Мальчик на костылях

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «КАК»

Вы уже знаете, что союз – это служебная часть речи, с помощью которой оформляют связь между частями предложений, отдельными предложениями в тексте или между словами в составе простого предложения.

Союз «КАК» очень часто требует обособления разных синтаксических конструкций.

Чтобы понять, когда необходимо ставить запятую перед союзом «КАК», а когда нет, посмотрите следующие примеры.

Запятая перед союзом «КАК» ставится

1. Запятыми выделяются или отделяются обороты, начинающиеся союзом «КАК»

1) если они обозначают уподобление, без других оттенков значения («КАК» имеет значение «подобно»).

Например: Под ним Кавказ, как грань алмаза, снегами вечными сиял. Её голос звенел, как колокольчик. Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник. И видел он себя богатым, как во сне. (Крылов) Руки его дрожали, как ртуть. (Гоголь) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка… (Лермонтов) Как чайка, парус там белеет в высоте.

Сравнительные обороты в нашем языке не только передают сходство или различие, но и придают языку красоту и выразительность.

Пунктуационное правило о сравнительном обороте не так уж сложно: он всегда выделяется запятыми с двух сторон.

Например: Внизу, как зеркало, блестела вода. Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют. (Пушкин) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Тютчев) На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. (Гончаров) Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной (А. С. Пушкин).

В чем же заключаются трудности и откуда берутся ошибки?

Первая трудность — недостаточно вдумчивое отношение к тексту. Если вы не поняли, что в предложении что-то с чем-то сравнивается, вы и не заметите сравнительного оборота. Отсюда нехитрый вывод: всегда старайтесь понимать текст, который вы записываете.

Вторая трудность состоит в том, что среди сравнений встречаются синтаксические «карлики» и синтаксические «великаны». Вот как могут выглядеть сравнения -«карлики», их можно случайно и не заметить.

Например: Я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей (М. Ю. Лермонтов).

А вот как могут выглядеть сравнения -“великаны»: Перед ними, как окаменевшие во время шторма океанские волны, расстилались горные хребты.

Каких бед можно натворить с таким предложением?

Во-первых, просто забыть закрыть оборот запятой. Эта беда случается со всеми распространенными оборотами: «уловив» его начало, многие не удерживают его в памяти до конца — и тогда прощай, вторая запятая!

Во-вторых, не вдумавшись в смысл оборота, разрезать «великана», поторопившись поставить запятую раньше времени, например после слова окаменевшие, и тем самым превратить предложение в полную бессмыслицу.

2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь.

Например: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг. Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости, как и сам француз от предложения Дубровского. (Пушкин) Нигде при взаимной встрече не раскланиваются так благородно и непринуждённо, как на Невском проспекте. (Гоголь) Черты лица его были те же, как и у сестры. (Л. Толстой) Лаевский безусловно вреден и так же опасен для общества, как холерная микроба… (Чехов) Всё вокруг какое-то церковное, и маслом пахнет так же крепко, как в церкви. (Горький)

3) если оборот начинается сочетанием как и.

Например: Деревья, как и люди, имеют свою судьбу. К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке (Паустовский). В её глазах, как и во всём лице, было что-то необычное. Как и на прошлогодниx соревнованиях, впереди оказались спортсмены Российской Федерации;

4) если союз «КАК» включается во вводное предложение. Наиболее часто употребляются в качестве вводных предложений следующие выражения:

Как сейчас помню, как говорили, как мы узнали, как некоторые думают, а также сочетания как теперь, как один, как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т. п.

Например: Это была, как вы сами можете догадаться, наша героиня. Жители дома все, как один, высыпали во двор. Вижу, как теперь, самого хозяина… (Пушкин) Занятия начались, как обычно, в девять часов утра. Помню, как сейчас, свою первую учительницу в школе. Как нарочно, в кармане не было ни копейки. Запятыми, как правило, выделяются деепричастные обороты. Спартакиада, как обычно, проходит летом.

Но! Указанные сочетания не выделяются запятыми, если входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу.

Например: Занятия начинаются как обычно. Снегопады бывают в декабре как правило (=обычно). Вчерашний день прошёл как обычно (т. е. по обыкновению);

5) в оборотах не кто иной, как и не что иное, как; такой, как и так же, как.

