Картины в лувре

Скульптуры леонардо да винчи с названиями

В 1508 г. великий художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи (1452-1519) создал восковую фигуру всадника на лошади, которая, как считалось, была задумана в качестве модели для более крупной скульптуры. Однако гений итальянского Возрождения умер до того, как скульптуру смогли отлить в металле, а модель таинственным образом исчезла из поля зрения на несколько столетий. И, тем не менее, после усердных поисков статуэтку нашли, и бронзовая фигура лошади с всадником, наконец, предстала пред взором общественности.

От редакции. См. по данной теме статьи –

«Мадонна Литта» на сенсационной выставке Леонардо да Винчи в Лондоне:

Da Vinci’s Milan Masterworks Thrill in London Exhibit: Review :

История о том, как фигурку хранили, потом нашли, а затем создали статуэтку, звучит весьма захватывающе. В 1508 г. великий художник вылепил из воска фигурку воина эпохи Возрождения, сидящего верхом на вздыбленной лошади. Небольшая скульптура около 30,5 см в высоту и столько же в длину предназначалась в подарок другу да Винчи Шарлю д’Амбуазу (Charles d’Amboise). Однако в 1519 г. да Винчи умер, так и не закончив свое произведение, и работа по отливке скульптуры перешла к его ученику Франческо Меци (Francesco Mezi).

Согласно информации, предоставленной Yahoo News, фигурку хранили родственники и потомки Меци до 1930-х гг., пока в Италию не пришла Вторая мировая война. Чтобы сберечь творение, родственники Меци переправили его в Швейцарию. До 80-х годов прошлого века о местонахождении статуэтки почти ничего не было известно. Группа коммерсантов решила заняться ее поиском, разъезжая по стране.

В 1985 г. статуэтку купил бизнесмен Ричард Льюис (Richard Lewis), однако он не был уверен в том, что приобрел именно то, что хотел, и обратился к доктору Карло Педретти (Carlo Pedretti) – специалисту по творчеству художника и почетному профессору университета штата Калифорния в Лос-Анджелесе. Тщательно изучив реликвию, доктор Педретти подтвердил ее подлинность.

Спустя 25 лет г-н Льюис заказал Американской мастерской художественного литья (American Fine Arts Foundry) изготовить бронзовую статуэтку, на что ушло три года. Помимо первой бронзовой копии статуэтки художественная галерея Лас Вегаса Art Encounter намерена изготовить ограниченную серию ее реплик для продажи частным коллекционерам. Как сообщила газета «Las Vegas Sun», цена копии составит 25-30 тысяч долларов. По словам г-на Льюиса 1 миллион долларов, вырученный от продаж, будет безвозмездно передан в Армию спасения для финансирования программы по борьбе со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

После того, как оригинальная восковая фигура, а также искусно изготовленная с нее форма для отливки, были продемонстрированы публике в особняке Greystone Mansion на Беверли Хиллз, они стали частью экспозиции в Лас Вегасе под названием «Гений да Винчи». После закрытия выставки в Лас Вегасе статуэтка будет экспонироваться в Лондоне и Нью-Йорке.

Считается, что статуэтка является единственной сохранившейся скульптурной работой Леонардо да Винчи, и по ней уже видно, что этот гений эпохи Возрождения по праву заслуживает звания великого мастера.

Вспомнить, подумать.

Скульптура работы Леонардо да Винчи

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Всадник на коне. Начало 1500-х
Бронзовый слепок 1985 года по восковой модели Да Винчи

В Лас-Вегасе в отеле Venetian Resort выставляется, возможно, единственная сохранившаяся скульптура работы Леонардо да Винчи.

В начале 1500-х Леонардо создал восковую модель скульптуры всадника на коне (предположительно, полководца Шарля д’Амбуаза), однако не успел сделать с нее бронзовую отливку. Восковая модель досталась его ученику Франческо Мельци (Francesco Melz). В его семье скульптура бережно хранилась до Второй мировой войны, когда ее для сохранности отправили в Швейцарию. В 1980-х состояние восковой модели начало ухудшаться, и было принято решение сделать с нее форму и бронзовый слепок. Сейчас этим первым бронзовым слепком и формой для отливки владеет бизнесмен и инженер Ричард Левис (Richard A. Lewis).

Несколько лет назад он обратился к лас-вегасским арт-консультантам за аутентификацией. Поначалу они не поверили тому, что это может быть работа Леонардо, но после двухлетних исследований провенанс и авторство скульптуры были ими подтверждены. Тогда же Ричард Левис заказал несколько бронзовых и серебряных копий скульптуры.
Статуэтка «Всадник на коне» впервые экспонируется публично на выставке «Да Винчи — гений».

О том, как недавно будто бы нашли рельеф его работы (на самом деле, конечно, не его) я рассказывала тут.

А вот намного более известное «его» произведение, споры о котором не утихали намного дольше.
Это бюст богини Флоры, изготовленный из раскрашенного воска.

Отрывок из книги: A.C. Бернацкий. «Идеальные преступники»

В 1909 году директору берлинских музеев Вильгельму Боде предложили для приобретения восковую статую Флоры. Боде тотчас заинтересовался предложением, так как, согласно семейным легендам владельцев статуи, ваял ее сам Леонардо да Винчи. Важным аргументом в пользу такого предположения служила одна характерная деталь произведения — загадочная улыбка, присущая некоторым женским образам великого итальянца.

Очарованный красотой статуи и мыслью, что один из его музеев пополниться уникальным творением да Винчи, Боде приобрел «Флору» за внушительную по тем временам сумму в 150 тысяч марок. Статуя была поставлена на самое почетное место среди экспонатов эпохи Возрождения в музее императора Фридриха.

Лондонские журналисты, всегда внимательно следившие за перетеканием национальных сокровищ в другие страны, через несколько месяцев после сделки поместили язвительную статью о том, что немцы приобрели под видом шедевра работу некоего Ричарда Лукаса, выполненную в XIX веке в Англии.

Richard Cockle Lucas. «Lady Catherine Stepney as Cleopatra», c. 1836

Конечно же, Боде со своими немецкими сотрудниками не поверил английским репортерам. Более того, он даже высказал претензии своим английским коллегам за то, что они выдали прессе информацию о сделке.

Но англичане настаивали на своем и в подтверждение своей правоты разыскали восьмидесятилетнего сына Лукаса. Он не только подтвердил авторство отца, но также указал, что статуя лепилась с какой-то старинной картины, которую он, в то время семнадцатилетний юноша, хорошо запомнил.

Немцы опять не поверили журналистам, заявив, что изваять такой шедевр под силу только гениальному скульптору, а Лукас, как известно, к таковым не относился.

Фотопортрет скульптора

Тогда от имени англичан выступил некий Томас Уайтборн, бывавший в доме Лукаса-отца и наблюдавший за его работой над статуей. Именно этот свидетель вспомнил, что картина, с которой лепилась статуя Флоры, не принадлежала Лукасу, а была на время одолжена у антиквара Бьюкенена, выступавшего заказчиком восковой скульптуры. Он же указал улицу и дом, где располагалась лавка заказчика.

Но и эта история не поколебала уверенности берлинцев в своей правоте.

Не нашла, какая картина имелась в виду. Видимо, нечто вроде вот этой «Флоры» ученика Леонардо по имени Мельци (о ней у меня тут)

Тогда англичане, понимая, что слово к делу не пришьешь, стали искать вещественные доказательства для подтверждения своих заявлений. И вскоре они предъявили торговую книгу магазина за 1846 год, в которой было зарегистрировано наличие картины с названием «Флора».

Или вроде такой «Флоры», тоже Мельци

Была также найдена литография с этой работы, датированная 1840-м годом и, кроме того, документы аукциона «Кристи», на котором собственность антиквара была продана коллекционеру Моррисону за 640 гиней. А еще через некоторое время была найдена и внучка Моррисона, у которой английские исследователи обнаружили последнее доказательство своей правоты: картину «Флора».

