Конечно и мы и родители все беспокоились

7.1. УПО­ТРЕБ­ЛЕ­НИЕ ПРИ­ЧАСТ­НЫХ ОБО­РО­ТОВ

ВВЕ­ДЕ­НИЕ

При­част­ный обо­рот — это при­ча­стие с за­ви­си­мы­ми сло­ва­ми. На­при­мер, в пред­ло­же­нии Вы­пуск­ни­ки, успеш­но сдав­шие эк­за­мен, ста­но­вят­ся аби­ту­ри­ен­та­ми

слово вы­пуск­ни­ки —глав­ное слово,

сдав­шие — при­ча­стие,

сдав­шие (как?) успеш­но и сдав­шие (что?) эк­за­мен — это за­ви­си­мые от при­ча­стия слова .

Таким об­ра­зом, при­част­ный обо­рот в дан­ном пред­ло­же­нии — успеш­но сдав­шие эк­за­мен. Если из­ме­нить по­ря­док слов и за­пи­сать это же пред­ло­же­ние по-дру­го­му, по­ме­стив обо­рот до глав­но­го слова (Успеш­но сдав­шие эк­за­мен вы­пуск­ни­ки ста­но­вят­ся аби­ту­ри­ен­та­ми), из­ме­нит­ся лишь пунк­ту­а­ция, а обо­рот остаётся без из­ме­не­ний.

Очень важно: перед на­ча­лом ра­бо­ты с за­да­ни­ем 7 на на­хож­де­ние оши­бок в пред­ло­же­нии с при­ча­сти­ем со­ве­ту­ем про­ре­шать и изу­чить за­да­ние 16, в ко­то­ром про­ве­ря­ет­ся уме­ние ста­вить за­пя­тые при пра­виль­но по­стро­ен­ных при­част­ных и де­е­при­част­ных обо­ро­тах.

Цель за­да­ния — найти одно такое пред­ло­же­ние, в ко­то­ром на­ру­ше­ны грам­ма­ти­че­ские нормы при упо­треб­ле­нии при­част­но­го обо­ро­та. Ко­неч­но же, поиск нужно на­чи­нать с на­хож­де­ния при­ча­стия. Пом­ни­те, что разыс­ки­ва­е­мое при­ча­стие долж­но быть не­пре­мен­но в пол­ной форме: крат­кая форма ни­ко­гда не об­ра­зу­ет при­част­но­го обо­ро­та, а яв­ля­ет­ся ска­зу­е­мым.

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния не­об­хо­ди­мо знать:

  • пра­ви­ла со­гла­со­ва­ния при­ча­стия и глав­но­го (или опре­де­ля­е­мо­го) слова;
  • пра­ви­ла рас­по­ло­же­ния при­част­но­го обо­ро­та по от­но­ше­нию к глав­но­му слову;
  • время и вид при­ча­стий (на­сто­я­щее, про­шед­шее; со­вер­шен­ный, не­со­вер­шен­ный);
  • залог при­ча­стий (дей­стви­тель­ный или стра­да­тель­ный)

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что в пред­ло­же­нии с при­част­ным обо­ро­том может быть до­пу­ще­ны не одна, а две или даже три ошиб­ки.

При­ме­ча­ние для учи­те­лей: учи­ты­вай­те, что у ав­то­ров раз­лич­ных по­со­бий точка зре­ния на клас­си­фи­ка­цию, а также на типы оши­бок, ко­то­рые можно от­не­сти к опре­делённому типу, раз­лич­на. В ос­но­ву при­ня­той на РЕШУ клас­си­фи­ка­ции по­ло­же­на клас­си­фи­ка­ция И.П. Цы­буль­ко.

Клас­си­фи­ци­ру­ем все типы воз­мож­ных грам­ма­ти­че­ских оши­бок при упо­треб­ле­нии при­част­но­го обо­ро­та.

7.1.1 На­ру­ше­ние со­гла­со­ва­ния при­ча­стия с опре­де­ля­е­мым сло­вом

Пра­ви­ло, по ко­то­ро­му оди­ноч­ные при­ча­стия (а также включённые в при­част­ный обо­рот) со­гла­су­ют­ся с глав­ным ( =опре­де­ля­е­мым) сло­вом, тре­бу­ет по­ста­нов­ки при­ча­стия в тот же род, число и падеж, что и глав­ное слово:

о детях (какИХ?) воз­вра­ща­ю­щИХ­ся из по­езд­ки; для вы­став­ки (какОЙ?) го­то­вя­щЕЙ­ся в музее.

По­это­му про­сто на­хо­дим пред­ло­же­ние, в ко­то­ром есть пол­ное при­ча­стие, а его окон­ча­ние не со­от­вет­ству­ет (или) роду, (или) па­де­жу,(или) числу глав­но­го слова.

1 тип, самый лёгкий

Рас­смот­рим пред­ло­же­ния с грам­ма­ти­че­ской ошиб­кой.

Я долго раз­го­ва­ри­вал с ав­то­ра­ми, на­пи­сав­ших эту за­ме­ча­тель­ную ста­тью.

Мне до­ве­лось по­об­щать­ся с го­стя­ми, при­сут­ство­вав­шие на от­кры­тии вы­став­ки.

В чём при­чи­на ошиб­ки? При­ча­стие не со­гла­со­ва­но со сло­вом, ко­то­ро­му оно долж­но под­чи­нять­ся, то есть окон­ча­ние долж­но быть дру­гим. Ста­вим во­прос от су­ще­стви­тель­но­го и ме­ня­ем окон­ча­ние при­ча­стия, то есть со­гла­су­ем слова.

При­ведём ис­прав­лен­ный ва­ри­ант :

Я долго раз­го­ва­ри­вал с ав­то­ра­ми (ка­кИ­МИ?), на­пи­сав­шИ­МИ эту за­ме­ча­тель­ную ста­тью;

Мне до­ве­лось по­об­щать­ся с го­стя­ми (ка­кИ­МИ?), при­сут­ство­вав­шИ­МИ на от­кры­тии вы­став­ки.

В дан­ных при­ме­рах су­ще­стви­тель­ное и его при­ча­стие стоят рядом, ошиб­ка ви­дит­ся легко. Но так бы­ва­ет не все­гда.

2 тип, труд­нее

Рас­смот­рим пред­ло­же­ния с грам­ма­ти­че­ской ошиб­кой.

Мне до­ве­лось по­об­щать­ся с ав­то­ром книги, не­дав­но опуб­ли­ко­ван­но­го.

Мне хо­чет­ся найти слова песни, услы­шан­ные не­дав­но.

В дан­ных пред­ло­же­ни­ях есть по два су­ще­стви­тель­ных: ав­то­ром, книги; слова, песни. К ка­ко­му из них при­креплён обо­рот с при­ча­сти­ем? Ду­ма­ем о смыс­ле. Что было опуб­ли­ко­ва­но, автор или его книга? Что хо­чет­ся найти, слова или песню?

