Логопедические стихи для детей

Стихи для формирования речи детей

Речевое развитие ребенка имеет большое значение, так как с помощью речи малыш познает мир. Дети начинают готовиться к речи еще с первых месяцев. Малыши сначала гулят, а затем произносят слоги. После четкой установки слогов они начинают выговаривать первые слова. В дальнейшем из слов формируются словосочетания и предложения. Для того чтобы малыш начал вовремя разговаривать, логопеды и педагоги рекомендуют читать, разучивать с дошкольниками стихи для развития речи.

За счет рифмы стихи воспринимаются легко, хорошо запоминаются. Они учат правильно произносить звуки и слова, увеличивают словарный багаж, расширяют кругозор. Чем раньше начинают прочтение стихов, тем более развитым будет ребенок.

Требования к детской литературе

Сегодня очень много детской литературы в книжных и интернет-магазинах. Издания для детей должны иметь яркие обложки. Текста в книгах для дошколят обычно немного. Литературу лучше покупать с красочными рисунками, чтобы ребенок смотрел на них во время прочтения.

Яркость книг позволяет сделать чтение более увлекательным. Картинки показывают ребенку, как выглядят персонажи сказки или стихотворения, облегчают восприятие информации. Они необходимы также для мотивации к обучению.

Литература для речевого развития не должна содержать зла, агрессии. Она должна учить ребенка звуковоспроизведению, воображению, мышлению. Стихи, потешки и скороговорки должны подходить по возрасту, это поможет предупредить сильную загруженность внимания ребенка. Сложный материал сильно утомляет малыша, что может привести к отказу от обучения.

Популярные авторы детской литературы:

  • Агния Барто.
  • Корней Чуковский.
  • Самуил Маршак.
  • Владимир Маяковский.
  • Ирина Гурина.
  • Кирилл Авдеенко.
  • Эдуард Успенский и другие.

Существуют также стихи, написанные логопедами. Основными авторами таких сочинений являются: Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. и другие. Издания этих авторов очень популярны сегодня. Стоимость книжек находится в пределах 200-250 рублей. Литература выпускается для разных возрастов, что очень удобно для родителей и малышей.

Стихотворения для малышей до 1 годика

Малышам до 1 годика подходят короткие стишки, потешки. Очень важно чтобы во время прочтения стишка мама показывала ребенку движения пальчиками, руками, проводила массаж. Эти движения активизируют мозг ребенка, тренируют органы артикуляции (язык, щеки, небо), формируют мышление, восприятие, внимание, память. Короткие рифмы позволяют малышу запоминать произношение слов, артикуляцию.

Для малышей от 2-месячного возраста подходят короткие потешки. Во время прочтения стиха мама проводит пальчиковую гимнастику или массаж ручек. Знаменитыми потешками являются: «Сорока-ворона», «Братья».

Распространенной потешкой считается «Сорока». Во время прочтения указательным пальцем правой руки взрослый водит по левой ладони малыша. Это своеобразный массаж, который стимулирует сосательный рефлекс, речь. По ходу текста пальцы ребенка сгибают (на словах «этому дала»), начиная с первого пальчика. Мизинчик не нужно сгибать (на словах «а этому не дала»).

Для грудничков 9-месячного возраста хорошо подойдут другие потешки-стишки. Наиболее известными из них являются: «Ладушки», «Братцы», «Апельсин», «Кто приехал» и другие.

— Ладушки, ладушки! Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

«Ладушки» также являются одной из распространенных потешек, которую можно использовать с раннего возраста. Ребенок при прочтении «Ладушек» улыбается, учится хлопать в ладоши. Движения должны быть четкие и ритмичные. Сначала мама или папа берут своими руками ладошки малыша, показывают ему, как нужно хлопать. Со временем ребенок будет сам пробовать это делать.

Полезно малышам читать стишки. Очень хорошо подойдут стихотворения Агнии Барто: «Грузовик», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Слон», «Козленок», «Кораблик». Произведения для самых маленьких коротенькие, не утомляют ребенка. Во время прочтения нужно стоять или сидеть лицом к ребенку, чтобы он видел артикуляцию.

Обучение малышей 1-2-летнего возраста

Детей после года нужно обучать голосам животных и другим основам. Для этого хорошо подходят стишки. Очень распространены стихотворения про животных:

***

«Где теленок? Не пойму?».
Замычит корова: «Му-у-у».

***

Цыпленок запищал: «Пи-пи!
Где же братики мои?»

Во время прочтения этих стишков рекомендуется показывать картинки с животным или игрушку, произносить голос животного. Сначала мама вместе с ребенком произносит голоса, а потом малыш сам начинает говорить их. Занятия тренируют память и расширяют кругозор.