Или, возможно, это «Флора» работы Карло Антонио Прокаччини (которая вообще кстати представляет собой раздетую «Мону Лизу»)

Однако перипетии на этом не закончились. Уже почти разложенные на лопатки, немцы вдруг заявили, что к Лукасу попала подлинная статуя Леонардо, с которой и была выполнена картина Моррисона.

О, вроде нашла старинную статью. Там репродукция вот этой «Флоры» в качестве образца. Сегодня картина приписывается Бернардино Луини

В спор снова вступил Уайтборн, внезапно припомнивший, что Лукасу по какой-то причине приходилось наслаивать воск пластами, и он жаловался на то, что новые восковые свечи, использовавшиеся для этих целей, ужасно плохого качества.

Репродукция из London Times

Теперь дело оставалось за химиками. И они установили, что к воску, из которого выполнена статуя, примешан некий суррогат для его удешевления. А применяться он стал лишь с 1840 года. А ветхость скульптуры объяснялась тем, что некий Симпсон, купивший дом Лукаса со всеми его работами, держал «Флору» на открытой галерее целых шестнадцать лет.

Бюст на иллюстрации из книги Боде начала 20 века

***
Пишу, что было со скульптурой далее.

Как раз в тот момент между Англией и Германией были напряженные отношения, и поэтому английские журналисты с наслаждением подняли эту историю на щит, и с помощью ее издевались над «тупыми дойчами», которых обставил британский талант. За три года на эту тему было напечатано рекордное число газетных заметок и статей — около 700 штук.

Несмотря на эти доказательства, Боде продолжал утверждать, что его первоначальная атрибуция была правильной. Чтобы доказать это, он выставил бюст Флоры среди работ Лукаса — однако эта выставка, скорее, имела неприятные последствия, поскольку показала, что Лукас регулярно делал восковые скульптуры, вдохновленные великими работами старых мастеров.

«Нимфа», восковая статуэтка работы Лукаса.

Его же восковая «Леда и лебедь»

Поскольку некоторые продолжают цепляться за авторство Леонардо, его все пытаются доказать.
Например, этот бюст стал первой скульптурой, которую изучили с помощью рентгена.

Спермацет, обнаруженный в химических образцах, позже доказал, что материал слишком стар для авторства Лукаса и слишком молод для Леонардо. В 1986 году химический анализ показал, что воск содержит синтетически произведенный стеарин, вещество, которое было впервые произведено в 1818 году.

Сегодня он выставляется в Берлинских музеях с табличкой «Англия, 19 век».

ngasanova

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ Всадник на коне. Начало 1500-х
Бронзовый слепок 1985 года по восковой модели Да Винчи

В Лас-Вегасе в отеле Venetian Resort выставляется, возможно, единственная сохранившаяся скульптура работы Леонардо да Винчи.
В начале 1500-х Леонардо создал восковую модель скульптуры всадника на коне (предположительно, полководца Шарля д’Амбуаза), однако не успел сделать с нее бронзовую отливку. Восковая модель досталась его ученику Франческо Мельци (Francesco Melz). В его семье скульптура бережно хранилась до Второй мировой войны, когда ее для сохранности отправили в Швейцарию. В 1980-х состояние восковой модели начало ухудшаться, и было принято решение сделать с нее форму и бронзовый слепок. Сейчас этим первым бронзовым слепком и формой для отливки владеет бизнесмен и инженер Ричард Левис (Richard A. Lewis).

«»
Несколько лет назад он обратился к лас-вегасским арт-консультантам за аутентификацией. Поначалу они не поверили тому, что это может быть работа Леонардо, но после двухлетних исследований провенанс и авторство скульптуры были ими подтверждены. Тогда же Ричард Левис заказал несколько бронзовых и серебряных копий скульптуры.
Статуэтка «Всадник на коне» впервые экспонируется публично на выставке «Да Винчи — гений».

Залы Лувра

Перед походом в Лувр четко решите для себя, что вы хотите посмотреть. В противном случае вы рискуете бесцельно блуждать по его бесконечным залам, смешиваясь с толпой туристов. Такой поход не принесет должного эстетического удовольствия, особенно если вы сильно ограниченны во времени.

Лишь с первого взгляда экспозиция музея кажется необозримой, на самом деле она очень доступна и грамотно организованна.

Ваша задача — иметь какой-то маршрут (хотя бы мысленный) и взять на входе план музея, который поможет вам ориентироваться в его многочисленных галереях (правда, он только на английском языке, если для вас это проблема, план на русском можно скачать на официальном сайте музея).

Чтобы вам не запутаться, в этой статье мы собрали самые популярные залы музея, которые обязательно стоит посмотреть.

Зал законов царя Хаммурапи

Пожалуй, самый знаменитый экспонат в музее. Его слепок, «младший брат» хранится в Пушкинском музее в Москве. Еще со школьной скамьи нам известно, что Хаммурапи был могущественным и властным царем Месопотамии. Его знаменитые законы «око за око, зуб за зуб» — зарождение права в Древнем мире. Кодекс законов — это базальтовая стела, полностью покрытая мельчайшей клинописью. Часть разделов не сохранилась, часть — все еще не обобщена в настоящее время.

Египетские залы Лувра

Достойны того, чтобы провести в них несколько часов. У Лувра славное египетское наследие: неспроста в 1989 году двор знаменитого дворца-музея был украшен стеклянной пирамидой, которая так гармонично вписывается в общий архитектурный ансамбль, несмотря на смешение стилей. Великая египетская коллекция — это не просто увлекательная экскурсия, а путешествие к истокам египтологии.

Еще до открытия египетских залов многие ученые-археологи сталкивались с проблемой отсутствия признания у общественности искусства Древнего Мира. Памятники, саркофаги, скульптуры, красочные папирусы, настенная роспись воспринималась как примитивные диковинки из древней страны. Жан Франсуа Шампольон (именно он расшифровал египетские иероглифы!) захотел привезти образцы древней культуры в Париж, чтобы каждый мог соприкоснуться со значимостью и красотой этой великой цивилизации Египта.

С 1824 года коллекция Лувра стала стремительно пополняться старейшими скульптурами, амулетами, глиняными сосудами, предметами ювелирного искусства и многим другим. Основа экспозиции — принцип хронологии. Из зала в зал перед вами предстанет тысячелетняя история Древнего Египта.

Королевские апартаменты Наполеона III

Когда-то Лувр был резиденцией французских императоров. Но со временем музей многократно перестраивался, поэтому оригинальных интерьеров не сохранилось до наших дней. Апартаменты Наполеона III — единственное, что напоминает о роскоши французских императоров (правда Наполеон III был все же президентом Французской Республики).

Если рассказать вкратце об этих апартаментах, то слово «роскошно» как раз подходит. На каждый квадратный метр создано максимальное количество декораций. Шикарные обои из шелка бордового цвета, немереное количество позолоты, глядя на нее хочется закрыть глаза от многочисленных блик и хрустальные люстры, висящие массивными гроздьями.

Наполеон в этих покоях не жил, она служила ему в качестве приемной.

Греческий зал в Лувре

Скульптура Древней Греции оказала большое влияние на развитие мирового искусства. До сих пор мировые скульпторы стараются подражать классическим стандартам Античности. В коллекции есть два экспоната, о которых вы, возможно, уже слышали. Это Венера Милосская и Ника Самофракийская. Рядом с ними можно наблюдать вереницу менее известных (но тем не менее прекрасных) Афродит.

В залах Древнего Рима и Малой Азии можно увидеть сказочной красоты мозаики, блестящие фрески из города Помпеи.

Залы итальянской живописи

Коллекция итальянской живописи по количеству экспонатов занимает второе место после французской. Еще в XVI веке французские короли приобретали полотна у именитых итальянских художников. Так образовалась большая коллекция, ставшая основой будущего музея.

В залах Большой Галереи находятся полотна знаменитых художников Италии эпохи Возрождения. Здесь же находится знаменитая «Мона Лиза» Да Винчи и толпы туристов, желающие взглянуть на мировой шедевр-загадку хоть одним глазком. Печально, но на репродукциях и снимках картины выглядит намного лучше: со временем она сильно потемнела и ее скромные размеры не дадут шанса пристально рассмотреть ее детали. Если вы хотите насладиться шедевром в пустом зале, лучше придти утром после открытия в понедельник или за полчаса до закрытия специально к этому полотну.