При­ведём ис­прав­лен­ный ва­ри­ант :

Мне до­ве­лось по­об­щать­ся с ав­то­ром книги (какОЙ?), не­дав­но опуб­ли­ко­ван­нОЙ.

Мне хо­чет­ся найти слова песни (какОЙ?), услы­шан­нОЙ не­дав­но.

3 тип, ещё слож­нее

Окон­ча­ния при­ча­стий порой вы­пол­ня­ют очень боль­шую смыс­ло­раз­ли­чи­тель­ную мис­сию. Ду­ма­ем о смыс­ле!

Срав­ним два пред­ло­же­ния:

Шум моря (ка­ко­го?), бу­див­шЕ­ГО меня, был очень силь­ным. Что бу­ди­ло? По­лу­ча­ет­ся, что море. Море не может бу­дить.

Шум (какой?) моря, бу­див­шИЙ меня, был очень силь­ным. Что бу­ди­ло? По­лу­ча­ет­ся, что шум. А шум бу­дить может. Это пра­виль­ный ва­ри­ант.

Я услы­шал тяжёлые шаги (какИЕ?) мед­ве­дя, пре­сле­до­вав­шИЕ меня. Шаги не могут пре­сле­до­вать.

Я услы­шал тяжёлые шаги мед­ве­дя (ка­кО­ГО?), пре­сле­до­вав­шЕ­ГО меня. Мед­ведь может пре­сле­до­вать. Это вер­ный ва­ри­ант.

Дети со­труд­ни­ков (какИХ?), име­ю­щиХ какие-либо за­бо­ле­ва­ния, по­лу­ча­ют льгот­ные путёвки в са­на­то­рий. При­ча­стие «име­ю­щИХ» от­но­сит­ся к слову «со­труд­ни­ков». По­лу­ча­ет­ся, за­бо­ле­ва­ния будут у со­труд­ни­ков, а дети боль­ных со­труд­ни­ков по­лу­чат путёвки. Это не­вер­ный ва­ри­ант.

Дети (какие?) со­труд­ни­ков, име­ю­щИЕ какие-либо за­бо­ле­ва­ния, по­лу­ча­ют льгот­ные путёвки в са­на­то­рий. При­ча­стие «име­ю­щие» от­но­сит­ся к слову «дети», и мы по­ни­ма­ем, что это у детей есть за­бо­ле­ва­ния, и им нужны путёвки.

4 тип, ва­ри­ант­ный

Часто встре­ча­ют­ся пред­ло­же­ния, в ко­то­рых есть сло­во­со­че­та­ния из двух слов, пер­вое их ко­то­рых яв­ля­ет­ся ча­стью це­ло­го, обо­зна­чен­но­го вто­рым, на­при­мер: каж­дый их участ­ни­ков, один из всех, любой из на­зван­ных, часть из них, часть по­дар­ков.. К каж­до­му из уще­стви­тель­ных может быть при­со­единён при­част­ный обо­рот в за­ви­си­мо­сти от смыс­ла: в по­доб­ных сло­во­со­че­та­ни­ях при­ча­стие (при­част­ный обо­рот) может быть со­гла­со­ва­но с любым сло­вом. Ошиб­кой будет, если при­ча­стие «за­вис­нет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.

Рас­смот­рим пред­ло­же­ния с грам­ма­ти­че­ской ошиб­кой.

Каж­до­му из участ­ни­ков, по­лу­чив­шим мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов, было предо­став­ле­но право ис­пол­нить ещё по од­но­му но­ме­ру.

При­ча­стие может быть со­гла­со­ва­но как со сло­вом «каж­до­му», так и со сло­вом «участ­ни­ков».

Каж­до­му (ка­кО­МУ?) из участ­ни­ков, по­лу­чив­шЕ­МУ мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов, было предо­став­ле­но право ис­пол­нить ещё по од­но­му но­ме­ру

или

Каж­до­му из участ­ни­ков (какИХ?), по­лу­чив­шИХ мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов, было предо­став­ле­но право ис­пол­нить ещё по од­но­му но­ме­ру.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ошиб­кой будет не­со­гла­со­ва­ние НИ с пер­вым сло­вом, НИ со вто­рым:

Не­вер­но: Каж­до­му из участ­ни­ков, по­лу­чив­шИЕ… или Каж­до­му из участ­ни­ков, по­лу­чив­шИ­МИ… Так нель­зя.

В по­яс­не­ни­ях на РЕШУ чаще ис­поль­зу­ет­ся ва­ри­ант со­гла­со­ва­ния с окон­ча­ни­ем ИХ.

Ана­ло­гич­но верно: Часть книг (какИХ?), по­лу­чен­нЫХ в по­да­рок, пойдёт в по­да­рок.

Или Часть (какАЯ) книг, по­лу­чен­нАЯ в по­да­рок, пойдёт в по­да­рок.

Не­вер­но: Часть книг, по­лу­чен­нЫЕ в по­да­рок, пойдёт в по­да­рок.

ПРИ­МЕ­ЧА­НИЕ: такой тип ошиб­ки при про­вер­ке со­чи­не­ний счи­та­ют ошиб­кой со­гла­со­ва­ния.

7.1.2 При­част­ный обо­рот и место глав­но­го слова

В пра­виль­но по­стро­ен­ных пред­ло­же­ни­ях с при­част­ным обо­ро­том глав­ное (или опре­де­ля­е­мое слово) не может сто­ять внут­ри при­част­но­го обо­ро­та. Его место или до, или после него. Пом­ни­те, что этого за­ви­сит рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния!!!

Рас­смот­рим пред­ло­же­ния с грам­ма­ти­че­ской ошиб­кой.

Не­об­хо­ди­мо тща­тель­но про­ве­рять на­прав­ля­е­мые до­ку­мен­ты на экс­пер­ти­зу.

Мы шли по усе­ян­ной аллее опав­ши­ми ли­стья­ми.

Ве­ду­щая улица в город была сво­бод­на.

Со­здан­ный роман мо­ло­дым ав­то­ром вы­зы­вал оживлённые споры.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: при таком по­стро­е­нии пред­ло­же­ния со­вер­шен­но не­по­нят­но, ста­вить ли за­пя­тую.

При­ведём ис­прав­лен­ный ва­ри­ант :

Не­об­хо­ди­мо тща­тель­но про­ве­рять до­ку­мен­ты, на­прав­ля­е­мые на экс­пер­ти­зу. Или: Не­об­хо­ди­мо тща­тель­но про­ве­рять на­прав­ля­е­мые на экс­пер­ти­зу до­ку­мен­ты.

Мы шли по аллее, усе­ян­ной опав­ши­ми ли­стья­ми. Или: Мы шли по усе­ян­ной опав­ши­ми ли­стья­ми аллее.

Улица, ве­ду­щая в город, была сво­бод­на. Или: Ве­ду­щая в город улица была сво­бод­на.

Роман, со­здан­ный мо­ло­дым ав­то­ром, вы­зы­вал оживлённые споры. Или: Со­здан­ный мо­ло­дым ав­то­ром роман вы­зы­вал оживлённые споры.

