Люди на море

Сериал Человек моря/Hombre de mar онлайн

Довольно старая, но очень трогательная мелодрама из прошлого. Мало кто наверное смотрел этот проект в девяносто седьмом году, однако он, как мне кажется, весьма неплохим получился. Хочется отметить, что авторы сценария великолепно все сделали, потому что показали нам настоящие чувства людей, которые находятся друг от друга на довольно большом расстоянии. И в отношения, в чувства, в любовь их почему-то веришь. И вообще сюжеты старых аргентинских сериалов не могут не трогать, потому что именно под их аккомпанемент прошло наше детство. В общем и целом, хочется посоветовать вам этот сериал, потому что он действительно умеет удивить, умеет своей мелодраматическим и драматическим настроем подвести к правильным выводам зрителей. На мой скромный взгляд, авторы сценария сделали все возможное, чтобы проект действительно смотрелся живо и интересно. Актерская игра здесь тоже на высочайшем уровне исполнения. Ничего не скажешь, потому что исполнители отыгрывают прекрасно. С ними, как мне кажется, нужно познакомиться ближе, потому что они действительно классные. Нужно отметить, что Габриэль Коррадо играл во многих аргентинских сериалах и везде старался быть на первых ролях. Всегда в своего персонажа он экспрессию и реалистичность вкладывал. Этого у него было не отнять. Умелый и просто потрясающе выглядящий постоянно актер ни раз пленял женские сердца. И каждый раз казалось, что лучше его уже никто не сыграет мужскую роль главного мачо. Однако с каждым новым эпизодом он становился еще интересные как персонаж.Стоит выделить еще и конечно же Вивиану Сакконе, которая смогла основную роль отыграть на пять с плюсом, но это не значит, что Глория Карра была в стороне. Эта жгучая блондинка смогла себя тоже показать очень ярко. Нельзя не отметить отличное мастерство игры и Кристины Мурта, которая смогла исполнить довольно интересную и неоднозаначную роль. Что же, для проекта двадцатилетней давности все сделано довольно неплохо. Я с огромным интересом слежу за происходящим на экране и с огромным удовольствием слежу за историей и ее развитием. Хочется отметить, что авторы сценария действительно проделали прекрасную работу и показали нам, как именно нужно снимать настоящие драмы и мелодрамы. Получилось действительно круто и по-настоящему качественно. Оценка — десять из десяти баллов, потому что я полюбил этот сериал и жанр именно после этого проекта в детстве.

Дата публикации на сайте: 11.09.2018

Человек живет под водой

В книге в увлекательной форме рассказывавтся о возможных путях проникновения человека в морские глубины, о проведенных в последние годы глубоководных водолазных погружениях, об экспериментах по продолжительному пребыванию под водой. Подробно описаны спуски под воду зарубежных акванавтов, рассказано об условиях обитания на дне моря, работе акванавтов, аппаратуре и приспособлениях для работ на глубине. Особое внимание в книге уделено техническим проблемам, связанным с обеспечением глубоководных водолазных работ и созданием условий для жизни человека на морском дне. Книга рассчитана на широкие круги читателей, но в то же время представляет интерес для океанологов, инженеров и других специалистов, работающих в области изучения и хозяйственного освоения богатств континентального шельфа.

  • О КНИГЕ
  • ОТ АВТОРОВ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I ЧЕЛОВЕК ПОД ВОДОЙ
    • АРСЕНАЛ СОВРЕМЕННОГО ВОДОЛАЗА
    • ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ПОД ВОДОЙ
  • ГЛАВА II ЧЕЛОВЕК В СКОРЛУПЕ
  • ГЛАВА III ШТУРМ БАРЬЕРА ГЛУБИНЫ
  • ГЛАВА IV В МОРЕ, КАК ДОМА
    • «МОРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» АМЕРИКАНСКОГО ВМФ
    • ПОДВОДНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ КАПИТАНА КУСТО
    • ПРОЕКТ «ГЛОКЭС»
  • ГЛАВА V. НЕМНОГО О ТЕХНИКЕ
    • ПОДВОДНЫЙ ДОМ
    • АКВАНАВТ РАБОТАЕТ В ВОДЕ
    • ПОДВОДНЫЙ ДОМ И ПОВЕРХНОСТЬ. ДВА СЛОВА ОБ АВТОНОМНОСТИ
  • ГЛАВА VI. ПОДВОДНЫЙ ДОМ… НА БЕРЕГУ
    • ПРОГРАММА «ЧЕЛОВЕК В МОРЕ»
    • ВОДОЛАЗНЫЙ КОМПЛЕКС «КАШАЛОТ»
  • ГЛАВА VII. «ЭФФЕКТ НАСЫЩЕНИЯ» БУДЕТ СЛУЖИТЬ ЛЮДЯМ
  • ГЛАВА VIII. ЛЮДИ ЖИВУТ ПОД ВОДОЙ
  • ГЛАВА IX. МОЖНО ЛИ ДЫШАТЬ… ВОДОЙ!
  • ШТУРМ ГЛУБИН. ХРОНИКА НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ, УПОМЯНУТЫХ В КНИГЕ

Боровиков П.А., Бровко В.П. ‘Человек живет под водой’ — Ленинград: ‘Судостроение’, 1968 — с.208

Могут ли люди жить под водой? — Люди — 2019

Позвольте мне сначала сузить этот вопрос, так как первоначальная реакция почти всех вас, очевидно,

,

.NO. Итак, давайте сломаем это. Можем ли мы пойти глубоко в океан? Да мы можем. Джеймс Кэмерон (да, парень «Титаник») был первым человеком, который отправился один на дно траншеи Марианских островов (третий человек в целом сделал это, а предыдущие два были Жаком Пикартом и Дон Валлисом во время их спуска в 1960 году).

Можем ли мы оставаться под водой в течение длительного времени? Да мы можем. Фабьен Кусто, сын знаменитого исследователя Жак Кусто, сумел прожить 31 день в подводной лаборатории Водолея, установив новый рекорд в течение долгого времени, проведенного под водой для съемочной группы. Однако можем ли мы жить под водой, не используя дорогостоящее оборудование и бюджет Голливуда? Возможно нет.

ШРИМПЫ И ДРУГИЕ ТАЙНЫ

Также утверждалось, что мы даже не знаем о большинстве существ, которые процветают в глубинах океана. Да, они существуют — целый ряд существ, которых мы никогда не видели и не изучали. Все трое вышеупомянутых исследователей, которые отправились на дно 7-мильной глубины (точнее, 10 994 метра), Марианские траншеи отметили наличие колоний амфипод — существ, которые имеют сходство с креветками, но прозрачны.

Поэтому, если крошечные креветки могут жить там, мы тоже можем, верно? Нету. Понимаете, это не дышит под водой, это будет проблемой. Утопление — это то, что можно легко избежать с помощью технологии, которую мы имеем для аквалангистов и других спасательных команд. Давление — это то, что действительно тебя убьет. Это убьет вас достаточно быстро, но не приятным или красивым способом. Например, те крошечные креветки, которые живут на дне океана, могут показаться вам непритязательными, но они несут на своих миниатюрных плечах давление 16 000 фунтов на квадратный дюйм (1125 кг на квадратный сантиметр). Кроме того, они достигают этого без оболочки или какой-либо защиты для загрузки. Довольно плохо, да?

ПОДДЕРЖКА ОПАСНОСТИ

Уровень океана в среднем составляет около 2, 5 миль (4023 м) ниже уровня моря. Давление в этой точке эквивалентно тому, что находится под стэком из 14 загруженных грузовиков с цементом . Большинство людей думали бы, что люди будут раздавлены в пульпу под таким высоким давлением воды, но это не так. Мы в основном состоят из воды сами, поэтому тело будет в основном оставаться при одном и том же давлении. Однако это газы в наших легких, которые могут вызвать у нас проблемы. Эти газы сжаты и убьют вас, без сомнения.

ИЗГИБЫ

Этот воздушный шар не очень отличается от того, как ваше тело будет работать с изгибами

Есть только две стратегии, чтобы избежать изгиба. Один из них был бы маршрутом, проведенным свободными дайверами — очень короткое воздействие изменений давления. Другой метод будет заключаться в том, что океанографы работают в подводных лабораториях, таких как Водолей. Они поднимаются достаточно медленно, чтобы пузырьки азота рассеивались безвредно. Ученые работают целыми неделями в Водолее, поэтому они не спешат, когда они поднимаются. Примерно 18 часов их времени, если быть более точным.

Океан — невероятно загадочное место, и когда дело доходит до его изучения, мы едва поцарапали поверхность. Поэтому любой, кто утверждает, что исследование Земли больше не требуется, поскольку все уголки карты заполнены — подумайте еще раз!

Расскажите детям о морских обитателях

Наглядно-дидактическое пособие «Расскажите детям о морских обитателях» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку.

