Кино плагиат

Кинематографу уже больше 100 лет, поэтому режиссерам и сценаристам становится все труднее придумывать новые истории. Так или иначе, но в любом фильме можно найти моменты, похожие на другой.

Иногда создатели так сильно вдохновляются чьей-то работой, что практически полностью копируют сюжет, хотя некоторые потом с невинным видом пытаются всех убедить, что ничего не заимствовали.

10. Остров | 2005

Сюжет картины Майкла Бэя повествует о мире, в котором произошла глобальная катастрофа.

Уцелевшие живут в изолированном поселении, но все знают, что где-то есть райский остров с чистым воздухом, которым можно дышать. Попасть туда можно только одним способом – выиграть в лотерею, проводимую руководством поселения.

Режиссер вряд ли знал, что этот сюжет – практически точная копия третьесортного фильма 1978 года «Части: Ужас клонов», зато об этом точно знал сценарист. Главное отличие между картинами – бюджет. На «Остров» потратили 130 млн долларов, но фильм в итоге провалился, а создателям еще пришлось уплатить семизначную сумму авторам «Ужаса клонов» из-за явного плагиата.

9. Напролом | 2012

Боевик с Гаем Пирсом в главной роли повествует о бунте в орбитальной космической тюрьме, где в момент восстания заключенных находилась с гуманитарной миссией дочь президента США. Теперь она становится заложницей и для ее освобождения привлекают бывшего агента ЦРУ, осужденного на 30 лет.

Эта история сильно напоминает события фильма «Побег из Нью-Йорка» Джона Карпентера с Куртом Расселом. Там тоже главный герой находится вне закона и ради своей свободы освобождает дочь чиновника.

Карпентер подал в суд на создателей и выиграл 80 000 долларов, но Люк Бессон отказался платить и подал апелляцию. Новый суд вновь признал «Напролом» плагиатом и увеличил сумму компенсации до полумиллиона.

8. Чужой | 1979

Сценарист этого культового фильма никогда не отрицал, что сюжет не был им придуман полностью. Он честно признавался, что заимствовал идеи из множества фантастических произведений, однако критики и зрители быстро заметили, что «Чужой» сильно похож на картину «Оно! Ужас из космоса».

Второсортный черно-белый триллер 1958 года рассказывает крайне похожую историю: на космический корабль проникает инопланетная тварь, которая перемещается по вентиляции и убивает членов экипажа по одному.

7. История игрушек | 1995

Режиссер Джон Лассетер еще до съемок «Истории игрушек» хотел поставить мультфильм «Отважный маленький тостер». В нем речь идет об ожившей технике и электронике, которая отправляется на поиски хозяина.

Студия Disney не захотела давать на него деньги, поэтому приключения тостера сняла другая компания в 1987 году. Лассетер же со временем стал видной фигурой в Pixar и решил вновь вернуться к своей идее, заменив электроприборы на игрушки.

Тем не менее, в обоих проектах есть не просто похожие, а буквально идентичные сцены, которые Лассетер явно «содрал».

6. Форсаж | 2001

Первая часть приключений Доминика Торетто и компании как две капли воды похожа на фильм «На гребне волны» 1990 года с Киану Ривзом и Патриком Суэйзи в главных ролях.

Разница лишь в том, что в «Форсаже» – банда уличных гонщиков, а в оригинале банда серферов. В обоих боевиках главный герой проникает в группировку под прикрытием, заводит отношения с девушкой, начинает дружить с главарем и входит во вкус.

5. Голодные игры | 2012

Это особенный случай, так как здесь в плагиате смело можно обвинить не только авторов фильма, но и писательницу Сьюзен Коллинз, написавшую книгу.

История о безрадостном будущем и группе подростков, участвующих в смертельной игре – все это в 2000 году было показано в японском фильме «Королевская битва», снятом по одноименной книге.

Коллинз утверждала, что никогда не читала книгу, а создатели фильма что не смотрели версию японцев. Тем не менее, плагиат налицо, причем не самый удачный.

В «Королевской битве» много убийств и крови, что и должно быть в картине про смертельные игры, а Голливуд снял сопливую мелодраму для подростков.

4. Бешеные псы | 1992

Идею своего дебютного фильма Тарантино позаимствовал у японского боевика «город в огне» 1987 года. Налет на ювелирку, коп под прикрытием, член банды с неустойчивой психикой – все это придумал не Квентин.

Однако все гениальные диалоги и постановка сцен – целиком его заслуга. Этот режиссер часто черпает (или откровенно ворует идеи) вдохновение в работах своих коллег, но перерабатывает все так, что обвинить его в плагиате язык не поворачивается.

3. Звездные войны | 1977

При создании легендарной вселенной «Звездных войн» Джордж Лукас вдохновлялся в основном научно-фантастическими сериалами 50-х и книгами, но больше всего он взял не из них, а из фильма «Три негодяя в скрытой крепости» Акиры Куросавы.

