, но пытаюсь. Учимся все, я стараюсь со всеми посещать курсы повышения квалификации. В России руководитель должен знать, о чем говорит специалист рабочей профессии. Воспринимают как лекарство — надо.
Я люблю свою работу. Чтобы выполнять ее, надо обладать как минимум такими качествами, как порядочность и ответственность, как максимум — надо уметь оценивать цикл ремонта и обслуживания на станции технического обслуживания автомобиля «глазами клиента». Однозначно нужно иметь профессиональное техническое образование и систематическое повышать квалификацию. Я не обладаю всеми знаниями в полном объеме, поэтому у меня целая команда специалистов в количестве 90 человек. Со стороны коллектива я очень редко сталкиваюсь с непониманием. Сотрудники мне доверяют, за 13 лет я ни разу не подвела свою команду.
Иногда приходилось решать конфликтные ситуации, и иногда клиенты-мужчины удивлялись, что собственник сервиса — женщина. Но «береги честь смолоду», за 13 лет у меня сложилась неплохая репутация. Главное — отделить эмоциональное от профессионального и честно разобраться в конфликте. Если брак в запчастях, меняем в период без вопросов, даже если поставщик отказал в возврате. Если брак в работе — тоже все исправим. А вот если потребительский экстремизм — дорога к нам закрыта!»
Анна Мелехова, ведущий программист компании Virtuozzo:
«Я пришла студенткой в стартап Virtuozzo, вместе со стартапом выросла в ведущего программиста большой компании. Училась в МЭСИ — экономико-статистическом, на факультете математического обеспечения (то есть работаю по своей специальности). Что касается выбора профессии, то это был, скорее, выбор родителей. Я любила математику и логику, но компьютеры меня никак не привлекали. Родители выбрали исходя из моих сильных сторон и конъюнктуры рынка.
Деление на женские и мужские профессии — условность. Но условность работающая. Я программист, и сейчас программирование — это мужская профессия. Девушек, поступающих на соответствующие специальности в вузах, значительно меньше юношей. При этом процент проходящих по конкурсу девушек такой же, как и процент юношей. То есть «мужественность» нашей отрасли — не вопрос дискриминации, а вопрос свободного выбора девушек. Выбор же обусловлен скорее рекламой и популярными образами, чем реальными способностями. Программирование требует целого ряда женских качеств: усидчивости, последовательности, коммуникабельности и умения переключать много контекстов. Поэтому на заре программирования программистами были преимущественно женщины. Программирование дает возможность работать по удаленке и неполный день, что могло бы делать профессию популярной среди женщин с детьми. Но увы. Мне сложно оценивать, легко ли быть программистом — я не занималась профессионально другими родами деятельности.
Что же до пресловутого стеклянного потолка, то, на мой взгляд, он существует. Но связан не с сексизмом, а с неконфликтностью женщин. Если вы работаете в коллективе 5 женщин и 5 мужчин, то спор редко перейдет на личности и будет скорее аргументирован. Если вы работаете в коллективе из 9 мужчин и вас, единственной женщины, то спор будет решаться через вербальные кулаки, идти на повышенных тонах и потребуется много сил и голосовых связок, чтобы ваше мнение было услышано. Едва ли много найдется желающих искренне «рубиться» за свое мнение. Вот и возникает потолок.
Когда мне было 20, люди удивлялись моей любви к программингу (а я тогда занималась хардкором: драйвера, ассемблер, устройства). Сейчас мне 30, и девушки в программировании стали более распространенным явлением. А может, я уже перестала обращать внимание на реакции».

Не в кочегары и не в плотники

В Министерстве труда намерены пересмотреть список должностей, на которые нельзя привлекать женщин. Утвержденный в 2000 году правительственный перечень внушителен: в него входит более 450 специальностей, по большей части связанных с использованием физического труда и повышенной концентрацией внимания. В ведомстве решились на пересмотр из-за того, что за прошедшие 17 лет производство стало более автоматизированным. Некоторые женщины считают ограничительный список дискриминацией, однако в Минтруде не разделяют эту точку зрения и связывают запрет на работу по «мужским» специальностям с охраной репродуктивного здоровья будущих матерей. «Лента.ру» узнала, многие ли представительницы лучшей половины готовы идти в «традиционно мужские» профессии, и нужно ли вообще такое деление в профессиональной среде.

Трудиться должна девица

Список «неженских» профессий достался нам в наследство от СССР — составленный в 1974 году перечень не претерпел заметных изменений. Документ ограничивал работу женщин в шахтах, в экипажах судов, машинистами поездов, кузнецами, плотниками и забойщиками скота. В Минтруде не исключают, что некоторые из 456 профессий с тех пор стали менее опасными, а значит — запрет на работу для женщин уже не так оправдан. В ведомстве не готовы пояснить, какие именно профессии будут вычеркнуты из списка. «Мы сейчас актуализируем этот перечень при помощи работодателей и профсоюзов. С другой стороны, работаем с экспертами из медицины труда по определению профессиональных факторов, которые могут повлиять на репродуктивное здоровье женщины», — пояснили «Ленте.ру» в пресс-службе Минтруда.

Вопреки существующим ограничениям, в России есть женщины, которым удалось устроиться на «мужскую» специальность. В единичных случаях работодатели соглашаются на это из-за оговорки в перечне: там сказано, что женщину можно взять на опасную работу, если созданы безопасные условия для ее труда. В МЧС трудится много женщин, но почти все они занимаются кабинетной работой. Пожарных и спасателей среди них можно пересчитать по пальцам. Оксана Шевалье работает водолазом поисково-спасательной станции в Строгинской пойме. Она единственная женщина, которую приняли на эту должность в Москве. «Мое желание восприняли как некую прихоть, этакое развлечение. Мужчины не могли сложить в голове этот пазл. В их понимании моя роль была явно лишней и ненужной. Приходилось заниматься волонтерской работой на добровольных началах, но это уже было частью моей жизни, ступенькой к намеченной цели», — рассказала она.

Ограничения устанавливают норму физической нагрузки для женщин: в час нельзя поднимать и переносить более десяти килограммов. «Водолазный костюм, так называемый «трехболтовый», который долгое время использовали водолазные подразделения, весит более 70 килограммов. Там только на каждой ноге по семь килограммов утяжелителей, на груди свинцовая пластина на 15 тянет, медный шлем тяжеленный. Но сейчас баллон с кислородом — самая тяжелая часть оборудования — весит всего семь кило, так что нормы не нарушаются», — объяснила Оксана.