Но на самом деле в ближайших залах масса других не менее прекрасных и завораживающих картин авторства Тициана, Пьяцено, Франческо Гварди.

Лувр. Зал, посвященный убранству храма. Колосс Сети II из Карнака, голова
колосса Аменхотепа III из Ком эль-Хеттан
В свое время для одного из несостоявшихся веб-проектов перевел очень интересную статью Кристиан Зиглер, посвященную египетскому собранию Лувра. Ее несколько ресурсов скопировали, не указав ни автора, ни переводчика. Размещаю ее здесь с иллюстрациями. Думаю, многим пригодится.
Древний Египет в Лувре: история одного собрания.
Кристиан Зиглер,
главный хранитель Египетского собрания Лувра
В 1989 году двор Лувра, знаменитой резиденции королей Франции, был

украшен стеклянной пирамидой. Вслед за этим последовало новое открытие
египетской экспозиции музея, в истории которого памятники с берегов
Нила всегда играли особую роль. История этого египетского собрания по
праву может считаться не просто экскурсом в историю одного музея, но
скорее путешествием к истокам египтологии, удивительной науки,
родившейся благодаря гениальным ученым, знаменитым авантюристам и
выдающимся дипломатам.
В противоположность широко распространенному мнению, первые памятники
древнеегипетского искусства появились в собрании Лувра отнюдь не при
Наполеоне: все сокровища искусства, собранные учеными императора в
долине Нила, а среди них и Розеттский камень, поступили в Британский
музей.
Коллекция Вивана Денона, художника и спутника Наполеона, несмотря на
все трудности все же достигшая берегов Франции, насчитывала не более
пары дюжин вещей.
Первая египетская коллекция Лувра была более чем скромной: в нее
входили лишь несколько статуй из королевской коллекции, поступившие в
музей согласно Конвенции 1793 года. Шестнадцать предметов было
приобретено при Людовике XVIII. Когда на трон взошел Карл X, в Лувре
выставлялись лишь несколько скульптур эпохи фараонов, среди которых
были колоссальная скульптура Исиды из Виллы Адриана, три кубообразные
статуи Ахаменру, Падиименемипета и Уахибра, замечательное
коленопреклоненное изображение Нахтхорхеба, два редких сфинкса с
именами Акхориса и Неферита и грандиозные скульптуры львиноголовой
Сехмет, привезенные во Францию графом де Форбен. Первый каменный
саркофаг, принадлежавший вельможе Инуйе, был даром Людовику XVIII от
сына известного коллекционера Пьера Поля Тедена-Дюван.
Зал египетского искусства эпохи последних фараонов. Роспись плафона потолка работы Франсуа Пико в 1626-1627 гг.
Еще до открытия египетской секции в музее, Жан Франсуа Шампольон
столкнулся с тем, что египетское искусство не получало у
общественности надлежащего признания, а его памятники воспринимались
всего лишь как диковинки и редкости из далекой страны. Знаменитый
теоретик искусствоведения Йоахим Винкельманн резко критиковал его,
обвиняя в примитивизме и монотонности.
Шампольон, тем не менее, хотел привезти образцы этих шедевров в Париж,
для того чтобы каждый желающий мог соприкоснуться с красотой и
значимостью одной из величайших цивилизаций, которые знало
человечество. В самом Египте отношение этого было добиться еще
сложнее: руины эпохи фараонов были здесь никому не нужны. В 1824 году
Шампольон сделал все возможное для приобретения коллекции Дюран, 2149
памятников которой стали первым значительным собранием египетских
древностей, попавшим в Лувр. Помимо сотен амулетов, статуэток, мумий,
сосудов и предметов ювелирного искусства, коллекция включала в себя
такие значительные памятники как саркофаги Сутимеса, известные как
«мумии Дюрана», стелы Сенусерта и Усирура, необычная статуя Мериуна,
изящные статуэтки Именемипета и Тамерут.
Приобретение этой коллекции 14 декабря 1824 года королем Карлом X
стало решающим моментом для будущего Египетского музея Лувра. Увы,
восхитительная коллекция французского консула Бернардино Дроветти
осталась за пределами Франции: цена за нее показалась слишком большой.
Карл-Феликс, король Сардинии, выкупил ее и открыл в Турине под
руководством Шампольона первый египетский музей. Вскоре Шампольон
обнаружил в Ливорно вторую коллекцию, собранную между 1819 и 1824
годами Генри Солтом, генеральным консулом Великобритании в Египте.
Многочисленные агенты Солта тщательно изучали красивейшие некрополи
Фив и храмы Дельты. Его первая коллекция, включавшая в себя
колоссальные статуи и превосходные рельефы, уже в 1818 году была
выкуплена Британским музеем. Шампольон из Италии приложил все свои
усилия, чтобы убедить Карла X в необходимости приобретения коллекции.
«Мы должны попытаться получить самые сохранные и монументальные
памятники, — писал он графу Блака, — мы не должны более создавать лишь
выставку египетских памятников, так как состояние науки и ее
потребности нуждаются в том, чтобы мы создали истинный Музей
египетского искусства, в котором были бы вещи всех стилей и размеров.
В этом смысле коллекция из Ливорно целостна. Из того, что я знаю о
ней, я абсолютно уверен, что Франции никогда больше не представится
такая восхитительная возможность создать Египетский Музей, который был
бы гордостью Лувра». Призыв был услышан. Коллекция была приобретена 23
февраля 1826 года; Шампольон, несмотря на море интриг, 15 мая того же
года был назначен куратором нового Египетского Музея. Инвентарная
опись коллекции Солта насчитывала 4014 номеров, которые полностью
доказывали мнение Шампольона о ценности собрания. Качество памятников,
попавших в Лувр, было столь значительным, что сложно даже выбрать
предметы, достойные особенного внимания. Вместе с колоссальным
сфинксом из Таниса, анналами Тутмоса III, статуей Себекхотепа IV,
статуей Аменхотепа IV, архаическими скульптурами Анху и чарующим
образом госпожи Наи, коллекция была исчерпывающим образцом египетской
архитектуры и скульптуры времен фараонов. Погребальный ритуал
великолепно иллюстрировался как огромным гранитным саркофагом Рамсеса
III, так и бесчисленными памятниками из гробниц. Повседневная жизнь
была представлена несколькими чрезвычайно хрупкими и редкими
памятниками, а также росписями из гробницы Унсу.
Сфинкс Снофру (?), узурпированный Аменемхетом II. Гранит. IV-XII династии. Из Таниса.
В 1827 году в Лувр поступила вторая коллекция Дроветти, который
подарил Карлу X огромный гранитный наос фараона Амасиса и продал
Франции великолепный базальтовый саркофаг. Уроженец Пьемонта, Дроветти
был сторонником революционных идеалов и служил во французской армии во
время итальянских кампаний. Затем он последовал за Наполеоном в Египет
и стал там генеральным консулом Франции в 1814, а затем с 1820 по 1829
гг. Страстный собиратель, он использовал куда более сомнительные
методы раскопок, нежели его современники. Его главным помощником был
Жан-Жак Рифо, скульптор, художественная интуиция которого была
определяющей в решениях Дроветти. Его первая коллекция, как уже
упоминалось, была отвергнута Людовиком XVIII, который выкупил лишь
Дендерский зодиак для Кабинета Медалей по совершенно невероятной цене.
Это объясняет, почему Шампольон, узнав о продаже второй коллекции
Дроветти в 1827 году, метался между небом и землей, убеждая Египетский
Музей купить ее. В августе этого года хитрый консул сделал Лувру
подарок — ювелирные украшения от Мухаммеда Али, среди которых было
уникальное золотое кольцо с лошадьми. Сделка была совершена между 11 и
24 октября, в результате чего Шампольон получил сокровища, среди
которых были золотые и серебряные шедевры, саркофаг Майа, чаша Джхути.
Последняя часть собрания прибыла во Францию в сентябре 1828 года; к
тому моменту, когда разразилась Июльская Революция, инвентарь еще не
был завершен. Во время мятежа стали пропадать вещи; полного ограбления
удалось избежать лишь силами студентов Политехнического училища,
которые были привлечены к спасению памятников.
Описание пятисот трех объектов из коллекции было обнаружено в
Национальном архиве, благодаря чему сегодня мы можем установить эти
памятники. Коллекция включала в себя золотые и серебряные предметы
ювелирного искусства, а также гигантские статуи Себекхотепа и Рамсеса
II.
Собрание царских портретов было значительно расширено большим числом
памятников, среди которых особого упоминания заслуживают небольшая
голова, приписываемая Аменхотепу III и остракон, обессмертивший лицо
одного из Рамсесов. Значительные статуи частных лиц и многочисленные
стелы создавали панораму египетского общества. Наконец, погребальный
инвентарь был представлен саркофагами Джедхонсуиусанх и тремя
монументальными каменными гробами.
Расположенные на верхнем этаже Квадратного Двора после восхитительной
Средней лестницы, четыре зала, предназначенные для Египетского Музея
были выполнены по проекту архитектора Пьера Фонтэна. Прекрасно
сохранившиеся, несмотря на многочисленные переделки, сегодня они
являются историческим центром Египетского отдела. Здесь Шампольон
применил свою новую теорию организации и дизайна музейного
пространства, которая радикально отличалась от ведущих концепций того
времени. В первых двух комнатах около колоннады он расположил вещи,
иллюстрирующие заупокойный ритуал: саркофаги, мумии, канопы. Третий,
или «светский» зал был заполнен памятниками из драгоценных материалов,
уникальными шедеврами и редкими вещами, среди которых были ювелирные
украшения, статуи, письменные принадлежности и одеяния. Цари и их
подданные были представлены приписываемыми им вещами. Следующий зал,
называвшийся «зал богов», предназначался для знакомства публики с
загадочной религией Египта. Для Шампольона проект исторического музея
был связан с педагогическими целями, которые он описывал в своих
очерках и применил на практике при экспонировании объектов; этикетки и
постаменты были разных цветов, в зависимости от того, к какому типу
относился памятник. Несмотря на то, что новые залы были превосходны,
куратор Египетского музея не был доволен, прежде всего, из-за
декоративной отделки залов, которая была выполнена без его участия и
без должного качества.
Вскоре стало ясно, что эти четыре зала слишком малы для постоянно
растущей экспозиции. Из своего путешествия на берега Нила Шампольон
привез около сотни выдающихся памятников древнего искусства, в числе
которых были базальтовый саркофаг жреца Джедхора, потрясающий рельеф с
изображением фараона Сети I и богини Хатхор, великолепная статуэтка
жрицы Каромамы, редкая костяная табличка с именем Пепи I и предметы из
тайников, заложенных при начале строительства храма в Дейр эль-Бахри.
По приезду в Париж, тем не менее, он столкнулся с необходимостью
отстаивать значимость египетской коллекции из-за интриг и козней,
направленных против нее хранителем греческих и римских древностей,
которым, как и египетским шедеврам, в Музее не хватало места.
Шампольону обещали три новых просторных зала, но обещание так и не
было выполнено: в марте 1832 года великий ученый скончался. После его
смерти залы использовались в качестве хранилища, уникальный рельеф из
гробницы Сети I валялся здесь, разбитый на куски и покрытый пылью и
грязью.
Рельеф из гробницы Сети I с изображением царя перед богиней Хатхор. XIX дин.
Несмотря на то, что ему не удалось осуществить все задуманное,
Шампольон оставил Лувру египетский отдел, коллекция которого
насчитывала более 9000 памятников, экспонируемых по новейшим принципам
организации музейного пространства.
После смерти Шампольона, отдел потерял свою независимость и попал в
ведение Жана-Жозефа Дюбуа, репутация которого была весьма прискорбной:
его обвиняли даже в вырезании сцен из заупокойных папирусов и
разрушении частей рельефов, которые были слишком длинны для того,
чтобы их было просто устанавливать в экспозиции. Недавние
исследования, тем не менее, реабилитировали этого превосходного
иллюстратора, который, сменив в 1826 году на посту Шампольона, также
немало поборолся за приобретение части коллекции, собранной
Жаном-Франсуа Мимо, ставшего преемником Дроветти в качестве
Генерального консула в Александрии. За совсем скромную сумму были
куплены 158 вещей, среди которых были покрытые росписью блоки из храма
в Абидосе, столбы из гробницы Ахета, демонстрирующие мастерство
художников Мемфиса так же, как и знаменитые известняковые статуи Сепа
и его супруги Неса.
Голова сфинкса Аменхотепа II. Кварцит. XVIII династия.
Назначение Эмманюэля де Руже на пост главы отдела ознаменовал новую
страницу его истории. Он, знаменитый египтолог и профессор в Коллеж де
Франс внес новую струю жизненных сил в египетскую секцию, которая
вновь стала независимой. В 1853 году ему удалось приобрести коллекцию
Клот Бея, которая насчитывала 2678 предметов. Антуан-Бартелеми Клот,
личный врач Мухаммеда Али воспользовался своим исключительным статусом
для того, чтобы собрать значительную коллекцию древностей, среди
которых были как приобретенные вещи, так и подарки. Хотя большая часть
собрания была продана Лувру, не менее значимая его часть попала в
Археологический музей Марселя, куда Клот удалился от дел в 1860 году.
В его коллекции были большие каменные и деревянные саркофаги, около
двух сот пятидесяти каменных скульптур и стел, значительное количество
бронзовых статуэток, среди которых есть потрясающие изображения кошек,
26 мумий животных, много предметов быта и элементов заупокойного

