Лилия брик и маяковский

Они познакомились на вечере в доме мужа Лили Брик. Владимира Маяковского привела с собой ее сестра Эльза, которая строила на начинающего поэта далеко идущие матримониальные планы. Однако кокетку Лилю это обстоятельство нисколько не смутило, и она весь вечер с ним профлиртовала. Маяковский был настолько ею сражен, что читал ей стихи и на коленях просил разрешения посвятить их ей. Спустя несколько дней он умолял принять его «насовсем». Лиля естественно согласилась, а ее мужу Осипу Брику пришлось смириться с ветреностью супруги. И в 1918 году Маяковский окончательно перебрался в квартиру Бриков. Так начался их «брак втроем».
Поначалу Лилю пугала неуемная страсть Маяковского. «Он обрушился на меня, как лавина… Он просто напал на меня», — говорила она. В любви поэта она не сомневалась никогда.
Через год Брики и Маяковский перебираются в Москву. Они по-прежнему живут втроем. Даже табличка на двери их квартиры гласит «Брики. Маяковский». Тем не менее Лиля совершенно не чувствует себя обязанной хранить верность возлюбленному. Периодически у нее случаются романы. А Маяковский отвечает на это частыми отъездами за границу. Он подолгу жил в Лондоне, где за ним приглядывала Эльза. Лилю подобная ситуация вполне устраивала, благодаря любимой сестре она была в курсе любовных интриг поэта. А Маяковский никогда не забывал о своей любимой и часто вместе с очередными пассиями шел в магазин, чтобы выбрать для своей московской зазнобы очередной подарок.
Из-за границы Маяковский возвращался и первым делом ехал к Брикам. Весь вечер Лиля крутилась перед зеркалом и примеряла обновки. Радостная она кидалась поэту на шею. В такие моменты Маяковский был на седьмом небе от счастья. Однако уже на следующее утро его вновь начинала мучить ревность. На все доводы друзей он отвечал лишь: «Запомните! Лиля Юрьевна — моя жена!». Ради любимой музы он готов был стерпеть все.
Летом 1922 Брики и Маяковский отдыхали на даче в Подмосковье. Там Лиля завела очередной роман с соседом А. Краснощековым. Роман разворачивался на глазах у поэта. И осенью он потребовал, чтобы Лиля разорвала все отношения с новым любовником. Та оскорбилась и выгнала скандалиста из дома на три месяца.
После одной из поездок в Америку, Маяковский вернулся и признался Лиле, что там у него случился роман и теперь его американская пассия ждет от него ребенка. Лиля продемонстрировала ему полное равнодушие. Такой реакции Маяковский от нее не ожидал.
Он много раз пытался ее забыть с другими женщинами. Один раз дело даже чуть не дошло до свадьбы. Но узнавшая о готовящейся брачной церемонии Лиля, написала Маяковскому письмо с просьбой вернуться в семью. И он, в очередной раз, поддавшись, вернулся в Москву.
Он также продолжал путешествовать и однажды, будучи во Франции, познакомился с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Эта встреча стала для него решающей. Он влюбился в Татьяну, и решил увезти ее в Россию, чтобы пожениться. Он посвящает ей стихи. Брик перестала быть его музой. С этим она смириться не могла.
Она придумала очередную авантюру по возвращению блудного возлюбленного. На одном из роскошных вечеров, на котором присутствовал ненадолго приехавший Маяковский, она вслух зачитывает письмо от Эльзы, в котором та сообщает, что Татьяна Яковлева выходит замуж за богатого виконта. Маяковский так и не понял, что сестры жестоко его разыграли.
Через полгода Маяковский провожает Бриков в Берлин. А спустя несколько дней они узнают, что он покончил с собой. Это произошло 14 апреля 1930 года. Он оставил предсмертную записку: «Лиля, люби меня».

Владимир Маяковский и Лиля Брик

Тот, кто думает, что Муза обязательно должна быть созданием небесной красоты, как правило, глубоко заблуждается. Лиля Брик – роковая возлюбленная великого поэта Владимира Маяковского, та, ради которой он совершил в своей жизни множество безумств – и не всегда поэтического плана – была совсем не красавицей. Невысокого роста, худая, сутулая, Лиля производила впечатление разве что своей живостью, да еще хороши были ее глаза – большие, блестящие, выразительные.

Владимир Маяковский и Лиля Брик

Она сама прекрасно понимала, что нравится мужчинам, и не упускала случая испытать свои чары на каждом мало-мальски подходящем объекте. В ход шло все: капризы, улыбки, чувственный взгляд… Она умела казаться какой угодно и какой нужно было именно в данный момент и с конкретным человеком. Лиля могла быть умной или пустышкой, наглой или робкой, грустной или бесшабашной… Но, играя какую угодно роль, эта женщина всегда оставалась сама собой, а перед ее обаянием не мог устоять буквально никто.

Когда они встретились, Лиля уже была замужем – в 1912 году она вышла за Осипа Брика, единственного человека, который остался равнодушным к ее колдовским чарам. Эпоха была непростой, и непростым был брак, и дом, в котором собирались поэты, художники, актеры новых направлений, также был или казался непростым. И царила там она – хозяйка дома, то заигрывавшая с гостями, то внимавшая им с непосредственностью ребенка или со взглядом умудренной годами содержательницы борделя…

В 1915-м в дом Бриков вошел Он – тот, для кого она станет не просто женщиной. А начиналось все на редкость просто: молодого поэта Маяковского привела с собой сестра Лили, Эльза. Эльза видела в нем будущего жениха и хотела показать его родственникам. Гость был более чем мил, но понимала ли сама Лиля, которая сразу же повела себя так, как будто в мире существовали только два человека – Владимир Маяковский и она сама, что смертельно обижает сестру? Поэт на коленях читал стихи и просил позволения посвятить их ей, Лиле, а ее сестра в это время сгорала от ревности!

Через несколько дней Маяковский появился у Бриков снова – с неожиданной просьбой. Он просил «принять его насовсем» и полушутя, полусерьезно объяснял это тем, что влюбился в несравненную Лилию Юрьевну. Лиля, в восторге от нового обожателя, тут же дала свое согласие, но что оставалось делать Осипу? Свободные браки были в моде, а супружеская верность, напротив, считалась пережитком средневековья. Чтобы не прослыть ретроградом, Осип Брик скрепя сердце дал согласие на нечто невиданное, скандальное, небывалое – и начался один из самых эпатажных и загадочных романов прошлого века – «брак втроем».

Лиля объясняла шокированным знакомым, что с Осипом у нее давно нет интимных отношений, но сам факт, что двое мужчин и одна женщина живут вместе в крохотной квартирке, на многих действовал как пощечина, данная патриархальной морали. Маяковский сходил с ума, плененный чарами чужой жены. А что думала по этому поводу сама мадам Брик? Вот ее собственные слова: «Надо внушить мужчине, что он гениальный… И разрешить ему то, что не разрешают дома. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье».

В 1919-м Брики переехали в Москву, разумеется, вместе с Маяковским. И на двери их – снова общей! – квартиры была повешена табличка: «Брики. Маяковский». Однако ветреная обольстительница и не думала хранить верность ни Брику, ни тому, кого она с такой легкостью увела у собственной сестры. Она заводила все новые интрижки, тем более что Маяковский был чрезвычайно занят. Он то и дело уезжал по делам за границу, неделями пропадал в Берлине, Париже, Лондоне… Оттуда неслись к возлюбленной письма и телеграммы, а она читала их походя.

