Михаил зайков куклы

Куклы на шарнирах, созданные Михаилом Зайковым впечатляют, околдовывают и завораживают. Эти куклы выглядят так натурально, что возникает впечатление, что вот сейчас, через несколько секунд они откроют глаза, оглядятся по сторонам и, может быть, даже заговорят…

Лица создаются из полимерной глины
Готовые работы Михаила Зайкова

Готовые работы Михаила Зайкова похожи на настоящих людей

Для создания этих, бесспорно восхитительных, кукол мало просто владеть основными навыками и техниками создания скульптур. Нужно вкладывать частичку своей души в каждый элемент и деталь. То, как будет выглядеть кукла, ее образность, достигается тщательной проработкой мельчайших деталей: от овала лица, до прически, нарядных и торжественных платьев и аксессуаров. Этой игрушке не захочется сменить одежду или вовлечь ее в игру «дочки-матери», ведь любая куколка от Михаила Зайкова является шедевром кукольного искусства и бесценным творением.

Работа над каждой куклой занимает у мастера целый месяц
Все черты лица кукол повторяют человеческие в эскизах
Михаил говорит, что его куклы являются образами девушек-подростков
Тела шарнирных кукол подвижны

Своих кукол мастер делает из полимерной глины. Они достаточно большие – около 70 см. В одной кукле находится 14 шарнирных сочленений, благодаря которым могут «шевелиться» ручки и ножки, поворачиваются и наклоняются голова и тело. Любая кукла мастера оформлена вручную — для росписи автор применяет краски на основе акрила. Только потрясающе реалистичные глаза, которые также являются ручной работой, Михаил выписывает из Германии. Всю одежду, аксессуары, прическу и прочие мелочи придумывает и реализует Ирина Куземина, с которой Михаил познакомился в театре кукол.

Вдохновение художники ищут среди старых картин или фотографий
Образ каждой куклы продумывается отдельно

Сразу создается эскиз, потом — основа
Основой для головы служит фольга
Шикарные наряды для кукол создает Ирина Куземина

Одежда и обувь для кукол создаются вручную Ириной Куземиной

В 2010 г. Михаилу встретились фотографии кукол, созданных Laura Scattolini и Rotraut Shrott, и его «зацепила» мысль, что куклы, созданные настоящим мастером, это не просто игрушки. Скульптор решил попробовать себя в новом деле, изучал материалы, создавал детали различной формы и величины. Вначале мастер освоил создание обычных, неподвижных кукол. И только недавно, чуть больше года назад, Михаил начал осваивать технику изготовления подвижных шарнирных кукол.

Куклы Михаила Зайкова и Ирины Куземиной в упаковке

Реалистичность кукол Михаила впечатляет

Михаил и Ирина вместе работают над результатом, хотя задачи в процессе создания у каждого разные. Совместное обсуждение того, как будет выглядеть кукла в итоге, дает понимание, с чем и как нужно работать. В результате на одну куклу уходит почти месяц совместной работы, однако результат явно стоит этого времени.

Михаил Зайков со своими работами на выставке кукол

В аккаунте Instagram Михаил делится с читателями короткими видео о создании своих шедевров:

● Михаил Зайков на Instagram >>>

Сегодня в нашей рубрике «Портрет» мы расскажем не об одном художнике, а о творческом дуэте. Автор кукол Михаил Зайков и создатель одежды и причесок Ирина Куземина работают в тандеме, и у них это получается более чем успешно.

