Мозг у мужчины

Содержание

Мозг мужчины и мозг женщины: 5 различий

Женщины часто жалуются на то, что мужчины их не понимают. Представители сильного пола нередко предъявляют аналогичные претензии. Причиной и те, и другие обычно считают недостаточно хорошее отношение партнера. По мнению специалистов, причина вовсе не в этом, а в том, что мозг мужчины и мозг женщины работают настолько по-разному, что сложности возникают сами собой.

Сегодня мы расскажем читателю о самых главных из таких различий.

Размеры и нейронные связи мозга

Мужской мозг в среднем на 10% тяжелее, чем женский. Ученые утверждают, что никаких преимуществ в интеллектуальном смысле это не дает: относительное увеличение органа соответствует необходимости в управлении более массивным телом.

Различия в устройстве нейронных связей в мозге мужчин и женщин гораздо более существенны. У представительниц прекрасного пола преобладают поперечные связи, то есть те, которые соединяют правое (отвечает за логическое мышление) и левое (ответственно за интуицию) полушария. Поэтому женщины не испытывают особых проблем при решении задач, для которых необходимо задействовать и чутье, и холодный разум. В мужском мозге преобладают продольные связи, соединяющие переднюю и заднюю части коры. Исключение составляет зона мозжечка: в названном месте связи между полушариями у мужчин развиты очень хорошо, что объясняет способность представителей сильного пола легко обучаться сложным физическим действиям и достигать больших успехов в делах, требующих высокой степени контроля за своим телом.

У мужчин лучше развита нижняя теменная доля мозга, отвечающая за способности к математике, а у женщин – зоны обоих полушарий, определяющие возможность воспринимать особенности языка и пользоваться разговорной речью.

Возрастные изменения мозга

В раннем возрасте разница между работой мозга мальчика и работой мозга девочки минимальна; различия начинают проявляться в период между 14 и 17 годами и с возрастом все увеличиваются.

По мере старения организма мозг человека » усыхает», теряя часть объема. У мужчин и женщин этот процесс протекает с существенными отличиями. Так, у представителей сильного пола с наибольшей скоростью уменьшаются лобная и височные доли, функцией которых является управление познавательными способностями, эмоциями и личностными характеристиками. У женщин быстрее «усыхают» теменная доля и область гиппокампа, ответственные за пространственное восприятие, зрение, речь и память. В целом у мужчин уменьшение объема мозга начинается раньше, чем у их сверстниц. Ученые связывают указанную особенность с защитным воздействием эстрогенов на мозг. Наиболее активное уменьшение размеров мозга у женщин происходит в возрасте менопаузы, когда выработка половых гомонов резко снижается.

Кроме того, мозг женщины и мозг мужчины в различной степени подвержены нейродегенеративным изменениям: у женщин чаще развивается болезнь Альцгеймера, а у мужчин – болезнь Паркинсона.

Восприятие сигналов, поступающих от органов чувств

Женский слух острее и тоньше мужского, и дело тут не в слуховом аппарате как таковом: женский мозг способен воспринимать звуки более отчетливо, выделять мельчайшие интонации. Аналогичным образом мужчины проигрывают своим подругам в плане детализации тактильных ощущений.

Похожих различий в остроте зрения не установлено, но имеется существенная разница в восприятии зрительных сигналов: мужчина обычно лучше видит цельную картинку, а женщина фиксирует внимание на подробностях.

Логика и эмоции

Женщины в среднем обладают лучшей памятью, чем мужчины, большим словарным запасом и более высокой речевой активностью. Кроме того, у представительниц прекрасного пола лучше развиты эмоциональные аспекты мышления. Зато мужчины способны более здраво оценивать окружающую действительность, не осложняя события своими тревогами, подозрениями и субъективным подходом.

В любых обстоятельствах мужчина обращает внимание на количественную, фактическую сторону вопроса, а женщина – на детали и эмоциональную окраску событий. Например, проезжая в машине по незнакомому городу, муж запоминает временные отрезки, потраченные на отдельные части дороги, а его жена – различные объекты, способные служить ориентирами (здания, вывески и т. д.). Даже чувство юмора представители полов проявляют по-разному: мужчину интересует «соль» анекдота, а женщине больше нравится сам рассказ, постепенно раскрывающий смысл забавной ситуации.

Поведенческие и социальные различия

Мужчины и женщины не только чувствуют и думают, но и ведут себя неодинаково. Представительницы прекрасного пола от природы контактны, склонны к установлению доверительных отношений. Женщины считаются лучшими организаторами, способными ненавязчиво объединять людей для решения общей задачи. Мужчины – скорее «одиночки», более приспособлены к конкурентной борьбе, амбициозны и агрессивны. В конфликтной ситуации женщина предпочитает решать проблему путем переговоров, а мужчина – путем обострения конфликта.

Женская склонность к некоторому распылению внимания на детали и подробности имеет и положительную сторону: любая представительница слабого пола легко совмещает несколько потоков информации и способна заниматься несколькими делами одновременно. Мужской способ мышления предполагает полную сосредоточенность на конкретной теме, а переход от одного дела к другому требует некоторых усилий и времени.

Знать особенности устройства мозга мужчин и мозга женщин очень полезно. На самом деле это наиболее простой способ понять друг друга и перестать конфликтовать по пустякам. Помня о том, чем другой человек отличается от вас, вы сможете стать его опорой, а себя избавить от надуманных обид и разочарований. Берегите друг друга и будьте счастливы!

Видео с YouTube по теме статьи:

Чем отличается мозг мужчины от мозга женщины

Нет, они не с разных планет. Тогда почему очень часто мужчины не понимают женщин, а женщины отказываются увидеть причину этого непонимания? Надо всего лишь обратить внимание на то, что у них есть существенные отличия головного мозга. Ученые Пенсильванского университета доказали, что у мужчин и женщин разная структура мозга.

Основные отличия

Объем головного мозга мужчины на 10% больше, чем у женщины. Но женщинам не стоит переживать по этому поводу, т.к. меньший объем мозга прекрасной половины человечества компенсируется его более сложной структурой. Количественная оценка уровня интеллекта IQ никак не связана с объемом и весом головного мозга. Поэтому вопрос «Кто умней?» в любом случае будет неуместен.
Попеременная работа мозга у мужчин способствует тому, что он может сосредоточиться только на одной задаче. Но к ее решению он подойдет фундаментально. Женщина может решать одновременно несколько задач. Поэтому они более универсальные, гибкие и сбалансированные. В отличии от мужчин, у женщин работают два полушария мозга одновременно.
Координация движений лучше развита у мужчин, чем у женщин.
В нестандартных ситуациях мужчины способны принимать более здравые решения. Женщины в таких случаях не всегда могут выбрать правильный вариант.