Также учат части тела. Для этого есть специальные стишки. Примером такого четверостишия является:

Зайка лисицы совсем не боится,
Потому что он игрушка:
Мягкий хвостик, лапы, ушки.

У меня — котик:
Ушки есть, глаза и ротик.

Стихотворения для малышей 2-3-летнего возраста

Малышам 2-3-летнего возраста читают стишки, где показаны примеры слов во множественном числе. Они помогают ознакомить ребенка с домашними животными, птицами. Стихотворения рассказывают, где живут животные, что едят, чем занимаются, как выглядят и так далее:

Подарили нам щенка,
Песик маленький пока.
Мы с сестренкой с ним играли,
Его Тузиком назвали.

***

У нашей кошки
Много котят.
Все котята есть хотят.
Мама-кошечка одна,
Но накормит всех она.

К концу 3 года жизни дошкольник должен знать диких животных. Для этого рекомендуется читать малышу стихотворения про диких мишек, ежиков, зайцев, лис, волков и так далее. Дети узнают, где живут, что едят дикие животные. Такие произведения помогают ребенку познавать мир, повышать интеллект:

Орехи с веток белка рвет,
Она их зубками грызет.
Есть у белочки дупло,
Ей зимой в дупле тепло.

Стихи обязательно нужно заучивать. Это хорошо тренирует память. Стихотворение сначала читают взрослые. После нескольких повторений можно по 1 строчке заучивать вместе с ребенком.

Обучение малышей 3-4-летнего возраста

Малышам 3-4-летнего возраста также подойдут стихотворения Агнии Барто и других писателей и поэтов. У Агнии Барто малышу нужно читать: «Бычок», «Грузовик», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Слон», «Ревушка», «Козленок», «Кораблик», «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Помощница», «Снег». Все эти произведения не только читают, но и заучивают.

Другие стихи:

  • Введенский Александр Иванович «Мышка».
  • Берестов Валентин Дмитриевич «Больная кукла».
  • Чуковский Корней Иванович «Поросенок».

Для прочтения книжек со стихами выбирают яркие издания с рисунками. Сегодня в магазинах большой выбор литературы, которая облегчает обучение малыша. Во время чтения родители должны говорить в умеренном темпе, не торопиться, четко проговаривая каждое слово. Это имеет большое значение в формировании речевой функции дошкольника.

Развитие речи у детей 4-6-летнего возраста

В старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) ребенка нужно уже готовить к школе, увеличивать его словесный багаж. Детская поэзия позволяет тренировать память, а также развивать речевую функцию. Разучивая стихи, малыш оттачивает мастерство ораторства.

Примеры детских стихов для развития речи:

  • А. Барто − «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Помощница», «Блинчики», «Катя», «Совесть», «Мама или я», «На уроке», «Лялечка», «Королева».
  • К. Чуковский – «Бутерброд», «Обжора», «Радость».
  • С. Михалков – «Андрюшка», «Мой щенок», «Бараны», «Если».
  • Э. Успенский – «Маленькая школьница», «Берегите игрушки», «Тигр вышел погулять», «Что у мальчиков в карманах».
  • Даниил Хармс – «Буря мчится, снег летит», «Кошки», «Лиса и петух», «Удивительная кошка».
  • Кирилл Авдеенко – «Важное совещание», «Домовята и каша», «Капельки дождя», «Кот Маркиз», «Крот Егор», «Кряк и бряк».

Заключение

Стихотворения являются идеальным способом развивать речевую функцию у детей. Для каждого возраста должны быть свои произведения. Самые короткие и простые подойдут для дошколят младше 3-летнего возраста. После 4-лет уже предлагают заучивать более сложные и большие стихотворения для пополнения словесного багажа. Детская поэзия (считалки, потешки, скороговорки, стихи) отлично тренируют артикуляцию, звукопроизношение, память, что очень важно при подготовке к школе.

СТИХИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Для малышей

***

Раз, два, три, четыре, пять
Пошли пальчики гулять,
Подружились, покружились
И друг другу поклонились!

***

— Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою хрустишь?
— Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится!

***

Дождик, дождик, кап да кап!
Ты не капал бы на пап,
Ты не капал бы на мам —
Приходил бы лучше к нам:
Папам — сыро, мамам — грязно,
Нам с тобою — распpeкрасно!

***

Кричит ворона в небе:
— Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нём поселилась осень.

***

У мышонка целый пир,
Ест мышонок вкусный сыр.
Маму просит:»Пи-пи-пи!
Сыра мне еще купи!»