Лариса Бурмистрова, Виктор Мороз

АКУЛА

КРАБ

РАК-ОТШЕЛЬНИК

ОСЬМИНОГ

МОРСКАЯ ЗВЕЗДА

МОРСКОЙ ЁЖ

МЕДУЗА

ЛЕТУЧАЯ РЫБА

МОРСКАЯ ЧЕРЕПАХА

КИТ

ДЕЛЬФИН

КОРАЛЛ

Лариса Бурмистрова, Виктор Мороз

Расскажите детям о морских обитателях

АКУЛА

Вот акула-каракула

Распахнула злую пасть.

Вы к акуле-каракуле

Не хотите ли попасть?

Прямо в пасть.

(К. Чуковский)

Акулы – сильные хищники, нередко их называют «морскими волками». Тело акул идеально приспособлено к быстрому плаванию. Конструкторы-кораблестроители при создании быстроходных торпед и подводных лодок стремятся придать им очертания акулы.

Разболелись у акулы

Сразу несколько зубов.

Помогите ей скорее,

Позовите докторов!

(Н. Мигунова)

У акул очень много острых зубов. Они растут в несколько рядов, имеют треугольную форму, загнуты назад и зазубрены по краям. По остроте они могут сравниться с хирургическим скальпелем. У акул нет чешуи, а кожа у них такая жесткая, что жители тропических стран используют акулью шкуру как терку или наждачную бумагу.

Многие люди уверены, что акулы очень смелые животные, поэтому они бесстрашно бросаются на свою жертву. На самом деле акулы трусливы и нападают, только убедившись в беззащитности жертвы. Но, учуяв запах крови, акула забывает об опасности. У акул такое острое обоняние, что они могут чувствовать кровь на расстоянии нескольких километров. Питается акула рыбой, но нападает и на дельфинов, тюленей, черепах, других акул и даже на китов.

Не смотри, что у акулы

Незаметны с боку скулы,

В пасти зубы в три ряда —

Съест любого без труда.

(Ю. Парфенов)

Голодная акула может набрасываться на все, что видит поблизости. В желудках выловленных акул часто находили различный мусор: консервные банки, тряпки, обломки лодок, а однажды обнаружили даже глубинную бомбу.

Многие акулы опасны для человека. Это белая и тигровая акулы, мокко и молотоголовые акулы. Они имеют большие размеры и могут легко перекусить человека пополам.А вот самая крупная из акул – китовая, достигающая длины 19 метров, вполне миролюбива. В отличие от своих хищных сородичей она питается планктоном и мелкой рыбешкой.

КРАБ

Краб играл в морской футбол,

Он забил клешнею гол.

То-то радостно всем было,

Что команда победила.

(Н. Мигунова)

По дну теплых морей и океанов бегают крабы. У них широкое и короткое тело, покрытое прочным панцирем. У крабов пять пар ножек. Передние ножки преобразованы в мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.

Крабы, как и другие обитатели морского дна, – хорошие мусорщики. Они поедают гниющие останки морских организмов, очищая океан от вредных веществ. Но иногда крабы нападают на подводные плантации, на которых разводят устриц и мидий.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они насаживают на шипы на своих ножках кусочки водорослей. А краб-старьевщик, живущий в Средиземном море, собирает все, что попадется ему в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу-старьевщику угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Странствующий краб однажды ввел в заблуждение даже самого Христофора Колумба. Этот вид краба живет не на дне, а путешествует по поверхности океана, сидя на оторвавшейся водоросли или ветке дерева. Когда Колумб приближался к берегам Америки, в Саргассовом море моряки заметили странствующего краба. Они решили, что где-то близко земля, а на самом деле до ближайшего берега было еще очень далеко.

Камчатский краб по внешнему виду похож на настоящего краба, но на самом деле он родственник рака-отшельника. У него не пять, а четыре пары ножек. Камчатский краб – настоящий гигант! Ширина панциря у него достигает 25 сантиметров, расстояние между концами ног – до 1,5 метра. Живут камчатские крабы в Японском, Охотском и Беринговом морях. Больше всего их у берегов Камчатки.СКОРОГОВОРКА

Краб крабу сделал грабли,

Подал грабли крабу краб.

Сено граблями, краб, грабь.

ЗАГАДКА

Ловко мусор собирает,

Дно морское очищает.

(Краб)

РАК-ОТШЕЛЬНИК

Залезал на гору рак

И свистеть учился.

Получилось только БРЯК!

Рак с горы свалился.

(И. Жуков)

У рака-отшельника твердым панцирем покрыта только передняя часть тела, а брюшко мягкое и беззащитное. Чтобы уберечься от морских хищников, эти животные прячутся в пустых раковинах морских улиток, как отшельники в пещерах. Мягкое брюшко может закручиваться в завитках раковины, а брюшные ножки быстро втягивают тельце внутрь.

При передвижении раки все время таскают раковину с собой. Когда им грозит опасность, раки-отшельники целиком забираются в раковину, закрывая вход большой клешней.

Когда рак-отшельник подрастает, старая раковина становится ему тесной. Он выбирается из нее и ищет себе раковину попросторней. В это время ему нужно быть особенно осторожным, чтобы не попасть на обед хищным рыбам.

Для усиления защиты рак-отшельник часто сажает на свою раковину морскую актинию. У этой красивой обитательницы океана, похожей на яркий цветок, очень жгучие щупальца. Если к ним прикоснуться, можно серьезно обжечься. Рак-отшельник, встретив на дне понравившуюся актинию, клешней «срывает» ее с камня и пересаживает себе на раковину. Актиния совсем не против такого соседства – ведь ей всегда достаются крохи с обеденного стола рака-отшельника. Когда рак меняет старую раковину на другую, он пересаживает на новый дом и свою жгучую соседку.

Очень часто раки-отшельники устраивают настоящие битвы с сородичами за обладание раковиной или красивой актинией. Побежденный рак ложится на бок или на спину, и победитель больше его не трогает.ЗАГАДКИ

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед.

(Раки)

Не кузнец,

А с клещами.

(Рак-отшельник)

ОСЬМИНОГ

Он живет на самом дне,

На ужасной глубине —

Многорукий,

Многоногий,

Ногорукий,

Руконогий.

Ходит в море без сапог

Спрут Кальмарыч Осьминог!

(Г. Кружков)

У осьминогов нет твердого скелета. Его мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. На них расположены по два ряда больших присосок, которыми осьминог может удерживать добычу или прикрепляться к камням на дне.

>Загадки о подводных, земноводных обитателях с ответами для детей

Подводные обитатели, земноводные. Загадки для младших школьников с ответами

Ёрш

Колюч, да не ёж.

Драчун и забияка,

Живёт в воде,

Кости на спине —

Щука не проглотит.

Мастер шубу себе сшил,

Да иглу вынуть забыл.

Камбала

Блинчик плавает живой —

Он с хвостом и головой.

Кит

Через море-океан

Плывёт чудо-великан.

Через море-океан

К нам плывёт живой фонтан.

Крокодил

В реках Африки живёт

Злой зелёный пароход!

Хвост рыбий, а не рыба.

Пасть с клыками, а не зверь.

Лягушка

Выпуча глаза сидит,

Не по-русски говорит,

Родилась в воде,

А живёт на земле.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Родилась в воде,

А живёт на земле.

Эта царевна

Поёт так напевно,

Что все на суше

Затыкают уши.

Зелёненький листочек

Скакал меж бурых кочек.

Поквакал в тёплой луже

И муху съел на ужин!

Наловит мух и в воду — плюх!

Не ходит, не бегает, а только прыгает.

В воде родилась, а мало в ней бывает.

Зелены мы, как трава,

Наша песенка: «Ква-ква!»

Медуза

Прозрачный парашют

Волны к берегу несут.

Морж

Зверь морской клыкастый,

Вместо ног — ласты.

Пиявка

Кровь пью, а жизнь даю.

Рак

Тихо, чтоб никто не слышал,

Под водой из норки вышел,

Повернулся, а потом

Зашагал вперёд хвостом.

Под водой живёт народ,

Ходит задом наперёд.

Ножницы есть, а не портной

Панцирь есть, а не воин.

В воде живёт, а не рыба.

Сапожник не сапожник,

Портной не портной,

Во рту держит щетину,

В руках — ножницы.

Идёт в баню чёрен,

А выходит красен.

Кто в речном песке живёт,

Ходит задом наперёд?

Кого горе красит?

Не кузнец, а с клещами.

Два рога, а не бык,

Шесть ног — без копыт.

Ползёт наоборот,

Задом наперёд,

Всё под водой

Хватает клешнёй.

Рыба

По земле не ходит,

На свет не глядит,

А на обед, на ужин —

Все её зовут.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть — не мигаю,

Крылья есть — не летаю.

