Кто самый известный

Зачётная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

Контрольная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

(программа А.Д. Шмелёва, 8 класс)

I вариант

I. Тест

1.1. Какое слово является синонимом к слову поликультурный?

А) двухкультурный В) многокультурный

Б) разнокультурный Г) межкультурный

1.2. Каково лексическое значение выделенного слова в словосочетании «культурный плюрализм»?

А) это всё то, что создано в результате деятельности человека;

Б) это разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая активный обмен содержанием культур при сохранении своей самобытности;

В) это возникновение трудностей понимания в реальном общении представителей другого народа из-за языкового барьера, незнаний традиций, правил этикета другого народа;

Г) это мирное сосуществование разных мировых культур, уважительное отношение представителей разных культур друг к другу и признание культурной самобытности каждого народа.

1.3. Укажите правильное продолжение определения понятия «межкультурная коммуникация…»

А) возникает при изучении языка, знакомстве с книгами и фильмами, традициями, обычаями другого народа;

Б) это сфера духовной жизни людей;

В) предполагает обогащение собственной культуры посредством восприятия идей, ценностей, традиций иных культур;

Г) это предметы и явления культуры, морали, нравственности

1.4. Укажите соответствия

А) Хочу быть учёным! 1) безличное

Б) Цыплят по осени считают. 2) неопределённо-личное

В) В комнате прохладно. 3) определённо-личное

Г) Зима. Мороз и солнце! 4) обобщённо-личное

Д) Приедут поздно. 5) назывное

1.5. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) прик…саться, з…ря, накл…ниться В) мес…ный, поз..ний, учас…ливый

Б) пок…рать, согл…ситься, комн…та Г) осв…щённый тыс…челетиями, т…лега

1.6. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) д…йти, под…рожник, под…рок В) пр…глушить, пр…менить, пр…вередливый

Б) ра…чётливый, бе…вкусный, чере…чур Г) раз…скать, вз…мать, под…тожить

1.7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

На всех полках, краше(1)ых белой краской, были развеша(2)ы пучки сушё(3)ой малины – великолепного потого(4)ого средства.

1.8. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова

А) Вначале мы ТО(ЖЕ) не понимали друг друга, а В(ПОСЛЕДСТВИИ) очень подружились.

Б) Ночью развели огромный костёр (НА)ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить ЗА(ЧЕМ) это нужно было сделать.

В) (ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.

Г) КТО(ТО) из туристов идёт (ПО)ЭТОМУ берегу реки, остальные ждут всех на другом берегу.

1.9. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис

А) мини(юбка), (полу)шубок, (пол) чайной ложки

Б) иван(да)марья, средне(вековый), рыба(треска)

В) (кисло)солёный, (макси)юбка, (пол)апельсина

Г) (юбка) макси, (вице) президентский, (санкт) петербургский

1.10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.

II. Практикум

2.1. Перестройте предложение, придав ему обобщённый характер

От общения с этим человеком я словно набираюсь сил, делаюсь даже выше, сильнее.

2.2. Спишите, числа записывайте словами

Из 1400 африканских языков по меньшей мере 250 находятся под угрозой исчезновения.

2.3. Выберите правильный вариант формы сказуемого

Большинство класса (согласилось/согласились) с моим решением.

2.4. В данном предложении нарушены синтаксические нормы. Запишите его правильный вариант

За него проголосовало сорок семь учеников при шестьдесят три против.

III. Сочинение-миниатюра

Составьте текст (описание, повествование, рассуждение), употребив разные виды односоставных предложений. Подчеркните главный член односоставного предложения и определите его вид.

Контрольная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

(программа А.Д. Шмелёва, 8 класс)

II вариант

I. Тест

1.1. Какое слово является синонимом к слову поликультурный?

А) межкультурный В) двухкультурный

Б) многокультурный Г) разнокультурный

1.2. Каково лексическое значение выделенного слова в словосочетании «культурный плюрализм»?

А) возникновение трудностей понимания в реальном общении представителей другого народа из-за языкового барьера, незнаний традиций, правил этикета другого народа;

Б) всё то, что создано в результате деятельности человека;

В) мирное сосуществование разных мировых культур, уважительное отношение представителей разных культур друг к другу и признание культурной самобытности каждого народа;

Г) разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая активный обмен содержанием культур при сохранении своей самобытности

1.3. Укажите правильное продолжение определения понятия «межкультурная коммуникация…»

А) предполагает обогащение собственной культуры посредством восприятия идей, ценностей, традиций иных культур

Б) это предметы и явления культуры, морали, нравственности;

В) это сфера духовной жизни людей;

Г) возникает при изучении языка, знакомстве с книгами и фильмами, традициями, обычаями другого народа

1.4. Укажите соответствия

А) Под утро немного потеплеет. 1) безличное

Б) Не в свои сани не садись. 2) неопределённо-личное

В) Не бойся его. 3) определённо-личное

Г) Москва! Москва!.. 4) обобщённо-личное

Д) Их не встретили в аэропорту. 5) назывное

1.5. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) Пож…рным долго не уд…валось ликвидировать очаг возг…рания в библии…теке.

Б) Ком…тет отб…рает л…цензию у недобросовестных поставщиков продуктов п…тания.

В) на ц..р..монии открытия ол…мпиады заж…гают ол…мпийский фак…л.

1.6. Определите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) из(?)ян, об(?)ятия, с(?)экономить, бул(?)он

Б) …жигать, ра…чёт, чере…чур, бе…ценный

В) пр…ветливый, пр…терпеть, пр..говаривать, пр…датель

1.7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

На берегу некогда полноводной реки путник увидел деревя(1)ый дом невида(2)ой в этих местах постройки, окна которого были занавеше(3)ы , перед домом был разбит ухоже(4)ый палисадник.

1.8. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова

А) (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, имена учёных составляют славу своего народа ТАК(ЖЕ), как имена художников, поэтов, музыкантов.

Б) (В)СЛЕД за своим хозяином (ТОТ)ЧАС стремительно побежал и верный пёс.

В) Имейте (В)ВИДУ: он всё равно всё сделает (ПО)СВОЕМУ.

1.9. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно

А) (юбка) мини, (полу)шубок, (пол)чайной ложки

Б) иван(да)марья, средне(вековый), рыба(треска)

В) (кисло)солёный, (макси)юбка, (пол)апельсина

Г) дет(сад), (стале)литейный, (остро)носый

1.10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Собака моя забегает иногда в ельник и (1) выскакивая из его таинственно-светлых и тёмных дебрей (2) замирает на (3) ярко озарённой (4) дороге.

II. Практикум

2.1. Перестройте предложение, придав ему обобщённый характер

Идёт дождь или даже снег, а я плаваю в горячих водах озера, забывая обо всём.

2.2. Спишите, числа записывайте словами

На 96 % всех языков говорит около 3% населения мира.

2.3. Выберите правильный вариант формы сказуемого

С начала событий (прошёл/прошли) двадцать один день.

2.4. Найдите предложение, в котором НЕ НАРУШЕНА лексическая сочетаемость

А) Мне не хочется говорить об этом по вполне понятной причине.