***

Киска с бантиком играла,
Тихо лапками катала,
Убегала, догоняла:
«Мяу! Мяу! Я устала!»

***

Высокий дом многоэтажный,
Как великан — большой и важный.
Приземистый и низкий домик
В сравненьи с великаном — гномик.

***

Ливень, ливень льёт везде.
Рады птенчики в гнезде.
Мама дома посидит.
Никуда не улетит.

***

Раз — подскок!
Два — подскок!
Высоко потолок!
Я скачу, я лечу,
Стать высоким хочу!

***

В лужице хрюшку увидела хрюшка:
– Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!

***

Вышли волки на охоту.
Бродят стаей по болоту.
Между прочим, говорят,
Волки ягоды едят.

***

Осень, осень, погоди!
И с дождями не спеши,
Дай еще нам лета,
Солнышка и света!

Логопедические стихи(132шт)

Может, кому пригодится для занятий с детьми, сама некоторое выпишу)))

Звук Ш
Логопедический стишок № 1
К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.
Звук Л
Логопедический стишок №2
Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.
Звук Р
Логопедический стишок №3
Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!
Звуки С Ц
Логопедический стишок №4
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!
Автор стихов Т. Ляхович
С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С — З Ш — Ж Р — Л Г — К
Логопедический стишок №5
СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.
ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.
Чередование согласных П — Б:
ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.
Чередование согласных Т — Д:
ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.
Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.
Логопедический стишок №6
Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов —
Эта каша-то из слов!
Логопедический стишок №7
Любит буква «Р» тигрёнка —
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку —
Лучше всех её… молчит.
Логопедический стишок №8
Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить —
«Р» поможет мне учить.
Логопедический стишок №9
На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!
Логопедический стишок №10
Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)
Логопедический стишок №11
Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.
Логопедический стишок №12
Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.
Логопедический стишок №13
Вчерашний град
Повредил виноград.
Логопедический стишок №14
Редиску в окрошку
Режет Серёжка.
Логопедический стишок №15
А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.
Логопедический стишок №16
Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.
Логопедический стишок №17
Артур на портрете
В бордовом берете.
Логопедический стишок №18
У крысы в норке
Сырные корки.
Логопедический стишок №19
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
Логопедический стишок №20
Рожь яровая —
Культура зерновая.
Логопедический стишок №21
У принцессы у Арины
На кровати три перины.
Логопедический стишок №22
Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.
Логопедический стишок №23
Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.
Логопедический стишок №24
Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.
Логопедический стишок №25
Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.
Логопедический стишок №26
Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».
Логопедический стишок №27
Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.
Логопедический стишок №28
Радиоконструктор
Придумал репродуктор.
Логопедический стишок №29
Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!
Логопедический стишок №30
На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.
Логопедический стишок №31
Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.
Логопедический стишок №32