7.1.3. При­част­ные обо­ро­ты, вклю­ча­ю­щие не­пра­виль­ные формы при­ча­стий

В со­от­вет­ствии с нор­ма­ми об­ра­зо­ва­ния при­ча­стий, в со­вре­мен­ном рус­ском ли­те­ра­тур­ном языке не упо­треб­ля­ют­ся формы при­ча­стий на –щий, об­ра­зо­ван­ные от гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида со зна­че­ни­ем бу­ду­ще­го вре­ме­ни: не бы­ва­ет слов об­ра­ду­ю­щий, по­мо­гу­щий, про­чи­та­ю­щий, су­ме­ю­щий. По мне­нию ре­дак­ции РЕШУ, такие оши­боч­ные формы долж­ны пред­став­ле­ны в за­да­нии 6, но, по­сколь­ку в по­со­би­ях И.П. Цы­буль­ко ана­ло­гич­ные при­ме­ры есть, счи­та­ем важ­ным от­ме­тить дан­ный тип тоже.

Рас­смот­рим пред­ло­же­ния с грам­ма­ти­че­ской ошиб­кой.

Пока я не нашёл че­ло­ве­ка, су­ме­ю­ще­го по­мочь мне.

Цен­ный приз ожи­да­ет участ­ни­ка, най­ду­ще­го ответ на этот во­прос.

Эти пред­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­пра­вить, по­то­му что от гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида при­ча­стия бу­ду­ще­го вре­ме­ни не об­ра­зо­вы­ва­ют­ся. Не бы­ва­ет у при­ча­стий бу­ду­ще­го вре­ме­ни..

При­ведём ис­прав­лен­ный ва­ри­ант :

За­ме­ня­ем не­су­ще­ству­ю­щее при­ча­стие гла­го­лом в услов­ном на­кло­не­нии.

Пока я не нашёл че­ло­ве­ка, ко­то­рый су­ме­ет по­мочь мне.

Цен­ный приз ожи­да­ет че­ло­ве­ка, ко­то­рый найдёт ответ на этот во­прос.

7.1.4. При­част­ные обо­ро­ты, вклю­ча­ю­щие не­пра­виль­ные формы за­ло­га при­ча­стий

Такой тип ошиб­ки был в за­да­ни­ях ЕГЭ про­шлых лет (до 2015 года). В кни­гах И.П. Цы­буль­ко 2015-2017 года по­доб­ных за­да­ний нет. Этот тип рас­познаётся труд­нее всего, и свя­за­на ошиб­ка с тем, что при­ча­стие упо­треб­ля­ет­ся не в том за­ло­ге, дру­ги­ми сло­ва­ми, вме­сто стра­да­тель­но­го ис­поль­зу­ет­ся дей­стви­тель­ное.

Рас­смот­рим пред­ло­же­ния с грам­ма­ти­че­ской ошиб­кой.

До­ку­мен­ты, на­прав­ля­ю­щи­е­ся на экс­пер­ти­зу, не­об­хо­ди­мо тща­тель­но про­ве­рять.

Кон­курс, про­во­дя­щий­ся ор­га­ни­за­то­ра­ми, очень по­нра­вил­ся участ­ни­кам.

Пена, на­ли­ва­ю­ща­я­ся в ванну, имеет при­ят­ный аро­мат.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Задание 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Разные виды колючек защищают кактусы в жарких и засушливых областях Америки от животных и перепадов температур, создают тень и привлекают насекомых-опылителей, а также конденсируют водяной пар и удерживают влагу.

2) Острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие спасают кактусы от перепадов суточных температур, длинные и толстые создают тень.

3) Защищая от животных и перепадов температур, создавая тень и привлекая насекомых-опылителей, конденсируя водяной пар и удерживая влагу, разные виды колючек помогают кактусам выжить в засушливых областях Америки.

4) Нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей, благодаря чему так много кактусов в жарких и засушливых областях Америки.

5) Колючки, являясь одним из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, спасают эти растения от поедания животными, от перепадов температур, а также создают тень.

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, — колючки. (2)<…> они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие — спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые — создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3)Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.

Задание 2

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

Следовательно

Именно

Хотя

Иными словами

Зато

Задание 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, ж.

1) Крупная административно-территориальная единица. Московская область.

2) Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область науки.

3) Часть страны, территории. Северные области Европы.

4) Отдельная часть организма. Боли в грудной области.

Задание 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

включАт

квартАл

опломбИровать

ободрИть

послАла

Задание 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Усилиями ребят и учителей был организован БЛАГОТВОРНЫЙ концерт.

ВЫГОДНОСТЬ сделки была очевидна.

Сюжет пьесы был ДРАМАТИЧЕН.

Анатолий всегда был ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ сотрудником?

Специальный фонд назвали именно БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ, и он оправдывал своё название.

Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ДВЕ ТЫСЯЧИ девятом году

ИХ часы

посадили двадцать ЯБЛОНЕЙ

воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ

наиболее ЯРКО

Задание 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении сложного предложения 1) Конечно, и мы, и родители— все беспокоились за то, чтобы успешно сдать выпускные экзамены. 2) Ф.М. Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера – это чувство справедливости. 3) Секрет художественной выразительности картины И.Левитана «Золотой осени» заключается в богатстве цветовой палитры. 4) В Москве состоялось совещание директоров школ по вопросам, касающихся выпускных экзаменов. 5) В стихотворении Блока «Скифы» прослеживаются традиции литературы XIX века. 6) Одним из основоположников натуральной школы стал В.Г. Белинский, внёсший существенный вклад в создание теории реализма. 7) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. 8) Используя метафоры и сравнения, нам интереснее читать текст. 9) Мемуары знакомят нас с эпохой и дают полное представление о том или ином писателе.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Задание 8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к…лорийный

д..кумент

изл..жение

компл…мент

пок..ление (людей)

Задание 9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..возмогать, пр..брежный;

об..ёмный, разоб..ётся;

об..скать, пост..мпрессионизм;

не..держанный, бе..человечный;

на..лучший, пр..дприимчивый.

Задание 10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

влюбч..вый

подмиг..вавший

удоста..вавший

рул..вой

отча..ться

Задание 11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

запиш..шь

вытащ..шь

закле..вший

муч..мый

корм..щий

Задание 12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)скошенные луга источают дивный аромат.

(Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

В ещё (не)просохшем доме было сыро и холодно.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

(Не)удача обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

Задание 13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на любовь к городским пейзажам, мы ВСЁ(ТАКИ) не остались равнодушными к красотам природы на Валдае.

(И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

Мы посетили известные места пушкинского заповедника, а ТАК(ЖЕ) Святогорский монастырь; ТАМ(ЖЕ) находится могила А.С. Пушкина, на которой всегда лежат живые цветы.

За ЧТО(БЫ) она ни принималась — всё (ПО)ТОМУ выходит у неё красиво, что природа наградила эту мастерицу талантом, любовью к жизни, людям.

