Литературные тропы таблица

Примеры из художественных произведений на каждый троп.

  1. Эпитет (Лермонтов «Монолог»)
    Поверь, ничтожество есть благо в ЗДЕШНЕМ СВЕТЕ.
    К чему ГЛУБОКИЕ ПОЗНАНЬЯ, жажда славы,
    Талант и ПЫЛКАЯ ЛЮБОВЬ СВОБОДЫ,
    Когда мы их употребить не можем?
    _____
    Метафора (Тургенев)
    Я …увидел огромную под собою равнину. Широкая река огибала е уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали е течение.. . Ещ1 нигде не румянилась заря, но уже забелеласть она на востоке… Не успел я обойти 2 врст, как уже полились кругом меня.. . сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого. горячего света.
    _____
    Сравнение (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
    Дика, печальна, молчалива,
    Как лань лесная (сравнение) , боязлива,
    Она в семье своей родной
    Казалась девочкой чужой.
    _____
    Олицетворение (А. Фет)
    Устало все кругом: устал и цвет небес,
    И ветер, и река, и месяц, что родился,
    И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
    И желтый тот листок, что, наконец, свалился.
    _____
    Метонимия
    1) Не то на серебре на золоте едал. (А. Грибоедов)
    2) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
    3) Перо его местию дышит. (А. К. Толстой)
    4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
    5) Но тих был наш бивак открытый. (М. Лермонтов)
    _____
    Синегдоха
    1) Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский)
    2) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
    2) Пуще всего береги lt;…gt; копейку. (Н. Гоголь)
    4) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
    5) Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин)
    _____
    Гипербола
    Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. (Архимед)
    Много гипербол у Гоголя, Маяковского
    _____
    Литота
    Ваш шпиц прелестный шпиц, не более напрстка!
    Я гладил вс его; как шлковая шрстка! (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

    И шествуя важно, в спокойствии чинном,
    Лошадку ведт под уздцы мужичок
    В больших сапогах, в полушубке овчинном,
    В больших рукавицах а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)
    _____
    Ирония
    Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя (Георгий Александров)
    Сараевское покушение наполнило полицейское управление многочисленными жертвами (Ярослав Гашек)
    Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит (Курт Воннегут)
    _____
    Перифраз
    Красное вино (кровь) ;
    разящая рука (меч) ;
    нить судьбы (жизнь) ;
    синяя птица (счастье) ;
    лесная красавица (ель) ;
    роковая стрела (смерть)
    _____
    Оксюморон
    И день настал. Встат с одра
    Мазепа, сей страдалец хилый,
    Сей труп живой, ещ вчера
    Стонавший слабо над могилой. (Пушкин «Полтава»)

    Без пушкинской печали светлой,
    без лермонтовской мрачной радости
    душа жар-птицею оседлой
    завидует своей крылатости. (Айдын Ханмагомедов)

    С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин «Русь советская»)

  2. В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. поворот, оборот, образ) специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза) , гипербола, литота, ирония.
    Эпитет это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
    Помимо этого, эпитеты могут:
    усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:
    Меж скал блуждая, желтый луч
    В пещеру дикую прокрался
    И гладкий череп озарил.. .(М. Ю. Лермонтов) ;
    уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество) :
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин) ;

    передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: …Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев) ; И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский) ; Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)
    Метафора (в пер. с греч. перенос) это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку
    Все метафоры делятся на две группы:
    1) общеязыковые (стертые) : золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
    2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические) : сонное озеро города (у Блока) , зерна глаз, костер рябины красной (у Есенина) , море неба (у Хлебникова) , морской воды тяжелый изумруд (у Мандельштама) .
    И меркнет звезд алмазный трепет
    В безбольном холоде зари (М. Волошин) ;
    Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова) ;
    И очи синие, бездонные
    Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок
    Олицетворение это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия, когда не-
    одушевленные предметы наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить и чувствовать) : Улыбнулись сонные березки.. .(С. Есенин. ) О чем ты воешь, ветер ночной.. .(Ф. Тютчев. )
    Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
    Катясь чрез сонные долины,
    Туманы сонные легли,
    И только топот лошадиный,
    Звуча, теряется вдали.
    Погас, бледнея, день осенний,
    Свернув душистые листы,
    Вкушают сон без сновидений
    Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
    Реже олицетворения связаны с предметным миром:
    Не правда ль, больше никогда
    Мы не расстанемся? Довольно?. .
    И скрипка отвечала да,
    Но сердцу скрипки было больно.
    Смычок все понял, он затих,
    А в скрипке эхо все держалось.. .
    И было мукою для них,
    Что людям музыкой казалось. (И. Ф. Анненский) ;

  3. неа
  4. правильно