Б) На заводе выпуск новой продукции усвоили в срок.

В) На улице стоял нетерпимый холод.

III. Сочинение-миниатюра

Составьте текст (описание, повествование, рассуждение), употребив разные виды односоставных предложений. Подчеркните главный член односоставного предложения и определите его вид.

Контрольная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

(программа А.Д. Шмелёва, 8 класс)

III вариант

I. Тест

1.1. Какое слово является синонимом к слову поликультурный?

А) многокультурный В) разнокультурный

Б) межкультурный Г) двухкультурный

1.2. Укажите правильное продолжение определения понятия «межкультурная коммуникация…»

А) это предметы и явления культуры, морали, нравственности;

Б) предполагает обогащение собственной культуры посредством восприятия идей, ценностей, традиций иных культур;

В) это сфера духовной жизни людей

1.3. Укажите соответствия

А) Кустики с фиолетовыми соцветиями. 1) безличное

Б) От добра добра не ищут. 2) неопределённо-личное

В) Здесь дрессировали собак. 3) определённо-личное

Г) Зайдём к нам. 4) обобщённо-личное

Д) Речку сковало льдом. 5) назывное

1.4. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву

Информ…тивный, утр…мбовать, посв…щение поэту, осн…щение

1.5. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) пред…стория, по…щу (место) Г) нед…стача, р…зыскал

Б) бе…цветный, …гибать Д) соб…ётся, об…ятия

В) пр…ютил, пр…клонный (возраст)

1.6. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

За окном мелькали усея(1)ые пшеницей поля. Солнце спускалось к закату, верхушки леса были пламе(2)о освеще(3)ы, тень вагона бежала по некоше(4)ому откосу.

1.7. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова

А) (НА)КОНЕЦ встреча состоялась, ТАК(ЧТО) все проблемы были решены.

Б) Он труженик и (ПО)ЭТОМУ успешен, (ЗА)ТО честолюбив не в меру.

В) Вы не правы, (ПО)СКОЛЬКУ нельзя осуждать человека только (ЗА)ТО, что вы не разделяете его убеждений.

1.8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.

II. Практикум

2.1. Перестройте предложение, придав ему обобщённый характер

Читаю Зощенко, Ильфа и Петрова и испытываю удовольствие уже только от того, как рядышком стоят слова, как всё это безумно талантливо и остроумно написано.

2.2. Выберите правильный вариант формы сказуемого

Никто (не получил/не получили) высшего бала.

III. Сочинение-миниатюра

Составьте текст (описание, повествование, рассуждение), употребив разные виды односоставных предложений. Подчеркните главный член односоставного предложения и определите его вид.

Контрольная работа по главе II «Межкультурная коммуникация»

(программа А.Д. Шмелёва, 8 класс)

IV вариант

I. Тест

1.1. Какое слово является синонимом к слову поликультурный?

А) разнокультурный В) межкультурный

Б) многокультурный Г) двухкультурный

1.2. Укажите соответствия

А) Вас ждут в понедельник. 1) безличное

Б) В лес дрова не возят. 2) неопределённо-личное

В) Несколько тетрадей в линейку. 3) определённо-личное

Г) Работаю сегодня с трудом. 4) обобщённо-личное

Д) Ах, как грустно! 5) назывное

1.3. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву

А) не…добровать, …десь Г) по…пущу, пре…верие (праздника)

Б) пр…следует, пр…дать (значение) Д) без…языкий, в…ётся

В) без..мянный, вз..мать

1.4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Входим в стари(1)ый дом – тёмная кухонька, заставле(2)ый склянками подоко(3)ик, краше(4)ый тёмной краской пол, на стенах образа в серебря(5)ом окладе.

1.5. Определите предложение, в котором оба слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти слова

А) ВСЁ(ТАКИ) любовь, если она настоящая, остаётся в человеке (НА)ВСЕГДА.

Б) Глеб (НА)СТОЛЬКО был ошеломлён услышанным, что ничего не мог сказать и (ОТ)ТОГО молчал.

В) (ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ)он слово.

1.6. Укажите ряд, в котором все слова пишутся через дефис

А) (юбка) мини, (полу)шубок, (пол)чайной ложки

Б) иван(да)марья, древне(русский), рыба(пила)

В) (кисло)солёный, юго(запад), (пол)яблока

II. Практикум

2.1. Перестройте предложение, придав ему обобщённый характер

Я сижу на перилах балкона и слежу, как тихо идут по реке парусные суда.

2.2. Выберите правильный вариант формы сказуемого

У меня (была/были) тысяча причин не приходить снова.

2.3. Найдите предложение, в котором НАРУШЕНА лексическая сочетаемость

А) Мне не хочется говорить об этом по вполне понятной причине.

Б) Щенок оказался понятливым и покладистым.

В) На улице стоял нетерпимый холод.

III. Сочинение-миниатюра

Составьте текст (описание, повествование, рассуждение), употребив разные виды односоставных предложений. Подчеркните главный член односоставного предложения и определите его вид.

