Кто является основоположником социологии

Содержание

Становление философа

Родился Огюст Конт 19 января 1798 года в Монпелье. Его отец Луи, служащий налогового ведомства, и мать Розали Бойер были убежденными монархистами и набожными католиками. Юный Огюст посещал в родном городе сначала лицей «Джофре», а затем местный университет.
Во время учебы в последнем заведении Конт отказался от монархических взглядов в пользу республиканизма. В 1814 году он поступил в Политехническую школу в Париже, где проявил блестящие математические способности. Но через два года школу временно закрыли.
Огюст Конт был вынужден перебиваться случайными заработками, давая уроки математики. Влачил полунищенское существование. Однако в 1817 году познакомился с графом Анри де Сен-Симоном, французским аристократом и философом-утопистом, одним из основателей теории европейского социализма.
Сен-Симон взял молодое дарование к себе на работу личным секретарем и ввел его в парижское интеллектуальное общество. В 1824 году их партнерство прекратилось из-за споров по поводу авторства нескольких сочинений. Но влияние Сен-Симона чувствовалось в трудах Конта на протяжении всей его жизни.

Философские идеи

В 1826 году Огюст Конт перенес тяжелый нервный срыв. Несмотря на регулярные госпитализации в течение следующих 15 лет, он написал главный труд своей жизни — шеститомный «Курс позитивной философии». В этой работе Конт утверждал, что подобно физическому миру, социальное общество существует и развивается по своим определенным законам. Усилия Конта способствовали началу изучения общества и развитию социологии.
В 1833 году Конт начал преподавать в парижской Политехнической школе. Но в 1842 году вступил в конфликт с администрацией и был уволен. С тех пор опирался на друзей и благодетелей, поддерживавших его. В том же году развелся с женой, после семнадцати лет неудачливого брака.
В 1844 году завязал отношения с Клотильдой де Во, французской аристократкой и писательницей. В брак они не вступали, поскольку муж Клотильды, проигравшийся в пух и прах картежник, скрывался от кредиторов, и получить у него развод не представлялось возможным. В 1846 году Клотильда умерла от туберкулеза. Смерть возлюбленной стала сильным потрясением для философа.
Под впечатлением от этого печального события, Конт написал другую свою большую работу «Система позитивной политики». В ней сформулировал понятие «новая религия человечества». Предложил религиозный миропорядок, основанный на разуме и человечности. Мораль представлялась краеугольным камнем политической организации человеческого общества.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ СОЦИОЛОГИИ.

Поиск Лекций

Огюст Конт (1798 – 1857) – считается одним из первых «отцов-основателей» науки социологии уже потому, что сам термин «социология» изобретен им. Его главные труды: шеститомный «Курс позитивной философии» и четырехтомная «Система позитивной политики».

О.Конт выразил в своем творчестве идеал прогресса, политической и экономической свободы, надежду, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. Чтобы вылечить больное общество надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание. Открытые этой новой наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, дабы научить людей тому, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения.

О.Конт настолько уверовал в своё детище, что во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину – выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии.

Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.

Центральным звеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им «великий основной закон интеллектуальной эволюции». Согласно этому закону, познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

На теологической стадии человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. Другими словами, на теологической стадии развития общественного сознания доминирует религиозная мифология. Поэтапно, сначала фетишизм, затем политеизм и наконец монотеизм. На этом последнем этапе место религиозного воображения начинает занимать опытное знание о связях и зависимостях явлений внешнего мира и жизни людей. Но теологический дух, по словам Конта, был необходим для «постоянного почитания моральных и политических идей», т.е. вопросы морали и политики решались во многом на базе религиозного сознания, прежде всего проповедуемых религиозных ценностей. Власть духовная на этой стадии принадлежит священникам, а мирская – военным, для которых главное – завоевательные войны.

На метафизической стадии человеческое сознание больше оперирует не воображением, а понятиями, отражающими реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого развития науки эти понятия достаточно абстрактны. Разного рода явления объясняются путем выделения неких абстрактных сущностей, выражением которых якобы являются предметы внешнего, в том числе социального мира. В качестве «общей сущности» назывались природа, космос, материя, дух как источники всех телесных и духовных явлений. Метафизический метод, ориентирующийся на познание реальных явлений, по мнению Конта «упрощал теологию и мало-помалу разлагал её».

В то же время, он не давал исчерпывающей картины природных и социальных явлений и не позволял окончательно избавиться от мифов. Духовная власть на этой стадии принадлежит метафизикам и литераторам, а военная деятельность становится преимущественно оборонительной.

На позитивной стадии человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений. Теоретический и абстрактно-метафизический подходы к миру сменяются открытием и исследованием его законов. Знание законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. Истинная наука, по мнению Конта, сочетает наблюдение и предвидение и именно в рациональном предвидении он видел практическое назначение позитивной философии и социологии. Духовное управление на позитивной стадии осуществляется учеными, опирающимися на социальную науку, а мирское «индустриалами».

На структуру нарождавшейся социальной науки сильное влияние оказали бурно развивающиеся в 19 в. физика, химия, биология. Это послужило естественно-научной предпосылкой возникновения теоретической социологии. Открытия социология совершает при помощи четырех методов:

— наблюдение – изучение памятников, обычаев, обрядов;

— эксперимент – революции и др. общественные потрясения;

— сравнение – сопоставление жизни разных народов;

— исторический метод.

Эти методы должны применяться объективно и независимо от оценочных суждений исследователя.

По аналогии с разделами физики О.Конт разделил социологию на «социальную статику»- это теория общественного порядка, изучение элементов общества (семьи, государства, религии и т.д), их роли и взаимовлияния; и «социальную динамику»: осмысление проблем социального развития и изменения. В сущности последнее – это его теория прогресса.

Социальный прогресс характерен только для человеческого общества и составляет его специфику, которая позволяет отделять социологию от других наук, в частности от биологии. Социальный прогресс, по мнению О.Конта, проистекает из врожденного инстинкта, который заставляет человека непрерывно улучшать во всех отношениях условия своего существования, развивать в целом физическую, моральную и интеллектуальную жизнь.

Социально-политические воззрения Конта в значительной степени носят консервативно-охранительный характер. Так, отстаивая необходимость частной собственности, он считал, что для народа не важно, в чьих руках находятся капиталы, лишь бы их употребление было выгодно обществу. Идеалом устройства общества Конт считал установление гармонии и солидарности всех классов и слоев социума. Достигается же это путем согласования мирского порядка (где положение людей определяется их местом в экономической и общественной жизни) и духовного порядка (порядка моральных добродетелей).

В соответствии с этим каждый должен стремиться стать первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей.

Середина и вторая половина 19 века были в истории Европы временем всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под определяющим влиянием которого развивалась тогдашняя социология того периода. Эволюционная теория Ч.Дарвина стала одним из основных факторов идейного климата того времени. Эволюционизм, как ведущее направление общественной мысли, опирался на представление о единстве законов истории природы и человека, о единстве методов естественных и общественных наук.