Первоначальный сценарий так сильно напоминал работу Куросавы, что Лукас всерьез думал о покупке прав на нее, но потом историю слегка изменили.

Тем не менее общего осталось очень много, хоть и подано все в фантастических декорациях.

2. За пригоршню долларов | 1964

Первая часть долларовой трилогии Серджио Леоне рассказывает о стрелке в исполнении Клинта Иствуда, который решает подзаработать на войне двух банд, обосновавшихся в маленьком городке.

С этого вестерна начался путь Леоне к званию короля жанра, но радость победы омрачил иск от Акиры Куросавы.

Фильм Леоне – калька с фильма «Телохранитель», снятый Акирой в 1961 году.

Если Джордж Лукас взял многое, но добавил и много от себя, то Серджио Леоне не стал заморачиваться и просто заменил самураев из японского фильма на ковбоев в своем. В итоге ему пришлось раскошелиться и отдать 15% кассовых сборов.

1. Король Лев | 1994

Мультфильм «Король Лев» до сих пор остается одним из лучших анимационных проектов в истории, принесшим Disney кучу денег. Ирония в том, что он позиционировался как первый мультик студии, снятый не на основе сказки, а по оригинальному сценарию.

В это можно было бы поверить, если бы не существовало японского аниме «Белый лев Кимба», снятого в 1965 году.

Кимба – маленький львенок, которому предстоит править джунглями. Он также теряет отца, ему является его дух в облаке, трон короля джунглей занимает злобный лев с двумя гиенами на побегушках. Попугай, эксцентричный бабуин, возлюбленная – все это есть в аниме.

Когда создателей «Белого льва Кимбы» спросили, почему они не подали в суд на Disney за столь наглый плагиат они ответили, что не могут соперничать с многомиллиардной корпорацией, в штате у которой сотни опытных юристов.

6 самых дерзких плагиатов и ремейков известных фильмов

  • 158 9 73 61k

    20 человек, которые захотят забыть этот день как страшный сон

  • 53 12 102 68k

    10 легендарных фраз, которые на самом деле выдумал наш мозг (Почему, постараемся объяснить)

  • 225 15 128 152k

    15+ перлов врачей, которые доказывают, что без здорового юмора в этой профессии не обойтись

  • 95 48 22 70k

    16 пар отечественных знаменитостей, в паспортах которых, оказывается, стоит один и тот же год рождения

  • 141 30 299 47k

    20 жестких истин, которые помогут прийти в себя быстрее, чем сеанс психотерапии

  • 134 17 51 39k

    Откровенный рассказ отца-одиночки, который столкнулся с осуждением окружающих за то, что «отобрал» у матери дочь

  • 199 26 147 78k

    Читатели AdMe.ru рассказали, от каких детских фраз у них пробегал холодок по спине

  • 272 31 159 89k

    20+ наблюдательных пользователей сети, открытия которых введут вас в ступор

  • 132 65 55 26k

    Люди в твиттере решили придумать названия для приквелов к известным фильмам, и получилась комическая бомба

  • 180 11 78 99k

    20+ неловких ситуаций, которые могли произойти только на работе

  • 174 20 102 56k

    Пластический хирург рассказал о своей профессии и о том, почему операция бывает необходима, а порой не нужна совсем

  • 165 38 67 89k

    Как выглядят жены знаменитых актеров, покоривших миллионы женских сердец

  • 308 16 162 58k

    20 фотографий и их реальные истории, которые больше похожи на выдумку

  • 278 30 262 123k

    18 девушек, которые хотели бы сдержаться и не язвить, но не вышло

  • 145 65 128 93k

    9 деталей внешнего вида, которые могут испортить впечатление о нас за долю секунды

  • 114 11 50 14k

    Чтобы успеть на день рождения дочки, мужчина отправил себя по почте и несколько дней летел домой в ящике

10 самых ярких кайдзю в кино (11 фото)

Кинг-Конг

Король острова Черепа – огромная человекообразная обезьяна, демонстрирующая слабость к блондинкам рода homo sapiens. Кинг-Конг – самый известный американский кайдзю, с 1933 года периодически врывающийся на экран, чтобы подредактировать ландшафт и проредить популяцию динозавров и военных. В американских фильмах за гигантской обезьяной струится трагический шлейф: Конг либо страдает из-за любви, либо вынужден защищать беспомощных людишек. Японцы же в своих картинах постарались нивелировать эти мотивы, довольствуясь чистой и пьянящей деструктивностью. Несмотря на отсутствие каких-либо способностей, окромя физической силы, Конг в 1962 году одолел самого Годзиллу (без читов не обошлось, но победителей не судят). В связи с этим очень интересно, чем закончится их экранное противостояние в 2020-м: либо Годзилла убедит, что поражение 60-летней давности – это всего лишь недоразумение, либо Конг раз и навсегда всем покажет, что он король не только у себя на острове.