Вытекающие последствия

Женщинам свойственно сочетать в себе логику и интуицию как одно целое. У мужчин: логика – отдельно, интуиция – отдельно.
Одновременно женщина может думать и чувствовать. У мужчин, опять-таки, присутствует разделение. Он не может думать и чувствовать сразу.
Разное поведение в стрессовых ситуациях. Мужчинам надо уединиться, женщинам – выговориться.
Точные науки легче даются мужчинам, женщинам – гуманитарные.
Мужчины быстрей реагируют на информацию. Женщины долго «догоняют», но без труда могут воспринимать несколько потоков информации. Мужчин такой «сеанс одновременной игры» очень сильно раздражает.
Мужчинам достаточно общих идей, женщинам нужны детали. Отсюда, если говорить научным языком, мужчины действуют по принципу индукции, т.е. от общего к частному. Женщинам больше подходит принцип дедукции, т.е. от частного к общему.
Мужчины слышат буквально и конкретно то, о чем им говорят. Женщин очень часто «преследуют» намеки. Они склонны к домыслам и подтасовкам фактов.
Коммуникабельность женщин от рождения не знает границ. Но мужчинам легче выдержать конкуренцию. Если они говорят, то практически всегда строго по делу. Поэтому коммуникабельность женщин часто граничит с пустой болтовней и разговорами ни о чем.
С возрастом мужской мозг уменьшается быстрее женского. Видимо, к здоровому образу жизни больше тяготеют женщины.
Женщины слышат тончайшие интонации голоса, мужчины на эти тонкости не обращают внимания.
Мужское зрение – это эротическое зрение. Женщин больше интересуют детали какой-нибудь картинки или безделушки, нежели мужская эротика.
Мужчины больше думают серым веществом, женщины – белым. Отсюда следует вывод, что это два различных типа мозга и два принципа действия. Поэтому одну и ту же задачу мужчины и женщины решают разными путями. Но будет нелогично конкретизировать каждого индивидуума, т.к. достаточно часто в природе встречаются смешанные типы мозга.

Влюбленные с разных планет: 6 отличий между мужским и женским мышлением

А вы замечали, как непросто понять друг друга мужчине и женщине? Пока одни вынашивают наполеоновские планы и привычно отмахиваются от эмоций, вторые черпают вдохновение в интуиции, поражая воображение нетипичными решениями. Но, может, пора разобраться в извечном противостоянии полов, обозначив сильные и слабые стороны каждого? Давайте узнаем, почему мы такие разные, и как выглядит мир в глазах партнера?

6 отличий женского и мужского мышления

1. Связь двух полушарий

Изучая карту локализации нейронных импульсов в мозгу, ученые пришли к неожиданному открытию – у слабого пола в разы чаще электрические сигналы соединяли два полушария сразу, тогда как у мужчин такой тенденции почти не наблюдалось: в их мозгах энергия распределялась более равномерно.

Этой разницей и объяснили тот факт, почему женщинам так сложно сохранять холодность и объективность в эмоционально окрашенной ситуации: просто их логика связана с эмоциями и интуицией, они думают и чувствуют одновременно. Тогда как мужчины более рассудительны только на том основании, что имеют меньше связей между полушариями. Зато если их накрывают чувства, логика выключается совсем! Вот почему, влюбляясь, сильный пол теряет голову, тогда как женщины сохраняет остатки критического мышления.

2. Универсальность способностей

Еще одно открытие – женское мышление мультизадачно, в отличие от интеллекта мужчин. Так устроено самой природой: даме под силу удержать в голове сотни дел одновременно, что позволяет гибко приспосабливаться под ситуацию, сохраняя универсальность способностей. А вот мужчинам приходится изворачиваться, постоянно переключаясь между делами: решил проблему А, приступил к проблеме В, потом – к проблеме С. Ограниченность их возможностей вызвана малым количеством нейронных связей между полушариями, поэтому они с детства учатся правильно расставлять приоритеты: что важнее, а к чему можно вернуться потом?

Минусы женской многозадачности? Они не заботятся о приоритетности дел и допускают уйму ошибок, занимаясь малозначимыми вещами вместо решения серьезных вопросов (простым языком – волнуется по пустякам). Ну а мужчины, в силу своей ограниченности, так много внимания уделяет какой-то одной области, что становятся в ней экспертами, увы, абсолютно несмышлеными во всех других областях (крутой химик, но абсолютно не приспособленный к жизни).

3. Риски

Чем больше областей осваивает женщина, тем ей комфортнее, так ее психика подстраховывает себя от беды – она и хозяйство ведет, и на работе работает, и с ребенком занимается, и про друзей не забывает. Если что-то идет не так – у нее всегда остаются запасные пути, куда она может перенаправить энергию. Именно по этой причине женщины не достигают многого, зато уверенно стоят на ногах и редко опускаются на социальное дно.

Тогда как мужчины чаще выбирают тактику «все или ничего». Они предпочитают бить в одну точку, ставить на нее все свои силы и способности, а там – будь что будет. Повезло, если область выбрана верно, тогда их ждет невероятный успех. А если нет – да здравствует жизнь полного неудачника, который профукал то, что имел, а другому не научился.

4. Ассоциативность мышления

Слышали о хваленой «женской логике»? Но ее непохожесть на стиль мышления мужчины лишь в том, что она опирается не на здравый рассудок, а на гигантскую сеть ассоциаций, поэтому в разговоре женщины часто спонтанно перепрыгивают с одной темы на другую: начали о свадебном платье – закончили похоронами. Просто они держат в голове уйму фактов – как выбирали это платье с подругой, а та встречалась с парнем, у которого умер дедушка, который так и не успел попасть на свадьбу внука. Для них все логично!

Опора на ассоциации позволяет думать быстрее и хорошо запоминать самые незначительные детали. Благодаря этой способности женщины активнее вовлекаются в социальные связи, быстрее реагируют на жизненные изменения, но и чаще совершают необдуманные поступки, которые объясняют «эмоциями». Мужчинам это не свойственно, они опираются на здравый смысл.

5. Наклонности

Место локализации нейронных импульсов напрямую влияет на способности полов. Ученые подметили, что у мужчин чаще активна задняя часть мозга, ответственная за понимание пространства и координацию движений. Тогда как у женщин преимущество отдается передней части мозга, ответственной за речь.

Это и влечет за собой разницу восприятия: первым по умолчанию легче ориентироваться в местности, вторые раньше осваивают слова и используют их более виртуозно (дамская речь более образная и эмоциональная). Кстати, именно поэтому слабому полу приписывают излишнюю болтливость.

6. Стиль решения проблем

Да-да, оба пола по-разному реагируют на проблемы. Если мужчинам свойственно закрываться в себе и втихомолку искать приемлемые выходы из стрессовой ситуации, то женщинам для поиска решения нужно выговориться, обсудить с подругами и коллегами все возможные варианты. Зачем? Мозг слабого пола работает через ассоциации. Чем больше деталей проблемы они рассмотрят, чем больше точек зрения и выходов услышат, тем проще им будет понять, куда двигаться дальше? Вот почему они не могут успокоиться, пока все не разжуют и не найдут нужного решения.

Мозг мужчины работает иначе – сначала он освобождает место под задачу, очищая «оперативную память». Для этого он отбрасывает проблему и идет расслабляться любым способом, ожидая прилива сил. Женщинам трудно это понять: как можно пить пиво и лежать на диване, когда у тебя такой груз? Но сильному полу необходим релакс и уединенность от всего мира, только так они начинают искать решение.