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был известный английский ученый Герберт Спенсер(1820 – 1903). Он воспринял и развил многие идеи О.Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме. Создавая систему синтетической философии, он пытался объединить все теоретические науки того времени.

В основе его взглядов аналогия между биологическим и социальным организмами. Г.Спенсер является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта. Однако это целое – общество – не может и не должно поглощать отдельную личность.

Общие черты социологии Г.Спенсера:

1.Широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании социологических взглядов.

2. Трактовка общества как организма на основе ряда аналогий между биологическими и социальными организмами:

а) общество, как и биологический организм (в отличие от неорганической материи) растет, увеличивается в объеме;

б) по мере роста общества его структура усложняется, так же как и структура организма в процессе биологической эволюции;

в) как и в биологических, в социальных организмах прогрессивное развитие структуры сопровождается аналогичной дифференциацией функций, что усиливает их взаимодействие и все большую зависимость друг от друга;

г) как живые организмы, так и общество продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы (люди в обществе и клетки в живом организме) постоянно появляются и исчезают.

Заметим, что система приводимых Спенсером доказательств сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные факторы и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение своей органической теории общества Спенсер приводит ряд сравнений: правительство в государстве уподобляется им мозгу человека (мозг руководит жизнедеятельностью организма, а правительство – жизнедеятельностью общества); торговля в обществе сравнивается с кровообращением в живом организме, а кровяные тельца – с деньгами; телеграфные провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма и т.д.

3. Разработка оригинальной теории эволюции. Основные моменты его теории эволюции, в том числе социальной, это:

Интеграция – переход от простого к сложному;

Дифференциация – переход от однородного к разнородному;

Возрастание порядка – переход от неопределенного к определенному. Г.Спенсер выделял три фазы «большой эволюции» — неорганическую, органическую и надорганическую, которые плавно переходят друг в друга. Социальная эволюция – часть надорганической, которая подразумевает скоординированную коллективную деятельность, по своим возможностям превышающую возможности любых индивидуальных действий. Поначалу социальное вырастает из простого сложения индивидуальных усилий, но потом, по мере роста размеров и сложности обществ, приобретает собственный характер.

Социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Спенсер показывает объективную обусловленность социальной эволюции потребностям людей. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной, которая является частью всеобщей эволюции. Однако, по уровню сложности, темпам и последствиям она превосходит все другие встречающиеся в природе формы надорганической эволюции.

Г.Спенсер далек от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной человеку. Напротив, он постоянно подчеркивает, что социальная эволюция совершается людьми в процессе их деятельности. Более того, он заявлял, что общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время, каждый гражданин должен смотреть на себя с точки зрения не только субъективной, исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место в обществе. Как член общества, он должен действовать в направлении улучшения социальной жизни.

Интересны также взгляды Г.Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе.

Социальное равновесие Спенсер понимал как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, например, между эмоциями людей и их поведением, между спросом и предложением, между народонаселением и средствами существования (мальтусовское «давление населения» он называл «непосредственной причиной прогресса»), между обществом и личностью. Распад общества – это процесс обратный социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок под воздействием внутренних и внешних причин. Распад начинается с прекращения эффективной деятельности государственных институтов; становится малоэффективной деятельность «промышленных классов»; происходит уменьшение экономической и политической интеграции и возрастает роль дезинтегрированных движений; растет беспорядок, правительство часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия.

Представленная Спенсером картина распада общества актуальна и для понимания процессов происходящих в современности. Суждения Г.Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться в содержании многих проблем: общество как целостная система, пути достижения социального равновесия и стабильности, социальная эволюция как закономерный и прогрессивный путь развития общества и др.

Заметен также вклад Г.Спенсера в разработку понятийного аппарата социологии. Так, он анализирует понятия «общества», «социальной структуры», «социального роста», «социальных функций» различных систем и органов общественной жизни.

Он заложил фундамент понятийной системы социологии и структурно-функционального метода.

Донаучный этап

Античность

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон)

Средние века

Человек изначально грешен. Он является относительной личностью, поскольку является творением Бога как Абсолютной Личности. Человечество изначально едино как воплощение воли Творца, представляемого Церковью. Государство как способ организации человеческой жизни вторично по отношению к Церкви.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения были созданы идеи социалистов-утопистов Томаса Мора (1478—1538) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639) и проект научного развития общества, осуществление которого предполагало всеобщее участие, Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Идеи Макиавелли знаменуют собой переход от социального утопизма к своего рода политическому реализму, предусматривавшему разделение государства и гражданского общества.

Новое время

Томас Гоббс (1588—1679) создал понятие общественного договора. В его труде «Левиафан» осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти.

Джон Локк (1632—1704). Естественное состояние по Локку — это равенство, где господствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естественность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.

Тюрго (1727—1781) создал идею социального прогресса, далее она разрабатывалась Кондорсе (1743—1794). Прогресс — основной закон жизни человечества. Всё ведёт к прогрессу. Разные народы по-разному развиваются, так как в них разное количество талантливых людей. Просвещение ведёт к прогрессу. Скорость прогресса зависит от обстоятельств.

Первые попытки описания общества

Термин социология ввёл Огюст Конт (1798—1857) (свою социологию он также называл социальной физикой), став (в 1842 году) основоположником позитивной философии. На раннем этапе своего творчества Огюст Конт создавал свои труды, будучи личным секретарём социалиста-утописта Клода Сен-Симона (1760—1825), учение которого тогда оказало на него большое влияние.

Под социологией Конт понимал всю совокупность знаний об обществе. По его мнению, социология должна взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику. Социология по Конту исследует законы исторического развития, так как сущность общественных явлений в их историчности. Огюст Конт обычно рассматривается в качестве основоположника социологии, так как он первым поднял вопрос о необходимости создания обобщающей науки об обществе, однако основные идеи социологии разрабатывались ранее другими исследователями. Обеспечивает неминуемость прогресса, по Конту, духовное «Великое существо».

Натурализм в социологии XIX века

Среди первых социологов также следует назвать Герберта Спенсера (1820—1903). Его можно считать основоположником органицизма и эволюционизма. Слабость идей органицизма в том, что аналогии подменяли конкретный анализ (органицисты пытались устанавливать закономерности в обществе по аналогии с закономерностями в живых организмах). Спенсер сформулировал независимо от Дарвина свою теорию эволюции. Социальная эволюция по Спенсеру — это часть всеобщей эволюции. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор). Он выделял две стороны процесса эволюции — интеграция и дифференциация: от неустойчивости к устойчивости; и три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая. Социальная эволюция — это часть надорганической, которая отличается уровнем сложности, темпами изменения и важностью следствий.

Идеи эволюционизма развивались во многих странах независимо, одной из ветвей эволюционизма был социальный дарвинизм:

Людвиг Гумплович (1838—1909), Австрия. Написал ряд трудов: «Основы социологии», «Социология и политика», «Социологическая идея государства», «Раса и государство», «Расовая борьба». Считал, что предмет социологии — изучение социальных групп и взаимоотношений между ними. Социальная группа для него — не просто сумма составляющих её единиц, а обладающая групповым эффектом. Основной закон каждой социальной группы — стремление подчинить себе другие социальные группы, стремление к порабощению и господству, к самосохранению.