Родан

Родан, он же Радон – гигантский «птеранодон» орехового цвета. В 1956-м, на два года позже, чем Годзилла, он бойко влетел в японские кинотеатры с сольным фильмом, но после этого закрепился во франшизе Короля Монстров. Есть мнение, что эта летающая рептилия, как и Биг-Джи, является олицетворением ядерной угрозы, только не со стороны США (как Годзилла), а со стороны Советского Союза. Хотя кто сейчас это считывает!
Родан – очень популярный японский кайдзю: он появляется во всех трех периодах киноцикла о Годзилле, являясь его природным врагом. Однако сколь бы мощной ни была антипатия между двумя гигантами, стоит на экране появиться третьей силе, как эти двое объединяются, как заправские друзья. В качестве союзника Родан очень полезен: его огромные крылья размахом от 100 до 150 метров (в зависимости от периода выхода фильма) могут создавать волны, разрушающие целые здания, а также он обучен стрельбе световым лучом.

Хэдора

Инопланетная невидаль Хэдора появилась в 1971 году, когда на экологические проблемы было наплевать всем, кроме хиппи. Фильм «Годзилла против Хедоры» получился соответствующим: «дети цветов» в кадре, танцы, песни, всеобщая любовь и психоделический саундтрек. Да и монстр был временам под стать: крохотный пришелец, питающийся загрязнениями. На Земле такого добра хватает, поэтому Хэдора рос как на дрожжах, вымахав в настоящего кайдзю. Восстановить баланс отправился Годзилла, но его атомный луч особых проблем монстру не доставлял. В итоге Хэдора несколько раз мутировал, научившись летать и стрелять из глаз вредоносными лучами. Совсем плохо стало, когда инопланетный кайдзю принялся испускать ядовитый туман. Тут даже Годзилла почти приказал долго жить, но на помощь пришли люди: головастые японские ученые догадались, что захватчика нужно иссушить.
Имеющийся набор характеристик делает Хэдору одним из самых опасных и разрушительных монстров, когда-либо вторгавшихся на территорию Страны восходящего солнца.

Мотра

В отличие от прочих кайдзю, Королева Монстров ничего не разрушает, а, наоборот, оберегает. Являясь хранительницей живой природы, гигантская бабочка Мотра приходит на помощь, когда распоясавшиеся чудовища грозят сровнять с землей всю страну или когда прилетают нехорошие инопланетяне с самыми мрачными планами относительно нашей планеты. Мотра умеет стрелять лучами из усиков и глаз, усыплять других гигантских чудищ ядовитыми чешуйками, летать в космосе и, что немаловажно, понимает язык кайдзю: это позволяет ей иногда убеждать существ объединиться против общего врага. Главными недругами Королевы Монстров являются Годзилла и Баттра, ее злой антипод. Баттра, как и Мотра, защищает Землю, но небезосновательно считает людей основной угрозой для матушки-земли.

Грабоид

Японцы являются главными поставщиками кайдзю, однако у заморских дьяволов тоже есть чем похвастаться. В основном это гигантские насекомые и рептилии из 50-х годов прошлого века – золотого времени жанра creature feature. Более современные образчики вы наверняка видели в «Монстро» и «Тихоокеанском рубеже», но самую долгоиграющую франшизу отхватил подземный червь грабоид, наводящий свои порядки в Неваде и Африке. Это существо достигает более 10 метров в длину, ничего не видит, зато отлично улавливает вибрацию и очень быстро передвигается. Характерная черта грабоида – несколько змееобразных отростков, вылезающих изо рта и хватающих добычу. Именно такие твари чуть было не разрушили надежды персонажей Кевина Бейкона и Фреда Уорда на переезд, а в сиквелах появились отпрыски червя: «крикун», «земляной дракон» и assblaster (сами переводите).

Кинг Гидора

Весьма напоминающий отечественного Змея Горыныча, Кинг Гидора, пожалуй, один из самых известных кайдзю во вселенной Годзиллы и его заклятый враг. Впервые это создание влетело на экраны в 64-м в «Гидоре: Трехголовый монстр». Тогда он прибыл в Японию из космоса после того, как не моргнув глазом уничтожил Венеру. Каждая голова Кинг Гидоры способна выпускать мощнейшей силы лучи, так что чудище преспокойно сеяло хаос в Стране восходящего солнца, пока Годзилла и Родан были заняты междоусобицей. Положение спасла личинка Мотры: ей удалось уговорить двух кайдзю позабыть прошлые распри, чтобы разобраться со 100-метровым инопланетным супостатом.
Впоследствии Кинг Гидора вернулся на экраны подрощенным (150 метров) и с переписанной биографией: теперь это не космический разрушитель миров, а результат радиоактивного слияния нескольких существ (в «Годзилле против Кинг Гидоры» вообще страшно «наркоманский» сюжет, поэтому подробно описывать его не будем). А во времена нового века этот кайдзю «усох» до 69 метров, зато стал защитником Земли наравне с Мотрой и сыграл важную роль в (очередной) победе над Годзиллой.