КАК(ТО) грустно стало Сергею, когда он осознал, что (НИ)КТО из приятелей детства так и не стал ему настоящим другом.

Задание 14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Задание 15

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Туча на востоке росла и захватывала запад и юг.

2) Было по-осеннему и скучно и грустно и серо.

3) В журчании ручья слышатся и грустные мелодии расставания с летом и жизнерадостные песнопения о необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

4) При входе в это учреждение нужно предъявить паспорт или какой-нибудь другой документ.

5) Дома не сиделось и мы решили проведать наших старых знакомых.

Найдите ошибки в предложениях, исправьте их. Определите, какое коммуникативное качество речи нарушено в каждом предложении

1) Десять лет назад постановка такой темы была совершенной новизной. 2) За бесплатный проезд штраф 100 рублей. 3) Он долго не навещал свою мать. 4) Августин направил свою мысль в правильном направлении. 5) Когда Татьяну представляли Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы. 6) Мужики! Бани не будет в связи с убийством тараканов. 7) Пастуху П.Иванову объявить выговор за то, что вывел на пастбище коров в нетрезвом виде. 8) О, какой хлеб хороший, праховый. 9) Данный вопрос не входит в нашу миссию. 10) Дорогая редакция, помогите прекратить беззаконие. У нас отрезают зады, на которых растут деревья. 11) В микрорайоне продолжает функционировать добровольная народная дружина. 12) Во многих районах города воды оказалось в минимуме. 13) На поезд посадки нет. До станции метро «Юго-западная» проследует следующий поезд. 14) Мы стремимся к тому, чтобы вырастить добротный урожай. 15) В нашем коллективе есть полная возможность бороться с пьянством, ведь мы знаем друг друга как пить дать. 16) Выборы губернатора области назначены на июнь месяц. 17) Сейчас мы заняты процессом строительства новых сооружений. 18) Он брал взятки, чтобы отдавать дань моде. 19) В нашем городе появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 20) А победителю конкурса – приз и мое обаяние. 21) После того, как Станецкий ударил меня в челюсть, у меня начался массовый падеж зубов. 22) Я высказал директору все, что о нем думаю, — теперь у нас гласность, а если некоторые слова я и говорил матом, то это речь у меня такая – матовая. 23) На кондитерскую фабрику требуется два рабочих: один – для начинки, другой – для обертки. 24) Справка дана в том, что владельцы скота из деревни Толдыкино пасутся поочередно.

Задания для самостоятельной работы

1. Найдите в периодической печати примеры употребления слов в несвойственном им значении. Проверьте свои предположения и выводы по толковому словарю. Как вы думаете, с чем связаны обнаруженные вами лексические ошибки?

Найдите в словаре слова, у которых новые значения сформировались во второй половине XX века.

Подберите примеры использования синонимов в разных типах текстов. Охарактеризуйте мотивированное и немотивированное использование синонимов.

4. Подберите несколько заголовков из современной прессы, в которых используются антонимы. Какова функция антонимов в текстах заголовков?


5. Составьте небольшую картотеку, иллюстрирующую употребление арготизмов в средствах массовой информации (в газетных и журнальных статьях, в речи дикторов радио, ведущих ТВ-программ и т.п.), и подберите несколько примеров использования жаргонных слов в современной художественной литературе. Оцените уместность/неуместность такого использования. Зачем некоторые авторы используют эти слова?

Выберите из газеты или журнала 20 заимствованных слов, значения которых вам неизвестны или не вполне понятны. Выясните их значение по словарю иностранных слов.

Самостоятельно подберите примеры немотивированного использования заимствованных слов в устной и письменной речи (газеты, журналы, ТВ- и радиопередачи). Подтвердите правильность своих наблюдений и выводов с помощью словарей.

Дайте характеристику речи кого-либо из известных политиков, отметив коммуникативные качества, присущие ему или отсутствующие в его речи. Проиллюстрируйте их примерами из своих наблюдений.

Контрольный тест

1. В чем причина коммуникативной неудачи предложения «Участники митинга строго обсудили террористов».

1) нарушение стиля


2) нарушение порядка слов

3) плеоназм

4) неразличение паронимов

2. Какое языковое явление нарушает логичность речи в предложении «Композиция туркменских сказок имеет много общего со сказками европейскими».

1) сопоставление логически неоднородных понятий

2) подмена понятия из-за неправильного словоупотребления

3) утверждение взаимоисключающих понятий

4) нарушение порядка слов

Найдите предложение с нарушением точности речи.

1) Кутузов был тесно связан с народом.

2) Куплю двухкомнатную квартиру с лифтом.

3) Катерину гнетет ее положение.

4) Спикером Государственной Думы станет женщина, знающая два языка.

Теплый рассказ о том, что родственники — это самое дорогое, что у нас есть. Даже если мы их стесняемся

Наташа закатила глаза. Дома она выставила на стол тарелку с мини-бутербродами, нарезанный кружочками апельсин и тонкие ломтики сыра. Шура недоуменно смотрела на все это.

— Доченька, а хлеб-то чего такой маленький?

— Мама! Это называется ка-на-пе-е!

Шура, вконец растерявшаяся от строгости дочери, промямлила:

— Так, может, это… картошечки пожарить?

Сергей, до того с тоской взиравший на Наташины кулинарные изыски, вдруг оживился:

— А давайте, Александра Борисовна! — и сурово посмотрел на жену.

— А вот тут у меня еще капусточка вам, — Шура вытащила из рюкзака трехлитровку с квашеной капустой.

Сергей аж застонал от удовольствия. Приободренная поддержкой зятя, Шура принялась освобождать свои огромные сумки от даров, сопровождая каждый пояснением:

— Грибочки вот, сама солила. А это маринованные. Грузди. Вареньице клубничное. А это брусничка моченая. Помидорчики. Еще моей бабки рецепт. Ты их, Сережа, под водочку. Икра кабачковая. Огурчики. Завсегда у меня хрустящие получаются.

За минуту стол был уставлен банками разных калибров, победно потеснивших Наташины тарелочки к самому краю так, что они рисковали упасть.

Сергей бурно выражал восторг.

— Лучший подарок на свадьбу! Мои-то никогда этим не занимались. Вот это теща у меня мировая! Наташка, ну ты чего куксишься?

Наташе оставалось две недели до родов, когда неожиданно на пороге их квартиры возникла Шура. Как всегда, нагруженная гостинцами.

— Мам, ты чего это? Без предупреждения.

— В отпуске я, доченька. Приехала вот проведать, помочь тебе. А чего предупреждать-то?

На следующий день Сергей вернулся с работы и заявил:

— Наташка, меня неожиданно в командировку отправили, так что хорошо, что с тобой мама.

— Как в командировку? Надолго?

— Сразу после выходных вернусь.

— Ну так что со мной может случиться? Рожать-то через две недели.

— Ну мало ли. На всякий случай. Александра Борисовна, вы ведь останетесь?