Уильям Самнер (1840—1910), США. Считал, что социальная эволюция происходит независимо от воли и желания людей и законы естественного отбора и борьбы за существование универсальны. Основная работа Самнера: «Народные обычаи», где он осуществляет попытку объяснения происхождения и развития некоторых важных групповых привычек и социальных форм жизни людей. Обычай по Самнеру — стандартные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки. Ввёл понятие In-референтных и Out-референтных групп.

Также в рамках социал-дарвинизма существовала расово-антропологическая школа. Самый известный её представитель — Артюр де Гобино (1816—1882). Основной труд — «Опыт о неравенстве человеческих рас». Он пытался оправдать существующее неравенство в обществе и обосновал его расовыми различиями. Главный критерий — уровень интеллекта расы.

Психологизм в социологии на рубеже XIX—XX веков

На рубеже веков психологизм в социологии выступает общей тенденцией. Это связано с тем, что психологи стали учитывать социальные факторы, а не только психологические, а социологов не удовлетворяли биологические аналогии в социологии.

Психологический эволюционизм разрабатывал Франклин Гиддингс (1855—1931) — основатель первой в США кафедры социологии. Позже он встал на позиции позитивизма и бихевиоризма.

Вильгельм Вундт (1832—1920), Германия. Написал труд «Психология народов», который был попыткой начать исследования взаимоотношений культуры и индивидуального сознания.

Уильям Мак-Дугалл, (1871—1938), США. Считал, что теоретической основой всех социальных наук должна быть психология инстинктов. Называл свою концепцию «гормической психологией». «Горме» — стремление к биологически значимой цели.

Габриель Тард (1843—1904) — один из основоположников социальной психологии. Модель социального бытия у Тарда выглядит, как взаимоотношения двух индивидов, один из которых подражает другому. Источник всех социальных явлений — взаимодействие открытий и подражаний. Критиковал Дюркгейма за отрыв «социальных фактов» от их личностно-психических оснований. Законы социологии Тард делит на логические и внелогические. Логические объясняют, почему одни инновации распространяются, а другие нет, насколько созрела потребность в новшестве.

Густав Лебон (1841—1931), Франция. Описывал «Психологию толп». Анализируя проблемы «психики толп», Лебон отмечал такие её особенности, как преимущественно эмоциональный характер, заражённость общей идеей, сознание непреодолимости собственной силы, утрата чувства ответственности, нетерпимость, догматизм, внушаемость, импульсивность и готовность следовать за лидерами. Потому критиковал идеи социализма.

Основополагающие социологические теории

«Социология» Карла Маркса

Карл Маркс (1818—1883), Германия.

К. Маркс создал научный подход к пониманию общественного развития, использовав открытие классов и классовой борьбы английской классической политэкономией и французской исторической школой.

Маркс показал, что существование классов связано с исторически преходящими формами общественного производства человеческой жизни. Господство частной собственности требует государства как «первой идеологической силой над человеком» (Ф. Энгельс), то есть как исторически первого способа выражения частных интересов в виде всеобщих.

Основные этапы общественного развития представляют собой общественно-экономические формации, основу которых образует господствующий способ производства. Переход от одной формации к другой представляет собой общественный переворот как способ разрешения противоречий между производительными силами и препятствующими их восходящему развитию производственными отношениями.

Переход к капиталистическому способу производства выступает в форме социальной революции.

Существование классов до социализма указывает на антагонистический (то есть непримиримый в рамках классового общества) характер общественной жизни.

С победой капиталистического способа производства создаются условия для политической власти рабочего класса (диктатуры пролетариата) и возникновения социалистического общества как исторически необходимого перехода к бесклассовому обществу. Возникает задача осуществления социалистической революции.

Ссылаясь на Маркса, принято выделять следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая, хотя у Маркса речь идет о них постольку, поскольку их существование доказано. Маркс никогда не сводил развитие истории к реализации схемы, состоящей из этих формаций.

Концепция Фердинанда Тённиса

Фердинанд Тённис (1855—1936), Германия. Основоположник немецкой классической социологии. Возглавлял германское социологическое общество с 1921 года. Социология Тённиса вытекает из противоречия между рационалистическим и историческим подходами к проблеме возникновения государства, права и социальных институтов. Основная работа: «Общность и общество». Тённис разработал формальную социологию, анализирующую свой предмет независимо от его отдельных содержательных характеристик. Это способствовало предметному и методологическому самоопределению социологии. Также он осуществил антипозитивистский переворот в истории социологии, который заключается в переходе от понимания общества как механической связи, к пониманию общности как субъективно-смысловой реальности.

Формальная социология Георга Зиммеля

Георг Зиммель (1858—1918), Германия. Основоположник «формальной социологии». Общество для Зиммеля — это совокупность форм взаимодействий (форм социации), а поэтому они должны исследоваться сами по себе, а не как функциональные элементы целого. Главный объект исследования Зиммеля — обобществление или взаимодействие, и оно первично по отношению к обществу.

Макс Вебер и «Понимающая социология»

Макс Вебер (1864—1920), Германия. Родоначальник «Понимающей социологии». Разработал теорию бюрократии. Предмет его анализа — поведение человека, которое можно понятно истолковать. Отличие понимания истории от понимания социологии — в действиях индивида есть некий смысл. Таким образом, предмет социологии — действие, связанное с субъективно подразумеваемым смыслом. Понятны только осмысленные действия, то есть, направленные на достижение явно означенных индивидом целей. Создал типологию действий: Целерациональное (идеальный тип, чисто рациональное действие), Ценностно-рациональное, Аффективное, Традиционное. По Веберу, социология изучает только те действия, которые может объяснить.

Эмиль Дюркгейм — социологизм

Эмиль Дюркгейм (1858—1917), Франция. Основатель социологического реализма и структурного функционализма. Основатель социологии религии. По Дюркгейму основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки — объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление — «принудительная сила». Согласно принципу социального детерминизма он при изучении общества требовал объяснять «социальное социальным». Широко известны работы «Самоубийство» и «Метод социологии».

Вильфредо Парето — теория элит

Вильфредо Парето (1848—1923), Италия. Концепция называется «акцентуированный гиперпозитивизм». Его философская антропология направлена против рационалистической модели человека, когда человек сначала обдумывает поступки, а потом действует. По Парето человек сначала действует, а потом ищет основания своих действий. Таким образом, человек в духе Фрейда иррационален и стремится рационально объяснить иррациональные основания своего поведения. Общество — система, состоящая из взаимосвязанных частей (механистическая модель общества). Теория элит: элита бывает властная и потенциальная. Основной тезис Парето — общество это кладбище аристократии. Элиты постоянно циркулируют и движутся. Парето описывает признаки упадка аристократии: она пытается присвоить себе максимум богатств и становится чересчур либеральной, после чего погибает.

Особенность институционализации социологии в США в том, что социология сразу получила доступ на университетские кафедры. Особенность американской социологии — ориентация на практическую работу. Многие отождествляли социологию с социальной работой. Главная проблема того периода — отсутствие теоретической и методологической базы. Две главные характеристики — эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете в 1892 г.