Например: Спереди Рейнский водопад не что иное, как невысокий водяной уступ (Жуковский). Но перед ней был не кто иной, как путешествующий Эгль, известный собиратель легенд, сказок, преданий. Это был не кто иной, как Рылов.

2. Если приложение с союзом «КАК» имеет значение причинности, оно выделяется запятыми.

Например: Как истинный француз, в кармане Трике привез куплет Татьяне (А. С. Пушкин). Почему он привез куплет Татьяне? — как истинный француз.

Если дополнительных значений у приложения нет, оно выделяется запятой.

Например: Такой инструмент, как отвертка, всегда пригодится в хозяйстве. Здесь ни того ни другого вопроса поставить нельзя.

3. В сложноподчинённом предложении при присоединении придаточного предложения: «КАК» выступает в роли подчинительного союза и связывает придаточное предложение с главным.

Например: Он видит, как поле отец убирает. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца, и поразила нас сразу обоих. Я долго смотрел, как горит свеча.

(Напоминание: как отличить сложноподчинённое предложение от сложносочинённого? В сложноподчинённом от одной части предложения к другой можно задать вопрос. На примере, который был выше: «Я долго смотрел — на что? — как горит свеча». В сложносочинённых предложениях части равноправны).

Запятая перед союзом «КАК» не ставится

1. Обороты с союзом «КАК» не выделяются запятыми

1) если на первый план в обороте выступает значение обстоятельства образа действия (на вопрос как?); обычно такие обороты можно заменить творительным падежом существительного или наречием.

Например: Как град посыпалась картечь. (Лермонтов) (Сравните: посыпалась градом.) Как дым рассеялись мечты. (Лермонтов) Как демон коварна и зла (Лермонтов) (Сравните: демонически коварна.)

Перстенёк как жар горит. (Некрасов) В гневе он как гром загремел, как сталь засверкал. Конь как буран летит, как вьюга спешит. Как зарница в небе они запылали, как огненный дождь с неба упали.

2) если основное значение оборота – приравнивание или отождествление.

Например: …Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей… (Лермонтов) (Сравните: …любил меня, считая своей собственностью.) …Он подавал свой камень как единственное, что он мог дать (Салтыков-Щедрин);

3) если союз «КАК» имеет значение «в качестве» или оборот с союзом «КАК» (приложение) характеризует предмет с какой-либо одной стороны.

Например: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (Пушкин) Я говорю как литератор. (Горький) Моё незнание языка и молчание было истолковано как молчание дипломатическое. (Маяковский) Мы знаем Индию как страну древнейшей культуры. Публика ценила раннего Чехова как тонкого юмориста. Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга. Я сохраню это письмо как память. Юрий Гагарин вошёл в историю как первый в мире космонавт. Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня.

4) если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым (обычно в этих случаях сказуемое не имеет законченного смысла без сравнительного оборота).

Например: Одни как изумруд, другие как коралл. (Крылов) Она сама ходила как дикая. (Гончаров) Как ребёнок душою я стал. (Тургенев) Отец и мать ей как чужие. (Добролюбов) Я смотрел как . (Арсеньев)

Она держится как хозяйка. (Если взять сказуемое «держится» без оборота «как хозяйка», то получается «она держится», и можно подумать, что она держится за что-то.)

Сравните также: чувствовать себя как в родной стихии, ведёт себя как невменяемый, понять как намёк, воспринимать как похвалу, осознать как опасность, смотреть как на ребёнка, приветствовать как друга, оценить как достижение, рассматривать как исключение, принять как должное, представить как факт, квалифицировать как нарушение закона, отметить как большой успех, интересовать как новинка, выдвигать как проект, обосновать как теорию, принять как неизбежное, сложиться как традиция, высказать как предложение, истолковать как нежелание принять участие, определить как случай обособленного приложения, характеризовать как тип, выделяться как талант, оформлять как официальный документ, употребляться как фразеологический оборот, прозвучать как призыв, входить как составная часть, фигурировать как представитель, ощущаться как чужеродное тело, существовать как независимая организация, возникнуть как нечто неожиданное, развиваться как прогрессивная идея, выполнить как срочное задание и т. п.;

5) если сравнительному обороту предшествуют отрицание не или слова совсем, совершенно, почти, вроде, точь-в-точь, именно, прямо, просто и т. п.