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.
Логопедический стишок №33
Приобрёл Артур
В Европу тур.
Логопедический стишок №34
Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.
Логопедический стишок №35
Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.
Логопедический стишок №36
А в руках у детворы
Разноцветные шары.
Логопедический стишок №37
Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!
Логопедический стишок №38
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.
Логопедический стишок №39
Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.
Логопедический стишок №40
Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.
Логопедический стишок №41
Ананасы на сосне
Света видела во сне.
Логопедический стишок №42
Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»
Логопедический стишок №43
Гусь искупался,
Но сух остался.
Логопедический стишок №44
В саду средь ветвей
Свистит соловей.
Логопедический стишок №45
Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась.
Логопедический стишок №46
С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.
Логопедический стишок №47
Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию, **
По согласованию. (По А. Усачёву)
Логопедический стишок №48
Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.
Логопедический стишок №49
Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.
Логопедический стишок №50
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
Логопедический стишок №51
С липкой липы липкий мёд
Пчёлка лакомкам даёт.
Логопедический стишок №52
На Земле корабли приземляются,
На Луне луноход прилуняется.
Логопедический стишок №53
Съел Филимон
С улыбкой лимон.
Логопедический стишок №54
Коля и две Оли
В поле лук пололи.
Логопедический стишок №55
В палисаднике у Лили
Лейкой лилии полили.
Логопедический стишок №56
Колючки для верблюда –
Любимое блюдо.
Логопедический стишок №57
Улитка открыла калитку. (Л, Р)
Манят просторы улитку.
Логопедический стишок №58
Улитка – пирамидка (Л, Р)
Ползёт не прытко.
Логопедический стишок №59
У крокодилёнка родители – (Л, Р)
Крокодители.
Логопедический стишок №60
Лепим, красим, вырезаем, (Л, Р)
Дружно ёлку наряжаем.
Логопедический стишок №61
Серебрятся в небе крылья (Л, Р)
Самолётов эскадрильи.
Логопедический стишок №62
Ушла гроза за горизонт —
Закрыла Зоя сразу зонт.
Логопедический стишок №63
Наказала коза козла,
Ради пользы, а не со зла. (по В. Бахревскому)
Логопедический стишок №64
Женя Жанну обожает,
Женя Жанне подражает.
Логопедический стишок №65
Чем же, Женя, ёж на ужа похож?
— А в уже и еже есть по букве «Ж»!
Логопедический стишок №66
Женя Жанне удружил:
Жвачку трижды одолжил.
Логопедический стишок №67
Мужа жена
Обожать должна.
Логопедический стишок №68
У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.
Логопедический стишок №69
Маша — малышка,
У Маши пустышка.
Логопедический стишок №70
Сшили штанишки
Плюшевому мишке.
На штанах кармашки,
На кармашках – пряжки.
Логопедический стишок №71
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат.
Тише, кот сюда спешит!
Шмыг — и в школе ни души. (Т. Крюкова)
Логопедический стишок №72
Шерсть в кудряшках (Ш, Р)
У… барашка.
Логопедический стишок №73
В школу цифра шесть зовёт, (Ш, Ж)
Шестилеток школа ждёт.
Логопедический стишок №74
Хороши игрушки Лёши: (Ш, Р, Л)
Чебурашка, мишка, лошадь.
Логопедический стишок №75
Мышка в подполе шуршит, (Ш, Ж)
Кошка мышку сторожит.
Логопедический стишок №76
Я щепки и чурку
Подброшу в печурку.
Логопедический стишок №77
Рыбачку вот на крючок
Есть отличный червячок.
Логопедический стишок №78
Нас «огорчили»
Перчики чили.
Логопедический стишок №79
Плачет Дина, плачет Дина.
В чём причина? В чём причина?
Мамочкину дочку
Ущипнули в щёчку.
Логопедический стишок №80
Дал водички на чаёк
Нам журчащий ручеёк.
Логопедический стишок №81
Калачи из печи
Очень-очень горячи.
Логопедический стишок №82
Необычно, непривычно:
Получил внучок «отлично»!
Логопедический стишок №83
Четыре Анюточки
Прокричали суточки.
Прокричали суточки,
Не устав ни чуточки.
Логопедический стишок №84
Ученик ворчит беззвучно —
Ах, учителю как скучно.
Логопедический стишок №85
Увеличили зрачки
Очень новые очки.
Логопедический стишок №86
Пчёлка на цветочке,
Цветочек в горшочке.
Цветочки пахучие,
Пчёлка кусучая.
Логопедический стишок №87
Блинчик на тарелочке
Для Любочки девочки.
Логопедический стишок №88
На пиджачке значок,
На значке жучок.
Логопедический стишок №89
Сверчок в ночи
Сверчит у печи.
Логопедический стишок №90
Грибочки на пенёчке,
Огурчики в бочке.
Логопедический стишок №91
На веточке птички,
В лесочке лисички.
Логопедический стишок №92
В стаканчике водичка,
В коробочке спичка.
Логопедический стишок №93
На ёлочке иголочки,
На булочке корочки.
Логопедический стишок №94
Ключики в замочке,
В ботиночке шнурочки.
Логопедический стишок №95
Уголёчки в печке,
А песочек в речке.
Логопедический стишок №96
Часики точные,
Яблочки сочные.
Логопедический стишок №97
Мячик прыгучий,
Цветочек пахучий.
Логопедический стишок №98
Тучка мрачная,
Крылечко дачное.
Логопедический стишок №99
Голосочек зычный,
Дружочек закадычный.
Логопедический стишок №100
На чайничке крышечка, (Ч, Ш)
На крышечке шишечка.