Чикагская школа

Основная статья: Чикагская школа социологии

Уильям Томас (1863—1947). Совместно с Флорианом Знанецким провел и описал исследование случая (case-study) «Польский крестьянин в Европе и Америке», которое стало поворотным в развитии социологии в США и в мире. Вошёл в историю также благодаря сформулированной теореме об определении ситуации: «Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям».

Флориан Знанецкий (1882—1958). Считал, что социология — наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — приспособление и оппозиция.

Роберт Парк (1864—1944). Парк понимал социологию как науку о коллективном поведении. Общество — это организация социального контроля. Социальный контроль — общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Социальную экологию интересует значение позиций во времени и пространстве. В работе «Город» показан принцип расселения по принципу борьбы за существование. («Самое лучшее для самых лучших»). Посредством порядков в обществе поддерживается динамическое равновесие, степень свободы уменьшается. Центральная проблема социальной экологии — проблема равновесия и кризисов.

Уильям Огборн (1886—1959). Оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию. Использовал теории неврозов Фрейда и индустриальных психозов К. Паркера. С него началась концепция технологического детерминизма. В социологии стали разрабатываться вопросы адаптации, урбанизации, порядка и контроля.

Особенности Чикагской школы социологии: 1) методика — анализ личности 2) государственный заказ 3) конкретика и прагматизм

Колумбийская школа

Пауль Лазарсфельд (1901—1976). Разрабатывал качественные и количественные методы в социологии. Социологи изучают человека вообще, а методолог — социолога в работе. Лазарсфельд полагал, что такая методология может возникнуть только при развитии социологии. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику.

Якоб Леви Морено (1892—1974). Основоположник нового направления на стыке социологии, психологии и философии — социометрия (исследование малых групп). Социометрию можно назвать антипозитивизмом. Это особая школа социальной науки и практики, новый, особый подход к изучению социальных явлений. Свою процедуру Морено противопоставляет психоанализу. Социальная реальность по Морено — это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы.

Современная социология

Структурно-функционалистская парадигма

Альфред Рэдклифф-Браун (1881—1955) первым применил системный подход к изучению обществ. Общество по нему — это суперорганизм, который имеет необходимые условия существования, из-за которых и возникают социальные институты. Функция социальных явлений — создавать и поддерживать солидарность.

Бронислав Малиновский (1884—1942) уточняет понятия функции и применяет функциональный подход к изучению культуры. То есть каждый элемент культуры первобытного общества выполняет важную функцию.

Толкотт Парсонс (1902—1979). Классик мировой социологии, основоположник системно-функциональной парадигмы. Разработал метатеорию — теорию действия, на её основе — теорию систем. Предложил структуру элементарного акта действия:

  1. Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я».
  2. «Цель» — такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие.
  3. Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а условия нет.
  4. Нормативная ориентация — ценностная оценка средств, которая накладывает ограничения.

Основные черты функционализма для самого общества таковы:

  1. Общество рассматривается как система.
  2. Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей.
  3. Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ).

Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе:

  1. Адаптация — система адаптируется к условиям.
  2. Достижение цели — достижение конкретных целей и мобилизация средств для получение результатов.
  3. Интеграция — связь между элементами.
  4. Воспроизводство образца (латентность) — запас внутренней прочности (для социальных систем) и возможность выдерживать напряжение между элементами.

Теорию дорабатывал Роберт Мертон (1910—2003). Ввел в социологию понятие «ТСУ» — (Теория среднего уровня), понятие явных и латентных функций. Построение всеобъемлющей теории считал преждевременным, так как для этого нет материалов. Теория Парсонса по его мнению не применима к практике, потому нужна альтернатива — ТСУ. ТСУ — теории, ориентированные на ограниченный круг явлений и подкрепленные эмпирическими данными (например, изучение преступности дает материал для теории девиации и т. п.). Основная теорема функционального анализа Роберта Мертона: «Точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции — так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями»

Бихевиоризм

Концепцию разработал Б.Скиннер (1904—1990). Скиннер полагал, что элементарные принципы поведения животных характерны и для человеческого поведения. Поведение индивида обуславливается и контролируется окружающей средой (язык, обычаи).

Дж. Хоманс (1910—1989) на этой основе разработал теорию обмена. Основная проблема социологии по Хомансу: решить, как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплачивается для образования и поддержания устойчивых социальных структур. Хоманс концептуализировал человеческое поведение как обмен вознаграждениями и наказаниями. Оперантное поведение — подкрепление.

Символический интеракционизм

Чарльз Хортон Кули (1864—1929). Он сам называл себя не социологом, а социальным психологом. Основная проблема, которая волновала интеракционистов — каким образом взаимодействие между индивидами формирует социальную структуру и как эти социальные структуры, выступая в роли сети взаимодействий, формируют индивидов. Человеческая природа по Кули — продукт коммуникации. Человек становится личностью и развивает своё «Я» посредством интеракции между людьми. Каждый индивид — продукт определенной специфической комбинации отношений между людьми. «Я» всегда динамично, оно находится в постоянном изменении.

Символический интеракционизм Дж. Г.Мида (1863—1931). Мид ничего не писал сам, его книга написана с лекций студентов. Основной тезис Мида — что личность и социальное действие формируется с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются в процессе социального взаимодействия его участниками. В данном контексте основная способность человека — сознание и способность к интерпретации. Ввел в социологию понятие «Self» — «Самость». Оно означает что человек относится к себе как к объекту (рефлексия). Наличие self позволяет интерпретировать мир. Self делится на I и Me. «Me» — воспринятая и усвоенная индивидом организованная совокупность социальных установок, норм, диспозиций. «I» — импульсивное Я. Me — требования к человеку, а I — реакция на это, нерефлексируемая часть.

Феноменологическая социология

Альфред Шюц (1899—1959). Феноменология — наука о феноменах, которые существуют в сознании непосредственно и не связаны с умозаключениями. Основные понятия в феноменологической социологии Шюца: жизненный мир и естественная установка. Первое — это все, на что направлено сознание. Второе — дорефлексивная точка зрения. Предметом феноменологии является процесс приобретения человеком социального опыта и то, как его опыт определяет общение с миром. Взаимопонимание людей происходит благодаря процессам типизации и идеализации.

Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927) написали трактат по социологии знания «Социальное конструирование реальности» (1966).

Общество по Бергеру-Лукману включает два основных момента: существует как субъективная, так и объективная реальность. Общество — непрерывный диалектический процесс. Во взаимоотношениях вырабатываются общие значения, а взаимодействия типизированы. Общество как объективная реальность строится на экстернализации и объективации (включающую институционализацию). Для передачи знания его нужно объективировать. Для поколения, которое его создаёт впервые оно субъективно, для следующего уже объективно. Важно понятие роли, так как оно показывает институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации — интернализация. Человек — социальный продукт, общество и объективная реальность, и человеческий продукт.

Неомарксизм Франкфуртской школы

Франкфуртская школа была основана в 1930. В 1933 переехала в США. Основные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм. Методологические принципы:

  1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле).
  2. Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.
  3. Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.