Гамера

Второй по известности кайдзю после Годзиллы, обладающий собственной франшизой, также разделенной на три эры. Гамера похож на огромную клыкастую черепаху, передвигается на задних лапах, отлично плавает, летает (это нужно видеть: монстр поджимает задние лапы, а образовавшиеся в панцире отверстия использует как сопла), изрыгает пламя и стреляет файерболами. Наводит страх на всю Японию в фильмах, комиксах и видеоиграх аж с 1965 года. Поскольку Гамера – это творение Daiei Films, конкурентов студии Toho, то схлестнуться с Годзиллой ему не суждено (во всяком случае, официально). Однако этого момента и японцы, и западные кайдзю-гики ждут, как манну небесную.

Мехагодзилла

Биография этого техногенного гиганта менялась в зависимости от периода, но название вполне отражает суть: это меха, спроектированный в виде Годзиллы.
Изначально Мехагодзилла являлся продуктом инженерии расы Симианов для уничтожения Земли. Годзилле и Кинг Сизару (не представленное в топе страшилище, похожее на прямоходящую большеухую гиену) удается одолеть киборга.
Затем Мехагодзилла стал роботом, построенным людьми для борьбы собственно с Королем Монстров. Существует также модель с максимальной комплектацией, называемая Супермехагодилла – действительно серьезная штука.
В современную эру Мехагодзилла также является продуктом человеческого гения, однако построен на основе скелета оригинального Годзиллы из 1954-го. Во время битвы с Годзиллой в киборге просыпается генетическая память, и он принимается уничтожать Токио. Чем лечим, тем и калечим.
Вообще, Мехагодзилла иллюстрирует технофобию гораздо красочнее, чем все джей-хорроры, вместе взятые. Поэтому если у вас дома есть робот-пылесос или иная робототехника – не ругайтесь на нее. Просто на всякий случай.

Гайган

Еще один техногенный кайдзю. Впервые Гайган появился в «Годзилле против Гайгана» в 1972 году. По сюжету фильма скрывающиеся среди людей пришельцы строят коварные планы по захвату планеты. Для этого они вызывают из космоса двух монстров – нашего старого знакомого Кинг Гидору и гигантского киборга Гайгана. Вместо рук у него огромные крючья, на пузе располагается масштабная циркулярная пила, глаза стреляют красными лазерами, а мощные крылья на спине позволяют летать с невероятной скоростью. В одиночку одолеть такой тандем не под силу даже Годзилле, поэтому на помощь ему приходит Ангирус – мутировавший вследствие американских ядерных бомбардировок анкилозавр.
Гайгана несколько раз модифицировали. Самую мощную версию создали в Миллениуме ксилены – раса злобных пришельцев с планеты Икс. Они заменили крючья на руках бензопилами, а также добавили метательные режущие диски, возвращающиеся к Гайгану наподобие бумерангов. Заодно киборг прибавил в размере: в «Годзилле против Гайгана» его рост составлял всего 60 метров, в «Финальных войнах» же он вымахал до 120.

Годзилла

У каждого есть свои предпочтения относительно кайдзю: кому-то по душе роботы, другие предпочитают злобных разрушителей, третьим импонируют миролюбивые исполины. Но среди всех-всех-всех гигантских чудовищ есть одно, пред которым склоняются все остальные. То ли значимость бренда сыграла свою роль, то ли дело в харизме – не важно. Главное, что существует бог всех кайдзю. Его рев заставляет кровь стынуть в жилах, а его имя в 50-х произносили либо шепотом, либо криком. Годжира, или как нам с вами, лупоглазым варварам, привычнее – Годзилла.
Биг-Джи – не что иное, как воплощение гнева природы на людишек, которые в своих войнах перегибают палку и используют атомные бомбы, эффект которых не ограничивается лишь огромным взрывом. Годзилла родился из-за радиации и обрушил на человечество всю свою ярость: оригинальная лента 1954-го в большей степени хоррор, нежели развеселый кайдзю-фильм.
Облик, манера поведения и размеры Короля Монстров менялись с течением времени, и в недавней американской картине Годзилла становится защитником нашей с вами многострадальной планеты. А вот последняя на сегодняшний день часть японской франшизы обращается к темной стороне этого великолепного существа. «Годзилла: Возрождение» много и прозрачно намекает на политические и социальные проблемы (не только Японии), а дизайн кайдзю вышел неожиданно гротескным и мрачным. Прежде чем стать собственно Годзиллой, монстр проходит через несколько стадий развития. Самой популярной в народе стала промежуточная стадия, получившая ласковое название камата-кун. В этой форме у Годзиллы нет рук, и он неуклюже ползает по Токио, сверкая своими круглыми, как у мурены, глазами и заливая все кровью из жабр. Образ получился столь ярким, что в Японии вовсю торгуют мягкими игрушками, брелоками, подушками и чехлами для смартфонов, стилизованными под камата-куна. Ну, а финальная стадия представляет собой испещренного шрамами исполина, который своим атомным дыханием за секунду уничтожает полгорода.
В ближайшие два года Годзиллу ждет американский сиквел, в котором нам обещают показать Мотру и Родана, а также эпический замес с Кинг-Конгом (делайте ваши ставки), а после этого права возвращаются в цепкие лапки Toho, которая наверняка продолжит свой цикл, закончившийся весьма противоречивым (и оттого более интригующим) клиффхэнгером. Как бы то ни было, если вы вдруг услышите продолжительное SSSSKREEEEONGK – падите ниц перед Королем Монстров! Ибо эту планету еще не топтало существо внушительнее, могучее и великолепнее, чем Годзилла.