Например: Я воспитал в себе это чувство праздника не как отдыха и просто средства для дальнейшей борьбы, а как желанной цели, завершения высшего творчества жизни. (Пришвин) Было светло почти как днём. Дети иногда рассуждают совсем как взрослые. Волосы у девочки вьются точь-в-точь как у матери. Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.

6) если оборот имеет характер устойчивого сочетания.

Мы подошли к самому интересному случаю — к фразеологическим оборотам. Фразеологизмами проникнута наша речь. Это устойчивые словосочетания, окрашенные иронией, хитрецой, лукавством.

Например: нужен как собаке пятая нога, поможет как мертвому припарка.

Фразеологизмы вносят в нашу речь не только образность, но и озорство, улыбку. И что очень важно — они не требуют запятой перед союзом «КАК»!

Например: Везде он чувствовал себя как дома. Брат и сестра похожи как две капли воды. У льва как гору с плеч свалило. (Крылов) Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берёг его как зеницу ока. (Пушкин) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. (Чехов)

Строгих грамматических правил, помогающих отличить фразеологизм от обычного сравнительного оборота, не существует. Надо просто уметь «узнавать при встрече» как можно больше фразеологизмов.

Среди устойчивых словосочетаний, не выделяемых запятыми, есть и «карлики»: работает как вол (или как лошадь), устал или голоден как собака, глуп как пробка, бел как лунь, как бешеный, как ошалелый, как вкопанный и т.п. Не ставится запятая перед «КАК» в сочетаниях нет как нет и тут как тут. Не выделяется запятыми и словосочетание внушительных размеров как ни в чем не бывало.

Сравните также: белый как лунь, белый как полотно, белый как снег, бледный как смерть, блестит как зеркало, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродит как неприкаянный, бросился как безумный, бубнит как пономарь, вбежал как сумасшедший, вертится как белка в колесе, визжит как поросёнок, вижу как днём, все как на подбор, вскочил как ужаленный, глядел как волк, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, далёк как небо от земли, дрожал как в лихорадке, дрожит как осиновый лист, ему всё как с гуся вода, ждать как манны небесной, заснул как мёртвый, здоров как бык, знать как свои пять пальцев, идёт рядом как пришитый, катался как сыр в масле, качается как пьяный, колыхался как студень, красный как рак, крепок как дуб, кричит как оглашенный, летит как стрела, лупить как сидорову козу, лысый как колено, льёт как из ведра, машет руками как мельница, мечется как угорелый, мокрый как мышь, мрачный как туча, народу как сельдей в бочке, не видать как своих ушей, нем как могила, носится как шальной, нужен как воздух, остановился как вкопанный, остался как рак на мели, острый как бритва, отличаться как небо от земли, побледнел как полотно, повторял как в бреду, пойдёшь как миленький, поминай как звали, поразить как обухом по голове, похожи как две капли воды, пошёл ко дну как камень, преданный как собака, пристал как банный лист, провалиться как сквозь землю, пропал как в воду канул, прямо как нож по сердцу, пылал как в огне, развеялся как дым, расти как грибы после дождя, свалился как снег на голову, свеж как кровь с молоком, свеж как огурчик, сидел как на иголках, сидеть как на угольях, сидеть как прикованный, слушал как заворожённый, смотрел как зачарованный, спал как убитый, стройный как кипарис, твёрдый как камень, темно как ночью, тощий как скелет, труслив как заяц, умер как герой, упал как подкошенный, уперся как баран, упрям как осёл, устал как собака, хлещет как из ведра, ходил как в воду опущенный, холодный как лёд, чёрный как чёрт, чувствовать себя как дома, шатался как пьяный, шел как на казнь и т. п.

2. Кроме этого, слово «КАК» может быть частью составного союза как… так и… или так как, а также оборотов с тех пор как, с того времени как, по мере того как, как можно меньше или больше. В таких случаях запятая ставится либо перед «КАК», либо перед всем сложным союзом.

Например: У него отличные оценки как по русскому языку, так и по математике. Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе. Сказки любят как дети, так и взрослые. Избегай пустых речей, так как исход их – раскаяние.

Он закончил рассказ, в то время как они добрались до места. Лариса работала в парикмахерской, между тем как Иван заканчивал институт.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
(М. Ю. Лермонтов)

3. В сложноподчинённом предложении с однородными придаточными после сочинительных союзов.