Главное, чтобы их в этот момент никто не отвлекал, особенно глупой болтовней и дурацкими вопросами. Увы, тактика молчания расценивается дамами как наплевательство, они не хотят мириться с непохожестью мужчин и лезут по горячую руку, нарываясь на скандал…

Какой вывод мы можем сделать?

Женский мозг многофункционален, они одновременно способны делать огромное количество дел, быстро реагировать на изменения, сочетать логику и эмоции вместе. С другой стороны, дамы чаще идут на поводу у чувств, им трудно глубоко мыслить и правильно расставлять приоритеты. Тогда как мужчины имеют низкий эмоциональный интеллект, они менее внимательны к деталям, скорее забывают информацию в силу своей однозадачности.

Зато беспристрастны и самокритичны, имеют развитое абстрактное мышление, хорошо ориентируются в пространстве, могут сфокусировать все силы на одной цели. Какая из стратегий лучше? Обе хороши, хотя и имеют свои изъяны. Лишь объединив усилия, партнеры имеют все шансы получить выгоду из отношений.

Различия женского и мужского мышления

Каждый человек хоть раз в жизни задавался вопросом о том, существуют ли отличия между мужчинами и женщинами. Ответ будет, несомненно, положительный. Проводилось множество исследований на большой выборке людей, которые позволили подтвердить, что на равные вещи два человека противоположного пола смотрят по-разному. Из-за этого часто происходят ссоры, недопонимания между супругами, и отношения идут на спад.

Отчего же такие различия между мужчиной и женщиной? На самом деле все идет с древних времен. Мужчины были охотниками. Они уходили, бывало на несколько дней, чтобы добыть пищу для пропитания. Женщинам в это время необходимо было следить за очагом. Но питаться им тоже надо было, поэтому они занимались собирательством ягод, грибов и пр. Научно доказано, что именно это определило разницу в мышлении, которая генетически передавалась из поколения в поколение.

У мужчин лучше развит глазомер и пространственная ориентация. Ведь именно это в свое время было важно на охоте. Для женщин характерно тактическое мышление, для мужчин – стратегическое.

Охота предполагает тишину, сосредоточенность на одном деле. Для собирательства важно рассеянность мышления, ведь во время поиска грибов и ягод можно разговаривать, смотреть по сторонам. Это определило то, что у мужчин «монотрекинговый» мозг. Другими словами, они сосредотачиваются на одном деле. У женщин «мультитрекинговый» мозг. Для мужчин характерна моноконцентрация, для прекрасного пола – мультиконцентрация.

К примеру, для большинства мужчин гораздо проще выбрать телевизор, чем одежду. Если перед ним стоит задача покупки бытовой техники, то он изучит отзывы, характеристики, выберет лучшую модель и приобретет ее. Другими словами – он «добыл мамонта». Покупка одежды и продуктов – это больше поисковая операция. Согласитесь, что гораздо чаще можно встретить в супермаркете мужчину со списком, чем женщину. Он приобретает то, что ему необходимо, причем, делает это целенаправленно.

Если мужчина пришел в магазин за джинсами, но не нашел подходящей модели или размера, то он развернется и уйдет. Женщина же может прийти за штанами, а уйти с кофточкой или новым платьем.

Еще одно существенное различие между полами заключается в том, что у мужчин слабая эмпатия, у женщин – сильная.

Эмпатия – это способность сопереживать, чувствовать эмоциональное состояние другого. Женщины тоньше чувствуют переживания окружающих людей. Слабая эмпатия влияет на определенную закрытость мужчин. Обычно они переживают все в себе. Отсюда следует частая жалоба женщин о том, что они не понимают, что происходит с партнером.

Если у мужчины появились проблемы, то он держит это в себе. Но его женщщина видит, что-то происходит, чувствует скованность, эмоциональное напряжение. Она начинает задавать вопросы, пытаясь выяснить, что случилось. Довольно часто на это мужчина отвечает: «Все нормально, не переживай». На его языке это означает «Я сам разберусь». Но женщинам, когда возникают проблемы, важно выговориться, обсудить их. И если мужчина поступает не так, как она, то это воспринимается как безразличие, невнимание, отвержение. В итоге из небольшого непонимания друг друга возникают взаимные обиды и упреки.

Генетически обусловлено, что у мужчин высокая соревновательность, у женщин же она низкая. Представители сильного пола быстрее заводятся, чаще всего азартные. Это связано с гормонами, конкретнее говоря, с тестостероном, который у мужчин гораздо выше. Проводились исследования, которые выявили, что во время состязаний уровень данного гормона сильно повышается в организме.

Мужчина настроен на конкурентную борьбу. Если женщина начинает сражаться с ним, то многие мужчины становятся «на дыбы», начинают отстаивать себя. Другими словами, они вступают в соперничество. Именно поэтому женщинам с самооценкой «Я+, если я сильная», трудно строить отношения с такими же «сильными» мужчинами. Существует замечательная фраза, над содержанием которой необходимо задуматься: семья – это территория, свободная от конкуренции.

Если женщина начинает давить партнера, сравнивать его с другими, высмеивать недостатки, то ни к чему хорошему это не приведет. У меня была знакомая семья, где муж являлся прокурором небольшого города. Но он ничего не мог сделать руками: прибить гвоздь, починить кран, собрать мебель и пр. В принципе ему это и не требовалось, ему достаточно было позвонить, чтобы приехали люди и сделали это за него. Но его жена была из семьи, где папа делал все по хозяйству самостоятельно, поэтому она часто упрекала мужа в том, что он ничего не умеет. Однажды она купила уличный градусник и попросила его повесить. Причем, она настояла, чтобы он сделал это самостоятельно, без посторонней помощи. Когда через время она вышла, то увидела градусник, прилепленный скотчем к бельевой веревке. Эта история еще долго рассказывалась всем знакомым. В итоге через некоторое время он начал «ходить на лево», и их семейная жизнь постепенно сошла на «нет».

В общении мужчина и женщина значительно различается. Если вспомнить древние времена, то на охоте необходимо молчать, чтобы не спугнуть добычу. При сборе ягод и грибов, напротив, можно и даже нужно поговорить, что-то обсудить. В итоге потребность в общении у мужчин гораздо ниже, чем у женщин. Если первые за день говорят 2-3 тысячи слов, то для прекрасного пола характерно 5-8 тысяч.

Особенно остро данная проблема стоит, когда женщина сидит дома, например, в декрете. Мужчина успевает выговорить на работе свой запас слов, а его жене не хватает общения. Поэтому вечером, по приходу домой, его ожидает целый поток речи, который, часто, просто раздражает. Молчание мужчины часто расценивается как проявление невнимания, на фоне чего возникают конфликты и недопонимания. На самом деле, если муж скажет жене, которая провела весь день дома, «подожди, я немного отдохну, и мы поговорим», то можно избежать конфликтов и обид. Но мужчины редко так делают, в результате чего отношения в паре значительно ухудшаются.

Женщина часто использует косвенную речь. Мужчины же, напротив, плохо ее понимают. В одном предложении представительницы прекрасного пола могут говорить одновременно о трех вещах. Но мужчины выделяют из фразы что-то одно и концентрируются на этом. Им трудно понять намеки.