инвентаря. Памятники происходили из различных районов страны: редкий
рельеф из гробницы Мериба эпохи Древнего царства судя по всему найден
в районе Мемфиса, а ковчег для каноп фараона Сехемра Упмаат Интефа и
папирусы греко-римского времени поступили из Фив.
Между 1850 и 1870 годами еще несколько коллекций, собранных в Египте,
попали в Лувр в качестве даров или в результате продаж с аукционов. Их
владельцы, чаще всего дипломаты, продавали их, вернувшись в Европу. В
1857 году были приобретены красивейшие стелы, принадлежавшие шведскому
консулу Анастази; в 1859-1862 гг. в музей поступили собрания шевалье
де Палена, Ахилла Фулда и графа Тышкевича.
Среди вещей последнего была восхитительная статуя целителя. В 1863
Лувр приобрел некоторые памятники, принадлежавшие ранее русскому
вице-консулу Салеманну.
Большая коллекция Руссет Бея, насчитывавшая 1208 образцов мелкой
пластики, была куплена в 1868 году. Близился конец блистательной «эры
консулов», наступало время нового метода пополнения музейных коллекций
— археологических исследований.
В 1852-53 гг. первые предметы, полученные Лувром, происходили из
мемфисского Серапеума в результате раздела находок, метода, благодаря
которому памятники продолжают поступать в Лувр и по сей день. Эпоха
безжалостного разграбления Египта, когда сотни колоссальных статуй,
рельефов, стел, саркофагов и ювелирных изделий вывозились за пределы
страны, завершилась. Мы не должны слишком категорично осуждать
использовавшиеся для этого ненаучные методы; благодаря этому огромное
количество шедевров было спасено от полного уничтожения.
Статуя Каи в облике писца. Известняк. V династия.
Настроенное довольно равнодушно к своему археологическому наследию и
сконцентрированное лишь на модернизации, египетское правительство
очень быстро уничтожало археологические центры. Во время своей
экспедиции 1828 года, Шампольон отмечал, что большое количество
памятников было уничтожено уже со времен похода Наполеона. Прошение,
которое он послал Мухаммеду Али, настаивая на необходимости сохранения
древностей, возымело свое действие. Огюст Мариетт, сотрудник
египетского отдела Лувра, посвятил этому нелегкому делу всю свою
жизнь. В Каире он основал Службу древностей и Булакский музей, первое
учреждение, предназначенное для сохранения памятников. С этого времени
древности систематически спасались. Были запрещены частные раскопки, а
научные экспедиции организовывались под руководством египтологов,
компетентность которых отражала прогресс этой новой науки. Был создан
принцип раздела находок, во время которого Служба древностей
предоставляла исследователям часть обнаруженных памятников, в то время
как остальное оставалось в Египте. Именно таким образом около 6000
предметов было щедро отдано Франции во время раскопок Мариетта в
некрополе Саккара. Все эти памятники, будь то тысяча стел из некрополя
священных быков или сотня ушебти, наряду с прекрасными статуями быка
Аписа и монументальным изображением бога Беса были тщательно
задокументированы. Из катакомб Аписов происходят и уникальные
ювелирные украшения, принадлежавшие Рамсесу II и его сыну Хаэмуасу.
Мариетту также посчастливилось обнаружить гробницы эпохи строительства
пирамид, в одной из которых был найден знаменитый Луврский писец.
Пектораль с именами Рамсеса II из Серапеума. Кость, золото, инкрустации. XIX династия.
Значительный рост коллекции в середине XIX столетия совпал с большими
административными изменениями, привнесенными в жизнь музея революцией
1848 года. Филипп-Огюст Жанрон, новый директор Лувра, начал
претенциозную программу по реорганизации. Министерский отчет,
датированный 26 апреля 1849 года, содержит описание объема
шестимесячных работ, в результате которых долен был быть завершен
проект Шампольона по расширению египетского отдела: «гигантские
базальтовые и гранитные памятники, которые невероятно тяжелы и
остаются вне поля зрения, преданные забвению в течение многих лет в
подвалах и запасниках музея, были перемещены в спроектированную
специально для них галерею».
Монументальная галерея, созданная Шарлем Персье и Пьером Фонтэном в
1807 году была торжественно открыта в 1849. Более трех с половиной
сотен статуй было выставлено рядом с захватывающим дух колоссальным
сфинксом из Таниса, широко расхваленным прессой. Сразу же после
назначения, Эмманюэль де Руже выставил на обозрение недавно
приобретенную коллекцию Клот Бея вместе с некоторыми памятниками из
Серапеума, восхитительной статуей Аписа и знаменитым сидящим писцом.
Египетская коллекция настолько выросла, что для ее демонстрации
требовались новые помещения, витрины, постаменты, которые не без
сложностей удавалось получать.
Статуя жрицы Мина Туйи, матери царицы Тейе. Дерево. XVIII династия.
К концу XIX века крупные продажи древностей стали уже большой
редкостью. Новый куратор отдела, Эжен Ревеллу сконцентрировал свои
усилия на приобретении памятников более поздних эпох истории Египта.
Несмотря на то, что эти вещи были менее интересны для посетителя,
демотические, греческие и коптские надписи содержали важную информацию
о египетской цивилизации. Между 1879 и 1896 гг. значительное число
папирусов, остраки и надписей на пеленах мумий было приобретено в
Лувр, владеющий сегодня одной из самых больших коллекций памятников
древней письменности. Отдельные приобретения, тем не менее, приносили
музею выдающиеся памятники искусства: в 1872 году у антикваров Роллина
и Фердена за невероятную сумму в 25000 франков была куплена знаменитая
триада Осоркона II; в 1881 году три предмета ювелирного искусства, а
среди них браслет фараона Амасиса, были получены от продажи коллекции
принца Наполеона; и, наконец, в 1883 Лувр купил три большие бронзовые
статуи и замечательного фаянсового гиппопотама из коллекции Посно.
В 1895 году куратор Жорж Бенедит совершил первое из своих ежегодных
поездок в Египет за древностями. В то время, давно ушедшее в область
предания, Каирский музей продавал ведущим музеям мира памятники, к
которым имел много аналогов в своем собрании. Египетские антикварные
магазины были переполнены произведениями древнего искусства, которые
высоко ценились европейскими коллекционерами. Результатом этих
«кампаний», как их называл Бенедит, было приобретение Лувром большого
числа настоящих шедевров. Каждый период истории Египта был представлен
восхитительными памятниками. Нож из Гебель эль-Арака с резной ручкой
из слоновой кости — один из ценнейших памятников эпохи архаики.
Бюст Эхнатона в зале эпохи Амарны. Известняк. XVIII династия.
Мастаба Ахетхотепа, массивное сооружение, украшенное рельефами, была
продана Египтом, так же как и шестиметровая гранитная колонна из
припирамидного храма Унаса. Выдающегося качества бюст из известняка,
изображающий Аменхотепа IV — Эхнатона. Четыре замечательных фаянсовых
сосуда с именами Рамсеса II попали в музей после нескольких месяцев
сложных переговоров, а вслед за ними — красивый систр с именем певицы
Амона Хенуттауи. В 1907 году Лувр получил часть египетской коллекции
из Кабенета Медалей, некоторые из памятников которой требуют особого
упоминания ввиду колоссальной значимости: знаменитый Дендерский зодиак
и Зал предков, который привез из Карнака во Францию в начале XIX
столетия Присс д’Авенн.
После открытия Серапеума, находки отныне и впредь под четким
государственным контролем регулярно отправлялись в Лувр с любезного
согласия египетского правительства. Выборочный перечень этих объектов
превосходно иллюстрирует работу французских археологов от Дельты и до
Первого порога Нила. Две монументальные колонны из розового гранита и
элементы из закладных тайников подтверждают интенсивность работ по
исследованию Таниса. Гелиополь, первый археологический центр,
предоставленный для работ Лувру, дал немногочисленные, но ценнейшие
памятники, такие как редкий Саисский рельеф с изображением охоты в
тростниках. Из Абу Роаша, где вновь начаты работы, происходят
выдающиеся портреты фараона Джедефра, сына Хуфу и принцев царского
дома. Отсюда же в Лувр были доставлены многие редкие объекты времени
правления первых династий, которые являются гордостью музея — каменные
сосуды, палетки из граувакки, медное оружие, маленькие львы из
слоновой кости и фишки для игр. Из нетронутых грабителями гробниц в
Завиет эль-Амуат и Дара, малоизвестных городов Среднего Египта,
происходят статуэтки слуг за работой, украшения и вотивные предметы
конца Древнего царства. Собрание коптских тканей Лувра, обнаруженных в
некрополе Антинои, в настоящее время является одним из богатейших в
мире. Из Ассиута, важного культурного и стратегического города в
Среднем Египте происходят фрагменты погребального инвентаря вельможи
Нахта, среди которых отдельного упоминания заслуживает его
впечатляющая статуя, выполненная из акации, саркофаг, статуэтки
носителей даров и ярко расписанные модели ладей и амбаров.
Выдающийся исторический памятник, стела царя Хора Змеи была открыта в
царском некрополе Абидоса, также как и другие редчайшие памятники
времени правления I-II династий: стелы частных лиц, сосуды с
надписями, металлические и костяные предметы. Найденные в эль-Тоде и
Медамуде, драгоценные памятники из серебра и лазурита, царские статуи
и изящные рельефы на известняки возвращают к жизни величие и роскошь
Среднего царства.
Экспозиция зала скульптуры Среднего царства. Статуя царицы Урет. Гранит. XII династия.

