Литературные персонажи женщины

Сегодняшней культуре особенно интересна и важная сильная женская фигура, претерпевающая и преодолевающая суровые испытания. Социальный запрос формирует культурную повестку или искусство подталкивает нас к переменам? Любопытный вопрос, ответ на который, возможно, мы поймем, отдаляясь от актуальных событий.

В поисках новой героини

А пока что 8 марта, прямо к празднику, компания Netflix запускает второй сезон «Джессики Джонс», где в роли детектива и супергероини выступает женщина, над которой проводили эксперименты, насиловали и принуждали к совершению преступлений. Скоро начинаются съемки нового сезона фантастической эпопеи «Доктор Кто», где впервые в истории воплощением повелителя времени стала женщина. Не за горами и премьера второго сезона главной антиутопии современного телевидения — «Рассказа служанки». Все это происходит на фоне движений #MeToo и Time’s Up, на наших глазах меняющих не только соотношение сил и стандарты профессиональных отношений в Голливуде, но, кажется, всю современную культурную политику.

Если мы хотим описать этот востребованный образ сильной, иногда гениальной, иногда неприятной в своей гениальности героини, к каким книгам мы обратимся?

Сперва мы узнали Смиллу. Собственно до того как скандинавский нуар стал мейнстримом, а необычные отстраненные герои и героини покорили мир, «Смилла и ее чувство снега» Питера Хега воплощала в себе конфликт природы и цивилизации, приправленный дедуктивными способностями и любовью к математике.

А потом появился Стиг Ларссон со своей «Девушкой с татуировкой дракона». У книги, кстати, имеется альтернативный заголовок: «Мужчины, которые ненавидят женщин». Ларссон создал Лисбет Саландер — супергероиню нового времени. Лисбет — гениальный хакер, ее сила и способности к выживанию впечатляют. Она груба, агрессивна и саркастична, вместе с тем в нее легко влюбиться.

434 ₽ 556 УЖЕ ПОКУПАЛИ 434 ₽ 556 УЖЕ ПОКУПАЛИ 434 ₽ 556 УЖЕ ПОКУПАЛИ

Героиня слишком хороша, чтобы быть правдой, и, если мы приглядимся, то увидим ее литературную основу — Пеппи ДлинныйЧулок. Невероятно сильная одинокая девочка со специфическим чувством справедливости и таинственным отцом-«капитаном дальнего плаванья». Почему нас не раздражает неправдоподобная удачливость Саландер? Потому что вместе с тем она страдающий персонаж: она была свидетелем преступлений, ее насиловали и пытались убить.

Итак, современная героиня ранима и неуязвима одновременно. Одно зачастую становится фундаментом второго.

Nolite te bastardes carborundorum

Показательной героиней этого типа становится персонаж из романа Маргарет Этвуд «Рассказ служанки». Экранизированная в 2017 году, антиутопия Этвуд 1985 года становится одним из самых важных киновысказываний нашего времени. «Рассказ служанки» — гиперболизированное (или все-таки нет?) отражение всего, что волнует нас в XXI веке. Диктатура, техногенные катастрофы, отсутствие оптимистичного сценария будущего, религиозное оправдание насилия. Продюсеры блестящей экранизации безошибочно выбрали актрису на эту непростую роль. Ее исполняет Элизабет Мосс с мечтательным и мягким лицом не то средневековой блаженной, не то Жанны д’Арк.

Рассказ служанки 574 ₽ «Рассказ служанки» легко прочитать как антиутопию-напутствие, как призыв к Сопротивлению. Но оригинальный текст Этвуд куда как глубже и интересней. Правдоподобие и ужас ее фантазии сотканы из мелких цепких деталей. Продуманный костюм Служанок, головной убор, поля которого не позволяют взглянуть в небо или по сторонам. Тактильная депривация — им запрещено иметь личные вещи, читать, чем-то занимать руки. Пустое пятно вместо люстры, на которой можно было бы повеситься.

Рассказчица немногое может противопоставить этой версии будущего. Она не хочет быть героем (в прошлом осталась катастрофическая попытка бегства из этого «дивного нового мира»), не готова стать частью Сопротивления (да-да). Ей хочется очень понятных и земных вещей: что-то почитать, крем для рук, любви. Все, что она пытается сделать, — сохранить себя в речи, в своем повествовании. Из объекта, ходячей утробы стать субъектом рассказа. «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма» — писал когда-то Осип Мандельштам. Сохранить себя-прошлую, у которой были колледж, муж, дочь, работа, кошка, да просто босоножки, невозможно. Невозможно представить, что все это было взаправду, являясь нынче «достоянием» республики Гилеад. Поэтому так важно сохранять себя-настоящую, хотя бы через постоянный внутренний монолог. Так безымянная героиня Этвуд становится свидетелем и хронистом.

Отказ от героизма, от избранности — это тоже позиция. Ведь именно «избранными», «особенными» называют Служанок их «Тетки»-надзирательницы, пытаясь облечь в религиозные одежды банальное изнасилование по расписанию. Персонаж Этвуд не собирается менять мир, она хочет «просто остаться собой». Но в 2017 году Этвуд-сценарист рассказывает в своем сериале уже другую историю. В чем-то более страшную и героическую, в чем-то менее сложную.

Она же Грейс 403 ₽ 517 Роман «Она же Грейс» написан Маргарет Этвуд в 1996 году, спустя 11 лет после экскурсии в мир Гилеада. Он посвящен реальному преступлению, совершенному (или нет?) Грейс Маркс, и представляет версию или фантазию Этвуд на тему произошедшего в доме мистера Киннира. Этот роман канадской писательницы мог бы также называться «Рассказ служанки». Вместе со знаменитой антиутопией они составляют своего рода парный портрет женщины, попытку найти суть героини, скрытую за ярлыками и функциями.

«Она же Грейс» (кстати, тоже бойко экранизированная на волне интереса к Этвуд) — это виртуозно выстроенная система зеркал и отражений, в которую общество пытается поймать Грейс Маркс. Она тоже объект. Объект уголовного преследования, наказания, наконец, психиатрического исследования. Окружающим нравится видеть в ней нечто определенное — грешницу, святую, страдалицу, распутницу, безумицу или преступницу. Парадоксально, но «свободные», «приличные» женщины завидуют Грейс. Она объект внимания, объект изучения, в ней видят личность, ее хотят понять. Добропорядочные дамы же являются функциями и символами, почти сливаясь с узорами на обоях.

Надо сказать, что задолго до Этвуд Николай Лесков был заворожен женской жестокостью и механизмами насилия в очерке «Леди Макбет Мценского уезда». Обратите внимание на заглавие книги — писателю приходится кодировать характер и судьбу героини с помощью Шекспира, настолько сложно читателю принять и осознать такую героиню. Любопытно, что в английской экранизации 2017 года роман подвергается дополнительной кодировке и переносится на север Великобритании XIX века.

Героиня как мистификация

Женщина викторианской и эдвардианской эпохи (той самой недоброй старой Англии) — это загадка-мистификация, привлекающая Джона Фаулза («Любовница французского лейтенанта»), Антонию Байетт («Обладать», «Детская книга», «Ангелы и насекомые»), Джоанн Харрис («Темный ангел») и других достойных писателей.

Самый свежий (во всех отношениях) и любопытный пример — «Змей в Эссексе» Сары Перри. Из ее романа выпирают мифические чудовища, пламенные марксистки, жертвы домашнего насилия, теологические споры и мрачные пророчества. Роли розданы (причем раздают их и читатели, и сами герои), маски надеты… и автор начинает последовательно разрушать созданные ею стереотипы.