Например: Приятно в теплой комнате слушать, как злится ветер и как стонет тайга.

Одно из заданий на тренировке – упасть и ползти. А после игры они снимают амуницию и идут на костылях до гостиницы

Сюжет: Преодоление.

12-летний Даниил Нужный – член детской сборной Удмуртии по следж-хоккею.

– Пообщайтесь с Даниилом и его мамой. Вероника ее зовут. Это такая мама! Такой вы точно не встречали. На льду они у нас вдвоем. У Дани проблемы с рукой, он не может держать в руках вторую клюшку и отталкиваться. Поэтому мама катит сына, а он играет. В общем, мама – пушер, – благословил на встречу и дал номер телефона Вероники Нужной тренер детской сборной Юрий Иванович Широбоков.

Первенец, диагноз, спорт

Ижевск. Многоэтажная новостройка. Большая светлая квартира. Первое интервью Даниила. Но он больше слушал, кивал, улыбался и молчал.

Это первенец в семье Вероники. Кроме Дани еще двое – Аня и Лёва.

Данил

Вероника непросто пережила свою первую беременность и всё то, что происходило после. Но быстро пришла в себя. Расслабляться некогда.

– Первые роды были сложными. Два обвития пуповины с рукой. Малыша не могли достать. Головка опустилась уже слишком низко для того, чтобы делать кесарево. И его просто выдавливали. В итоге кровоизлияние в правое полушарие и левый гемипарез (неврологический синдром, снижение силы мышц, обусловленное поражением двигательного пути нервной системы или периферического нерва – ред.) как результат.

Нас выписали и уже где-то к году дали инвалидность. Было много слез, непринятия. Жизнь поменялась.

Мнения разные сейчас по поводу будущего Даниила. Кто-то из врачей говорит, что это останется. В какой форме – зависит только от нас. С таким диагнозом, как у Даниила, врачи говорят, что у нас еще всё хорошо. Хуже было бы, если б не занимались. Но я постоянно думаю о том, что могло быть хуже. Не всё так плохо. Ноги, руки есть, с этим люди живут. Главное – сохранен интеллект. Даниил учится в лицее.

– А как в следж-хоккей попали?

– Я понимала, что с таким диагнозом Даниилу жизненно необходимо двигаться. Мы искали возможности: бассейн, иппотерапия. Большой теннис он выбрал сам. Потом мальчик из лицея Даниила дал контакты тренера по следж-хоккею. Сама я понимала, что паралимпийские спортсмены, чемпионы – они же где-то все тренируются, вырастают. Но не могла найти. И – о, чудо! Летом этого года мы приехали на спортивные сборы. Там все дети пробовали разные виды спорта – у кого что лучше пойдет. Даниил еще и на футбол ходит параллельно. Скучать некогда. На следж-хоккее понравилось все. Мы поняли, что попали туда, куда нужно. Мне еще понравилось, что сказали на первом собрании: сейчас от детей не требуем результатов, просто хотим, чтобы они полюбили спорт, познакомились, подружились.

Данил с мамой

Кроме спортивных достижений, это еще и отличная социализация. Много появляется друзей. Тем более, когда они команда и борются за одну цель. Удачи и победы делят на всех. Это сближает. Съездили на соревнования в Казань, возвращались оттуда родными.

Мама-пушер

– Вероника, как получилось, что вы тоже встали на коньки вместе с Даниилом? Обычно родители вне игры.

– У Даниила слабые левая рука и нога. Клюшка вылетала из руки. А в следж-хоккее игрок держит короткие клюшки в обеих руках. Мы пытались сделать приспособления, варежку на липучке, но все это не работало. Тогда тренер спросил, умею ли я стоять на коньках, и предложил стать пушером Даниила. Конечно, согласилась.

Попробовали. Мне самой очень понравилось. Это азартно. В нашей команде я – единственный пушер, но в других командах тоже видела. Приятно, что не одна такая.

На тренировке

– Вы понимали тогда, что такое хоккей?

– Правила игры не знала, многому нужно было учиться. Но это безумно интересно. Для пушеров есть отдельные правила, ограничения. Например, я не могу развивать скорость больше, чем противник. Нам с Даниилом нельзя заезжать в зону защиты. На мне должен быть защитный шлем. Абсолютно погружаюсь в игру. Мы с Даниилом единое целое, чувствуем и понимаем друг друга. Если нам нужно повернуть налево, я говорю об этом, и Даниил корпусом наваливается в левую сторону, чтобы мне легче было повернуть сани. Когда вижу близко шайбу, кричу «Бей!» или «Отбирай!»