Не будет преувеличением сказать, что куклы Михаила Зайкова (под этим авторством они значатся на выставках и в каталогах) взорвали кукольный мир – настолько они необычны, не похожи ни на каких других, загадочны и невероятны.
Стилистика, материал и размер этих кукол больше похожи на традиционных статичных кукол, при этом куклы шарнирные, полностью подвижные. Однако можно предположить, что вряд ли коллекционерам этих кукол придет в голову с ними играть или переодевать – настолько образы выразительны, самодостаточны, уникальны. Мы видим совершенно живых девочек, красивых в своей подростковой неуклюжести, их непостижимый взгляд одновременно и наивен, и словно содержит какое-то тайное знание и устремлен в будущее…
К сожалению, даже самые лучшие фотографии не передают их живой прелести. Каждый образ и костюм продуман до мелочей и исполнен на высочайшем уровне, начиная от скульптуры и заканчивая покроем платья.
При этом художники крайне непубличны, а самих кукол можно купить только в галерее. Безусловно, это очень подогревает зрительский интерес, поэтому мы решили задать Михаилу и Ирине несколько вопросов.
Конечно, всем нам интересно, есть ли специальное художественное образование у авторов столь профессионально сделанных кукол?
Михаил: В 2009 году я закончил Кубанский Государственный университет, художественно-графический факультет, специализация — скульптура. После учился в аспирантуре, параллельно работал скульптором в театре кукол в 2010-2013 гг. Сейчас живу в г. Краснодаре
Ирина: По образованию я архитектор. Более 20 лет проработала театральным художником-модельером.

(фото из отчета http://babiki.ru/blog/vystavki/36037.html )
Когда и как узнали об авторской кукле? Когда решили сделать первую куклу?
Михаил: В 2010 году в журнале увидел фотографии кукол Laura Scattolini и Rotraut Shrott, тогда я узнал, что авторские куклы могут быть серьезным произведением искусства
Ирина: Так как я работала в театре кукол, об авторской кукле я знала давно. Создавая костюмы для героев спектакля, хотелось выйти на более высокий уровень. Когда Михаил предложил мне сотрудничать, я с удовольствием согласилась.

До шарнирки пробовали ли себя в статике? Почему выбраны именно шарнирные куклы?
Михаил: Первые куклы, которые я делал, были статичными. Шарнирными куклами заинтересовался год назад, когда увидел очень талантливые (с моей точки зрения) работы японских авторов — Ryo Yoshida и Tari Nakagawa.

(фото из отчета http://babiki.ru/blog/vystavki/36037.html )
Куклы чьего авторства вам нравится? Какие перспективы вы видите для мира авторских кукол и лично для себя как кукольников?
Михаил: В России огромное количество талантливых художников — кукольников, выделить кого-то я не хочу.
Ирина: Мне нравятся куклы Val Zeitler, Love moon princess, Алисы Филипповой. Я думаю, что в России появится еще больше любителей и коллекционеров авторских кукол.

С какими проблемами пришлось столкнуться при создании первых кукол? Сохранились ли их фото?
Михаил: Единственной проблемой поначалу было — отсутствие опыта. Я делал кукол разного размера, пробовал различные материалы. Сейчас работаю с полимерными глинами — Cernit, Fimo, Living Doll, La Doll (куклы выполнены в смешанной технике, при которой часть деталей делается из самозастывающих пластиков, часть – из запекаемых), куклы высотой 70см. Фотографий хорошего качества статичных кукол у меня нет, куклы находятся в частных коллекциях.

(фото из отчета http://babiki.ru/blog/vystavki/36037.html )
Откуда такие непривычные глазу российского кукольника образы? Чем вы вдохновляетесь?
Михаил: В работе над образом куклы, мне помогают ретро фотографии, фильмы, картины художников.
Ирина: Главная задача для художника -найти свой стиль, тему и нишу. Мне кажется, нам это удалось. Прообразами наших кукол зачастую являются реальные люди, жившие в эпоху Серебряного века.
Как устроены ваши куклы внутри? Сколько времени уходит на одну куклу? Планируете ли делать тиражных кукол?
Михаил: Подвижность кукле обеспечивают 14 шарниров. Локтевые, тазобедренные и коленные шарниры — двойные. Расписываю акриловыми красками. Над одной куклой работаю в среднем один месяц. О тиражировании кукол я думал, но пока в этом нет необходимости.

Вы работаете вдвоем, расскажите немного о коллеге. Насколько легко двум художникам прийти к общему видению образа? Как распределяются ваши сферы?
Михаил: Работаю не один, мне очень повезло, что я встретил единомышленника — профессионального театрального художника-модельера, Ирину Куземину. Мы работаем в разных сферах на один результат! У нас нет разногласий, каждый с удовольствием выполняет свою работу.
Ирина: Мы вместе работаем над образом каждой куклы. Михаил талантливый, трудолюбивый и целеустремленный человек, поэтому работать с ним легко .Самое главное, что в работе у нас с Михаилом нет разногласий.