Очерчивая круг выдающихся и знаковых героинь современности, мы неизбежно приходим к эпическому «Неаполитанскому квартету» Элены Ферранте. Если попытаться описать «Феррантемагию», то, пожалуй, получится так. Она очень умело соединяет приемы сентиментального романа с безжалостной рефлексией. Рассказчица этой истории, Лену Греко, описывает нравы бедного неаполитанского квартала с почти научной отстраненностью. Уклад послевоенной итальянской жизни и отношение общества к женщине порой немногим отличаются от антиутопии Этвуд.

610 ₽ 762 УЖЕ ПОКУПАЛИ 610 ₽ 762 УЖЕ ПОКУПАЛИ 610 ₽ 762 УЖЕ ПОКУПАЛИ 532 ₽ 665 УЖЕ ПОКУПАЛИ

Ферранте описывает не такое уж далекое прошлое, но усилия, затрачиваемые героиней для преодоления среды, колоссальны. Ей приходится учиться говорить на итальянском языке (а не на диалекте), воспринимать информацию, чувствовать (да, грубость отношений и тяжесть быта не оставляют места для романтической любви или материнских чувств), учиться осознавать, что такое быть женщиной. Логично, что второй книгой писательницы Элены Греко становится эссе-размышление о том, как мужчины придумывают женщин.

Но главная удача романов Ферранте — образ и характер Лилы Черулло. Резкая, неприятная и очевидно гениальная Лина становится магнитом. Ее красотой, предприимчивостью, жизненной силой, дружбой, любовью жаждут обладать все. Ей подражают не только женщины, от нее сходят с ума, в нее «превращаются» мужчины. Именно Лила находится в сердце родного квартала героев книги. Нет, даже больше, Лила — это Неаполь, отвратительный, недостижимый и непостижимый одновременно.

Обратите внимание на оформление этих книг. Оно намеренно отсылает нас к жанровой литературе, как будто перед нами романы, скажем, Норы Робертс. Черно-белый дизайн обложки, использованный в российской версии эпопеи, выглядит более сдержанным, но находится в той же эстетической плоскости.

Новаторская «Игра престолов» (она же «Песнь льда и огня» Джорджа Мартина) играет свою важную роль в нашей телесовременности. Именно Мартин отбросил фэнтезийную стыдливость и показал всю сложность и мучительность существования женщины в псевдосредневековой вселенной. Изнасилования, потеря семьи, зависимость от крайне неприятных персонажей…но вместе с тем возможность мстить, формировать характер, преодолевать себя, предавать, закаляться, наконец, использовать средства контрацепции! За эту честность стоит быть благодарными несносному мизантропу.

698 ₽ 895 УЖЕ ПОКУПАЛИ 698 ₽ 895 УЖЕ ПОКУПАЛИ 698 ₽ 895 УЖЕ ПОКУПАЛИ 698 ₽ 895 УЖЕ ПОКУПАЛИ

И это еще телевизионной ревизии не подверглась великая медлительная эпопея Роберта Джордана «Колесо времени», где магическая сила сосредоточена в руках женщин и сводит с ума мужчин!

Начало пути
Выдающиеся героини не появляются на пустом месте, они должны вырасти из кого-то. По счастью, в детской и подростковой литературе они существуют в избытке. Начиная с той же Пеппи ДлинныйЧулок, заканчивая всеми любимой Китнисс Эвердин. Поэтому перечислим тех, кто существует вне жанровых и возрастных условий.

В свое время Стивен Моффат и Марк Гэтисс открыли ящик Пандоры и выпустили оттуда Эвр Холмс, довольно неприятную сестру нашего любимого гения. Потому что кто сказал, что в приличной британской семье могут рождаться лишь гениальные мальчики? И вот уже Милли Бобби Браун, звезда «Очень странных дел», планирует не только сыграть главную роль, но и спродюсировать фильм про Энолу Холмс, младшую сестру Шерлока, придуманную писательницей Нэнси Спрингер. Между тем, у нас есть чудесная Флавия де Люс Алана Брэдли, гениальная маленькая мизантропка с любовью к химическим экспериментам.

525 ₽ УЖЕ ПОКУПАЛИ 354 ₽ 454 УЖЕ ПОКУПАЛИ 354 ₽ 454 УЖЕ ПОКУПАЛИ 354 ₽ 454 УЖЕ ПОКУПАЛИ

Формально пишущая литературу young adult Фрэнсис Хардинг как никто хороша в создании отчаянных ситуаций и героинь, которые умеют внимательно смотреть, слушать и анализировать. Ее персонажи страдают не только от происков сверхъестественных недоброжелателей, но и от того, что никто не готов воспринимать их всерьез. Скажем так, помимо Нила Геймана, редкий писатель умеет так внятно и серьезно разговаривать с молодыми людьми и так болезненно напоминать взрослым об их детстве.

Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ Нет в продаже УЖЕ ПОКУПАЛИ

А завершает наш список волшебная валлийская библиофилка Морвенна Фелпс из книги Джо Уолтон «Среди Других». Одинокое хромое дитя, колдующее над подержанными томами научно-фантастических книг. Недостоверный рассказчик из долины, где лежат смертные тени и живут феи. Героиня закончившейся сказки, которая начинает свой рассказ с финала великой и грустной битвы.

Когда-то Юрий Лотман писал о том, что в подвиге жен декабристов «„виновата“ была русская литература, создавшая представление о женском эквиваленте героического поведения гражданина». Современная литература всех жанров (от сентиментального гиперреализма Ферранте до брутального фэнтезийного нуара Мартина) предлагает нам новый тип женского героизма. Женщина в этих историях использует удары судьбы как оружие, она готова сражаться с целым миром, но позволяет себе быть как уязвимой, так и неприятной, нетрадиционно героичной. Возможно, именно эти литературные персонажи вдохновляют женщин в разных странах бороться за новый, более безопасный и свободный мир. Так искусство формирует социальный ландшафт нашей жизни.

В оформлении темы использован фрагмент промопостера сериала «Рассказ служанки».

Медный всадник (поэма)

У этого термина существуют и другие значения, см. Медный всадник (значения).

Медный всадник

Жанр

поэма

Автор

Александр Пушкин

Язык оригинала

русский

Дата написания

Дата первой публикации

1834 (отрывок), 1837

Текст произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

«Ме́дный вса́дник» — поэма (стихотворная повесть) А. С. Пушкина.

Описание

Была написана в Болдине осенью 1833 года. Поэма не была разрешена Николаем I к печати. Её начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра!», с пропуском зачеркнутых Николаем I четырёх стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»).

Впервые напечатана после смерти Пушкина в «Современнике», т. 5, 1837 год, с цензурными изменениями, внесенными в текст В. А. Жуковским. Без цензурных правок, искажающих авторский замысел, поэма была впервые напечатана только в 1904 году.

На основе поэмы А. С. Пушкина российский советский композитор Р. М. Глиэр создал одноименный балет, величественный фрагмент которого, «Гимн Великому городу», стал гимном Санкт-Петербурга.

Известно, что поэма подвергалась рукописной правке Николаем I. Рукопись хранится в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.

Сюжет


Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

А. П. Остроумова-Лебедева

Лев и крепость. 1901 год

Медиафайлы на Викискладе

В статье «Медный всадник» (1909) Валерий Брюсов пишет:

В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблён в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своём безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

> См. также

  • Медный всадник (памятник)

Примечания

  1. Авторский подзаголовок: «петербургская повесть».
  2. Петербург Пушкина Александр Пушкин отрывок из поэмы. present5.com. Дата обращения 22 апреля 2019.
  3. Н. Смирнов-Сокольский. Рассказы о книгах. — М.: Издательство всесоюзной книжной палаты, 1959. — С. 326.