Полные чувств и жизни лица Аменемхетов и Сенусертов, шедевры
древнеегипетской скульптуры, столь же прекрасны, как и выдающиеся
литературные памятники этой эпохи. Уникальная коллекция предметов из
Дейр эль-Мединэ, поселка, в котором жили царские мастера и художники,
создававшие гробницы Долины царей, повествуют о заупокойных верованиях
и повседневной жизни египтян Нового царства. Тысячи вещей,
обнаруженные в гробницах мастеров, в руинах и подвалах поселка
представляют собой бесценное свидетельство обо всех аспектах
существовании этого изолированного сообщества: чем они питались, какую
мебель предпочитали, какие рабочие инструменты использовали, какие
молитвы обращали к богам, как вели домашнее хозяйство и спорили со
своими соседями; это и многое другое запечатлено в письменных
документах. Статуи, фрагменты рельефов и предметы погребального
инвентаря, обнаруженные в гробнице номарха Изи в Эдфу совместной
франко-польской экспедицией дают представление об эволюции
провинциального некрополя в эпохи Древнего и Среднего царств.
Наконец, раскопки на острове Элефантина, расположенного поблизости от
южной границы страны, дали памятники, помогающие нам понять
особенности почитания богов Первого порога Нила — мумии овнов,
священных животных бога Хнума, вотивные приношения богине Анукет,
восхитительные рельефы, датированные Новым царством, составлявшие
когда-то часть святилища Сатет. Эти новые приобретения нарду с
получением новых помещений способствовали значительному расширению
египетского отдела Лувра в 1905 году. Прежде всего это решение
относилось к Алжирской Галерее, в которой место памятников искусства
северо-западной Африки отныне заняли египетские древности, прежде
всего памятники с надписями и многочисленные стелы, прежде обреченные
на хранение в запасниках. Другие значительные монументы, такие как Зал
предков также были размещены в этой секции.
Благодаря новой экспозиции в Галерее Генриха IV появилась возможность
более гармонично показать памятники Нового царства и Третьего
Переходного периода.
Новые дополнительные помещения были отданы Египту сразу же после
прибытия мастабы Ахетхотепа. Началось время модернизации музея. Под
руководством архитектора Альберта Феррана были отреставрированы залы
Фонтена, выкопаны подземные помещения, названные «криптами». Первая
часть работ в египетском отделе была завершена к марту 1934 года.
Посетителей «встречала» колоссальная статуя Сети II, затем следовали
крупные памятники, выставленные в хронологическом порядке начиная с
мастабы Ахетхотепа. Рельефы гробницы были смонтированы на современной
основе, которая своей формой в точности воспроизводила все элементы
подлинного памятника. В новой экспозиции, открытой в 1938 году, также
активно использовались возможности электрической подсветки.
Проходя через главный вход в музей, продвигались к впечатляющему
Танисскому сфинксу в секции Крипты искусств. От мастабы они следовали
мимо шедевров времени первых династий к Галерее Генриха IV, где
размещалась основная часть статуй Нового царства и Позднего времени.
Затем они спускались в новую крипту Осириса, где статуя и несколько
огромных саркофагов, таинственно освещенных, отражали образ бога
умерших. Поднявшись из крипты, посетители попадали в два коптских
зала. Средняя лестница, посвященная находкам из Серапеума, вела к
залам второго этажа.
Жак Вандье, главный куратор, старался сохранить здесь интерьеры,
оставшиеся еще от Шампольона. Здесь же, на пирамидальных постаментах
были выставлены такие шедевры, как скульптурная группа Эхнатона и
Нефертити, сокровище Куртиса Бекеста.
В основе экспозиции также лежал принцип хронологии. Три тысячелетия
истории представали здесь перед посетителем.
Изначальный дух Музея Карла X поддерживался в вплоть до создания
проекта Великого Лувра, несмотря на поступление нескольких потрясающих
памятников, например, осирического пилястра Аменхотепа IV,
принесенного Египтом в дар Франции в 1972 году. Сначала произошли лишь
малозначительные изменения на первом этаже: в 1970 году был открыт еще
один коптский зал, модернизирована Галерея Генриха IV, в 1979 —
перестроена крипта Осириса, в которую был помещен Дендерский зодиак.
24 сентября 1981 года президент Франции Франсуа Миттеран пожертвовал
Лувру крыло Ришелье, в котором до этого было министерство финансов.
Сюда были перемещены все восточные древности, включая Египет, который
наконец-то получил большие помещения на двух этажах в крыле к востоку
от Квадратного двора. Отныне в новой экспозиции сочетались принцип
хронологии и отдельные тематические выставки, на создании которых
настаивал когда-то сам великий Шампольон.
В 2000 году открылась новая египетская экспозиция Лувра, дополненная
несколькими тысячами памятников из хранения и дающая каждому
посетителю музея по-настоящему прикоснуться к потрясающему своей
красотой наследию одной из величайших цивилизаций древности.
(c) Кристиан Зиглер
(c) Авторизованный перевод: Виктор Солкин.
(c) фото — insecula.com
Подробное описание некоторых египетских памятников из собрания Лувра на сайте Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ»:
Стела художника Дедиа
Фрагмент статуи вельможи Мениу
Письмо к усопшему
Голова сфинкса царя Джедефра
Рамсес II, почитающий сфинкса Гизы
Стела Нефрет-Иабет
Статуя Атума в облике змея
Священные кошки Бастет
Маска саркофага неизвестной
Фараон Сети I перед Хатхор