Вариант15
Часть1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном — предметом, всегда издающим ноту «ЛЯ» и служащим эталоном частоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. (2) в оркестре роль камертона выполняет. деревянный духовой инструмент гобой, поскольку окружающая температура не влияет на его музыкальный строй и его нота «ля» всегда устойчива. (3)Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Благодаря особенностям своего строения гобой никогда не расстраивается, именно поэтому в симфоническом оркестре его всегда используют как камертон.
2) Симфонические оркестры редко пользуются камертоном, только когда с ними играет рояль, в остальных случаях все инструменты оркестра настраиваются по гобою, наиболее устойчивому к окружающей температуре.
3) Камертон — это небольшой портативный прибор, который издаёт звук «ля» первой октавы частотой 440 Гц и в исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов.
4) Перед выступлением симфонического оркестра, когда музыканты собираются на эстраде, нередко можно услышать, как гобоист играет «ля» первой октавы, а другие исполнители подстраивают под него свои инструменты.
5) В наши дни в симфонических оркестрах редко используют камертон, потому что его роль выполняет гобой, но когда с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, настроенному, в свою очередь, по камертону.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Дело в том, что С тех пор Несмотря на это, Даже Если
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИГРАТЬ, -аю, -аешь; игранный; несов.
1) Резвясь, развлекаться, забавляться чем-н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем-н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их).
2) Проводить время в игре (во 2-м знач.). И. в куклы. И. в солдатики. И. в прятки, в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде.
3) Исполнять музыкальное произведение. И. вальс. И. на скрипке. И. первую скрипку (также перен.: занимать руководящее положение в каком-н. деле; разг.). И. на чьих-н. нервах (перен.: намеренно нервировать, раздражать кого-н.).
4) Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене. И. роль (также перен.: изображать кого-н. или действовать в качестве кого-н.). И. роль Гамлета. И. Хлестакова. И. комедию (также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.).
5) Общаться с кем-чем-н. легкомысленно, как с игрушкой, забавой. И. своей жизнью (понапрасну рисковать). И. (шутить) с огнём (обращаться легкомысленно с чем-н. опасным). И. людьми (обращаться с ними по своей воле). И. чьими-н. чувствами.
6)О чувствах, состоянии: проявляться, обнаруживать себя каким-н. образом.
В глазах играет радость. На лице играет злорадство.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
создалА поднЯв цЕнтнер насорИт диспАнсер
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Для успешной сдачи экзамена вам необходимо ЗАПОЛНИТЬ пробелы в знаниях по разным предметам.
Сообщение ведущего было кратким и ИНФОРМАТИВНЫМ.
Вместе с аттестатами выпускники получили БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма. ЗРИТЕЛЬНЫЙ вал, в котором проходила премьера нового спектакля, был полон.
Именитый профессор, читавший лекцию, был уже в весьма ПОЧТЕННОМ возрасте.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
скоро ВЫЗДОРОВЕЕШЬ в ПОЛУТОРАСТА метрах
детские ДОКТОРЫ в романах Александра ДЮМА пара ТУФЕЛЬ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня напряженный график работы.
Б) неправильное построение предложения
с деепричастным оборотом
2) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.
В) нарушение в построении предложения
с несогласованным приложением
3) Я знаю, что язык — самая живая и прочная связь, которая объединяет. все поколения в одно великое историческое целое — народ.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
5) Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в поэтическом, и в прозаическом тексте.
6)Внимательно наблюдая за отдельными животными, учёные выявили некоторые закономерности их поведения.
7)В рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.
8)В очередной раз перечитал Д. С. Лихачёва, случайно обратив внимание на пропущенную ранее интересную мысль о храме, который известен как храм Василия Блаженного.
9)Посвященная жизни и творчеству автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» выставка, которую туляки открыли в галерее «Ясная Поляна», называется «Дон. Шолохов. Россия».
8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
ск .. сить (траву) пол .. скать (ребенка) ст .. пендия погл .. щать с .. дина
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
непр .. менно, пр .. уныл
комп .. ютер, в .. явь
пр .. родина, п .. никла
и .. подлобья, .. держал (слово)
с .. грал, сверх .. дейный
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
фасол .. вый замуч .. лись нищ .. нский намер .. вались кашл .. нуть
11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
кол .. щиеся (иголки)
бре .. щийся (дедушка)
стро .. щийся (дом)
сыпл .. щаяся (штукатурка)
бор .. щийся (за победу)
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Маяковский писал, что (НЕ)ДОЧИТАЛ до конца «Анну Каренину» : ночью его вызвали «С вещами по городу».
Войдя В комнату, доктор (НЕ)СПЕША снял шляпу и перчатки. Было принято (НЕ)ПРОСТОЕ, но верное решение.
На последний вопрос не дали (НИ)ОДНОГО правильного ответа. (НЕ)3НАЮЩИЕ правил ученики допускают большое количество ошибок.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(БЕЗ)СОМНЕНИЯ, имена учёных составляют славу своего народа ТАК(ЖЕ), как имена художников, поэтов, музыкантов.
(В)СЛЕД за своим хозяином (ТОТ)ЧАС стремительно побежал и верный пёс. Имейте (В)ВИДУ: он всё равно всё сделает (ПО)СВОЕМУ.
Некоторые прохожие глаз не могли отвести (ОТ)ТОГО, как красиво вышагивали военные, (НА)ПОДОБИЕ почётного караула.
Оценив объём работы, я понял, что сегодня мне ВРЯД(ЛИ) удастся уйти домой (ВО)ВРЕМЯ.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
На берегу некогда полноводной реки путник увидел деревя(1)ый дом невида(2)ой в этих местах постройки, окна которого были занавеше(3)ы, перед домом был разбит ухоже(4)ый палисадник.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Не так давно Поля не только виделась но и беседовала с отцом да вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла.
2) Ребенку шёл четвертый год и он по своему возрасту был хорошо развит.
3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или прятал ась под террасой.
4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали.
5) После тихой лесной полутьмы по-иному воспринимались и поникшие большие (колокольчики и цветы дикой гвоздики на липких смолистых стеблях.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Налитые, сочные, прохладные (1) они чуточку покислее своих соплеменниц (2) растущих на пригорках, но (3) увидев такую ягоду (4) не променяешь её на десяток других.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой( -ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Водителю троллейбуса (1) к счастью (2) удалось (3) наконец (4) накинуть на провод соскользнувшую дугу, и машина плавно тронулась в путь.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Архипелаг Земля Франца Иосифа (1) включает 192 острова (2) 83 % территории (3) которых (4) покрыто вечным льдом (5) и входит в состав Приморского района Архангельской области.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
И всё же он доехал быстрее (1) чем я думал (2) потому что (3) когда я спустился во двор (4) на скамейке под липой уже виднелась его тёмная фигура.
Прочитайте текст и выполните задания 20–25.
(1)Днём и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики. (2)Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых. (3)Но речники города и военные моряки Волжской флотилии, несмотря ни на что, доставляли грузы.
(4)Однажды был такой случай …
(5)Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь ещё у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. (6)Нужно срочно доставить боеприпасы.
(7)Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.
(8)Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас. (9)Ждут и думают: «Подойдёт мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».
(10)Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще: «Ласточка». (11)Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость как у черепахи. (12)»Hy, — думают, — на таком и до середины реки не добраться». (13)Однако командир баржи постарался успокоить бойцов:
— (14)He глядите, что пароходишко тихоходный. (15)Oн таких барж, как наша, не одну перевёз .. (16)Команда у «Ласточки» боевая.
(17)Подходит «Ласточка» к барже. (18)Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.
(19)He успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина — ловко зацепила крюк троса и кричит:
— (20)Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!
(21)Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.
(22)Только вышли на плёс — закружили в воздухе немецкие самолёты- разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты. (23)Стало вокруг светло как днём. (24)3а разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.
(25)Бойцы из винтовок бьют по самолётам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. (26)Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. (27)После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё, попали?!» (28)Смотрят — баржа двигается к берегу.
(29)Капитан «Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. (30)И всё — вперёд, к берегу.
(31)Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать с берега. (32)Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.
(33)Одна мина попала на баржу. (34)Начался пожар. (35)Пламя побежало по палубе.
(36)Что делать? (37)Перерубить трос? (38)Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. (39)Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и … «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.
(40)Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, вёдра с песком — и на баржу. (41)Первой — Ирина, за ней — бойцы. (42)Засыпают огонь на палубе, сбивают его с ящиков. (43)И никто не думает, что каждое мгновение любой ящик может взорваться.
(44)Бойцы поснимали шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. (45)Огонь обжигает руки, лица. (46)Душно. (47)Дым. (48)Дышать трудно.
(49)Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня — боеприпасы были спасены и доставлены на берег.
(50)Таких рейсов у всех. баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. (51)Героические рейсы.
(По В. М. Богомолову*)
* Владимир Максимович. Богомолов (1924-1999) — русский советский писатель.
20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Задача тихоходного парохода «Ласточка» заключалась в том, чтобы отбуксировать баржу, груженную боеприпасами, на другой берег Волги.
2) Пароход и баржу атаковали не только с воздуха, но и с берега.
3) Один из снарядов, сброшенных немецким самолётом-бомбардировщиком, уничтожил боеприпасы на барже.
4) Команда «Ласточки» состояла из десяти бойцов.
5) Вместо того чтобы перерубить трос и отсоединить горящую баржу, капитан парохода причалил к барже, чтобы тушить пожар.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 10-11 содержатся элементы описания.
2) В предложениях 21-24 представлено повествование.
3) В предложениях 25-26 представлено рассуждение.
4) Предложение 38 содержит ответы на вопросы, поставленные в предложениях 36-37.
5) В предложениях 46-48 представлено повествование.
22. Из предложений 31-36 выпишите одно просторечное слово.
23. Среди предложений 26-30 найдите такое(-ие), которое(-ые) свяаано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
24. «Рассказывая в своём произведении «Рейс «Ласточки»» о случае, произошедшем в годы Великой Отечественной войны, автор стремится описать повседневную жизнь советских бойцов и помогающих им мирных жителей. В рассказе часто встречается лексическое средство (А) _____ («плюхает» в предложении 10, «знай» в предложении 29) и троп — (Б) ______ (предложения 11, 23). Передать атмосферу постоянного напряжения, в котором находились персонажи, помогают различные синтаксические средства, в частности (В) ______ (предложения 36, 37) и (Г) ______ (предложение 41″).
Список терминов:
неполные предложения
разговорная и просторечная лексика
книжная лексика
профессионализмы
сравнение
эпитеты
вопросно-ответная форма изложения
вопросительные предложения
риторическое восклицание
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Примерный круг проблем
Авторская позиция
1. Проблема патриотизма советских людей, солдат в годы Великой Отечественной войны. (В чём проявлялся патриотизм людей в годы войны?)
1. В годы Великой Отечественной войны патриотизм людей проявлялся в готовности совершать героические поступки, в готовности жертвовать собой ради достижения главной цели победы над врагом.
2. Проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой. (Что заставляет людей в годы войны совершать героические поступки?)
2. Защищая Родину во время войны, люди совершают героические поступки, потому что ими движет чувство патриотизма, чувство долга перед своим народом.
3. Проблема поведения людей, оказавшихся в крайне тяжёлых условиях. (Как должны вести себя люди в трудных ситуациях?)
3. В условиях общенародной беды человек должен думать в первую очередь не о себе, а о других. Только совместными усилиями возможно достичь поставленной цели.
Вариант 15
Номер задания
Ответ задания
1
25 52
2
деловтомчто
3
3
4
диспансер
5
восполнить
6
доктора
7
21754
8
стипендия
9
исподлобьясдержал
10
замучились
11
строящийся
12
непростое
13
вследтотчас
14
124 другая комбинация этих цифр
15
25 52
16
1234 другая комбинация этих цифр
17
12 21
18
25 52
19
1234 другая комбинация этих цифр
20
34 43
21
12 21
22
шмякаются
23
27
24
2581
13PAGE 15
13PAGE 14115
15