У читателей может сложиться превратное мнение о том, что Лиля просто вертела Маяковским, как хотела, а он был ей верен и ничего не знал о ее проделках. Этого как раз не было: статный высокий красавец с магнетическим взором всегда привлекал к себе женщин, и они вешались ему на шею, где бы он ни был – в Москве ли, в Париже. Однако, познакомившись с новой пассией, он тотчас вел ее в магазин, чтобы купить… подарки для Лили! Вот что писал поэт своей подруге из Парижа: «Первый же день по приезде посвятили твоим покупкам, заказали тебе чемоданчик и купили шляпы. Осилив вышеизложенное, займусь пижамками».

Первый вечер после его возвращения к Брикам обычно бывал самым счастливым: Лиля примеряла у зеркала обновки, визжала, прыгала от счастья, целовала его… а уже на следующий день Маяковского начинала грызть самая черная ревность. Он скандалил с любовницей, бил посуду, крушил мебель – и съезжал в свой крохотный кабинет на Лубянской площади. Но долго жить без Лили он не мог. Через несколько дней он обычно возвращался, а утешал его… сам Осип. «Лиля – стихия, – говорил он, – и с этим надо считаться».

И действительно, если живешь с музой, должна ли она быть верной, варить борщи, стирать носки и рожать детей? Или же музы нужны творцам лишь для вдохновения? Однако иногда жестокость Лили, ее склонность к получению нездоровых впечатлений переходила всякие границы. В ее воспоминаниях можно прочесть и такое: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал».

Летом 1922-го у Лили возник бурный дачный роман. Маяковский не выдержал, и, хотя ранее он отшучивался, говоря друзьям что «в любви обиды нет», в этот раз потребовал от пассии немедленно разорвать отношения с любовником. На что Лиля… послала его «под домашний арест» на три месяца. Новый год поэт встречал в горьком одиночестве, но 28 февраля они с Лилей должны были вместе ехать в Петроград. Маяковский мчался к возлюбленной, которую не видел ровно три месяца, по перрону, не замечая никого: он сшибал, как кегли, чужие чемоданы, толкал отъезжающих… Добравшись наконец до надушенной Лили в купленной им же шубке, он схватил ее в свои железные объятия. Затащив Брик в купе, он прочел ей новую поэму – «Про это». Посвящена она, разумеется, была ей, неповторимой и единственной…

В 1926 году Маяковский побывал в Америке. Вернувшись, он сообщил Лиле, что там у него был роман с русской эмигранткой Элли Джонс и у той от него должен родиться ребенок. Лиля выслушала новость и… равнодушно отвернулась. Америка была далеко, но вот когда у поэта в Ялте возникли серьезные отношения с Натальей Брюханенко, мадам Брик разволновалась не на шутку. У нее везде были осведомители, и в этот раз ей сообщили, что Маяковский увлечен и намерен жениться. Лиля тут же послала телеграмму: она умоляла любовника «бросить все и вернуться в семью». Привязанность и зависимость от Лили была настолько сильна, что поэт действительно «бросил все» и вернулся в Москву!

Осенью 1928-го Маяковский выехал во Францию – на лечение. Однако Лиля узнала, что там он должен встретиться с Элли и своей маленькой дочерью. Это могло стать крахом их отношений, и Лиля немедленно затеяла новую авантюру. Она уговорила свою сестру Эльзу, жившую в Париже, расстроить отношения поэта и Джонс. Каковы же были обаяние и сила убеждения этой женщины, что ее прихотям подчинялись буквально все: муж, терпевший присутствие любовника в доме, и сестра, у которой она этого самого любовника увела?! Как бы то ни было, Эльза выполнила просьбу Лили и подсунула Маяковскому молоденькую модель дома Шанель, также русскую эмигрантку, Татьяну Яковлеву. План удался – поэт тут же охладел к Джонс, но… настолько влюбился в Яковлеву, что решил жениться на ней!

Когда Маяковский посвятил Яковлевой стихотворение, Лиля поняла, что уже не она стоит для него на первом месте – теперь музой поэта стала Татьяна. «Ты в первый раз меня предал!» – упрекнула она, когда Владимир вернулся в Москву. А он… ничего не ответил. Наверное, тогда Лиля и почувствовала, что земля уходит у нее из-под ног…

Брик решила добиться реванша: устроив вечеринку, она, разумеется, позвала на нее и Маяковского. В середине вечера, когда все изрядно выпили и расслабились, она зачитала письмо из Парижа, от сестры. Главной новостью, которую она хотела донести до бывшего любовника, была та, что Татьяна Яковлева выходит замуж за богатого французского виконта. Маяковский побледнел как полотно, встал и молча вышел… Не стоит и говорить о том, что ничего подобного не было – письмо было состряпано по просьбе самой Лили.

14 апреля 1930 года, когда Осип и Лиля Брик находились в Берлине, до них дошла страшная весть: Маяковский покончил с собой. О самоубийстве поэта до сих пор ходят неоднозначные слухи, но существовала предсмертная записка, в которой, в частности, были такие строки: «Лиля, люби меня»…

Лиле Брик была начислена пенсия, а также отходило пятьдесят процентов отчислений от посмертных гонораров поэта. Новоиспеченная вдова была, как всегда, обаятельна и хладнокровно поясняла всем желающим: «Володя был неврастеник. Он постоянно думал о самоубийстве».

Муза Маяковского прожила еще много лет: сразу же после смерти поэта она развелась с Осипом Бриком и вышла замуж за гораздо более перспективного в отношении брака Виталия Примакова. Когда Примакова расстреляли, Брик нашла себе нового мужа – литературоведа Василия Катаняна, которого увела от жены. Впрочем, разбивать жизни и строить козни этой женщине нравилось всегда…

Умерла Лиля Брик в 1978 году, выпив большую дозу снотворного. Старость и сопутствующие ей болезни оказались тем испытанием, которое она терпеть не хотела. На руке у мертвой Лили все еще было надето кольцо, когда-то подаренное ей Маяковским. На внутренней стороне его были выгравированы буквы, инициалы владелицы – ЛЮБ. Когда Лиля быстро вращала кольцо в пальцах, буквы сливались в то единственное слово, которое когда-то хотел услышать от нее поэт: «люблю»…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мемуаристы называли Лилю Брик некрасивой, но влюбленные мужчины этого не замечали: глаза («круглые да карие, горячие до гари»), точеная фигурка девочки-подростка, рыжие волосы, знаменитый «чувственный оскал». Она всегда купалась в обожании; в нее постоянно кто-то был влюблен. Мужчин понимала просто:

— Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну, а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье, — говорила Лиля.

Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну, а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье

В 1912 году невероятная Лиля вышла замуж за Осипа Брика, свою главную и, наверное, единственную любовь.

Осип Брик, Лиля Брик, Владимир Маяковский. 1928

— Я любила, люблю и буду любить его больше, чем брата, больше, чем мужа, больше чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, нигде. Я люблю его с детства, он неотделим от меня. Эта любовь не мешала моей любви к Маяковскому, — писала Лилля.