Быть беде или не быть?

Впрочем, начальство далеко не всегда готово идти навстречу женщинам, которые решили посвятить себя мужской профессии. Примечателен пример жительницы Самары Светланы Медведевой: четыре года она обучалась вождению водного транспорта в колледже, но получить диплом так и не смогла. Ей отказали в прохождении производственной практики в машинном отделении судна на основании правительственного перечня. Запрет связан с тяжелыми физическими нагрузками и повышенным уровнем шума — все виды работ в машинном отделении женщинам запрещены. Должность боцмана и шкипера также может занимать только мужчина, так как по долгу службы им приходится спускаться в машинное отделение.

Женщина не сдалась: несколько лет она пыталась отстоять в суде свое право стоять у штурвала и дошла до ООН. В марте 2016 года международный комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин рассмотрел ее жалобу и признал нарушением прав само существование подобного списка. В решении комитета сказано, что деление профессий на «женские» и «мужские» нарушает принцип равенства полов, гарантированный российской Конституцией. Более того, влияние работы на судне на репродуктивное здоровье не доказано наукой. Эксперты ООН установили, что запрещенный список отражает «устойчивые стереотипы, касающиеся ролей и обязанностей женщин и мужчин в семье и в обществе», а они, в свою очередь, угрожают «социальному статусу женщин, их образованию и перспективам карьерного роста». Однако эти выводы не помогли Светлане подняться на мостик.

Не получилось и у петербурженки Анны Клевец отстоять в суде свое право работать машинистом в метрополитене. В 2009 году руководство подземки отказало девушке, сославшись на все тот же перечень: работа связана с высокими эмоциональными нагрузками, что губительно для женского здоровья, и постоянно меняющийся график, включающий ночные и дневные смены, а еще длительное нахождение под землей может отразиться на детородной функции. В администрации метро пояснили, что вибрации, шум и плохая освещенность тоже могут сказаться на здоровье будущей матери.

Анна дважды обращалась в Верховный суд, но там не признали за женщиной права на работу машинистом. В суде истица пыталась доказать, что подобное деление противоречит сразу и Конституции, и Трудовому кодексу, в которых гарантируются равные права для мужчин и женщин. Тем более что в метро на менее оплачиваемые должности — дежурных на станциях, уборщиц и билетеров — женщин берут вопреки перечисленным возможным рискам. В 1950-е годы из-за нехватки кадров в метро работали женщины-машинисты, вплоть до появления запретительного перечня в 1974 году.

Впрочем, научных доказательств того, что подобная трудовая деятельность сказывается на фертильности, нет. Безусловно, чрезмерные нагрузки вредны для женщины непосредственно в период беременности, но влияние сменных графиков и повышенных эмоциональных нагрузок на репродуктивное здоровье до конца не изучено. В Трудовом кодексе нет ограничений на работу женщин в ночные часы, например, в медицинских учреждениях, за исключением беременных и кормящих — то есть влияние этого фактора на репродуктивное здоровье в целом как бы не принимается в учет.

Есть такая профессия — население воспроизводить

О необходимости пересмотра российского перечня последние несколько лет говорят эксперты Международной организации труда (МОТ), рассказывает директор «Центра социально-трудовых прав», доцент кафедры трудового права НИУ ВШЭ Елена Герасимова. В частности, МОТ настаивает на исключении из него профессий, которые попали туда на основе гендерных стереотипов. «С учетом изменившихся технологий женщины могут спокойно выполнять какие-то из этих работ. Ситуация не сбалансирована: многие вредные работы, наоборот, не находятся в списке, но женщины их выполняют. Например, на судостроительных заводах есть должности, связанные с обработкой и покраской деталей судна. Для их выполнения нужно скрючившись сидеть и дышать вредными испарениями, при этом работа считается неквалифицированной и малооплачиваемой. Работают на этих должностях в основном женщины», — отмечает юрист. В то же время находящиеся в списке специальности предусматривают надбавки, пособия и льготы.

Профессии, связанные с риском, могут нанести вред как женскому, так и мужскому здоровью, поэтому не стоит проводить разделение по гендерному признаку, считает общественный деятель, правозащитник Алена Попова. «Разделять профессии на мужские и женские в корне неверно. Каждый сам должен соотносить риски для своего здоровья и думать, устраиваться на эту работу или нет. Все знают, что во время Великой Отечественной войны женщины очень тяжело работали — и справлялись. Мужчины и женщины, безусловно, должны быть равны в трудовых правах, как это сказано в Конституции. У работодателя должно быть четкое обоснование вреда здоровью, которое наносит трудовая деятельность, чтобы граждане сами могли взвешенно принимать решение», — поясняет она.

Репродуктивное здоровье вообще не должно стоять во главе угла при приеме на службу: среди женщин, устраивающихся на работу, есть и те, кто уже обзавелся детьми или по различным причинам не собирается этого делать. «Женская репродуктивная функция, на которую делает упор государство при составлении подобных списков, вменена в обязанность. Но законодатель не может указывать женщине, что ей делать со своей жизнью и здоровьем. Мужчине никто не говорит, что такая-то работа может повлиять на его репродуктивную функцию, равно как никто не ставит ему в обязанность заводить детей. Если женщина хочет рожать и опасается, что специальность ей в этом помешает, она попросту не выберет такую профессию», — резюмирует Попова.