Где мы сможем увидеть ваших кукол в следующий раз?
В планах у нас плодотворная работа и участие в Международных Салонах авторских кукол.

Куклы. Дорого

Интернет-портал «Кубань 24» пообщался с краснодарцами, создающими эксклюзивные авторские куклы, и узнал, почему люди готовы платить за такие игрушки десятки, а то и сотни тысяч рублей.

В 2005 году закончили Краснодарское художественное училище, факультет живописи, в 2011 году стали выпускниками КГУКИ факультета графического дизайна. Изготавливают шарнирных кукол из фарфора и полиуретана.

«Наши куклы отличаются от производственных прежде всего уникальностью. Каждая из них имеет свою историю и неповторимый образ. Декоративные элементы, такие как «резьба», выполнены в единственном экземпляре, они не повторяются в других работах. Для нас это принципиально важно.

Средняя цена кукол из полиуретана — от 60 тыс. рублей, из фарфора — от 150 тыс. рублей. Стоимость зависит от материала, используемого для изготовления, сложности, тиражности куклы. Спрос на работы у нас есть. Основные покупатели из Москвы и Санкт-Петербурга, хотя не редко отправляем кукол за границу: в США, Германию, Англию, Польшу, Италию, Китай. У нас есть и постоянные покупатели, как среди иностранцев, так и россиян.

Шарнирная кукла — распространенный вид такого искусства. Несмотря на высокую стоимость, их покупают не только коллекционеры. С точки зрения инвестиций, покупка куклы — это своеобразное вложение капитала. Среди коллекционеров ценятся куклы из фарфора, куклы, выполненные в единственном экземпляре.

С началом нашей кукольной деятельности мы стали ежегодно участвовать в разных международных выставках, таких как «Искусство куклы» в Москве, «Время кукол» в Санкт-Петербурге. Выставки — чрезвычайно полезная вещь для развития. Также наши работы попали в разные печатные издания, посвященные куклам. Это журнал «Кукольный мастер», книга «Самые прекрасные куклы мира». Однако представить наши работы за рубежом пока не представлялось возможным.

Процесс создания шарнирной куклы сложен и многоэтапен, требует большого терпения и усидчивости. На работу, начиная от мастер-модели до готовой куклы, может уйти несколько месяцев. Мы не всегда делаем предварительные эскизы, придуманный образ держим в голове. В итоге работа может быть далека от первоначальной идеи, здесь присутствует момент импровизации. У каждой куклы есть свой характер, который проявляется в процессе работы.

Большой интерес к этому направлению появился после того, как я впервые попала на кукольные курсы в 2010 году в Краснодаре. В это время мое увлечение стало больше, чем просто хобби. После окончания университета культуры я поехала в Санкт-Петербург, чтобы осваивать новые материалы и технологии. Там родилась моя первая шарнирная кукла по имени Лис. Я сразу влюбилась в ее подвижность, живость, возможность менять образы. Сергей к данному виду творчества пришел гораздо позже. Тогда у меня уже были ученики, поэтому он видел все стадии процесса производства. Сначала его привлекал только технический процесс изготовления кукол».

Увлеклась лепкой в детстве, основное обучение прошла на художественно-графическом факультете КубГУ. Сейчас обучается в аспирантуре Российской академии художеств на факультете дизайна. Изготавливает коллекционных кукол из запекаемого пластика.

«Цена одной моей куклы от 40 тыс. рублей и выше. Себестоимость ее зависит от материала, который использовался при лепке. В среднем затраты только на материал составляют не менее 10 тыс. рублей. Свои самые первые работы я продавала гораздо дешевле, но там были не такие большие затраты на ткань, кружево и другие элементы. Обычно я продаю кукол вместе с картинами — они составляют единую композицию.

Куклы пользуются большим спросом на международных выставках в Санкт-Петербурге и Москве. Там люди готовы отдать за одну работу от 1 тыс. долларов. Они понимают, что это искусство, и очень ценят кукол. На Кубани это направление не развито и большинство людей не понимает, что это произведение искусства и профессиональная ручная работа.