Литература

  • В. Я. Брюсов. Медный всадник // Собрание сочинений в семи томах. — М.: Художественная литература, 1975. — Т. 7 : Статьи о Пушкине. Статьи об армянской литературе. Учители учителей.
  • Измайлов Н. В. Текстологическое изучение поэмы Пушкина «Медный всадник» // Текстология славянских литератур. — Л.: Наука, 1973.
  • Измайлов Н. В. Забытая старина. (Из наблюдений над текстом «Медного всадника» // Замысел, труд, воплощение… / Ред. В. И. Кулешов. — М.: МГУ, 1977.
  • Рудаков С. Б. Ритм и стиль «Медного всадника» (публ. Э. Г. Гернштейн) // Пушкин. Исследования и материалы / АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); ред. М. П. Алексеев, Д. Д. Благой, В. Э. Вацуро, Н. В. Измайлов, Р. В. Иезуитова, С. А. Фомичев. — Л.: Наука, 1979. — Т. 9. — С. 294—324.
  • Осповат А. Л. Вокруг «Медного всадника» // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — 1984. — Т. 43, № 3. — С. 238—247.
  • А. Н. Архангельский. Стихотворная повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». — Высшая школа, 1990. — 96 с. — 46 000 экз. — ISBN 5060008487.
  • Осповат А. Л. Из комментария к «Медному всаднику» // На рубеже двух столетий: Сборник в честь 60-летия Александра Васильевича Лаврова / Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский дом); сост. В. Багно, Д. Малмстад, М. Маликова. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — С. 496—505.

Ссылки

В родственных проектах

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе

Текст

  • «Медный всадник» в Русской виртуальной библиотеке.
  • Медный всадник в библиотеке Максима Мошкова

Художественное чтение

Литературно-драматический раздел Радиофонда каталога Гостелерадиофонда:

  • Антон Шварц: запись 40-х годов.
  • Михаил Царёв: запись 50-х годов.
  • Алексей Консовский: запись 1959 года.
  • Дмитрий Журавлёв: запись 1961 года.
  • Олег Ефремов: запись 1978 года.
  • Яков Смоленский: запись 1991 года.
  • Михаил Козаков: запись 1998 года.
  • Василий Лановой: запись 2004 года.

Это заготовка статьи о книге. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Как зовут возлюбленную евгения в медном всаднике. Сочинение. Трагическая судьба Евгения – главного героя поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник. Анализ произведения Пушкина

Согласно сложившейся с давних времен традиции, поэма – это произведение, имеющее повествовательный или лирический характер. Если вначале она являлась скорее историческим произведением, то с определенного момента поэмы стали приобретать романтическую окрашенность (что было связано с традицией средневекового рыцарского романа), а еще позже – на первый план выдвигается личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются лирико-драматические моменты. Наряду с этим, в поэме начинают прорисовываться центральные персонажи (или один персонаж, что было характерно для произведений писателей-романтиков) как самостоятельные личности, а не просто выхваченные из исторического потока расплывчатые фигуры.

Герой поэмы «Медный всадник» Евгений – порождение «петербургского» периода русской истории. Это «маленький» человек, смысл жизни которого заключен в обретении мещанского счастья: хорошего места, семьи, дома, благополучия.

…я молод и здоров,

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

И именно ограниченность существования Евгения тесным кругом семейных забот, непричастность собственному прошлому (ведь он

Живет в Коломне и не тужит

Ни о почиющей родне,

Ни о забытой старине)

Являются чертами, неприемлемыми для Пушкина в Евгении, и именно они делают его «маленьким» человеком. Пушкин намеренно отказывается от подробной характеристики Евгения, он даже лишает его фамилии, подчеркивая возможность постановки на ее место любой, так как в образе Евгения отразилась судьба многих людей «петербургского» периода.

В сцене наводнения Евгений сидит за спиной Медного всадника, сжав руки крестом (параллель с Наполеоном), но без шляпы. Они с Медным всадником смотрят в одном направлении. Однако взгляд Петра направлен вглубь веков (он решает исторические задачи, не заботясь о судьбах людей), а Евгений смотрит на дом любимой. И в этом сопоставлении Евгения с бронзовым Петром выявляется главное отличие: у Евгения есть душа и сердце, он способен чувствовать и переживать за судьбу любимого им человека. Он – антипод «кумира на бронзовом коне», у него есть то, чего лишен бронзовый Петр: сердце и душа, он способен печалиться, мечтать, мучаться. Таким образом, несмотря на то, что Петр занят размышлениями о судьбах страны, то есть по сути в абстрактном смысле благоустройством жизни людей (включая самого Евгения как будущего жителя Петербурга), а Евгений увлечен своими собственными, сугубо личными, бытовыми интересами, в глазах читателя именно этот маленький человек становится более привлекательным, вызывает живое участие.

Наводнение, обернувшееся трагедией для Евгения, делает из него (невзрачного человека) Героя. Он сходит с ума (что несомненно сближает его образ с образом героя романтических произведений, ведь безумие – частый атрибут романтического героя), бродит по улицам враждебного ему города, но «мятежный шум Невы и ветров раздавался в его ушах». Именно шум природной стихии в сочетании с «шумом» в душе Евгения пробуждает в безумце то, что для Пушкина было главным признаком человека, – память; и именно память о пережитом наводнении приводит его на Сенатскую площадь, где он во второй раз встречается с «кумиром на бронзовом коне». Через великолепное описание Пушкина мы видим, что это была трагически прекрасная минута в жизни бедного, смиренного чиновника.

Евгений вздрогнул. Прояснились

В нем страшно мысли.

Он понял причину своих несчастий, несчастий города, он узнал виновника, «того, чьей волей роковой под морем город основался». В нем родились чувство ненависти к «державцу полумира» и жажда возмездия. Евгений поднимает бунт. Подойдя к кумиру, он грозит ему: «Ужо тебе!..».

Духовная эволюция Евгения и порождает естественность и неизбежность протеста. Художественно убедительно показано преображение Евгения. Протест поднимает его к новой, высокой, трагической жизни, таившей в себе близкую и неминуемую гибель. Евгений отваживается грозить Петру будущим возмездием. И эта угроза страшна самодержцу, потому что он понимает, какая грозная сила сокрыта в протестующем, поднявшем мятеж человеке.

В тот момент, когда Евгений «прозревает», он становится Человеком в его родовой сущности (нужно заметить, что герой в этом отрывке ни разу не назван Евгением, что делает его в некоторой степени безликим, таким как все, одним из всех). Мы видим противостояние «грозного царя», олицетворения самодержавной власти, и Человека, имеющего сердце и наделенного памятью. В шепоте прозревшего Человека слышатся угроза и обещание возмездия, за которые ожившая статуя, «мгновенно гневом возгоря», наказывает «безумца бедного». При этом понятно, что это единичный протест, к тому же произнесенный «шепотом». Символично и определение Евгения безумцем. Безумие – это, по Пушкину, неравный спор. Выступление одиночки против могущественной власти самодержавия безумно, с точки зрения здравого смысла. Но это «святое» безумие, поскольку молчаливое смирение гибельно. Только протест спасет личность от нравственной гибели в условиях насилия.

Пушкин, как нам кажется, подчеркивает то, что, несмотря на условность и трагикомичность ситуации (Евгений, маленький человек, ничего не имеющий, при этом сошедший с ума, осмеливается «бросить вызов», пригрозить государю – да еще и не настоящему, а бронзовому его памятнику), действие, сопротивление, попытка подать голос, возмутиться всегда была и будет лучшим выходом, нежели покорность жестокому року.