Женщина на борту. Что нужно для того, чтобы стать капитаном корабля

МакКью управляет не только лайнером, но и двумя разными подразделениями: морским и гостиничным (на корабле 1467 кают уровня номеров пятизвездочного отеля, включая 1500 люксов). Капитан шутит, что «теоретически похожа на генерального директора корабля и руководит судном как малым бизнесом. «Все на борту касается капитана, даже холодная пицца — это моя проблема. К счастью, такое бывает не часто. Кроме того, в компании действует политика открытых дверей, поэтому любой член экипажа может обсудить со мной абсолютно любые вопросы», — говорит она. Помогает их решать четкая субординация, которой следуют все на борту. Такая тесная коммуникация с коллегами, как и любые погодные условия, женщину-капитана не пугают. Она вспоминает недавний случай, когда во время круиза в Сан-Хуан, Пуэрто-Рико дождевые потоки обрушились на корабль, а порывы ветра достигали 39 узлов. «Когда попадаешь в ситуацию, с которой раньше не сталкивался — а у меня не было опыта работы в таких условиях — то необходимо предельно сконцентрироваться и выйти из зоны комфорта. После того, как погода стабилизировалась, я спустилась с капитанского мостика, позвонила родителям и сказала, что стала сегодня лучшим капитаном, чем была вчера. Ситуация была, безусловно, стрессовой, но благодаря ей я получила бесценный опыт, смогла понять, на что способен не только лайнер, команда, но и я сама», — говорит Кейт.

Самая сложная часть работы для нее и самая благодарная — каждый день не похож на предыдущий: лайнер посещает новые места, на борт приходят новые люди, даже погода никогда не бывает одинаковой два дня подряд. «Это помогает тебе постоянно оставаться в тонусе. Именно поэтому я бы не могла работать в офисе с девяти до пяти: я люблю вдохновение, ощущение того, что все постоянно меняется и при этом какие-то вещи остаются неизменными: здесь обо мне заботятся, я окружена 1200 членами семьи. Реальный мир — пугающее место, где нужно стоять в пробках, ходить в магазин за продуктами и платить cчета за электричество», — говорит капитан. Корабль она называет своим «пузырем», в котором происходит только хорошее. Кейт признается, что если бы ей сказали, что ближайшие пять лет ей придется провести на лайнере и не выходить на сушу, она была бы не против.

Навстречу мечте

Решение стать капитаном она приняла в возрасте 12 лет после небольшого круиза с семьей. «Я сказал отцу, что собираюсь работать на лайнере и хотела бы работать там круизным директором. Папа ответил, что я могу быть круизным директором или капитаном, или вообще кем захочу», — вспоминает она. Для осуществления этой мечты Кейт поступила в морскую академию, а затем, будучи курсантом, работала на судах, которые перевозили бананы между Калифорнией и Эквадором. Параллельно будущая капитан рассылала резюме во все круизные компании. Не получив ответа, она даже пробовалась на позицию бармена в Disney Cruises. «Скорее всего, поскольку я никогда не стояла за стойкой и была слишком квалифицирована для такой работы, мое резюме передали в другой отдел и предложили должность третьего помощника капитана на корабле», — рассказывает Кейт. С 2003 по 2015 год она прошла по карьерной лестнице от этой самой низкой позиции до штаб-капитана. Именно поэтому сегодня Кейт немного раздражает, когда пассажиры, видя ее на палубе, спрашивают, почему она не на капитанском мостике. «На протяжении многих лет я стояла на вахте по восемь часов в сутки и заслужила возможность походить по кораблю и насладиться тем, что на нем есть», — объясняет капитан. Она действительно предпочитает не дистанцироваться от пассажиров и членов экипажа, а, наоборот, общаться с ними как можно больше. В конце концов, какая-нибудь маленькая девочка может увидеть ее прогуливающейся по кораблю и подумать: «Я хочу быть похожей на нее, когда вырасту!»

По мнению Кейт, одна из причин дисбаланса в морских профессиях связана с тем, что до недавнего времени они не были заметны среди тех, что открыты для женщин, а капитан ассоциировался прежде всего с Мэррилом Стюбингом из американского телесериала 80-х «Лодка любви». С целью привлечения внимания к возможностям женщин, мечтающих связать свою жизнь с океаном, она активно ведет аккаунт в инстаграм, в котором развенчивает стереотипы о своей профессии и показывает, что жизнь на борту состоит из ярких мгновений. За ее профилем следят почти 75 тысяч человек, а 25,6 тысяч следят за профилем ее кошки Bug Naked, которая сопровождает Кейт во всех ее поездках.

Кейт также на своем примере доказывает, что профессия капитана совместима с личной жизнью. Ее муж Никола Петрович работает главным инженером на корабле в Испании. Оба супруга проводят в море по три месяца, после которых получают по три месяца отпуска, во время которого обычно путешествуют. «Мир с каждым годом становится все меньше, опять-таки благодаря новым медиа. Помню, когда начинала плавать 20 лет назад, стоило прибыть в порт, как все члены экипажа бежали к ближайшей телефонной будке и у каждого было 20 минут максимум, чтобы позвонить домой, а дальше тебе уже стучали в стекло со словами: «Торопись, моя очередь!» Сейчас я постоянно на связи с родителями и мужем, мы общаемся и видимся дважды в день по скайпу. Кроме того, моя семья может путешествовать вместе со мной на корабле, когда хочет, — говорит Кейт — Мне не нравятся стереотипы, но я люблю их разбивать и хочу наглядно показать, что для достижения успеха в нашей профессии не обязательно соответствовать какому-то конкретному стереотипу или быть определенного пола».

Женщины за бортом

История МакКью скорее не исключение из правил, а доказательство постепенной смены парадигмы в индустрии, которая долгое время считалась исключительно мужской. Наличие представительницы прекрасного пола на мостике корабля на протяжении многих столетий было под строжайшим запретом. Ситуация усугублялась мифами и легендами, в которых девушки всегда представлялись в образах сирен и русалок, призванных отвлекать моряков от верного курса и разбивать корабли о скалы. В XIX веке на кораблях можно было встретить только одну «женщину» — кариатиду, которая должна была защитить мореплавателей от штормов и принести им удачу. В профессиональные морские академии женщин не принимали женщин до последней четверти века.

Внесение изменений в отрасль, в которой долгое время доминировали мужчины, было немалым подвигом, не даром ролевой моделью для Кейт МакКью до сих пор остается генеральный директор компании Celebrity Cruises Лиза Лютофф-Перло, которая подобно Кейт начинала свое восхождение по карьерной лестницы всего лишь с позиции торгового представителя компании Royal Caribbean в Бостоне 35 лет назад.