В основном кукол покупают коллекционеры, но среди клиентов бывают и любители. Коллекционеры стараются не разглашать свои имена, обычно между продавцом и коллекционером всегда договоренность — продавцы не должны никому сообщать о том, кто купил ту или иную работу.

Работами интересуются и из зарубежья: из Китая, европейских стран. Они связываются со мной или после выставок, или через социальные сети. На одной из выставок работами интересовался француз, тоже кукольник. Он достаточно высоко оценил моих кукол. Это большая честь, поскольку в нашей сфере очень редко можно услышать комплименты от коллег.

Недавно я вернулась с международной выставки в Минске, также регулярно посещаю выставки в Москве и Петербурге. Меня приглашают за рубеж: в Великобританию, Латвию. Но пока нет финансовой возможности поехать туда. Мероприятия проводят и на Кубани. Но они не настолько профессионально организованы. Например, два года подряд проводили выставку «Мир женщины». На ней представлены как наши профессиональные работы, так и хендмейд. На мой взгляд, это не очень хорошо, когда смешивают на одном мероприятии и профессиональные работы, и ярмарку народного ремесла.

К сожалению, у нас практикуется очень много халтурных работ. Люди, не имеющие художественного образования, организуют мастер-классы. Другие пытаются за два урока научиться этому искусству. Затем делают работы, не соблюдая пропорций и художественных основ. Однако научиться делать кукол, не имея профессиональной базы по лепке, практически невозможно.

Для создания кукол нужно хорошо знать анатомию. При работе необходима живая натура, в моем случае это зеркало. Я смотрю на себя и сравниваю, как, например, сгибается локоть и как натягиваются мышцы. Есть мастера, которые делают стилизованных кукол, но пропорции там тоже соблюдаются.

Кукол я леплю из запекаемого пластика. Это материал американского производства, называется Living Doll. Визуально работы получаются скульптурными. Для волос применяется шерсть ламы или японский синтетический материал. Сложность в том, что натуральный волос применять нельзя, потому что он толще, чем нужно. Главное правило во время лепки — соблюдение масштаба. Это значит, что все должно быть пропорционально человеческому телу. Такое правило сохраняется и при пошиве одежды для кукол. Ткани должны быть очень тонкими, швы специально закрывают, чтобы не смотрелось грубо. Обычно я использую натуральные шелка и шерсть, дорогое кружево, иногда винтажное. Глаза — стеклянные, японского или американского производства.

На каждую работу уходит разное количество времени, но не более одного месяца. Если говорить о портретных куклах, то на создание только одного лица может уйти около недели. Работая над такой куклой, ежедневно смотришь на портрет человека и находишь что-то новое в его чертах лица.

Всего мной было создано около 40 кукол. Считаю, что самая запоминающаяся работа будет впереди. В процессе создания мне сначала все нравится в кукле, но после завершения я вижу в ней много недостатков. У меня нет работ, которые мне нравятся. Некоторые из них дарю своим близким людям. Я еще не создала такую куклу, которую бы хотелось оставить себе и никому не продавать и не дарить».

В 2009 году закончил художественно-графический факультет КубГУ, дипломной работой была скульптура. После окончания вуза несколько лет работал скульптором в театре кукол. Об авторской кукле узнал, посмотрев работы итальянского дизайнера Лауры Скаттолини. Создает авторские коллекционные куклы из полимерной глины.

«Впервые свои работы я представил в 2013 году на выставке «Искусство куклы» в Москве. Все мои куклы тогда приобрели частные коллекционеры. Возможно, мои работы более реалистичны, чем это принято. Думаю, поэтому неподготовленным зрителям фотографии этапов процесса работы над куклой кажутся жуткими. Но когда куклы полностью готовы, реакция коллекционеров и посетителей выставок мне очень приятна.