И, чмокнув жену в кончик носа, Сергей начал собираться. На самом деле ни в какую командировку ему было не надо. Просто за долгие месяцы Наташиной беременности он устал от ее капризов, частого недовольства и смены настроения и потому с легким сердцем уезжал на выходные к другу, жившему за городом у озера, отдохнуть от общества жены и порыбачить.

Утром у Наташи начало тянуть живот. Она не обращала внимания, но к вечеру боль стала очень сильной.

«Рано ведь еще, — думала Наташа. — Свекрови позвонить?»

Сказать бы матери, да что ее глупая мать сделает. Только закудахтает, как курица, за которыми она ухаживает на работе. Шура в этот момент ушла помыться в ванную. Наташа набрала номер Сережиных родителей.

— Милочка, так это тебе не мне нужно звонить, а в скорую, — заявила своим высоким голосом свекровь, услышав от Наташи, что она «кажется, рожает». — А что, Сережи рядом нет?

— Не-е-ет, он в командировке.

— Странно, мог бы отказаться в таком случае. Я-то тебе чем могу помочь?

От неожиданного пренебрежения свекрови Наташе стало еще больнее.

Шура выключила воду и услышала слабые вскрики дочери. Выскочила, обмотанная полотенцем, и обнаружила дочь сидящей на полу и прислонившейся спиной к дивану. Та корчилась от боли.

— Доченька! Неужто началось? Сейчас я в скорую позвоню!

Шура вмиг стала какой-то собранно-деловитой. Позвонила в скорую, четко указав все данные.

— Доченька, сумка-то у тебя собрана?

Наташа помотала головой, растягивая от боли рот, не в силах произнести ни слова. Шура собрала все необходимое в роддом.

— Держись, доченька, держись, ничего оно, ничего, — приговаривала Шура, поглаживая Наташу по спине и плечам до самого приезда скорой.

Наглядно-информационный материал для родителей

Лиля Савчук
Наглядно-информационный материал для родителей

Театр начинается с вешалки, а группа с раздевалки. Как сделать так, чтобы вся нужная информация для родителей смотрелась гармонично и доступно? Какая информация интересна для родителей, какая не очень? Какая информация постоянная, какая обновляется? Как правильно расположить, куда повесить и поставить? Эти вопросы мучают каждого воспитателя. Предлагаю вашему вниманию свой вариант наглядно-информационного материала для родителей. Мы задействовали не только приемную, но и холл.

стенд «Для вас родители»

Здесь вся информация о графике работы медицинского кабинета, часы приема заведующего, контактные телефоны, сведения о педагогах. Эта информация постоянная.

Стенд «Информация родителям»

Здесь информация о режиме группы и сменная по знаменательным датам, праздникам, и т. д.

Стенд «Наши достижения»

Здесь размещены грамоты, дипломы, благодарности как воспитателям, так и детям группы.

Стенд «Знают все давно вокруг, непоседа-лучший друг»

Здесь мы выставляем фотографии детей с праздников, с экскурсий, с интересных открытых занятий и т. д.

Фотоальбомы:

1. «Мы пришли в детский сад».

2.»Малыши, малыши, на прогулку мы пошли».

3.»Жизнь замечательных детей».

4. «Наши праздники»

Папки передвижки

Информация по сезону (осень, зима, весна, лето)

Ширмы- раскладушки, презентации

Здесь информация меняется в зависимости от знаменательных дней, праздников,информация о здоровье, ПДД, ОБЖ ит. д.

Кармашки — потеряшки

сюда мы складываем потерявшиеся на время вещи.

«Одеваемся правильно»

Схема в какой последовательности надо одеваться на прогулку.

Теперь плавно переходим в холл.

Стенд » Мама, папа, я творческая семья»

Здесь мы выставляем совместные работы родителей и детей. Конкурсы лучшего рисунка, стенгазеты, и т. д.

Стенд «Непоседливые ручки»

Здесь выставляем детские работы по лепке и конструированию из бумаги.

Выставка детских работ»Радость своими руками»

Здесь родители и дети могут увидать рисунки детей, работы по аппликации.

Уголок благодарности «Родителей за все благодарим

Подробно о нем я писала в прошлом году. В шариках кармашки, в них мы вписываем самых активных родителей.

Смайлики с благодарностями

Их мы приклеиваем на дверцу шкафчика,вписываем имена родителей, и за что их благодарим. Многие против этого, но мы используем этот метод не первый год. И многих родителей это стимулирует. В конце года награждаем самых активных родителей грамотами и медалями.

Раздевалки у нас не большие

Конечно не забываем про списки на шкафчики, на чешки. Используем даже двери для объявлений, приглашений, сведений о том, чем мы занимались сегодня

На шкафчиках стоят подставки с папками где все работы детей, каждый родитель может посмотреть, чем занимался их ребенок.

Для родителей предлагаем консультации, буклеты, памятки в распечатанном виде. Стихи и песни в распечатанном варианте.

Буду рада, если кому- то это пригодится.

Чем мы занимались сегодня (старшая группа)

Здесь вы узнаете, чем мы занимались в течение недели и как закрепить эти знания с ребенком дома. На этой страничке задания на темы, которых нет в рабочих тетрадях Теремковой (№ 1,2,3,4).

Лексическая тема «Детский сад»

Дети должны усвоить: для чего нужен детский сад, кто в нем работает, что есть в детском саду.

Словарь: группа, спальня, раздевалка, кухня, прачечная, воспитатель, помощник воспитателя, логопед и т.д.

Речевая подвижная игра «Сначала буду маленьким»

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Считалка «Детский сад»

Детский сад мы очень любим,

В нем играть, расти мы будем.

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя!

Лексическая тема «Мы- Россияне» ( Сибирь-мой край родной. Москва — столица. Мой любимый город.)

Дети должны усвоить: что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны.

Лексический материал: город, деревня, поселок, улица, бульвар, проспект, площадь, перекресток, магазин, кинотеатр, школа, завод т.д.

Лексико-грамматические игры и упражнения

  • «Где ты живешь?» Называет свой адрес(улица, номер дома, квартиры, этаж), рассказывает какие учреждения находятся рядом с его домо
  • Счет до 5-7-10 ( большой город(дом), памятник , иркутянин)
  • На улице — уличный

​ на вокзале- …, в театре — …., в парке — …. т.д.

  • «Что лишнее?»

Парк, лес, сквер

Москва, Иркутск, Байкальская улица

улица, проспект, машина

  • «Дома бывают..» ( много этажей — многоэтажные,из кирпмча — кирпичные,из дерева -…, из панелей-…, из камня — …; старые, новые, высокие, низкие, т.д.)

Связная речь

  • Составь рассказ «Мой город » по плану:

а) Как называется мой город

б)Главная улица(площадь, река)

в) достопримечательности

г) твое отношение к городу

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

Как называется наша Родина?

Как называется столица нашей Родины?

Назови главную улицу(площадь) нашего города

Назови свой домашний адрес. Кому можно говорить адрес, а кому нельзя.