Топ-25: удивительные люди, изменившие наш мир к лучшему

Кого вы считаете самым достойным примером и вдохновением для себя лично? Мартин Лютер Кинг младший, Юрий Гагарин или, может, ваш дедушка? Наш мир формировался несколько тысячелетий, и в этом нелегком процессе приняло участие очень много исторических фигур, внесших свой неоценимый вклад в науку, культуру и многие другие сферы жизни, как своих стран, так и всего человечества. Очень сложно и почти невозможно выбрать тех, чье влияние было самым значительным. Однако авторы этого списка все же решили попробовать и собрать в одной публикации самых вдохновляющих личностей в истории мировых цивилизаций. Некоторые из них известны всем, о других знает не каждый, но все они имеют одну общую черту – эти люди изменили наш мир к лучшему. От Далай-ламы до Чарльза Дарвина перед вами 25 самых выдающихся личностей в истории!
25. Чарльз Дарвин (Charles Darwin)

Фото: wikimedia commons
Известный британский путешественник, натуралист, геолог и биолог, Чарльз Дарвин больше всего знаменит своей теорией, изменивший представление о природе человека и о развитии мира во всем его многообразии. Теория эволюции и естественного отбора Дарвина предполагает, что все виды живых организмов, включая и людей, произошли от общих предков, и эта концепция в свое время потрясла все научное сообщество. Дарвин опубликовал Теорию эволюции с приведением некоторых примеров и доказательств в своей революционной книге «Происхождение видов» (On the Origin of Species) в 1859 году, и с тех самых пор наш мир и способы его познания очень изменились.
24. Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee)

Фото: Paul Clarke
Тим Бернерс-Ли – британский инженер, изобретатель и ученый в области компьютерных наук, больше всего известный как создатель Всемирной паутины (World Wide Web). Его еще иногда называют «Отцом интернета», и именно Бернерс-Ли разработал первый гипертекстовый веб-браузер, веб-сервер и веб-редактор. Технологии этого выдающегося ученого получили всемирное распространение и навсегда изменили то, как генерируется и обрабатывается информация.
23. Николас Уинтон (Nicholas Winton)

Фото: cs:User:Li-sung
Николас Уинтон был британским филантропом, а с конца 80-х годов он стал известен в первую очередь тем, что прямо накануне Второй мировой войны вывез 669 еврейских детей с территории оккупированной нацистами Чехословакии. Уинтон перевез всех этих детей в британские приюты, и кого-то из них даже удалось пристроить в семьи, что однозначно спасло их всех от неминуемой смерти в концлагерях или во время бомбежек. Филантроп организовал целых 8 поездов из Праги и вывозил детей также из Вены, но уже с помощью других видов транспорта. Англичанин никогда не искал славы, и целых 49 лет он хранил в тайне свой героический поступок. В 1988 году жена Уинтона обнаружила у него записную книжку с записями 1939 года и с адресами семей, принявших юных спасенцев. С тех пор на него обрушились признание, ордены и награды. Николас Уинтон умер в возрасте 106 лет в 2015 году.
22. Будда Шакьямуни (Gautama Buddha)

Фото: Max Pixel
Известный также под именами Сиддхартха Гаутама (от рождения), Татхагата (пришедший) или Бхагаван (блаженный), Будда Шакьямуни (пробужденный мудрец из рода Шакья) был духовным лидером и основателем буддизма, одной из трех ведущих мировых религий. Будда родился в 6 веке до нашей эры в царской семье и жил в абсолютной изоляции и роскоши. Когда принц повзрослел, он покинул свою семью и оставил все свое имущество, чтобы окунуться в самопознание и заняться поисками избавления человечества от страданий. Через несколько лет медитаций и созерцания Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Через свое учение Будда Шакьямуни повлиял на жизни миллионов людей по всему миру.
21. Роза Паркс (Rosa Parks)