Есть крылья — не летаю,

Ног нет, а гуляю,

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Звёзд не считаю,

Людей избегаю.

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица.

Сом

Не зверь, не человек,

А с усами.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Угорь

Мы с ужом ужасно схожи,

Оба мы черней угля.

Ужик вьётся,

Я вьюсь тоже.

Отгадайте, кто же я?

Улитка

Сама ползёт,

На себе дом везёт.

Что за домик-завитушка,

По лесной ползёт опушке?

Червяк

Кто первый землю пашет?

По земле ползёт шнурок,

У него ни рук, ни ног.

Мой хвост не отличить от головы,

Меня всегда в земле найдёте вы.

Щука

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

Индонезийское племя баджо приобрело необычные способности в виде возможности погружаться в воду больше чем на 60 метров, а также задерживать дыхание длительностью около 13 минут. Это стало возможным благодаря тому, что они имеют увеличенную на 50% селезёнку. В итоге это первый в истории известный пример человеческой адаптации к глубокому дайвингу.

За эти способности представителей племени баджо можно по праву называть «люди-рыбы».

Более 1000 лет баджо бороздили моря Южной Азии на своих плавучих домах, вылавливая рыбу с помощью ныряния за ней с копьями.

Некоторые представители этого народа, вооружившись грузилом и защитными очками, способны нырять на глубину до 70 метров.

И в данном случае именно селезёнка играет ключевую роль, переводя организм ныряльщика в режим выживания.

В результате погружения происходит замедление частоты сердечных сокращений, при этом кровь направляется к жизненно важным органам, в то время как селезенка сжимается, чтобы выделить в кровоток клетки с кислородом.

Сокращение селезёнки может повысить уровень кислорода в организме на целых 9%.

Новое исследование выяснило, что селезенки людей баджо на 50 процентов больше, чем у их соседей из племени салуан, живущих на суше.

Ведущий ученый Мелисса Илардо (Melissa Ilardo) из Кембриджского университета, участвующая в исследовании, говорит: «О селезенке человека с точки зрения физиологии и генетики известно немногое, но мы знаем, что ныряющие на большую глубину тюлени, вроде тюленей Уэдделла, имеют непропорционально большие селезенки. Я думаю, что если селекция увеличила селезёнку у тюленей, то и с людьми потенциально могло произойти то же самое».

Один из представителей племени рассказал, что когда-то он мог пробыть под водой в течение 13 минут.

Илардо провела несколько месяцев в Индонезии, в местечке Джая Бакти (Jaya Bakti), собирая генетические образцы и проводя ультразвуковое сканирования людей народов баджо и салуан.

Она выяснила, что селезенки были увеличены среди всех представителей народа баджо без исключения, даже тех, которые под воду не ныряют.

«Люди — довольно пластичные существа, — рассказала она. — Мы можем адаптироваться к ряду различных экстремальных условий только благодаря изменению образа жизни или изменениям в нашем поведении, поэтому не факт, что мы можем приобрести фактическую генетическую адаптацию к дайвингу.»

Проведённый же анализ ДНК показал, что в генетическом коде баджо имеется ген PDE10A, которого нет у представителей племени салуан. Считается, что именно этот ген изменяет размер селезёнки, регулируя уровни гормонов щитовидной железы.

Отметим, что отчёт об этом интересном исследовании был опубликован в журнале Cell.

Я вот думаю, а к чему эволюционируем мы — живущие в городах и сидящие за компьютером?

Давайте побольше узнаем об их жизни

Они называют себя «морские цыгане» или мореплаватели баджао (баджо). Эта этническая группа людей, состоящая из нескольких коренных племен Индонезии, Малайзии и Филиппин, отлично приспособилась к жизни в воде.

Они живут кочевой жизнью, свободно перемещаясь по бескрайнему Индийскому океану, а их основное занятие – рыбалка. На берег они выходят только для похорон, чтобы продать свои уловы, набрать пресной воды или для осуществления ремонта лодки

Море для данного народа – это всё: и дом, и работа, и развлечение. У баджо философский подход к жизни – они довольствуются малым, и при этом абсолютно счастливы. Им неведомо, сколько им лет, и им это неважно. Смысл своей жизни они видят в настоящих текущих событиях. Они совершенно не следят за временем и не ведут отсчет дат. Эти люди понятия не имеют, что такое электричество, живя по световому дню.

Баджо не знают букв, не умеют писать и читать – они в этих навыках просто не нуждаются. Живут и продолжают свой род в маленьких хижинах, построенных прямо на воде и зафиксированных с помощью свай. Дома не имеют связи с берегом, поэтому попасть в дом можно, только подплыв на лодке. Между собой домики связываются мостками. Дети с самого раннего возраста (буквально с 5 лет) начинают обучаться управлению лодками и рыболовству.

А чем в таких условиях можно развлечься в свободное от рыболовства время? Такого времени практически нет, так как рыбная ловля занимает весь световой день. Однако в те дни, когда рыбы нет, баджо развлекаются нырянием на глубину, соревнуясь, кто сделает это глубже, или дольше пробудет под водой. Не смотря на то, что море – это повседневная и рутинная жизнь данного племени, дети получают радость от простого плескания в воде и собирая ракушки.

Малайцы этот народ называют оранг-лаут, что означает «люди моря». Их религия – суннитский ислам, язык – многочисленные диалекты австронезийской языковой группы с примесью тех языков, около чьих территорий кочевники оседают.

Пусть дом мой плывет…

Прежде чем осесть в свайных поселках, нужно найти подходящее место. Кочуют морские цыгане на необыкновенных по своему назначению лодках, которые называются «лепа-лепа». В них есть все: место для ночлега, запасы питьевой воды и продовольствия, кухонная утварь, лампы на керосине и многое другое. Лодки строятся вручную.

Заселяются и кочуют в лодках целыми семьями. Однако ничто не мешает выстроить себе свое собственное жилье на воде, чтобы быть, как говорится, единственным хозяином в доме.

Поразительно, но именно благодаря этим лодкам этот народ практически без жертв пережил известное цунами в 2004 году, унесшее сотни тысяч человеческих жизней.

Рыбный промысел как способ выжить

Народ баджо с самого раннего детства обучается охотиться на подводных обитателей и нырять на большие глубины. Как итог: представители данной этнической группы – отличные фридайверы, ныряющие, не используя акваланги, на глубину до 30 метров.

Очень часто у банджи испорчены барабанные перепонки: естественным путем от перепада подводного давления или пробиты специально, чтобы не ощущать боли в моменты глубоких и внезапных ныряний. Помимо инвалидности по слуху за свое рыболовное занятие иногда приходится расплачиваться жизнью: кессонная (или декомпрессионная) болезнь – вечная спутница дайверов (воздух в кровеносных сосудах преобразуется в пузырьки, вызывая смерть).

Что касается основного занятия морских цыган, то не всегда рыба ими ловится гуманным и безопасным способом. Чаще всего малайцы банджи глушат рыбу динамитом. Навык «пришел» еще со времен Второй мировой. Рыба продается или обменивается на продовольствие или пресную воду, поэтому ее нужно немало. Однако массовый вылов с помощью динамита непроизвольно снижает количество морских обитателей, что не может не отразиться на морском биогеоценозе.

Еще один способ вылова рыбы – с использованием цианистого калия. Вещество парализует рыбу и ее можно просто взять голыми руками. Такая живая, но парализованная рыба ценится в разы дороже, нежели пойманная с помощью динамита. Однако цианид становится причиной отравления кораллов, что служит причиной уничтожения целых рифов и вымиранием тех видов рыб, которые этими кораллами питаются.

Современность берёт своё

Современная эпоха, все-таки, берет свое, и некоторые из баджо все же соглашаются и заселяют сушу прибрежной островной полосы. Как ни странно, но молодое поколение баджи также все активнее переселяется на сушу, не желая жить по правилам своих предков. Молодые люди ищут работу, нормальные условия учебы, погружаясь в обычную жизнь. Однако связь с водой все равно не теряется, а рыбный промысел так и остается основой их основ. Этот народ не признается жителями других стран и национальностей, хоть полная численность всего существующего «морского» населения составляет почти 400 тыс. человек. Но это абсолютно им не мешает жить в собственном райском уголке.

Баджо считают себя свободными гражданами целого мира, поэтому своевольно перемещаются во всех морских акваториях, граничащих между собой стран. Правительству этих стран, естественно, это не нравится, люди отлавливаются пограничными службами, невзирая на то, что формально принадлежность к той или иной стране у баджо есть.

Очень жаль, что из-за браконьерства и нетрадиционного образа жизни баджо рискует потерять свою культуру и особенности быта. Власти и всевозможные природоохранные службы настаивают на том, чтобы народ целиком и полностью перебирался на сушу, снижая уровни вмешательств в морской мир. Культура этих кочевых мореплавателей определенно стремится к закату, однако хочется верить, что международные организации по охране природы и племен займутся не только восстановлением природных недр, но и сохранением редкой своеобразной культуры «на воде».