Так же для информации родителям любопытные факты — смотрите в моем БЛОГЕ

Лексическая тема «Моя семья»

Дети должны усвоить: Семья , ее состав, функции членов семьи, какая должна быть семья (дружная, крепкая, трудолюбивая, здоровая, спортивная )

Лексико-грамматические упражнения и игры

  • Кто лишний и почему?

Мама, папа, доктор ( доктор -это профессия, а не член семьи)

Брат, сестра, соседка (соседка не является членом семьи) и т.д.

  • Назови полным именем

Валя-Валентина

Галя -Галина

Коля — Николай

Витя-Виктор и т.д. всех членов семьи

  • Назови отчество

Алексей — Алексеевич

Андрей-Андреевич

Василий-Васильевич и т.д.

Назови свое отчество (сестры, мамы, папы и т.д.)

  • Исправь предложение

Сначала родились мы, потом родители

Бабушка младше мамы.

Я бабушкина дочь.

  • Выбери правильный ответ

Бабушка -это ( папина жена, мамина мама, мамина сестра, соседка)

Связная речь

Рассказ «Моя семья» Лучше использовать картинки — подсказки. Можно взять фотографии.

Меня зовут …. Мне ….лет. Я родился в городе Иркутске. Живу на улице….. Моего папу зовут….(имя , отчество). Он работает (профессия или место работы). Мою маму зовут…(имя, отчество). Она работает…. Мою сестру(брата) зовут…. Она ходит в школу (чем занимается).

Связная речь

Пересказ «Семейный ужин» по опорным картинкам

Структура рассказа:

1. Начало рассказа

2. Рассказ с опорой на картинки

3. Конец рассказа

Приготовить картинки (можно использовать ваши фото) и разложить по порядку:

мама и папа, мальчик и девочка, мальчик и картофель, девочка и овощи, мама заваривает чай( чайник, плита ит.д), пылесос, семья ужинает.

Примерный рассказ

Вечером вся семья собралась дома.

Папа и мама пришЛи с работы. Брат и сестра пришЛи из школы. Они решиЛи приготовить семейный ужин. КоЛя почистил картошку дЛя картофельного пюре. ВаЛя помыла помидоры и огурцы дЛя овощного салата.Мама взяла кофейник(чайник) , поставила на пЛиту и заварила чай (кофе). Папа взял пыЛесос и почистил ковер. Когда все было готово, семья села ужинать.

Ужин был вкусный и все были рады видеть друг друга. ( Другой вариант концовки)

Можно добавить творческое задание: что делали после ужина, чем занимались. Запишите рассказ ( на диктофон, в тетрадь, приложите фото совместной семейной трапезы )

Лексическая тема «Транспорт»

Связная речь. Познакомимся с паровозиком, который обращал внимание на все необычное и красивое и учил этому окружающих

Пересказ «Паровозик» с опорой на картинки (с изображением паравозика, начальника станции, жеребенка, соловья, ландышей, заката)

1.Чтение с последующим обсуждением.

2. Повторное чтение

3. Рассказ ребенка с опорой на картинки.

Все паравозики были как паровозики, а один был странный. Он всюду опаздывал.

И вот однажды начальник станции сказал ему строго: «Если вы еще раз опоздаете… То…» И паровозик все понял и загудел: «Последнее честное благородное слово..»

И ему поверили в последний раз

Тук-тук — ехал он по дороге. Заметил жеребенка, хотел с ним поговорить, но вспомнил о честном, благородном слове — и поехал дальше. И вдруг звонкий голос из леса: Фьють… Вздохнул паровозик, подумал еще раз и поехал в лес.

А пассажиры выглянули в окно, и заметив лес, стали кричать:

-Безобразие! Мы же опоздаем!

— Конечно,- сказал паровозик.- Но если сейчас мы не услышим первого соловья, мы опоздаем на всю весну, граждане.

И всю ночь весь поезд слушал соловьинное пение. К утру поехали дальше. Много ли, мало ли ехали, но паровозик ни разу не оглянулся. И вдруг нежный запах из рощи. Вздохнул паровозик, задумался еще раз, вздохнул и в рощу направился.

-Безобразие, безобразие!- закричали опять пассажиры. — Опоздаем! Опоздаем!

И вновь паровозик ответил:

-Конечно. Но если сейчас мы не увидим первые ландыши, мы опоздаем на все лето, граждане.

И весь день поезд любовался первыми ландышами. Только к вечеру поехали дальше. И вдруг выехали на горку.

Взглянул паровозик вдаль и остановился.

-А теперь зачем стоим? — удивились пассажиры.- Ни цветов, ни леса.

-Закат,- только и сказал паровозик.

И теперь уже никто не спорил. Но вот, наконец, и станция. Вышли люди из поезда, а паровозик спрятался. «Сейчас,- думал он,- эти строгие тети и дяди пойдут к начальнику жаловаться».

Однако дяди и тети почему- то улыбались и сказали паровозику:

-Паровозик, спасибо!

А начальник станции немало удивился:

-Да вы же опоздали на три дня.

-Ну и что,- сказали пассажиры.- А могли бы опоздать на всю весну, на все лето и на всю жизнь.

Вы, конечно, поняли смысл этой сказки. Иногда не стоит торопиться.

Если видишь красивое, если видишь хорошее — остановись.

Подвести итог: Почему начальник все время ругал паровозик? А почему пассажиры поблагодарили паровозик?

Лексическая тема «Зима»

Связная речь. Предварительная работа по альбому №2. Составление рассказа «Зима» с введением нескольких слов-определений

Наступила (морозная, снежная, долгая, сибирская) зима. Земля покрыта (белым, пушистым, мягким, искристым) снегом. Дети не боятся (жгучего, крепкого, злого, сильного) мороза, потому, что они тепло одеты ( или перечисление, что они надели). (Дети, детвора, девочки и мальчики) играют в снежки, (катаются на санках, на лыжах, с горки на санках и т. д. зимние забавы). Нам нравится зима! (другой вариант конца рассказа).

Звук Т — согласный, твердый (та,то,ту,ты), глухой. Назвать слова со звуком Т в конце слова: ( типа коТ, мосТ, торТ

Связная речь: Пересказ рассказа «Елка»

Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка стала нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И дед Мороз играл! Весело было ребята

Лексическая тема «Дикие животные»

Связная речь. Тексты для пересказа: Е. Чарушин

Заяц. Быстро зайчишка бегает. Не каждая собака его догонит. В зарослях спит, прячется от хищников. Из леса в поле скачет кормиться. «Не пускай , садовник, зайца в сад: погрызет он кору у яблонь и черешен»

Белка. Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила- теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит и шишки шелушит.

ВОЛК. Летом воле ходит сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери попрячутся. Нечего волку есть. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут, где сторожа нет да запоры плохи — несдобровать овце.

Лексическая тема «Женские профессии. 8 Марта»

. Провести беседу о том, что в первый месяц весны, Восьмого марта, весь мир отмечает женский праздник (праздник мам и бабушек). Кем может работать мама (женские профессии)? Расширяем словарный запас: подарок, сюрприз, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан, родная, любимая, заботливая, ласковая, стройная, умная и т.д., заботиться, любить, уважать, стараться, дарить, помогать, готовить и т.д.; профессии.