Направленность трудов ученых Франкфуртской школы — в основном на критику капиталистического общества.

Теория интегрального синтеза

Разрабатываются с 70-х годов XX века.

Юрген Хабермас (р. 1929) Последний представитель Франкфуртской школы. Первый представитель теории интегрального синтеза. Пытается соединить марксизм с новейшими тенденциями современной философии \ социологии (герменевтика, феноменология). Создал труд: «Теория коммуникативного действия». Это теория общества, стремящегося выяснить свои критические масштабы: попытка перенести теорию общества в парадигму коммуникации, так как именно коммуникативная модель дает возможность выявить универсалистский рационалистический потенциал структур сознания и указать на использование этого потенциала в социальных процессах модернизации. Есть два способа рассмотрения общества — общество как жизненный мир и общество как социальная система. Жизненный мир — общества с точки зрения субъекта, система — общество с позиции наблюдателя извне. Система колонизирует жизненный мир. В итоге он может быть разрушен. Выход в его рационализации.

Конструктивный структурализм Пьера Бурдье

Пьер Бурдье (1930—2002). Теоретическая позиция: попытка избежать противопоставления теоретической и эмпирической социологии (практический социолог). Цели Бурдье — исследовать диалектическую связь между объективными структурами и субъективными явлениями. Вместо понятий субъект и индивид он вводит понятие «агент», который осуществляет стратегии, то есть системы практик. Основными понятиями также являются «габитус» и «поле». Понятие «габитус» ввел Марсель Мосс. Габитус — это система приобретенных диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Так как Бурдье отказывается от понятия структуры, он заменяет его понятием поля. Поле — сеть отношений между объективными позициями. Преимущественно Бурдье говорит о трех полях и видах капитала: экономическом, культурном, социальном. Подробнее см. на сайте «Социологическое пространство Пьера Бурдьё»

  • «Список» Д. Белла (вместо введения) (PDF) // Политическая наука. Политическая наука на рубеже веков. — М.: ИНИОН РАН, 2000. — № 4. — С. 7—16. — Список шестидесяти двух «фундаментальных открытий в социальных науках (1900—1965 гг.)» по версии Карла Вольфганга Дойча (Science, 1971) и Дэниела Белла (1982).
  • Ритцер, Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.:ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-318-00687-6
  • Гофман А. Б. Эмиль Дюркгейм в России: Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 100 с. ISBN 5-7598-0080-9
  • Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии.

> См. также

  • История социологии в России
  • Социальная философия
  • Школы и направления в западной макросоциологии
  • Социология революции

> Примечания

  1. Ритцер, Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.:ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-318-00687-6

Литература

  • Галактионов А. А. Русская социология IX-XX веков: Учебник. — СПб.: Издательство «Лань», 2002, — 416 с.
  • Введение в историю российской социологии М.: Эконом-пресс, 2000.
  • История социологии в Западной Европе и США. М.: Информ-М, Норма, 1999.
    • История социологии в Западной Европе и США / Ответственный редактор — академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Норма, 2001. — 576 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-89123-244-8.
  • История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И.С. Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. — М.: Наука, 1979. — 6400 экз.
    • В перевод этой книги на английский язык включена новая, 13-я глава «Социология в предреволюционной России» («Sociology in Prerevolutionary Russia» by Igor Golosenko):
      A History of Classical Sociology / Edited by Prof I.S. Kon. Translated by H. Campbell Creighton, M.A. (Oxon). — Moscow: Progress Publishers, 1989. — 376 p. — (Student’s Library). — 15 230 экз. — ISBN 5-01-001102-6.
  • История теоретической социологии Т.1. М.: Канон, 1997.
  • История теоретической социологии Т.2. М.: Канон, 1998.
  • История теоретической социологии Т.3. М.: Канон, 1998.
  • История теоретической социологии Т.4. М.: Канон, 2000.
  • Докторов Б. З. Биографические интервью с коллегами-социологами 4-е дополненное издание / Ред.-сост. А. Н. Алексеев. Ред. электр. издания Е. И. Григорьева. М.: ЦСПиМ, 2014. С.1687

> Ссылки

  • Национальная социологическая энциклопедия

Кто является основоположником социологии как науки?

A) закономерности становления, организации, функционирования и развития общества в целом, составляющих его социальных систем и социальных отношений

Кто является основоположником социологии как науки?

A ) Огюст Конт

3. Социальный закон – это:

А) относительно устойчивые и регулярно воспроизводимые отношения между людьми

4. Социальные отношения представляют собой:

A) отношения между индивидами, социальными группами по поводу их интересов, положения и роли в обществе, образа и уклада жизни

5.Какое научное направление в социологии утверждает, что социальное поведение индивида строится по схеме «стимул-реакция» без любых психологических звеньев, опосредующих эту реакцию?

A) бихевиоризм

Какое положение соответствует географическому направлению в социологии?

A) особенности, законы, нравы каждого общества определяются географической средой (климатом, почвой, ландшафтом, размером территории и т.п.)

7.Совокупность индивидов, которая характеризуется устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, общей культурой, называется:

A) обществом

Что такое общество?

A) cистема устойчивых связей и взаимоотношений между людьми

9.Социальное связано:

A) с жизнью и отношениями людей в обществе

10.Основы теории социальной стратификации сформулировал:

A) Сорокин П.

11.Центральная проблема теории социальной стратификации:

A) определение основных признаков социальной дифференциации

12.Совокупность социальных групп, которые выделены на основе социально значимых для данного общества признаков и которые образуют иерархически организованную, имеющую «верх» и «низ» структуру общества, называется:

A) социальной стратификацией

13.Социальный институт – это:

A) исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, направленная на удовлетворение их важнейших потребностей

14. Социальным институтом является:

A) политика

15. Что из нижеперечисленного не относится к социальному институту?

A) личность

16.Социальные ценности, которым привержен конкретный индивид, представляют собой:

A) ценностные ориентации

17.Ответственность личности заключается:

A) сознательном осуществлении предъявляемых требований

Какую обязательную характеристику личности выражает определенная степень независимости личности от общества, способность противопоставить себя обществу?


A) автономность

19.Достигаемым (приобретенным) называется статус, который:

A) индивид получает в малой социальной группе в зависимости от своих личных качеств

20.Социальный статус, который индивид получает независимо от своей воли, желания, усилий, считается:

A) предписанным

21. Предписанный статус – это:

A) положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля

22. Статусные права – это:

A) действия, которые обладатель данного статуса должен обязательно совершать по отношению к другим

23. Девиация – это:

A) отклонение от нормы

24. Девиантным поведением является:

A) преступность

25. Отрицательная девиация:

A) алкоголизм

26. Народная культура – это:

A) культура, созданная анонимными творцами, не имеющими, как правило, специальной подготовки

27. Совокупность культурных образцов, которые принимаются и воспроизводятся большинством членов общества, называется:

A) доминирующей культурой

28. Часть общей культуры, принадлежащая общности, институту, генетически с ней связанная, но отличающаяся особенностями языка, ценностей и норм, образом жизни, образцами поведения разделяющих ее людей, называется:

A) субкультурой

29. Субкультура принадлежит:

A) малой социальной группе

30.Назовите родоначальника социологии как науки:

A) Огюст Конт

31. Предметом социологии, согласно М. Веберу является:

A) социальная структура

32.Социология как наука об обществе оформилась:

A) в начале ХХ в

33. Эмпирическая социология занимается:

A) сбором фактического материала в указанной области с помощью специальных методов (анализа документов, наблюдения, опроса, эксперимента и т.п.), а также первичной обработкой данных

34.Основоположником позитивизма в социологии был:

A) Огюст Конт

Какое утверждение принадлежит структурному (классическому) методологическому подходу к анализу общества?


A) социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов

36.Биологическое научное направление в социологии исходит из того, что:

A) общество – прямой аналог живого природного организма, оно подчиняется биологическим законам

37.Психологическое направление в социологии исходит из того, что:

A) все общественные явления и процессы объясняются особенностями психических процессов индивида

38.Обществом называется:

A) совокупность индивидов, которая характеризуется устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, общей культурой

A) общество

A) автономия

41.Обществом можно назвать:

A) объединение филателистов

42. Слагаемые социальной стратификации в развитом обществе:

A) доход, власть, образование и престиж

43. Социальная мобильность – это:

A) изменение индивидом или социальной группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре

44.Социальное объединение, искусственно созданное для достижения специфических целей в определенной области человеческой деятельности и содержащее координирующие и управляющие органы, – это:

A) социальная организация

45. Укажите из перечисленных функций функцию социальных институтов:

A) ) повышение эффективности развития общества

A) Система социальных статусов

48.Социальная система – это:

A) целостное образование, основными элементами которого являются индивиды, их связи, взаимодействия и отношения

49.Социализация:

A) продолжается на протяжении всей жизни индивида

50.Процесс усвоения индивидом социальных ценностей и норм, образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется:

A) социализацией

A) в детстве

52. В конфликте какого типа участвует судья футбольного матча, болеющий за одну из команд?

A) в межролевом

53. Идентификация личности с выполняемой социальной ролью предполагает, что:

A) присутствует единство между общими чертами, склонностями личности и ее ролью

54. Ролевой конфликт – это ситуация, когда:

A) индивид сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, а также требования роли, не соответствующие его внутренним установкам

55. К положительной девиации относится:

A) талант

56. Действия, не соответствующие нормам данного общества, называются:

A) девиантным поведением

57. Социальная норма – это:

A) средство социальной регуляции поведения индивидов и групп

58.Преемственность в развитии культуры означает:

A) ее сохранение и трансляцию от старших поколений младшим

59. Какое определение отражает сущность социальных ценностей?

A) одобряемые и поддерживаемые обществом или социальной группой представления (понятия) о том, что является правильным или важным

60.Назовите общенаучные методы социологии:

A) социометрия, контент-анализ, кейс-стадии

61.К категории «белых воротничков» относят людей, занятых:

A) ) управленческим трудом

62. Сущность критической функции социологии выражается в определении:

A) предупреждение об отклонениях от социального идеала, отходе от общечеловеческих ценностей

63. Познавательная функция социологии состоит в следующем:

A) накопление знаний об обществе, анализ закономерностей и перспектив социального развития

64. Прогностическую функцию социология выполняет благодаря тому, что:

A) социология участвует в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития общества, социальных систем, явлений, процессов

65.»Социальный конфликт – норма социальной жизни, решающий фактор социального развития». Это утверждение соответствует:

A) бихевиоризму

66.Основоположником конфликтного направления в социологии был:

A) Герберт Спенсер

67. Какому теоретическому направлению в социологии принадлежит постулат: «Социология – наука не о социальных системах, а об их институциональной (официально признанной и утвержденной) структуре, которая обеспечивает стабильность социальной системы»?

A) структурному функционализму

A) социальная статистика

69.Человек приобретает социальные качества:

A) только в обществе

70.Человек:

A) преобразует среду в соответствии с потребностями

71.Не бывает социального действия:

A) аффективного

11.Социальной общностью можно назвать:

A) армию

72.Совокупность индивидов, объединенных по какому-либо признаку (территориальному, профессиональному, этническому, демографическому и т.д.), называется:

A) социальной организацией

73.К социальным общностям относится:

A) армия

74.Социальная группа – это:

A) совокупность индивидов, объединенных по какому-либо признаку (территориальному, профессиональному, этническому, демографическому и т.д.)

75.Исторически сложившиеся формы организации совместной жизнедеятельности людей, направленные на удовлетворение важнейших потребностей общества, называются:

A) социальными институтами

76.Социализацией называется:

A) процесс усвоения индивидом социальных ценностей и норм, образцов поведения общества, к которому он принадлежит

77.Социализация включает:

A) все формы приобщения к культуре, обучения и воспитания

78.Социализация – это:

A) A) процесс усвоения человеком ценностей и норм того общества, в котором он вырос

A) в детстве

80. Социальная роль – это:

A) сознательное осуществление предъявляемых к индивиду требований

81. Разделением ролей называется механизм снятия ролевого напряжения, когда:

A) индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им социальной роли, ссылаясь на объективные обстоятельства или какие – либо организации.

82. Формальная процедура, с помощью которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им социальной роли, ссылаясь на объективные обстоятельства или какие-либо организации, называется:

83. Массовой культурой называется:

A) культура, получившая распространение в связи с НТР, постоянным обновлением коммуникативных систем. Ее производство осуществляется постоянно, по аналогии с поточно-конвейерной индустрией; ее потребители – представители всех социальных групп

84. Функция исторической преемственности означает, что:

A) культура обеспечивает связь времен, преемственность поколений

85. Нормативная (регулятивная) функция культуры состоит в том, что:

A) культура определяет рамки, в которых может и должен действовать индивид, и предъявляет к нему определенную систему требований

86. О какой функции культуры идет речь: «Культура обеспечивает общение и взаимопонимание людей»?

A) о коммуникативной функции о функции сигнификации

87.Демография – это наука о:

A) Народонаселении, изучающая его численность, состав, распределение и изменение

88.Брак одного мужчины с одной женщиной – это:

A) Моногамия

89.Под структурой семьи обычно понимают:

A) Совокупность отношений между членами семьи

90.Первыми социологическими сочинениями были:

A) «Система позитивной политики…» О.Конта

91. Сущность идеологической функции социологии выражается в определении:

A) социологическое знание может быть использовано для формирования общественного мнения, стереотипов сознания и поведения

Что изучает социология?

A) структуру и механизмы связей между людьми

93. Метасоциология – это наука

A) изучающая малые социальные группы

94.Устойчивое взаимодействие входящих в систему индивидов и наличие взаимных ожиданий характеризует:

A) социальную организацию

95.Социальная общность – это:

A) совокупность индивидов с устойчивым взаимодействием и наличием взаимных ожиданий

A) в старости

97. Что из перечисленного не относится к статусным обязанностям студента?