2. Лувр является одной из самых посещаемых достопримечательностей Парижа, ежегодно принимая до 10 000 000 желающих расширить свой кругозор.

3.Причина такой популярности Лувра – собрание почти 380 000 неповторимых шедевров и антиквариата, которые берут свое начало от 6-го века и до нашего времени. По богатству коллекций с ним, пожалуй, ничто не сравнится.

4.Лувр — самый большой музей в мире, несмотря на все разногласия и противоречия по этому вопросу. Он настолько огромный, что за одно посещение просто невозможно посмотреть все предложенные экспонаты.

5. Коллекция музея насчитывает 380 тысяч экспонатов, но лишь меньшая их часть, всего 10% (38 000) выставлена в залах. Остальные экспонаты хранятся в запасниках, ждут своего часа или путешествуют на временных экспозициях в музеях разных стран.

ГАЛЕРЕЯ АПОЛЛОНА В ЛУВРЕ

6. Площадь Лувра раскинулась на 160 106 квадратных метров. Понадобится 3 месяца, чтобы обойти весь этот музей! И это если вы будете чуть ли не бежать и смотреть на каждый экземпляр всего по 30 секунд.

7. Музей Лувр стал рекордсменом по посещаемости: 10 миллионов туристов созерцали искусство в 2012 году.

8. Расположен Лувр в старинном королевском дворце, практически, ровеснике Парижа. Ведь начиналась история обоих с крепостной стены и Луврской башни в 1190 году. Этот интересный факт, наверное, один из самых главных в истории Лувра.

9.Основой для коллекции музея стали собрания картин Франциска I и Людовика XIV в количестве 2500 штук.

10.В XVI в. в Лувре, превратив его в «мануфактуру», обосновались мастера, изготавливавшие, в числе прочего, предметы роскоши. Они прятались там от подчинения профессиональным цехам и работали напрямую на короля.

11.В 1667-1673 годах здание серьезно реконструировали, а количество мастерских только увеличилось. Здесь обрабатывали черепаховые панцири, эбеновое дерево, бронзу, зеркала и т.д.

КОЛОННАДА ЛУВРА

12.В этот же период появилась знаменитая колоннада Лувра, протяженностью 170 метров в стиле классицизм. Ее архитектором был Клод Перро – брат сказочника Шарля Перро.

13. Помимо работы французских мастеров, источниками новых экспонатов были королевские коллекции, военные трофеи, археологические раскопки и т. д.

14.Название «Лувр» в переводе с французского языка означает волчий лес. Проще говоря, дворец заложен на месте бывших охотничьих угодий и унаследовал их название.

15. Самые популярные экспонаты Лувра: «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» (легендарная «Мона Лиза») Леонардо да Винчи и статуя Венеры Милосской.

КАРТИНА «МОНА ЛИЗА» В ЛУВРЕ

16. Картина Леонардо да Винчи – это главная изюминка, за которой едут миллионы туристов. Она является самым узнаваемым произведением искусства в Лувре, эту картину не раз воровали и покушались на её воровство.

17. В 1911 году «Мону Лизу» похитили и 2,5 года спустя дали объявление о ее продаже. Вора поймали, картину вернули в Лувр и усилили меры безопасности. А мотив преступления был даже патриотическим – вернуть полотно на историческую родину в Италию.

ЗАЛЫ ЛУВРА

18. Здание Лувра изначально не задумывалось, как музей, оно было королевским дворцом, расположенным на правом берегу Сены в Париже.