2. Подбор прилагательных: Мама, какая? – взрослая, ласковая, умная и т.д. Бабушка, какая? – заботливая, добрая и т.д. Сестренка, какая? – маленькая, веселая и т.д.
3. Подбор слов – действий: Что умеет делать мам? – шить на машинке одежду, резать ножом продукты, подметать веником пол и т.д. Что умеет бабушка? – печь пироги, жарить картошку, вышивать иголкой, вязать спицами шарф и т.д. Что умеет делать сестренка? – рисовать красками, лепить снеговика, играть с собакой и т.д.

4. Согласование существительных с числительными: Одна мама, две мамы, пять мам. Одна бабушка, две бабушки, пять бабушек. Одна сестра, две сестры, пять сестер. Одна учительница, две учительницы, пять учительниц. Один продавец, два продавца, пять продавцов и т.д.

5. Словообразование (приставочные глаголы): Мама что делает? – гладит. Мама, что сделает? – погладит, отгладит, выгладит, загладит. Стирает – отстирает, постирает, выстирает, настирает. Шьет – пришьет, вышьет, зашьет. Лечит- полечит, залечит, вылечит. Учит – научит, поучит, заучит, выучит и т.д. 6. Закончи предложение (склонение существительного): У каждого малыша есть …(мама). Каждый человек любит свою … На свете очень трудно жить без … На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы… Я люблю гулять со своей … Я очень горжусь своей…

7. Составление рассказа-описания о маме (бабушке, сестренке) по плану: Как зовут (имя, отчество), возраст, внешность, профессия, за что ты ее любишь, чем ей помогаешь?

8. Составление рассказа-сравнения о маме и бабушке по плану: Как зовут (ИО)? Кто старше, кто младше? Кто ты маме, а кто бабушке? Внешность, профессия. Кто что делает по дому? Как ты помогаешь?

9. Прочитайте и разберите стихотворение: «Кто кому кто?» — Бабушка, бабушка, я чья дочка? — Ты Федина дочь, моего сыночка. — Мой папа большой, а совсем не сыночек. — Сыночек. Брат моих дочек. Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи? — Да разве у дочки мы были? У тети! — Тетю твою я в люльке качала… — Бабушка, стой, объясни-ка сначала, Кто мне Наташа и два ее братца? — Ладно, попробуем разобраться: Их мама, племянницы мужа сестра, Маленькой ох была и шустра! А ты доводишься…Хитрое дело… -Бабушка, что-то у нас пригорело! — Тьфу ты, пока я соображала, Все молоко из кастрюли сбежало. Я. Аким

Лексическая тема «Перелетные птицы»

Составление рассказа «Скворечник» с опорой на сюжетную картинку (Дети вешают скворечник на березу)

Задачи: 1. Обучение запоминанию и рассказ составленного рассказа

2. Закрепление признаков ранней весны

3. Обогащение лексики родственными словами ( скворечник, скворец, скворчиха, скворчата)

Записать рассказ в тетрадь со слов ребенка

Примерный рассказ: Наступила ранняя весна. Побежали веселые ручейки, появились проталины. На деревьях набухли почки. Снег потемнел и стал рыхлым. Прилетели перелетные птицы. Дети (ребята, мальчики и девочки и т.д.) пошли на прогулку и увидели на березе старый( ветхий, сломанный, почерневший т.д.) скворечник. Они решили сделать новый скворечник. Взяли молоток, гвозди, новые доски и смастерили( сколотили, построили) новый, красивый скворечник. Мальчики крепко привязали его к березе. Скоро в нем появятся скворчата и скворчиха будет носить им червячков.

Лексическая тема «Наша Вселенная» Космос, Солнечная система

Предметы: космос, космонавт, Гагарин, герой, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет, невесомость, планеты, звезды, Земля, Луна, Солнце связь, Цент управления полетами, работа, ученые, конструкторы, исследования, опыты… Признаки: первый, космический, орбитальный, важная, трудная, земной, лунный, солнечный, космический… Действия: осваивать, запускать, летать, выполнять…

Задания 1. Один – много (множественное число): спутник – спутники корабль — … космонавт — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …

2. Есть – нет (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — … связь – …

3. Посчитай: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…

4 Деление слов на слоги:кос-мос, ра-ке-та, кос-мо-навт, Зем-ля, пла-не-та

5. Игра «Одна семейка» с мячом. Бросаете мяч ребенку,задаете вопрос, он отвечает и бросает обратно. Обратите внимание, что слова космос, космонавт, космический похожи.

Как называется пространство вокруг Земли?

Человек, который летит в космос?

Какой корабль летит в космос?

Пересказ «Старый дед и внучек» Л. Толстой

Цель: Учить последовательно пересказывать литературный образец.

Воспитывать уважение к старым людям и уметь выражать вречи свои переживания.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И,когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все вдоме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят: сынишка их на полу дощечками играет — что — то слаживает. Отец и спросил: «Ч то ты делаешь?» А Миша говорит: » А это я , бабюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтоб вас их этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели дру г на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать старика за стол и ухаживать за ним.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН

Расказывание по плану:

1. картинка

2. Назови два слова-признака

3. Назови 3 слова — действия

4. Составь предложение с словом

5. Обобщающее слово

Например:

1. Дедушка 1. верба

2.старый, добрый 2. пушистая, мягкая

3. Читает, работает, ремонтирует 3. распускается, цветет, пушится

4. Дедушка читает газету. 4. Верба распускается ранней весной

27 фото, на которых время становится осязаемым

  • 103 22 205 35k

    14 самых ожидаемых фильмов 2020 года, выход которых уже предвкушает весь мир

  • 234 28 245 36k

    В сети поделились мнением о том, что давно пора перестать делать при воспитании детей

  • 159 21 118 39k

    20+ фактов о фильме «Сияние», который стал классикой, но рассорил писателя и режиссера

  • 180 24 114 51k

    14 типов покупателей, с которыми каждый из нас хоть раз встречался в супермаркетах

  • 229 37 152 46k

    Знаменитый израильский художник покорил наши сердца, честно показав родительские будни

  • 208 21 495 121k

    23 человека поделились психологическими трюками, которые не раз их выручали

  • 232 22 226 34k

    Объясните ребенку, что значит магия слова, и он никогда не будет чувствовать себя оскорбленным

  • 139 16 73 76k

    14 вирусных фото, в которые дружно поверил весь интернет (А они оказались искусными подделками)

  • 127 16 119 40k

    6 жен Генриха VIII — монарха, который изменил вероисповедание всей Англии ради одной женщины

  • 192 11 116 81k

    20+ фотографий, которые станут для вас маленьким открытием

  • 109 12 46 21k

    20+ фактов о том, как снимались фильмы Георгия Данелии

  • 158 24 481 80k

    9 заданий, которые поставят в тупик всех ваших знакомых, а вам помогут заключить беспроигрышное пари

  • 144 24 54 112k

    17 случаев, когда звезды оделись одинаково. И мы не можем понять, кому больше идет

  • 114 11 50 14k

    Чтобы успеть на день рождения дочки, мужчина отправил себя по почте и несколько дней летел домой в ящике

  • 192 22 434 177k

    12 фильмов, в которые киностудии не верили и выделили копеечный бюджет. А они разорвали кинотеатры мира

  • 130 18 201 38k

    15 актеров, которые рискнули сыграть совсем нетипичную для них роль

Школьные годы чудесные — по всей стране на неделе звучали вальсы, выпускники носили на плече первоклассниц, учителя плакали, родители рыдали — последний звонок. Уроки закончились, а школьные страдания — нет, впереди выпускные экзамены. Но пока выпускники ностальгически вспоминают, как прожиты годы. Уроки, секции, репетиторы, кружки, — конечно, все — на благо, все в копилку знаний.