«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн…»
А.С. Пушкин «Медный всадник»

В 1833 году впервые была опубликована поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Это произведение насчитывает 481 стих и включает в себя огромное количество ярких и высокопоэтичных эпизодов, величественных образов и живых картин, предстающих перед глазами читателя. Пушкин органично сочетает множество жанров и стилей, мотивов, художественных и композиционных приемов. Это одно из глубочайших и смелых произведений поэта, в котором он противопоставляет императора Петра Великого, символизирующий государство, и простого работящего человека, его обыденные проблемы, устремления и волнения.
«Медный всадник» отличается от других произведений этого жанра — в том числе и от поэм Пушкина — необычайной гибкостью стиха, разнообразием стилистических приемов, где торжественность стихотворной формы сменяется простотой повседневной речи, звучащей здесь не менее поэтично. Повторение одних и тех же слов, выражений и образов придает поэме определенную музыкальность.
Произведение можно отнести к таким литературным жанрам, как поэма, ода, утопия, антиутопия, повесть.
Петр I во время войны со шведами приказывает построить на отвоеванной территории, на Неве, на «мшистых, топких берегах» новую столицу, которая будет поражать всех своей красотой и величием, Петроград, «полнощных стран красу и диво». Петр мечтает о том, что этот город вскоре станет культурным центром России, всей Европы. Здесь должны будут проходить судоходные торговые пути, «сюда по новым их волнам все флаги в гости будут к нам».
Евгений – обычный русский парень, не выделяющийся из общей серой массы представитель обедневшего дворянства. Пушкин пишет о Евгении, что он «…молод и здоров, трудится день и ночь готов». Евгений работает и мечтает. Мечтает о том, что однажды заработает на дом, куда сможет привести свою невесту Парашу, и где они станут жить счастливо вдвоем.
Однако его мечте не суждено было сбыться: во время очередного наводнения — постоянного спутника строительства Петербурга, Параша погибает. Несчастный Евгений сходит с ума.
Именно трагическая судьба простого человека, простого рабочего, повинного исполнять работу во имя государя стала центральным сюжетом поэмы. И именно на государя, на Петра возлагает Евгений ответственность за гибель своей возлюбленной.
Стихия взбунтовала против человека, возжелавшего ее покорить, она не желала сдаваться. Но и Петр не желал отступать. В этом обезумевший Евгений обвинил его стоя у подножия Медного всадника, воздвигнутого в честь царя, спустя месяцы бездумного блуждания.
В какой-то момент Евгению чудится, что всадник ожил, его лицо повернулось к юноше, и государь гневно смотрит на него. Евгений бежит прочь – а за собой он слышит топот медных копыт. Погоня длится всю ночь. Всю ночь обезумевший Евгений мечется по опустевшему городу. И всю ночь всадник мчится за ним на своем медном коне.
Жизнь Евгения не закончилась в ту ночь: он продолжает жить и трудится, селится в отдаленном домике. Но его разум никогда не восстановится: проходя мимо памятника Петру Великому, пишет Пушкин, каждый раз молодой человек снимает свой картуз в знак приветствия, вспоминая ту страшную ночь, когда они носились по Петербургу.
Умирает Евгений так же, как умерла и Параша: случилось наводнение, и маленький ветхий домик, где автор поселил своего героя, сносит потоком. Спустя время руины дома убирают. На пороге дома рабочие находят мертвого Евгения – и хоронят тут же.
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» пронизана глубокой трагичностью. Высокий, патетический слог вступления, торжественность и поэтичность «скачки» по городу в кульминации сюжета сменяются скупостью повествования, подчеркивающей тяжкую обыденность смерти ни в чем не повинного Евгения.
Никакого эпилога. Смерть героя обрывает рассказ, как будто автор говорит нам: что на этом все, и дальше и говорить не о чем. Никаких выводов и никакой морали. Пушкин не принимает чьей-либо стороны. Он избегает оценивать решения Петра, не осуждает и не оправдывает обезумевшего юношу. Не будем делать этого и мы. Ведь не может политика государства блюсти интересы только одного человека. Но и Петра не должно принимать абсолютно правым.

Сложно описать заурядного человека, ничем не выделяющегося среди всех, да и нужно ли? Александр Пушкин осторожно раскрывает образ подобного персонажа в своей поэме «Медный всадник», заставляя читателя глубоко проникнуться к его непростой судьбе. Там, где скупо описывается нисколько не выдающийся человек, таится большой смысл человеческой сущности. Автор выразительно указал на блеклость жизни героя и его болезненное противостояние с целым государством в лице холодного памятника.

Так, молодой и, казалось бы, безликий, служащий Петербурга становится главным героем поэмы Пушкина. Просто Евгений, «гражданин столичный», без фамилии и статуса, душа которого, как оказалось, не лишена светлых и чистых человеческих качеств. Природа характера героя впервые выражается в строках, где повествуется о его стремлениях. Цель жизни Евгения, как дает понять читателю великий автор, прожить со своей возлюбленной спокойную жизнь «до гроба». Но доля повернула так, что все его мечты разом превратились в прах, и герой обращает свой гнев в сторону правителя целой империи.

Образ героя

(Константин Сергеев в балете «Медный всадник», роль Евгения )

В поэме раскрыта не столько внешность Евгения, как его психологический портрет. Читая между строк, не сложно определить, что это небогатый мелкий чиновник, однако готовый работать и воплощать свои мечты в жизнь. Возможно, он знатного дворянского рода, но это никак не повлияло на его сомнительное благополучие. Полагаясь на службу и свое трудолюбие, главный герой надеется получить «местечко» через несколько лет. Что характерно лирике пушкинской эпохи, его вдохновляет девушка, такая же бедная, как и он сам. Евгений грезит о будущем, где они обручатся, обзаведутся хозяйством и детишками.

(Нонна Ястребова и Борис Брегвадзе, роли Параша и Евгений, балет «Медный всадник» Р. М. Глиэра )

Ярко проявляется особенность молодого человека, когда случается несчастье в Петербурге. Разыгравшаяся грозная стихия приводит к наводнению, жертвой которого, становится его невеста. Он с бесстрашием пытается спасти свою любимую Парашу. Здесь раскрывается очередная черта его характера — мужество, которое, к сожалению, не влияет на ситуацию. Девушка и ее мать гибнут, поглощенные потопом. Надежда, что любимая чудом будет спасена, медленно угасает вместе с разумом Евгения. Он теряет рассудок окончательно, очутившись на месте, где до наводнения был дом Параши.

Холодное изваяние

(Юрий Жданов — Евгений, балет «Медный всадник» )

Скитаясь год, Евгений ночует на пристани, отказавшись от своего съемного жилья, кормится подачками. Печаль доводит его до отчаянного умопомрачения, он бродит по городу в грязном рванье. Непонимающий его горе народ презрительно относится к бедняге. Так, бессмысленно блуждая, Евгений оказывается возле самого Медного всадника, где и происходит кульминация, трактовка идеи всей поэмы — подкрепленный страданиями бунт против государства, против самого Петра первого. Бывший служащий яростно выражает недовольство тому, кто бездумно выстроил город для своего народа в непригодном для проживания, опасном месте. Он обвиняет памятник, ставший для него ненавистным, в погибели своей суженой.

В итоге пошатнувшееся воображение бродяги оживляет Медного всадника, и тот преследует его повсюду, грозясь наказать больного мятежника. Более Евгений не станет без смятения проходить по площади, где стоит памятник Петру.

Суть произведения — безысходность людей, слабых перед власть имущими, их извечное противостояние. Поэтому Александр Сергеевич делает ударение на то, что мелкий человек, невзирая на свои чувства или нрав, обречен остаться лишь тенью. Когда сумасшедший Евгений набредает на унесенный течением «ветхий домишко» погибшей возлюбленной, он умирает в нем от немыслимой тоски. А Медный всадник и по сей день стоит.

Данное произведение раскрыло проблему, не дающую покоя людям той эпохи, конфликт государства с каждым отдельно взятым человеком. Образ и характеристика Евгения в поэме «Медный всадник» является центральным, однако в лице главного героя автор попытался отобразить судьбы многих людей «петербургского» периода.