Я любила, люблю и буду любить его больше, чем брата, больше, чем мужа, больше чем сына. Про такую любовь я не читала ни в каких стихах, нигде. Я люблю его с детства, он неотделим от меня. Эта любовь не мешала моей любви к Маяковскому

Свой и Осипа дом Лиля превратила в салон, где собирались поэты, художники и музыканты. В самые голодные дни гостей угощали только хлебом и чаем, но хозяйка была обворожительна, и никто не был в претензии.

В 1915 году сестра Лили Эльза привела к Брикам начинающего двадцатидвухлетнего поэта Владимира Маяковского, в которого была по уши влюблена. Лиле поэт скорее не понравился. Все «звонкое» ей казалось вульгарным, а Маяковский был вот именно «звонким»: слишком высоким, слишком уверенным, слишком нравящимся самому себе. Она флиртовала с ним в этот вечер как-то рефлекторно, сама не понимая, почему. Маяковский читал «Облако в штанах», прислонившись к дверному косяку. За чаем попросил позволения посвятить поэму ей, и вывел на первом листе рукописи: «Тебе, Лиля». Эльза была забыта.

Если я чего написал, если чего сказал — тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза. Круглые да карие, горячие до гари…

Отобрала сердце

«Брики отнеслись к стихам Маяковского восторженно, безвозвратно полюбили их. А Маяковский безвозвратно полюбил Лилю», — с горечью признавала Эльза. Маяковский писал об этом счастливейшем дне в своей жизни:

«Взяла, отобрала сердце и просто пошла играть — как девочка мячиком».

Лиля Брик

Через несколько дней он пришел к Брикам и попросил принять его в их семью.

«Влюбился в меня сразу и навсегда», — вспоминала Лиля. Два с половиной года он буквально не давал ей прохода, изводил «то радостью, то ревностью». Это было не ухаживание, а непрекращающееся нападение.

Влюбился в меня сразу и навсегда.

Третья сторона этого треугольника — Осип — был поражен масштабом личности и мощью таланта Маяковского.

Лиля писала, что к моменту ее знакомства с Маяковским их отношения с Осипом стали платоническими. «Наша с Осей физическая любовь /так это принято называть/ подошла к концу. Мы слишком сильно и глубоко любили друг друга, чтобы обращать на это внимание. И мы перестали физически жить друг с другом. Это получилось само собою…».

Мы слишком сильно и глубоко любили друг друга, чтобы обращать на это внимание. И мы перестали физически жить друг с другом.

Брики. Маяковский

Лиля рассказала мужу о своей связи с первым поэтом страны, и добавила: если тебе тяжело, я уйду от Володи. Осип подумал и сказал: единственное, о чем он просит — это чтобы Лиля никогда с ним не расставалась. А уходить от Володи ей нельзя… Для Брика Маяковский был не человеком, а событием.

Впоследствии многие будут обвинять Бриков, что они жили за счет Маяковского, но в 1915 году именно Осип за свой счет издал «Облако в штанах» — поэму, которую никто больше не хотел публиковать.

Лиля Брик

Так начались эти «высокие, высокие отношения». Сначала Маяковский поселился по соседству с Бриками, а в 1919 году они все поселились в одной квартире с табличкой на дверях: «Брики. Маяковский». В те послереволюционные годы общество совсем не было пуританским, но сплетен и разговоров вокруг «Бриков и Маяковского» ходило множество.

Здесь надо сказать, что и сама Лиля в старости рассказала поэту Андрею Вознесенскому другую версию своих отношений с двумя мужчинами, не такую благостную. Но — как там у них все было на самом деле, теперь уже не узнает никто. Но Маяковский считал Лилю своей женой, а Бриков — своей семьей. И Лиля тоже говорила, что ее мужем был Маяковский, хотя формального развода с Осипом не было: «Я была Володиной женой, изменяла ему так же, как он изменял мне, тут мы с ним в расчете».

Сумочка в зубах

Маяковский был буквально поглощен Лилей. Журналистка Лариса Рейснер вспоминает: однажды в кафе она сидела за соседним столиком с ними, Лиля забыла сумочку и прислала Маяковского ее забрать.

Лиля Брик, Владимир Маяковский

— Эх, Владимир, — вздохнула журналистка. — Теперь вы эту сумочку будете таскать всю жизнь.

— Я, Ларисочка, эту сумочку могу в зубах носить! — сказал поэт, ничуть не смутившись. — В любви обиды нет!

— Эх, Владимир, теперь вы эту сумочку будете таскать всю жизнь. — Я эту сумочку могу в зубах носить! В любви обиды нет!

Поклонникам поэта было обидно видеть, как агитатор, горлан, главарь «таскает сумочку»: в заграничных поездках он бегал со списком покупок для Лили. В Париже он по просьбе любимой купил «Рено».

«Про машину не забудь», — писала Лиля Маяковскому в Париж. — «1) предохранители спереди и сзади, 2) добавочный прожектор сбоку, 3) электрическую прочищалку для переднего стекла, 4) фонари сзади с надписью «top», 5) обязательные стрелки, показывающие, куда поворачивает машина, 6) теплую попонку, чтобы не замерзала вода. 7) не забудь про чемодан и два добавочных колеса сзади».

В 1928 году такая покупка была настоящей «пощечиной общественному вкусу». Поэту пришлось оправдываться:

Не избежать мне сплетни дрянной. Ну что ж, простите пожалуйста, что я из Парижа привез Рено, а не духи и не галстук.

Но взамен за все это Маяковский получал от Лили Брик что-то, чего не измерить словами. Лиля была для него всем; всей жизнью. На топливе этой любви поэт написал свои лучшие строчки. Он и посвятил Лиле все свои произведения, кроме поэмы о Ленине.

«Лиля, люби меня», — попросил он в своей предсмертной записке.

Умер Осип — умерла я.

В 1925 году Осип полюбил другую женщину, и Брики развелись. Но для Лили ничего не изменилось. Она продолжала любить Осипа, не смотря на все свои безумные романы и замужества.

«Когда умер Маяковский, это умер он, а когда умер Ося, умерла я», — сказала она после смерти первого мужа.

Лиля Брик прожила долгую жизнь, в которой было много мужчин, событий, поклонников. Из жизни Лиля ушла добровольно, в 1978 году, в возрасте 86 лет. После перелома она была прикована к постели, а быть для своего третьего мужа «обузой, а не музой» просто не могла. Восхитительной женщиной она оставалась до своего последнего дня.

>Лиля Брик

Биография

История мировой литературы по сей день бережно хранит имена дам, ставших для влюбчивых писателей и поэтов музами. Их образы, овеянные дымкой давно угасших страстей, запечатлены в неподвластных времени жанрах – прозе и поэзии. Яркой представительницей этой редкой породы слабой половины человечества была обладательница уникального чутья на таланты – Лиля Брик. Барышня, которой посвящал свои стихи гениальный футурист Владимир Владимирович Маяковский, не оставляла равнодушными ни мужчин, ни женщин. Ею либо восхищались, либо ненавидели.