A) посещение университетской библиотеки

98. К статусным символам не относится:

A) внешность

99. Социальной организацией можно назвать:

A) армию

100. Не является социальной организацией:

A) образование

101. Социальная организация представляет собой:

A) социальное объединение, искусственно созданное для достижения специфических целей в определенной области человеческой деятельности и содержащее координирующие и управляющие органы

102. Девиантным поведением называется:

A) поведение, не соответствующее нормам данного общества

103. К отрицательной девиации не относится:

A) проигрыш в спортивных соревнованиях

104. Социальные нормы не выполняют функцию:

A) развитие интеллектуальных способностей индивида

105. К социальным нормам относится:

A) соблюдение трудовой дисциплины

A) одобряемые и поддерживаемые обществом или социальной группой представления (понятия) о том, что является правильным или важным

107.Определите категорию «общество»:

A) исторически развивающаяся совокупность людей, жизнедеятельность которых направлена на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей

108.Социальная общность представляет собой:

A) совокупность людей, объединенных присущими им общими признаками (интересов, потребностей и пр.) и взаимодействующих друг с другом

109.Социальный институт – это:

A) объединение людей, которое выполняет определенные социально значимые функции, призванные удовлетворить важные потребности общественного или личного характера

110.Когда началась промышленная революция:

A) конец XIX – начало XX века

111.Какой метод применяет социология при изучении общества как целостной системы:

А) структурно-функциональный

112.Характерной особенностью современного периода развития городов является тенденция:

A) укрупнения городов

113.Основная функция семьи:

A) репродуктивная

114.Главная причина девиантного поведения:

A) в ненормативных отношениях

115.Анкетирование – это:

A) Опосредованный письменный опрос

116.Какой метод применяет социология при изучении общества как целостной системы:

А) структурно-функциональный

117.Основная функция семьи:

A)репродуктивная

118.Кто является автором произведения «Курс позитивной философии»:

A) О. Конт

119.Основные функции социологии:

A) все ответы верны

120.Какой из перечисленных стилей руководства характеризуется стремлением руководителя к жесткому единоначалию:

A) авторитарный

121.Назовите родоначальника социологии как науки:

A) Огюст Конт

122.Первоначальное название социологии:

A) социальная философия

123.В своей теории индустриального общества О.Конт, что утверждает на научной стадии развития завершает свое господство аристократия и ей на смену приходит:

A) технократия

124.Основоположником какого направления в социологии был Г.Спенсер:

A) эволюционистского

125.Главный фактор общественного развития Г.Спенсер видел в:

A) интеллектуализации общественного труда

126.Предметом социологии, согласно Э.Дюркгейму, является:

A) социальный факт

127.Предметом социологии, согласно М. Веберу является:

A) социальная структура

128.Определите категорию «общество»:

A) исторически развивающаяся совокупность людей, жизнедеятельность которых направлена на удовлетворение своих материальных и духовных потребностей

129.Социальная общность представляет собой:

A) совокупность людей, объединенных присущими им общими признаками (интересов, потребностей и пр.) и взаимодействующих друг с другом

130.Социальный институт – это:

A) объединение людей, которое выполняет определенные социально значимые функции, призванные удовлетворить важные потребности общественного или личного характера

131.Назовите общенаучные методы социологии:

A) генетический, сравнительно-исторический, типологический

132.Кто первым определил научные принципы производительности труда:

A) Ф.Тейлор

133.Как называют стиль руководства, направленный на разумное сочетание административных методов с широким использованием творчества подчиненных:

A) патерналистский

134.Какой из перечисленных стилей руководства характеризуется тем, что руководитель по существу передает свои полномочия подчиненным, формулируя стоящие перед коллективом задачи в самом общем виде:

A) либеральный

135.Основой образования различных социально-классовых групп является:

A) общественное разделение труда

136.Общепринятое определение интеллигенции:

A) группа работников высококвалифицированного умственного труда

137.Какие социально – профессиональные отряды не входят в состав интеллигенции:

A) маргинальная интеллигенция

138.Чьи работы в большей степени подготовили возникновение социологии:

А) Аристотеля, Платона, О. Конта

139.Демография – это наука о:

A) Народонаселении, изучающая его численность, состав, распределение и изменение

140.Брак одного мужчины с одной женщиной – это:

A) Моногамия

141.Под структурой семьи обычно понимают:

A) Совокупность отношений между членами семьи

142.Первыми социологическими сочинениями были:

A) «Политика» Аристотеля

143.Характерной особенностью современного периода развития городов является тенденция:

A) укрупнения городов

144.Главная причина девиантного поведения:

А) в ненормативных отношения

145.Анкетирование – это:

А) Опосредованный письменный опрос

146.Какой метод применяет социология при изучении общества как целостной системы:

А) структурно-функциональный

147.Основная функция семьи:

A)репродуктивная

148.Кто является автором произведения «Курс позитивной философии»:

A) О. Конт

149.Основные функции социологии:

A) все ответы верны

150.Какой из перечисленных стилей руководства характеризуется стремлением руководителя к жесткому единоначалию:

A) авторитарный

ВАРИАНТ 6

151.Социальная общность представляет собой:

A) совокупность людей, объединенных присущими им общими признаками (интересов, потребностей и пр.) и взаимодействующих друг с другом

152.Назовите общенаучные методы социологии:

A) генетический, сравнительно-исторический, типологический

153.Демография – это наука о:

B) Народонаселении, изучающая его численность, состав, распределение и изменение

154.Брак одного мужчины с одной женщиной – это:

B) Моногамия

155.Под структурой семьи обычно понимают:

B) Совокупность отношений между членами семьи

156.Первыми социологическими сочинениями были:

B) «Политика» Аристотеля

157.Характерной особенностью современного периода развития городов является тенденция:

B) укрупнения городов

158.Главная причина девиантного поведения:

B) в ненормативных отношениях

159. Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами называется:

A) полигамия

160. Брак между одним мужчиной и одной женщиной называется:

A). моногамия

161. Эндогамия – это брак:

A). внутри группы

162. Экзогамия – это брак:

A). вне группы

163. Социология – это наука:

A). об обществе

164. Основателем социологии является:

A). Конт

165. Социология как обществоведение без естественно-точных наук рассматривалась:

A). Марксом

166. Социология как высшая точка в иерархии наук рассматривалась:

A). Контом

167. Социальная психология охватывает:

A.) . большие группы

168.Не добрые отношения с двумя конфликтующими сторонами называется:

A). межличностный конфликт

169. Давление на личность администрацией (если она некомпетентна) называется:

A). личностный конфликт

170. Экономическая социология главное внимание обращает на:

A). труд и организацию

171. В социологии религия – это:

A). особый социальный феномен

172. Средний класс – это:

A). предприниматель

173. Понятие собственность отсутствует в:

A). низшем классе

174. В социологии эмпиризм означает:

A). опыт

175. В социологии физикализм означает:

A). опора на наблюдение и факты

176. Личность – это:

A). социальное существо

177. Жестокость общества:

A). опускает слабого человека до состояния алкоголика и бомжа

178. Главенство мужчины предусмотрено в:

A). патриархальной семье

179. Родители и их дети есть:

A). нуклеарная семья

180. Долгое время социология была частью:

A). философии

181.Главным средством в социологии является:

A) ) социальный институт

182. Социология как основу соответствующих институтов рассматривает главной:

A) социальные связи

183. Табу – это:

A) общественный запрет

184. Обычаи – это:

A) строго устоявшиеся традиции в обществе

A) народом

186. Контркультура – это:

A) культура, противостоящая доминирующей культуре

187. Индустриальное общество – это в основном:

A) промышленное общество

188. В социологии эмпиризм означает:

A) опыт

189. Личность – это:

A) социальное существо

190. Демография – это наука о:

A) населении

191. В узком значении демография есть:

A) рождаемость и смертность

192. Молодежь некоторые социологи называют:

A) особым классом

193. Экономическая социология главное внимание обращает на:

A) труд и организацию

194. Система права – это:

A) законодательство

195. Подход в социологии политики:

A) изучение политических аспектов

196. По Конту двойная эволюция – это:

A) социальная и интеллектуальная эволюция

197. Современный Казахстан относится к:

A) евроазиатской цивилизации

198. Депопуляция есть:

A) превышение смертности над рождаемостью

199. Социальная психология охватывает:

A) большие группы

200. По Конту двойная эволюция – это:

A) социальная и интеллектуальная эволюция

201. Современный процесс к единению стандартов есть:

A) стандартизация

202. В социологии религия – это:

A) особый социальный феномен

203. Социальная мобильность – это:

B) изменение индивидом или социальной группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре

204.Социальные отношения представляют собой:

B) отношения между индивидами, социальными группами по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг

205. Теоретическая социология – это:

A) множество научных направлений, школ, концепций, которые со своих методологических позиций объясняют специфику организации и функционирования общества в целом

206. Идентификация личности с выполняемой социальной ролью предполагает, что:

B) присутствует единство между общими чертами, склонностями личности и ее ролью

207. Ролевой конфликт – это ситуация, когда:

B) индивид сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, а также требования роли, не соответствующие его внутренним установкам

208. Социальная норма – это:

B) средство социальной регуляции поведения индивидов и групп

B) автономность

210.Социализацией называется:

B) процесс усвоения индивидом социальных ценностей и норм, образцов поведения общества, к которому он принадлежит

211. Познавательная функция социологии состоит в следующем:

B) накопление знаний об обществе, анализ закономерностей и перспектив социального развития

212. Прогностическую функцию социология выполняет благодаря тому, что:

B) социология участвует в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития общества, социальных систем, явлений, процессов

213. Сущность идеологической функции социологии выражается в определении:

B) социологическое знание может быть использовано для формирования общественного мнения, стереотипов сознания и поведения

Что изучает социология?

B) структуру и механизмы связей между людьми

215.Биологическое научное направление в социологии исходит из того, что:

B) общество – прямой аналог живого природного организма, оно подчиняется биологическим законам

B) особенности, законы, нравы каждого общества определяются географической средой (климатом, почвой, ландшафтом, размером территории и т.п.)

217.Структурный функционализм в социологии исходит из того, что:

A) социология – наука не о социальных системах как таковых, а об их институциональной (официально признанной и закрепленной) структуре, которая обеспечивает стабильность социальной системы

218.»Социальный конфликт – норма социальной жизни, решающий фактор социального развития». Это утверждение соответствует:

B) психологическому направлению

219. Метасоциология – это наука

A) изучающая большие социальные общности

220.Обществом называется:

B) совокупность индивидов, которая характеризуется устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, общей культурой

221.Источником социального действия является:

A) потребности

222.К социальным потребностям относится:

A) потребность в общении и достойном положении в обществе

B) социальная статистика

224.Центральная проблема теории социальной стратификации:

B) определение основных признаков социальной дифференциации

225. Слагаемые социальной стратификации в развитом обществе:

B) доход, власть, образование и престиж

226. Социальная мобильность – это:

A) изменение индивидом или социальной группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре

227.Социальная группа – это:

B) совокупность индивидов, объединенных по какому-либо признаку (территориальному, профессиональному, этническому, демографическому и т.д.)

228. Что из нижеперечисленного не относится к социальному институту?

B) личность

229. Социальный институт – это:

A) социальные роли, особенно важные для общества

230.Социальная система – это:

B) целостное образование, основными элементами которого являются индивиды, их связи, взаимодействия и отношения

231.Понятие «личность» обозначает:

A) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества, общности, группы

232.Ответственность личности заключается:

B) в сознательном осуществлении предъявляемых требований

234.Социализация включает:

B) все формы приобщения к культуре, обучения и воспитания

235.Социализация:

B) продолжается на протяжении всей жизни индивида

236.Социальный статус – это:

A) определенная позиция личности в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей

237.Главным называется статус, который:

A) определяет образ жизни, материальное благосостояние, манеру поведения личности

238.Определенная позиция личности в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, – это:

A) социальный статус

239.Достигаемым (приобретенным) называется статус, который:

B) индивид получает в малой социальной группе в зависимости от своих личных качеств

240.Социальный статус, который индивид получает независимо от своей воли, желания, усилий, считается:

B) предписанным

241. Элитарной культурой называется:

A) специфическая форма культуры, создаваемая в расчете на то, что она будет понятна небольшому количеству людей, эстетически развитых, обладающих особой художественной восприимчивостью

242. Народная культура – это:

B) культура, созданная анонимными творцами, не имеющими, как правило, специальной подготовки

243. Совокупность культурных образцов, которые принимаются и воспроизводятся большинством членов общества, называется:

B) доминирующей культурой

244. Социология изучает:

B) закономерности становления, организации, функционирования и развития общества в целом, составляющих его социальных систем и социальных отношений

A) Огюст Конт

246. Социальный закон – это:

A) относительно устойчивые и регулярно воспроизводимые отношения между людьми

247. Социальные отношения представляют собой:

A) отношения между индивидами, социальными группами по поводу их интересов, положения и роли в обществе, образа и уклада жизни

248. Теоретическая социология – это:

A) множество научных направлений, школ, концепций, которые со своих методологических позиций объясняют специфику организации и функционирования общества в целом

249. Социология как наука об обществе оформилась:

B) в первой половине XIX в

250. Основоположником позитивизма в социологии был:

B) Огюст Конт

251. Какое научное направление в социологии утверждает, что социальное поведение индивида строится по схеме «стимул-реакция» без любых психологических звеньев, опосредующих эту реакцию?

A) психологическое направление

A) основой функционирования общества, формирования сознания и поведения живущих в нем людей является способ производства материальных благ

B) автономия

255. Обществом можно назвать:

B) объединение филателистов

256. Совокупность индивидов, которая характеризуется устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, общей культурой, называется:

B) обществом

257. К социальным потребностям относится:

A) потребность в общении и достойном положении в обществе

A) социальная статистика

259. Слагаемые социальной стратификации в развитом обществе:

260. Социальная мобильность – это:

A) изменение индивидом или социальной группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре

261.Совокупность индивидов, объединенных по какому-либо признаку (территориальному, профессиональному, этническому, демографическому и т.д.), называется:

B) социальной группой

262.Социальная группа – это:

A) совокупность индивидов, объединенных по ка