Фото: wikimedia commons
Известная также как «первая леди гражданских прав» и «мать движения на свободу», Роза Паркс была настоящим первопроходцем и основательницей движения за права чернокожих в Алабаме (Alabama) 1950-х годов, где в те времена все еще существовала жесткая расовая сегрегация граждан. В 1955 году в Монтгомери (Montgomery, столица Алабамы) отважная афроамериканка и страстная активистка за гражданские права, Роза Паркс, отказалась уступать свое место в автобусе белому пассажиру, ослушавшись приказов водителя. Ее бунтарский поступок спровоцировал других чернокожих на то, что позже прозвали легендарным «Бойкотом автобусных линий Монтгомери». Этот бойкот длился 381 день и стал одним из ключевых событий в истории движения за гражданские права чернокожих в США.
20. Анри Дюнан (Henry Dunant)

Фото: ICRC
Успешный швейцарский предприниматель и активный общественный деятель Анри Дюнан стал первым человеком, получившим в 1901 году Нобелевскую премию мира. Во время деловой командировки в 1859 году Дюнан столкнулся с жуткими последствиями Битвы при Сольферино (Solferino, Италия), где схлестнулись войска Наполеона, Сардинского королевства и Австрийской империи под руководством Франца-Иосифа Первого (Franz Joseph I), а на поле битвы умирать было оставлено почти 9 тысяч раненых. В 1863 году в ответ на увиденные им ужасы войны и жестокость схватки предприниматель основал всем известный Международный комитет Красного креста. Принятая в 1864 году Женевская конвенция об улучшении судьбы раненых также основывалась на идеях, высказанных Анри Дюнаном.
19. Симон Боливар (Simon Bolivar)

Фото: wikimedia commons
Известный еще как Освободитель (El Libertador), Симон Боливар был выдающимся венесуэльским военным и политическим лидером, сыгравшим ключевую роль в освобождении от испанского господства целых 6 стран Южной и Центральной Америки – Венесуэлы, Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу и Панамы. Боливар родился в богатой аристократической семьей, но большую часть своей жизни он посвятил военным кампаниям и борьбе за независимость испанских колоний в Америке. Страна Боливия, кстати, была названа как раз в честь этого героя и освободителя.
18. Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