Детство и юность

Лиля Брик родилась 11 ноября 1891 года в обосновавшейся в Москве благополучной еврейской семье. Глава семьи Урий Александрович Каган работал юристом, а в свободное время читал книги и посещал литературно-художественные кружки. Мать Елена Юльевна (в девичестве Берман), окончившая Московскую консерваторию, воспитывала детей и поддерживала в доме культ музыки и поэзии.

Лиля Брик и ее младшая сестра Эльза

Лиля и ее младшая сестра Эльза с детства свободно разговаривали на немецком и французском языках, играли на рояле и получили образование в частной гимназии. Из биографии звезды авангарда известно, что учеба будущей музе Маяковского давалась тяжело. После выпуска в 1908 году из гимназии Лиля решила стать математиком и целый год проучилась на высших женских курсах. Затем последовали институты архитектуры и живописи, а также Мюнхенский университет.

Литературный салон

С тех пор, как в квартире Брик появился Маяковский, судьба подарила Лиле встречи с выдающимися литераторами: Борисом Пастернаком, Виктором Шкловским, Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком и Николаем Асеевым. Во многом этому способствовало неотразимое обаяние незаурядной личности музы Владимира Владимировича.

Лиля Брик в молодости

Их дом был неким аналогом прошлых литературных салонов, хозяйкой которых неизменно была Лиля, а главной фигурой – Маяковский. Помимо писателей, на литературных вечерах часто появлялись деятели культуры и искусства Майя Плисецкая, Родион Щедрин.

Маяковский

Амурный треугольник Осип-Лиля-Маяковский образовался в 1915 году. Тогда младшая сестра Лили, 16-летняя Эльза, привела в дом Бриков поэта, с которым у нее в то время был роман. Стоит отметить, что изначально Владимир Владимирович не произвел на Лилю никакого впечатления. Высокорослый, с грубыми чертами лица и хамоватым поведением мужчина не вызывал в ней никаких положительных эмоций.

Лиля Брик и Владимир Маяковский

Все изменилось после того, как футурист по просьбе Эльзы прочел свою поэму «Облако в штанах». В тот же миг Лилю накрыла волна доселе неизвестного чувства, навсегда изменившего ее жизнь. Примечательно, что после декламации творения писатель, плененный обаяниям Брик, посвятил Лиле произведение, первоначально адресованное Эльзе.

Муж отнесся к новой страсти жены с пониманием. В мемуарах Лиля писала о том, что в год появления в их доме Маяковского между ней и Осипом был заключен негласный договор. Суть соглашения сводилась к тому, что каждый из супругов живет своей жизнью, но о разводе речи идти не может. Владимиру Владимировичу этот договор был явно не по душе. Поэт хотел, чтобы возлюбленная принадлежала только ему.

Лиля Брик

Правда, несмотря на то, что незримое присутствие в их амурных делах законного мужа было Маяковскому в тягость, решение принятое свободолюбивой Брик, он не оспаривал. В итоге литератор сменил ненависть на милость. Писатель прикипел к супругу Лили и в какой-то момент даже ощутил в нем потребность. Брик стал для футуриста не только другом, но и редактором и меценатом. Достоверно известно, что Осип на собственные сбережения издал поэму «Облако в штанах».

По словам самой Лили, Брик и Маяковский – две не связанные друг с другом любви. Один был для нее возлюбленным, а второй – родственной душой. Лиля стала для Маяковского не только музой, но и имиджмейкером.

Лиля Брик — муза Маяковского

Она заставила поэта пойти к дантисту (Маяковский панически боялся врачей) и настояла на том, чтобы он купил вставную челюсть. Барышня следила за тем, как Маяковский одевается, именно благодаря ей писатель стал иконой стиля.

Лиля определенно повлияла на творчество Маяковского, но говорить о том, что именно она сделала его поэтом – излишне. К 1915 году он был уже известной личностью в литературных кругах. Отношения с Брик наполнили лирику писателя неизбывным трагическим пафосом. Примечательно, что экстравагантная особа сознательно изматывала поэта. Она была уверена, что страдание – неотъемлемая часть хорошей поэзии.

Лиля Брик и Владимир Маяковский

Их отношения окончательно разладились после того, как Лиля узнала, что, помимо нее, Владимир посвящает стихи и другим дамам. 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой. Брик, тяжело переживающая трагедию, написала письмо Сталину, организовав с его разрешения музей имени Маяковского.

Фильмы

В июле 1926 года Брик работала ассистентом режиссера Абрама Роома на съемках киноленты «Еврей и земля». Советский пропагандистский документальный фильм был посвящен процветавшему в 1920-х годах антисемитизму в СССР. В 1927 году вышел фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроем»).

Режиссера Абрама Роома и сценариста Виктора Шкловского упрекали в том, что название картины, в основе сюжета которой лежит история любви Лили, Владимира и Осипа, принижает достоинство влюбленных. Весной 1928 года Брик уже в качестве режиссера в сотрудничестве с Виталием Жемчужным сняла фильм «Стеклянный глаз».

Мода и русский авангард

Лиля была не только одной из самых скандальных фигур советской действительности, но и иконой стиля. Интерес к миру моды был страстью, которой она жила. Это Брик выкрасила стены своей комнаты в синий цвет, чтобы оттенить белизну кожи и ржавое золото волос. Это Брик одевалась в парижские наряды в то время, когда все остальные носили мешковатую продукцию фабрики «Большевичка». Это Брик разъезжала по улицам на собственном автомобиле, являясь второй после жены французского посла женщиной-водителем в столице.

Лиля Брик и Эльза Триоле

С Францией Лилю связывал брак сестры: Эльза Триоле после замужества жила в Париже и постоянно высылала в Россию платья, сшитые на заказ французскими портнихами, модные аксессуары, шелковое белье и духи. Любимая женщина Маяковского обожала «Guerlain». Лиля знала толк в ароматах: в последний путь ее проводили, окутав волной дурманящего «Опиума» от «Yves Saint Laurent».

Кстати, с именитым французским модельером Лиля Брик случайно познакомилась в Шереметьево в 84 года. Ожидая посадки на парижский рейс, Ив Сен-Лоран в толпе неказистых женщин обратил внимание на стильную незнакомку в зеленой шубке от Диора. Знакомство переросло в тесную дружбу.

Лиля Брик на рекламном плакате

В гардеробе Лили появились наряды, сконструированные мэтром мировой моды именно для нее: блузы с рукавами буфф, брюки из фиолетового бархата, серебряно-синий казакин, пальто из бордового сукна. А в честь 85-летия доброй приятельницы кутюрье устроил обед в парижском ресторане, для которого сшил Лиле Юрьевне шикарное платье из бархата и тафты.

Женщина пристально следила за тенденциями моды и постоянно обновляла гардероб. Лиля не боялась экспериментов с одеждой и внешностью, сама придумывала наряды и всегда попадала в яблочко. Она ненавидела скуку и пошлость, поэтому ее нарды отличались смелостью. Яркая от природы, барышня любила блестящие ткани и геометрические рисунки, горизонтальную асимметрию, шлейф, фестоны.

Личная жизнь

Терпкое обаяние Лили завораживало мужчин, а шлейф ее природной сексуальности притягивал и будоражил кровь. Брик знала секреты обольщения и умело ими пользовалась. Когда Лиле было семнадцать, в нее влюбился родной дядя и начал настойчиво требовать руки племянницы. Родители от греха подальше отправили дочь к бабушке.