Образ

Фамилия Евгения неизвестна. Автор намекает, что, скорее всего предки мужчины принадлежали к старинному боярскому роду. Молодой человек, несмотря на знатную родословную, был небогат. Мизерная зарплата чиновника не позволяла жить на широкую ногу. Своего жилья не было, приходилось снимать небольшую комнату в одном из районов Петербурга, где одному было тесно, не говоря уже о том, чтобы привести сюда жену.

Никакими особыми чертами Евгений наделен не был. Простой, заурядный человек, мечтающий о тихом, семейном счастье с любимой.

«Местечко получу, Параше препоручу семейство наше и воспитание ребят. И станем жить, и так до гроба рука с рукой пойдем мы оба, и внуки нас похоронят».

Характеристика

Евгений готов работать с утра до вечера.

» Молод и здоров, трудиться день и ночь готов…»

Возлюбленную он выбрал под стать себе. Параша девушка из небогатой семьи. Живет вместе с матерью на окраине города. Все мечты молодого человека сводятся к созданию семьи с любимой, совместных детях. Однако мечтам не суждено было сбыться.

Рискуя жизнью, он отправляется на лодке к маленькому домику, надеясь на чудо. То, что он увидел потрясло его до глубины души. Дома на месте не оказалось. Близкие ему люди утонули. Страшное наводнение забрало их жизни. Река накрыла их с матерью дом огромной волной, смыв с лица земли.

Трагедия отразилась на психике Евгения. Он сходит с ума.

» Увы, его смятенный ум против ужасных потрясений не устоял».

Страдание разъело душу и сердце. Домой не хотелось. Там никто не ждал. Евгений скитался по пустынным улицам, ночуя, где придется, питаясь тем, что найдет.

Одинокий, несчастный человек.

«И так он свой несчастный век влачил, ни зверь, ни человек. Ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый…»

Бесцельно шатаясь по городским улицам, мужчина выходит на Сенатскую площадь. Здесь установлен памятник Петру I. В это мгновение в Евгении просыпается чувство ненависти. Он словно прозрел. Голова стала ясной, а мысли здравыми.

«Евгений вздрогнул. Прояснились в нем страшно мысли…»

Слова, обращенные к императору, были полны брани. Это был настоящий бунт. Он горел жаждой возмездия. Воображение разыгралось не на шутку. Ему кажется, что Петр недоволен его тирадой. Он в бешенстве от того, что мелкий, ничтожный человек осмелился говорить такие вещи. Сознание Евгения оживляет Петра. Медный всадник сходит с пьедестала. Конь готов затопать копытами наглеца. Евгений в страхе бежит от своего преследователя.

Вскоре после этих событий тело Евгения было найдено возле прибившего волной к берегу дома Параши.

Противостояние грозного правителя и человека, имеющего сердце, способного любить и переживать — это пускай и нелепая попытка изменить ситуацию, но она была, есть и будет лучшим выходом, чем раболепство и смирение со своей жалкой участью.

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина – одно из самых совершенных творений поэта. По своему слогу она напоминает «Евгения Онегина», а по содержанию приближена одновременно к истории и мифологии. Данное произведение отражает размышления А.С. Пушкина о Петре Первом и вобрало в себя различные мнения о реформаторе.

Поэма стала завершающим произведением из написанных в период Болдинской осени. В конце 1833 года «Медный всадник» был дописан.

Во времена Пушкина существовало два типа людей – одни боготворили Петра Первого, другие же приписывали ему родство с сатаной. На этой почве рождались мифы: в первом случае — реформатора называли Отцом отечества, рассказывали о небывалом уме, создании города-рая (Петербург), во втором – пророчили крушение города на Неве, обвиняли Петра Великого в связях с темными силами, называли антихристом.

Суть поэмы

Начинается поэма с описания Петербурга, А.С. Пушкин подчеркивает уникальность места для строительства. В городе живет Евгений – самый обычный служащий, беден, не жаждет разбогатеть, ему важнее оставаться честным и счастливым семьянином. Финансовое благополучие требуется лишь для надобности обеспечивать свою возлюбленную Парашу. Герой грезит женитьбой и детишками, мечтает рука об руку встретить старость с любимой девушкой. Но мечтам его не суждено сбыться. В произведении описано наводнение 1824 года. Страшная пора, когда люди гибли вод слоями воды, когда Нева бушевала и поглощала город своими волнами. В таком наводнении и погибает Параша. Евгений же проявляет мужество во время бедствия, не думает о себе, пытается разглядеть дом любимой вдалеке и бежит к нему. Когда буря стихает, герой спешит к знакомым воротам: вот ива, но калитки нет и дома тоже. Эта картина сломала молодого человека, он обреченно волочется по улицам северной столицы, ведет жизнь странника и каждый день переживает вновь события той роковой ночи. В одно из таких помутнений он набредает на дом, в котором раньше жил и видит статую Петра Первого на коне – Медного всадника. Он ненавидит реформатора за то, что тот построил город на воде, которая погубила его возлюбленную. Но внезапно всадник оживает и озлобленно несется на обидчика. Позднее бродяга умрет.

В поэме сталкиваются интересы государства и обычного человека. С одной стороны, Петроград называли северным Римом, с другой, его основание на Неве было опасно для жителей, и наводнение 1824 года подтверждает это. Злобные речи Евгения в адрес правителя-реформатора интерпретируют по-разному: первое — это мятеж против самодержавия; второе — это восстание христианства против язычества; третье — это жалкий ропот маленького человека, чье мнение не ставится в ряд с силой, необходимой для изменений государственного масштаба (то есть для достижения грандиозных целей всегда приходится чем-то жертвовать, и механизм коллективной воли не остановит беда одного человека).

Жанр, размер стиха и композиция

Жанр «Медного всадника» — поэма, написанная, как «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом. Композиция довольна странна. Имеет непомерно большое вступление, которое вообще можно рассматривать как отдельное самостоятельное произведение. Далее 2 части, в которых рассказывается о главном герое, наводнении и столкновении с Медным всадником. Эпилога в поэме нет, точнее, он не выделен самим поэтом отдельно — последние 18 строк об острове на взморье и смерти Евгения.

Несмотря на нестандартную структуру, произведение воспринимается как целостное. Данный эффект создают композиционные параллелизмы. Петр Первый жил на 100 лет раньше, чем главный герой, но это не мешает создать ощущение присутствия правителя-реформатора. Его личность выражена через монумент Медного всадника; но и сама персона Петра появляется в начале поэмы, во вступлении, когда речь ведется о военной и экономической значимости Петербурга. А.С. Пушкин так же несет мысль о бессмертии реформатора, поскольку даже после его гибели появлялись нововведения и долго время имели силу старые, то есть, он запустил ту тяжелую и неповоротливую машину изменений в России.

Итак, фигура правителя появляется на протяжении всей поэмы, то в качестве собственной персоны, то в образе памятника, его оживляет помутившийся ум Евгения. Временной промежуток повествования между вступлением и первой частью равен 100 годам, но, несмотря на такой резкий прыжок, читателю он не чувствуется, поскольку А.С. Пушкин связал события 1824 года с так называемым «виновником» наводнения, ведь именно Петр построил город на Неве. Интересно заметить, что данная книга по построению композиции совершенно не свойственна для пушкинского стиля, это эксперимент.