Например, у пары какая-то памятная дата. Женщина спрашивает о том, какой сегодня день. Мужчина отвечает, что среда. Женщина просит ответить его конкретней. Партнер может назвать дату… Другими словами, они говорят на разных языках из-за того, что их мышление значительно различается.

Одна из неправильных формулировок, которые употребляют женщины «Не мог бы ты сделать». Мужчины любят конкретику, поэтому им будет понятнее, если конкретно укажут, что им надо сделать. Очень важно учитывать восприятие другого человека при общении, ведь каждый из нас имеет свою специфику. И если две подруги поймут друг друга, разговаривая косвенной речью, то для мужчины это будет проблематично.

Представители сильного пола ориентируются на результат, тогда как женщинам важен процесс. Это определяет специфику того, что мужчина стремится делать. К примеру, у женщины какие-то проблемы. Она рассказывает о них партнеру. Она это делает не для того, чтобы он дал советы или помог ей в чем-то. Обычно ей просто нужно выговориться. Но для мужчины, нацеленного на результат, это сигнал к действию. Он начинает думать, как решить проблему, давать советы. Женщине это не надо, возникает непонимание, она начинает обижаться. Это приводит к взаимным упрекам и скандалам.

Когда пара живет друг с другом длительное время, то может возникнуть охлаждение отношений. Оно часто сопровождается взаимными упреками и скандалами. В таком случае говорить о ситуации и проблемах, вызвавших недовольство, с партнером нерезультативно. Он просто не будет слушать. Нужно говорить о глобальных проблемах, имеющихся в паре. Необходимо пытаться решить именно их, чтобы наладить отношения.

Перейти к следующей статье ➯ Как выйти из сценария?

Вернуться к предыдущей статье ➯ А что тебя заставляет двигаться вперед?

Об авторе Борис Литвак Директор международного тренинг-центра CROSS.

Мужской и женский мозг: различия

Мужчина и женщина, Нейронаука » Отличие мужских и женских мозгов

Мало что волнует людей так, как психологические различия между мужчинами и женщинами. Как думают, что чувствуют мужчины и женщины, могут ли они понять друг друга — споры об этом кипят веками, не утихая.Очевидно, что межполовым различиям должны соответствовать особенности в строении и работе мозга. Современные нейронауки (нейробиология, нейропсихология и проч.) дают нам возможность получить знания о биологических причинах поведенческих и когнитивных отличий. В целом есть существенная разница в функционировании мозга мужчин и женщин, что влияет на реакции, поведение, характер принятия решений и способности в тех или иных сферах деятельности. Однако ни один эксперимент не засвидетельствовал разницы между мужчинами и женщинами в общем уровне умственных способностей. Многочисленные исследования показали, что биологический пол не обязательно жестко задает пол мозга. У женщины могут преобладать функции характерные для мужчин и наоборот, либо возможен баланс женских и мужских особенностей в функционировании мозга. Итак, чем отличается мужской мозг от женского:

Строение мозга

Мужской мозг больше женского по весу и объему. Мозг мужчин в среднем весит на 100 г. больше, чем мозг женщин. Однако в женском мозге нервные клетки расположены более плотно друг к другу, что способствует более быстрой передачи сигнала между ними. В мозге у мужчин в основном преобладают внутриполушарные связи, а у женщин — межполушарные. Предполагается, что эта особенность лежит в основе разницы в реализации пространственных и социальных навыков. У мужчин сильнее связь между восприятием действительности и координацией действий, поэтому лучше развиты пространственные способности. У женщин сильнее связь между аналитическим и интуитивным режимом обработки информации, поэтому лучше развиты социальные навыки и способность решения мультизадач.

Вербальные способности

В процессе внутриутробного развития под воздействием тестостерона у мальчиков замедляется рост левого полушария, и он же способствует относительно большему развитию правого полушария. Этим объясняется большая выраженность у женщин вербальных способностей (которые относятся к левополушарным), а у мужчин — зрительно-пространственных (относящихся по большей части к правополушарным). При обработке вербальной информации женщины задействуют оба полушария головного мозга, а мужчины — только одно. У женщин полушария соединяются более толстыми «кабелями» из нервных волокон, у мужчин — более тонкими. Поэтому, в частности, у женщин после инсульта речь восстанавливается лучше, чем у мужчин. А нарушения речи и способности читать в детском возрасте встречаются у мальчиков в два раза чаще, чем у девочек. Согласно популярной гипотезе американского психолога Дж. Леви, в основе данных различий лежат также эволюционно-социальные факторы. В глубокой древности мужчины преимущественно занимались охотой, что требовало хорошего развития пространственных способностей. Женщины занимались уходом за детьми, что требовало хороших навыков коммуникации. В ходе естественного отбора закреплялись необходимые для выживания навыки, которые передавались будущим поколениям.

Восприятие

Женщины лучше слышат и у них более развито обоняние и восприятие вкуса. Мужчины лучше различают мелкие детали движущихся объектов — эта особенность, возможно, и сделала их хорошими охотниками.Мужской и женский мозг немного по-разному воспринимает цветовую информацию. Оранжевый цвет мужчинам кажется более красным, чем женщинам. Также мужчины труднее замечают различия в оттенках желтого, зеленого и синего.

Эмоции и память

У мужчин реакция на стресс выражена в миндалине правого полушария, а левое полушарие пребывает в состоянии покоя. У женщин наоборот — при стрессе активизируется левая миндалина. Поэтому мужчины лучше помнят суть, чем детали эмоций, а женщины лучше запоминают детали, чем суть эмоционального опыта. Мужской мозг лучше реагирует именно на мужские эмоции — в эксперименте мужчины точнее определяют эмоциональное состояние человека на фото, если человек на фото был тоже мужского пола.Женщины быстрее и интенсивнее мужчин воспроизводят эмоциональные события из собственного опыта. Их воспоминания об эмоционально важных событиях, таких как первое свидание или отпуск, более яркие и живые. Факторы, обусловленные полом, влияют на процессы мозгового старения. С возрастом в мозге меняется процесс усвоения глюкозы — источника энергии. У женщин скорость метаболизма падает медленнее, чем у мужчин. Поэтому женщины менее склонны к когнитивной деградации, ведь их мозг физиологически младше мозга мужчины того же возраста. Мужчины с возрастом становятся более забывчивы и чаще страдают от нейродегенеративных заболеваний. Память женщин до 45-55 лет лучше, чем память мужчин. Однако после менопаузы женская память ухудшается, что связано со снижением уровня эстрадиола. Также снижается эффективность обучения и способность вспоминать ранее усвоенную информацию. Женщины становятся в большей степени подвержены нейродегенеративным заболеваниям, деменции и другим когнитивным нарушениям.

