Любовный конфликт на дне

Особенности любовного конфликта по пьесе На дне (Горький Максим)

Драма Максима Горького «На дне» показывает беспощадное уничтожение личности нечеловеческими условиями, в которых вынуждены жить выброшенные на обочину социальной жизни люди. Они не живут, а выживают, отвоевывая свой кусочек призрачного комфорта. Казалось бы, в такой обстановке нет места светлому чувству любви. В этом противоречии и заключается особенность любовного конфликта, который будет рассмотрен далее.

Любовь предполагает взаимную заботу и поддержку, которой нет места в ночлежке, где каждый сам за себя и готов ругаться и есть поедом соседа за каждую мелочь. И представленные в драме пары никак нельзя назвать образцом заботы друг о друге: Василиса желает смерти своему мужу, а Костылев, в свою очередь, обвиняет её в бедности, называя «свиньей»; Клещ безжалостно ждет смерти своей жены, не желая облегчить ей последние дни жизни, и цинично заявляет: «Шум смерти не помеха».

На первый взгляд, люди живут в законном браке, но это не семья, а ее жестокое подобие, где не осталось места чувствам.

Также в драме имеет место любовный треугольник, который составляют Васька Пепел, Наташа и Василиса Костылева. Но этот треугольник обезображен низменными проявлениями ревности, эгоизма, жестокости. Старшая сестра издевается над младшей из-за ревности к Пеплу. Но любит ли Василиса Василия? Оправдана ли ее ревность? Она хотела бы получить свое женское счастье, но стремление к наживе, ее эгоизм сильнее любви и привязанности к другому человеку. Костылева хочет использовать Ваську для своих корыстных целей, в частности, освобождения от ненавистного мужа, и в условиях ночлежки она отравляет жизнь и ему, и Наташе.


Вор Пепел и Наташа кажутся единственной парой, где есть настоящие чувства, но и эти отношения разрушаются враждебным окружением.

На дне общества, описанным Горьким, все чувства становятся низменными, и даже любовь становится жестокой пародией на саму себя.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Тема любви в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» — одно из вершинных произведе­ний Горького. Это социально-философская пьеса, но ее конфликт связан с целым рядом проблем, в том чис­ле и с проблемой любви. Любовный конфликт у Горь­кого выступает как грань конфликта социального. Тема любви в пьесе сопряжена прежде всего с любов­ным треугольником, который образуют Василиса Костылева, ее сестра Наталья и вор Васька Пепел.

Костылев, пятидесяти четырех летний содержатель ночлежки, имеет двадцатишести летнюю жену Васи­лису. Отношения его с Василисой драматичны. Не по любви вышла Василиса за Костылева, а по расчету, и он ее без конца попрекает нищетой («Нищая… сви­нья…»). Едва ли сам Костылев искренне любит супру­гу. Этот стяжатель, жадина, лицемер не способен на светлые, чистые чувства. «Васка… поганая!» — гово­рит он в адрес жены. Жизнь с таким человеком — для Василисы ад. Она изменяет ему с Васькой Пеплом. Ва­силиса — злая, жестокая женщина, у нее «дьяволь­ский характер» и она ведет за Пепла борьбу. Методы Василисиной борьбы весьма сомнительны. Костылева ревнует Ваську к Наташе, своей сестре, бесправной, во всем от нее зависящей девушке. Обитатели ночлеж­ки отзываются о Наташе положительно, а вот Васили­су не жалуют. Наташа «славная девка», «строгая… хорошая., надежный человек…», а Костылева «гадю­ка ядовитая». Наташа полна достоинств, и потому Пе­пел неравнодушен к ней. Василису же он справедливо упрекает: «.. души в тебе нет, баба… в женщине — душа должна быть…». Васька искренен с Костылевой. Напрямую он говорит ей, что никогда не лежало у него к ней сердце, что он жил с ней просто так, ради развлечения. Ради Наташи Васька оставляет Васили­су. Его любви к своей сестре не может вынести Васи­лиса. Она очень мстительная, и, охваченная этим чувством, не перестает мучить и зверски бить Наташу. Наташа, находясь в таких невыносимых условиях, готова идти за Пеплом хоть на край света. Отношения с Наташей обогащают Пепла, дают ему надежду на новую, совсем иную жизнь.

Василиса — корыстолюбивый человек. В связи с Пеплом она видит возможность не только реализации себя как женщины. Она надеялась, что любовник по­может ей избавиться от мужа, после чего она станет единовластной хозяйкой ночлежки. Возникает во­прос, любит ли Василиса Пепла по-настоящему? Ду­мается, что нет. Разве стала бы она тогда толкать его на преступление, обрекая тем самым себя на разлуку с возлюбленным? Стала бы толкать его на воровство и потом скупать у него краденое? В последний миг Ва­силиса надеется еще уговорить Пепла вступить с ней в сговор. Она даже дает согласие на его брак с Наташей и обещает Пеплу денежное вознаграждение. Васька хорошо понял сущность Костылевой. «Ей денег надо… и воли надо… а воля ей — чтобы развратни­чать»,-говорит он. Пепел смог бы полюбить Васили­су, смог бы пойти ради ее счастья на что угодно, но ее страсть к деньгам оттолкнула Ваську. Это ненавистно им в Василисе.

Василиса загоняет Пепла в окончательный тупик. Заступившись за Наташу, которую нещадно избивали и обварили кипятком Костылевы, Пепел в драке уби­вает хозяина ночлежки. Это на руку его жене. «Вась­ка убил. Я — видела!» — кричит она и ядовито приго­варивает: «Что, Вася, мил друг? От судьбы не уй­дешь. .» В Василисе не остается ничего человеческого, ее постигает полное нравственное оскудение.

Говоря о теме любви в пьесе «На дне», нельзя не сказать еще об одной героине, проститутке Насте. Бубнов и Барон смеются над ней, над выдуманной ею историей любви. Читая любовные романы, Настя грезит о Рауле, воображает себя страстно и возвышенно любимой выдуманным поклонником. Это единствен­ное, что есть у нее хорошего в жизни. Торгуя собой, она все еще тянется к свету, к теплу, к доброте и уча­стию. За Настиной выдумкой стоит глубокая потреб­ность в любви. Девушка не теряет надежды и верит в то, что великая и большая любовь изменила бы ее жизнь, подняла бы ее со дна жизни.

В пьесе «На дне» М. Горький наглядно показывает, как бесчеловечные условия жизни калечат личность, уродуют самые возвышенные чувства, ведут к разру­шению, к деградации человеческого «я». Социальное и духовно-нравственное у Горького неразрывно взаи­мосвязаны.