19.Самую первую крепость соорудили еще в средневековый период, а стала королевским дворцом она только в 14 веке при Карле V и время от времени использовалась королями Франции, как главная парижская резиденция.

20. В 1546 году Франциск I обновил здание в стиле французского ренессанса. А после того, как Людовик XIV выбрал Версаль в качестве своей резиденции в 1682 году Лувр стали использовать в качестве резиденции для художников.

21.Официальное открытие Лувра как музея состоялось 10 августа 1793 года.

СТЕКЛЯННАЯ ПИРАМИДА — ВХОД В ЛУВР

22. Знаменитая стеклянная пирамида — своеобразный вход в музей является современным прототипом пирамиды Хеопса. Как-никак у Лувра тесная связь с историей Древнего Египта и его культурой. Благодаря находкам, которые теперь составляют древнеегипетскую коллекцию, появилась наука египтология.

23.Это самая спорная, самая неоднозначная часть музея, вызывающая широкий общественный резонанс вплоть до наших дней. Подобно истории со знаменитой Эйфелевой башней, Пирамида стала символом Парижа и Франции.

24.Основная цель ее строительства — модернизация дворца музея, расширение крыла Ришелье и создание еще одного входа, чтобы увеличить поток туристов и значительно уменьшить очереди за билетами.

25.Автор проекта, Юй Мин Пей, знаменитый американский архитектор китайского происхождения. Его детищами является здания банка Китая в Гонконге, Музей исламского искусства в Дохе, деловой квартал Гейтуэй в Сингапуре, Библиотека — музей Джина Ф. Кеннеди в Бостоне.

26.Стеклянная пирамида – легко узнаваемый декоративный элемент и, одновременно, главный вход в музей, установлен в 1985-1989 годах. Он состоит из 673 стеклянных пластин толщиной 2 сантиметра и создает оптимальное освещение в подземном вестибюле.

27.Пирамида состоит именно из 673 стеклянных пластин, а не из 666 (дьявольский знак), как гласят различные теории заговора и романы Дэна Брауна. Эту легенду придумали, чтобы еще больше привлекать туристов.

28. Лувр стал одним из мест действия бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи», что только добавило музею популярности, в том числе и пирамиде, которой автор в романе придает глубокий символический смысл.

ЖАК ЖОЖАР

29. Жак Жожар известен как человек, спасавший коллекцию музея от разграбления в период нацистской оккупации. Он был директором Национальных музеев Франции и руководил секретной операцией по вывозу экспонатов за несколько дней до начала войны. Об этом событии в 2014 году был снят документальный фильм.

30. Париж, как и многие другие города. оказался в оккупации во время Второй Мировой войны, но сотрудники музея спрятали важные картины в безопасных местах, чтобы сохранить как можно больше произведений от немцев.

31.Получилось, что, когда нацисты прибыли в Париж и заняли город, многие его комнаты были фактически пусты. В военные годы нацисты использовали его в качестве кладовой, где хранили многие украденные произведения искусства и просто боеприпасы. Геринг регулярно посещал его, чтобы выбрать картины и повесить их в своем доме.

32.Еще один завоеватель мира решил, что именно ему принадлежит здание и переименовал его в музей Наполеона Бонапарта. Правда, он старался расширить коллекцию Лувра, а не растащить ее, но опять же расширить за счет кражи в других музеях.

33. Музей состоит из четырех зданий. Для простоты навигации каждое из них называют «крылом» и названо в честь видных деятелей французской истории. Он состоит из двух частей: старой и новой.

34.В музее есть шесть основных правил, которые нужно соблюдать во время посещения (не есть, не фотографировать со вспышкой, не трогать экспонаты и так далее). На протяжении всего маршрута вы встретите различные графические символы, интерпретирующие эти шесть правил.

35.Не все здание дворца является музеем, только два нижних этажа. Часть помещений имеет административное значение, здесь же располагается Министерство Финансов Франции.

36. На цокольном этаже можно увидеть крепостные укрепления Старого Лувра (средневековая крепость была разрушена, а на ее месте возведён современный дворец). Эти руины были найдены лишь в конце XIX века и открыты для посетителей лишь с середины 80-х годов прошлого века.

37. Немногие музеи разрешают начинающим художникам копировать картины мастеров, висящих в их залах. Каждый день с 9:30 до 1:30 желающим разрешается устанавливать мольберты и изучать картины, работая над собственными копиями. Такие действия направлены на то, чтобы начинающие учились у мастеров, кто знает, может следующие шедевры Лувра будет именно их.

ФИЛИАЛ ЛУВРА В АБУ-ДАБИ (ОАЭ)

38. У Лувра есть два филиала (музея-спутника). Один – во французском городе Ланс (его иногда называют Лувр II), второй – в Абу-Даби (ОАЭ), открывшийся в 2015 году.

39.В Лансе проходят временные экспозиции шедевров из главного музея, которые раз в несколько лет меняются.

40. В Абу-Даби выставляются шедевры мирового искусства, преимущественно направленные на эклектику между востоком и западом. В нем содержится примерно 300 экспонатов из главного здания и время от времени они меняются на новые.

41. Графическое искусство представлено здесь очень выборочно, из-за того, что оно больше подвержено воздействию внешних факторов. Многие рисунки и рукописные книги выставляются несколько месяцев в году, а остальное время хранятся в запасниках из соображения сохранности.

42. Поскольку площадь Лувра действительно огромная и там слишком много народу, то легко можно заблудиться. Поэтому в 2016 году придумали приложение на смартфоны, которое поможет ориентироваться туристам. В нем можно заранее проложить маршрут и ориентироваться по нему во время движения по музею.

БРИЛЛИАНТ САНСИ

43. В галерее Аполлона хранится таинственный бриллиант Санси – светло-желтый камень весом 55 карат (11 грамм.), найденный в Индии в XI веке и с тех пор не раз похищавшийся и перепродававшийся.

44.В Лувр камень попал в 1978 году – был выкуплен за 1 миллион долларов у лорда Астора, чья семья владела камнем 72 года.

45. Поскольку обойти музей за один невозможно, то продаются специальные схемы, где помечены самые ценные экспонаты, которые нужно увидеть в первую очередь.

ФИЛИАЛ ЛУВРА В ГОРОДЕ ЛАНС (ФРАНЦИЯ)

46. Официальный сайт самого знаменитого музея в мире тоже заслуживает внимания. Здесь можно найти массу интересной информации (правда, пока на французском, английском и китайском языке, на русском есть подробная схема расположения залов) о коллекции и истории Лувра.

47.Также здесь расположено многообразию интерактивных и мультимедийных инструментов, которые соответствуют обильной и разнообразной коллекции экспонатов.

48.Например, с помощью функции «лупа» можно ознакомиться с мельчайшими деталями мировых шедевров.

49.В интерактивной ленте можно увидеть 19 самых значимых произведения искусства в хорошем качестве.

50.Можно также «прогуляться» в некоторых залах (или переходить из одного в другой) с помощью интерактивных фото панорам.

фото из интернета

Лувр по праву считается одним из старейших музеев мира. При этом о нём ходит масса всевозможных легенд и слухов. Начиная от того что по коридорам Лувра по ночам ходят приведения и до того, что картины Лувра сами по себе меняются местами. Так что же на самом деле является правдой, а что вымыслом об этом прекрасном музее Парижа.

Интересные исторические факты о Лувре.

Лувр находится практически в самом центре Парижа, строить его начали ещё в 13 веке. Первоначально планировалось, что в нём будет храниться казна королевства и различные важные документы. Однако во время правления Карла V в XIV веке Лувр стал настоящей королевской резиденцией.

За всю свою историю, Лувр перестраивали неоднократно. Сначала в 1546 году начали работы по перестройке старой крепости, строительство завершилось лишь через 10 лет. При Генрихе IV в 1608 году была построена галерея длиною 420 метров, которая, по сути, и стала основой для музея.

Людовик XIV перенёс королевскую резиденцию в Версаль в 1674 году, тогда же Лувр был отдан под всевозможные государственные учреждения. Вследствие чего замок практически пришёл в упадок, и на государственном совете подымался вопрос о его сносе. Однако благодаря просьбе парижан к Людовику XVI, королевская семья вернулась в Париж и поселилась в Лувре.