Совместная деятельность

Согласно экспериментам по взаимному сотрудничеству, женщины лучше кооперируются друг с другом, если чувствуют, что за ними наблюдают другие женщины. Мужчины лучше сотрудничают между собой в больших группах, чем в маленьких. В то же время двум мужчинам проще достичь согласия, чем двум женщинам. Но при том в женско-мужской паре женщина более настроена на сотрудничество, нежели ее партнер. Исследования эффективности совместной работы показали, что за взаимную настройку активности в женском и мужском мозге отвечают разные нейронные участки. Если напарники одного пола, то мозговая активность обоих лучше согласовывается между собой. И чем больше синхронизация нейронной активности, тем лучше результат совместной деятельности. При этом у мужчин согласование активности происходит в одних нейронных контурах, а у женщин — в других. Так, у женщин во взаимной настройке особо активное участие принимает правая височная кора, а у мужчин — правая нижняя префронтальная кора. В смешанных женско-мужских парах такой взаимной настройки не происходит, хотя задания по кооперации они выполняют почти так же успешно. Женщины легче и быстрее переключаются с одной задачи на другую, чем мужчины, и им для этого требуется меньше мозговых усилий. Мужскому мозгу для переключения внимания требуется больше энергии. Мозг женщин «спокойнее» реагирует на многозадачность. У мужчин же присутствует более сильная активация в дорсолатеральных префронтальных областях.

Сексуальное поведение

Сексуальная сигнальная система у мужчин — в основном визуальная. Любой визуальный или осязаемый образ может вызвать возбуждение и сексуальное желание. Поэтому среди мужчин намного больше фетишистов, когда определенный тип ноги, запах либо цвет волос включает у них «сексуальную кнопку». У женщины для этого задействовано гораздо больше факторов. Женский мозг многократно просчитывает все качества партнера, т.к. с точки зрения эволюции удачный выбор мужчины гарантировал выживание детей. Ссылки: Sex differences in the structural connectome of the human brain Мужчины и женщины видят цвета по-разному Why Don’t Men Understand Women? Altered Neural Networks for Reading the Language of Male and Female Eyes Гендерные различия: мозг мужчины и женщины Женская память лучше мужской Sex differences in neural and behavioral signatures of cooperation revealed by fNIRS hyperscanning

Обнаружена существенная разница между мозгом женщины и мужчины

Наука

Ученые провели больше 1000 сканирований мозга, чтобы подтвердить, что между мужским и женским мозгом существует четкая разница.

Карты нейронных схем показали, что в среднем в женском мозге много связей между левым и правым полушарием. В то же время у мужчин связи сильнее между передними и задними областями мозга.

Это говорит о том, что мозг мужчины больше настроен на восприятие и согласованные действия, а женский на социальные навыки и запоминание, благодаря чему они лучше делают несколько дел одновременно.

Исследователь Раджини Верма (Ragini Verma) из Пенсильванского университета в США рассказала, что результаты исследования удивили ученых, так как подтверждают давно сложившиеся стереотипы.

Тест: Только 1 из 50 женщин может пройти этот мужской тест.

Различия мозга женщины и мужчины

«Левая часть мозга отвечает за логическое мышление, а правая за интуитивное мышление. Если нужна задача, для выполнения которой нужны оба, то женщины выполнят его лучше», — объяснила исследователь.

Связи в мозге мужчин (верхние изображения) и женщин (нижние изображения)

Ученые обозначили нейронные связи в мозге 428 мужчин и 521 женщины в возрасте от 8 до 22 лет. Нейронные связи похожи на дорожную сеть, по которой движется транспорт.

Сканирование показало больше связей между левым и правым полушарием у женщин, а связи мужчин были более выраженными в отдельных полушариях. Единственная область, где у мужчин было больше связей между правым и левым полушарием – это мозжечок, который играет важную роль в управлении движением. Так, если хотите научиться кататься на лыжах, у вас должен быть развит мозжечок.

Разница между мозгом мужчин и женщин была не так существенна до 13 лет, но становилась более выраженной между 14 и 7 годами.

Различия между мужчиной и женщиной

Хотя мужчины и женщины с одной планеты, между ними существуют множество различий.

Мужчины против женщин: объяснены наши ключевые физические отличия

Размер мозга

Мозг мужчины примерно на 10 процентов больше, чем у женщин. Несмотря на то, что это дает большую производительность, это не делает мужчин умнее. Ученые считают, что мозг мужчин стал больше, чтобы приспособить большую массу тела и мышц.

Отношения

Женщины обладают лучшими навыками общения и эмоциональным интеллектом, чем мужчины. Женщины ориентированы на группы и ищут решение, проговаривая проблему. Мужчинам сложнее уловить эмоциональные сигналы, если их четко не обозначили, что создает проблемы в общении между полами.

Математические навыки

Нижняя теменная доля, которая контролирует численные функции, больше у мужчин, чем у женщин. Как правило, мужчины лучше решают математические задачи.

Стресс

В стрессовой ситуации мужчины прибегают к тактике «борьбы или бегства», в то время как женщины предпочитают «заботу или дружбу».

Язык

Женщины, как правило, лучше справляются с языковыми навыками, так как обе области мозга, отвечающие за язык, больше у женщин.

Эмоции

Женщины лучше разбираются в чувствах и выражают эмоции. Благодаря этому они лучше находят связь с другими, но с другой стороны чаще страдают от депрессии.

Пространственное восприятие

У мужчин лучше развита пространственная ориентировка, а женщинам гораздо труднее прокрутить объект в уме.

Пол и интеллект

Пол и интеллект — гипотеза о прямой связи интеллектуальных способностей и особенностей мышления человека с биологическим полом. За время своего существования нашла достоверные подтверждения лишь в верхних и нижних диапазонах (в частности, преобладание мужчин среди людей с высоким IQ), в то время, как в среднем уровни интеллекта равны. Тем не менее, является весьма распространённой — как в узких кругах специалистов, так и в обществе в целом. Данная гипотеза иногда используется в качестве довода для оправдания и/или обоснования дискриминации по половому признаку — сексизма.

Три нобелевских лауреата: Пьер Кюри и Мария Кюри и их дочь, Ирен

Различия в строении мозга

Множество исследований показывает, что на размер и строение мозга существенно влияют питание (включая рацион в детском и подростковом возрасте), наличие лишнего веса, возраст, образование, наличие сердечно-сосудистых заболеваний и личные навыки. Наблюдается связь между размером определённых участков мозга и способностями в той или иной сфере. Исследования показывают, что развитие тех или иных навыков даже во взрослом возрасте приводит к изменениям в строении мозга.

Мозг взрослого мужчины в среднем на 11–12% тяжелее и на 10% больше по объёму, чем у женщины. Половые различия в строении мозга варьируются также между расами и этническими группами: в то время как у мужчин-японцев полушария короче, но шире, чем у женщин, у европейцев наблюдается противоположное различие. Статистической разницы между соотношением размеров тела и мозга у мужчин и женщин не обнаружено.

Несмотря на то ,что в среднем в строении мозга у мужчин и женщин наблюдаются различия, у каждого отдельного человека в мозгу присутствуют как «женские», так и «мужские» черты. Более того, при сравнении, скорректированном на одинаковый размер, почти все среднестатистические различия в строении мужского и женского мозга перестают проявляться.

Множество исследований также отмечает влияние половых гормонов на работу мозга, его развитие и здоровье. Исследование, проведённое среди переживших голод в Нидерландах, показало, что недостаток питания во время внутриутробного развития влияет на объём мозга в последующей жизни только у плодов мужского пола — в то время как у взрослых мужчин, чьи матери не получали полноценного питания во время беременности, объём мозга был меньше, чем у контрольной группы, у женщин такого различия не наблюдалось. Другое исследование, с участием подростков из Чили, также показало, что недостаточное питание в первый год жизни сильнее сказывалось на объёме мозга у мальчиков, чем у девочек.