Характеристика главных героев

  1. Евгений – о нем нам известно немного; жил в Коломне, там же служил. Был беден, но не имел пагубной склонности к деньгам. Несмотря на совершенную обычность героя, а он легко бы затерялся среди тысячи таких же серых жителей Петербурга, он имеет высокую и светлую мечту, которая полностью отвечает идеалам многих людей – женитьба на любимой девушке. Он – как любил сам Пушкин называть своих персонажей – «герой французского романа». Но мечтам его не суждено сбыться, Параша погибает при наводнении 1824 года, а Евгений сходит с ума. Поэт нарисовал нам слабого и ничтожного молодого человека, чье лицо мгновенно теряется на фоне фигуры Петра Первого, но даже этот обыватель имеет свою цель, которая по силе и благородству соизмерима или даже превосходит личность Медного всадника.
  2. Петр Первый – во вступлении его фигура представлена, как портрет Творца, Пушкин признает в правителе невероятный ум, но подчеркивает деспотизм. Сначала поэт показывает, что хоть император и выше Евгения, но он не выше Бога и стихий, которые ему не подвластны, но сила России пройдет сквозь все невзгоды и останется невредимой и непоколебимой. Автор не раз замечал, что реформатор был слишком самовластен, не обращал внимания не беды обычных людей, которые становились жертвами его глобальных преобразований. Наверное, мнения на эту тему всегда буду разниться: с одной стороны, тирания — плохое качество, которого не должно быть у правителя, но с другой – а возможны были бы такие обширные изменения, если бы Петр был мягче? Каждый сам отвечает для себя на этот вопрос.
  3. Тематика

    Столкновение власти и обычного человека — главная тема поэмы «Медный всадник». В этом произведении А.С. Пушкин размышляет над ролью личности в судьбе целого государства.

    Медный всадник олицетворяет Петра Первого, чье правление было приближено к деспотизму и тирании. Его рукой были введены реформы, полностью меняющие ход обычный русской жизни. Но когда рубят лес, неизбежно летят щепки. Может ли маленький человек найти свое счастье, когда такой вот лесоруб не считается с его интересами? Поэма отвечает – нет. Столкновение интересов власти и людей в таком случае неизбежно, конечно, последние остаются в проигрыше. А.С. Пушкин размышляет о строении государства в петровские времена и о судьбе отдельного взятого героя в нем – Евгения, приходя к выводу, что империя жестока к людям в любом случае, а стоит ли ее величие таких жертв – вопрос открытый.

    Также творец обращается к теме трагической потери близкого человека. Евгений не выдерживает одиночества и горя утраты и не находит, за что же зацепиться в жизни, если нет любви.

    Проблематика

  • В поэме «Медный всадник» А.С. Пушкин поднимает проблему личности и государства. Выходцем из народа является Евгений. Он самый обыкновенный мелкий чиновник, живет впроголодь. Душа его полна высоких чувств к Параше, о женитьбе с которой он грезит. Лицом государства становится монумент Медного всадника. В забвении разума молодой человек набредает на дом, в котором жил до гибели возлюбленной и до своего сумасшествия. Взгляд его натыкается на памятник, а больной ум оживляет статую. Вот оно, неизбежное столкновение личности и государства. Но всадник озлобленно гонится за Евгением, преследует. Как посмел герой роптать на императора?! Реформатор думал более масштабно, рассматривая планы на будущее в полнометражном измерении, как с высоты птичьего полета он смотрел на свои творения, не вглядываясь в людей, которых захлестывали его нововведения. Народ подчас страдал от решений Петра, так же, как сейчас подчас страдает от правящей руки. Монарх воздвиг прекрасный город, который во время наводнения 1824 года стал кладбищем для многих жителей. Но он не считается с мнением обыкновенных людей, создается ощущение, что своими мыслями он ушел далеко вперед своего времени, и даже через сто лет не все смогли постичь его замысел. Таким образом, личность никак не защищена от произвола вышестоящих особ, ее права грубо и безнаказанно попираются.
  • Проблема одиночества тоже беспокоила автора. Герой не вынес и дня жизни без второй половины. Пушкин размышляет, как же мы все-таки уязвимы и ранимы, как разум не крепок и подвержен страданию.
  • Проблема равнодушия. Горожанам никто не помог эвакуироваться, последствий бури тоже никто не исправлял, а компенсации семьям погибших и социальная поддержка пострадавших и не снились чиновникам. Государственный аппарат проявил удивительное безразличие к судьбам подданных.

Государство в образе Медного всадника

Впервые с образом Петра Первого мы сталкиваемся в поэме «Медный всадник» во вступлении. Здесь правитель изображается как Творец, покоривший стихию и построивший город на воде.

Реформы императора были губительны для обычного народа, поскольку ориентировались только на знать. Да и ей пришлось несладко: вспомним, как Петр насильно стриг бороды боярам. Но главной жертвой амбиций монарха стал обыкновенный рабочий люд: именно он сотнями жизней выстилал дорогу северной столице. Город на костях – вот оно – олицетворение государственной машины. В нововведениях было комфортно жить самому Петру и его приближенным, потому что видели они только одну сторону новых дел – прогрессивную и приносящую пользу, а то, что губительное действие и «побочные эффекты» данных изменений ложились на плечи «маленьких» людей никого не волновало. На утопающий в Неве Питер элита смотрела с «высоких балконов» и не чувствовала на себе все горести водного основания города. Петр отлично отражает в себе безапелляционную абсолютистскую государственную систему – реформам быть, а народ «как-нибудь проживет».

Если вначале мы видим Творца, то уже ближе к середине поэмы поэт пропагандирует мысль, что Петр Первый — не Бог и совладать со стихиями полностью не в его силах. В конце произведения мы лицезреем лишь каменное подобие бывшего нашумевшего в России правителя. Спустя года Медный всадник стал только поводом для необоснованного переживания и страха, но это лишь мимолетное чувство сумасшедшего.

В чем смысл поэмы?

Пушкин создал многогранное и неоднозначное произведение, которое необходимо оценить с точки зрения идейно-тематического содержания. Смысл поэмы «Медный всадник» заключается в противостоянии Евгения и Медного всадника, личности и государства, которое критика расшифровывает по-разному. Итак, первый смысл – противостояние язычества и христианства. Петру часто присуждали звание антихриста, а Евгений выступает против подобных дум. Еще одна мысль: герой – обыватель, а реформатор – гений, они живут в разных мирах и не понимают друг друга. Автор, тем не менее, признает, что для гармоничного существования цивилизации нужны оба типа. Третий смысл – в лице главного героя олицетворялся мятеж против самодержавия и деспотизма, который пропагандировал поэт, ведь принадлежал к декабристам. Ту же беспомощность восстания он аллегорически пересказал в поэме. И еще одна трактовка идеи – жалкая и обреченная на неудачу попытка «маленького» человека изменить и повернуть в другую сторону ход государственной машины.

Маленький человек

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цитаты русских писателей о любви

На данной странице вы найдете цитаты русских писателей о любви, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

Любовь помнит все мелочи. В уме влюбленного человека создается сложная ткань из наблюдений, мыслей, догадок об окружении любимого, что происходит в его сфере. И.Гончаров

***

Без любви любая истины превращается в ложь. Ф.Достоевский

***

Любовь – заболевание нежностью. А.Круглов

***

Страдания, приносимые любовью настолько сильны, что лучше вовсе не любить. Ф Достоевский

***

Любить — значит жить жизнью того, кого любишь. Лев Толстой

***

Заискивать любви к себе есть незаконное дело и не должно занимать человека. Н.В.Гоголь

***

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность. Ф. Достоевский

***

Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь. Есенин

***

Разлука для любви – то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильнее. А.И.Куприн

***

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Ф.М.Достоевский

***

Я искал любви и не нашел… ее нет на свете… нечего и искать А.Островский

***

Не имей ты к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Д.Фонвизин

***

Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, друнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. М.Шолохов

***

Настоящей любовью не занимаются. Её от счастья друг другу дарят. Л. Сухоруков

LiveInternetLiveInternet

Ещё полвека назад женщинам порой приходилось публиковаться под мужскими псевдонимами, чтобы тиражи раскупались лучше. Юную Шарлотту Бронте во время оно отчитал известный английский поэт Саути — мол, поэзия не женское дело, не стоит уделять ему столько страсти. Писательница-фантаст Андре Нортон изменила имя на Эндрю, чтобы добиться успеха. Но в XXI веке можно с уверенностью сказать — литература стала той областью, в которой женщины подвизаются и преуспевают наравне с мужчинами. Сегодня мы перечислим тех из них, кто на протяжении человеческой истории, творил, несмотря на царящий в обществе не самый дружественный к их талантам уклад и все жизненные препоны.