Фото: wikimedia commons
Альберт Эйнштейн – один из самых уважаемых и влиятельных ученых всех времен и народов. Этот выдающийся физик-теоретик, нобелевский лауреат и общественный деятель-гуманист подарил миру свыше 300 научных трудов по физике и около 150 книг и статей по истории, философии и другим гуманитарным направлениям. Вся его жизнь была полна интереснейшими исследованиями, революционными идеями и теориями, ставшими впоследствии основополагающими для современной науки. Больше всего Эйнштейна прославила Теория относительности, и благодаря этому труду он стал одной из величайших личностей в истории человечества. Даже спустя почти столетие эта Теория продолжает влиять на мышление современного научного сообщества, работающего над созданием Теории всего (или Единой теории поля).
17. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)
Фото: wikimedia commons
Сложно описать и перечислить все те направления, в которых преуспел Леонардо да Винчи, человек, изменивший целый мир одним своим существованием. За всю свою жизнь этот итальянский гений эпохи возрождения успел добиться небывалых высот и в живописи, и в архитектуре, и в музыке, и в математике, и в анатомии, и в инженерном деле, и еще во многих других областях. Да Винчи признан одним из самых разносторонне развитых и талантливых людей, когда-либо живших на нашей планете, и он является автором таких революционных изобретений, как парашют, вертолет, танк и ножницы.
16. Христофор Колумб (Christopher Columbus)
Фото: wikimedia commons
Знаменитый итальянский исследователь, путешественник и колонизатор, Христофор Колумб не был первым европейцем, приплывшим в Америку (ведь до него здесь побывали викинги). Однако его плавания дали старт целой эпохе самых выдающихся открытий, завоеваний и колонизаций, продлившихся еще несколько столетий после его смерти. Путешествия Колумба в Новый свет очень сильно повлияли на развитие географии тех времен, ведь в начале 15 века люди все еще верили, что Земля плоская, и что за Атлантикой больше не существует никаких земель.
15. Мартин Лютер Кинг младший (Martin Luther King Jr.)
Фото: wikimedia commons
Это одна из самых влиятельных личностей 20 века. Мартин Лютер Кинг младший известен, прежде всего, за его мирное движение против дискриминации, расовой сегрегации и за гражданские права чернокожих американцев, за что в 1964 году он даже получил Нобелевскую премию мира. Мартин Лютер Кинг был баптистским проповедником и ярким оратором, вдохновившим миллионы людей по всему миру бороться за демократические свободы и свои права. Он сыграл ключевую роль в продвижении гражданских прав с помощью мирных протестов, основанных на христианской вере и философии Махатма Ганди.
14. Билл Гейтс (Bill Gates)
Фото: DFID – UK Department for International Development
Основатель легендарной транснациональной компании Microsoft, Билл Гейтс считался самым богатым человеком в мире на протяжении почти 20 лет. Однако в последнее время Гейтс стал известен в первую очередь как щедрый филантроп, нежели за его успехи в бизнесе и на рынке информационных технологий. В свое время Билл Гейтс стимулировал развитие рынка персональных компьютеров, благодаря чему компьютеры стали доступными для самых простых пользователей, чего он как раз и добивался. Сейчас он увлечен идеей обеспечить доступом в интернет весь мир. Гейтс также трудится над проектами, посвященными борьбе с глобальным потеплением и борьбе с гендерной дискриминацией.
13. Уильям Шекспир (William Shakespeare)
Фото: wikimedia commons
Уильям Шекспир считается одним из величайших англоязычных писателей и драматургов, и он оказал сильнейшее влияние на целую плеяду литераторов, а также на миллионы читателей по всему миру. Вдобавок Шекспир ввел в обиход около 2 000 новых слов, большинство из которых все еще в ходу в современном английском языке. Своими работами национальный поэт Англии вдохновил великое множество композиторов, художников и кинорежиссеров со всего мира.
12. Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud)
Фото: wikimedia commons
Австрийский невролог и основатель науки психоанализа, Зигмунд Фрейд знаменит именно своими уникальными исследованиями загадочного мира человеческого подсознания. Ими он навсегда изменил то, как мы оцениваем себя самих и окружающих нас людей. Работы Фрейда повлияли на психологию, социологию, медицину, искусство и антропологию 20 века, а его терапевтические методики и теории в области психоанализа до сих пор изучаются и применяются на практике.
11. Оскар Шиндлер (Oskar Schindler)
Фото: wikimedia commons
Оскар Шиндлер был немецким предпринимателем, членом нацистской партии, шпионом, бабником и выпивохой. Все это звучит не очень привлекательно и уж точно не похоже на характеристику настоящего героя. Однако вопреки всему вышесказанному Шиндлер попал в этот список совершенно заслуженно, ведь во время Холокоста и Второй мировой войны этот мужчина спас около 1200 евреев, вызволяя их из лагерей смерти для работы на своих заводах и фабриках. Героическая история Оскара Шиндлера была описана во многих книгах и фильмах, но самой известной адаптацией стал фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера», снятый в 1993 году (Steven Spielberg, Schindler’s List).
10. Мать Тереза (Mother Teresa)
Фото: wikimedia commons
Католическая монахиня и миссионерка, Мать Тереза посвятила почти всю свою жизнь служению бедным, больным, инвалидам и сиротам. Она основала благотворительное движение и женскую монашескую конгрегацию «Сестры миссионерки любви» (Congregatio Sororum Missionarium Caritatis), существующую почти во всех странах мира (в 133 странах по состоянию на 2012 год). В 1979 году Мать Тереза стала лауреатом Нобелевской премии мира, а через 19 лет после ее смерти (в 2016 году) она была причислена к лику святых самим Папой Римским Франциском (Pope Francis).
9. Авраам Линкольн (Abraham Lincoln)
Фото: wikimedia commons
Авраам Линкольн был 16-ым президентом США и одной из самых влиятельных личностей в истории Америки. Выходец из бедной фермерской семьи, Линкольн боролся за воссоединение страны во время Гражданской войны между Севером и Югом, укрепил федеральное правительство, модернизировал американскую экономику, но репутацию выдающейся исторической личности он заслужил в первую очередь своим вкладом в развитие демократического общества и борьбой против рабства и угнетения чернокожего населения США. Наследие Авраама Линкольна до сих пор оказывает определяющее влияние на американский народ.
8. Стивен Хокинг (Stephen Hawking)
Фото: Lwp Kommunikáció / flickr
Стивен Хокинг – один из самых известных и уважаемых ученых в мире, и он совершил неоценимый вклад в развитие науки (особенно космологии и теоретической физики). Труды этого британского исследователя и ярого популяризатора науки впечатляют еще и потому, что почти все свои открытия Хокинг совершил вопреки редкому и медленно прогрессирующему дегенеративному заболеванию. Первые признаки бокового амиотрофического склероза у него появились еще в студенческие годы, и сейчас великий ученый полностью парализован. Однако тяжелый недуг и паралич не помешали Хокингу дважды жениться, стать отцом двоих сыновей, совершить полет в невесомости, написать множество книг, стать одним из основоположников квантовой космологии и лауреатом целой коллекции престижных премий, медалей и орденов.
7. Неизвестный бунтарь
Фото: HiMY SYeD / flickr
Таким условным именем называют неизвестного мужчину, который полчаса самостоятельно сдерживал колонну из танков во время протестов на площади Тяньаньмэнь (Tiananmen, Китай) в 1989 году. В те дни в столкновениях с военными погибли сотни протестующих, большинство из которых были простыми студентами. Личность и судьба неизвестного бунтаря остаются неизвестными, но эта фотография стала международным символом мужества и мирного сопротивления.
6. Мухаммед (Muhammad)
Фото: wikimedia commons
Мухаммед родился в 570 году нашей эры в городе Мекка (Mecca, современная Саудовская Аравия). Он считается мусульманским пророком и основателем исламской религии. Будучи не только проповедником, но и политическим деятелем, Мухаммед объединил все арабские народы тех времен в единую мусульманскую империю, покорившую большую часть Аравийского полуострова. Автор Корана начинал с нескольких последователей, но в итоге его учения и практики составили основу исламской религии, ставшей на сегодняшний день второй в мире по популярности, насчитывая около 1,8 миллиарда верующих.
5. Далай-лама XIV (The 14th Dalai Lama)
Фото: wikimedia commons
Далай-лама XIV или при рождении Лхамо Дхондруб (Lhamo Thondup) – лауреат Нобелевской премии мира 1989 года и известный проповедник буддистской философии мира, исповедующий почтение ко всему живому на Земле, и призывающий к гармоничному сосуществованию человека и природы. Бывший духовный и политический лидер Тибета в изгнании, Далай-лама XIV всегда старался найти компромисс и стремился к примирению с китайскими властями, вторгнувшимися в Тибет с территориальными претензиями. Вдобавок Лхамо Дхондруб ревностно поддерживает движение за права женщин, межконфессиональные диалоги и ратует за решение глобальных экологических проблем.
4. Принцесса Диана (Princess Diana)
Фото: Auguel
Известная также как «леди Ди» и «народная принцесса», принцесса Диана покорила миллионы людских сердец по всему миру своей благотворительной деятельностью, трудолюбием и искренностью. Большую часть своей недолгой жизни она посвятила помощи нуждающимся из стран третьего мира. Королева людских сердец, как ее еще называли, основала движение за прекращение производства и использования противопехотных мин, а также активно участвовала в деятельности нескольких десятков гуманитарных кампаний и некоммерческих организаций, включая Красный крест, детскую больницу Грэйт Ормонд Стрит (London’s Great Ormond Street Hospital) и исследования СПИДа. Леди Ди погибла в возрасте 36 лет от травм, полученных во время автокатастрофы.
3. Нельсон Мандела (Nelson Mandela)
Фото: Library of the London School of Economics and Political Science
Нельсон Мандела был южноафриканским политиком, филантропом, революционером, реформатором, страстным борцом за права человека во время апартеида (политика расовой сегрегации) и президентом ЮАР с 1994 по 1999 год. Он оказал сильнейшее влияние на историю Южной Африки и всего мира. За свои убеждения Мандела провел в тюрьме почти 27 лет, но он не утратил веры в освобождение своего народа из-под гнета властей, и после выхода из тюрьмы добился проведения демократических выборов, в результате которых стал первым чернокожим президентом ЮАР. Его неустанный труд за мирное свержение режима апартеида и за установление демократии вдохновил миллионы людей по всему миру. В 1993 году Нельсон Мандела стал лауреатом Нобелевской премии мира.
2. Жанна д’Арк (Jeanne d’Arc)
Фото: wikimedia commons
Известная также как Орлеанская дева, Жанна д’Арк – величайшая героиня в истории Франции и одна из самых знаменитых женщин во всемирной истории. Она родилась в бедной фермерской семье в 1412 году и верила, что была избрана Богом, чтобы привести Францию к победе в Столетней войне с Англией. Девушка погибла до завершения войны, но ее храбрость, страстность и преданность своей цели (особенно во время осады Орлеана) вызвали долгожданный моральный подъем и воодушевили всю французскую армию на окончательную победу в затянувшемся и казавшемся беспросветным противостоянии англичанам. К сожалению, в бою Орлеанская дева попала в плен к врагам, была осуждена инквизицией и сожжена на костре в возрасте 19 лет.
1. Иисус Христос
Фото: wikimedia commons
Иисус Христос – центральная фигура христианской религии, и на наш мир Он оказал настолько сильное влияние, что зачастую Его называют самой влиятельной и вдохновляющей личностью в истории человечества. Сострадание, любовь к ближним, жертвенность, смирение, покаяние и всепрощение, к которым Иисус призывал в своих проповедях и личным примером, были понятиями, абсолютно противоположными ценностям древних цивилизаций во время Его жизни на Земле. Тем не менее сегодня в мире насчитывается около 2,4 миллиарда последователей Его учений и христианской веры.