По Токио ходила огромная Годзилла

Кто такой: зелёный, четыреста футов высотой и ест поезда на завтрак? Если ваш ответ — Годзилла, то хорошо, что вы читаете эту книгу, потому что вы неправы…
Дж. Д. Лис и Марк Керасини «Официальный свод знаний о Годзилле»

С выходом фильма Гильермо дель Торо «Тихоокеанский рубеж» множество людей впервые узнали слово «кайдзю» и запомнили, что так называют гигантских чудовищ. Это не совсем верно. Кайдзю по-японски означает «странный зверь» — Чебурашка, если угодно, тоже кайдзю. Исполинских тварей из японской кинофантастики правильнее называть дайкайдзю — «большой странный зверь».

В Японии фильмы об этих существах сложились в целый жанр, существующий уже шестьдесят лет. Помимо всем известного Годзиллы, в этом жанре есть много других героев. Некоторые тесно связаны с популярным собратом, а другие совершенно от него независимы.

Вернее, ходил. Оригинальный Годзилла, по мнению большинства его поклонников, самец. Внешне он здорово смахивает на динозавра — или скорее на комбинацию из нескольких видов динозавров, да к тому же огнедышащую. Более всего он напоминает тираннозавра, но, с другой стороны, шипы по хребту вроде бы положены стегозаврам. В разных фильмах дизайн чудища претерпевал метаморфозы: менялся размер ящера, уменьшались или увеличивались шипы на спине.

Как рассказывал продюсер «Годзиллы» Томоюки Танаки, первый толчок вдохновения он ощутил во время перелёта через Тихий океан. Посмотрев вниз, кинематографист подумал: «Что могут скрывать эти волны?» Учитывая, что в 1952 году в кинотеатрах Японии с феноменальным успехом прошёл «Кинг-Конг», а ещё через год кассовым хитом стало «Чудовище с глубины в 20 000 саженей», неудивительно, что под волнами Танаки тоже решил поискать чудо — на этот раз своё, японское. И в 1954 году кинозрители узнали историю Годзиллы — огромного ящера, которого разбудила атомная бомбардировка. Разъярённое чудовище сначала топило корабли, а потом напало на Токио, принеся множество бед и разрушений.

«Чудовище с глубины в 20 000 саженей» было не только «предком» Годзиллы, но и первым фильмом, в котором монстр появился благодаря атомной бомбе. В основе картины лежал рассказ Рэя Брэдбери «Ревун»

Практически каждый, кто писал о Годзилле, обязательно проводил связь между ним и ядерной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки. Эта ассоциация верна лишь отчасти: режиссёр первого фильма о Годзилле и многих других картин жанра, Исиро Хонда, во время Второй мировой войны действительно служил в армии. В «Официальном своде знаний о Годзилле» написано: «Он посетил место бомбардировки в Хиросиме и хотел как-то преобразовать в кинематографическую форму ужас и запустение, которые он там обнаружил».

Но как раз в 1954 году перед глазами японцев возникло более свежее напоминание о ядерной угрозе. Когда писался сценарий будущего суперхита, во всех японских газетах обсуждали «вторую атомную бомбардировку Японии» — катастрофу с рыболовецким судном «Фукурю-Мару № 5». 1 марта 1954 года возле атолла Бикини американцы испытывали водородную бомбу, и под удар попал экипаж проходившего мимо корабля. Двадцать три человека получили тяжелейшие лучевые ожоги, а один из них, радист, через полгода скончался. Эти события, хоть и не сравнимого с Хиросимой масштаба, повлияли на создателей знаменитого монстра не меньше, чем эхо войны. Недаром исполинского ящера пробудили и разозлили именно ядерные испытания.