В 2014 году она стала первой женщиной, возглавившей круизную компанию, чьи акции торгуются на Нью-йоркской фондовой бирже. Своей миссией она сделала привлечение большего количество девушек из морских академий для работы в компании. Назначение Кейт г-жа Лютофф-Перло считает одним из самых важных моментов в своей карьере. «Несмотря на то, что женщины по статистике принимают львиную долю решений по поводу путешествий, в нашей индустрии долгое время сохранялся огромный дисбаланс по половому признаку. При этом множеством исследований доказано, что наличие равного количества женщин и мужчин создает благоприятную атмосферу на работе и положительно сказывается на бизнес-показателях организации. Успешная карьера Кейт была первой возможностью внести в компанию существенные изменения, связанные с гендерным равенством», — сообщила Forbes Лиза Лютофф-Перло. Сегодня в Celebrity Cruises уже четыре капитана-женщины и пять женщин на позиции директоров по размещению. «Когда я начинала работать в 2015 году, только 3% людей на капитанском мостике были женщинами. За три года мы увеличили эти показатели до 22%», — констатирует Кейт Маккью.

Вышеупомянутый корабль Celebrity Edge — первый проект Лютофф-Перло, названный лучшим новым лайнером по версии авторитетного отраслевого онлайн-ресурса Сruise Critic, также подтверждает выбранный ею курс. В работе над лайнером стоимостью $ 1 млрд. наравне с создателем отеля-паруса Burj Al Arab, американским архитектором Томом Райтом и любимым дизайнером Опры Уинфри Нейтом Беркусом принимали участие и выдающиеся женщины современности: Келли Хоппен, считающаяся одной из самых влиятельных женщин-дизайнеров Великобритании, звезда испанского дизайна Патриция Уркиола и другие. Крестной матерью Celebrity Edge стала лауреат Нобелевской премии мира, пакистанская правозащитница, выступающая за доступность образования для женщин во всем мире, Малала Юсуфзай. 30% экипажа корабля составляют женщины, что в половину больше, чем в среднем по всей круизной индустрии. Однако Лиза Лютофф-Перло не намерена останавливаться на достигнутом. Cпущенный на воду в конце мая лайнер Celebrity Flora отправится в свой первый круиз по Галапагосским островам в соотношении 50 на 50 на капитанском мостике.

Ожидается, что число женщин в круизной индустрии будет только увеличиваться, особенно с учетом того, что в 2019 году индустрия морских круизов пополнится 24 новыми лайнерами, и все больше компаний обращаются в сторону гендерного равенства. Рецепт успеха от Кейт МакКью и Лизы Лутофф-Перло достаточно прост — идти вперед к намеченной цели, не оглядываясь назад, и ни в коем случае не отступать, только потому что на начальном этапе тебе отказали. «Мы живем в отличное время, открывающее прекрасные возможности для женщин, поэтому надо продолжать заявлять о себе и задавать вопросы, пока кто-нибудь не скажет тебе «да», — резюмирует Лиза Лутофф-Перло.

Женщины – капитаны, и не только

Мне, на сегодня, известны несколько женщин-капитанов, причем все командуют очень солидными судами, а одна – крупнейшим в мире судном своего типа. Я завел отдельную страницу, посвященную женщинам-капитанам, и по мере поступления новых данных буду ее обновлять. Первой в мире женщиной –капитаном считается глубоко уважаемая мною Анна Ивановна Щетинина, хотя фактически вряд ли – достаточно вспомнить Грэйс ОНейл (Барки), известнейшую женщину-флибустьера из Ирландии, во времена правления королевы Елизаветы 1-й. Наверное, Анну Ивановну можно смело назвать первой женщиной-капитаном 20-го века. Анна Ивановна как-то говорила, что ее личное мнение таково – женщине на судах, тем более на мостике, не место. Но не будем забывать, что даже со сравнительно недавним прошлым, серединой прошлого века, многое в море и мире разительно изменилось, поэтому современные женщины с немалым успехом доказывают нам, что женщине на судах есть место, в любой должности.
Крупнейшее судно для перевозки скота в мире возглавила женщина
16 апреля 2008 — Siba Ships назначила капитаном своего крупнейшего судна для перевозки скота, по совместительству и самого большого судна этого типа в мире, Stella Deneb, женщину – Лауру Пинаско. Лаура привела Stella Deneb во Фримантл, Австралия, это ее первый рейс и первое судно в качестве капитана. Ей всего 30 лет, в компанию Siba Ships она устроилась в 2006-м году, старпомом.
Лаура из Генуи, в море с 1997 года. Диплом капитана получила в 2003-м. Лаура работала на газовозах и перевозчиках скота, на Stella Deneb до капитанства занимала должность старпома, и в частности, во время рекордного по количеству перевозимых голов рейса в прошлом году, тогда Stella Deneb погрузил в Таунсвилле, Квинсленд, Австралия, партию стоимостью 11.5 миллиона австралийских долларов, назначением на Индонезию и Малайзию. На борт приняли 20060 голов крупного рогатого скота и 2564 овец и коз. Чтобы доставить их в порт, потребовалось 28 жд составов. Погрузка и перевозка производились под тщательным контролем ветеринарных служб и соответствовали самым высоким стандартам.
Stella Deneb – крупнейшее в мире судно для перевозки скота.
Подробно о судне и его фото: http://www.odin.tc/disaster/deneb.asp
Мужчинам и посторонним вход запрещен — единственное в мире судно, полностью управляемое женщинами
23-29 декабря 2007 — контейнеровоз Horizon Navigator (валовая 28212, постройки 1972, флаг США, владелец HORIZON LINES LLC) на 2360 TEU компании Horizon Lines захватили женщины. Все штурманы и капитан – женщины. Капитан Робин Эспиноза, старпом Сэм Пиртл, 2-й помощник Джули Дучи. Все остальные из общего количества экипажа 25 человек мужчины. Женщины свалились на мостик контейнеровоза, как утверждают в компании, совершенно случайно, в ходе конкурса профсоюза. Эспиноза крайне удивлена – впервые за 10 лет она работает в экипаже с другими женщинами, уж не говоря про штурманов. Международная организация Капитанов, Штурманов и Лоцманов в Гонолулу говорит, что в ее составе 10% женщины, а 30 лет назад на них приходился всего 1%.
Женщины, что и говорить, замечательные. Робин Эспиноза и Сэм Пиртл — однокашницы. Вместе учились в Морской академии торгового флота. Сэм также имеет диплом капитана дальнего плавания. Джули Дучи стала моряком позже, чем ее капитан и старпом, но моряки-штурманы поймут и оценят такое ее хобби (в наши времена, увы и увы, это хобби, хотя не зная секстана, настоящим штурманом никогда не станешь) — “Я, пожалуй, одна из немногих судоводителей, кто использует для определения места секстан, просто для своего удовольствия!”
Робин Эспиноза работает на флоте четверть века. Когда она только начинала свою морскую карьеру, женщина на флоте США была редкостью.Первые десять лет работы на судах Робин пришлось работать в экипажах, сплошь состоявших их мужчин. Робин, Сэм и Джули очень любят свою профессию, но когда тебя от родного берега отделяют многие недели, бывает грустно. 49-летняя Робин Эспиноза говорит: “Я очень скучаю по мужу и 18-летней дочери”. Ее ровесница Сэм Пирл так и не встретила того, с кем бы она смогла создать семью. “Мне встречаются мужчины, говорит она, которые желают, чтобы женщина постоянно за ними ухаживала. А для меня моя карьера — это часть меня самой, я и на миг не могу допустить, чтобы что-то могло помешать мне выйти в море”.
Джули Дучи, которой исполнилось 46 лет, просто любит море, и просто не может себе представить, что в мире есть другие, более достойные или интересные, профессии.
Подробности о славном комсоставе Horizon Navigator, и фотографии, мне прислал детский писатель, бывший моряк, Владимир Новиков, за что ему большое спасибо!