Стараюсь, чтобы он был в игре и максимально помог своей команде, чтобы не был балластом, игроком для галочки. Стараюсь догнать шайбу, выйти на вратаря – вся в игре вместе с ним. На соревнованиях в Казани Даниил забил такую необходимую шайбу!.. И мы сравняли счет, а потом еще одну, и это вывело команду вперед. Непередаваемые ощущения.

– Вы полноценный игрок в команде. Как с другими детьми ладите?

– Не все сразу приняли пушера. Детям казалось, что у Даниила есть превосходство – ему помогает взрослый. Они считали, что это несправедливо. Им приходится самим бороться, набирать скорость, а Даниил просто сидит в саночках – мама его катает. Но потом с ребятами поговорили, и я объяснила, что мы – одна команда. Тренировки тренировками, а соревнования – работа всех на один общий результат.

Они это приняли и перестали обижаться, стали воспринимать Даниила как сильного игрока, который может развивать большую скорость и забивать. Это только усиливает команду. Другие игроки тоже старались набрать такую же скорость и стать такими же маневренными, как Даниил. И результат был. Три игры в Казани мы выиграли с разным счетом. Хотя до Казани тренировались всего пять дней. Наш тренер сумел за этот период команду подготовить. Каждая тренировка была не похожа на другую. Отрабатывались разные сценарии и аспекты. Например, одно из заданий – упасть и ползти. Это для того, чтобы отработать вариант падения на соревнованиях – доползти до шайбы и передать ее другому игроку. Чтобы команда продолжала бороться. Это помогло. Было несколько таких моментов на турнире, когда действительно дети шли до последнего. Герои.

– Обсуждаете с Даниилом тренировки, особенные ситуации на льду?

– Конечно. Объясняю сыну, что мне очень сложно катать эти сани. Вес ребенка, плюс экипировка, плюс сани. Они на двух лезвиях, потому очень сложно поворачивать и маневрировать.

Я выхожу вся мокрая со льда. В первый раз надела шапку, шарф, перчатки, думала – замерзну, но спустя десять минут после тренировки всё это сняла и осталась в кофточке. Не думала, что будет такая мощная физическая активность. У меня болели руки. На них очень большая нагрузка. Однажды прямо перед отъездом на соревнования от интенсивных тренировок у меня порвались коньки, подошва оторвалась от ботинок, пришлось срочно покупать новые.

Отдавалась полностью, чтобы Даниила докатить до этой шайбы, а он ее терял, например, меня брала досада, и я говорила: «Даниил! Пожалуйста! Держи шайбу! Другим ребятам надо еще постараться догнать ее, потом вести. А твоя задача – держать шайбу, дать точный пас либо нанести удар по воротам. В этом твоя основная задача, и пожалуйста, будь в игре. У тебя больше возможности следить за шайбой».

У детей, которые играют двумя клюшками, тоже есть преимущества. Они могут шайбу держать лучше, давать пас под санями, принимать пас и слева, и справа. У Даниила получается только справа. Мне его нужно так повернуть аккуратно, чтобы ему удобно было сделать бросок именно правой рукой.

На игру настраиваемся вместе. В игре взаимодействуем. Если что-то не получается, ответственность делим на двоих, а если что-то получается, считаю, что это Даниил молодец. Стараюсь на общих фото тоже не присутствовать. Основной игрок, считаю, Даниил, а я просто помогаю ему передвигаться.

И когда вдруг произошло что-то на льду, упал ребенок, например, и у него не получается встать, я тоже должна ему помочь.

– Вероника, а почему не папа? Всё-таки это жесткий вид спорта.

– Миша работает. Может быть, лучше было бы, если бы играл он. Но папа – это тот же мальчик, только старше. А все мальчики – лидеры. И я опасалась того, что Мише захочется играть больше, чем сыну. А тут нужно дать возможность играть ребенку и уйти на второй план, свои амбиции немножко утихомирить. Наверное, на этом фоне могли быть неудачи. Муж за нас болеет, он очень рад нашим успехам. Он удивлен тем, что я увлеклась хоккеем. Пишу ему: «Я теперь пушер в детской команде», он мне: «Ладно. Молодец». Да я и сама удивлена, что так все повернулось, хотя рада, что так вышло.