Годзиллу с самого начала играл актёр, одетый в специальный костюм. Для создателей это было принципиально: они считали, что использование покадровой анимации не даст необходимого эффекта. И в дальнейшем, несмотря на развитие спецэффектов, они не отступили от этой технологии: даже компьютерная графика применялась лишь однажды, в телесериале.

Актёр Хауро Накадзима играл Годзиллу много раз, начиная с первого фильма, и специально изучал движения крупных животных, чтобы передать тяжёлую поступь своего персонажа. Он так рассказывал о съёмках:

Вскоре после того, как я получил роль, я понял, что можно заменить любого человека из съёмочной группы или актёра, но не меня. Я понял, что если вдруг не выйду на мою работу, то никто из команды, трудящейся над спецэффектами, не сможет делать свою. И это дало мне потрясающее чувство гордости.

Хауро Накадзима — истинное лицо Годзиллы

Последним на данный момент появлением великого во всех смыслах ящера в кино стал фильм «Годзилла: Финальные войны». В нём на экране предстают едва ли не все основные чудовища франшизы. Картина получилась масштабной, немного запутанной по сюжету, но бесспорно зрелищной: как-никак, это была попытка подвести черту под всем кино-сериалом.

Любопытно отметить, что одну из ролей в «Финальных войнах» сыграл Кейн Косуги — сын знаменитого Шона Косуги, звезды классических фильмов о ниндзя. У Кейна за плечами к тому времени были съёмки в нескольких фантастических сериалах — в частности, в одной из версий «Ультрамена», разговор о котором ещё впереди.

Кинг-Конг против Годзиллы

Два величайших киномонстра просто не могли хоть однажды не сойтись в схватке. Кроссовер «Кинг-Конг против Годзиллы» был снят в 1962 году. Из ранних фильмов о Годзилле именно этот был самым популярным и прибыльным.

И его тоже «адаптировали» в прокатных версиях. К примеру, в начале оригинальных титров слышен рёв Конга и Годзиллы, но американский зритель увидел более «патриотичную» версию, в которой ревел только Конг. А в немецкой версии создателем всех монстров, с которыми бился Годзилла, оказывался… доктор Франкенштейн.

Гамера: черепаха, но не ниндзя

Успех, выпавший на долю огромного ящера и обогативший студию Toho, не ускользнул от глаз конкурентов. Студия Daiei решила повторить этот успех, придумав своё чудовище — огромную черепаху Гамеру, тоже способную дышать огнём. Фильмов о ней снято существенно меньше — всего двенадцать, но по популярности она, пожалуй, уверенно занимает второе место среди кайдзю.

Если бы первый фильм о Гамере снимали сейчас, его бы записали в «мокбастеры» вроде тех, что производит печально известная студия Asylum. В картине ощущается желание сделать того же Годзиллу, но дешевле. Отличия в сюжете невелики: американцы сбили неизвестный самолёт, перевозивший ядерную бомбу, взрыв разбудил древнее чудовище, и оно отправилось крушить всё, что стоит вертикально. Многие интернет-источники утверждают, что самолёт был советским, но в самом фильме об этом напрямую не говорится. Произошло всё это в полярных льдах — первое отличие от истории Годзиллы, который поднимался со дна океана. Отличалось и чудовище: бедную черепаху снабдили впечатляющими клыками, поставили на задние лапы и научили извергать огонь.

Несмотря на устаревшие спецэффекты и наивную актёрскую игру, фильм представляет значимость для жанра как минимум по двум причинам. Первая картина о Гамере стала последним чёрно-белым фильмом о дайкадзю. А ещё в ней был важный для философии жанра эпизод. Во время нападения на маяк гигантская черепаха спасает паренька, и тот делает вывод, что Гамера не законченная злодейка. Монстр предстаёт не просто противником, которого нужно уничтожить, но разумным существом, с которым можно мирно сосуществовать. И гнев Гамеры вполне объясним: как ни крути, с её точки зрения люди напали первыми.

Огромная черепаха Гамера выглядит не так впечатляюще, как Годзилла, зато умеет летать на реактивной тяге

Студия Daiei не просто позаимствовала идею у конкурентов — она ещё и подшутила над ними. Одним из зданий, по которому потопталась Гамера, был кинотеатр, принадлежавший компании Toho. В дальнейших фильмах цикла ненавязчивые переклички с фильмами о Годзилле продолжились. Скажем, заклятый враг Гамеры, крылатый ящер Гяос, подозрительно напоминает Родана — гигантского птерозавра. Про него Toho первоначально снимала отдельную серию фильмов, но потом присоединила Родана к вселенной Годзиллы.