Первая в мире женщина-капитан мега лайнера
13-19 мая 2007 — Royal Caribbean International назначила на должность капитана круизного лайнера Monarch of the Seas женщину, шведку Карин Стар-Йансон. Monarch of the Seas – это лайнер первого, так сказать, ранга, валовая 73937, 14-ти палубный, 2400 пассажиров, 850 человек экипаж, постройки 1991 года. То есть, относяшийся к разряду крупнейших лайнеров мира. Шведка стала первой женщиной в мире, получившей должность капитана на судах такого типа и размера. Она работает в компании с 1997 года, сначала штурманом на Viking Serenade и Nordic Empress, затем старпомом на Vision of the Seas и Radiance of the Seas, затем дублером капитана на Brilliance of the Seas, Serenade of the Seas и Majesty of the Seas. Вся ее жизнь связана с морем, образование высшее, Технологический университет Чалмерс, Швеция, степень бакалавра в судовождении. В настоящее время имеет диплом, позволяющей ей командовать судами любого типа и размера.

Первая женщина-капитан Бельгии
И первая женщина-капитан танкера LPG
Танкер LPG Libramont (дедвейт 29328, длина 180 м, ширина 29 м, осадка 10.4м, постройки 2006 Корея ОКРО, флаг Бельгия, владелец EXMAR SHIPPING) был принят заказчиком в мае 2006 года на верфях ОКРО, в командование судном вступила женщина, первая женщина-капитан Бельгии и вроде бы, первая женщина-капитан танкера газовоза. В 2006 году Рогге было 32 года, прошло два года с того времени, как она получила диплом капитана. Вот и все, что про нее известно.
Про нее мне сообщил читатель сайта Сергей Журкин, за что ему большое спасибо.

Норвежский лоцман
На фото Марианна Ингебригстен, 9 апреля 2008 года, после получения ею диплома лоцмана, Норвегия. В 34 года она стала второй женщиной – лоцманом в Норвегии, и это к сожалению, все, что о ней известно.
Российские женщины-капитаны
Информацию о Людмиле Тебряевой мне прислал читатель сайта Сергей Горчаков, за что ему большое спасибо. Я покопался, насколько смог, и нашел информацию об еще двух женщинах в России, являющихся капитанами.
Людмила Тибряева – ледовый капитан
Наша российская женщина-капитан Людмила Тибряева является, и это видимо, можно уверенно говорить, единственной в мире женщиной-капитаном с опытом арктического плавания.
В 2007 году Людмила Тебряева отметила сразу три даты — 40 лет работы в пароходстве, 20 лет в должности капитана, 60 лет со дня рождения. В 1987 году Людмила Тибряева стала капитаном дальнего плавания. Она состоит в Международной ассоциации морских капитанов. За выдающиеся успехи была награждена в 1998 году орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Сегодня ее портрет в форменном кителе на фоне корабля украшает музей Арктики. Людмила Тибряева получила знак «Капитан дальнего плавания» за номером 1851. В 60-е годы Людмила из Казахстана приехала в Мурманск. И 24 января 1967 года 19-летняя Люда отправилась в свой первый рейс на ледоколе «Капитан Белоусов». Летом студентка-заочница отправилась в Ленинград сдавать сессию, а ледокол ушел в Арктику. Она пробилась к министру, чтобы получить разрешение на поступление в мореходное училище. У Людмилы удачно сложилась и семейная жизнь, что редкость для моряков вообще, а уж женщин, продолжающих плавать, тем более.
Алевтина Александрова – капитан в Сахалинском морском пароходствеВ 2001 году ей исполнилось 60 лет. Алевтина Александрова приехала на Сахалин в 1946 году с родителями и еще в школьные годы начала писать письма в мореходные училища, а затем в министерства и лично Н.С. Хрущеву, с просьбой разрешить учиться в мореходном училище. В неполные 16 лет А. Александрова стала курсантом Невельского мореходного училища. Решающую роль в ее судьбе сыграл капитан судна «Александр Баранов» Виктор Дмитренко, у которого девушка-штурман проходила практику. Затем Алевтина получила работу в Сахалинском морском пароходстве и проработала там всю жизнь.
Валентина Реутова – капитан рыболовного суднаЕй 45 лет, т она вроде бы стала капитаном рыболовного судна на Камчатке, это все, что мне известно.
Девушки рулят
Идет на флот и молодежь, причем писем в адрес президента или министра уже не требуется. В прошлом, например, году я давал заметку о выпускнице МГУ им. адм. Г.И.Невельского. 9 февраля 2007 года Морской университет дал путёвку в жизнь будущему капитану Наталье Белоконской. Она первая в новом веке девушка — выпускник судоводительского факультета. Более того – Наталья круглая отличница! Будущий капитан? Наталья Белоконская, выпускник ДВВИМУ (МГУ), получает диплом, а Оля Смирнова работает матросом-рулевым на речном т/х»Василий Чапаев».