Побочный эффект тестостерона в природе: самцы домашних лошадей, даже находясь в одинаковых условиях с самками, склонны показывать лучшие результаты в пространственном ориентировании.

Влияние гормонов

Множество исследований показывает, что половые гормоны оказывают влияние на когнитивную деятельность и структуру мозга. Тем не менее они не являются решающим фактором в пространственном ориентировании и вербальных навыках, их влияние целиком компенсируется личностными характеристиками человека.

Пространственное ориентирование

В исследовании, проведённом в Университете Чикаго, отмечается, что у ряда животных самцы также лучше справляются с задачами на пространственное ориентирование. Исследователи опровергают гипотезу об эволюционных различиях в строении мужского и женского мозга из-за разницы в их занятиях (мужчины были в основном охотниками, а женщины — собирателями, у животных также наблюдаются различия в социальном поведении), ссылаясь на основной закон генетики количественных признаков — черты, находящиеся под влиянием естественного отбора, наследуют оба пола. Единственной причиной, по которой женские особи не смогли бы унаследовать гены, способствующие лучшей ориентации в пространстве, авторы называют явный вред женскому организму, представлять который пространственное ориентирование не может. Ссылаясь на ряд исследований, показывающих, что очень большой уровень тестостерона в женском организме улучшает способность к пространственному ориентированию, а также то, что у исследованных животных, даже при одинаковом ареале обитания, самцы в среднем показывают лучшие результаты в данной сфере, авторы приходят к выводу, что лучшая способность к пространственному ориентированию у мужских особей является только побочным эффектом бо́льшего уровня тестостерона и не имеет за собой никаких эволюционных причин.

Исследователи из Загребского университета, сравнив результаты мужчин в тестах на пространственное ориентирование весной (когда количество тестостерона в организме снижается) и осенью (когда количество тестостерона повышено), выяснили, что участники, когда уровень тестостерона в их организме снижен, справляются с тестами лучше, чем в период, когда количество этого гормона повышено. Учёные пришли к выводу, что для наиболее успешного выполнения заданий на пространственное ориентирование, в организме должен присутствовать строго определённый уровень тестостерона. Другое исследование также показало, что суточные колебания тестостерона у мужчин и женщин не влияют на пространственную ориентацию.

Ряд исследований также показывает, что эстрогены оказывают отрицательное влияние на пространственное ориентирование как у мужчин, так и у женщин. Сравнение пространственных способностей в течение менструального цикла показало, что в период менструации, когда количество эстрогенов минимально, женщины показывают значительно лучшие результаты в пространственном ориентировании, чем во время лютеиновой фазы.

Память

Ряд исследований показывает, что эстрадиол, в зависимости от его уровня в женском организме, может как положительно, так и отрицательно влиять на рабочую память и способность к обучению. Очень высокий уровень эстрогенов может негативно сказываться на выполнении выученных ранее действий и отрицательно влиять на память.

Влияние среды

Общественные стереотипы

Высокий интеллект и гениальность общественные стереотипы гораздо сильнее связывают с мужчинами, чем с женщинами. Исследователи из университетов Принстона, Иллинойса и Университета Оттербайн провели ряд опросов среди учёных и студентов из двух научных направлений (общественные и гуманитарные науки (англ. Social Science and Humanities) и STEM-дисциплины: естественные, прикладные, технические и точные науки) с целью выяснить причины недостатка женщин в определённых областях. В то время как количество рабочих часов, сложность экзаменов, а также преобладание эмпатии или систематизации не являлись значительными факторами при прогнозировании количества женщин в той или иной сфере науки, внутридисциплинарные убеждения о способностях (англ. field-specific ability beliefs), такие как важность врождённых талантов или же важность упорного труда, были тесно связаны с количеством женщин в той или иной дисциплине. Так, в молекулярной биологии, исследователи которой, согласно опросу, ценят труд выше, чем талант, в 2011 году в США 54% обладателей докторских степеней были женщинами. В то же время в философии, дисциплине, больше связанной с представлениями о высоких интеллектуальных способностях и гениальности, чем с упорным трудом, лишь 31% докторских степеней принадлежал женщинам. Учёные приходят к выводу, что стереотипные представления о том, что женщины не обладают в достаточной степени талантами или гениальностью, необходимыми для успеха в таких дисциплинах как физика, математика или философия, являются важным фактором, влияющим на количество женщин-учёных в этих сферах.

Угроза подтверждения стереотипа

Воздействие стереотипов на способности человека подтверждает множество исследований. Так, учёные из Дартмутского колледжа и Северо-Западного университета провели исследование с использованием фМРТ, в котором рассмотрели влияние стереотипов на математические способности у женщин. Участниц разделили на экспериментальную и контрольную группы. Обе группы сначала выполнили 50 арифметических задач. После этого, в экспериментальной группе, в качестве стереотипного воздействия использовалось задание на выявление «отношения к математике» (англ. math attitudes). Участницам также пояснили, что «исследование показало гендерные различия в математических способностях и выполнении задач». В контрольной группе это задание заменили на тест на «политические взгляды» (англ. political attitudes), в котором проверялось как «личные взгляды влияют на выполнение когнитивных задач». После этого обе группы выполнили ещё 50 арифметических задач.

Результаты исследования показали, что участницы из контрольной группы стали активнее использовать нижнюю левую часть префронтальной коры (поле Бродмана 47), нижнюю левую часть теменной доли коры (40) и обе стороны угловой извилины (39), зоны, ответственные за выполнение математических задач. Участницы из контрольной группы улучшили свои результаты по сравнению с первой серией задач. У участниц из экспериментальной группы вместо этого была отмечена повышенная активность вентральной части передней поясной коры (ППК), участка, ответственного за эмоциональные реакции. Учёные также отметили, ссылаясь на ряд исследований, что вентральная часть ППК крайне чувствительна к социальным воздействиям, в частности, к неприятию и что она также играет центральную роль в осмыслении негативной информации. У участниц из экспериментальной группы результаты ухудшились.

Учёные из Смит-колледжа и Калифорнийского университета провели исследование на влияние стереотипов на пространственное ориентирование у женщин с использованием фМРТ. Участниц поделили на три группы: в одной применяли положительное стереотипное влияние, во второй — отрицательное, третья была контрольная. Для тестирования использовались задания с составными кубическими фигурами. У группы, к которой применялось негативное стереотипное влияние, была отмечена активность в правой стороне медиальной лобной извилины (11), рострально-вентральной части ППК (32) и в правой глазничной извилине (11), которая считается ответственной за социальные отношения, включая гендерные стереотипы. Помимо этого, глазничная извилина участвует в регуляции таких чувств как стыд и неловкость. Исследователи указывают на прямую связь количества ошибок при выполнении заданий и активацией медиальной лобной извилины и рострально-вентральной части ППК у участниц из этой группы. Исследователи также связывают активацию в верхней затылочной извилине (19) и передней префронтальной коре (10) у группы позитивного стереотипного влияния с уменьшением числа ошибок при выполнении заданий. Участницы из этой группы справились с заданиями на 14 % лучше, чем группа с отрицательным влиянием. Принимая во внимание то, что 90 % участниц исследования заявили, что полученная ими информация никак не повлияла на выполнение ими задач, учёные сделали вывод, что стереотипная информация воздействует на подсознательном уровне. Различия в активации участков мозга среди групп, по мнению исследователей, указывает на влияние получаемой информации на когнитивную деятельность.