Казаки-разбойнки, качели, пение под гитару вдруг исчезло из очень загруженного детства, проведенного в подготовках к экзаменам. Куда делось свободное время? Ведь экзамены сдавали во все времена.

В семье Катерины Соседовой вся жизнь строится вокруг двух маленьких человечков: Тани и Моти. А у них дел больше, чем у взрослых. Малыш Мотя ходит на уроки рисования, в секцию строительства из конструктора, посещает развивающие занятия в садике. Таня тоже с раннего детства занимается в кружках и теперь уже виден результат: целая стопка грамот, дипломов и сертификатов.

Дети — это смысл жизни, гордость и капитал, вернее, инвестиция в будущее.

«Детей достаточно много, я думаю, это наше будущее в спорте. Дворцы молодежи работают на полную загрузку. Открываются новые секции. А в это время дворы пустуют», — отмечает генеральный директор Дворца детского и юношеского творчества Валентина Шульгина.

Папы мальчиков признаются, что в свое время гоняли мяч по двору, и дурака тоже валяли с удовольствием. Но своим детям, они желают только самого лучшего.

«Современное детство отличается от того, что было, скажем, 50 лет назад, тем, что исчезает дворовая культура. И это значит, что дети сами себя с трудом занимают. Сейчас появилось, как это называют, ценность раннего развития. Кажется, что если не успел чего-нибудь в детстве ребенку дать, пихнуть в клювик, то он уже не получил чего-то», — поясняет профессор Института образования НИУ ВШЭ, руководитель исследовательской группы «Современное детство» ВШЭ Катерина Поливанова.

Мысль о том, что «хорошая мама» обязательно должна развивать ребенка, поддерживается рынком и рекламой.

Гонка за талантами начинается в грудном возрасте. Малыши бьют рекорды, родители гордятся собой, в том числе. Организованное детство становится нормой общества.

«Мода на раннее развитие — это скорее занятость родителей. Есть данные, что до 10 лет, например, интеллектуальный вброс держится, в 10 лет они выравниваются – те, которые ходили и не ходили, то есть объективных данных нет», — отмечает Катерина Поливанова.

Учеников обычной школы на окраине Москвы попросили отметить на карте района места, где эти дети часто бывают.

«Если мы посмотрим по картам внимательно, то мы можем увидеть — в основном это конкретные места, то есть, где находится организация — музыкальная школа, спортивная школа и так далее», — поясняет замдиректора по научно-методической работе ГБОУ СОШ №777 Михаил Лебедев.

Оказывается, что свободное время детей проходит в специальных учреждениях и организовано взрослыми. Даже в футбол старшеклассники ходят играть на закрытый школьный двор. Только один ученик 10-го класса признался нам, что самостоятельно гуляет без конкретной цели. Поход в супермаркет по нынешним временам — смелый, рискованный поступок.

Под строгим родительским надзором дети растут не только в современной России. Например, в Европе мода на «организованное детство» появилась еще раньше. Профессор Кристоф Вульф — один из самых известных педагогов Германии, уверен, что у такого воспитания будут печальные последствия.

«Эта тенденция касается особенно представителей среднего класса, которые планируют жизнь детей до мелочей. Однако есть различие между тем, как взрослые представляют себе игры для детей, и как видят дети. А чтобы ребенок начал сам придумывать, сам заниматься творчеством, его надо просто оставить в покое, дать ему пространство и время побыть наедине с собой», — считает профессор педагогики и антропологии Свободного университета Берлина Кристоф Вульф.

В одной из гимназий Ульяновска психолог провела небольшой эксперимент: попросила старшеклассников всего 10 минут молчать и развлекать себя только своими мыслями.

«Поначалу было такое смятение, что тут происходит и почему мы молчим. Обычно я отдыхаю вместе с друзьями, веселясь», — признается школьник.

«Минут 10, но такое ощущение, как будто проспала два часа. Прямо вот такое облегчение. Обычно такого не бывает. Все время бежишь куда-то, торопишься», — рассказывает девушка.

Эти 10 минут старшеклассникам дались непросто. Оказалось, что наедине с собой подростки обычно не остаются, а если и выдается пауза — в кармане всегда есть телефон. Психолог из Санкт-Петербурга Екатерина Мурашова пошла дальше и провела похожий восьмичасовой эксперимент.

«Эксперимент заключался в том, что ребенок 8 часов должен был находиться сам с собой. Ему были запрещены все электронные приборы и общение. А все остальные занятия были разрешены, то есть можно было лепить, рисовать, читать, музицировать. И вот из этих 68 подростков только трое довели эксперимент до конца. Все остальные эксперименты прервали. Меня это испугало», — рассказывает семейный психолог, писатель Екатерина Мурашова.

Оказалось, что 8 часов без общения — это настоящая пытка. Восемь часов наедине со своими мыслями — оказалось, что детям не только скучно, но и страшно, а некоторым просто невыносимо.

«Родители должны создавать детям периоды наедине с собой, то есть они должны давать им эту возможность. И это время должно быть не в гаджете, а где-то еще», — считает Екатерина Мурашова.

Полина Горемыкина годами успешно занималась живописью, с пяти лет танцевала в ансамбле «Счастливое детство» и старалась быть лучшей. Только мама не понимала, почему девочка стала часто болеть.

«Она постоянно плакала, у нее началась депрессия. Нам даже приходилось в какие-то периоды пить успокоительные», — рассказывает мама Полины Алина Горемыкина.

И только сейчас, в 13 лет, Полина решилась сказать маме правду о своей артистической карьере в ансамбле «Счастливое детство».

«Мне было очень тяжело. Я постоянно хотела спать. Потому что я после школы бежала, например, по четвергам сначала в художку, потом на танцы. А после этого я приходила в 9 часов вечера, и мне надо было успеть сделать уроки. И я ложилась очень поздно», — рассказывает Полина Горемыкина.

Эти слова ранили маме сердце и заставили по-новому взглянуть на то, что взрослые принимали за «счастливое детство». Теперь в художественную школу Полина больше не ходит. А занятия танцами продолжаются, но не ради результата и медалей на соревнованиях.