Кукла — это симбиоз скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Я работаю с разными видами полимерных глин. Обычно рост моих кукол — около 75 см, подвижность обеспечивают 14 шарниров. Одежду для кукол шьет художник-модельер Ирина Куземина. Она использует антикварные и винтажные ткани, кружева. Обувь я делаю сам из тонкой натуральной кожи. Глаза использую стеклянные, расписанные вручную мастерами из Германии. Парик изготавливаю из натурального мохера. На создание одной куклы уходит от двух-трех недель до месяца. Не беру заказы на изготовление кукол по фотографиям конкретных людей — вдохновляюсь интересными лицами, картинами художников.

В апреле я представлял свои новые работы в Амстердаме на международной выставке кукол DABIDA. Также мои куклы хранятся в частных коллекциях в России, Англии, Америке, Великобритании, Саудовской Аравии. Сейчас все мои работы проданы — для меня это самая высокая оценка, я легко с ними расстаюсь. Не хочу шокировать жителей Краснодара стоимостью, цены на мои работы ориентированы на богатых коллекционеров из Европы, Америки и ОАЭ. Я не могу сказать, что движет людьми, которые их приобретают. Это такие же коллекционеры, как и те, которые собирают картины, фарфор, антикварную мебель».

Создание кукол — хобби. Изготавливает авторские коллекционные куклы в стиле реборн.

«Это направление пришло из США, примерно в 90-е годы. Реборн — кукла, максимально похожая на живого ребенка. Ее создают из виниловой заготовки — молда, его лепят скульпторы, как правило, это зарубежные мастера. Молд представляет собой голову и конечности, иногда к ним прилагаются накладные животы или анатомические торсы. Заготовка имеет бежевый или почти белый цвет, волосы и глаза на ней отсутствуют. Молды тиражируют, но они могут быть лимитированными, в этом случае заготовки стоят дороже.

Моя работа начинается с приобретения молда и подготовки его к окрашиванию. Затем я расписываю молд специальными красками, наношу их слоями, каждый закрепляется в печи при температуре 130 °С. Для этого использую аэрогриль — в обычной духовке обжигать нельзя, потому что винил при нагревании выделяет токсичные вещества. В итоге на кукле получается около 15-20 слоев краски. По окончании роспись покрывается специальным закрепителем, который предотвращает выгорание краски.

Затем начинается процесс прошивки волос — рутинг. Это самый долгий процесс, по одной-две волосинки прошивают специальной иглой. В качестве материала используется натуральный мохер — мех козы или человеческий волос. Иногда могу применять синтетику. В зависимости от модели молда вставляю глаза. Материалом служит выдувное стекло, изготовленное в Германии. Как правило, кукла имеет текстильное тело, она обязательно должна быть утяжелена, чтобы соответствовать весу настоящего ребенка. Одевают куклу как младенца, также для нее делают магнитную пустышку. На всю работу уходит от двух недель до полутора месяцев.

Создание кукол — это не основной вид моей деятельности. Художественного образования у меня нет, но я с детства рисую, леплю и занимаюсь разными видами рукоделия. Узнала о куклах случайно, из Интернета в 2009 году. Тогда в России реборнов изготавливали человек десять. Сразу же решила попробовать сделать сама, но материалы в России не продавались, пришлось заказывать из Германии. В Краснодаре я была первым человеком, который начал делать таких кукол. Обучалась через Интернет, методом проб и ошибок.

Такие куклы не предназначены для игры, они считаются коллекционными, авторскими работами, имеют категорию 12+. Их приобретают, как правило, взрослые люди, которые ценят ручную работу и это направление искусства. Конечно, люди по-разному относятся к таким куклам. В основном — с восхищением, но есть и противники.

Стоимость куклы прямо пропорциональна курсу евро и доллара, так как материалы приобретаются за рубежом. Начальная стоимость куклы ростом около 50 см составляет 20 тыс. рублей. Покупатели могут быть из разных стран. Сейчас все чаще продаю через аукцион eBay. К каждой кукле обязательно выдается сертификат, в котором указаны имя, вес, рост, название молда и фамилия скульптора».

Михаил Зайков замечательный, современный художник – кукольник из города Краснодара. Каждая его кукла – создание максимально реалистичное, со своим характером и индивидуальностью.

Создание авторской куклы включает в себя элементы живописи, скульптуры, дизайна и моделирования. В этом виде искусства есть возможность применить и соединить в одной работе множество разных навыков, техник и материалов.