Влияние стереотипов на детей

Общественные стереотипы оказывают влияние на выбор увлечений у ребёнка. Картина из Millcombe House с острова Ланди.

В то время как исследования влияния стереотипов на взрослых не могут дать однозначных ответов на причины различий в тех или иных интеллектуальных способностях, влияние общественных представлений на детей раннего возраста гораздо легче поддаётся изучению.

Исследования, проведённые в университетах Иллинойса, Нью-Йорка и Принстона, показывают, что стереотипные представления об интеллектуальных способностях начинают влиять на девочек и их интересы уже с шестилетнего возраста. В первом исследовании, которое провели учёные, участвовали дети пяти, шести и семи лет, им было предложено три задания. В первом задании детям сначала рассказали историю про «очень-очень умного человека», не давая намёков на пол, а потом предложили угадать героя рассказа на одной из четырёх фотографий взрослых (двух мужских, двух женских). Во втором задании детям предложили выбрать из пар фотографий (одного или разного пола в случайном порядке) «очень-очень умного человека». В третьем задании дети должны были отгадать какой предмет (например, молоток) или личное качество (например, умный) лучше всего соотносится с человеком, изображённым на картинке. Результаты исследования показали, что представления о высоком интеллекте у девочек начинают меняться начиная с шести лет. Девочки в пять лет, так же часто как и мальчики, склонны связывать представителей своего пола с высокими умственными способностями, но уже в шесть лет девочки начинают это делать гораздо реже. Следует отметить, что представления девочек об интеллектуальной одарённости не связаны с представлениями о хорошей успеваемости в школе — как показало второе исследование, в отличие от мальчиков, с возрастом они начинают чаще связывать детей своего пола с отличной учёбой. В третьем исследовании учёные изучали как гендерные представления у детей шести и семи лет влияют на их интересы. Детям предложили две игры: «для очень-очень умных детей» и для «детей, которые сильно-сильно стараются». Девочки были гораздо менее заинтересованы игрой для «умных детей», чем мальчики, и сильнее интересовались игрой для «детей, которые стараются». Девочки в этой группе, так же как и участницы из первого исследования, гораздо реже связывали представительниц своего пола с высокими интеллектуальными способностями. Представления об интеллекте в своей социальной группе учёные называют одним из факторов, который влияет на выбор занятий. В четвёртом исследовании, где участвовали дети пяти и шести лет, среди младшей группы не было существенных различий в интересе игрой «для умных детей», в то время как в старшей группе интерес девочек к данной игре был значительно ниже. Рассмотрев это, учёные приходят к выводу, что культурные представления о высоком интеллекте начинают воздействовать на детей уже в раннем возрасте, влияют на их интересы и в будущем могут ограничить круг возможных профессий.

Учёные из Университета Вашингтона провели исследование с использованием теста подсознательных ассоциаций среди детей в возрасте от шести до десяти лет. В тесте детям предлагалось выбрать ассоциации между гендерными признаками и предметами, связанными с математикой. Результаты тестов показали, что мальчики значительно чаще связывают свой пол и себя с успехами в математике, чем девочки, которые, в свою очередь, чаще считают математику более подходящей для мальчиков, чем для своего пола. Причиной этого, считают учёные, могут быть только общественные стереотипы или иное внешнее влияние, так как в начальной школе мальчики и девочки показывают одинаковые результаты в математических тестах. Интерес к математике у детей младшего школьного возраста исследовали также учёные из Немецкого Института Международных Исследований в Области Образования, Центра Индивидуального Развития и Адаптивного Образования Детей в Группе Риска во Франкфурте-на-Майне (англ. Center for Individual Development and Adaptive Education of Childrean at Risk) и Университета Гёте. Они провели лонгитюдное исследование, в котором сравнили отношение к математике у детей в первом классе и год спустя во втором. Результаты исследования показали, что за год учёбы, у девочек отношение к математике как к предмету, который им удаётся и нравится, снижается гораздо сильнее, чем у мальчиков, несмотря на отсутствие различий в успехе по этому предмету.

Отношение родителей

Сет Стивенс-Давидовиц, анализируя частоту различных запросов в Гугле, приходит к выводу, что родители имеют предубеждения в отношении своих детей в зависимости от их половых признаков. Так, вопрос по поводу одарённости ребёнка задаётся в два с половиной раза чаще в отношении мальчиков, чем в отношении девочек. Стивенс-Давидовиц утверждает, что реальных предпосылок, кроме общественных стереотипов, для этого нет, так как девочки развивают вербальные навыки раньше мальчиков и в США они на 9 % чаще попадают в образовательные программы для одарённых детей. Запросы, связанные с низкой интеллектуальностью ребёнка также совершаются чаще в случае с мальчиками, но с меньшей разницей в частоте. Автор также замечает, что вместо интеллекта, родители чаще интересуются внешностью своих дочерей — запрос «Страдает ли моя дочь лишним весом?» совершается приблизительно в два раза чаще, чем аналогичный про сына. Стивенс-Давидовиц утверждает, что это не может быть связано с реальной проблемой ожирения у детей, так как мальчики страдают им чаще. Также родители в полтора раза чаще спрашивают «Красива ли моя дочь?» и в три раза чаще «Некрасива ли моя дочь?», чем делают аналогичные запросы по отношению к внешности своих сыновей.

Гендерные роли

Учёные из Университета Гриффита провели исследование, в котором сопоставили когнитивные навыки и гендерные черты характеров участников. Как показало исследование, преобладание у человека «мужских» черт характера (склонность к доминированию, уверенность в себе и т. д.) существенно повышает способности к пространственному ориентированию. Тем не менее, это не является решающим фактором — несмотря на то, что женщины с «мужскими» чертами характерами показали лучшие результаты в пространственном ориентировании, чем мужчины с «женскими» чертами характера, они всё равно уступали мужчинам с «мужскими» чертами характера. Исследование также показало, что традиционно «женские» черты характера (уступчивость, эмпатия и т. д.) играют решающую роль в развитии вербальных навыков — участники, у которых было отмечено преобладание «женских» черт, не показали статистически значимых половых различий в этой сфере когнитивной деятельности. Учёные также подчёркивают, что черты характера и когнитивные способности могут быть взаимосвязаны и успехи в традиционно «мужских» или «женских» сферах могут формировать соответствующие черты характера.

Учёные из Гейдельбергского университета и Университета Гумбольдта провели исследование, в котором попросили участников представить себя сначала стереотипным мужчиной, а потом стереотипной женщиной. После этого участникам предложили тест на пространственное ориентирование с трёхмерными кубическими фигурами. Женщины, представлявшие себя стереотипными мужчинами, справлялись с тестом так же хорошо, как и мужчины в аналогичной ситуации. У мужчин, представлявших себя стереотипными женщинами, результаты были немного ниже. Самый худший результат, значительно более низкий, чем у других групп, наблюдался у участниц, которые представляли себя стереотипными женщинами. Принимая это во внимание, исследователи пришли к выводу, что решающую роль в успешном выполнении задач на пространственное ориентирование играют гендерные представления.