Самым большим рассветом Лувра можно назвать времена Наполеона I Бонапарта. Именно тогда музей получил самое большое количество экспонатов и даже стал называться «Музеем Наполеона».

После этого все правители Франции свозили в Лувр самые ценные произведения искусства привезённые со всех уголков мира. Последние два века Лувр практически не претерпел никаких изменений, за исключением стеклянной пирамиды, которую возвели для освящения подземного холла музея.

Гений родился в Италии | Юность. Годы учебы. 1488-1495 | Рим. «Пьета». 1496-1501 | Флоренция. «Давид». 1501-1505 | Рим. Гробница папы Юлия II. 1505-1545 | Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512 | Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534 | Рим. Поздние работы. «Страшный суд». 1534-1541 | Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

5. Рим. Гробница папы Юлия II (1505-1545)

«Умирающий раб» и «Восставший раб» (1513-1519)

Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия. Возможно, эти статуи символизировали завоеванные папой Юлием провинции, а может быть являлись аллегориями различных искусств, покровителями которых считал себя Юлий II? Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. Для него пластика человеческого тела, его движения и контрапосты сами по себе были исполнены внутреннего содержания. По существу, статуи пленников воспринимаются олицетворением героической борьбы человека за свое освобождение.

Две статуи рабов, созданные в период с 1513 по 1519 г. для надгробия папы Юлия II — «Умирающий раб» и «Скованный раб», (обе — 1513-1516, Лувр, Париж), были задуманы как противопоставление прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше, бессильно повисающему в них.

После росписи Сикстинской капеллы изменился пластический стиль мастера: статуя уже не исчерпывается восприятием с одной, главной точки зрения. Микеланджеловская скульптура требует теперь полукругового обхода, в процессе которого сменяют друг друга не только различные пластические мотивы, но и различные вариации в эмоционально-драматическом замысле образа.

Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. Медленно обходя, спереди и с боков его фигуру, следя за меняющимися пластическими аспектами, зритель видит все стадии героического и преисполненного мощи, и все же напрасного усилия разорвать путы — то предельное напряжение, то новое отчаянное усилие. Так само пластическое построение воплощает в себе развернутую тематическую концепцию и сложную эмоциональную динамику образа. Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» — настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе. В сложном винтообразном движении тела, в предельном напряжении всех мускулов, в выражении лица — стремление к свободе. Рассчитанная на разные точки обзора, статуя отличается пластическим богатством и выразительностью.

«Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. Пропорции этой фигуры более стройные. Одухотворенное лицо юноши погружено в сон, переходящий в сон вечный, — одно из самых прекрасных в творчестве Микеланджело. «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться в последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. Он не рвет свои узы: закинув за голову руки и склонив голову к плечу, он погружается в состояние, одинаково похожее и на смерть и на сон – благодетельное освобождение от мук. Неслучайно эта статуя имеет другое название — «Засыпающий раб».

В первоначальном плане мавзолея, по утверждению Вазари: «Пленники эти означали области, покоренные этим папой и подчиненные апостольской церкви; другие же разнообразные статуи, также связанные, — олицетворяли все добродетели и хитроумные искусства, изображенные там потому, что и они были подчинены смерти и не в меньшей степени, чем сам первосвященник, который столь успешно им покровительствовал».

Здесь, как и во многих других поздних работах, художник не скрывает своего горя и отчаяния. Но побежденные, связанные, умирающие люди у него всегда прекрасны и сильны. В этом утверждении красоты и силы человека – глубокий оптимизм Микеланджело.

Микеланджело посвятил своему «Умирающему рабу» такие строки:

Я словно б мертв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, знай, что я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

Эти две превосходные, исполненные трагизма, статуи демонстрируют подход Микеланджело к скульптуре. По его мнению, фигуры просто заключены внутри мраморного блока, и задача художника — освободить их, удалив избыток камня. В отличие от современных ему скульпторов он обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня; в своих стихах он неоднократно говорит о том, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы. Часто Микеланджело оставлял скульптуры незаконченными — либо потому, что они становились не нужны, либо просто потому, что они теряли для художника свой интерес.

У искусствоведов вызвала споры технология обработки мрамора, примененная Микеланджело при создании статуй рабов. Они отличаются шершавой, неровной поверхностью, а не обработаны до зеркального блеска, как ранние вещи. Одни искусствоведы считают, что скульптор не закончил рабов, а другие видят в этом новый подход к творчеству.

«Скованный раб» и «Умирающий раб» не вошли в окончательное решение надгробия. В 1546 г. Микеланджело подарил их Роберто Строцци за оказанное гостеприимство — стороннику республики, высланному из Флоренции и поселившемуся во Франции, а тот, в свою очередь, преподнес их французскому королю Франциску I, таким образом две статуи пленников оказались в Лувре.

«В отличие от несколько суховатого в подробностях Моисея более гибкий характер носит выполнение статуй пленников Лувра и Флорентийской академии. Микеланджело затрагивает здесь тему человеческого страдания, которую его предшественники воплощали в образе пронзенного стрелами Себастьяна. Древняя скульптурная группа Лаокоона, открытая в эти годы в Риме, также могла послужить ему прототипом, хотя в понимании трагического мастер Возрождения шел дальше античного художника.
У Леонардо в его «Тайной вечере» трагическое было чем-то привходящим, фигуры всего лишь отвечали на печальную весть своим страстным движением. У Микеланджело трагическое заключено в самом человеке, в противоречивости его душевных порывов и стремлений, в ограниченности его физических сил. Мастер едва обозначает внешние путы, сковывающие движение пленников. Главное его внимание привлекают к себе их переживания и страдания. Наделенные высшей степенью одухотворенности, прекрасные и могучие юношеские тела выражают сложную жизнь человека, противоборство его внутренних сил. Левая рука умирающего пленника закинута назад, корпус его опирается на правую ногу, голову он откинул назад, правая рука тяжело поникла. Он не делает усилий, хотя мышцы его предплечий могучи. Охваченный предсмертной дрожью, он стремится расправить члены. Может быть, он уже осознал, что ему не разорвать своих пут, но потребность более сильная, чем разум, толкает его к действию, заставляет мечтать о свободе всей душой, всем своим изнемогающим телом.
«Умирающий пленник» Микеланджело с его красотой борьбы и страдания в такой же мере выражает самое возвышенное в гуманизме нового времени, в какой степени «Дельфийский возница» с его красотой невозмутимого спокойствия выражает гуманизм античности» М. Алпатов.

предыдущая / главная / следующая страница

Умирающий раб

Искусство Италии 16-го века
Скульптура Микеланджело Буонарроти «Умирающий раб». Высота скульптуры 229 см, мрамор. Главные произведения Микеланджело во втором десятилетии 16 века связаны с работой над гробницей папы Юлия II. После смерти папы наследники его заключили с Микеланджело контракт о возобновлении работы над надгробием более скромных размеров и с меньшим количеством статуй. Для этого варианта мастер выполнил статуи двух пленников (или рабов), находящиеся теперь в Лувре (около 1513 года), и статую Моисея (1515–1516; ныне в Риме, в церкви Сан Пьетро ин Винколи).

Образы луврских пленников «Умирающий раб» и «Скованный раб» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии. Основной темой в его искусстве данного периода становится тема неразрешимого конфликта человека и враждебных ему сил. Образ победителя, сметающего на своем пути все преграды, сменяется образом героя, гибнущего в борьбе с противодействующими ему силами. Прежняя монолитность характера человека единой цели уступает место более сложному, многоплановому решению образа.

В скульптуре «Умирающий раб» – прекрасном герое, сломленном в борьбе за свое освобождение, в большей мере доминирует главная, фронтальная точка зрения, однако и здесь обход статуи дает возможность почувствовать все внутреннее движение образа – от чувства нестерпимой муки до умиротворенного покоя и ощущения растекающегося по телу смертного сна. Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские скульптуры «Скованный пленник» и «Умирающий раб» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела.

По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело.