Лучшие фильмы артхаус

Как видим, для европейского артхауса привычны тёмные темы. Этот список показывает, что современные звёзды европейского кино проделали отличную работу, продолжая традиции своих великих предшественников.

Содержание

Новая жизнь / La Vie nouvelle (2002, Филипп Гранрийе)

Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 6,6

Фильмы Филиппа Гранрийе обычно относят к движению «новый французский экстремизм», хотя его работы наделены необычайной атмосферой, выделяющей их в отдельную подкатегорию. Его работы часто переходят в сферу видеоарта. Режиссёр использует любой имеющийся в его распоряжении инструмент и создаёт кино, выдержанное в традициях таких экстремальных экспериментаторов, как Тэраяма, Пазолини, Мацумото.

В фильмах Гранрийе откровенно разбирает темы женоненавистничества, мизантропии и самоуничтожения. За это одни обозреватели нещадно критикуют режиссёра, а другие ценят его радикальную открытость к мрачным порывам человеческой психологии и его стремление сделать кино инструментом, адекватно выражающим эту мрачность. Так при минимальном количестве диалогов сюжет «Новой жизни» вовлекает зрителя в историю о молодом американце, одержимом таинственной проституткой.

Лиля навсегда / Lilja 4-ever (2002, Лукас Мудиссон)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,9

После комедии «Вместе» (2000) едва ли кто-нибудь ожидал, что Лукас Мудиссон снимет один из самых безжалостных фильмов 21-го века. Сюжет, пронизанный отчаянием и безысходностью, основан на реальной истории.

Эта пронзительная драма шведского режиссёра о 16-летней девушке Лиле, которая живёт в безымянном постсоветском городе. Сначала она верит и ждёт, что мама, уехавшая в Америку с любовником, заберёт её к себе. Но опекунша выставляет девушку из квартиры и вскоре она пополняет ряды проституток. Фильм не только потрясает депрессивным фоном социальной деградации, но и несёт широкое социальное послание на тему сексуального рабства и торговли людьми.

Белая лента / Das weiße Band (2009, Михаэль Ханеке)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,8

«Белая лента» – совершенно правдоподобная реконструкция небольшого немецкого городка на пороге нацистской эпохи. В 1913 году, незадолго до Первой мировой войны, в немецком посёлке происходит ряд загадочных происшествий, напоминающих ритуалы наказания. Атмосфера всеобщего страха нарастает. События, в которые втянуты многие взрослые и дети, похоже, странным образом связаны между собой. Разобраться в них пытается местный учитель. Это фильм о природе зла и воспитании детей, которым суждено стать нацистским поколением.

Клык / Κυνόδοντας (2009, Йоргос Лантимос )

Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 7,3

Сразу после выхода фильм объявили шедевром современного европейского кино, а Йоргоса Лантимоса начали сравнивать с Ларсом фон Триером и Михаэлем Ханеке. «Клык» имел международный успех и стал лауреатом программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.

Режиссёр предложил щекотливый взгляд на идею домашнего обучения. Супружеская пара, рассказывая своим детям жуткие истории о внешнем мире, держит их в пределах дома и двора с бассейном и садом, никого не выпуская за забор. Воспитание этих детей, мягко говоря, необычно. Они никогда не видели внешний мир. Покинуть семейный дом смогут лишь тогда, когда у них выпадет клык. Из внешнего мира в семью вхожа лишь девушка, приглашённая для удовлетворения сексуальных потребностей старшего сына. А покидать дом может лишь отец семейства. Несмотря на кошмарность происходящего от фильма невозможно отвести взгляд.

Необратимость / Irréversible (2002, Гаспар Ноэ)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,4

Французский режиссёр Гаспар Ноэ владеет крайней формой кинематографической выразительности. Его фильмы предназначены для аудитории 21-го века, ищущей полномасштабных впечатлений. Сюжет разворачивается в обратном хронологическом порядке, поэтому зритель сначала видит результаты событий, а затем их причину. Например, один человек огнетушителем проламывает голову другого, а позже выясняется, по какой причине он это сделал. И в этой драме зрителей ждёт одна из самых длинных и жестоких сцен изнасилования, жертвой которого становится героиня Моники Беллуччи.

«Необратимость» – радикальный эксперимент в экстремальном кино, который для многих зрителей слишком силён. Этот фильм вызывает много серьёзных обсуждений о связи кино с насилием.

Залечь на дно в Брюгге / In Bruges (2008, Мартин Макдонах)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,9

Комедия «Залечь на дно в Брюгге» достаточно чёрная, чтобы заслужить место в этом списке. Запоров задание, двое наёмных убийц, Рэй и Кен (Колин Фаррелл и Брендан Глисон), по приказу босса по имени Гарри (Рэйф Файнс) должны отсидеться в Брюгге. Кен с интересом погружается в историю и архитектуру старинного бельгийского города, а Рэй мечтает из него убраться.

Это забавная и кровавая комедия с блестящей актёрской игрой, остроумными диалогами и размышлениями о человеческом духе, о его принципах, достоинствах и недостатках, о чувстве вины и экзистенциализме.

Ты, живущий / Du Levande (2007, Рой Андерссон)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,5

Это фильм о человеческом существовании во всей полноте, о его величие и низости, радости и печали, его самоуверенности и беспокойстве, о желании любить и быть любимым.

«Ты, живущий» очень близок «Песни со второго этажа» (2000), продолжая тему жизненной сущности. Действие разворачивается всё в том же сером и мрачном скандинавском городе с такими же подавленными жителями и льющим дождём. И структура та же: горькие комические миниатюры, вызывающие больше смущения, чем смеха. Мирские сцены, перемежающиеся всплесками сюрреализма, обличают комичность человека, трагичность жизни и абсурдность существования. В одной из сцен звучит одно и величайших гитарных соло в кино.

Импорт-экспорт / Import Export (2007, Ульрих Зайдль)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,1

Австрийский кинорежиссёр Ульрих Зайдль заявил о себе фильмом «Собачьи дни» (2001), отмеченным гран-при Венецианского кинофестиваля. С тех пор он не перестаёт вызывать дискуссии. Одни осуждают его за эксплуатацию мизантропии, а другие восхваляют за бесстрашное изображение общественных (и кинематографических) нежелательностей: ожирение, уродливость, скука, тлен.

Название служит отсылкой к раздвоенной структуре фильма. Одна часть сфокусирована на Ольге, матери-одиночке из Украины, не сумевшей выжить на зарплату медсестры и уехавшей в Вену, где сначала становится домработницей в богатой семье, затем работает в доме престарелых. Вторая половина фильма посвящена Паулю, молодому человеку из Вены, который отправляется в Украину к отчиму Михаилу, где собирается устанавливать игровые автоматы.

Если обе части фильма по отдельности кажутся тупиковыми, то вместе они формируют грустную и временами горькую картину разделённости между Восточной и Западной Европой.

Время волков / Le Temps du loup (2003, Михаэль Ханеке)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 6,6

Похоже, действие происходит в постапокалиптической Европе, хотя причины бедствий не озвучены. Героиня Изабель Юппер приезжает в загородный дом со своей семьёй, чтобы обнаружить, что жилище, занято вооруженными незнакомцами. Они вынуждены бежать в поисках спасения. Электричество отключено, поэтому с наступлением ночи экран почти чёрный, что нервирует и вызывает чувство абсолютного страха, которым так славится Ханеке. Начавшись как история одной семьи, сюжет обретает глобальный масштаб, взбадривает сознание и предлагает задуматься о простых ценностях, рисуя условия за гранью цивилизации, когда становится ясно, что уже ничто не будет так, как прежде.

Славные ублюдки / Les salauds (2013, Клер Дени)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,4; IMDb – 6,1

Яркая представительница французского авторского кино никогда не уклонялась от мрачных реалий. На протяжении всей карьеры Клер Дени смело обращается к самым актуальным проблемам современности. Тема фильма «Славные ублюдки» в этом отношении имеет менее глобальный охват.

Марко (Венсан Линдон) предстоит разобраться в череде драматических событий, произошедших в его семье. Чтобы расследовать смерть своего родственника, он въезжает в квартиру по соседству с кредитором, подозреваемым в убийстве, и завязывает роман с его женой. Чем глубже он копается в деле, тем мрачнее раскрывающиеся детали.

Фильм позаимствовал некоторые элементы из романа Уильяма Фолкнера «Святилище» и получился таким же резким и брутальным, из-за чего некоторые критики восприняли его поверхностно. Другие же видят в нём увлекательный эксперимент в современном нуаре.

Незнакомец у озера / L’Inconnu du lac (2013, Ален Гироди)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 6,9

Откровенные сексуальные сцены, не обременённые моралью неразборчивые связи и множество обнажённых мужчин во всевозможных позах не должны отвлечь зрителя от мастерски продуманного сюжета эротического триллера Алена Гироди. Режиссёр создал настоящую гей-идиллию, в основе которой история, разворачивающаяся на берегу озера, где-то на юге Франции. Однако тему секса он использует не только как примитивный источник острых ощущений. Это убедительное повествование о том, как страстное влечение легко может затмить здравый смысл и затуманить рассудок.

Меланхолия / Melancholia (2011, Ларс фон Триер)

Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 7,1

Это второй фильм в «трилогии депрессии» режиссёра и сценариста Ларса фон Триера (два других – «Антихрист» и «Нимфоманка»). Главные роли исполнили Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур. Первая часть фильма посвящена свадьбе одной из героинь, но настроение наполняется тревожностью на фоне неопределённости и стремительно переходит в обречённость перед неизбежным. К Земле приближается гигантская газовая планета Меланхолия, грозящая гибелью для всего живого.

Ларс фон Триер сам написал сценарий к «Меланхолии», полагаясь на собственный опыт лечения депрессии. Идея фильма зародилась у него во время сеанса психотерапии, когда врач сказал ему, что подверженные депрессии люди спокойнее действуют в стрессовой ситуации, потому что они и так ожидают плохого. Тогда кинематографист решил изобразить апокалипсис, сосредоточившись на изучении психики человека во время катастрофы.

Вне Сатаны / Hors Satan (2011, Брюно Дюмон)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,4

Первый полнометражный фильм Брюно Дюмона – социальная драма «Жизнь Иисуса» (1997), в которой режиссёр предложил бескомпромиссный взгляд на жизнь маленького французского городка. Фильмография Дюмона характеризуется веяниями «нового французского экстремизма» и созерцательного кино, «Вне Сатаны» – не исключение.

Длинные, медленные и тщательно оформленные кадры скудных пейзажей, минимум диалогов, откровенный секс и всплески жестокости – элементы, складывающиеся в типичный фильм Дюмона. В эту картину, как следует из названия, он ко всему добавил смутную метафизику. Обсуждения зла органично вписываются в насильственную эстетику Дюмона.

Кожа, в которой я живу / La piel que habito (2011, Педро Альмодовар)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,6

В этом научно-фантастическом фильме Антонио Бандерас играет талантливого пластического хирурга-психопата, который разрабатывает новую форму человеческой кожи, устойчивую к травмам. А Елена Анайя исполняет роль его подопытной, которую он тайно держит взаперти. После гибели жены в автокатастрофе хирург начинает свои зловещие эксперименты.

Эта работа не похожа на другие творения Педро Альмодовара. Она более сложная, так как сочетает в себе элементы мистики, ужасов, сдвиги во времени, тему сумасшедшего доктора, историю любви и секреты, которые зрителю предстоит разгадать.

Антихрист / Antichrist (2009, Ларс фон Триер)

Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 6,6

«Антихрист» – самый скандальный фильм мастера эпатажа Ларса фон Триера. В главных ролях – блистательные Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо. В центре сюжета – несчастная пара, которая отчаянно пытается оправиться от трагичной гибели ребёнка.

Семейная пара занимается страстным сексом и не успевает уследить за малышом, который в это время выбирается из кроватки, падает из окна и разбивается. Эта смерть травмирует психику женщины, и её муж-психотерапевт решает отвезти её в загородный дом, где они отдыхали предыдущим летом, надеясь, что единение с природой и временная изоляция помогут ей прийти в себя. Однако все оборачивается совсем по-другому. Оставшись наедине друг с другом, бесконечным чувством вины и воспоминаниями о сыне, герои становятся все более жестокими и дикими.

Каталин Варга / Katalin Varga (2009, Питер Стриклэнд)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 7

Ещё до создания психологического фильма ужасов «Студия звукозаписи «Берберян»» (2011), с которым Питер Стриклэнд получил широкую известность, он снял в Румынии малобюджетную кинокартину «Каталин Варга», пустив на производство дядино наследство. Газета «The Guardian» причислила эту работу к лучшим дебютам года.

Сюжет не претендует на оригинальность, но игра ведущий актрисы, безупречное звуковое оформление и трансильванские пейзажи заслуживают исключительного внимания. Когда муж Каталин узнаёт, что их сын вовсе не его, он выставляет их из дома. Теперь героине, годами скрывавшей свой позор, нет места в родном посёлке. Она отправляется на поиски насильника, ставшего биологическим отцом её ребёнка. Как и в жизни, между чёрным и белым есть ещё масса оттенков, поэтому большинство историй о мести сталкиваются с гораздо большими сложностями, чем планировалось изначально.

29 пальм / Twentynine Palms (2003, Брюно Дюмон)

Рейтинг на Кинопоиске – 4,6; IMDb – 5,2

Сценарист и режиссёр Бруно Дюмон исследует первичные импульсы, которые управляют человеческим взаимодействием и формируют романтическую любовь. Он изображает интимную близость людей как отражение той же биологической функции у диких животных.

Американский фотограф Дэвид (Дэвид Уиссак) и его русская подружка Катя (Екатерина Голубева) отправляются в путешествие по калифорнийской пустыни, чтобы разведать места для съёмки. Он не говорит по-русски, а она – по-английски. Пара пытается общаться по-французски, хотя ни один из них языком не владеет. Дэвид и Катя постоянно конфликтуют, а ссоры улаживают страстным сексом.

Размеренно снятые размышления о любви, сексе и насилии. Некоторые зрители считают большую часть фильма слишком растянутой, но финал – неожиданность для всех.

В моей коже / Dans ma peau (2002, Марина де Ван)

Рейтинг на Кинопоиске – 5,6; IMDb – 6,3

«В моей коже» принадлежит к фильмам движения «новый французский экстремизм», для которых характерно крайнее насилие и откровенный, иногда несимулированный секс. Но здесь имеем особый случай. Марина де Ван сама написала сценарий, срежиссировала и исполнила главную роль в своём первом полнометражном фильме. В социальной плоскости её героиня Эстер – обычная буржуазная француженка с хорошей работой, парнем и активной общественной жизнью. Но однажды она случайно порезала ногу в саду и не сразу обратилась к врачу. В шутку хирург говорит ей: «Вы уверены, что это ваша нога?». Эта фраза словно подстрекает Эстер к обострённому восприятию своего тела. Кажется, она разбирает себя в буквальном смысле, и драма обретает черты боди-хоррора.

Моей сестре! / À ma soeur! (2001, Катрин Брейя)

Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 6,5

Скандально известная Катрин Брейя показала взросление под микроскопом, взаимоотношения сестёр и то, насколько важна красота, чтобы вызывать любовь других людей и даже чтобы самим любить себя.

Анаис и её старшая сестра Елена проводят лето на французском морском курорте с родителями. Елена – привлекательная девушка с большим опытом общения с мальчиками, хотя пока бережёт свою девственность, чего не понимает пухленькая 12-летняя Анаис, уверенная, что от этого нужно поскорее избавиться. Она подглядывает за развитием отношений между Еленой и итальянским студентом Фернандо. А поскольку сёстры делят одну спальню, ночью она становится свидетелем их сексуальной активности, что влияет на отношение к любви и сексу и приводит к трэшевой развязке.

Песни со второго этажа / Sånger från andra våningen (2000, Рой Андерссон)

Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,7

Рой Андерссон большую часть карьеры снимал рекламные ролики (около трёхсот), и делал это с большим успехом. Его фильмы не похожи на рекламу по интонации, но их необычная структура, возможно, намекает на влияние коммерческой работы. «Песни со второго этажа» – первый фильм в экзистенциальной трилогии Андерссона. Здесь нет центрального сюжета. Это скорее серия причудливых и невозмутимых миниатюр, отражающих пародию на безнадёжную серость типичного шведского города. Повторяющиеся темы связывают сцены в единое полотно. Хотя фильм явно комедийный, от большей части его юмора зритель скорее вздрогнет, чем посмеётся.

Авторское кино смотреть онлайн

От голливудского кино с его банальными сюжетами и одними и теми же актерами, кочующими из фильма в фильм, рано или поздно устаешь. Вот тогда в поисках чего-то нового и необычного вы и натыкаетесь на киноленты из категории авторское кино (артхаус). И совершенно неожиданно ваше представление о современном кинематографе переворачивается с ног на голову. Оказывается, в нем есть нечто поинтереснее озабоченных американских подростков и ходячих мертвецов!

Для многих людей, поверхностно знакомых с фильмами этого жанра, артхаус, или независимое авторское кино, представляется чем-то очень скучным, монотонным и ужасно затянутым. Это в корне неверно. Смотреть артхаус онлайн так же интересно и увлекательно, как и приключенческие ленты. Но зритель при этом должен понимать, что артхаусное кино нечасто строится на драйве и погружении в экшн, к которым нас приучил Голливуд.

С первых минут американского блокбастера мы ждем ярких впечатлений – взрывов, погонь, выскакивающих из-за угла зомби. Или, по крайней мере, сальных шуточек, которые то и дело отпускают главные герои. Так вот, всего этого вы не найдете в авторском кино при онлайн просмотре. Однако взамен зрителю предлагается потрясающий до глубины души сюжет, нестандартные способы съемки и сверхреалистичная игра актеров.

К слову, именно в игре актеров и заключается одно из главных отличий авторского от голливудского кино. Когда вы следите за невероятными подвигами Джейсона Стэйтма, вы совершенно четко понимаете, что его персонаж априори не может существовать в действительности. Но когда вы смотрите артхаус фильмы онлайн, где играют Уиллям Дефо или исландская певица Бьорк, их герои кажутся самыми что ни на есть реальными. Они вполне могли бы жить с вами по соседству, ходить в те же кафе и магазины.

Перед тем как приступить к просмотру авторского фильма, рекомендуем вам хотя бы в общих чертах изучить творчество снявшего его режиссера. Художественные взгляды и жизненные убеждения независимых режиссеров накладывают отпечаток на их картины. Кроме того, учитывайте и жанр фильма, ведь артхаус – лишь общее название всего независимого кино. В этом жанре снимают и драмы, и триллеры, и даже комедии.

Чем больше вы будете смотреть артхаус онлайн, тем меньше вас будут интересовать непритязательные голливудские фильмы, рассчитанные на массового зрителя. Независимое кино – своего рода наркотик, вызывающий быстрое и очень сильное привыкание. Попробовав однажды, остановиться вы уже не сможете!

Список лучших артхаус фильмов

Хорошее кино запоминается надолго. Оно оригинально и не похоже на тот ширпотреб, после которого кроме застрявших кусочков попкорна в зубах, ничего не остается. Как правило, такое кино имеет отношение либо к арт-хаусу, либо к авторскому кино, грань между которыми не всегда очевидна.

В этой статье подобраны артхаус фильмы, в список которых вошли одни из самых лучших, оригинальных и необычных представителей жанра. Это атмосферное кино, которое полностью погружает зрителя в выдуманный режиссером мир, где персонажи оживают, а мы непременно становимся частью этого мира. Арт-хаус кино неоднородно, поэтому я постарался показать в списке все грани авторских фильмов от треша, до молчаливых философских картин.

Корабельные Новости (The Shipping News) 2001

Хороший и душевный фильм по роману Энни Пру, который удостоился Пулитцеровской премии. Вас ждёт превосходная игра Кевина Спейси, играющего неуверенного в себе неудачника Койла. Герою чудом посчастливилось встречаться со свободолюбивой и красивой Петел. Поначалу у них всё складывается, но вскоре она начинает в открытую ему изменять приводя при нём в дом любовников, в то время как замкнутый в себе Койл пытается растить их дочь. Неожиданно Петел погибает в автокатастрофе со своим любовником и в тоже время родители Койла кончают жизнь самоубийством. Раздавленному парню ничего не остается как вместе с дочерью отправится в Ньюфаунленд и начать жизнь заново, работая журналистом в местной небольшой газете.

Экс-ударник (Ex drummer) 2007

Что будет если шепелявый сексист-насильник, гомик с дефектом нерва руки и глухой наркоман решат создать крутую рок-группу и позовут в качестве барабанщика знаменитого писателя? — Сумасшедная драма, которая отправит вас на самое дно человеческого общества, в захолустье благополучной Европы, в мир маргиналов и фриков, живущих на пособия по безработице.

Фильм снят режиссером Коэном Мортье в 2007-м по одноименной книге Германа Брюссельмана, вышедшей ещё в 1994 году и представляет из себя аутентичную фламандскую драму с шикарным саундтреком, который непременно окажется в вашем любимом списке воспроизведения.

ЗащитнеГ (Defendor) 2009

Драматичная комедия о парне, который решил стать супергероем. Мама Артура умерла от передозировки наркотиков, когда он был ещё ребёнком. Это сильно повлияло на его дальнейшую судьбу. Он вырос замкнутым и необщительным, с задержками в психическом развитии и очень увлеченным комиксами. Он сделал себе костюм супергероя и пытается найти выдуманного им же врага — Капитана Индустрию, который по его мнению и причастен к гибели его матери.

Это великолепный артхаусный фильм, который сильно отличается от всех кинокартин о супергероях. Драматичный реализм и наивность главного героя трогают как зрителя так и персонажей фильма, которых он встречает на своём пути в борьбе с Капитаном Индустрией.

Ни поездов, ни самолётов (No Trains No Planes) 1999

Трогательный арт-хаусный фильм, чьё действие полностью происходит внутри небольшого уютного кафе, которых тысячи по всей Европе. Владелец-бармен, что не спешно потирает бокалы, местные завсегдатые с чашечками кофе и жизнь одного малозаметного человека, который решил попрощаться со своими знакомыми перед отъездом.

Один день из жизни небольшого кафе становится наполнен множеством событий, которые полностью обнажат характеры людей. И простодушный наивный главный герой, со временем, заставит сопереживать ему каждого зрителя.

Кирпич (Brick) 2005

Не смотря на то, что действие фильма происходит в школе — все происходящие события укладываются в серьезный детективный триллер, а сам фильм снят в жанре нео-нуар.

Главный герой Брэндан, которого прекрасно сыграл Джозеф Гордон-Левитт, получил записку от своей девушки. Понимая, что она попала в беду, он пытается найти её и ему получается, но к сожалению она оказывается мертвой. Тогда юный парень начинает свое собственное расследование в котором будут не раз всплывать тайны, наркотики и интересные для зрителя персонажи.

Кирпич стал успешным дебютом режиссера Райана Джонсона и был удостоен наградой на фестивале независимого кино за оригинальное видение.

Птаха (Birdy) 1984

Фильм, снятый по роману Уильяма Уортона рассказывает нам о дружбе двух парней: Птахи и Эла. Птаха всегда мечтал уметь летать и наблюдал за птицами, а Эл был простым весельчаком. Когда парни взрослеют их забирают воевать во Вьетнаме, где они оказываются в настоящем кровавом месиве.
Война меняет парней — Эл уже не такой веселый, а Птаха и вовсе ушел в свой придуманный мир.

“Мне не о чем с ними разговаривать” (с) Птаха.

Фильм получил в 1985 году гран-при Каннского фестиваля.

Скафандр и бабочка (Le scaphandre et le papillon) 2007

Фильм снятый по автобиографической книге Жана-Доминика Боби, который в 43 года пережил инсульт с тяжелыми последствиями. Придя в себя в больнице Боби понимает, что всё его тело стало парализованным и единственное, что осталось подвижным — левый глаз.

У Боби больше ничего не осталось в жизни кроме воображения и он использует его по максимуму. Врачи придумали специальный алфавит для Боби и тот моргает, если они указывают на правильную букву того слова, которое он хочет сказать. Приноровившись общаться таким образом с окружающим миром он с помощью врача пишет книгу про свою жизнь, собственные ощущения и мечты. По той книге и был снят этот замечательный фильм.

Станционный смотритель (The Station Agent) 2003

Нет, это кино не имеет никакого отношения к повести Александра Пушкина. Независимый американский фильм режиссера Томаса Маккарти (Милые Кости) с ещё очень молодым Питером Динклэйджем в главной роли.

Неспешное, очень душевное кино. По сюжету герой Динклэйджа получает наследство — старый заброшенный дом в пригороде, который когда-то был железнодорожной станцией. Он решает переехать туда, чтобы переосмыслить свою жизнь и постепенно знакомится с новыми людьми.

Пьянь (Barfly) 1987

Экранизация книги Чарьлза Буковски, где главную роль сыграл ещё молодой Микки Рурк. Полное погружение в алкогольно-бессмысленный мир Буквоски, где главный герой хронический алкоголик с писательским талантом зарабатывает себе на жизнь уличными боями. Что будет если судьба даст ему шанс изменить свою жизнь?

Микки Рурк отлично справился со своей ролью, вы будете верить каждому его слову и глотку виски, а операторская работа сделана со стилем. Как говорил Буковски: “стиль — это всё”.

Вкус вишни (Le goût de la cerise) 1997

В Иране тоже умеют снимать хорошие фильмы. Вкус вишни — это авторское кино Аббаса Киаростами об одном дне загадочного человека, который ездит по всему городу на машине, предлагая попутчикам работу за большие деньги. Но нет, это не сексуальные услуги, не рабство, не продажа органов — главный герой просит лишь похоронить его, если завтрашним утром, в назначенном месте его найдут мертвым.

Кино получило золотую пальмовую ветвь на Международном Каннском Фестивале в 1997 году. Достойный фильм, который мы просто должен быть в этом списке авторского кино.

Контроль (Kontroll) 2003

В начале фильма перед нами предстаёт директор будапештской компании общественного транспорта Ботонд Абой и добрый десяток минут уверяет что все персонажи из фильма не имеют никакого отношения к реальным людям, что каждый день занимаются обслуживанием метрополитена. Ещё бы — познакомившись с сумасшедшими персонажами вы поймете, что чиновник имел ввиду.

Сам фильм атмосферный, как и подобает настоящему артхаусу. Вы погрузитесь в особый мир подземной жизни в бетонных тоннелях, где главный герой уже долгое время живет, ни разу не поднявшись на поверхность, словно прячась там от чего-то личного. Фильм обязателен к просмотру для всех любителей необычного и оригинального артхаусного кино безо всякой ванили, хотя и любовь здесь есть. И да, оказывается в Восточной Европе, как и в Иране тоже умеют снимать достойные фильмы.

Сталкер 1979

В список арт-хаус фильмов и авторского кино просто нельзя было не включить это знаменитое произведение Тарковского по книге братьев Стругацких. Благодаря этому кино Тарковский стал не просто значимым режиссером для нашего кинематографа — Сталкер получил приз экуменического жюри на Каннах в 1980 году.

Фильм рассказывает о некой зоне, в которую когда-то упал метеорит и в ней стали пропадать люди, происходить необъяснимые науке вещи. Военные закрыли её по периметру и простым людям вход туда стал запрещен. Начало фильма снято на черно-белую пленку, потом он становиться цветным. В качестве главных героев выступают три персонажа — Сталкер, который водит людей за военный периметр на зону, зарабатывая этим на жизнь, Писатель у которого творческий кризис и он решает посетить эту самую зону для вдохновения и Ученый, которому интересно разгадать загадки зоны.

Сталкер это не только философские диалоги, это и знаменитые молчаливые сцены Тарковского, где главное не действие, а ощущения и атмосфера, которую он пытается донести до зрителя с помощью операторской работы.

Догвилль (Dogville) 2003

Интересный подход к созданию фильма использовал Ларс фон Триер в своем фильме Догвилль. Условные декорации, где вместо домов, начерченные на полу съемочной студии линии, никаких стен и жизнь жителей небольшого городка как на ладони для объектива кинокамеры.

Сюжет относит нас в 1930 годы, когда незнакомка приезжает в Догвилль — небольшой городок, где живут чуть более десятка взрослых и семеро детей. Добрые и отзывчивые жители, гостеприимство, все как и подобает тихим и уютным городкам, но конфликт всегда развивается постепенно. Фильм интересен как сюжетом, так и декорациями, а также общим подходом Ларса фон Триера к созданию этого культового кино.

Гадкие Лебеди 2006

Незаслуженно малоизвестный российский фильм, снятый по одноименной повести Стругацких. Главный герой, писатель, едет в город, в котором стали происходить странные события: сначала его затопило, потом появились странные люди-мутанты. Город окружен военными, здесь всегда идет дождь, но героя пропускают, потому что там его дочь, которую он хочет забрать.

В этом фильме прекрасные декорации, актеры, снято в духе «Сталкера», как впрочем и все фильмы по Стругацким.

Фрэнк (Frank) 2014

Джон мечтает стать музыкантом, но пока он просто неудачник, у которого кроме этой мечты нет ничего. Однажды в его захолустный городишко приезжает рок-группа, чтобы дать концерт. Джон случайно знакомится с музыкантами и так как у их клавишника случился нервный срыв, то они предложили Джону заменить его.
И тут Джон знакомится с вокалистом и лидером группы — загадочным, но гениальным музыкантом Фрэнком, который всегда прячет своё лицо в огромной игрушечной голове.

Весь фильм вы будете слушать как эта необычная группа пытается записать свой собственный альбом с немного странной, но интересной музыкой. И конечно же увидите как раскроются персонажи и историю самого Фрэнка.

Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Fear and Loathing in Las Vegas) 1998

Безбашенный фильм, погружающий зрителя в наркотический угар Адвоката и Доктора Гонзо, понравится не только фанатам книг Хантера Томпсона, по одной из которых он и был снят Терри Гиллиамом.

Здесь намешано всё — безумие, размышления, бунтарство, разгромленные номера отелей и путешествия на Шеви Импала с открытым верхом. Удовольствие как для эстетов, так и для любителей всего безумного. Полное отсутствие скучных сцен и все это биография настоящей акулы пера — журналиста и писателя Хантера Томпсона.

Джо (Joe) 2013

Необычный артхаусный фильм с Николасом Кейджом в главной роли. Действия происходят в самой настоящей глухомани в Миссисипи, где местные лесорубы специально портят деревья ядом, чтобы потом их законно можно было срубить. Их начальник — бывший осужденный Джо, постоянно имеет проблемы с полицейскими, которые издеваются над ним, регулярно останавливая его на дороге.
В целом Джо проживает скучную и бесцельную жизнь, постоянно мешая виски с колой и посещая проституток.

Однажды, 15-летний Гэри приходит к Джо, с просьбой взять его на работу. Гэри живет в полузаброшенном доме с матерью, сестрой и жестоким отцом-алкоголиком. Джо жалеет Гэри и становится для него наставникам, помогая ему выбраться из той грязи и нищеты, где он находится.

22 Мая (22 mei) 2010

Вторая полнометражная артхаусная картина от Коэна Мортье. Сэм работает охранником в торговом центре и выходит покурить. В этот момент внутри раздаётся взрыв. Он бежит внутрь, чтобы помочь, но вскоре в приступе паники, убегает оттуда. Отдышавшись, он начинает видеть умерших посетителей торгового центра, а те в свою очередь пытаются понять, почему это произошло и как Сэм не распознал террориста-самоубийцу, ведь это его работа!

Фильм сюрреалестичен, а операторская работа превосходна. Да, он затянут, да его можно было сделать короче и живее, но тогда бы не было такой атмосферы. Если вы смотрели Экс Драммер, то встретите знакомые лица персонажей из этого фильма и сильно удивитесь тому как они преобразились в новых ролях.

Мад (Mud) 2012

Два 14-ти летних друга плавают на лодке вдоль реки Миссисипи. На одном из безлюдных островов они находят лодку, которую туда занесло наводнением несколько лет назад. Они уже начали мечтать как восстановят её и заберут себе, но оказалось, что в ней живет таинственный парень по имени Мад и ребята сдружившись с ним впутываются в таинственную и опасную историю.

Это фильм о людях и отношениях, о семье и любви, криминале. В роли Мада играет Меттью Макконахи, который доказал в последних работах, что он может хорошо играть не только в мелодрамах и голливудских блокбастерах, но и в серьёзных фильмах.

Неуместный человек (The Bothersome Man) 2006

Фильм-антиутопия в жанре артхаус, в которой представлен идеальный город с идеально благополучной жизнью. Андреас — сорокалетний мужчина, случайно попадает в этот город. Поначалу ему всё нравится, ведь у него теперь есть идеальная работа, кругом благожелательные жители и он с легкостью заводит отношения, а после создаёт семью. Но потом он начинает чувствовать, что что-то здесь не так: еда безвкусная, алкоголь не пьянит, секс не приносит удовольствия. И тут Андреас пытается во всём разобраться.

Воскрешая Мертвецов (Bringing Out the Dead) 1999

Фрэнк Пирс — врач в карете скорой помощи. Он каждую ночь выезжает со своим напарником на опасные улицы, где вынужден спасать наркоманов, бомжей и подстреленных гангстеров. Он постоянно курит и единственное, о чем мечтает — хорошенько выспаться.

Это грязный и темный мир ночного города, где замученные сотрудники скорой помощи для многих самые настоящие ангелы.

Мертвец (1995)

Шикарная драма от Джима Джармуша с необычным и интересным сюжетом. Арт-хаус в жанре вестерн с аутентичной атмосферой, прекрасным саундтреком и индейскими легендами. Фильм далек от пафоса Клинт Иствуда — герой фильма «Мертвец» простой молодой парень, который всего лишь искал работу бухгалтером на фабрике. По ряду обстоятельств за ним начали охоту лучшие наемники, а также разыскивает шериф. Раненный и разыскиваемый он идет со своим единственным другом, индейцем по имени Никто, в чужом и опасном мире к которому вовсе не приспособлен. Кого он встретит на пути? Как будет бороться с опасностями, не имея никаких навыков стрельбы? Да к черту — этот фильм можно просто смотреть, наслаждаются саундтреком Нила Янга и игрой ещё молодого Джонни Деппа.

Это авторский фильм Мартина Скорцезе, который провалился в прокате, но его по достоинству оценили критики.

На этом список фильмов в жанре артхаус закончен. В будущем я буду добавлять сюда новые кинокартины, достойные вашего внимания.

Читать далее:

Роуд Муви — список лучших фильмов

Вдохновляющие фильмы про писателей

Российские фильмы с интересным сюжетом