Что интересно, несмотря на подобные «родственные связи» между чудовищами, руководители Toho не стали возмущаться и подавать на конкурентов в суд. Напротив, они отплатили Daiei той же монетой, придумав для Гамеры довольно забавное камео. В уже упоминавшемся фильме «Годзилла: Финальные войны» у одного из героев можно заметить игрушки, изображающие разнообразных кайдзю. В их числе и знакомый силуэт гигантской черепахи.

Экзотические виды: Гидора, Родан, Ультрамен

В обширном пантеоне дайкайдзю есть и более оригинальные экземпляры, чем огромные динозавры и черепахи. Можно вспомнить гигантскую космическую бабочку Мотру, нередко побеждавшую самого Годзиллу, или сибирского монстра Варана с крыльями как у белки-летяги.

Для русского зрителя особенно интересен Кинг Гидора: по одной из версий, японцы придумали его… под впечатлением от Змея Горыныча из советских киносказок. Японский трёхголовый дракон и вправду выглядит подозрительно знакомым. Впервые этот персонаж появился в ленте «Гидора, трёхголовый монстр» (1964), а позже не раз «гостил» в киносериале о Годзилле.

Первый фильм с японским «Змеем Горынычем» «Гидора, трёхголовый монстр» был приурочен к десятилетию Годзиллы.

Но и это не самая неожиданная идея. Среди многочисленных дайкайдзю можно обнаружить киноисторию «Франкенштейн против Барагона». Ветеран хоррора и просто культовый актёр Кристофер Ли, который несколько раз сам играл монстра Франкенштейна, в документальной картине «100 лет ужаса» довольно пренебрежительно отзывался об этой работе японских кинематографистов. А напрасно: от произведения Мэри Шелли, разумеется, осталось только название, но сам по себе фильм хорош.

Есть несколько вариантов этого фильма, предназначенные для разных рынков. В той версии, которую выпустили в США, герою в финале пришлось столкнуться с весьма экзотическим противником. После того как японский «Франкенштейн», используя весь доступный ему арсенал приёмов из реслинга, заломал противника, из ближайшего озера выполз осьминог и схватился с нашим героем прямо на суше. Дело в том, что в вышедшем незадолго до того фильме «Кинг-Конг против Годзиллы» была сцена схватки с осьминогом. Она так впечатлила американских продюсеров, что те заставили доснять подобный эпизод и для «Франкенштейна против Барагона». Хотя сюжету эта схватка нужна была не больше, чем корове седло.

«Франкенштейн против Барагона». «Пещерный человек» слева, как ни странно, тоже дайкайдзю — это японский Франкенштейн. Что ещё удивительнее, справа — не Годзилла

Рассказывая о гигантских чудовищах, нельзя не упомянуть и ещё об одном жанре — токусацу. Это азиатская разновидность фильмов о супергероях, которые, используя необычные доспехи или иные гаджеты, сражаются со злом. Сами герои, конечно, к теме отношения не имеют, но вот среди их противников часто встречаются типичные дайкайдзю. Кстати, с точки зрения японцев «Тихоокеанский рубеж» — не кайдзю, а типичное токусацу.

Один из самых известных образцов этого жанра — «Ультрамен», ставший настоящим феноменом в японской массовой культуре. Шутка ли, одних только телесериалов в так называемую «Ультра-серию» входит два с половиной десятка. Впервые этот герой появился на экране в 1966 году, и мы узнали историю обычного японского парня, которому достался костюм-симбиот из космоса. Теперь парнишка в минуты опасности может превращаться в гигантского боевого робота — Ультрамена. Правда, превращение возможно только на ограниченный период времени…

В первой же серии Ультрамена ждал противник по имени Бемулар — инопланетный динозавр, которого неопытный взгляд запросто может перепутать с Годзиллой. Среди антагонистов японского супергероя есть и растение, прилетевшее из космоса и способное вырасти гораздо выше человеческого роста. Появлялся на экране и Дзирас — шестидесятиметровое чудовище, которое сумасшедший учёный создал из лох-несского плезиозавра. Мастерам спецэффектов для его создания понадобился, впрочем, всего лишь старый костюм всё того же Годзиллы…

Ультрамен — человек в инопланетных доспехах, победивший множество гигантских монстров. Явный предтеча «Егерей» из «Тихоокеанского рубежа»

На страже природы

Несмотря на ужасную внешность и разрушения, которое несут дайкайдзю, назвать их злодеями нельзя. Взять того же Годзиллу — у него прямо-таки раздвоение личности. В одних фильмах он яростно громит города, пытаясь стереть человечество с лица Земли, а в других защищает людей от прочих чудовищ. Так в фильмах о кайдзю проявляется экологический пафос: разгневанный монстр спасает Землю от любой угрозы. И если природе угрожает деятельность человека — тем хуже для людей.

Одна из картин об огромной черепахе Гамере так и называется: «Гамера — защитник Вселенной». И тут чудовище выступает на стороне человечества. А в фильме «Годзилла против Хедоры» знаменитый ящер оборонял Землю от монстра, который черпал силу из… загрязнения окружающей среды.