ГРОСВИТА
Поэтесса, прозаик, первый европейский драматург со времен древнего Рима. Жила в X веке в Саксонии, на территории нынешней Германии, с юности воспитывалась в монастыре, получила прекрасное образование. Творила на латыни, создавая нравоучительные и тем не менее приятные для чтения комедии, трагедии и даже любовные драмы. Генрих II Баварский заказал Гросвите поэму, в которой прославлялось аббатство Гандерсхайм, аббатисой которого была сестра герцога, Герберга.
АННА КОМНИНА
Византийская принцесса, старшая дочь императора Алексея I Комнина. Появилась на свет в 1083 году, жила долго и счастливо, родила троих детей, успела поучаствовать в заговорах и переворотах, столь характерных для византийского двора. Под старость ушла в монастырь. Знаменита как автор «Алексиады», великолепного образца исторической прозы, детально описывающего правление её отца и все значимые события этого правления — крестовые походы, политические интриги, вражду в сенате.
ДЖЕЙН ОСТИН
Классик английской литературы. Дочь священника, родилась в 1775 году, умерла незамужней. Одна из первых женщин-авторов, получивших всенародную известность. Создала 6 романов — «Гордость и предубеждение», «Чувства и чувствительность» и т. д. — незамысловатых и в то же время заставляющих задуматься, полных нежности, очарования и мягкого английского юмора историй о любви настоящих леди и джентльменов. Все её романы многократно экранизировались и до сих пор пользуются огромной и совершенно заслуженной популярностью.
ЖОРЖ САНД
Она же Аврора Дюпен, праправнучка короля Августа Сильного, родилась в 1804 году. Воспитывалась в монастыре, в 17 лет вышла замуж, родила двоих детей, в 27 ушла от мужа, уехала в Париж и с головой окунулась в литературную жизнь. Начинала как журналистка, написала два романа в соавторстве с Жюлем Сандо, третий роман создала сама, взяв псевдоним «Жорж Санд». Творческое наследие — около 30 романов, пьесы, книги для детей. В России наиболее популярен роман «Консуэло». Прославилась при жизни, содержала семью литературным трудом, став первой женщиной — профессиональным писателем.
АГАТА КРИСТИ
Агата Мэри Кларисса Маллоуэн. Королева детектива. Родилась в 1890 году в Англии, дважды была замужем, пережила измену первого мужа. Одна из самых популярных писательниц в мире, её тиражи уступают лишь тиражам Шекспира и Библии. Невзирая на детективный жанр, избегала кровавых сцен, описаний насилия и непристойностей. Считала, что книги должны делать людей лучше, облагораживать душу. Выпустила около 70 романов и сборников рассказов, в большей части из них действуют либо детектив Эркюль Пуаро, либо мудрая пожилая леди мисс Марпл. Удостоена дворянского титула «дама».
МАРГАРЕТ МИТЧЕЛ
Автор одной книги. Родилась в 1900 году. Закончила колледж, потеряла на Первой мировой жениха, дважды была замужем. С 1922 по 1926 годы служила корреспондентом в газете. Более 10 лет работала над своим единственным романом «Унесенные ветром» и ещё год готовила книгу к печати. Книга о роковой американской красавице Скарлетт, жившей во времена войны Севера и Юга, о её любви, грехах, жизнелюбии, о «сумерках богов» для старого доброго аристократического общества плантаторов навсегда вошла в золотой фонд мировой литературы.
АСТРИД ЛИНДГРЕН
Известная детская писательница. Родилась в 1907 году в Швеции. Была замужем, более 10 лет вела жизнь обычной домохозяйки. Свою первую знаменитую книгу — историю про Пеппи Длинныйчулок — придумала, чтобы развлечь заболевшую дочь. Создала более 80 произведений для детей, среди которых «Карлсон», «Мио, мой Мио!», «Рони — дочь разбойника», «Приключения Калле Блюмквиста», «Эмиль из Леннеберги». Если вы не знаете, как привить детям любовь к чтению, — дайте им книгу Линдгрен.
ДОРИС МЭЙ ЛЕССИНГ
Лауреат Нобелевской премии по литературе. Родилась в 1919 году в Персии, в 1949 году вернулась в Англию. Дважды побывала замужем, родила троих детей, не получила даже среднего образования. Написала 28 романов, причем последний закончила в возрасте 89 лет, выпустила несколько сборников рассказов. Предпочитала футуристическую фантастику, социально-утопические романы и феминистическую тематику. Удостоена ордена Почетного легиона. Самое значимое произведение «Пятый ребенок» — история мальчика-аутиста и его окружения.
УРСУЛА ЛЕ ГУИН
Гранд-дама мировой фантастики, одна из трех самых известных, признанных и уважаемых авторов жанра. Родилась в 1929 году в США, до сих пор жива и продолжает писать. Вышла замуж в 24 года, счастлива в браке, родила троих детей. Публикуется с начала 60-х, создала более 20 романов, множество повестей и рассказов, самым знаменитым является цикл о Волшебнике Земноморья. По семь раз получала премии «Хьюго» и «Небьюла» — самые престижные награды в области фантастики, удостоена титула «Грандмастер».
ДЖОАН РОУЛИНГ
«Мама» Гарри Поттера, один из самых коммерчески успешных авторов в мире. Родилась в 1965 году, неудачно вышла замуж, ушла от мужа после эпизода домашнего насилия с маленькой дочерью на руках. Первый роман писала в кафе и на прогулках с ребенком. После выпуска цикла о Гарри Поттере заняла 12-е место в рейтинге богатейших людей мира, вышла замуж второй раз, родила ещё двоих детей. Продолжает литературную деятельность, успешно пробует себя в детективном жанре.

Как вы могли убедиться, над истинным литературным талантом не властно ничто. Ни возраст, ни беды, ни рутинный труд домохозяйки, ни множество детей не могут помешать женщине писать. Так что если чувствуете в себе вдохновение — бесстрашно беритесь за перо!
http://www.matrony.ru/10-samyih-izvestnyih-pisatelnits-vseh-vremen/ Серия сообщений «Литература зарубежная»:
Часть 1 — Последнее письмо
Часть 2 — Письма незнакомке

Часть 17 — Христос в трагические времена. Эмиль Фукс
Часть 18 — «Человек не умирает, Человек уходит домой.» Тайша Абеляр
Часть 19 — ЖЕНЩИНЫ. Самые известные писательницы всех времен
Часть 20 — Есть радость не склоняться пред судьбой…
Часть 21 — Жан-Поль Сартр. ПОЧЕМУ Я ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПРЕМИИ

Часть 26 — «Надо делать то, что можешь… Als ich kann» Ромен Роллан. Жан-Кристоф.
Часть 27 — Погожий день Рэй Брэдбери — Пабло Пикассо
Часть 28 — Чем щедрее делишься любовью, тем ее у тебя больше…

Сюжет

Весёлый парень колхозный шофёр Василий Лобанов случайно оказавшись в сельской библиотеке, обнаруживает там новую молоденькую заведующую Елену Ивановну с маленькой дочкой Катей. Она мать-одиночка, но не стремится снова замуж. Василий начинает ухаживать за ней, приносит для её дочки «манеж», защищает её от грубых приставаний. Но Елене очень трудно принять эти ухаживания, и она ведёт себя с Василием отчуждённо, а когда он предлагает ей выйти за него замуж, то плачет. В деревню приезжает ненадолго бывшая возлюбленная Василия Нюрка, которая несколько лет назад не дождалась его из армии. Но Василий прямо говорит ей, что их отношения в прошлом. Влюблённая в него соседская девочка-подросток Вера является свидетелем его сильного чувства к библиотекарше, но молча это терпит. Вскоре в село приезжает муж Елены Саша. Он забирает жену с дочкой домой. На железнодорожном вокзале Василий навсегда прощается с Еленой, которая объясняет ему, что у неё своя судьба. В порыве отчаяния Василий на лодке отправляется в соседнее село к Нюрке, но Вера, плача на причале, просит его не уплывать и признаётся ему в любви.