У русского князя Святослава, правившего в Киеве, было три сына – Ярополк, Олег и Владимир. Сразу после смерти Святослава братья пошли войной друг на друга, каждый хотел править в Киеве, стать единовластным князем. Владимир в этой борьбе проявил большую дальновидность и оказался победителем. Он принял христианство, крестил Русь и всячески способствовал образованию простых людаей.

Князь Иван III Васильевич (1440-1505 ) — Объединитель земель русских

Великий князь Московский Василий II, прозванный Темным, еще при жизни привлекал своего сына Ивана к управлению делами государства. Тем самым он подтверждал его законные права на престолонаследие. Все деловые бумаги подписывались ими обоими. В полные права Иван вступил после смерти отца, когда ему было 22 года. Иван III начал объединять русские земли вокруг Москвы, превращая ее в столицу общерусского государства. При нем Московское княжество избавилось от монголо-татарского ига. Он умел внимательно выслушивать советы своих бояр. В зрелом возрасте князь Иван 3 не любил принимать участие в военных походах, считая, что сражаться должны полководцы, а государь дома должен решать важные дела. За 43 года его правления Московское княжество освободилось от власти ордынских ханов, значительно расширилось и укрепилось. При нем был принят свод законов «Судебник», появилась поместная система землевладения.

Петр I (1672-1725) — «Чего я хочу, то должно быть»

Петр 1 поистине был великим. У Петра все было великое – рост, войско, сражения, территории, замыслы. Он стремился не только расширить границы Российского государства, но и сделать в нем жизнь подобно той, что видел в Европе. Он многому учился сам и учил других. Однако в своем стремлении быстрее внедрить новые порядки доходил нередко до крайности, кровавые расправы в его время были не редкостью. Он во всем торопился, словно чувствовал, что судьба отпустила ему не очень большой срок жизни.

Екатерина II (1729-1796 ) — Просвещенная Монархиня

28 июня 1762 года в Санкт-Петербурге произошел бескровный дворцовый переворот. Супруга императора Петра III Екатерина Алексеевна с помощью гвардейцев отстранила от власти мужа и объявила себя самодержавной императрицей. Оказавшись на российском престоле, Екатерина II старалась завоевать преданность и любовь подданных. Она осуществила многие экономические преобразования, всячески способствовала развитию торговли, в России были отменены пытки и казни, появились выборные суды. Период ее правления был назван «золотым веком», а саму императрицу назвали Великой.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — Солнце русской поэзии

Время неумолимо удаляет нас от Пушкина, поэта, драматурга, прозаика, но его творческий гений от этого проявляется все отчетливее. Его стихи, поэмы и повести показывали разные стороны российской действительности, светской жизни и крестьянского быта, в них отражалась мятущаяся душа поэта, глубокие чувства и переживания. Его поэзия и проза были с восторгом восприняты читателями XIX века. Именно тогда и был создан ореол его величия, его стали считать родоначальником русской литературы, создателем современного литературного языка. Неслучайно время, в которое он жил, называется «пушкинской эпохой».

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) — Хирург от Бога

Николай Иванович Пирогов часами работал в анатомическом театре, резал мягкие ткани, исследовал больные органы, пилил кости, искал замену поврежденным суставам. Анатомия стала для него практической школой, заложившей основы его дальнейшей успешной хирургической деятельности. Пирогов первым выступил с идеей пластических операций, применил наркоз в военно-полевой хирургии, впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях, высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноение ран. Его труды, различные медицинские атласы выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире.

Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881) — Защитник бедных людей

Несмотря па широкую известность Федора Достоевского в России, всемирное признание и интерес к его творчеству пришли уже после его смерти. Все отмечали его глубокий психологизм, страстность в изображении «униженных и оскорбленных». Немецкий философ Фридрих Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он чему-то научился. Произведения Федора Михайловича оказали заметное влияние на писателей: австрийца Стефана Цвейга, француза Марселя Пруста, англичанина Оскара Уайльда, немцев Томаса и Генриха Маннов.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 ) — Проповедник нравственности

Известный русский театральный режиссер и создатель системы актерской игры Константин Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» писал, что в тяжелые годы первых революций, когда отчаяние охватывало людей, многие вспоминали, что в это же время вместе с ними живет Лев Толстой. И становилось легче на душе. Он был совестью человечества. В конце XIX и в начале XX века Толстой сделался выразителем дум и надежд миллионов людей. Он был нравственной опорой для многих. Его читала и ему внимала не только Россия, но и Европа, Америка и Азия.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) — Законодатель в химии

Дмитрий Иванович Менделеев был разносторонним ученым: в лаборатории он изучал новые свойства материалов, на заводах и фабриках анализировал результаты их использования, за письменным столом тщательно обобщал информацию. Каждый год он путешествовал по различным регионам страны, выезжал за рубеж. Созданная им Периодическая система химических элементов – гениальное открытие – установила зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра и была принята во всем мире. Собрание его научных работ составляет 25 томов.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) — Композитор на все времена

Зарубежные исполнители фортепианной музыки, скрипачи, виолончелисты и вокалисты хорошо знают Международный музыкальный конкурс имени П. И. Чайковского, который проводится в Москве каждые 4 года. Симфонические произведения русского композитора давно звучат в концертных залах многих ведущих столиц мира, его оперы и балеты – в репертуаре выдающихся оперных театров планеты. Чайковский оставил после себя огромное музыкальное наследие, которое стало частью общемировой культуры.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) — Учитель теории рефлексов

Удостоенный звания лауреата Нобелевской премии в области медицины и физиологии за 1904 год, создатель науки о высшей нервной деятельности, российский ученый Иван Павлов был признан старшиной физиологов всего мира.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) — Открыватель биосферы

В историю российской и мировой науки Владимир Вернадский вошел как выдающийся естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель. Он изучал такие специальные отрасли знаний о Земле, как геология, кристаллография, минералогия, геохимия, биология. И определил пути общей эволюции Земли, ввел понятия «биосфера» и «ноосфера» – области распространения жизни на Земле как результат эволюционного воздействия на нее со стороны человека. Он был провозвестником новой отрасли науки – экологии.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924) — Практик построения коммунизма

Владимир Ильич Ленин – самый известный политический деятель XX века. На протяжении свыше 70 лет в Советском Союзе он считался непревзойденным гением, поставившим цель построить в России коммунизм. В 1917 году Ленин взял на себя непосильную задачу – сделать отсталую аграрную Россию социалистической, а затем коммунистической. Он мечтал, что трудящиеся будут получать все по своим потребностям. Идея оказалась несостоятельной. Правда, после Ленина страна постепенно перешла на индустриальный путь развития. Коммунизма не достигли, но ценой огромных усилий, в том числе миллионных человеческих жертв, СССР приблизился к передовым позициям на мировой арене.

Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) (1878 -1953) — Вдохновитель всех побед

Генеральный секретарь ЦК Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), глава Советского правительства Иосиф Сталин вывел страну на индустриальный путь развития, с его именем советский народ победил в Великой Отечественной войне, он вызвал массовый трудовой героизм, при нем страна стала сверхдержавой. Но он же насадил в стране тоталитарный, диктаторский режим, проводил насильственную коллективизацию, при нем в стране разразился голод, проводились массовые репрессии, мировое сообщество разделилось на два лагеря – социалистический и капиталистический. В истории Сталин так и остался двоякой личностью: победителем в войне и тираном собственного народа.