Чтобы чем-то занять чадо, они наняли для Лили учителя, который обучал ее игре на фортепиано, от которого юное дарование в скором времени забеременело. Чтобы избежать огласки, аборт сделали в провинциальной клинике. Прошедшая неудачно операция навсегда лишила Лилю возможности познать прелести материнства.

Осип Брик и Лиля Брик

Хотя сама муза авангарда считала институт семьи и брака пережитком прошлого, с которым нужно бороться, в ее жизни было три официальных брака. Первым мужем барышни стал Осип Брик. Их свадьба состоялась в марте 1912 года. Молодые люди обвенчались по еврейскому обряду, но не в синагоге, а дома. Родители Лили были счастливы, что дочь, демонстрирующая свой необузданный любовный темперамент с тринадцати лет, наконец-то образумилась.

Если родители Лили были счастливы браку дочери, то родители Осипа переживали насчет союза сына с ветреной девушкой. Дабы уберечь родных от нервных срывов, Осипу приходилось писать им длинные письма. Супружеское счастье влюбленных продолжалось до того, как в 1915 году идиллию их супружеской жизни разрушил Маяковский.

Лиля Брик и Сергей Параджанов

Сразу после смерти Владимира Владимировича Лиля развелась с Осипом Бриком и вышла замуж за Виталия Примакова. Когда того расстреляли, Лиля вступила в брак с литературоведом, изучавшим жизнь и творчество Маяковского – Василием Катаняном. Брик увела Катаняна из семьи и прожила с ним около сорока лет.

Смерть

В 86 лет Лилия сломала шейку бедра и, чтобы не мучиться самой и не быть в тягость окружающим, покончила жизнь самоубийством, приняв смертельную дозу снотворного. Это случилось 4 августа 1978 года.

Прах Брик развеяли под Звенигородом (село Бушарино, Одинцовский район Московской области), а на месте совершения обряда прощания установили могильный камень с надписью «Л. Ю. Б.» (Лилия Юрьевна Брик). Эти же три буквы Маяковский выгравировал на кольце, с которым муза авангарда не расставалась ни на секунду.

Лиля Брик в старости

Стоит отметить, что за два года до трагедии Брик уже пыталась совершить самоубийство. Правда, тогда ее попытка уйти из жизни больше напоминала отрепетированный спектакль. «Скорая», прибывшая в день премьеры на представление, обнаружила на столе прощальную записку, в которой Лиля просила никого не винить в ее смерти. После душещипательных речей была подпись и название препарата, который она приняла, чтобы покинуть этот бренный мир. В тот день врачи в буквальном смысле вытащили Брик с того света, промыв ей желудок и назначив постельный режим.

Память

  • 1915 – «Облако в штанах» (В.В. Маяковский)
  • 1915 – «Флейта-позвоночник» (В.В. Маяковский)
  • 1916 – «Лиличка!» (В.В. Маяковский)
  • 1918 – «Человек» (В.В. Маяковский)
  • 1922 – «Люблю» (В.В. Маяковский)
  • 1989 – «Воскресение Маяковского» (Ю.А. Карабчиевский)
  • 2010 – «Лиля Брик. Жизнь» (В.В. Катанян)

Цитаты

  • «Лучше всего знакомиться в постели»
  • «Я не добра. Доброта должна идти от сердца. А у меня она идет от ума»
  • «Надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешить ему то, что не разрешают дома. Например, курить или ездить, куда вздумается. Ну а остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье»

Лилия Брик: фото, биография, личная жизнь

Она была одной из самых загадочных фигур XX века. Кем была Лилия Брик для Маяковского? Почему она оказала такое влияние на поэта? Виновата ли она в смерти Владимира Владимировича? Узнаем!

Краткая биография Лилии Брик

Родилась 11 ноября 1891 года в Москве. Отец был юристом, который защищал права евреев, мать – домохозяйкой, посвятившей жизнь двум дочерям. И Эльза, и Лиля получили хорошее образование – свободно владели русским, французским и немецким языками. Родители частенько устраивали дома творческие вечера, и девочки принимали в них активное участие. Играли на рояле, а в пятом классе у Лили обнаружили способности к математическим наукам. Девушка поступила на курсы, но любовь к искусству заставила ее бросить обучение. Живопись и скульптуры стали ее настоящей страстью, и в 19 лет девушка отправилась в Мюнхен продолжать обучение в области архитектуры.

Брак

Первые нежные чувства пришли к Лиле в юном возрасте. Девушка посещала кружок, где изучали политологию. Руководителем был Осип Брик. Парню в то время было 17 лет. Он был сыном обеспеченных родителей – его отец владел торговой компанией. Целых семь лет он ненавязчиво ухаживал за девушкой и в 1911 году наконец сделал ей предложение. Свадьбу сыграли через год. Молодожены переехали жить в Большой Чернышевский переулок. Но устраивать быт в четырехкомнатной квартире им не пришлось – Осип постоянно был в разъездах, и супруга сопровождала его в дальних путешествиях. Они даже хотели навсегда осесть в Туркестане, но началась война.

Салон

В 1914 году супруги перебираются в Петроград. Пока Осип служил в петроградской автомобильной роте, Лиля открыла салон. Гостями становилась вся столичная интеллигенция. Знаменитые поэты, музыканты, артисты – все стремились попасть в квартиру на Жуковского, 7, чтобы засвидетельствовать свое почтение хозяйке. Очаровательная Лилия Брик с горящими глазами и страстью к танцам запомнилась всем посетителям как девушка, у которой на все есть свое собственное мнение. Осип же пленил всех своим интеллектом и обширными познаниями во многих областях.

Конец брака

Сама Лиля в своих воспоминаниях писала, что ее брак стал формальным уже в 1915 году. Между ней и мужем прекратились все близкие отношения, но ни о каком разводе она даже не помышляла. Всем сердцем она любила этого человека, но это были те чувства, которые можно испытывать к родственнику. Их отношения, которые начали развиваться в то время, когда Лиля была совсем девочкой, не могли закончиться банальным разводом. Они продолжали принимать гостей в салоне и частенько устраивали карточные вечера. В такие дни они полностью погружались в игру и закрывали квартиру для посетителей.

Маяковский

В 1913 году произошло знакомство поэта с Эльзой – младшей сестрой Лили. Девушка пришла в гости к старым знакомым и там увидела необычайно высоко и нескладного поэта в черной блузе из бархата. Он не привлекал к себе внимания, пока не начал читать «Бунт вещей». Гости переключились на этого странного парня, и вечером Маяковский уже пошел провожать Эльзу домой. Девушке в то время было всего 17 лет. Они стали встречаться, и он познакомился с ее родителями. В это время Лиля с мужем были в постоянных разъездах. Два года поэт ухаживал за Эльзой. Этот факт очень заинтересовал всех, кто изучал биографию Маяковского. За такое продолжительное время он не написал ни единой строчки о своей девушке. Хотя славился тем, что любил посвящать стихи и поэмы близким или просто понравившимся людям.