Морские цыгане – народ баджо

В юго-восточной Азии проживает кочевой народ мореплавателей баджо, который почти без жертв пережил печально известное землетрясение 2004 года, вызвавшее цунами в Индийском океане. А всё потому, что эти «морские цыгане» приспособились жить в море, выходя на берег только для того, чтобы похоронить своих умерших.

Этническая группа баджо, или малайцы, жили в море на протяжении веков, преимущественно в Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.

Баджо традиционно селились в лодках под названием «лепа-лепа», сделанных вручную. В них есть всё, что необходимо кочевникам для жизни: кухонная утварь, керосиновые лампы, еда, питьевая вода и даже растения. На берег баджо сходят для того, чтобы продать или купить необходимые товары, или починить лодку.

Выживают баджо за счёт подводной охоты – они являются первоклассными фридайверами и могут нырять без акваланга на глубину тридцать метров в поисках морского окуня, жемчуга и морских огурцов.

Подводное плавание становится повседневным занятием баджо с ранних лет, поэтому зачастую их барабанные перепонки разорваны, иногда преднамеренно.

Подобный образ жизни таит в себе много опасностей. Многие рыбаки становятся калеками или умирают от кессонной болезни. Это декомпрессионное заболевание возникает, когда человек погружается, а затем поднимается на поверхность до того, как тело сбросит давление.

С каждым годом народу баджо становится всё труднее жить в море, т.к. запасы рыбы практически истощены из-за неконтролируемой ловли.

Морские цыгане зарабатывают на жизнь преимущественно торговлей морским окунем или рыбой-наполеоном, продавая их гонконгским рыболовным компаниям.
Незаконным методам рыболовства с помощью динамита баджо научили солдаты во время Второй мировой войны. С тех пор они наносят своей среде обитания огромный вред.
Вдобавок ко всему они занимаются рыбным промыслом с помощью цианистого калия, который выпускают из пластиковых бутылок прямо на стаю рыб. Цианид парализует рыбу, что позволяет продавать её ещё живой. Однако такой способ ловли отравляет весь коралловый риф, который кормит баджо.
Увы, но получается замкнутый круг: чтобы хоть как то заработать на жизнь, рыбаки вынуждены вылавливать огромное количество рыбы, повинуясь требованиям ненасытного мирового рынка, одновременно уничтожая популяцию рыб и рифы.
Рыба попадает на гонконгские предприятия, где её накачивают стероидами, чтобы она оставалась живой. Азиатские рестораны готовы платить за живую рыбу огромные деньги.
В последние годы правительство вынуждает морских кочевников переселяться на сушу, из-за чего они могут навсегда потерять свою культуру. Часто баджо бывают не в ладах с правительствами разных стран, т.к. в поисках богатого улова они могут пересекать международную границу.
Так как культура кочевников явно близится к закату, после смерти нынешнего поколения уже некому будет жить в море. В последние годы молодёжь народа баджо всё чаще оставляет свои поселения в поисках работы в городе.
Однако остаётся надежда, что ситуация с положением морских цыган улучшится. Всемирный фонд дикой природы, а также Международное общество сохранения природы организуют различные программы по рациональному использованию морских ресурсов.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Lyusi_serebro Цыгане — кочевой народ… традиции и обычаи…

Одна цыганская легенда гласит,

что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал
привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни
весь мир. А потому цыган можно найти на всех материках, кроме
Антарктиды.