Михаил Зайков в 2009 году окончил Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет, специализация — скульптура. После университета ему предложили вакансию скульптора в Краевом Театре Кукол. Недолго думая, он решил попробовать и начал стажироваться. С 2010-2013 гг. успешно совмещал работу с учебой в аспирантуре.

Участие в выставке Art Dolls («Искусство куклы») в Москве, в 2013 году принесло Михаилу Зайкову настоящую славу.

Вдохновением при создании первых кукол послужили работы Лауры Скаттолини и Ротраут Шротт. Далее, вступив в международное объединение авторов кукол, Михаил Зайков начал демонстрировать свои творения в галереях Краснодара. Куклы стали покупать, ими заинтересовались коллекционеры- иностранцы, работы заметили и отметили знаменитые мастера.

Создание куклы начинается с поиска образа. Михаил Зайков ищет их в старинных фотографиях дореволюционного периода. Это, как правило, европейские девочки 13-16 лет. эпохи конца XIX начала XX века. То есть ретро . В этом виде искусства есть возможность применить и соединить в одной работе множество разных навыков, техник и материалов.

С костюмами мастеру помогает его единомышленница Ирина Куземина. Она выступает в роли модельера для кукол и воспроизводит настоящую винтажную одежду именно того периода из старинных тканей и антикварных французских кружев. Ирина по образованию архитектор. Более 20 лет проработала театральным художником-модельером.

Каждая кукла индивидуальна и изготавливается в единственном экземпляре. При изготовлении куклы используются дорогие материалы, и сама работа очень трудоемкая. В конструкции шарнирной куклы 13 подвижных суставов, что делает ее подвижной, позволяя принимать абсолютно любые позы. При создании своих потрясающих кукол мастер использует полимерную глину, ручную роспись, а также необходимые комплектующие, которые приобретает в Германии и Франции. Цена куклы 70-80 тысяч рублей.

Дома у Михаилм Зайкова проживает его самая первая кукла. Она символична, потому что именно с нее начался некий новый виток его деятельности. Все остальные работы находятся в частных коллекциях. Художник отпускает их с «легким» сердцем и рад тому, что все они нашли свой новый дом.

Михаил Зайков полон творческих планов и идей. Пожелаем ему успехов!

Скульптор из России делает кукол, которые легко перепутать с чьим-то отражением

  • 284 35 169 168k

    25 фотосравнений, в которых заключена колоссальная разница привычных вещей

  • 181 12 80 101k

    Пользователи сети рассказали о стыдных моментах из своей жизни, которые они будут помнить еще очень долго

  • 96 31 143 25k

    80+ картин отечественных художников, которые должен узнавать каждый образованный человек

  • 150 17 89 37k

    Я похудела на 85 кг и расскажу, как потерять лишний вес и обрести себя

  • 90 36 124 22k

    На конференции Samsung предсказали 10+ нововведений, которые перевернут нашу жизнь уже к 2069 году

  • 246 20 80 136k

    10 случаев из жизни, когда испорченные деньгами люди получили по заслугам

  • 139 15 54 181k

    11 изъянов внешности российских звезд, которые могли стоить им карьеры. Но, напротив, сделали их уникальными

  • 214 21 79 82k

    18 доказательств того, что мужчины — короли неловких ситуаций

  • 77 12 142 55k

    20 примеров дизайна, который оказался милым и функциональным одновременно

  • 138 14 79 78k

    На Reddit поделились историями о том, как нелепо люди могут использовать бытовые предметы

  • 150 14 100 50k

    20+ искрометных твитов от людей, по которым плачет Comedy Club

  • 194 25 126 44k

    19 твитов про нелегкую жизнь интроверта, который есть в каждом из нас

  • 122 69 93 38k

    Как звались и выглядели бы выросшие сказочные персонажи, которых мы любим с детства

  • 112 16 68 48k

    Девушка из России откровенно рассказала о неожиданных особенностях работы с японцами

  • 111 22 159 33k

    Как страна, в которой мы родились, влияет на наш характер

  • 255 14 134 83k

    20+ ехидных твитов от людей, которые раскусили эту вашу взрослую жизнь