Встреча

В 1915 году Лиля прибыла в Москву. В доме родителей она впервые увидела Маяковского, который пришел пригласить Эльзу на прогулку. На замужнюю даму не произвел впечатления ни рост, ни манеры поэта. Она скорее с опаской отнеслась к увлечению сестры. Только через месяц ей представилась возможность присмотреться к этому странному мужчине. Эльза и ее спутник приехали в Петроград и посетили салон Бриков. Именно там впервые поэт зачитал свою поэму «Облако в штанах». Услышанное произвело неизгладимое впечатление на всех присутствующих, а сам Маяковский был без ума от хозяйки и попросил разрешения посвятить ей эти стихи. Своей рукой он сделал дарственную надпись: «Лилии Юрьевне Брик».

Сближение

После обсуждений и восторгов все вернулись к обычному застольному разговору. Но с этого момента было понятно – этот вечер станет историческим. Прямо сейчас происходило нечто эпическое, что изменит многие судьбы. В то время у Маяковского неважно обстояли дела с изданием его стихов и поэм. После нескольких попыток отправить в печать «Облако в штанах» он доверяет это дело Осипу. Тот на свои деньги выпускает первые 1050 экземпляров. К этому моменту поэт уже не мыслил жизни без Лилии. Он разорвал все отношения с Эльзой и переехал на Надеждинскую улицу, откуда до дома Бриков было рукой подать.

Непонятная роль

Настала пора странных и непонятных отношений между Маяковским и Лилией Брик. Два с половиной года он был тенью своей возлюбленной и музы. Он посвящал ей практически все свои произведения. По воспоминаниям Лилии, он так сильно давил своей любовью, что ее пугала такая необузданная страсть. Он ревновал ее безмерно, что вылилось в стихотворение «Ко всему». В нем он описывал первую брачную ночь Лилии с Осипом и не скрывал своей ревности даже к прошлому.

Странная семья

Если сначала девушка относилась к Маяковскому только как к хорошему другу и талантливому поэту, то в 1918 году она уже не могла противиться судьбе. Невозможно было не ответить на любовь, когда человек буквально сходил с ума от своих чувств к ней. Она призналась супругу, но было принято решение не расставаться и жить вместе. Сначала Маяковский прописался в их с Осипом квартире, а потом они съехали в загородный дом. К тому моменту Лилия уже значительно повлияла на поэта – он перестал носить яркие провокационные наряды и стал выглядеть как джентльмен. Строгий костюм, трость и пальто – теперь это был постоянный образ поэта.

Москва

1919 год. Вернувшись в родные пенаты, они сняли небольшую квартиру и завели щенка. Маяковский работает в Российском телеграфном агентстве. Лилия активно помогала ему в раскрашивании плакатов и агитационных лозунгов. Следующие три года они живут этим тройственным союзом. Поэт пишет стихи, Осип помогает найти издателя. Но в 1922 году случается первый кризис. Девушка устает от быта и предлагает Маяковскому временно съехать от них с мужем. Поэт съезжает в другую квартиру. Два месяца он стоит под окнами Лилии и делает ей неоднозначные подарки и пишет письма. К своим строкам он добавляет рисунки, которые громче слов кричат о любви. Осип навещает поэта каждый день и помогает ему с его творческими делами. Спустя два месяца в биографию и личную жизнь Лилии Брик возвращается из «добровольного изгнания» влюбленный поэт.

Путешествия

В 1922 году девушка уезжает в Берлин. Ей был необходим отдых, так как ее измучили постоянные собрания футуристов в их квартире. Осип и Маяковский присоединились к ней осенью. Начался период релаксации – они посещали дорогие рестораны и жили в шикарной гостинице. После российской суровой реальности, заграница казалась поэту чудесным сном. Он не скупился на подарки для возлюбленной – каждый день ей доставляли свежие букеты. Семья ходит на поэтические и литературные чтения. Для поэта большой город был как новая игрушка для ребенка – он восхищался и не мог не растрогаться его оживленностью.

Следующий раз они отправились в Германию на самолете. Маяковскому не позволили взять с собой рукописи – жандармы изъяли их прямо в аэропорту. Перелет не испугал поэта – он получил массу новых впечатлений. Затем было путешествие на курорт в Нордернай. Снова для Маяковского настал период открытий – море. По воспоминаниям Шкловского, поэт играл с морем, как мальчик. В 1928 году Владимир Владимирович едет один в Париж. У него есть важное поручение от Лили – купить ей автомобиль «Рено». Она точно описала, какая именно машина ей была нужна, и поэт доставил в Москву покупку, невзирая на то, что в то время у него были трудности с деньгами. Лилия стала второй женщиной в Москве, которая сама ездила за рулем.

Слухи и домыслы

В 1920-х годах в разных кругах начали появляться предположения о том, что Брики могут быть причастны к спецслужбам. Некоторые утверждали, что сами слышали, как Лиля говорила в салоне, что Осип ходит в ЧК. Вскоре появились и более страшные слухи – теперь в квартире происходят встречи чекистов и писателей. Для посторонних вход туда закрыт. Появление в салоне начальника ОГПУ Агранова уже не было неожиданностью. Некоторые даже приписывали ему близкие отношения с хозяйкой салона. Майя Плисецкая в своих воспоминаниях писала, что Лиля была любовницей чекиста.

В годы перестройки были найдены записи о том, что удостоверения были у обоих Бриков. Но Осип получил его в 1920 году, а в 1924-м уже был освобожден от службы. Лиле выдали в 1922 году, что вероятнее всего было нужно для скорейшего оформления визы. Тем не менее о лояльности самого Маяковского к ЧК сомневаться не приходится – он посвятил чекистам немало стихов.

Смерть поэта

В 1925 году между Маяковским и Лилей прекратились близкие отношения. Он по-прежнему любил ее больше жизни, но уже крутил романы с молоденькими девушками на стороне. Успел даже стать отцом. Лилия ревновала его, но жить вместе они уже не могли. Пять лет длился безумный марафон в жизни поэта – любовницы сменяли друг друга, а он продолжал сходить с ума по своей единственной музе.

В 1930 году Брики уехали в путешествие по Европе и общались со своим другом с помощью телеграмм. Отвечал он редко, что выводило из себя Лилю. Последнюю телеграмму она отправила перед отъездом на родину, и в тот же день поэт застрелился. Супруги спешно прибыли домой и успели на похороны. После смерти поэта им достались рукописи поэта и небольшая денежная сумма.

В 1933 году Лиля решила создать библиотеку в доме поэта. За помощью она обратилась к Сталину, который очень благоволил советскому попутчику. Началось активное внедрение Маяковского в жизнь народа. Его стихи включили в школьную программу, его именем назвали площадь, открыли библиотеку и всячески поощряли все, что связано с его именем. Только благодаря его популярности у Сталина Лилия избежала расстрела в то время, когда шла массовая зачистка. Генсек лично отдал приказ не трогать жену Маяковского.

Дальнейшая жизнь

После смерти поэта Лиля в тот же год вышла замуж за военного Виталия Примакова. С ним она тоже постоянно жила на чемоданах. 5 лет они колесили по стране, пока Примакову не выдали квартиру в Ленинграде. Туда же вскоре переехал Осип с любовницей Соколовой. Теперь это была семья из четырех человек. Но в 1936 году Виталия арестовали по подозрению в заговоре, а в 1937-м расстреляли. Осип подложил на время покинуть город. Лиля уехала в Ялту с Василием Катаняном. Его жена была подругой Брик и часто бывала в их салоне. Поэтому она прекрасно знала, что ее ожидает в будущем – странные семейные отношения. Женщина решительно отвергала такое положение дел и дала свободу супругу. С Василием Лиля прожила в браке 40 лет.