«Карьерный унисекс»: мужчины в женских профессиях

Совсем недавно мы рассказывали вам о женщинах, которые смогли добиться головокружительного успеха в мужских профессиях, а сейчас пришло время поговорить о представителях сильного пола, выбравших для себя женскую карьерную стезю. Мастер маникюра, парикмахер-стилист, визажист, сиделка, няня, библиотекарь, секретарь, модель — эти и другие специальности перестали быть исключительно женскими, а некоторые мужчины по праву считаются «лучшими в профессии», оставляя позади представительниц прекрасного пола.

Принято считать, что мужские профессии есть, а женских нет. Мол, еще задолго до того, как женщины выбрались из своих домов на работу, именно мужчины выступали в роли цирюльников, поваров и мастеров по пошиву одежды. Однако те времена, когда представительницы прекрасного пола сидели в четырех стенах и занимались лишь домашним хозяйством, давно прошли. Сейчас мы уверены, что швея, парикмахер и кондитер — чисто женские специальности, и редкий мужчина согласится сменить серьезную работу пожарного, строителя или водителя на «несерьезную» дамскую. Но нельзя же всех под одну гребенку! И среди представителей сильного пола находятся те, кто обретает себя в кажущихся на первый взгляд женскими профессиях и добивается по-настоящему больших высот. Кстати, дело тут отнюдь не в нетрадиционной ориентации, поэтому не спешите с выводами, если увидите…

Сегодня в нашей стране мужчина-мастер маникюра — скорее редкость, нежели обычное дело.

… мужчину — мастера маникюра

Пользователи интернета даже спорят: кто же лучше — мастер маникюра — женщина или ее коллега мужчина? К единому мнению, конечно, еще никто не пришел, но сам факт подобных обсуждений говорит об одном: мужчины прочно заняли нишу специалистов ногтевого сервиса. Нет, они не пытаются вытеснить из салонов женщин, а вот трудиться с ними бок о бок — это пожалуйста. Кстати, некоторые клиентки предпочитают ходить на маникюр только к представителям противоположного пола, и дело тут не в желании пофлиртовать, просто мужчины, по их мнению, выполняют работу аккуратнее и относятся к ней более ответственно, с присущим им упорством и желанием постоянно совершенствовать навыки и умения. Конечно, сегодня в нашей стране мужчина — мастер маникюра — скорее редкость, нежели обычное дело, но мы уверены, что совсем скоро ситуация изменится.

… мужчину — парикмахера-стилиста

Стоит ли далеко ходить, взять хотя бы всем известного Сергея Зверева. Это имя на слуху, и никому не придет в голову говорить, что стилист находится не на своем месте. Кроме российской «шокированной звезды», можно привести массу примеров из-за рубежа, когда именно мужчины становились успешными парикмахерами-стилистами, гораздо успешнее своих коллег-женщин: канадец Марк Энтони, американец Серж Норман, британец Видал Сассун и т.д. Даже в кинематографе вы можете встретить образ брутального мужчины-воина, страстно мечтающего стать парикмахером и «делать всех гладкими, как шелк». Конечно, речь идет о комедии «Не шутите с Zоханом!», и можно было бы отнестись к этому сюжету с иронией, но мы же знаем, что в каждой шутке — лишь доля шутки, а остальное — правда.

Мужчина, делающий макияж невесте или модели для фотосессии, — теперь такое можно встретить сплошь и рядом.

… мужчину — визажиста

Мужчина, делающий макияж невесте или модели для фотосессии, — теперь такое можно встретить сплошь и рядом. И надо сказать, дорогие женщины, у них это отлично получается. Не удивительно, что многие посетительницы салонов предпочитают записаться к проверенному визажисту в брюках, игнорируя предложения администратора: «Может, все-таки к Светлане? А то у Андрея все занято на ближайший месяц». Нет, они готовы подождать и месяц, лишь бы попасть в руки чудо-мастера. Кстати, большинство ведущих визажистов известных косметических брендов — мужчины: Эрнест Мунтаниоль (Chanel), Владимир Калинчев (Max Factor), Юрий Столяров (Maybelline New York), Алексей Молчанов (Lancome), Вячеслав Сасин (Dior). И разве можно после этого подумать, что мужчины ничего не смыслят в макияже? Водитель такси, целый день катающий пассажиров из дома в аэропорт, — конечно, и представления не имеет от кистях, тенях и тональных основах. Но есть и те, которые буквально дышат новыми тенденциями в make-up, то и дело опробуя их на своих клиентках.

… мужчина — сиделка

Мы привыкли думать, что если в палату входит мужчина в белом халате, то он врач, а если женщина, то скорее всего медсестра. Но практика показывает: современные мужчины совсем не гнушаются «привычно женским» уходом за больными, они перестилают постели, кормят пациентов, помогают им мыться, подают судно и т.д. Причем нередко представители сильного пола идут на такую работу из-за тяжелого материального положения, а потом говорят, что видят в ней свое призвание. Все-таки кто людям помогает — не тратит время зря, вопреки известной песенке старухи Шапокляк. И наши мужчины это отлично понимают.

Мужчины среди женщин. Профессии для сильного пола

Известно, что есть мужские и женские профессии. Но есть несколько чисто женских, как ранее считалось, профессий, в которых представители сильного пола теперь выходят на первые роли.

Начнём с такой работы как повар. В большинстве столовых и простеньких кафе заправляют, как правило, женщины. А вот в кулинарных цехах ресторанов высокой кухни девушек встретишь редко. Да и почётные позиции шеф-поваров практически полностью отданы на откуп мужчинам. Здесь представители сильного пола развернулись вовсю. Нередки случаи, когда ведущие столичные рестораны выписывают за большие деньги шеф-поваров из Европы. Особенно популярны у работодателей такие страны как Италия и Франция. Считается, что там лучшие мужчины-кулинары. И многие из них работают теперь у нас.

В советские времена профессия учителя традиционно считалась женской. Такие педагоги, как, например, Илья Мельников, которого воплотил легендарный Вячеслав Тихонов в художественном фильме «Доживём до понедельника», конечно, были. Но это, скорее, исключения.