Кайдзю в Америке

Создавая своих чудовищ, японцы отчасти вдохновлялись американским кино. Но снятые ими фильмы, в свою очередь, проникали и в кинотеатры США, попутно претерпевая немало изменений. Героев часто переименовывали, а иногда и вовсе доснимали новые сцены с участием англосаксонских актёров.

Шествие кайдзю по Америке началось с первого «Годзиллы». Для проката в США многие сцены пересняли начисто, диалоги переписали и ввели нового персонажа — американского журналиста, глазами которого зритель и наблюдает всё происходящее. Дополнили и название: фильм вышел как «Годзилла — король монстров».

Хотя большинство сцен со спецэффектами оставили без изменений, можно сказать, что американская и японская версии — это два разных фильма. «Король монстров» сейчас кажется наивным развлекательным фильмом, чьи спецэффекты смотрятся довольно забавно. А изначальная японская версия «Годзиллы» до сих пор выглядит качественной фантастикой: умной, отлично сыгранной и очень эмоциональной.

Увидеть первоначальный вариант в США долгое время было непросто: до выхода «Годзиллы — короля монстров» фильм шёл в кинотеатрах только ограниченным показом, а на домашнем видео полную версию издали лишь в 2004 году. Но зато это было превосходное издание — России в этом плане до сих пор похвастаться нечем.

Адаптировали для США и «Гамеру». В американских кинотеатрах показывали только самый первый фильм, но в «доработанной» версии. Этот вариант картины получил название «Гаммера Неукротимая». Как и в случае с «Годзиллой», были добавлены сцены с американскими актёрами, в результате чего западная версия получилась длиннее оригинальной. Более того, многие эпизоды были пересняты с участием американцев вместо азиатов.

Второе «м» видимо, добавили, чтобы имя черепахи не путали со словом «геймер» (gamer)

Только в 1985 году продюсер Сэнди Франк выпустил на Западе версию «Гамеры», приближенную к оригинальной. Именно её показывали американцам в телешоу Mystery Science Theater 3000, на котором в США выросли многие поклонники фантастики. В этой передаче показ фильма перемежался комическими сценками и комментариями постоянных персонажей шоу (примерно так же потом будут смотреть клипы Бивис и Баттхэд). Доводилось ли вам бывать на сеансах, где сидящая впереди компания сопровождает фильм шутками разной степени остроумности? Очень похоже.

В «Гамере» комментаторы тонко подметили уязвимые моменты фильма. К примеру, когда показывают корабль во льдах, бросается в глаза, что снимали его при помощи миниатюрной модели. И когда капитан командует: «Покинуть корабль!», телешутники вставляют замечания: «Ага, покинуть игрушечный корабль!» — «Покинуть куда?». И вправду, кругом только полярные льды, по которым вышагивает грозная черепаха. К сожалению, посмотреть «Гамеру» в таком варианте непросто: эта версия не переведена на русский даже любителями.

Существа из «Легенды о динозавре» в строгом смысле слова динозаврами не считаются. Плезиозавр — морская рептилия, а крылатый рамфоринх — член отряда птеродактилей

В СССР японские фильмы о кайдзю попадали редко, но один из них, довольно экзотический, в нашей стране был прекрасно известен. Речь о знаменитой «Легенде о динозавре» (1977). Это уже не столько научная фантастика, сколько фильм ужасов — в СССР он считался довольно страшным и жестоким. Картина интересна в первую очередь тем, что действовали в ней не вымышленные монстры, способные выдыхать огонь, а реальные доисторические существа. Правда, их размеры всё-таки сильно изменили в угоду зрелищности.

На волне успеха этого доисторического ужастика в отечественных кинотеатрах появилась «Легенда о динозавре 2», которая на самом деле не имела никакого отношения к «оригиналу». Такой «псевдоним» волей прокатчиков получил классический кайдзю-фильм «Годзилла против Мехагодзиллы».

∗∗∗

История жанра кайдзю совершила полный круг: японские фильмы, возникшие на волне успеха американских блокбастеров, сами превратились в источник вдохновения для новых шедевров Голливуда. И если первые попытки вроде неоднозначного «Годзиллы» Эммериха и мультсериала, созданного на его основе, были неудачны, то сейчас ситуация выправляется. Гильермо дель Торо снял свой «Тихоокеанский рубеж», явно вдохновляясь дайкайдзю и токусацу, а на подходе и новая версия американского «Годзиллы». Может быть, она окажется удачнее, если создатели фильма учтут довольно простую вещь: главное в японских лентах о гигантских монстрах вовсе не спецэффекты. Главное, что у этих чудовищ есть душа.

«Тихоокеанский рубеж» дель Торо — пока самая удачная западная картина о дайкайдзю