Ручечкой за шишечку
Поднимаем крышечку.
Логопедический стишок №101
Меч о щит, (Ч, Щ)
Щит трещит.
Логопедический стишок №102
Хочу — ворчу,
Хочу — шучу.
Хочу — кричу,
Хочу — шепчу.
Хочу — трещу,
Хочу — свищу.
Так ЧУ и ЩУ
Весь день учу.
Логопедический стишок №103
На шесте дворец,
Во дворце певец. (Загадка, скворец)
Логопедический стишок №104
Целиком вся Турция
Есть в цветке… (настурция)
Логопедический стишок №105
На крыльце дворца (Ц, Р-Л)
Три царских лица.
Логопедический стишок №106
У Ивана два дивана.
У Вовы две двойки снова.
Логопедический стишок №107
Ветви ива свесила красиво.
Логопедический стишок №108
К васильку василёк —
И у Вали венок.
Логопедический стишок №109
Генка и Галка
Играют в догонялки.
Гения гены
У Гунина Гены.
Логопедический стишок №110
Быку букет
Будет… на обед.
Логопедический стишок №111
Фигура Глафиры (Г, Ф, Р)
Кругла от зефира.
Логопедический стишок №112
ДЯТЕЛ
Дятел
Дерево
Долбит,
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит
Древний дуб,
Добрый дятел
Дубу люб.
Логопедический стишок №113
ЕНОТ
Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта.
Ему помощница — река :
Енот в воде у бережка
Еду полощет, трет слегка,
А после ест досыта.
Логопедический стишок №114
ЁЖ-ДРАЧУН
Угрожает ёж ежу :
— На лопатки положу!..
Уважать ежа ежу бы —
Пожалеть глажа и жубы.
Логопедический стишок №115
ЛИНЬ И ЯЗЬ
Жили-были линь и язь —
Жили в иле, не ленясь.
В ясли язь возил язят,
Линь линят — в интернат.
Логопедический стишок №115
РИФМЫ
Яйцо рифмуется с лицом,
И это неспроста :
В них много-много общего,
К примеру, круглота.
И если курочка горда
Сияющим яйцом,
Она взлетает на крыльцо
С сияющим лицом.
Рифмуются компот и кот.
И это не случайно :
Сокрыт в компоте сухофрукт,
В котах сокрыта тайна.
Но все же очень вас прошу,
Чтоб избежать промашки,
В кастрюлях не держать котов,
Не разливать их в чашки.
Да, кстати, надо уделить
Внимание и кошкам,
Хотя они на первый взгляд
Рифмуются с окошком.
Не надо кошку протирать
До блеска мягкой тряпкой!-
Она умоется сама
Язычком и лапкой.
Логопедический стишок №115
Р
Разные радости, сколько от вас радости!
Радуюсь лету,
Резвому ветру,
Раннему утру,
Росе перламутровой,
Рогатой улитке,
Раскрытой калитке…
Радуюсь малости —
Растут мои радости.
Логопедический стишок №116
Ж
Жарко…
Жук жужжит в цветке.
Жаба дремлет в лопухе.Ждет тропинка поворота, чтобы спрятаться в лесу.
Ждут луга ночной прохлады,
Жарко, но все солнцу рады.
Желтый лютик пьет росу.
Логопедический стишок №117
40 СОРОК
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок —
Сразу поссорились
Сорок сорок.
Логопедический стишок №118
ЗМЕЯ И ЗАЯЦ
Злая змея заметила зайца,
Змея зеленая знай забавляется,
Забыл зайчишка законы зла,
Забыл, зачем здесь змея залегла.
Логопедический стишок №119
СЧИТАЛКА ПРО ГРЕКОВ
Раз, два, три, четыре, пять :
Вышли греки погулять :
Андросфены, Алексиды,
Агафоны, Аристиды,
Антипатры, Антиохи,
Антигоны, Антилохи,
Архимон и Архелай.
Сколько греков? Сосчитай!
Логопедический стишок №120
ИГРА СЛОВ
В реку рукой
Метал металл.
Нагой ногой
Пинал пенал.
Логопедический стишок №121
ПЛАКАТЬ ПОГОДИМ
Плакать погодим :
Боли переборем,
Горе объегорим,
Беды — победим.
Прочь поворотим
Прочие печали.
Начали!
Вначале —
Плакать погодим…
Логопедический стишок №122
На реке — камыши
Разыгрались там ерши :
Круг — постарше,
Круг — помладше,
И совсем малыши!
Логопедический стишок №123
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок :
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!
Логопедический стишок №124
Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите
Под горку!
Спасайте
Егорку!
Логопедический стишок №125
Волк-волчок
Шерстяной бочок,
Через ельник бежал
В можжевельник попал.
Зацепился хвостом
Ночевал под кустом.
Логопедический стишок №126
Котасик Михасик свалился с сосны.
И снятся котасику грустные сны.
Всегда неизменно в конце этих снов
Он видит себя без хвоста и усов.
Но если не спит — он с хвостом и усами.
Найдете его — и увидите сами.
Логопедический стишок №127
Музыка, музыка к нам из магазина!
Музыку, музыку, музыку везут!
В детский сад сегодня едет пианино.
Пусть в весенний праздник дети попоют.
Логопедический стишок №128
На замке в буфете ваза.
В ней нарезан ананас.
От меня убрали сразу.
Только зря. Ведь эту вазу
Не разбил же я ни разу,
Хоть и лазил много раз.
Логопедический стишок №129
Вот такой несносный чижик!
Не читает чудных книжек.
Научить его хочу, но никак не научу.
Скачет он и днем и ночью,
И о чашку клювик точит.
Ну и чиж! Такой чудак!
Я учусь, а он никак.
Логопедический стишок №130
Наша кошка, кашка Машка,-
Шаловливая коташка.
Лишь куда-нибудь вбежит,
Все там переворошит.
Оживают вмиг у Машки
И катушки, и бумажки.
Будто бы спешит под шкаф.
Вот такой у Машки нрав.
Ну, а если там мышата —
Кошки нет, ушла куда-то.
Как мышонок там шуршит,
Кошка к шкафу не бежит.
Уж не нужен шкаф коташке.
Видно, жалко мышку Машке.
Логопедический стишок №131
В магазине Валеньке
Покупают валенки.
Маленькие валенки
До чего ж милы!
Но надела валенки
Маленькая Валенька —
Оказались валенки
На нее малы!
Логопедический стишок №132
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся!
Для Алины и для Кольки. В можжевельник попал.