Основная же масса работников преподавательского цеха была представлена женщинами. Но среди директоров школ, ректоров и деканов институтов немало было мужчин. Откуда же берутся представители сильного пола на вершине иерархической лестницы педагогики?

Как правило, мужчины идут в педагоги по призванию. Ведь огромных денег или головокружительных карьерных высот в этой сфере заработать очень сложно. По мнению психологов, мужчине, который занимается своим любимым делом, хочется держать ситуацию под контролем. Административная работа как раз предоставляет такую возможность. Организаторские навыки, умение налаживать отношения с людьми, коммуникативные способности помогают сравнительно быстро подниматься по служебной лестнице наверх. Что же касается чисто преподавательской стороны дела, то и здесь именно мужчины считаются наиболее квалифицированными и фаворитами учеников.

Когда я был в Норвегии, меня поразила такая деталь. В этой скандинавской стране множество детских садиков. И в каждой группе, помимо воспитательницы, есть юноша, который занимается и гуляет с малышами. Видно, что парни очень гордятся своей профессией. Согласитесь, что в нашей стране представить себе такую ситуацию просто невозможно. Профессия воспитателя в детском саду у нас непопулярна. А в Европе, как выясняется, у мужчин, казалось бы, и чисто женский труд в почёте.

Интересно, что знаменитых кутюрье среди мужчин всегда было намного больше, нежели представительниц прекрасного пола. Диор, Валентино, Зайцев… Как это ни странно, но именно представители сильного пола часто становятся законодателями моды.

Мужчины открывают новые грани и вводят в обиход ещё вчера немыслимые элементы гардероба. Практически все «революционеры моды» — мужчины. Исключение — незабвенная Коко Шанель.

Для того чтобы стать модельером, безусловно, необходим талант. Но в отличие от других жанров искусства любому, даже самому гениальному, художнику от моды необходимо признание. Если книги и картины можно писать «в стол», надеясь на прозорливость потомков, то модные наряды имеют обыкновение устаревать. Поэтому помимо дарования модельеру не обойтись без умения презентовать своё творчество. И мужчинам зачастую эта часть профессии даётся лучше, чем женщинам. Приведённые выше примеры мужчин-модельеров ярко об этом свидетельствует.

Ещё пару десятков лет назад встретить мужчину в ряду стилистов или визажистов было практически невозможно. Но в последние годы ситуация круто изменилась. И теперь в именитых и самых известных салонах красоты эти позиции в основном занимают именно мужчины. Именно они создают модные тренды, вводят в обиход стили, дают интервью многочисленным женским журналам и телеканалам. И клиентки к ним идут охотно. Но к стилистам мужского пола записаться обычно значительно сложнее, чем к их коллегам-девушкам.

И, напоследок, о совсем уж экзотической для представителей сильного пола профессии. Когда мы говорим слово «стриптиз», то сразу же представляем себе женщину, раздевающуюся под музыку. Но сейчас в той же Москве становится всё больше и больше ночных клубов, где можно лицезреть мужской стриптиз.

Профессия стриптизёра презираема большинством представителей сильного пола. Но иногда она может стать пропуском в мир шоу-бизнеса, если это, конечно, очень надо. Наиболее яркий пример — Тарзан, который уже столько лет живёт в счастливом браке с певицей Наташей Королёвой. Естественно, после такого удачного брака, количество стриптизёров в ночных клубах увеличилось. Ведь многим хочется повторить его судьбу и стать своим для многих звёзд эстрады.

В конце января 2017 года правительство анонсировало пересмотр списка профессий, на которых запрещено использование женского труда. Составленный более 40 лет назад, он был вновь утвержден вначале 00-х лишь с небольшими изменениями тогдашних правителей. В него, как и раньше входит более 450 специализаций, подавляющее большинство которых – это профессии, требующие использования физического труда или вредные для женского здоровья и репродуктивной функции. Но за прошедшие с тех пор 17 лет многое изменилось, в Минтруда, например, уверены, что промышленность стала гораздо менее вредной.

Вместе с тем масса представительниц женского пола сетуют на то, что само наличие такого списка – откровенная дискриминация, хотя чиновники, без тени сомнений называют его одним из аспектов охраны материнства. В преддверии Международного женского дня Карьерист.ру решил выяснить, многие ли представительницы прекрасной половины готовы работать в мужских профессиях, и насколько подобное гендерное разделение вообще актуально сегодня. Напомним, первоначальный смысл 8 Марта состоял в борьбе женщин за равноправие в своих трудовых и прочих правах, о чем мы и хотим очередной раз напомнить.

Женщины, которые смогли

Перечень запрещенных для женщин профессий является прямым наследием советского прошлого – он был введен в законодательство еще в 1974 году и с тех пор практически не изменился. С момента его составления женщинам запрещалось работать в угольных и прочих шахтах, управлять поездами, ковать металл, заниматься обработкой древесины, забивать скот, быть в числе экипажа морских суден, заниматься водолазной работой и т.д. Сегодня чиновники согласны – многие из указанных в списке профессий стали куда более безопасными, и теперь можно поднять вопрос об актуальности гендерных трудовых ограничений. Еще в феврале в Минтруде рассказали, что занимаются обсуждением этого вопроса с профсоюзами и представителями крупного бизнеса. Параллельно с этим ведется экспертная работа – медики определяют влияние профессиональных факторов в отраслевом разрезе.

Невзирая на прямые запреты, отдельным представительницам прекрасного пола все же удалось побороть эту, по их мнению «несправедливость», и не только получить «мужскую» профессию, но и найти работу по ней. Благо, в исключительных случаях законодательство это позволяет: для допуска женщин к опасной работе, работодатель обязан создать для такой сотрудницы безопасные условия, после чего переаттестовать рабочее место.

Одной из таких героинь, которой удалось сломать сложившиеся стереотипы, стала Оксана Шевалье – единственная в столице женщина-водолаз. В самом спасательном ведомстве женщин достаточно, но всех их не выпускают дальше кабинетов и бухгалтерии, а вот Оксане удалось. Чему, правда, способствовало ее спортивное прошлое, многолетняя подготовка в школе каскадеров и сотни часов обивания порогов чиновничьих кабинетов. МЧСники не могли понять, почему хрупкая с виду девушка желает работать водолазом поисково-спасательной станции. Но после сдачи физических нормативов и экзаменов сомнения отпали, и Оксане разрешили занять желаемую позицию. Чтоб не нарушать нагрузочные нормативы, по которым женщинам нельзя поднимать тяжести более 10 кг, она использует облегченный водолазный костюм, где самое тяжелое – это 7-киллограмовые баллоны. При этом в рамках профессионального развития она регулярно пересдает экзамены и обучается новым профессиям.