• Одно из самых интересных цыганских
понятий – это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела
замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь
пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая
носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются
«осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган
мира входит большой фартук. И по той же причине, чтобы не быть
оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.
• Только 1% российских цыган кочует.
• Короткие волосы у цыган – это символ
бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане
избегают совсем коротких стрижек.
•Медицине неизвестны случаи заболевания лепрой в среде цыган. То есть, цыгане не болеют проказой.
• Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому цыгане так любят некоторые индийские фильмы.
• У цыган есть «нежелательные» профессии,
которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества.
Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.
• Как и каждый народ, цыгане имеют свои
национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него,
поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и
прочими. Особенное национальное блюдо цыган – ёж, жареный или тушёный.
• Носители цыганских генов называются
романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать
цыганами. Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни
Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко.
• Слово «лавэ?» в русском жаргоне
заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ?» (цыгане не
«акают») и значение «деньги».
• Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.
И ещё о цыганах…
Слово «цыгане» у многих ассоциируется с
такими понятиями, как свобода, вольность. На самом деле в цыганской
семье царят довольно строгие нравы.
Цыгане, выходцы из Индии, где бы ни
появились, вели обособленный образ жизни – они везде чужаки. Но те, кто
задерживался надолго в той или иной местности, с годами перенимали
обычаи коренного населения. В России живут в основном русска рома
(русские цыгане) и сэрвы (украинские цыгане). Цыгане-мадьяры из Западной
Украины и среднеазиатские цыгане-люли приезжают в Москву в поисках
работы.
Цыгане различаются по вероисповеданию – в
России и Украине в основном проживают православные христиане, но
встречаются мусульмане и католики.
НИКАКИХ ДИСКОТЕК!
Браки у цыган заключаются довольно рано:
старшие боятся, что молодежь «разгуляется и испортится». К тому же более
юная девушка быстрее привыкает к укладу семьи мужа.
У цыган не принято ходить на свидания, на
дискотеки. Обычно молодежь знакомится на свадьбах родственников и
других торжествах. Родители, разумеется, присматривают будущих супругов
для своих детей, но чаще выступают в роли советчиков, а не диктаторов.
Каждому отцу, каждой матери хочется, чтобы семья, с которой предстоит
породниться, была уважаемой, благородной и порядочной. А если богатой –
еще лучше. Но насильно никто замуж не выдает.
Жизнь среди своих предполагает
информированность обо всем. «Цыганская почта» знает, где подросла
красавица и куда можно засылать сватов. Как только сын намекнул
родителям о своем выборе, начинается приготовление к сватовству.
Иногда это отдельное праздничное действо
со своими канонами – кому что говорить, где сидеть и так далее. А если
семьи договорились, готовится свадьба.
СВИДЕТЕЛИ ЦЕЛОМУДРИЯ
Цыганские свадебные торжества похожи на
театрализованные представления. Например, к приготовлению праздничного
каравая допускаются только те женщины, чья семейная жизнь удалась.
Обязательно благословение жениха и невесты иконами – у христиан,
разумеется.
А уж целомудрие невесты – непременное
условие. Жениха и невесту торжественно провожают в отдельные апартаменты
с песнями, танцами, потом так же торжественно встречают. В знак
непорочности девушки гостям прикалывают на грудь красные цветы. Над
головами жениха и невесты раскрывают свадебное покрывало, чтобы гости
могли удостовериться в невинности невесты, молодым поют другие, уже
«взрослые» песни и частушки. Девушка надевает новый наряд, на голову ей
повязывают платок.
В некоторых группах цыган-крымов за
невесту еще платят калым. А на свадьбах цыган-ловарей не дарят подарки,
считается, что любой может прийти и просто порадоваться счастью молодых.
Легенды о том, что цыгане воруют невест,
имеют под собой реальную основу. Это происходит и в наше время, если
родители не одобряют выбор детей. Но в таких случаях свадебные
пиршества, как правило, не устраиваются. Все проходит тихо и скромно.
«БАРО РОМ» И ЕГО ЖЕНА
Молодые в большинстве случаев остаются
жить с родителями жениха. Потом, со временем, перебираются под
собственную крышу. Только самый младший сын со своей семьей должен
остаться с родителями – надо же кому-то за ними ухаживать.
Невестка встает раньше и ложится позже
всех. Она выполняет все домашние функции под руководством свекрови.
Цыганка никогда не перечит мужчине, не вступает в мужской разговор, пока
к ней не обратятся. О верности цыганских женщин ходят легенды, они
умеют уважать мужчин, ухаживать за ними, а главное – берегут честь
семьи. Никогда вы не услышите, чтобы цыганка позорила мужа при
посторонних или говорила о том, что он должен делать. Сама безмолвно
пойдет и сделает. Сама заработает и никогда не упрекнет мужа, что он не
принес денег.
Однако в большинстве своем цыганские
мужчины чувствуют ответственность за семью, детей, родственников. Это в
них воспитано с малолетства.
Иногда мужчины, конечно, позволяют себе
полениться, полежать на диване перед телевизором. Обожают покрасоваться в
обществе в шикарной одежде, пустить пыль в глаза: он большой человек,
«баро ром»!
Все мужчины влюблены в лошадей. Перстень с
изображением конской головы или подковы – достойное украшение для
цыгана. Если уж нельзя иметь в собственности лошадь, то хоть выковать ее
изображение на воротах дома! Многие мужчины коллекционируют фигурки
этих животных. Сейчас на смену коням приходят автомобили, и любой
цыганенок назовет вам десятки лучших иномарок.
«ВОЛИ ХОЧЕТСЯ!»
Уровень жизни многих цыган очень низкий:
это самострой без воды, канализации и газа. Такие места есть по всему
постсоветскому пространству. Но в Европе, как, впрочем, уже и у нас,
некоторые цыгане живут вполне достойно: путешествуют в уютных вагончиках
с прицепом.
Генетика – вещь упрямая. Поэтому в
многоэтажных домах цыганам душно, трудно, воли хочется. Они стараются
жить ближе к земле – в частных домах или по крайней мере на первых
этажах.
Свое жилье цыгане украшают коврами,
лепниной, любят дорогую посуду. Еды всегда готовят очень много – мало ли
кто заглянет на огонек. Цыганка никогда не выпустит из дома человека,
не напоив его хотя бы чаем. Кстати, чай заваривают крепко, добавляя в
него дольки лимона и яблока, и пьют из хрустальных стаканов.
Современные цыганки, конечно, не надевают
по 12 юбок, как горьковские или толстовские персонажи. Но одежда их
часто отличается от того, что носят другие. Больше всего, конечно,
цыганки любят черный цвет. Но неравнодушны и к ярким тонам – красному,
белому, бирюзовому, золотому. Излюбленные ткани – шифон, бархат, гипюр.
Длина – макси или миди, короткие юбки носят разве что городские девушки,
и то редко. Обувь в быту – без каблука, но праздничная очень шикарна!
Украшения цыгане любят золотые, да чтобы бриллиантов побольше. Любимые
камни – бирюза и кораллы.
ЧЕЙ ТЫ, КТО ТВОЙ ОТЕЦ?
У цыган не принято говорить вслух о
любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже в танце. Если ты
настоящий мужчина, умей управлять своими эмоциями. Понравилась другая
цыганка – не подавай виду, ну разве что в песне или танце выплесни свою
страсть. Горячий темперамент мужчин иногда приводит их в объятия чужих,
не цыганских женщин. Общество к этому относится снисходительно, хотя и
не приветствует.
Смешанные браки тем не менее случаются. И
если жена другого роду-племени, она постепенно «оцыганивается»:
принимает цыганскую культуру, обычаи, язык. Если супруг иной
национальности, то цыганки иногда пытаются взять верх, чтобы построить
жизнь по-своему. В конечном итоге так и получается: быт ведь зависит от
женщины. Крайне редко происходят в цыганских семьях разводы. Но если
мужчина уходит, то он, как правило, заботится о детях или забирает их в
новую семью. При знакомстве цыгане спрашивают друг друга: «Чей ты? Кто
твой отец?»
Гадание – исконно цыганское мастерство,
передаваемое из поколения в поколение, – и радость, и горе для гадалки.
Если ты видишь беду и не можешь ничего сделать – это тяжело! Со стороны
может показаться, что все просто – глянул на карты и озвучил. На самом
деле – тяжкий труд для души, для ума. Чтобы увидеть прошлое, настоящее,
будущее, надо настроиться, войти в определенное состояние и
сосредоточиться. А после сеанса следует восстановить силы. Но когда тебя
благодарят люди, нашедшие свою любовь или победившие недуг, ро дившие
малыша или достигшие успехов в бизнесе, – разве это не счастье?
ВНЕ ВРЕМЕНИ
Но настоящее цыганское счастье – это быть
ребенком в таборе. Тебе – самое вкусненькое, ты всегда с мамой, тебя
все любят, целуют, дарят подарки, балуют. Поэтому если кто-то из «чужих»
в вагоне или на улице отказался цыганенку дать монетку, он не
огорчится, и его самооценка от этого уж точно не пострадает. Ну а если
обидят, то в таборе всегда найдется кто-то – сестра, брат, тетя или
крестная, которая утешит, успокоит.
К сожалению, свою задачу цыганская мать
видит только в том, чтобы ребенок был сыт и здоров. Необходимость
образования понимают далеко не все. Да и трудно цыганским детям учиться в
обычной школе. Мешает плохое знание местного языка – малыши просто не
понимают, чего от них хотят. К тому же для цыган не существует категории
времени, из-за этого научиться приходить на урок вовремя для них не под
силу.
Социальные условия тоже иногда против
учебы – не во что одеться, обуться, нет места в доме, где делать уроки.
Кроме того, у цыган существует предубеждение, что в школе более
раскрепощенные сверстники научат их детей чему-нибудь плохому.
Но тем не менее иметь образование
становится уже престижным. И многие поощряют учебу своих детей. Из вузов
цыгане предпочитают институты культуры и… туристического бизнеса – вот
где она проявилась, тоска по кочевью!
ПРИБЕЖИЩЕ ДЛЯ СТРАННИКА
Для того чтобы выжила цыганская семья,
требуется чуть больше усилий, чем коренному населению. Яркая,
характерная внешность иногда препятствует устройству на работу.
Стереотипы («цыган украл – и поет и пляшет!») мешают относиться к
человеку объективно. Поэтому семья для цыгана – прибежище, где его
выслушают, накормят, приголубят, развеселят. Жизнь вне родины научила
моих соплеменников держаться вместе, не оставлять в беде своего брата.
Президент Международного союза цыган Стахиро Станкевич однажды сказал:
«Если не-цыган приехал в чужую страну, он ищет гостиницу, чтобы
поселиться. А цыган найдет другого цыгана, который даст ему и еду, и
кров».

Тайная жизнь и обычаи цыган: гадание, гипноз и воровство людей

Мария Баченина: Здравствуйте!

Константин Куксин: Здравствуйте!

Даниил Кузнецов: Добрый день.

М.Б.: Когда я предложила вам поговорить о цыганах, вы сказали, что это ваш любимый народ. Если коротко, за что вы его полюбили?

К.К.: Я полюбил цыган, когда отправился к ним в первую экспедицию. Готовился я серьёзно, зная, какие они, — все деньги положил на карточку, а карточку зашил под рубашку, так как знал, что меня сразу обманут или ограбят. А потом я с ними подружился. И если бы мне пришлось вести кочевой образ жизни, наверное, я жил бы с цыганами. Мне этот народ казался с самого начала интересным и близким, и совсем недавно я узнал, что мой прадед — цыган. Я всё время думал, что бабушка у меня — еврейка: чернявая, Яковлевна. А папа недавно рассказал, что прадед был цыганом. Цыган Яков, скрипач, 13 детей.

М.Б.: Как вы с ними договорились? Это ведь как прийти в чужой дом и попроситься пожить.

К.К.: А что такое вообще работа полевого антрополога или этнографа? Мы приезжаем, видим в степи юрту, заходим, говорим, что приехали издалека, изучаем разные культуры. Спасает то, что люди почти все гостеприимные. Тебя приглашают, а потом, в процессе общения, отношения либо складываются, либо нет. Если не складываются, чего у меня не было, приходится уходить в другую юрту, шатёр, ярангу. Но обычно отношения складываются, и ты остаёшься там жить. Им же тоже интересно: приехал необычный человек издалека. Всегда встаёт вопрос, кто кого изучает: мы их или они нас.

С цыганами было сложно, потому что это закрытое сообщество. Они всех делят на своих и чужих. Цыгане — это «ромалэ», «рома».

М.Б.: Они так себя называют, да?

К.К.: Да, это самоназвание. А все остальные — «гажи». «Гажи» («гаджи») — не цыгане, они к ним плохо относятся. Если к гажи относятся плохо, то можно их обмануть, облапошить, это не грех. Очень трудно понять эту грань между «гажи» и «ромалэ». И если это удаётся сделать, то цыгане становятся твоими друзьями и начинают тебе доверять.

Д.К.: И как это происходит?

К.К.: По-разному. Например, с одной группой цыган я поступил так: я купил гармошку на базаре, пришёл к табору и начал играть на ней, цыганские дети прибежали и сами меня притащили в табор. Мужики там куют, я ковать умею. А вечером мы уже плясали вместе. Где-то цыгане бедно живут, а мы купили машину продуктов, приехали к ним, накормили и началось: песни, пляски.

Цыгане побаиваются незнакомых людей, потому что они не всегда официально живут на территории, не всегда у них есть документы. А вдруг ты из полиции? Если же они видят, что ты обычный человек, то они начинают доверять.

А с гаданиями как было: мы приехали в табор и попросили погадать. Цыгане сказали, что погадают, но попозже. А потом мы подружились, пели, танцевали. Утром просыпаемся, снова просим погадать, а нам отвечают, что не могут: своим не гадают. Но они же обещали, так что сели в машину, привезли гадалку из соседнего табора, она нам гадала.

М.Б.: То есть они друг другу не гадают?