Отношения внутри коллектива

Исследователи из Университета Монаша, опираясь на простейшие экологические модели поведения популяций применительно к научному сообществу, пришли к выводу, что часто значительно более низкая скорость продвижения женщин по научной карьерной лестнице в сравнении с мужчинами объясняется меньшей эффективностью интеллектуальной деятельности первых, из-за которых женщины, по мнению исследовательниц, проигрывают в «конкурентной борьбе» мужчинам. (Следует отметить, что ряд других исследований, как, например, проведённое исследователями из Йельского университета и опубликованного в сентябре 2012 года в рецензируемом научном журнале PNAS, говорит о наличии в научной среде предубеждения в отношении женщин-сотрудников).

История

Интеллект и различия в умственных способностях людей изучаются с середины XIX века. Среди первых исследователей, занимавшихся этими вопросами, были Фрэнсис Гальтон, Чарльз Дарвин и Поль Брока. Первые работы по изучению умственных способностей мужчин и женщин основывались, в основном, на случайных, несистематизированных наблюдениях. У Дарвина в «Происхождении человека» (The Descent of Man, 1871) встречаются такие сравнения: «Мужчина смелее, агрессивнее, энергичнее и изобретательнее женщины. В абсолютном измерении мозг мужчины больше, хотя соотношение величины мозга и массы тела в полной мере не выяснено. У женщины лицо круглее; Она созревает раньше, чем мужчина». С развитием психологии и статистических методов стали накапливаться систематизированные данные о связи интеллекта и пола, хотя до сих пор не существует согласия о том, что такое интеллект и насколько объективны способы его измерения.

Общее интеллектуальное развитие

Коэффициент интеллекта

Результаты научных исследований, подтверждающих или опровергающих наличие разницы в интеллекте и задатках у мужчин и женщин, довольно противоречивы. Для оценки умственных способностей человека используются стандартизированные тесты на интеллект. Самыми распространёнными являются тесты, определяющие коэффициент интеллекта или IQ-тесты. Однако существуют и другие тесты, оценивающие способности человека. Изучение разницы в интеллектуальных способностях мужчин и женщин основывается на анализе тестирований в школах, университетах и в армии США и Западной Европы. В России тестирования интеллекта появились недавно, поэтому данные о таких различиях отсутствуют.

В некоторых исследованиях мужчины демонстрируют более высокий коэффициент интеллектуальности. Вторичный анализ результатов шести широкомасштабных тестирований, проведённых в США с 1960 по 1992 годы, показал, что в среднем по всем тестам у мужчин результаты выше. Тесты включали проверку различных способностей, в частности, способности чтения, словарный запас, математика, пространственная ориентация, ассоциативное мышление, память и проч. Женщины набирали больше очков в тестах на чтение, скорость восприятия и ассоциативное мышление, а мужчины в тестах на пространственную ориентацию и математические способности. В целом, средняя разница между мужчинами и женщинами была невелика. В заключении авторы подчёркнули, что данные анализа не позволяют судить о причинах существующих различий между результатами тестирования у мужчин и женщин.

В исследовании, проведённом среди 11-летних детей в 1932 году в Шотландии, разница между коэффициентами интеллектуальности у девочек (100,64) и у мальчиков (100,48) оказалась статистически незначимой. Значимым было лишь среднее квадратическое отклонение (14,1 для девочек и 14,9 для мальчиков). Девочек было на 2 % больше в диапазоне 90—115 очков IQ-теста, в то время как мальчиков было больше в диапазонах 50—60 и 130—140 очков. Другое исследование, проведённое в 2015 году Китае на 12-летних подростках по методике WISC-R, показало, что мальчики показывают более высокие результаты на несколько пунктов IQ. В исследовании отмечается, что результаты в плане половых различий близки к американским показателям, полученным по той же методике. Разброс результатов у мальчиков оказался существенно выше, чем у девочек.

Фактор общего интеллекта

Исследование 1292 пар родных братьев и сестёр, участвовавших в Национальном Лонгитюдном Опросе Юношества 1979 года (США), выявило незначительное сренестатистическое преимущество мужчин по величине фактора общего интеллекта при существенном преобладании мужчин в нижнем и верхнем диапазонах. Оценка интеллектуального развития по Тесту Рейвена в пяти развитых странах показала, что женщины с начала 21 века стали достигать тех же результатов в показателе фактора общего интеллекта, что и мужчины. Джеймс Флинн считает достижение женщинами равенства с мужчинами в показателе интеллектуальности по Рейвену одним из показателей развития общества.

Примечания

  1. В работе приведены данные исследования луговых, прерийных и лесных полёвок, белоногих хомячков, домовых мышей, чёрных крыс, туко-туко, макак-резусов, лекарственных каракатиц, домашних лошадей и людей.
  2. Пример: у млекопитающих соски наследуются также и мужскими особями.
  3. Среди побочных явлений тестостерона также известны: проявления акне, облысение по мужскому типу и преобладание длины безымянного над указательным пальцем.
  4. В качестве положительного стереотипного влияния использовалась информация о том, что женщины лучше владеют перспективой (англ. perspective taking), в качества отрицательного — информация о лучших навыках в пространственном мышлении у мужчин. Контрольная группа получила нейтральную информацию.
  5. Участницы из группы с положительным стереотипным влиянием сделали на 8% ошибок меньше, чем в контрольной, в то время как участницы из группы с отрицательным влиянием сделали на 6% ошибок больше по сравнению с контрольной группой.
  6. В первом и четвёртом исследовании участвовало по 96 детей, во втором — 144 ребёнка, в третьем — 64. Детей было поровну в каждой возрастной и гендерной группе. Дети были в основном из семей среднего класса, 75% были белыми, средний возраст при поступлении в школу — 6,87 для мальчиков и 6,72 для девочек.
  7. В исследовании участвовало 247 детей: 126 девочек и 121 мальчик, из среднего и высшего класса, 83,3 % были белые, 9,6% — азиаты, и 7,1 % — афроамериканцы. В качестве гендерных признаков в тестах использовалась сама половая принадлежность — мальчик или девочка, мальчишеские или девичьи имена, а также собственная гендерная идентичность участника. Чтение предлагалось в качестве альтернативы математике в тестах с выбором между двумя занятиями.
  8. Участников (105 мужчин, 204 женщины) разделили на четыре группы: «маскулинную» и «фемининную» (соответственно с преобладанием традиционно мужских и женских черт характера), а также «андрогинную» (с преобладанием традиционных черт обоих полов) и «недифференцированную» (с преобладанием черт характера, не относящихся традиционно к мужским или женским). Гендерные характеристики были выявлены с помощью Полоролевого опросника Бем, Опросника по персональным характеристикам и Шкалы самооценки в коллективе.
  9. Данные были получены в Австралии, Новой Зеландии, Аргентине, Эстонии и среди белого населения Южной Африки. Все страны предоставили как минимум 500 результатов тестирования для каждого пола.

Использованная литература и источники > Литература

Ссылки

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Викифицировать список литературы.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.