Необыкновенная женщина

После смерти Сталина имя единственной настоящей любви Маяковского стали тщательно убирать. Вскоре биографию и все стихотворения почистили настолько, что в них не осталось ни единого упоминания о Лилии. Это больно ранило женщину. Все, что связано с ней, называли порочащим честь советского поэта. Он не мог жить в квартире с Осипом и любовницей – это очерняло весь его образ. Фото Лилии Брик и Маяковского подвергались ретуши – она исчезла из истории полностью.

Но эта женщина оставалась одной из самых таинственных личностей в истории. В круг ее друзей входили не только советские признанные гении, но даже заграничные миллионеры. Ротшильды регулярно навещали Лилию, когда приезжали в Москву. Они привозили ей дорогие подарки. Один из них – норковую шубу от Кристиана Диора — она носила до самой смерти. Сам Ив Сен Лоран считал, что только три женщины могут быть элегантными вне моды – Лиля Брик, Марлен Дитрих и Катрин Денев.

Самоубийство

Последние годы она прожила в Переделкино. После перелома бедра в возрасте 87 лет она приняла смертельную дозу нембутала. Потеряв возможность вести прежний образ жизни, она быстро угасла и решила таким образом поставить точку. В предсмертной записке просила никого не винить в ее смерти и извинилась перед мужем и друзьями. С юных лет Лиля вела дневник. Там она описывала все свои жизненные перипетии. В воспоминаниях Лилии Брик можно найти практически все важные моменты в ее судьбе. Много записей о Маяковском. Но больше всего о первом муже – Осипе. Он скончался в 1945 году, и она очень тяжело переживала эту потерю. Много лет ее сердце болело. Сама она говорила, что готова отказаться от всего. Даже от встречи с Маяковским, лишь бы Осип жил. Он был ее единственной настоящей любовью на протяжении всей жизни.

«Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал…», – Лиля Брик.

Стихи Владимира Маяковского наполнены безумством любви и пронизаны отчаянной страстью. Его «Лиличку» знают, любят и декламируют по всему миру. Буйство метафор, нестандартные рифмы и искренние эмоции вызывают у читателей мелкие мурашки. Какой сильной должна быть любовь, чтобы вынудить талант пресмыкаться перед объектом обожания! Чтобы заставить советского поэта-бунтаря орудовать понятиями, несовместимыми с образом

Всё началось с небольшой интрижки Маяковского с сестрой Лили Брик – Эльзой. Поэт некоторое время за ней ухаживал, бывал в её доме, был знаком с её родителями и приводил их в ужас своими футуристическими выходками. Именно эта молодая девушка познакомила Маяковского с семьёй Бриков.

Знакомство состоялось летом 1915 года. На тот момент Лили (на самом деле возлюбленную Маяковского звали именно так – Лили, Лилей стал называть её сам поэт) было 24 года. Будучи вполне обеспеченным деловым человеком, Осип Максимович Брик – муж Лили – разглядел в молодом человеке поэтический талант и заинтересовался им. Знакомство переросло в дружбу, и в скором времени Владимир Маяковский стал постоянным гостем в доме Бриков. Они полюбили его творчество, а он… А он полюбил Лилю.

Лиля Юрьевна Брик не отличалась особой красотой. Некоторые мемуаристки любят делать акцент на её так называемой «некрасивости». На самом деле, в её внешности не было ничего отталкивающего, разве что немного крупноватая нижняя часть лица, но в сочетании с огромными глубокими глазами и красиво очерченными, «всегда накрашенными» губами это смотрелось необычно и притягивало взгляд.

Брик была хрупкой, миниатюрной, с фигурой девочки-подростка. Но при этом она точно знала, как себя вести с мужчинами. По её словам, «надо внушить мужчине, что он замечательный или даже гениальный, но что другие этого не понимают. И разрешать ему то, что не разрешают ему дома. Например, курить или ездить куда вздумается. Остальное сделают хорошая обувь и шелковое белье». Лиля была превосходной актрисой и, благодаря своему обаянию, всегда добивалась желаемого.

Маяковский писал любовные стихи как конвейер, он сходил с ума от обожания. Осип Брик издаёт его поэму «Облако в штанах» – он был единственным, кто откликнулся и решился её напечатать. Поэма мгновенно получила посвящение «Тебе, Лиля». Впоследствии всё, что делал Маяковский, было посвящено всего лишь одной-единственной женщине.

Все трое из этого любовного треугольника жили вместе, но собственной жизнью: Лиля крутила романы направо и налево – она была очень влюбчивой, ей доставляло удовольствие управлять мужчинами; Осип имел постоянную любовницу на стороне. А Маяковский уезжал из России, пытаясь забыться, не думать о Лиле, заводил однодневные знакомства и снова возвращался. Лиля беззастенчиво просила у Владимира деньги – в скором времени поэт обеспечивал всю их семью, исполняя мелкие и не очень просьбы своей дорогой Лилички. В четырёхкомнатной квартире Маяковского, в которой жили Брики, сам поэт занимал всего лишь одну комнату.

Переписка возлюбленных состояла из признаний поэта в вечной любви, просьб Лили выслать деньги и её упрёков в том, что поэт якобы собрался «всерьёз» жениться. Брик держала Маяковского «на коротком поводке», опасаясь его серьёзных увлечений другими женщинами. Возможно, из-за банальной женской гордости; возможно, из-за того, что Владимир тратил огромные суммы денег на Лилины прихоти, а его женитьба могла ограничить поэта в финансовом плане.

Тем не менее, Лиля до самой смерти носила кольцо, подаренное Маяковским. На нём были выгравированы её инициалы – ЛЮБ; если крутить кольцо, они превращались в бесконечное ЛЮБЛЮЛЮБЛЮ.

Маяковский застрелился, в предсмертной записке обозначив Лилю среди членов своей семьи. Лиля говорила, что у нее было четыре мужа: О. Брик, В. Маяковский, В. Примаков и Василий Катанян. Она покончила с собой в 87 лет, выпив огромную дозу снотворного.

То, что происходило между Владимиром и Лилей, несомненно, было любовью. Своеобразной, но настоящей.

Истории любви: Владимир Маяковский и Лиличка Брик

Автор Ирина Шлионская Обновлено: 06.01.2016 15:29 Опубликовано: 11.02.2012 16:00

Имя Лили Брик неизменно упоминают рядом с именем советского поэта Владимира Маяковского. Хотя эта женщина никогда не была его женой. Да и любила ли она его на самом деле — это и по сей день остается загадкой. Их отношения были странными, запутанными и в каком-то смысле безнадежными… Но именно Лиле Брик поэт был обязан своими лучшими стихами.

Плакат — оружие пролетариата!

Лиля Юрьевна Брик, урожденная Каган, родилась в 1891 году в Москве. Ее отец Урия Александрович Каган был по профессии юристом, мать, Елена Юльевна Берман — пианисткой. Обеих дочерей называли на европейский манер -Лили и Эльза.