Нумерология. Подобрать имя ребенку онлайн

На этой странице Вы можете подобрать онлайн бесплатно лучшее Кармическое имя для Вашего ребенка. Заполните поля и рассчитайте нумерологическое значение Полного имени и Даты рождения.

Вы можете проверить разные имена ИЛИ проверить разные нумерологические значения имени – НмЗ (вместо самого имени) и посмотреть какая судьба соответствует Вашему выбору.

Когда Вы выберете наилучший вариант судьбы (изменяя значения НмЗ), Вы увидите ссылку «посмотреть список имен с нумерологическим значением – ***» – перейдите по ссылке.

Откроется список имен с выбранным нумерологическим значением и полом. Кликая по именам в списке и смотрите на гармоничность звучания полного имени. Когда Вы выберете имя, которое Вам понравилось, сделайте новый расчет с указанием отчества, фамилии и даты рождения. И Вы получите полное нумерологическое значение Имени, Отчества, Фамилии и Даты рождения.

Также, Вы можете посмотреть, как может измениться Ваша судьба, если Вы выйдете замуж и поменяете фамилию.

Будьте внимательны и указывайте Имя, Отчество, Фамилию
и Дату рождения Подобрать имя ребенку

Зачем царь Агамемнон принес в жертву дочь Елены Прекрасной и Тесея?

Каждая история имеет своё начало, но некоторые судьбы настолько необычны, что больше похожи на легенды, чем на реальность. К таким относится история красивой любви Ахилла и Ифигении. И для того, чтобы лучше понять, о чём пойдёт рассказ необходимо перенестись на несколько событий вперёд.

Жак Луи Давид «Гнев Ахилла»

Согласно летописным данным, Елена Прекрасная – виновница Троянской войны, является законной матерью Ифигении. Некогда на пиру Елена так поразила своей красотой Тесея, что тот пошёл на преступление и похитил юную соблазнительницу.

Братья тут же кинулись на поиски своей юной сестры, но было уже поздно. Они нашли и вернули Елену, но её невинность была утрачена и на обратном пути домой бывшая пленница родила девочку. Её назвали Ифигения. Так как возвращаться к отцу с позором было невозможно, Елена решила отдать ребёнка новым родителям, ими оказались Клитемнестра и её супруг царь Агамемнон.

Если говорить об Ахилле, то он был сыном бога и человека. И такие герои обладали особой силой. А Ахилл выделялся среди них своей выносливостью. Его матерью была Фетида, а отец смертный.

Существует такая легенда, что мать, желая сделать своего сына полностью неуязвимым, окунула его в реку Стикс. Это была река, которая разделяла два мира, то есть мир живых и мёртвых. И получилось так, как было задумано, но мальчика она держала за пяточку. И это оказалось единственное место на его теле, которое было уязвимым.

Ахилл перенял искусство врачевания от кентавра, а воспитание ему дал Феникс. И вот какая дальше ждала судьба молодого героя.

Елена Прекрасная, являясь женой Менелая – спартанского царя, влюбилась в Париса и была похищена им. Чтобы отомстить за такое предательство, греки собрали войско, которое должен был вести в поход Агамемнон. Воины уже стояли по направлению к Трое и ожидали попутного ветра. Но ничего не происходило, а всё потому, что Артемида находясь в гневе, наслала безветрие.

Что же так расстроило великую богиню?

Доподлинно не известно, но Менелай или Агамемнон на охоте рискнул убить жертву, которая по праву предназначалась Артемиде. За этот поступок и за то, что ей не принесли золотого ягнёнка, она прогневалась на греков, и они вынуждены были застрять в своём походе.

Ангелика Кауфмант «Ифигения в Тавриде»

Флот томился и изнывал от бездействия и тогда прорицатель сказал, что богиня согласна будет поменять своё решение, если Агамемнон пожертвует своей самой красивой дочерью. Это было даже по тем временам неслыханное варварство. Человеческие жертвы уже давно не приносились богам. А тем более дико звучала желание получить от отца любимую дочь.

Агамемнону ничего не оставалось, как поддаться давлению своего войска и пойти на уступки. Ради победы он вынужден был отдать то самое ценное, что имел. Сложно сказать скольких душевных сил и терзаний ему это стоило. Агамемнон принялся искать предлоги, чтобы заманить дочь.

К ничего не подозревающим Ифигении и Клитемнестрии были посланы слуги. Спешка объяснялась тем, что к дочери сватался сам Ахилл. А об этом герое звучала такая слава, что перед ним не могла устоять ни одна красавица.

Отец рассчитывал, что невеста пребудет раньше жениха, а тот в свою очередь задержится на войне. Но Ахилл тоже был окрылён предложением и просто пребывал в нетерпении и желал увидеть свою будущую супругу. Он даже не мог подозревать, какая подлость уготовлена ему. Что по замыслу Агамемнона тот должен был явиться не под венец, а на похороны.

Но всё пошло не так, как того требовал план. Молодые встретились и тут же искренне полюбили друг-друга. Счастье усиливалось и от того, что их брак был благословлён отцом и матерью. И только Агамемнон тяготился в своём обещании. Он не мог ни есть ни спать. Его дочь была обречена на смерть его же руками.

Тогда отец пошёл на хитрость. Он решил сообщить юной девушке, что её любимый оказался не верен, и под этим предлогом удалить красавицу из лагеря, где ей грозила неизбежная опасность. Но для влюблённой юной девы смерть была не так страшна, как предательство единственного. И старый слуга не посмел ей солгать. Он открыл страшную правду. Сначала девушка не могла поверить в то, что отец мог так поступить с ней.

Мать умоляла Ахилла спасти Ифигению. Тот поклялся, что ни один волосок не упадёт с головы её любимой. Благородный герой никак не хотел осознать того, что это может произойти на самом деле. Что любимый отец готов отдать дочь ради победы. Но это, увы, было так. Царь оказался полностью сломлен и уже никак не сопротивлялся. К тому же обвинил и самого Ахилла. Сказав, что именно тот так стремительно рвался в Трою, а значит, является невольным соучастником. Но парень завил, что его обет верности невесте превыше всего. И он будет бороться за её жизнь не смотря ни на что.

В это время сама Ифигения решила принять волю отца и смирилась. Она поняла, что это его долг перед войском, что подобное решение он принял не из-за жестокости сердца, а по причине долга.

Леонард Брамер «Жертвоприношение Ифигении»

Ахилл же не мог поверить в то, что любимая выбрала отца, который был готов предать её, а не его, который готов отдать за невесту жизнь. Но его любовь была выше чести и товарищей и Ахилл стоял на своём. И в тот самый момент, когда над грудью жертвы уже был занесён клинок, случилось невероятное. Богиня сжалилась и перенесла девушку в Тарвиду. Туда, где сейчас находится солнечный и цветущий Крым.

Жертвой же стал телёнок.

А небывалая история любви между пылающими сердцами нашла своё продолжение и в загробном мире. И стала примером для всех тех, кто однажды познал это удивительное чувство.