50 забавных стихов для развития дикции у вашего ребенка

  1. К Чебурашке в чашку
    Шлепнулась букашка,
    Добрый Чебурашка
    Вытащил букашку,
    Положил букашку
    Сохнуть на бумажку.
    Высохла букашка,
    Поднялась с бумажки
    И снова чебурахнулась
    В чашку к Чебурашке.
  2. Лунный свет голубой
    Спать ослу не давал,
    Сел осёл на валун
    И зевал и зевал…
    И случайно осёл проглотил вдруг луну,
    Улыбнулся, вздохнул —
    И спокойно уснул.
  3. Злые крысы
    Грызли крышу,
    Но пришел котёнок рыжий, крысы в дыры убежали
    И от страха там дрожали.
    Хрюша — поросёнок
    Хрюкает спросонок:
    Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
    Подавайте мне урюк!
    Поросёнок Хрюша,
    До того, как покушать,
    Ты возьми-ка мыло,
    Да умой-ка рыло!
  4. Забрели к нам в детский сад
    Десять маленьких цыплят.
    Завела их с улицы
    Пёстренькая курица.
    Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
    Это детский сад.
    Но не для цыплят!
  5. Сы — зы, сы — зы, стало скучно без козы.
    Се — зе, се — зе, я нарвал травы козе.
    Ри — ли, ри — ли, прилетели журавли.
    Ша — жа, ша — жа, мы нашли в траве ежа.
    Ще — че, ще — че, грязь у мишки на плече.
    Жи — ши, жи — ши, как конфетки хороши.
    Зу — су, зу — су, не пускают в дом лису.
    Ла — ра, ла — ра, на горе стоит гора.
    Пу — бу, пу — бу, сидит филин на дубу.
    Па — ба, па — ба, а под дубом есть изба.
    Пы — бы, пы — бы, курьи ножки у избы.
    Пе — бе, пе — бе, та изба идёт к тебе.

    Ты — ды, ты — ды, я нашёл твои следы.
    Те — де, те — де, только нет тебя нигде.
    Ту — ду, ту — ду, а я с дудочкой иду.
    Ти — ди, ти — ди, поскорее приходи.

  6. Не понять никак нам Дашу,
    Ведь во рту у Даши каша.
    Но не гречка и не плов —
    Эта каша-то из слов!

  7. Любит буква «Р» тигрёнка —
    С детства он её рычит.
    Любит буква «Р» рыбёшку —
    Лучше всех её… молчит.

  8. Букву «Р» наш поросёнок
    Громко хрюкает с пелёнок.
    Буду крепко с ним дружить —
    «Р» поможет мне учить.

  9. На уроки к логопеду
    Аж вприпрыжку я бегу:
    Ведь учительнице строгой
    Показать язык смогу!

  10. Должен каждый офицер
    Говорить отлично «Р»!
    Ведь иначе он солдат
    Не построит в ровный ряд.
    (Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», «Рассчитаться по порядку!»)

  11. Депутату иль певцу
    Быть картавым не к лицу.
    Не давай хлеб пародистам,
    Говорить учись ты чисто.

  12. Мы расселись по порядку,
    Дружно делаем зарядку,
    Не ногами, не руками,
    А своими… язычками.

  13. Вчерашний град
    Повредил виноград.

  14. Редиску в окрошку
    Режет Серёжка.

  15. А в подарке у Марины
    Три огромных мандарина.

  16. Тигр и рысь — родня для киски,
    Репа, редька — для редиски.

  17. Артур на портрете
    В бордовом берете.

  18. У крысы в норке
    Сырные корки.