Лиля Брик не была по-настоящему красива, но в ней присутствовало нечто весьма притягательное для мужчин. У нее рано начались романы, и один из них кончился абортом, после которого она больше не могла иметь детей. Однако это не помешало ей выйти замуж за Осипа Брика, выпускника юридического факультета Московского университета. Свадьба состоялась 26 марта 1912 года. В июле 1914 года молодые супруги переехали в Петроград.

В июле 1915 года произошло знакомство Бриков с Маяковским. Его привела к ним в дом младшая сестра Лили, в будущем французская писательница Эльза Триоле. Поэт прочел хозяевам дома свою поэму «Облако в штанах» и, с трепетом глядя на Лилю, спросил: «Можно, я посвящу это вам?»

Читайте также: «Правда.Ру» запускает проект «Близкие стихи»

В тот же день Маяковский с восторгом сообщил своему другу Корнею Чуковскому, что, наконец, встретил ту самую, неповторимую, единственную, женщину своей мечты — Лилю Брик…

Маяковский стал часто бывать у Бриков. Осип Максимович за собственный счет помог ему издать «Облако», причем перед поэмой стояло посвящение: «Тебе, Лиля». А в следующей поэме, «Флейта-позвоночник», поэт уже не скрывал своей страсти к этой женщине:

И небо,

в дымах забывшее, что голубо,

и тучи, ободранные беженцы точно,

вызарю в мою последнюю любовь,

яркую, как румянец у чахоточного.

С тех пор почти все свои произведения Маяковский посвящал только Лиле Брик.

Летом 1918 года Владимир Маяковский подарил своей возлюбленной кольцо, на котором по кругу были выгравированы ее инициалы — Л.Ю.Б. Получалось непрерывное «люблю». На внутренней же стороне кольца была надпись: «Володя».

Что касается самой Лили, то поначалу ей просто льстило внимание талантливого поэта, и только. И все же, разумеется, Лиля не могла остаться совершенно равнодушна к страсти «гения». Она влюбилась в него — и настолько, что вскоре по ее инициативе Маяковский поселился в одном доме с Бриками. А в марте 1919 года вместе с ними переехал в Москву.

Этот тройственный союз имел, конечно же, свои особенности. Скорее всего, до «секса втроем» дело так и не дошло. Но интимные отношения у Лили были с обоими мужчинами. Кстати, Маяковский всерьез считал Лилю своей женой и неоднократно публично заявлял об этом.

Уже в старости Лиля Юрьевна рассказывала Андрею Вознесенскому: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал…»

Между тем, в конце 1922 года ветреная Лиля стала охладевать к Маяковскому, даже высказывалась о нем иронически: «Володя такой скучный, он даже устраивает сцены ревности». То, что Маяковский страдал от любви к ней, с ее точки зрения, шло ему на пользу: способствовало написанию талантливых стихов.

Она стала крутить романы с другими мужчинами. У Маяковского тоже были другие женщины. В июне 1924 года он написал: «Я теперь свободен от любви и от плакатов». Однако это было ложью. Он продолжал любить Лилю, это стало наваждением всей его жизни… Превратившись к тому времени в преуспевающего советского литератора, Маяковский практически содержал семью Бриков. Он финансировал их заграничные поездки, оплачивал туалеты Лили и даже подарил ей автомобиль… Он был не в состоянии в чем-то отказать любимой женщине, к тому же, считал Бриков своей семьей…

В последний раз Маяковский виделся с Лилей 18 февраля 1930 года, перед отъездом супругов Брик за границу. 15 апреля они получили телеграмму о самоубийстве Маяковского.

Лиля Брик тяжело перенесла смерть бывшего возлюбленного. Несмотря на то, что он так и не стал единственной любовью ее жизни, он был для нее близким человеком.

После кончины Маяковского Лиля Брик посвятила себя его памяти. Она занималась изданием его произведений, организовала музей Маяковского в Гендриковом переулке, писала о нем статьи и воспоминания…

В 70-е годы Лиля пишет в своем дневнике: «Приснился сон — я сержусь на Володю за то, что он застрелился, а он так ласково вкладывает мне в руку крошечный пистолет и говорит: «Все равно ты то же самое сделаешь».

Сон оказался пророческим. 12 мая 1978 года Лиля Юрьевна упала у себя дома и сломала шейку бедра. Это до конца жизни приковывало ее к кровати. 4 августа на даче в Переделкино она приняла большую дозу снотворного…

Согласно завещанию, тело кремировали, а пепел развеяли в подмосковном поле: муза Маяковского опасалась, что после ее смерти найдутся желающие осквернить могилу. Она ошиблась: поклонники Брик поставили на опушке близлежащего леса огромный «надгробный» валун с выбитыми на нем инициалами — Л.Ю.Б.

Читайте другие статьи из серии «Истории любви»:

Истории любви: Александр II и Долгорукая

Истории любви: суицид в замке Майерлинг

Истории любви: Высоцкий и Влади

Истории любви: Наполеон и Жозефина

Ромео и Джульетта — 50 лет спустя

Истории любви: муза Ницше и Рильке

Союз врагов: Вильгельм и Феня

Истории любви: поэт и танцовщина

Петр I и Екатерина: любовь без предрассудков

Истории любви: король и проститутка

Любовь императора убил его же народ

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Темы любовь самоубийство истории любви

Главные женщины Владимира Маяковского

Брик была старше Маяковского на два года, и эта, пускай формальная, разница ощущалась заметно: в их отношениях вела именно она, поэт же играл роль ведомого, подчиняющегося. Брик и Маяковский познакомились летом 1915-го, будущая муза поэта на тот момент уже три года была замужем за Осипом Бриком. Лиля «украла» Маяковского у своей сестры Эльзы, с которой тогда тот встречался. Собственно, именно Эльза привела Маяковского в петербургскую квартиру Бриков на улице Жуковского. Поэт читал свежайшую поэму «Облако в штанах», снискал восторженный прием, был очарован хозяйкой, чувство оказалось взаимным. Осип помог издать «Облако», все трое сдружились, и Маяковский, не желая расставаться с новым увлечением, задержался в Петрограде. Постепенно дом Бриков превратился в модный литературный салон, а вскоре между поэтом и новой музой начался роман, который был спокойно воспринят мужем Лили.

«Эльзочка, не делай такие страшные глаза. Я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно и что я ему теперь жена. И Ося согласен», — эти слова, поразившие Эльзу до глубины души, оказались правдой. В 1918 году Брики и Маяковский стали жить втроем, весной следующего года перебрались в Москву, где совершенно не скрывали своих прогрессивных отношений. Лиля вместе с поэтом трудилась в «Окнах РОСТА», Осип работал в ЧК.

Любовь Маяковского к Брик (которой он посвящал все свои поэмы) была эмоциональной, по складу характера он нуждался в постоянных встрясках, что все чаще утомляло Лилю. Регулярные сцены, уходы-возвращения, — отношения в паре не были безоблачными. Брик позволяла себе пренебрежительно отзываться о Маяковском, называя его скучным, и в итоге перестала хранить ему верность. Это, впрочем, не мешало Лиле держать поэта на коротком поводке, следя за тем, чтобы Маяковский никуда от нее не ушел. В завещании тот указал Брик как одну из наследниц, и ей досталась половина прав на его сочинения.