К.К.: Цыганам нельзя обманывать друг друга.

Д.К.: А гадание — это всегда обман?

К.К.: Не всегда. Но это возможность заработать. А возможность заработать — это всегда немножко обман. Как говорят русские, не обманешь — не продашь.

М.Б.: А они в переписи населения участвуют?

К.К.: Да, но не все. Узнать, сколько цыган точно, — очень сложно.

М.Б.: А как к ним относятся в мире?

К.К.: По-разному. Вообще русские к цыганам изначально относятся хорошо. Просто мы такой народ, мы ко всем в принципе относимся хорошо. Над кем-то мы, может быть, посмеиваемся, но всё равно любим. Если бы русские были другими, не было бы Российской Федерации. Но мы же как-то живём все вместе.

Цыгане к русским тоже относятся хорошо. Они говорят, что русские добрые, щедрые и наивные — идеальные друзья. А в Европе к цыганам резко негативное отношение: в Румынии, Болгарии, Сербии. Приезжаем в Болгарию, сходим с поезда, таксист говорит: «Где ваши вещи? Аккуратнее, здесь цыган много». Мы даже не решились ему сказать, что мы к ним и едем.

Д.К.: То есть везде существуют стереотипы, что цыгане — воры и мошенники?

К.К.: Воры, мошенники, бездельники, паразиты общества. Ещё в 90-е годы были таблички в Западной Европы: «Собакам и цыганам вход воспрещён». Это к вопросу о европейской толерантности.

М.Б.: Почему они тогда исторически не организовали своё государство?

К.К.: Расскажу анекдот ещё царской эпохи. «Как-то цыгана спросили: «Что бы ты сделал, если бы стал царём?» Цыган почесал голову и сказал: «Как что? Украл бы сто рублей и сбежал».

М.Б.: Понятно, ментальность не та.

К.К.: Они не хотят и не могут. Это — удивительный народ, они живут уже много столетий среди других этносов и не растворяются в них. Я знаю два таких народа: евреи и цыгане. Евреев делает цельными религия избранного народа, а цыган — ощущение того, что они цыгане, не такие, как все. И ещё кастовая система.

М.Б.: А как тогда устроено их общество? Оно же существует — безземельное, безгосударственное?

К.К.: Да.

М.Б.: Какие там законы, правила, порядки?

К.К.: Первое — это миф о том, кто такой «цыганский барон». Никакого отношения к дворянскому титулу это не имеет, это от цыганского «баро» — большой, старший, главный. Как стать бароном? Например, нужно мне табор привезти из Кишинёва в Москву, я договорился с начальником поезда. Приехали, возникли проблемы с полицией, я пошёл, договорился. В общем, если я беру на себя ответственность, то люди говорят, что «вот он, наш барон». Если же я поступил неправильно, нечестно, цыгане скажут: «Какой ты нам барон?» И уйдут. Всё решает не барон, а «крис» — сход цыган. Решение криса — закон даже для барона.

Д.К.: То есть у цыган практически республика?

К.К.: Это такие кланы, где несколько семей живут вместе и вместе кочуют. Иногда к ним присоединяются другие семьи. И крис всё решает. Это, по сути, прямая демократия. И право голоса там имеют, например, взрослые женщины.

М.Б.: А в церковь они ходят? Они же православные.

К.К.: Обязательно. Они христиане. В советское время, когда русские кресты поснимали и иконы выкинули, цыгане остались христианами. Цыгане, которые жили в Османской Турции, платили налог мусульманам, но остались христианами.

М.Б.: А как они молятся? И ходят ли в храмы?

К.К.: В каждом шатре у них иконы, большие золотые кресты. Немножко кичевый стиль, но они искренне верующие: есть Бог, который их очень любит. «Святой Георгий вот заезжал недавно, стремя у него золотое стащили».

М.Б.: То есть это такая наивная вера?

К.К.: Очень живая, подлинная вера.

М.Б.: Про похороны хотела спросить. Является ли традицией то, что хоронят с имуществом, в той одежде, в которой человек умер, и для того, чтобы всё уместилось, копают яму размером с комнату, выкладывают стены кирпичом и коврами застилают?

К.К.: Экскаватор вызывают!

М.Б.: Мне на кладбище работники рассказывали.

К.К.: Да-да, джипы и компьютеры закапывают. Это — пережитки язычества.

М.Б.: Они потом охраняют эти могилы, извините меня за цинизм?

К.К.: Никто не решится с цыганами ссориться.

М.Б.: Мстительные? Око за око?

К.К.: Если вы сознательно обидите цыган, они отомстят. Но вообще они — очень мирный народ, криминальная хроника о них у нас за 600 лет собрана.

М.Б.: А как они мстят? Мне казалось, что цыгане не убивают.

К.К.: Не убивают. Это идёт с индийских времён: убьёшь — карму испортишь. Религия давно сменилась, но это осталось. Убийства крайне редки. Обмануть, украсть — да, это даже не очень-то и грешно, а убить — нет. Но вот деревню запалить — запросто.

М.Б.: «Не обидчивый, но дом спалю».

Д.К.: Получается, религия у них синкретическая: есть элементы христианства, индуизма, язычества.

К.К.: Цыгане пришли из Индии, и долгое время люди думали, какая же это была каста. Думали, что низшая, так как и там их все преследовали, и здесь унижают. Оказалось, что касты были разные. И кастовая традиция сохранилась. К примеру, если цыган был кузнецом, работающим с чёрным металлом, он не мог заниматься другим делом. Если раньше цыган разводил лошадей, то сейчас он торгует машинами, и так далее.

М.Б.: Но мы в XXI веке живём. Неужели не может родиться на свет человек, который скажет, что не хочет торговать машинами?

К.К.: Ему скажут: «Ну и иди отсюда, живи с «гажи», поступи в университет». Есть много цыган с высшим образованием, это прекрасные люди. Они по крови цыгане, но в голове — уже нет.

М.Б.: Получается, если он поступает в университет, он поступает по кастовости?

К.К.: Нет. Он должен жить в таборе и заниматься тем, чем занимались его предки. Вот у меня прадед — цыган, и чем я занимаюсь? Пою, танцую, байки вам рассказываю.

Бывают исключения, но цыгане пытаются найти в изменившемся мире эти ниши. Были лошади, теперь автомобили.

М.Б.: Если цыган уходит в общество, он уже отбился от табора, он сам по себе?

К.К.: Скорее всего, он будет жить в городе, не будет кочевать, оставит традиции. В итоге его потомки растворятся в другом этносе.

М.Б.: Если продолжать о традициях, что вы можете рассказать о цыганских свадьбах? Недавний ролик в Интернете поразил всех: там была невеста, увешанная деньгами, золотом. Это же бешеные деньги, они всю жизнь на свадьбу копят, что ли?

К.К.: Да, всю жизнь. Бывает, что после свадьбы богатая семья становится нищей, но никто не скажет, что у них была свадьба беднее, чем у соседей. Начинается всё с того, что у вас родилась девочка, у меня — мальчик, я к вам еду с берёзой, веточки которой сделаны из евро и долларов, и говорю: «У вас товар, у нас купец, давайте поговорим». Две недели вы говорите «нет», а я ваш табор эти две недели кормлю. Когда вы сказали, что ладно, поженим, вы уже кормите мой табор, а я вам дарю золотую монету, которая будет висеть над колыбелью. То есть девчонка при рождении уже просватана.

А если я, отец 15-летнего мальчишки, время упустил и поехал по таборам, думая, что найду ему сейчас умницу и красавицу, везде будут девушки с монетками — все просватаны. И я уже буду думать, что хоть какую-нибудь бы найти. Заранее нужно это делать.

Д.К.: А 15 лет — это уже поздно?

К.К.: Я видел 13-летнюю маму. В 11 лет цыганку могут отдать замуж. Они подвинуты на целомудрии.

М.Б.: Конечно, если в 11 лет девочку отдать замуж, вряд ли она могла потерять «целомудрие» до свадьбы.

К.К.: Это самый целомудренный народ. Ни одного случая в истории нет, чтобы цыганка была проституткой. Это удивительно.

М.Б.: Изнасилований тоже нет?

К.К.: Нет. В 11 лет она ещё точно девочка, я её отдаю, дальше за неё отвечайте.

Д.К.: А разводы бывают?

К.К.: Нет. Бывает, что сбегают.

М.Б.: Адюльтеры?

К.К.: Вот девчонка в колыбели, растёт, познакомилась с мальчишкой, влюбилась, а должна выйти замуж за другого цыгана, которого даже не знает. И она сбегает.

При мне был случай в Румынии. Мы едем к цыганке, переводчик звонит ей, а она говорит: «Только не говори отцу, я сбежала, мы уже у германской границы». Если вы сбежали, там начинается такой переполох, погоня — ужас. Нужно бежать в любую церковь, в ножки батюшке падать: «Обвенчай, любим друг друга». Либо в другой табор, где их не знают, барон обвенчает.