  19. Тридцать три огромных рака,
    Все в нарядных красных фраках.

  20. Рожь яровая —
    Культура зерновая.

  21. У принцессы у Арины
    На кровати три перины.

  22. Поздравили мы Иру
    По радиоэфиру.

  23. Папиросы, сигареты
    Для ребят всех под запретом.

  24. Прорубь в пруду —
    Рыбачить приду.

  25. Борька наш нырнул бобром,
    А вот Ромка — топором.

  26. Шофёр спозаранку
    Крутит «баранку».

  27. Кудрявый рыжий Юра
    Гордится шевелюрой.

  28. Радиоконструктор
    Придумал репродуктор.

  29. Горячий призыв к народу:
    Берегите родную природу!

  30. На праздник придём нарядными,
    Опрятными и аккуратными.

  31. Кроссворды и шарады
    Разгадывать мы рады.

  32. Корректировать я рад
    Речевой свой аппарат.

  33. Приобрёл Артур
    В Европу тур.

  34. Прохор и Варвара —
    Прекрасная пара.

  35. Гарантировал повар в трактире
    Макароны на гарнир Ире.

  36. А в руках у детворы
    Разноцветные шары.

  37. Стар ворон репертуар:
    Утром, вечером — всё КАРРР!

  38. В нашем озере Андрей
    Тридцать выловил угрей.
    Жарь, копти их и вари —
    Очень вкусные угри.

  39. Чтобы ядро из ореха добыть,
    Нужно его скорлупу раскусить.

  40. Берёзы бобр грызёт зубами,
    Как будто острыми резцами.

  41. Ананасы на сосне
    Света видела во сне.

  42. Просит Сашу киска:
    «Поделись сосиской!»

  43. Гусь искупался,
    Но сух остался.

  44. В саду средь ветвей
    Свистит соловей.

  45. Я старалась, я старалась —
    За посылку расписалась.

  46. С осины осенней
    Слетел лист последний.

  47. Соблюдается совой
    Распорядок часовой,
    Всё по расписанию,
    По согласованию.
    (По А. Усачёву)

  48. Больную Колькину коленку
    Зелёнкой колкой лечит Ленка.

  49. Пуделя Мальвины
    Слепила я из глины.

  50. Апельсин делю на дольки
    Для Алины и для Кольки.

50 логопедических стишков. Учимся говорить правильно

📎Звук Ш
Логопедический стишок № 1

К Чебурашке в чашку
Шлепнулась букашка,
Добрый Чебурашка
Вытащил букашку,
Положил букашку
Сохнуть на бумажку.
Высохла букашка,
Поднялась с бумажки
И снова чебурахнулась
В чашку к Чебурашке.

📎Звук Л
Логопедический стишок №2

Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал и зевал…
И случайно осел проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул –
И спокойно уснул.

📎Звук Р
Логопедический стишок №3

Злые крысы
Грызли крышу,
Но пришел котенок рыжий, крысы в дыры убежали
И от страха там дрожали.
Хрюша – поросенок
Хрюкает спросонок:
Хрюк да хрюк! Хрюк да хрюк!
– подавайте мне урюк!
Поросенок Хрюша,
До того, как покушать,
Ты возьми-ка мыло,
Да умой-ка рыло!

📎Звуки С Ц
Логопедический стишок №4

Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят.
Завела их с улицы
Пестренькая курица.
Миленькая курица, ты ошиблась улицей,
Это детский сад.
Но не для цыплят!
Автор стихов Т. Ляхович

📎С детьми 5-6 лет можно петь с чередованием парных согласных: С — З Ш — Ж Р — Л Г — К

Логопедический стишок №5

СЫ — ЗЫ СЫ — ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ
СЕ — ЗЕ СЕ — ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ и т.д.
РИ — ЛИ РИ — ЛИ ПРИЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ и т.д.
ША — ЖА ША — ЖА МЫ НАШЛИ В ТРАВЕ ЕЖА и т.д.

ЩЕ-ЧЕ ЩЕ — ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ и т.д.
ЖИ — ШИ ЖИ — ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ и т.д.
ЗУ — СУ ЗУ — СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ и т.д.
ЛА — РА ЛА — РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА и т. д.

📎Чередование согласных П — Б:

ПУ — БУ — ПУ — БУ СИДИТ ФИЛИН НА ДУБУ,
ПА — БА ПА — БА А ПОД ДУБОМ ЕСТЬ ИЗБА.
ПЫ — БЫ ПЫ — БЫ КУРЬИ НОЖКИ У ИЗБЫ,
ПЕ — БЕ ПЕ — БЕ ТА ИЗБА ИДЁТ К ТЕБЕ.