Второй такой героиней можно считать Анну Шпенову из Санкт-Петербурга, которая является единственной женщиной-пожарным в России. Попав в общество пожарных и спасателей в 25 лет, Анна и не думала приобретать столь уникальную для женщин профессию, но отличная физическая подготовка и офицерская выдержка, доставшаяся ей от родителей, сделали свое дело. Попав в пожарную часть, Анна долгое время сидела «на подмене» и отвечала на телефонные вызовы, но по мере вникания в дело и сдачи профессиональных экзаменов ее стали брать на настоящие пожары. В одном из таких случаев в ноябре 2014 года Анна спасла жизнь двум женщинам, за что получила медаль «За отвагу при пожаре».

Те, кому не повезло

Впрочем, описанные случаи – не более чем исключение из правил – работодатели практически никогда не идут на уступки женщинам, которые хотят работать наравне с мужчинами. Даже если те прикладывают титанические усилия, как, например, самарчанка Светлана Медведева. В 2005 году девушка окончила Самарский речной техникум по специальности «Судовождение на ВВП и прибрежное плавание». После третьего и четвертого курса Светлана успешно прошла производственную практику, сначала получив квалификацию матроса-моториста, а после – техника-судоводителя, что подтверждают имеющиеся у нее дипломы. Но несмотря на них, устроиться на работу по специальности ей мешает ранее озвученный перечень. Мол, такая работа потребует от нее тяжелых физических нагрузок, в том числе и в машинном отделении, в которое допуск женщин запрещен.

Но девушка не сдавалась: она прошла все российские судебные инстанции, обращалась к президенту, в Минтруд, Минтранс, Минздрав и многие другие инстанции, ее ходатайство было подписано даже руководством ее потенциального работодателя, но какого-либо положительного результата это не дало. В 2016 году Светлана добралась до Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Он, рассмотрев обращение девушки, признал правительственный перечень противоправным и дискриминационным. Эксперты пришли к выводу, что сам факт деления профессий на женские и мужские – это отражение устоявшегося общественного стереотипа о гендерных ролях, что является прямой дискриминацией. Но даже при наличии заключения ООН российские суды не признают противоправность отечественного законодательства, продолжая отказывать девушке.

Не менее показательным является опыт Анны Клевец, которой 8 лет назад отказали в приеме на работу на должность помощника машиниста петербургского метро. Причиной стал все тот же правительственный список. Мол, работа в управлении составом метро является эмоционально тяжелой для женщин, что негативно отразится на их здоровье. Помимо этого детородной функции якобы угрожают ночные смены, жесткий график, работа под землей, повышенная зашумленность, низкая освещенность и т.д. Этот отказ Анна дважды обжаловала в Верховном суде, но его, сославшись на постановление правительства, признали законным. По этой причине в 2012 году девушка обратилась уже в Конституционный суд, но тот жалобу рассматривать отказался.

Мол, реализация принципа равенства полов невозможна без учета социальной роли женщины как матери.

Хотя до появления указанного перечня женщин без проблем брали на работу машинистами метрополитена – сказывалась послевоенная нехватка мужчин. Более того, каких-либо научных доказательств вреда особенностей метро на репродуктивную функцию женщины попросту не существует – исследований никто не проводил. Нет, высокие нагрузки, конечно, негативно отразятся на здоровье беременных женщин, но их влияние, так сказать, «на перспективу» деторождения полностью не изучено.

Профессия – материнство

Требование о пересмотре российского перечня «неженских» профессий уже несколько лет предъявляет Международная организация труда. Там в первую очередь говорят про необходимость исключения позиций, которые внесены туда на основании сложившихся в обществе стереотипов, а не в результате реально проведенных исследований вреда. Учитывая тот факт, что за последние 40 лет многие производственные технологии были автоматизированы, ряд работ может быть без вреда здоровью выполняться и женщинами. Специалисты говорят про несбалансированность ситуации на рынке труда: в то время как множество профессий уже давно перестали быть вредными и при этом находятся в перечне, ряд существующих на рынке специальностей никто и не думает туда вносить, несмотря на их очевидный вред здоровью. Например, профессия маляров – ввиду низкой зарплаты малярами работают чаще всего женщины, хотя при этом им приходится постоянно дышать краской, что не может благоприятно отражаться на их здоровье.

Более того, вредные профессии способны нанести ущерб здоровью в равной степени как мужчинам, так и женщинам, ввиду чего гендерное деление, по мнению правозащитников, нелогично. Защитники трудовых прав женщин уверены, что людям необходимо предоставлять право самостоятельно определять допустимую степень вреда для своего здоровья, когда они выбирают ту или иную профессию. Конституция России предоставляет гражданам равные трудовые права, независимо от полового признака, и их соблюдение не может быть привязано к абстрактным понятиям материнства и вреда для репродуктивной функции. В преддверии 8 Марта этот вопрос приобретает особу актуальность, ведь именно за это боролись Роза Люксембург и Клара Цеткин.

В конце концов, вред тех или иных профессий на репродуктивную функцию мужчин также никто не изучал.

Правозащитники считают, что способность к размножению вообще не должна стоять в качестве одного из аспектов для приема на работу. Во-первых, среди трудящихся женщин огромная часть уже давно стала матерями и не планирует больше рожать, во-вторых, многие по субъективным причинам не собираются этого никогда делать – благо в России роженицами принудительно не становятся. Тем не менее законодательство продолжает диктовать женщинам модель их поведения в обществе, ограничивая их в распоряжении собственными способностями и здоровьем. Остается надеяться, что высказанные ранее инициативы Министерства труда будут воплощены в жизнь, и женщины смогут полноценно реализовывать себя на трудовом поприще, в первую очередь как профессионалы, а не как представительницы прекрасного пола.

Разместить резюме Добавить вакансию