Нравится мне весь этот азарт и очень нравится смотреть на то, как преображаются дети. Когда они снимают с себя амуницию, превращаются в обычных ребят, порой с грустными глазами. Идут на костылях до гостиницы. Но когда они надевают красивую форму, шлемы, садятся в сани и у них появляется скорость – та, которую они не могут развить на земле… Как они играют! Это же такое перевоплощение! Я на них смотрю – очень здорово. Какие они крутые, какие молодцы. Я их не узнаю. Им не хватает этого в обычной жизни.

Заметила, когда мы приехали на первые сборы, дети выбирали футбол. Там проще, нет формы, сложных переодеваний, саней, клюшек. Но когда предстояла подготовка к соревнованиям в Казани, и нужно было привыкать, пробовать, и вдруг всё начало получаться, дети сказали, что следж-хоккей лучше. В футболе скорость такую не разовьешь, а тут скорости и маневренности гораздо больше, и динамичнее.

Всё сами, кроме денег

– Дети, спорт, много всяких психологических и других моментов возникает.

– Мало, чтобы дети занимались спортом. Важно, кто ведет их по этому пути. Нам очень повезло с тренером. Юрий Иванович очень мудрый. Есть в нашей команде очень сильный игрок – капитан команды, он на голову выше всех, играть один может. Но тренер грамотно строит процесс. Просит не забивать в этом тайме, а играть на пас, например, чтобы все играли и все почувствовали. Он всех выпускает на лед в игре, даже слабых игроков. Я им восхищаюсь: как он их настраивает, как дает указания.

Мало просто заниматься хоккеем. У нашего тренера есть правило: дети всё должны делать сами. Сани носить – сами, форму – сами, одеваться – сами. Если тебе нужно два часа для переодевания, значит, ты приходишь в раздевалку за два часа. И раздеваешься сам. Вещи на сборах тоже сами стирают. Самостоятельность – важный пункт в реабилитации детей.

В раздевалке

– Вероника, всё это прекрасно, но удовольствие не из дешевых?

– Здорово, что дают возможность детям играть, развиваться. В нашем случае это и помощь благотворительного Фонда Тимченко. Создать команду получилось еще и потому, что выигран грант этого фонда в 1 миллион рублей. Детей обеспечили всем необходимым – формой, санями, клюшками.

Нам оплачивается проезд на соревнования и проживание. Я привыкла, что все эти нагрузки обычно ложатся на плечи родителей.

Сравнить есть с чем. У нас Аня занимается фигурным катанием. И там мы платим за всё: тренировки, проезд, проживание, стартовые взносы. Конечно, если бы сказали платить за следж-хоккей, я бы платила, но тут для меня какое-то волшебство. Всё бесплатно. Только занимайтесь. Все условия созданы. Какие детям устраивают праздники, делают шикарные подарки.

Не у всех есть возможность приобрести дорогие сани, амуницию. А вдруг не получится или не понравится? А тут все для тебя. Недавно лучшие ребята – следж-хоккеисты из России – ездили в США. И они уступили хозяевам только в финале. Обычным детям из уголков Удмуртии поехать на турнир в США – это космос.

Стены на кухне увешаны открытками из разных стран – напоминания о семейных путешествиях. Это тоже своего рода победы. Открывать мир с детьми – пункт родительства мамы и папы.

Данил с мамой на кухне

Звонит Михаил, муж Вероники. Он ждет у подъезда, чтобы отвезти Аню на секцию по фигурному катанию. После нужно будет забрать младшего Лёвушку из бассейна. Его туда бабушка отвела. Жизнь кипит. Даниил аппетитно жует печенье, после с удовольствием фотографируется.

– Даниил, а медали у тебя уже есть?

– Пока только по шахматам. По хоккею – пока нет. Но я бы очень хотел.

Данил с наградой

30 ноября юные следж-хоккеисты одержали победу в первом матче на Всероссийском фестивале детской следж-хоккейной лиги в Сочи со счетом 6:3. Две шайбы в числе забитых – заслуга Даниила и Вероники Нужных.