М.Б.: А свои простят когда-нибудь?

Д.К.: Или как накажут, если поймают?

К.К.: Его не убьют, но изобьют серьёзно. А дочери скажут: «Возьми икону, целуй и говори, что не сбежишь». Она говорит, что не будет, всё равно сбежит. Тогда я сам выкую кандалы и закую её, я же кузнец, например, чтобы позор на семью не навлекала. Вот она, пресловутая цыганская свобода.

Д.К.: А другой табор может их принять?

К.К.: Может. Может быть такое, что за ними прибежали, а барон уже их обвенчал, он имеет право на это.

М.Б.: При всех этих цыганских «понтах» попрошайничество не считается унизительным занятием?

К.К.: А что в нём унизительного?

М.Б.: Мне, например, сложно сказать: «Дайте мне денег».

К.К.: Это женская кастовая работа. Цыганка может выйти из пятиэтажного особняка с «лексусом» у подъезда и пойти босой на базар попрошайничать. В Индии есть каста воров, хотя они могут быть очень богатыми. Один богатый вор к другому приходит и специально оставляет что-то ценное — тот как бы ворует. Потом они меняются. Они соблюдают кастовую традицию. Так же и цыгане. Вообще, работа цыганки состоит из двух частей. Первая — это попрошайничество. Ох, как они попрошайничают! Некоторые не могут переломить себя, а вообще это же очень по-христиански, это смирение: упасть на колени, заплакать, подёргать за одежду, разжалобить.

М.Б.: Это отличный мастер-класс: просить помощи надо учить с детства.

К.К.: И это неплохо. Ведь цыганки-попрошайки до революции смягчали в русском обществе социальное напряжение, потому что крестьянин думал, что есть кто-то, кто живёт хуже него: вон, её все гоняют, она босая ходит зимой. И, если она что-то выпросила, не нужно упускать человека: «Ой, добрый человек, глаза ясные, сердце ласковое, дай погадаю тебе».

М.Б.: Это благодарность? Или чтобы всё остальное забрать?

К.К.: Смотря какой человек. Могут просто погадать, а могут и дальше раскрутить.

Д.К.: Загипнотизировать.

К.К.: Да. Мы целый бюджет потратили на исследование цыганских гаданий. Всё очень просто: когда цыганка просит ваш волос, заворачивает его в бумажку, она не вытаскивает у вас деньги. Серьги в ушах качаются, она что-то бормочет — это как транс. Я всё время пытался отследить момент, когда у меня изменяется сознание. Это невозможно.

Д.К.: А вас гипнотизировали?

К.К.: Да, конечно. Класс! Дважды я встречал настоящих гадалок. Они прямо всю жизнь рассказывают. Все остальные — суперпсихологи, они впитывают это с молоком матери. Они в толпе людей сразу видят, кто даст, кто — нет, к кому подойти, к кому не нужно. Как вы думаете, почему цыганки на вокзалах работают?

М.Б.: Там много народа.

К.К.: В метро ещё больше.

Д.К.: Человек в растерянности?

К.К.: Человек выпал из привычной среды. Он приезжает в Москву из провинции, он уже расшатанный. Вот недалеко от музея Матроны Московской на Таганке всё время цыганки работают. Женщины со своими проблемами идут к Матроне, и тут цыганки рядом — а вдруг получится?

М.Б.: А на чём базируются их гадания? Можно гадать на картах, по руке…

К.К.: Я могу гадать на чём угодно. Могу взять твой телефон и на нём погадать.

М.Б.: То есть у них разные способы?

К.К.: Конечно. Мы гадали на ракушке, на иконке Божьей Матери, на старой монетке. Это психология. Конечно, есть особые расклады карт. Причём гадают цыганки, а мужики крайне редко гадают. Я знаком с одним английским цыганом — очень сильным гадателем. Однажды он предсказал смерть семье, и в течение года они все умерли. После этого он взял в руки эту колоду, выкинул в реку и никогда больше не гадал.

Д.К.:: Это обычная колода или Таро?

К.К.: Можно гадать на Таро, можно на обычных, главное, чтобы на них не играли.

М.Б.: А как не поддаться или как выйти из гипнотического состояния? Мне знакомая врач написала, что вегетативная система даёт сбой, боковое зрение пропадает, всё клокочет. Я была загипнотизирована, могу сказать, что ты ощущаешь, что делаешь что-то не то, не по своей воле, но всё равно это делаешь. В это сложно поверить.

Д.К.: Можете описать какие-то приёмы?

К.К.: Они смотрят в глаза. У них особая частота речи, тембр. Это как удары в шаманский бубен. И постепенно таким образом они вводят в транс. Есть метод вопросов: расскажи мне то, это. Если она что-то угадала, то говорит: «Вот видишь, вижу тебя». Если нет, то просит рассказать больше. И так ты всё и выкладываешь о своей жизни, потом она выводит из транса, хлопнув в ладоши, и говорит: «Всё о тебе знаю!» И рассказывает всё о твоей жизни. Это производит неизгладимое впечатление, и ты начинаешь верить.

С мужчинами сложнее, конечно. Если есть возможность, цыганка подойдёт к девочке, потому что они готовы поверить ей. Хотя бывают и юноши наивные. У меня в экспедиции три девочки пошли погадать. Одна рыдала навзрыд, другая тоже зарыдала, начала с себя всё снимать. Это был наш табор, цыгане, наши друзья, смеются стоят. А потом пошла одна сотрудница — ученица шаманки. Это была «Битва экстрасенсов». Он ставила барьеры, цыганка прямо вздрагивала. Бабушку аж заколбасило. Я девочке говорю: «Пожалей старушку-то, её удар сейчас хватит». В общем, оказалось, что это очень похожие методики введения в транс.

М.Б.: Я нашла в Интернете инструкцию о том, как уберечься от цыган: «Вам понадобится карманное зеркальце. Не смотрите гадалкам в глаза, при встрече постарайтесь отвернуться и уйти как можно быстрее, ускорьте шаг, если она следует за вами. Не грубите и не старайтесь их задеть — это только навредит вам. Если всё-таки цыганка к вам подошла, достаньте зеркальце и направьте его на неё. Считается, что это обратит все её слова и намерения против неё самой. Воспользуйтесь замешательством и уйдите. Также не показывайте драгоценности и кошелёк». Про зеркальце — это бред сивой кобылы, по-моему. Или они боятся этого?

К.К.: Против Василиска зеркальце Гарри Поттеру помогало, я помню.

М.Б.: Ещё осиновый кол кому-то помогает.

К.К.: Да, и серебряные пули. Всё очень просто: не смотрите в глаза. Либо, если цыганка подошла в электричке, можно сказать: «Как здорово! Вы цыгане? А где ваш табор? Я работаю в Музее кочевой культуры, пишу научную работу о вашем народе, поехали к вам?» Вы договорить не успеете, как их уже не будет. Они любят узнавать всё о других, а он себе рассказывать не хотят. А если вас пригласят… Ну, поедете в табор, с цыганами познакомитесь.

М.Б.: А кто дома хозяин?

К.К.: Мужчина. Абсолютный хозяин.

М.Б.: А каков функционал женщины, её святые обязанности? И обязанности мужчин?

К.К.: Первое — за девушку положен выкуп, а с девушкой должно быть приданое. Цыгане стараются, чтобы выкуп и приданое были одной цены. И это прилюдно отдаётся, иначе табор скажет: «Мы купили её, кто она такая?» Положение женщин у цыган невысокое, особенно у молодых. Если она родила детей, то положение лучше. А вот взрослая цыганка, которая вырастила сыновей, — это очень уважаемая женщина. Бывает, что она даже управляет табором.

М.Б.: И сыновья слушаются и почитают её?

К.К.: Конечно.

М.Б.: А почему них дети такие грязные?

К.К.: Цыгане говорят: «Грязный ребёнок — счастливый ребёнок».

М.Б.: Это не только цыгане говорят.

К.К.: Детей они обожают, это их главное богатство. Им разрешают всё, не наказывают. Бывает, что отец даст по заднице, а потом: «Ой, маленький, дай поцелую, за что же я тебя так». Строгостью нельзя детей воспитывать. Им можно делать всё. Вон в электричке или в метро цыганёнок ходит, ко всем пристаёт, а мамочка улыбается: какой молодец!

Д.К.: А до какого возраста он ребёнком считается?

К.К.: В 11–12 лет мальчик — уже взрослый мужчина. Он ходит с гордо поднятой головой: он — цыган!

М.Б.: А что они готовят?