Сергей Павлович Королёв (1906-1966) — Главный конструктор

Сергей Павлович Королёв был выдающимся инженером-конструктором, мечтавшим покорить космос. Он внес огромный вклад в организацию производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в Советском Союзе. Он первым в мире запустил на земную орбиту спутники, научные станции, космические корабли. Сообщения об этом потрясли весь мир. Он мечтал осваивать просторы Вселенной с помощью автоматических аппаратов и начал готовить полет на Марс, но осуществить задуманное не успел.

фото из интернета

Высоконравственность как качество личности – способность жить по законам высоконравственной жизни, то есть законам совести, законам мироздания; жить в согласии с честью, долгом и достоинством; проявлять исключительно самые лучшие человеческие качества личности.

Высоконравственный человек проявляет свои лучшие качества не напоказ, он и в полном одиночестве будет благороден и порядочен ко всему, с кем или чем сталкивается. И в голой пустыне, и на необитаемом острове, и в мёртвом космосе, он всё равно будет жить высоконравственной жизнью.

Высоконравственность – это постоянное состояние сознания.

Достигни высшей нравственности, и ты реализуешь цель своей жизни.

Когда человек научился жить высоконравственной жизнью, ему становится всё равно, где жить. Он везде счастлив: и в холодной тайге, и в пустыне, и в самой глухой провинции.

Если в обществе нет места для высоконравственности, если она кажется атавизмом и вызывает насмешки, это общество обречено на вырождение и деградацию. На картах давно нет тех государств, где сквозь пальцы смотрели на распущенность, разврат и, в то же время, издевались над высоконравственностью. Достаточно вспомнить Римскую империю, погрязшую в безнравственности и вопиющем разврате.

Высоконравственность добродетельна, радостна и возвышенна.
Добродетельность как качество личности – способность проявлять постоянный высоконравственный образ мыслей, слов и действий.
Чем больше у человека интересов, тем больше источников радостности. Сколько радости можно испытать от бескорыстного служения какой-либо высоконравственной идеи.

Высоконравственный человек знает, что такое хорошо и что такое плохо.

Если после действа человек, считающий себя высоконравственной личностью, чувствует себя психологически хорошо, значит, амплитуда (гибкость) его поведения не вошла в противостояние с совестью. Другое дело, когда внутренний контролёр подал сигнал тревоги. Человек чувствует себя после поступка не в своей тарелке, ему плохо, он страдает, испытывая муки совести. Это знак того, что граница между нравственностью и безнравственностью пересечена, и нарушитель обнаружен.

Высоконравственный человек живёт под влиянием энергии благости. Люди, живущие под влиянием энергии невежества, по мере своей деградации теряют совесть, поэтому такой человек, не способен соизмерять своё поведение с нравственным критерием, каким является совесть.

О какой высокой нравственности можно говорить, если нет связи с Богом через совесть? Совесть является главным нравственным мерилом человека. Вместе с разумом она позволяет человеку производить верную нравственную идентификацию своего поведения. Диагностируя своё и чужое поведение в контексте соответствия доброте и чистоте, человек добивается единозвучия ума, чувств, разума, проявленных качеств личности и сердца. Стремление человека к такому унисону, посредством обуздания чувств и осознания необходимости выполнять свои природой обусловленные обязанности и составляет высокую нравственность человека.

Что толкает человека на необдуманные поступки? Хилость разума, мощь ненасытных чувств и сила вожделенного ума. Когда разум порабощён, когда бал правят желания, прихоти чувств и ума, ждать от человека обдуманности поступков так же абсурдно, как ожидать от распутницы высоконравственного поведения.

Нравственность – это внутренний моральный кодекс для себя.

Нравственность – это вердикт своему поведению и своим поступкам с точки зрения совести и добра.

Высоконравственный человек – преданный слуга Бога и четкий исполнитель его нравственных законов. Служить Богу – означает с любовью и бескорыстностью служить людям. В таком служении у человека появляется нравственная чистота. Он становится высоконравственной личностью.

Комментарии 0

Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек

Нравственность — это основа человечности и основа цивилизованного общества. Ранее Религия была источником нравственности и морали, сейчас этим источником должно быть образование и наука.

Только вот проблема в том ,что ни наука, ни образование эти вопросы практически не рассматривают и не собираются.

Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек

Нравственность и соответствующие нравственные нормы — это основа цивилизации и человечности любого общества. Когда рушится нравственность и нравственные основы — разрушается общество и деградирует человек, что мы можем наблюдать и по нашей современной цивилизации, всё больше утопающей в пороках.

Нравственность — это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность — это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек — это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.

Нравственный человек — это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и др.

Если перефразировать, то нравственность можно определить так. Нравственность — это соответствие представлений, убеждений, ценностей, поступков и всех проявлений человека нравственным нормам, общечеловеческим ценностям (добро, ненасилие, честность, уважение, др.), а в идеале всем Духовным Законам.

Именно Нравственность является показателем степени духовности Человека и Общества.

Нравственность и рождаемая ею мораль (правила поведения, др.) ранее формировалась Религией, заповедями (Духовными Законами в религиозной трактовке), сейчас во многом разрушена. Конечно её необходимо возрождать и формировать целенаправленно.

Что является основой Нравственности? Что рождает Нравственность и что её разрушает

Основа нравственности — это различение Добра и Зла, и выбор пути Добра. О том, существует ли Добро и Зло — читайте здесь. Именно понимание, что такое Хорошо, что считать Достойным, а что такое Плохо, что является недостойным, позорным, недопустимым для Человека и определяет нравственные нормы.

Именно из-за отсутствия в современно обществе адекватных представлений о Добре и Зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены пороками и невежеством, а общество в целом быстро разлагается.

Также существует заблуждение, что Нравственность — это набор ограничений, которые посягают на свободу человека, сдерживают и блокируют проявление его индивидуальности. Это огромная глупость! Нравственность даёт вектор, путь и условия движения вверх, при которых Душа человека может расти, развиваться с наибольшей скоростью, быть защищённой от пороков, возможного нравственного разложения и деградации, быть неуязвимой для зла. Именно в наивысшие периоды расцвета духовности, когда в обществе в максимальной степени был реализован нравственный стандарт, в воспитании кадров, граждан, в культуре, образовании, в традициях общества, великие империи и государства достигали своего наивысшего уровня развития, цивилизации, культуры, до которых даже многим современных государствам ещё идти и идти.

Потому знания о добре и зле, о том, что делает человека Достойным, Сильным, Успешным, а что его делает ничтожным, падшим, глупым и беспомощным, являются самыми востребованными в обществе!

В идеале, воспитанием Нравственного и Достойного Человека должно заниматься государство. И делать это нужно начинать с детских лет. С детства нужно формировать достойную личность, нравственного человека, гражданина и патриота, как это делалось во все времена в великих Империях и Духовно-рыцарских орденах.