Фестиваль завершился 4 декабря. Команда из Удмуртии стала серебряным призером в дивизионе № 1 – «Самые быстрые». У Даниила появилась медаль.

Фото: Ольга Кожемякина и из архивов семьи Нужных

Мальчик на костылях

Не так давно Леша сломал ногу. Просто шел и упал. Неудачно. Лешу тут же доставили в травмпункт — сам идти он уже не мог. Боль была сильной но мальчик, то ли от шока, то ли от своего детского мужества оставался стойким. Не кричал, лишь иногда постанывал, когда сломанная кост шевелилась в ноге. Леше 12. Свой день рождения он отметил всего три недели назад. И вот сейчас он еще как минимум 2 месяца не сможет передвигаться без помощи костылей. Они у него появились, в тот же день как ему наложили гипс. Было больно. Встать на костыли еше больнее. Не физически — морально. Что сейчас лучший футболист двора не может передвигаться без помощи костылей.
Костыли были деревянные, новые, но эта новизна ни чуть не нравилась Лешке. Он сидел дома и смотрел телевизор. Смотрел футбол. Только футбол. Видать так он компенсировал недостаток своего движения. Ведь сейчас даже дойти до туалета было для него проблемой. Сначала нужно было встать на здоровую ногу, взять костыли, но, как часто бывало, один костыль падал. Лешка пытался его поднять, но падал сам. Тут же на его небольшой, но йомкий крик прибегала мама и под мышки поднимла его. «Не надо, я сам», — огрызался мальчик. Но было видно что злился он только на самого себя.
И вот несеолько дней сидения дома заставили Лешу сделать поступок никак не идущий впрок его беспомощному состоянию. Он решил пойти гулять. Леша жил на 7 этаже, лифт не работал и пришлось ему спускаться по лестнице одному на костылях, без чьей либо помощи. Раньше чтобы пройти хоть один лестничный пролет, мама придерживала его за одну руки, а другой леша опирался на костыль, и перила. И прыгал. 4 ступеньки и Леша уже уставал. Маме было жалко сына, но помочь она не могла. Так бы она подавила его характер. Когда леша шел по третьему пролету было видно как потеет его лоп, и даже наворачиваются слезы от его безпомощности. Но сйечас все по другорму сейчас он один. Вот первая ступенька. Костыли так неудобно держать в руках. Вторая, третья, и вот на чктвертой ступеньки костыли выпали из рук, и Лешка упал. Было больно, но он не закричал. Лишь на минуту прикрыл глаза. Он попытался привстать — тщетно. И тут идущя рядом девушка обратила внимание на Лешу.
— Тебе помочь, — спросила она.
— Нет, сам справлюсь, — буркнул Леша в ответ, — мне не нужна чужая помощь.
Но бабушка идущая рядом показала девочку что нужно помочь пареньку. Он так несчастен. Бабушка сзела его за одну руку, девочка задругую, и они начали потихоньку прыгать. Допрыгнув до упавших костылей люди помогли ребенку встать на них и оставили его. Леша краснел. Он не привык к чужой помощи.
Леша шел мимо футбольного поля, где его друзья пинали мяч. В голове промелькнула мысль пойти погонять с ними, но тут же вспомнив о своем состоянии, осекся. «Куда мне теперь», — подумал Леша. И тут он пошел хотя бы посмотреть на поле. Ощутить его запах, вспомнить свою молодость.
— Эй, калека, — вдруг начал дразнить Лешу, пацан чуть младше го.
— Я не калека, яне навсегда такой, — вымолвил он, но только он сам мог знать, как ему было больно в этот момент.
— Тогда иди сыграй с нами, — с довольной ухмылкой протянул паренек.
— И сыграю!, — со всей мужественностью сказал Леша.
— Леха, не надо, — вдруг сказал ему его друг Дима.
— Я должен показать, что я еще на что-нибудь способен!, с небольшой жалостью в голосе сказал Леша.
— Только свои палки не забудь, — ухмылялся парень.
— Они мне не нужны, — со сталью в голосе сказал Леша, и ступил на больную ногу.
Боль тут жепронзила его тело. Но вида леша не подал. Пройдя пять шагов Леша упал.
— Сдаешся, инвалид?, — съехидничал парень
— Еще чего, — сказал Леша, и лупанул больной ногой, так по мячу что тот отлетел и забил гол.
Ногу Лешке спасти не удалось.