📎Чередование согласных Т — Д:

ТЫ — ДЫ ТЫ — ДЫ Я НАШЁЛ ТВОИ СЛЕДЫ.
ТЕ — ДЕ ТЕ — ДЕ ТОЛЬКО НЕТ ТЕБЯ НИГДЕ.
ТУ — ДУ ТУ — ДУ А Я С ДУДОЧКОЙ ИДУ.
ТИ — ДИ ТИ — ДИ ПОСКОРЕЕ ПРИХОДИ.

Рекомендуется также придумывать и петь с ребёнком другие короткие стишки, а позже читать уже знакомые и новые тексты по очереди: несколько слов взрослый и одно слово (полегче) — ребёнок.

📎Логопедический стишок №6

Не понять никак нам Дашу,
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка и не плов —
Эта каша-то из слов!

📎Логопедический стишок №7

Любит буква «Р» тигрёнка —
С детства он её рычит.
Любит буква «Р» рыбёшку —
Лучше всех её… молчит.

📎Логопедический стишок №8

Букву «Р» наш поросёнок
Громко хрюкает с пелёнок.
Буду крепко с ним дружить —
«Р» поможет мне учить.

📎Логопедический стишок №9

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!

📎Логопедический стишок №10

Должен каждый офицер
Говорить отлично «Р»!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
(Команды: «Смирно!», «Равняйся!», «Стройся!», Рассчитаться по порядку!»)

📎Логопедический стишок №11

Депутату иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
Говорить учись ты чисто.

📎Логопедический стишок №12

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.

📎Логопедический стишок №13

Вчерашний град
Повредил виноград.

📎Логопедический стишок №14

Редиску в окрошку
Режет Серёжка.

📎Логопедический стишок №15

А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.

📎Логопедический стишок №16

Тигр и рысь — родня для киски,
Репа, редька — для редиски.

📎Логопедический стишок №17

Артур на портрете
В бордовом берете.

📎Логопедический стишок №18

У крысы в норке
Сырные корки.

📎Логопедический стишок №19

Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.

📎Логопедический стишок №20

Рожь яровая —
Культура зерновая.

📎Логопедический стишок №21

У принцессы у Арины
На кровати три перины.

📎Логопедический стишок №22

Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.

📎Логопедический стишок №23

Папиросы, сигареты
Для ребят всех под запретом.

📎Логопедический стишок №24

Прорубь в пруду –
Рыбачить приду.

📎Логопедический стишок №25

Борька наш нырнул бобром,
А вот Ромка — топором.

📎Логопедический стишок №26

Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».

📎Логопедический стишок №27

Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.

📎Логопедический стишок №28

Радиоконструктор
Придумал репродуктор.

📎Логопедический стишок №29

Горячий призыв к народу:
Берегите родную природу!

📎Логопедический стишок №30

На праздник придём нарядными,
Опрятными и аккуратными.

📎Логопедический стишок №31

Кроссворды и шарады
Разгадывать мы рады.

📎Логопедический стишок №32

Корректировать я рад
Речевой свой аппарат.

📎Логопедический стишок №33

Приобрёл Артур
В Европу тур.

📎Логопедический стишок №34

Прохор и Варвара –
Прекрасная пара.

📎Логопедический стишок №35

Гарантировал повар в трактире
Макароны на гарнир Ире.

📎Логопедический стишок №36

А в руках у детворы
Разноцветные шары.

📎Логопедический стишок №37

Стар ворон репертуар:
Утром, вечером – всё КАРРР!

📎Логопедический стишок №38

В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари –
Очень вкусные угри.

📎Логопедический стишок №39

Чтобы ядро из ореха добыть, (Р, С)
Нужно его скорлупу раскусить.

📎Логопедический стишок №40

Берёзы бобр грызёт зубами, (Р, З)
Как будто острыми резцами.

📎Логопедический стишок №41

Ананасы на сосне
Света видела во сне.

📎Логопедический стишок №42

Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»

📎Логопедический стишок №43

Гусь искупался,
Но сух остался.

📎Логопедический стишок №44

В саду средь ветвей
Свистит соловей.

📎Логопедический стишок №45

Я старалась, я старалась —
За посылку расписалась.

📎Логопедический стишок №46

С осины осенней (С, Л)
Слетел лист последний.

📎Логопедический стишок №47

Соблюдается совой
Распорядок часовой,
Всё по расписанию,
По согласованию.
(По А. Усачёву)

📎Логопедический стишок №48

Больную Колькину коленку
Зелёнкой колкой лечит Ленка.

📎Логопедический стишок №49

Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.

📎Логопедический стишок №50

Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.