К.К.: Цыгане всегда жили внутри другого народа. Нет цыганских костюма, музыки, кухни. Ну, выпросили они немножко муки, огурчиков, помидорчиков, винограда, и что, мужчина скажет: «А ну, жена, что-нибудь цыганское приготовь мне»? Нет, что выпросили, то и едят. Или выпросили бы одежду и мужчина бы сказал: «Перешей в цыганское!» Нет, конечно. Обычно они пекут лепёшки прямо возле шатра в золе костра. Это очень плотный и питательный хлеб. Они обожают чай. Русские цыгане пили самоварами, из блюдечка, как купцы. А в Восточной Европе могут и фрукты в чай добавить.

Ещё цыгане ели ежей. Я сам не пробовал, но ёжиков запекали и ели.

Д.К.: С иголками?

К.К.: Да, запекали с иголками, а потом как-то снимали их. Вот это экзотика, да.

М.Б.: А вообще какое они мясо предпочитают?

К.К.: Какое есть. Но на свадьбе будет всё. Когда в старину цыгане играли свадьбу, они покупали бочку самогона, возили её на лошадях и поили все деревни русские.

Д.К.: Вы сказали про цыганских детей, но мы все читали книжку Гюго «Человек, который смеётся». Там описывается, как цыгане воруют младенцев, сажают их в чаны так, что они превращаются в неваляшек, делают шрамы на лице и прочее.

К.К.: А ещё у него есть книга «Собор Парижской Богоматери» про украденную Эсмеральду.

Д.К.: Это вообще базируется на реальных фактах?

К.К.: Конечно. Среди цыган появляются светленькие люди, русские, к примеру. Вообще, этот миф был развенчан газетой «Ведомости» ещё в XIX веке. Не воруют цыгане детей. Своих много, зачем лишний рот? Но бывает так, что цыганская семья бездетна, это трагедия для любой семьи, а для цыганской — особенно. Найти ничейного цыганского ребёнка невозможно, они все пристроены. Были такие случаи, когда цыгане кочевали по деревням, находили семью, в которой мать умерла в родах, мужик пьёт. А цыганская семья бездетна, и они вымаливали у них детей, даже деньги предлагали. И детей отдавали. «Ведомости» описывали случай: вырос мальчонка, с серьгой в ухе — русоволосый, голубоглазый Ваня. В таборе его нашли журналисты и говорят: «Ты русский, твоя мать умерла, тебя взяли цыгане». А он им с акцентом: «Зачем мне говоришь это? Я — цыган, вон моя мать в шатре гадает». Вот откуда все эти мифы.

Д.К.: Но раз у них клановая система, понятно, что они «скрещиваются» между собой и происходит накопление рецессивных генов…

М.Б.: Ошибок.

К.К.: Чтобы это накопление сработало, должны пройти тысячелетия, даже если жениться на своих сёстрах. Египет же долго вымирал.

Д.К.: Но цыганам же у нас тысячи лет.

К.К.: Но мы же берём из другого табора, из своего нельзя. То есть это экзогамия — женятся не на своих, никакого вырождения у цыган не прослеживается. Ну, и потом, кровь всё время освежается. У моего прадеда, например, жена-то русская была.

М.Б.: Его выгнали за это?

К.К.: Нет, он привёл её в табор, бедную. Он её безумно любил. У них было 13 детей. Когда она умерла от тифа, он был совершенно потерян, не знал, как их растить. Часть пристроил в детские дома, часть с ним кочевала. А сам он с горя через год умер от тоски по жене. Хорошо, что старший брат первый вышел из детского дома и всех собрал. Цыгане своих не бросают, это очень важно.

М.Б.: А пьянство у цыган есть?

К.К.: Не бывает. Даже люди, которые в Средневековье получали задание опорочить цыган, говорили: «У этого мерзкого народа есть одна черта — не пьют». Хотя на празднике у цыган вы увидите огромное количество алкоголя. Гуляют, но меру знают. Всё время дежурят двое молодых цыган. Если кто-то осоловел, его ведут под белы ручки в особую комнату. Если на цыганском празднике будет кто-то пьяный — это позор. Напоить русские деревни — это нормально, а сами умеренно употребляют.

М.Б.: Какой ваш любимый фильм про цыган?

К.К.: Много.

М.Б.: А самый любимый?

К.К.: Мне очень нравится «Заяц над бездной». Он очень смешной — о том, как в брежневское время цыган не может жениться, нет денег на выкуп. И отец девушки говорит: «Пригони мне лимузин Брежнева, как коня, тогда она твоя». И фильм о том, как он эту машину ищет.

М.Б.: А они стали менее популярными по сравнению с советскими временами? «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Жестокий романс», «Неуловимые мстители». Это же был какой-то бум, романтика.

К.К.: Это был не бум, а грамотная работа с населением советского правительства. Цыган стали брать в школу, они получили гражданство. С ними работали, их не гоняли, как в Европе. И, естественно, нужно было в массовую культуру внести какой-то позитивный образ «нового цыгана».

М.Б.: А какой из советских фильмов самый правдивый?

К.К.: «Табор уходит в небо» — хороший фильм.

М.Б.: Там Земфира.

К.К.: Земфира — это прототип всех цыганских женщин, пушкинская любовь. Когда Пушкина сослали в Бессарабию и он кочевал с цыганами, влюбился в Земфиру. Все понимали, что никогда русский дворянин не возьмёт в жёны таборную цыганку, особенно Пушкин. А он за ней увивался, и отец её в другой табор отправил. Но это же Пушкин! Он два пистолета за пояс — и в погоню. И барон навстречу: «Ах, что же натворил ты! Зачем за Земфирой моей погнался? Был в том таборе у неё любовник, узнал, что ты едешь, — нож достал и зарезал её, а потом себе нож в сердце вогнал. Похоронили мы их вчера». Пушкин рыдал две недели, а Земфира удачно вышла замуж за цыгана.

Д.К.: Обманули поэта.

К.К.: Не обманули, а подбросили ему сюжетик. И он всю свою тоску излил в поэме «Цыганы».

М.Б.: А имена Земфира, Кармен, Эсмеральда по-прежнему популярны?

К.К.: Есть цыганские имена, которые очень популярны. Лойко, например. Или Наско — производное от Атанас. Есть византийские имена, славянские. А есть обычные.

М.Б.: Маша, Саша, Серёжа?

К.К.: Да, конечно. Всё зависит о того, в какой стране живут цыгане.

Д.К.: А язык у них индоевропейский?

К.К.: Да. Мои румынские друзья-цыгане смотрят индийские фильмы без перевода, всё понимают. Но есть диалекты: руска рома, венгерска рома, польска рома. Это цыганский язык, куда вкраплены слова языка народа, среди которого они живут.

М.Б.: Это простой язык? Его легко выучить?

К.К.: Не простой, но выучить можно. Я пою песни на цыганском. Поёшь и узнаёшь слова.

Д.К.: Все видели фильм с Брэдом Питтом «Большой куш», там фигурируют цыгане. Есть они и в рассказах Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Но на самом деле этнически они практически все — ирландцы. Называются они пэйви, или Irish travellers, — ирландские путешественники. Но при этом все обычаи у них и язык — цыганские. Почему?

К.К.: Когда цыгане ушли из Индии, пришли в Византию. Там их очень хорошо встретили, они жили там 300 лет. Про них писали, что это был полезный народ, всю работу делал, стал вести оседлый образ жизни. Но цыгане эти были не высших каст, плохо знали ведическую религию и приняли греческое православное христианство. Более того, живя в Византии, они стали звать себя «рома» — ромеи. Сейчас это последние византийцы на планете. Но Византия погибала под натиском турок, и часть цыган решила уйти на Запад. Там было немало авантюристов — кто не такие люди, всё бросят и уйдут? И они пришли в Европу. Если бы все цыгане были честными, их судьба сложилась бы, возможно, иначе. Потому что они во многом настроили против себя народ. Самыми первыми были группы, которые добрались до Англии и Ирландии. Они туда приплыли, а куда дальше? Цыган мало, близкородственные браки запрещены, вот и стали смешиваться с англичанами и ирландцами. Поэтому их облик изменился, а язык и традиции остались цыганскими. Это были первые переселенцы из Византии в Западную Европу — тревеллеры. Сейчас многие живут очень богато, но не забывают, что они цыгане. Я не скажу, что «Большой куш» — очень правдивый фильм…

М.Б.: Но интересный.

К.К.: В общем, с цыганами лучше не связываться. Не обижайте их, относитесь к ним как к людям, и они к вам так же будут относиться. Главное — разбить брешь между «гажи» и «рома». Мне удалось, удастся и вам!

ПОЛНУЮ ВИДЕОЗАПИСЬ ИНТЕРВЬЮ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ:

Вся правда о цыганах: гадание, воровство людей, гипноз, шикарные свадьбы

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ ИНТЕРВЬЮ, ВИДЕО И ПОДКАСТОВ СМОТРИТЕ ПО ТЕГУ #ПЕРЕДАЧАДАННЫХ